Понятие о восприятии в психологии: ПОНЯТИЕ О ВОСПРИЯТИИ. КЛАССИФИКАЦИЯ ВОСПРИЯТИЯ. ОСНОВНЫЕ СВОЙСТВА ВОСПРИЯТИЯ

ПОНЯТИЕ О ВОСПРИЯТИИ. КЛАССИФИКАЦИЯ ВОСПРИЯТИЯ. ОСНОВНЫЕ СВОЙСТВА ВОСПРИЯТИЯ

Понятие восприятия

Восприятие — целостное отражение предметов, ситуаций и явлений объективного мира, возникающих при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств.

В результате восприятия у человека появляется образ восприятия, то есть образ объекта или явления окружающего мира в момент контакта с ним человека.

Способность ощущать дана нам и всем живым существам, обладающим нервной системой, с рождения. Способностью же воспринимать мир в виде образов, наделены только человек и высшие животные, она у них складывается и совершенствуется в жизненном опыте.

Восприятие является очень сложным процессом.

В основе образа восприятия всегда лежат ощущения, однако образ восприятия не является просто суммой ощущений, образ восприятия является целостным и осмысленным.

Так, например, человек слышит шум за окном. В основе образа восприятия будут лежать звуковые ощущения, но человек слышит не просто набор звуков определенной частоты, он может назвать характер шума, исходя из своего личного опыта, что это за шум: шум дождя или шум листвы, шум проехавшей машины или разбитого стекла.

Восприятие (или перцепция) – это совокупность процессов, с помощью которых у человека формируется его собственная модель объективно существующего внешнего мира.

Знание об окружающем предмете человек начинает получать при первом контакте с ним, при этом сначала формируются образы ощущений, а на их базе – образы восприятия.

Ощущение и восприятие – это два звена в целой цепочке познания мира, другими звеньями является память, мышление и т.д. Все эти процессы неразрывно связаны, но каждый имеет свои особенности.

Если результатом возникновения ощущения является некоторое чувство

(например, ощущения яркости, громкости, соленого, высоты звука, равновесия и т. п.), то в результате восприятия складывается целый образ предмета или явления.

Например, при восприятии груши человек получает не отдельные изолированные зрительные, вкусовые, обонятельные и другие ощущения, а единый образ груши, с присущими ей формой, цветом, запахом, вкусом и т.д.

Восприятие тесно связано с той деятельностью, которую выполняет человек, поэтому важной составной частью воображения являются двигательные компоненты (ощупывание предметов и движение глаз при восприятии конкретных предметов; пропевание и проговаривание соответствующих звуков при воспроизведении речи и т.д.).

Действия по опознанию предметов или явлений называют перцептивными действиями. Поэтому

восприятие правильнее всего обозначить как воспринимающую (перцептивную) деятельность субъекта.

Различают четыре уровня перцептивного действия: обнаружение, различение, идентификация и опознание.

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

Расчет стоимостиГарантииОтзывы

С обнаружения начинается развитие любого сенсорного процесса. Это реакция на стимул. В результате следующей операции – различения – формируется прецептивный образ эталона. Параллельно с формированием перцептивного образа начинается осуществление

опознания. Для этого с помощью идентификации  происходит сравнение непосредственно воспринимаемого объекта с образом, хранящимся в памяти. Опознание предполагает отнесение объекта к определенному классу объектов, воспринимавшихся ранее.

При восприятии из всего набора свойств, которыми обладает объект, выделяются наиболее существенные и сопоставляются с уже имеющимся прошлым опытом.

Восприятие представляет собой целую систему перцептивных действий, овладение которыми требует специального обучения и развития.

Процесс восприятия объекта состоит из следующих перцептивных действий:

— поиск объекта;

— выделение наиболее характерных признаков объекта;

— опознание объекта, т.е. отнесение его к какому-либо классу (предмет мебели, явление природы и т.д.).

В результате перцептивных действий у человека формируется так называемый перцептивный образ. Этот образ тем сложнее, чем сложнее воспринимаемый объект, при этом перцептивные образы одних и тех же явлений у разных людей могут существенно отличаться. Это зависит как от индивидуальных особенностей людей, их опыта, так и от закономерностей самого процесса восприятия, обстановки, в которой оно происходит.

Виды восприятия

Восприятия, как и ощущения можно классифицировать по самым разным основаниям.

Так, по преобладающей роли той или иной модальности выделяют зрительное, слуховое, осязательное, обонятельное и вкусовое восприятие.

Существует классификация видов восприятия по формам существования материи. Выделяются: восприятие времени, пространства, движения, которые считаются особо сложными формами восприятия.

Классификация основных видов восприятия представлена на рис.1.

Рис.1. Классификация основных видов восприятия

Кроме этого, в зависимости от особенностей объекта восприятия выделяют восприятие предметов, восприятие речи (письменной и устной) или музыки и восприятие человека человеком (этот вид восприятия имеет название «социальная перцепция»).

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

  • Реферат

    ПОНЯТИЕ О ВОСПРИЯТИИ.  КЛАССИФИКАЦИЯ ВОСПРИЯТИЯ.  ОСНОВНЫЕ СВОЙСТВА ВОСПРИЯТИЯ

    От 250 руб

  • Контрольная работа

    ПОНЯТИЕ О ВОСПРИЯТИИ.

      КЛАССИФИКАЦИЯ ВОСПРИЯТИЯ.  ОСНОВНЫЕ СВОЙСТВА ВОСПРИЯТИЯ

    От 250 руб

  • Курсовая работа

    ПОНЯТИЕ О ВОСПРИЯТИИ.  КЛАССИФИКАЦИЯ ВОСПРИЯТИЯ.  ОСНОВНЫЕ СВОЙСТВА ВОСПРИЯТИЯ

    От 700 руб

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту

Узнать стоимость

Общая психология — Понятие о восприятии. Виды восприятия

« Предыдущий вопрос

Свойства ощущений

Выделяются следующие свойства ощущений:
1) пороги ощущений и их чувствительность
2) а

Загрузка

СкачатьПолучить на телефон

например +79131234567

txt fb2 ePub html

на телефон придет ссылка на файл выбранного формата

Что это

Шпаргалки на телефон — незаменимая вещь при сдаче экзаменов, подготовке к контрольным работам и т. д. Благодаря нашему сервису вы получаете возможность скачать на телефон шпаргалки по общей психологии. Все шпаргалки представлены в популярных форматах fb2, txt, ePub , html, а также существует версия java шпаргалки в виде удобного приложения для мобильного телефона, которые можно скачать за символическую плату. Достаточно скачать шпаргалки по общей психологии — и никакой экзамен вам не страшен!

Сообщество

Не нашли что искали?

Если вам нужен индивидуальный подбор или работа на заказа — воспользуйтесь этой формой.

Следующий вопрос »

Предметность

Предметность выражается в том, что человек способен объединять разрозненные ощущения в целост

Восприятие – это отраженные в коре головного мозга предметы и явления окружающего мира, которые в данный момент действуют на анализаторы человека.

Виды восприятия.

Рассмотрим две существующие классификации.

1. Основана на неравноценном участии отдельных анализаторов в процессе восприятия, т. е. вид восприятия определяется по тому анализатору, который наиболее значим. Чаще всего выделяются такие виды как зрительное, слуховое, осязательное. Иногда сразу несколько анализаторов занимают ведущее место.

2. В основе классификации лежит объект восприятия Выделяются следующие виды

1) восприятие предметов;

2) восприятие отношений

3) восприятие движений;

4) восприятие пространства;

5) восприятие времени;

6) восприятие человека.

Рассмотрим подробнее особенности восприятия времени. Время объективно измеряется в секундах минутах, часах, сутках и т. д.

Однако субъективно каждый человек воспринимает время по-разному Если человек чем-то увлечен, ему интересно, то и время летит незаметно. Находясь в состоянии страха или подавленности, человек часто склонен переоценивать время. Однако не все так однозначно. Например, французский спелеолог М. Сифр провел почти 63 дня в пропасти Скарассон на глубине 135 м в пещере, где отсутствовал какой-либо свет и не было никаких указателей времени.

Когда прошло более 40 суток, ему казалось, что он находится в изоляции всего 25 дней.

Когда закончилось добровольное заточение и друзья пришли за ученым, то он сказал: «Если бы я знал, что конец так близок, я бы давно съел оставшиеся помидоры и фрукты».

Субъективное ускорение времени отмечали и другие исследователи пещер.

Парадокс такого явления заключается в его противоречии основному психологическому закону восприятия времени – время недооценивается, если оно заполнено интересной деятельностью, и переоценивается, если связано с ожиданием, скукой.

Некоторые профессии требуют умения точно оценивать время (летчики, парашютисты, космонавты и т. д.). С представителями этих профессий проводятся специальные тренировки, на которых обучают сохранять правильное чувство времени.

Пространство является неотъемлемой частью самого человека. Если другой человек вторгается в личное пространства, то при этом может нарушаться процесс общения (см. тему «Общение»).

Для человека очень важна и система организации пространства. Так, американского психолога Э. Холла пригласили для выяснения причин возникающих разногласий в филиалах американских фирм, находящихся в ФРГ и немецкой Швейцарии. В филиалах работали местные сотрудники и специалисты из США. Оказалось, что все дело в двери. Американцы привыкли работать в больших общих помещениях при открытых дверях. Таким образом создается ощущение, что все делают сообща одно общее дело. Однако согласно немецким традициям каждое помещение должно иметь надежные двери. Дверь, распахнутая настежь, – свидетельство полного беспорядка.

MIIS3: Самовосприятие

Раздел 3: Восприятие себя

После завершения этого раздела учащиеся должны уметь:

  1. определяют самовосприятие и то, как оно состоит из самооценки и самооценки.
  2. объясняют, как самооценка состоит из самооценки и обратной связи.
  3. объяснить, как самооценка развивается с помощью применения критерия.
  4. различают внутренние стандарты и внешние стандарты в развитии самооценки.
  5. опишите, как ошибочные представления о должном и обязательном сборе влияют на самооценку

Самовосприятие

То, как мы воспринимаем других, напрямую влияет на то, как мы с ними общаемся. Вспоминая шесть образов-концепций: Я-концепция, концепция другого и метаконцепция. Модуль II, раздел 1, первый образ, который вступает в игру, на самом деле является нашим восприятием себя. Наше самовосприятие влияет на то, как мы представляем себя окружающим. Если Бев считает себя уверенной и интересной, она, скорее всего, будет общительной и разговорчивой. Если Рут считает себя неинтересной, она, скорее всего, будет застенчивой и нерешительной в отношении других.

Самовосприятие — это образ, который мы создаем о себе и своих чертах, а также суждения, которые мы делаем об этих чертах . Самовосприятие включает в себя два основных перцептивных процесса: нашу самооценку или представление о том, кто мы есть в нашей голове ; и наша самооценка или то, как мы судим и оцениваем эти черты.

Предостережение, прежде чем мы продолжим. Я-концепция и самооценка представляют собой сложную психологическую динамику с множеством влияний. Намерение здесь состоит в том, чтобы представить базовый, основанный на восприятии способ рассмотрения я-концепции и самооценки. Другими словами, это упрощенный взгляд на сложную человеческую динамику. Поймите, что для понимания этой темы нужно многому научиться в таких областях, как психология и социология.

Я-концепция

Наша самооценка — это наше восприятие черт, которыми мы обладаем, список характеристик, которые мы видим в себе. Этот список не является ни положительным, ни отрицательным, это просто список того, что мы считаем правдой о себе. Мы создаем наш список на основе самооценки и отзывов других. Наша самооценка — это наше восприятие наших черт и поведения . Это как смотреть в зеркало и использовать наши собственные чувства, чтобы понять, кто мы есть. Однако мы должны осознавать, что процессы восприятия, влияющие на нашу интерпретацию других, применимы и к нам. Эти влияния могут привести к искажению картины. В подростковом возрасте мы все проходили через стадию акне, и временами мы становились чрезмерно сосредоточенными на каком-то одном месте.

Изображение 1
Дело в том, что это было все, что мы могли видеть в зеркале, когда другие, возможно, едва замечали это. Молодой человек, обезумевший из-за истории облысения по мужскому типу в своей семье, может быть чрезмерно настроен на свои волосы и любые изменения, подчеркивая небольшие различия в толщине. Если говорить более серьезно, то человек с нервной анорексией будет воспринимать себя как «толстую», хотя на самом деле он может иметь опасно недостаточный вес. Как мы знаем о процессе восприятия, мы не всегда можем верить своим глазам, поэтому нам нужно быть добрее к себе, понимая, что наше восприятие может быть легко искажено.

обратная связь которую мы получаем от других это способ проверки и подтверждения нашей самооценки . Если Тодд считает себя очень забавным человеком, люди, смеющиеся над его шутками, подтвердят его самооценку. Он увидит доказательства того, что другие смотрят на него так же, как он смотрит на себя. Если Марджори считает себя заботливым другом, то, что другие ищут у нее утешения и поддержки, подтверждает ее самооценку. Марджори видит доказательства того, что другие видят в ней заботливого человека.

Иногда мы можем видеть несоответствие между нашей самооценкой и отзывами других. Например, Дон может думать, что он интересный собеседник, но, похоже, никто не хочет вести с ним беседу. Столкнувшись с таким несоответствием, Дон может либо переоценить свою самооценку, либо проигнорировать обратную связь. Происхождение обратной связи имеет значение. Отзывы наших референтных групп, как правило, труднее игнорировать, в то время как отзывы незнакомцев легче игнорировать. Хотя игнорирование отзывов от доверенных лиц может быть рискованным, чрезмерная чувствительность к реакции других также вредна для здоровья. В нашей западной культуре мы склонны подчеркивать черты, которые мы считаем негативными, поэтому переоценка нашей самооценки в свете этой обратной связи может быть здоровым способом контролировать наше представление о себе.

Самоуважение

После того, как мы осознаем свои черты, мы оцениваем их; мы судим, нравится ли нам определенная черта или поведение. Например, Габриель может оценить свой вес как нежелательный; таким образом, ее самооценка в этом аспекте ее Я-концепции ниже. Однако она также может оценивать свои отношения с партнером как очень хорошие и здоровые, поэтому у нее более высокая самооценка в этом аспекте ее Я-концепции.

Чтобы оценить что-либо, включая наши черты и поведение, мы должны сравнить эти черты и поведение с чем-то. Мы используем критериев , стандартов , по которым мы что-то измеряем . Если мы заинтересованы в покупке определенного автомобиля, единственный способ оценить его цену — сравнить его с другими автомобилями аналогичной стоимости. Мы можем делать покупки у различных дилеров или, возможно, искать рекомендуемую розничную цену в «Синей книге» Келли. Эта предлагаемая цена является критерием, мерой, по которой мы можем определить, является ли предлагаемая цена приемлемой.

Точно так же работает и наша самооценка. Наши области опыта содержат стандарты, по которым мы измеряем и судим себя. Чтобы Эстер оценила свой вес, она может сравнить себя с людьми из своей референтной группы, со своими родственниками, с медицинскими таблицами роста/веса, со знаменитостями и так далее. Поскольку критерии, то, с чем она сравнивает себя, меняются, ее оценка, скорее всего, изменится. Если в ее семье есть проблемы с весом, по сравнению с ними она может положительно относиться к своему нынешнему весу. Однако, если она сравнит свой вес с тем, что медицинское сообщество считает подходящим для ее роста, эта оценка может быть менее положительной. У всех нас есть представления о том, что значит быть привлекательным для человека, и мы используем их в качестве стандартов, чтобы судить о себе. Так что, если ощущение привлекательного размера тела Эстер связано с нереально худой натурой многих моделей и знаменитостей, она может довольно строго судить о своем весе.

Таким образом, самооценка является функцией воспринимаемой дистанции между нашими критериями и нашим нынешним «я». По мере того как мы приближаемся все ближе и ближе к нашим целям, наша самооценка укрепляется. Слишком часто мы предполагаем, что единственный способ повысить самооценку — это изменить реальность самих себя, например, похудеть, чтобы быть ближе к нашему идеалу. Однако другой путь заключается в переоценке и пересмотре самих критериев. Часто стандарты, которые мы устанавливаем для себя, нереалистичны и недостижимы. Тип стандарта, который мы используем для оценки себя, имеет решающее значение для поддержания здоровой самооценки. Существует два источника этих критериев: внутренние стандарты и внешние стандарты.

Изображение 2

Внутренние стандарты — это стандарты, которые мы решили, что они являются правильными и разумными для нас индивидуально. Мы используем их, чтобы установить цели и направление в нашей жизни. Если Халид решил, что ему подходит получение высшего образования, этот стандарт помогает ему поставить перед собой четкую цель; это может дать ощущение направления и цели. Халид может оценить свое поведение по тому, насколько хорошо оно помогает ему в достижении цели. Если Джулиана решит, что похудеть на 20 фунтов является для нее подходящей целью, у нее есть конкретная, измеримая цель. Она может измерить себя по своему прогрессу в достижении этой цели. Это цели, которых нужно достичь, и они реалистичны и достижимы.


Внешние стандарты , однако, могут быть опасны. Когда мы становимся жертвами стандартов, навязанных нам общественными силами, такими как семья, друзья и средства массовой информации, мы оказываемся на опасной территории. Подумайте о нереалистичных стандартах, которые наша индустрия развлечений устанавливает для внешности мужчин и женщин. Мы видим сильно манипулируемые образы привлекательности, и благодаря постоянному воздействию этих образов мы можем начать чувствовать, что они воплощают в себе критерии, которых нам нужно достичь. Кампания Dove за настоящую красоту (Dove 2013) является примером попытки противостоять этому подавляющему внешнему давлению и подчеркнуть необходимость измерять себя внутренне, а не на том, что другие говорят, что мы должны быть. Ориентированная на молодых женщин программа работает над тем, чтобы люди знали об этом внешнем давлении и, как следствие, уменьшали влияние таких социальных образов.

Эти внешние, социальные воздействия очень сильны, и они не случайны. В Нищета изобилия , Пол Вахтел (1988) утверждал, что реклама преднамеренно работает над тем, чтобы эти стандарты оставались вне досягаемости. Реклама создает постоянно меняющиеся стандарты красоты, богатства, здоровья и других подобных показателей. Постоянно меняя стандарты, мы продолжаем покупать их продукцию, пытаясь соответствовать этим ложным стандартам. Мы всегда можем быть стройнее, иметь больше/лучшие волосы, выглядеть сексуальнее или вести себя круче. Постоянно устанавливая новые стандарты в одежде и внешнем виде, мы стимулируем покупки.

Вахтель продолжает объяснять, что эта постоянная неадекватность приводит к тому, что мы измеряем себя с точки зрения материальных благ или денег. Если у нас нет подходящей машины, дома, одежды, прически и так далее, мы не «с этим». Способ быть «с этим» — это купить то, что, по мнению других, мы должны иметь, носить или использовать. Это такая опасность для нашей самооценки, потому что по мере взросления поиск более высокой самооценки может привести нас ко все более и более отчаянным попыткам соответствовать этим нереалистичным стандартам.

В этой безумной попытке мы легко становимся жертвой заблуждения о должном . Заблуждение должностей есть ошибочная вера в то, что мы должны удовлетворять все, чем мы должны быть, что должны делать, что должны покупать . Эти обязанности являются продуктом нашего общества, наших сверстников, наших коллег и рекламы. Это стандарты, которым, как нам ошибочно кажется, мы должны соответствовать. Как только мы попадаем в ловушку, мы начинаем то, что Альберт Эллис назвал , собирая , акт попытки встретить этот могущественный и подавляющий мир долженствований (Nemade, Staats Reiss, & Dombeck, 2007). Мы постоянно стремимся выполнять внешний стандарт, игнорируя наши внутренние стандарты.

Хотя внешнее давление с целью соответствовать социальным стандартам может быть очень сильным, когда мы узнаем об этом влиянии, мы можем бороться с ним. Мы можем использовать наши внутренние стандарты для оценки внешних, ассимилируя те, которые мы находим подходящими для нас, но отбрасывая в сторону те, которые нам не подходят. Однако если мы находимся под влиянием внешних стандартов, то наши внутренние зачастую отходят на второй план, погребаясь под натиском внешних сил.

Восприятие себя – это такой же процесс, как и восприятие других, только обращенное на себя. Мы чувствуем информацию о себе либо через самооценку, либо через обратную связь от других. Мы используем эту информацию для создания собственного образа, списка наших черт и характеристик. И мы интерпретируем, что значит для нас этот образ самого себя; мы измеряем, насколько нам нравятся эти черты, развивая нашу самооценку.

Как упоминалось в начале этого раздела о я-концепции, проблемы с самооценкой могут быть довольно сложными, на них влияет множество факторов в жизни. Чтобы узнать больше о проблемах самооценки, рассмотрите подходящий урок психологии для изучения более глубокой динамики самооценки.

Мы видим, что восприятие себя подвержено давлению переменных, которые могут вызвать искажения в этом восприятии. Признавая это давление, мы можем смягчить последствия этого давления.

Ключевые понятия

Термины и понятия, с которыми учащиеся должны быть знакомы из этого раздела, включают:

Самовосприятие

Я-концепция

  • Самооценка
  • Обратная связь

Самоуважение

  • Критерии
  • Внутренние стандарты
  • Внешние стандарты
  • Ошибка долга
  • Сбор

Каталожные номера

Голубь. (2013). Кампания Dove за настоящую красоту . Получено 21 марта 2013 г. с http://www.dove.us/ Social-Mission/campaign-for-real-beauty.aspx.

Немаде, Р., Стаатс Рейсс, Н., и Домбек, М. (2007). Когнитивная теория депрессии Альберта Эллиса. MentalHelp.net. Получено с http://www.mentalhelp.net/poc/view_doc.php?type=doc&id=13007&cn=5

.

Вахтель, П.Л. (1983). Бедность изобилия: психологический портрет американского образа жизни. Британская Колумбия, Канада: Издательство Нового Общества.

Ощущение и восприятие – Введение в психологию I

8. Ощущение и восприятие

Цели обучения

К концу этого раздела вы сможете:

  • Различать ощущение и восприятие
  • Описать понятия абсолютного порога и дифференциального порога
  • Обсудите роль внимания, мотивации и сенсорной адаптации в восприятии

Что значит чувствовать что-то? Сенсорные рецепторы — это специализированные нейроны, которые реагируют на определенные типы раздражителей. Когда сенсорная информация обнаруживается сенсорным рецептором, возникает ощущение. Например, свет, попадающий в глаз, вызывает химические изменения в клетках, выстилающих заднюю часть глаза. Эти клетки передают сообщения в виде потенциалов действия (как вы узнали при изучении биопсихологии) в центральную нервную систему. Преобразование энергии сенсорного стимула в потенциал действия известно как трансдукция.

Вероятно, с начальной школы вы знаете, что у нас есть пять чувств: зрение, слух (слух), обоняние (обоняние), вкус (вкус) и осязание (соматоощущение). Оказывается, это представление о пяти чувствах слишком упрощено. У нас также есть сенсорные системы, которые предоставляют информацию о равновесии (вестибулярное чувство), положении тела и движении (проприоцепция и кинестезия), боли (ноцицепция) и температуре (термоцепция).

Чувствительность данной сенсорной системы к соответствующим раздражителям может быть выражена как абсолютный порог. Абсолютный порог относится к минимальному количеству энергии стимула, которое должно присутствовать, чтобы стимул обнаруживался в 50 % случаев. Еще один способ подумать об этом — задаться вопросом, насколько тусклым может быть свет или насколько мягким может быть звук, который все же можно обнаружить в половине случаев. Чувствительность наших сенсорных рецепторов может быть весьма удивительной. Было подсчитано, что в ясную ночь наиболее чувствительные сенсорные клетки в задней части глаза могут обнаружить пламя свечи на расстоянии 30 миль (Okawa & Sampath, 2007). В тихих условиях волосковые клетки (рецепторные клетки внутреннего уха) могут улавливать тиканье часов на расстоянии 20 футов (Галантер, 19 лет).62).

Мы также можем получать сообщения, которые представлены ниже порога осознания — они называются подсознательными сообщениями. Стимул достигает физиологического порога, когда он достаточно силен, чтобы возбуждать сенсорные рецепторы и посылать нервные импульсы в мозг: это абсолютный порог. Сообщение ниже этого порога называется подсознательным: мы получаем его, но не осознаем его. На протяжении многих лет было много предположений об использовании подсознательных сообщений в рекламе, рок-музыке и аудиопрограммах самопомощи. Данные исследований показывают, что в лабораторных условиях люди могут обрабатывать информацию и реагировать на нее вне своего сознания. Но это не значит, что мы подчиняемся этим сообщениям, как зомби; на самом деле скрытые сообщения мало влияют на поведение за пределами лаборатории (Kunst-Wilson & Zajonc, 19).80; Ренсинк, 2004; Нельсон, 2008 г.; Радель, Саррацин, Легрен и Гобансе, 2009 г .; Лёрш, Дюрсо и Петти, 2013 г.).

Абсолютные пороги обычно измеряются в строго контролируемых условиях в ситуациях, оптимальных для чувствительности. Иногда нас больше интересует, какая разница в стимулах требуется, чтобы обнаружить разницу между ними. Это известно как едва заметная разница (jnd) или порог разницы. В отличие от абсолютного порога разностный порог изменяется в зависимости от интенсивности стимула. В качестве примера представьте себя в очень темном кинотеатре. Если бы зритель получил текстовое сообщение на свой мобильный телефон, из-за которого загорелся его экран, есть вероятность, что многие люди заметили бы изменение освещения в театре. Однако если бы то же самое произошло на ярко освещенной арене во время баскетбольного матча, мало кто бы это заметил. Яркость сотового телефона не меняется, но его способность обнаруживаться по изменению освещения резко различается в этих двух контекстах. Эрнст Вебер предложил эту теорию изменения порога различия в 1830-х годах, и она стала известна как закон Вебера: порог различия представляет собой постоянную долю исходного стимула, как показывает пример.

Хотя наши сенсорные рецепторы постоянно собирают информацию из окружающей среды, именно то, как мы интерпретируем эту информацию, влияет на то, как мы взаимодействуем с миром. Восприятие относится к тому, как сенсорная информация организуется, интерпретируется и сознательно переживается. Восприятие включает в себя как восходящую, так и нисходящую обработку. Восходящая обработка относится к тому факту, что восприятие строится на основе сенсорного ввода. С другой стороны, то, как мы интерпретируем эти ощущения, зависит от наших доступных знаний, нашего опыта и наших мыслей. Это называется обработкой сверху вниз.

Один из способов понимания этой концепции состоит в том, что ощущение — это физический процесс, тогда как восприятие — психологический. Например, когда вы идете на кухню и чувствуете запах выпекаемых булочек с корицей, ощущение — это рецепторы обоняния, обнаруживающие запах корицы, но восприятие может быть «Ммм, это пахнет хлебом, который пекла бабушка». когда семья собиралась на праздники».

Хотя наше восприятие построено на ощущениях, не все ощущения приводят к восприятию. На самом деле мы часто не воспринимаем стимулы, которые остаются относительно постоянными в течение длительных периодов времени. Это известно как сенсорная адаптация. Представьте, что вы входите в класс со старыми аналоговыми часами. При первом входе в комнату можно услышать тиканье часов; когда вы начинаете разговаривать с одноклассниками или слушать, как ваш профессор приветствует класс, вы больше не замечаете тиканье. Часы все еще тикают, и эта информация все еще воздействует на сенсорные рецепторы слуховой системы. Тот факт, что вы больше не воспринимаете звук, демонстрирует сенсорную адаптацию и показывает, что, хотя ощущение и восприятие тесно связаны, они различны.

Есть еще один фактор, влияющий на ощущения и восприятие: внимание. Внимание играет важную роль в определении того, что ощущается по сравнению с тем, что воспринимается. Представьте, что вы находитесь на вечеринке, полной музыки, болтовни и смеха. Вы вовлекаетесь в интересную беседу с другом и отключаетесь от фонового шума. Если бы кто-то прервал вас, чтобы спросить, какая песня только что закончилась, вы, вероятно, не смогли бы ответить на этот вопрос.

В аналогичном эксперименте исследователи проверили слепоту по невниманию, попросив участников наблюдать за изображением, движущимся по экрану компьютера. Им было приказано сосредоточиться либо на белых, либо на черных объектах, не обращая внимания на другой цвет. Когда по экрану проходил красный крест, около трети испытуемых его не замечали (Most, Simons, Scholl, & Chabris, 2000).

Почти треть участников исследования не заметили, что на экране промелькнул красный крест, потому что их внимание было сосредоточено на черных или белых фигурах. (кредит: Кори Занкер)

Мотивация также может влиять на восприятие. Вы когда-нибудь ожидали очень важного телефонного звонка и, принимая душ, вам казалось, что вы слышите телефонный звонок, но обнаруживали, что это не так? Если это так, то вы испытали, как мотивация обнаружить значимый стимул может изменить нашу способность различать истинный сенсорный стимул и фоновый шум. Способность идентифицировать стимул, когда он встроен в отвлекающий фон, называется теорией обнаружения сигнала. Это также может объяснить, почему мать просыпается от тихого бормотания своего ребенка, а не от других звуков, которые раздаются во сне. Теория обнаружения сигналов имеет практическое применение, например, для повышения точности авиадиспетчеров. Контроллеры должны иметь возможность обнаруживать самолеты среди множества сигналов (вспышек), появляющихся на экране радара, и следить за этими самолетами, когда они движутся по небу. На самом деле первоначальная работа исследователя, разработавшего теорию обнаружения сигналов, была сосредоточена на повышении чувствительности авиадиспетчеров к сигналам самолетов (Светс, 1964).

На наше восприятие также могут влиять наши убеждения, ценности, предрассудки, ожидания и жизненный опыт. Как вы увидите далее в этой главе, люди, лишенные опыта бинокулярного зрения в критические периоды развития, имеют проблемы с восприятием глубины (Fawcett, Wang, & Birch, 2005). Общий опыт людей в данном культурном контексте может иметь выраженное влияние на восприятие. Например, Маршалл Сегал, Дональд Кэмпбелл и Мелвилл Херсковиц (19 лет).63) опубликовали результаты многонационального исследования, в котором они продемонстрировали, что люди из западных культур более склонны испытывать определенные типы зрительных иллюзий, чем люди из незападных культур, и наоборот. Одной из таких иллюзий, с которой чаще всего сталкивались жители Запада, была иллюзия Мюллера-Лайера: линии кажутся разной длины, но на самом деле они одинаковой длины.

В иллюзии Мюллера-Лайера линии кажутся разной длины, хотя они идентичны. (a) Стрелки на концах линий могут сделать линию справа более длинной, хотя линии имеют одинаковую длину. (b) Применительно к трехмерному изображению линия справа снова может казаться более длинной, хотя обе черные линии имеют одинаковую длину.

Эти различия в восприятии согласовывались с различиями в типах особенностей окружающей среды, которые люди регулярно испытывают в данном культурном контексте. Люди в западных культурах, например, воспринимают здания с прямыми линиями, что в исследовании Сегалла названо плотницким миром (Segall et al., 1966). Напротив, люди из некоторых незападных культур с незастроенным видом, такие как зулусы в Южной Африке, чьи деревни состоят из круглых хижин, расположенных по кругу, менее подвержены этой иллюзии (Segall et al., 19).99). Культурные факторы влияют не только на зрение. Действительно, исследования показали, что способность идентифицировать запах и оценивать его приятность и интенсивность варьируется в зависимости от культуры (Ayabe-Kanamura, Saito, Distel, Martínez-Gómez, & Hudson, 1998).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *