Понятие об ощущении в психологии: Ощущения. Что такое «Ощущения»? Понятие и определение термина «Ощущения» – Глоссарий

Понятие об ощущении

Психологическая библиотека


 

ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ
Под ред. проф. А. В. Петровского.

Учебник
М., 1996.

 



ЧАСТЬ II. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ И СОСТОЯНИЯ

Роль ощущений в жизни и деятельности человека. О богатстве окружающего мира, о звуках и красках, запахах и температуре, величине и о многом другом мы узнаем благодаря органам чувств. С помощью органов чувств человеческий организм получает в виде ощущений разнообразную информацию о состоянии внешней и внутренней среды.

Ощущение — это простейший психический процесс, состоящий в отражении отдельных свойств предметов и явлений материального мира, а также внутренних состояний организма при непосредственном воздействии раздражителей на соответствующие рецепторы.

Органы чувств получают, отбирают, накапливают информацию и передают ее в мозг, ежесекундно получающий и перерабатывающий этот огромный и неиссякаемый поток.

В результате возникает адекватное отражение окружающего мира и состояния самого организма. На этой основе формируются нервные импульсы, поступающие к исполнительным органам, ответственным за регуляцию температуры тела, работу органов пищеварения, органов движения, желез внутренней секреции, за настройку самих органов чувств и т.п. И вся эта чрезвычайно сложная работа, состоящая из многих тысяч операций в секунду, совершается непрерывно.

Органы чувств — это единственные каналы, по которым внешний мир проникает в человеческое сознание. Они дают человеку возможность ориентироваться в окружающем мире. Если бы человек лишился всех органов чувств, он не знал бы, что происходит вокруг него, не мог бы общаться с окружающими людьми, находить пищу, избегать опасностей. Известный русский врач С.И. Боткин (1832-1889) описал редкий случай, когда больная потеряла все виды чувствительности, кроме зрения одним глазом и осязанием на небольшом участке руки. Когда больная закрывала глаза и никто не прикасался к ее руке, она засыпала.

Человеку все время необходимо получать сведения об окружающем мире. Приспособление организма к окружающей среде, понимаемое в самом широком смысле этого слова, предполагает постоянно существующий информационный баланс между средой и организмом. Информационному балансу противостоят информационная перегрузка и информационная недогрузка (сенсорная изоляция), которые приводят к серьезным функциональным нарушениям организма.

Показательны в этом отношении результаты исследований по ограничению сенсорной информации, связанные с проблемами космической биологии и медицины. В тех случаях, когда испытуемых помещали в специальные камеры, обеспечивающие почти полную сенсорную изоляцию (постоянный монотонный звук, матовые очки, пропускающие лишь слабый свет, на руках и ногах — цилиндры, снимающие тактильную чувствительность, и т.п.), испытуемые через несколько часов приходили в тревожное состояние и настойчиво просили прекратить эксперимент. Опыты по частичной сенсорной изоляции, например изоляции от внешних воздействий отдельных участков поверхности тела, показали, что в последнем случае наблюдаются нарушения тактильной, болевой и температурной чувствительности в этих местах.

У испытуемых, длительное время подвергавшихся воздействию монохроматического света, появлялись зрительные галлюцинации. Эти и многие другие факты свидетельствуют о том, насколько сильна у человека потребность получать впечатления об окружающем мире в виде ощущений.

Роль ощущений в жизнедеятельности человека трудно переоценить, так как они являются источником наших знаний о мире и о нас самих. Что же представляют собой ощущения по своей сущности?

О природе ощущений. Учение об ощущении утверждает, что

предметы и их свойства первичны, ощущения же — результат воздействия материи на органы чувств. При этом ощущения отражают мир таким, каким он существует. Критерием истинности ощущений, как и всякого иного отражения действительности, служит практика, деятельность субъекта.

Существуют и другие взгляды на природу ощущений. С одной стороны, это трактовка ощущений субъективными идеалистами (Беркли, Юмом, Махом и др. ) как единственной реальности, в результате чего мир рассматривается ими лишь как совокупность ощущений. С другой стороны, это концепция, для которой ощущения — только условные знаки, символы внешних воздействий (И. Мюллер, Гельмгольц). Эта теория исходит из специализации рецепторов к определенным видам раздражителей и отдельных частных фактов, свидетельствующих о том, что одни и те же раздражители, воздействуя на различные органы чувств, могут вызывать различные ощущения. Так, сетчатка глаза дает световые ощущения при воздействии на нее как светом, так и электрическим током или давлением. В то же время механический раздражитель может вызвать ощущение давления, звука или света в зависимости от того, действует ли он на кожу, ухо или глаз. Основываясь на этих фактах,

И. Мюллер выдвинул принцип специфической энергии органов чувств. Согласно идее Мюллера ощущение зависит не от качества раздражителя, а от специфической энергии органа чувств, на который воздействует этот раздражитель. Значит, делает вывод Мюллер, не существует сходства между нашими ощущениями и предметами внешнего мира, следовательно ощущения являются лишь символами, условными знаками последних.

В действительности же, хотя приведенные Мюллером факты правильны, они не имеют всеобщего значения. Во-первых, не все раздражители являются такими универсальными, как электрический ток или механический раздражитель. Звуки, запахи и другие раздражители, действуя на глаз, не вызовут зрительных ощущений. Аналогично свет и запах не могут вызвать слуховых ощущений. Значит, такие относительно универсальные раздражители, как электрический ток и механический раздражитель, представляют собой редкие исключения. Во-вторых, ощущения, вызываемые различными раздражителями, воздействующими на один и тот же рецептор, не одинаковы по качеству. Так, механический удар или электрический ток, воздействуя на ухо, вызывает грубое слуховое ощущение, которое нельзя сравнить с богатством слуховых ощущений, вызванных воздушными колебаниями.

Следует различать раздражители, адекватные для данного органа чувств и не адекватные для него.

Сам этот факт свидетельствует о тонкой специализации органов чувств к отражению того или иного вида энергии, определенных свойств предметов и явлений действительности. Специализация органов чувств — продукт длительной эволюции, а сами органы чувств — продукт приспособления к воздействиям внешней среды и поэтому по своей структуре и свойствам адекватны этим воздействиям.

У человека тонкая дифференцировка в области ощущений связана с историческим развитием человеческого общества, с общественно-трудовой практикой. Обслуживая процессы приспособления организма к среде, органы чувств могут успешно выполнять свою функцию лишь при условии верного отражения ее объективных свойств. Таким образом, здесь действует принцип не «специфических энергий органов чувств», а «органов специфических энергий». Иначе говоря, не специфичность органов чувств порождает специфичность ощущений, а специфические качества внешнего мира породили специфичность органов чувств.

Ощущения не являются символами, иероглифами, а отражают действительные свойства предметов и явлений материального мира, воздействующих на органы чувств субъекта, но существующих независимо от него.

Ощущения и перцептивная деятельность. Ощущения суть субъективные образы объективного мира. Однако для возникновения ощущения недостаточно, чтобы организм подвергался соответствующему воздействию материального раздражителя, необходима и некоторая работа самого организма. Эта работа может выражаться или только во внутренних процессах, или также и во внешних движениях, но она всегда должна быть. Ощущение возникает в результате преобразования специфической энергии раздражителя, воздействующего в данный момент на рецептор, в энергию нервных процессов. Таким образом, ощущение — это не только чувственный образ,

или, точнее, компонент его, но также деятельность или компонент ее. Многочисленные и разносторонние исследования об участии эффекторных процессов в возникновении ощущения привели к выводу, что ощущение как психическое явление при отсутствии ответной реакции организма или при ее неадекватности невозможно. В этом смысле неподвижный глаз столь же слеп, как неподвижная рука перестает быть орудием познания. Органы чувств теснейшим образом связаны с органами движения, которые выполняют не только приспособительные, исполнительные функции, но и непосредственно участвуют в процессах получения информации. Так, очевидна связь осязания и движения. Обе функции слиты в одном органе — руке. Вместе с тем очевидно различие между исполнительными и ощупывающими движениями руки. И.П. Павлов назвал последние ориентировочно-исследовательскими реакциями,
относящимися к особому типу поведения — поведения перцептивного, а не исполнительного. Подобное перцептивное регулирование направлено на то, чтобы усилить ввод информации, оптимизировать процесс ощущения.

Анализатор. Ощущение возникает как реакция нервной системы на тот или иной раздражитель и имеет рефлекторный характер. Физиологической основой ощущения является нервный процесс, возникающий при действии раздражителя на адекватный ему анализатор.

Анализатор состоит из трех частей: 1) периферического отдела (рецептора), являющегося специальным трансформатором внешней энергии в нервный процесс; 2) афферентных (центростремительных) и эфферентных (центробежных) нервов — проводящих путей, соединяющих периферический отдел анализатора с центральным; 3) подкорковых и корковых отделов (мозговой конец) анализатора, где происходит переработка нервных импульсов, приходящих из периферических отделов (рис. 2).

В корковом отделе каждого анализатора находится ядро, т.е. центральная часть, где сконцентрирована основная масса рецеп-торных клеток, и периферия, состоящая из рассеянных клеточных элементов, которые в том или ином количестве расположены в различных областях коры. Рецепторные клетки ядерной части анализатора находятся в той области коры головного мозга, куда входят центростремительные нервы от рецептора. Рассеянные (периферические) элементы данного анализатора входят в области, смежные с ядрами других анализаторов. Тем самым обеспечивается участие в отдельном акте ощущения значительной доли коры головного мозга. Ядро анализатора выполняет функцию тонкого анализа и синтеза, например, дифференцирует звуки по высоте. Рассеянные элементы связаны с функцией грубого анализа, например, различение музыкальных звуков и шумов.

Определенным клеткам периферических отделов анализатора соответствуют определенные участки корковых клеток. Так, пространственно разными точками в коре представлены, например, разные точки сетчатки; пространственно разным расположением клеток представлен в коре и орган слуха. То же самое относится и к другим органам чувств.

Многочисленные опыты, проведенные методами искусственного раздражения, позволяют в настоящее время довольно определенно установить локализацию в коре тех или иных видов чувствительности. Так, представительство зрительной чувствительности сосредоточено главным образом в затылочных долях коры головного мозга. Слуховая чувствительность локализуется в средней части верхней височной извилины. Осязательно-двигательная чувствительность представлена в задней центральной извилине и т.д.

Для возникновения ощущения необходима работа всего анализатора как целого. Воздействие раздражителя на рецептор вызывает появление раздражения. Начало этого раздражения выражается в превращении внешней энергии в нервный процесс, который производится рецептором. От рецептора этот процесс по центростремительному нерву достигает ядерной части анализатора. Когда возбуждение достигает корковых клеток анализатора, возникает ответ организма на раздражение. Мы ощущаем свет, звук, вкус или другие качества раздражителей.

Анализатор составляет исходную и важнейшую часть всего пути нервных процессов, или рефлекторной дуги. Рефлекторное кольцо состоит из рецептора, проводящих путей, центральной части и эффектора. Взаимосвязь элементов рефлекторного кольца обеспечивает основу ориентировки сложного организма в окружающем мире, деятельность организма в зависимости от условий его существования.

Отбор полезной информации в ощущениях. Процесс зрительного ощущения не только начинается в глазу, но и завершается в нем. То же самое характерно и для других анализаторов. Между рецептором и мозгом существует не только прямая (центростремительная), но и обратная (центробежная) связь. Принцип обратной связи, открытый И.М. Сеченовым, требует признания того, что орган чувств является попеременно рецептором и эффектором. Ощущение не есть результат центростремительного процесса, в его основе лежит полный и притом сложный рефлекторный акт, подчиняющийся в своем формировании и протекании общим законам рефлекторной деятельности.

Динамика процессов, происходящих в подобном рефлекторном кольце, есть своеобразное уподобление свойствам внешнего воздействия. Например, осязание является именно таким процессом, в котором движения рук повторяют очертания данного объекта, как бы уподобляясь его форме. Глаз действует по такому же принципу благодаря сочетанию деятельности своего оптического «прибора» с глазодвигательными реакциями. Движения голосовых связок также воспроизводят объективную звуковысот-ную природу. При выключении вокально-моторного звена в экспериментах неизбежно возникало явление своеобразной звуковысотной глухоты. Таким образом, благодаря сочетанию сенсорных и моторных компонентов сенсорный (анализаторный) аппарат воспроизводит объективные свойства воздействующих на рецептор раздражителей и уподобляется их природе.

Органы чувств представляют собой, по сути дела, фильтры энергии, через которые проходят соответствующие изменения среды. По какому принципу осуществляется отбор полезной информации в ощущениях? Было сформулировано несколько гипотез.

Согласно первой гипотезе, существуют механизмы для обнаружения и пропускания ограниченных классов сигналов, причем сообщения, не соответствующие этим классам, отвергаются. Это можно уподобить обычной редакторской практике: одно периодическое издание публикует, например, только информацию о спорте и спортсменах, тогда как другое отвергает все, кроме оригинальных научных статей. Задачу такой селекции выполняют механизмы сличения. Например, у насекомых эти механизмы включены в решение нелегкой задачи — отыскания партнера своего вида. Перемигивания светлячков, «ритуальные танцы» бабочек и т.п. — все это генетически закрепленные цепи рефлексов, следующих один за другим. Каждый этап такой цепи последовательно решается насекомым в двоичной системе: «да» — «нет». Не то движение самки, не там цветовое пятно, не тот узор на крыльях, не так она ответила в танце — значит, самка чужая, другого вида. Этапы образуют иерархическую последовательность: начало нового этапа возможно только после того, как на предыдущий вопрос отвечено «да».

Вторая гипотеза предполагает, что принятие или непринятие сообщений может регулироваться на основе специальных критериев, которые, в частности, представляют собой потребности живого существа. Все животные обычно окружены морем стимулов, к которым они чувствительны. Однако большинство живых организмов реагирует только на те стимулы, которые непосредственно связаны с потребностями организма. Голод, жажда, готовность к спариванию или какое-либо другое внутреннее влечение могут быть теми регуляторами, критериями, по которым осуществляется селекция стимульной энергии.

Согласно третьей гипотезе, отбор информации в ощущениях происходит на основе критерия новизны. Действительно, в работе всех органов чувств наблюдается ориентировка на изменение раздражителей. При действии постоянного раздражителя чувствительность как бы притупляется и сигналы от рецепторов перестают поступать в центральный нервный аппарат. Так, ощущение прикосновения имеет тенденцию к угасанию. Оно может совершенно исчезнуть, если раздражитель вдруг перестанет двигаться по коже. Чувствительные нервные окончания сигнализируют мозгу о наличии раздражения только тогда, когда изменяется сила раздражения, даже если время, в течение которого он сильнее или слабее давит на кожу, очень непродолжительно.

Подобным образом дело обстоит и со слухом. Было обнаружено, что певцу для управления собственным голосом и для поддержания его на нужной высоте совершенно необходимо вибрато — небольшое колебание высоты тона. Без стимулирования этих нарочитых вариаций мозг певца не замечает постепенных изменений высоты звука.

Для зрительного анализатора также характерно угасание ориентировочной реакции на постоянный раздражитель. Если в поле зрения лягушки нет движущегося предмета, глаза ее не посылают мозгу существенной информации. Должно быть, зрительный мир лягушки обычно так же пуст, как чистая классная доска. Однако любое движущееся насекомое обязательно выделяется на фоне этой пустоты.

Факты, свидетельствующие об угасании ориентировочной реакции на постоянный раздражитель, были получены в опытах Е.Н. Соколова. Нервная система тонко моделирует свойства внешних объектов, действующих на органы чувств, создавая их нервные модели. Эти модели выполняют функцию избирательно действующего фильтра. При несовпадении воздействующего на рецептор раздражителя в данный момент со сложившейся ранее нервной моделью появляются импульсы рассогласования, вызывающие ориентировочную реакцию. И наоборот, ориентировочная реакция угасает на тот раздражитель, который ранее применялся в опытах.

Следовательно, процесс ощущения осуществляется как система сенсорных действий, направленных на селекцию и преобразование специфической энергии внешнего воздействия и обеспечивающих адекватное отражение окружающего мира.

Классификация ощущений. Поскольку ощущения возникают в результате воздействия определенного раздражителя на соответствующий рецептор, классификация ощущений исходит из свойств раздражителей, которые их вызывают, и рецепторов, на которые воздействуют эти раздражители. По характеру отражения и месту расположения рецепторов принято делить ощущения на три группы: 1) экстероцептивные, отражающие свойства предметов и явлений внешней среды и имеющие рецепторы на поверхности тела; 2) интероцептивные, имеющие рецепторы, расположенные во внутренних органах и тканях тела и отражающие состояние внутренних органов; 3) проприоцептивные, рецепторы которых расположены в мышцах и связках; они дают информацию о движении и положении нашего тела. Подкласс проприо-цепции, представляющий собой чувствительность к движению, называется также кинестезией, а соответствующие рецепторы — кинестезическими или кинестетическими.

Экстероцепторы можно подразделить на две группы: контактные и дистантные рецепторы. Контактные рецепторы передают раздражение при непосредственном контакте с воздействующими на них объектами; таковы осязательный, вкусовой рецепторы. Дистантные рецепторы реагируют на раздражения, исходящие от удаленного объекта; дистантрецепторами являются зрительные, слуховые, обонятельные. Мы назвали пять рецепторов, соответствующих видам ощущений: зрение, слух, обоняние, осязание и вкус, выделенных еще Аристотелем. Аристотель дал схему этих чувств (в обыденной практике в значении понятия «ощущение» часто употребляют слово «чувство»), которой следовали более двух тысяч лет. В действительности видов ощущений гораздо больше.

В состав осязания, наряду с тактильными ощущениями (ощущениями прикосновения), входит вполне самостоятельный вид ощущений — температурных. Они являются функцией особого температурного анализатора. Температурные ощущения не только входят в состав осязания, но имеют и самостоятельное, более общее значение для всего процесса терморегуляции и теплообмена между организмом и окружающей средой.

Промежуточное положение между тактильными и слуховыми ощущениями занимают вибрационные ощущения. Большую роль в общем процессе ориентировки человека в окружающей среде играют ощущения равновесия и ускорения. Сложный системный механизм этих ощущений охватывает вестибулярный аппарат, вестибулярные нервы и различные отделы коры, подкорки и мозжечка. Общие для разных анализаторов и болевые ощущения, сигнализирующие о разрушительной силе раздражителя.

С точки зрения данных современной науки принятое разделение ощущений на внешние (экстероцепторы) и внутренние (интероцепторы) недостаточно. Некоторые виды ощущений можно считать внешне-внутренними. К ним относятся температурные и болевые, вкусовые и вибрационные, мышечно-суставные и статико-динамические.





НАВЕРХ

Общее понятие об ощущениях

1.01.2012

Ощущение – психический процесс непосредственного, чувственного отражения элементарных (физических и химических) свойств действительности. Ощущение – чувствительность человека к сенсорным воздействиям среды. Вся сложная психическая деятельность человека базируется на ощущениях. Ощущение -– это сенсорная первооснова психики, акт перехода внешнего сенсорного воздействия в факт сознания.

Отражая элементарные физические и химические свойства действительности, ощущение и само является элементарным психическим процессом. Но ощущение – это не пассивный отпечаток свойств действительности, а активный психический процесс. В ощущении отражаются качества объектов.

Отражать качества объекта – значит получать определенную информацию о возможных действиях с объектом. Ощущав твердость предмета или его мягкость – значит отражать объект как пригодный для определенного использования. Но и сами ощущения человека опосредованы его знаниями, т. е. общественно-историческим опытом человечества. Выражая то или иное свойство вещей и явлений в слове («красный», «холодный»), мы тем самым элементарно обобщаем эти свойства.

В ощущениях отражаются не только специфические качества предметов и явлений, но и их интенсивность, продолжительность и пространственная локализация. Образы ощущений объективизируются. Ощущение, например, цвета мы не осознаем как психический образ, а интерпретируем как свойство определенного объекта. Между тем привычное для нас разнообразие цветов – красного, зеленого, синего, желтого и др. – это явление психическое. Вне нашей головы, психики существуют не цвета, а электромагнитные излучения с различной длиной волн (от 300 до 700 нм). Ощущения вкусовые – это субъективные психические образы различных химических воздействий. А ощущение мягкости или тяжести предмета – психическое отражение его физических свойств. Ощущения человека взаимосвязаны, ассоциированы так же, как связаны между собой и различные свойства действительности. Ощущение – канал чувственной связи организма с действительностью.

Жизнедеятельность человека основана на непрерывном приеме и анализе информации о характеристиках внешней среды и внутренних состояниях организма. Этот процесс осуществляется функционированием анализаторов – нейрофизиологических механизмов, обеспечивающих прием и анализ сенсорных, чувственных воздействий. Информация, получаемая анализаторами, называется сенсорной (от лат. sensus – чувство), а процесс ее приема и первичной переработки – сенсорной деятельностью.

Ключевые слова: Ощущение

Источник: Еникеев М.И., Общая и социальная психология

Материалы по теме

Опознавание образов в сенсорной системе

Общие свойства ощущений

Рогов Е.И., Общая психология. Курс лекций

Ощущение и деятельность

Максименко С.Д., Общая психология

Основные характеристики приема информации оператором

Пороги ощущений и чувствительность

Рогов Е.И., Общая психология. Курс лекций

Расстройства ощущений, восприятий, представлений

Коркина М.В., Практикум по психиатрии

Обонятельная система организма

Взаимодействие ощущений

Рогов Е.И., Общая психология. Курс лекций

Модуль 3 — Ощущение и восприятие

Модуль 3

Ощущение и восприятие — 6–8%

Дни (неделя B) = 6 — Глава № 3 — стр. 49-72

Большой вопрос :  Как мы строим наше представление о внешнем мире?

Обзор ощущений и восприятия:
      Ощущение относится к процессу, с помощью которого мы обнаруживаем физическую энергию из окружающей среды и кодируем ее в виде нейронных сигналов. В этой главе описываются чувства зрения, слуха, вкуса, осязания, обоняния, кинестезии и вестибулярного аппарата. В нем также представлены результаты исследований сенсорных ограничений и подсознательной стимуляции.
      В этой главе есть много терминов и несколько теорий, которые вы должны понять. Многие термины связаны со структурой глаза, уха и других сенсорных рецепторов. Обозначение диаграмм и частое повторение материала помогут вам запомнить эти структуры и их функции. Обсуждаемые теории включают обнаружение сигнала, трехцветную теорию Юнга-Гельмгольца и теорию оппозиционного процесса цветового зрения, а также теории частоты и места высоты тона. Изучая эти теории, сосредоточьтесь на понимании сильных и слабых сторон (если таковые имеются) каждой из них.
      Модуль Восприятие исследует, как мы выбираем, организуем и интерпретируем наши ощущения в осмысленное восприятие. В главе представлен широкий спектр терминологии, особенно в разделе «Организация восприятия». Каждый из двух следующих разделов посвящен важному вопросу. Первый вопрос — это роль опыта, в отличие от наследственности, в восприятии. Убедитесь, что вы понимаете результаты исследований выздоровления от слепоты, ранней сенсорной ограниченности, приспособления к искаженной среде и установки восприятия. Во-вторых, возможное существование ЭСВ, восприятия без ощущения. Вы должны быть в состоянии обсудить как утверждения, сделанные для экстрасенсорного восприятия, так и критику этих утверждений.

Ощущение и восприятие Задачи:

  • Сравните процессы ощущения и восприятия.
  • Различать абсолютные и разностные пороги и обсуждать результаты исследований подсознательной стимуляции.
  • Опишите явление сенсорной адаптации и покажите, как оно фокусирует наше внимание на изменении стимуляции.
  • Объяснять зрительный процесс, включая ввод стимула, строение глаза и преобразование световой энергии
  • Обсудите ценность параллельной обработки, особенно в отношении зрения.
  • Объясните трихроматическую теорию и теорию оппозиционного процесса цветового зрения.
  • Объясните слуховой процесс, включая ввод стимула, а также структуру и функцию уха.
  • Обсудите природу и причины потери слуха и опишите влияние шума на слух и поведение.
  • Опишите осязание и объясните причину боли.
  • Описать чувства вкуса, обоняния, кинестезии и равновесия.
  • Обсудите последствия сенсорного ограничения.
  • Опишите дебаты о роли природы и воспитания в восприятии и объясните, как иллюзии помогают нам понять восприятие.
  • Обсудите вклад гештальт-психологии в наше понимание восприятия
  • Обсудите исследование восприятия глубины с использованием визуального обрыва.
  • Опишите бинокулярные и монокулярные ориентиры при восприятии глубины.
  • Обсудите концепцию адаптивности восприятия.
  • Изложите утверждения экстрасенсорного восприятия и объясните, почему большинство психологов-исследователей по-прежнему настроены скептически.
  • Обсудите влияние предположений, ожиданий, схем и контекста на наше восприятие.

Вторник, 13 ноября — B5

Цель урока: 

TSWBAT  — Объяснить и сопоставить процессы «Ощущение» и «Восприятие» и определить различные основные характеристики S&P.

Темы: Раздел 3: Ощущение и восприятие —> ВВЕДЕНИЕ В «СЕНСАЦИЯ И ВОСПРИЯТИЕ»​

Идеи / Словарь: 

  • Ощущение ‘ vs. ‘ Восприятие
  • Обзор 7 чувств и их рецепторов
    • Слух, Чувства + Зрение, Осязание, Вкус, Малый Кинестетическое смысл
  • Sensation = «снизу вверх». Обработка
  • Восприятие = «Нисходящая» Обработка
  • Абсолютный порог
  • разница в Threshold (JND)
  • DINISI0017 —> Пропорциональный, а не линейный
    • Не подходит для очень высоких или очень низких уровней стимула  

 — — — — — — — — — — — — — — — — Вероятно, завтра  — — — — — — — — — — — — — — — — — — —

  • Пороговые значения внимания и обнаружения.
    • Передержка
    • Плавание в холодном бассейне
  • Привыкание —> не уделяется внимания стимулу, пока он не изменится
  • Избирательное и разделенное внимание
    • it
      • Дихотическое слушание и зрительное восприятие
      • Эффект коктейльной вечеринки
  • Слепота по невнимательности
    • Слепота к изменениям

 
Ключевые вопросы: ​

#1 – Чем обработка «снизу вверх» отличается от обработки «сверху вниз»?

#2. Согласно закону Вебера, сможете ли вы заметить разницу в громкости, когда музыка громкая или тихая?

Последовательность уроков: 
​1) Делайте сейчас – S&P #1 – Ранжирование ваших чувств 

  • Подведение итогов

​2) Презентация/обсуждение в классе – «Введение в ощущения» 

  • «Ощущение» и «Восприятие»
  • Восходящая обработка и обработка сверху вниз
  • Вечный набор —> «Леди и саксофонист» / Футболка Dawes, « Все ваши любимые группы»…
  • Sensory Adaptation
  • Habituation 
  • Absolute Threshold 
  • Difference Threshold (JND)
  • Weber’s Law 

3) *Demo — S&P #2B — Weber’s Law*

  • Debrief + Video

4) Ticket OTD — Ответьте на сегодняшние ключи!

Домашнее задание:​

  • Раздел 2 — Биопсихологический тест — ЗАВЕРШЕНИЕ!
  • стр. 49–53 и делайте заметки (Вы МОЖЕТЕ поместить свои заметки в свой органайзер) 
  • ПРОДОЛЖАЕТСЯ — Глава 3. Ощущение и восприятие (стр. 49–72)

Ресурсы, загруженные ниже:

S&P #1 — Рейтинг ваших чувств0238
Download File


S&P Side 1 — Sensation
Download File


S&P Slide 2 — Perception
Download File


sandp_demo_- _webers_law.docx
Скачать файл


Среда, 14 ноября — B6

Цель урока: 
TSWBAT  — Объяснить и сопоставить процессы «Ощущение» и «Восприятие» и определить различные фундаментальные характеристики S&P.
TSWBAT — Сравните процессы ощущения и восприятия.
ТСВБАТ — Различать абсолютные и разностные пороги и обсуждать результаты исследований подсознательной стимуляции.
TSWBAT — Опишите явление сенсорной адаптации и покажите, как оно фокусирует наше внимание на изменении стимуляции.
TSWBAT — Объясните зрительный процесс, включая входной стимул, структуру глаза и преобразование световой энергии . 2″

Ideas / Vocabulary: 

  • Difference Threshold  (JND)
  • Weber’s Law  —> Proportional, not lineal
    • Does not apply well to very high or very low levels of stimulus  

— — — — — — — — — — — — — — — — Возможно завтра — — — — — — — — — — — — — — — — — — — —

  • Пороги внимания и обнаружения
    • Сигнал Теория обнаружения 
      • Попадание, промах, ложная тревога, правильное отклонение 
  • Сенсорная адаптация
    • Overexposure
    • Плавание в холодном бассейне
  • Привычка -> НЕТ Внимание. Можно выбрать некоторую стимуляцию, но не всю ее
    • Дихотические исследования слушания и просмотра
    • Эффект коктейльной вечеринки
  • Невнимательская слепота
    • СЛУШАНЯ СЛУШАНЯ
  • Ключевые вопросы:

    #1 —

    #2 —

    . 2)  Обзор – Kahoot 

    • S&P
    • Восходящая обработка 
    • Нисходящая обработка 
    • Перцептивный набор
    • Избирательное внимание/разделенное внимание 9 минут
      • 0040
    • Эффект коктейля — пример избирательного внимания; может слушать один голос или разговор даже в оживленной и шумной социальной обстановке.
    • Слепота по невнимательности
      • Иллюзия обезьяньего бизнеса
    • Слепота к переменам
      • Дверной кабинет
      • Что за бред? — (Блок B этого еще не видел)
    • Слепота выбора

    3) Презентация — Введение в ощущения и восприятие  , пт. 2

    • Sensing the World
    • Психофизика
    • Абсолютные пороги
      • Музыкальная демонстрация
      • Обнаружение сигнала Демонстрация
      • Различие пороговые значения / Just Spearmable Differen
  • Сенсорная адаптация и привыкание 
    • Адаптация восприятия – видеоклип
  • 4) Парное обучение – Теория обнаружения сигналов

    • ​Подведение итогов 

    5) Зрение – обозначьте части глаза
    ​6) Билет OTD – ключи 

    Глава 3. Ощущение и восприятие (стр. 49-72)

    • PP. 49–53 и делайте заметки (Вы МОЖЕТЕ поместить свои заметки в органайзер) 
    • ПРОДОЛЖАЕТСЯ — Глава 3. Ощущение и восприятие (стр. 49–72)

    Ресурсы, загруженные ниже:

    s_p_graphic_organizer.pdf
    Download File


    CCP5 — S&P
    Download File


    do_now_the_forrest_has_eyes_-_tc18. docx
    Download File


    signal_detection_theory_-_tc18.pdf
    Загрузить файл


    Четверг, 15 ноября — B1

    Цель урока: 

    TSWBAT  — Различать абсолютные и разностные пороги и обсуждать результаты исследований подсознательной стимуляции.

    TSWBAT  — Опишите явление сенсорной адаптации и покажите, как оно фокусирует наше внимание на изменении стимуляции.

    TSWBAT  — Объясните зрительный процесс, включая ввод стимула, строение глаза и преобразование световой энергии

    Темы: Раздел 3: Ощущение и восприятие —> Введение // Зрительное чувство 

    Идеи / Словарь:

    • См. Ниже -> Последовательность урока


    Ключевые вопросы:

    #1 — TBD

    #2 — TBD

    Последовательность урока:
    1) Сделайте сейчас — Теория обнаружения сигналов

    • Утверждает, что внимание важнее абсолютного порога — А
    • Специфические рецепторы для каждой из сенсорных систем
    • Сенсорная адаптация и привыкание —> Адаптация восприятия — Видеоклип
      • Анатомия глаза 
        • Палочки – рецепторы оттенков серого 
        • Колбочки – цветовые рецепторы 
        • Фовеа 
        • слепое пятно 
      • Теории цветового зрения 
        • Противник -процесс
        • Трихроматический
      • Цвет «Слепота»

      5) Демо. // Игра?

      Домашнее задание:
      Глава 3. Ощущение и восприятие (стр. 49-72)0237 Скачать файл


      Диаграмма для глаз — Blank
      Файл


      Понедельник, 260239 9005

      912 00 29002 00 29002 00 200 200 200 200 29002 00 200 29002 00 29002 100 100 9002 12 100 12 12 12 12 12 9. обсудить результаты исследований по подсознательной стимуляции.

      TSWBAT  — Опишите явление сенсорной адаптации и покажите, как оно фокусирует наше внимание на изменении стимуляции.

      TSWBAT  — Объясните зрительный процесс, включая ввод стимула, строение глаза и преобразование световой энергии

      Темы: Раздел 3: Ощущение и восприятие —> Введение // Зрительное чувство ( Финиш) и прослушивание (начало) 

      Идеи/словарь: 

      • См. ниже —> Последовательность уроков 


      Ключевые вопросы: ​

      #1 — TBD

      90 009 : 
      1) Сделать сейчас — просмотреть темы и концепции прошлой недели… Kahoot с распечатанным списком терминов 

      • Список терминов: ощущение, восприятие, обработка снизу вверх, обработка сверху вниз, установка восприятия, избирательное внимание, невнимательная слепота, слепота к изменению, слепота выбора, трансдукция, психофизика, абсолютный порог, теория обнаружения сигналов, подсознательный порог, Порог различия / едва заметная разница (JND), закон Вебера, сенсорная адаптация, привыкание, анатомия глаза (хрусталик, зрачок, радужная оболочка, роговица, сетчатка, ямка, зрительный нерв, слепое пятно

      2) Презентация — Зрение (окончание)

      • Демонстрация слепых зон?
      • (фоторецепторы) Результаты и конусы
      • Визуальная трансдукция
      • Теория визуальной обработки
        • Трихроматическая теория
          • Цорота -слепота -> Цветооборотный дефицит
        • Демон -теория Процесса Цвета
          • AFTEMPAR
              • Демон -теория Процесса Цвета.

        3) Этикетка — схема глаз и ушей с партнером //// Раздайте тесты и другие задания!
        3) Билет OTD — Клавиши

        Домашнее задание:
        Глава 3 — Ощущение и восприятие (стр. 49-72)

        Ресурсы. Download File


        03b_eye_ear_diagram.pdf
        Download File


        s_p_vision___hearing_-_tc18.pptx
        Загрузить файл


        Среда, 28 ноября — B4

        Цель урока: 
        .​
        TSWBAT  — Объяснить слуховой процесс, в том числе поступление раздражителя, а также структуру и функцию уха.
        TSWBAT — Обсудите природу и причины потери слуха и опишите влияние шума на слух и поведение.
        TSWBAT — Опишите осязание и объясните причину боли.
        TSWBAT — опишите чувства вкуса, обоняния, кинестезии и равновесия (вестибулярные).

        Темы: Раздел 3: Ощущение и восприятие 

        Идеи / словарь: 

        • См. ниже —> Последовательность уроков 


        Ключевые вопросы: ​

        #1 — Что делает слух трансдукция происходит?

        #2 — Как проводниковая глухота и нейросенсорная глухота, соответственно, препятствуют слуху?

        Последовательность уроков: 
        1) Делайте сейчас – S&P #4 Влияние на восприятие вкуса —> Демонстрация Jelly Bean re: Взаимодействие органов чувств (вкус и запах) 
        ​2) Pop Quiz —  Зрение
        3) Презентация — Прослушивание (Слух)

        • Основы анатомии уха
        • Трансдукция
          • Видео —> 2-минутная неврология —> Улитковая глухота
          • Нейросенсорная глухота 
          • Теория мест
            • Гитарная аналогия
          • Теория частот 

          0012

          Домашнее задание:
          Глава 3-Ощущение и восприятие (стр. 49-72)

          Ресурсы, загруженные ниже:

          . APPSYCHOLOGY.COM — ПРАКТИЧЕСКИЙ ТЕСТ НА ОЩУЩЕНИЕ

          APPSYCHOLOGY.COM — ПРАКТИЧЕСКИЙ ТЕСТ ВОСПРИЯТИЯ

          Видеообзор ускоренного курса
          S_P_4 _ -_ Survey-_INFLUENCES_ON_THE_THERIENG_OF_FLAUR.PDF 373737373737373773737737737737737737737737337373373733737337373737373373737373737373737373733н.
          S_AND_P_4 _-_ Обследование _ -_ Влияния_он_0237
          Download File


          the_other_senses_text_reading_.pdf
          Download File


          Not Today’s Quiz
          Download File


          Четверг, 29 ноября — B5

          Цель урока:
          .
          TSWBAT  — Объясните слуховой процесс, включая входной стимул, а также структуру и функцию уха.
          TSWBAT  — Обсудите характер и причины потери слуха и опишите влияние шума на слух и поведение.
          TSWBAT  — Опишите осязание и объясните причину боли.
          TSWBAT  — Опишите чувства вкуса, обоняния, кинестезии и равновесия (вестибулярные).

          Темы: Раздел 3: Ощущение и восприятие 

          Идеи / Словарь:

          • См. Ниже -> Последовательность урока

          Ключевые вопросы:

          #1 —

          #2 —

          Последовательность урока:
          1) Do Now -Effect McGurk

          . 2) Упражнение — «Другие чувства» Упражнение
          3) Презентация — Организация нашего восприятия с помощью схемы
          5) Билет OTD — Ответьте на ключевые вопросы сегодняшнего дня и сдайте

          CC#7 – Воспринимать значит верить 

        • (продолжается) Глава 3 — Ощущение и восприятие (стр. 49-72) и примечания с вашим графическим организатором
        • Ресурсы, загруженные ниже:

          9 PERCEPUALE_ORGANIZITIC_CHART.PDF 9 .


          PERCEPULEAL_ORGANIZITION_CHART.PDF
          05b_gestalt_principles.pdf
          Download File


          CC6 — homunculus
          Download File


          CC7_perceiving_is_believing
          Download File


          cornell_note_paper.pdf
          Download File


          Friday, November 30th — B6

          Lesson Objective: 
          .
          TSWBAT  — Объясните слуховой процесс, включая ввод стимула, а также структуру и функцию уха.
          TSWBAT  — Обсудите характер и причины потери слуха и опишите влияние шума на слух и поведение.
          TSWBAT  — Опишите осязание и объясните причину боли.
          TSWBAT  — Опишите чувства вкуса, обоняния, кинестезии и равновесия (вестибулярные).

          Темы: Блок 3: Ощущение и восприятие

          Идеи / Словарь:

          • См. Ниже -> Последовательность урока


          Ключевые вопросы:

          #1 — TBD

          #2 — TBD

          Последовательность уроков: 
          ***Сдать вчерашнюю домашнюю работу***
          1) Сделай сейчас — Викторина Командное задание 

          • 3 минуты на рассмотрение
          • Соревнуйтесь!

          2) Презентация – Организация нашего восприятия с помощью схемы —> Гештальт-принципы, глубина и последовательность (Игра)
          ​ ​
          Домашнее задание:​

          • Рабочий лист по принципам гештальта 
          • Рабочий лист по перспективе 
          • (ONGOING) Chapter 3 — Sensation and Perception (pp. 49-72) & TAKE NOTES W/ YOUR GRAPHIC ORGANIZER 

          ​Resources Uploaded Below: ​

          05b_gestalt_principles.pdf
          Download File


          06b_perspective.pdf
          Download File


          08_senses_crossword_review.pdf
          Download File


          ap_psych_-_sensation___perception_-_tc18___print_-_quizizz.pdf
          Download File


          05a_gestalt_principles_-_notes.pdf
          Download File


          06a_depth_perception_-_notes. pdf
          Загрузить файл


          Понедельник, 10 декабря — B1

          Цель урока: 

          TSWBAT  — Описать общие принципы восприятия глубины организации и интеграции ощущений.
          TSWBAT — Учащиеся описывают общие принципы организации и интеграции ощущений 

          Темы: Раздел 3: Ощущение и восприятие 

          Идеи/словарный запас: 

          • См. ниже —> Последовательность уроков
          • Ключ 0 0 0

            :​

            #1 — Какими двумя способами мы видим восприятие глубины?

            #2 — Что, по вашему мнению, было достигнуто благодаря нашей сегодняшней работе в малых группах?

            Последовательность уроков: 
            1) Сделать сейчас —  
            2) Презентация — Организация нашего восприятия с помощью схемы —> Глубина и последовательность восприятия 

            • Подготовьте таблицу восприятия

            3) Работа в малых группах. Учащиеся работают в малых группах, чтобы сыграть в игру «Восприятие!»

            • Групповые занятия в группах по 2-4 человека в зависимости от размера класса. Попросите их взять лист бумаги, подписать его «Восприятие: деятельность в малых группах».
            • Объясните учащимся, что они выберут правильный монокулярный признак восприятия глубины и постоянства восприятия 

            4) Расширение — Обзор кроссворда Senses 
             ​
            ​/// Возьмем домашнюю викторину??? ///
            Домашнее задание:​

            • Рабочий лист по принципам гештальта 
            • Рабочий лист по перспективе 
            • Обзор кроссворда по ощущениям 
            • (ПРОДОЛЖАЕТСЯ) Глава 3. Ощущение и восприятие (стр. 49–72)

            Ресурсы загружены ниже:

            Вторник, 11 декабря — B2 

            Цель урока: 

            TSWBAT  — 

            Темы: Раздел 3: Ощущение и восприятие // Конец дня // Оценка // Практика FRQ

            Идеи / словарь: 

            • См. ниже —> Последовательность уроков

            ​ 
            Key0 Вопросы:

            #1 —

            #2 —

            Последовательность урока:
            1) DO Now -Debrief ‘Quiz’
            2) Практика FRQ

            • Руководство по обзору
            • Методы
            • стратегии

            3) Peer Researd FRQ
            4 40009 4 4009 4 4009 4 4009 4 4009 4 4009 4 4009 4 4009 4 4009 4 40040

          3). ) Подведение итогов


          Домашнее задание:

          • (ПРОДОЛЖАЕТСЯ) Глава 3. Ощущение и восприятие (стр. 49-72) и ДЕЛАТЬ ЗАМЕТКИ С ГРАФИЧЕСКИМ ОРГАНИЗАТОРОМ — S&P Graphic Organizer

            S&P GO Side 2
            Скачать файл


            S&P GO Сторона 1
            Скачать файл


            ​Supplementary Resources / Links / Videos: 

            ​Online Textbook Chapter:

            sensation_and_perception_openstax_textbook_chapter. pdf
            Download File


            ​Study Materials — These are great for ПОДРОБНЕЕ 

            sensation_and_perception_review_packet.pdf
            Скачать файл


            Sensation_and_perception_review_ppt_pdf.pdf

          Ездить на мотоцикле?


          Ощущение и восприятие | Гидроцефалия и молодые люди

          На этой странице …

          • Что такое сенсация и восприятие?
          • Как ощущения и восприятие в поведении?
          • Что происходит с ощущение и восприятие при гидроцефалии?
          • Тесно связанные процессы
          • Получение права информация в
          • Возможные проблемы
          • Добавлены осложнения

          Что такое сенсация и восприятие?

          Ощущение и восприятие происходят, когда мы взаимодействуем с мир вокруг нас.

          Ощущение заключается в обнаружении вещей, существующих в мира через: зрение, слух, обоняние, осязание и вкус. Для этого организм использует органы чувств: глаза, уши, нос, кожа и язык, которые посылают сообщения специализированная область мозга, называемая «сенсорной корой».

          Восприятие заключается в преобразовании сенсорных сообщений и сигналы в мысль или часть полезной информации, которую мозг может обработать напр. я вижу кошку; я чувствую боль в левой ноге; Я теряю равновесие.

          Вернуться к началу

          Как «сенсация и восприятие в поведении?

          Нам нужен комбинированный ввод от наших органов чувств, чтобы сказать нам о том, что происходит в окружающем нас мире. Мозг воспринимает и использует много информации, чтобы решить, если и когда делать что-то в ответ: действовать или вести себя.

          Например:

          • Наше обоняние может сказать нам, что молоко скисло, поэтому мы не пьем его.
          • Наше зрение улавливает разницу между краем обрыва и краем ступеньки (что может показаться похожим под ногой). Дополнительная информация помогает нам решить, следует ли отказаться от или не.

          Переход от видения или слышания чего-либо к действию в связи с этим включает в себя многие мозговые процессы. Внимание тесно связано с ощущением и восприятием. Вы можете прочитать о внимании отдельно, но это то место, где «команды» мозга центр» или исполнительные функции также Стань участником. Как только что-то ощущается и воспринимается, исполнительная часть мозга Функции «говорят» (или направляют) органы чувств, чтобы они обращали внимание на определенные вещи. Глядя или прислушиваясь к «правильным» вещам, мы получаем более полное картина ситуации: мы можем воспринимать ситуацию в целом, чтобы понять это лучше.

          Наверх

          Что происходит с ощущение и восприятие при гидроцефалии?

          Поскольку сенсорная кора находится на поверхности головного мозга, он может быть прижат к внутренней части черепа, когда мозг набухает (см. Гидроцефалия для более подробного описание того, почему это происходит). Это давление может привести к повреждению клеток на поверхности мозга, что может затруднить передачу сенсорных сигналов. быть принятым и понятым.

          Гидроцефалия также растягивает многие связи в мозг. Это может означать, что процессы, которые обычно работают вместе, не «общаются». так же, как они должны. Так, очевидная неспособность ребенка или подростка видеть или услышать что-то (например) может быть из-за аффектов, что гидроцефалия может воздействовать на другие, связанные процессы, такие как внимание или исполнительное функционирование.

          Вернуться к началу

          Тесно связанные процессы

          Ни один из процессов мозга не работает сам по себе. Проблемы с внимание, например, может мешать сосредоточиться на «правильных» вещах. Этот может быть особенно трудным в занятых ситуациях, когда есть много разных о чем подумать. Подробнее о том, как работает внимание, читайте здесь.

          Занятость или сложные ситуации также означают, что мозг должен работать усерднее, чтобы понять, что происходит. Например, просят использовать единственный карандаш, лежащий на столе, — это более легкая задача, чем попросить использовать красный карандаш из ящика, полного многих карандашей.

          Способность воспринимать и обращать внимание на «правильные» вещи в ситуации также зависит от понимания или «понимания» ситуация. Подробнее о понимании можно прочитать здесь. Если вопрос, инструкция или ситуация не поняты должным образом, будет трудно решить, как реагировать или вести себя.

          Наверх

          Получение права информация в

          Как уже упоминалось, ни один из процессов мозга не работает один. Таким образом, может быть полезно подумать о том, как эти ключевые процессы связаны с друг с другом.

          Вернуться к началу

          Возможные проблемы

            Измененные ощущения и восприятие могут способствовать трудности с:

            • Навигация (самоориентация по отношению к окружающие достопримечательности)
            • Поиск вещей в сумке/ящике/шкафу (нахождение одного предмета среди множества)
            • Геометрия (как мы воспринимаем формы, углы)
            • Восприятие социальных сигналов (например, язык тела, изменение выражения лица)
            • Дистанционное/пространственное восприятие (например, глубина поле)

            Ощущение и восприятие находятся в начале сложной линии процессов, которые позволяют нам взаимодействовать с миром. Проблемы с чувствительностью и восприятие может иметь влияние практически на любую область жизни. Если ребенок или молодой человек испытывает трудности только в некоторых ситуациях, это может указывать на то, что другие процессы в мозгу были затронуты.

            Может быть очень трудно сказать, какой из отделов мозга процессы поражены гидроцефалией. Предложения по обращению с житейские проблемы и трудности даны на протяжении всей Жизни с Страницы гидроцефалии.

            Некоторые из страницы, которые могут представлять особый интерес:

            • Знать, как себя вести
            • Общение с другими
            • Личная организация
            • Решение проблем

            Вернуться к началу

            Дополнительные осложнения

            Гидроцефалия часто связана с другими состояниями таких как расщелина позвоночника, церебральный паралич и кровоизлияние в мозг. Каждое условие может или не может изменить ощущение и восприятие. Spina bifida, например, может вызывают изменения в ощущении и восприятии, связанные с повреждением спинной мозг, не обязательно в головной мозг.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *