Саморегуляция психических состояний как элемент психологической готовности к деятельности в экстремальных условиях // Психология и право — 2011. Том 1. № 4
Аннотация
Деятельность сотрудников правоохранительных органов связана с высокой степенью риска, опасностью для жизни и здоровья, осознанной высокой ответственностью за результаты выполнения служебных задач. Только подготовленность сотрудников, раскрытие их потенциальных возможностей могут обеспечить успешность деятельности в экстремальных условиях. Психологическая готовность к деятельности зависит от особенностей личности, лежащих в ее основе, и психических состояний. Одной из проблем психических состояний, имеющей практическое значение, является проблема их саморегуляции, основная цель которой – гармонизация взаимоотношений с окружающим миром и с самим собой. Эта цель может быть достигнута благодаря активизации механизмов непроизвольной и произвольной саморегуляции. В статье рассматривается значимость изучения индивидуального стиля саморегуляции, компонентами которого являются индивидуальные приемы, способы, формы поведения, общения, познания, практических действий.
Ключевые слова: экстремальная деятельность, психологическая готовность , психические состояния, саморегуляция, стиль саморегуляции
Рубрика издания: Личностно-ориентированные психотехнологии в правоохранительной деятельности
Тип материала: научная статья
Для цитаты: Коноплева И. Н., Калягин Ю.С. Саморегуляция психических состояний как элемент психологической готовности к деятельности в экстремальных условиях [Электронный ресурс] // Психология и право. 2011. Том 1. № 4. URL: https://psyjournals.ru/journals/psylaw/archive/2011_n4/49298 (дата обращения: 13.06.2023)Фрагмент статьи
Человек на протяжении всей своей жизни часто сталкивается с различными ситуациями, когда приходится делать выбор между различными способами осуществления активности в зависимости от поставленных целей, индивидуальных особенностей и условий окружающей его среды, особенностей людей, с которыми он взаимодействует.
Экстремальная ситуация создается комплексом экстремальных факторов и их особенностями. Экстремальными факторами могут выступать как физические факторы среды (шум, наличие вредных примесей в среде, высокая или низкая температура и т. п.), так и эмоциональные факторы (дефицит времени, опасность, повышенная ответственность и т.
<…>
Полный текст
Человек на протяжении всей своей жизни часто сталкивается с различными ситуациями, когда приходится делать выбор между различными способами осуществления активности в зависимости от поставленных целей, индивидуальных особенностей и условий окружающей его среды, особенностей людей, с которыми он взаимодействует.Экстремальная ситуация создается комплексом экстремальных факторов и их особенностями. Экстремальными факторами могут выступать как физические факторы среды (шум, наличие вредных примесей в среде, высокая или низкая температура и т. п.), так и эмоциональные факторы (дефицит времени, опасность, повышенная ответственность и т. д.). Экстремальность деятельности сотрудников правоохранительных органов создается постоянно действующими негативными факторами. К ним могут быть отнесены не только частый дефицит времени, противодействие заинтересованных лиц, интеллектуальные перегрузки, связанные с избытком или дефицитом информации, но и постоянная повышенная служебная и моральная ответственность за принимаемые решения, а также то обстоятельство, что при выполнении служебной деятельности сотрудник правоохранительных органов сталкивается с человеческими пороками, антиобщественными, аморальными поступками, которые не оставляют его безучастным [12].
Полагаем, что экстремальные ситуации в правоохранительной практике обусловлены реальной угрозой наступления общественно опасных последствий. Рассматривая психологическую готовность человека к деятельности в экстремальных условиях, ученые принимают во внимание целый комплекс переменных, от которых зависит успех деятельности. Эти переменные объединяют в следующие группы:
- компоненты квалификации, требующие приобретения необходимых знаний и умений [8; 17];
- мотивационные компоненты, характеризующие отношение к деятельности [3; 4; 19];
- особенности личности и психические состояния [13; 14].
При изучении особенностей той или иной деятельности необходимо установить, какие личностные качества имеют для нее важное значение, оказывают положительное или отрицательное влияние. Сопоставляя личностные особенности человека с требованиями конкретной деятельности, мы можем прогнозировать его возможности в ней. При характеристике условий деятельности, в которых вынуждены работать сотрудники правоохранительных органов, следует отметить такие факторы, как опасность, новизна обстановки, неопределенность, внезапность, высокий темп действий, дефицит времени, сильные эмоциональные воздействия, наличие как избытка, так и недостатка информации, необходимость одновременного совмещения нескольких видов деятельности, систематическое физическое и психическое утомление [18].
Экстремальными условиями считаются опасность, новизна обстановки, неопределенность, внезапность, требующие быстрой адаптации человека. А.Г. Маклаков и С.В. Чермянин [9; 11] указывают на значимость ряда личностных особенностей, которые отличаются относительной стабильностью и во многом определяют успех процесса адаптации в экстремальных условиях.
К таким особенностям авторы относят нервно-психическую устойчивость, коммуникативные качества и степень ориентации на общепринятые нормы поведения, что в комплексе образует личностный адаптационный потенциал.Специфически сложные условия протекания деятельности сотрудников правоохранительных органов определяют особую важность развития потенциальных возможностей, личностных особенностей, способностей и умения эффективно приспосабливаться к этим условиям, формировать и сохранять высокий уровень активности нервно-психического состояния и работоспособности, т. е. умение формировать оптимальный стиль жизнедеятельности, активную жизненную позицию, оптимальный уровень саморегуляции психофизиологических функций. Способность к регуляции своего поведения немыслима без навыков саморегуляции своего психического состояния. Специфика правоохранительной деятельности определяет повышенные требования к способности сотрудников к произвольной регуляции своего состояния и поведения, что и заставляет нас обратиться к рассмотрению этой проблемы.
Факторы, связанные с необходимостью выполнения своего служебного долга в сложных, быстро меняющихся и труднопрогнозируемых ситуациях, являются наиболее стрессогенными. Такими, например, являются ситуации, связанные с агрессивными действиями со стороны гражданского населения, необходимостью применять оружие на поражение и т. д. R.A. Blak [21] называет в качестве стрессогенных следующие ситуации:
- гибель товарища по службе при исполнении служебных обязанностей;
- лишение жизни человека при исполнении обязанностей;
- ведение огня на поражение;
- самоубийство товарища по службе;
- увечье или травма товарища;
- гибель маленьких детей и другие человеческие жертвы;
- задержание преступника;
- участие в операциях по освобождению заложников и ведение переговоров с преступниками;
- все операции подразделений специального назначения, когда присутствует реальная угроза жизни;
- свидетельство фактов коррупции, взяточничества и других противоправных действий со стороны сотрудников правоохранительных органов;
- отстранение от службы и угроза увольнения;
- повреждение или полное разрушение укрытия, индивидуальных средств защиты.
К этому следует добавить, что далеко не все сотрудники в силу своих личностных и характерологических особенностей способны устойчиво и продуктивно работать в условиях, сопряженных с постоянной угрозой для их здоровья и жизни. Ряд зарубежных исследователей [22⎼24], изучая последствия применения оружия полицейскими, выявили значительную распространенность стрессовых расстройств у полицейских, применявших оружие на поражение. По их данным, свыше 60 % обследованных отметили значительное воздействие этих ситуаций на их психику. Возникающие при этом психодезадаптивные состояния находят свое выражение в снижении работоспособности, девиантных формах поведения, в нервно-психических и психосоматических нарушениях. Из этого следует, что повышение стрессоустойчивости и профилактика психодезадаптивных состояний являются важным звеном в совершенствовании механизмов функционирования сотрудников правоохранительных органов.
Изучение регуляторной функции психики относится к числу фундаментальных проблем психологии, причем одно из проявлений этой функции связано с регуляцией психического состояния человека. Важной стороной этой проблемы является изучение системно-функциональных механизмов регуляции психических состояний – функциональных структур. Функциональная структура представляет собой инвариантные и динамические отношения между составляющими регуляторного процесса в ходе достижения цели – регуляции психического состояния [15].
Функциональные структуры рассматриваются не только в аспекте регуляции состояний, но и психической деятельности в целом. Вместе с тем эти структуры различны. В процесс регуляции состояний входят психические процессы и свойства личности, социальная среда, условия жизнедеятельности и др. Этот процесс совершается при активном участии психических процессов с опорой на психологические свойства личности.
Становление целостной функциональной структуры регуляции психических состояний осуществляется в процессе активной адаптации субъекта к условиям социальной среды и характеру деятельности. Предметом специального изучения в психологии являются психические состояния людей в условиях стресса при экстремальных обстоятельствах, в ответственных ситуациях.
Среди психических явлений психическим состояниям принадлежит одно из основных мест. Психическое состояние – это самостоятельное проявление человеческой психики, всегда сопровождающееся внешними признаками, имеющими преходящий, динамический характер, не являющимися психическими процессами или свойствами личности, выражающееся чаще всего в эмоциях, окрашивающее всю психическую деятельность человека и связанное с познавательной деятельностью, с волевой сферой и личностью в целом. Категория «психическое состояние» используется в психологии для условного выделения в психике индивида относительно статического момента, в отличие от понятия «психический процесс», подчеркивающего динамические моменты психики, и понятия «психическое свойство», указывающего на устойчивость проявлений психики индивида, их закрепленность и повторяемость в структуре его личности [16].
