Сферы общества основные сферы общественной жизни в таблице кратко (обществознание 7 класс)
4
Средняя оценка: 4
Всего получено оценок: 209.
Обновлено 11 Октября, 2021
4
Средняя оценка: 4
Всего получено оценок: 209.
Обновлено 11 Октября, 2021
Что такое сфера жизни общества? Общество представляет из себя организованную многоуровневую систему. В ней можно выделить отдельные элементы — сферы, каждая из которых образует подсистему. В обществознании принято выделять четыре таких сферы. Они взаимосвязаны и зависят друг от друга. Рассмотрим, какие бывают сферы общества.
Экономическая сфера
Эта сфера жизни общества включает в себя особенности организации хозяйственной жизни государства, семьи, отдельного человека. Её целью является удовлетворение потребностей всех членов общества путём создания материальных благ. Основными её элементами принято считать:
- производство — процесс изготовления товаров, предоставления услуг для удовлетворения потребностей людей;
- распределение — разделение полученных благ между членами общества;
- обмен — движение товара от одного владельца к другому;
- потребление — использование полученных товаров для удовлетворения потребностей.
Организациями, входящими в эту сферу, являются банки, промышленные предприятия, частные фирмы, индивидуальные предприниматели.
Рис. 1. Центральный банк России.Экономическая сфера создаёт средства, необходимые для функционирования всех остальных сфер, так как нормальная жизнедеятельность человека и общества без материальных благ невозможна.
Политическая сфера
Эта сфера общественной жизни включает регулирование деятельности различных государственных, политических и общественных организаций; реализацию властных полномочий. Главной задачей политической сферы является организация управления обществом, так как без этого функционирование государства невозможно. К основным элементам политики относятся:
- государственная власть и её органы;
- политические партии и движения;
- политическая идеология и культура;
- законотворческая деятельность.
Примерами организаций, включённых в эту сферу, являются президент как глава государства, парламент, правительство, партии и движения.
Социальная сфера
Это сфера общества, которая регулирует взаимоотношения между отдельными личностями, социальными группами, классами общества. Кратко перечислим её основные элементы:
- классы и сословия;
- нации и межнациональное взаимодействие;
- семейно-бытовые отношения;
- социальные институты;
- социальные группы.
К этой сфере относятся такие организации, как коммунальные службы, система здравоохранения, пенсионные фонды, учреждения образования и воспитания.
Рис. 2. Пенсионный фонд РФ.Духовная сфера
Она регулирует и поддерживает уровень духовного и морального развития общества, служит для производства и сохранения ценностей культуры и нравственной стороны жизни. К её элементам можно отнести:
- науку и образование;
- искусство и культуру;
- религиозные верования и представления;
- духовные потребности человека;
- нормы морали.
К организациям, входящим в эту сферу, можно отнести научно-исследовательские институты, музеи, библиотеки, театры, выставочные центры.
Одним из основных элементов духовной сферы является общественное сознание. Это сложное понятие, включающее в себя мировоззрение, идеи и мысли, чувства и взгляды, свойственные представителям социальных групп, общностей, наций.
Рис. 3. Таблица «Сферы жизни общества.Что мы узнали?
Сферы жизни общества, знакомство с которыми происходит в 7 классе, — это элементы общественной жизни, представляющие из себя подсистемы, выполняющие определённые функции. Выделяют 4 сферы: экономическую, политическую, социальную и духовную. Все сферы взаимосвязаны и взаимозависимы.
Тест по теме
Доска почёта
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
Пока никого нет. Будьте первым!
Оценка доклада
4
Средняя оценка: 4
Всего получено оценок: 209.
А какая ваша оценка?
Сферы общества — характеристика, взаимосвязь, особенности
Обществознание
12. 11.21
8 мин.
Общественная жизнь и сферы общества изучаются в рамках школьного курса «Обществознание».
Оглавление:
- Понятие сферы общества и ее состав
- Основные сферы общественной жизни
- Связь всех 4 сфер жизни общества
Понятие сферы общества и ее состав
Сферы общества – это система связей между отдельными субъектами и объектами общества. Их соотношение определяет уровень благосостояния, выступает показателем стабильности государства.
Составляют эту совокупность четыре сферы:
- духовная;
- политическая;
- социальная;
- экономическая.
Между этими компонентами имеет место тесная взаимосвязь.
Основные сферы общественной жизни
Краткая характеристика сфер их особенности представлены ниже.
Духовная
Это сфера жизни, представленная нематериальными феноменами и явлениями: этика, культура, образование, эстетика, религия, наука, мораль, философия, искусство. Также сюда входит право.
Базовые процессы данной сферы: производство, аккумулирование и трансляция ценностей. Духовная сфера ориентирована на личностное духовное и нравственное развитие.
Важными категориями данной сферы являются:
- Духовные потребности, формирование которых происходит в ходе социализации индивида.
- Духовное производство представляет собой процесс духовного развития, результат которого – теории, идеи.
- Духовное потребление. Данное понятие выражает процесс удовлетворения духовных желаний, потребностей, потребления продуктов соответствующих областей. Человек посещает выставки, театральные постановки, научные лекции, что приносит ему удовлетворение, обогащает его новыми знаниями, помогает решить некоторые философские, морально-этические вопросы.
Политическая
Это сфера жизни, которая характеризует процесс управление социумом, специфику отношений между государством и человеком.
Политическая сфера может иметь внутренний и внешний аспект. Данная область определяет качество, уровень жизни каждого человека.
Так, политические изменения в России в 90-е гг. ХХ века, связанные с изменением государственного строя, режима, идеологии, повлекли радикальные изменения во всех областях жизнедеятельности.
В частности, вырос уровень преступности, ухудшилась демографическая ситуация, произошла резкая дифференциация общества.
Социальная
Это сфера жизни, образованная взаимодействием отдельных общностей. Характер социальной сферы определяет также качество жизни отдельного гражданина.
Пример: плохое качество медицинского обслуживания (отсутствие необходимого оборудования, неквалифицированные специалисты) в отдельных регионах или в сельской местности лишает человека возможности улучшить свое здоровье, продлить жизнь.
Позиция человека характеризуется ролью и статусом.
Экономическая
Это сфера общественной жизни, которая заключается в производстве, потреблении материальных благ (услуг, товаров), а также включает их обмен и перераспределение.
Компоненты данной области: процессы и силы (производительные).
Социальные институты в сферах общества
Каждая сфера общества представлена социальными институтами. Учреждения бывают разной направленности.
Следующая таблица содержит базовые элементы:
Сфера | Социальный институт |
Духовная | Театры, архивы, библиотеки, школа, вузы и пр. |
Политическая | Государство, правительство, политические партии |
Социальная | Здравоохранение, ЖКХ и пр. |
Экономическая | Банки, биржи, заводы, гостиницы и пр. |
Институт родства (семья, брак) также относится некоторыми учеными к духовной сфере. Государство во многих странах проводит активную политику по укреплению данного института.
Связь всех 4 сфер жизни общества
Все сферы находятся во взаимосвязи. Человек интегрирован одновременно в каждую из сфер. То есть он оказывается на пересечении четырех областей. Соответственно, проблема или напряженность в одной затрагивает другие.
Политическая – экономическая. Санкции изменили специфику наполнения рынка товарами. Появилась стратегия импортозамещения.
Политическая – социальная. Военные действия в Сирии привели к появлению большого количества беженцев. Система здравоохранения практически отсутствует.
Политическая – духовная. Включение в состав России Крыма инициировало обращение к фольклору, литературе края. Пример: был, в частности, начат выпуск книг по истории и археологии Крыма «Крым в истории, культуре и экономике России».
Экономическая – социальная. Дефолт, обвал рубля приводит к ухудшению системы здравоохранения и других областей.
Экономическая – духовная. Развитие промышленности требует подготовки высококвалифицированных специалистов, которые могут подготовить вузы. Соответственно, открываются новые направления, увеличивается набор.
Экономическая – политическая. Сильная экономика определяет позицию страны на международной арене.
Духовная – политическая. Научные разработки для оборонной промышленности обеспечивают безопасность страны.
Духовная – экономическая. Популяризация музеев увеличивает поток туристов, что приносит доход региону, стране.
Духовная – социальная. Подготовка врачей в вузах способствует развитию здравоохранения.
Социальная – политическая. Наличие крепкой системы здравоохранения определяет благоприятную ситуацию во внутренней политике.
Социальная – духовная. Сословная принадлежность до революции 1917 г. препятствовала обучению в университетах несостоятельных граждан.
Социальная – экономическая. Наличие системы дошкольного образования позволяет родителям детей работать, что положительно влияет на экономику.
Новый дух капитализма: как неолиберализм изменил то, как мы относимся к религии как первые использовали последних для построения своих движений.
В 21-м -м -м веке неолиберализм неизбежен. Хотя этот термин может показаться многим техническим и загадочным, его последствия ощущаются почти везде. Экономическая перспектива, выступающая за маленькое государство, нерегулируемые рынки и индивидуальное предпринимательство, оказывает такое глубокое влияние в западных странах, что ее даже редко признают политическим выбором. Даже после глобального экономического краха 2007–2008 годов и пандемии коронавируса, высветившей нашу общую человечность и зависимость от международного сотрудничества, очевидные ограничения свободного рыночного капитализма не поколебали его позиции господствующей мировой идеологии. Более того, его влияние распространяется далеко за пределы экономической сферы и теперь встроено в культурную жизнь стран, сформированных интересами свободного рынка. Учитывая его всепроникающее влияние, нас не должно удивлять, что предположения неолиберализма также формируют ценности и поведение религиозных движений по всему миру. Как я утверждаю в своей книге Неолиберальная религия: вера и власть в 21 веке , это требует от нас изменить то, как мы понимаем религию и ее статус в современной жизни.
То, что религиозные обряды могут напоминать коммерческие рынки, честно говоря, не является чем-то новым. Примерно в 1905 году немецкий социолог Макс Вебер, как известно, определил тесную связь между некоторыми формами протестантизма в 17 веке и экономическими импульсами, вдохновившими появление капитализма. В то время как аргумент его Протестантская этика и дух капитализма остается спорным, существует устойчивая близость между отдельными течениями христианства и частным предпринимательством. Поразительный пример можно найти среди защитников движения «Процветание» (или «Вера»), для которых материальное богатство является признаком божественной милости, а приобретение богатства — божественно одобренным честолюбием.
Но то, что мы наблюдаем в последние десятилетия, выходит за рамки наблюдений Вебера о протестантской тенденции придавать значение уверенности в своих силах и частному предпринимательству. Недавнее сходство между религией и экономикой вызывает размышления Фридриха фон Хайека, отца неолиберальной экономики. Для Хайека и экономика, и общество в целом были бы лучше организованы в соответствии с принципами свободного рынка, не обремененного вмешательством государства или преходящим тщеславием политиков или идеологов. Десятилетия спустя американский экономист Милтон Фридман присвоил ему статус экономической ортодоксальности, а в 19-м веке премьер-министр Великобритании Маргарет Тэтчер и президент США Рональд Рейган направили ее в политический мейнстрим.В 80-е годы неолиберализм выступал за дерегулирование экономики, приватизацию государственных активов и либерализацию торговли. Впоследствии обществоведы отмечают усиливающуюся миграцию неолиберальных идей во внеэкономические сферы жизни. Преобладание конкуренции, коммерциализации и коммерциализации можно увидеть в сферах образования и здравоохранения, например, в школьных рейтингах и корпоративном управлении больницами.
Мы являемся свидетелями того, что политолог Венди Браун называет «экономизацией» всех сфер человеческой жизни. Становится все труднее сопротивляться идеям ценности и эффективности, сформулированным в неолиберальных терминах. В каком-то смысле в западных капиталистических странах свободный рынок приобрел статус, которым когда-то пользовалась религия, рассматривая его как нечто само собой разумеющееся и неизбежное, как если бы «рыночные условия» были и естественным следствием человеческого прогресса, и наиболее эффективным средством выявления что ценно. Логика неолиберализма оказывает глубокое влияние на нашу жизнь, иногда через ее поглощение самими религиозными движениями.
Некоторые из самых ярких примеров можно найти среди правых христиан США, которые успешно соединили консервативное христианство с правыми социальными и экономическими программами. В своей книге « Одна нация под Богом: как корпоративная Америка изобрела христианскую Америку » историк Кевин Круз прослеживает происхождение этого понимания до промышленников 1930-х годов. Изо всех сил пытаясь сохранить положительный общественный имидж в тени финансового краха и Великой депрессии, сторонники частного предпринимательства столкнулись с критикой со стороны политического истеблишмента, как, например, президент Ф.Д. «Новый курс» Рузвельта основал государство всеобщего благосостояния, призванное обуздать излишества частных финансов. Они видели преимущество в объединении своего дела с делом христианских лидеров, которые также скептически относились к демократической администрации и ее очевидному «коллективизму». Именно эта коалиция, поддерживаемая значительными корпоративными ресурсами, способствовала слиянию «веры, свободы и свободного предпринимательства», как если бы одно было синонимом другого. Как показывает Крузе, христианство и капиталистическое предпринимательство представлялись не только как совместимые, но и как естественные партнеры, объединенные общей заботой об улучшении личности и общей оппозицией посягательству государственной власти. В этом слиянии идей христианские учения использовались для легитимации свободного рыночного капитализма, в то время как федеральное налогообложение иногда представлялось как нарушение библейской заповеди против воровства.
Знамя «веры, свободы и свободного предпринимательства» остается весьма заметным в 21 м веке, не в последнюю очередь среди многих американских христиан, которые видят в Дональде Трампе подходящего знаменосца. Хотя послужной список Трампа свидетельствует о глубокой привязанности к вопросам веры, он, как президент, не был новичком в том, чтобы добиваться правых христиан в своих собственных политических целях. Возможно, неудивительно, что он назвал своим «наставником» Нормана Винсента Пила, нью-йоркского пастора и автора Сила позитивного мышления , известный своим критикам как «божий продавец». В некоторых кругах проявление качеств капиталистического предпринимателя не просто совместимо с христианством; это средство продвижения Божьего плана для мира.
Но отношения между религиозными движениями и неолиберальными нормами не являются простыми, статичными или прямолинейными. Невозможно также просто свести всю религию к логике экономического обмена, как в случае с теорией рационального выбора, которая пытается объяснить судьбу религиозных движений со ссылкой на выбор, сделанный индивидуумами в личных интересах. Религия функционирует не так, как экономика, но она всегда опосредована культурными контекстами, а эти контексты в 21-м -го века, все больше руководствуясь неолиберальными предположениями. Но это отношение выражается по-разному, включает в себя встречные движения и возникает в диалоге с религиозными традициями. В некоторых случаях религиозная легитимация свободного рыночного капитализма является вопиющей. В других логика неолиберализма проявляется более тонко.
Возьмем случай с популистской политикой, возникшей по всему миру — от США до Филиппин, от Бразилии до Восточной Европы — и как она соотносится с религиозной идентичностью. Популизм не обязательно является прорелигиозным, но многие из его выражений используют религию в стратегических целях для продвижения националистической повестки дня. Будь то антиисламские настроения, мобилизованные во Франции или Нидерландах, или кооптация исламских интересов в рамках турецкого популизма Партии справедливости и развития Реджепа Тайипа Эрдогана, или христианский национализм сторонников Трампа в США, религия мобилизуется как символический ресурс на службе популистских целей. Он используется для укрепления нативистских взглядов на идентичность, чернил, которыми власть имущие проводят черту между теми, кто принадлежит, и теми, кто не принадлежит. И хотя склонность популизма к прославлению национализма иногда выступает против неолиберальной поддержки глобального свободного рынка, она также часто перекликается с ключевым культурным аспектом нашего неолиберального времени, который Уильям Дэвис называет «стратегическим мышлением». Условности демократической политики считаются предметом переговоров, а их нарушение допустимо, если это с большей вероятностью приведет к желаемому результату. Отражение практик в экономике свободного рынка, чтобы быть враждебным, воинственным и безжалостным, оправдано, поскольку это дает конкурентное преимущество.
Другие примеры отражают религиозное принятие предположений о саморазвитии, обычно ассоциируемых с популярным потребительством. Франсуа Готье пишет о появлении «рыночного ислама» на Ближнем Востоке, приводя в пример опытного духовного гуру Амра Халеда, популярного оратора, чьи послания подчеркивают потребности субъективного «я», эмоционального здоровья и счастья. Уроженец Египта Халед больше тренер, чем религиозный учитель в традиционном смысле слова, рассматривая личное богатство как признак числа 9.0003 барака (благодать). Его готовность приспосабливаться к постоянно меняющемуся рынку идей для обращения к молодому поколению отражает синкретические движения в израильском иудаизме, опытные в социальных сетях мегацеркви в Калифорнии и популяризацию ислама через коммерческое телевидение в Индонезии. Мы являемся свидетелями развития существующей тенденции отрыва религий от ранее существовавших традиций верований и практик, что в 1990-х годах было названо детрадиционализацией. Но модели изменений не являются неразборчивыми и не сводятся к неограниченному индивидуализму. Скорее, они демонстрируют сходство с культурными нормами, обязанными неолиберальной экономике. Они усваивают свободу потребителя над коллективной идентичностью; считать само собой разумеющимся предположение, что рынки являются лучшим мерилом стоимости; и склонны относиться к культурным объектам как к товарам. Во все более нестабильном и непредсказуемом глобальном контексте религиозные движения приняли логику неолиберализма как гаранта смысла и культурного резонанса. Это проявляется по-разному, и будущее далеко не ясно, но в определении того, как религиозные движения могут искать и выражать власть как 21 9Когда разворачивается 0009-й -й век, нам следует обратиться к неолиберальной экономике как к шаблону.
Читать далее
Религия уже не та, что раньше. Потребительство, неолиберализм и глобальное изменение религии 6 октября 2017 г.
Программа обновления религии, духовности и демократии – Совет по исследованиям в области социальных наук (SSRC)
Программа обновления религии, духовности и демократии (RSDR) Совета по исследованиям в области социальных наук (SSRC) направлена на получение знаний о месте религии и духовности в научных и публичных дискуссиях об обновлении демократии в Соединенных Штатах и во всем мире. Эта программа предлагается Программой SSRC по религии и общественной сфере при поддержке и партнерстве Института Фетцера.
Заявки принимаются 20 марта 2023 г., 17:00. Восточное время . Подать заявку онлайн по адресу apply.ssrc.org .
Обзор
Религиозные и духовные движения часто играли различную и временами противоречивую роль в формировании и сохранении демократических обществ. Изменение религиозного и политического ландшафта недавно достигло апогея во многих странах на фоне пандемии, которая выявила глубокую существующую напряженность и неравенство. Это решающий момент для понимания пересечения религиозных и политических трансформаций не только в Соединенных Штатах (как было в предыдущем фокусе этой программы), но и во всем мире. Этот RFP будет поддерживать работу, направленную на определение того, формируют ли, как и при каких условиях религия и/или духовность демократические системы правления или важные демократические движения, и наоборот.
Благодаря исследованию пересечения религиозной и / или духовной идентичности, поведения, взглядов и организаций с социальными и политическими структурами, процессами и институтами грантополучатели RSDR углубят понимание развивающихся отношений между религией, духовностью и демократией. на данный момент мировой истории. Предложения должны быть четко сформулированы в отношении того, как проект будет использовать конкретные примеры религии и/или духовных идей или движений, И какое отношение конкретный пример имеет к современному вопросу о демократии или демократических действиях в конкретном месте или местах.
Темы исследований
Для RFP этого года мы особенно ищем проекты, которые проливают свет на 1) религиозные и духовные аспекты политической поляризации, 2) то, как религиозные идеи, действующие лица и институты могут (или не могут) вносить свой вклад к более инклюзивной и гражданской демократической политике и/или 3) роли религиозных и духовных движений в демократических обществах. В то время как проекты, которые критически анализируют проблемные или негативные случаи, имеют право на участие, в конкурсе этого года особое внимание уделяется проектам, которые проливают свет на положительные примеры демократического обновления или измеримого увеличения демократического социального действия.
Возможные темы включают, но не ограничиваются:
- Религиозные, духовные и богословские аспекты современных движений, которые стремятся исцелить, бросить вызов или узаконить расовое неравенство и исключения
- Гендерные аспекты групп и движений, которые находятся на стыке религии и политики
- Политическое участие и социальная мобилизация новых или меняющихся религиозных идентичностей
- Дебаты внутри и между религиозными и духовными группами, которые связаны с более широкими политическими вопросами и публичными дебатами (например, надлежащая роль правительства в демократии, изменение климата или экологические кризисы и т. д. )
- Пересечение религии, СМИ и демократии
Мы приветствуем предложения из всех областей социальных наук (включая, помимо прочего: антропологию, экономику, географию, историю, политологию и социологию), а также гуманитарных наук, теологии и других соответствующих областей. . Исследовательские проекты, использующие любую методологию социальных наук , количественную, качественную или смешанную, имеют право на участие. В этом году для финансирования могут быть рассмотрены проекты, ориентированные на любой глобальный контекст.
Проекты могут иметь историческую перспективу , но должны демонстрировать сильное отношение к текущему моменту . Проектам рекомендуется использовать существующие наборы данных или создавать новые, имеющие отношение к ответам на ключевые вопросы о связи между религией, духовностью и болезнью и обновлением демократии. Мы также приветствуем проекты, ориентированные на данные из социальных сетей и другие инновационные способы понимания пересечения религии и демократии. Учитывая срочность и постоянную актуальность этих тем, ожидается, что грантополучатели сделают свои выводы доступными для широкого круга аудиторий (например, с помощью государственных научных исследований, компонентов цифровых медиа и т. д.).
Вопросы исследования должны быть сосредоточены на конкретных эмпирических примерах, а предлагаемые методы исследования должны соответствовать ответам на эти вопросы. Заявки должны демонстрировать большой интерес к распространению результатов среди академической аудитории, практиков и более широкой заинтересованной общественности.
Право на получение гранта
Конкурс на получение гранта открыт для докторантов, которые выдвинули свои кандидатуры, и для постдокторантов в течение пяти лет после получения докторской степени на момент подачи заявки. Кандидаты, работающие профессиональными исследователями или преподавателями университетов без докторской степени за пределами Соединенных Штатов, могут иметь право на участие, если они одновременно не зачислены в программу магистратуры и находятся в течение пяти лет после начала своей профессиональной деятельности, как показано в их биографических данных. . Заявки принимаются от ученых на этих этапах карьеры из любой страны мира, но все материалы заявки должны быть представлены на английском языке.
Условия программы
Программа предлагает поддержку исследований в течение периода до 12 месяцев. Докторанты могут получать от 8 000 до 15 000 долларов; Исследователи с докторской степенью могут получать от 10 000 до 18 000 долларов США на расходы, связанные с исследованиями. Настоятельно рекомендуется составлять бюджеты, обеспечивающие эффективное использование имеющихся средств, и все бюджеты будут проверены персоналом SSRC до окончательного утверждения грантов для обеспечения справедливого распределения средств.
Средства гранта могут быть использованы для деятельности, непосредственно связанной с исследованиями, такой как дорожные расходы и проживание, исследовательское оборудование и расходные материалы, поддержка научных сотрудников и расходы на доступ к публикациям или частным базам данных. В исключительных случаях и по согласованию с персоналом программы премиальные средства могут быть использованы для покрытия других расходов.
Если предлагается командировка или личное исследование, соискатели должны рассмотреть любые возможные соображения, которые могут повлиять на осуществимость их планов.
Предложения будут оцениваться междисциплинарной отборочной комиссией на предмет их общего качества и их потенциала для углубления понимания роли, которую религия и духовность играют в демократии, и для практического участия в решении этих вопросов.
Дополнительные программные мероприятия
Грантополучатели могут участвовать в междисциплинарном семинаре во время или после завершения исследования, финансируемого RSDR, при этом расходы покрываются SSRC. Семинар будет посвящен развитию междисциплинарного диалога по ключевым темам исследований, написанию статей для разных аудиторий, стратегиям общественной коммуникации и формированию когорты.
Участникам также может быть предложено написать эссе на главном веб-форуме SSRC, посвященном религии и секуляризму, The Immanent Frame .