Взаимоотношения подростков в коллективе — Частный психолог Галина Педич
Взаимоотношения подростков в коллективе.
«Человек один не может», — предсмертные слова Гарри Моргана, героя романа Хемингуэя, в последнее время стали расхожими в Интернете. Их почему-то связывают только с понятием «дружба». Хотя это и неудивительно, ведь они вырваны из общего контекста. Но если даже просто докончить эту фразу, становится ясно, какой глубокий смысл вложил в эти слова автор: «Потребовалось немало времени, чтобы он выговорил это, и потребовалась вся его жизнь, чтобы он понял это».
Кем бы, где бы мы ни были, мы не одни в этом мире – мы всегда среди людей. Даже, когда мы в полном одиночестве, наше поведение, наше сознание, определяют живущие в нем дорогие и близкие, значимые для нас люди. Это превращается, можно сказать, в аксиому существования человека, и отношения с людьми, в любом возрасте, приобретают особую важность и актуальность.Подросток –маленький ребенок, вышедший из-под опеки родителей и входящий во «взрослую» жизнь. Сумеет ли он правильно построить свои взаимоотношения с окружающим миром, со своими сверстниками? Очень многое в жизни подростка зависит от того, насколько удачно у него это получится. Любой подросток стремится занять свою позицию во дворе, в компании, в классе.В подростковом возрасте появляется неутолимая тяга к общению и группированию. Одни ищут в обществе сверстников признания собственного «Я», хотят подкрепить самоуважение, другие – сопричастности, эмоционального слияния, для третьих, группа – это источник недостающей информации и коммуникативных навыков, а есть и такие, с особо опасной мотивацией, кто жаждет удовлетворения потребности командовать и властвовать над другими. И таким образом для них подростковая группа или школа оказываются тем местом, где становится возможным выплеснуть накопившиеся отрицательные импульсы.Во многих подростковых группах возникают ролевые отношения, начиная от «лидера» и кончая «изгойем». И, к сожалению, подростки, для которых уготована роль «изгоев», становятся объектами насмешек, их могут заталкивать под парту, вымогать, портить и отнимать их личные вещи, откровенно над ними издеваться, унижать и высмеивать перед другими, бойкотировать и т.д.
Есть определенная категория подростков, для которых вероятность попасть в категорию жертв велика.Это дети:
— имеющие физические недостатки: носят очки, со слабым слухом и т.д., они в большинстве случаев не могут за себя постоять;
— особенности внешности: полные, с веснушками, маленького роста и т.д.;
— подростки, не умеющие общаться: стеснительные или агрессивные и т.д.;
— «домашние дети», у которых нет опыта общения в коллективе, слабо развиты навыки взаимодействия в коллективе, к тому же, чаще всего, они эгоистичны, что тоже может стать причиной нападок на них.
Список этот можно еще долго продолжать, но намного важнее, нам: родителям, педагогам, друзьям, помочь нашим детям быть сильными, не дать им «сломаться».Очень часто слышишь: «Дай сдачу». Помогает, правда, не всегда. Да и надо ли учить будущего гражданина доказывать правоту кулаками. Он должен научиться строить правильно отношения с другими, понимая и их, и себя.Можно и нужно пойти другим и путями.
Помогите подростку поднять свою самооценку: унижая и постоянно критикуя, вы заставляете его думать, что плохое обращение он получает заслуженно.
Добейтесь доверия и научитесь, наконец, слышать. Не отмахивайтесь от, кажущихся на ваш взгляд, несущественных жалоб.
Мальчик не должен плакать, он должен драться и т.д. А, если подросток не справляется сам? Реагируйте правильно: когда это травля закаляла? Если подросток обратился за помощью, это – самозащита, и он вправе рассчитывать на вашу помощь и совет.
Научите его правильно реагировать, объясните насколько важно не дать обидчику вывести его из себя, не доставить ему удовольствия, которое он предвкушает от этой жестокой игры.
Научите подростка трем золотым правилам:
— Достаточно спокойно спросить у обидчика «Для чего ты это (сделал, сказал, и т.д.)?», от растерянности он прекратит свои нападки. Важно не поддаваться на новые провокации и задавать этот вопрос снова и снова.
— Если подростка обзывают, он может спросить:«Как ты это определил?»
— И, наконец «Что тебе мешает…?». Скажем, «что тебе мешает уйти и заняться своими делами?» и т.д.
Будьте внимательны к своим детям. Вас должны насторожить
напряженность и страх, который появляется в присутствии ровесников;
раздражительность и обидчивость;
неустойчивое настроение, печаль и грусть.
Подросток должен быть уверен в вашей любви и готовности помочь, и что ваша помощь не подставит его.
Положение в классном коллективе — Мегаобучалка
Социально-педагогическая карта помощи ребенку
Общие данные
1. В. Сергей Владимирович, 2002 г. р, родился в г. Лесосибирске, русский.
2. Родители: мама Жанна Владимировна, 1997 г. р., национальность – русская, проживает: г. Лесосибирск, 9 микрорайон, д. х, кв. 58. Образование неполное среднее. Временно безработная.
3. Сергей учится в 7 «б» классе МОУ СОШ № 9 г. Лесосибирска.
4. Проживает в семье вместе с мамой и бабушкой. В семье пытается самоутвердиться, что пресекается как со стороны мамы, так и бабушки.
5. Соседские связи достаточно слабые: Сергей – единственный ребенок данного возраста в подъезде, поэтому его личные контакты с соседями ярко не выражены, хотя соседи его знают, в определенной степени жалеют и даже сочувствуют, так как знают историю его семьи.
Состояние здоровья и развития
1. По данным медицинской карты здоровье Сергея удовлетворительное, ребенок подвержен простудным заболеваниям, по словам школьного врача часто болеет ангиной. Однако к врачебной помощи обращается редко, да и родители не уделяют достаточного внимания здоровью подростка.
2. На уроках у Сергея наблюдаются признаки пониженной работоспособности, он страдает перепадами настроения, у него повышенная возбудимость, может неадекватно вести себя на уроках и переменах.
3. Курит с 9 лет, эпизодически употребляет спиртные напитки (в основном, пиво).
4. В употреблении нарковеществ и токсических веществ замечен не был.
5. На диспансерном учете не состоит.
Психологическая атмосфера в семье
6. Члены семьи: бабушка В. Галина Ивановна, 1952 г.р., русская, проживает по указанному выше адресу, работающая пенсионерка. мама Жанна Владимировна, 1997 г. р., образование неполное среднее. Временно безработная.
Семья неполная, материнская. Отца у Сережи никогда не было.
По типу семья неблагополучная, бабушка и мама педагогически некомпетентны, не владеют педагогической культурой, Сергей находится без надлежащего надзора, его постоянно наказывают за плохую успеваемость, ребенок вне школы общается с девиантными подростками. В семье неблагополучная эмоциональная атмосфера, связана она с тяжелым материальным положением и со школьными проблемами Сережи. Когда он имеет замечания и получает плохие оценки, на него кричат как мама, так и бабушка, причем сами они оказать ему помощь в выполнении домашних заданий не могут.
В семье Сергея нет единой линии воспитания, систематическое подавление инициативы ребенка сменяется чрезмерной опекой, заботой и вниманием, которое затем переходит в стадию уклонения от воспитания. То Сергей предоставлен сам себе, так как мама и бабушка решают свои проблемы, то его активно «воспитывают», то мама и бабушка выясняют между собой, чья линия воспитании «правильнее».
В доме Сергей никаких особенных обязанностей не выполняет. Обязанности по дому ограничиваются элементарным самообслуживанием, так как все домашние проблемы решают мама и бабушка. Режим дня соблюдается, если вдруг Сергея «начинают воспитывать», забыв благополучно затем о благих побуждениях, особенно в летний период.
Успеваемость, выполнение домашних заданий контролируется и обсуждается так бурно, что об этом знают все соседи, происходит это правда не так часто.
В период летнего отдыха ребенок предоставлен самому себе, бесконтрольно проводит свободное время, общаясь с такими же неблагополучными детьми, как и он сам, а также с детьми подруг мамы, впрочем такими же неблагополучными, как их родители.
В семье нет того, чем заинтересованы современные подростки: компьютера, автомобиля и. т. д., хотя ко всему этому подросток тянется, особенно его интересуют мотоциклы. Любит он также рыбачить на Енисее, снасти для рыбалки изготавливает сам.
Особенности учебной деятельности
По словам классного руководителя Ольги Александровны, учится Сергей удовлетворительно, то есть средняя оценка успеваемости по основным предметам — три. Отношение к учению скорее отрицательное, так как его заставляют учиться как дома, так и в школе, однако мотивы учения у него не сформированы. Интеллектуальные возможности учащегося средние. Однако и они проявляются не в полную меру. Мотивации учиться хорошо нет, школа воспринимается как повинность, познавательные интересы также не сформированы, нет осознания необходимости получить хорошее образование, ребенок старается не проявить себя в учебе, а избежать наказаний, с ней связанных.
В классе у Сергея стремления самоутвердиться за счет хорошей успеваемости не наблюдается, да и классный коллектив не воспринимает его в качестве серьезного конкурента в учебе. Значимая в общении группа сверстников у Сергея – дворовая.
Положение в классном коллективе
Позиция в классном коллективе – принятый. В классе общается, в основном, с мальчиками, которые, как и он, имеют проблемы в учебе, сидит за последней партой, активного участия в жизни классного коллектива не принимает. Отношения с лидерами класса и одноклассниками ровные, но достаточно отстраненные. Общителен, если обсуждаемая тема ему понятна и интересна, может перебивать другого, любопытен. На переменах активен, играет, бегает по школе. Отношение к критике классного коллектива негативное, с замечаниями не согласен, поведение не меняет. На критику реагирует остро, хотя в конфликт с классным руководителем старается не вступать.
megaobuchalka.ru
Статья на тему: Влияние статусного положения младшего школьника в коллективе на адекватность его самооценки
Влияние статусного положения младшего школьника в коллективе на адекватность его самооценки
Становление личности индивида не может рассматриваться в отрыве от общества, в котором он живет, от системы отношений, в которые он включается.
Природа межличностных отношений, по мнению Е.С. Кузьмина, в любых общностях достаточно сложна[1]. В них проявляются как сугубо индивидуальные качества личности – её эмоциональные и волевые свойства, интеллектуальные возможности, так и усвоенные личностью нормы и ценности общества. В системе межличностных отношений человек реализует себя. Именно активность личности, её деяния являются важнейшим звеном в системе межличностных отношений. Вступая в межличностные отношения самых разнообразных по форме, содержанию, ценностям, структуре человеческих общностях – в детском саду, в классе, в дружеском кругу, в различного рода формальных и неформальных объединениях, — индивид проявляет себя как личность и представляет возможность оценить себя в системе отношений с другими.
Ребенок живет, растет и развивается, утверждает Л.Р. Мадорский, в переплетении различного рода связей и отношений[2]. В детских и подростковых группах складываются межличностные отношения, отражающие взаимосвязи участников этих групп в конкретно-исторической ситуации развития общества. Несмотря на то, что проявления межличностных отношений в каждой конкретной группе имеют свою неповторимую историю, на разных возрастных этапах действуют общие закономерности их становления и развития[3].
Первая из них отражает обусловленность природы межличностных отношений тем местом, которая возрастная социальная группа занимает в обществе. Вторая характеристика межличностных отношений – это их зависимость от совместной деятельности, которая в любую историческую эпоху опосредствует развитие межличностных отношений в группе, определяет их строение. Третья особенность межличностных отношений заключается в их уровневой природе – сколько-нибудь сложившаяся группа имеет определенный уровень развития, от которого зависит наличие или отсутствие тех или иных её социально-психологических особенностей и характер её влияния на индивидов.
Любая группа на любой возрастной ступени характеризуется своей особой социальной ситуацией развития. Понятие социальной ситуации развития было введено Л.С.Выготским для характеристики развития личности ребенка внутри определенного возрастного этапа на основе конкретно – исторической системы его отношений с социальной действительностью[4]. Понятие социальной ситуации развития может быть применено и к характеристике детской группы.
Это, прежде всего объективные условия существования данной группы, определяемые исторической эпохой, культурой и пр.
Другим компонентом социальной ситуации развития детской группы является её объективный социальный статус, определяемый, прежде всего положением детства как социально–возрастной группы в структуре общества.
Эмоционально–оценочные отношения выявляются в непосредственном взаимодействии детей, отражая систему их предпочтений. Знание этих отношений позволяет ответить на многие вопросы, связанные с поведением ребенка. На первый план здесь выступают эмоциональные предпочтения – симпатии, антипатии, дружеские предпочтения и т.д.
Самооценка — это представление человека о своей важной деятельности в обществе и оценивание себя и собственных качеств и чувств, достоинств и недостатков, выражение их открыто или закрыто[5].
В качестве основного критерия оценивания выступает система личностных смыслов индивида.
