Понятие самореализация: Понятие самореализации личности | Диплом по психологии

Содержание

Определение понятия «Самореализация», виды

 

Готовы перестать думать о своей проблеме и наконец перейти к реальным действиям, которые помогут избавиться от проблем раз и навсегда? Тогда, возможно, вам будет интересна эта статья.

Самореализация важна для человека. Добиться вершин жизни люди стремятся с раннего возраста. Качество помогает достичь поставленных целей в профессии, реализовать творческий потенциал, переступить через трудности, стать гармонично развитой личностью.

Содержание:

Определение

Понятие «самореализация» означает воплощение талантов, задатков и умений человека в жизнь путем конкретной деятельности. Для этого сначала осознают наличие таких задатков, понимают сильные стороны, чтобы претворять в жизнь потенциал.

Возможности людей велики, не все это понимают. И способность к саморазвитию безгранична. У нас есть пути для движения вперед.

Самореализация не ограничена, у нее нет строгих рамок. Достигнув одного уровня, переходите к следующему.

Потребность человека в самореализации

Самореализация в индивидууме заложена с рождения. Она основа всех достижений личности.

Готовы перестать думать о своей проблеме и наконец перейти к реальным действиям, которые помогут избавиться от проблем раз и навсегда? Тогда, возможно, вам будет интересна эта статья.

Психологи советуют начинать самопрограммирование с анализа возможностей. Люди, которые добились в жизни и карьере высот, достигли этого благодаря раскрытию творческого потенциала.

Психологи выделяют «пирамиду потребностей»:

  1. Способность выявить реальные цели, отделить их от фантазий.
  2. Простое, естественное поведение.
  3. Высокий уровень ответственности.
  4. Тяга к самопознанию.
  5. Восприятие себя такими, как есть.
  6. Готовность к постоянному обучению.
  7. Любовь творчества.
  8. Исследуют окружающий мир, не перестают удивляться новому.
  9. Сдержанны, дружелюбны.
  10. Преданны семье, собственным идеалам.

Не нужно быть одаренным и с нестандартным мышлением. Путь к самовыражению – умение обучаться новому, анализировать себя, поведение и не бояться делать ошибки.

В человеке всегда есть как положительные черты, так и отрицательные. Последние могут мешать самореализации личности. Подробнее об этих чертах и как с ними справляться в нашей статье  отрицательные черты характера →

Виды самореализации

С момента выделения этого понятия в психологии провели немало исследований, тестов, что помогли определить ее виды и формы.

Личностная

Это определение собственных возможностей и стремлений. Личностная реализация актуальна в подростковом возрасте. Подросткам тяжело понять, кто они на самом деле.

Воспитание накладывает отпечаток. Общаясь с семьей, дети перенимают взгляды, поведение, отношение взрослых. Это неправильно. Важно осознание и развитие себя как личности, выявление собственных сильных качеств, постановка целей для достижения результатов.

Родители делают ошибки при воспитании самостоятельной личности.

Поэтому более 60% людей среднего возраста не могут определить жизненные цели и подобрать занятие по душе. Даже получение высшего образования не способствует достижению высот в дальнейшем.

Причина – гиперопека с детского возраста. Препятствовать развитию проблемы можно:

  • позволять ребенку принимать самостоятельные решения;
  • давать свободу действий с ранних лет;
  • допускать совершать ошибки.

На самостоятельных решениях и ошибках происходит процесс становления личности, формирование характера и собственного мнения.

Спокойствие — то качество личности, которое никогда не бывает лишним. Читайте статью как стать спокойнее →

Творческая

Это способность реализовать себя в профессии. Процесс запускается, когда подросток получает образование, выбирает профессиональное направление. В каждой деятельности есть место творчеству, развитию способностей.

Человек должен иметь стремление к достижению целей.

Основа творческой реализации – свобода. Она помогает стимулировать:

  • самостоятельную деятельность;
  • свободу поступков, поведения;
  • независимости от окружающих;
  • смелость мыслей, умение выражать идеи.

Эти факторы обеспечивают успех мероприятия, заставляют обратить внимание на индивида, прислушаться к нему.

Профессиональная

Это становление на профессиональном поприще. Самореализация в профессии гарантирует получение удовольствия от работы.

Признаки осознанного выбора профессии:

 

  1. Желание профессионального совершенствования, карьерного роста.
  2. Раскрытие потенциала сотрудника.
  3. Достижение рабочих целей.
  4. Признание умений, творческих способностей человека, профессионализма.
  5. Творческое вдохновение при выполнении задач.

Основная особенность – работа приносит удовольствие.

Социальная

Для социальной реализации человек должен провести самооценку, понять свою роль для общества:

  • оценить индивидуальность;
  • познать себя интеллектуально;
  • развиваться;
  • научиться быть собой, не играть на публику.

Это умение находить подход в общении с людьми также поможет реализовать себя.

Основные факторы развития личностной самореализации

Основными факторами считают:

  1. Внутренние. Восприятие окружающего мира, личные интересы, предпочтения, отношение к правилам, законам.
  2. Внешние. Отношение с родителями и педагогическое воспитание.
  3. Общественные. Среда обитания человека, социум, законы и нравы государства, где родился и живет человек.
  4. Наследственные. Генетика важна для самореализации. Дети получают на биологическом уровне черты своих родителей, перенимают таланты. Уникальные способности можно развивать.

Для каждого индивидуума осуществление становления личности проходит по особой программе. Это подтверждает уникальность каждого из нас.

Более 9 000 человек избавились от своих психологических проблем с помощью этой техники.

Способы самореализации для женщины могут иметь отличия от методов, которые выбирают мужчины. Имеет значение возраст, страна обитания, генетика. Но на основании характеристик факторов можно оценить уровень самореализации человека, стремление к этому.

Читайте в нашей статье секреты уверенности в себе →

Проблемы самореализации

Проблемы с самореализацией начинаются с детства.

Ошибки можно найти на любом этапе:

  1. Воспитание – родители опекают детей, не позволяя им ошибаться, принимать самостоятельные решения. Люди вырастают со взглядами и поведением, которые копируют отношения на окружающий мир членов семьи. Эти люди неспособны на постановку целей и разработку стратегии их достижения.
  2. Система образования. Школьная программа не позволяет допускать ошибки, потому что неправильное мнение наказуемо. Школьники вынуждены повторять то, что пишет книга, выполнять упражнения в соответствии с примерами в учебнике. Занятия приносят шаблонные знания, но не помогают вырабатывать умение выражать мысли, анализировать действия, принимать решения.
  3. Социум. Ошибаться – это выставлять себя на посмешище. Чтобы не унижать чувство собственного достоинства, люди играют на публику, притворяются кем-то другим, стараются не высказывать свои креативные, но не всем понятные идеи.
  4. Генетика. Дети могут получить от родителей как таланты, так и сложные генетические заболевания. Это тяжело предусмотреть. Справиться с проблемами сложно. Накладывает отпечаток на реализацию людей с генетическими заболеваниями скептическое восприятие их в обществе.

Общественное мнение заметно тормозит самореализацию современного индивидуума.

Если вы не хотите сдаваться и готовы реально, а не на словах, бороться за свою полноценную и счастливую жизнь, вам может быть интересна эта статья.

Психологи давно отмечают эту проблему (в частности буллинга), ради чего проводят специальные тренинги, ведут частные приемы для помощи людям, которые оказались заложниками такого отношений в обществе.

Движущие силы самореализации

Реализовать себя поможет грамотный план действий.

Начинать нужно с шагов:

  1. Диагностика страхов, сомнений. Их нужно определить и стараться переступать в дальнейшем.
  2. Не обращать внимания на давление со стороны других людей.
  3. Стараться преодолевать сложности, искать средства выходы из запутанных ситуаций.
  4. Ценить себя, уважать других.
  5. Избавиться от перфекционизма. Люди имеют право на ошибку. Важно признавать промахи и решать проблемы.

Нужно слушать себя, не подражать другим и не бояться ошибаться. Люди, которые критикуют себя за малейших промах, рискуют остаться на задворках жизни.

Для самореализации необходимо и такое качество как самоконтроль. Подробнее о самоконтроле и контроле личности →

Стратегии самореализации личности

Современная жизнь влияет на выбор стратегии – спроектированных планов личности на ближайшее будущее, которые сформированы на жизненных ценностях и стремлениях.

Прогрессивная

Стратегия предполагает активацию внутренних факторов реализации. Индивидуум адекватно воспринимает окружающий мир и свою роль в нем.

Это помогает ему добиться высокой оценки общества, признания своих творческих способностей, реализоваться в профессии.

Рецептивная

Рецептивная – задействует внешние факторы для достижения социальных успехов и получения благ в обществе. Целостного восприятия, планов себя в мире нет. Индивидуум потребляет успехи окружающих, социальные блага общества.

8 способов развития самореализации

Современные книги по эффективной самореализации в обществе дают рекомендации для развития этого ценного качества.

Существует 8 основных способов ее развития:

  1. Зарекомендовать себя с положительной стороны. Работодатель должен запомнить сотрудника, оценить его перспективность, потенциал.
  2. Упорно трудиться. Успех не любит лентяев!
  3. Учиться отдыхать. Рабочее время нужно распределять правильно, иначе есть риск достичь сильного истощения.
  4. Личное мнение. Быть оригиналом, а не копией, выдавая идеи других людей за свои.
  5. Умение общаться в социуме.
  6. Стремление к самообразованию, повышению квалификации. Достичь пределов совершенства нельзя. Всегда есть чему учиться. Не упускайте эту возможность.
  7. Осознать уникальность.
  8. Не бояться ошибок и творческих кризисов. Проблемы в профессиональной сфере у образованных людей психологи связывают с переломным моментом. Часто это становится просто этапом перехода на новый уровень деятельности.

Жизнь без цели теряет смысл. И нужно ставить себе новые цели, начинать к ним идти. Важно, чтобы они были достижимыми, имели реальные сроки выполнения. Недостижимые цели губительно сказываются на самореализации. Человек перегорает, теряет веру в успех и начинает воспринимать самореализацию как нечто недостижимое.

Россияне назвали главные признаки самореализации в жизни

https://crimea. ria.ru/20220912/rossiyane-nazvali-glavnye-priznaki-samorealizatsii-v-zhizni-1124469431.html

Россияне назвали главные признаки самореализации в жизни

Россияне назвали главные признаки самореализации в жизни — РИА Новости Крым, 12.09.2022

Россияне назвали главные признаки самореализации в жизни

По мнению большинства россиян, самореализация в жизни определяется наличием семьи и работой, которая приносит не только доход, но и удовольствие. Такие… РИА Новости Крым, 12.09.2022

2022-09-12T07:43

2022-09-12T07:43

2022-09-12T07:43

общество

/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content

/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content

https://cdnn1.img.crimea.ria.ru/img/07e5/0b/0c/1121402626_0:123:1620:1034_1920x0_80_0_0_861db67882c57ddb08b815e8ddf87833.jpg

СИМФЕРОПОЛЬ, 12 сен — РИА Новости Крым. По мнению большинства россиян, самореализация в жизни определяется наличием семьи и работой, которая приносит не только доход, но и удовольствие. Такие результаты получили аналитики сервиса SuperJob, опросив 1,6 тыс. совершеннолетних россиян из разных регионов страны. По данным исследования, семья и любимое дело — главные приоритеты для россиян обоих полов: о семье и детях говорят 39% мужчин и 41% женщин, о работе — 31 и 40% соответственно. Независимость и самостоятельность считают главным показателем самореализации 27% россиян и 23% россиянок. Высокий доход, как показатель реализации человека в жизни, в отношении мужчин отмечали 20%, тогда как в отношении женщин — лишь 13% опрошенных. Важность карьеры для мужчин подчеркивали 20%, для женщин — 12%. Для 15% граждан России самореализация определяется уровнем уверенности в себе. Чем старше респонденты, тем чаще они говорят о том, что понятие самореализации включает создание семьи, любовь и заботу о здоровье. Россияне до 34 лет приоритетами считают карьеру, достижение целей и высокий уровень дохода. Ранее ВЦИОМ посчитал число россиян со сбережениями. Совсем не откладывают деньги и тратят все на текущие нужды 39% россиян, за 10 лет их доля сократилась. Основная стратегия у населения сегодня — откладывать после всех необходимых трат — 44%.

РИА Новости Крым

1

5

4.7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

2022

РИА Новости Крым

1

5

4.7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

Новости

ru-RU

https://crimea.ria.ru/docs/about/copyright.html

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/

РИА Новости Крым

1

5

4.7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

1920

1080

true

1920

1440

true

https://cdnn1.img.crimea.ria.ru/img/07e5/0b/0c/1121402626_90:0:1530:1080_1920x0_80_0_0_fd71bad8e37aba76c53f3f3c09ffd954. jpg

1920

1920

true

РИА Новости Крым

1

5

4.7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

РИА Новости Крым

1

5

4.7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

общество

СИМФЕРОПОЛЬ, 12 сен — РИА Новости Крым. По мнению большинства россиян, самореализация в жизни определяется наличием семьи и работой, которая приносит не только доход, но и удовольствие. Такие результаты получили аналитики сервиса SuperJob, опросив 1,6 тыс. совершеннолетних россиян из разных регионов страны.

По данным исследования, семья и любимое дело — главные приоритеты для россиян обоих полов: о семье и детях говорят 39% мужчин и 41% женщин, о работе — 31 и 40% соответственно.

Независимость и самостоятельность считают главным показателем самореализации 27% россиян и 23% россиянок. Высокий доход, как показатель реализации человека в жизни, в отношении мужчин отмечали 20%, тогда как в отношении женщин — лишь 13% опрошенных. Важность карьеры для мужчин подчеркивали 20%, для женщин — 12%.

Для 15% граждан России самореализация определяется уровнем уверенности в себе. Чем старше респонденты, тем чаще они говорят о том, что понятие самореализации включает создание семьи, любовь и заботу о здоровье.

Россияне до 34 лет приоритетами считают карьеру, достижение целей и высокий уровень дохода.

Ранее ВЦИОМ посчитал число россиян со сбережениями. Совсем не откладывают деньги и тратят все на текущие нужды 39% россиян, за 10 лет их доля сократилась. Основная стратегия у населения сегодня — откладывать после всех необходимых трат — 44%.

Творческая самореализация как фактор адаптации личности

Достаточно долгое время в психологической литературе понятия адаптации и творчества рассматривались как антиподы, как явления, несовместимые в реальной жизни. Эта несовместимость вытекала уже из определений: адаптация понималась как приспособление человека к определенной среде, уподобление желаний, ценностей, поведения личности общественным нормам, общепринятым для всех. Степень адаптированности/неадаптированности человека в конкретной ситуации определялась именно по степени совпадения/несовпадения поступков, реакций, мотивов тому, что считается в данной социальной группе нормальным, правильным, полезным.

Если же рассматривать природу адаптации более глубоко, то становится очевидным, что она не ограничивается простым уподоблением, приспособлением, уравновешиванием состояния среды и организма, как это понималось в теории гомеостаза, разделяемой многими психологами психоаналитического направления. Гомеостатический механизм адаптации, поддерживающий равновесное состояние любой системы (биологической, психологической, социальной), является лишь одним из возможных механизмов адаптации. Другим механизмом является механизм гетеростаза, позволяющий преодолеть внешние и внутренние ограничения ситуации за счет надситуативной активности личности (Петровский А.В.).

Надситуативная активность – это способность подниматься над уровнем требований ситуации, ставить цели, избыточные с точки зрения исходной задачи. Посредством надситуативной активности преодолеваются внешние и внутренние ограничения – барьеры деятельности. Она выступает в явлениях творчества, познавательной активности, «бескорыстного» риска, сверхнормативной активности.

С разработкой идеи надситуативной активности связаны работы В.А. Петровского («Психология неадаптивной активности», 1992; «Личность: феномен субъектности», 1993; «Личность в психологии: парадигма субъектности», 1996). В своих исследованиях В.А. Петровский определяет творчество как форму надситуативной активности и, следовательно, как неадаптивное поведение, т. е. поведение, выходящее за рамки «сообразности» (гомеостатической, гедонистической и прагматической). Адаптивная направленность любых психических процессов и поведенческих актов включает в себя не только процессы приспособления индивида к природной среде, решающие задачу сохранения телесной целостности, выживания, нормального функционирования, но и процессы адаптации к социальной среде в виде выполнения предъявляемых со стороны общества требований, ожиданий, норм, соблюдение которых гарантирует полноценность субъекта как члена общества. Адаптация включает в себя также процессы самоприспособления: саморегуляцию, подчинение высших интересов низшим и т.п. Кроме этого речь идет и о процессах, которые ведут к подчинению среды исходным интересам субъекта. В этом смысле адаптация есть реализация его фиксированных предметных ориентации: удовлетворение потребности, инициировавшей поведение, достижение поставленной цели, решение исходной задачи.

Адаптивность выражается в согласовании целей и результатов ее функционирования. Следовательно, адаптивность — это сообразность, сообразуемость, соотнесенность целей и результатов активности. Неадаптивность состоит в том, что между целью и результатом активности индивида складываются противоречивые отношения: намерение не совпадает с деянием, замысел с воплощением, побуждение к действию с его итогом. В этих противоречиях заключается источник динамики индивида, его существования и развития. Если цель не достигнута, она побуждает продолжить активность в данном направлении; если же результат богаче исходных устремлений, то это противоречие стимулирует развитие индивида к действительности и воспроизводит его целостность.

В своей работе «Развитие личности и одаренность» В.А. Петровский называет две проблемы, связанные со становлением творческого человека. С одной стороны, отмечает ученый, творческая судьба задумывается и осуществляется самим человеком как уникальным автором. Программирование творческой судьбы извне невозможно. С другой стороны, полноценное развитие творческой личности осуществляется, если социум тем или иным образом подтверждает творческие проявления людей.

В иерархии потребностей, по А. Маслоу, высший уровень занимают метапотребности — потребность в совершенстве, красоте, правде. В основе метамотивации лежат потребности и ценности роста. Именно такая мотивация, с точки зрения автора, присуща в большей степени самоактуализирующимся личностям, главным качеством которых является креативность («творческость»), творческое отношение к жизни и своей личности.

Главным побудителем творческой деятельности, согласно психологической теории К. Роджерса, является стремление человека реализовать себя, проявить свои возможности. Это направляющее начало проявляется во всех формах органической и человеческой жизни как стремление к развитию, расширению, совершенствованию, зрелости, тенденция к выражению и проявлению всех способностей организма и «Я». Это стремление может быть глубоко скрыто под слоями психологических защит; оно может быть спрятано за непризнаваемым человеком искусным фасадом. Но это стремление есть в каждом индивиде и ожидает только подходящих условий для освобождения и проявления. Именно оно является главной мотивацией творчества, когда организм вступает в новые отношения с окружающим миром, пытаясь наиболее полно быть самим собой.

Традиционно считается, что любая система воспитания, созданная обществом, основана на конформизме. Это самый надежный путь к обеспечению единства всех членов социальной группы, но одновременно и самый верный способ подавить развитие творческого мышления. Хотя от рождения у большинства людей есть все внутренние условия для реализации их потенциала, ребенок, как правило, превращается в разумного, консервативного и расчетливого взрослого конформиста. В идеальном случае все обстоятельства, окружающие ребенка, могут способствовать полной реализации личности, а с другой стороны, на каждом шагу возникают предвидимые и непредвидимые препятствия, способные нарушить, затормозить или даже порой необратимо подавить развитие столь хрупкого создания, каким является человеческий ребенок. Именно поэтому большая роль в формировании гармоничного соотношения адаптивных и творческих способностей принадлежит современной школе, т.к. в детском возрасте способности к творческой адаптации у человека выражены ярче, чем у взрослого.

Проблема обращения к детскому творчеству как важному и действенному средству всестороннего музыкального развития ребенка уже давно занимает умы музыкантов, педагогов и психологов. Признано, что воспитание через творчество является характерной тенденцией музыкальной (и не только) педагогики нашего столетия.

В условиях музыкально-эстетического лицея г. Энгельса в рамках психологического сопровождения инновационных процессов обучения в 2004 г проводился мониторинг развития творческих способностей учащихся.

Специфика образовательных программ МЭЛ определяется их особой ролью в социализации и общей адаптации лицеистов:

  • раннего профессионального самоопределения учащихся в области музыкального образования;

  • формирования способностей и компетенций, необходимых для продолжения образования после окончания МЭЛ;

  • определение своего личного и социального статуса через повышение уровня социальной адаптации и социальной мобильности.

Эти параметры развития учащихся могут быть реализованы в том случае, если условия обучения способствуют развитию творческих способностей.

На наш взгляд, качества, необходимые для личностной самореализации и раскрытия творческих способностей, необходимо развивать в комплексе. И этот комплекс может включать в себя:

  • творческое мышление;

  • инициативность;

  • способность к обоснованному риску;

  • уверенность в себе;

  • адекватную самооценку;

  • умение сотрудничать с партнерами;

  • мотивацию достижения;

  • высокую работоспособность.

Творческое, дивергентное мышление.Дж. Гилфорд разработал модель структуры интеллекта, в которой можно выделить два типа мышления для сравнения: дивергентное и конвергентное. Конвергентное мышление – процесс нахождения единственно правильного решения задачи или проблемы посредством интеллектуальной работы с имеющейся информацией. Причем это такое понимание решения, которое является «правильным» в общепринятом смысле этого слова, т.е. достаточно традиционным и шаблонным для нашей культуры. Дивергентное мышление предполагает, что на один вопрос может быть несколько или даже множество правильных ответов. Данный тип мышления служит средством для рождения оригинальных идей и самовыражения. Он опирается на воображение и является собственно творческим.

Способность к обоснованному риску.В жизни прогресс и успех практически всегда сочетаются с риском. Можно выделить два типа риска – обоснованный и авантюрный. Способность реализовать свой потенциал, по нашему мнению, связана со способностью и умением обоснованно рисковать. Инициативность, независимость, творчество и способность обоснованно рисковать можно развивать только в их нераздельной целостности.

Воля и работоспособность. Под волей и работоспособностью понимается не способность человека выполнять то, чего он делать не хочет, а умение долго и плодотворно работать над выполнением той цели, которую он сам поставил перед собой и которой хочет добиться, невзирая на внешние препятствия. Воля нужна для того, чтобы развивать способности и достигать трудных, требующих длительной работы целей.

Умение сотрудничать. В процессе обучения дети должны прийти к пониманию, что во многих случаях объединенные действия приносят больший результат, чем сумма индивидуальных.

Мотивация достижения. Мотивация деятельности предполагает два вида мотивации: достижения (надежда на успех) и избегания неудачи (неуспеха). Мотивация достижения связана с положительным эмоциональным состоянием, со стремлением человека достичь успеха в деятельности: «он делает это, так как хочет хорошо выступить на городской олимпиаде», «надеюсь получить высший балл», «они стараются как можно лучше выполнить работу». Мотивация избегания неудачи присутствует тогда, когда деятельность человека определяется желанием избежать неуспеха.

Таким образом, целью проведения мониторинга являлось выявление навыков мышления и моделей адаптивного поведения, позволяющих реализовывать креативную составляющую личности ребенка в условиях инновационного образовательного учреждения – музыкально-эстетического лицея.

Для этого использовался комплект психодиагностических методик, направленных на измерение когнитивных и личностных параметров проявления творческих способностей учащихся. Основу пакета методик составил адаптированный вариант набора креативных тестов Ф.Вильямса САР [5]. САР – это набор тестов, состоящих из двух методик для детей: Теста дивергентного (творческого) мышления и Теста творческих личностных характеристик. В совокупности они позволяют оценить модель творческого поведения ребенка в условиях образовательно-воспитательной среды МЭЛ через когнитивно-интеллектуальные  и личностно-индивидуальные творческие параметры: беглость, гибкость, оригинальность, разработанность мышления; любознательность, воображение, сложность и способность пойти на риск. Эти 8 параметров и составили основу мониторингового исследования.  Примененные методики являются валидными процедурами оценки и измерения креативных факторов и имеют целью стимулирование творческих возможностей всех школьников.

Всего было обследовано 149 учащихся музыкально-эстетического лицея в возрасте от 6 до 17 лет. Полученные результаты были сопоставлены с нормативными данными  для конкретного возраста по общероссийской выборке (подобных данных по школам Саратова и области нет).

Структура проведения мониторинга

1 этап

На первом этапе обследования всем учащимся был предложен тест творческого мышления. Тестирование проводилось в групповой форме. Время тестирования – 25 мин. – для младших школьников, 20 – для подростков. Каждому ребенку предлагалось дорисовать 12 стимульных фигур цветными карандашами и назвать свой рисунок.

Оцениваемые факторы творческого мышления – беглость, гибкость, оригинальность, разработанность – соотносятся с фактором, характеризующим способность к словарному синтезу (вербальный стиль мышления) и представлен названием рисунка.

2 этап

На втором этапе учащимся 5–11 классов был предложен тест творческих характеристик личности. Это опросник, состоящий из 50 пунктов, помогающих выяснить, насколько любознательными, наделенными воображением, умеющими разбираться в сложных идеях и способными на риск считают себя сами дети (см. Прил. 2).

Результаты были представлены в виде общего сырого балла и четырех отдельных оценок по любознательности, воображению, сложности и способности рисковать. Эти факторы являются индивидно-личностными и, на наш взгляд, хорошо дополняют характеристики творческого мышления ребенка, полученные на 1 этапе мониторинга.

3 этап

На третьем этапе необходимо было сопоставить данные первых двух этапов и выявить основные тенденции в развитии творческих способностей учащихся музыкально-эстетического лицея, определить ограничения и риски и наметить перспективы дальнейшего развития образовательного учреждения.


Обсуждение полученных результатов

1. Возрастная динамика показателей творческого мышления учащихся МЭЛ


Рис.1. Динамика возрастных изменений показателей творческого мышления

Рассматривая полученные данные (см. рис.1) необходимо отметить, что по факторам «беглость» и «гибкость» с возрастом наблюдается небольшое падение, тогда как по всем остальным факторам отмечается рост измеряемых показателей.

Увеличение  показателей по шкале «оригинальность» свидетельствует о том, что система обучения в музыкально-эстетическом лицее способствует формированию креативности: ребята легко продуцируют идеи, оперируют разнообразными категориями и свободно распоряжаются заданным в тесте пространством.

Положительная динамика по показателю «разработанность» свидетельствует о том, что в период обучения в МЭЛ и с возрастом учащихся увеличивается асимметричность и сложность их рисунков, что связано с уровнем развития творческих способностей в целом.

Показатель «Название» также увеличивается с увеличением возраста, что может свидетельствовать об интенсивном развитии вербального компонента мышления, о развитии речи в целом, увеличении словарного запаса, умении образно выражать скрытый смысл рисунка с помощью слов.

2. Сравнительный анализ данных теста творческого мышления по МЭЛ и общероссийской выборке.

В таблице 1 результатов теста творческого мышления помимо данных, полученных в музыкально-эстетическом лицее, представлены аналогичные данные, взятые из результатов общероссийского исследования (объединенная выборка составляла 2 628 детей).

Таблица 1

Оцениваемые показатели

Средние (М)

1-3 кл МЭЛ

Общерос-сийская выборка

8-12 лет

5-11 кл

МЭЛ

Общерос-сийская выборка

12-17 лет

Беглость

11,8

11,3

11,2

10,9

Гибкость

8,5

7,2

8,14

6,9

Оригинальность

28,5

25,6

32,8

25,7

Разработанность

12,5

9,7

17,8

11,4

Название

14,9

15,8

23,1

17,1

Сумма

76,6

69,6

85,7

71,6

Исследования учащихся музыкально-эстетического лицея показали наличие более высоких результатов по всем измеряемым параметрам, чем средние по общероссийской выборке. Учащиеся лицея превосходят средние показатели по количеству рисунков, их разнообразию (смена различных категорий от рисунка к рисунку), по использованию различных частей предоставленного для рисунка пространства (как внутри, так и снаружи стимульной фигуры). Особенно значительна разница по параметру «оригинальность». Учащиеся продемонстрировали умение увидеть необычное в обычном, индивидуализировать свое восприятие, творчески представить воспринимаемый материал, эстетически осмыслить его.

Интересным представляется динамика развития вербальных средств для отображения сути образного задания. Если в младшей школе ребятам представляется сложным творческое использование языка  (14,9 балла по сравнению с 15,8 – общероссийской), то к старшей школе этот показатель значительно превышает норму (23,1 балла МЭЛ – 17,1 – общероссийская выборка). Можно предположить, что целенаправленные занятия по развитию вербального мышления и воображения учащихся позволяют творчески использовать полученные навыки в самых разных областях деятельности.

Достоверность полученных различий анализировалась с помощью t-критерия Стьюдента для независимых выборок, и уровень значимости по всем показателям составлял 0,01-0,05.

3. Анализ результатов опросника «Самооценка творческих характеристик личности» учащихся 5-11 классов МЭЛ.

Результаты анализа данных опросника личностных характеристик учащихся 5-11 классов МЭЛ представлены в табл. 2.

Таблица 2

Класс

Личностные творческие характеристики

Рискованность

Любознательность

Сложность

Воображение

5

15

18,75

17,88

13,25

6

18,1

18,9

18,8

16,7

7

17,7

19,1

16,8

17,1

8

19,1

18,8

17,9

15,8

9

19,5

18,5

18,8

16,7

10

18,3

18,6

19,1

15,3

11

17,7

17,6

17,1

15

Среднее (М)

17,9

18,6

18,0

15,7

Из таблицы видно, что преобладающим в самооценке своих потенциальных творческих характеристик все дети нашей выборки отмечают «любознательность» и достаточно критично относятся к своему воображению. При этом возрастная динамика любознательности явно снижается.

Пик стремления к экспериментированию и действию в неструктурированных условиях, стремления защищать собственные идеи приходится на 9 класс МЭЛ (14-15 лет) – характеристика «рискованность», а стремление привести в порядок неупорядоченное, сомнение в том, что есть единственно правильное решение, поиск многих альтернатив свойственны в большей степени 10-классникам – характеристика «сложность».  

Результаты мониторинга позволяют говорить о возможных «опасных зонах» образовательного пространства МЭЛ. В первую очередь, это касается взаимодействия профильных и базовых компонентов образовательных программ: для развития творческих способностей учащихся губительно «загромождение» курсами чрезмерно узкой специализации или популяризаторского характера, не соответствующих по своему содержанию целевым установкам на формирование широких социальных и интеллектуальных умений лицеистов. В то же время излишняя перегрузка общеобразовательными предметами может переориентировать учебную мотивацию учащихся с творческого поиска на репродуктивный способ воспроизведения заданного материала.


Рис. 2. Изменения личностных творческих характеристик в зависимости от возраста

Следует также более четко проработать критерии отбора (приема, зачисления) в лицей и учитывать не только актуальные музыкальные способности ребенка, но и его потенциальные творческие возможности. Для этого необходимо ввести в практику первичного собеседования элементы тестирования уровня развития творческих способностей детей.

Перспективы

Проведенный мониторинг развития творческих способностей учащихся МЭЛ показал, что образовательное пространство лицея, включающее в себя интегративные межпредметные и междисциплинарные курсы и модули, позволяют развивать комплексную компетентность учащихся, проявляющуюся в высокой степени креативности учащихся, готовности творчески подойти к решению не только учебных, но и социальных, интеллектуальных, художественных, музыкальных задач.

Концепция самореализации в политической теории — ОРА

Диссертация

Концепция самореализации в политической теории

Реферат:

Этот тезис направлен на разработку правдоподобной концепции самореализации и защиту утверждений о том, что: {а} концепция в целом является важным предметом современной политической теории; {b} предлагаемая им концепция обеспечивает идеал, который может сыграть осуществимую и желательную роль в формировании структуры современных политических институтов и содержания конкретной политики.

Я начинаю с изучения концептуального определения «современной» мысли, предлагая исследовать, как «самореализация» может быть со…

Раскрыть аннотацию

Действия