Психологическая безопасность личности: понятие и концепции
На сегодняшний день не сформулирована однозначная трактовка такого понятия, как «психологическая безопасность». В академических толковых словарях русского, французского, английского и немецкого языков присутствует понятие «безопасность личная» (или security personal), которая напрямую связывается с состоянием, переживаниями, чувствами индивида, имеющими непосредственное отношение к его положению на данный момент и имеющимся перспективам на будущее.
Концепции, объясняющие краудинг
Проблема точного понимания психологической безопасности личности, преломляясь через призму «средового подхода», приводит прямо к теории краудинга (стресс, который вызывается субъективным ощущением дискомфорта окружающего пространства, среды, в которой находится индивид). Краудинг начали повсеместно исследовать с семидесятых годов прошлого века (Т. Нийт, 1983 год, Д. Стоколс, 1976 год, Д. Шмидт, 1979 год и прочие). Абсолютно все теоретические концепции, которые объясняли краудинг, возможно распределить на несколько обширных групп:
- Теории, которые объясняют данный феномен перегрузкой – то есть избытком имеющихся данных либо необходимостью за кратковременный период принять большое число решений. Восприятие стресса в этом случае напрямую зависит от личного уровня адаптации, и чем больше имеется отклонений от адаптационного уровня, тем выше стресс.
- Стресс связывают со снижением свободы выбора, а также свободы действий. Во многом данное переживание определяется существующими культурными нормами, психологической и физической дистанцией, которая характерна для конкретного сообщества.
- Экологический подход, который развивал Р. Баркер, предполагает понятия перенаселенности и недонаселенности. При перенаселенности, когда возможных ролей меньше, чем самих людей, появляется напряжение, и поэтому присутствие другого человека воспринимается отрицательно.
- Согласно теориям атрибуции огромное значение имеет то, как именно индивид может объяснить собственное раздражение, приписывает ли он причину окружающим его людям либо прочим обстоятельствам.
- В исследованиях применяется понятие локуса контроля (некой индивидуальной стратегии), которое впервые использовал Дж. Роттер. Причина стресса заключается в потере контроля над средой. У индивида появляется ощущение, что он не способен изменить ситуацию. Локус контроля определяет отношение к самой ситуации стресса.
- Людское поведение можно назвать территориальным, то есть, как и любое другое биологическое существо, человек остро реагирует на явное нарушение границ собственной территории, а также экологических норм его существования (Ю.Г. Абрамова, Г.А. Ковалев, С.Д. Дерябо, В.И. Панов, В.А. Явсин, В.В. Рубцов).
Проблема психологической защиты
В психологии наиболее часто рассматривается проблема психологической защиты (А.И. Еремеева, Т.И. Колесникова, Р.А. Зачепицкий). Т.И. Колесникова трактует психологическую безопасность личности как «некую защищенность человеческого сознания от воздействий, которые способны помимо ее собственной воли и желания изменять психические состояния и характеристики, а также поведение, что, в свою очередь, способно радикальным образом отразиться на индивиде вплоть до изменения его жизненного пути». В этом определении рассматривается безопасность психики индивида от манипуляции его собственным сознанием.
Под манипуляцией во многих случаях понимается психическое воздействие, которое оказывает влияние на человеческое сознание против воли индивида.
Но, при этом, «…человек как субъект не просто и не только «потребляет» информацию… он еще и сам ее «производит» в какой-либо степени, так как во время своей деятельности и общения он самоопределяется, занимает конкретную жизненную позицию, и поэтому довольно избирательно относится абсолютно ко всему, что способно повлиять на него в ходе всей жизни, обучения, пропаганды» (Кабаченко, 2001 год). Получается, что человек способен получать информацию об одном либо другом явлении в процессе социального познания, а также взаимодействия, выстраиваться собственное поведение на основании имеющихся социальных представлений и, при этом, дополнять их личным опытом.
Н.Л. Шлыкова (2004 год) рассматривает психологическую личностную безопасность, определенную уровнем субъективности (когнитивными, перцептивными, эмоциональными процессами), а также объективными факторами – в частности, уровнем развитии среды (либо корпоративной культуры). В.Ф. Пилипенко понимает личностную безопасность как некое формирование комплекса правовых и нравственных норм, определенных общественных институтов и учреждений, которые дают возможность личности развивать и реализовывать социально значимые потребности и способности, при этом не испытывая ни малейшего противодействия или препятствия со стороны государства и общества.
И.А. Баева, а также работники лаборатории «Психологическая культура и безопасность в образовании» РГПУ имени А.И. Герцена (Российский государственный педагогический университет) понимают структуру психологии безопасности в двух отдельных аспектах: во-первых, как психологическую безопасность среды и, во-вторых, как психологическую безопасность самой личности. По их мнению, психологическая безопасность среды в социальном аспекте определяется как некое состояние среды, которое абсолютно свободно от проявлений любого рода психологического насилия во взаимодействии индивидов. Оно способствует удовлетворению базовых потребностей в личностно-доверительном общении, а также создает референтную значимость среды и, при этом, обеспечивает психологическую защищенность всех ее членов.
Нужна помощь преподавателя?
Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!
Описать заданиеУстойчивость как одна из характеристик гибкости
Психологическая личностная безопасность проявляется в ее умении сохранять устойчивость в среде с конкретными параметрами, в частности, и с психотравмирующими воздействиями, в сопротивляемости разрушительным внутренним и внешним влияниям. Психологическая безопасность личности отображается в переживаниях личности защищенности либо незащищенности в определенной жизненной ситуации. И.А. Баева подчеркивает такую характеристику, как личностная устойчивость.
Замечание 1Можно понимать устойчивость (по Митиной, Ефимовой, 2004 год) в качестве одной из характеристик гибкости. Но только одной устойчивости не вполне хватает для выбора определенной модели действия, нужны также показатели вариативности, которые дают возможность быстро перестраиваться в зависимости от ситуации.
Процесс появления и дальнейшего развития психологической безопасности предполагает отражение индивидом внешних условий в виде некой субъективной модели, которая выступает в роли основы для предварительного психологического программирования действий, для их дальнейшей регуляции в любого рода деятельности. При этом различные субъекты в одинаковой среде способны переживать абсолютно разный уровень безопасности. Психологическая личностная безопасность определяется возможностями индивидуального осмысления реальности во всей совокупности ее социальных процессов, отношений, а также событий.
Автор: Анна Коврова
Преподаватель факультета психологии кафедры общей психологии. Кандидат психологических наук
Понятие психологической безопасности и его обоснование с разных научных позиций
1. Алексеев А. П., Алексеева И. Ю. Информационная война в информационном обществе // Вопросы философии. 2016. № 11. С. 5–14.
2. Баева И. А., Семикин В. В. Безопасность образовательной среды, психологическая культура и психическое здоровье школьников // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2005. № 5 (12). С. 7–19.
3. Бердяев Н. А. О назначении человека. М.: Республика, 1993.
4. Брушлинский А. В. Психология субъекта / Отв. ред. В. В. Знаков. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”; СПб.: Алетейя, 2003.
5. Головей Л. А., Стрижицкая О. Ю. Особенности структуры повседневных стрессоров и ресурсов личности в разные периоды взрослости // Психология повседневного и травматического стресса: угрозы, последствия и совладание / Под ред. А. Л. Журавлева, Н. В. Тарабриной, Е. А. Сергиенко, Н. Е. Харламенковой. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2016. С. 27–49.
6. Денисов В. В. Безопасность как проблема выживания человечества // Философия и общество. 2004. № 3. С. 24–42.
7. Журавлев А. Л., Тарабрина Н. В. Психологическая безопасность: на пути к комплексным, междисплинарным исследованиям (вместо предисловия) // Проблемы психологической безопасности / Отв. ред. А. Л. Журавлев, Н. В. Тарабрина. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2012. С. 5–21.
8. Критская В. П., Мелешко Т. К. Патопсихология шизофрении. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2015.
9. Лактионова А. И. Взаимосвязь смысловых образований и рефлексивности с жизнеспособностью человека // Психологический журнал. 2017. Т. 38. № 5. С. 27–40.
10. Лекторский В. А. Возможны ли науки о человеке? // Вопросы философии. 2015. № 5. С. 3–15.
11. Махнач А. В. Жизнеспособность как междисциплинарное понятие // Психологический журнал. 2012. Т. 33. № 6. С. 84–98.
12. Махнач А. В. Жизнеспособность человека как предмет изучения в психологической науке // Психологический журнал. 2017. Т. 38. № 4. С. 5–16.
13. Никитин Е. П. Духовный мир: органичный космос или разбегающаяся вселенная? М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2004.
14. Поздняков А. И. Категория безопасности: сравнительный анализ различных подходов к определению // Национальная безопасность: научное и государственное управленческое содержание: материалы Всеросс. науч. конф., 4 дек. 2009 г. / Под ред. С. С. Сулакшина и др. М.: Научный эксперт, 2010. С. 192–202.
15. Рубинштейн С. Л. Человек и мир. М.: Наука, 1997.
16. Тарабрина Н. В., Харламенкова Н. Е., Падун М. А., Хажуев И. С., Казымова Н. Н., Быховец Ю. В., Дан М. В. Интенсивный стресс в контексте психологической безопасности. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2017.
17. Теория познания: В 4 т. Т. 4. Познание социальной реальности / Под ред. В. А. Лекторского, Т. И. Ойзермана. М.: Мысль, 1995.
18. Трубников Н. Н. О смысле жизни и смерти. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 1996.
19. Харламенкова Н. Е., Тарабрина Н. В., Быховец Ю. В., Ворона О. А., Казымова Н. Н., Дымова Е. Н., Шаталова Н. Е. Психологическая безопасность личности: имплицитная и эксплицитная концепции. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2017.
20. Хохрина Е. Н. Философские основания выживания человечества в контексте глобального экологического кризиса: Автореф. дисс. … д-ра философских наук. Самара, 2001.
Психологическая безопасность образовательной среды //Психологическая газета
Нападения в школах, к сожалению, происходят достаточно часто. Возникает вопрос — это лишь проявления агрессии отдельных учеников или симптом среды, в которой не созданы условия для соблюдения психологической безопасности всех, кто находится в школе? Как создать такую среду? Публикуем отрывок «Психологическая безопасность образовательной среды и характер общения ее участников» из методического пособия «Основы формирования психологически безопасной образовательной среды» Чиркина Светлана Евгеньевна, Ахмеров Рашад Анварович, Бажин Константин Сергеевич, Царева Елена Викторовна:«…1. Психологическая безопасность во взаимодействии участников образовательной среды
Психологическая характеристика образовательной среды будет неполной, если не будет определено, каковы должны быть условия, чтобы внутренняя природа человека раскрылась в полной мере. Именно совокупность этих условий может быть определена понятием «психологическая безопасность».
Большинство определений подтверждают, что безопасность направлена на сохранение системы, на обеспечение ее нормального функционирования. Безопасность — это такое явление, без которого не могут нормально развиваться ни личность, ни социальная организация, ни общество, ни экономика, ни, тем более, государство.
Школа является одним из широко представленных в обществе социальных институтов, непосредственно участвующих в данном процессе, который может строить свою локальную (частную) систему безопасности, основываясь на общей теории национальной безопасности. Общение участников учебно-воспитательного процесса «порождает» психологическую безопасность образовательной среды школы.
Центральным понятием концепции национальной безопасности является «угроза». Что же угрожает участникам образовательной среды в процессе взаимодействии? От чего следует их защищать, чтобы создать психологическую безопасность? Источник угроз в нашем подходе носит социально-психологический характер и выступает как проявление психологического насилия во взаимодействии, создаваемого как внутреннюю, так и межличностную напряженность.
Основную угрозу представляет именно психологическое насилие, выявление уровня психологического насилия во взаимодействии должно выступать основным направлением по созданию психологической безопасности образовательной среды.
Сегодняшняя социокультурная ситуация дает нам многочисленные примеры негативного влияния внешних условий на становления личности. Проявления насильственных действий по отношению к другому достаточно распространены в современном мире. Если ситуации открытых физических насильственных действий являются однозначно осуждаемыми, и идет интенсивный поиск средств противодействия им, то психологическое насилие лишь становится предметом обсуждения, как в общественном сознании, так и в научных исследованиях.
Нежелание ребенка посещать школу, отказ находиться в классе, чаще всего связаны с жалобами: «меня обзывают, игнорируют, насмехаются, унижают и т.п.», что может относиться, как к одноклассникам, так и к учителям.
Учителя в беседах с психологами часто отмечают, что основная трудность, проблема в том, что дети грубят, оскорбляют, издеваются, справиться с ними можно только строгим, а порой жестким обращением. (А что стоит типичная ассоциация: учитель = синдром эмоционального выгорания).
Все перечисленные жалобы имеют отношение к проявлениям психологического насилия, которое мы определяем как такое физическое, психическое, духовное воздействие на человека (социально организованное), которое понижает его нравственный, психический (т.е. моральный, коммуникативный) и жизненный статус (в том числе правовой, социальный), причиняя ему физические, душевные и духовные страдания, а также угроза такого воздействия.
Притеснение, принуждение, злоупотребление властью часто неосознанно происходят в школьной среде, но это незаметное, неучтенное, повседневное психологическое воздействие имеет очень серьезные последствия. При грубых формах социальной дезадаптации, в том числе и школьной, практически всегда выявляется психологическое насилие.
Известно, что любое притеснение, попытка заставить сделать что-либо против воли человека, порождают сопротивление, которое может быть внутренним или внешним. Внешнее: когда нарушаются общепринятые нормы, когда совершается то, что, называют нарушением дисциплины, «актом неповиновения». Внутренним: когда есть уход от контактов, самобичевание, аутоагрессия.
Эмоциональное длительное напряжение порождает желание его ослабить, провоцирует поиск суррогатных выходов, уход из среды, где ты подвергаешься насилию. Снижение психологического насилия в образовательной среде может являться одним из подходов к профилактике зависимостей (прежде всего, самой опасной – наркотической). Среда, пораженная насилием, создает желание уйти, избавиться от деструктивного воздействия, и как следствие порождает безнадзорность — одну из важнейших социальных проблем современного общества. Или другой печальный исход — трансляция условий этой среды на другие сферы жизни.
Таким образом, основная угроза психологической безопасности в образовательной среде — наличие психологического насилия, также угрозами психологической безопасности является неудовлетворенность потребности в личностно — доверительном общении и отсутствием референтной значимости образовательной среды.
Итак, психологическая безопасность — это состояние образовательной среды, свободное от проявлений насилия во взаимодействии, способствующее удовлетворению потребностей в личностно-доверительном общении, создающее референтную значимость среды и обеспечивающее психическое здоровье включенных в нее участников.
2. Проблема защищенности в психологии. Психологическая самозащита от деструктивного влияния
В педагогической психологии имеются работы, затрагивающие понятие защищенности. Можно уверенно утверждать, что понятие защищенности тесно связано с понятием безопасности, а безопасные условия необходимы для личностного развития. Особенно актуален данный вопрос в психологическом аспекте, в соотнесенности с условиями межличностного взаимодействия в образовательной среде.
Многие ученые, рассуждая о проблеме психологической безопасности, имеют в виду защищенность – результат применения способов психологической защиты. Однако данные понятия не являются синонимами: развитие психологической защиты личности не всегда приводит к ее безопасности, а часто даже противоречит ей. В связи с этим первоочередной задачей считаем уточнение и разграничение понятий «психологическая защищенность» и «психологическая безопасность».
Защита, в широком смысле, – любое действие, которое любой организм совершает, чтобы защитить себя. Исходя из этого определения психологическая защита подразумевает использование психологического действия (т. е. воздействия). Данный вывод справедлив далеко не всегда. Это зависит от того, в каком контексте рассматривается понятие: во внутриличностном, межличностном или массовом. В психологию понятие психологической защиты было введено З. Фрейдом для обозначения исключительно внутриличностного механизма, специфического изменения содержания сознания, возникающего в ситуации внутреннего конфликта; защитного механизма, направленного на снижение чувства тревоги, связанного с конфликтом. В последние десятилетия понятие психологической защиты вышло за пределы отдельной личности, став межличностным, а затем и межгрупповым явлением.
В своем современном значении психологическая защита включает в себя несколько основных сторон, или признаков:
1) предмет защиты,
2) угрозу,
3) ущерб,
4) средства защиты,
5) субъект защиты.
Рассмотрим каждую из перечисленных сторон.
1. Предмет защиты (что именно защищается). Это может быть любая целостность: государство, общество, большая или малая социальная группа, отдельный человек, его психика, какая–либо структура психики. Чаще всего под предметом психологической защиты подразумевается психика человека или какая-либо психическая структура: Я-концепция, самооценка, самоуважение, чувство уверенности, представление о себе,
индивидуальность, мотивационные образования (желания, предпочтения, вкусы), когнитивные структуры (мировоззрение, мнения, знания), поведенческие проявления (привычки, умения, стиль общения, поведения или деятельности). Защищая любую из этих структур, человек защищает целостность всей своей психики.
2. Угроза (внешний по отношению к предмету защиты фактор, воздействующий на него). Это могут быть, во–первых, внешние факторы, в качестве которых, в первую очередь, выступают представляющие опасность для личности действия отдельных лиц (оказывающих воздействие на психику человека), организаций, объединений людей, социальных институтов, общества и государства; во–вторых, внутренние, в качестве которых выступают разнообразные травмирующие эмоциональные переживания человека, например, тревога, которая может быть вызвана внутренним конфликтом, фрустрацией какой–либо потребности, неопределенностью ситуации.
3. Ущерб (чего именно нужно избежать). Он зависит от предмета защиты. В общем случае можно выделить следующие виды возможного ущерба: полное разрушение, подавление или подчинение, расчленение, отчуждение части, качественные изменения (ведущие к утрате целостности и индивидуальной уникальности, потере способности нормального функционирования и возможностей развития). Если предметом защиты
является психика человека, то ущерб может заключаться в нарушении самооценки или адекватности представлений человека об окружающем мире и своем месте в нем, дезориентации в окружающей обстановке, снижении самоуважения или чувства уверенности, крушении планов, намерений, попадании в психологическую зависимость от других субъектов воздействия, духовной деградации, нарушениях психического здоровья вплоть до необратимых патологических изменений психики и т. д.
4. Средства защиты (каким образом и чем осуществляется защита). Если речь идет о внутриличностной защите, то имеются в виду механизмы внутриличностной защиты, описанные в психоанализе (сублимация, отрицание, вытеснение, замещение, рационализация и т. д.). В межличностном или межгрупповом общении средствами защиты являются способы поведения, позволяющие нейтрализовать или снизить разрушающее воздействие другого человека или группы лиц. Такое поведение включает в себя обнаружение угрожающих факторов и обучение защите от них – формирование определенных образований, необходимых для реализации защитного поведения человека.
5. Субъект защиты (кто защищает или защищается). Это может быть, во–первых, конкретный человек, сама личность и внутриличностные целостные психологические структуры; во–вторых, другие люди, оказывающие личную поддержку и помощь психологическими средствами, различные группы и социальные общности; в–третьих, общество и государство (посредством воздействия через деятельность определенных
социальных институтов).
Алгоритм психологической защиты
Получение информации
Представляется важным владение информацией о существовании деструктивных воздействий и их негативных последствиях, о возможности подвергнуться им, о своих слабых местах. Уже сам факт знания о деструктивном влиянии может снизить вероятность подвергнуться ему. Большинство деструктивных воздействий рассчитаны на эффект неожиданности, на автоматические реакции, если же адресат осведомлен о них, управлять им гораздо сложнее. Эти знания могут быть получены эмпирическим путем, после неоднократного попадания в «ловушку» агрессора, или же в процессе целенаправленного обучения, что гораздо безопаснее.
Избегание потенциальных источников угрозы
Деструктивное воздействие легче предотвратить, чем защищаться от него. Часто наиболее целесообразным способом обеспечения психологической безопасности является избегание ситуаций, в которых высока вероятность подвергнуться нежелательному влиянию, и людей, склонных к применению деструктивных технологий. К наиболее опасным в плане возможности попадания в «ловушку» ситуациям можно отнести участие в различных массовых мероприятиях (политических, религиозных и т. д.), поскольку в толпе человек легко поддается управлению. Люди, общения с которыми по возможности лучше избегать, – это «профессиональные» манипуляторы (цыгане, вербовщики религиозных сект, промоутеры торговых фирм и т. д.), а также личности, о склонности которых к деструктивному влиянию известно из предыдущего опыта общения с ними.
Актуальной для школьников (особенно подросткового возраста) является проблема их объединения в неформальные группы, легко поддающиеся влиянию (в том числе деструктивному) лидера либо использующие приемы группового давления (в том числе деструктивные). Очевидно, что негативных последствий пребывания в ряде таких групп (асоциальных, криминальных, нарко– и алкозависимых и т. д.) можно избежать, не вступая в них (Д. Писаренко, Д. Снайдер, С. Хассен).
Выявление деструктивного воздействия
Существуют различные способы выявления попыток деструктивного воздействия. Они могут быть основаны на анализе сигналов собственного организма (Р. Чалдини) или эмоций (Е. В. Сидоренко, В. П. Шейнов), сопоставлении вербальных сигналов собеседника с невербальными (А. Пиз), выявлении типичных фраз и поступков (С. Г. Кара–Мурза, Д. Устинов), логическом анализе ситуации (Е. Л. Доценко) и т. д.
В результате анализа способов выявления попыток деструктивного воздействия, предложенных данными авторами, было выявлено, что при попытке применения любых из них неизбежно столкновение субъекта защиты (особенно если это ребенок) с рядом трудностей: невозможностью использования их в состоянии эмоционального возбуждения; неоднозначностью многих признаков деструктивного воздействия и т. д.
Обнаружить попытку оказания влияния можно либо на основе богатого жизненного опыта (который не свойственен школьникам), либо в результате специальной подготовки. Причем для учащихся важны не столько знания обо всех существующих способах обнаружения воздействий, сколько навыки использования некоторых из них, наиболее однозначных и простых в применении.
Гибкое поведение
Под гибкостью в ситуации деструктивного воздействия мы понимаем свободу от стереотипов и конформизма. Гибкость поведения при этом предполагает умение креативно мыслить, наличие высокой степени ответственности за свое поведение (интернализм) и ассертивность.
Термином «креативность» мы обозначаем способность порождать необычные идеи, отклоняться в мышлении от традиционных схем, быстро разрешать проблемные ситуации. Из двух видов креативности – предметной и социальной – нас в первую очередь интересует последний. Креативный человек часто оказывается мало пригодным к роли послушного исполнителя. Творческий подход в ситуации деструктивного воздействия позволяет избежать влияния автоматизмов поведения, на которые в большинстве случаев рассчитывает инициатор воздействия.
Внутренний контроль, склонность человека считать ответственным за свои успехи или неудачи себя самого, а не других людей или обстоятельства называется интернализмом. Человек, считающий себя ответственным за собственное благополучие, в ситуации деструктивного воздействия приложит максимум усилий для обеспечения своей психологической безопасности. Кроме того, данное качество помогает правильно оценить последствия деструктивного воздействия, если субъект все же стал его жертвой, а значит – более эффективно сопротивляться в будущем.
Ассертивность – это умение отстаивать свои интересы, защищать себя, не ущемляя при этом интересов окружающих; уверенность в себе. Ассертивность в ситуации деструктивного воздействия проявляется в том, что субъект защиты обладает навыками защиты от нежелательного воздействия, имеет высокую мотивацию уберечь себя от него, но в то же время обладает достаточно высоким уровнем психологической культуры, который не позволяет ему опуститься до агрессивности или ответного
деструктивного воздействия.
Ряд исследователей отмечает, что развитие указанных качеств происходит на протяжении всей жизни человека. Следовательно, поведение детей (в том числе — школьников) отличается от поведения взрослых меньшей гибкостью.
Владение способами защиты от психологического деструктивного воздействия
Известно множество классификаций приемов психологической защиты от деструктивного воздействия. Хотелось бы отметить, что знание этих приемов само по себе не может обеспечить психологической безопасности. Важно умение применять их в конкретных жизненных ситуациях. Эти умения можно приобрести путем анализа ситуаций, содержащих деструктивные воздействия в реальной жизни, либо в процессе тренировки.
Получение и актуализация жизненного опыта
На этом этапе формируется опыт, полученный от общения с агрессором, позволяющий повысить уровень сопротивляемости деструктивному влиянию. Защищенностью – результат психологической защиты. Высокий уровень защищенности достигается в случае успешного применения приемов обнаружения и нейтрализации психологических угроз и опасностей.
Использование неэффективных или неадекватных способов психологической защиты может привести лишь к низкому уровню защищенности (т. е. высокому уровню уязвимости), не обеспечивающему сохранность и нормальное функционирование личности в условиях деструктивного влияния. Владея широким спектром приемов психологической защиты, личность способна обеспечить собственную безопасность в большинстве ситуаций деструктивного влияния…».
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ЛИЧНОСТИ КАК УСЛОВИЕ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ
УДК 316.6:159.923
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ЛИЧНОСТИ КАК УСЛОВИЕ
СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ
Бубнова О.В.1, Куликова О.В.1
1ФГАОУ ВПО «Белгородский государственный национальный исследовательский
университет» (НИУ «БелГУ»), Белгород, Россия (308015, Белгород, ул. Победы, 85), e-mail:
[email protected]; e-mail: [email protected]
В статье предлагаются для рассмотрения актуальные вопросы психологической безопасности и
социальной адаптации личности на примере молодых специалистов. В работе представлена структура
психологической безопасности личности молодых специалистов. В результате теоретического анализа
основных подходов к пониманию психологической безопасности уточнено понятие «психологическая
безопасность личности молодых специалистов». Проведен анализ психологической безопасности
личности молодых специалистов. Разработаны социально-психологические критерии оценки
психологической безопасности личности, определены социально-психологические механизмы ее
формирования. На основе результатов исследования составлен и проанализирован обобщенный
социально-психологический портрет молодых специалистов. Авторами определены основные пути и
методы повышения психологической безопасности личности молодых специалистов как важнейшего
условия их успешной социальной адаптации.
Ключевые слова: психологическая безопасность, социально-психологический портрет личности,
психологическая безопасность личности, социальная адаптация.
PSYCHOLOGICAL SAFETY OF A PERSONALITY AS A CONDITION OF SOCIO-
ENVIRONMENTAL ADAPTATION OF YOUNG SPECIALISTS
Bubnova O.V.1, Kulikova O.V.1
1Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Professional Education «Belgorod
National Research University», Belgorod, Russia (85, Pobedy St., Belgorod, 308015), e-mail:
[email protected]; e-mail: [email protected]
The paper views the current issues of Psychological safety and socio-environmental adaptation of a personality
in the context of young specialists. the articale performs the structure of psychological safety of a young
specialist personality. Due to the theoretical analysis of the main approaches to the understanding of
psychological safety, the definition «psychological safety of a young specialist personality» was specified. The
analysis of psychological safety of a young specialist personality was conducted. Social psychological criteria of
psychological safety of a young specialist personality assessment were developed, social psychological formation
mechanisms were defined. Based on the research results generalised social psychological portrait of young
specialists was made and anysed. The authors defined main ways and means of increasing psychological safety
of a young specialist personality as the most important condition of thier successful socio-environmental
adaptation.
Key words: psychological safety, social psychological portrait, psychological safety of a personality, socio-
environmental adaptation.
В современных условиях все более возрастает зависимость эффективности
деятельности предприятия от кадровой политики его руководства. Итогом грамотной,
дифференцированной работы с сотрудниками различных уровней, является повышение
качества работы каждого из них и, как следствие, улучшение результатов деятельности
предприятия в целом. При этом особого внимания заслуживает проблема привлечения и
Психологическая безопасность семьи как консолидирующий фактор в полиэтнической среде
Ахмадеева Е.В. 2019. Психолого-педагогические условия формирования понимания феномена «психологическая безопасность семьи». – International Journal of Humanities and Natural Sciences. Vol.7-1. С. 91-94.Богомаз С.А., Гладких А.Г. 2009. Психологическая безопасность личности и ее измерение с помощью шкалы базисных убеждений. – Вестник Томского государственного университета. № 318. С. 191-194.
Бурханова Ф.Б. 2014. Создание семьи: современные тенденции в Башкортостане. – Вестник Института социологии. № 8. С. 90-107.
Галяпина В.Н. 2002. Влияние принадлежности супругов к разным этносам на неудовлетворенность супружескими взаимоотношениями: автореф. дис. … к.псих.н. М. 25 с.
Колесникова Т.И. 2001. Психологический мир личности и его безопасность. М.: Владос-Пресс. 176 с.
Краснянская Т.М. 2006. Психология самообеспечения безопасности: феноменология, механизмы, стратегии: дис. … д.псих.н. Таганрог. 373 с.
Лурье С.В. 2018. Межэтнические браки в современном российском национальном сценарии. – Петербургская социология сегодня. Вып. 10. С. 122-148.
Михайлов Л.А. 2008. Способы автономного выживания человека в природе. СПб: Питер. 272 с.
Приходько И.И. 2009. Влияние гражданского общества на психологическую безопасность личности. – Гражданское общество в эпоху глобальной информатизации: тезисы докладов международной научной конференции. 20–21.11.2009 г. М.: Московский гуманитарный университет. Ч. 1. С. 61-66.
Психология безопасности как основа гуманитарных технологий в социальном взаимодействии: научно-методические материалы (под ред. И.А. Баевой. 2008. СПб: ООО «Книжный дом». 288 с.
Солдатова Г.У., Тетерина М.В. 2011. Многоязычие как фактор формирования новой идентичности и культурного интеллекта. – Образовательная политика. № 2(52). С. 57-70.
Столин В.В., Романова Т.Л., Бутенко Г.П. 1984. Опросник удовлетворенности браком. – Вестник МГУ. Сер. XIV. Психология. № 2. С. 54-61.
Сусоколов А.А. 1990. Национально-смешанные браки и семьи в СССР. М.: Институт этнографии им. Н.Н. Миклухо-Маклая АН СССР.
Harvard Business Review Россия
От редакции. Вице-президент компании Twitter в Европе Брюс Дейсли одержим идеями по улучшению рабочей среды. Он написал книгу «Радость труда» и ведет популярный подкаст «Ешь, спи, работай, повторяй». Его беседы с психологами, нейробиологами и другими специалистами дают ответы на вопрос, каким образом получать от работы удовольствие и выполнять ее более эффективно. На прошедшем в Лондоне форуме SAP Success Connect Брюс Дейсли рассказал, как бороться со стрессом на рабочем месте и почему страх ослабляет креативность.
Посмотрите на ежедневники своих коллег — многие из них проводят на совещаниях весь день. Почему так происходит? Мы создали среду, в которой совещания, электронная почта и другая подобная деятельность считаются самыми важными. Люди изнурены, они ищут помощи и поддержки. Надо честно оценить то, как мы работаем. Мы должны справляться с объемом работы более творчески, чтобы это приносило удовлетворение. Когда я стал руководителем, меня захватила идея преобразований — что я могу принести своей команде. Один мой сотрудник сказал: «У нас нет твердой политики относительно работы из дома. Если я ничего не успеваю сделать на работе, могу я пойти домой в 3 часа, чтобы все закончить?» Я подумал: «Какой стыд, мы создали среду, в которой взрослых людей превращаем в младенцев!» По мнению психологов, хороший день на работе — это когда человек в чем-то достиг значимого прогресса. А мы создали такие объемы и виды работ, которые мешают что-либо завершить. Я надеюсь, это поправимо.
На нас влияют два мегатренда. Первый — всегда быть на связи. Это началось довольно давно. По офису прошел слух, что у Джона есть BlackBerry. Люди потянулись к рабочему столу Джона. Его BlackBerry был очарователен, как пушистый зверек Гизмо из фильма «Гремлины». Гаджет издавал волшебные звуки, и все были в восторге. Но самое прекрасное в BlackBerry было то, что он позволял Джону делать работу по дороге в офис, в обед и где угодно. За последние 15 лет мир трансформировался — на наших глазах рабочий день растянулся с 7,5 часов в день до 9,5. Люди работают с электронной почтой почти 70 часов в неделю. Постоянная проверка мобильных устройств вызывает стресс и тревожность.
Компьютеры крадут часть нашей работы, и это второй мегатренд. Машины заменяют нас при выполнении монотонных и тяжелых повторяющихся операций. Можно почти не сомневаться, что спектр рабочих мест через десять лет будет выглядеть совершенно иначе, чем сегодня. Так что нам надо готовиться и уже сейчас, а не задним числом, развивать креативность, умение быть оригинальным, способность мыслить изобретательно.
Стресс (последствие первого мегатренда) подавляет изобретательность, которая важна, чтобы выжить в условиях второго мегатренда. Существующая система работы создает культуру, из-за которой мы не готовы к будущему. Мы живем в среде, в которой работники выгорают. Выход из этой проблемной ситуации — развивать позитивную рабочую культуру. Здесь важны два фактора — позитивный аффект и психологическая безопасность. И я готов подтвердить этот вывод психологическими и нейробиологическими научными данными.
Наши решения зависят от нашего настроения. Первопроходцем в этой области была профессор Корнелльского университета Алиса Айсен, которая провела целый ряд исследований. Один из экспериментов был просто поразительным. Она звонила незнакомым людям из телефона-автомата и притворялась, что застряла и не может добраться до дома. Автомат съел последнюю монетку, и у нее больше нет возможности обратиться к миру. Айсен хотела выяснить, можно ли изменить результат этого ошибочного звонка, изменив предварительно настроение своего адресата. Ее помощники ходили по домам потенциальных абонентов, и половине из них вручали бесплатный подарок. Люди, получившие подарок, были в хорошем настроении, и их реакция на звонок во многом отличалась от реакции тех, кому ничего не дарили. Они, в частности, предлагали незнакомому человеку свою помощь: «Давайте, я позвоню по правильному номеру», «Давайте, я передам нужную информацию». Это поразительно, как настроение оказывает влияние на принятие нами решений. Во время еще одного эксперимента Айсен посещала клиники и раздавала врачам пакетики со сладостями. Позже она показывала им историю болезни и просила оценить положение пациента. И обнаружила удивительный факт: когда ее собеседники были в хорошем настроении, они делали свою работу более внимательно, задавали больше вопросов и ставили более точный диагноз. Но мы не можем каждый день дарить людям подарочки или раздавать смузи, улучшая их настроение. Эти приемы срабатывают только один раз. Мы должны серьезно думать о том, как привести наших сотрудников в состояние позитивного аффекта.
Очень важна психологическая безопасность. Это понятие 20 лет назад ввел Уильям Кан — он говорил о психологической безопасности как о презумпции невиновности в любой ситуации. Профессор Эми Эдмонсон, которая сделала термин популярным, вкладывала в него более широкий смысл — возможность говорить правду тем, кто наделен властью, и бросать вызов коллегам. Работая с клиниками, Эдмонсон обнаружила, что может легко определить, доверяют ли члены команды друг другу. Она стала исследовать проблему глубже и получила удивительные данные. Изначально Эми предполагала, что чем эффективнее команда, тем меньше ошибок она допускает, но оказалось ровно наоборот. Лучшие команды не только делали ошибки. Иногда они совершали их в десять раз чаще, чем худшие команды. Позже выяснилось, что ошибок было не больше, просто лучшие команды признавались в большем их числе. Представьте, что вы работаете в загруженном отделении больницы и случайно одному пациенту дали лекарство, предназначенное другому. В психологически безопасной атмосфере вы тут же пойдете к коллегам и признаетесь. А если боитесь последствий и опасаетесь потерять работу, то скроете правду. Именно это и наблюдала Эми Эдмонсон — в лучших командах выше уровень психологической безопасности, то есть участники охотно обсуждают неудачи. Эдмонсон опубликовала книгу «Организация, в которой нет места страху», где много говорит о скандале с «дизельгейтом» в компании Volkswagen. Сотрудники боялись сказать, что не могут в срок выполнить работу и достичь поставленных целей и давали начальству ложную информацию.
Стресс убивает креативность. Это, в частности, доказал нейробиолог Яак Панксепп, который проводил исследования с крысами. У крыс есть поразительное желание изучать что-то новое, исследовать разные места, кусать новый предмет. Ученый называл это системой поиска: она во многом напоминает креативность у людей. Панксепп наблюдал удивительные вещи. Если поместить двух крыс в клетку, можно насчитать 50 проявлений поискового поведения, когда они исследуют новое пространство. В этот момент в клетку подкладывают кошачий волос, чтобы в мозгу крыс сработала система страха. Выяснилось, что страх блокирует креативность: число проявлений поискового поведения снижалось практически до нуля. При этом реакция не была сиюминутной. После того, как клетку почистили и вернули крыс в незагрязненную среду, число проявлений поискового поведения было гораздо ниже, чем в самом начале. Лишь через четыре дня оно возросло до 35. Иными словами, когда в мозге включается система страха, исследовательское поведение и готовность рисковать выключаются. Это тревожный знак, в том числе для сотрудников компаний. Два фактора работают друг против друга, и, если мы не сможем изменить систему, приводящую к выгоранию, нас ждет мрачная перспектива.
От нас так много требуют, что мы, наверное, должны вести себя как сверхлюди. Илон Маск недавно сказал, что успех — это работа 130 часов в неделю. Если вы не работаете больше 80 часов, вы едва успеваете сделать свои дела. Но как это связано с эффективностью? Джон Пенкавел из Стэндфордского университета исследовал производительность физического труда. Например, кто-то рубит дрова — при каких условиях достигается максимальная производительность? Оказалось, нужно работать 56 часов в неделю. Если вы проработаете 57 часов, результат будет меньше, чем через 56 часов. Интересно, что после 50 часов рост производительности был уже минимален. А если речь идет о труде умственном, мозг может выдержать больше работы, чем тело? Данные показывают, что меньше. И это поразительно.
Наш мозг гораздо больше похож на батарейку телефона, чем мы готовы признать. Многие думают, что качество работы, которую мы выполняем в 10 вечера за кухонным столом, такое же, как если бы мы ее делали на свежую голову в 10 утра, после чашечки кофе. Но это совершенно не так. Приведу цитату из книги Дэниэла Левитина «Организованный ум»: «Наши мозги настроены на то, чтобы принимать определенное количество решений в день. И когда этот предел достигнут, мы уже не можем принимать решения, независимо от того, насколько они важны». Если к концу дня вы истощены, то физические упражнения помогут восстановить энергию. Может, это добавит еще несколько процентов зарядки. Но ресурсы мозга не бесконечны — нам нужно думать об отдыхе так же, как мы думаем о работе.
«Никогда не стой, когда можно сидеть; никогда не сиди, когда можно лечь». Так сказал самый знаменитый британский олимпийский чемпион, велогонщик сэр Крис Хой, когда его попросили озвучить девиз команды велосипедистов. Поразительно, что атлеты, которые используют свое тело, думают не только о работе, но и о том, как восстановиться. Для всех нас это вызов. Мы должны думать не только о времени, проведенном за рабочим столом, но и о том, что мы будем делать вдали от него.
Мы должны восхвалять писателя Чарльза Диккенса гораздо больше, чем Илона Маска. Диккенс написал 15 романов, 200 рассказов, редактировал ежедневный журнал, но в отличие от многих из нас работал только с утра. А после работы ходил гулять, проходил 10-12 миль в день. Для его творчества время восстановления, подзарядки было так же важно, как и время, посвященное работе. Отметьте как-нибудь момент, когда вы придумали что-то интересное. Когда это произошло? Подозреваю, что не тогда, когда вы смотрели на экран компьютера или сидели на совещании, стремясь выжать из себя что-то умное. Скорее всего, это происходит, когда вы отвлекаетесь. Знакомый сказал мне пару недель назад: «Все мои идеи приходят во время прогулки с собакой». Другой признался, что идеи посещают его, когда он смотрит в окно поезда или самолета, то есть в расслабленном состоянии. Еще один пример подает известный сценарист Аарон Соркин, который написал сценарий многих фильмов и сериалов: «Западное крыло», «Социальная сеть», «Большая игра» и других. Соркин осознал, что лучшие идеи приходят к нему, когда он принимает душ. Говорят, ему построили душ прямо перед офисом, так что он ходит мыться по восемь-десять раз в день. Даже если нас восхищает Илон Маск и его проекты, пожалуй, я думаю, стоит посмотреть на Чарльза Диккенса или Аарона Соркина и попытаться взять пример с них.
Записала Юлия Фуколова
Что такое психологическая безопасность на работе?
По мере того, как исследования разнообразия и инклюзивности накапливаются, большинство руководителей HR и высшего звена соглашаются: организациям выгодно разнообразие взглядов.
Группы, состоящие из людей с разным жизненным опытом, объединяют множество ценных точек зрения. Разнообразные группы лучше распознают проблемы и предлагают творческие решения, чем группы людей со схожим жизненным опытом.
Но что, если некоторым членам команды неудобно говорить? Что, если они боятся поделиться своими опасениями или не хотят задавать сложные вопросы? Что, если они избегают предлагать новаторские идеи, потому что боятся отказа?
К сожалению, многие люди так думают.Согласно опросу Gallup 2017 года, 3 из 10 сотрудников полностью согласны с тем, что их мнение не имеет значения на работе.
Отсутствие психологической безопасности на работе имеет серьезные последствия для бизнеса. Во-первых, когда люди не чувствуют себя комфортно, говоря о неработающих инициативах, организация не в состоянии предотвратить провал. А когда сотрудники не полностью привержены делу, организация теряет возможность использовать сильные стороны всех своих талантов.
«Людям нужно чувствовать себя комфортно, высказываясь, задавая наивные вопросы и не соглашаясь с тем, как обстоят дела, чтобы создавать идеи, которые действительно меняют ситуацию», — говорит Дэвид Альтман, наш главный операционный директор.
«Психологическая безопасность на работе не означает, что все всегда хороши. Это означает, что вы принимаете конфликт и говорите открыто, зная, что ваша команда поддерживает вас, а вы их поддерживаете ».
По словам доктора Эми Эдмондсон, автора книги Бесстрашная организация: создание психологической безопасности на рабочем месте для обучения, инноваций и роста , людям должно быть разрешено озвучивать недоработанные мысли, задавать вопросы вне поля зрения и проведите мозговой штурм вслух, чтобы создать действительно новаторскую культуру.
Определение психологической безопасности на работе
Психологическая безопасность — это вера в то, что вы не будете наказаны или унижены за высказывание идей, вопросов, опасений или ошибок.
Что такое психологическая безопасность на работе, в частности?
Это — общее убеждение, которого придерживаются члены команды, что другие члены команды не будут смущать, отвергать или наказывать вас за то, что вы говорите.
« Когда на рабочем месте психологическая безопасность, люди чувствуют себя комфортно, оставаясь самими собой.Они полностью отдаются работе и чувствуют себя нормально, рискуя собой, — говорит Альтман.
Четыре этапа психологической безопасности на работе
Когда командный или организационный климат характеризуется межличностным доверием и атмосферой уважения, участники чувствуют себя свободными в сотрудничестве и чувствуют себя в безопасности, рискуя, что в конечном итоге позволяет им быстро внедрять инновации.
Психологически безопасное рабочее место начинается с чувства принадлежности. Подобно иерархии потребностей Маслоу, которая показывает, что всем людям необходимо удовлетворить свои основные потребности, прежде чем они смогут полностью реализовать свой потенциал, сотрудники должны чувствовать себя принятыми, прежде чем они смогут улучшить свою организацию.
По словам д-ра Тимоти Кларка, автора книги Четыре этапа психологической безопасности: определение пути к интеграции и инновациям , сотрудники должны пройти следующие четыре этапа, прежде чем они смогут свободно вносить ценный вклад и бросать вызов статус-кво. .
- Этап 1 — Безопасность включения: Безопасность включения удовлетворяет основную потребность человека в общении и принадлежности. На этом этапе вы чувствуете себя в безопасности, будучи самим собой, и вас принимают таким, какой вы есть, включая ваши уникальные атрибуты и определяющие характеристики.
- Этап 2 — Безопасность учащихся: Безопасность учащихся удовлетворяет потребность учиться и расти. На этом этапе вы чувствуете себя в безопасности, обмениваясь опытом в процессе обучения, задавая вопросы, давая и получая обратную связь, экспериментируя и совершая ошибки.
- Этап 3 — Безопасность участников: Безопасность участников удовлетворяет потребность в изменении. Вы чувствуете себя в безопасности, используя свои навыки и способности, чтобы внести значимый вклад.
- Этап 4 — Безопасность Challenger: Безопасность Challenger удовлетворяет потребность в улучшении ситуации.Вы чувствуете себя в безопасности, когда говорите и бросаете вызов существующему положению вещей, когда думаете, что есть возможность что-то изменить или улучшить.
5 способов, которыми лидеры могут помочь в обеспечении психологической безопасности на работе
Чтобы помочь сотрудникам пройти через 4 этапа и в конечном итоге оказаться в таком месте, где они чувствуют себя комфортно при межличностном риске, лидеры должны заботиться о психологической безопасности своей команды и способствовать ее укреплению. Вот как помочь создать психологически безопасное рабочее место:
Важность психологической безопасности на работе
Понятие «психологическая безопасность» не ново, но в последние годы оно стало одним из самых модных словечек в бизнесе.Все больше и больше исследований показывают, что психологическая безопасность абсолютно необходима для успеха команды, вовлеченности, продуктивности, удержания и общего счастья. Но что мы на самом деле подразумеваем под этим термином? Как выглядит психологическая безопасность на работе? И почему именно это так важно?
Что такое психологическая безопасность на работе?
Термин «психологическая безопасность» был придуман профессором Гарвардской школы бизнеса Эми Эдмондсон еще в 1999 году, но впервые эта концепция была описана почти десятью годами ранее Уильямом А.Хан, чьи работы фактически составили большую часть исследований Эдмонсона.
По словам Хана, психологическая безопасность означает: «способность проявить себя и проявить себя, не опасаясь негативных последствий, связанных с самооценкой, статусом или карьерой». . В 2015 году Google было опубликовано двухлетнее исследование, посвященное наиболее важным аспектам построения успешной команды. Оно показало, что успех не зависит от наличия умных и амбициозных людей и не является результатом методичных и точных сотрудников, которые сделал несколько ошибок.Вместо этого выяснилось, что психологическая безопасность была самым важным фактором.Проект «Аристотель» — так называлось исследование Google — показал, что команды, совершавшие больше ошибок, были более успешными, как предполагал Эдмонсон. Но на самом деле эти команды не делали больше ошибок … они просто открыто говорили о них. Если кто-то напортачил, они сообщали об этом — они не чувствовали немедленного беспокойства и скрывали свою ошибку под ковром или быстро убирали ее, прежде чем кто-либо увидел.
Как выглядит психологическая безопасность
В этом суть психологической безопасности; в простейшей форме психологическая безопасность означает просто чувствовать себя в достаточной безопасности, чтобы рисковать, делиться идеями и вносить свой вклад без беспокойства и страха. Конечно, если вы хотите оставаться новаторским, важно идти на риск. Но это не должно быть просто внешним видом; Царапина под поверхностью, и концепция должна быть намного глубже.
Психологическая безопасность также означает чувство доверия, уважения и общей оценки как личности.Это означает знание того, что ваше благополучие действительно имеет значение для ваших работодателей. Это означает понимание качества вашей работы, которое зависит от честной обратной связи, и знание того, что руководство прислушается к вашим собственным отзывам.
Чтобы чувствовать себя на работе психологически безопасным, нужно знать, что ваше мнение имеет значение. Исследование, проведенное Gallup в 2017 году, показывает, что в США только 3 из 10 сотрудников считают, что их мнение действительно имеет значение. Но если бы эта квота была увеличена вдвое и 6 из 10 сотрудников посчитали, что их мнение имеет значение, компании могли бы увидеть снижение оборота на 27%, снижение количества происшествий, связанных с безопасностью, на 40% и повышение общей производительности на 12%.
Эти результаты подтверждаются проектом Google «Аристотель», который показал, что сотрудники, которые принадлежали к командам с высоким уровнем психологической безопасности, с меньшей вероятностью уходили, приносили больший доход, были оценены как более эффективные, а также с большей вероятностью приходили. предлагать разнообразные творческие идеи, успешно работая со своими коллегами.
💪🏾 Автономия, компетентность, взаимосвязь: секрет рабочего взаимодействия
Важность психологической безопасности на работе
Идея ощущения безопасности выходит за рамки простого обмена мнениями или обратной связи без беспокойства.Речь также идет о гарантированной работе, о том, чтобы не было ощущения, будто вы идете по яичной скорлупе. Это означает, что вы будете знать, что ваша компания поддерживает вас и будет покорно реагировать на все, что угрожает вашему благополучию на работе. Речь идет о знании того, что у вас есть люди, с которыми можно поговорить, если возникнут проблемы, что у вас есть возможность взять отпуск или работать гибко, если вам нужно. Это также означает прозрачность — в коммуникации, а также в том, как компания работает в финансовом отношении и с точки зрения производительности.
Когда вы посмотрите на то, что на самом деле означает психологическая безопасность, важность этого не должна вызывать удивления — но в культуре, где мы так зациклены на доходах и измеримом успехе, легко понять, как это можно упустить из виду. .На работе важно осознавать, что мы люди, а не машины, и чтобы добиться успеха, нам нужно уметь слушать друг друга, проявлять чуткость к чувствам и потребностям других людей.
Если мы этого не сделаем, люди не будут чувствовать себя в безопасности. Им будет неудобно делиться новыми идеями, не боясь. Они не чувствуют себя способными открыто выражать свои мысли. Их не увлекают работой, они не хотят рисковать или экспериментировать. Когда вы отказываетесь от части себя, вы никогда не сможете полностью посвятить себя работе.Психологическая безопасность способствует доверию и открытости. Он строит отношения и поощряет инновации. Как и все, что стоит иметь, это может занять некоторое время, но награды будут неоценимы.
👉 Как подготовить сотрудников к переменам
Что такое психологическая безопасность? | Friday.app
Возможно, вы никогда раньше не использовали точную терминологию, но если вы когда-либо чувствовали себя защищенными, защищенными или довольными в команде, вы вполне могли испытывать то, что известно как психологическая безопасность.Психологическая безопасность — важнейший элемент процесса непрерывного совершенствования.
Определение психологической безопасности
Психологическая безопасность определяется как «способность проявлять и использовать себя, не опасаясь негативных последствий, связанных с самооценкой, статусом или карьерой». Другими словами, психологическая безопасность означает, что члены команды чувствуют себя принятыми и уважаемыми в рамках своих текущих ролей.
Понятие психологической безопасности было впервые введено ученым-специалистом по организационному поведению Эми Эдмондсон, которая придумала эту фразу и определила ее как «общее убеждение членов команды в том, что команда безопасна для межличностных рисков.
«Это описывает командный климат, характеризующийся межличностным доверием и взаимным уважением, в котором люди чувствуют себя комфортно, будучи самими собой», — заявляет Эдмондсон в .
Только когда Google осознал, насколько важна психологическая безопасность, большинство людей начали относиться к ней серьезно. Google хотел выяснить, что нужно для создания максимально эффективной команды, поэтому они запустили Project Aristotle.
Это была грандиозная задача, состоящая из сотен интервью и анализа данных, полученных от более чем 100 активных команд в Google.Интересно, что главный вывод заключался в том, что прежде всего психологическая безопасность имела решающее значение для обеспечения хорошей совместной работы команды.
Почему так важна психологическая безопасность?
Как подчеркивается в Project Aristotle, создание атмосферы психологической безопасности существенно продвигает иглу. В дополнение к выводам Google, исследование Бэра и Фрезе предполагает, что психологическая безопасность, присутствующая в рабочей среде, повышает вероятность того, что попытка процесса / инновации будет успешной.Было обнаружено, что:
- Улучшить удержание сотрудников
- Сотрудникам больше нравится использовать силу разнообразных идей своих товарищей по команде
- Доход на сотрудника увеличивается
- Руководители высшего звена оценивают их вдвое эффективнее.
Как создать среду психологической безопасности?
Во время выступления на TEDx Talk на тему «Создание психологически безопасного рабочего места» Эми Эдмондсон отметила три основных момента, которые следует учитывать при попытке создать психологическую безопасность в командах:
- Обозначьте работу как проблему обучения , а не как проблема исполнения
- Признайте свою собственную подверженность ошибкам
- Исследование, проведенное Эдмондсоном и Google, предполагает, что команды, которые допускают ошибки, более охотно обсуждают их друг с другом.
- Моделируйте любопытство и задавайте много вопросов
С учетом факторов Эдмондсона, вот несколько способов поощрения и развития атмосферы психологической безопасности. обсудите их (мы рекомендуем проводить еженедельные проверки)
Убедитесь, что у всех есть равные возможности для выдвижения своих идей, прежде чем объявлять, какие идеи вы поддерживаете Всегда пробуйте экспериментировать, используя несколько правдоподобных аргументов / идей, вместо того, чтобы довольствоваться одним вариант Проводите групповые обсуждения на собраниях, если есть разногласия, вместо того, чтобы держать разговор между двумя или тремя людьми. авторитет на бумаге услышал свой голос — добавлено правило «не отвлекаться» c помощь и более спокойные члены команды тоже говорят свое мнение. Как это измерить?
Чтобы сделать вашу команду более успешной, вам сначала нужно установить базовый уровень и измерить улучшения с течением времени. Вы можете подумать, что хорошо разбираетесь в своей команде, но удивительно, что вы узнаете, когда на самом деле измеряете психологическую безопасность.
Чтобы измерить это, Эдмондсон спросил членов команды, насколько сильно они согласны или не согласны с этими вопросами:
- Если вы допустили ошибку в этой команде, часто это обвиняется против вас?
- Могут ли члены этой команды поднимать проблемы и сложные вопросы?
- Были ли люди в этой команде иногда отвергать других за то, что они другие?
- Безопасно ли рисковать в этой команде?
- Трудно ли попросить помощи у других членов этой команды?
- Не будет ли никто из этой команды сознательно действовать таким образом, чтобы подорвать мои усилия?
- Ценятся и используются ли мои уникальные навыки и таланты при работе с членами этой команды?
Заключение
Таким образом, если вы хотите иметь более инновационную, заинтересованную и эффективную команду, то стоит развивать среду психологической безопасности.
re: Работа — Руководство: понимание эффективности команды
Из пяти ключевых динамических характеристик эффективных команд, которые определили исследователи, психологическая безопасность была наиболее важной. Исследователи Google обнаружили, что люди в командах с более высокой психологической безопасностью с меньшей вероятностью покидают Google, они с большей вероятностью используют силу различных идей своих товарищей по команде, они приносят больше доходов и их эффективность вдвое выше. часто руководителями.
Ученый-бихевиорист Эми Эдмондсон из Гарварда впервые представила концепцию «психологической безопасности команды» и определила ее как «общее убеждение членов команды в том, что команда безопасна для принятия межличностных рисков».«Рисковать среди членов вашей команды может показаться простым. Но задайте простой вопрос, например: «Какова цель этого проекта?» может показаться, что вы не в курсе. Возможно, будет легче продолжить без разъяснений, чтобы вас не сочли несведущим.
Чтобы измерить уровень психологической безопасности команды, Эдмондсон спросил членов команды, насколько сильно они согласны или не согласны с этими утверждениями:
- Если вы сделаете ошибку в этой команде, она часто будет против вас.
- Члены этой команды умеют поднимать проблемы и сложные вопросы.
- Люди в этой команде иногда отвергают других за то, что они другие.
- Рисковать в этой команде безопасно.
- Трудно обратиться за помощью к другим членам этой команды.
- Никто из этой команды не стал бы сознательно действовать таким образом, чтобы подорвать мои усилия.
- Работая с членами этой команды, мои уникальные навыки и таланты ценятся и используются.
В своем выступлении на TEDx Эдмондсон предлагает три простые вещи, которые люди могут сделать для повышения психологической безопасности команды:
- Обозначьте работу как проблему обучения, а не как проблему выполнения.
- Признайте свою склонность к ошибкам.
- Проявите любопытство и задавайте много вопросов.
Для продвижения результатов исследований Google внутри компании исследовательская группа проводила семинары с другими командами. На семинарах использовались анонимные сценарии, чтобы проиллюстрировать поведение, которое может поддерживать психологическую безопасность и наносить ей вред. Сценарии разыгрываются по ролям, а затем групповые разборы. Вот пример сценария:
Сценарий психологической безопасности | Идеи и инновации
Ули — давний менеджер, известный своими техническими знаниями.Последние два года он работал менеджером в команде XYZ, которая отвечает за запуск крупномасштабного проекта. Он придерживается очень высоких стандартов, но в последние несколько месяцев Ули стал все более нетерпимым к ошибкам, идеям, которые он считал «несоответствующими», и вызовам его образу мышления.
Недавно Ули публично «опроверг» идею, предложенную опытным членом команды, и очень негативно отзывался об этом человеке перед более широкой командой за их спиной. Все остальные думали, что идея сильная, хорошо проработанная и заслуживающая изучения.С тех пор идеи иссякли.
ИдеиУли послужили основой для недавнего предложения по проекту, но в конечном итоге оно было отклонено руководителями из-за недостатка творчества и новаторства.
Вопросы для подведения итогов:
- Какое поведение вы видите, что отражает психологическую безопасность?
- Какое поведение может сигнализировать о том, что в сценарии отсутствует психологическая безопасность?
- Почему так важна психологическая безопасность? Какая разница в команде? Что вы видели в своих командах?
Если вы менеджер, учтите эти рекомендации при обучении членов команды и товарищей по команде.
Психологическая безопасность: горячая концепция | Журнал Safety + Health
Ключевые моменты
- Исследователь Эми Эдмондсон определяет психологическую безопасность как «уверенность в том, что окружающая среда безопасна для межличностных рисков, таких как высказывание вопроса, беспокойства, идеи или даже ошибки».
- Когда специалисты по безопасности просят рабочих рассказать о небезопасных условиях, они могут не понимать, насколько важны эмоциональные факторы, говорит консультант Роза Антония Каррильо.
- Хотя в названии концепции заложена безопасность, эксперты согласны с тем, что в идеале психологическая безопасность должна быть проектом всей организации, а не единственной обязанностью специалистов по безопасности.
Каждый день профессионалы по охране труда сталкиваются с восприятием риска — или его отсутствием — и его последствиями для человеческого поведения и результатов безопасности. Но они могут не учитывать некоторые риски, которых рабочие боятся больше всего: унижение, потеря статуса и отказ.
Организационные исследователи обнаружили, что такая тревога мешает людям полностью раскрыть свой потенциал как членов команды, и что успокаивает эти страхи, так это чувство психологической безопасности.
Психологическая безопасность — идея не новая; он циркулирует в организационной психологии с 1960-х годов. Эта концепция получила новую известность в 2016 году, когда газета The New York Times сообщила, что амбициозное исследование эффективности команды Google, Project Aristotle, определило психологическую безопасность как самый важный фактор, определяющий успех команды. С тех пор он был широко провозглашен в управленческих кругах как ключ к вовлечению сотрудников и продуктивности группы, и теперь это горячая тема в сообществе по охране труда и технике безопасности.
Эдмондсон
Эми Эдмондсон — профессор лидерства и менеджмента в Гарвардской школе бизнеса компании Novartis; автор книги «Бесстрашная организация: создание психологической безопасности на рабочем месте для обучения, инноваций и роста»; и видный исследователь в этой области. Эдмондсон определяет психологическую безопасность как «веру в то, что окружающая среда безопасна для межличностных рисков, таких как высказывание вопроса, беспокойства, идеи или даже ошибки».
В исследовании, опубликованном в 1999 году, она описывает психологическую безопасность в организационных условиях как «чувство уверенности в том, что команда не будет смущать, отвергать или наказывать кого-то за высказывание» и «командный климат, характеризующийся межличностным доверием и взаимоуважением, при котором людям комфортно быть самими собой.”
Эдмондсон и другие утверждают, что это чувство безопасности позволяет членам команды свободно общаться, проводить мозговые штурмы, сообщать об ошибках и вводить новшества. Но даже если слово «безопасность» встроено в название, психологическая безопасность больше похожа на концепцию построения команды, чем на проблему безопасности на рабочем месте.
Итак, почему профессионалы в области безопасности должны заботиться о психологической безопасности, и каковы последствия этой идеи для культуры безопасности на рабочем месте?
Где психологическая безопасность встречается с безопасностью на рабочем месте
Эдмондсон считает, что возможность свободно говорить неразрывно связана с безопасностью на рабочем месте: «При анализе предотвратимых инцидентов, связанных с безопасностью на рабочем месте, часто — если не в большинстве случаев — есть свидетельства того, что кто-то был обеспокоен, но не говорил об этом , или не мешали кому-то вести себя небезопасно, потому что они не чувствовали себя психологически безопасными.”
Каррильо
Когда профессионалы в области безопасности просят рабочих рассказать о небезопасных условиях или вмешаться, когда коллега проявляет рискованное поведение, они могут не понимать эмоциональные ставки, связанные с этим, отмечает Роза Антония Каррильо, президент консалтинговой компании по безопасности Carrillo and Associates и автор. книги «Фактор взаимоотношений в лидерстве в сфере безопасности: достижение успеха через вовлечение сотрудников».
«Взаимодействие — одно из самых рискованных начинаний для человека, — сказал Каррильо, — потому что каждый раз, когда вы взаимодействуете, вы рискуете быть униженным или отвергнутым.”
Она указывает на то, что страх быть отвергнутым — мощная сила в человеческом разуме, потому что он проистекает из зашитых, первобытных инстинктов, подобных потребности в пище и убежище.
«Антропологи объяснили, что необходимость принадлежать была механизмом выживания», — сказала она. «Вам нужно было принадлежать к своему племени, своей группе, потому что они помогали защищать и кормить вас, поэтому, если вас выгнали из группы, вы были мертвы. И это то, что срабатывает в человеческом мозгу, когда есть страх подвергнуться остракизму или исключению.”
Тишина, по словам Каррильо, опасна в различных сценариях работы на рабочем месте, например, когда кто-то не сообщает об ошибке или почти промахе или не решается задать важные вопросы из-за страха показаться некомпетентным.
«Психологическое состояние человека играет большую роль в том, насколько хорошо он выполняет свою работу».Роза Антония Каррильо
Президент
Carrillo and Associates«Когда вам не хватает психологической безопасности, вы должны оценить, как то, о чем вы говорите, повлияет на ваш статус и как люди воспринимают вас, а это ограничивает то, что вы готовы сообщить», — сказала она.«Поэтому абсолютно важно, чтобы у вас, как у специалиста по безопасности, были отношения с работниками, в которых они чувствовали, что психологически безопасно сообщать вам плохие новости, делиться ошибками, делиться опасениями или даже давать вам критическую обратную связь, потому что мы не можем совершенствоваться без этой обратной связи ».
Коммуникация — не единственный аспект трудовой жизни, который страдает от отсутствия психологической безопасности.
«Психологическое состояние человека играет большую роль в том, насколько хорошо он выполняет свою работу», — сказал Каррильо.Поскольку энергия, которую работник вкладывает в предотвращение конфликтов и защиту своего статуса, не используется для достижения наилучших результатов — или для наблюдения за своей безопасностью и окружающей средой, — обеспечение психологической безопасности может устранить потенциальный источник отвлечения внимания и позволить работникам мысленно присутствовать на работе. работа.
Продолжение на стр. 2
Почему психологическая безопасность важна на работе и как ее обеспечить
По словам Эми Эдмондсон, профессора лидерства и менеджмента Гарвардской школы бизнеса, концепция под названием «психологическая безопасность» особенно важна для успеха команды.
Психологическая безопасность описывает «рабочее место, где каждый чувствует, что его голос приветствуется с плохими новостями, вопросами, опасениями, недоработанными идеями и даже ошибками», — сказал Эдмондсон CNBC Make It. Люди должны чувствовать, что они могут задавать вопросы, высказывать опасения и предлагать идеи без неуместных последствий.
Эта концепция стала еще более ценной сейчас, когда так много людей приспосабливаются к удаленной работе и беспокоятся о возвращении к работе, а также когда многие компании обещают лучше бороться с системным расовым неравенством, а коллеги пытаются стать лучшими союзниками.
Выступление, вероятно, никогда не будет казаться полностью легким, но оно должно казаться правильным, и как будто «коллеги будут приветствовать и ценить его», — говорит Эдмондсон. Другими словами, вы должны чувствовать, что у вас есть «безопасность», чтобы говорить, рисковать или признавать ошибки .
Исследования психологической безопасности указывают на широкий спектр преимуществ, включая повышение уверенности, творчества, доверия и продуктивности.
Отчет Gallup за 2017 год показал, что повышение психологической безопасности в организации способствует более активному вовлечению сотрудников в свою работу и может привести к увеличению производительности на 12%.В 2015 году, когда Google изучал своих сотрудников, чтобы определить, «что делает хорошую команду», исследователи обнаружили, что психологическая безопасность является самым важным качеством, определяющим успех команды.
Независимо от того, занимаетесь ли вы должностью начального уровня или руководите командой, есть вещи, которые вы можете сделать, чтобы оказать положительное влияние и изменить культуру на рабочем месте. «Возможно, вы не самый влиятельный человек в организации, и это нормально», — говорит Эдмондсон. «Как вы появитесь, все еще имеет значение».
Вот несколько реальных способов повысить психологическую безопасность, особенно в трудные времена.
Признайтесь, чего вы не знаете
Высказывание своего мнения требует уязвимости, которая может напугать многих людей, особенно тех, кто только начинает свою карьеру. «По умолчанию всегда будет молчание», — говорит Эдмондсон.
Вместо того, чтобы делать вид, будто вы знаете ответы на все вопросы, вам следует подчеркнуть проблемы и неопределенности, которые ждут впереди, и быть честным в том, чего вы не знаете, говорит Эдмондсон. Исследование 2012 года показывает, что, когда лидеры открыто заявляют о своих ограничениях или ошибках, люди чувствуют, что их собственные «пути развития и чувство неуверенности» законны.«
Например, жить в условиях пандемии Covid-19 означало сидеть в неуверенности. Просто научитесь комфортно слушать и сказать:« Я не знаю »- вот некоторые из наиболее важных шагов, которые вы можете предпринять, находясь в — говорит она, — говорит она. предлагать разные точки зрения и развивать психологическую безопасность.
В конечном итоге эти стратегии уравнивают правила игры и напоминают людям о том, что поставлено на карту, поэтому каждый чувствует, что его голос и вклад необходимы. «Это просто создает повод для разговора», — говорит Эдмондсон.
Эффективно реагируйте на проблемы
Психологическая безопасность — это не серебряная пуля, а это означает, что время от времени вы будете сталкиваться с проблемами или ошибками, — говорит Эдмондсон. По ее словам, когда вы сталкиваетесь с проблемой, еще важнее следить за своими реакциями и реагировать продуктивно.Это не значит, что вам нужно приукрашивать все, что вы говорите, а скорее «признавать и уважать человека за то, что он выступил вперед», — говорит она.
Например, если ваш коллега сообщает вам о проблеме, первым делом вы должны поблагодарить его, а не думать о том, как что-то пошло не так. Это не только сигнализирует о том, что вы уважаете их голос, но и смещает акцент на будущее. Хотя вашим первым инстинктом может быть выяснение того, что пошло не так, чтобы вызвать ошибку, «мы должны как бы приучать себя быть дальновидными», — говорит она.
Знакомьтесь с новыми технологиями
Есть способы развить психологическую безопасность, даже работая удаленно во время пандемии. Хотя нюансы общения обычно теряются в видеочатах и мгновенных сообщениях, они также предоставляют новые возможности для построения отношений с людьми в вашей организации. «Создание психологической безопасности в виртуальных командах требует усилий и стратегии, которые окупаются вовлечением, коллегиальностью, продуктивным инакомыслием и генерацией идей», — написал Эдмондсон в недавней статье Harvard Business Review.
Совет Эдмондсона по поддержанию психологической безопасности на виртуальных встречах? Она предлагает использовать такие инструменты, как поднятие рук, анонимные опросы, комнаты для переговоров и функции чата, чтобы побудить всех принять участие вне камеры. Кроме того, может быть полезно поменять местами, кто из членов команды будет проводить собрание, чтобы получить разные точки зрения. А если есть определенные члены команды, которые склонны хранить молчание на виртуальных встречах, продолжайте беседу один на один, чтобы это не выглядело менее пугающим.
Имейте чувство цели
Знание своей цели в работе — самый важный шаг в развитии психологической безопасности, — говорит Эдмондсон. Другими словами, вы должны понимать, почему ваша работа имеет значение в более широком контексте вашей компании и за ее пределами. По ее словам, когда люди чувствуют, что их мнение имеет значение, они с большей вероятностью высказываются.
Чувство цели или миссии помогает и по ряду других причин. Исследования показывают, что, когда люди чувствуют, что их работа имеет цель или значение, они становятся счастливее, продуктивнее и дольше остаются на работе.
«Вы не ошибетесь, подчеркнув и еще раз подчеркнув цель организации», — говорит она.
Проверьте: Американцы тратят более 5000 долларов в год на продукты — сэкономьте сотни долларов в супермаркетах с помощью этих карт
Не пропустите:
Высокопроизводительным командам нужна психологическая безопасность. Вот как это сделать
У самых эффективных команд есть одна общая черта: психологическая безопасность — вера в то, что вас не накажут за ошибку.Исследования показывают, что психологическая безопасность позволяет умеренно идти на риск, высказывать свое мнение, проявлять творческий подход и высовывать шею, не опасаясь, что ее отрубят — это именно те типы поведения, которые приводят к прорывам на рынке. Так как же повысить психологическую безопасность в собственной команде? Во-первых, подходите к конфликту как соучастнику, а не как противнику. Когда возникают конфликты, избегайте спровоцировать реакцию «бей или беги», задавая вопрос: «Как мы можем достичь взаимно желаемого результата?» Говорите по-человечески, но предвосхищайте реакции, планируйте ответные действия и применяйте обучающий образ мышления, при котором вам действительно интересно услышать точку зрения другого человека.Попросите обратную связь, чтобы прояснить ваши собственные слепые зоны. Если вы начнете создавать это чувство психологической безопасности в своей собственной команде, начиная с этого момента, вы можете рассчитывать на более высокий уровень вовлеченности, повышение мотивации для решения сложных проблем, больше возможностей для обучения и развития и более высокую производительность.
«Нет команды без доверия», — говорит Пол Сантагата, глава отраслевого отдела Google. Он знает результаты масштабного двухлетнего исследования производительности команд, проведенного технологическим гигантом, которое показало, что у самых эффективных команд есть одна общая черта: психологическая безопасность, вера в то, что вас не накажут, если вы сделаете ошибку.Исследования показывают, что психологическая безопасность позволяет умеренно идти на риск, высказывать свое мнение, проявлять творческий подход и высовывать шею, не опасаясь, что ее отрубят — это именно те типы поведения, которые приводят к прорывам на рынке.
Древние эволюционные адаптации объясняют, почему психологическая безопасность хрупка и жизненно важна для успеха в неопределенных, взаимозависимых средах. Мозг воспринимает провокацию начальника, коллеги по работе или пренебрежительного подчиненного как угрозу жизни или смерти.Миндалевидное тело, тревожный звонок в мозгу, запускает реакцию «бей или беги», захватывая высшие мозговые центры. Эта структура мозга «сначала действуй, потом думай» отключает перспективу и аналитическое мышление. Буквально, когда мы больше всего в этом нуждаемся, мы теряем рассудок. Хотя такая реакция «бей или беги» может спасти нас в жизненно важных ситуациях, она мешает стратегическому мышлению, необходимому на сегодняшнем рабочем месте.
Вы и ваша команда Серия
Стать менеджером
Успех двадцать первого века зависит от другой системы — режима позитивных эмоций, который позволяет нам решать сложные проблемы и развивать отношения сотрудничества.Барбара Фредриксон из Университета Северной Каролины обнаружила, что положительные эмоции, такие как доверие, любопытство, уверенность и вдохновение, расширяют кругозор и помогают нам создавать психологические, социальные и физические ресурсы. Когда мы чувствуем себя в безопасности, мы становимся более открытыми, стойкими, мотивированными и настойчивыми. Усиливается юмор, поиск решений и дивергентное мышление — познавательный процесс, лежащий в основе творчества.
Когда рабочее место кажется сложным, но не угрожающим, команды могут поддерживать режим расширения и развития.Уровень окситоцина в нашем мозгу повышается, вызывая доверие и вызывающее доверие поведение. Это огромный фактор успеха команды, как утверждает Сантагата: «В быстро меняющейся и требовательной среде Google наш успех зависит от способности рисковать и быть уязвимым перед коллегами».
Так как же повысить психологическую безопасность в собственной команде? Попробуйте повторить шаги, которые Сантагата предпринял со своим:
.1. Подходите к конфликту как соучастник, а не как противник. Мы, люди, ненавидим проигрыш даже больше, чем любим выигрывать.Воспринимаемая потеря запускает попытки восстановить справедливость через конкуренцию, критику или отказ от участия, что является формой беспомощности, усвоенной на рабочем месте. Сантагата знает, что настоящий успех — это беспроигрышный результат, поэтому, когда возникают конфликты, он избегает спровоцировать реакцию «бей или беги», спрашивая: «Как мы можем достичь взаимно желаемого результата?»
2. Говорите от человека к человеку. В основе противоборства каждой команды, кто что делал, лежат универсальные потребности, такие как уважение, компетентность, социальный статус и автономия.Признание этих более глубоких потребностей естественным образом вызывает доверие и способствует позитивному языку и поведению. Сантагата напомнил своей команде, что даже в самых спорных переговорах другая сторона такая же, как они, и стремится уйти счастливой. Он провел их через отражение под названием «Just Like Me », , которое просит вас принять во внимание:
- У этого человека есть убеждения, точки зрения и мнения, как и у меня.
- У этого человека есть надежды, тревоги и уязвимости, как и у меня.
- У этого человека есть друзья, семья и, возможно, дети, которые их любят, как и я.
- Этот человек хочет чувствовать себя уважаемым, ценимым и компетентным, как и я.
- Этот человек желает мира, радости и счастья, как и я.
3. Ожидайте реакции и планируйте ответные действия. «Заранее продумайте, как ваша аудитория отреагирует на ваши сообщения, и это поможет гарантировать, что ваш контент будет услышан, в отличие от вашей аудитории, которая слышит нападки на их личность или эго», — объясняет Сантагата.
Умело противостоять сложным разговорам, готовясь к вероятной реакции. Например, вам может потребоваться собрать конкретные доказательства, чтобы противостоять защитной реакции при обсуждении острых вопросов. Сантагата спрашивает себя: «Если я изложу свою точку зрения таким образом, каковы возможные возражения и как я отвечу на эти контраргументы?» Он говорит: «Взгляд на обсуждение с этой точки зрения третьей стороны выявляет слабые места в моих позициях и побуждает меня переосмыслить мои аргументы.”
В частности, он спрашивает:
- Каковы мои основные моменты?
- Какими тремя способами мои слушатели могут ответить?
- Как я отреагирую на каждый из этих сценариев?
4. Замени вину любопытством. Если члены команды чувствуют, что вы пытаетесь их в чем-то обвинить, вы становитесь их саблезубым тигром. Исследование Джона Готтмана, проведенное в Вашингтонском университете, показывает, что обвинения и критика надежно обостряют конфликт, приводя к защите и — в конечном итоге — к размежеванию.Альтернатива обвинению — любопытство. Если вы считаете, что уже знаете, о чем думает собеседник, значит, вы не готовы к разговору. Вместо этого примите установку на обучение, зная, что у вас нет всех фактов. Вот как:
- Изложите проблемное поведение или результат как наблюдение и используйте фактический нейтральный язык. Например: «За последние два месяца ваше участие во встречах заметно снизилось, и прогресс в вашем проекте, похоже, замедляется.”
- Вовлеките их в исследование. Например: «Я полагаю, что здесь играют роль несколько факторов. Может, мы сможем узнать, что они вместе? »
- Спрашивайте решения. Люди, ответственные за создание проблемы, часто владеют ключами к ее решению. Вот почему положительный результат обычно зависит от их вклада и поддержки. Спросите прямо: «Как вы думаете, что здесь должно произойти?» Или: «Какой был бы ваш идеальный сценарий?» Другой вопрос, ведущий к поиску решений: «Как я могу вас поддержать?»
5.Запросите отзыв о доставке. Запрос обратной связи о том, как вы передали свое сообщение, обезоруживает вашего оппонента, освещает слепые зоны в коммуникативных навыках и моделирует подверженность ошибкам, что повышает доверие к лидерам. Сантагата завершает сложные беседы следующими вопросами:
- Что сработало, а что не сработало в моей доставке?
- Каково было услышать это сообщение?
- Как я мог представить это более эффективно?
Например, Сантагата спросил о доставке после резкого ответа старшему менеджеру.Его менеджер ответил: «Это могло показаться ударом в живот, но вы представили разумные доказательства, и мне захотелось услышать больше. Вы также хотели обсудить проблемы, с которыми я столкнулся, которые привели к решениям ».
6. Измерьте психологическую безопасность. Сантагата периодически спрашивает свою команду, насколько они в безопасности и что может усилить их чувство безопасности. Кроме того, его команда регулярно проводит опросы о психологической безопасности и другой командной динамике. Некоторые команды в Google включают такие вопросы, как: «Насколько вы уверены, что не получите ответных мер или критики, если вы признаете ошибку или совершите ошибку?»
Если вы создадите это чувство психологической безопасности в своей собственной команде, начиная с этого момента, вы можете рассчитывать на более высокий уровень вовлеченности, повышение мотивации для решения сложных проблем, больше возможностей для обучения и развития и более высокую производительность.