Понятие способностей в психологии: Северо-Восточный федеральный университет имени М.К.Аммосова

Понятие о способностях и их природе

Когда мы пытаемся понять и объяснить, почему разные люди, обстоятельствами жизни поставленные в одинаковые или примерно одинаковые условия, достигают разных успехов, мы обращаемся к понятию способности, полагая, что разницу в успехах можно вполне удовлетворительно объяснить ими. Это же понятие используется нами тогда, когда нужно осознать, в силу чего одни люди быстрее и лучше, чем другие, усваивают знания, умения и навыки. Что же такое способности?

Термин «способности», несмотря на его давнее и широкое применение в психологии, наличие в литературе многих его определений, неоднозначен. Если суммировать его дефиниции и попытаться их представить в компактной классификации, то она будет выглядеть следующим образом:

  1. Способности – свойства души человека, понимаемые как совокупность всевозможных психических процессов и состояний. Это наиболее широкое и самое старое из имеющихся определений способностей. В настоящее время им практически уже не пользуются в психологии.
  2. Способности представляют собой высокий уровень развития общих и специальных знаний, умений и навыков, обеспечивающих успешное выполнение человеком различных видов деятельности. Данное определение появилось и было принято в психологии XVIII- XIX вв., отчасти является – употребимым и в настоящее время.
  3. Способности – это то, что не сводится к знаниям, умениям и навыкам, но объясняет (обеспечивает) их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование на практике. Это определение принято сейчас и наиболее распространено. Оно вместе с тем является наиболее узким и наиболее точным из всех трех.

Значительный вклад в разработку общей теории способностей внес наш отечественный ученый Б. М. Теплов. Он-то и предложил третье из перечисленных определений способностей, на которое мы будем опираться. Уточним его, пользуясь ссылками на работы Б. М. Теплова. В понятии «способности», по его мысли, заключены три идеи. «Во-первых, под способностями разумеются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого… Во-вторых, способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей… В-третьих, понятие «способность» не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека».

Способности, считал Б. М. Теплов, не могут существовать иначе, как в постоянном процессе развития. Способность, которая не развивается, которой на практике человек перестает пользоваться, со временем теряется. Только благодаря постоянным упражнениям, связанным с систематическими занятиями такими сложными видами человеческой деятельности, как музыка, техническое и художественное творчество, математика, спорт и т. п., мы поддерживаем у себя и развиваем дальше соответствующие способности.

Успешность выполнения любой деятельности зависит не от какой- либо одной, а от сочетания различных способностей, причем это сочетание, дающее один и тот же результат, может быть обеспечено различными способами. При отсутствии необходимых задатков к развитию одних способностей их дефицит может быть восполнен за счет более сильного развития других. «Одной из важнейших особенностей психики человека, – писал Б. М. Теплов, – является возможность чрезвычайно широкой компенсации одних свойств другими, вследствие чего относительная слабость какой-нибудь одной способности вовсе не исключает возможности успешного выполнения даже такой деятельности, которая наиболее тесно связана с этой способностью. Недостающая способность может быть в очень широких пределах компенсирована другими, высокоразвитыми у данного человека».

Рассмотрим вопрос о классификации способностей человека. Их довольно много. В первую очередь необходимо различать природные, или естественные, способности (в основе своей биологически обусловленные) и специфические человеческие способности, имеющие общественно-историческое происхождение.

Многие из природных способностей являются общими у человека и у животных, особенно высших, например – у обезьян. Такими элементарными способностями являются восприятие, память, мышление, способность к элементарным коммуникациям на уровне экспрессии. Эти способности непосредственно связаны с врожденными задатками, но не тождественны им, а формируются на их основе при наличии элементарного жизненного опыта через механизмы научения типа условнорефлекторных связей, оперантного обусловливания, импринтинга и ряда других. В остальном по своим способностям, по их набору и механизмам формирования человек и животные принципиально отличаются друг от друга.

У человека, кроме биологически обусловленных, есть способности, обеспечивающие его жизнь и развитие в социальной среде. Это общие и специальные высшие интеллектуальные способности, основанные на пользовании речью и логикой, теоретические и практические, учебные и творческие, предметные и межличностные.

Общие способности включают те, которыми определяются успехи человека в самых различных видах деятельности. К ним, например, относятся умственные способности, тонкость и точность ручных движений, развитая память, совершенная речь и ряд других. Специальные способности определяют успехи человека в специфических видах деятельности, для осуществления которых необходимы задатки особого рода и их развитие. К таким способностям можно отнести музыкальные, математические, лингвистические, технические, литературные, художественно-творческие, спортивные и ряд других. Наличие у человека общих способностей не исключает развития специальных и наоборот. Нередко общие и специальные способности сосуществуют, взаимно дополняя и обогащая друг друга.

Теоретические и практические способности отличаются тем, что первые предопределяют склонность человека к абстрактно-теоретическим размышлениям, а вторые – к конкретным, практическим действиям. Такие способности в отличие от общих и специальных, напротив, чаще не сочетаются друг с другом, вместе встречаясь только у одаренных, разносторонне талантливых людей.

Учебные и творческие способности отличаются друг от друга тем, что первые определяют успешность обучения и воспитания, усвоения человеком знаний, умений, навыков, формирования качеств личности, в то время как вторые – создание предметов материальной и духовной культуры, производство новых идей, открытий и изобретений, словом – индивидуальное творчество в различных областях человеческой деятельности.

Способности к общению, взаимодействию с людьми, а также предметно-деятельностные, или предметно-познавательные, способности – в наибольшей степени социально обусловлены. В качестве примеров способностей первого вида можно привести речь человека как средство общения (речь в ее коммуникативной функции), способности межличностного восприятия и оценивания людей, способности социально-психологической адаптации к различным ситуациям, способности входить в контакт с различными людьми, располагать их к себе, оказывать на них влияние и т.

п.

Примеры способностей предметно-познавательного плана хорошо известны. Они традиционно изучаются в общей и дифференциальной психологии и именуются способностями к различным видам теоретической и практической деятельности.

До сих пор в психологии преимущественное внимание обращалось именно на предметно-деятельностные способности, хотя способности межличностного характера имеют не меньшее значение для психологического развития человека, его социализации и приобретения им необходимых форм общественного поведения. Без владения речью как средством общения, например без умения адаптироваться к людям, правильно воспринимать и оценивать их самих и их поступки, взаимодействовать с ними и налаживать хорошие взаимоотношения в различных социальных ситуациях, нормальная жизнь и психическое развитие человека были бы просто невозможными. Отсутствие у человека такого рода способностей явилось бы непреодолимой преградой как раз на пути превращения его из биологического существа в социальное.

В становлении способностей к общению можно, вероятно, выделить свои этапы формирования, свои специфические задатки. Одним из них, вероятно, является врожденная способность детей реагировать на лицо и голос матери. Она обусловливает первичную форму общения в виде комплекса оживления. В дальнейшем к способности эмоционально общаться добавляется, развиваясь на ее базе, способность понимать состояния, угадывать намерения и приспосабливать свое поведение к настроению других людей, усваивать и следовать в общении с ними определенным социальным нормам.

С психологической точки зрения социальная норма поведения не что иное, как идеально воплощенная в соответствующих знаниях и требованиях способность общаться с людьми, вести себя так, чтобы быть принятым и понятым ими. Усваивая социальные нормы, индивид приобретает способность эффективно взаимодействовать с людьми. В повседневной жизни на привычном для нас языке мы не случайно называем человека, знающего нормы этикета и умеющего следовать им, способным общаться с людьми.

С неменьшим основанием способностями могут быть названы умения убеждать других, добиваться взаимопонимания, оказывать влияние на людей. Что касается умения воспринимать людей и давать им верные оценки, то оно в социальной психологии давно считается способностью особого рода. Более того, на протяжении уже многих лет в специальной литературе активно обсуждается вопрос о врожденности или приобретенности этой способности, а также о возможности ее развития у разных людей.

И межличностные, и предметные способности взаимно дополняют друг друга. Благодаря их сочетанию человек получает возможность развиваться полноценно и гармонично.

Не отдельные способности непосредственно определяют успешность выполнения какой-либо деятельности, а лишь их удачное сочетание, именно такое, какое для данной деятельности необходимо. Практически нет такой деятельности, успех в которой определялся бы лишь одной способностью. С другой стороны, относительная слабость какой-нибудь одной способности не исключает возможности успешного выполнения той деятельности, с которой она связана, так как недостающая способность может быть компенсирована другими, входящими в комплекс, обеспечивающий данную деятельность.

К примеру, слабое зрение частично компенсируется особым развитием слуха и кожной чувствительности, а отсутствие абсолютного звуковысотного слуха – развитием тембрального слуха.

Способности не только совместно определяют успешность деятельности, но и взаимодействуют друг с другом, оказывая влияние друг на друга. В зависимости от наличия и степени развития других способностей, входящих в комплекс, каждая из них приобретает иной характер. Такое взаимное влияние оказывается особенно сильным, когда речь идет о взаимозависимых способностях, совместно определяющих успешность деятельности. Сочетание различных высокоразвитых способностей называют одаренностью, и эта характеристика относится к человеку, способному ко многим различным видам деятельности.

Похожие материалы в разделе Дифференциальная психология:

  • Диагностика психических состояний, мотивации, эмоционально-личностной дезадаптации: теоретический обзор
  • Предмет дифференциальной психологии и исследовательские приемы
  • Гормональная конституция человека и поведение
  • Индивидные и личностные отличия людей
  • Направленность личности в структуре индивидуальности
  • Профессиональные интересы и их диагностика
  • Индивидуальный стиль деятельности
  • Биологический пол и гендерная идентичность
  • Профессиональные типологии
  • Функциональные асимметрии больших полушарий мозга, как задатки специальных способностей

Понятие о способностях.

 Психология

Известно, что при всех равных условиях (уровня знаний, навыков, затрат времени) разные люди достигают неодинаковых результатов. Качество и средства выполнения любой деятельности, ее успешность и уровень достижений зависят от способностей личности. Способности — это индивидуально-психологические особенности человека, которые отвечают условиям успешного выполнения той или иной деятельности, а именно — приобретение знаний, умений и навыков; использования их труда в.

Каждая способность имеет свою структуру, которая зависит от развития личности.

Выделяют два уровня развития способностей: репродуктивный и творческий. Человек, который находится на репродуктивном уровни развития способностей, проявляет высокие умение усваивать знания, овладевать деятельностью и осуществлять ее в соответствии с образцом, что предлагается. На творческому уровни развития способностей человек создает новое, оригинальное. Указанные уровни развития способностей не следует считать неизменными, поскольку каждая репродуктивная деятельность содержит элементы творчества, а творческая деятельность включает репродуктивную, без которой она не может осуществляться.

Самый высокий уровень развития и проявления способностей обозначают понятиями талант і гений. Талантливые и гениальные люди достигают в теории и практике новых результатов, которые имеют большое значение для общества. Однако, между понятиями талант і гений существует различие. Талантливые люди создают новое в пределах уже определенных идей, направлений, способов исследований. Гениальный человек открывает принципиально новые пути в области научных исследований, производства, искусства и т.д.

Кроме уровней в психологии различают общие и специальные способности. Общие способности обеспечивают относительную легкость и производительность в усвоении знаний и выполнении различных видов деятельности. Под специальными способностями понимают психологические особенности индивида, которые дают возможность успешно выполнять определенные виды деятельности (музыка, математика, лингвистика и др.).

К специальных способностей следует отнести и способности к практической деятельности: конструктивно-технические, организационно-управленческие, педагогические, предпринимательские и другие.

В соответствии с другим подходом, в структуре способностей выделяют потенциальные и актуальные возможности развития. Потенциальные способности — это возможности развития индивида, которые оказываются каждый раз, когда перед ним возникает необходимость решения новых задач. Однако, развитие индивида зависит не только от его психологических качеств, но и от тех социальных условий, в которых эти качества могут или не могут быть реализованы. В таком случае говорят о актуальные способности. Дело в том, что далеко не каждый человек может реализовать свои потенциальные способности согласно своей психологической природы, поскольку для этого не может быть объективных условий и возможностей. Следовательно, можно сделать вывод, что актуальные способности составляют только часть потенциальных.



Назад  

Проект Личности: Личность и способности

Хотя для некоторых термин «личность» относится ко всем аспектам индивидуальности человека, обычное использование делит эту область на исследования способностей и личности. Тесты способностей рассматриваются как максимальные показатели производительности. Способность понимается как лучшее, что можно сделать по определенному показателю за ограниченное время (тест скорости) или за неограниченное время (тест мощности). Показатели личности представляют собой оценки средней производительности и обычно включают отчеты о предпочтениях и оценках того, что человек обычно делает и как он воспринимает себя и воспринимается другими.

Те же процедуры, которые использовались для выяснения структуры познавательных способностей, были применены к вопросу о выявлении областей личности. Во многих ранних и современных личностных опросниках используются самоописательные вопросы (например, любите ли вы ходить на оживленные вечеринки; нервничаете ли вы иногда), которые рационально или теоретически релевантны какой-либо области интересов конкретного исследователя. Несмотря на то, что инвентаризации, разработанные таким образом, в значительной степени согласуются друг с другом, отчасти это совпадение может быть связано с концептуально перекрывающимися пулами предметов. Другие исследователи отстаивали лексический подход к таксономической проблеме, следуя основному предположению, что слова в естественном языке описывают все важные индивидуальные различия. Это смещает таксономический вопрос с того, как люди похожи и отличаются друг от друга, на то, как слова, используемые для описания людей (например, живой, разговорчивый, нервный, тревожный), похожи и отличаются друг от друга.

Размерный анализ тестов, разработанных на лексической, рациональной или теоретической основе, позволяет предположить, что ограниченное число (от трех до семи) доменов признаков более высокого порядка адекватно организует тысячи слов, которые описывают индивидуальные различия и логически бесконечный способ, которым эти слова могут быть объединены в элементы самостоятельного или коллегиального отчета. Самыми широкими областями являются интроверсия-экстраверсия и эмоциональная стабильность-невротизм, за которыми следуют области доброжелательности, добросовестности и интеллектуальной открытости или культуры. Эти домены можно рассматривать как задающие вопросы, которые нужно знать о незнакомце или потенциальном партнере: являются ли они энергичными и доминирующими (экстравертными), эмоционально устойчивыми (низконевротичными), заслуживающими доверия (совестливыми), привлекательными (приятными) и интересными. (умный и открытый).

Показатели способностей и личности отражают наблюдения, собранные во времени и по обстоятельствам, и требуют выводов о стабильных скрытых чертах, которые, как считается, объясняют разнообразие наблюдаемого поведения. Однако есть и другие индивидуальные различия, которые очевидны для сторонних наблюдателей и практически не требуют выводов о скрытых чертах. Наиболее очевидными из таких переменных являются пол, возраст, рост и вес. Различия, которые требуют определенных знаний и выводов, — это различия в этнической принадлежности и социально-экономическом статусе. Эти очевидные групповые различия иногда анализируются с точки зрения более тонких показателей личности и способностей или результатов реальной жизни (например, половые различия в невротизме, математических способностях или доходе).