Способность к саморегуляции психических состояний занимает особое место в ряду разнообразных профессионально и жизненно важных психических и психофизиологических качеств. Она обусловливает успешность и безопасность служебной деятельности вооруженного сотрудника, его адаптивность к различным жизненным ситуациям, адекватность поведения в них. В связи с этим обеспечение развития возможностей личности управлять своими психическими состояниями, организация целенаправленного обучения приемам их сознательной саморегуляции имеют чрезвычайную важность как в плане подготовки к выполнению конкретной оперативно-служебной деятельности (особенно с выраженным нервно-психическим компонентом рабочей нагрузки), так и в плане общих профилактических психологических, медицинских и социальных мер, направленных на сохранение и укрепление здоровья, улучшение психологической атмосферы в обществе. Высшей формой психической саморегуляции функционального состояния является произвольная саморегуляция [1; 20]. В экстремальных условиях произвольная саморегуляция может выступать как специфическая деятельность, направленная на преобразование субъектом своего состояния из наличного в потребное, соответствующее условиям и задачам деятельности. Процесс формирования осознанно-произвольной саморегуляции – это процесс становления активного субъекта деятельности вне рамок какого-то определенного вида деятельности.
Обладание навыками произвольной саморегуляции свидетельствует о возможности и умении человека осознавать свои цели, строить систему действий, направленных на достижение этих целей, моделировать условия окружающей действительности для оптимального разрешения своих проблем, контролировать, корректировать программу действия в зависимости от складывающихся ситуаций, что говорит о высоком уровне пластичности человека, приспособленности, адаптированности к окружающей действительности. Однако становление субъекта деятельности зависит и от особенностей конкретной деятельности. «Формирование единой для множества разных деятельностей системы саморегуляции позволяет подготовить человека в будущем к перемене поведения в трансформирующихся ситуациях, адаптации к постоянно меняющимся условиям деятельности» [2, c. 407]. При наличии и совершенствовании у сотрудника системы саморегуляции возникает тенденция к осознанному проявлению и пониманию себя как субъекта деятельности, в результате чего уменьшается конфликтность, повышается уверенность в себе, улучшается профессиональное самочувствие, что и является качествами профессионала.
По мнению В.И. Моросановой, индивидуальные особенности саморегуляции характеризуются тем, «как человек планирует и программирует достижение цели, учитывает значимые внешние и внутренние условия, оценивает результаты и корректирует свою активность для достижения субъективно-приемлемых результатов» [10, c. 487]. Обобщая результаты исследований личностных аспектов индивидуальных особенностей субъектной регуляции, она отмечает, что «чем выше степень осознанного саморегулирования, развитость, взаимосвязанность всех основных звеньев саморегуляции, тем легче проходит адаптация к сложным видам деятельности» [там же, c. 486].
Исследования В.И. Моросановой показали, что разная степень развитости основных процессов саморегуляции определяется личностными, характерологическими особенностями человека. Выделение сильной и слабой сторон стиля не является структурной характеристикой, а определяется внешними требованиями, в частности, регуляторными особенностями выполняемой деятельности. Профиль регуляции считается гармоничным, если все основные процессы или звенья регуляции развиты примерно на одном уровне. Он может быть сформирован на различном общем уровне регуляции: на высоком уровне все звенья регуляции будут относительно в равной степени хорошо развиты и взаимосвязаны, на низком уровне будет наблюдаться их одинаково слабое развитие и низкая взаимосвязь.
Профессиональная деятельность сотрудников правоохранительных органов является эмоционально насыщенной и приводит к состоянию психического напряжения. Подобные условия работы часто считаются экстремальными. Недостаточная способность к релаксации обусловливает аккумуляцию негативных последствий нервно-психического напряжения, связанного с выполнением профессиональных обязанностей и в дальнейшем может приводить к снижению эффективности деятельности. Именно этим обусловлена значимость исследований стиля саморегуляции и саморегуляции функциональных состояний человека в сложных условиях правоохранительной деятельности.
Литература
- Алексеева Л.Ф. Психическая саморегуляция активности личности // Психические механизмы регуляции активности: Сб. науч. тр. Новосибирского гос. пед. ун-та. Новосибирск, 2001.
- Белоус О.В. Формирование саморегуляции как фактор повышения профессионализма учителя // Ежегодник Российского психологического общества: Мат-лы 3-го Всероссийского съезда психологов, 25–28 июня 2003 г.: В 8 т. СПб., 2003. Т. 1.
- Бычков О.В. Тактика подготовки сотрудников ОВД к действиям в экстремальных условиях // Проблемы, пути становления и дальнейшего развития психологической службы органов внутренних дел: Мат-лы конференции практических психологов ОВД. Часть 2. Домодедово, 1998.
- Вахнина В.В. Психологические особенности мотивации личности руководителя органа внутренних дел. Дисс. …канд. психол. наук. М., 1999.
- Калягин Ю.С., Коноплева И.Н. Обучение сотрудников правоохранительных органов саморегуляции психических состояний // Ананьевские чтения–2010. Современные прикладные направления и проблемы психологии: Мат-лы научной конференции, 19–21 октября 2010 г. Часть 2 / Отв. ред. Л.А. Цветкова. СПб., 2010.
- Коноплева И.Н. Организация психологической подготовки сотрудников милиции к оперативно-служебной деятельности // Электронный журнал PSYEDU.ru. 2010. № 3.
- Лебедев В.И. Личность в экстремальных условиях. М., 1989.
- Листков В.Б., Хоменко А.Н. Морально-психологическая подготовка курсантов в ходе занятий по тактико-специальной подготовке (ТСП) // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2003. № 1 (19).
- Маклаков А.Г. Личностный адаптационный потенциал: его мобилизация и прогнозирование в экстремальных условиях // Психологический журн. 2001. Том 22, № 1.
- Моросанова В.И. Личностные аспекты стилевой саморегуляции // Ежегодник Российского психологического общества: Мат-лы 3-го Всероссийского съезда психологов, 25⎼28 июня 2003 г.: В 8 томах. СПб., 2003. Т. 5.
- Новиков В.С., Боченков А.А., Литвинцев С.В., Чермянин С.В., Шустов Е.Б. Психофизиологическое обеспечение боевой деятельности частей и подразделений // Методические указания. М., 1995.
- Пацакула И.И. Психология профессиональной безопасности сотрудников спецподразделений правоохранительных органов в экстремальных условиях деятельности. Автореф. дисс. … канд. психол. наук. Рязань, 2001.
- Поздняков В.М. Отечественная пенитенциарная психология: история и современность. М., 2000.
- Прикладная юридическая психология: Учеб. пособие для вузов / Под ред. проф. А.М. Столяренко. М., 2001.
- Прохоров А.О. Функциональная структура регуляции психических состояний / Вестник Российского гуманитарного научного фонда. Бюллетень. 2003. № 1 (30).
- Психология. Словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. М., 1990.
- Смирнов В.Н. Концепция экстремально-психологической подготовки сотрудников ОМОН и СОБР // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2002. № 1 (17).
- Смирнов В.Н. Особенности профессиональной экстремально-психологической подготовки сотрудников специальных подразделений органов внутренних дел. Монография. М., 2003.
- Формирование мотивационной готовности сотрудников органов внутренних дел к службе. Отчет о НИР. М., 2002.
- Целиковский С.Б. Особенности реализации принципа обратной связи в обучении саморегуляции психических состояний. Автореф. дисс. … канд. психол. наук. Ростов н/Д, 1994.
- Blak R.A. Critical incident debriefing for law enforcement personel: A model // Critical incident in Policing: Revised. Washington, DC., 1991.
- Horn J.M. Critikal incidents for law enforcement officers // Critical incidents in Policing. Revised. Washington, DC., 1991.
- Nielsen E. Faktors influencing the nature of postraumatic stress disorders / Critical Incidents in Policing.Rewised.Washington, DC., 1991.
Pierson T. Critical Insident Stress: A Serious Law Enforcement Problem // Police Chief. 1989. № 2.
Коноплева Инга Николаевна, кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры клинической и судебной психологии, факультет юридической психологии, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid. org/0000-0002-8540-8667, e-mail: [email protected]
Калягин Юрий Сергеевич, доцент кафедры криминальной психологии факультета «Юридическая психология», ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, e-mail: [email protected]
Метрики
Просмотров
Всего: 15793
В прошлом месяце: 47
В текущем месяце: 16
Скачиваний
Всего: 3598
В прошлом месяце: 15
В текущем месяце: 9
Юрий Викторович Щербатых Общая психология ВВЕДЕНИЕ Учебный предмет «Общая психология» характеризуется рядом особенностей, создающих некоторые трудности в процессе преподавания. Во-первых, это значительный по объему курс, который длится четыре семестра и содержит большое число дидактических единиц. Во-вторых, данный предмет изучают на 1–2 году обучения, и вчерашние школьники еще слабо подготовлены к восприятию большого массива абстрактно-логических понятий. В-третьих, методическое обеспечение данного предмета представлено преимущественно учебниками и пособиями, которые насыщены материалами текстового характера и слабо иллюстрированы рисунками, таблицами и схемами. Особенно трудно дается усвоение содержания «Общей психологии» студентам заочной формы обучения, которые физически не успевают освоить сотни страниц учебника за краткий период сессии. Все это диктует необходимость издания учебных пособий, кратких по объему и с большим количеством иллюстраций, то есть книг, в которых бы в полной мере реализовались такие принципы дидактики, как наглядность и доступность. К настоящему времени отечественный рынок учебной литературы предлагает студентам в основном два вида учебных пособий: ♦ объемные базовые учебники, содержащие преимущественно текстовый материал; ♦ пособия, содержащие наборы схем и минимальное количество сопровождающего текста. Данное учебное пособие задумано как недостающее связующее звено между первым и вторым типом книг, в котором оптимально сочетаются иллюстрации и текст. Другим полезным свойством данного пособия является наличие предметного указателя, облегчающего поиск нужной информации. При подготовке книги к изданию возникла проблема выбора минимального набора дидактических единиц, которые должны соответствовать требованиям Госстандарта (ГОС) к обязательному минимуму содержания учебной дисциплины «Общая психология» по специальности «Психология». Если рассмотреть существующие в настоящее время базовые учебники по общей психологии, то можно увидеть, что большинство из них не соответствует полностью требованиям Госстандарта. Этому есть как субъективные, так и объективные причины. Субъективные кроются в наличии собственного мнения того или иного автора о содержании данной науки, а объективные причины заключены в содержании самого ГОС. Требования к обязательному содержанию учебной дисциплины, к сожалению, нельзя назвать оптимальными в плане подготовки специалистов-психологов. Некоторые важные, основополагающие понятия общей психологии в них отсутствуют, в то время как излишне подробно выделены некоторые мелкие, второстепенные моменты. Например, в требованиях ГОС нет таких важных категорий психологии, как темперамент, характер, способности и представления; отсутствует раздел, посвященный методам психологии. В то же время излишне подробно расписаны разделы, посвященные восприятию и мышлению. К тому же часть вопросов, вынесенных к обязательному изучению, носит достаточно дискуссионный характер. Например, определения таких понятий, как пространственная, временная, информационная, энергетическая характеристики сознания, не являются общепризнанными в психологической науке, а носят излишне абстрактный характер и отсутствуют в базовых учебниках. Тем не менее, как говорили древние, dura lex, sed lex. Требования Госстандарта подлежат неукоснительному исполнению. Другое дело, что стандарт лишь определяет минимальный набор требований, но не точных формулировок, в которых они должны раскрываться. Каждый преподаватель может сам выбирать определения и формулировки тех или иных психологических категорий, исходя из парадигм того направления психологии, в рамках которого он работает. Автор будет благодарен за критические замечания, которые могут быть высказаны в адрес первого издания данного пособия, и выражает надежду, что его содержание окажется полезным преподавателям и студентам в качестве дополнительного материала при изучении курса «Общая психология». Профессор психологии Московского гуманитарно-экономического института, доктор биологических наук Ю. В. Щербатых ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА 1.1. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ПСИХОЛОГИИ 1.1.1. Психология – наука о психике В дословном переводе психология – наука о душе (psyche– душа, logos – понятие, учение), таким образом, психология – наука о психике и психических явлениях. Что же такое психика? Ученые-материалисты определяют ее как особую форму отражения окружающего мира, свойственную высокоорганизованной материи.[1] 1Под отражением понимают способность материальных объектов в процессе взаимодействия с другими объектами воспроизводить в своих изменениях некоторые особенности и черты воздействующих на них явлений. Особенность психологии, определяющая ее трудности, – это нематериальность психических явлений, что делает их недоступными для непосредственного изучения. Психику нельзя увидеть, услышать, попробовать на вкус или на ощупь. При ее изучении не помогут ни сверхмощный микроскоп, ни самые чувствительные методы химического анализа. Мы можем исследовать психику лишь косвенно, делая те или иные выводы о психических явлениях только по внешним, материальным признакам их проявлений. В этом сложность психологии как науки, но этим она и увлекательна. Психология – наука о психике и психических явлениях. Психика – особая форма отражения окружающего мира, свойственная высокоорганизованной материи (человеку и животным). Для человека, обладающего высшей формой психики – сознанием, дается еще одно определение психики. Психика человека – это субъективный образ объективного мира, который возникает в процессе взаимодействия человека с окружающей его средой и другими людьми. 1.1.2. Особенности психологии как науки Отличия психологии от других наук показаны на рис. 1.1. Рис. 1.1. Особенности психологии как науки 1.1.3. Основные направления психологии Основные направления психологии представлены на рис. 1.2. Рис. 1.2. Основные направления психологии Фрейдизм и неофрейдизм: преобладающая роль подсознания в психической жизни человека. Бихевиоризм: поведение как основной объект исследования и отказ от попыток исследования механизмов деятельности психики. Гештальтпсихология: попытка объяснить феномены психической жизни исходя из понятия целостного образа (гештальта), несводимого к сумме отдельных элементов восприятия. Гуманистическая психология – воспринимает человека как активного, свободного, креативного и автономного субъекта, обладающего стремлением к самореализации. 1.1.4. Предмет психологии Предмет психологии менялся в ходе ее формирования как отдельной науки. Сначала предметом ее изучения была душа, потом сознание, затем – поведение человека и его бессознательное и т. д., в зависимости от тех общих подходов, которых придерживались психологи на определенных стадиях развития науки. В настоящее время на предмет психологии есть два взгляда. В первом из них предметом изучения психологии являются психические процессы, психические состояния и психические свойства личности. Согласно второму предметом данной науки являются факты психической жизни, психологические законы и механизмы психической деятельности. Рассмотрим первый подход к предмету психологии (рис. 1.3). Рис. 1.3. Предмет изучения психологии (первая версия) Психические процессы выступают в качестве первичных регуляторов поведения, они имеют начало, течение и конец. Обычно выделяют три их разновидности: познавательные, эмоциональные и волевые. Основные виды психических процессов приведены в табл. 1.1. Таблица 1.1. Виды психических процессов Помимо вышеприведенной, существует и иная классификация психических процессов. Согласно ей психические процессы делят на индивидуальные и групповые, а затем – на внутренние и внешние (рис. 1.4). Рис. 1.4. Разновидности психических процессов На основе психических процессов могут формироваться психические состояния, которые характеризуют состояние психики в целом. К ним относятся, например, состояния активности или пассивности, бодрости или подавленности, работоспособности или усталости, раздражительности, рассеянности, хорошего или плохого настроения. Психические состояния влияют на течение психических процессов. Они могут быть внешними и внутренними, индивидуальными и групповыми (рис. 1.5). Рис. 1.5. Разновидности психических состояний О степени влияния негативных психических состояний могут говорить следующие примеры: ♦ такое групповое психическое состояние, как паника, является причиной финансовых кризисов, дефолтов и крахов банков; ♦ другое психическое состояние – конфликт – может привести к срыву деловых переговоров или разрушению семейных отношений. Отметим, что оба эти состояния носят промежуточный характер, так как, с одной стороны, являются внутренними психическими переживаниями, а с другой стороны, имеют выраженное внешнее проявление. Помимо негативных групповых психологических состояний, имеются и позитивные, например, сплоченность коллектива предприятия или благоприятный психологический климат внутри организации. Третья группа психических явлений, выделяемая в рамках первого подхода – психические свойства, которые характеризуются большей устойчивостью и постоянством. Они определяют неповторимость человека и являются основой его личности. Когда мы называем человека смелым, вспыльчивым, честным или азартным, то этими словами описываем именно устойчивые свойства личности. Некоторые авторы считают, что в рамках данной классификации можно дополнительно выделить еще один вид психических явлений: психические образования – то, что становится результатом развития психики человека. Последние формируются в процессе приобретения человеком жизненного и профессионального опыта. К ним относят: знания, навыки, умения, привычки, установки, взгляды, убеждения и т. д. Согласно второму подходу предметом психологии являются факты психической жизни, психологические законы и механизмы психической деятельности (рис. 1.6). Рис. 1.6. Предмет психологии (вторая версия) К фактам психической жизни можно отнести скорость сенсомоторной реакции, некоторые процессы ощущения и восприятия действительности (например, оптические иллюзии), факты психологической защиты устоявшихся убеждений, эмоциональные реакции, возникающие при поступлении новой информации и пр. Психический факт (оптической иллюзии) продемонстрирован на рис. 1.7: на первый взгляд кажется, что верхний отрезок больше нижнего, хотя они равны между собой. Примером психического закона является закон Вебера – Фехнера, касающийся относительных порогов ощущений: «интенсивность ощущения пропорциональна логарифму силы раздражения». Рис. 1.7. Пример оптической иллюзии Другой пример: закон изменения скорости развития двигательного навыка. На рис. 1.8 виден экспоненциальный характер изменения скорости развития двигательного навыка – скорости работы на клавиатуре: сначала результат растет очень быстро, а затем замедляется. Рис. 1.8. Кривая выработки двигательного навыка Механизмы психических явлений наиболее трудно выявлять и исследовать. К настоящему времени они изучены мало, однако прогресс психологии связан именно с этим направлением. Примером может является возникновение чувства удовольствия при повышении электрической активности определенных центров гипоталамуса в промежуточном мозге. 1.1.5. Объект и задачи психологии Основной задачей психологии как науки является изучение объективных закономерностей формирования, развития и проявления психических явлений и процессов. Частными задачами психологии являются: ♦ изучение механизмов психических явлений и процессов; ♦ анализ закономерностей развития психических явлений и процессов в процессе онтогенеза, социального взаимодействия людей и трудовой деятельности; ♦ содействие внедрению знаний психологической науки в практику жизни и деятельности людей. Что касается объекта психологии, то в его определении мы сталкиваемся с некоторыми трудностями. Обычно считается, что объектом науки являются носители тех явлений и процессов, которые данная наука исследует. Таким образом, объектом психологии нужно признать человека. Однако, согласно этическим нормам отечественной методологии человек не может быть объектом, так как является субъектом познания. Чтобы выйти из этого терминологического противоречия, можно обозначить объект общей психологии как психику во всем многообразии ее проявления в процессе взаимодействия организма и окружающего мира. 1.1.6. Культурно-историческая парадигма Культурно-историческая парадигма (теория) была разработана советским психологом Л. С. Выготским и получила дальнейшее развитие в трудах А. Н. Леонтьева. В основу ее были положены идеи французской социологической школы: историзма и социальной обусловленности психики. До этого в психологии существовала естественно-научная парадигма, отличия которой от парадигмы культурно-исторической показаны на рис. 1.9. Рис. 1.9. Отличия естественнонаучной и культурно-исторической парадигм психологии Согласно взглядам Л. С. Выготского и А. Н. Леонтьева в качестве источника развития высших психических функций ребенка выступает социальная среда. Отношение к среде меняется с возрастом, следовательно, меняется и роль среды в развитии. Развитие ребенка подчиняется действию общественно-исторических законов. Движущая сила психического развития – обучение (при этом развитие и обучение – это разные процессы). Обучение есть внутренне необходимый момент в процессе развития у ребенка свойств, исторически присущих человеку. Обучение не тождественно развитию: оно создает зону ближайшего развития, то есть пробуждает и приводит в движение у ребенка внутренние процессы развития, которые вначале для ребенка возможны только в сфере взаимоотношений со взрослыми и сотрудничества со сверстниками. 1.1.7. Психология как наука и как система житейских знаний Обратите внимание на то, что под словом «психология» люди понимают не только науку, но и определенную систему житейских знаний. Между этими областями человеческой культуры есть как сходство, так и различия. Сходство состоит в том, что обе эти сферы изучают одно и то же – психику человека, но различия между ними весьма значительны (табл. 1.2). Таблица 1.2. Психология как наука и как система житейских знаний Тем не менее между житейскими и научными знаниями есть определенное соответствие. Часто житейские знания проявляются в народных пословицах и поговорках. 1.2. СТРУКТУРА ПСИХОЛОГИИ Современная психологическая наука состоит из ряда относительно самостоятельных научных дисциплин, или отраслей, которые и образуют ее структуру (табл. 1.3). Таблица 1.3. Содержание отдельных психологических дисциплин Существуют также отрасли психологии, связанные с определенными областями человеческой деятельности: военная психология, спортивная психология, инженерная психология, юридическая психология, космическая психология и т. д. 1.3. СВЯЗЬ ПСИХОЛОГИИ С ДРУГИМИ НАУКАМИ Связь психологии с другими науками показана на рис. 1.10. Рис. 1.10. Связь психологии с другими науками Философия. Родоначальником психологии считается величайший философ древности – Аристотель. Философия есть система взглядов на мир и человека, а изучением человека занимается именно психология. Поэтому до недавнего времени психологию изучали на философских факультетах университетов, и ее некоторые разделы (в частности, общая психология, где даются определения базовых понятий науки) тесно переплетаются с философией. Однако психология не может быть «служанкой философии», как это было в Советском Союзе, где марксистко-ленинская философия жестко определяла основные постулаты психологии. Это две самостоятельные науки, которые могут взаимно обогащать и дополнять друг друга. На стыке философии и психологии располагается такая отрасль последней, как общая психология. Естествознание тесно связано с психологией. Развитие теоретической и практической психологии в последние годы было бы невозможно без успехов в биологии, анатомии, физиологии, биохимии и медицине. Благодаря этим наукам психологи лучше понимают строение и работу мозга человека, который является материальной основой психики. На стыке физиологии и психологии располагается психофизиология. Социология как самостоятельная наука тесно связана с социальной психологией, которая является тем мостиком, который связывает мысли, чувства и установки отдельных людей с феноменами массового сознания. Кроме того, социология предоставляет психологии факты социальной деятельности людей, которые затем используются психологией. Связь между психологией и социологией обеспечивает социальная психология. Технические науки также связаны с психологией, так как у них зачастую возникает проблема «стыковки» сложных технических систем и человека. Данными вопросами занимаются инженерная психология и психология труда. История. Современный человек – есть продукт исторического развития, при котором происходило взаимодействия биологических и психических факторов – начиная от биологического процесса естественного отбора до психических процессов речи, мышления и труда. Историческая психология изучает изменение психики людей в процессе исторического развития и роль психологических качеств исторических деятелей на ход истории. Медицина помогает психологии лучше понять возможные механизмы нарушения психики людей и находить пути для ее лечения (психокоррекции и психотерапии). На стыке медицины и психологии находятся такие ветви психологии, как медицинская психология и психотерапия. Педагогика предоставляет психологии информацию об основных направлениях и закономерностях обучения и воспитания людей, позволяющую вырабатывать рекомендации по психологическому обеспечению этих процессов. Связь между этими близкими науками обеспечивают педагогическая психология и возрастная психология. 1.4. РАЗВИТИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРИРОДЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ Человека всегда интересовал внешний мир («макрокосмос»), но чтобы достигать своих целей в нем, ему было необходимо понимать поведение других людей и себя. Поэтому люди издавна пытались изучать внутренний мир человека («микрокосмос»). Обычно выделяют четыре этапа развития психологии, в которых данная наука последовательно являлась наукой о душе, сознании, поведении и механизмах деятельности психики, однако при этом из истории психологии выпадают некоторые важные моменты. Поэтому имеет смысл выделить больше стадий развития науки о психике. 1 этап. Всеобщее одушевление природы. С первобытных времен люди пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека наличием особой субстанции – души. В те времена считалось, что душа обитает везде – в людях, животных, растениях, явлениях природы. С тех пор в нашей речи укоренились такие выражения, как «ласковое солнце», «суровый ветер», «жестокий мороз». Такое всеобщее одушевление природы называется анимизмом. 2 этап. Психология как наука о душе. Развитие этого этапа психологии связано с работами древнегреческих философов. В частности, Демокрит считал, что душа – частица природы и подчиняется ее законам. Гиппократ – разработал учение о темпераментах. Он полагал, что темперамент человека связан с преобладанием в его теле какой-то жидкости. Например, желчный и вспыльчивый характер холерика вызван избытком желчи (по-гречески – «холе»), а медлительный и спокойный характер флегматика определяется слизью, преобладающей среди других жидкостей тела. Механизмы психики были раскрыты Гиппократом неверно, но феноменология (описание явлений) оказалась столь точна, что данная систематика темпераментов (холерики, сангвиники, меланхолики и флегматики) используется и сегодня. Представитель идеалистической философии Платон считал, что душа нематериальна и бессмертна. По его мнению, она состоит из трех частей: вожделения (находится в животе), мужества (в сердце) и разума (в голове). У одних людей преобладает вожделение, у других – разум, у третьих – мужество. Первые влачат примитивное полуживотное существование, вторые становятся философами, а третьи – воинами или героями. Платон также разработал учение об «идеях» – вечных и неизменных сущностях, образующих незримый высший мир, лежащий по ту сторону природы. Реальные вещи по Платону – лишь слабые тени идей. Платон считается родоначальником «дуализма» (учения, которое рассматривает тело и психику как два самостоятельных, антагонистических начала). Аристотель – автор первой известной работы по психологии – «О душе». Он выдвинул идею о неразделимости души и тела. Впервые ввел понятие о представлениях как образах предметов, действующих на органы чувств. Указал основные типы ассоциаций (по сходству, смежности, контрасту). 3 этап. Психология как наука о Божественной и бессмертной душе. Данный этап совпадает с так называемым «средневековьем», когда во всех науках доминировала христианская церковь. Эту эпоху можно считать периодом застоя в психологии. В эти времена господствовало представление о душе как о некой бестелесной субстанции, которую Бог при рождении вкладывает в тело человека, а после его смерти забирает обратно. Тело объявлялось смертным, а душа – бессмертной. Христианская церковь подчеркивала противоречие «Божественной души» и «греховного тела», что провоцировало развитие психосоматических заболеваний. 4 этап. Психология как наука о сознании (сознанием называли способность человека думать и чувствовать). Основой метод здесь – это интроспекция (самонаблюдение). Рене Декарт ввел понятие рефлекса – ответной реакции организма на раздражение. В это время отмечается возврат к дуализму – то, что нельзя было объяснить рефлексами, объяснялось деятельностью души. Некоторые ученые пошли дальше и вообще отказались от концепции души, пытаясь свести все виды деятельности человека к механическим движением. В частности, подобные взгляды пропагандировали английский философ Томас Гоббс, а затем Жюль Ламетри, написавший книгу «Человек-машина». Помимо указанного сочинения он написал еще две работы – «Естественная история души» и «Человек – больше, чем машина», в которых отстаивал материалистический взгляд на психику. Еще одно направление научной мысли того периода – «эмпиризм», который отстаивал приоритет опыта над чистым разумом. Его яркий представитель – Джон Локк, выдвинувший гипотезу «чистой доски», то есть пустого сознания, с которым человек приходит в этот мир и которое постепенно заполняется в процессе жизненного опыта. Выдающийся русский естествоиспытатель Иван Михайлович Сеченов в книге «Рефлексы головного мозга» попытался объяснить многие психические явления с позиций рефлекторной теории. Он открыл феномен «центрального торможения» в нервной системе и предположил наличие рефлексов, возникающих изнутри человеческого организма. Ему также принадлежат законы мышечного сокращения, в частности «закон активного отдыха», который гласит, что лучший отдых – это смена деятельности. 5 этап. Психология как наука о поведении. Этот этап начинается в начале ХХ века, когда американский психолог Джон Уотсон указал на несостоятельность деккарто-локковской концепции сознания и заявил, что психологии следует оказаться от изучения сознания и сосредоточить свое внимание только на том, что доступно наблюдению, то есть на поведении человека. В рамках этой концепции психологи должны изучать только поступки и реакции человека и животных, не пытаясь проникнуть в механизмы психической деятельности. Одним из видных представителей этого направления был Б. Ф. Скиннер, который показал, что живые существа способны к эффективному обучению способом «проб и ошибок». Такое направление психологии получило название бихевиоризма. Основной метод здесь – создание экспериментальных ситуаций, фиксация реакций на воздействие и наблюдение. С точки зрения бихевиористов, психика – это абстракция, которую невозможно изучать научными методами (рис. 1.11).
Рис. 1.11. Представления бихевиористов о принципе работы мозга Бихевиористы использовали механизм условных рефлексов для объяснения сложных поведенческих актов. Они открыли также условные рефлексы второго рода (инструментальные рефлексы) – основа преобразования внешней среды – переходный этап к осознанной деятельности человека. 6 этап. Психология как наука о бессознательном. Параллельно науке о поведении развивалась наука о бессознательном, то есть о том, что находится за пределами сознания человека. Основателем этого направления в психологии считается Зигмунд Фрейд, выдвинувший концепцию трехуровнего строения психики человека (подробнее об этом см. раздел 19.3). Для выявления этих трех компонентов психики З. Фрейд разработал новый метод – психоанализ, позволяющий вступать в контакт с бессознательным за счет ослабления контроля сознания, используя принцип «свободных ассоциаций». 7 этап. Изучение механизмов функционирования психики. Данный этап начался с первой трети ХХ века и продолжается до настоящего времени. При этом психология опирается на достижения биохимии, физиологии и медицины. Представителем этого направления можно считать Ивана Петровича Павлова, который открыл ряд закономерностей психической деятельности. С его именем связаны экспериментальные попытки понять механизмы работы мозга. Он открыл и изучил условные рефлексы, которые являются материальной основой памяти и ассоциаций. Среди ученых, представителей данного этапа, можно назвать Джеймса Олдса, впервые вскрывшего механизмы возникновения эмоций, Роджера Сперри, открывшего межполушарную ассиметрию мозга, Абрахама Маслоу, создавшего концепцию «пирамиды актуальных потребностей», и других исследователей. Благодаря исследованиям ученых различных специальностей психологам удалось лучше понять строение и механизмы работы мозга человека. Каталог: wp-content -> uploads -> 2013 Скачать 5,58 Mb. Поделитесь с Вашими друзьями: |
Контент, Ментальный | Encyclopedia.com
Считается, что убеждения, желания, восприятия и другие психические состояния и события обладают содержанием. Мы связываем такие состояния и события с такими предложениями, как
(1) Арабелла считает, что кошка плачет.
(1) содержит глагол пропозиционального отношения («верит») и дополнение предложения («кот плачет»). Глагол определяет тип психического состояния (убеждения), а дополнительное предложение указывает на содержание состояния. В большинстве случаев этим содержанием является предложение, выраженное этим предложением. Предложения по-разному воспринимались как абстрактные объекты, состоящие из способов представления, наборов возможных миров, наборов синонимичных предложений и структурированных объектов, содержащих индивидов и свойства. Все эти версии согласны с тем, что предложения определяют условия истинности. Некоторые ментальные состояния и события (например, желание посетить Париж) имеют содержание, не являющееся пропозицией. Однако на протяжении большей части текущего обсуждения содержание будет отождествляться с предложениями, а содержательные ментальные состояния — с ментальными состояниями, обладающими условиями истинности.
И предложения естественного языка, и психические состояния обладают содержанием. Отношение между свойствами содержания двух предметов является спорным. Некоторые философы думают, что выражения естественного языка получают свое содержание из ментальных состояний, в то время как другие считают, что, по крайней мере, в некоторых случаях зависимость идет другим путем. В любом случае вполне вероятно, что существуют психические состояния, содержание которых не может быть выражено или не может быть полностью выражено предложениями английского (или другого естественного языка). Например, полное пропозициональное содержание человека, наблюдающего закат, лишь частично улавливается такой атрибуцией, как «9». 0011 A видит, что солнце садится». Кроме того, некоторые из состояний, постулируемых когнитивной психологией, и психические состояния животных, вероятно, имеют содержание, которое не соответствует содержанию, выражаемому на английском языке. ряд замечательных особенностей. Во-первых, они или их составляющие относятся к экстраментальной реальности. Когда человек воспринимает, что солнце садится, его восприятие относится к нему и, таким образом, приводит его в контакт с солнцем. Во-вторых, они кажутся по существу нормативными. Например, , человек должен верить, что солнце садится, только если солнце садится, а если он верит, что солнце садится, то не должен верить, что солнце не садится. В-третьих, они, по-видимому, вызывают другие психические состояния и поведение в добродетели. Например, вера Арабеллы в то, что кошка плачет, заставляет ее кормить ее. В-четвертых, человек, по-видимому, может знать содержание своей собственной мысли априори и с доступной только ему властью.
Трудно понять, как что-то может служить примером всех этих особенностей. Эта проблема особенно сложна для философов, поддерживающих натурализм, точку зрения, согласно которой все подлинные свойства конституируются или реализуются посредством свойств, упомянутых в истинных теориях естественных наук. Свойства содержания prima facie настолько отличаются от физических и биологических свойств, что возникает вопрос, являются ли они природными свойствами.
Хилари Патнэм (1975) и Тайлер Бердж (19)79) описал мысленные эксперименты, которые, как считается, имеют важные последствия для природы ментального содержания. Патнэм представил двух мыслителей, Оскара и близнеца Оскара, которые идентичны в отношении их внутренних нейрофизиологических свойств, но окружение которых отличается. Конкретно. Оскар находится в той же среде, что и наша, но Оскар-близнец живет на земле-близнеце, где изобилие вещества, утоляющего жажду, наполняющего океаны Земли-близнеца и т. д., — это не H 2 O, а XYZ. Н 2 9Внешние свойства 0020 O и XYZ идентичны, и эти два вещества неразличимы без химического анализа. Патнэм утверждает, что, хотя предложение Оскара «Вода мокрая» и мысль, которую он выражает с его помощью, относятся к H 2 O, то же самое предложение на языке близнецов Оскара и мысль, которую он выражает с его помощью, относятся к XYZ. Эти две мысли различаются по своему пропозициональному содержанию, поскольку одна из них истинна тогда и только тогда, когда (если и только если) H 2 O влажно, а другая тогда и только тогда, когда XYZ влажно. Патнэм подкрепляет эти выводы интуитивным предположением, что Оскар и двойник Оскаров узнали, что вещества, на которые каждый из них ссылается словом воды различаются по своей химической природе, они согласятся, что их высказывания «Вода мокрая» обладают разными условиями истинности.
Мысленный эксперимент Патнэма был предпринят для подтверждения истинности экстернализма содержания, тезиса о том, что условия индивидуации ментального содержания частично являются внешними по отношению к мыслителю. Эта точка обобщается на другие психические состояния, содержание которых совпадает с содержанием предложений, содержащих термины естественного вида, такие как вода . Бердж описал дальнейшие мысленные эксперименты, которые, по его мнению, показывают, что практически все мысли, выражаемые на естественном языке, индивидуализированы извне, а другие утверждали, что все ментальные состояния, выражающие экстраментальные условия истинности, индивидуализированы извне (LePore and Loewer 1986).
Некоторые философы (Fodor 1987, Loar 1987) реагируют на экстернализм содержания, допуская, что ментальные состояния обладают внешне индивидуализированным содержанием, но добавляя, что они также обладают узким содержанием, не индивидуализированным извне. Убеждения Оскара и близнецов Оскара имеют одно и то же узкое содержание. Философы, сочувствующие узкому содержанию, поднимают ряд соображений. Одна из них — это картезианская интуиция, согласно которой мыслители, находящиеся в одном и том же внутреннем состоянии, имеют одинаковую ментальную жизнь. Для нашей концепции ментальной жизни кажется важным, чтобы она обладала содержанием, поэтому должно быть какое-то содержание, разделяемое такими мыслителями. Другое соображение заключается в том, что причинная сила психических состояний Оскара и близнецов Оскара, по-видимому, во многом одинакова. Джерри Фодор (1987) утверждает, что если эти каузальные силы связаны с содержанием состояний, то это содержание должно быть узким.
Независимо от того, убедительны ли эти соображения, оказалось трудно сформулировать удовлетворительное понятие узкого содержания. Если предложения естественного языка выражают только внешне индивидуализированное содержание, то мы не приписываем узкого содержания таким предложениям, как (1). Хотя идентичности внутренних нейрофизиологических состояний достаточно для идентичности узкого содержания, это не является правдоподобным необходимым условием. Принятие его в таком виде сделало бы чрезвычайно маловероятным, что два человека когда-либо разделяли одно и то же узкое содержательное состояние, и невозможным для состояния сохранять свое содержание в ходе рассуждения. Хотя некоторые предложения о необходимых и достаточных условиях идентичности узкого содержания поступали в ближайшее время (Фодор 1987), нет единого мнения относительно того, правильны ли они или, если уж на то пошло, нужно ли вообще понятие узкого содержания.
Экстернализм, кажется, находится в конфликте с нашим априорным знанием содержания наших мыслей (Boghossian 1989). Если содержание мысли (например, что вода мокрая) частично индивидуализировано внешними факторами, то, по-видимому, человек может знать, что он думает об этой мысли, только если он знает, что эти внешние факторы действуют, и, таким образом, он маловероятно, что такое знание является априорным. Один из ответов на это — признать, что у нас есть априорное знание только об узком содержании. Но ряд философов (Бурге 1988, Warfield 1994) ответили, что напряжение только кажущееся. Бердж утверждает, что суждения в форме «Я сейчас думаю, что вода мокрая» являются самопроверяемыми, поскольку нельзя сделать суждение, не подумав о мысли, о которой идет речь. Если это верно, то экстернализм и априорное знание содержания не всегда несовместимы. Но такие самопроверяющие мысли, по-видимому, представляют собой совершенно особый случай мыслей, содержание которых мы, по-видимому, можем знать априори. Вполне вероятно, что небольшой прогресс в эпистемологии содержания может быть достигнут без учета природы содержательных ментальных состояний.
Господствующая точка зрения в философии сознания состоит в том, что содержательные ментальные состояния являются функционально индивидуализированными внутренними состояниями. Некоторые философы (Dretske 1981, Fodor 1987) утверждают, что эти состояния частично конституируются ментальными представлениями, которые являются носителями пропозиционального содержания. Ментальные репрезентации мыслится как картины (ментальные образы), карты или лингвистические выражения. Одна точка зрения (Fodor 1979) состоит в том, что ментальные репрезентации являются выражениями на языке мысли, менталезском. В связи с этим размышление о том, что кошка плачет, предполагает обозначение ментализского предложения с содержанием, что кошка плачет. Мысль наследует свое содержание от семантических свойств составляющих ее предложений, которые, в свою очередь, получают свое содержание от семантических свойств составляющих ее выражений. Фодор отождествляет понятия с ментализскими выражениями. Так, например, обладание концептом «кошка» означает возможность обозначить менталезское выражение, относящееся к кошкам. Некоторые философы (Пикок 1986) утверждали, что содержание перцептивных состояний неконцептуально. Если так, то содержание этих состояний не передается ментальными выражениями.
Природу носителей ментального содержания лучше всего рассматривать как эмпирический вопрос. Фодор (1987) ссылается на тот факт, что мышление является продуктивным и систематическим, в поддержку гипотезы языка мысли. Продуктивность — это способность генерировать сложные мысли, комбинируя более простые мысли, а систематичность предполагает способность мыслить мысли, которые систематически связаны друг с другом, например, мысли о том, что Билл любит Ньюта, а Ньют любит Билла. Фодор утверждает, что гипотеза языка мысли обеспечивает лучшее объяснение этих явлений, поскольку языки продуктивны и систематичны. Кроме того, когнитивисты построили теории когнитивных процессов, понимания языка (Пинкер 1994), восприятие (Marr 1982) и т. д., которые включают субличностные содержательные ментальные репрезентации. Например, согласно одной из таких теорий, понимание предложения на естественном языке включает в себя обозначение представления его грамматической структуры. Эти представления недоступны сознанию и имеют содержание, которое обычно недоступно как содержание убеждений человека.
Предпринимались различные попытки определить условия, благодаря которым ментальные состояния или ментальные представления обладают своим содержанием. Некоторые из них представляют собой попытки натурализовать свойства контента. Ниже приведены краткие описания основных предложений.
Согласно интерпретационным теориям (ITs; Davidson 1984, Lewis 1974) наши практики интерпретации друг друга частично составляют содержание ментальных состояний. На подходе Дональда Дэвидсона интерпретация сдерживается принципами рациональности и благотворительности. Эти принципы грубо говорят о том, что психические состояния человека в целом рациональны, а его убеждения в целом верны. Согласно Дэвидсону, доказательная база для приписывания содержательных психических состояний человеку состоит из его предрасположенностей придерживаться истинных предложений в различных условиях. Она считает, что p (желания, чтобы p и т. д.), если и только если присвоение содержания ее предложениям и ее психическим состояниям, которые систематизируют эти удерживающие истинные диспозиции и которые соответствуют принципам милосердия и рациональности, приписывают ей веру в то, что p (желание что р и т.д.).
В ИТ свойства содержания являются целостными, поскольку то, экземплифицирует ли человек конкретное содержательное психическое состояние, зависит от того, какие другие психические состояния он экземплифицирует, а также от их отношения друг к другу и к условиям окружающей среды. ИТ Дэвидсона является экстерналистским, поскольку содержание состояния частично определяется отношениями к условиям среды. Но его объяснение не дает натуралистического описания содержания, поскольку оно объясняет содержание в терминах, предполагающих содержание: истинность, рациональность, истина. Основная трудность с существующими ИТ заключается в их неопределенности. Никто не сформулировал принципы рациональности и благотворительности с достаточной ясностью, чтобы можно было оценить предлагаемые ИТ.
Согласно семантике концептуальных ролей (CRS), содержание ментальной репрезентации (или ментального состояния) определяется отношениями вывода между репрезентациями и каузальными отношениями между репрезентациями и экстраментальными событиями (Block 1986, Loar 1981, Sellars 1963). В этом отношении CRS похожа на IT. Разница в том, что в то время как ИТ используют холистические принципы интерпретации (рациональность и милосердие), CRS пытается изложить логические модели, связанные с конкретными понятиями. CRS кажется правдоподобным для логических связок. Например, если мыслитель склонен делать вывод о представлении A # B из A и B и наоборот, то # является концепцией соединения мыслителя. Некоторые философы (Peacocke 1992) пытались сформулировать условия, которые необходимы и/или достаточны для обладания определенными предикатными понятиями. Представляется, что любое такое объяснение стремится к существенному аналитическо-синтетическому различию, поскольку оно будет утверждать, что определенные выводы, связанные с понятием, необходимы для того, чтобы иметь понятие (Фодор и Лепор 199).2). Аргументы Уилларда Ван Ормана Куайна (1960) об отсутствии аналитических выводов представляют собой важную проблему для CRS.
Другим подходом является информационная семантика (Dretske 1981, Stalnaker 1984). Предполагается, что эти теории обеспечивают натурализацию содержания; то есть они определяют натуралистические свойства, которые, как утверждается, достаточны для обладания содержанием. Информационные теории утверждают, что содержание убеждения состоит из информации, которую несет состояние убеждения при определенных условиях. Состояние S несет информацию о том, что реализуется свойство P только в том случае, если возникновение S вызвано и номически подразумевает реализацию свойства P . Информационные теории с трудом учитывают возможность ошибки, поскольку если состояние убеждения имеет содержание p , оно несет информацию p . Чтобы решить эту проблему, Фред Дрецке предположил, что содержанием убеждения является информация, которую оно несет в течение того, что он называет «периодом обучения». Другое предложение (Сталнакер 1984) состоит в том, чтобы отождествить содержание убеждения с информацией, которую несет состояние убеждения в эпистемически оптимальных условиях. Барри Лоуэр (1987) утверждал, что эти описания не имеют успеха в качестве натурализации, поскольку они апеллируют к понятиям — обучению, эпистемологической оптимальности, — которые сами предполагают семантические понятия.
Фодор разработал изощренный вариант информационных теорий, который применяется к референции менталезских предикатов. В связи с этим теория асимметричной зависимости (ADT), менталезский предикат C относится, например, к свойству быть коровой, если существует закон, согласно которому коровы вызывают C s, и любая другая причинно-следственная связь между чем-либо, кроме коров, и C s зависит от этого закона, а не от порока. наоборот То есть, если бы другие каузальные отношения нарушались, то по-прежнему оставался бы закон, что коровы вызывают коров, но если бы этот закон нарушался, то нарушалось бы и другое каузальное отношение.
АТД представляет собой атомистическое объяснение содержания в том смысле, что, в отличие от CRS и IT, оно подразумевает, что свойство обладания конкретной ссылкой метафизически не зависит от выводных связей между мыслями и, более того, не зависит от существования каких-либо других элементов с содержанием. . Увидит ли кто-нибудь в этом преимущество или нет, будет зависеть от того, как он рассматривает аналитическо-синтетическое различие. Очевидно, что АТД активно использует метафизические понятия, которые менее чем проницательны, поэтому можно задаться вопросом о ее натуралистических качествах. Также утверждалось (Boghossian 1991), что он эквивалентен учетной записи оптимальных условий и подлежит возражениям, которые показывают, что эта учетная запись не является натурализацией.
Телеологические теории содержания обосновывают содержание психических состояний биологическими функциями. Биологические функции системы в организме — это те ее особенности, которые повышают приспособленность организма. Телеологические описания весьма сложны, но основная идея (Millikan 1984, Papineau 1992) состоит в том, что существуют биологические системы, порождающие желания и порождающие убеждения, с определенными биологическими функциями. Система, производящая желания, имеет функцию создания состояний, которые имеют тенденцию вызывать определенные эффекты. Эффект, связанный с конкретным желанием, является его содержанием. Системы, производящие убеждения, имеют функцию создания состояний, которые имеют тенденцию обозначаться символами, когда имеют место определенные положения дел. Таким образом, положение дел, связанное с убеждением, является его содержанием.
Телеологические описания привлекательны, поскольку они натуралистичны, придают биологическое значение содержательным состояниям и, кажется, придают им своего рода нормативность. Но против телеологических теорий содержания выдвигались различные серьезные возражения (Fodor 1992). Самое серьезное состоит в том, что сомнительно, чтобы телеологических соображений было достаточно, чтобы приписать определенное содержание психическим состояниям. Состояние желания обычно имеет тенденцию приводить к целому ряду различных полезных эффектов. Естественный отбор не выбирает ни одно из этих следствий в качестве содержания желания. Точно так же естественный отбор не будет выделять одно из положений дел, с которым обычно ассоциируется убеждение, в качестве своего уникального содержания.
Вопрос о том, можно ли натурализовать свойства контента, остается открытым. Некоторые считают это очень важным вопросом, поскольку считают, что если свойства содержания не могут быть натурализованы, то они не подходят для появления в научных теориях или, что еще хуже, что они не существуют или не конкретизированы (Stich 1983). Непригодность свойств содержания для науки стала бы ударом по зарождающимся когнитивным наукам. Но отсутствие содержательных свойств было бы разрушительным для того, как мы думаем о себе и других, поскольку эти способы пронизаны атрибуциями содержательных состояний. На самом деле утверждалось (Boghossian 1990), что тезис об отсутствии содержательных свойств несостоятелен. К счастью, никаких ужасных последствий из-за отказа от натурализации строго не следует. Возможно, свойства контента естественны, но не поддаются натурализации (McGinn 1991). Возможно, что, хотя содержательные свойства естественны, связи между ними и свойствами, встречающимися в естественных науках, слишком бессистемны или слишком сложны для нашего понимания. Но так это или нет — тоже открытый вопрос.
После обсуждения Гарета Эванса (1982) растет интерес к предположениям о том, что существует различие между концептуальным и неконцептуальным содержанием и что последнее играет значительную роль в восприятии (и, возможно, воображении) и в субдоксастическом (и, следовательно, недоступном для сознания) содержании. когнитивная обработка. В чем именно состоит это различие, существует ли неконцептуальное содержание и какова его объяснительная и эпистемологическая роль — все это спорные вопросы.
Убеждения и другие пропозициональные установки включают отношения с мыслями (или предложениями), а концепции являются составляющими мыслей. Отсюда следует, что для того, чтобы кто-то верил, например, в то, что вот-вот соберется Верховный суд, он должен иметь понятия верховный суд, вот-вот соберется и так далее. Широко распространенное необходимое условие обладания понятием состоит в том, что человек имеет понятие C только в том случае, если он может мыслить набор мыслей, включающий C . Это похоже на систематичность, к которой призывал Джерри Фодор (1987/1990) в поддержку своего утверждения о том, что ментальные репрезентации, связанные с мышлением, подобны языку. Фактически, он и другие (которые не обязательно разделяют его взгляды на значение) думают о концептах как о словах ментального языка, используемых в мышлении и в пропозициональных установках. Эванс заметил, что вполне вероятно, что существуют психические состояния, содержание которых концептуально не артикулируется таким языковым способом. Зрительное восприятие, по-видимому, включает в себя такие состояния и процессы. Когда смотришь, например, на закат над далеким горным хребтом, восприятие кажется гораздо богаче, чем то, что можно выразить мыслью. Существуют определенные цвета и формы, представленные в восприятии, которые человек не может представить в мысли. Кроме того, кажется, что нет компонентов визуальных репрезентаций, которые можно комбинировать систематическим образом, каким можно комбинировать понятия. В дополнение к состояниям восприятия, психические состояния животных и субдоксальные ментальные репрезентации людей, постулируемые учеными-когнитивистами, также имеют неконцептуальное содержание.
В некоторых описаниях ментального содержания неясно, может ли существовать неконцептуальное содержание. Например, такие отчеты, как у Дональда Дэвидсона (1984), в которых существует тесная связь между ментальным содержанием и содержанием общедоступных языковых выражений и в которых ограничения рациональности играют роль в определении содержания, по-видимому, исключают существование содержания, которое не может быть определено. выражены общедоступным языком. Джон Макдауэлл (1994), выступающий за такую версию, выступал против существования неконцептуального содержания. В частности, он считает существенным для ментальных состояний с содержанием, чтобы они вступали в рациональные и оправдывающие отношения друг с другом, и утверждает, что это требует, чтобы их содержание было артикулировано концептуально. Известно, что взгляды, подобные этим, сопротивляются приписыванию содержательных ментальных состояний животным и субдоксастическим ментальным процессам, поскольку животные и субдоксастические ментальные процессы не могут содержать концепции.
Философы, которые думают о ментальном содержании с точки зрения информации (примеры Эванс, Фодор и Фред Дрецке), могут допускать состояния с неконцептуальным содержанием, поскольку неконцептуальные представления могут иметь информационное содержание. Дрецке полагает, что неконцептуальное содержание является более базовым, чем концептуальное, и предшествует ему, и что последнее каким-то образом выводится из первого. Поскольку информация производит деление возможных миров на те, в которых информация верна, и те, в которых она не является информационным состоянием, могут стоять в семантических отношениях следования и несовместимости с концептуальными представлениями. С другой стороны, не очевидно, как неконцептуализированные информационные состояния могут участвовать в выводах и рассуждениях.
Сторонникам неконцептуального содержания необходимо решить ряд вопросов. Во-первых, является ли различие между концептуальным и неконцептуальным содержанием действительно различием между видами содержания или различием между различными способами представления содержания. Конечно, это зависит от того, что человек понимает под контентом. Как уже отмечалось, состояния с неконцептуальным содержанием, как и состояния с концептуальным содержанием, делят возможные миры на те, которые существуют, и те, которые не существуют в соответствии с содержанием. Однако концептуальное содержание часто рассматривается как включающее в себя структуру, отражающую концептуальную композицию. Вопрос в том, лучше ли понимать эту структуру как разновидность содержания или же она принадлежит репрезентации, представляющей содержание. Те, кто думает о содержании исключительно в терминах возможного мира, такие как Роберт Сталнакер (1998), увидит структуру как принадлежащую представлению.
Другая проблема заключается в том, что предполагаемое неконцептуальное содержание восприятия кажется информационно гораздо более богатым, чем содержание мысли. В то же время он кажется более тонким в том смысле, что есть различия, которые можно провести в восприятии, но которые мы не делаем и, возможно, не можем представить концептуально. Непонятно, как эти две функции сочетаются друг с другом. Одна из идей состоит в том, чтобы рассматривать неконцептуальное содержание как аналог изобразительного или картографического содержания (Peacocke 2001). Если это верно, возникает вопрос, принадлежит ли изобразительная структура содержанию или представлению. Кроме того, как упоминалось выше, существуют вопросы, касающиеся эпистемологической роли неконцептуального содержания. Может ли неконцептуальное перцептивное состояние оправдать перцептивное убеждение, которое оно вызывает? Наконец, неясно, являются ли содержания, вовлеченные в восприятие, психические состояния животных, субдоксатические состояния и процессы одним и тем же видом непонятийных содержаний. Действительно, теоретики, апеллирующие к субдоксастическим состояниям и процессам, часто постулируют, что репрезентации, подобные предложениям, участвуют в умственных вычислениях. Их содержание неконцептуально только в том смысле, что оно недоступно мысли и пропозициональным установкам.
См. также Вера; Концепция; Дэвидсон, Дональд; Интернализм против экстернализма; Знание, Априори; Язык мысли; Натурализм; философия разума; Пропозициональные установки: вопросы философии разума и психологии; Пропозициональные установки: вопросы семантики; Патнэм, Хилари; Куайн, Уиллард Ван Орман.
Блок, Н. «Реклама семантики для психологии». В Философские исследования Среднего Запада . Том. 10. Миннеаполис: University of Minnesota Press, 19.86.
Богосян П. «Содержание и самопознание». Философские темы 17 (1989): 5–26.
Богосян, П. «Натурализация контента». В Meaning and Mind под редакцией Б. Лёвера и Г. Рей. Оксфорд, 1991.
Богоссян, П. «Статус содержания». Philosophical Review 99 (1990): 157–184.
Бердж, Т. «Индивидуализм и самопознание». Журнал философии 85 (1988): 644–658.
Бердж, Т. «Индивидуализм и психическое». В Философские исследования Среднего Запада . Том. 4. Миннеаполис: University of Minnesota Press, 1979.
Дэвидсон, Д. Исследования истины и интерпретации . Oxford: Clarendon Press, 1984.
Дрецке, Ф. Знание и поток информации . Кембридж, Массачусетс: MIT Press, 1981.
Эванс, Гарет. Разновидности ссылки . Оксфорд, Великобритания: Oxford University Press, 1982.
Фодор, Дж. Язык мысли . Кембридж, Массачусетс, 1979.
Фодор, Дж. Психосемантика . Кембридж, Массачусетс: MIT Press, 1987.
Фодор, Дж. Теория содержания и другие очерки . Кембридж, Массачусетс: MIT Press, 1990.
Фодор, Дж., и Э. Лепор. Холизм: руководство для покупателей . Оксфорд: Блэквелл, 1992.
Грайс, П. «Смысл». Philosophical Review 66 (1957): 377–388.
Лепор, Э. и Б. Лоуэр. «Солипсистская семантика». Философские исследования Среднего Запада (1986).
Льюис, Д. Конвенция . Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета, 1969.
Льюис, Д. «Радикальная интерпретация». Synthese 23 (1974): 331–344.
Лоар, Б. Разум и смысл . Кембридж, Великобритания: Издательство Кембриджского университета, 1981.
Лоар, Б. «Социальное содержание и психологическое содержание». В Contents of Thought под редакцией Р. Гримма и Д. Меррилла. Тусон: University of Arizona Press, 1986.
Лоуэр, Б. «От информации к намерению». Synthese 70 (1987): 287–317.
Марр Д. Видение . Сан-Франциско: Фримен, 1982.
Макдауэлл, Джон. Разум и мир . Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета, 1994.
Макгинн, К. Пределы философии . Oxford, 1991.
Милликен Р. Язык, мышление и другие биологические категории . Кембридж, Массачусетс: MIT Press, 1984.
Папино, Д. Натурализм . Oxford, 1992.
Пикок, К. «Имеет ли восприятие неконцептуальное содержание». Журнал философии 98 (2001): 239–264.
Пикок, К. Изучение понятий . Кембридж, Массачусетс: MIT Press, 1992.
Пикок, К. Мысли: очерк о содержании . Нью-Йорк: Блэквелл, 1986.
Пинкер, С. Языковой инстинкт . Нью-Йорк: Морроу, 1994.
Патнэм, Х. «Значение смысла». В его Разуме, Языке и Реальности . Кембридж, Великобритания: Издательство Кембриджского университета, 1975.
Куайн, Западная В. О. Слово и объект . Кембридж, Массачусетс: MIT Press, 1960.
Шиффер, С. Значение . Oxford: Clarendon Press, 1972.
Селларс, В. Наука, восприятие и реальность . Нью-Йорк: Humanities Press, 1963.
Сталнакер Р. Запрос . Кембридж, Массачусетс: MIT Press, 1984.
Сталнакер, Роберт. «Каким может быть неконцептуальный контент?» В Concepts: Philosophical Issues под редакцией Энрике Вильянуэва. Атаскадеро, Калифорния: Риджвью, 19 лет.98.
Стич, С. От народной психологии к когнитивной науке . Кембридж, Массачусетс: MIT Press, 1983.
Уорфилд, Ф. «Экстернализм и самопознание». Анализ (1994).
Барри Лоуэр (1996, 2005)
Разум, теория идентичности — Философская энциклопедия Рутледж
Share
Загрузка контента
Нам не удалось загрузить контент
ПечатьСодержание
- Резюме статьи
1
Происхождение теории тождества
2
Первые возражения
3
Квалиа
4
Функционализм и теория тождества
- Библиография
Тематический
- К
- Джексон, Фрэнк
DOI
10. 4324/9780415249126-V016-1
Версии
содержимое заблокировано
версия 2
контент разблокирован
версия 1
. DOI: 10.4324/9780415249126-V016-1. г/в-1
Теория тождества сознания утверждает, что каждое психическое состояние идентично некоторому состоянию мозга. Мое желание кофе, мое чувство счастья и моя уверенность в том, что собака вот-вот укусит, — все это состояния моего мозга. Эта точка зрения состоит не в том, что ментальные состояния и состояния мозга коррелируют, а в том, что они буквально являются одним и тем же. Несмотря на свое название, теория тождества разума, строго говоря, представляет собой взгляд не на разум как таковой, а на психические явления. Тем не менее, большинство сторонников теории тождества и, если уж на то пошло, большинство современных философов сознания придерживаются той или иной версии взгляда на то, что разум является конструкцией из своих состояний примерно так же, как армия является конструкцией из своих состояний. солдаты.
Теория тождества разума возникла из-за неудовлетворенности дуализмом и бихевиоризмом как попыткой избежать дуализма. Согласно дуализму, ментальные состояния совершенно отличны от любых материальных состояний, включая состояния мозга (см. Дуализм). Самый известный вызов дуализму состоит в том, чтобы дать удовлетворительное объяснение каузальных взаимодействий между ментальными состояниями и материальными состояниями, и особенно дать удовлетворительное объяснение каузальности между ментальными состояниями и телесными явлениями. Мы полагаем, что иногда мое желание мороженого заставляет мою руку двигаться таким образом, что мороженое оказывается у меня во рту, что мои приступы голода заставляют меня затягивать пояс и так далее. Но каким образом состояния, якобы находящиеся «вне» материального мира, вызывают материальные процессы, подобные движениям рук? Как они это делают, чтобы не нарушать различные законы сохранения в физике? И как они делают это таким образом, чтобы не противоречить тому, что физические науки, и особенно неврология, говорят нам о том, как возникают телесные движения?
Последний вопрос особенно актуален. Успехи физических наук в объяснении явлений в их собственных физических терминах поразительны. Теперь мы знаем, что молния вызвана не действиями Тора, что эпилепсия не вызвана одержимостью демонами и что растения растут не потому, что содержат жизненную сущность, а потому, что их клетки делятся (см. Витализм). Трудно поверить, что поведение тела уникально тем, что не поддается принципиальному объяснению в чисто физических терминах. Дуалист может ответить на этот вызов, отрицая мнение здравого смысла о том, что ментальные состояния иногда вызывают телесное поведение, позицию, известную как эпифеноменализм. Эта позиция утверждает, что, хотя физические состояния иногда вызывают ментальные состояния, сами ментальные состояния никогда ничего не вызывают, будучи просто эпифеноменами состояний мозга, которые вместе с соответствующим материальным окружением являются истинными причинами поведения, которое мы связываем с ментальными состояниями. Эта позиция не только бросает вызов здравому смыслу, но и затрудняет понимание причин эволюции разума (см. Эпифеноменализм).
Бихевиоризм рассматривает психические состояния с точки зрения поведения и предрасположенности к поведению (см. Предрасположенности). Его вдохновение исходит из таких фактов, как эти: те существа, которым мы приписываем психические состояния, как раз и проявляют сложное поведение и обладают сложными поведенческими способностями; что психология стала серьезной наукой, когда психологи начали исследовать разум через исследование поведенческих способностей; и что существуют концептуальные связи между ментальными состояниями и поведением — например, частью концепции намерения является то, что наличие намерения сопровождается поведением, направленным на его выполнение, и это является частью концепции намерения. интеллект, что умные лучше решают проблемы, чем неразумные (см. Бихевиоризм, аналитика).
Бихевиористы с удовольствием отмечают, что трудно понять, как дуалисты могли бы объяснить последние два пункта. Почему исследование нематериального царства особенно полезно при рассмотрении поведения? Каким образом то, как обстоят дела в какой-то нематериальной сфере, может быть концептуально связано с грубыми поведенческими фактами? Однако для наших целей решающим моментом здесь является то, что бихевиористы, как и дуалисты, не могут определить причинность поведения.
Здравый смысл исходит из того, что психические состояния причинно ответственны за поведение – зуд вызывает расчесы – и ответственны за поведенческие предрасположенности и способности – интеллект людей отвечает за их способность решать трудные проблемы. Но тогда ментальные состояния — это не то же самое, что поведение и поведенческие предрасположенности и способности, а скорее их глубинные причины. Так и есть, говорит теоретик тождества. Психические состояния — это такие состояния мозга, на которые все научные данные указывают как на причинно ответственные за поведение, поведенческие предрасположенности и способности, характерные для тех существ, которым мы приписываем ментальную жизнь.
Поделиться
Загрузка контента
Нам не удалось загрузить контент
Печать Ссылка на эту статью:
Джексон, Фрэнк. Происхождение теории тождества. Разум, теория идентичности, 1998, doi: 10.4324/9780415249126-V016-1. Философская энциклопедия Рутледжа, Тейлор и Фрэнсис, https://www.