Функции самооценки:
- Регуляторная, на основе, которой происходит решение задач личностного выбора;
- Защитная, обеспечивающая относительную стабильность и независимость личности.
Значительную роль в формировании самооценки играют оценки окружающих личности и достижений индивида. В теории, самооценка — это оценивание человеком самого себя.
Самосознание — не только познание себя, но и известное отношение к себе: к своим качествам и состояниям, возможностям, физическим и духовным силам, то есть самооценка[6].
Человек как личность — самооценивающее существо. Без самооценки трудно и даже невозможно самоопределиться в жизни. Верная самооценка, считает А.В.Петровский, предполагает критическое отношение к себе, постоянное примеривание своих возможностей к предъявляемым жизнью требованиям, умение самостоятельно ставить перед собой осуществимые цели, строго оценивать течение своей мысли и её результаты, подвергать тщательной проверке выдвигаемые догадки[7].
Адекватное или неадекватное отношение к себе ведет либо к гармоничности духа, обеспечивающей разумную уверенность в себе, либо к постоянному конфликту, порой доводящему человека до невротического состояния. Максимально адекватное отношение к себе — высший уровень самооценки.
В современной психологии есть три вида самооценки:
Исследователи единодушны в описаниях особенностей самооценки детей этого возраста, отмечая ее ситуативность, неустойчивость, подверженность внешним воздействиям в младшем подростковом возрасте и большую устойчивость, многосторонность охвата различных сфер жизнедеятельности в старшем подростковом возрасте.
С.Л.Рубинштейн, характеризуя процесс развития самосознания у подростков, проводит его через ряд ступеней — от наивного неведения в отношении себя к все более определенной и иногда резко колеблющейся самооценке[8].
В процессе развития самосознания центр внимания подростков все более переносится от внешней стороны личности к ее внутренней стороне, от более или менее случайных черт — к характеру в целом. С этим связаны осознание — иногда преувеличенное — своего своеобразия и переход к духовным, идеологическим масштабам самооценки. В результате человек самоопределяется как личность на более высоком уровне[9].
Самооценка представляет собой центральное образование личности. Она в значительной степени определяет социальную адаптацию личности, является регулятором ее поведения и деятельности. Хотя, конечно, следует отдавать себе отчет в том, что самооценка не есть нечто данное, изначально присущее личности. Само формирование самооценки происходит в процессе деятельности и межличностного взаимодействия.
Адекватность самооценки
Многие исследователи отмечают постепенное увеличение адекватности самооценки в подростковом возрасте. Р.Берне, объясняет это тем, что подростки оценивают себя ниже по тем показателям, которые представляются им самим важными, и это снижение указывает на их больший реализм, в то время как детям свойственно завышать оценку собственных качеств[10].
Адекватная самооценка — реалистичная оценка человеком самого себя, своих способностей, нравственных качеств и поступков. Адекватная самооценка позволяет субъекту отнестись к себе критически, правильно соотнести свои силы с задачами разной трудности и с требованиями окружающих[11].
Завышенная самооценка — неадекватное завышение в оценивании себя субъектом. Заниженная самооценка — неадекватное недооценивание себя субъектом[12].
Психологическая устойчивость — устойчивость личности к воздействиям социальной среды, в том числе к воздействиям субъектов межличностного взаимодействия[13].
В.Кваде, В.П.Трусов представили данные об индикаторах различных типов самооценки подростков[14]. Так, адекватную самооценку, по их мнению, предсказывает достоверно сильная ориентация подростка на будущую профессию и высокая учительская оценка выполнения норм морального поведения.
Завышенную самооценку вызывает у подростка низкая оценка его поведения сверстниками, заниженную же самооценку — низкая психологическая устойчивость[15].
Проблема возникновения и развития самооценки является одной из центральных проблем становления личности ребенка.
Подростки с адекватной самооценкой имеют более высокий уровень успеваемости, у них нет резких скачков успеваемости и наблюдается более высокий общественный и личный статус.
Подростки с адекватной самооценкой имеют большое поле интересов, активность их направлена на различные виды деятельности, а также на межличностные контакты, которые умеренны и целесообразны, направлены на познание других и себя в процессе общения[16].
Подростки с тенденцией к сильному завышению самооценки проявляют достаточную ограниченность в видах деятельности и большую направленность на общение, причем малосодержательное.
Агрессивные подростки характеризуются крайней самооценкой (либо максимально положительной, либо максимально отрицательной), повышенной тревожностью, страхом перед широкими социальными контактами, эгоцентризмом, неумением находить выход из трудных ситуаций.
Данные многочисленных исследований показывают, что подростки с низкой самооценкой подвержены депрессивным тенденциям. Причем одни исследования выявили, что низкая самооценка предшествует депрессивным реакциям или является их причиной, а другие — что депрессивный аффект проявляется сначала, а затем инкорпорируется в низкую самооценку.
По утверждению начиная примерно с 8 лет дети активно проявляют способность к оценке своей успешности в разных областях[17]. Наиболее значимыми из них оказались пять: школьная успеваемость, внешность, физические способности, поведение и социальное принятие. Однако в подростковом возрасте школьная успеваемость и поведение становятся важны для оценки родителей, а три другие — для сверстников.
Подростки с адекватной самооценкой имеют большое поле интересов, активность их направлена на различные виды деятельности, а также на межличностные контакты, которые умеренны и целесообразны, направлены на познание других и себя в процессе общения[18].
Подростки с низкой самооценкой подвержены депрессивным тенденциям.
Подростки с тенденцией к сильному завышению самооценки проявляют достаточную ограниченность в видах деятельности и большую направленность на общение, причем малосодержательное.
Таким образом, важнейший компонент целостного самосознания личности, каким является самооценка, выступает необходимым условием гармонических отношении человека, как с самим собой, так и с другими людьми, с которыми он вступает в общение и взаимодействие.
Самооценка относится к фундаментальным образованиям личности. Она в значительной степени определяет ее активность, отношение к себе и другим людям[19].
Различают общую и частную самооценку. Частной самооценкой будет, например, оценка каких-то деталей своей внешности, отдельных черт характера. В общей, или глобальной самооценке отражается одобрение или неодобрение, которое переживает человек по отношению к самому себе.
Человек может оценивать себя адекватно и неадекватно (завышать либо занижать свои успехи, достижения). Самооценка может быть высокой и низкой, различаться по степени устойчивости, самостоятельности, критичности.
Процесс формирования глобальной самооценки противоречив и неравномерен. Это обусловлено, по мнению тем, что частные оценки, на основе которых формируется глобальная самооценка, могут находиться на разных уровнях устойчивости и адекватности[20].
Кроме того, они могут по-разному взаимодействовать между собой: быть согласованными, взаимно дополнять друг друга или противоречивыми, конфликтными.
Совокупность таких целей образует уровень притязаний личности. В его основе лежит такая самооценка, сохранение которой стало для личности потребностью[21]. Уровень притязаний – это тот практический результат, которого субъект рассчитывает достичь в работе. В своей практической деятельности человек обычно стремится к достижению таких результатов, которые согласуются с его самооценкой, способствуют ее укреплению, нормализации.
Следовательно, функции самооценки и самоуважения психической жизни личности состоят в том, что они выступаю внутренними условиями регуляции поведения и деятельности человека. Благодаря включению самооценки в структуру мотивации деятельности личность постоянно соотносит свои возможности, психические ресурсы с целями и средствами деятельности.
Знания, накопленные человеком о самом себе, а также глобальная самооценка, формирующаяся на основе таких знаний, позволяют сформировать многомерное образование, которое называется Я — концепцией и составляет ядро личности. Я — концепция — это более или менее осознанная, переживаемая как неповторимая система представлений человека о себе, на основе которой он строит взаимодействие с другими людьми, осуществляет регуляцию своего поведения и деятельности[22].
Таким образом, важнейший компонент целостного самосознания личности, каким является самооценка, выступает необходимым условием гармонических отношении человека, как с самим собой, так и с другими людьми, с которыми он вступает в общение и взаимодействие..
включаются.
Самооценка является сложным личностным образованием. В ней отражается то, что человек узнает о себе от других, и его собственная активность, направленная на осознание своих действий и личностных качеств.
Один из самых важных моментов в развитии личности подростка – формирование у него самосознания, потребности осознать себя как личность[23].
У подростка возникает интерес к себе, своей внутренней жизни, качествам собственной личности, потребность в самооценке, сопоставлении себя с другими людьми. Он начинает всматриваться в самого себя, стремится познать сильные и слабые стороны своей личности. Потребность самосознания возникает из жизни, практической деятельности, определяется растущими требованиями взрослых коллектива. У подростка возникает потребность оценить свои возможности, для того чтобы найти свое место в коллективе.
Подросток еще не обладает достаточным умением правильно анализировать собственные личностные проявления, то на этой основе возможны конфликты, порождаемые противоречием между уровнем притязаний подростка, его мнением о себе и его реальным положением в коллективе, отношением к нему со стороны взрослых и товарищей.
Один из самых важных моментов, по мнению Л.И. Божович, в развитии личности младшего школьника — формирование у него самосознания, потребности осознать себя как личность[24]. У ребенка возникает интерес к себе, своей внутренней жизни, качествам собственной личности, потребность в самооценке, сопоставлении себя с другими людьми. Он начинает всматриваться в самого себя, стремится познать сильные и слабые стороны своей личности. Потребность самосознания возникает из жизни, практической деятельности, определяется растущими требованиями взрослых коллектива. У ребенка возникает потребность оценить свои возможности, для того чтобы найти свое место в коллективе.
На первых порах в основе самосознания ребенка младшего школьного возраста лежат суждения о нем других- взрослых (учителей и родителе), коллектива, товарищей. Ребенок словно смотрит на себя глазами окружающих. С возрастом, помимо этого, начинает сказываться тенденция самостоятельно анализировать и оценивать собственную личность. Но поскольку ребенок еще не обладает достаточным умением правильно анализировать собственные личностные проявления, то на этой основе возможны конфликты, порождаемые противоречием между уровнем притязаний ребенка, его мнением о себе и его реальным положением в коллективе, отношением к нему со стороны взрослых и товарищей.
Ведущим центральным психическим новообразованием подростка, как указывает И.В. Дубровина, становится чувство взрослости и становящееся самосознание[25]. Это приводит к тому, что начинает меняться личность подростка, сфера его интересов и потребностей.
Формирование мотивационно – потребностной сферы требует от подростка расширения всех форм общения. Такое общение уже не может проходить только в рамках учебной деятельности, т. к. особенности и характер развития детей в этом возрасте определяется сознанием того, что его собственные возможности значительно возросли.
В подростковом возрасте дети большей частью замкнуты на себя, на сверстников, поэтому все превносимые в их среду нормы не носят устойчивого характера и часто отторгаются подростками.
Д.И. Фельдштейн рассматривая генезис развития подростка отмечал, что в этом возрасте значительное внимание следует уделять эмоциональной сфере, так как именно она определяет многие моменты поведения и общения подростков[26]. Хотя большинство организуемых подростками групп носит моногамный характер, вместе с тем в среде сверстников возникают такие качества и формы общения, которые начинают определять первые попытки юношеской дружбы и любви.
Межличностные отношения ребенка со сверстниками, возникающие стихийно или организуемые взрослыми, имеют отчетливо выраженные возрастные социально – психологические характеристики.
Фаза индивидуализации, относительно преобладающая в подростковом возрасте над собственно адаптационными процессами, характеризуется уточнением и развитием представлений о самом себе – активным формированием образа «Я»[27]. По сравнению с начальной школой у детей интенсивно развивается самосознание, расширяются контакты со сверстниками. Участие в работе различных общественных организаций, кружков по интересам, спортивных секций выводит подростка на орбиту широких социальных связей. Развитие ролевых отношений сочетается с интенсивным формированием личностных взаимоотношений, которые с этого времени приобретают особо важное значение.
Взаимоотношения со сверстниками становятся более избирательными и стабильными. При сохранении высоко ценимых свойств «хорошего товарища» повышается роль нравственного компонента во взаимооценках. Морально – волевые характеристики партнера становятся важнейшим основанием предпочтений. Статус личности более всего связан с волевыми и интеллектуальными свойствами ученика. Высоко оцениваются сверстники, которых отличают готовность и умение быть хорошим товарищем.
Изучение самооценки как особого образования самосознания личности во взаимосвязи с его социальным статусом представляется одним из актуальных направлений данного психического феномена. К настоящему времени накоплен большой эмпирический материал о формах проявления самооценки, ее регулятивной функции, связи самооценки с самоотношением личности и ее самопознанием, уровнем адекватности и устойчивости самооценки в различных возрастах, ее связи с социальными отношениями, устанавливаемыми личностью.
Природа межличностных отношений в любых общностях достаточно сложна. В них проявляются как сугубо индивидуальные качества личности – её эмоциональные и волевые свойства, интеллектуальные возможности, так и усвоенные личностью нормы и ценности общества.
В системе межличностных отношений, считают А.И. Липкина и Л.А. Рыбак, человек реализует себя, отдавая обществу воспринятое в нем, именно активность личности, её деяния являются важнейшим звеном в системе межличностных отношений[28].
В детских и подростковых группах складываются межличностные отношения, отражающие взаимосвязи участников этих групп в конкретно-исторической ситуации развития общества. Несмотря на то, что проявления межличностных отношений в каждой конкретной группе имеют свою неповторимую историю, на разных возрастных этапах действуют общие закономерности их становления и развития.
Как считает И.С.Кон, первая из них отражает обусловленность природы межличностных отношений тем местом, которая возрастная социальная группа занимает в обществе[29]. Вторая характеристика межличностных отношений – это их зависимость от совместной деятельности, которая в любую историческую эпоху опосредствует развитие межличностных отношений в группе, определяет их строение. Третья особенность межличностных отношений заключается в их уровневой природе – сколько-нибудь сложившаяся группа имеет определенный уровень развития, от которого зависит наличие или отсутствие тех или иных её социально-психологических особенностей и характер её влияния на индивидов.
Для того чтобы подросток был способен лучше адаптироваться и преодолевать трудности, ему необходимо сохранять позитивное представление о себе. И, напротив, люди с низкой самооценкой так реагируют на ту или иную неудачу, что это затрудняет всякую возможность улучшения «Я-концепции»[30]. Кроме того, они не только сами очень низко оценивают результаты своей деятельности, но и крайне озабочены мнением других, если со стороны последних наиболее вероятна неблагоприятная оценка.
Многие авторы отмечают снижение самооценки в подростковом возрасте, с появлением ориентации на общение, на сверстников, на референтную группу. Следовательно, очевидна особенная уязвимость подростков перед манипулятивным воздействием и давлением группы. В дальнейшем человек с заниженной самооценкой часто дает любым действиям других людей негативную интерпретацию, независимо от того, насколько позитивным это действие выглядит в глазах окружающих.
По словам многих авторов (К.Роджерс, В.Сатир и др.), позитивное отношение к самому себе, принятие себя оказывается взаимосвязанным со способностью к конструктивному взаимодействию с другими людьми.
Высоко оценивая самого себя, человек, скорее всего, будет так же доброжелательно относиться к другим. Такому человеку свойственны открытость, свобода в выражении своих чувств, способность к самораскрытию в общении.
В течение учебного года у детей происходит формирование самооценки. Некоторая ситуативная самооценка, не связанная с содержательным представлением о себе, появляется раньше, чем «Я-концепция»[31]. Однако, самооценка становится значительно более устойчивой и внеситуативной именно тогда, когда она связывается с «Я-концепцией», при этом содеражательные расхождения между ними не обнаруживаются. Во время учебного года «Образ Я» увеличивается в два раза.
Младшему школьнику в учебной деятельности необходимо умение ставить цели и контролировать свое поведение, управлять собой. Чтобы управлять собой, необходимы знания о себе, оценка себя. Процесс формирования самоконтроля зависит от уровня развития самооценки. Младшие школьники могут осуществлять самоконтроль только под руководством взрослого и с участием сверстников. Представления о себе основа самооценки младших школьников. Самосознание ребенка осуществляется в учебной деятельности.
Неоднозначны критерии самооценки. Индивид оценивает себя двумя путями:
- путем сопоставления уровня своих притязаний с объективными результатами своей деятельности
- путем сравнения себя с другими людьми[32].
Чем выше уровень притязаний, тем труднее их удовлетворить. Удачи и неудачи в, какой-либо деятельности существенно влияют на оценку индивидом своих способностей в этом виде деятельности: неудачи, как правило, снижают притязания, а успех повышает их. Не менее важен и момент сравнения: оценивая себя, индивид вольно или невольно сравнивает се
nsportal.ru
Проблемы социально-психологического статуса и агрессивного поведения школьников в коллективе (стр. 1 из 16)
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СТАТУСА И АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ
1.1 Понятие социально-психологического статуса, основные подходы к исследованию статуса
1.2 Понятие агрессии и агрессивного поведения в психологии
1.3 Психологические особенности агрессивного поведения в подростковом возрасте, причины агрессивного поведения подростков
1.4 Значение статуса для подростка и его влияние на взаимоотношения с ровесниками
II ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СТАТУСА ПОДРОСТКА В ГРУППЕ НА АГРЕССИВНОСТЬ ПОВЕДЕНИЯ
2.1 Методы, процедура и объект исследования
2.2 Анализ результатов исследования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
агрессия поведение подросток ровесник
Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем для современного общества. Актуальность темы несомненна, так как число несовершеннолетних с девиантным поведением стремительно растет, что проявляется в вызывающем по отношению к взрослыми сверстникам поведении. Резко возросла преступность среди молодёжи: подростки участвуют в военизированных формированиях политических организаций экстремистов, в рэкете, сотрудничают с мафией, занимаются проституцией и сутенёрством. По сравнению с недавним прошлым, возросло число тяжких преступлений, обыденное сознание фиксирует увеличение конфликтов и фактов агрессивного поведения людей. Мы являемся свидетелями изменения всей социальной структуры общества, интенсивных процессов расслоения населения по имущественному признаку, по отношению к различным формам собственности. На почве социальных противоречий возникают межгрупповые и межличностные конфликты.
Рост агрессивных тенденций в подростковой среде отражает одну из острейших социальных проблем нашего общества, где за последние годы резко возросла молодёжная преступность, особенно преступность подростков. При этом тревожит факт увеличения числа преступлений против личности, влекущих за собой тяжкие телесные повреждения. Участились случаи групповых драк подростков, носящих ожесточённый характер.
Одна из основных проблем подросткового возраста — проблема общения со сверстниками. Именно взаимоотношения с товарищами находятся в центре внимания подростка, именно они во многом определяют поведение, деятельность, а в дальнейшем влияют на развитие личностных качеств и социальных установок. Для подростка важно занять значимое место среди сверстников, быть признанным в группе или быть лидером в своем коллективе. Но не каждый подросток может этого добиться, так как индивидуальные особенности и установки многих ребят мешают занять высокое статусное место, социализироваться именно в той социальной группе, которая для них является желательной. Нередко это связано с тем, что подростки не могут правильно оценить себя, и поэтому не могут найти адекватную для себя референтную группу. Трудности также связаны и с поиском устойчивого набора социальных ролей. За последние годы было выполнено психологами и педагогами ряд исследований по изучению, диагностике и предупреждению педагогической запущенности, нарушения социализации и правонарушений подростков (Г.С.Абрамовой, М.А.Алемаскина, Н.П.Аникеевой, С.А.Беличевой, В.М. Бехтерева, М.Битяновой, А.Д.Глоточкина, И.В.Дубровиной, В.В.Знакова, Е.Я.Иванова, А.Г.Ковалёва, Я.Л.Коломинского, И.С.Кона, В.Т.Кондрашенко, А.Е.Личко, Г.М.Миньковского, И.А.Невского, В.Ф.Пирожкова, К.К.Платонова Е.Э.Смирновой и др).
Актуальность темы заключается в том, что неумение построить взаимоотношения со сверстниками, невозможность добиться значимого положения в группе являются основной причиной нарушения общения со сверстниками. Агрессивность формируется преимущественно в процессе ранней социализации в детском и подростковом возрасте, следовательно, этот возраст наиболее благоприятен для профилактики и коррекции.
Предмет исследования – с одной стороны это социально-психологический статус, с другой – агрессивное поведения подростка.
Гипотеза: агрессивность поведения подростков является как следствием занимаемого подростком места в неформальной структуре класса, так и его причиной. Для достижения или поддержания социально-психологического статуса подросткам приходится прибегать к агрессивным формам поведения.
Задачи исследования:
1. Осуществить теоретический анализ проблемы социально-психологического статуса.
2. Проанализировать теории агрессии и агрессивного поведения.
3. Изучить психологические особенности подростка в коллективе.
4. Рассмотреть на теоретическом уровне причины агрессивного поведения подростков.
5. Описать психологические особенности агрессивных подростков.
6. Подобрать методы эмпирического исследования, изучить статус подростков в коллективе и формы их агрессивного поведения, проанализировать полученные данные, сформулировать выводы.
Методы исследования: основными методами исследования выступили теоретический анализ литературы и такие методики эмпирического анализа как:
1. Опросник Басса-Дарки. Методика предназначена для исследования агрессивности лиц подросткового, юношеского возраста и взрослых.
2. «Hand-тест» — проективная методика исследования личности. В силу своих конструктивных особенностей методика позволяет надежно прогнозировать и качественно оценивать такое специфическое свойство личности, как «открытое агрессивное поведение».
3. Социометрическая методика – применяется для изучения взаимоотношений в малых группах.
4. Цветовой тест отношений (ЦТО) является клинико-психодиагностическим методом, предназначенным для изучения эмоциональных компонентов отношений человека к значимым для него людям и отражающий как сознательный, так и частично неосознаваемый уровни этих отношений.
Достоверность полученных результатов обеспечивалась использованием в исследовании такого математического метода как ранговый корреляционный анализ Спирмана. Данный коэффициент позволяет выявить корреляционные отношения между переменными и оценить зависимость одной переменной от другой.
Объект исследования: в качестве объекта исследования выступили подростки 7 «А», 7 «Б», 7 «Г» и 8 «Д» классов в количестве 92 человек, возраст испытуемых 13-15 лет.
Базой исследования являлся МОУ лицей № 104 г. Минеральные Воды Ставропольского края.
Структура и объем работы: дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и двух приложений. Список литературы содержит 56 наименования. Основное содержание дипломной работы изложено на 94 страницах, включает 19 рисунков и 40 таблиц.
IТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СТАТУСА И АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ
1.1 Понятие социально-психологического статуса, основные подходы к исследованию статуса
Слово «статус» пришло в социологию из латинского языка. В Древнем Риме оно обозначало состояние, правовое положение юридического лица. Однако в конце XIX века ученые придали ему новое звучание. Статус – социальное положение человека в обществе. Социальное положение – обобщенная характеристика, охватывающая профессию, экономическое положение, политические возможности, демографические свойства человека.
Хотя статус чуть ли не самое распространенное понятие в социологии, единой трактовки его природы в этой науке не достигнуто. Ф.Бейтс пишет, что статус принято понимать как обозначение ранга, места в социальной структуре, связанное с определенным набором норм [цит. по 22, с.201].
М. Вебер рассматривал социальный статус в значении престижа и связывал его с высоким положением индивида в обществе [48, с.194].
Классическую формулировку в 30-е годы предложил американский антрополог и социолог Ральф Линтон. Он четко отделил статус от роли, говоря при этом, что статус человека занимает как некую ячейку ( occupy a status ), а роль человеку необходимо играть ( play a role ). Следовательно, статус – это позиция в социальной структуре, а за ролью стоят определенное мышление и поступки. Если статус указывает на место человека в обществе или группе, то роль – на способ или модель поведения. Позиции Р.Линтона придерживались если не большинство, то очень многие современные социологи, в том числе автор самого известного в нашей стране зарубежного учебника по социологии Н.Смелзер. С ним согласны другие социологи. В частности, Т.Маршал и М.Хагопьян считают, что статус указывает на позицию, которая связана с кругом прав и обязанностей, привилегий и обязательств, приписанных законом возможностей или ограничений, признанных публично и поддерживаемых авторитетом общественного мнения [27, с.238].
Некоторые социологи смешивают два понятия: статус и престиж. Так, наприме
mirznanii.com
Взаимосвязь статусного положения в коллективе и самооценки подростка
Становление человека как личности неразрывно связано с социумом, где он проживает и взаимодействует. В межличностных отношениях проявляются личностные качества – эмоционально и волевые свойства, интеллектуальные возможности, усвоенные нормы и ценности того общества, к которому человек принадлежит. Реализация человека проходит в первую очередь в системе межличностных отношений. Активность и деятельность личности является важнейшим звеном во взаимодействии.
Основная проблема в подростковом возрасте – это проблема общения и со сверстниками и с взрослыми. Ведущая деятельность в этом возрасте – интимно-личностная, и именно поэтому взаимоотношения со сверстниками находятся в центре внимания подростка, именно они во многом определяют деятельность и влияют на поведение и развитие личностных качеств и социальных установок.
Общение со сверстниками у подростков столь же эмоционально, что и увлечения. Общение пронизывает всю жизнь подростков, накладывая отпечаток и на учение, и на неучебные занятия, и на отношения с родителями. Наиболее содержательное и глубокое общение возможно при дружеских отношениях. Подростковая дружба — сложное, часто противоречивое явление. Подросток стремится иметь близкого, верного друга и лихорадочно меняет друзей. Обычно он ищет в друге сходства, понимания и принятия своих собственных переживаний и установок. Друг, умеющий выслушать и посочувствовать (а для этого нужно иметь сходные проблемы или такой же взгляд на мир человеческих отношений), становится своеобразным психотерапевтом. Он может помочь не только лучше понять себя, но и преодолеть неуверенность в своих силах, бесконечные сомнения в собственной ценности, почувствовать себя личностью. Если же друг, занятый своими, тоже сложными подростковыми делами, проявит невнимание или иначе оценит ситуацию, значимую для обоих, вполне возможен разрыв отношений. И тогда подросток, чувствуя себя одиноким, снова будет искать идеал и стремиться к как можно более полному пониманию, при котором тебя, несмотря ни на что, любят и ценят.
В дружеских отношениях подростки крайне избирательны. Но их круг общения не ограничивается близкими друзьями, напротив, он становится гораздо шире, чем в предыдущих возрастах. У детей в это время появляется много знакомых и, что еще более важно, образуются неформальные группы или компании. Подростков может объединять в группу не только взаимная симпатия, но и общие интересы, занятия, способы развлечений, место проведения свободного времени. То, что получает от группы подросток и что он может дать ей, зависит от уровня развития группы, в которую он входит [3, с. 2].
Подросток развивается в переплетении разного рода связей и отношений. В подростковых группах складываются межличностные связи и отношения, отражающие взаимосвязи участников этих групп и действуют общие закономерности их становления и развития:
1. Обусловленность природы межличностных отношений таких, которая
социальная группа занимает в обществе;
2. Взаимосвязь от совместной деятельности, которая опосредует
развитие межличностных отношений в группе, определяет их строение;
3. Группа имеет определенный уровень развития, от которого зависит
наличие или отсутствие социально-психологических особенностей и характер ее влияния на индивида.
В подростковых группах выделяются функционально — ролевые и личностно — смысловые отношения между сверстниками.
Эмоционально-оценочные отношения – взаимодействие между подростками, отражающие систему их предпочтений, где на первый план выступают эмоциональный предпочтения, такие как – симпатия, антипатия и т.п.
Для этого возраста характерно стремление к признанию в группе, занять значимое место среди сверстников, быть лидером в своем коллективе. Но для того, чтобы этого добиться нужно, обладать определенными качествами. Индивидуальные особенности и установки подростков мешают занять высокий статус в группе, социализироваться в той группе, которая для них является желаемой [1].
После теоретического изучения темы было проведено эмпирическое исследование изучения самооценки личности подростка в группе Пробное тестирование на самооценку, на основе проанализированных данных социометрии — повторное тестирование на самооценку.
На уровень принятия себя подростком больше всего влияют родительская поддержка и отношение одноклассников.
Обработка результатов теста «Изучение самооценки личности подростка» в группе, на основе интерпретированных данных социометрии (повторное тестирование) осуществляем следующим образом:
На подготовленном повторном бланке, в индивидуальном порядке (подписанным для каждого ученика) фиксируется выбор класса (т.е. куда класс его «поселил»). После такого ознакомления подросток приступает к повторному заполнению бланка. Порядок выполнения заданий прежний, что и в пробном тестировании. Далее осуществляется подсчет результатов.
Анализируя полученные данные можно сказать, что городские подростки и сельские имеют достаточно высокий уровень адекватной самооценки, это говорит об их уверенности и реальном оценивании себя и своих способностей.
Завышенный уровень самооценки высоким процентом отмечен в группе сельских подростков, что подтверждает сказанное выше (т.е. основная направленность подростка на общение и проявление ограничений в выборе видов деятельности).
Изучение полученных результатов в системе межличностных отношений, статусного положения каждого члена группы дало возможность определить уровень взаимосвязи оценки сверстников на их отношение к себе.
В результате сопоставления уровня самооценки и статусного положения каждого подростка (1 этап исследования) с уровнем самооценки (4 этап исследования) получены следующие результаты:
Прослеживается, что результаты пробного тестирования отличаются от результатов повторного теста. Следовательно, можно с уверенностью сказать, что межличностные отношения взаимосвязаны с самооценкой.
Исходя из полученных данных рис.1 показывает, что более подвержены такого рода влиянию городские подростки – 55%. Подростки сельской местности, по результатам исследования оказались менее подвержены оценке сверстников.
Можно предположить, что такие результаты связаны с количеством сверстников в группе. Чем большее количество сверстников оценивают подростка, тем выше процент изменения самооценки.
Рис. 1. Взаимосвязь статусного положения в группе и самооценки подростков
Существуют механизмы взаимодействия между формированием личности и ее положением в группе. Отношение самого человека к положению в группе включает в себя такие психологические компоненты как переживание и осознание. Два перечисленных компонента взаимосвязаны между собой, но в тоже время это разные психологические характеристики отношения к окружающему. Следовательно, самосознание и самооценка играет одну из главных ролей в формировании личности. Все это определяет социальную адаптацию и дезадаптацию и выступает регулятором не только поведения, но и деятельности. Если самооценка подростка неустойчива в социуме, когда его постоянно оценивают не с лучшей стороны, если потребность в самоуважении и уважении окружающих остается нереализованной, происходит внутриличностный конфликт, который в свою очередь перерастет в межличностный. Решая эту проблему, подросток может найти группу, где оценивание его, как личности адекватно его собственной самооценке. Это будет способствовать удовлетворению потребности в уважении, подросток комфортно будет себя чувствовать в такой группе.
moluch.ru
Влияние личности подростка на его статус в группе сверстников
Калужский государственный педагогический
Университет имени К. Э. Циолковского
Институт социальных отношений
Кафедра социальной педагогики и организации работы с молодежью
КУРСОВАЯ РАБОТА
Влияние личности подростка на его статус в группе сверстников
студента
ФОМИНОЙ
НАТАЛЬИ ЮРЬЕВНЫ
Калуга 2010
Содержание
Введение
Глава I. Подходы к изучению влияния особенностей личности подростка на статус в группе сверстников
1.1 Психологические особенности подросткового возраста
1.2 Влияние оценки группы на самооценку подростков
1.3 Роль самооценки в развитии межличностных отношений среди подростков
Глава II. Влияния особенностей личности подростка на статус в группе сверстников
2.1 Методики определения самооценки личности
2.2. Социометрическое измерение личности
Заключение
Список литературы
Введение
Одна из основных проблем подросткового возраста — проблема общения со сверстниками. Именно взаимоотношения с товарищами находятся в центре внимания подростка, именно они во многом определяют поведение, деятельность, а в дальнейшем влияют на развитие личностных качеств и социальных установок. Для подростка важно занять значимое место среди сверстников, быть признанным в группе или быть лидером в своем коллективе. Но не каждый подросток может этого добиться, так как индивидуальные особенности и установки многих ребят мешают занять высокое статусное место, социализироваться именно в той социальной группе, которая для них является желательной. Нередко это связано с тем, что подростки не могут правильно оценить себя, и поэтому не могут найти адекватную для себя референтную группу. Трудности также связаны и с поиском устойчивого набора социальных ролей.
Исходя из результатов работы психологов и преподавателей[31, Internet] , мы можем сделать выводы о том, что неумение построить взаимоотношения со сверстниками, невозможность добиться значимого положения в группе являются причиной нарушения общения со сверстниками.
К сожалению, в каждом классе есть изолированные ребята, их % достаточно велик. Как правило, это дети с неадекватным поведением. Они зачастую агрессивны, неуравновешаны, склонны к антисоциальным поступкам. Своим поведением такие ребята пытаются привлечь внимание одноклассников, но тем самым еще более отдаляют себя от коллектива. Подростков этой группы отличают высокие самооценка, притязания на признание и тенденции к лидерству. Трудности в общении со сверстниками, у таких ребят часто сопряжены с неправильным представлением о своем реальном статусе в группе.
Нередко среди изолированных есть ребята неуверенные в себе, с заниженной самооценкой, тревожные. Как показало исследование, они удовлетворены своим положением в группе, так как данная группа не является для них референтной, либо среди ведущих мотивов не диагностируется мотивации на общение.
Напротив, среди качеств, присущих подросткам, занимающим высокое статусное место, ориентация на сверстников является одним из ведущих мотивов. Как правило, эти дети с достаточно адекватным представлением о себе, что позволяет им найти ту группу, в которой они будут признаны и оценены. Большое значение имеет тот факт, что эти подростки имеют достаточно высокий уровень эмпатии. Это, с одной стороны, дает возможность вызвать положительное эмоциональное отношение к себе, а с другой — чувствуя отношение к себе других, они стараются меньше общаться с теми, кто их не принимает, увеличивая число контактов с теми ребятами, кто их принимает.
Исходя из этого, целью нашей работы, было выяснить взаимосвязь между личностными качествами ребят и их статусным местом в группе.
Основными методами исследования были следующие: социометрия; опросники; проективные методики.
В данной работе нами решались следующие задачи
1) Рассмотреть роли и значения общества сверстников и выявить основные тенденции влияния самооценки на статус личности в группе.
2) Рассмотреть основные проблемы юношеского возраста
3) Рассмотреть формы организации общения в подростковой среде.
4) На основе анализа источников построить схему исследования межличностных отношений и самооценки детей подросткового возраста.
5) Подготовить и провести необходимые исследования, позволяющие подтвердить или опровергнуть гипотезу, т.е. определить социальный статус объекта.
Цель работы: изучить влияние статусного положения ребенка в группе на формирование уровня его самооценки.
Глава I . Подходы к изучению влияния особенностей личности подростка на статус в группе сверстников
1.1 Психологические особенности подросткового возраста
Юность — период жизни после отрочества до взрослости. Это период, когда человек может пройти путь от неуверенного, непоследовательного отрока, притязающего на взрослость, до действительного повзросления. В юности у молодого человека возникает проблема выбора жизненных ценностей, осознание собственной индивидуальности, неповторимости и непохожести на других. Как следствие этого осознания может возникнуть внутренняя напряженность, порождающая чувство одиночества. Это чувство усиливает потребность в общении и одновременно повышает его избирательность. В качестве главных новообразований в юношеском возрасте И.С. Кон называет открытие личностью своего внутреннего мира и рост потребности в духовной близости с другим человеком. Юность стремится сформировать внутреннюю позицию по отношению к себе ( “Кто я?”,” Каким Я должен быть?”). В этом возрасте отношения молодого человека с окружающим миром обостряются в силу биологических причин. Резко повышается возбудимость и раздражимость. Дисгармония физического и психического облика проецируется молодым человеком на окружающий мир, который воспринимается им как особо напряженный и враждебный. Юноша, а тем более подросток легко идеализирует окружающих людей и отношения между ними, но быстро в них разочаровываются, как только обнаруживают неполное соответствие предвзятому и завышенному идеалу. Такой юношеский максимализм- следствие стремления к самоутверждению. Юноша ценит все- это возраст, с которым горько расставаться, в который многие хотели бы вернутся, который в этом смысле даже опасно переоценивается в ущерб другим возрастам.
Основные проблемы юношеского возраста.
Многие из тех, кто в средней школе учился “из под палки”, к концу Х класса уже начинают понимать, что, если хочешь получить высшее образование или не попасть сразу после окончания школы в армию, учиться все же надо, поэтому такая острая проблема как мотивация учения отходит на второй план. Теряют свою значимость и многие другие проблемы. Однако, на их место приходят новые.
Для современного Х класса важной является проблема социально- психологической адаптации к новому коллективу . Поскольку после IX класса уходят из школы чаще всего слабоуспевающие ученики, то средний интеллектуальный уровень в старшей школе оказывается сравнительно высоким. В результате бывший отличник может неожиданно для себя сделаться средним или даже слабым учеником. Родители не всегда задумываются об этом, настаивая на учебе в каких-то престижных заведениях, и часто не понимают, почему вдруг их ребенок становится мрачным, подавленным или, напротив, злобным, агрессивным. Дело же в том, что при резкой смене критериев оценок, при потере привычного статуса в группе сверстников возникают значительные (и, что самое главное, часто неосознаваемые) сдвиги в области самооценки, отношения к себе, происходит как бы разрыв преемственности в становлении идентичности, в сфере основных переживаний человека, связанных с осознанием самого себя. Часто это ведет к развитию разного рода защитных механизмов, которые позволяют человеку сохранять привычную высокую самооценку. Привычное отношение к себе за счет искажения субъективного восприятия действительности и самого себя, что выражается внешне в неадекватном поведении, в снижении конструктивности поведения, в возникновении аффективных реакций, а так же чувства подавленности, депрессии и прочих самых разных проявлениях. Возникает то, что принято называть социально-психологической дезадаптацией.
Другая нередко встречающаяся в Х классах проблема — установка на продление моратория. После завершения неполного среднего образования и перехода к новому этапу и в преддверии напряженного периода окончания полной средней школы и поступления в институт многие юноши и девушки расслабляются, они как бы впадают в беззаботное детство: неожиданно на первый план выступает общение со сверстниками ( как у подр
mirznanii.com