Понятие бессознательного в психологии: 4.Понятие о бессознательном.

Понятие бессознательного

Бессознательное

   Бессознательное (по словарю) — совокупность психических явлений, не осознаваемых субъектом.

 Традиционно понятие бессознательного связывают с психоаналитическим направлением. Но тем не менее, к бессознательному (т.е. протекающему вне сознания), можно отнести более широкий спектр явлений, чем его понимали Фрейд, Юнг. С точки зрения П.В. Симонова, все эти процессы правильно называть неосознаваемыми.

 Сознание (со-знание) — знание, которое с помощью слов, математических символов, обобщающих образов художественных произведений может быть передано, может стать достоянием других членов общества. Неосознаваемое — все то, что не может быть сообщено другим (связывают с отсутствием возможности вербализации).

 По П.В. Симонову неосознаваемое состоит из подсознание и сверхсознания.

 По Ю.Б. Гиппенрейтер неосознаваемое состоит из:

 — неосознаваемых механизмов сознательных действий

 — неосознаваемых побудителей сознательных действий

 — «надсознательных» процессов.

   I. Подсознание — все то, что было осознаваемым или может стать осознаваемым в определенных условиях.

 По Гиппенрейтер:

 1) Неосознаваемые механизмы сознательных действий:

 а) неосознаваемые автоматизмы:

 — первичные — врожденные или очень рано сформированные процессы;

 — вторичные — навыки. Гиппенрейтер рассматривает 3 сферы сознания: фокус, периферию и за границей — неосознаваемое: при формировании навыков процессы сначала помещаются в фокус, после чего смещаются на периферию и при окончательном заучивании выходят за границу сознания. Навыки могут быть не только в сфере моторной (пианино), но и в других: перцепция (восприятие знакомого иностранного языка), мышление (быстрое решение примеров по заученным формулам), сюда же можно отнести сверхсознание по З.Фрейду, то есть интериоризованные нормы общества и т.д.

 Функции — освобождение сознания для другой работы.

 б) неосознаваемые установки (связано с Д. Н. Узнадзе)

 Установка — готовность организма или субъекта к совершению определенного действия, или к реагированию в определенном направлении.

 Опыт с шарами: 1 этап — испытуемому раз 15-18 дают в две руки 2 разных шара, 2 этап — дают одинаковые шары, испытуемый говорит, что они разные. Если 1 этап проходит под гипнозом, результат 2-го этапа тот же, значит установка, что шары все время разные, неосознаваема.

 в) неосознаваемые сопровождения сознательных действий (мимика, имитация, физиологическое сопровождение эмоциональных реакций (основа детектора лжи).

 г) субсенсорная — зона чувствительности организма, вызывающая непроизвольные реакции, но не отражаемая в сознании человека.

 К свойствам этой группы неосознаваемых процессов можно отнести их большую устойчивость, консервативность, малую контролируемость (особенно в отношении физиологических сопровождений эмоционального реагирования и неосознаваемых установок).

 Проявления — поведенческие компоненты, физиологические реакции.

 2)Неосознаваемые побудители сознательных действий

 Эта область наиболее тесно связана с теорией бессознательного З.Фрейда. Сознание — предсознание — бессознательное.

 К предсознательным относятся скрытые, латентные знания, которые легко могут перейти в сознание, но в данный момент не актуализированы. Бессознательное — результат вытеснения, подавления, сопротивления; следствие действия социальных норм и запретов.

 Свойства:

 — большая энергетическая заряженность;

 — трудность перехода в сознание;

 — действенность (связано с первым).

 Проявления: 3 основные формы:

 — сновидения

 — ошибочные действия (забывание, описки, оговорки)

 — невротические симптомы (в своем роде сублимация).

 Далеко не всегда в основе симптомов лежит подавленное сексуальное влечение. Это могут быть другие неприятные переживания, вытесненные субъектом (Фрейд не мог вспомнить ресторана, название которого совпадает с именем недруга).

 Индивидуальное бессознательное по Юнгу — область, состоящая из психических элементов, ранее осознанных, но вытесненных и забытых, подавленных, а также из элементов, которые были настолько энергетически слабы, что не смогли проникнуть в сознание (например, субсенсорное восприятие). Проявление индивидуального бессознательного — через поведение — комплексы (комплекс матери, комплекс власти…)

   II. Сверхсознание или надсознание

 Психические процессы, порождающие новую, ранее не существовавшую информацию путем рекомбинации следов впечатлений, полученных извне.

 Функция — защита от преждевременного вмешательства сознания.

 Будучи вероятным по природе, сверхсознание тем не менее не случайный подбор комбинаций, оно обусловлено:

 1) ранее накопленным опытом, включая опыт предшествующих поколений;

 2) задачей или целью, которое перед сверхсознанием ставит сознание, натолкнувшееся на проблему;

 3) доминирующей потребностью.

 Свойства — качественная новизна информации, неизвестность момента завершения процесса и перехода в сознание.

 Проявления:

 1) Сверхсознание связывают с творческим процессом. В этом случае оно проявляется во внезапном (относительно внезапном — предварительно эта тема должна стать доминирующим на каком-то этапе) появлении гипотез, идей, решений… либо в художественных произведениях.

 2) К надсознательным иногда относят процессы переживания больших жизненных событий, чувств; следствие работы сверхсознания — личностные кризисы.

 3) Мифы, суеверия, верования — которые не являясь отражением действительности, тем не менее удовлетворяют потребность в упорядочивании представлений об окружающем мире. К надсознательным с этой точки зрения можно отнести коллективное бессознательное по Г.Юнгу (хотя с другой стороны можно его рассматривать и как бессознательные установки).

 4. П.В. Симонов относит к проявлениям сверхсознания юмор как чувство превосходства нового над громоздкостью устаревших норм.

Вернуться к содержанию

Бессознательное (Кузнецов) | Понятия и категории

БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ — в узком смысле категория философии и психологии, обозначающая содержание психической жизни субъекта, которая скрыта от его сознания и невербализована. В ряде философских и социологических концепций термину Б. придается широкий онтологический смысл. В истории философии проблема Б. актуализируется еще в античности, где хаотическое (бессознательное) начало мира (апейрон, меон) нуждается в оформлении со стороны смысла-логоса, результатом чего является наличное бытие (по Платону). Фундаментальное значение проблематика Б. впервые приобретает у Лейбница. К Б. он относит малые неосознаваемые восприятия в отличие от осознанного восприятия, апперцепции. Существенное место проблема Б. занимает в философских концепциях И. Фихте и Ф. Шеллинга: сфера Б. противоположна трансцендентальной субъективности (Я Фихте, Абсолютному Шеллинга), объемлется последней.

Интерпретация категории Б. в немецкой философии XIX в. связана с именами А. Шопенгауэра и Э. фон Гартмана. Если для Фихте и раннего Шеллинга бессознательная деятельность трансцендентального субъекта определяется как «действие ради действия», но все же связывается либо с категорией практического разума (у Фихте), либо с понятием интеллектуальной интуиции (у Шеллинга), то Шопенгауэр из «действия ради действия» выводит конструкцию абсолютно бессознательной воли, которая не хочет ничего другого, как только хотеть: сознание есть лишь явление, сущность, являющаяся в нем, есть абсолютная бессознательность, «неразумие» воли. Учение Э. фон Гартмана о Б. является своего рода синтезом панлогизма Гегеля и волюнтаризма Шопенгауэра; «абсолютный дух» бессознателен, «воля» и «идея» суть равнозначные и находящиеся в постоянном взаимодействии его атрибуты. Существенное изменение в трактовке Б. связано с появлением в середине XX в. психоанализа, в рамках которого Б. не противопоставляется сознанию, а обнаруживается внутри его структур.
Так, 3. Фрейд широко использует термин «Б.», обозначая им то содержание психической жизни, о наличии которого человек не подозревает в данный момент, либо не знает о нем в течение длительного времени, либо вообще никогда не знал. По мнению Фрейда, практически все невротические состояния связаны с конфликтом между сознательными и Б. структурами: Б. желание (Оно), актуализируясь в сфере сознания в некое представление (сфера Я), вступает в конфликт с совокупностью идеальных норм индивида (сфера Сверх-Я) и вытесняется в сферу Б. Таким образом, конфликты между Я и Я-идеалом в конечном счете отражают противоречия между внешним и внутренним, реальным и психическим мирами. Трактовка проблемы Б. последователем Фрейда К.Г. Юнгом существенно отличается от фрейдовой. Швейцарский мыслитель коренным образом расходится с Фрейдом в вопросе о содержании Б. Для Юнга очевидна несводимость содержания Б. исключительно к биологической компоненте — проблема Б. мыслится прежде всего как проблема культуры. Помимо личностного Б.
Юнг признает существование коллективного Б., которое идентично для всех людей и образует «всеобщее основание душевной жизни каждого». Если содержанием личного Б. являются комплексы, то содержанием коллективного Б. являются архетипы — «формы и образы, коллективные по своей природе… и являющиеся… автохтонными индивидуальными продуктами бессознательного происхождения».

Трактовка проблемы Б., предложенная представителями классического психоанализа, оказала большое влияние на философию, культурологию и искусствоведение XX в. и получила дальнейшее развитие в различных версиях неофрейдизма (в том числе в так называемом экзистенциальном психоанализе Л. Бисвангера, Ж.-П. Сартра, Э. Фромма и др.). Альтернативную позицию в отношении Б. занимали философы феноменологической школы и некоторые представители аналитической философии. Эта позиция состояла в «отбрасывании» — в результате феноменологической редукции — компонент Б. и непосредственном рассмотрении эйдоса- смысла; или — в аналитической философии — в сведении самого философского дискурса к совокупности логически корректных высказываний.

Однако следует иметь в виду, что, по Фрейду, осознание Б. происходит именно в процессе речевых актов. В процессе вербализации, называния Б. переходит на уровень предсознания; именно через посредство слов внутренние процессы мысли становятся восприятиями. В поздних работах Гуссерля и Витгенштейна проблема интерпретации Б. рассматривается через понятие жизненного мира, который выступает в качестве носителя неосознаваемого, «фонового» знания, и языковых игр, которые имеют свою «глубинную грамматику» «форм жизни». Психоаналитические подходы к Б. оказали значительное влияние на целый ряд социологических и историософских концепций, в частности на концепции «тотальной истории» и «ментальности» французской школы Анналов. Концепция тотальной истории, согласно одному из наиболее значительных представителей данной школы Жаку Ле Гоффу, включает в себя не только то, что по традиции именуют культурой или цивилизацией, но также и материальную, равно как и интеллектуальную и художественную культуру, не устанавливая между ними отношений детерминизма; необходимым аспектом исторического исследования является демонстрация ментальности, эмоциональности и установок поведения. Сам термин «менталитет» был заимствован французскими историками (в частности, М. Блоком и Л. Февром) из работ известного психолога К. Леви-Брюля, где он использовался прежде всего для характеристики образа мышления и поведения людей, стоящих на таких ступенях культурной эволюции, когда Б. превалирует над сознательным, а коллективное подчиняет себе индивидуальное — людей так называемых дописьменных культур. Таким образом, менталитет есть своего рода коллективное Б., которое выступает, однако, как система определенных установок, неосознанно используемых людьми в качестве инструмента познания окружающего мира, и во многом формирует их мысли и поступки. С точки зрения представителей школы Анналов, «ментальное измерение истории» должно стать методом исторического познания.

Проблема соотаошения Б. и сознательного в историческом процессе получает свое дальнейшее развитое в историософской концепции М. Фуко. В современном мышлении, считает Фуко, историцизм и аналитика человеческого бытия противостоят друг другу. Само познание укореняется в жизни, в обществе, в языке — трансцеденталиях человеческого бытия, у которых есть история, и в этой истории оно находит то, что позволяет ему общаться с другими формами жизни, типами общества и значениями. Вопрос о соотношении когнитивного и исторического имплицитно содержит в себе вопрос о роли Б. в историческом самораскрытии сущности человека. Б., по мысли Фуко, есть двойник, тень сознания, его Иное, существующее рядом с ним, параллельно ему. Вся динамика современной рефлексии заключается в осознании Б., независимо оттого, выступает ли оно в роли «Unbewusste» (Б.) у Шопенгауэра, «отчужденного человека» у Маркса, чего-то «скрытого», «осадочного», «нераскрывшегося» в феноменологии: современное мышление «пронизано необходимостью помыслить немыслимое, осмыслить содержание «в себе» в форме «для себя», снять с человека отчужденность, примирив его с его собственной сущностью, раскрыть горизонт, дающий опыту непосредственную обнаженную очевидность…». Осознание Б. , считает Фуко, лежит в основании всякой этики и политики как личностно-человеческой и коллективно-человеческой деятельности.

Перенесение проблемы Б. из сферы метафизики и психологии в область социальной философии характерно для представителей Франкфуртской школы социологии. Так, в концепции «раннего» Адорно понятие «тотальности» — той исторической конкретности, в которой соединены общее и частное и которая является основной характеристикой социума, — оказывается связанным и с рецепциями Б. в марксизме, и с «коллективным Б.» школы Юнга. Подход к Б., предложенный Ю. Хабермасом, связан с неомарксизмом и неофрейдизмом, прослеживается в том, что касается проблемы соотнесения ценностей с бессознательными детерминантами человеческой деятельности, закрепленными в идеологии. По мысли Ю. Хабермаса, концепция Б., предложенная 3. Фрейдом, позволяет значительно расширить подходы, ориентированные на субъективное понимание смысла: бессознательные мотивы, также как и сознательные, принимают формы интерпретируемых потребностей, а поскольку они даны в символическом контексте, то могут быть истолкованы герменевтически. «Бессознательное, — пишет Хабермас, — обозначает скорее класс всех мотивационных принуждений, происхождение которых необходимо интерпретировать, которые социально не санкционированы и которые являются основанием причинных связей в ситуациях негативных и анормальных моделей поведения». Однако бессознательные мотивы не даны действующему субъекту. Действия субъекта, обусловленные, «спровоцированные» Б., объективно значимы, поскольку могут быть проинтерпретированы, вместе с тем они имеют статус причины, поскольку преобладают над сознанием субъекта. Таким образом, аналитиком является тот, кто устанавливает связь между сознанием и Б.

Потребность в «осознании Б.» в русской философской традиции проявилась в начале — середине XX в., в первую очередь среди представителей так называемого нового религиозного сознания (Н. Бердяев, В. Розанов, Дм. Мережковский) и их последователей (особенно надо отметить творчество Б.П. Вышеславцева). В целом концепция Б. осмысляется в русском философском опыте в рамках метафизической (а не психологической или социологической) традиции как проблема меонального начала мира, хаоса, который должен быть объемлем Космосом Боговоплощения.

Литература:

Вышеславцев Б.П. Этика преображенного Эроса. М., 1994;

Виндельбанд В. От Канта до Ницше. История новой философии… М., 1998;

Гартман Э. Фон. Сущность мирового процесса, или Философия бессознательного. Вып. 2. М., 1875;

Фрейд 3. Психология бессознательного. М., 1989;

Юнг К.Г. Архетип и символ. М., 1991;

Ле Гофф Жак. Цивилизация средневекового Запада. М., 1992;

Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. М., 1994;

Habermas J. On the Logic of Social sciences. Cambridge, 1988.

Словарь философских терминов. Научная редакция профессора В.Г. Кузнецова. М., ИНФРА-М, 2007, с. 48-50.

Tags: 

Психология

Понятие: 

Бессознательное

7.7: Бессознательное — Социальные науки LibreTexts

  1. Последнее обновление
  2. Сохранить как PDF
  • Идентификатор страницы
    123558
    • Джорден А. Каммингс
    • Университет Саскачевана

    Ап Дейкстерхейс

    Бессознательные психологические процессы издавна увлекали людей. Идея о том, что у людей должно быть бессознательное, основана на идее о том, что (а) в нашем мозгу происходит так много всего, а возможности сознания настолько малы, что должно быть гораздо больше, чем просто сознание; и что (б) если вы не верите, что сознание причинно не связано с другими телесными и психическими процессами, сознательный опыт должен быть подготовлен другими процессами в мозгу, которые мы не осознаем. Не только логика подсказывает, что действие начинается бессознательно, но и исследования убедительно свидетельствуют об этом. Более того, бессознательные процессы очень часто очень важны для функционирования человека, и многие явления, такие как формирование отношения, стремление к цели, стереотипизация, творчество и принятие решений, невозможно полностью понять, не принимая во внимание роль бессознательных процессов.

    Цели обучения

    • Понять логику, лежащую в основе предположения о важности бессознательных процессов.
    • Получить общее представление о некоторых важных исторических мыслях о бессознательных процессах.
    • Узнайте о некоторых важных психологических экспериментах над бессознательным.
    • Оцените различие между сознанием и вниманием.

    Вы когда-нибудь брали шоколадный батончик, жевательную резинку или журнал, когда покупали продукты? Эти известные «импульсивные покупки» поднимают интригующий вопрос: что такое действительно влияет на ваши решения? Хотя, с одной стороны, вы можете возразить, что именно ваше сознание решает, что вы покупаете, что едите и что читаете. С другой стороны, вам, вероятно, придется признать, что эти журналы о знаменитостях и соленый шоколад на самом деле не были в вашем списке покупок вместе с яйцами и хлебом. Так откуда взялось желание их приобрести? Как мы увидим в этом модуле, на ваше мышление и решения воздействует ряд сил, о которых вы, возможно, даже не подозреваете; все они обрабатываются бессознательным.

    Немного истории

    Хотя термин « бессознательное » был введен совсем недавно (в 18 веке немецким философом Платнером, немецкий термин «Unbewusstsein»), относительная «бессознательность» человеческой природы вызывает как удивление, так и разочарование на протяжении более двух тысячелетий. Сократ (490–399 до н. э.) утверждал, что свобода воли ограничена, или, по крайней мере, так кажется, после того как заметил, что люди часто делают то, чего на самом деле делать не хотят. Он назвал это акрасия , что лучше всего можно перевести как «отсутствие контроля над собой». Несколько столетий спустя римский мыслитель Плотин (205–270 гг. н. э.) предположительно первым указал на возможность бессознательных психологических процессов в письменной форме: «Отсутствие сознательного восприятия не является доказательством отсутствия умственной деятельности».

    Эти две идеи, впервые сформулированные Сократом и Плотином соответственно, были и до сих пор являются предметом горячих споров в психологии, философии и неврологии. То есть ученые по-прежнему исследуют, в какой степени человеческое поведение является (и/или кажется) произвольным или непроизвольным, и ученые по-прежнему исследуют относительную важность бессознательных и сознательных психологических процессов или умственной деятельности в целом. И, возможно, неудивительно, что оба вопроса до сих пор остаются спорными.

    Рис. 7.31 Еще древние греки интересовались загадкой кажущегося отсутствия контроля, которое мы проявляем при принятии решений. Что бы подумал Сократ, если бы увидел, как современные люди ориентируются в типичном супермаркете?

    Во время научной революции в Европе наше бессознательное отнял у нас, так сказать, французский философ Декарт (1596–1650). Дуализм Декарта повлек за собой строгое различие между телом и разумом. Согласно Декарту, разум производит психологические процессы, и все, что происходит в нашем сознании, по определению является сознательным. Некоторые психологи назвали эту идею, в соответствии с которой психические процессы, протекающие вне сознательного сознания, стали невозможными, Декартова катастрофа . Науке потребовалось более двух столетий, чтобы полностью оправиться от обнищания, продиктованного Декартом.

    Нельзя сказать, что все современники Декарта и более поздние мыслители соглашались с дуализмом Декарта. Фактически, многие из них не соглашались и продолжали теоретизировать о бессознательных психологических процессах. Например, британский философ Джон Норрис (1657–1711) сказал: «У нас могут быть идеи, которые мы не осознаем. . . . В нашем уме запечатлено бесконечно больше идей, чем мы можем уделить внимание или воспринять». Иммануил Кант (1724–1804) соглашался: «Поле наших чувственных восприятий и ощущений, которых мы не осознаем… . неизмеримо». Норрис и Кант использовали логический аргумент, на который до сих пор любят указывать многие сторонники важности бессознательных психологических процессов:0050 В нашем мозгу происходит так много всего, а возможности сознания настолько малы, что должно быть гораздо больше, чем просто сознание.

    Самый известный защитник важности бессознательных процессов появился на сцене в конце 19 века: австрийский невролог Зигмунд Фрейд. Большинство людей ассоциируют Фрейда с психоанализом, с его теорией ид, эго и суперэго, а также с его идеями о вытеснении, скрытых желаниях и мечтах. Такие ассоциации вполне оправданы, но Фрейд опубликовал и менее известные общетеоретические работы (например, Фрейд, 1915/1963). Эта теоретическая работа звучит, в отличие от его психоаналитической работы, очень свежо и современно. Например, Фрейд уже утверждал, что человеческое поведение никогда не начинается с сознательного процесса (сравните это с экспериментом Либета, обсуждаемым ниже).

    Фрейд, а также Вильгельм Вундт указали на еще один логический аргумент в пользу необходимости бессознательных психологических процессов. Вундт сказал об этом так: «Наш ум так удачно оснащен, что он дает нам самые важные основания для наших мыслей, даже если мы не имеем ни малейшего представления об этой работе по их разработке. Только результаты этого становятся сознательными. Этот бессознательный разум для нас подобен неведомому существу, которое создает и производит для нас и, наконец, бросает спелые плоды нам на колени». Другими словами, мы можем осознавать множество разных вещей — вкус бокала бургундского, красоту Тадж-Махала или острую боль в пальце ноги после столкновения с кроватью, — но эти переживания не зависают в памяти. воздух, прежде чем они достигнут нас. Они как-то и где-то готовятся. Если вы не верите, что сознание причинно не связано с другими телесными и психическими процессами (например, если кто-то предполагает, что оно управляется богами), сознательный опыт должен быть подготовлен другими процессами в мозгу, которые мы не осознаем.

    Немецкий психолог Ватт (1905) в интересном эксперименте показал, что мы сознательно осознаем только результаты психических процессов. Его участникам неоднократно предъявлялись существительные (например, «дуб»), и они должны были как можно быстрее отвечать соответствующим словом. В одних случаях участников просили назвать главное слово («дуб»-«дерево»), а в других случаях просили придумать часть («дуб»-«желудь») или подчиненную («дуб» — «луч») слово. Таким образом, мышление участников было разделено на четыре этапа: инструкции (например, высший уровень), представление существительного (например, «дуб»), поиск подходящей ассоциации и вербализация ответа (например, «дерево»). »). Участников попросили тщательно проанализировать все четыре этапа, чтобы пролить свет на роль сознания на каждом этапе. Третий этап (поиск ассоциации) — это этап, на котором происходит действительное мышление, и поэтому он считался наиболее интересным этапом. Однако, в отличие от других стадий, эта стадия была, как называют ее психологи, интроспективно пустой: участники ничего не могли сообщить. Само мышление было бессознательным, и участники осознавали только всплывающий ответ.

    Где начинается действие

    Рис. 7.32 Используя ЭЭГ в лаборатории психологии, экспериментаторы смогли показать, что неосознанная подготовка предшествует сознательному принятию решения.

    Идея о том, что мы неосознанно готовим действие до того, как осознаем его, была проверена в одном из самых известных психологических экспериментов. Некоторое время назад Корнхубер и Деке (1965) провели эксперименты, в которых просили участников выполнить простое действие, в данном случае согнуть палец. Они также измерили ЭЭГ  чтобы выяснить, когда мозг начинает готовиться к действию. Их результаты показали, что первый признак неосознанной подготовки предшествовал действию примерно на 800 миллисекунд. Это серьезное количество времени, и это заставило Бенджамина Либета задаться вопросом, появляется ли сознательное осознание решения действовать так же или даже дольше заранее. Либет (1985) воспроизвел эксперименты Корнхубера и Деке, добавив еще одну меру: сознательное осознание решения действовать. Он показал, что сознательные решения следует за неосознанной подготовкой и предшествует фактическому выполнению действия примерно на 200 миллисекунд. Другими словами, бессознательное решает действовать, затем мы осознаем желание выполнить действие и, наконец, действуем.

    Эксперимент Либета наделал много шума, и кое-кто попытался спасти положение решающей роли сознания, раскритиковав эксперимент. Некоторые из этих критических замечаний имели смысл, например представление о том, что последовательность действий в экспериментах Либета начинается не с сигналов ЭЭГ в мозге, а до этого, с инструкции экспериментатора согнуть палец. И это указание воспринимается сознательно. Пыль вокруг точного смысла этого эксперимента еще не полностью осела, и недавно Сун и его коллеги (Soon, Brass, Heinze, & Haynes, 2008) сообщили об интригующем эксперименте, в котором они обошли важное ограничение эксперимента Либета. Участникам приходилось неоднократно делать дихотомический выбор (они должны были нажать одну из двух кнопок), и они могли свободно выбирать, какую именно. Экспериментаторы измеряли активность мозга участников. После того, как участники много раз сделали свой простой выбор, экспериментаторы могли, глядя на разницу в активности мозга для двух разных вариантов в более ранних испытаниях, предсказать, какую кнопку участник нажмет в следующий раз, на десять секунд вперед — действительно, задолго до того, как участник сознательно «решил», какую кнопку нажать дальше.

    В наши дни большинство научных исследований бессознательных процессов направлено на то, чтобы показать, что людям не нужно сознание для определенных психологических процессов или поведения. Одним из таких примеров является формирование отношения. Самый основной процесс формирования отношения — простое воздействие (Zajonc, 1968). Простое повторное восприятие стимула, такого как бренд на рекламном щите, который вы проходите каждый день, или песня, которую часто крутят по радио, делает его более позитивным. Интересно, что простое воздействие не требует сознательного осознания объекта установки. На самом деле эффекты простого воздействия  происходят, даже когда новые стимулы предъявляются подсознательно в течение очень короткого времени (например, Kunst-Wilson & Zajonc, 1980). Интересно, что в таких подсознательных экспериментах с простым воздействием участники указывают на предпочтение или положительное отношение к стимулам, которые они сознательно не помнят.

    Рисунок 7. 33 Исследования прайминга показывают, что воздействие определенных слов или идей может активировать бессознательные ассоциации, которые непосредственно влияют на наше поведение. Может ли просто вид слова «бинго» заставить вас замедлить шаг?

    Другим примером современных исследований бессознательных процессов является исследование  прайминга . В известном эксперименте, проведенном исследовательской группой под руководством американского психолога Джона Барга (Bargh, Chen, & Burrows, 1996), половина участников была подготовлена ​​к стереотипу пожилых людей, выполняя языковое задание (они должны были составлять предложения). на основе списков слов). Эти списки содержали слова, обычно ассоциируемые с пожилыми людьми (например, «старый», «бинго», «трость», «Флорида»). Остальные участники получили языковое задание, в котором критические слова были заменены словами, не относящимися к пожилым людям. После того, как участники закончили, им сказали, что эксперимент окончен, но за ними тайно следили, чтобы узнать, сколько времени им потребуется, чтобы дойти до ближайшего лифта. Подготовленным участникам потребовалось значительно больше времени. То есть после того, как им показывали слова, которые обычно ассоциируются со старостью, они вели себя в соответствии со стереотипом пожилых людей: медлительностью.

    Такие праймирующие эффекты были показаны во многих различных областях. Например, Dijksterhuis и van Knippenberg (1998) продемонстрировали, что прайминг может улучшить интеллектуальные способности. Они попросили своих участников ответить на 42 общих вопроса, взятых из игры Trivial Pursuit. В обычных условиях участники правильно ответили примерно на 50% вопросов. Однако участники, сформированные стереотипом о профессорах, которых большинство людей считают умными, смогли правильно ответить на 60% вопросов. И наоборот, показатели участников, привитых стереотипом о «тупых» хулиганах, упали до 40%.

    Холланд, Хендрикс и Аартс (2005) исследовали, может ли простое введение запаха изменить поведение. Они подвергли некоторых участников воздействию запаха универсального чистящего средства без сознательного осознания участниками присутствия этого запаха (ведро было спрятано в лаборатории). Поскольку предполагалось, что запах чистящего средства определяет концепцию уборки, исследователи предположили, что участники, подвергшиеся воздействию запаха, спонтанно начнут уделять больше внимания чистоте. Участников попросили съесть очень рассыпчатое печенье в лаборатории, и действительно, участники, подвергшиеся воздействию запаха, приложили больше усилий, чтобы их среда была чистой и свободной от крошек.

    Методы прайминга также применяются для изменения поведения людей в реальном мире. Latham и Piccolo (2012) случайным образом определили сотрудников колл-центра в условия, при которых сотрудники просматривали фотографии людей, звонящих по телефону в колл-центре, или фотографию женщины, выигравшей гонку. Обе фотографии привели к значительному улучшению производительности труда по сравнению с сотрудниками в контрольной группе, которые не видели фотографии. Фактически, люди, увидевшие фотографии людей, звонящих по телефону, собрали на 85% больше денег, чем люди из контрольной группы.

    Исследование бессознательных процессов также значительно улучшило наше понимание предубеждений. Люди автоматически классифицируют других людей в соответствии с их расой, и Патрисия Девайн (1989) продемонстрировала, что категоризация бессознательно приводит к активации связанных с ними культурных стереотипов. Важно отметить, что Дивайн также показал, что активация стереотипов не сдерживалась уровнем явных предубеждений людей. Вывод из этой работы был мрачным: мы бессознательно активируем культурные стереотипы, и это верно для всех нас, даже для людей, которые явно не предвзяты, или, другими словами, для людей, которые не хотят стереотипировать.

    Бессознательная обработка и роль внимания

    Рис. 7.34 «Опыт Эврика» — это момент, когда идея входит в сознание.

    Понимание бессознательных процессов также повлияло на наши представления о творчестве. Творчество обычно рассматривается как результат трехэтапного процесса. Она начинается с сознательного подхода к проблеме. Вы думаете и читаете о проблеме и обсуждаете вопросы с другими. Этот этап позволяет собрать и систематизировать необходимую информацию, но на этом этапе редко возникает действительно творческая идея. Вторая стадия бессознательна; это стадия инкубации, во время которой люди думают бессознательно. Проблема на время откладывается в сторону, и сознательное внимание направляется в другое место. Процесс бессознательного мышления иногда приводит к « Опыт Эврики », благодаря которому творческий продукт входит в сознание. На этой третьей стадии снова играет роль сознательное внимание. Творческий продукт должен быть вербализован и передан. Например, научное открытие нуждается в подробном доказательстве, прежде чем его можно будет сообщить другим.

    Идея о том, что люди думают бессознательно, также применялась к принятию решений (Dijksterhuis & Nordgren, 2006). В недавней серии экспериментов (Bos, Dijksterhuis, & van Baaren, 2008) участникам была представлена ​​информация о различных альтернативах (таких как автомобили или соседи по комнате), отличающихся по привлекательности. Впоследствии участники участвовали в  отвлекающая задача  до того, как они приняли решение. То есть сознательно думали о другом; в данном случае они решали анаграммы. Тем не менее, одной группе перед выполнением отвлекающего задания сказали, что позже им будут заданы вопросы о проблеме принятия решения. Второй группе вместо этого сказали, что они закончили с проблемой решения и больше ни о чем не будут спрашивать. Другими словами, у первой группы была цель продолжить обработку информации, а у второй такой цели не было. Результаты показали, что первая группа принимала лучшие решения, чем вторая. Хотя они делали то же самое сознательно — опять же, решая анаграммы, — первая группа принимала лучшие решения, чем вторая, потому что первая думала бессознательно. Недавно исследователи сообщили о нейробиологических данных о таких бессознательных мыслительных процессах, действительно показывающих, что недавно закодированная информация обрабатывается бессознательно, когда у людей есть цель сделать это (Creswell, Bursley, & Satpute, в печати).

    Люди иногда удивляются, узнав, что мы можем делать так много и так много сложных вещей бессознательно. Однако важно понимать, что между вниманием и сознанием нет однозначной связи (см., например, Dijksterhuis & Aarts, 2010). Наше поведение во многом определяется целями и мотивами, и эти цели определяют, на что мы обращаем внимание, то есть сколько ресурсов наш мозг тратит на что-то, но не обязательно то, что мы осознаем. Мы можем осознавать вещи, на которые почти не обращаем внимания (например, мимолетные мечты), и мы можем уделять много внимания чему-то, о чем мы временно не сознаем (например, проблеме, которую мы хотим решить, или важному решению, которое мы принимаем). лицом). Частично путаница возникает из-за того, что внимание и сознание соотносятся. Когда человек уделяет больше внимания поступающему стимулу, вероятность того, что он осознает его, возрастает. Однако внимание и сознание различны. И чтобы понять, почему мы можем делать так много вещей бессознательно, внимание — это ключ. Нам нужно внимание, но для целого ряда вещей нам не нужно сознательное осознание.

    В наши дни большинство исследователей сходятся во мнении, что наиболее разумный подход к изучению бессознательных и сознательных процессов состоит в том, чтобы рассматривать (высшие) когнитивные операции как бессознательные и проверять, что (если что) добавляет сознание (Dijksterhuis & Aarts 2010; van Gaal, Lamme). , Fahrenfort, & Ridderinkhof, 2011; в качестве исключения см. Newell & Shanks, в печати). Однако исследователи по-прежнему расходятся во мнениях относительно относительной важности или вклада сознательных и бессознательных процессов. Некоторые теоретики утверждают, что причинная роль сознания ограничена или практически отсутствует; другие до сих пор считают, что сознание играет решающую роль почти во всем человеческом поведении любого значения.

    Примечание. Исторический обзор того, как люди думали о бессознательном, в значительной степени основан на Кестлере (1964).

    Внешние ресурсы

    Книга: Замечательная книга о том, как мало мы знаем о себе: Wilson, T. D. (2002). Незнакомцы для себя. Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета.

    Книга: Еще одна замечательная книга о свободе воли или ее отсутствии?: Wegner, DM (2002). Иллюзия сознательной воли. Кембридж, Массачусетс: MIT Press.

    Видео: интересное видео о внимании http://www.dansimons.com/videos.html

    Интернет: хороший обзор прайминга http://en.wikipedia.org/wiki/Priming_(psychology)

    Атрибуция изображений

    Рисунок 7.31: Mtaylor848, https://goo.gl/GhuC6L, CC BY -SA 3.0, https://goo.gl/eLCn2O

    Рисунок 7.33: Эдвин Торрес, https://goo.gl/QvbdGx, CC BY 2.0, https://goo.gl/BRvSA7

    Рисунок 7.34: Барт, https://goo.gl/ZMnGFr, CC BY-NC 2.0, https://goo.gl/VnKlK8

    Ссылки

    Барг, Дж. А., Чен, М., и Берроуз, Л. (1996). Автоматизм социального поведения: прямое влияние конструкции черты и активации стереотипа на действие. Журнал личности и социальной психологии , 71, 230–244.

    Бос, М.В., Дейкстерхуис, А. и ван Баарен, Р.Б. (2008). О целезависимости бессознательного мышления. Журнал экспериментальной психологии , 44, 1114–20.

    Кресуэлл, Д., Берсли, Дж. и Сатпут, А. (в печати). Нейронная реактивация связывает бессознательные мысли с эффективностью принятия решений. Социальная когнитивная и эмоциональная неврология .

    Девайн, П. Г. (1989). Стереотипы и предрассудки: их автоматические и контролируемые компоненты. Журнал личности и социальной психологии , 56, 5–18.

    Дейкстерхуис, А., и Аартс, Х. (2010). Цели, внимание и (не)сознание. Ежегодный обзор психологии , 61, 467–490.

    Дейкстерхейс, А., и Нордгрен, Л.Ф. (2006). Теория бессознательного мышления. Перспективы психологической науки , 1, 95–109.

    Дейкстерхуис, А., и ван Книппенберг, А. (1998). Связь между восприятием и поведением, или как победить в игре Trivial Pursuit. Журнал личности и социальной психологии , 74, 865–877.

    Фрейд, С. (1963). Общая психологическая теория . Нью-Йорк: Саймон и Шустер. (Оригинальная работа опубликована в 1915 г.)

    Холланд, Р.В., Хендрикс, М., и Аартс, Х. (2005). Пахнет чистым спиртом: бессознательное влияние запаха на познание и поведение. Психологическая наука , 16, 689–693.

    Кестлер, А. (1964). Акт создания . Лондон: Пингвин.

    Kornhuber, HH, & Deecke, L. (1965). Hirnpotentialanderungen bei Wilkurbewegungen und passiv Bewegungen des Menschen: Berietschaftpotential und reafferente Potentiale. Архив Pflugers для Gesamte Psychologie , 284, 1–17.

    Кунст-Уилсон, В., и Зайонц, Р. (1980). Аффективное различение раздражителей, которые невозможно распознать. Наука , 207, 557–558.

    Латам, Г. П., и Пикколо, Р. Ф. (2012). Влияние контекстно-зависимых и неспецифических подсознательных целей на производительность сотрудников. Управление персоналом , 51, 535–548.

    Либет, Б. , (1985). Бессознательная мозговая инициатива и роль сознательной воли в произвольном действии. Науки о поведении и мозге , 8, 529–39.

    Newell, B.R., & Shanks, D.R. (в печати). Бессознательное влияет на принятие решений: критический обзор. Науки о поведении и мозге .

    Сун, К.С., Брасс, М., Хайнце, Х.Дж. и Хейнс, Дж.Д. (2008). Бессознательные детерминанты свободных решений в мозгу человека. Nature Neuroscience  11, 543–45.

    Ватт, HJ (1905). Experimentelle Beitrage zur einer Theorie des Denkens. Archiv für die Geschichte der Psychologie , 4, 289–436.

    Зайонц, Р. Б. (1968). Поведенческие эффекты простого воздействия. Журнал личности и социальной психологии , 9, 1–27.

    ван Гал, С., Ламме, В.А.Ф., Фаренфорт, Дж.Дж., и Риддеринхоф, К.Р. (2011). Механизмы диссоциации мозга, лежащие в основе сознательного и бессознательного контроля поведения. Журнал когнитивной неврологии 23(1) , 91–105.

    Авторы и авторство

    • Введение в психологию Джорден А. Каммингс и Ли Сандерс лицензируется в соответствии с Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0 International License , если не указано иное.
    • Дополнительные сведения см. в разделе «Атрибуции исходной главы»

    Эта страница под названием 7.7: Бессознательное распространяется под лицензией CC BY-NC-SA 4.0 и была создана, изменена и/или курирована Джорденом А. Каммингсом посредством исходного контента, отредактированного в соответствии со стилем и стандартами LibreTexts. Платформа; подробная история редактирования доступна по запросу.

    1. Наверх
      • Была ли эта статья полезной?
      1. Тип изделия
        Раздел или Страница
        Автор
        Джорден А. Каммингс
        Лицензия
        CC BY-NC-SA
        Версия лицензии
        4,0
      2. Теги
        1. источник@https://openpress.usask.ca/abnormalpsychology

      5 идей Зигмунда Фрейда, которые изменили мир

      Куда бы я ни пошел, я обнаруживаю, что до меня там был поэт.

      – Зигмунд Фрейд

      Если кто-то и увеличил наше сознание об уме, так это Зигмунд Фрейд. Он является синонимом исследования психики и, несомненно, был одной из самых влиятельных фигур конца XIX века.ом и 20 веками. Он значительно продвинул концепцию лечения психологических состояний с помощью разговорной терапии, которую он назвал психоанализом. У Фрейда было много сторонников и последователей, но также и много недоброжелателей. Так каково его истинное наследие? Насколько оригинальны были его идеи, как они были восприняты изначально и актуальны ли они сегодня?

      Идея Фрейда 1: Бессознательное

      Одним из основных вкладов Фрейда была его концепция бессознательного. Что он имел в виду под этим термином?

      Быть в сознании означает, что вы осознаете, что у вас в уме. Например, пока вы читаете это, вы осознаете слова на странице и свои мысли. Подсознание (Фрейд предпочитал термин «бессознательное») относится к психическим процессам, о которых вы не подозреваете. Например, некоторые из наших действий, например, езда на велосипеде, совершаются на автопилоте. Мы не сосредотачиваемся на вращении педалей сознательно — мы делаем это автоматически, без внимания. Теория Фрейда предполагала, что у нас есть болезненные воспоминания и другие «нежелательные» мысли, хранящиеся в бессознательном. Мы не осознаем их, но они могут влиять на наше поведение, особенно если это эмоционально заряженные воспоминания о тяжелых, даже травмирующих переживаниях. Разум усердно работает, чтобы не допустить этих тяжелых воспоминаний в наше сознание.

      На самом деле, чем ближе к осознанию этих секретов, тем больше беспокоится пациент, сам не понимая почему. Фрейд использовал термин «вытеснение» для описания этого процесса удержания нежелательных мыслей и воспоминаний вне сознания. Для Фрейда бессознательное — это свалка сложных проблем, с которыми мы не хотим сталкиваться. Но если мы не сталкиваемся с проблемами, они не решаются, и они могут накапливаться за пределами нашего сознания, вызывая хаос в нашей жизни.

      Идея Фрейда 2: Психоанализ

      Фрейд начал свою профессиональную жизнь как невролог, но в 1886 году, познакомившись с концепцией гипноза, Фрейд решил открыть свою собственную практику лечения нервных расстройств. Он считал, что если бы бессознательные воспоминания могли быть доведены до сознания, с ними можно было бы столкнуться и справиться с ними. Впоследствии Фрейд применил несколько иную форму гипноза и обнаружил, что побуждение людей говорить о своих проблемах, а также анализ их снов помогает выявить бессознательное. Через несколько лет Фрейд переименовал свою технику в «психоанализ».

      Осознание травмирующих воспоминаний довольно пугает. (Если воспоминание не пугает, его меньше нужно подавлять.) На самом деле, по мере того как эти болезненные тайны приближались к поверхности сознания, пациент обычно становился все более и более тревожным, поскольку сознательный разум пытался подавить эти часто трудные идеи. Однако как только эти воспоминания достигли осознания, пациент мог их «обработать». Часто осознание сложного опыта, хотя и болезненного, также может быть освобождающим, поскольку оно приносит понимание и повышенное осознание саморазрушительного поведения. Осознание необходимо для изменений.

      Фрейд не изобрел идею бессознательного, но он разработал концепцию, разработал и усовершенствовал методы доступа к подавленным воспоминаниям, а затем работы с ними, когда они достигают сознания. Теперь было лучшее объяснение — и лечение. Более того, акцент и объяснение Фрейда означали, что неуправляемое бессознательное было не только у клиентов; все делают. Конечно, чем травматичнее эти переживания и воспоминания, тем больше будет невроза, но никто не застрахован от процесса вытеснения.

      Фрейд был плодовитым писателем и оратором, и вскоре его идеи распространились среди коллег, особенно в Европе. Другие разрабатывали теории, отражающие их взгляды на психоанализ, но теория бессознательной динамики Фрейда получила широкое признание. Сегодня концепция бессознательного встроена почти в каждую модель человеческого поведения и в каждую профессию от психиатрии до маркетинга, от коучинга до преподавания. Это блестящая и универсальная концепция, описывающая фундаментальный процесс человеческой психики.

      Так вот, в Вене конца 19-го века концепция психотерапии была новой, поэтому у людей, которые появлялись в кабинете Фрейда, не было семейных проблем или трудностей в общении со своим начальством; это были люди, которые вели себя довольно странно. На самом деле, многие из них имели дело с последствиями некоторых очень травмирующих детских переживаний. И многие из этих переживаний связаны с сексуальным насилием в детстве.

      Идея Фрейда 3: Детская сексуальность

      Находясь под гипнозом или в «свободных ассоциациях», многие клиенты Фрейда рассказывали истории о сексуальном насилии. Используя психоанализ, Фрейд позволил своим клиентам вспомнить, пересказать, а затем разрешить случаи инцеста и растления. Однако вскоре он изменил свое мнение о том, что происходит, и разработал альтернативную теорию, которая вызвала критику в свое время и тем более с течением времени.

      Обычно приводятся два объяснения изменения Фрейда. Во-первых, некоторые клиенты, столкнувшись с доказательствами сексуального насилия в детстве, отрицали это. Судя по всему, некоторые клиенты просто не верили, что такие события имели место. Во-вторых, в викторианской Европе конца XIX века говорить о сексуальном насилии в детстве было так же неполиткорректно, как ходить голым по улице. Любой, кто публично говорит о таком отвратительном и презренном поведении, скорее всего, будет изгнан и демонизирован.

      В любом случае, по какой-то причине Фрейд выдвинул теорию, объясняющую очевидное подсознательное представление о сексуальных отношениях, когда такого поведения явно не было. У детей, по его словам, было подсознательное желание заняться сексом с родителем противоположного пола. Это привело к мысли о ревности и страхе выговора со стороны родителя того же пола. Эдипов комплекс сегодня звучит как спортивный стадион, но он и женский эквивалент комплекса Электры были основой объяснения Фрейдом того, почему подавленная сексуальная травма кажется столь распространенной, хотя для нее, казалось, не было реальной основы.

      Даже в то время различные специалисты не соглашались с Фрейдом, некоторые даже обвиняли его в сговорчивости. Он раскрыл неприятную и широко распространенную тайну о сексуальном насилии в детстве и теперь отступает, утверждали они. Одним из недоброжелателей в то время была психоаналитик доктор Карин Абель-Рап, которая писала: «Фрейд наметил и начал исследование природы переживаний инфантильного инцеста и его воздействия на человеческую психику, а затем оставил это направление для большая часть».

      Существует множество альтернативных объяснений того, почему клиенты могут воспроизводить «воспоминания о сексуальном насилии», а затем отрицать, что это когда-либо имело место, и одна теория очень критически относится к технике Фрейда. Сегодняшние практикующие гипноз или другие регрессивные техники изо всех сил стараются не вести своих клиентов и не делать каких-либо комментариев, которые могли бы внедрить идеи в сознание клиента, иначе из ассоциации или желания угодить могут появиться «воспоминания».

      Фрейд не придерживался этой методологии. Наоборот, он использовал технику «давления», чтобы побудить своих клиентов производить то, что он искал. Эта техника вызвала много критики Фрейда в то время за то, что просто не было объективных доказательств его теорий, особенно о детской сексуальности. Другие возражали, что теорию просто невозможно проверить. Позже, когда психология стала наукой, управляемой данными, появилось много недоброжелателей, которые предположили, что необоснованные и непроверяемые идеи Фрейда задержали развитие научной психологии на полвека.

      Фрейд Идея 4: Ид, Эго и Супер-Эго

      Позднее в своей карьере Фрейд разработал новое трехкомпонентное описание разума, введя Ид, бессознательную, импульсивную часть разума; суперэго, которое можно рассматривать как совесть, моральный императив; и эго, рациональный ум, пытающийся найти баланс между инстинктами, импульсами и совестью. В этом описании действительно не было ничего уникального. Любой человек с небольшим пониманием чувствует примитивные инстинкты, такие как голод и секс, а также эмоции и обязательства, и осознает борьбу, чтобы сбалансировать их все.

      Сегодня этот баланс между этими различными частями психики, скорее всего, будет выражен в нейробиологических терминах. Мы в основном идентифицировали области мозга, которые вовлечены в эти различные функции. В качестве простого обобщения, поскольку мозг действительно является интегрированным органом, лобные доли являются местом мышления и суждения; лимбические области — это места, где эмоции опосредованы; и различные области мозга вовлечены в основные влечения или инстинкты. Так что в то время это разделение психических процессов не было чем-то ошеломляющим, и сегодня оно заменено другим контекстом.

      Идея Фрейда 5: Толкование снов и не только

      Концепция Фрейда заключалась в том, что сны навеяны повседневными событиями и отражают символические желания, точка зрения, которая в то время была принята узким кругом практиков. Даже сегодня мы признаем, что некоторые из снов имеют символическое значение. Однако, как и в случае с инфантильной сексуальностью, Фрейд рассматривал сны как психические процессы, отражающие желаний . Текущее представление о мозге и разуме состоит в том, что, хотя в мозге действительно существуют определенные пути получения удовольствия, а удовольствие является мотиватором, главная цель мозга — выживание. Действительно, когнитивная нейронаука — изучение того, как мы думаем, — предполагает, что люди гораздо более мотивированы избегать угроз, чем искать удовольствия.

      Говоря о том, как мы думаем, самые последние разработки и исследования (обобщенные в книге лауреата Нобелевской премии Дэниела Канемана « Мышление, быстрое и медленное») предполагают, что люди скорее рассказчики, чем рациональные существа. Мы строим наше восприятие вокруг наиболее удобных для нас историй, а затем находим способы рационализировать свои мысли и действия. Мы ищем «познавательной легкости», а не правды. Однако познавательная легкость — это не удовольствие; это избегание стресса. Так что, возможно, наша главная мотивация — не удовольствие, как предполагал Фрейд, а скорее свобода от стресса.

      Позднее в своей карьере, в работе «За пределами принципа удовольствия» , Фрейд сделал намек в этом направлении, но затем довел его до крайности, предположив, что желание уменьшить напряжение может быть настолько сильным, что его можно рассматривать как смерть. инстинкт — его представление о Танатосе.

      Зигмунд Фрейд Сегодня

      Как и все мы, Фрейд был рассказчиком и, как и все мы, верил в свои истории, как и другие. Трудно, даже невозможно, придумать действительно уникальный рассказ о человеческом поведении, но Фрейд, безусловно, объединил многие существующие идеи и представил их уникальным образом.

      Добавить комментарий

      Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *