Понятие о воле в психологии: Общее понятие о воле

Понятие воли в психологии — презентация онлайн

Похожие презентации:

Темперамент. Типы темперамента

Воображение и его виды

Вербальные и невербальные средства общения

Конфликты и способы их разрешения

Культурно-историческая концепция Л.С. Выготского

Кейсы (ситуации взаимодействия ребёнка и взрослого)

Гуманистическая психология

Анализ воздействия социальных сетей на формирование зависимого поведения у молодежи

Деловая коммуникация. Формы деловой коммуникации. (Лекция 2)

Технологии нейрокоррекции нарушений письменной речи младших школьников с тяжелыми нарушениями речи

1. Презентация ПОНЯТИЕ ВОЛИ В ПСИХОЛОГИИ

Выполнил: Беседин Илья
1ЭМО-13

2. Цель работы: понятие воли в психологии

Разрешение цели на основании задач:
1) раскрыть понятие воли в психологии;
2) охарактеризовать волевые свойства
личности;
3) подчеркнуть как значимость свободы воли,
так и значимость личностной ответственности.
1. понятие о воле
« Воля (англ. volition , will ) — способность человека действовать в
направлении сознательно поставленной цели, преодолевая при этом
внутренние препятствия
Основные признаки волевого акта:
1) приложение усилий для выполнения волевого акта;
2) наличие продуманного плана осуществления
поведенческого акта;
3) усиленное внимание к такому поведенческому акту и
отсутствие непосредственного удовольствия,
получаемого в процессе и в результате его исполнения;
4) нередко усилия воли направлены не только на победу
над обстоятельствами, сколько на преодоление самого
себя.
2. структура волевого действия
С чего начинается волевое действие?
Конечно, с осознания цели действия и
связанного с ней мотива. При ясном
осознании цели и мотива, вызывающего
ее, стремление к цели принято называть
Желание обостряет, имея
желанием
побуждающую силу, осознание цели
будущего действия и построение его
плана.
В свою очередь, при
формировании цели своеобразную
роль играет ее содержание, характер
и значение. Чем значительнее цель,
тем более мощное стремление
может быть вызвано ею.
3. волевая регуляция поведения
«Волевая регуляция поведения характеризуется состоянием
оптимальной мобилизованности личности, потребного режима
активности, концентрацией этой активности в необходимом
направлении»
Развитие воли у человека связано:
а) с преобразованием непроизвольных
психических процессов в произвольные;
б) с приобретением человеком контроля
над своим поведением;
в) с выработкой волевых качеств
личности;
г) с тем, что человек сознательно
ставит перед собой все более трудные
задачи и преследует все более
отдаленные цели, которые требуют
значительных волевых усилий в течение
долгого времени. Формирование волевых
качеств личности можно рассматривать
как движение от первичных к вторичным
и далее — к третичным качествам.
4. волевые свойства личности
Среди качеств, присущих волевой личности, выделяют
такие важнейшие из них как: самостоятельность,
решительность, настойчивость, упорство, выдержка и
самообладание.
Негативизм — отрицательное волевое качество, под влиянием которого личность
совершает действия противоположные тем правильным и целесообразным
советам, которые дают ей другие люди.
Решительность — одно из важных волевых свойств личности, проявляющееся на
начальном этапе волевого поведения, когда личность должна сделать усилие при
выборе цели действия.
Нерешительность — отрицательное волевое качество, которое мешает человеку
быстро принять правильное решение и осуществить волевое действие.
Настойчивость — самое важное волевое качество, проявляющееся в способности
человека терпеливо преодолевать все трудности, возникающие на пути к
осуществлению цели.
Упорство — волевое качество, помогающее человеку добиться, во что бы то ни
стало, осуществления поставленной цели, не взирая на все преграды и
противодействия.
Упрямство является отрицательным волевым качеством, противоположным
упорству.
5. приемы и методы самовоспитания воли
1. Волевые качества следует проявлять во всех видах деятельности и не только в
экстремальных ситуациях, но и в повседневной жизни.
2. Стараться ставить только достижимые цели. Нельзя браться за такие задачи, которые
заведомо не могу быть выполнены.
3. Поставленная цель должна быть достигнута. Любое дело надо доводить до конца, не
откладывать его окончание на неопределенное время.
4. Не следует сразу пытаться преодолевать сравнительно большие трудности. Надо
сначала научиться преодолевать несложные препятствия. При неудаче не следует
отчаиваться. Надо снова и снова пытаться преодолеть трудности, проявляя
настойчивость и упорство.
5. Если не получается какое-либо дело не бросай его. Прояви выдержку и терпение,
начни все сначала, исправь допущенные ошибки, придумай более рациональные
способы и приемы его осуществления.
6. Оказавшись в экстремальной ситуации, не теряй самообладания, мобилизуй все свои
силы и возможности для достойного выхода из нее. Постарайся, чтобы принятое
решение было выполнено, несмотря ни на какие препятствия.
7. Приступая к делу, сначала спланируй его выполнение, потом предусмотри возможные
трудности и способы их преодоления, подумай о результатах своих действий и об их
последствиях.
Заключение
Волевой человек при постановке далекой или близкой цели
мобилизует необходимые физические или духовные силы. Он
настойчиво идет к поставленной цели, преодолевая препятствия,
подавляя внутреннюю нерешительность и колебания и избегая
всяких отвлечений от поставленной цели. Все волевые качества:
ясная целеустремленность, упорство и настойчивость,
самостоятельность и дисциплинированность, выдержка,
решительность и самообладание, умение сдерживать свои чувства
и владеть собой — приобретаются в процессе труда и закрепляются
путем самовоспитания и вырабатываются в течение жизни.

English     Русский Правила

что это такое с точки зрения психологии, понятие волевого поведения человека, определение психических процессов – nenumerolog

Одним из видов психической деятельности, доступной только человеку, является воля и по определению в психологии это сознательное регулирование поведения. Она дает возможность преодолеть препятствия и добиться поставленной цели, позволяет активировать процесс выполнения задуманного или воздержаться от необдуманного поступка. Относится к высшим психическим функциям, появляется при формировании личности в детском возрасте, при этом проявление этого качества сугубо индивидуально. Ребенок уже понимает и принимает законы общества и пытается действовать в рамках правил. По сути, это механизм сдерживания первобытных инстинктов и выстраивание последовательности поступков с учетом прав и потребностей окружающих.

Понятие воли: что это такое в психологии

Так называется сторона сознания, необходимая для начала деятельности, ее продолжения и завершения. Формулировка достаточно спорная, философы и психологи пытаются найти взаимосвязь с внутренними потребностями и доказать независимость от сторонних факторов. Но сфера до сих пор очень мало изучена по отношению к эмоциональной и познавательной. Большинство исследователей сходятся во мнении, что процесс тесно связан с желаниями и стремлениями индивида, а также моментом сдерживания нежелательных реакций.

Первые попытки осознания этого явления предпринимались в античные времена и довольно успешно. Позже интерес был потерян, интенсивные изыскания на эту тему возобновились только в XVIII столетии. Появляется понятие мотивационных подходов, свободы и ее ограничения через усилия. Особенно пристально изучали эти аспекты Декарт, Рибо, Выгодский.

структура волевого действия

Считается, что именно потребности становятся движущим механизмом активации усилий. Они требуются для достижения желаемого. Но бывает, что при отказе от совершения поступка нужно приложить гораздо больше стараний.

Выделяют простые и сложные действия. В первом случае нет борьбы мотивов, решение принимается без долгих колебаний, учитывается минимальное количество факторов.

Второй вариант состоит из нескольких этапов.

  1. Осознание цели. Если задача дана извне, то колебаний не возникает, четко осознается направление движения и основные методы выполнения. В воображении формируется вариант итога усилий. Здесь воля определяется как движущая сила.
  2. Желание. Может быть личным или навязанным со стороны другого человека, но присутствует в обязательном порядке. Происходит столкновение противостоящих побуждений. Оно завершается выбором цели действия.
  3. Рассмотрение возможностей. Идет установление причинно-следственных отношений между способами решения проблемы и возможными результатами.
  4. Принятие выбора основывается на моральных ценностях, жизненном опыте, оценке уровня конфликтности ситуации. Также рассчитывается количество необходимых сил для воплощения задуманного.
    Проводится уточненное планирование, что также включает понятие о воле, как о способе контроля процесса.
  5. Осуществление. Иногда требует значительных волевых усилий, по интенсивности превосходящих те, что уже были потрачены.
  6. Оценка сделанного проводится по 2 критериям: степень достигнутого успеха и приобретение личного опыта.

Выводы становятся точками опоры на будущее, особенно если задача решалась впервые и исход был удачным. Произвольное или волевое поведение, не является врожденной способностью. Оно формируется приблизительно к 6 годам, у кого-то раньше или позже, а до этого времени в приоритете у ребенка непроизвольная активность.

Воля и её основные признаки

Основное свойство — умение ставить цели и выбирать методы ее достижения. О таких людях говорят, что они наделены целеустремленностью. Второй аспект — решительность. Она позволяет выбирать не только наименее энергозатратный путь, но и соотносить его с моральными нормами и внутренними рамками, находя компромисс, если приходится частично пожертвовать одним или несколькими составляющими.

Настойчивость позиционируется, как способность расставить приоритеты при достижении намеченного. Такие люди трезво оценивают свои возможности, находят наиболее комфортные варианты решений, четко планируют действия. Выдержка важна в функциях торможения. А самодисциплина гарантирует достижение поставленной цели.

Виды и характеристики

В психике присутствуют сразу 3 типа воли. Какой из них будет лидировать на этот момент, зависит от обстоятельств:

  1. Свободная или духовная. Ее источник — стремления и желания самого человека. При этом он принимает взвешенное решение и следует выбранному пути. В качестве примера можно привести монахов, сознательно отказавшихся от материальной ценности ради самосовершенствования. Также характерен и поступок балерины, подчинившей всю свою жизнь достижению совершенства в движениях и художественной выразительности, ограничивающей себя в пище, переносящей огромные физические и эмоциональные нагрузки.
  2. Естественная. Формируется вместе с развитием личности, приходит на смену непроизвольным реакциям. Она позволяет делать выбор, придерживаться своих взглядов и принципов.
  3. Вынужденная. Возникает под посторонним влиянием, является результатом навязывания взглядов, мыслей, убеждений. Такой вариант возникает из-за необходимости выполнения определенных действий ввиду сложившихся обстоятельств.

Стоит учесть, что человек не всегда может осознанно переключиться с одного вида на другой, это происходит спонтанно. Только тем, что способен глубоко анализировать ситуацию, удается взять ее под личный контроль и отреагировать должным образом.

Характеристика:

  • осознание и принятие понятия «надо»;
  • четкий план, позволяющий идти к реализации намеченного;
  • взаимодействие с остальными психическими процессами.

Кратко, воля человека — это признак зрелости личности. Она необходима для выполнения различных задач. В обучении без этого невозможно планомерное усвоение материала, особенно сложных разделов предмета, где требуется методичность, усидчивость и способность длительное время концентрировать внимание на определенном направлении. В освоении нового вида деятельности именно волевое усилие является определяющим для достижения успеха, поскольку теоретические знания нужно подкрепить практикой, а отсутствие немедленных результатов быстро приглушает интерес к выбранному роду занятий.

Воля и регуляция деятельности

Одни исследователи психических процессов считают, что для проявления волевых качеств необходим любой вид противостояния или наличие препятствия. Другие не согласны с этой точкой зрения и склоняются к тому, что речь идет о свойствах психики и установках человека. Веккер утверждает, что требуется как минимум двухуровневая иерархия программ деятельности, между которыми и идет выбор. По сути — это намеренное направление стремлений на достижение цели или сдерживание желания к действию. К внешним факторам, которые пробуждают волевые качества, относятся противодействие окружающих, физические свойства предметов. К внутренним — недомогания, усталость, апатия, личные трагедии, эмоциональное истощение, профессиональное выгорание, лень.

Психология воли подразумевает стимуляцию стремления достичь желаемого. Например, когда приходится выбирать между двумя или несколькими одинаково привлекательными, но несовместимыми целями или появляются преграды, стимулирующие приложение дополнительных усилий, порой в ущерб другим намерениям и планам. Часто большого внутреннего напряжения требует бездействие, если следует воздержаться от ненужной активности по моральным или этическим соображениям. Особенно важна способность к волевым усилиям, когда приходится ставить в приоритет внешние требования или нужды вопреки личным желаниям.

Функции воли

Выделяют несколько основных направлений.

  1. Побудительная ведет к активизации деятельности, которая не особо привлекает в силу низкой личной мотивации. Она открывает резервы для преодоления внутренних конфликтов, слабости, нерешительности.
  2. Стабилизирующая очень важна, поскольку направлена на поддержание ранее начатых действий. Именно ее наличие указывает на зрелость личности, поскольку требует значительных эмоциональных усилий. Она не позволяет свернуть с выбранного курса, стимулирует на изыскание дополнительных резервов для выполнения задачи, нейтрализует или снижает уровень встречного негатива внешнего или внутреннего происхождения.
  3. Сдерживающая необходима для избегания нежелательных поступков. У экзальтированных или фанатичных личностей эта сторона практически не активна, если требуется идти против желаний или убеждений.

Как дополнительную функцию и вид воли выделяют воспитательную. Она нужна для самосовершенствования и самореализации как личности.

Волевая регуляция поведения

В большинстве случаев принятие решения связано с внушительным внутренним напряжением, иногда выходящим в стресс. Но проявление усилий, реализующих активность личности, мобилизует психические и физические силы. Любое действие начинается с осознания цели и связанного с ней мотива. В итоге человек смутно ощущает свои влечения, которые позже четко оформляются в желания. При этом мотивы могут вступать в конфликт и следует определить приоритет на данный момент, а исходя и этого, планировать реализацию задуманного.

Развитие воли в характере человека

Психическое свойство относится к приобретенным. Этот факт доказывает утрата волевых качеств под воздействием алкоголя, наркотиков, различных расстройств поведения, нарушений в работе нервной системы. А поскольку есть шанс повысить эту способность, то существуют и специальные технологии.

Прежде всего, вырабатывается привычка сдерживать эмоциональные порывы в сложных ситуациях. Это дает время на анализ происходящего и планирование действий с учетом определенных предпосылок и ожидаемых результатов. Следующий аспект — навык правильно ставить цели, соблюдать их приоритетность, разбивать большую задачу на цикл малых. Далее, определение понятия воля и ее уровень напрямую связаны с уверенностью в своих силах. Если человек сдался заранее, то у него нет стимула для приложения усилий. Способность к концентрации также влияет на результат. Так, кто-то устает только от осознания того, должен испытывать упадок сил. Если есть интерес к виду деятельности, поставлена цель и понятны пути ее достижения, то возможно открытие внутренних резервов.

Сила волевых качеств базируется на самоконтроле и самосознании, поэтому полезно освоить такие элементы, как:

  • отказ от соблазна;
  • внутренняя мотивация;
  • формирование полезных привычек.

Отличный результат дает воспитание такого навыка, как быстрое решение неприятных вопросов или выполнение обязательного, но нелюбимого дела. Здесь важна внутренняя мотивация на то, что остальное время можно посвятить гораздо более приятным занятиям. Способов развития воли достаточно много, их желательно проверять на практике, поскольку любой человек уникален и требуется поиск наиболее эффективного варианта в каждом конкретном случае.

Нарушения

Волевые усилия требуют внутреннего посыла, самостоятельно не возникают. Тем не менее есть случаи, когда даже мощная мотивация не дает выполнить поставленную задачу. Среди подобных расстройств:

  • гипобулия — неспособность увеличить уровень активности;
  • абулия — страх и нерешительность, отсутствие инициативы;
  • гипербулия — суетливость, неспособность сосредоточиться на выполнении одной задачи.

Подобные состояния довольно успешно корректируются, если обратиться за профессиональной помощью к психологу.

Методы исследования понятия воли в психологии

Волевые качества обладают особыми характеристиками, они до сих пор полностью не изучены, поэтому изыскания в этой области продолжаются. При этом в каждом отдельном случае на результаты будут влиять индивидуальные психологические особенности человека. Для вывода обобщенных закономерностей используются:

  • экстенсивные способы, заключающиеся в наблюдении за индивидом в естественных условиях;
  • экспериментальные, при которых нужные условия создаются искусственно.

Методы развития

  1. Лучшим мотиватором являются собственные успехи, а также внутренние стремления, поэтому психологии рекомендуют вести дневник достижений. Туда вносятся только позитивные события и изменения. При описании личных побед желательно фиксировать не только факты, но и эмоции, а также предпринятые шаги для преодоления трудностей. Не обязательно ждать завершения дела, можно отмечать и просто улучшения состояния.
  2. Часто достаточно знать свои соблазны, чтобы научиться справляться с ними или уменьшать вред от их наличия. Например, при неуемной любви к сладостям достаточно оставлять вкусное как мотиватор, и разрешать себе их после завершения намеченного.
  3. Выход из зоны комфорта уже является неплохим стимулом к действию. Это позволяет поддерживать осознанность, поскольку при монотонности будней она сменяется автоматическим выполнением круга обязанностей, не требующих волевых усилий. А при столкновении с внештатной ситуацией вместо быстрой реакции и принятия решения человек впадает в ступор и теряется перед обстоятельствами.
  4. Действие как противовес ожиданию вполне оправданно в ряде случаев. Это особенно касается нерешительных личностей, предпочитающих постоянно откладывать насущные вопросы в надежде, что ситуация разрешится без усилий с их стороны.
  5. Начать с малого полезно тем, кто строит грандиозные планы, а потом пугается их монументальности. Пусть это будут небольшие задания, например, выполнение утренней зарядки или составление списка дел на день. А также обязательно нужно пересмотреть формы своего досуга и убрать явных «пожирателей времени», таких как просмотры мемов, открыток или обсуждений посторонних тем, не связанных с личными интересами.
  6. Развитие позитивного мышления пригодится во многих случаях, не только для укрепления силы воли. При этом от беспочвенного оптимизма этот подход отличает четкое осознание того, что изменить ситуацию можно, но для этого необходимо лично приложить усилия.
  7. Пересмотр окружения — очень важный шаг. Желательно минимизировать общение с теми, кто привык к сиюминутным порывам и хочет просто плыть по течению, не прилагая никаких усилий даже тогда, когда это жизненно необходимо. Релаксация — это великолепно, но не как стиль жизни, поэтому лучше поискать контакт с людьми, заинтересованными в своем саморазвитии.

Заключение

Зная, что такое воля и определение в психологии, можно определить ее роль и значимость в становлении личности. Волевым воздействием человек меняет ситуацию в свою пользу, достигает поставленных целей и может избежать нежелательного развития событий.

Will, the — Routledge Encyclopedia of Philosophy

Доступ к полному содержанию доступен только для членов организаций, купивших доступ. Если вы принадлежите к такому учреждению, войдите в систему или узнайте больше о том, как сделать заказ.


Поделиться

Загрузка контента

Нам не удалось загрузить контент

Печать

Содержание

  • Резюме статьи
  • содержимое заблокировано

    1

    Воля и разумное действие

  • контент заблокирован

    2

    Проблема воли и свободы воли

  • содержание заблокировано

    3

    Воля и этическая теория

  • содержание заблокировано

    4

    Скептицизм в отношении действий воли

  • содержимое заблокировано

    Библиография

Тематический

  • К
  • Пинк, Томас

DOI

10. 4324/9780415249126-N086-1

DOI: 10.4324/9780415249126-N086-1
Версия: v1, опубликовано онлайн: 199 8
Получено 30 апреля 2023 г. с https://www.rep.routledge. com/статьи/тематические/будет-the/v-1


В традиционном понимании воля — это способность выбора или решения, с помощью которой мы определяем, какие действия мы должны совершать. Как способность принимать решения воля, естественно, рассматривается как точка, в которой мы реализуем нашу свободу действий — наш контроль над тем, как мы действуем. От нас или зависит от нас, какие действия мы совершаем, только потому, что у нас есть возможность решать, какие действия мы должны выполнять, и от нас зависит, какие такие решения мы принимаем. Мы реализуем нашу свободу действий посредством свободно принимаемых решений о том, как мы будем действовать.

Начиная с поздней античности, многие философы очень серьезно относились к этой традиционной концепции воли и развивали ее как часть общей теории специфически человеческого действия. Согласно этой теории, действия человека существенно отличаются от действий животных. Мало того, что у людей есть свобода или контроль над своими действиями, которых нет у животных; но эта свобода якобы возникает потому, что люди могут действовать на основе разума, в то время как действия животных движимы аппетитом и инстинктом. И эта свобода, и рациональность подразумевают, что люди обладают тем, чего, как предполагается, не хватает животным: волей или рациональным аппетитом — подлинной способностью принимать решения.

Начиная с шестнадцатого века, эта концепция воли и ее роли в человеческом действии встречала растущий скептицизм. Больше не существовало единого мнения о том, что человеческая деятельность связана с умственными способностями, радикально отличными от тех, что есть у животных. И идея о том, что свободные действия объясняются свободными решениями воли, стала рассматриваться как порочно регрессивная: если наша свобода действий должна исходить из предшествующей свободы воли, то почему эта свобода воли не должна исходить из какой-то некой свободы воли? еще дальше, волевая форма свободы – и так до бесконечности?

Тем не менее вполне естественно полагать, что у нас есть способность принимать решения, и что только от нас зависит, как мы реализуем эту способность, и что именно от нас зависит, какие действия мы решаем совершать. Волевой скептицизм Европы раннего Нового времени, который сохраняется во многих современных англоязычных философиях действия, возможно, привел к отказу от модели человеческого действия и человеческой рациональности, которая является глубоко частью здравого смысла. Нам нужно лучше понять эту модель, прежде чем мы сможем сделать вывод, что отказ от нее столькими философами действительно был оправдан.

Поделиться

Загрузка контента

Нам не удалось загрузить контент

Печать

Ссылка на эту статью:
Пинк, Томас. Уилл, 1998 г., doi: 10.4324/9780415249126-N086-1. Философская энциклопедия Рутледжа, Тейлор и Фрэнсис, https://www.rep.routledge.com/articles/thematic/will-the/v-1.
Copyright © 1998-2023 Рутледж.

Похожие запросы

Темы
  • Философия разума и психология

Связанные статьи

  • Действие Хорнсби, Дженнифер; Гулдер, Наоми
  • Свободная воля Стросон, Гален
  • Намерение Данн, Роберт
  • Практический разум и этика О’Нил, Онора
  • Этика добродетели Крисп, Роджер

  • фейсбук
  • твиттер

© 2023 Informa UK Limited, компания Informa Group

Уильям Джеймс | В погоне за счастьем

Уильям Джеймс (1842-1910) был ведущим философом и психологом на рубеже 19-го века. Вместе с Чарльзом Сандерсом Пирсом Джеймс основал философскую школу прагматизма, которая утверждает, что смысл идеи следует искать в ее практических следствиях, что функция мысли — направлять действие, а истина должна проверяться практикой. практические последствия веры. Хотя эта философия угасала на протяжении большей части 20-го века, вытесненная лингвистической философией, в настоящее время она переживает возрождение, и многие современные философы возвращаются к Джеймсу как к главному источнику вдохновения для новых теорий восприятия, значения и убеждений. У Джеймса есть много идей относительно счастья, главная из которых состоит в том, что счастье состоит в том, чтобы ориентироваться на более высокую цель, даже если существование этой цели невозможно доказать рационально. Те, кто страдает от «кризиса смысла», становятся сильнее с большим энтузиазмом к жизни, чем те, кто просто движется и идет по легкому пути.

 

Немного предыстории

Уильям Джеймс родился в Нью-Йорке в 1842 году и был старшим из пяти детей Генри Джеймса-старшего, богослова, и брата Генри Джеймса, писателя. Семья прожила в Европе пять лет и вернулась в США, в конце концов поселившись в Кембридже, штат Массачусетс, где Джеймс оставался до конца своей жизни. Что необычно для философа, он был счастлив в браке и имел пятерых детей.

Джеймс начал свою карьеру в качестве студента-художника, но вскоре увлекся наукой. Он поступил в Гарвардскую медицинскую школу в 1863 году и через шесть лет получил степень доктора медицины (MD). Его образование было прервано приступами болезни и депрессии, которые он смог преодолеть только с помощью того, что было описано как «прометеев акт воли». Джеймс был назначен преподавателем анатомии и физиологии в Гарварде, впоследствии стал доцентом философии, а затем и полным профессором философии и психологии.

Его первой крупной работой были «Принципы психологии» (1890 г.), которые обобщают тогдашнее состояние психологии и указывают на два направления: на объективную лабораторную психологию и на феноменологическое исследование потока сознания. Он также обсуждает концепцию свободы воли, которая играет решающую роль в его теории счастья.

Вместе с Чарльзом Сандерсом Пирсом, который первым ввел этот термин, Джеймс основал философскую школу прагматизма, которая считает, что значение идеи следует искать в ее практических следствиях, что функция мысли состоит в том, чтобы направлять действие и что истина должна быть проверена практическими последствиями веры. Хотя эта философия угасала на протяжении большей части 20-го века, вытесненная лингвистической философией, в настоящее время она переживает возрождение, и многие современные философы возвращаются к Джеймсу как к главному источнику вдохновения для новых теорий восприятия, значения и убеждений.

Свобода выбора

В течение почти трех лет после получения степени доктора медицины Джеймс жил в своем семейном доме, борясь с плохим здоровьем и депрессией. Позже он описал эту депрессию как «кризис смысла», вызванный его занятиями наукой. Это оставило у него ощущение, что в жизни нет высшего смысла и что его вера в свободную волю и Бога была иллюзией. Джеймс страдал паническими атаками и галлюцинациями, как и его отец до него, что заставило его поверить, что его болезнь коренится в биологическом детерминизме, который он не мог преодолеть. Однажды в апреле 1870 года, после прочтения эссе Шарля Ренувье, его психологическая лихорадка начала спадать. Он пришел к выводу, что свобода воли не была иллюзией и что его собственная воля может изменить его психологическое состояние. Как он пишет в своем дневнике того времени:

Думаю, вчера в моей жизни был кризис. Я закончил первую часть второго «Опыта» Ренувье и не вижу причин, по которым его определение свободы воли — «поддержание мысли, потому что я выбираю ее, когда у меня могут быть другие мысли» — должно быть определением иллюзии. Во всяком случае, я предполагаю на данный момент — до следующего года — что это не иллюзия. Мой первый акт свободы воли должен состоять в том, чтобы поверить в свободную волю». (Бартон, стр. 323)

Как мы увидим, это одно из главных стержней его теории счастья — идея о том, что счастье зависит от выбора, который мы можем сделать, независимо от наших биологических и социальных обстоятельств.

Джеймс смог подтвердить это понимание в своих более поздних психологических исследованиях. В своей главе о воле в «Принципах психологии» (1890) Джеймс утверждает, что произвольные движения являются вторичными, а не первичными функциями нашего организма. Чтобы я мог выполнить какое-то движение, я должен уже иметь память об этом движении в уме. Эта память возникает благодаря первичным, непроизвольным действиям моего организма, таким как рефлексы, инстинкты и эмоции.

Рассмотрим, например, новорожденного. Младенца шлепают, и его инстинктивной реакцией является плач. Это рефлекс, который находится вне контроля младенца, и никто другой ему не научился. Ребенок будет продолжать испытывать непроизвольные переживания плача до тех пор, пока у него не разовьется воспоминание о плаче. Только когда эта точка достигнута, ребенок способен решить заплакать. Вспомните, сколько раз вы видели, как маленькие дети плачут, время от времени останавливаясь, чтобы посмотреть, какое впечатление производит их плач на окружающих, а затем снова начинают плакать. Очевидно, что они усвоили непроизвольный опыт инстинктивного плача и теперь могут проявлять способность плакать по желанию, основываясь на этом предшествующем непроизвольном опыте.

Джеймс приходит к выводу, что когда мы впервые сталкиваемся с первичным движением, мы становимся зрителями, удивленными своим поведением, как и все остальные. Но как только такое движение останется в нашей памяти, мы можем научиться выбирать его по желанию. Следовательно, свобода воли действительно существует, но не как свобода создания идеи; скорее, это свобода обращать внимание и действовать в соответствии с одной из множества идей, пришедших к нам таким образом, который находится вне нашего сознательного контроля.

Последствия для счастья очевидны: хотя содержание нашего сознания просто «там», независимо от нашей воли, у нас есть свобода выбора, на каких битах информации сосредоточиться, а какие отвергнуть. Таким образом, человек имеет возможность направлять течение потока сознания. Те люди, которые развивают эту способность, могут осуществлять больший контроль над своим разумом, что приводит к более глубокому ощущению расширения возможностей.

Счастье создается, а не обнаруживается

Одна из трудностей в объяснении взглядов Джеймса на счастье заключается в том, что он редко использует слово «счастье», а когда и использует, то часто относится к нему с пренебрежением, как будто это вредно для ведения подлинной жизни. где раскрываются «глубочайшие истины» своего существования. Частью этого может быть просто осознание парадокса епископа Батлера, согласно которому попытка быть счастливым является одним из главных источников несчастья. Тем не менее, если мы отождествим счастье с «осмысленной, наполненной жизнью», как это определено недавними авторами о счастье, такими как Селигман и Чиксентмихайи, я думаю, мы сможем извлечь глубокую и убедительную теорию из работ Джеймса.

По словам Джеймса, счастье создается в результате того, что мы активно участвуем в игре жизни. Вместо того, чтобы размышлять о страданиях и зле существования, мы должны скорректировать свое отношение и действовать так, как будто жизнь действительно имеет высший смысл, даже если рациональный ум никогда не сможет это доказать. Как пишет Джеймс: «Верьте в то, что жизнь стоит того, чтобы жить, и сама ваша вера поможет создать этот факт». («Прагматизм и другие сочинения», стр. 240)

Джеймс приходит к такому выводу после долгих размышлений над извечным вопросом «Стоит ли жить жизнь?» Некоторые люди кажутся естественными счастливыми, и им не нужно сознательно выбирать, чтобы быть счастливыми. Но все больше и больше, предполагает Джеймс, люди теряют веру в значимую вселенную, и в результате современное общество испытывает глубокое чувство недомогания. Отчасти это связано с подъемом современной науки и упадком веры в традиционные религии, такие как христианство. Наука, кажется, представляет нам мир бессмысленных действий и реакций без цели; и теория эволюции, в частности, представляет природу как войну всех, борющихся против всех, чтобы выжить. Все труднее поверить в доброжелательного Творца, наблюдающего за всем этим безумием.

В результате легко занять пессимистическую позицию, которая, в свою очередь, подпитывает депрессию, тревогу и другие негативные состояния ума. Джеймс пишет, что пессимизм в основе своей является религиозной болезнью, проистекающей из «противоречия между явлениями природы и страстным желанием сердца верить, что за природой стоит дух, выражением которого является природа». Существуют две основные стратегии разрешения этого противоречия и тем самым преодоления пессимизма. Один из способов — просто принять научный взгляд на мир и активно восстать против идеи Бога как Творца или идеи духа, стоящего за природой. Этот ход предвосхищает экзистенциализм в стиле Камю, где смысл обретается в героическом и честном утверждении присущей жизни абсурдности.

Другая стратегия состоит в том, чтобы решительно утверждать «существование некоего невидимого порядка, в котором объясняются загадки естественного порядка». Здесь мы либо слепо верим в традиционные религиозные ответы, либо предполагаем некое будущее состояние, в котором этот «невидимый мир» будет открыт и проверен наукой. Сегодня мы могли бы сказать, что эти ответы представлены либо фундаменталистами, которые догматически утверждают абсолютную истину своих религиозных верований независимо от доказательств, либо мыслителями Новой Эры, которые догматически утверждают, что наука и религия в конечном итоге примирятся в отдаленном будущем.

Джеймс отвергает оба этих способа преодоления пессимизма. Джеймс отвергает как веру в мир ученых, так и в «невидимый мир», к которому призывают наши религиозные требования, как к чему-то абсолютному. Скорее, он предлагает, чтобы мы верили в идею о том, что «еще более широкий мир может существовать» как «возможно», «просто знак или видение», а затем действовали так, как будто предполагаемый невидимый мир был реальным, позволяя нам жить в реальности. в свете наших религиозных требований. Сам риск действовать «как будто» в жизни есть высший смысл, породит в наших сердцах уверенность, которую рациональный разум отрицает. Как только горизонт вашей жизни указывает на что-то за его пределами, вы открываете возможность достижения очень высоких состояний сознания, недоступных тем, кто колеблется действовать.

Мнение Джеймса хорошо выражено в популярной песне Брюса Спрингстина «Reason to Believe». Нет причин верить, что жизнь имеет смысл, но самые счастливые люди — это те, кто все равно продолжает верить, надеясь на лучшее будущее. Джеймс, однако, добавил бы, что не просто фантазии о будущем ведут к счастливой жизни; он действует на основе этой фантазии. В конце своей статьи «Воля к вере» Джеймс цитирует Фитца Джеймса-Стивенса в поддержку этой идеи:

Мы стоим на горном перевале посреди кружащегося снега и ослепляющего тумана, сквозь который мы мельком видим и то, и другое. затем о путях, которые могут быть обманчивы. Если мы будем стоять на месте, мы замерзнем насмерть. Если мы выберем неверный путь, мы можем разбиться на куски. Мы точно не знаем, существует ли какой-либо правильный. Что мы должны делать? «Будь сильным и мужественным». Действуй к лучшему, надейся на лучшее и принимай то, что будет. Если смерть положит конец всему, мы не сможем лучше встретить смерть. (стр. 218)

Однажды рожденные и дважды рожденные люди

В своей книге «Разнообразие религиозного опыта» (1902 г.) Джеймс проводит контраст между двумя разными типами людей: «Однажды рожденными» и «Дважды рожденными». Однажды рожденные люди, по-видимому, биологически предрасположены к счастью: они по-детски принимают жизнь такой, какая она есть, и их не беспокоят сильные страдания и зло мира. Джеймс пример этого — Уолт Уитмен, и он цитирует Р.М. Описание Баке о нем:

Он никогда не говорил с пренебрежением ни о какой национальности или классе людей, ни о времени в мировой истории, ни о каких-либо профессиях или занятиях, даже ни о каких животных, насекомых или неодушевленных вещах, ни о каких-либо законах природы, ни любой из результатов этих законов, таких как болезнь, уродство и смерть. Он никогда не жаловался и не роптал ни на погоду, ни на боль, ни на болезнь, ни на что другое. Он никогда не клялся. Он не мог очень хорошо, так как он никогда не говорил в гневе и, по-видимому, никогда не был зол. Он никогда не выказывал страха, и я не думаю, что он когда-либо его чувствовал. (стр. 84)

Однако, если вы чувствуете, что во Вселенной что-то изначально не так, если вы чувствуете, что что-то ужасно не так с тем, как обстоят дела, и что это необходимо исправить, тогда вы дваждырождены. Это больные души мира, люди с поведением природного пессимизма:

Есть люди, чье существование представляет собой не более чем серию зигзагов, поскольку то одна тенденция, то другая берет верх. Их дух воюет с их плотью, они желают несовместимого, своенравные импульсы прерывают их самые обдуманные планы, и их жизнь представляет собой одну долгую драму раскаяния и усилий исправить проступки и ошибки. (стр. 169)

Основываясь на этих определениях, можно подумать, что однажды рожденные люди счастливы, а дважды рожденные несчастны, но на самом деле Джеймс утверждает, что некоторые из самых счастливых людей на самом деле являются дважды рожденными. Как это возможно? Что ж, отношение к жизни Дважды Рожденного часто приводит к «кризису», выражающемуся в патологической депрессии, часто сопровождаемой сильным желанием разобраться во всем. Это позитивное желание несовместимо с лежащим в основе негативным эмоциональным состоянием, порождая противоречие, которое находит разрешение в трансцендентности негативного состояния в новое, глубокое чувство любви к жизни. Джеймс мог бы привести в пример собственное событие «кризис смысла», но вместо этого он обсуждает Льва Толстого. Джеймс объясняет, что успешная попытка русского писателя восстановить свое психическое здоровье привела не только к возвращению в исходное состояние. Дваждырожденные достигают нового и более высокого плана:

Это процесс искупления, а не просто возвращения к естественному здоровью, и спасенный страдалец спасается тем, что кажется ему вторым рождением, более глубоким сознательным существом, чем он мог наслаждаться раньше. (стр.157)

Это чувство «рождения свыше» характерно для религиозных и мистических переживаний, но оно может быть распространено на любой опыт, в котором присутствует сильное чувство обновления после трагического события. Это часто происходит в результате изнурительной болезни или предсмертного опыта. В качестве примера рассмотрим многих детей с неизлечимой формой рака в детской больнице Св. Иуды. Вместо того, чтобы потерпеть поражение от своей болезни, обвиняя Бога или мир, они проявляют огромный энтузиазм в отношении жизни и оптимизм в отношении того, что «все будет к лучшему». Мораль этой истории ясна: проблемы и трагедии можно рассматривать не как препятствия на пути к счастью, а скорее как средства для достижения более глубокого и продолжительного счастья.

Заключение

Из того, что было сказано, мы можем выделить четыре основных ингредиента счастливой жизни, согласно Джеймсу:

Счастье требует Выбора: мир сам по себе является нейтральным потоком «бумящего цветущего беспорядка», следовательно это полностью зависит от нас, рассматривать ли его как положительный, отрицательный или как лишенный всякого смысла.

Счастье требует активного принятия риска: счастье достигается не просто размышлениями или смирением с жизненными обстоятельствами, а смелым риском и действием в соответствии с возможностями, исходящими из «центра сердца», Реального Я внутри.

Счастье включает в себя мышление «как если бы»: пока мы не можем рационально доказать, что существует свобода воли или что жизнь имеет смысл, действуя «как будто» мы свободны или «как будто» в жизни есть высший смысл, будем через это сама деятельность порождает свободную и осмысленную жизнь.

Счастье часто приходит после кризиса смысла: на протяжении всей истории самые счастливые люди часто отмечают глубокую депрессию, вызванную чувством потери смысла… эти события не следует отвергать, но следует приветствовать, поскольку только через них Возможно «дважды рожденное» чувство обновления.

Дополнительная литература

Наши статьи о следующих трех исследователях также могут помочь вашему исследованию:

  • Виктор Франкл
  • Эд Динер
  • Барбара Фредриксон
902 45 Библиография
  • Ральф Бартон Перри (1996).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *