Подкрепление в психологии это – Подкрепление (психология) — Википедия

Подкрепление — Психологос

Фильм «Маугли»

Подкрепление происходит в момент совершения действия. Слушайте комментарии: Это — скверно. А это — хорошо! И очень хорошо!
скачать видео

​​​​​​​ Подкрепление — это мгновенная позитивно или негативно влияющая реакция обучающего (или внешней среды) на определенное действие обучаемого.

В этом определении важны все элементы.

«Мгновенная» — оценка действия обучаемого должна быть действительно мгновенной, чтобы тот мог точно связать ее с каким-то своим поступком. Если с установлением этой связи возникнут проблемы, корректировка поведения может пойти не тем путем, который планировал обучающий.

«Позитивно или негативно влияющая реакция» — позитивная реакция подскажет, что действовать в дальнейшем нужно также, как только что продемонстрировал «обучающийся», а негативная посоветует поискать другие варианты поведения.

«Обучающего или внешней среды» — «учителями» могут быть не только люди. Не зря же говорят: «Жизнь заставила».

«На определенное действие обучаемого» — помним, что подкрепление — это одновременно и реакция на поведение, и стимул к определенной дальнейшей деятельности.

Метод подкрепления внешне похож на метод наград и наказаний, но по сути отличается принципиально. Смотри статью

Подкрепление бывает положительное и отрицательное, прямое и косвенное, осознанное и нет, намеренное и стихийное, вторичное и частичное. Положительное подкрепление — то, чем закрепляется нужное и правильное поведение. Это может быть и одобрительный взгляд, и похвала, и вкусность (для животного). Отрицательное — то, чем предотвращаем поведение ненужное. При хорошем контакте обучающего и обучаемого отрицательным покреплением может стать просто суровый взгляд, если такого контакта нет — то резкая фраза, нахмуренные брови и др. Положительное и отрицательное подкрепление осуществляется повсеместно, хотя обычно носит неосознанный характер и чаще отрицается: «Ничего я не подкрепляла, я просто улыбнулась и похвалила». Подкрепление может происходить и влиять на поведение стихийно: ребенок обжегся — больше руку к огню не тянет. Если же подкрепление кем-то осуществляется намеренно, оно, как метод подкрепления, носит уже другие имена: дрессировка, метод наград и наказаний, оперантное обусловливание, воспитание и др. Подкрепление бывает разовым и системным. Ребенок обжегся — больше руку к огню не тянет: тут хватило одного отрицательного подкрепления. В других случаях для получения устойчивого результата требуются повторения, требуется система подкреплений. Различают подкрепление прямое и косвенное. Косвенное подкрепление — это наблюдение за поведением других и того, к чему приводят последствия такого поведения. От базового подкрепления отличают вторичное подкрепление. Вторичное подкрепление — это ассоциативная связь ранее нейтральных событий и сигналов с событиями значимыми, вследствии чего ранее нейтральные сигналы и события сами начинают действовать как положительное или отрицательное подкрепление. Подкрепление бывает полным и частичным. При постоянном подкреплении поощрение выдается за каждую правильную реакцию. При частичном подкреплении поощрение выдается только при некоторых правильных реакциях, скажем в каждом третьем случае желаемого поведения, или в каждом десятом, или при его первом проявлении каждый час или каждый день.

Подкрепления — огромная и естественная часть нашей жизни.

Кошка в скинеровском ящике нашла педальку, нажала ее и вышла из клетки. Свобода в данном случае — подкрепление нажатия педальки.

Ребенок обжегся — больше руку к огню не тянет, произошло отрицательное подкрепление (разовое подкрепление).

Ребенок учится ударам карате и в момент хорошего удара слышит от тренера: Отлично! Хорошо! — это подкрепление (вторичное подкрепление).

Подкрепление — обязательное условие любого научения и обучения. Главное правило: «Что подкрепляем — то и получаем». Смотри Подкрепление в воспитании детей и Как пользоваться подкреплением

www.psychologos.ru

Подкрепление (психология) — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Подкрепление — в широком смысле, любое событие, стимул, действие, реакция или информация, которые, если следуют за реакцией, служат увеличению относительной частоты или вероятности возникновения этой реакции[1]. Понятие «подкрепление» по-разному используется в разных подходах к изучению поведения. В классическом обусловливании — это ассоциация, образующаяся посредством неоднократного объединения условного стимула с безусловным стимулом; в оперантном научении — ассоциация, образующаяся, когда за оперантной реакцией следует подкрепляющий стимул

[2].

Типы подкрепления

По характеру подкрепляющих стимулов выделяют:

  • первичные подкрепляющие стимулы, или прямые физические вознаграждения, и вторичные способы подкрепления, то есть нейтральные стимулы, которые ассоциируются с первичными подкрепляющими средствами и таким образом сами выступают в качестве поощрения[3].
  • положительное подкрепление — это усиление поведения (подкрепление), происходящее за счет возникновения некоторого стимула или события; как правило, можно интерпретировать как стимулы, которые субъект хочет усилить или продлить своим поведением;
  • отрицательное подкрепление — это усиление поведения, происходящее за счет исчезновения некоторого неприятного стимула или события; происходит при наличии стимулов, действие которых субъект хочет ослабить или прекратить (например, поднять зонт, чтобы перестать намокать под дождем), изменив поведение.

Стоит отметить, что положительное и отрицательное подкрепление не являются наказанием. Наказание — это возникновение неприятного стимула или исчезновение приятного.

Отрицательное подкрепление не является наказанием, так как наказание осуществляется после поведенческого акта и не дает возможности изменить поведение в текущий момент[4].

Отличия подкрепления от поощрения[4]

  • Подкрепление является связью между поведением и последствиями, а поощрение — объектом. В некоторых ситуациях материальные или символические поощрения используются в качестве подкрепления, но сфера применимости поощрений ограничена, чтобы не вызывать зависимость от них.
  • Поощрение не вполне поддается управлению самим человеком, а выдается ему извне.
  • Подкрепление адресовано действию, а поощрение — человеку.

Примечания

  1. ↑ Оксфордский толковый словарь по психологии / Под ред. А. Ребера. — М., 2002.
  2. Хьел Л., Зиглер Д. Теории личности. — СПб.: Питер, 2003.
  3. ↑ Психотерапевтическая энциклопедия / Под ред. Б. Д. Карвасарского. 2-е изд. — СПб.: Питер, 2000
  4. 1 2 Варгас Дж. Анализ деятельности учащихся. Методология повышения школьной успеваемости. — М.: Оперант, 2015.

См. также

wikipedia.green

подкрепление — это… Что такое подкрепление?

  • подкрепление — пополнение, поддержка; поддерживание, обоснование, поддержание, помощь Словарь русских синонимов. подкрепление поддержка Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011 …   Словарь синонимов

  • ПОДКРЕПЛЕНИЕ

    — ПОДКРЕПЛЕНИЕ, подкрепления, ср. 1. только ед. Действие по гл. подкрепить подкреплять и состояние по гл. подкрепиться подкрепляться. Дать больному вина для подкрепления. Подкрепление мирных трактатов реальной силой. 2. Воинская часть, отряд для… …   Толковый словарь Ушакова

  • Подкрепление — денежные средства на счетах участников клиринговых расчетов, предназначенные для урегулирования взаимных обязательств. При клиринговых расчетах каждый участник зависит от действий других участников, что порождает дополнительные: кредитный риск… …   Финансовый словарь

  • ПОДКРЕПЛЕНИЕ — ПОДКРЕПЛЕНИЕ, я, ср. 1. см. подкрепить. 2. То, что подкрепляет, служит помощью, поддержкой. В бригаду пришло молодое п. 3. Силы и средства, поступающие для усиления войск. Подошли подкрепления. Свежие подкрепления. Толковый словарь Ожегова. С.И.… …   Толковый словарь Ожегова

  • ПОДКРЕПЛЕНИЕ — ПОДКРЕПЛЕНИЕ. Один из способов обучения, заключающийся в оценке действий учащихся в процессе обучения. П. обычно предшествует контроль. П. может быть положительным и отрицательным …   Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

  • ПОДКРЕПЛЕНИЕ — У этого термина множество дефиниционных вариаций, однако все они относятся к теоретическим вопросам теории научения относительно того, что такое подкрепление и как оно функционирует. В основе их всех лежит относительно простое значение: 1.… …   Толковый словарь по психологии

  • ПОДКРЕПЛЕНИЕ —         В контексте учения о высшей нервной деятельности П. называется сочетание безусловного раздражителя, вызывающего биологически значимую реакцию, с предваряющим ее индифферентным стимулом, что приводит к формированию классического условного… …   Психотерапевтическая энциклопедия

  • подкрепление — • значительное подкрепление …   Словарь русской идиоматики

  • Подкрепление — система педагогических мер, являющихся подтверждением правильности (положительное подкрепление) отдельных действий воспитанника или его поведения в целом. Это, прежде всего, система методов стимулирования, в частности, поощрение и наказание …   Словарь терминов по общей и социальной педагогике

  • подкрепление — получить подкрепление • действие, получатель …   Глагольной сочетаемости непредметных имён

  • psychology.academic.ru

    Виды подкрепления — Психологос

    Подкрепление бывает положительное и отрицательное, прямое и косвенное, осознанное и нет, намеренное и стихийное, вторичное и частичное.

    • Положительное и отрицательное

    Положительное — то есть то, чем закрепляется нужное и правильное поведение. Это может быть и одобрительный взгляд, и похвала, и вкусность (для животного). Отрицательное — то, чем предотвращаем поведение ненужное. При хорошем контакте обучающего и обучаемого отрицательным покреплением может стать просто суровый взгляд, если такого контакта нет — то резкая фраза, нахмуренные брови и др.

    • Осознанное и нет

    Положительное и отрицательное подкрепление осуществляется повсеместно, хотя обычно носит неосознанный характер и чаще отрицается: «Ничего я не подкрепляла, я просто улыбнулась и похвалила».

    • Стихийное и намеренное

    Подкрепление может происходить и влиять на поведение стихийно: ребенок обжегся — больше руку к огню не тянет. Если же подкрепление кем-то осуществляется намеренно, оно, как метод подкрепления, носит уже другие имена: дрессировка, метод наград и наказаний, оперантное обусловливание, воспитание и др.

    • Разовое и система подкреплений

    Ребенок обжегся — больше руку к огню не тянет: тут хватило одного отрицательного подкрепления. В других случаях для получения устойчивого результата требуются повторения, требуется система подкреплений.

    • Прямое и косвенное

    Косвенное подкрепление — наблюдение за поведением других и того, к чему приводят последствия такого поведения.

    • Базовое и вторичное

    Вторичное подкрепление — ассоциативная связь ранее нейтральных событий и сигналов с событиями значимыми, вследствии чего ранее нейтральные сигналы и события сами начинают действовать как положительное или отрицательное подкрепление.

    • Полное и частичное подкрепление

    При постоянном подкреплении поощрение выдается за каждую правильную реакцию. При частичном подкреплении поощрение выдается только при некоторых правильных реакциях, скажем в каждом третьем случае желаемого поведения, или в каждом десятом, или при его первом проявлении каждый час или каждый день.

    Метод подкрепления и метод наград и наказаний

    Метод подкрепления внешне похож на метод наград и наказаний, но по сути отличается принципиально. Смотри статью

    www.psychologos.ru

    Отрицательное подкрепление — Психологос

    Фильм «Ледниковый период 3: Эра динозавров»

    Фильм «Мефисто»

    Отрицательное подкрепление — неприятное воздействие, которым сопровождают нежелательное действие с целью его изменения.

    Отрицательное подкрепление имеет свои разновидности, основные из которых:

    1. Негативный кликер,
    2. Негативное сопровождение,
    3. Наказание.

    В реальности люди нередко используют все эти разновидности отрицательных подкреплений одновременно, что создает для теоретиков путаницу. Тем не менее — постараемся разобраться!

    Негативный кликер — это мгновенное негативное послание адресату в момент принятия им ответственного решения. Иногда это похоже на напоминание…

    Важно, что послание мгновенное, и что посылается именно в мгновение принятия решения. Если все сложилось, то решение поворачивается в нужную сторону, как в первом ролике: маленький динозаврик задумал остановиться, но папа динозавр резко хрюкнул: «Вперед, а не то!». Малыш пискнул и побежал вперед…


    Ситуация «Чтение в темноте». Дочери 13 лет. Вы заглядываете к ней в комнату и видите, что окна зашторены и она читает в темноте. «Ты что в темноте читаешь? Сядь к свету или включи свет!» — (кстати, как такое обращение можно сделать более эффективным, смотри…)

    — А мне нормально, мне светло! (играет дурочку)

    — Подойди сюда. (дождались, пока она встанет и подойдет).

    — (глядя в глаза) Ты сказала, что тебе нормально, что тебе светло. Это не так, и ты это знаешь. Пожалуйста, если я говорю тебе дельные вещи, то реагируй на них как следует, серьезно. Хорошо?

    — Хорошо…

    — Ну тогда целуй папу (подставил щеку, чмок) — и пойдем завтракать, мама сделала там что-то очень вкусное!

    — Иду! (все весело)

    Тут было отрицательное подкрепление на реакцию дурочки и не было наказания, см.↑ Кстати, обратите внимание на внимание к формату.


    Негативный кликер — прием очень эффективный, но очень трудный в исполнении: нужно все время отслеживать поведение объекта и иметь техническую возможность доносить до него негативное послание… Подробнее об этом читайте здесь: Правило нужного момента, или точка бифуркации.

    Негативное сопровождение — длящийся негатив, сопровождающий нежелательное поведение до тех пор, пока оно не прекратится и не превратится в поведение допустимое. Наградой здесь является прекращение неприятности… Именно эту разновидность негативного подкрепления чаще всего использовал лидер бихевиоризма Бересс Скиннер.

    Я нередко использовал свои педагогические разговоры с детьми именно как негативное давление на них. Мои разговоры были умными и добрыми, но дети хотели не меня слушать, а играть. Но пока они меня слушать не хотели и играли Дурика, я с ними по доброму все разговаривал и разговаривал. И скоро они понимали, что единственный способ освободиться от этой доброй папиной педагогики — это включить голову и сделать нужные выводы. И тогда — на свободу!!

    Наказание (в большом объеме — возмездие, в бытовых ситуациях упреки или ругань) — неприятность, которая свершается после нежелательного (с чьей-то точки зрения) поступка. Наказание делать несложно, сложно сделать его эффективным…

    В видео фрагменте из фильма «Мефисто» премьер-министр не просто отказывает директору театра в его просьбе. Он орет на него и бьет его словами, создавая тем самым отрицательное подкрепление и обеспечивая то, что в следующий раз у директора не возникнет желания к нему с подобными просьбами приходить. Плюс создавая установку, что если дано распоряжение «Уходите», то уходить надо немедленно, а не стоять и колебаться…

    Отрицательное подкрепление и наказание

    Отрицательное подкрепление и наказание — это разные вещи. Отрицательное подкрепление — заключается в моментальной реакции и причинении неприятных переживаний в момент свершения нежелательного поведения. Все неприятное заканчивается, как только прекратилось поведение. Наказание — свершается после поведения, независимо от того, было изменено поведение или не было. См.→

    Отрицательное подкрепление в практической психологии

    Отрицательное подкрепление часто и успешно используется в психологической помощи и консультативной практике. См.→

    www.psychologos.ru

    Подкрепление в психологии

    ПОДКРЕПЛЕНИЕ

    У этого термина множество дефиниционных вариаций, однако все они относятся к теоретическим вопросам теории научения относительно того, что такое подкрепление и как оно функционирует. В основе их всех лежит относительно простое значение: 1. Операция по усилению, поддержке или закреплению чего-либо, или событие, которое усиливает или поддерживает. Так как этот термин чаще всего встречается в литературе по научению, «что-либо» усиливаемое обычно считается приобретенной реакцией на связь между этой реакцией и стимулом. 2. В классическом обусловливании – безусловный стимул (БС), когда он предъявляется либо одновременно, совмещаясь с условным стимулом (УС), либо вскоре после него. БС в этих условиях явно функционирует как подкрепляющий стимул «связи» УС-БС в значении 1, так как, если он будет опущен, произойдет затухание. Эти первые два значения относительно бесспорны 1 – безобидная тавтология («подкрепление подкрепляет»), а 2 — описание эмпирически очевидного состояния дел. Трудности с этим термином возникают тогда когда предлагаются определения, содержащие теоретические предположения относительно участвующих в этом механизмов, особенно когда рассматриваются инструментальные модели введения. А именно: 3. Любой набор обстоятельств, которые рганизм находит приятными или приносящими удовлетворение. 4. Любое событие или действие, которое служит для уменьшения влечения. Это, конечно не столько определение, сколько теоретическое утверждение относительно механизма подкрепления; см. здесь гипотеза ослабления влечения. Таким образом, это значение было отклонено в основном из-за невозможности найти свидетельства операции ослабления влечения во всех тех случаях, когда наблюдаются эффекты подкрепления (в значении 1). 5. Прекращение или изменение определенных стимульных условий. Это определение происходит из теории смежности, в которой утверждается, что усваивается именно последнее выполненное действие в определенной ситуации. Фактически, как быстро заметили защитники этой точки зрения, это вообще не определение, а скорее попытка отказаться от термина подкрепление. 6. Любое поведение с более высокой степенью вероятности его возникновения в данный момент, чем некоторого другого поведения. Это значение выражено так называемым принципом Примака (подробнее см. этот термин), который подчеркивает относительность подкрепления. 7. Знание результатов, обратная связь относительно правильности или уместности поведения. Это значение имеется в виду практически во всех областях психологии, где человеческие существа являются основными субъектами экспериментов. Это множество частично перекрывающих друг друга и иногда противоречивых определений не удовлетворяет никого, и меньше всего психологов, которые часто оказываются в лексикографической ловушке при использовании этого термина. В реальном смысле – часть проблем возникает вследствие попыток трактовать это понятие так, как будто оно представляет единственный фундаментальный принцип, действующий во всех обстоятельствах. Так или иначе, это представление кажется довольно ошибочным. Маловероятно, что одни и те же принципы действуют тогда, когда голодная крыса получает корм после того, как нажала на рычаг, и когда присуждается Нобелевская премия за блестящее научное открытие. Однако в обоих случаях поведение «подкрепляется» в том смысле, что крыса возвращается к рычагу, чтобы опять на него нажимать, а ученый – в лабораторию, чтобы работать над другими проблемами. Кроме того, физическая боль действует как подкрепление для мазохиста, наказание может подкреплять признание у того, кто испытывает глубокое чувство вины, альтруизм подкрепляет благородство, а отказ от ответственности будет служить формированию авторитарной личности. Диапазон и разнообразие предметов, которые могут функционировать в качестве подкрепления (в значении 1), по существу безграничны, и неспособность выделить какие-либо общие основные механизмы привела к значению 8. 8. Любое событие, стимул, действие, реакция или информация, которые, если следуют за реакцией, служат увеличению относительной частоты или вероятности возникновения этой реакции. Это так называемое нейтральное определение, так как оно не требует никакой теории и не выдвигает никаких предположений относительно основного действия или роли подкрепления. Оно также, по существу, содержит в себе круг: наличие подкрепления определяется посредством наблюдения усиления реакции, а усиление реакции, с необходимостью, является доказательством того, что имело место некоторое подкрепление. Многие выступали против этого определения, и у них были для этого достаточные основания. Этот вид семантического притягивания является слабым дефиниционным основанием для одного из наиболее широко используемых в психологии конструктов. Однако это значение является доминирующим. Оно довольно точно отражает то, как чаще всего используется этот термин, и таким образом, пока следует довольствоваться этим. Обратите внимание, что во всех этих значениях сам термин может относиться к (а) процедуре представления или прекращения подкрепляющего события, (б) теоретическому процессу, который, как предполагается, участвует в его действии, или (в) фактическому событию или действию непосредственно. Рекомендуется употреблять термин подкрепление только в первых двух случаях, а для последнего предназначается термин подкрепляющий стимул. И, наконец, некоторые способы употребления этого термина и не касаются различных дискуссий относительно значении от 1 до 8. 9. В исследованиях рефлексов — операция, посредством которой один рефлекс усиливает действие другого рефлекса: например, сила реакции моргания будет увеличена усилением мышечного тонуса. 10. В анализе сновидений — процесс, посредством которого тема сновидения усиливается и поддерживается вторичным сновидением внутри первичного.

    Подкрепление

    Фильм «Маугли»

    Подкрепление происходит в момент совершения действия. Слушайте комментарии: Это — скверно. А это — хорошо! И очень хорошо!

    ​​​​​​​ Подкрепление — это мгновенная позитивно или негативно влияющая реакция обучающего (или внешней среды) на определенное действие обучаемого.

    В этом определении важны все элементы.

    «Мгновенная» — оценка действия обучаемого должна быть действительно мгновенной, чтобы тот мог точно связать ее с каким-то своим поступком. Если с установлением этой связи возникнут проблемы, корректировка поведения может пойти не тем путем, который планировал обучающий.

    «Позитивно или негативно влияющая реакция» — позитивная реакция подскажет, что действовать в дальнейшем нужно также, как только что продемонстрировал «обучающийся», а негативная посоветует поискать другие варианты поведения.

    «Обучающего или внешней среды» — «учителями» могут быть не только люди. Не зря же говорят: «Жизнь заставила».

    «На определенное действие обучаемого» — помним, что подкрепление — это одновременно и реакция на поведение, и стимул к определенной дальнейшей деятельности.

    Метод подкрепления внешне похож на метод наград и наказаний, но по сути отличается принципиально. Смотри статью

    Подкрепление бывает положительное и отрицательное, прямое и косвенное, осознанное и нет, намеренное и стихийное, вторичное и частичное. Положительное подкрепление — то, чем закрепляется нужное и правильное поведение. Это может быть и одобрительный взгляд, и похвала, и вкусность (для животного). Отрицательное — то, чем предотвращаем поведение ненужное. При хорошем контакте обучающего и обучаемого отрицательным покреплением может стать просто суровый взгляд, если такого контакта нет — то резкая фраза, нахмуренные брови и др. Положительное и отрицательное подкрепление осуществляется повсеместно, хотя обычно носит неосознанный характер и чаще отрицается: «Ничего я не подкрепляла, я просто улыбнулась и похвалила». Подкрепление может происходить и влиять на поведение стихийно: ребенок обжегся — больше руку к огню не тянет. Если же подкрепление кем-то осуществляется намеренно, оно, как метод подкрепления, носит уже другие имена: дрессировка, метод наград и наказаний, оперантное обусловливание, воспитание и др. Подкрепление бывает разовым и системным. Ребенок обжегся — больше руку к огню не тянет: тут хватило одного отрицательного подкрепления. В других случаях для получения устойчивого результата требуются повторения, требуется система подкреплений. Различают подкрепление прямое и косвенное. Косвенное подкрепление — это наблюдение за поведением других и того, к чему приводят последствия такого поведения. От базового подкрепления отличают вторичное подкрепление. Вторичное подкрепление — это ассоциативная связь ранее нейтральных событий и сигналов с событиями значимыми, вследствии чего ранее нейтральные сигналы и события сами начинают действовать как положительное или отрицательное подкрепление. Подкрепление бывает полным и частичным. При постоянном подкреплении поощрение выдается за каждую правильную реакцию. При частичном подкреплении поощрение выдается только при некоторых правильных реакциях, скажем в каждом третьем случае желаемого поведения, или в каждом десятом, или при его первом проявлении каждый час или каждый день.

    Подкрепления — огромная и естественная часть нашей жизни.

    Кошка в скинеровском ящике нашла педальку, нажала ее и вышла из клетки. Свобода в данном случае — подкрепление нажатия педальки.

    Ребенок обжегся — больше руку к огню не тянет, произошло отрицательное подкрепление (разовое подкрепление).

    Ребенок учится ударам карате и в момент хорошего удара слышит от тренера: Отлично! Хорошо! — это подкрепление (вторичное подкрепление).

    Подкрепление — обязательное условие любого научения и обучения. Главное правило: «Что подкрепляем — то и получаем». Смотри Подкрепление в воспитании детей и Как пользоваться подкреплением

    Типы подкрепления

    По характеру подкрепляющих стимулов выделяют:

    • первичные подкрепляющие стимулы, или прямые физические вознаграждения, и вторичные способы подкрепления, то есть нейтральные стимулы, которые ассоциируются с первичными подкрепляющими средствами и таким образом сами выступают в качестве поощрения.
    • положительное подкрепление — это усиление поведения (подкрепление), происходящее за счет возникновения некоторого стимула или события; как правило, можно интерпретировать как стимулы, которые субъект хочет усилить или продлить своим поведением;
    • отрицательное подкрепление — это усиление поведения, происходящее за счет исчезновения некоторого неприятного стимула или события; происходит при наличии стимулов, действие которых субъект хочет ослабить или прекратить (например, поднять зонт, чтобы перестать намокать под дождем), изменив поведение.

    Стоит отметить, что положительное и отрицательное подкрепление не являются наказанием. Наказание — это возникновение неприятного стимула или исчезновение приятного.

    Отрицательное подкрепление не является наказанием, так как наказание осуществляется после поведенческого акта и не дает возможности изменить поведение в текущий момент.

    См. также

    • Оперантное обусловливание
    • Поведение
    • Бихевиоризм
    • Групповое подкрепление

    Что такое положительное подкрепление

    Положительное подкрепление — это событие, совпадающее с каким-либо действием и ведущее к увеличению вероятности повторного совершения этого действия.

    Запомните это положение. В нем заложен секрет успешного обучения.

    Существуют два вида подкрепления: положительное и отрицательное. Положительное подкрепление — это нечто, желаемое субъектом: пища, ласка или похвала. Негативное подкрепление — это то, чего субъект хотел бы избежать: шлепок, нахмуривание бровей, неприятный звук (предупреждающий зуммер в машинах, который раздается, если вы забыли пристегнуть ремень безопасности, — это отрицательное подкрепление).

    Поведение, которое уже встречается вне зависимости от того, насколько оно спорадично, всегда можно усилить с помощью положительного подкрепления. Если вы зовете щенка, и он подходит к вам, а вы его ласкаете, то в дальнейшем подход щенка на зов становится все более и более надежным даже безо всякого другого обучения. Предположим, что вы хотите, чтобы кто-то позвонил вам — ваш отпрыск, родитель или любимый. Если он или она не звонит, то тогда уж ничего не поделаешь. Самое главное в обучении с подкреплением то, что вы не можете подкрепить поведение, которое не встречается. С другой стороны, если вы всегда проявляете радость, когда любимые вам звонят, то это значит что их поведение положительно подкрепляется, вероятность частоты их звонков, очевидно, увеличится. Конечно, если вы примените отрицательное подкрепление — «Почему ты не позвонил, почему я должна тебе звонить, ты мне никогда не звонишь» и т. д., замечания, которые вызывают раздражение, — вы создаете ситуацию, при которой звонящий избегает неприятностей тем, что не звонит; фактически вы обучаете их не звонить. Простое введение положительного подкрепления за поведение является наиболее элементарной частью этого вида обучения. В научной психологической литературе встречаются такие выражения: «Были использованы поведенческие методики» или «Проблема была решена с помощью поведенческого подхода».

    Обыкновенно это означает, что они отдают предпочтение положительному подкреплению перед другими использованными ими методами. Это совсем не означает, что они использовали весь арсенал приемов, описанных в этой книге; они могут и не знать о них. Однако введение положительного подкрепления часто является единственно необходимым мероприятием. Кстати, например, наиболее действенный способ приучить ребенка не мочиться в постель — лично похвалить его и выразить свое удовольствие, если утром простынки оказались сухими. Положительное подкрепление можно применить и к себе. В Шекспировской студии, которую я в свое время посещала, я встретила юриста с Уолл-стрит, которому было под пятьдесят и который был страстным любителем игры в сквош (игра, в которую играют ракетками и мягким мячом в закрытых кортах). Однажды он услышал, как я рассказываю об обучении, и уходя заметил, что можно испробовать положительное подкрепление на его игре в сквош. Вместо того что бы как обычно сокрушаться об ошибках, он попробует вознаграждать себя за хорошие удары. Через две недели я снова встретила его. «Как сквош?» — спросила я. На его лице потаилось выражение заинтересованности и радости, что нечасто бывает с юристами с Уолл-стрит. «Сначала я чувствовал себя жутким дураком, — ответил он, — говоря: „Хорошо, Пит, молодец!“ при каждом удачном ударе. Черт возьми, когда я тренировался один, я даже поглаживал себя по спине. Но затем моя игра начала улучшаться. И сейчас я на четыре ранга выше в клубной лестнице, чем был когда-либо раньше. Я побеждаю тех, у которых прежде не мог выиграть даже очко. И получаю гораздо больше удовольствия. С тех пор как я не ору на себя все время, я не кончаю игру злым и разочарованным. Если удар не получился, ничего страшного, следующие будут хорошими. И я обнаруживаю, что мне просто смешно, когда кто-нибудь другой делает ошибку, бесится, бросает ракетку — я знаю, что это не улучшит его игру, я только улыбаюсь. Какой жестокий противник. И это сразу же как только перешел на положительное подкрепление». Подкрепление относительно, не абсолютно. Дождь является положительным подкреплением для уток, отрицательным для кошек, довольно безразличен, по крайней мере во влажную погоду, для коров. Пища не является положительным подкреплением, если вы сыты. Улыбки и похвалы могут быть непригодными в качестве подкрепления, если субъект хочет вывести вас из себя. В качестве подкрепления надо выбирать нечто желаемое субъектом. Для любой тренировочной ситуации полезно иметь набор подкреплений.

    В океанариумах «Жизнь моря» касаток подкрепляют множеством способов: рыбой (их пища), поглаживанием или почесыванием различных частей тела, вниманием окружающих, игрушками и т. д. Все представления — это действия, при которых животное никогда не знает, какое поведение будет подкреплено в следующий раз и каким будет подкрепление; эти «сюрпризы» так интересны для животных, что представления могут идти почти без стандартных подкреплений рыбой; животные получают пищу в конце дня. Необходимость постоянного перехода от одного подкрепления к другому увлекательна и интересна и для тренеров. Положительное подкрепление приносит пользу и при взаимоотношениях между людьми. Оно лежит в основе искусства делать подарки: точно угадать, что будет иметь подкрепляющее действие (правильный выбор является подкреплением и для делающего подарок). У нас чаще всего принято доверять выбор подарков женщинам. Я даже знаю одну семью, в которой мать покупает рождественские подарки всем и ото всех. И очень забавно, когда рождественским утром братья и сестры говорят: «Смотрите, это Биллу от Энни», хотя все знают, что Энни тут ни при чем. Но это не совершенствует у детей навыка выбирать способы поощрения других. В нашем мире человек, выработавший в себе наблюдательность в отношении положительного подкрепления, имеет большие преимущества перед другими. Как мать, я сделала все, чтоб мои сыновья научились делать подарки. Например, однажды, когда они были еще маленькими — семь и пять лет, я повела их в довольно фешенебельный магазин и предложила каждому выбрать по платью для их младшей сестренки. Им понравилось, развалясь в плюшевых креслах, одобрять или не одобрять платья, которые она примеряла, как нравится какому-нибудь миллионеру помогать своей подружке выбирать норковую шубку. Их маленькая сестренка тоже получила удовольствие. Так, благодаря этому и подобным упражнениям, урок был усвоен: как по-настоящему проникнуться интересом к тому, что хочет другой человек, как находить радость в поисках положительного подкрепления для тех, кого любишь.

    Поделитесь на страничке

    Следующая глава >

    Работа над фактическим материалом

    Любые студенческие работы — ДОРОГО!

    100 р бонус за первый заказ

    Узнать цену Поделись с друзьями

    Анализ редактором использованного в книге фактического материала — исключительно важный этап работы над рукописью. Конкретные задачи, которые в связи с этим возникают, распадаются на две части.

    Первая часть — определение качества материала, т. е. удачны ли приведенные факты, типичны ли они для данного явления; выражают ли главное, существенное или второстепенное; не делает ли автор выводов на основании случайных примеров, упуская главное.

    Распространенной разновидностью фактического материала являются цифровые данные. Редакторский анализ фактического материала предполагает всестороннюю оценку цифровых данных. Вначале следует задуматься над тем, уместны ли они в данной работе. Единого ответа на этот вопрос нет: все зависит от вида литературы, вида издания, целевого и читательского назначения будущей книги. Одно дело производственнотехническая брошюра или справочник, где цифры — нередко основа ткани произведения; другое — популярная брошюра, в которой цифра если и нужна, то лишь как вспомогательное средство. Общее правило, однако, должно быть таким: не следует поощрять стремление некоторых авторов перенасыщать тексты своих работ цифрами, помня, что читать такую книгу нелегко.

    Анализ цифрового материала предполагает необходимость оценить, удачна ли форма его подачи, а если речь идет о статистических сведениях, то правильно ли выбраны данные для сопоставления, приводит ли автор последние результаты или оперирует устаревшими. Наконец, ограничивается он абсолютными показателями или дает также относительные.

    Особое внимание необходимо обратить на новизну материала. Трудно представить, чтобы автор не знал новейших достижений пауки и техники в той отрасли народного хозяйства, о которой он пишет, в которой работает. Однако далеко не редки случаи, когда автор дает устаревший материал.

    Особенно часты такие случаи при повторных изданиях книг. Автор написал хорошую книгу, содержащую материал, отвечающий последнему слову науки и техники. Издательство выпустило эту книгу. Прошло несколько лет, потребовалось новое издание. По каким-либо причинам (малый срок, предоставленный автору издательством, загруженность автора, переход его на новую работу) автор ограничился тем, что весьма незначительно обновил материал, не отразил в книге всех важных новостей, которые появились в науке и технике за последние годы. Издательство, основываясь на высоком качестве материала первого издания, не дало рукопись на обстоятельную, серьезную рецензию, а передало непосредственно редактору.

    В таком случае, если у редактора возникают какие-либо сомнения в новизне материала, необходимо послать рукопись на рецензию, поставив перед рецензентом соответствующие вопросы.

    Особое внимание редактор должен обратить на новизну нормативного материала и стандарты. Для этой цели у редактора под рукой постоянно должны быть технические условия и указания, нормы выработки и расценки, сборники основных распоряжений и новейшие стандарты, относящиеся к той отрасли народного хозяйства, которую обслуживает данное издательство.

    Вторая задача анализа фактического материала — установление правильности, точности приведенных в рукописи данных.

    Достоверность фактов — важный критерий ценности произведений. И хотя теоретически здесь все ясно, на практике достичь точности сообщаемых сведений удается далеко не всегда.

    Объясняется это разными причинами. Значительная часть неточностей, встречающихся в рукописи, идет от автора. Принято считать, что известную дань промахам и ошибкам отдает каждый пишущий человек, какой бы культуры умственного труда он не достиг. Многие ошибки могут появиться во время перепечатки рукописи на машинке, а также подготовки ее к изданию. Есть серьезная опасность возникновения искажений в процессе набора, чтения корректур, печати.

    Особо должны быть выделены фактические ошибки, причины которых носят объективный характер. Жизнь идет вперед, развиваются наука, техника, культура, и то, что считалось достоверным вчера, может быть признано неверным сегодня.

    Своеобразным видом фактического материала являются цитаты — части текста, выписанные из другой книги или статьи без всяких изменений.

    При редакторском анализе цитат приходится решать две задачи. Во-первых, надо установить, нужны ли цитаты для разработки темы, нет ли возможности сократить число приведенных высказываний, какие из них обязательно оставить. Во-вторых, редактор должен установить, соответствуют ли цитаты источнику, не допущены ли ошибки во время цитирования.

    В рукописи любого тематического направления имеются числа, имена, названия, даты. Если редактор не уверен в их правильности, его обязанность проверить все по источникам.

    Работая над фактическим материалом, редактор обязан обратить внимание на использование терминов. Каждая отрасль знаний имеет свою терминологию. Основное требование к термину — однозначность. Полисемия, т. е. многозначность термина считается отрицательным явлением и в научной, научно-популярной, учебной, документальной литературе не допускается, так как она может вызвать недопонимание в процессе коммуникативной связи между автором и читателем.

    Например, в медицине и биологии широко используется термин стресс (от англ, 8!ге88 — напряжение). Им обозначается состояние напряжения организма человека или животного, возникающее как защитная реакция в ответ на воздействие различных неблагоприятных факторов (холода, голодания, физических и психических травм и т. д.). Никакого другого значения этот термин не имеет. Но иногда ему пытаются придать еще одно значение, а именно: техногенная деятельность человека, нерациональное использование природных ресурсов. Вот фраза, взятая из научной работы: «Последствия антропогенного стресса проявляются в природной среде и виде нарушения динамического равновесия биосферы, разрушения, обеднения видового и популяционного разнообразия экосистем, угнетения их способности к самовосстановлению и снижения эффективности функционирования в процессе поддержания качества пресных и морских вод, воздуха, почв». Это предложение надо было бы построить так: «Последствия нерациональной техногенной деятельности человека проявляются…» и далее по тексту.

    Во многих случаях в рамках конкретной отрасли науки используется несколько синонимов для определения одного понятия. Так, изучением геологической среды и происходящих в ней изменений под влиянием природных и техногенных факторов занимается научная дисциплина геоэкология, сформировавшаяся на стыке экологии, географии и геологии. В современной отечественной и зарубежной литературе синонимом геоэкологии служит термин экогеология. Как быть в таких случаях? Автор книги должен назвать все имеющиеся в литературе синонимы данного термина, но пользоваться желательно только одним, тем, который он считает наиболее оправданным.

    Иногда авторы для большей популяризации изложения пользуются терминологией жаргонного характера, которую применяют некоторые категории работников. Например, в популярной брошюре о вождении автомобиля вместо научного термина штурвал, или штурвальное колесо пишут «баранка». В результате получается не популяризация, а вульгаризация, с которой редактор должен бороться.

    Таким образом, работа редактора над фактическим материалом — одна из составляющих в подготовке рукописи к изданию.

    eg-nsk.ru

    Подкрепление (психология) — Википедия

    Материал из Википедии — свободной энциклопедии

    Подкрепление — в широком смысле, любое событие, стимул, действие, реакция или информация, которые, если следуют за реакцией, служат увеличению относительной частоты или вероятности возникновения этой реакции[1]. Понятие «подкрепление» по-разному используется в разных подходах к изучению поведения. В классическом обусловливании — это ассоциация, образующаяся посредством неоднократного объединения условного стимула с безусловным стимулом; в оперантном научении — ассоциация, образующаяся, когда за оперантной реакцией следует подкрепляющий стимул[2].

    Типы подкрепления

    По характеру подкрепляющих стимулов выделяют:

    • первичные подкрепляющие стимулы, или прямые физические вознаграждения, и вторичные способы подкрепления, то есть нейтральные стимулы, которые ассоциируются с первичными подкрепляющими средствами и таким образом сами выступают в качестве поощрения[3].
    • положительное подкрепление — это усиление поведения (подкрепление), происходящее за счет возникновения некоторого стимула или события; как правило, можно интерпретировать как стимулы, которые субъект хочет усилить или продлить своим поведением;
    • отрицательное подкрепление — это усиление поведения, происходящее за счет исчезновения некоторого неприятного стимула или события; происходит при наличии стимулов, действие которых субъект хочет ослабить или прекратить (например, поднять зонт, чтобы перестать намокать под дождем), изменив поведение.

    Стоит отметить, что положительное и отрицательное подкрепление не являются наказанием. Наказание — это возникновение неприятного стимула или исчезновение приятного.

    Отрицательное подкрепление не является наказанием, так как наказание осуществляется после поведенческого акта и не дает возможности изменить поведение в текущий момент[4].

    Видео по теме

    Отличия подкрепления от поощрения[4]

    • Подкрепление является связью между поведением и последствиями, а поощрение — объектом. В некоторых ситуациях материальные или символические поощрения используются в качестве подкрепления, но сфера применимости поощрений ограничена, чтобы не вызывать зависимость от них.
    • Поощрение не вполне поддается управлению самим человеком, а выдается ему извне.
    • Подкрепление адресовано действию, а поощрение — человеку.

    Примечания

    1. ↑ Оксфордский толковый словарь по психологии / Под ред. А. Ребера. — М., 2002.
    2. Хьел Л., Зиглер Д. Теории личности. — СПб.: Питер, 2003.
    3. ↑ Психотерапевтическая энциклопедия / Под ред. Б. Д. Карвасарского. 2-е изд. — СПб.: Питер, 2000
    4. 1 2 Варгас Дж. Анализ деятельности учащихся. Методология повышения школьной успеваемости. — М.: Оперант, 2015.

    См. также

    wiki2.red

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *