Понятие конфликт интересов: Что понимается под понятием «конфликт интересов»?

Прокурор разъясняет — Прокуратура Пермского края

Прокурор разъясняет

  • 28 июня 2022, 11:59

Предотвращение и урегулирование конфликта интересов

  Текст

  Поделиться

Понятие «Конфликт интересов» раскрыто в статье 10 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

Под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) должностного лица, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).

Под личной заинтересованностью понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) должностным лицом или состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми эти связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями.

Требования закона о конфликте интересов распространяются на лиц, замещающих государственные и муниципальные должности, государственных и муниципальных служащих, а также ряд других категорий должностных лиц.

Можно выделить ряд ключевых «областей регулирования», в которых возникновение конфликта интересов является наиболее вероятным:

1. Конфликт интересов, связанный с выполнением отдельных функций государственного управления в отношении родственников и/или иных лиц, с которыми связана личная заинтересованность государственного служащего.

Ситуация возникает, когда должностное лицо участвует в осуществлении отдельных функций государственного управления и/или в принятии кадровых решений в отношении родственников и/или иных лиц, с которыми связана личная заинтересованность должностного лица (проверка в организации, которую возглавляет или просто работает родственник, выдача лицензий, предоставление субсидий и т.д.; случаи служебной подчиненности – аттестации, премирования, конкурсы на замещение и т.п.)

2. Конфликт интересов, связанный с выполнением иной оплачиваемой работы

Ситуация возникает, когда должностное лицо, его родственники или иные лица, с которыми связана личная заинтересованность лица, выполняют или собираются выполнять оплачиваемую работу на условиях трудового или гражданско-правового договора в организации, в отношении которой должностное лицо осуществляет отдельные функции государственного управления.

Именно в целях предупреждения такой ситуации в Федеральном законе «О государственной гражданской службе» предусмотрено, что гражданский служащий вправе выполнять иную оплачиваемую работу, если это не повлечет за собой конфликт интересов, с предварительным уведомлением представителя нанимателя. Таким образом и на представителя нанимателя возложена обязанность при получении такого уведомления дать оценку возможности возникновения у подчиненного конфликта интересов.

3. Конфликт интересов, связанный с имущественными обязательствами и судебными разбирательствами.

Ситуация возникает, когда должностное лицо участвует в осуществлении отдельных функций государственного управления в отношении:

— организации, перед которой само должностное лицо и/или его родственники имеют имущественные обязательства;

— кредиторов организации, владельцами или работниками которых являются родственники должностного лица;

— организации, которая имеет имущественные обязательства перед должностным лицом, его родственниками, или иными лицами, с которыми связана личная заинтересованность должностного лица.

4. Ситуации, связанные с явным нарушением должностным лицом установленных запретов.

К явным нарушениям установленных запретов относятся, например, использование служебной информации, получение наград, почетных и специальных званий (за исключением научных) от иностранных государств и др.

О наличии такого конфликта интересов свидетельствует ситуация, когда должностное лицо рекомендует организации воспользоваться услугами конкретной компании, владельцами, руководителями или сотрудниками которой являются родственники должностного лица или иные лица, с которыми связана личная заинтересованность должностного лица.

Статьей 11 Федерального закона «О противодействии коррупции» установлено, что должностное лицо обязано принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов, в том числе уведомить работодателя о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно.

Представитель нанимателя (работодатель), в свою очередь, обязан принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, которые  могут состоять в изменении должностного или служебного положения должностного лица, являющегося стороной конфликта интересов, вплоть до его отстранения от исполнения должностных (служебных) обязанностей в установленном порядке либо предоставлении должностному лицу права принять меры в виде отказа от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов.

Непринятие должностным лицом, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение указанного лица в связи с утратой доверия.

При этом следует иметь ввиду, что представитель нанимателя, который узнал о возникновении у подчиненного личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, но не принял меры по предотвращению и (или) урегулированию такого конфликта интересов, также подлежит увольнению в связи с утратой доверия.

 

(подготовлено прокурором отдела по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции Пьянковой А.В.)

Предотвращение и урегулирование конфликта интересов

Понятие «Конфликт интересов» раскрыто в статье 10 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

Под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) должностного лица, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).

Под личной заинтересованностью понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) должностным лицом или состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми эти связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями.

Требования закона о конфликте интересов распространяются на лиц, замещающих государственные и муниципальные должности, государственных и муниципальных служащих, а также ряд других категорий должностных лиц.

Можно выделить ряд ключевых «областей регулирования», в которых возникновение конфликта интересов является наиболее вероятным:

1. Конфликт интересов, связанный с выполнением отдельных функций государственного управления в отношении родственников и/или иных лиц, с которыми связана личная заинтересованность государственного служащего.

Ситуация возникает, когда должностное лицо участвует в осуществлении отдельных функций государственного управления и/или в принятии кадровых решений в отношении родственников и/или иных лиц, с которыми связана личная заинтересованность должностного лица (проверка в организации, которую возглавляет или просто работает родственник, выдача лицензий, предоставление субсидий и т.д.; случаи служебной подчиненности – аттестации, премирования, конкурсы на замещение и т.п.)

2. Конфликт интересов, связанный с выполнением иной оплачиваемой работы

Ситуация возникает, когда должностное лицо, его родственники или иные лица, с которыми связана личная заинтересованность лица, выполняют или собираются выполнять оплачиваемую работу на условиях трудового или гражданско-правового договора в организации, в отношении которой должностное лицо осуществляет отдельные функции государственного управления.

Именно в целях предупреждения такой ситуации в Федеральном законе «О государственной гражданской службе» предусмотрено, что гражданский служащий вправе выполнять иную оплачиваемую работу, если это не повлечет за собой конфликт интересов, с предварительным уведомлением представителя нанимателя.

Таким образом и на представителя нанимателя возложена обязанность при получении такого уведомления дать оценку возможности возникновения у подчиненного конфликта интересов.

3. Конфликт интересов, связанный с имущественными обязательствами и судебными разбирательствами.

Ситуация возникает, когда должностное лицо участвует в осуществлении отдельных функций государственного управления в отношении:

— организации, перед которой само должностное лицо и/или его родственники имеют имущественные обязательства;

— кредиторов организации, владельцами или работниками которых являются родственники должностного лица;

— организации, которая имеет имущественные обязательства перед должностным лицом, его родственниками, или иными лицами, с которыми связана личная заинтересованность должностного лица.

4. Ситуации, связанные с явным нарушением должностным лицом установленных запретов.

К явным нарушениям установленных запретов относятся, например, использование служебной информации, получение наград, почетных и специальных званий (за исключением научных) от иностранных государств и др.

О наличии такого конфликта интересов свидетельствует ситуация, когда должностное лицо рекомендует организации воспользоваться услугами конкретной компании, владельцами, руководителями или сотрудниками которой являются родственники должностного лица или иные лица, с которыми связана личная заинтересованность должностного лица.

Статьей 11 Федерального закона «О противодействии коррупции» установлено, что должностное лицо обязано принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов, в том числе уведомить работодателя о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно.

Представитель нанимателя (работодатель), в свою очередь, обязан принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, которые  могут состоять в изменении должностного или служебного положения должностного лица, являющегося стороной конфликта интересов, вплоть до его отстранения от исполнения должностных (служебных) обязанностей в установленном порядке либо предоставлении должностному лицу права принять меры в виде отказа от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов.

Непринятие должностным лицом, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение указанного лица в связи с утратой доверия.

При этом следует иметь ввиду, что представитель нанимателя, который узнал о возникновении у подчиненного личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, но не принял меры по предотвращению и (или) урегулированию такого конфликта интересов, также подлежит увольнению в связи с утратой доверия.

 

(подготовлено прокурором отдела по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции Пьянковой А.В.)

В России понятие «конфликта интересов» распространено на сферу спорта

Согласно Федеральному закону от 6 марта 2022 года №43-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»», предотвращение конфликта интересов теперь является одной из мер по борьбе с противоправным влиянием на результаты официальных спортивных соревнований (манипулированием официальными спортивными соревнованиями).

При этом под конфликтом интересов в спорте понимается ситуация, при которой заинтересованность (прямая или косвенная):

  1. физических лиц, состоящих в трудовых или гражданско-правовых отношениях с юридическим лицом-организатором официального спортивного соревнования или с организацией, участвующей в его подготовке и проведении,
  2. лиц, непосредственно участвующих в соревновании,
  3. лиц, состоящих в близком родстве или свойстве (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с указанными в пунктах 1 и 2 лицами,
  4. граждан или организаций, с которыми лица, указанные в пунктах 1-3, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями,

в получении лично либо через посредника материальной выгоды или иного преимущества в целях манипулирования соревнованием, в том числе путем использования имеющейся в распоряжении в связи с осуществлением должностных обязанностей или обязанностей по гражданско-правовому договору инсайдерской информации в сфере физической культуры и спорта, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное выполнение ими своих обязанностей.

Одновременно Закон включает непринятие мер по предотвращению конфликта интересов в сфере физической культуры и спорта, в том числе невключение организаторами соревнований требований о предотвращении конфликта интересов, а также перечня мер, направленных на реализацию таких требований, в положения (регламенты) об официальных спортивных соревнованиях, которое привело к достижению заранее определенных результатов или исхода соревнования, в перечень деяний, которые признаются противоправным влиянием на результаты официальных спортивных соревнований (манипулированием официальными спортивными соревнованиями).


В последние годы тема противодействия коррупции в спорте получила активное развитие, в том числе на уровне международных организаций. В частности, по итогам конференций стран-участниц Конвенции ООН против коррупции 2017 и 2019 гг. были приняты Резолюция 7/8 «Коррупция в спорте» (Resolution 7/8 «Corruption in sport») и Резолюция 8/4 «Защищая спорт от коррупции» (Resolution 8/4 «Safeguarding sport from corruption»), по результатам саммита глав стран «Группы двадцати» 2021 года – одобрены Принципы высокого уровня G20 по борьбе с коррупцией в спорте (G20 High-Level Principles on Tackling Corruption in Sport).

Одновременно растет число аналитических материалов, посвященных данной теме, например, были выпущены Глобальный доклад  о коррупции в спорте УНП ООН, подготовленный с участием сотрудников Антикоррупционного центра НИУ ВШЭ, отчеты УНП ООН и Международного партнерства против коррупции в спорте (International Partnership Against Corruption in Sport) и иные публикации.

В Глобальном докладе ООН при этом рассматривается и вопрос регулирования конфликта интересов в спорте. В частности, авторы исследования отмечают, что меры по регулирования конфликта интересов применительно к спортивной сфере могут устанавливаться посредством:

  • внедрения на законодательном уровне антикоррупционных стандартов для широкого круга публичных должностных лиц, в том числе ответственных за государственное регулирование в области спорта. При этом предусмотренные запреты, ограничения и обязанности для последних могут дополняться рекомендациями, учитывающими специфику спортивной деятельности, и, например, предусматривать для соответствующих категорий должностных лиц перечни типовых ситуаций конфликта интересов в сфере спорта или делать акцент при установлении правил получения подарков на распространении билетов на спортивные мероприятия и спортивной атрибутики;
  • распространения антикоррупционных стандартов, изначально установленных только для государственных служащих, на спортивный сектор. Например, в Греции в соответствии с Законом от 31 декабря 2003 г. №3213 «О декларировании и аудите имущества членов парламента, государственных служащих, владельцев СМИ и иных категорий лиц» декларировать свои активы, в том числе для целей выявления конфликтов интересов, обязаны, среди прочего, президент и члены правления спортивных федераций, лица, являющиеся исполнительными членами анонимных спортивных компаний (Αθλητικών Ανωνύµων Εταιρειών) или ассоциаций профессиональных спортсменов (Τμημάτων Αμειβόμενων Αθλητών), сертифицированные судьи, помощники судей, наблюдатели профессиональных спортивных соревнований и лица, работающие в соответствующих органах;
  • установления обязанности спортивных организаций разрабатывать и внедрять антикоррупционные стандарты для должностных лиц таких спортивных организаций, спортсменов, тренеров и судей. Так, в Великобритании действует Кодекс управления в сфере спорта (Code for Sports Governance), включающий требования к стандартам прозрачности, подотчетности и добросовестности, которым должны соответствовать спортивные организации, претендующие на государственное финансирование; в Египте утвержден Кодекс поведения, морали и ценностей в спорте (Code of Conduct, Morals and Values in Sport), распространяющийся на сотрудников всех спортивных организаций и предусматривающий меры по регулированию конфликта интересов, контролю ставок, противодействию взяточничеству в спорте и манипулированию результатами соревнований и т. д.

Россия с принятием рассматриваемого Закона фактически выбрала вариант, при котором базовое понятие «конфликта интересов», установленное антикоррупционным законодательством для различных категорий должностных лиц, было распространено на работников спортивных организаций и спортсменов.

Вместе с тем, существующая в нашей стране модель определения конфликта интересов имеет целый ряд значимых недостатков – детально проблемы используемого подхода к определению конфликта интересов рассматривались нами в докладе «Что такое конфликт интересов? Возможные подходы к определению в нормативных правовых актах». В этой связи при использовании аналогичного определения конфликта интересов применительно к сфере спорта имеющиеся проблемы с высокой долей вероятности будут проявляться и здесь.

Одновременно внесенные в Федеральный закон от 4 декабря 2007 года № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (далее – Закон о физической культуре и спорте) изменения хотя и включают непринятие мер по предотвращению конфликта интересов в сфере физической культуры и спорта в перечень деяний, которые признаются противоправным влиянием на результаты официальных спортивных соревнований (манипулированием официальными спортивными соревнованиями), но не устанавливают при этом ни порядок предотвращения конфликта интересов, ни ответственность за непринятие соответствующих мер.

Единственной отсылкой к данным вопросам является предусмотренная в статье 26 Закона о физической культуре и спорте обязанность организаторов официальных спортивных соревнований включать в положения (регламенты) об официальных спортивных соревнованиях требования о предотвращении конфликта интересов в сфере физической культуры и спорта, а также перечень мер, направленных на реализацию таких требований. Вместе с тем вопрос о том, насколько продуманно и эффективно будут подходить к принятию соответствующих положений российские спортивные организации, особенно в условиях отсутствия каких-либо дополнительных методических рекомендаций и иных разъяснений со стороны государства, остается открытым.

Кроме того, Закон ничего не говорит про возможность выявления или урегулирования конфликта интересов, фактически рассматривая только возможность его недопущения, что в корне не соответствует как подходу, используемому в российском антикоррупционном законодательстве, так и общемировой практике регулирования конфликта интересов в целом.

Таким образом, внесенные в Закон о физической культуре и спорте изменения фактически не дают никакого понимания о том, как именно будет происходить регулирование конфликтов интересов в сфере спорта, а лишь переносят действующее в антикоррупционном законодательстве определение конфликта интересов на работников спортивных организаций и спортсменов.

Конфликт интересов — определение, объяснение, типы, примеры

Конфликт интересов может называться ситуацией, когда личные интересы человека или организации ставят под угрозу их профессиональные интересы или обязанности. Это распространенный сценарий, который часто имеет юридические последствия. Основной причиной такого конфликта являются интересы человека или организации, такие как деньги, власть, отношения и т. д.