Понятие о типологии в психологии: Типологии личности в психологии | Блог 4brain

8. Понятие типологии личности

Личность как общенаучный и житейский термин означает:

1) человеческий индивид как субъект отношений и сознательной деятельности;

2) устойчивую систему социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности.

В психологии под личностью подразумевается некоторое ядро, интегрирующее начало, связывающее воедино различные психические процессы индивида и сообщающее его поведению необходимую последовательность и устойчивость. В зависимости от того, в чем именно усматривается такое начало, теории личности подразделяются на психобиологические (У. Шелдон), биосоциальные (Ф. Олпорт, К. Роджерс), психосоциальные(К. Адлер, К. Хорни и другие неофрейдисты), психостатические («факторные») — (Р. Кеттел, Д. Айзенк и др.).

Исходя из указанных теорий осуществляется типологизация личности. Различают конкретно-исторические типы личности, идеальные типы, отвечающие некоторым теоретическим концепциям, эмпирические группировки обследованных лиц.

В социологии выделение и существование различных социальных типов личности связывается с особенностями и характеристиками общественно-экономических формаций (классовые, социально-групповые типы личности). Категория «социально-исторический тип личности» используется для обозначения некоторых совокупностей характеристик личности, обусловленных той или иной исторической эпохой, социальной структурой общества.

В западной психологии распространены типологии, учитывающие преимущественно личностные показатели (свойства и черты индивидов, порождаемые изначально присущими им ориентациями). Такова например типология К. Юнга, включающая типы личности, выделенные с учетом таких признаков, как сензитивность, мыслительность, переживание оценки, интуитивность, экстравертивная или интравертивная направленность. Существует и типология, предложенная Э. Фроммом, который выделяет следующие элементы личности: накопительство, ориентация на обмен, восприятие, использование и др. Отзвуки пер-сонологических классификаций можно выявить во многих социально-психологических типологиях, в частности при построении типологии личности по признаку конформности личности относительно норм группы и общества, типологии направленности и управляемости личности.

В эмпирических исследованиях имеет значение типологизация — группировка испытуемых, сходных с неким усредненным образом. Выделение многочисленных характеристик, показателей, черт личности, в частности с помощью факторного анализа, позволяет построить многомерное пространство ее признаков — личное пространство. Обращение психологов к проблемам типологизации личности обусловлено потребностью прогнозировать ее поведение и развитие, необходимостью разработки наиболее оптимальных вариантов ее обучения и воспитания.

Идея психической энергии, саморегуляции тесно связана с аналитической психологией психологических типов. Различается несколько таких типов. Они относятся к врожденной разнице в темпераменте, интегральном сочетании устойчивых психодинамических свойств, проявляющихся в деятельности, которые заставляют индивидов воспринимать и реагировать специфическим образом. Прежде всего следует различать два устойчивых типа: 

экстраверт и интроверт.

Экстраверт характеризуется врожденной тенденцией направлять психическую энергию, или либидо, вовне, связывая носителя энергии с внешним миром. Данный тип естественно и спонтанно уделяет внимание объекту — другим людям, предметам, внешним манерам и благоустройству. Слаба связь экстраверта с субъективным внутренним миром, он избегает встречи с ним. Любые субъективные запросы он оценивает как эгоистические.

Интроверт характеризуется тенденцией своего либидо устремляться внутрь, связывая психическую энергию со своим внутренним миром мысли, фантазии, чувства. Такой тип уделяет значительный интерес и внимание субъекту (сам с собой) в то время, когда он освобожден от обязанности приспосабливаться к внешним обстоятельствам.

Наряду с экстравертами и интровертами К. Юнг выделяет четыре функциональных типа личности, основываясь на четырех главных функциях: мышлении, чувстве, ощущении, интуиции. Каждый потенциальный индивид располагает всеми четырьмя функциями, хотя на поверку одна из них обычно оказывается наиболее развитой и становится ведущей.

Мыслительный тип в большей степени соответствует мужчинам. Ментальная жизнь данного типа сводится к созданию интеллектуальных формул и последующей подгонке наличного жизненного опыта под эти формулы.

Чувственный тип 

больше распространен у женщин. Утверждение и развитие межличностных отношений партнерства является здесь главной целью. Самое большое удовлетворение человек испытывает от эмоционального контакта с другими людьми. В своем крайнем проявлении этот функциональный тип может вызывать неприязнь своим чрезмерным интересом по поводу личных дел других.

Сенсорный (ощущающий) тип характеризуется приспособленностью к обычной сиюминутной реальности, «здесь и сейчас». Ощущающий тип выглядит устойчивым и земным, реальным и настоящим в смысле готовности жить в данную минуту, но одновременно он выглядит довольно глупым.

Интуитивный тип мотивируется главным образом постоянным потоком новых видений и предчувствий, протекающих от его внутреннего активного восприятия.

Лженаучная психология. Фейковые типологии личности

Продолжим перечислять лженаучные течения, похожие на психологию.

Узнаем, почему типология личности по соционике не более чем развлечение; что не так с «Дизайном человека» и чем так привлекателен трансерфинг реальности, что об этом даже снимают кино.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.

Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus

посмотреть все уроки

Автор урока

Мария Кунах

Психолог, личностно-ориентированный психотерапевт, семейный консультант. Автор онлайн-курса о здоровых отношениях и блога о психологии.

Продолжаем перечислять лженаучные течения, похожие на психологию. Узнаем, почему типология личности по соционике не более чем развлечение; что не так с «Дизайном человека» и чем так привлекателен трансерфинг реальности, что об этом даже снимают кино.

🐦 Соционика — псевдонаучная концепция, основная идея которой звучит так: существует ряд типов личности по образу взаимодействия с другими людьми. Каждый тип назван в честь известного человека, например, «Есенин», «Достоевский», «Гюго».

🦜 Людьми движет любопытство. Нам хочется знать: «Кто я на самом деле? Какой у меня тип личности?» Соционика делает вид, что дает ответы на эти вопросы и при этом доставляет удовольствие. Приятно, когда можно идентифицировать себя с известными личностями и тем самым повысить самооценку.

🦚 Сеанс соционики выглядит как тренинг: испытуемого помещают в различные ситуации, тренеры наблюдают, как он реагирует, общается с людьми и выносят свой вердикт, кто он по типу личности. Есть еще опросник для самостоятельного определения своего психотипа, его легко можно найти в интернете, но даже сами приверженцы течения не считают его точным.

🕊 Соционика частично пересекается с типологией психиатра Карла Юнга об архетипах. Юнг был учеником Зигмунда Фрейда и внес свой вклад в развитие психологии, но нельзя не упомянуть, что он был мистиком. Его гипотезу о коллективном бессознательном нельзя ни доказать, ни опровергнуть. Его типологию об архетипах также нельзя подвести под научные критерии.

➡️ Соционика стоит вне психологии. К ней можно относиться как к приятному досугу.

🔎 В психологии есть раздел, описывающий типы личности, но у него научный подход. Существует множество теорий личности и все они верные. В каждой теории используются свои опросники для определения типа личности. Подробнее об этом мы говорили ранее. Но — что важно — во всех таких опросниках результат дается в виде шкалы, которая показывает совокупность характеристик. Типов личности в чистом виде не существует, это всегда набор.

«Дизайн человека» — очень популярная система типизации. Если в строчке поиска в браузере ввести слово «дизайн», то на первом месте в выдаче будет именно «Дизайн человека». Что важно об этом знать, чтобы не попасться в ловушку заблуждений?

♓️ «Дизайн человека» маскируется под научное знание, но находится ближе к астрологии, Книге перемен, каббале и восточным учениям о чакрах. Создал эту систему канадец, учитель физики Алан Краковер (псевдоним Ра Уру Ху) по его собственным утверждениям после мистического опыта в конце 80-х годов — он слышал голоса. В своей книге «Система дизайна человека» Краковер оперирует понятиями из квантовой физики, генетики и психологии.

🔢 Предполагается, что по дате и времени рождения человека можно получить профиль личности или иными словами бодиграф, или персональную карту жизненного предназначения. Карту может расшифровать только специалист на платной консультации.

🤨 Типы личности в «Дизайне человека»: манифестор, проектор, рефлектор, генератор. Плюс к этому есть свои подтипы. Из-за своей внешней сложности и интегративности у многих создается впечатление, что это нечто серьезное и настоящее. Психологи считают эту типологию искусственной и не приближающей нас к истине.

🐒 Основная идея — у каждого человека есть свои сильные стороны. Для того, чтобы быть успешным в социуме, нужно эти стороны развивать.

👋 Учение дает прямые инструкции, как нужно жить тому или иному человеку и с кем. Именно это так притягивает людей. Нам хочется определенности, чтобы нам сказали, как нам жить, как себя вести с окружающими нас людьми.

👤 В психологии же нет специальных тестов и опросников, которые бы прямо указывали, что человеку делать и кто ему подходит. Человек это решает сам. Более того, мы знаем, что личность эволюционирует. Она не может быть неизменной, как дата и время рождения.

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Пример бодиграфа по Дизайну человека

Трансерфинг реальности — эзотерическое учение, возникшее в 2004 году на основе книг Вадима Зеланда. В книгах он оперировал психологическими терминами, опирался на квантовую физику, чем и подкупил многих далеких от науки людей.

🌗 Основная идея трансерфинга реальности — во Вселенной несколько реальностей. Человек своими действиями выбирает себе реальность много раз в жизни. Действия могут быть ошибочными и привести его в нежелаемую реальность.

🌓 Вторая идея трансерфинга — человек своими мыслями программирует судьбу. Эти установки похожи на аффирмации по Луизе Хей.

🔮 Нет никаких способов доказать или опровергнуть эти идеи, которые изложены как аксиомы. Сам Зеланд в одной из своих книг рассказал, что это знание он получил во сне от мистического Хранителя или Смотрителя.

💭 Идеи трансерфинга дают иллюзию контроля над своей жизнью. «Мысли материальны», «что подумаешь, то и случится» — это очень заманчиво, потому что человеку ничего не нужно предпринимать, прилагать усилия. Чтобы влиять на свою жизнь, нужно всего лишь фантазировать.

🤔 Для современного человека вообще характерно много думать. Даже есть выражение: «Мы живем в голове». Имеется в виду, что мы не чувствуем зачастую своего тела, так как сосредоточены на каком-то мыслительном процессе или эмоции.

🎞 Трансерфинг реальности произвел впечатление на умы, идею даже подхватил кинематограф в фильме «Секрет».

Задание

Вспомните, был ли у вас опыт соприкосновения с эзотерическими практиками и псевдотипологиями личности? Почему они вас заинтересовали? Какие эмоции они у вас вызвали? Было ощущение, что это вам подходит?

курс Level One

Общаться, дружить, любить: как строить отношения

Практический курс, который поможет построить или укрепить отношения. Мы поймем, как говорить на сложные темы: от секса и измен до воспитания детей. Команда психологов ответит на вопросы в чате, а тесты и небольшие задания помогут применить знания на практике.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
5900₽ 2950₽

подробнее о курсе

Типологический подход в детской и семейной психологии: обзор теории, методов и исследований

  • Авраам, Ф. Д., Абрахам, Р. Х., и Шоу, К. Д. (1992). Основные принципы динамических систем. В RL Levine & HE Fitzgerald (Eds.), Анализ динамических психологических систем (стр. 35-144). Нью-Йорк: Пленум.

    Google Scholar

  • Эйнсворт, доктор медицинских наук, Блехар, М.С., Уотерс, Э. и Уолл, С. (1978). Паттерны привязанности: психологическое исследование странной ситуации . Хиллсдейл, Нью-Джерси: Эрлбаум.

    Google Scholar

  • Альдендерфер, М.С., и Блашфилд, Р.К. (1984). Кластерный анализ . Беверли-Хиллз, Калифорния: Sage.

    Google Scholar

  • Андерсон, К.А., и Седикидес, К. (1991). Думая о людях: вклад типологической альтернативы ассоциативным и размерным моделям восприятия человека. Журнал личности и социальной психологии , 60 , 203-217.

    Google Scholar

  • Асендорпф, Дж. Б., и ван Акен, Массачусетс (1999). Устойчивые, чрезмерно контролируемые и недостаточно контролируемые прототипы личности в детстве: воспроизводимость, предсказательная сила и проблема типа черт. Журнал личности и социальной психологии , 77 , 815-832.

    Google Scholar

  • Аткинсон Р.Л., Аткинсон Р.К., Смит Э.Э., Бем Д.Дж. и Нолен-Хоксема С. (2000). Введение Хилгарда в психологию (13-е изд.) . футов Уорт, Техас: Издательство Harcourt Brace College.

    Google Scholar

  • Атлас, Р. С., и В целом, Дж. Э. (1994). Сравнительная оценка двух превосходящих правил остановки для иерархического кластерного анализа. Психометрика , 59 , 581-591.

    Google Scholar

  • Аунола К., Статтин Х. и Нурми Дж. (2000). Стили воспитания и стратегии достижения подростков. Журнал подросткового возраста , 23 , 205-222.

    Google Scholar

  • Варфоломей, К., и Горовиц, Л.М. (1991). Стили привязанности среди молодых людей: тест модели с четырьмя категориями. Журнал личности и социальной психологии , 61 , 226-244.

    Google Scholar

  • Баумринд, Д. (1967). Практика ухода за детьми, предшествующая трем моделям дошкольного поведения. Монографии по генетической психологии , 75 , 43-88.

    Google Scholar

  • Баумринд, Д. (1968). Авторитарный и авторитарный родительский контроль. Подростковый возраст , 3 , 255-272.

    Google Scholar

  • Баумринд, Д. (1971). Современные модели родительской власти. Психология развития , 4 , 1-103.

    Google Scholar

  • Баумринд, Д. (1972b). Предварительное исследование влияния социализации на чернокожих детей: некоторые сравнения чернокожих и белых. Развитие ребенка , 43 , 261-267.

    Google Scholar

  • Баумринд, Д. (1989). Воспитание грамотных детей. В W. Damon (Ed.), Развитие ребенка сегодня и завтра . (стр. 349-378). Сан-Франциско: Джосси-Басс. Серия социальных и поведенческих наук Джосси-Басса.

    Google Scholar

  • Баумринд, Д. (1991). Влияние стиля воспитания на компетентность подростков и употребление психоактивных веществ. Журнал ранней юности , 11 , 56-95.

    Google Scholar

  • Баумринд, Д., и Блэк, А. Э. (1967). Практики социализации, связанные с измерениями компетентности у дошкольников. Развитие ребенка , 38 , 291-327.

    Google Scholar

  • Бергман, Л. Р., Кэрнс, Р. Б., Нильссон, Л. Г., и Нистедт, Л. (2000). Наука о развитии и целостный подход . Махва, Нью-Джерси: Эрлбаум.

    Google Scholar

  • Бергман, Л. Р., и Эль-Хури, Б. М. (2001). Процессы развития и современная типологическая перспектива. Европейский психолог , 6 , 177-186.

    Google Scholar

  • Блок, Дж., в сотрудничестве с Нормой Хаан. (1971). Живет во времени . Беркли: Книги Бэнкрофта.

    Google Scholar

  • Блок, Дж. (2000). Три задачи по психологии личности. В Л. Р. Бергман, Р. Б. Кэрнс, Л. Г. Нильссон и Л. Нистедт (ред.), Наука о развитии и целостный подход (стр. 155–164). Махва, Нью-Джерси: Эрлбаум.

    Google Scholar

  • Блок, Дж. Х. и Блок, Дж. (1980). Роль эго-контроля и эго-устойчивости в организации поведения. В WA Collins (Ed.), Миннесотские симпозиумы по детской психологии (том 13, стр. 39-101). Хиллсдейл, Нью-Джерси: Эрлбаум.

    Google Scholar

  • Блок, Дж. И Озер, Д. Дж. (1982). Два типа психологов: замечания о вкладе Мендельсона, Вайса и Феймера. Журнал личности и социальной психологии , 42 , 1171-1181.

    Google Scholar

  • Борг И. и Гроенен П. (1997). Современный многомерный скейлинг: теория и приложения . Нью-Йорк: Springer-Verlag.

    Google Scholar

  • Брекенридж, Дж. Н. (1989). Повторяющийся кластерный анализ: метод, согласованность и достоверность. Многомерное исследование поведения , 24 , 147-161.

    Google Scholar

  • Брекенридж, Дж. Н. (2000). Проверка кластерного анализа: согласованная репликация и симметрия. Многомерное исследование поведения , 35 , 261-285.

    Google Scholar

  • Кэрнс, Р. Б., Бергман, Л. Р., и Каган, Дж. (ред.). (1998). Методы и модели изучения личности . Тысяча дубов, Калифорния: Sage.

    Google Scholar

  • Каспи, А. (2000). Ребенок — отец мужчины: личность продолжается от детства до взрослой жизни. Журнал личности и социальной психологии , 78 , 158-172.

    Google Scholar

  • Чао, РК (1994). Вне родительского контроля и авторитарного стиля воспитания: понимание китайского воспитания через культурное понятие обучения. Развитие ребенка , 65 , 1111-1119.

    Google Scholar

  • Чен, X., Лю, М., и Ли, Д. (2000). Родительская теплота, контроль и снисходительность и их связь с адаптацией китайских детей: лонгитюдное исследование. Журнал семейной психологии , 14 , 401-419.

    Google Scholar

  • Колихан, Дж., и Бургер, Г.К. (1995). Построение семейств должностей: анализ количественных методов, используемых для группировки должностей. Психология персонала , 48 , 563-586.

    Google Scholar

  • Clogg, CC (1995). Модели латентного класса. В G. Arminger, CC Clogg и ME Sobel (Eds.), Справочник по статистическому моделированию для социальных и поведенческих наук (стр. 311-359). Нью-Йорк: Пленум.

    Google Scholar

  • Кронбах, Л.Дж., и Глессер, Г.К. (1953). Оценка сходства между профилями. Психологический бюллетень , 50 , 456-473.

    Google Scholar

  • Крутер А.С. и Манке Б. (1997). Разработка типологии семей с двумя кормильцами: окно в различия между семьями и внутри них в отношениях, ролях и деятельности. Журнал семейной психологии , 11 , 62-75.

    Google Scholar

  • Фишер, Л., и Рэнсом, округ Колумбия (1995). Эмпирически выведенная типология семей: I. Отношения со здоровьем взрослых. Семейный процесс , 34 , 161-182.

    Google Scholar

  • Гордон, А. Д. (1996). Иерархическая классификация. В П. Араби, Л. Дж. Хьюберт и Г. Де Сото (ред.), Кластеризация и классификация . Ривер-Эдж, Нью-Джерси: World Scientific.

    Google Scholar

  • Гор, Пенсильвания (2000). Кластерный анализ. В HE Tinsley & SD Brown (Eds.), Справочник по прикладной многомерной статистике и математическому моделированию . Нью-Йорк: Академическая пресса.

    Google Scholar

  • Харт Д., Хофманн В., Эдельштейн В. и Келлер М. (1997). Отношение детских типов личности к подростковому поведению и развитию: лонгитюдное исследование исландских детей. Психология развития , 33 , 195-205.

    Google Scholar

  • Джон, О.П., Палс, Дж.Л., и Вестенберг, П.М. (1998). Прототипы личности и развитие эго: концептуальные сходства и отношения у взрослых женщин. Журнал личности и социальной психологии , 74 , 1093-1108.

    Google Scholar

  • Келсо, Дж. А. С. (2000). Принципы формирования и изменения динамических паттернов для науки о человеческом поведении. В Л. Р. Бергман, Р. Б. Кэрнс, Л. Г. Нильссон и Л. Нистедт (ред.), Наука о развитии и целостный подход (стр. 63–83). Махва, Нью-Джерси: Эрлбаум.

    Google Scholar

  • Киссан Д. В., Блох С., Доу Д. Л., Снайдер Р. Д., Онгена П., Маккензи Д. П. и др. (1996). Исследование семейного горя в Мельбурне, I: Восприятие семьи, переживающей утрату. Американский журнал психиатрии , 153 , 650-658.

    Google Scholar

  • Корфайн, Л., и Ленценвегер, М.Ф. (1995). Таксоничность шизотипии: репликация. Journal of Abnormal Psychology , 104 , 26-31.

    Google Scholar

  • Кригер, А.М., и Грин, ЧП (1999). Предупреждение об использовании внутренней перекрестной проверки для выбора количества кластеров. Психометрика , 64 , 341-353.

    Google Scholar

  • Ламборн С.Д., Маунтс Н.С., Стейнберг Л. и Дорнбуш С.М. (1991). Паттерны компетентности и адаптации у подростков из авторитарных, авторитарных, снисходительных и небрежных семей. Развитие ребенка , 62 , 1049-1065.

    Google Scholar

  • Маккоби, Э. Э., и Мартин, Дж. (1983). Социализация в контексте семьи: Взаимодействие родителей и детей. В PH Mussen (Series Ed.) & EM Hetherington (Vol. Ed.), Справочник по детской психологии: Vol. 4. Социализация, личность и социальное развитие (4-е изд., стр. 1-101). Нью-Йорк: Уайли.

    Google Scholar

  • Магнуссон, Д. (2001). Целостно-интеракционистская парадигма: некоторые направления эмпирических исследований в области развития. Европейский психолог , 61 , 153-162.

    Google Scholar

  • Мандара, Дж., и Мюррей, К.Б. (2002). Разработка эмпирической типологии функционирования афроамериканской семьи. Журнал семейной психологии , 16 , 318-337.

    Google Scholar

  • Макинтайр, Р. М., и Блашфилд, Р. К. (1980). Метод ближайшего центроида для оценки процедуры кластеризации минимальной дисперсии. Многомерное исследование поведения , 15 , 225-238.

    Google Scholar

  • McQuitty, LL (1987). Паттерн-аналитическая кластеризация: теория, метод, исследования и выводы о конфигурации . Лэнхэм, доктор медицины: University Press of America.

    Google Scholar

  • Мил, ЧП (1992). Факторы, таксоны, признаки и типы, различия в степени и различия в характере. Журнал Личности , 60 , 117-174.

    Google Scholar

  • Миллиган, GW (1981). Исследование методом Монте-Карло тридцати внутренних критериев для кластерного анализа. Психометрика , 46 , 187-199.

    Google Scholar

  • Миллиган, GW (1996). Проверка кластеризации: результаты и последствия для прикладного анализа. В P. Arabie, LJ Hubert, & G. De Soto (Eds.), Кластеризация и классификация . Ривер-Эдж, Нью-Джерси: World Scientific.

    Google Scholar

  • Миллиган, Г. В. и Купер, М. К. (1986). Исследование сопоставимости внешних критериев иерархического кластерного анализа. Многомерное поведенческое исследование , 21 , 441-458.

    Google Scholar

  • Миллиган, Г.В., и Сокол, Л.М. (1980). Двухэтапный алгоритм кластеризации с надежными характеристиками восстановления. Образовательные и психологические измерения , 40 , 755-759.

    Google Scholar

  • Мори, Л. К., Блашфилд, Р. К., и Скиннер, Х. А. (1983). Сравнение методов кластерного анализа в рамках последовательной проверки. Многомерное исследование поведения , 18 , 309-332.

    Google Scholar

  • Маунтс, Н.С., и Стейнберг, Л. (1995). Экологический анализ влияния сверстников на средний балл подростков и употребление наркотиков. Психология развития , 31 , 915-922.

    Google Scholar

  • Наннали, Дж. К., и Бернштейн, И. Х. (1994). Психометрическая теория . Нью-Йорк: Макгроу-Хилл.

    Google Scholar

  • В целом, Дж. Э. и Маги, К. Н. (1992). Репликация как правило определения количества кластеров в иерархическом кластерном анализе. Прикладное психологическое измерение , 16 , 119-128.

    Google Scholar

  • Пракаш, А. (2001). Качественные исследования: зарождающаяся парадигма исследований в психологии. Психологические исследования , 46 , 101-104.

    Google Scholar

  • Робинс Р.В., Джон О.П. и Каспи А. (1998). Типологический подход к изучению личности. В Р. Б. Кэрнс, Л. Р. Бергман, Р., Ларс и Дж. Каган (ред.), Методы и модели изучения личности (стр. 135–160). Тысяча дубов, Калифорния: Sage.

    Google Scholar

  • Робинс, Р. В., Джон, О. П., Каспи, А., Моффит, Т. Е., и Стаутхамер-Лобер, М. (1996). Стойкие, сверхконтролируемые и недостаточно контролируемые мальчики: три воспроизводимых типа личности. Журнал личности и социальной психологии , 70 , 157-171.

    Google Scholar

  • Руссио, А. М., Борковец, Т. Д., и Русцио, Дж. (2001). Таксометрическое исследование скрытой структуры беспокойства. Журнал Аномальной Психологии , 110 , 413-422.

    Google Scholar

  • Шерман, С.Дж., Кастелли, Л., и Гамильтон, Д.Л. (2002). Спонтанное использование групповой типологии в качестве организующего принципа памяти. Журнал личности и социальной психологии , 82 , 328-342.

    Google Scholar

  • Стейнберг Л., Ламборн С. Д., Дарлинг Н., Маунтс Н. С. и Дорнбуш С. М. (1994). С течением времени изменения приспособления и компетентности у подростков из авторитетных, авторитарных, снисходительных и небрежных семей. Развитие ребенка , 65 , 754-770.

    Google Scholar

  • Тибширани Р., Вальтер Г. и Хасти Т. (2000). Оценка количества кластеров в наборе данных с помощью статистики Gap . Технический отчет. CiteSeer: Цифровая библиотека научной литературы по адресу: Веб-сайт статьи:

  • фон Берталанаффи, Л. (1981). Системный взгляд на человека . Боулдер, Колорадо: Westview Press.

    Google Scholar

  • фон Ай, А. (2002). Конфигурационный частотный анализ: методы, модели и применение . Нью-Джерси: Эрлбаум.

    Google Scholar

  • Уоллер, Н.Г., и Мил, П.Е. (1998). Многомерные таксометрические процедуры: Отличие типов от континуумов. Тысяча дубов, Калифорния: Sage.

    Google Scholar

  • Уоллер, Н. Г., Патнэм, Ф. В., и Карлсон, Э. (1996). Типы диссоциации и диссоциативные типы: таксометрический анализ шкалы диссоциативного опыта. Психологические методы , 3 , 300-321.

    Google Scholar

  • Уорд, Дж. Х. (1963). Иерархическая группировка для оптимизации целевой функции. Журнал Американской статистической ассоциации , 58 , 236-244.

    Google Scholar

  • Вейр, Р. К., и Гьерде, П. Ф. (2002). Прототипы дошкольной личности: внутренняя согласованность, воспроизводимость перекрестных исследований и результаты развития в подростковом возрасте. Бюллетень личности и социальной психологии , 28 , 1229-1241.

    Google Scholar

  • Вайс, Л. Х., и Шварц, Дж. К. (1996). Взаимосвязь между воспитанием детей и личностью подростков старшего возраста, успеваемостью, приспособлением и употреблением психоактивных веществ. Развитие ребенка , 67 , 2101-2114.

    Google Scholar

  • Йорк, К.Л., и Джон, О.П. (1992). Четыре лица Евы: типологический анализ женской личности среднего возраста. Журнал личности и социальной психологии , 63 , 494-508.

    Google Scholar

Ссылки для скачивания

Определение и значение типологии — Merriam-Webster

ty·​pol·​o·​gy tī-ˈpä-lə-jē

1

: изучение или анализ или классификация на основе типов или категорий

2

: учение о богословских типах

специально : тот, кто считает, что вещи в христианской вере являются прообразами или символами вещей в Ветхом Завете

типолог

tī-ˈpä-lə-jist

существительное

Примеры предложений

Недавние примеры в Интернете Эти типологии были бы хорошо известны практически любому чикагцу: бунгало на одну семью, двухквартирный, трехквартирный, шестиквартирный и рядный дом. — Джеффри Стил, 9 лет.0703 Forbes , 7 марта 2023 г. Просторная резиденция с одной спальней, организованная вокруг внутреннего дворика, представляет собой современный взгляд на традиционную типологию местных фермерских домов, с соседним гостевым коттеджем таких же размеров, как и двор, как бы выдавленным из основного объема. — Ана Карина Затараин, ELLE Decor , 30 ноября 2022 г. В 1960-х исследователи разработали типология четырех стилей воспитания, основанных на уровнях поддержки и контроля, которые демонстрируют родители: с тех пор исследования поддержали авторитарный стиль, который сочетает в себе высокие ожидания с готовностью удовлетворить потребности ребенка. — Элизабет Чанг, Washington Post , 2 февраля 2023 г. Бриггс ухватился за эту идею, и мать с дочерью с головой окунулись в задачу, придумывая вопросы, предназначенные для идентификации людей как интровертов или экстравертов, мыслителей или чувствующих, среди других категорий, опираясь при этом на психологическую психологию Юнга. 0703 типология . — Бенедикт Кэри, New York Times , 14 октября 2022 г. Эрман Крест переопределяет типологию классной комнаты, которая иногда кажется стерильной. — Келли Б. Гормли, Smithsonian Magazine , 23 февраля 2023 г. История утверждает, что рынок аренды домов на одну семью устоял, потому что арендаторы этих типология есть больше денег. — Роджер Вальдес, Forbes , 2 января 2023 г. Как типология , торговый центр идеально подходит для Далласа, потому что торговый центр обслуживает два любимых времяпрепровождения города: вождение автомобиля и шоппинг. — Dallas News , 27 июля 2022 г. Майерс-Бриггс, основанный на типологии Юнга , разделяет людей на 16 четких личностных категорий. — Дженнифер Уолтер, 9 лет.0703 Журнал Discover , 24 июля 2020 г. Узнать больше

Эти примеры программно скомпилированы из различных онлайн-источников, чтобы проиллюстрировать текущее использование слова «типология». Любые мнения, выраженные в примерах, не отражают точку зрения Merriam-Webster или ее редакторов. Отправьте нам отзыв об этих примерах.

История слов

Первое известное использование

1845, в значении, определенном во втором смысле

Путешественник во времени

Первое известное использование типологии было в 1845 г.

Посмотреть другие слова того же года

Словарные статьи Рядом с

типология

типологизировать

типология

типоморфный

Посмотреть другие записи поблизости

Процитировать эту запись «Типология.»

Словарь Merriam-Webster.com , Merriam-Webster, https://www.merriam-webster.com/dictionary/typology. Доступ 2 мая. 2023.

Copy Citation

Medical Definition

типология

существительное

ty·​pol·​o·​gy tī-ˈpäl-ə-jē

: изучение или исследование на основе типов

специально : классификация (по типу личности, телосложению человека или штаммам бактерий) на основе сравнительного изучения типов

типологический

ˌtī-pə-ˈläj-i-kəl

прилагательное

Еще от Merriam-Webster о типологии

Britannica.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *