📖 11. Понятие о сознании как высшей форме развития психики. Общая психология: Ответы на экзаменационные билеты. Маклаков А. Г. Страница 12. Читать онлайн
Сознание это высший уровень психического отражения объективной реальности, а также высший уровень саморегуляции, присущий только человеку как социальному существу.
С практической точки зрения сознание выступает как непрерывно меняющаяся совокупность чувственных и умственных образов, непосредственно предстающих перед субъектом в его внутреннем мире. Однако можно предположить, что похожая или близкая к ней психическая деятельность по формированию психических образов происходит и у более развитых животных, таких как собаки, лошади, дельфины, обезьяны и др. Тем не менее основное отличие человека от животных прежде всего заключается не в наличии процесса формирования психических образов на основе предметного восприятия объектов окружающей действительности, а в наличии специфических механизмов его протекания. Именно механизмы формирования психических образов и особенности оперирования ими обусловливают наличие у человека такого феномена, каким является сознание.
Сознание, как и любой другой психический феномен, обладает определенными характеристиками.
♦ Сознание всегда активно. Активность сознания проявляется в том, что психическое отражение объективного мира человеком носит не пассивный характер, в результате которого все отражаемые психикой предметы имеют одинаковую значимость, а наоборот, происходит дифференциация по степени значимости для субъекта психических образов.
♦ Сознание интенционально. Вследствие того что сознание активно, оно всегда направлено на какой-то объект, предмет или образ, т. е. оно обладает свойством интенции (направленности).
Наличие данных свойств обусловливает наличие ряда других характеристик сознания, позволяющих рассматривать его в качестве высшего уровня саморегуляции. К группе данных свойств сознания следует отнести способность к самонаблюдению (рефлексии), а также мотивационно-ценностный характер сознания.
В свою очередь, данные свойства сознания определяют возможность формирования в процессе онтогенеза человека индивидуальной «Я-концепции», которая является совокупностью представлений человека о самом себе и об окружающей действительности. «Я-концепция» это ядро всей системы саморегуляции, которое заключается в совокупности представлений человека о самом себе и об окружающей действительности. Всю воспринимаемую информацию об окружающем мире человек преломляет через свою систему представлений о себе и формирует свое поведение, исходя из системы своих ценностей, идеалов и мотивационных установок. Поэтому не случайно «Я-концепцию» очень часто называют самосознанием.
Психология bookap
Самосознание человека как система его взглядов строго индивидуально. Люди по-разному оценивают происходящие события и свои поступки, по-разному оценивают одни и те же объекты реального мира. Причем оценки одних людей достаточно объективны, т. е. соответствуют реальности, а оценки других, наоборот, крайне субъективны. От чего зависит адекватность нашего сознания? Для того чтобы ответить на этот вопрос, следует назвать множество факторов, обусловливающих адекватность воспринимаемого человеком образа реального мира и его самооценок. Однако первопричиной большинства факторов, определяющих возможность построения адекватной «Я-концепции», является степень критичности человека.
В упрощенном виде критичность это способность осознавать различие между «хорошо» и «плохо». Именно способность критически оценивать происходящее и сопоставлять полученную информацию со своими установками и идеалами, а также исходя из этого сопоставления формировать свое поведение, т. е. определять цели и программу действий, предпринимать шаги к достижению поставленной цели, отличает человека от животного. Таким образом, критичность выступает в качестве основного механизма контроля за своим поведением.
www.Psyarticles.ru — учебные статьи по психологии
Учебные материалы по психологии и психологические статьи — основное содержание сайта.
Проект в значительной степени рассчитан на самообразование читателей, ранее систематически не изучавших психологию, однако может оказаться полезным и для специалистов, расширяющих свой профессиональный кругозор.
Материалы сайта представляют собой наиболее важные и интересные фрагменты из учебных пособий и научных работ из самых разнообразных отраслей психологии.
Проект будет полезен психологам и врачам, студентам и преподавателям, специалистам в области управления, а также широкому кругу читателей, интересующихся вопросами современной психологии.
Предпосылки возникновения конфликта в процессе общения
Рассмотрим особенности поведения человека в конфликтной ситуации прежде всего в процессе общения. В процессе человеческих взаимоотношений, как вы уже знаете из предыдущих разделов, процесс общения предполагает наличие следующих трех факторов: восприятия, эмоций и обмена информацией. В конфликтных ситуациях легко забыть об этом. Поэтому кратко рассмотрим, что же может создавать почву для их возникновения.
Социально-психологические предпосылки. Первая трудность — это разногласия из-за несовпадения ваших рассуждении с рассуждениями другой стороны. Ведь то, какой вы видите проблему, зависит от того, с какой колокольни, образно говоря, смотрите на нее.
Специфика конфликтов в образовательных процессах
В культурно-историческом подходе Л. С. Выготского процессы образования рассматриваются, с одной стороны, как предназначенные для разрешения противоречий развития общества, с другой — как обладающие внутренне противоречивым характером.
Мы придерживаемся именно этого подхода, и вслед за Л.С. Выготским и его последователями исходим из того, что конфликт представляет собой механизм развития человеческой деятельности и соответственно личности.
Современная психология: ее задачи и место в системе наук
В последние годы наблюдается бурное развитие психологической науки, обусловленное многообразием теоретических и практических задач, встающих перед нею. В нашей стране интерес к психологии особенно показателен — ей наконец-то начинают уделять то внимание, которого она заслуживает, причем практически во всех отраслях современного образования и бизнеса.
Основной задачей психологии является изучение законов психической деятельности в ее развитии. В течение последних десятилетий значительно расширились диапазон и направления психологических исследований, появились новые научные дисциплины.
Методы психологии
Методы научных исследований — это те приемы и средства, с помощью которых ученые получают достоверные сведения, используемые далее для построения научных теорий и выработки практических рекомендаций.
Сила науки во многом зависит от совершенства методов исследования, от того насколько они валидны и надежны, как быстро и эффективно данная отрасль знаний способна воспринять и использовать у себя все самое новое, передовое, что появляется в методах других наук.
Алгоритм оценки достоверности информации в результате психофизиологического исследования с применением полиграфа
Двадцать лет назад использование прибора способного отличить ложь от правды – «детектора лжи» было исключительной прерогативой спецслужб ведущих мировых держав. За прошедшие годы ситуация кардинально изменилась.
Проверки на «детекторе», стали доступными для широкого круга потребителей – правоохранительных органов, руководителей коммерческих и банковских структур, представителей кадровых служб, частных охранных предприятий и просто граждан, желающих получить достоверную информацию.
Процесс формирования двигательного навыка. Принцип активности и его развитие Н.А. Бернштейном
Переходим к следующей важной теме, совершенно по-новому раскрытой Н. А. Бернштейном, — механизмам формирования навыка. Эта проблема очень важна для психологии, так как формирование навыков составляет, как вы уже знаете, основу всякого обучения.
Процесс формирования навыка описан у Бернштейна очень подробно. Он выделил много частных фаз — порядка семи, которые объединяются в более общие периоды. Для первого знакомства достаточно будет разобрать эти периоды.
Проблема психодинамического диагноза
Психодинамическая диагностика, в отличие от дискретно-описательного диагностического подхода, укоренившегося в отечественных медицинской и психологической традициях, представляет собой прежде всего диагностику структуры личности с точки зрения ее развития.
Подобный подход, обеспечивающий целостный и всесторонний анализ личности и ее психопатологии, определяет и специфику терапевтических методов.
Психологическая профилактика конфликтов в коллективе
Многие организационные конфликты легче предупредить, чем разрешить.
Поскольку центральными фигурами конфликтов в организации являются конкретные личности, то такая профилактика должна быть личностно-ориентированной.
Остановимся на некоторых особо значимых организационно-управленческих условиях, способствующих снижению конфликтности личности.
Четыре элемента процесса убеждения
Процесс убеждения складывается из следующих элементов: агент влияния (источник сообщения), само сообщение, условия, в которых передается сообщение (контекст), и реципиент, то есть тот индивид, которому предназначено сообщение.
Само сообщение, в зависимости от его содержания, от того, как оно сформулировано и в какой форме преподнесено, также может либо убеждать, либо внушать. Но может и не иметь вообще никакого эффекта.
Повышение уровня сознания. Насколько это важно?
Тема самосовершенствования и развития человеческих качеств, можно сказать, вечная, при этом мудрые люди часто повторяют, что самой важной задачей для каждого человека является развитие его собственного сознания.
Несмотря на очевидную важность темы, серьезных и качественных материалов, посвященных этому вопросу, не так уж и много, хотя периодически все же появляются интересные работы.
Сознание — Практическая психология
Психология, по своей сути, является изучением того, как работает разум. Не физический мозг — разум. Ум, у которого есть внутренний монолог, который принимает решения или суждения за долю секунды, который осознает наше существование.
Сознательный разум, наряду с бессознательным, руководил множеством увлекательных дискуссий и направлений исследований в большом мире психологии. Не каждая теория в мире сознания может быть доказана, но те немногие голоса, которые проложили путь в этих областях, получили высокую оценку или считались опасными подставными лицами.
Тем не менее, любопытные умы продолжают обсуждать, исследовать и спорить о проблемах, связанных с сознанием. Вы один из этих любопытных умов? У нас есть много контента для вас, чтобы изучить.
Что такое сознание?
Сознание — это просто осознание существования. Когда вы оглядываетесь и видите свой стул, стены и свой компьютер, вы знаете, что находитесь в сознании.
Это примерно то, с чем могут согласиться ученые, психологи и философы. Истинная природа сознания, включая то, когда оно начинается, когда оно заканчивается и как оно может быть связано с другими состояниями бытия, активно обсуждается среди экспертов. Религиозный лидер может думать одно; психолог другой.
Области изучения сознания
Споры вокруг вопросов сознания побуждали людей изучать сознание еще со времен древних философов. Платон приравнивал сознание к власти. Сократ считал, что сознание вечно, а не едино с телом. Работа Артистоля не транслируется напрямую в сознание, но некоторые его идеи интерпретируются как связанные с этой концепцией.
Самые ранние психологи также изучали сознание, от желания разрушить его до желания изучить другую сторону сознания: бессознательное.
Структурализм
Первые психологи были известны как «структуралисты», поскольку они хотели привнести структуру в изучение разума. Другим ученым было легко категоризировать и систематизировать понятия. Биологи могли охарактеризовать существо как животное, растение или гриб, а химики могли классифицировать элемент или вещество. Почему психологи не могли сделать то же самое с сознанием?
Хотя структурализм просуществовал недолго, мы продолжаем признавать его роль в ранней психологии.
Психодинамика
Психодинамика — это то, что действительно ставит сознание и бессознательное на карту. Этот подход является общим термином, который охватывает работу и идеи Зигмунда Фрейда и всех, кто последовал за ним. Длинный список психологов как работал с Фрейдом, так и порвал с Фрейдом, чтобы изучить свои взгляды на сознательный и бессознательный разум. Без Зигмунда Фрейда и психодинамики мир не знал бы идей Карла Юнга, Эрика Эриксона, толкования снов, словесных ассоциаций и даже современной версии разговорной терапии.
Стоицизм
Стоицизм — это подход к психологии, который проявляется как в древних работах, так и в современных трактовках. Ранние стоики смотрели на то, как мы воспринимаем эмоции и справляемся с ними: Марк Аврелий писал: «Наша жизнь такова, какой ее делают наши мысли». Звучит как довольно современный взгляд на сознание и психологию, верно?
Вот почему эти идеи оказали такое влияние на Аарона Бека, когда он разработал теории, теперь известные как когнитивная психология и когнитивно-поведенческая терапия. Когда вы пойдете сегодня в кабинет психотерапевта, они с меньшей вероятностью спросят вас о ваших снах прошлой ночью и с большей вероятностью спросят вас, как вы воспринимаете свой развод, потерю дружбы или то, что сказал вам ваш начальник. на работе на днях. За это мы можем поблагодарить стоиков.
Теории о сознании
Психика
Неудивительно, что психика является центром «психологии». Этот термин относится к тому, что вы можете небрежно назвать «умом». Все мысли, о которых вы сейчас думаете, все случаи, когда вы сталкивались с навязчивыми мыслями или принимали решения за доли секунды, — все это исходит из психики.
Платон был первым, кто действительно представил идеи психики. В его ранних произведениях это также переводится как «душа». Философ верил в три вещи о психике:
«Разумная душа ищет истину через логику, факты и разум.
Воодушевленная душа использует эмоции для принятия решений и действий.
Аппетитная душа покрывает физиологические потребности, такие как еда и секс.
Если вы знакомы со взглядами Фрейда на психику, эти идеи могут показаться вам знакомыми. Другие психологи в области психодинамики также придерживались схожих, но не идентичных взглядов на психику и ее влияние на то, как мы думаем, ведем себя и живем.
Эго, Ид и Суперэго
Фрейд зашел так далеко, что дал конкретные названия трем идентифицированным им частям психики. Не только это, но он также теоретизировал о драме, которая происходит между трио.
«Ид» похож на жаждущую душу, так как он ориентирован на наши самые примитивные потребности. Эта часть психики движима сексуальным инстинктом и инстинктом смерти. Это та часть психики, которая в современном обществе часто сбивает людей с пути.
«СуперЭго» не является полностью рациональной или энергичной душой, а скорее следует моральному кодексу, установленному обществом. Это та часть психики, которая следует правилу «без рубашки, без обуви, без обслуживания», несмотря на любые примитивные побуждения ходить босиком или без рубашки.
«Эго» — это сила, которая стремится примирить их. Она хочет принимать решения, как одухотворенная душа, но не лишена логики и разума. Если компромисс между нашими примитивными побуждениями и правилами общества говорит нам использовать логику и факты, Эго поддерживает эту идею.
Эго, помимо того, что является великим посредником, еще и целеполагатель. Эго видит идеальное «я», которым мы стремимся быть. Столкнувшись с выбором, мы либо принимаем решения, которые являются эго-синтонными (которые соответствуют нашему представлению о себе) или эго-дистоническими (не соответствуют нашему представлению о себе).
Инстинкты
сосредоточиться на том, что мы сознательно думаем и воспринимаем. Однако под этим сознанием скрывается инстинкт. У всех нас есть инстинкты, которые мы не можем описать. У животных есть инстинкты, которые поддерживают их жизнь. Фрейд полагал, что часть нашей психики управляется, в частности, двумя инстинктами.
Теория инстинктов какое-то время изучала те бессознательные побуждения, которые возвращали морских черепах на их родные пляжи или побуждали людей участвовать в странных действиях. Но теория инстинктов была заменена другими теориями о том, что нами движет. Вместо того, чтобы ссылаться на инстинкт смерти, мы могли бы обратиться к Иерархии потребностей Маслоу или Теории снижения влечения, чтобы оценить, почему мы можем совершать определенные действия. Тем не менее, как и все теории в психологии, их полезно учитывать в наших современных исследованиях.
Дебаты о разуме и теле
Является ли психика душой? Это только ум или он един с телом? Является ли ум суммой своих частей, и являются ли разум и тело вместе взятыми суммой своих частей?
Я знаю, что это большие вопросы. Они говорят об одном из самых больших споров в психологии: споре о разуме и теле. Споры ведутся о том, являются ли разум и тело одним целым или же они могут быть разделены. Проблема этих дебатов в том, что на данный момент нет реального способа урегулировать спор. Мы просто не можем удалить разум из физического тела. «Чумовая пятница» — это просто фильм. В то же время мы не должны терять надежду. Есть так много вещей, которые психологи могут изучать сейчас, что они не могли изучать в прошлом!
Психологи, которых следует знать
Уильям Джеймс
Уильям Джеймс — столп американской психологии. Он был первым человеком в Соединенных Штатах, который предложил психологию в качестве курса высшего образования! Некоторые идеи, которыми он впервые поделился в первые годы учебы в Гарварде, до сих пор входят в учебные программы по психологии. Есть две концепции, которые отличают Уильяма Джеймса от других психологов: теория эмоций Джеймса-Ланге и «поток мысли».
Теория эмоций Джеймса-Ланге
Сознание, восприятие, эмоции и поведение часто являются частью психологического сценария «курица или яйцо». Разве мы сначала что-то воспринимаем, а потом чувствуем эмоции? Влияют ли наши эмоции на нашу физическую реакцию или наоборот?
Уильям Джеймс и Карл Ланге попытались ответить на этот вопрос с помощью того, что сейчас известно как Теория эмоций Джеймса-Ланге.
Они считали, что после того, как человек воспринял раздражители, он почувствовал физическое ощущение, которое трансформировалось в эмоцию. Вместо того, чтобы думать, что у вас приступ паники, а затем чувствовать, как сжимается ваша грудь, вы чувствуете, как сжимается ваша грудь, а затем думаете про себя: «Должно быть, я паникую».Другие теории эмоций были разработаны со времен Уильяма Джеймса.
Поток Мысли
Уильям Джеймс также был человеком, который ввел термин «поток мысли» или «поток сознания». Эта идея о том, что мы постоянно думаем и перескакиваем с одной мысли на другую, была прямым ответом на идею структурализма. Как мы можем структурировать мысли нашего ума, когда существует бесконечное количество способов их связать? Одну минуту, мы думаем о работе. В следующую минуту мы спрашиваем себя, вспомнит ли нас хулиган из третьего класса. В следующую минуту пытаемся придумать, что приготовить на ужин.
Как и многие концепции, связанные с более широкой идеей сознания, нелегко изучить и получить окончательные ответы о том, как работает наш поток мыслей. Мы не умеем читать мысли!
Зигмунд Фрейд
Многие считают Зигмунда Фрейда отцом современной психологии. У него было четкое представление о том, как работает психика, как она помогает людям принимать решения и почему у людей могут развиться определенные причуды или даже психические расстройства. Хотя сегодня очень немногие из этих размышлений используются на практике, его влияние неоспоримо.
В дополнение к его работе над Ид, Эго и Супер-Эго, следующие концепции были центральными в работе Фрейда.
Стадии психосексуального развития
Воспоминания, которые мы создали в детстве, и наш ранний опыт, безусловно, влияют на то, кем мы становимся во взрослом возрасте – с этим трудно спорить. Но «Стадии психосексуального развития» Фрейда развивают эту идею дальше. Некоторые говорят, что эта теория зашла слишком далеко.
Теория описывает пять различных стадий, которые мы начинаем с рождения и продолжаем проходить на протяжении всей взрослой жизни. На каждом этапе человек ищет удовольствия от определенной части тела, включая рот и задний проход. Если на каждом из этих этапов возникают конфликты, ребенок вырастет во взрослого, у которого есть «проблемы» в этой области.
Работая над этой теорией, Фрейд также разработал идею эдипова комплекса. В основном мальчики растут с сексуальным влечением к матери и желанием причинить вред и заменить отца. И снова в работах Фрейда обнаруживается греческое влияние.
Какими бы странными ни казались эти идеи десятилетия спустя, работа Фрейда оказала монументальное влияние и побудила многих психологов изучить свои собственные теории о родительстве, детстве и поведении.
Карл Юнг
Карл Юнг был одним из таких психологов. Первоначально он работал бок о бок с Фрейдом, но в конце концов оторвался от психолога, чтобы заняться своими собственными теориями. Многие теории Юнга совпадают с теориями Фрейда.
Структура психики
Фрейд и Юнг верили в существование эго как части человеческой психики. Но вместо Ид и Суперэго Юнг считал, что двумя другими частями психики являются личное бессознательное и коллективное бессознательное.
Особенно интересно коллективное бессознательное; это бессознательное, присущее всем людям. Это действительно бросает ключ в споры о природе и воспитании!
В дополнение к работе над сознанием Юнг также изучал различные типы личностей и «архетипы», которым соответствуют люди. Если вы когда-либо проходили тест Майерс-Бриггс, вы можете поблагодарить Карла Юнга.
Комплекс Электры
Другой концепцией Юнга, на которую повлиял Фрейд, был комплекс Электры. Юнг развил эту идею, работая с Фрейдом; это «женская версия» эдипова комплекса. По сей день гендер и сексуальность обычно находятся в центре критических разговоров о работе Фрейда и, в конечном счете, являются причиной того, что пути Юнга и Фрейда разошлись.
в Главе 03: Состояния сознания
Сознание
В 1879 году, когда Вундт открыл первую лабораторию экспериментальной психологии, он считал сознание главным направлением психологии. Однако к 1900 году многие психологи были разочарованы отсутствием прогресса в науке о сознании. Они хотели альтернативу.
К 1920-м годам такой альтернативой казался бихевиоризм. Бихевиоризм утверждал, что достиг своих успехов, избегая любых спекуляций о сознании. Психологов учили сосредотачиваться исключительно на измеримом, наблюдаемом поведении.
К концу 20-го века психологи снова столкнулись с проблемой сознания. Новые инструменты, особенно методы сканирования мозга и теории познания, предложили новые подходы к изучению сознательной и бессознательной умственной деятельности.
Как психология вернулась к одной из своих ранних тем?
Даже сегодня меньшинство психологов утверждает, что сознание нельзя изучать научно. Некоторые перекликаются с аргументами, выдвинутыми отцом бихевиоризма Джоном Уотсоном в XIX веке.10-х и 1920-х годов.
Уотсон указал, что сознание субъективно по определению. Это было определено тем фактом, что мы переживаем это внутренне и не можем поделиться им напрямую с другими.
Поэтому у нас не может быть объективной науки о сознании . Мы можем собирать данные только в том случае, если они доступны для наблюдения.
Психолог, сочувствующий этой точке зрения, может возразить: «Вы можете сказать, что изучаете сознание, когда изучаете сканирование мозга или внимание. Однако, если вы изучаете наблюдаемые вещи, на самом деле вы изучаете поведение ».
Какая позиция, изначально занятая Джоном Ватсоном, до сих пор пользуется популярностью у некоторых психологов?
Многие другие ученые не видят проблем в изучении сознания. Философ Калифорнийского университета Джон Серл выразил эту точку зрения в своей книге The Re-Discovery of the Mind (1992):
Сознание… это биологическая особенность мозга человека и некоторых животных, вызванная нейробиологическими процессами и являющаяся такой же частью естественного биологического порядка, как и любые другие биологические особенности. таких как фотосинтез, пищеварение или митоз (Searle, 19 лет). 92, с.90)
Какую точку зрения высказал философ Джон Серл?
Даже если мы примем, что сознание является биологической функцией, такой как пищеварение, остаются большие вопросы. В частности: Каковы мозговые механизмы сознания?
Ученые внесли конкретные предложения. Например, Тонони, Эдельман и Спорнс (1998) описывают биологический субстрат сознания как динамическое ядро нейронов, широко распределенное, не эквивалентное всему мозгу.
Тонони, Эдельман и Спорнс (1998) говорят, что эта сеть нейронов может организоваться за десятую долю секунды, чтобы сформировать единый ответ, такой как мысль или восприятие. Они предсказывают, что «отличный набор распределенных нейронных групп» будет идентифицирован с помощью сканирования мозга как основа сознательного опыта.
Что предлагают Тонони и Эдельман относительно мозговых механизмов сознания?
Критики могли бы сказать, что это предложение, безусловно, верно, потому что оно так расплывчато сформулировано. Это будет «подтверждено» любым открытием специфических нервных механизмов. Но, с другой стороны, должен быть какой-то субстрат сознания: некий набор областей, которые активны всякий раз, когда мы сознательны.
Некоторые нейробиологи предполагают, что набор цепей в мозге, называемый сетью режима по умолчанию (DMN), может соответствовать этому критерию. Он активен, когда люди находятся в сознании, но не уделяют внимания задаче (Raichle et al., 2001).
Бакнер, Эндрюс-Ханна и Шактер (2008) описывают DMN как «специфическую, анатомически определенную систему мозга, преимущественно активную, когда люди не сосредоточены на внешней среде». Когда люди мечтают, думают о прошлом опыте или пытаются понять других людей, DMN активен.
Такие ученые, как Эндрюс-Ханна (2012), описывают DMN как активный во время «интроспективной и адаптивной умственной деятельности, в которой люди участвуют спонтанно и преднамеренно». Другие называли его «местом самости».
По иронии судьбы, DMN был идентифицирован по снижению активности в определенных областях, когда люди концентрировались на внешнем, целенаправленном поведении. В это время активность в DMN снижается.
Как была определена сеть режима по умолчанию?
Сеть режима по умолчанию состоит из множества тесно связанных систем мозга, включая медиальную височную долю и медиальную префронтальную область, оба места известны сложной когнитивной деятельностью. Некоторое время казалось, что, возможно, DMN была долгожданным «местом сознания».
Однако DMN успокаивается во время медитативных состояний. В это время люди определенно находятся в сознании.
DMN лучше всего рассматривать как «центр обыденного мышления». Этот тип мышления можно определить по тому, чем оно не является: оно не концентрируется на внешней задаче и не воспринимает настоящий момент без суждения.
К 1960-м годам ученые знали (из исследований вызванных потенциалов), что стимуляция из окружающей среды достигает мозга примерно за 20 мс, 1/50 секунды. К концу 1970-х годов появились доказательства того, что стимулы могут вызывать положительную или отрицательную эмоциональную реакцию сразу после поступления, до того, как информация войдет в сознание.
Роберт Зайонц (1980) назвал это эмоцией первой моделью . О приятности или неприятности стимула судили через 20 мс после воздействия, даже если стимул быстро маскировался (покрывался сеткой или конкурирующим стимулом), поэтому человек не мог сознательно идентифицировать стимул.
Какие эмоции вызвала первая модель?
Эта система быстрой оценки имеет эволюционный смысл. Очень быстрая оценка предостерегает нас от чего-то опасного или как можно быстрее подготавливает нас к чему-то приятному.
После этого более сложный ответ может возникнуть в других областях мозга в течение 250 мс или около того (1/4 секунды). Гарвардский психолог Артур Блюменталь предположил в 1977 году, что сознание состоит из 90 163 быстрых интеграций внимания, из которых 90 164 формируются за четверть секунды или меньше.
Возможно, вы помните из обсуждения вызванных реакций в главе 2, что, когда людям приходится переоценивать значение предложения из-за неожиданного слова в конце, это вызывает изменение вызванного потенциала N400. Как показывает число 400, это происходит через 400 мс (почти полсекунды) после стимула.
Как быстро мозг формирует организованные познания?
Студенты могут задаться вопросом, почему у нас есть ощущение непрерывности познания, если мозг постоянно делает быстрые интеграции или снимки активности. Однако это согласуется со многими другими выводами.
Например, наши глаза посылают в мозг информацию о множестве фиксаций взгляда за одну-две секунды, когда мы смотрим на сцену. Каждый всплеск информации занимает 20-50 мс, столько же времени, сколько и другие входящие стимулы, но мозг связывает информацию вместе.
Мы переживаем непрерывный, продолжающийся визуальный мир. Сознание может быть сформировано в очень похожем процессе, с непрерывной обработкой, управляемой небольшими всплесками информации, формируемой изнутри, объединенной с информацией, полученной от органов чувств.
Когда полезно сознание?
Сознание, пожалуй, одно из лучших качеств человека. Мы не только существуем как живые существа: мы получаем знать что мы существуем, думать об этом и наслаждаться этим.
Но что такое цель или функция сознания? Именно этот вопрос задал Уильям Джеймс в своей философии
Психолог-экспериментатор Джордж Мандлер предложил один набор ответов в своем президентском обращении к Отделу 1 (Общая психология) Американской психологической ассоциации в 1919 году.83. Мандлер предложил три функции сознания.
Предвосхищая наше предстоящее обсуждение медитации и внимательности, следует сказать, что Мандлер описывал одну разновидность сознания: компетентное, контролируемое действие. Мандлер выделил три функции этой мыслительной деятельности:
1. Обучение . Люди обычно концентрируют свое внимание, когда пытаются узнать что-то новое. Пока навык не будет хорошо отработан, он не станет автоматическим.
2. Вынесение суждений . Люди сознательно думают об альтернативах и выборе.
3. Поиск и устранение неисправностей . Люди используют сознательные психические процессы, чтобы справляться с неожиданными ситуациями, с которыми невозможно справиться с помощью автоматических, хорошо усвоенных процедур.
Какова была теория Мандлера о роли сознательного мышления?
Мандлер использовал в качестве примера вождение автомобиля. При первом обучении вождению человек должен уделять максимальное внимание каждому действию. Сознание сопровождает процесс, посредством которого мы интегрируем большое количество информации и удерживаем ее на месте или схватываем во время обучения.
После большого опыта вождение становится привычным и больше не требует полного внимания. Опытный водитель может ехать на автопилоте, позволяя мыслям блуждать.
Вождение на автопилоте — прекрасный пример автоматизма (авто-ма-ТИСС). Автоматизм — это разумное действие без сосредоточенного внимания. Мы обсудим это как рутинную часть когнитивной деятельности в главе 7.
Сознание возвращается к акту вождения, когда водитель должен принять решение, например, в какую сторону повернуть на перекрестке. Это то, что Мандлер назвал вынесение суждений .
Третья категория Мандлера — устранение неполадок . Даже при вождении на автопилоте опытный водитель вернется к полной концентрации внимания, если произойдет что-то необычное или неожиданное.
Например, если на обочине дороги появляется животное, к нему приковано внимание. Полное сознание, кажется, сопровождает процесс объединения ресурсов и принятия решения о том, что делать.
Как пример вождения автомобиля иллюстрирует положения Мандлера?
Пример выхода из состояния рассеянности, когда происходит что-то необычное, например, когда животное приближается к обочине дороги, показывает, что даже когда внимание сосредоточено в другом месте, когнитивные процессы вне сознания контролируют текущую деятельность .
Что-то в мозгу замечает события, которые могут потребовать сознательного вмешательства. Мы не только способны вести машину в рассеянном состоянии; мы способны распознать, когда ситуация настолько необычна, что автоматизм должен быть прерван.
Это подразумевает большую сложность под поверхностью сознательного разума. На самом деле, чем больше психологи изучают 90 163 сознательных 90 164 процессов, тем больше они уважают 90 163 бессознательных 90 164 процессов.
———————
Ссылки:
Эндрюс-Ханна, Дж. Р. (2012) Сеть мозга по умолчанию и ее адаптивная роль во внутреннем мышлении. Невролог, 18, 251-270. doi:10.1177/
Блюменталь А. Л. (1977). Процесс познания . Энглвуд, Нью-Джерси: Прентис-Холл.
Бакнер, Р.Л., Эндрюс-Ханна, Дж.Р., и Шактер, Д.Л. (2008). Сеть мозга по умолчанию: анатомия, функция и отношение к болезни. Анналы Нью-Йоркской академии наук, 1124 , 1–38.
Мандлер, Г. (1983). Сознание: его функции и строение. [Обращение президента к Отделу общей психологии Американской психологической ассоциации.