Авторитет и власть | Студент-Сервис
Понятия «власть» и «авторитет» настолько важны, что стоит остановиться на их анализе подробнее.
Под авторитетом следует понимать способность и возможность влиять на поведение других людей с их согласия и желания.
Авторитет (от лат. auctoritas -— власть, влияние) в широком смысле — общепризнанное влияние лица или организации в различных сферах общественной жизни, основанное на знаниях, нравственных достоинствах, опыте; в узком — одна из форм осуществления власти.
Это крайне неустойчивая, недолговременная и переменчивая форма влияния. Такое влияние возможно при том условии, что вы не угрожаете ни жизни, ни социальному положению другого человека, но оказываете ему какую-либо выгодную услугу.
Если вы пользуетесь у товарищей авторитетом как большая умница, честный и принципиальный человек либо как активный защитник их интересов, скажем, перед администрацией школы, то сумеете сохранить свое превосходство только в том случае, если не утеряете качеств, за которые вас уважают.
При такой форме влияния, по существу, происходит взаимовыгодный обмен услугами: лидер получает нужную ему популярность и уважение, а ведомые — не менее нужные им знания, образцы нравственного поведения, защиту интересов.
Как правило, авторитетные отношения не оформляются каким-либо служебным уставом или официальным приказом, постановлением, законом. Именно поэтому их называют неформальными. Волю авторитетного лица другие исполняют как личную просьбу, а не как приказ.
В научной литературе не достигнуто согласия по поводу точного определения понятия авторитета. Одни авторы, в частности К. Маркс, М. Вебер, Дж. Остин, Б. Рассел, Д. Истон, Р. Берштедт, рассматривают авторитет как тип, разновидность или форму проявления власти. Они полагают, что власть и авторитет соотносятся между собой, как общее и особенное, и что авторитет невозможен без власти.
Другие (X. Арендт, М. Крозье, К. Фридрих, Р. Фридман, П. Уинч) считают власть и авторитет самостоятельными явлениями.Ч. Барнард, рассматривая проблему авторитета в организации, вводит понятие «принятого авторитета».Считая приказы важнейшим проявлением авторитета в формальной организации, он подчеркивает, что атрибут его вносится в приказы не лицами, отдающими их, а, напротив, теми, кому они адресованы. Иными словами, окончательным критерием оценки авторитета является принятие или непринятие индивидами адресованных им приказов. Для того чтобы приказы были приняты как авторитетные, они должны быть:
- понятными;
- соответствовать цели организации;
они адресованы;- осуществимыми.
Барнард полагает, что проблема принятия авторитета в организации должна рассматриваться в связи с так называемой «зоной индифферентности», означающей, что каждый индивидуум охотно принимает приказы лишь в определенных границах, которые, разумеется, подвержены изменениям. Администраторы, если они хотят, чтобы подчиненные повиновались отдаваемым им приказам, должны уметь определять эту зону. Повиновение приказам в пределах «зоны индифферентности» поддерживается также «мнением организации» и «взглядами группы».
Акцентируя внимание на концепции «принятого авторитета», Барнард указывает на то, что непринятый авторитет, в сущности, представляет собой «фикцию высшего авторитета», в основе которого лежит «право вето», находящееся в руках тех, кто получает приказы. Это право может применяться тем чаще, чем больше лица, занимающие руководящие посты, проявляют неспособность, незнание условий или неумение правильно выразить то, что должно быть исполнено. В то же время люди в организации готовы признать гораздо больший авторитет руководителя, выходящий далеко за пределы обычной зоны индифферентности, если такой администратор сочетает в себе формальный авторитет своего поста со способностями, знаниями и пониманием, так что в итоге создается «авторитет лидерства».
В общем и целом, в интерпретации авторитета выделяются две традиции. Согласно первой авторитет — это право командовать, т. е. атрибут закона, статуса, учреждения (авторитет де-юре). Люди обладают авторитетом, постольку поскольку занимают какое-то место или пост в определенной системе. Сущность подобного подхода выразил много лет назад английский философ Т. Гоббс: под авторитетом всегда понимается право совершения какого-то действия. Во второй традиции авторитет — субъективное качество человека, обусловленное знаниями, умениями и т. п. (авторитет де-факто).
Оба типа авторитета предполагают идею обоснованности притязаний, критериями которой могут выступать возраст, пол, статус, профессия, персональные характеристики, благосостояние, официальные документы и т. д., исключая содержание авторитетного распоряжения. Оба типа авторитета зависят от ценностей и убеждений участников «авторитетного отношения». А обладает авторитетом отчасти потому, что представление о его авторитете соответствует ценностям Б.
В самом общем виде авторитет определяется как средоточие (locus) власти. На этот счет известна афористичная формула Цицерона: «Власть в народе, авторитет в сенате» (Potestas in populo, auctoritas in senatu est). От сенаторов и вообще от вождей требовалось выявлять, концентрировать и усиливать важнейшие моменты общего согласия, а от народа — санкционировать и поддерживать подобную концентрацию. Чтобы стать правящим авторитетом, римский сенат обязан был быть фокусом политического общения, ядром (институциональной рамкой) народного согласия.
По мнению М.В. Ильина и А.Ю. Мельвиля, формула Цицерона отражает диалектику соотношения власти и авторитета. С одной стороны, авторитет — лишь средство достижения власти, но одновременно и его предпосылка. С другой — он может стать самим собой только в том случае, если позволит структурировать власть (придать ей контуры государственности) и получит поддержку, явное или неявное согласие на создаваемую конфигурацию власти. Он— заложник этого согласия, но одновременно и его творец.
В политической практике правительственные решения, как и в большинстве других видов авторитетных отношений, обычно подкреплены открытой или скрытой угрозой применения силы. В таком случае наружу проступает сходство между авторитетом и силой (принуждением).
В зависимости от источника подчинения авторитет бывает персональным, традиционным или легальным. Персональный авторитет основывается на личных характеристиках человека. Подобный тип авторитета представляет собой неинституционализированные отношения между субъектом и объектом. Таковы отношения между людьми как личностями. Любовь, восхищение, дружба или симпатия — основа персонального авторитета.
Однако наиболее распространенная характеристика персонального авторитета — компетентность. Это настолько важное качество, что ученые предлагают выделить подвид персонального авторитета— компетентный авторитет, источником которого выступает вера одного человека в то, что другой превосходит его в знаниях и лучше понимает, как реализовать его интересы.
Традиционным, по М. Веберу, называется авторитет, легитимность которого обусловлена верой в святость власти и древних законов. Примером являются отношения между родителями и детьми, младшими и старшими, мужчинами и женщинами, патрициями и плебеями и т. д. К историческим формам традиционного авторитета Вебер относил геронтократию и патриархат.
Легальный авторитет строится на рациональных основаниях— вере в законность применяемых правил и право тех, кого они наделяют авторитетом, отдавать команды. Источник авторитета в данном случае — легальные нормы, законы, статусные права. Когда осуществляется легальный авторитет, подчинение команде объясняется тем, что индивид чувствует себя обязанным повиноваться.
Авторитет можно считать специфическим способом проявления власти. В зарубежной социологии слова authority (авторитет) и power (власть) нередко употребляются как синонимы. Авторитет также выступает формой подчинения действий людей общественным нормам, средством поддержания общественной, в том числе и производственной, дисциплины.
Авторитет— индивидуальная, а не институциональная, как власть, характеристика. В Средневековье особым авторитетом пользовались отцы церкви, в эпоху предпринимательства— бизнесмены, которых считали лидерами нации. Т. Гоббс называл авторитетом того, чьи указания или приказы выполняются лишь по причине высокого доверия к его мудрости, знаниям, опыту либо нравственным принципам. Авторитет основан на уважении и признании другими индивидуальных достоинств. Он подразумевает добровольное подчинение многих людей одному лишь потому, что тот является личностью, а не назначенным лицом.
Авторитет и власть считаются двумя сторонами одного целого. Так ли это? Да. Но что представляет собой целое, их объединяющее? Это получение привилегий, отсутствующих у других. Авторитет и власть дают именно это. Таков их результат. А путь к авторитету и власти разный. При власти человека назначают, наделяют формальными атрибутами. Власть — это возможность навязывать свою волю вопреки желанию других. Наоборот, авторитет — не навязывание воли, а действие с согласия других.
Составные элементы авторитета и власти разные. У первого — это слава, публичное признание, уважение, добровольность. Таковы формы выражения авторитета. Составные элементы власти — контроль, господство, доминирование, давление, принуждение. Это формы выражения власти.
Авторитет и власть имеют нечто общее — фундамент в лице «значимых других», когда:
- они добровольно признают нечто стоящим выше их — это авторитет;
- их принуждают признать
Между авторитетом и властью существует асимметрия. Люди, наделенные формальным превосходством, т. е. властью, стремятся заручиться еще и неформальным превосходством, т. е. авторитетом. Однако авторитет не стремится К формальному закреплению, напротив, подобное ему противопоказано. Если человек, пользовавшийся народной любовью, получает официальное признание, он нередко теряет авторитет в глазах подданных, особенно если народ не любит правительство.
Если любимец народа, например депутат, получает еще и правительственный пост, что нравится народу, то это значит, что правительственный пост (формальная власть) пользовался у народа также неформальной любовью, т. е. авторитетом.
Когда народный избранник разочаровывает народ, к нему охладевают; когда формальное руководство не оправдывает надежд подчиненных, власть отчуждается.
Итак, существуют два разных способа отторжения лидера от «значимых других»: при авторитете— охлаждение, при власти — отчуждение. При авторитете не может быть отчуждения, это нелепо. Когда власть стремится еще и к авторитету, она знает об отчуждении и старается низвести его до уровня охлаждения как более слабого варианта отчуждения. Отчуждение — социальный процесс, охлаждение — психологический.
как им пользоваться в обществе, какой бывает
Содержание:
- Что это такое
- Определение в психологии
- Понятие личного авторитета
- Инструмент власти
- Основные виды
- Мнимый и подлинный
- Рациональный и иррациональный
- Как завоевать авторитет
- Как пользоваться влиянием в обществе
- Видео
Авторитет – это способность человека оказывать влияние на других людей. Такая форма взаимодействия основана на уважении и доверии. Не стоит путать ее с тиранией, которая базируется на страхе.
От авторитета зависит успешность в жизни
Что это такоеВ социальной психологии есть свое объяснение термина авторитет, что это такое и как получить такой статус. В бытовом понимании это слово обозначает человека или организацию, которая имеет большое влияние на общество. В отличие от тирании, признание получается ненасильственным путем. Оно дается за интеллектуальные достижения или моральные качества.
Определение в психологииВ социальной психологии немного иначе раскрывается термин авторитет, это понятие затрагивает социальную сферу. Оно означает особую форму влияния на группу людей.
Важно! Поклонники некритично воспринимают информацию от кумира и безусловно верят ему.
Основной способ управления – это убеждения. Люди добровольно признают власть за авторитетом и согласны следовать за ним. Далеко не каждый индивид умеет пользоваться авторитетом. Такое влияние образуется за счет особых личных качеств и способностей к организации общей деятельности.
Понятие личного авторитетаПод данным термином понимают особое развитие личности, которое достигает высокого уровня. Такой человек вызывает уважение у множества людей. Часто власть подобного вида основывается на харизме, т.е. бессознательной привлекательности.
У человека с личным авторитетом есть особая энергетика, увлеченность, умение говорить эмоционально и вдохновляюще. У него привлекательная внешность, хорошие риторические способности, и он уверен в себе.
Личный авторитет – это синтез врожденных и приобретенных качеств. Подобной формой влияния должен обзавестись каждый руководитель, который хочет стать успешным.
Инструмент властиМногие люди стремятся занять место лидера, но это непросто сделать. Получить место главного насильственным путем можно, но это не даст полного удовлетворения от наличия власти.
Авторитет в обществе многое значит и дает большие возможности
Особенность авторитета состоит в том, что люди сами выбирают, за кем следовать и кому верить. Их не нужно принуждать и заставлять. Индивид с такой формой влияния умеет убеждать, и в правильности его решений не приходится сомневаться.
В социальной психологии считается, что авторитет основывается на доверии, уважении, демократии. Именно это полезно для признания себя в качестве лидера. Все остальные методы не будут давать долговременных результатов.
В педагогике тоже важен авторитет, так как от него зависит послушность учеников. Современные дети не будут уважать учителя только из-за разницы в возрасте. Поэтому взрослому придется находить способы добиться расположения школьников.
Основные видыВ психологии выделяют разные формы авторитета. Каждый из них имеет свои особенности проявления. Многие люди хотят получить всеобщее признание, для этого избирают несколько путей.
Мнимый и подлинныйПодсознание — что это такое, определение
Истинный авторитет человек получает в результате своей конструктивной деятельности. На это у него уходит много времени и сил. У индивида должны быть определенные личностные качества: уверенность, харизматичность, умение убеждать и т.п.
Не всегда человек понимает, какой бывает авторитет, и как его достичь. Некоторые хотят получить быстрый результат. Поэтому они выбирают простой путь: подставы, ложь, интриги, сплетни. В таком случае они возымеют ложную власть. Так у лидера появляется не уважение других людей и признание, а поддержка влиятельных лиц. Его положение очень слабое и в любой момент может пошатнуться. В редких случаях ложный авторитет помогает стать серым кардиналом, но не полноценным руководителем с крепкой властью.
Рациональный и иррациональныйСуществует еще одна классификация. Если личность опирается на доводы разума, критично оценивает свои качества и способности, то может получить рациональный авторитет.
Важно! Чем выше уровень профессиональной компетенции, тем серьезнее признание.
Особенность этого вида заключается в том, что человек становится авторитетом в определенной области. Например, педагог может рассказывать, как воспитывать и обучать детей, и его мнение будет ценным. Но, если он начнет объяснять, как насчитывать зарплату, то его слова не будут иметь веса.
Рациональный авторитет позволяет спокойно воспринимать критику
При иррациональном виде у человека сочетаются власть и статус. Его право быть лидером не обсуждается и просто признается за истину. Попытки объяснить выбор не приводят к успеху. Часто таким авторитетом наделяют представителей власти.
У психологов нет единого взгляда на то, какая форма влияния оптимальная. В каждой ситуации нужен индивидуальный подход. Поэтому, если индивид хочет признания, то ему стоит проявить гибкость в рассуждениях.
Как завоевать авторитетАффирмация — что это такое, определение
Каждый человек может стать признанным лидером, но для этого ему придется приложить множество усилий. Он должен не только понимать, что такое авторитет, но и стремиться его заслужить.
При попадании в новый коллектив нужно внимательно рассмотреть его и найти неформального лидера. На него нужно произвести положительное впечатление, то же и с остальными коллегами.
Не стоит занимать место того, кого уже уважает коллектив. Рекомендуется проявлять лучшие личностные качества, демонстрировать профессионализм и тактичность, аккуратно высказывать оценку кого-либо. Можно интересоваться жизнью других людей, поддерживать их и искать общие точки интересов.
Положительную роль играет общение в неформальной обстановке, но вместе с этим не стоит высказывать негативное мнение о коллегах или начальстве. Даже если встреча проходит вне работы, это может привести к проблемам.
Нельзя пытаться всем угодить, лебезить и пресмыкаться – это неискренне и вызовет только отторжение. Притворство будет чувствоваться, и большого значения такой человек не получит.
В получении влияния играют роль дисциплина, уверенность в себе, профессиональные качества, жизненный опыт и другие факторы. Поэтому нельзя однозначно сказать, что значит авторитет, и как его получить.
Можно составить план личностного развития. Для этого определить свои качества, как они помогают в достижении цели, и что необходимо выработать. Такая рефлексия полезна всем – она помогает оценить свои особенности и характеристики.
Как пользоваться влиянием в обществеЛидерство — что это такое, определение
Умение вести за собой людей и быть убедительным полезно не только на работе. Это нужно для родителей, общения в любой социальной группе и во многих сферах деятельности.
При высоком уровне влияния не придется впадать в зависимость от других людей
Не каждый скажет, кто такой авторитетный человек. Его нельзя назвать самоуверенным или наглым, но в нем есть что-то такое, что притягивает и вызывает уважение. Каждый сам решает, какое определение дать его личности.
Если индивид хочет оказывать влияние на людей, то он должен начать со своего внешнего вида. Прямая осанка, улыбка и отсутствие беспокойства демонстрируют его открытую позицию.
Для того чтобы получить признание других людей, придется совершать немало значимых поступков. После достижения цели индивид получает признание, внимание и уважение, это приятно и дает определенные преимущества.
Не всегда окружающие знают, кто такой авторитет. Это человек, который источает особую энергетику, она заставляет проникаться чужими убеждениями. Некоторым мировым лидерам приписывали владение сакральными знаниями, которые наделяли их магическим очарованием.
При наличии авторитета индивид всегда может рассчитывать на моральную и материальную поддержку от других людей. Это может означать то, что ему не придется сильно напрягаться для получения каких-то благ, достаточно будет попросить.
С высоким уровнем влияния проще жить
Со временем у каждого человека формируется свое представление авторитета, что это значит и как его достигнуть. Не все стремятся к получению такой способности, но она может существенно облегчить жить.
Для того чтобы лучше понимать тот или иной термин, нужно обратиться к научным источникам. Авторитет – это определение, которое рассматривается в рамках социальной психологии. Именно в этой отрасли можно найти способы применения влияния на людей.
У авторитета есть еще определение, но уже бытовое. Так называют человека, которого уважают в семье. Это необязательно мама или отец, может быть бабушка или дедушка.
Иногда может возникать проблема с тем, как правильно писать афторитет или авторитет, верен второй вариант. Подобное качество личности позволяет достичь успеха не только на работе, но и в личной жизни.
ВидеоАвтор:
Тaрaсенкo Нaтaлья ВлaдимирoвнaАвторитет | English Концептуальное обучение
Авторитет
Что это такое
Авторитет относится к роли композитора и ответчика, а также к степени их привилегии в создании смысла. Он используется и подразумевается в английской программе в двух разных смыслах: авторитет над текстом («намерение автора») и авторитет текста.
Первое значение, власть над текстом, относится к тому, кто (включая студента-автора) контролирует смысл в его составе и реакции на него. Однако авторитет отличается от традиционных понятий авторства или «автора». Автор текста — не столько человек, сколько функция, которую мы приписываем тексту, создавая один возможный контекст для интерпретации.
Администрация также должна принять во внимание, что многие тексты являются результатом совместных усилий с участием групп людей, влияющих на конечный продукт: писателей, редакторов, иллюстраторов, исследователей, музыкантов, продюсеров, кураторов, технических специалистов и издателей, чьи идеи и технические потребности формируют работу. Еще один уровень полномочий принадлежит учреждению, которое заказывает и аккредитует текст, часто формируя сообщение в соответствии со своими институциональными требованиями. Цифровой мир позволяет распределять полномочия за счет совместного построения знаний и мнений, например, Википедия, тренды в Твиттере, лайков в Facebook и количество просмотров на Youtube.
Авторитет также должен признавать роль респондента, который привносит свои собственные идеи и опыт в его значение и может принимать или отвергать предпосылки текста. Таким образом, авторитет всегда находится в состоянии переговоров между составителем(ями) и ответчиками.
Во втором смысле, авторитетность текста, это относится к тому, насколько достоверным кажется текст, в какой степени он может считаться авторитетным в своем предмете. Авторитет текста часто определяется его соответствующим стилем, ссылкой на признанных экспертов и контекстом публикации.
Почему это важно
Понимание того, как действует авторитет, помогает учащимся стать конструктивными и критически мыслить в том, как они находят смысл в текстах и через них. Авторитет начинается с авторитета класса, где тексты исследуются и обсуждаются в соответствии с набором ожиданий, соглашений и процессов. Признание того, что авторитет не полностью принадлежит фигуре автора, побуждает студентов исследовать множество личных, культурных, институциональных и технических влияний, формирующих смысл, таким образом предоставляя возможности, с помощью которых значение может быть подвергнуто сомнению и определено с некоторой точностью. Знание того, как проверить авторитетность текста и достоверность его содержания, позволяет учащимся выносить суждения о его достоверности и истинности.
Этап 6
Учащиеся понимают, что полномочия согласовываются и предоставляются посредством различных процессов авторизации.
Они узнают, что
- интерактивные цифровые тексты позволяют действовать на разных уровнях, воплощая процессы чтения; агентство не обязательно является органом власти
- акты текстовой переработки, воссоздания и вмешательства могут передавать авторитет исходного текста, иногда подрывая, а иногда признавая его ценность
- тексты создают субъектные позиции, которые респонденты могут в контексте своего собственного опыта добровольно или пассивно принять или намеренно отвергнуть
- процессы авторизации различаются в зависимости от контекста и среды
- знание процессов репрезентации, особенно научно-популярных текстов, может заставить нас усомниться в достоверности текста*
- процессы деконструкции могут подорвать авторитет текста и выявить его культурные допущения*
*Курсы продвинутого уровня и повышения квалификации
Этап 5
Учащиеся понимают, как создается, подтверждается или оспаривается авторитет.
Они узнают, что
- чувство авторитета может быть создано посредством использования языка
- авторитет укрепляется за счет цитирования и ссылок на установленные источники
- группы респондентов могут быть включены или исключены в зависимости от использования языка
- тексты могут противоречить культурным представлениям или опровергать их.
Этап 4
Учащиеся понимают, что чувство авторитета может быть сформировано и что оно в той или иной степени принадлежит композиторам и респондентам.
Они узнают, что
- определенные языковые структуры придают тексту ощущение авторитетности
- Авторитет текста может быть поставлен под сомнение путем сравнения с другими текстами, предлагающими различные точки зрения
- полномочия не могут принадлежать только одному человеку, но определенные типы текстов являются результатом сотрудничества.
Этап 3
Учащиеся понимают, что в разных контекстах полномочия предоставляются по-разному.
Они узнают, что
- тексты имеют больший авторитет при использовании соответствующего языка, орфографии и пунктуации
- авторитет придается тексту четко выраженной и обоснованной аргументацией и признанием принятых авторитетов
- популярность может стать формой авторитета
- власть ценится и подвергается сомнению.
Этап 2
Учащиеся понимают, что авторитет и авторство — это разные аспекты текстов.
Они узнают, что
- ответы и интерпретации текста могут различаться и могут быть более или менее достоверными.
- авторы могут формировать интерпретацию текста, но не могут контролировать ее.
Этап 1
Учащиеся понимают, что власть действует в определенных рамках.
Они узнают, что
- власть выражается по-разному в зависимости от контекста
- авторы могут по-разному подходить к сюжетам и композиции
- респонденты играют роль в придании смысла текстам и через них.
ES1
Учащиеся понимают, что у текстов есть авторы, которые составляют содержание.
Авторитет — Философская энциклопедия Routledge
Доступ к полному содержанию доступен только для членов организаций, купивших доступ. Если вы принадлежите к такому учреждению, войдите в систему или узнайте больше о том, как сделать заказ.
Поделиться
Загрузка содержимого
Нам не удалось загрузить контент
ПечатьСодержание
- Резюме статьи
содержание закрыто
1
Характер и формы полномочий
контент заблокирован
2
Политическая власть
содержимое заблокировано
3
Обоснования
содержимое заблокировано
Библиография
Тематический
- К
- Грин, Лесли
DOI
10. 4324/9780415249126-S004-1
DOI: 10.4324/9780415249126-S004-1
Версия: v1, опубликовано онлайн: 199 8
Получено 1 июня 2023 г. с https://www.rep.routledge. com/статьи/тематические/авторитет/v-1
Понятие власти имеет два основных значения: компетентность и право на власть. Иметь авторитет в вопросах веры (быть «авторитетом») — значит иметь теоретический авторитет ; иметь власть над действием («быть во власти») — значит иметь практическую власть . Оба смысла предполагают подчинение суждения или воли индивидуума суждению или воле другого человека таким образом, который является обязательным, независимо от конкретного содержания того, что этот человек говорит или требует. Если полномочия лица признаны, то они действительны или де-факто полномочия; если это обосновано, то это де-юре авторитет. Последнее является основным понятием, ибо де-юре авторитет — это то, что де-факто власти заявляют и что они, как полагают, имеют. Таким образом, авторитет отличается от действенной власти, но также и от оправданной власти, которая может не подразумевать подчинения суждению. Однако во многих случаях практическая власть оправдана только в том случае, если она также эффективна.
Политическая власть требует подчинения своих подданных. Попытки ее обоснования всегда были в центре политической философии. К ним относятся как инструментальные аргументы, апеллирующие к опыту правителей или их способности содействовать социальному сотрудничеству, так и неинструментальные аргументы, основанные на таких идеях, как согласие или чувство общности. Удалось ли кому-либо из них оправдать всеобъемлющую власть, на которую претендуют современные государства, вызывает большие споры.0007
Поделиться
Загрузка содержимого
Нам не удалось загрузить контент
Печать Ссылка на эту статью:
Грин, Лесли. Власть, 1998 г., doi: 10.4324/9780415249126-S004-1. Философская энциклопедия Рутледжа, Тейлор и Фрэнсис, https://www.