что это такое в психологии и философии
Обновлено 9 октября 2022 Просмотров: 160 807 Автор: Дмитрий ПетровЗдравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Как вы отличаете себя от других людей и предметов, понимаете, что вы это вы? Что ваши эмоции и поведение именно ваши, а не чьи-то и т.д.? Все это происходит, благодаря самосознанию. Что это такое и зачем оно нам – узнаете ниже.
Что такое самосознание
Простыми словами самосознание – это ясное понимание того, что я являюсь отдельной личностью. Для этого мне приходится постоянно направлять свое внимание внутрь себя, благодаря чему я знаю свои потребности, мечты, желания. Осознаю собственные привычки, черты характера, способы реагирования на окружающий мир. Слышу свои ощущения и эмоции. Я – это я, и никто вместо меня мной быть не может.
Например, это у меня сейчас чешется нос и урчит в животе. Это я радуюсь первому снегу и терпеть не могу осень. И это я люблю пирожки с картошкой и черешню. Также я изучаю, контролирую, оцениваю, трансформирую свою деятельность посредством индивидуальных мотивов. И все это бесконечный процесс, так как человеческая психика находится в постоянном движении.
Итак, самосознание – это сознание себя как личности с уникальным мировоззрением, ценностями, стремлениями, самооценкой и т.д. В этом процессе формируется «Я-образ» или «Я-концепция» – представление человека о себе, конкретный образ себя.
Понятие индивидуального самосознания применяемо к каждому индивиду. Однако этот же феномен можно наблюдать в рамках целой общности, этнической группы.
В социальных науках его называют национальное самосознание – это совокупность традиций, история, идеологический характер, культура, стереотипы, представления нации. Основная функция явления – создание единства между людьми, живущими бок о бок.
В философии
Исследование самосознания в философии началось со времен Сократа, для которого этот процесс был тесно связан с самопознанием (он ставил между ними равенство). Кант считал, что самосознание определяется доопытными структурами (априорно).
На сегодняшний день совокупность старых и новых взглядов в отношении самосознания можно условно разделились на два лагеря:
- одни определяют это явление как часть сознания, рождающееся вместе с человеком и с ним умирающее. Это любое самоотражение индивида в виде эмоций, ощущений, мыслей и т.д.
- вторые утверждают, что основой самосознания является рефлексия, обусловленная способностью мыслить и получать продукты своего мышления – знания. С этой точки зрения, способность сознавать себя есть высшая форма проявления сознания и существует она только у взрослых.
Самосознание в психологии
С точки зрения психологии способность осознавать себя не является врожденной. Она формируется вместе с физическим и психическим развитием ребенка. Этот процесс тесно связан с воспитанием, влиянием авторитетных взрослых, взаимодействием со сверстниками, обучением и т.д…
Другими словами, самосознание развивается в контакте с миром. Ведь именно через соприкосновение с ним индивид получает знание о том, кто он есть в данный момент времени и в общем. Мы считываем реакции окружающих и свои на них.
Представьте ребенка, который постоянно что-то рисует. Его хвалят, говорят, какой он молодец. Если подобная реакция на его творчество повторяется многократно, в голове юного художника формируется знание о себе «я люблю рисовать, у меня замечательно это выходит. А еще мне приятно получать похвалу». А кем будет осознавать себя взрослый человек, которому все детство твердили, что руки у него ни с того места растут и голова дырявая?
Развитие самосознания
Итак, рассмотрим 4 этапа развития самосознания:
- до 1 года у ребенка формируется его телесное «Я». Он активно изучает свои части тела, а примерно с 9 месяцев начинает узнавать себя в зеркале, улыбаться собственному отражению;
- к трем годам малыш осознает себя деятелем. Этот период еще называют «Я сам» (кризис 3-х лет). Дети активно капризничают и хотят все делать самостоятельно. Важно не мешать им, так как именно в этом возрасте в самосознание должна заложиться установка «Я могу, я делаю, я справляюсь», уверенность в собственных силах;
- считается, что к 7-ми годам формируется самооценка;
- подросток – активно ищет себя, свои индивидуальные стили общения. Этот этап оканчивается формированием личных ценностей, опираясь на которые человек будет оценивать мир в дальнейшем.
Функции
Для чего человеку нужно самосознание? Оно выполняет 3 важных функции:
- с его помощью мы познаем себя – кто я, что я, какой я, зачем я делаю это и т.д.;
- в свою очередь, самопознание дает нам возможность управлять своим поведением;
- формируется эмоционально-ценностное отношение к себе.
Если объединить эти 3 пункта, можно сказать, что способность осознавать себя нужна нам для понимания своей внутренней деятельности и того, как она влияет на внешнее взаимодействие.
Опираясь на эти знания, мы можем делать свое существование максимально комфортным и развиваться как вид (здесь мне мерещится природный умысел).
Критерии
Что конкретно из психической деятельности есть самосознание? В психологии это явление подтверждается следующими критериями:
- выделение себя из среды как отдельной единицы – я автономный субъект;
- я активен и могу управлять своей активностью;
- рефлексия – я могу замечать и анализировать внутренние переживания;
- я могу осознавать себя через другого человека. В других я замечаю все то, что есть во мне (осознаю я это или нет).
Самосознание в подростковом периоде
Большое количество внешних и внутренних трансформаций происходит именно в подростковом возрасте. Эти изменения активно влияют на становление «Я-концепции» личности (представления о себе). Особенности самосознания личности в подростковом возрасте отражают два пункта:
- заметно меняется физиология – перестройка гормонального фона приводит к тому, что девочки «округляются», становясь женственными. Мальчики резко идут в рост, ломается голос, появляется растительность на теле. Дети внешне вдруг становятся похожими на взрослых. А как это осознать и принять еще «вчерашнему ребенку»? Это огромный стресс для всего организма;
- первый пункт влечет за собой ментальные изменения. С точки зрения психологии подростковый возраст нужен ребенку, чтобы психически отделиться от родителей, почувствовать себя взрослым и автономным (сепарация). Это сложно и часто больно, так как процесс отделения вынуждает искать понимания кто я такой, каково мое место под солнцем, по каким правилам я хочу жить и на какие ценности опираться (помните блок «Развитие»?) И все это в рамках национального самосознания. Подросток вынужден формировать свою внутреннюю опору, как птенец, вылетающий из гнезда, должен научиться использовать собственные крылья.
Огромную роль в этот период играет самооценка, которая, как уже было сказано, формируется до 7 лет.
Дети с негативным самовосприятием не верят в свои силы, не хотят взрослеть (неосознанно, конечно). Им страшнее других. Отсюда часто вытекает неприятие себя, своего нового тела, подростковая депрессия, проблемы с учебой, знакомство с химическими веществами в плохих компаниях и другие трудности.
И, наоборот. Адекватная позитивная самооценка дает ребенку возможность быть активным, заинтересованным в жизни, увлекающимся и стремящимся познавать себя и мир. Он не боится пробовать что-то новое, не разрушается от ошибок. Он старается самоутвердиться.
Нарушение самосознания
В основе нарушений самосознания лежат психологические и/или физиологические причины (психические расстройства, травмы головного мозга врожденные или приобретенные). Выделяют 4 вида нарушений:
- деперсонализация (от лат. «отсутствие личности») – человек как будто теряет себя, свое «Я». Воспринимает происходящее с ним как происходящее с кем-то другим. Ощущения, мысли, эмоции становятся «чужими», а потому недоступными и неконтролируемыми. Люди с деперсонализацией наблюдают за своей психической деятельностью со стороны, ощущая внутри себя лишь пустоту;
- расщепление личностного ядра на две и более персоны, отрицающих друг друга. Посмотрите «Сплит» – фильм, снятый на реальных событиях о человеке, в голове которого существовали 23 разных личности;
- нарушение телесной идентификации – человек не узнает свое отражение в зеркале, а части тела кажутся чужими. Например, люди жалуются, что руки или ноги как будто живут своей жизнью;
- дереализация – нарушается не только самосознание личности, но и ощущение реальности. Например, трава кажется искусственной, а дома из пластилина, искажаются запахи, время течет нереально быстро или медленно и т.д. Все вокруг ненастоящее, ненатуральное.
И напоследок. Самосознание имеет разные степени проявления. Чем более явно осознает себя индивид, тем больше у него возможностей меняться, заодно меняя свою реальность.
Автор статьи: Коваленко Лилия Сергеевна (психолог)
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Самосознание | Понятия и категории
С. Дали. Венера Милосская с выдвинутыми ящиками.
САМОСОЗНАНИЕ — как высший уровень развития сознания является основой формирования умственной активности и самостоятельности личности в ее суждениях и действиях (см. также Я-концепция). Коротко самосознание можно определить как образ себя и отношение к себе. Эти образ и отношение неразрывно связаны со стремлением к самоизменению, самоусовершенствованию. Одна из высших форм работы самосознания — попытки найти смысл собственной деятельности, что нередко трансформируется в поиск смысла жизни.
Tags:
Психология
САМОСОЗНАНИЕ — категория философии, социологии и психологии. Самосознание — особая, высшая форма и уровень развития сознания, связанная с осознанием человеком его собственной сущности, личности, собственного «Я». Оно связано с оценкой собственного нравственного облика, интересов, идеалов, мотивов деятельности. Самосознание — это осознание человеком самого себя как чувствующего, мыслящего и деятельного существа.
Tags:
Философия
Социология
Психология
САМОСОЗНАНИЕ — способность человека оценить себя, свои возможности, мысли, чувства, поступки и взять их под контроль; осознанное отношение к своим потребностям и способностям, влечениям и мотивам поведения, переживаниям и мыслям, которое выражается в эмоционально-смысловой оценке своих субъективных возможностей. Данная самооценка выступает в качестве основания целесообразных действий и поступков индивида.
Tags:
Мировоззрение
САМОСОЗНАНИЕ — (само-со-знание) — противоположное осознанию внешнего мира (объекта) переживание единства и специфичности «Я» как автономной (отдельной) сущности, наделенной мыслями, чувствами, желаниями, способностью к действию.
Включает в себя процессы самопознания (само-по-знания), самоидентификации, самоопределения. Внешне проявляется как система предъявляемых (явно и неявно) самооценок и оценок других, помещающаяся в основание задаваемой модели познавательных и социальных дистанций, позволяющих мне определять мое место в системе складывающихся вне меня связей и отношений как в теоретическом, так и практическом их срезе, а также вырабатывать механизмы самоутверждения меня в мире и самозащиты меня от мира, определяющие индивидуальные качества личности…Tags:
Философия
САМОСОЗНАНИЕ — одна из сторон сознания человека, осознание им себя как личности, своих чувств, желаний, потребностей, идеалов, достоинств и недостатков. Самосознание половое — осознание человеком принадлежности к тому или иному полу, способность регулировать свое поведение в соответствии с принятыми в обществе морально-этическими требованиями и установками к полам. Самосознание учителя профессиональное — комплекс представлений учителя о себе как профессионале, включающий оценку себя как профессионала со стороны др.
Tags:
Психология
Педагогика
САМОСОЗНАНИЕ — познание и оценка человеком самого себя как мыслящего, чувствующего и деятельного субъекта. С. — неотъемлемая сторона сознания, выражает данность субъективной реальности сознания самому субъекту. С. шире понятия самопознания: помимо познания себя, С. предполагает также эмоционально-ценностное и деятельностно-регулятивное отношение к себе. Ведущим познавательным механизмом С. является рефлексия — осмысление и обоснование собственных предпосылок. С. индивида проходит в своем развитии ряд этапов.
Tags:
Мировоззрение
САМОСОЗНАНИЕ. С субъективной стороны самосознание всегда выражает стремление к переживанию, жажду ощущать бытие, способность к постоянному напряжению душевных сил. Напротив, представление об идеале жизни как об отсутствии всякого переживания (атараксия, нирвана) свидетельствует об ослаблении жизненного начала, омертвлении или усталости (о противоположности самосознания идеалу стоической невозмутимости смотри у А. С. Пушкина: «На свете счастья нет, но есть покой и воля» — «Я думал: вольность и покой замена счастью. Боже мой! Как я ошибся, как наказан…»).
Tags:
Философия
САМОСОЗНАНИЕ — выделение человеком себя из объективного мира, осознание и оценка своего отношения к миру, себя как личности, своих поступков, действий, мыслей и чувств, желаний и интересов. Животное тождественно своей жизнедеятельности, оно изменяет природу лишь в силу своего присутствия, т. е. относится к ней непосредственно. Человек же опосредствует свое отношение к природе общественной практикой, и прежде всего употреблением орудий труда. Благодаря труду он выделяется из непосредственной природной связи: в процессе труда соотносит свои цели и задачи с природным материалом и учитывает собственные возможности. Изменяя природу, он изменяется сам. Создавая в процессе труда продукты, человек как бы удваивается и в предмете своей деятельности созерцает дело своих рук. Он различает себя как деятеля и предметы своей деятельности. Но т. к. труд всегда носит общественный характер, то человек начинает сознавать себя как человека, принадлежащего данной исторической системе, лишь относясь к др. человеку как к себе подобному. Важную роль в формировании Самосознания играет язык…
Tags:
Философия
САМОСОЗНАНИЕ ЭТНИЧЕСКОЕ, одна из форм социальной идентичности, чувство принадлежности к этнической группе (народу), проявляющееся на индивидуальном и групповом уровнях.
Tags:
Этнология
Самосознание | Психология Вики | Фэндом
Оценка |
Биопсихология |
Сравнительный |
Познавательный |
Развивающие |
Язык |
Индивидуальные различия |
Личность |
Философия |
Социальные |
Методы |
Статистика |
Клинический |
Образовательные |
промышленный |
Профессиональные товары |
Мировая психология |
Клинический: Подходы · Групповая терапия · Методы · Типы проблем · Области специализации · Таксономии · Терапевтические проблемы · Способы доставки · Проект перевода модели · Личный опыт ·
Было предложено объединить эту статью или раздел с [[::Самосознание|Самосознание]] . (Обсудить)
Самосознание – это знание собственного присутствия. Есть много категорий сознания, но самосознание есть специфическая способность метасознания – осознание своего осознания. Самосознание — это не идея о том, что «я существую», это идея о том, что «другие знают, что я существую». Жан-Поль Сартр описывает самосознание как «непозиционное», в том смысле, что оно не0012 из в любом месте. Это уникальный тип сознания, поскольку он не всегда присутствует и его не ищут. В отличие от самосознания, самосознание имеет неприятные коннотации и часто связано с самооценкой. Самосознанию приписывают развитие идентичности, потому что именно в периоды самосознания люди ближе всего подходят к объективному познанию себя. Самосознание играет большую роль в поведении, поскольку люди обычно ведут себя по-разному, когда люди «теряются в толпе». Самосознание влияет на людей в разной степени, так как одни люди находятся в постоянном самоконтроле, а другие совершенно не обращают внимания на реальность своего существующего «я».
Самосознание играет большую роль в актерской игре.
Развитие самосознания
Среди психологов широко распространено мнение, что способность к самоанализу (или тщательному анализу) не развивается до середины детства и, возможно, присутствует только у нескольких видов животных. Тесты, проводимые для самосознания, включают в себя нанесение яркой точки на лоб испытуемого, а затем помещение его перед зеркалом — если он тянется ко лбу, кажется, что он застенчив. Широко распространено мнение, что самосознание больше всего проявляется в подростковом возрасте.
Самосознание как страдание
Часто считается, что самосознание ухудшает способность выполнять сложные действия. Например, пианисты иногда не могут сыграть сложные пассажи, когда понимают, что играют их.
Застенчивость также иногда относится к застенчивости или интровертизму. Например, этот термин может применяться к случаям, когда человек «застенчив» в отношении негативной черты, обычно физической, такой как прыщи или ожирение, и боится суждений других. Таким образом, самосознание может быть мотиватором социальной изоляции.
Проведена работа в области психологии потока – попытки избежать самосознания. Буддизм, а также некоторые школы теории искусства и экзистенциализма также стремятся уменьшить самосознание, по крайней мере, временно.
Теория религии философа Людвига Фейербаха была основана на проекции, происходящей из гегелевского чувства самосознания.
См. также
- Самосознание
- Совесть
- Добросовестность
- Уверенность
Эта статья по психологии незавершена. Вы можете помочь Psychology Wiki, дополнив ее . |
На этой странице используется лицензированный Creative Commons контент из Википедии (просмотр авторов). |
Теория самосознания Канта | Оксфорд Академик
Иконка Цитировать Цитировать
Разрешения
- Делиться
- Твиттер
- Подробнее
Укажите
Пауэлл, К. Томас, Теория самосознания Канта (
Oxford, 1990; онлайн-издание, Oxford Academic, 3 октября 2011 г.), https://doi.org/10.1093/acprof:oso/9780198244486.001.0001 , по состоянию на 6 мая 2023 г.
Выберите формат Выберите format.ris (Mendeley, Papers, Zotero).enw (EndNote).bibtex (BibTex).txt (Medlars, RefWorks)
Закрыть
Фильтр поиска панели навигации Оксфордский академический Теория самосознания КантаФилософия 17-18 вековЭпистемологияИстория западной философииФилософия разумаОксфордская стипендия ОнлайнКнигиЖурналы Мобильный телефон Введите поисковый запрос
Закрыть
Фильтр поиска панели навигации Оксфордский академический Теория самосознания КантаФилософия 17-18 вековЭпистемологияИстория западной философииФилософия разумаОксфордская стипендия ОнлайнКнигиЖурналы Введите поисковый запрос
Расширенный поиск
Abstract
От Рене Декарта до Давида Юма философы 17-го и 18-го веков разработали диалектику радикально противоречивых утверждений о природе личности. В Паралогизмы «Критики чистого разума» , Кант соглашается с этой диалектикой и с характером переживающего «я». В этой книге делается попытка разъяснить эти трудные тексты, отчасти применяя к паралогизмам идеи, извлеченные из кантовской «Трансцендентальной дедукции» . Эта книга показывает, что структура «Паралогизмов» дает ключ к пониманию как кантовской критики «рациональной психологии», так и его теории самосознания. Как понял Кант, способы, которыми мы должны представлять себя самим себе, имеют значение не только для эпистемологии, но и для нашего взгляда на личности и наше собственное бессмертие, а также для моральной философии. Также показано, что кантовская теория самосознания имеет значение для современных дискуссий о проблеме других разумов, функционализме и проблеме индексальной самореференции.
Ключевые слова: самость, Иммануил Кант, трансцендентальная дедукция, паралогизмы, рациональная психология, самосознание
Предмет
Эпистемология Философия 17-18 веков История западной философии Философия разума
Коллекция: Оксфордская стипендия онлайн
Содержание
Передний вопрос
- Страница авторского права
- Преданность
- Предисловие
- Эпиграф
- Введение
- Расширять 1
Самость и трансцендентальная дедукция
- Расширять 2 Субъекты первого паралогизма
- Расширять 3
Я как простое: второй паралогизм
- Расширять 4
Кант о самотождественности: третий паралогизм
- Расширять 5
Кант и проблема разума и тела: четвертый паралогизм
- Расширять 6
Кант и первое лицо
Конечная Материя
- Расширять Примечания
- Библиография
- Индекс
- Расширять Примечания
Войти
Получить помощь с доступом
Получить помощь с доступом
Доступ для учреждений
Доступ к контенту в Oxford Academic часто предоставляется посредством институциональных подписок и покупок. Если вы являетесь членом учреждения с активной учетной записью, вы можете получить доступ к контенту одним из следующих способов:
Доступ на основе IP
Как правило, доступ предоставляется через институциональную сеть к диапазону IP-адресов. Эта аутентификация происходит автоматически, и невозможно выйти из учетной записи с IP-аутентификацией.
Войдите через свое учреждение
Выберите этот вариант, чтобы получить удаленный доступ за пределами вашего учреждения. Технология Shibboleth/Open Athens используется для обеспечения единого входа между веб-сайтом вашего учебного заведения и Oxford Academic.
- Нажмите Войти через свое учреждение.
- Выберите свое учреждение из предоставленного списка, после чего вы перейдете на веб-сайт вашего учреждения для входа.
- Находясь на сайте учреждения, используйте учетные данные, предоставленные вашим учреждением. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
- После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.
Если вашего учреждения нет в списке или вы не можете войти на веб-сайт своего учреждения, обратитесь к своему библиотекарю или администратору.
Войти с помощью читательского билета
Введите номер своего читательского билета, чтобы войти в систему. Если вы не можете войти в систему, обратитесь к своему библиотекарю.
Члены общества
Доступ члена общества к журналу достигается одним из следующих способов:
Войти через сайт сообщества
Многие общества предлагают единый вход между веб-сайтом общества и Oxford Academic. Если вы видите «Войти через сайт сообщества» на панели входа в журнале:
- Щелкните Войти через сайт сообщества.
- При посещении сайта общества используйте учетные данные, предоставленные этим обществом. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
- После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.
Если у вас нет учетной записи сообщества или вы забыли свое имя пользователя или пароль, обратитесь в свое общество.
Войти с помощью личного кабинета
Некоторые общества используют личные учетные записи Oxford Academic для предоставления доступа своим членам. См. ниже.
Личный кабинет
Личную учетную запись можно использовать для получения оповещений по электронной почте, сохранения результатов поиска, покупки контента и активации подписок.
Некоторые общества используют личные учетные записи Oxford Academic для предоставления доступа своим членам.
Просмотр учетных записей, вошедших в систему
Щелкните значок учетной записи в правом верхнем углу, чтобы:
- Просмотр вашей личной учетной записи и доступ к функциям управления учетной записью.