Самосознание: понятие, структура, функции
Контрольная работа
по дисциплине «Общая психология»
«Самосознание: понятие, структура, функции»
Тайшет 2009
Содержание
Введение Основная часть Понятие «самосознание» и его основные характеристики Заключение Список использованной литературы | 3
4 21 22 |
Введение
Актуальность работы. Проблема развития самосознания является одной из самых трудных и интересных в психологической науке.
Цель работы: изучение понятия самосознания, его структуры и функций.
Задачи исследования:
- Рассмотреть понятие «самосознания» и его основные характеристики;
- Проанализировать структуру самосознания;
- Определить функции самосознания.
Понятие «самосознание» и его основные характеристики
Проблема самосознания на протяжении уже многих лет является предметом изучения науки. Интерес к самому себе, к своему «Я», желание познать себя, понять свою сущность появились у человека давно. Предметом собственно психологических концепций проблема «Я», самосознание, становится лишь во второй половине XIX века.
Психологический аспект анализа самосознания в науке связан с выделением его как сложного явления человеческой психики, направленного на саморегулирование поведения, своих действий в структуре деятельности на основе самопознания и эмоционально-ценностного отношения к себе.
В отечественной и зарубежной психологии имеется немало научных трудов, в которых обстоятельно рассматривается самосознание. Так, происхождение, сущность самосознания, его структура и эмоционально-ценностная характеристика рассматривается в трудах Столина В. В., Чистяковой И.И., Рубинштейна С.Л., Кона И.С., Божович Л.И., Лисиной М.И. и др.
Первые исследования самосознания принадлежат У. Джемсу, который выдвинул ряд положений о соотношении сознания и самосознания, актуальных и до настоящего времени. Согласно У. Джемсу, самосознание является как бы двойственным – частью познаваемым и частью познающим, частью объектом и частью субъектом: в нем необходимо различать две стороны, одну из которых он называл личностью, а другую – «Я».
В рамках психоаналитической концепции сознание и самосознание выступают как одна определенная сфера жизни, отличная от бессознательного. З. Фрейд, при выделении «Оно» (врожденные инстинкты, бессознательные психические явления и импульсы), «Я» (центр, регулирующий процесс сознательной адаптации), «Сверх-Я» (своеобразная моральная цензура) четко не разграничивал сознание и самосознание. Они заняли второстепенное место по отношению к бессознательной сфере, которая управляет ими.
А. Пфендер (представитель интроспекционистов) построение концепции самосознания начинает с разграничения «Я» и самосознания. «Я» не имеет отношения к реальному субъекту, личности, действующей в системе различных связей. «Я» имманентно по своему существу, оно развивается, правда, в течение всей жизни, но уже имеется с самого рождения у человека в психической деятельности.
Сторонники бихевиоризма подчеркивали влияние окружающей действительности на психическую деятельность человека. Они устранили из сферы психической жизни такие понятия, как сознание и самосознание, отказавшись от этих понятий как от ненаучных, сведя всю психическую деятельность к механически толкуемым реакциям организма на внешние стимулы.
Отечественные
психологи рассматривают
В отечественной психологии большое внимание уделяется вопросу о структуре самосознания. Большинство психологов рассматривают самосознание как единство трех сторон: самопознания, эмоционально-ценностного отношения к себе и саморегулирования.
Самопознание является начальным звеном и основой существования и проявления самосознания. Это процесс самонаблюдения, сознательного управления человеком своим поведением и деятельностью, превращение его в объект воспитательных воздействий в подлинный субъект воспитания. Через самопознание человек приходит к определенному знанию о самом себе. Эти знания входят в содержание самосознания как его сердцевина. Самопознание человека может осуществляться лишь через отношение данного человека к другим людям, через разнообразные формы связи его «Я» с «Я» других. Самопознание как процесс проявляется в непрерывном его движении от одного знания о себе к другому знанию, его уточнению, углублению, расширению и т.д. Основным условием, определяющим непрерывность изменения знания о себе, является динамизм самой реальной действительности и взаимодействий с другими людьми.
В связи с необходимостью адекватной адаптации человека в окружающих его социальных условиях он должен все время обращаться к своему «Я», совершенствовать знания о себе, прежде всего с целью более дифференцированного регулирования поведения. Самопознание, как и всякая другая форма познания, не приводит к конечному результату, абсолютно завершенному знанию. Всякое знание о себе является единством противоположностей – относительного и абсолютного.Эмоционально-ценностное отношение к себе — специфический вид эмоциональных переживаний, в которых отражается собственное отношение личности к тому, что она узнает, понимает, «открывает» относительно самой себя. Переживания являются необходимым условием существования эмоционально-ценностного отношения личности к себе, поскольку именно через них осознается ценностный смысл для личности собственных различных отношений к себе, они выступают своеобразным критерием положительной и отрицательной сигнальности форм самоотношений.
Познание собственных отношений к объектам и явлениям реального мира осуществляется в процессе осознания переживаний. Всякое новое знание становится устойчивым содержанием сознания только в том случае, если оно соединится с соответствующим отношением и будет пережито его личностное значение. В ходе развития личности, сознания и познавательной его способности расширяется, обогащается новым содержанием и сфера переживаний.
Саморегулирование поведения – есть форма регуляции поведения, которая предполагает момент включенности в него результатов самопознания и эмоционально-ценностного отношения к себе и которая выступает как исходная предпосылка развертывания сознательной, целенаправленной деятельности личности по преобразованию своей духовной и физической сферы. Характеризуя саморегуляцию, можно выделить два ее уровня. Первый имеет для своего осуществления четкие границы во времени; он характеризуется конкретным поведенческим актом, куда включаются собственные оценки достигнутого эффекта поведения, которые заканчиваются более или менее четким осознанием этих оценок.
Второй уровень – растянут во времени и связан с планированием личности целенаправленных изменений в себе самой, которые последовательно реализуют определенную воспитательную цель по отношению к себе.В.С. Мерлин выделил в структуре самосознания четыре главных компонента, которые он предлагает рассматривать как фазы его развития:
— сознание тождественности,
зачатки которого возникают
— сознание «Я»
как активного начала, как субъекта
деятельности, которое появляется
в 2-3 года, когда ребенок овладевает
личными местоимениями и возник
— осознание своих психических свойств, которое приходит в результате обобщения данных самонаблюдения и поэтому предлагает достаточно развитое абстрактное мышление;
— социально-нравственная самооценка, способность к которой формируется в подростковом и юношеском возрасте на основе накопленного опыта общения и деятельности.
На основе анализа различных точек зрения на структуру личности и ее самосознание, А.А. Налчаджян предлагает следующую структуру личности:
1 – «Я», центр личности;
2 – Я-концепция, или
самосознание «Я», которое
3 – ситуативные или оперативные Я-образы;
4 – свойства личности (черты характера, способности и т. п.).
Все вышеперечисленное является «сферами» личности, вся их структура центрирована вокруг «Я». «Я» мы понимаем как центр личности и ее самосознания. «Я» является центральной организующей, интегрирующей и регулирующей инстанцией психики, основным итогом онтогенетического психического развития индивида. «Я» осуществляет свои функции на сознательно – подсознательном уровне, причем ее структура по существу не поднимается на уровень сознания. Обозначение словом «Я» создает иллюзию полного осознания этой центральной инстанции личности, фактически же оно живет и осуществляет свои функции подсознательно, как в бодрствующем, так и в спящем состоянии. Являясь центральной инстанцией личности, «Я» обладает самосознанием или Я-концепцией (представлением, совокупностью знаний о себе). Я-концепция является общей структурой самосознания, принадлежащей «Я». На схеме она окружает сферу «Я» и состоит, в свою очередь состоит из тесно связанных подструктур или относительно устойчивых Я-образов. Эти устойчивые Я-образы (имеется ввиду зрелый человек, у которого формирование самосознания в основном завершено и подвержено только ситуативным и поверхностным изменениям) получили в психологической литературе «актуальное Я», «реальное Я», «идеальное Я» и т.п.
Г.А. Урунтаева включает в структуру самосознания когнитивный, эмоциональный и волевой компоненты. К.К. Платонов предлагает рассматривать структуру в следующем виде: самопереживание (самочувствие), самоотношение и самопознание, куда входят уровень притязаний и самооценка. По мнению И.С. Кона, процесс познания человеком самого себя осуществляется на разных уровнях развития, а представления о самом себе складываются у индивида в определенный образ «Я». Л.Д. Олейник называет в структуре самосознания самочувствие, самопознание, самооценку, самокритичность, самоконтроль и саморегуляцию.
И.С. Кон, И.И. Чеснокова, В.В. Столин и др. указывали на уровневое строение самосознания.
Так, для В.В. Столина, принцип вычленения трех уровней активности человека (органический, индивидный и личностный), реализованный применительно к онтогенезу самосознания, остается основополагающим и при введении представления об уровневом строении самосознания: в системе органической активности, в коллективной предметной деятельности и в системе личностного развития. На каждом из этих уровней самосознание выступает в качестве механизме обратной связи, интегрирующего активность субъекта, регулирующего его деятельность, поведение.
Для каждого уровня самосознания В.В. Столин выделяет особые составляющие единицы. На уровне органического самосознания такая единица имеет сенсорно-перцептивную природу. Главное же внимание В.В. Столина направлено на определение и анализ единиц самосознания на индивидном и личностном уровнях. Выделенное им понятие смысл «Я» и лежит в основе составляющих единиц самосознания данных уровней. Смысл «Я» порождает как отношение к мотиву или цели релевантных их достижению качеств субъекта и оформляется в самосознании в значениях (когнитивный аспект) и эмоциональных переживаниях (эмоциональный аспект).
Таким образом, большинство авторов рассматривают самосознание как средство саморегуляции субъекта деятельности на основе самопознания и эмоционально-ценностного отношения.
Относительно факторов, определяющих развитие самосознания, позиции представителей различных подходов расходятся в зависимости от того, где идет поиск решающих обстоятельств развития: внутри личности или вне ее. Суждение по этому вопросу разделилось по линии основных факторов развития: наследственности и внешней среды.
Сторонники биологизаторских теорий утверждали, что развитие личности определяется только врожденными предпосылками и задатками. Так, теория З. Фрейда основывается на двух предпосылках. Первая (генетическая) делает упор на том, что переживания раннего детства играют решающую роль в формировании личности, основной фундамент которой закладывается в раннем детстве. Вторая предпосылка основывается на том, что, главным фактором, определяющим развитие человека является сексуальный инстинкт.
это такое определение в философии: становление личности, структура, составляющие и отклонения
Самосознание – это уяснение самим собой собственного нравственного обличья, знаний, интересов, причин поведения и идеалов, а также единая оценка личных мыслей и чувств.
Данное определение в философии характерно не только в отношении отдельно взятого человека, но и общества или некоторых групп людей, развитых до осознания своего положения относительно общих идеалов и ориентиров.
- Области становления личности
- Структура самосознания
- Составляющие и отклонения в сознании человека
Области становления личности
По причине того, что исходной точкой самоотношения служат окружающие люди, становится ясно, что такое самосознание, определение чего кроется в сущности общественной жизни.
Социальная психология характеризуется тремя областями, через которые и происходит формирование индивидуума.
К ним относится:
- Деятельность.
- Общение.
- Самосознание.
В процессе социальной жизни развивается и возрастает коммуникативность с другими индивидуумами и группами людей, а также в единстве со всем обществом отмечается формирование личностного «Я».
Самосознание – это олицетворение себя, которое компонуется поэтапно в течение всей жизни от специфического влияния различных социальных факторов, состоящих из 4 частей по В. С. Мерлину. Так, данное определение – это присутствие сознания различий вселенной от самого себя, сознание своего «Я» как активного субъекта, сознание самоэмоциональных и психических качеств, сознание своих нравственных характеристик самоуважения, сложенного из приобретенного опыта в жизнедеятельности и в общении с другими людьми.
Наука сегодняшних дней сводится к нескольким точкам зрения на происхождение определения самосознания. Типичным становится понимание того, что это первичный генетический вид сознания человека, базирующийся на самовосприятии и самоощущениях, образующихся в детском возрасте, как единое общее понимание своего тела и окружающего мира.
Следуя исходной форме философии, отмечается, что самопереживание – это многостороннее самосознание, порождающее его.
Известно противоположное мнение С. Л. Рубинштейна, под которым понимается, что самосознание – кульминационная картина сознания, образовавшаяся как итог совершенствования сознания. Оно формируется путем становления личностного сознания, но никак не вследствие самопознания и формирования индивидуального «Я».
Помимо этого, философия психологической науки вытекает из осознания совместного восприятия внутреннего состояния и внешнего мира, оказывая друг на друга одинаковое влияние.
Развитие этого процесса подразделяется на 2 этапа. 1 этап характеризуется становлением своего «Я», а 2 этап ввиду модернизации реальных интеллектуальных возможностей и выстраивания представления о понятиях самосознания переходит в рефлексивную стадию, при которой индивидуум в состоянии отыскать типичную несхожесть во взглядах.
Посему рефлективная степень способствует внутренней стыковке с аффективным внутренним переживанием – В. П. Зинченко.
Отмечается, что самовосприятие располагается в ведении правого мозгового полушария, а под контролем левого – сформированная рефлексивная конструкция «Я».
Структура самосознания
Собственное ощущение того, что человек не такой как все, а особенный, подпитывается постоянными временными душевными муками – вспоминая о прошедшем, живя в сегодняшнем и надеясь на грядущее.
В процессе исследования самосознания участвуют два определения – «Я настоящее (текущее)» и «Я личностное». Текущий формат является конкретным видом осознания себя в нынешнем времени, а личностный представлен – конструкция самовосприятия центр выработки «Я текущих».
Каждое действие его в едином времени проявляется фрагментами самопереживания и самопознания.
Самовыражение действий сознания позволяет человеку осознавать, регулировать и диагностировать собственное психическое состояние, но также твердо понимать себя как самооценивающего, так и воспринимающего себя сознающим индивидуумом.
Структура самосознания представляет собой:
- Осознание близлежащих и далеких целей, основ своего «Я».
- Осознание собственных присутствующих и желаемых черт.
- Когнитивные и познавательные сведения о своей личности.
- Эмоциональная иллюстрация своей персоны.
Небезызвестная в сегодняшней науке структурная схема самосознания выдвинута К. Юнгом. Эта схема создана на базе неосознаваемых и осознаваемых компонентов изученной человеческой психики. Юнг вывел и дал определении 2 степеням человеческого самоотображения.
- 1 степень – самость, относящая к конкретному человеку, сознательные и неосознанные действия.
- 2 степень характеризуется тем, что человек является как субъектом, так и объектом.
Помимо этого, важно понимать, что «Я» – это наблюдающее свойство, а самость – наблюдаемое.
Составляющие и отклонения в сознании человека
Философия самосознания в условиях наполнения его данными исходит от 2 аспектов функциональности – сравнение себя с кем-либо, чем-либо и рефлексия, а также саморефлексия (интеллектуальное исследование собственного «Я»).
Определение сознания человека включает в себя 3 сегмента:
- Отношение к собственной персоне.
- Отношение к обществу.
- Предположение отношения окружающих к себе.
Известны дефекты самосознания – деперсонализация, раскол основы личности, нарушение телесного обнаружения, крайние степени отклонения самосознания.
При деперсонализации теряется индивидуальное «Я», когда человек смотрит извне на свое психическое состояние.
Сбой в физиологическом обнаружении наблюдается, когда люди ощущают сегменты тела, как не входящие в состав тела части.
Тяжелые степени нарушения внутреннего процесса мобилизуются, когда теряется ощущение реальности как в собственной жизни, так и всего мира.
Самосознанию свойственны характерные особенности, но еще существует непознанное, нуждающееся в исследовании.
Самосознание человека
Самосознание — Библиография — PhilPapers
Этой категории нужен редактор. Мы призываем вас помочь, если вы квалифицированы.
Станьте волонтером или узнайте больше о том, что для этого нужно.
Философия разума > Философия сознания > Самосознание
Помощник редактора: Анна Лена Вейанд (Университет Лейпцига)
Резюме | Самосознание есть осознание себя как самого себя. Обычно считается, что это отличает самосознание от осознания того, что просто происходит, чтобы быть самим собой. В последнем, но не в первом случае, человек может не признать, что объектом своего осознания является он сам. Мы думаем об отдельных существах как о самосознательных, но мы также думаем об определенных психологических состояниях как о случаях самосознания. Часто считается, что такие состояния обладают определенными особенностями, отличающими их от бессознательных состояний. Например, правдоподобно предположить, что самосознание проявляется в мыслях и других состояниях, имеющих содержание от первого лица — мыслях формы «Я есть F» — и такие мысли невосприимчивы к определенным видам ошибок. Например, многие утверждают, что самосознательные мысли имеют гарантированную референцию, они не могут не референтироваться. Другие утверждают, что для определенного диапазона самосознательных мыслей нельзя знать, что кто-то есть F, и ошибочно думать, что это ты сам. Большая часть литературы по самосознанию сосредоточена на том, как сформулировать и объяснить такие особенности мышления от первого лица. Центральный вопрос заключается в том, является ли самосознание редуцируемым. Дальнейшие вопросы включают: влечет ли сознание самосознание; предполагает ли самосознание осознание себя как объекта; могут ли быть неконцептуальные или дорефлексивные состояния самосознания; бросает ли существование самосознания серьезный вызов некоторым представлениям о природе разума. |
Основные работы | Историческим философом, оказавшим наибольшее влияние на современные дебаты о самосознании, является Кант, особенно Первая Критика . Ameriks 1982 и Keller 1998 представляют собой исторически ориентированные отчеты о взглядах Канта в этой области; Brook 2001 связывает взгляды Канта с более поздними работами. Семантические особенности содержания от первого лица вошли в современную дискуссию благодаря работе Каплана19.89, Perry 1979, Castañeda 1966 и Lewis 1979, центральной темой которых является несводимость мышления от первого лица. Более ранним источником является Wittgenstein 1958, который оказал влияние как на Anscombe 1975, который защищает удивительную точку зрения, что «я» не является референтным термином, так и на Evans 1982, Ch.7, который предлагает функционалистское объяснение самосознания. Shoemaker 1986 защищает утверждение, связанное с Юмом, Кантом и Сартром, о том, что самосознание не предполагает осознания себя как объекта. Это утверждение ранее было отклонено Chisholm 19.76 Гл.1. Сартр 1957 защищает точку зрения, согласно которой сознание влечет за собой дорефлексивную форму самосознания. Подобную точку зрения недавно защищал Kriegel 2009. Bermúdez 1998 формулирует и защищает утверждение о том, что некоторые неконцептуальные состояния являются примерами самосознания. Значительные недавние дискуссии о самосознании с точки зрения когнитивных наук включают Damasio 1999 и Metzinger 2003. |
Введение | Cassam 1994 содержит ряд классических статей и полезное введение. |