Прогностическая достоверность

Индивидуальные различия важны только в той мере, в какой они имеют значение. Помогает ли знание того, что люди различаются чертой X, предсказать вероятность того, что они будут вести себя Y? По многим важным переменным результата ответ — твердое «да». В своем обзоре 85-летнего опыта отбора в области психологии персонала Фрэнк Шмидт и Джон Хантер (Психологический бюллетень, 1998, 124, 262–274) показывают, как различия в когнитивных способностях предсказывают различия в производительности труда, при этом корреляция в среднем составляет около 0,50 для должностей средней сложности. . Эти корреляции сдерживаются сложностью работы и намного выше для профессионально-управленческих должностей, чем для совершенно неквалифицированных должностей. С точки зрения психологии персонала превосходный менеджер (на одно стандартное отклонение выше средней способности менеджера) производит почти на 50% больше, чем средний менеджер. Эти отношения уменьшаются в зависимости от многолетнего опыта и степени подготовки. Общие умственные способности (g) также обладают значительной прогностической силой в прогнозировании результатов, не связанных с работой, таких как вероятность окончания колледжа, риск развода и даже риск совершения преступления.

Некогнитивные измерения индивидуальных различий также предсказывают важные критерии реальной жизни. Экстраверсия сильно коррелирует с общим объемом продаж среди продавцов в долларах. Точно так же импульсивность можно использовать для прогнозирования нарушений правил дорожного движения. Добросовестность, добавленная к g, существенно увеличивает предсказуемость выполнения работы. Хотя размер корреляции намного ниже, сознательность, измеренная в подростковом возрасте, предсказывает преждевременную смертность в течение следующих пятидесяти лет.

  • Для удивительной демонстрации прогностической достоверности показателей способностей необходимо прочитать работу Камиллы Бенбоу, Дэвида Любински и их коллег. См. например
    • Любински, Д., и Бенбоу, С.П. (2006). Исследование математически не по годам развитой молодежи (SMPY) после 35 лет: выявление предпосылок для развития знаний в области математики. Перспективы психологической науки, 1 316–343.
    • Любински, Д., Бенбоу, С.П., Ши, Д.Л., Эфтехари-Санджани, Х., и Халворсон, М.Б.Дж. (2001). Мужчины и женщины обещают научное превосходство: сходство, а не различие. Психологическая наука, 12, 309-317. (pdf)
  • Линда Готтфредсон исследовала влияние интеллекта на критерии реального мира (например, доход, риск смертности) и отмечает, что жизнь — это проверка интеллекта.
    • Gottfredson, LS (в печати). Инновации, несчастные случаи со смертельным исходом и эволюция общего интеллекта. В М. Дж. Робертс (ред.), Интеграция разума. Хов, Великобритания: Psychology Press. (pdf)
    • Бэтти, Г. Д., Дири, И. Дж., и Готтфредсон, Л. С. (2007). Преморбидный (ранний период жизни) IQ и более поздний риск смертности: систематический обзор. Анналы эпидемиологии. epub доступен 15 декабря 2006 г. (pdf).
    • Gottfredson, LS (2004). Жизнь, смерть и разум. Журнал когнитивного образования и психологии [онлайн], 4, (1), 23-46. www.iacep.coged.orgpdf
  • Веб-история исследований интеллекта — это продолжающийся проект Джонатана Плакера из Университета Индианы. Включает краткие биографии многих из основных влияний (от Платона до Дженсена) в изучении интеллекта. Стоит посетить!
  • Дженсен, А.Р. (1998) Фактор g: Наука об умственных способностях Вестпорт, Коннектикут, США: Praeger Publishers/Greenwood Publishing Group, Inc. Всесторонний обзор общих умственных способностей, подготовленный одним из ведущих исследователей индивидуальных различий и интеллекта. (См. также Jensen, AR (1993) Spearman’s g: Links between Psychometrics and Biology. Ann NY Acad Sci; 702: 103-29. Аннотация)
  • Дженсен, А.Р. и сопутствующие ответы. Более 44 комментариев и отзывов к онлайн-резюме «g-фактора» Дженсена. ПСИХОЛОГИЯ
  • Neisser, U. (Ed.) 1998. Восходящая кривая: долгосрочный прирост IQ и связанных с ним показателей (Apa Science Volumes), Вашингтон, округ Колумбия, Американская психологическая ассоциация. Симпозиум по «Эффекту Флинна»: демонстрация того, что стандартизированные показатели IQ значительно выросли за последние 50 лет.
  • Теоретическое объяснение «Эффекта Флинна» см. в статье Диккенса и Флинна, 2001 г., «Оценки наследуемости в сравнении с большими экологическими эффектами: парадокс IQ разрешен», в Psychological Review, 108, 346-369». Некоторые утверждают, что высокая наследуемость IQ делает неправдоподобными чисто экологические объяснения больших различий IQ между группами. Тем не менее, значительный прирост IQ между поколениями, вызванный окружающей средой, предполагает важную роль окружающей среды в формировании IQ. , Авторы представляют формальную модель процесса, определяющего IQ, в которой на IQ людей влияют как окружающая среда, так и гены, но в которой их среда соответствует их IQ. Авторы показывают, как такая модель допускает очень большие эффекты для окружающей среды, даже включая самые высокие оценки наследуемости. Помимо разрешения парадокса, авторы показывают, что модель может объяснить ряд других явлений, некоторые из которых являются аномальными, если рассматривать их со стандартной точки зрения» (Из реферата).
  • Хант, Э. (1995) Роль интеллекта в современном обществе. American Scientist — это очень вдумчивое (и онлайн) исследование интеллекта.
  • Специальный выпуск журнала Intelligence за 1997 год посвящен вопросам разведки и социальной политики. Том 24, 1-320. См., в частности:
    • Пломин, Р. и Петрилл, С.А. (1997) Генетика и интеллект: что нового? Интеллект, 24, 53-78.
    • Готтфредсон, Л. С. (1997) Почему g имеет значение: сложность повседневной жизни. Интеллект, 24, 79-132.
  • Саклофске, Д. Х. и Зейднер, М. (1995). Международный справочник личности и интеллекта. Нью-Йорк: Пленум.
  • Штернберг, Р. Дж. и Рузгис, П. (1994) Личность и интеллект. Кембридж: Издательство Кембриджского университета.
  • Herrnstein R.J. and Murray, C. Кривая нормального распределения: интеллект и классовая структура в американской жизни , New York: Free Press, 1994. (обзор в Contemporary Psychology , май 1995 г., Бушар и Дорфман.)
  • Информацию о тестах достижений, включая указатель тестов ERIC и глоссарий терминов, можно получить в ERIC.
  • Страница APA, посвященная тестированию и оценке, содержит ряд ссылок и статей об использовании тестов в обществе.
  • Задача Вернера Виттмана о «gMania», данная на собрании ISSID в 1997 году.
  • Раннее описание амбициозного проекта по изучению QTL IQ см. в Plomin R, McClearn GE, Smith DL, Vignetti S, Chorney MJ, Chorney K, Venditti CP, Kasarda S, Thompson LA, Detterman DK, et al. (1994) ДНК-маркеры, связанные с высоким IQ по сравнению с низким: проект локусов количественных признаков IQ (QTL). Behav Genet 1994 март; 24(2): 107-118 (Аннотация)
  • Наследуемость IQ остается высокой на протяжении всей жизни:
    • McClearn GE, Johansson B, Berg S, Pedersen NL, Ahern F, Petrill SA, Plomin R (1997) Существенное генетическое влияние на когнитивные способности близнецов 80 или более лет. Наука, 6 июня 1997 г .; 276 (5318): 1560-1563
    • Пломин Р., Педерсен Н.Л., Лихтенштейн П., Макклирн Г.Э. (1994) Изменчивость и стабильность когнитивных способностей во многом обусловлены генетически. Позже в жизни. Behav Genet 1994 май; 24(3): 207-215
  • Последние публикации доступны онлайн:
    • Мияке А., Фридман Н.П., Реттингер Д.А., Шах П., Хегарти М. (2001) Как связаны зрительно-пространственная рабочая память, исполнительное функционирование и пространственные способности? Анализ скрытых переменных. Journal of Experimental Psychology: General, 130 (4), 621-640.
    • Ashcraft MH & Kirk EP (2001) Взаимосвязь между рабочей памятью, математическим беспокойством и производительностью. Журнал экспериментальной психологии: Общие, 130 (2), 224-237.
    • *PDF* Ackerman PL & Cianciolo, AT (2002) Детерминанты способности и ограничений выполнения сложных задач. Journal of Experimental Psychology: Applied, 8 (3), 194–208.
    • Екович Ф.Р. (1994). Актуальные проблемы исследований интеллекта. Практическая оценка, исследования и оценка, 4 (4)

«8. Новые перспективы в анализе способностей» Джона Б. Кэрролла

  • < Предыдущая статья
  • Следующая статья >

Дата этой версии

1987

Документ Тип

Статья

Цитирование

Из Влияние когнитивной психологии на тестирование, . Коноли и Джозеф С. Уитт (Хиллсдейл, Нью-Джерси: Lawrence Erlbaum Associates, 19 лет).87)

Abstract

INTRODUCTION

Понятно, что можно скептически относиться, когда предлагается «новый взгляд» на тему, которая долгое время находилась под научным исследованием. Я не уверен, что у меня есть какие-то действительно новые взгляды, но я придерживаюсь мнения, что мои взгляды обладают такой новизной, которая продлится достаточно долго, чтобы позволить по-новому взглянуть на некоторые очень старые проблемы и по-новому взглянуть на их решение. Меня волнуют несколько таких проблем: во-первых, что такое «способность»? Как можно определить способность? Это проблема, которая, как мне кажется, никогда адекватно не рассматривалась в психометрической литературе. Во-вторых, как лучше всего проанализировать данные измерения способностей, чтобы помочь в определении способности и, таким образом, определить то, что часто называют «конструктной валидностью» измерений? В-третьих, каковы последствия для построения более качественных измерений способностей? На протяжении всей моей презентации можно обнаружить влияние когнитивной психологии — влияние, на которое я указываю, но в первую очередь меня интересуют психометрические аспекты измерения способностей.

Здесь я использую термин «способность» в очень общем смысле, так что он охватывает как концепцию способностей, так и концепцию достижения. На этапе определения способности разница между способностями, рассматриваемыми как способность к некоторым будущим достижениям, и достижениями, рассматриваемыми как демонстрация некоторых приобретенных качеств, не имеет значения, поскольку, как вскоре будет видно, мы в любом случае связаны с получением определения способности из наблюдений за производительностью. Вопрос об источнике производительности (т. е. в какой степени она возникает благодаря конституциональным/генетическим факторам и в какой степени благодаря приобретенному опыту) не нуждается в обсуждении.

Словарь American Heritage Dictionary определяет способность как «качество способности делать что-либо; физическую, умственную, финансовую или юридическую способность действовать». Мы можем сразу отказаться от рассмотрения финансовых и юридических полномочий; однако с точки зрения психологического и педагогического измерения нас могут интересовать физические и умственные способности. Тем не менее, даже определение, предлагаемое словарем, носит замкнутый характер: способность определяется в терминах «способности выполнить что-либо», и, как ни странно, слово способность определяется как «обладание достаточными способностями». Боюсь, словарь мало поможет в определении «способности», разве что во фразе «способность что-то делать». Что это за -то ? В контексте психологического и педагогического измерения, не должно ли оно относиться к какому-то классу задач? Если мы думаем о общепризнанных способностях, таких как спортивные способности или музыкальные способности, то обычно предполагается, что человек с такими способностями способен хорошо выполнять множество задач, которые можно назвать спортивными или музыкальными, в зависимости от обстоятельств. . Когда психологи и педагоги говорят об «умственных способностях», они имеют в виду выполнение разнообразных «умственных» задач. Вопрос в том, что такое «умственная» задача?

Мы знаем, что способности часто носят более специализированный характер.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *