Понятие стресса в психологии: Министерство здравоохранения

Содержание

Виды стресса в психологии

Каждый человек рано или поздно сталкивается со стрессом. Он может его встретить где угодно – по пути на работу, на протяжении рабочего дня, по возвращении домой или в быту.

Определение 1

Стресс – это ответная реакция организма человека на негативные эмоции и перенапряжение.

Причин появления стресса может быть огромное множество:

  • проблемы на работе или в семье;
  • опоздание на важное мероприятие;
  • перегрузка или низкая занятость;
  • страх;
  • непривычная обстановка;
  • неудовлетворение потребностей;
  • смерть близкого человека.

Фазы стресса

В ходе исследования канадский эндокринолог и патолог Ганс Селье выявил, что существует три фазы стресса:

  1. тревога,
  2. сопротивление,
  3. реакция.

На первой стадии в момент наступления стресса человек в течение какого-то промежутка времени перестает давать отчет своим действиям и эмоциям, а также появляются трудности при ориентировании в пространстве.

Настроение может меняться резко и непредсказуемо, человек начинает вести себя по-другому, становится не похож на себя. Организм перестает сопротивляться. Доброту сменяет озлобленность и агрессия, а вспыльчивость переходит в замкнутость и отстраненность.

На второй стадии, после того, как человек пережил непривычную для него ситуацию, организм формирует ответ в виде стрессовой реакции. Для того чтобы рационально использовать резервные силы, человеку необходимо трезво взглянуть на ситуацию. Для этого на подсознательном уровне он успокаивается и адаптируется к произошедшему. Начинает проявляться сопротивление.

На третьей стадии человек пытается дать отпор раздражителю, пытается решить проблему и сделать так, чтобы стрессовая ситуация не повторилась. Организм начинает восстанавливаться. Но если раздражающий фактор не прекратит свое влияние, то стресс не пройдет, а может даже усугубиться. Организм подвергается эмоциональному и физическому истощению.

Третья стадия наиболее важна для психолога или психотерапевта. От того, как давно человек испытывает тревожное потрясение, сильно зависит тактика лечения. Существует прямая зависимость: чем больше человек находится под влиянием раздражающего фактора, тем больше объем необходимой помощи.

Виды стресса

Принято считать, что стресс – это негативная реакция организма человека на что-то непривычное для него. Однако существует такая разновидность стресса, как эустресс. Эустресс может быть вызвать положительными эмоциями или несильным стрессом, который дает организму силы. Но существует противоположная разновидность – дистресс. При дистрессе страдает психическое здоровье человека. Появляется он в результате пережитых негативных эмоций и негативно влияет на психологию и физиологию человека. Это может быть кратковременный стресс, или стресс, накапливающийся на протяжении долгого времени.

Следующая разновидность стресса – физиологический стресс. Возникает он в результате воздействия внешних факторов среды обитания на человека. Сюда могут относиться сильный холод или жара, жажда или голод. Разновидности физиологического стресса:

  • химический – возникает в результате воздействия химических веществ на организм человека;
  • биологический – бывает вызван различными заболеваниями;
  • физический – возникает в результате повышенной физической нагрузки или занятий спортом;
  • механический – происходит во время травмы или других повреждений тела.

Психологический стресс подразделяется на две категории: личностный и межличностный. Личностный стресс подразумевает острый конфликт внутри себя с самим собой, обычно случается, когда реальность не совпадает с ожиданиями человека. К личному стрессу также относится неготовность сталкиваться с возрастными изменениями и психологические кризисы. Межличностный стресс возникает на фоне переживания эмоций, вызванных другими людьми. Например, неприятный разговор или несовпадение мнений. Сюда также относятся внутрисемейные конфликты и конфликты на работе. Разновидности психологического стресса:

  • эмоциональный – проявляется в результате каких-либо пережитых эмоций, которые могут быть как положительными, так и отрицательными. В случае, если отрицательных эмоций больше, чем положительных, возникает хронический стресс, что может привести к различным личностным расстройствам;
  • профессиональный – данная разновидность стресса связана с различного рода конфликтами в профессиональной сфере, а также с отсутствием возможности себя в ней реализовать или трудностями в поисках себя. Сюда также могут относиться неблагоприятные или опасные условия работы;
  • информационный – возникает в результате информационной перегрузки и переизбытка информации;
  • экологический – появляется в результате неблагоприятных условий проживания, связан с суровыми климатическими условиями.

Стресс также принято разделять на кратковременный, острый и хронический. Отличительной чертой кратковременного стресса является его неожиданность и быстрота. Обычно он не несет в себе негативных последствий, а наоборот, стимулирует человека действовать более эффективно. Острый стресс бывает вызван каким-либо неожиданным фактором, как смерть или болезнь близкого человека или увольнение с работы, что влечет за собой эмоциональную неустойчивость, потерю контроля над эмоциями. В крайней степени острого стресса проявляется шоковое состояние. Хронический стресс проявляется в результате длительного негативного воздействия различных факторов на человека. Это может быть работа, которая не приносит удовольствия, рутина, затяжная тяжелая болезнь.

Замечание 1

Стресс может быть связан практически с любой человеческой жизнедеятельностью. И всецело избежать его можно лишь в состоянии полной бездеятельности. Если же говорить о психологическом стрессе, а не о реальных физических угрозах, то он является реакцией не на случившуюся ситуацию, а лишь на то значение, которое ей придает человек. Потому иногда достаточно изменить свое отношение к ситуации, чтобы изменить и свою негативную реакцию на неё.

Что такое стресс, как и по каким причинам он развивается, симптомы и последствия состояния.

Что такое стресс, как и по каким причинам он развивается, симптомы и последствия состояния.

Под понятием стресс (stress) подразумевается особое состояние организма, которое возникает как ответная реакция на воздействие факторов, угрожающих нарушить равновесие и постоянство его внутренней среды.

Механизм возникновения стресса

Стрессор (потенциально опасный фактор) воспринимается корой головного мозга как угроза. Он формирует импульс, который проходит по нейронным цепочкам в гипоталамус и попадает в гипофиз.

Клетки гипофиза вырабатывают адренокортикотропный гормон, активизирующий кору надпочечников. Они отвечают на это выбросом в кровь гормонов стресса – кортизола и адреналина.


Внимание! Гормоны стресса признаны помочь человеку начать действовать в экстренной ситуации и адаптироваться к изменившимся условиям.

Адреналин провоцирует появление страха и тревоги, что дает возможность подготовиться к надвигающейся опасности: сбежать или вступить в бой. Также он учащает дыхание, ускоряет сердцебиение, повышает давление, стимулирует умственные способности, усиливает мышечную силу и активирует выработку энергии за счет ускорения метаболизма.

Еще одна удивительная способность гормона – уменьшение поставки крови к внутренним органам, что должно замедлить кровопотерю при ранении.

Кортизол усиливает действие адреналина. Помимо этого, он ускоряет расщепление белков до аминокислот, повышает уровень глюкозы (энергии), блокирует синтез гормонов счастья, способствующих расслаблению, и увеличивает количество тромбоцитов, обеспечивая быструю свертываемость крови.

Последствия длительного стресса

Положительное влияние стресса наблюдается только в течение короткого периода. Ресурсы организма ограниченны, поэтому при длительном их черпании могут начаться негативные изменения.

Хроническое воздействие на человека гормонов стресса может стать причиной развития любых из 80% известных науке заболеваний:

  • сердечно-сосудистых;
  • аллергических;
  • простудных;
  • инфекционных;
  • иммунных;
  • психосоматических;
  • желудочно-кишечного тракта;
  • мочеполовой системы;
  • онкологических;
  • костной-мышечной системы.

2 противоположных вида стресса

В психологии выделяют 2 основных вида стресса – эустресс и дистресс. Первый возникает как реакция на сильные положительные эмоции, к примеру, при выигрыше в лотерею, или на негативные, но в этом случае он протекает умеренно. Второй провоцируется сильными отрицательными эмоциями.


Причины стресса

Причины стресса делятся на 2 большие группы – физические и психические. Примеры первых – ожоги, переломы, переутомления и другие физические факторы. Вторых – испуг, разочарование, угроза жизни, измена, смерть близкого.

Внимание! Какой бы ни была причина стресса, протекать он будет одинаково. И на ожог, и на измену организм реагирует по стандартному сценарию.

Признаки стресса

К эмоциональным и физиологическим симптомам стресса относят:

  • раздражительность;
  • агрессивность;
  • депрессию;
  • напряжение;
  • тревогу;
  • бессонницу или сонливость;
  • тоску;
  • отсутствие аппетита;
  • потение.

    Внимание! Из внешних признаков стрессовое состояние выдают поджатые губы, нервные тики, приподнятые скованные плечи, напряженные жевательные мышцы.

    Заметили у себя несколько признаков? Немедленно начните бороться со стрессом. Нет? Тогда проводите профилактику его возникновения. Стрессоустойчивость не врожденное качество – ее вполне можно развить!

    Отказ от ответсвенности

    Обращаем ваше внимание, что вся информация, размещённая на сайте Prowellness предоставлена исключительно в ознакомительных целях и не является персональной программой, прямой рекомендацией к действию или врачебными советами. Не используйте данные материалы для диагностики, лечения или проведения любых медицинских манипуляций. Перед применением любой методики или употреблением любого продукта проконсультируйтесь с врачом. Данный сайт не является специализированным медицинским порталом и не заменяет профессиональной консультации специалиста. Владелец Сайта не несет никакой ответственности ни перед какой стороной, понесший косвенный или прямой ущерб в результате неправильного использования материалов, размещенных на данном ресурсе.

    Эксперт: Екатерина Воробьева Адепт здорового и активного образа жизни

    Рецензент: Екатерина Воробьева Адепт здорового и активного образа жизни

    Профилактика стресса

    Термин «стресс» произошел от французского слова «estresse», что означает «угнетенность», «подавленность». Стресс – это состояние повышенного физического или психического напряжения, возникающее под влиянием того или иного фактора.

    Канадский ученый Ганс Селье является создателем теории стресса. Он считал, что организм, сталкиваясь с разного рода факторами, такими как боль, холод, страх, опасность, быстрый бег, эмоциональное потрясение, потеря крови и т. д., включает специальные механизмы защиты от стресса, отвечая на раздражители не только защитной реакцией, но и однотипным физиологическим процессом. Этот процесс представляет собой полную мобилизацию, приспособление к неожиданной ситуации. Это требует от организма большого напряжения и затраты огромного количества сил. Г. Селье предложил гипотезу, согласно которой старение организма происходит в результате воздействия на него всех стрессов, с которыми ему приходилось сталкиваться в течение жизни. Любой, особенно травматический стресс вызывает необратимые изменения в химическом балансе организма. Накапливаясь, эти изменения запускают механизм старения. Постоянный стресс особенно опасен для клеток мозга и нервной системы. Г. Селье подчеркивал, что профилактика психоэмоционального стресса очень важна для здоровья и долголетия.

    Виды стресса

    В психологии выделяют следующие виды стресса: физиологический и психологический. Психологический стресс подразделяют еще на два вида: эмоциональный и информационный.

    • Физиологический стресс возникает в результате чрезмерных физических нагрузок, боли, повышенной или пониженной температуре.
    • Психологический стресс провоцируется ощущением угрозы, обидой, страхом, гневом и другими негативными эмоциями.
    • Эмоциональный стресс представляет собой примерно то же, что и психологический.
    • Информационный стресс возникает при информационных перегрузках, когда человек сталкивается с необходимостью перерабатывать большой объем информации за короткое время.

    Все виды стресса негативно сказываются на здоровье и психологическом состоянии человека.

    Чем опасен стресс?

    Стрессовые ситуации негативно влияют не только на психологические механизмы, но и на весь организм в целом, приводя к ряду проблем. Стресс вызывает следующие нарушения в организме:

    • повышает риск возникновения заболевания нервной, сердечно-сосудистой, пищеварительной системы;
    • снижает иммунитет и сопротивляемость различным заболеваниям;
    • вызывает нарушения сна, хроническую усталость, нервозность, раздражительность, ухудшает общее состояние;
    • провоцирует появление спазмов в мышцах и фантомных болей в суставах, головные боли;
    • вызывает ухудшение аппетита или, наоборот, желание «заесть» стресс, употребляя большое количество пищи;
    • разрушает многие витамины, нарушает обменные процессы;
    • вызывает ухудшение памяти и эмоциональную неустойчивость;
    • способствует появлению депрессии, апатии, утрате интереса к жизни.

    Способы профилактики стресса

    Стресс, как и болезнь, легче предотвратить, чем лечить. Поэтому важно научиться предотвращать появление стресса, своевременно избавляясь от негативных эмоций, физического и психологического переутомления.

    Какие же методы профилактики стресса существуют?

    • Отдых. Регулярный отдых играет большую роль в нормальном функционировании организма. Даже самый занятый человек должен всегда находить время для отдыха. Важно отдыхать не только телом, но и душой. Можно погулять на свежем воздухе, почитать интересную книгу, посмотреть увлекательный фильм, пообщаться с друзьями, поиграть с детьми или домашними животными. Каждый человек может найти массу интересных занятий, которые расслабят его и поднимут настроение.
    • Полноценный сон. Здоровый сон – это хорошая защита от стресса. Выспавшийся человек имеет более высокую стрессоустойчивость. Чтобы сон был крепким, нужно приучить себя ложится в одно и то же время, не засиживаться допоздна, не принимать пищу за три часа до сна, не употреблять перед сном чая, кофе, алкоголя. Перед сном можно прогуляться в течение получаса или хотя бы просто немного постоять возле открытого окна или на балконе. Спальню желательно проветрить, чтобы воздух был свежим. Полноценный сон – это хорошая профилактика экзаменационного стресса, который часто возникает у студентов и школьников во время сдачи экзаменов.
    • Правильное питание. При стрессе в организме происходят различные сбои. Сбалансированное питание насыщает его всеми необходимыми витаминами и микроэлементами. Это повышает иммунитет, делая организм более выносливым и стрессоустойчивым.
    • Спорт. Спортивные занятия являются отличным способом преодоления стресса. Каждый человек может выбрать себе наиболее подходящий вид спорта, исходя из своих предпочтений и физических возможностей. Спорт можно заменить танцами. Танцы особенно полезны для женщин, потому что не только укрепляют тело и развивают пластику, но и способствуют раскрытию женственности и повышению самооценки.
    • Массаж. Массаж благоприятно воздействует на организм, помогая снять усталость и мышечное напряжение, что в свою очередь способствует эмоциональному расслаблению. Это настоящая антистрессовая релаксация.
    • Водные процедуры. Вода благоприятно влияет на организм человека и помогает бороться со стрессами. Расслабляющие ванны с ароматическими маслами, регулярное посещение бассейна, купание в природных водоемах полезны для физического и психического здоровья и являются простыми и действенными способами релаксации.

    Человек не выбирает свою болезнь, но он выбирает стресс — и именно стресс выбирает болезнь.

    Кицанюк С.Э.- ф.-валеолог.
    Использовались материалы интернет-ресурсов

     

    учреждение здравоохранения городская клиническая
    больница

       
       

    Оценить качество услуг

    Стресс | Психология сегодня

    Отзыв от Psychology Today Staff

    Стресс обычно относится к двум вещам: психологическому восприятию давления, с одной стороны, и реакции организма на него, с другой, которая включает в себя несколько систем, от метаболизма до мышц и памяти.

    Некоторый стресс необходим для всех живых систем; это средства, с помощью которых они сталкиваются с вызовами и неопределенностями существования и реагируют на них. Восприятие опасности запускает систему автоматического реагирования, известную как реакция «бей или беги», которая активируется гормональными сигналами и подготавливает животное к встрече с угрозой или к бегству от нее.

    Содержимое
    • Что вызывает стресс?
    • Как справляться со стрессом
    • Как стресс влияет на здоровье

    Что вызывает стресс?

    Стрессовое событие — будь то внезапное появление змеи на дороге или страх потерять работу из-за крика начальника — запускает каскад гормонов, в том числе адреналина и кортизола, которые распространяются по всему телу.

    Эти гормоны усиливают сердцебиение и циркуляцию крови для поддержки быстрых действий, мобилизуют жир и сахар для немедленной энергии, концентрируют внимание для отслеживания опасности, подготавливают мышцы к движению и многое другое.

    Но эта спасительная реакция была предназначена для решения краткосрочных, опасных для жизни проблем, а не длительных трудностей, таких как ежедневные пробки на дорогах или семейные проблемы — некоторые из многих проблем, которые сегодня могут захватить реакцию на стресс.

    Почему я всегда в стрессе и беспокойстве?

    Сегодня многие люди чувствуют, что постоянно борются со стрессом и беспокойством. Одержимость общества производительностью, непрерывный поток цифровой информации, которую мы потребляем, все более малоподвижный образ жизни и чувство подавленности могут способствовать стрессу, который испытывают многие.

    Что приводит к хроническому стрессу?

    Хронический стресс часто бывает трудно обнаружить, так как он может возникнуть в отсутствие серьезного или острого инцидента. Различные факторы, такие как нарушенный график сна, постоянное ощущение себя недооцененным на работе и отсутствие близких отношений с друзьями или членами семьи, могут независимо друг от друга способствовать хроническому стрессу.

    Каковы признаки стресса?

    Признаки стресса включают, среди прочего, бессонницу, боли в животе, головные боли, мышечное напряжение, учащенное сердцебиение и проблемы с концентрацией внимания. Признаки выгорания, понятие, отличное от стресса, включают три ключевых маркера: эмоциональное истощение, цинизм и деперсонализацию, а также снижение личной эффективности.

    Как справляться со стрессом

    Существуют как физические, так и психологические подходы к тупому стрессу. Физические шаги включают медитацию, йогу и физические упражнения. Психологические стратегии включают опору на близких или, в более тяжелых случаях, обращение к специалисту в области психического здоровья.

    Поскольку реакция на стресс начинается в мозгу с восприятия опасности или неизвестного, исследователи теперь считают, что самый простой и, вероятно, самый эффективный способ рассеивания стресса — изменить восприятие определенных ситуаций так, чтобы они не были замечены. как стресс в первую очередь.

    Исследования показывают, что помощь людям в восприятии определенных переживаний, таких как выпускные экзамены, как требовательных, а не страшных, защищает их от губительного воздействия стресса, но при этом дает положительные эффекты, такие как концентрация внимания и более быстрая обработка информации. Исследования показывают, что изменение стрессового мышления не только сводит к минимуму вред стресса, но и повышает производительность и продуктивность.

    Как мне справляться со стрессом?

    Планируйте и организуйте свое время, размышляйте о своих ценностях и сильных сторонах и практикуйте методы релаксации, такие как глубокое дыхание. Кроме того, переформулируйте негативные мысли о ситуации на нейтральные или позитивные мысли, чтобы увидеть полную картину. Исследования показывают, что эти и другие стратегии могут успешно сдерживать стресс.

    Какие есть здоровые способы справиться со стрессом?

    Существуют как здоровые, так и нездоровые реакции на стресс. Нездоровые реакции могут включать обращение к алкоголю, наркотикам или азартным играм. Здоровые стратегии выживания включают медитацию, физические упражнения, ведение дневника, практику благодарности и попытки отпустить то, что находится вне нашего контроля.

    Как мне справляться со стрессом на работе?

    Вместо того, чтобы зацикливаться на непреодолимом беспокойстве или ответственности, конкретизируйте задачи, которые необходимо выполнить. Разбейте каждую на небольшие, управляемые части, а затем сосредоточьтесь на каждой из них, а не на многозадачности. Эти и другие действия могут помочь взять под контроль стресс на работе.

    Как справиться со стрессом из-за коронавируса?

    Распознавайте симптомы стресса, такие как трудности с концентрацией внимания, раздражительность или грусть и проблемы со сном, чтобы знать, когда и как реагировать. Контролируйте то, что можете, а затем попытайтесь отпустить проблемы, которые вы не можете контролировать. Кроме того, ограничьте потребление новостей, обратитесь к близким и позаботьтесь о себе.

    Как стресс влияет на ваше здоровье

    Кратковременные вспышки стресса сами по себе не вредны, хотя организму может потребоваться время, чтобы успокоиться. Тем не менее, длительное или повторяющееся возбуждение реакции на стресс может иметь вредные физические и психологические последствия. Эти последствия включают болезни сердца и диабета, тревогу и депрессию.

    Как стресс влияет на ваше здоровье?

    Стресс может привести к изменениям во многих частях тела. Стресс может привести к учащенному сердцебиению, мышечному напряжению и проблемам с желудочно-кишечным трактом. Это может привести к более тяжелому и быстрому дыханию, что может привести к перенапряжению легких и ослабить способность иммунной системы реагировать на угрозы.

    Как стресс влияет на иммунную систему?

    Постоянный стресс разрушает иммунную систему, делая нас более уязвимыми для болезней. Хотя гормоны стресса подготавливают организм к чрезвычайным ситуациям, они также подавляют иммунную систему, уменьшая воспаление и снижая выработку лейкоцитов. Таким образом, стресс может способствовать возникновению таких заболеваний, как болезни сердца, рак и другие.

    Как стресс меняет мозг?

    Гормоны стресса, такие как кортизол, естественным образом вырабатываются каждый день, чтобы люди могли решать предстоящие задачи. Но маринование в высоких уровнях гормонов стресса с течением времени может заставить мозг функционировать по-другому, что приводит к ухудшению памяти, когнитивным проблемам, тревоге или депрессии.

    Основные материалы для чтения

    Последние сообщения

    Что такое стресс? 3 типа стресса и способы борьбы с ними

    Перейти к разделу

    Что такое стресс?

    Что вызывает стресс?

    Какие бывают 3 вида стресса?

    Симптомы стресса

    6 последствий стресса

    7 способов борьбы со стрессом

    Знайте, какие виды стресса требуют профессиональной помощи

    Насколько стресс влияет на нашу жизнь, трудно понять. Это как никогда актуально перед лицом кризиса COVID-19. Фактически, 78% взрослых американцев говорят, что пандемия коронавируса является серьезным источником стресса в их жизни.

    Несмотря на то, что за последние несколько лет уровень стресса во всем мире увеличился, разговоров о стрессе становится все больше. И с этим растущим обсуждением приходит больше понимания причин стресса и того, как мы по-разному переживаем стресс.

    Вы можете думать о стрессе просто как о чувстве подавленности. Но существуют разные виды стресса, каждый со своими физическими и психическими последствиями.

    Эффективное управление стрессом начинается с распознавания конкретных типов стресса, воздействующих на вас. Давайте рассмотрим различные виды стресса, их причины и способы борьбы с ними.

    Что такое стресс?

    Стресс — это наша психологическая и физиологическая реакция на событие или состояние, которое считается угрозой или вызовом.

    Стресс влияет на многочисленные системы внутри нас, включая наш метаболизм, память и иммунную систему. Вы когда-нибудь шли на важный тест и забывали ответ на вопрос, к которому, как вы знаете, готовились? Или, может быть, у вас был интенсивный проект на работе, но вы простудились, как только он был закончен? Это стресс дает о себе знать.

    Тем не менее, при нормальных обстоятельствах наше психическое, эмоциональное и физическое состояние должно вернуться к норме после того, как стрессовое событие прошло. Именно здесь в игру вступает психологическая подготовка, помогающая нам поддерживать уровень здоровья даже в условиях стресса.

    Хотя небольшое количество позитивного стресса может помочь нам работать лучше, главное, чтобы этот стресс был кратковременным. Острый и продолжительный стресс может привести к долговременным проблемам со здоровьем и усугубить существующие заболевания.

    Гормональные сдвиги, вызванные стрессом

    Всякий раз, когда вы испытываете стресс, например, когда автомобиль подрезает вас на шоссе, ваш гипоталамус (крошечная область в основании вашего мозга) запускает вашу реакцию на стресс.

    Ваша реакция на стресс представляет собой усовершенствованную сложную систему сигнализации, которая посылает ряд сигналов надпочечникам. Оттуда ваше тело будет выделять различные гормоны стресса, чтобы помочь подготовить ваше тело к реакции «бей или беги».

    По данным Американской психологической ассоциации (АПА), основным гормоном стресса является кортизол, который увеличивает уровень глюкозы (сахара) в кровотоке, чтобы улучшить функции восстановления мозга и мышц. Этот гормон также помогает вашему телу стать более эффективным, подавляя второстепенные функции, такие как репродуктивная и пищеварительная системы.

    Адреналин, один из основных гормонов стресса, помогает вашим мышцам использовать повышенный уровень глюкозы в крови, обеспечиваемый кортизолом. Вместе эти два гормона очень полезны в стрессовые времена.

    Однако слишком частый выброс гормонов стресса может иметь негативные последствия для вашего самочувствия. Научиться справляться со всеми видами стресса, будь то эмоциональный стресс из-за расставания или ежедневные неприятности, такие как пробки, имеет решающее значение для вашего благополучия.

    Что вызывает стресс?

    Существует множество различных причин стресса, и каждая из них может по-разному влиять на вас. Если вы сможете найти первопричину своего стресса, это поможет вам справиться с ней и даже решить ее.

    Вот некоторые из наиболее распространенных причин стресса.

    1. Финансовые обязательства

    Неспособность выполнить финансовые обязательства является сильным стрессом для многих людей. Некоторые ситуации, которые могут вызвать финансовый стресс, включают:

    Некоторые ситуации, которые могут вызвать финансовый стресс, включают:

    • Невозможность оплатить счета
    • Длительная безработица
    • Увеличение долга

    2. Смерть близкого человека

    Большинство из нас испытали разрушительное эмоциональное воздействие смерти близкого человека.

    Многие из нас чувствуют не только горе. Помимо стресса от крупной потери, некоторые люди испытывают смесь других эмоций, таких как одиночество, разочарование и даже гнев.

    3. Потеря работы

    Потеря работы связана не только с потерей дохода. Очень часто из-за этого страдает и наша уверенность в себе.

    В некоторых случаях стресс и невозможность найти работу в течение длительного периода времени могут привести к депрессии в поисках работы. Чувство безнадежности в отношении перспектив работы и карьерного роста может еще больше усугубить уровень стресса.

    4. Травматические события

    Травматические события, такие как стихийные бедствия и автомобильные аварии, часто находятся вне нашего контроля.

    Такие непредсказуемые и непредвиденные события естественным образом вызывают сильный стресс и даже посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР) у тех, кто их испытывает.

    5. Проблемы на работе

    В современном быстро меняющемся мире многие из нас считают, что нам постоянно нужно делать больше на работе, чтобы сохранить свою работу. Это усугубляется увеличением нехватки времени, которое большинство из нас ощущает из-за сегодняшних почти мгновенных коммуникаций.

    Стресс на рабочем месте может быть особенно распространен среди работающих родителей и женщин в отраслях, где доминируют мужчины. Однако, независимо от причины, постоянные стрессовые факторы на работе могут привести к тому, что многие сотрудники будут страдать от эмоционального выгорания.

    6. Проблемы с эмоциональным самочувствием

    Все мы подвержены плохому настроению и беспокойству. Но эти эмоциональные состояния могут привести к хроническому стрессу без правильных навыков эмоциональной регуляции.

    В свою очередь, это может перерасти в тревогу и депрессию.

    7. Проблемы в отношениях

    Несмотря на то, что любые отношения вызывают стресс, многие виды стрессоров относительно слабы и с ними легко справиться.

    Более серьезные проблемы в отношениях, такие как развод или несчастливый брак, вызывают большой стресс у вовлеченных людей.

    Какие бывают 3 вида стресса?

    3 типа стресса

    • Острый стресс
    • Эпизодический острый стресс
    • Хронический стресс

    Есть много разных видов стресса. Тем не менее, на основании научных исследований о типах стресса в психологии, стресс можно разделить на три основных типа:

    1. Острый стресс

    Острый стресс возникает в результате реакции вашего организма на новую или сложную ситуацию. Это то чувство, которое вы испытываете от приближающегося дедлайна или когда вы едва избегаете попадания под машину.

    Мы можем испытать это даже в результате того, что нам нравится. Например, волнующая поездка на американских горках или выдающееся личное достижение.

    Острый стресс классифицируется как кратковременный. Обычно эмоции и тело возвращаются в нормальное состояние относительно быстро.

    2. Эпизодический острый стресс

    Эпизодический острый стресс – это частые острые стрессы. Это может быть из-за многократно сжатых сроков работы. Это также может быть связано с частыми стрессовыми ситуациями, с которыми сталкиваются некоторые специалисты, например медицинские работники.

    При таком стрессе у нас нет времени вернуться в расслабленное и спокойное состояние. А последствия высокочастотных острых стрессов накапливаются.

    Нам часто кажется, что мы переходим от одного кризиса к другому.

    3. Хронический стресс

    Хронический стресс является результатом действия стрессоров, продолжающихся в течение длительного периода времени. Примеры включают жизнь в районе с высоким уровнем преступности или постоянные ссоры со своим спутником жизни.

    Этот тип стресса кажется бесконечным. Нам часто трудно увидеть какой-либо способ улучшить или изменить ситуацию, которая является причиной нашего хронического стресса.

     

    Симптомы стресса

    Стресс может повлиять на многие аспекты вашего здоровья и благополучия, даже если вы этого не осознаете. Вот некоторые признаки и симптомы каждого типа стресса.

    Острый стресс

    1. Расширение зрачка . В рамках реакции «бей или беги» наши зрачки расширяются, чтобы позволить большему количеству света проникнуть в глаза и дать нам возможность более четко видеть свое окружение.

    2. Частота сердечных сокращений увеличивается . Это еще одна часть реакции «бей или беги», которая может сбить с толку, если она похожа на учащенное сердцебиение.

    3. Пот . Когда мы находимся в состоянии стресса, температура нашего тела повышается, что заставляет нас больше потеть.

    4. Быстрое и тяжелое дыхание . Этот симптом также является частью реакции «бей или беги». Это направлено на поступление большего количества кислорода в системы организма, чтобы он мог более эффективно реагировать на стресс.

    5. Беспокойство . Это чувство беспокойства и страха, возникающее в результате воздействия стрессора.

    6. Эмоциональные взлеты и падения . Другими словами, раздражительность и перепады настроения.

    7. Плохой сон . Наш сон часто нарушается нашим беспокойством и коктейлем гормонов, вырабатываемым реакцией «бей или беги».

    Эпизодический острый стресс

    1. Напряжение мышц . Это должно помочь нашему телу защититься от травм и боли. При воздействии эпизодических острых стрессоров наши мышцы не имеют возможности расслабиться.

    3. Чувство подавленности . Это чувство неспособности справиться или представить эффективные решения причин вашего стресса.

    4. Неконтролируемый гнев и раздражительность . Мы обнаруживаем, что набрасываемся чаще и с меньшим количеством провокаций. Мы также можем обнаружить, что сильно реагируем на вещи, которые обычно терпели бы.

    5. Мигрень . Они часто являются результатом мышечного напряжения. Частота и тяжесть мигрени, вероятно, увеличиваются при эпизодическом остром стрессе.

    6. Гипертония . Большинство людей не подозревают о высоком кровяном давлении. Единственный надежный способ обнаружить гипертонию — это измерить кровяное давление у специалиста в области здравоохранения.

    Хронический стресс

    1. Прибавка в весе . Это часто является результатом «стрессового питания», но также может быть результатом длительного гормонального дисбаланса, вызванного хроническим стрессом.

    3. Бессонница . Трудности с засыпанием и сохранением сна, что часто приводит к тому, что вы не чувствуете себя отдохнувшим после того, как вы выспались.

    4. Панические атаки . Внезапное появление чувства страха и беспокойства, сопровождаемое симптомами острого стресса.

    6. Хронические головные боли . Часто возникающие головные боли напряжения, обычно определяемые как возникающие более 15 дней в месяц.

    7. Эмоциональная усталость . Это проявляется в том, что большую часть времени вы чувствуете усталость, независимо от типа отдыха или сна.

    6 последствия стресса

    Следует отметить, что некоторый стресс, если с ним эффективно справляться, — это нормально. Маловероятно, что это приведет к долгосрочным негативным последствиям для вашего здоровья и благополучия.

    Но хронический стресс может привести к серьезным проблемам со здоровьем, таким как:

    1. Тревожные расстройства

    Тревожные расстройства могут проявляться как неспособность контролировать наши эмоциональные реакции на ситуации. Эти расстройства часто связаны с постоянным страхом и беспокойством, которые мешают нам функционировать в повседневной жизни.

    Состояние высокого стресса, сопровождающее панические расстройства, также имеет серьезные долгосрочные последствия для физического здоровья. Панические атаки, паническое расстройство и посттравматическое стрессовое расстройство — все это типы тревожных расстройств.

    2. Депрессия

    Депрессия часто проявляется стойким чувством беспомощности и низкой самооценкой. Это истощает нашу мотивацию, жизненную силу и творчество. Депрессия часто связана с потерей интереса или удовольствия от деятельности, которая раньше доставляла удовольствие.

    Большое депрессивное расстройство (БДР) также влияет на наше мышление, чувства и поведение. Это мешает нашей способности функционировать в повседневной жизни.

    3. Выгорание

    Выгорание – это следствие хронического стресса, которое приводит к чувству умственного, эмоционального и физического истощения.

    Часто сопровождается неуверенностью в себе и чувством оторванности от мира со все более негативным мировоззрением.

    4. Проблемы с пищеварением

    Стресс может повлиять на скорость, с которой пища проходит через наш кишечник. Это может вызвать несколько расстройств пищеварения, таких как:

    • Синдром раздраженного кишечника
    • Воспалительные заболевания кишечника
    • Язвы

    Было показано, что стресс может ослабить наш кишечный барьер, тем самым ставя под угрозу нашу иммунную систему.

    5. Заболевания сердца

    Когда хронический стресс приводит к длительным периодам повышенного уровня адреналина и кортизола, это может иметь серьезные последствия для вашего сердца.

    Высокое кровяное давление может привести к затвердению артерий. Это требует, чтобы сердце работало усерднее, получая меньше крови и кислорода.

    6. Ожирение и расстройство пищевого поведения

    Некоторые люди переедают или переедают в результате стресса, вместо того чтобы практиковать интуитивное питание. Когда это происходит в течение более длительных периодов времени, это может привести к ожирению, связанным с ним состояниям здоровья и расстройствам пищевого поведения.

    Другие люди, испытывающие хронический стресс, едят меньше, что может привести к недоеданию.

    7 способов борьбы со стрессом

    Давайте рассмотрим различные виды деятельности по управлению стрессом, которые вы можете использовать, чтобы заставить стресс работать на вас.

    1. Упражнения

    Регулярные физические упражнения — отличный способ справиться со стрессом. В идеале вы должны стремиться заниматься спортом не менее 30 минут пять раз в неделю.

    Будь то прогулка на природе или виртуальная тренировка, такая как йога, движение тела приносит много пользы для ума, тела и души.

    2. Используйте осознанность

    Осознанность и медитация – это методы релаксации, которые можно практиковать где угодно. Сосредоточенное глубокое дыхание способствует самосознанию и может уменьшить последствия стресса и беспокойства.

    3. Попробуйте терапию и коучинг

    Профессиональная терапия и коучинг могут помочь нам разработать методы управления стрессом. Обращение за профессиональной помощью также помогает нам выявить основные причины нашего хронического стресса.

    4. Тайм-менеджмент

    Эффективное управление временем – это поиск правильного баланса между работой и личной жизнью. Хороший тайм-менеджмент дает нам время, чтобы делать позитивные, заботливые вещи для себя.

    Это также может помочь вам отслеживать, когда возникает стресс — когда вы спешите на встречу? Наблюдение за этими типами триггеров поможет мотивировать вас на позитивные изменения, которые уменьшат стресс.

    5. Проведите время на природе

    Время, проведенное на природе, может быть очень полезным. В дополнение к свежему воздуху и солнечному свету эта практика заботы о себе дает нам отличное пространство, чтобы замедлиться.

    6. Питайтесь правильно

    Соблюдение питательной диеты гарантирует, что мы получаем правильные питательные вещества и достаточное количество воды для укрепления нашего физического и психического здоровья. Здоровая диета может улучшить и помочь стабилизировать наше настроение.

    7. Проводите время с друзьями и семьей

    Поддерживая наши связи с близкими друзьями и семьей, мы развиваем сеть социальной поддержки. Проведение времени с этими людьми — отличный способ снять стресс, будь то просьба о совете или просто возможность посмеяться вместе.

    Знайте, какие виды стресса требуют профессиональной помощи

    Стресс – это повторяющееся состояние в нашей жизни. Но это не должно стать долгосрочной проблемой. Не будьте слишком строги к себе.

    Развивая хорошие привычки и методы управления стрессом, мы можем снизить вероятность страданий от долгосрочных последствий стресса для здоровья.

    Если вы чувствуете, что не можете справиться со стрессом или симптомами, связанными со стрессом, важно получить профессиональную помощь.

    Узнайте больше о том, как опытные тренеры BetterUp могут вам помочь. Не позволяйте стрессу взять верх над вами.

    12.

    3 Стресс и преодоление стресса – Введение в психологию

    Глава 12. Стресс, здоровье и преодоление стресса

    Дженнифер Валинга

    Цели обучения

    1. Дайте определение копингу и адаптации.
    2. Понимать различные концепции стресса как стимула, реакции и транзакционного процесса.
    3. Понять роль познания и физиологии в преодолении стресса.
    4. Распознавать стратегии выживания, ориентированные на эмоции и проблемы.
    5. Понимание взаимосвязей и взаимодействий между здоровьем, стрессом и преодолением стресса.

    Чтобы понять, как люди учатся справляться со стрессом, важно сначала подумать о различных концепциях стресса и о том, как возникли исследования преодоления стресса наряду с различными подходами к нему. Стресс рассматривался как реакция , стимул , и транзакция . То, как человек концептуализирует стресс, определяет его или ее реакцию, адаптацию или стратегии преодоления.

    Стресс как реакция

    Стресс как модель реакции , первоначально представленная Гансом Селье (1956), описывает стресс как модель физиологической реакции и была отражена в его модели общего адаптационного синдрома (GAS) (рис. 12.6). Эта модель описывает стресс как зависимую переменную и включает три понятия :

    1. Стресс — это защитный механизм.
    2. Стресс следует за тремя стадиями тревоги , сопротивления, истощения и .
    3. Если стресс продолжительный или сильный, это может привести к заболеваниям адаптации или даже смерти.

    Позже, в The Stress Concept: Past, Present and Future (1983), Селье представил идею о том, что реакция на стресс может привести к положительным или отрицательным результатам на основе когнитивной интерпретации физических симптомов или физиологического опыта (рис. 12.6, «Общая модель адаптации к стрессу»). Таким образом, стресс может восприниматься как эустресс (положительный) или дистресс (отрицательный). Однако Селье всегда считал стресс физиологически обоснованной конструкцией или реакцией. Постепенно другие исследователи расширили представления о стрессе, включив в модель стресса психологические концепции.

    Рисунок 12.6 Модель общей адаптации к нагрузке (GAS).

    Модель реакции на стресс включает преодоление стресса внутри самой модели. Идея адаптации или преодоления присуща модели GAS как на стадии тревоги, так и на стадии сопротивления. При столкновении с негативным стимулом реакция тревоги инициирует симпатическую нервную систему для борьбы или избегания стрессора (т. е. учащения пульса, температуры, уровня адреналина и глюкозы). Затем реакция сопротивления инициирует физиологические системы с драка или бегство  реакция на стрессор, возвращение системы к гомеостазу, снижение вреда или, в более общем плане, приспособление к стрессору, что может привести к адаптивным заболеваниям, таким как лишение сна, психические заболевания, гипертония или болезни сердца. Таким образом, наряду с ранней концепцией стресса как физиологической реакции, также родились ранние исследования преодоления стресса. Еще в 1932 году Уолтер Кэннон описал понятие саморегуляции в своей работе «Мудрость тела».

    Стресс как стимул

    Теория стресса как стимула   была представлена ​​в 1960-х годах и рассматривала стресс как значительное жизненное событие или изменение, которое требует реакции, корректировки или адаптации. Холмс и Рэй (1967) создали Шкалу оценки социальной адаптации (SRRS), состоящую из 42 жизненных событий, оцененных в соответствии с предполагаемой степенью адаптации, которую каждое из них требует от человека, переживающего их (например, брак, развод, переезд, изменение или утрата). работы, потери близкого человека). Холмс и Рэй предположили, что стресс – это независимая переменная в уравнении «здоровье-стресс-преодоление – причина переживания, а не само переживание». В то время как некоторые корреляции выявились между показателями SRRS и болезнью (Rahe, Mahan, & Arthur, 1970; Johnson & Sarason, 1979), были проблемы с теорией стресса как стимула. Теория стресса как стимула предполагает:

    1. Изменения по своей природе вызывают стресс.
    2. Жизненные события требуют одинаковых уровней адаптации для всего населения.
    3. Существует общий порог приспособления, выше которого возникает болезнь.

    Рэй и Холмс изначально рассматривали человека как пассивного получателя стресса, который не играл никакой роли в определении степени, интенсивности или валентности стрессора. Позднее Раэ ввел в свое исследование концепцию интерпретации (Rahe & Arthur, 19).78), предполагая, что изменение или жизненное событие можно интерпретировать как положительный или отрицательный опыт на основе когнитивных и эмоциональных факторов. Однако модель стресса как стимула по-прежнему игнорировала важные переменные, такие как предшествующее обучение, окружающая среда, сети поддержки, личность и жизненный опыт.

    Стресс как транзакция

    Пытаясь объяснить стресс как динамический процесс, Ричард Лазарус разработал транзакционную теорию стресса и преодоления (TTSC) (Lazarus, 1966; Lazarus & Folkman, 1984), в котором 90 460 стресс представлен как продукт взаимодействия между человеком (включая несколько систем: когнитивную, физиологическую, аффективную, психологическую, неврологическую) и его сложной средой 90 461. . Стресс как транзакция   был представлен с наибольшим влиянием, когда доктор Сьюзен Кобаса впервые использовала концепцию жизнестойкости (Kobasa, 1979). Выносливость относится к модели характеристик личности, которая отличает людей, которые остаются здоровыми в условиях жизненного стресса, по сравнению с теми, у кого возникают проблемы со здоровьем. В конце 19В 70-е годы концепция выносливости получила дальнейшее развитие у Сальваторе Мадди, Кобасы и их аспирантов Чикагского университета (Кобаса, 1982; Кобаса и Мадди, 1981; Кобаса, Мадди и Кан, 1982; Кобаса, Мадди, Пуччетти, и Зола, 1985; Мадди и Кобаса, 1984). Выносливость имеет некоторые заметные сходства с другими личностными конструктами в психологии, включая локус контроля (Rotter, 1966), чувство согласованности (Antonovsky, 1987), самоэффективность (Bandura, 1997) и диспозиционный оптимизм (Scheier & Carver, 19).85), все они будут обсуждаться в следующем разделе. Исследователи ввели несколько переменных в модель стресса как транзакции, расширив и классифицировав различные факторы для учета сложных систем, участвующих в переживании стрессора (Werner, 1993). Характер стресса описывался несколькими способами: острый, эпизодический или прерывистый и хронический. Появились различные типы стрессоров, такие как событие, ситуация, сигнал и состояние, которые затем были разделены на категории, основанные на локусе контроля, предсказуемости, тоне, воздействии и продолжительности. На рис. 12.7 показаны теории стресса как реакции, стимула и трансакции.

     

    Рис. 12.7. Теории стресса как реакции, стимула и трансакции.

    В своей книге «Психологический стресс и процесс совладания » (1966) Лазарус представил элегантную интеграцию предыдущих исследований стресса, здоровья и совладания, в которой оценка человеком стрессора была поставлена ​​в центр стрессового опыта. То, как человек оценивает стрессор, определяет, как он или она справляется со стрессором или реагирует на него. На то, воспринимается ли стрессор как вызывающий дискомфорт, влияет множество личных и контекстуальных факторов, включая способности, навыки и способности, ограничения, ресурсы и нормы (Mechanic, 19). 78). Лазарус и Фолкман (1984) расширили концепцию интерпретации в своей модели оценки стресса, которая включает в себя первичный, вторичный и переоценочный компоненты (см. рис. 12.8, «Транзакционная теория стресса и совладания»). Первичная оценка включает определение того, представляет ли стрессор угрозу . Вторичная оценка включает в себя оценку человеком имеющихся в его или ее распоряжении ресурсов или стратегий выживания для устранения любых предполагаемых угроз . Процесс переоценки является продолжающимся и включает постоянную переоценку как природы стрессора, так и ресурсов, доступных для реагирования на стрессор .

    Рис. 12.8. Транзакционная теория стресса и совладания, Дж. Валинга.

    Как справиться со стрессом

    Есть много способов, которыми люди пытаются справиться со стрессорами и чувством стресса в своей жизни. Множество литературы, как популярной, так и академической, превозносит практику управления стрессом, и ей посвящены целые отрасли. Существует множество методов, помогающих людям справляться со стрессами, которые приносит жизнь. Некоторые из методов, перечисленных на рис. 12.9., «Методы управления стрессом», временно вызывают более низкий, чем обычно, уровень стресса, чтобы компенсировать вовлеченные биологические ткани; другие сталкиваются со стрессором на более высоком уровне абстракции. Методы управления стрессом являются более общими и варьируются от когнитивных (осознанность, когнитивная терапия, медитация) до физических (йога, искусство, натуральная медицина, глубокое дыхание) и окружающей среды (посещения спа-салона, музыка, домашние животные, природа).

    Рисунок 12.9 Методы управления стрессом [Подробное описание]

    Совладание со стрессом , , как описано такими исследователями, как Лазарус и Фолкман, предполагает более конкретный процесс когнитивной оценки, чтобы определить, считает ли человек, что у него есть ресурсы для эффективного реагирования на вызовы стрессора или изменения. Folkman & Lazarus, 1988; Lazarus & Folkman, 1987). В литературе по оценке реакция или процесс совладания объясняется с точки зрения совладания, сфокусированного на проблеме, или совладания, сфокусированного на эмоциях (Folkman & Lazarus, 19).80; Lazarus & Folkman, 1984), также называемые активными и пассивными стилями совладания (Jex, Bliese, Buzzell, & Primeau, 2001). Кроме того, существуют подход и избегание меры преодоления трудностей, включающие напористость или уход в себя (Anshel, 1996; Anshel & Weinberg, 1999; Roth & Cohen, 1986). Столкнувшись с вызовом, человек в первую очередь оценивает вызов как угрожающий или не угрожающий, а во вторую очередь с точки зрения того, есть ли у него или нее ресурсы, чтобы эффективно ответить на вызов или справиться с ним. Если человек не верит, что он или она способны ответить на вызов или чувствует недостаток контроля, он или она, скорее всего, прибегнет к совладающей реакции, сфокусированной на эмоциях, такой как принятие желаемого за действительное (например, я хочу, чтобы я могу изменить то, что происходит или как я себя чувствую), дистанцирование (например, я постараюсь все забыть) или подчеркивание положительного (например, я просто буду искать серебряную подкладку) (Лазарь и Фолкман, 1987). Если у человека есть ресурсы для решения проблемы, он или она, как правило, разрабатывает сфокусированную на проблеме ответную реакцию, такую ​​как анализ (например, я пытаюсь проанализировать проблему, чтобы лучше понять ее; я составляю план действий). и после него). Теоретически и эмпирически показано, что вторичная оценка человека затем определяет стратегии выживания (Lazarus & Folkman, 1987). Стратегии совладания варьируются от позитивного мышления до отрицания (см. рис. 12.10, «Опросник COPE») и измеряются и проверяются с использованием различных инструментов и шкал, таких как опросник COPE (Carver, Scheier, & Weintraub, 19).89).

    Рисунок 12.10 Инвентаризация COPE. Инвентарная шкала методов преодоления трудностей COPE. [Подробное описание]

    Направление исследования: стресс и игра в футбол

    Валинга (2008 г.) в своей работе с университетской футбольной командой, которая претерпевала несколько стрессовых изменений в дополнение к обычным факторам стресса, связанным с производительностью, недавно разработала модель оценки, предположив, что переоценка более конкретно включает в себя повторение процесса первичной-вторичной оценки. Как только человек определяет, что стрессор действительно представляет собой угрозу, и вторично оценивает ресурсы как недостающие, он или она в первую очередь оценивает вторичную оценку. Другими словами, человек определяет, действительно ли нехватка ресурсов представляет какую-то угрозу. Если считается, что нехватка ресурсов не является угрозой, человек с гораздо большей вероятностью найдет творческие решения для первоначального стрессора и, следовательно, эффективно справится. Но если нехватка ресурсов рассматривается как угроза, то человек, как правило, сосредотачивается на поиске ресурсов, а не на устранении первоначального стрессора, и приходит к неэффективным стратегиям выживания, ориентированным на контроль.

    В случае университетских футболистов некоторые первоначальные стрессоры были идентифицированы как «особенно сложный или крупный противник», «дождливые условия», «холод», «отсутствие контакта с тренером» или «негативное отношение к поле.» Типичные стратегии выживания, ориентированные на эмоции или контроль, включали «усерднее работать» и «смиряться», а также избегание или пассивность. Один игрок, который боролся с размерами своей соперницы, чувствовал, что у нее мало контроля над тем фактом, что ее соперница была выше, и поэтому «обыграл ее до мяча головой». Она объяснила, что она «просто исчезнет, ​​когда мы будем играть с этой командой… станет пассивной и просто исчезнет на заднем плане». Ее реакция совладания означала подшкалу отстранения по шкале совладания, ориентированной на эмоции, и когда ее спросили о степени ее удовлетворенности выбранным путем реакции, она ответила, что «недовольна, но не видит другой альтернативы». Однако, как правило, команда и несколько ключевых руководителей высказывали альтернативные стратегии преодоления стресса, не учитываемые в транзакционной теории стресса и преодоления. В то время как несколько членов команды имели отрицательную вторичную оценку, считая, что им не хватает ресурсов, необходимых для того, чтобы справиться с изменениями, которые произошли в команде, в ходе интервью стало очевидно, что такое бессилие не привело, как ожидалось, только к копингу, сфокусированному на эмоциях, например, к обороне, обвинению или отчуждению; признанный недостаток контроля часто приводил к способности двигаться дальше и эффективно решать проблемы, связанные с изменениями.

    Многие члены команды считали, что «достижение дна» объясняет их успешную трансформацию, действуя как своего рода «спусковой крючок» или «перезагрузка» и позволяя им лучше понять свои цели, а также стратегии для достижения этих целей. . Вместо того, чтобы сосредотачиваться на усилении контроля или управлении барьером или самой угрозой, терпимый человек принимает барьер как реальность и принимает отсутствие контроля как реальность. Теперь этот человек может обратить внимание и определить проблемы, которые барьер создает для достижения его целей. Например, вратарь сосредоточилась не на том, чтобы сожалеть или винить себя за пропущенный сейв, или даже стараться больше в следующий раз, а вместо этого сосредоточилась на проблемах, которые поставил перед ней трудный удар, и на том, как она могла бы разрешить неожиданный поворот мяча. Столкнувшись с дождем, терпеливый игрок сосредоточился не на том, чтобы сопротивляться или проталкивать дождь, а на проблемах, которые дождь создает для нее, и на том, как решить возникающую в результате потерю контроля над мячом или скользкое поле:

    • «Думаю, я не мог контролировать вращение мяча, но я полностью контролировал его, чтобы приспособиться к нему».
    • «Я не контролировал то, что мой противник сделал с мячом или мог сделать, чтобы я не выиграл мяч, но я контролировал, чтобы не нырнуть в захват, я держал проверку чтобы мы могли восстановить численность и избежать контратаки».
    • «Я пошел вперед, когда, вероятно, не должен был этого делать, и я оставил наших защитников в меньшинстве позади, поэтому я позаботился о том, чтобы выиграть мяч, чтобы мы не столкнулись с 3 на 2».
    • «Несмотря на свою усталость, я решил лучше принимать решения о том,
    • «Огни в моих глазах были вне моего контроля, но я мог контролировать свое внимание к мячу и свое положение».
    • «Я не контролировал их скорость; Я контролировал свое позиционирование и принятие решений».

    Расширяя теорию стресса и преодоления, здесь выдвигается гипотеза о том, что, когда человек осознает, что ему или ей не хватает ресурсов для управления угрозой, воспринимаемое отсутствие контроля, а не обязательно тревога, становится новой проблемой и фокусом точка. Если человек считает воспринимаемое отсутствие контроля угрожающим или проблематичным по какой-либо причине, это гипотетически заставит его или ее зациклиться на увеличении ресурсов для управления угрозой (ориентированное на контроль преодоление) и затруднит любую реакцию на конкретную ситуацию. угроз, которые создает сам вызов. Если, с другой стороны, человек принимает отсутствие контроля, считая нехватку ресурсов мягкой реальностью, он или она сможет переключить внимание на проблемы, которые создает эта угроза, и рассмотреть варианты решения и достижения цели. (проблемно-ориентированный копинг). Копинг, ориентированный на контроль, кажется более универсальной конструкцией для объяснения неспособности человека сосредоточиться на имеющейся проблеме. Модель готовности предполагает, что процесс оценки продолжает циклически проходить через первичную и вторичную фазы, чтобы определить реакцию человека на преодоление (т. е. первичная оценка = это угроза?; вторичная оценка = есть ли у меня ресурсы, чтобы изменить или контролировать угрозу? ; если нет, мы возвращаемся к первичной оценке = Является ли мой недостаток контроля угрозой?), и именно этот циклический процесс оценки предлагает рычаги для облегчения эффективного преодоления.

    Понятия, связанные с преодолением стресса, включают локус контроля (Rotter, 1966), чувство когерентности (Antonovsky, 1987), самоэффективность (Bandura, 1997) и связанный со стрессом рост (Scheier & Carver, 1985). Роттер утверждал, что человек с внутренним локусом контроля считает, что его достижения и результаты определяются его собственными решениями и усилиями. Если им это не удается, они считают, что это происходит из-за их собственного отсутствия усилий. В то время как человек с внешний локус контроля считает, что достижения и результаты определяются судьбой, удачей или другими факторами . Если человеку не удается, он или она считает, что это связано с внешними силами, неподконтрольными человеку. Аарон Антоновский (1987) определил смысл когерентности как:

    глобальная ориентация, выражающая степень всепроникающего, стойкого, хотя и динамичного чувства уверенности в том, что (1) стимулы, исходящие из внутренней и внешней среды в ходе жизни, структурированы, предсказуемы и объяснимы; (2) ресурсы доступны для удовлетворения требований, предъявляемых этими стимулами; и (3) эти требования являются вызовами, достойными инвестиций и взаимодействия (стр. 19).).

    Самоэффективность часто путают с уверенностью в себе, но на самом деле уверенность — это всего лишь один из многих факторов, составляющих сильное чувство самоэффективности. Альберт Бандура (1997) определил самоэффективность как степень или силу веры человека в собственную способность выполнять задачи и достигать целей . Уверенность в себе — это мера черты (качество, которое формируется с течением времени), тогда как самоэффективность — это мера состояния (способность, испытываемая в определенный момент времени и относящаяся к конкретной задаче). Связанный со стрессом рост или процветание — это диспозиционная реакция на стресс, которая позволяет человеку видеть возможности для роста, а не угрозу или ослабление . Spreitzer и коллеги (2005) предложили предварительное определение процветающего как «психологическое состояние, в котором люди испытывают как чувство жизненной силы, так и чувство обучения на работе» (стр. 538). Карвер (1998) описал процветание как «улучшение жизни после невзгод» (стр. 247). Есть много примеров, когда люди превосходили предыдущие показатели, сталкиваясь с особенно стрессовыми сценариями, демонстрируя ускоренный рост и силу перед лицом невзгод.

    Совладание и здоровье

    Способность к процветанию, устойчивости или росту, связанному со стрессом, была связана с улучшением состояния здоровья. Например, опираясь на работу Карвера о предрасположенности к оптимизму и процветанию, Шепперд, Марото и Пберт (1996) в своем лонгитюдном исследовании пациентов с сердечными заболеваниями обнаружили, что оптимизм предсказывает успех в изменении здоровья, связанном с меньшим риском сердечных заболеваний. Оптимизм был значительно и напрямую связан с улучшением состояния здоровья, включая более низкие уровни насыщенных жиров, жировых отложений и глобального коронарного риска, и положительно связан с успехом в повышении аэробной способности. Биллингс и его коллеги (2000) показали, что преодоление трудностей влияет на положительные и отрицательные эмоции мужчин, ухаживающих за больными СПИДом. Совладание с социальной поддержкой предсказывало увеличение положительного аффекта, что, в свою очередь, было связано с меньшим количеством физических симптомов. Однако избегающее совладание было связано с усилением негативного аффекта, который был связан с большим количеством физических симптомов.

    Фокус исследования: преодоление меланомы

    Возможно, наиболее яркое исследование вмешательств по преодолению стресса было проведено Фаузи и его коллегами (Фаузи, Казинс, Фаузи, Кемени и Мортон, 1990; Фаузи, Кемени и др., 1990; Фаузи). et al., 1993; Fawzy & Fawzy, 1994), которые проводили специальные вмешательства для развития навыков преодоления трудностей у пациентов с меланомой. В течение шестинедельной структурированной программы участники испытали несколько компонентов программы, включая санитарное просвещение, психологическую поддержку, решение проблем и обучение управлению стрессом. В краткосрочной перспективе испытуемые с большей вероятностью использовали активное преодоление поведения, чем контрольная группа, а также имели более положительный эффект. Различия в функционировании иммунной системы были очевидны между двумя группами при оценке через шесть месяцев. В частности, у подопытных был больший процент крупных зернистых лимфоцитов, больше NK-клеток и лучшая цитотоксичность NK. Хотя стратегии выживания не были напрямую связаны с изменениями иммунных клеток, они коррелировали с аффектом, который, в свою очередь, был связан с функционированием иммунной системы. Исследования подтвердили гипотезу о том, что влияние совладания на биомедицинские результаты может быть опосредовано через аффект. При пятилетнем наблюдении треть контрольной группы умерла по сравнению с менее 10 % в экспериментальной группе. Более длительная выживаемость была связана с более активным преодолением трудностей на исходном уровне.

     

    Основные выводы

    • Стресс рассматривался по-разному: как реакция, как стимул и как трансакция.
    • Стресс как реакция рассматривает стресс как физиологическую зависимую переменную.
    • Стресс как стимул рассматривает стресс как жизненное событие или изменение, которое действует как независимая переменная.
    • Стресс как транзакция учитывает множество личных, социальных и экологических факторов, которые вступают в игру при определении характера, степени и воздействия стрессового опыта.
    • Существует множество методов управления стрессом, основанных на множестве теоретических выводов и философий.
    • Совладание со стрессом может быть чертой или процессом, основанным на состоянии – врожденным качеством или способностью, приобретенным навыком или способностью.
    • От того, как люди оценивают стрессор, зависит, как они будут пытаться с ним справиться.
    • Оценка зависит от множества человеческих, социальных и экологических факторов.
    • Понятия, связанные с преодолением стресса, включают оптимизм, процветание, выносливость, локус контроля и самоэффективность — все качества и способности, которые могут влиять на стратегии преодоления, которые человек выбирает для применения к стрессору.

    Атрибуты изображений

    Рисунок 12. 6: Диаграмма модели синдрома общей адаптации Дэвида Г. Майерса (http://commons.wikimedia.org/wiki/File:General_Adaptation_Syndrome.jpg), используемой в соответствии с CC-BY 3.0 (http:// creativecommons.org/licenses/by/3.0/deed.en).

    Рисунок 12.7: Дж. Валинга.

    Рисунок 12.8: Дж. Валинга.

    Рисунок 12.9: Дж. Валинги.

    Рис. 12.10: Адаптировано Дж. Валингой из Carver, Scheier, & Weintraub, 1989.

    Каталожные номера

    Аншель, М.Х. (1996). Стили совладания у подростков-спортсменов. Журнал социальной психологии, 136, 311-323.

    Аншель, М.Х. и Вайнберг, Р.Т. (1999). Повторное изучение того, как баскетбольные судьи справляются со стрессовыми событиями: последствия для вмешательств, направленных на преодоление стресса. Журнал спортивного поведения, 22, 144-161.

    Антоновский А. (1987). Разгадка тайны здоровья: как люди справляются со стрессом и остаются здоровыми . Сан-Франциско: Джосси Басс.

    Бандура, А. (1997 ). Самоэффективность: осуществление контроля. Нью-Йорк: Фримен.

    Биллингс, Д. В., Фолкман, С., Акри, М., и Московиц, Дж. Т. (2000). Совладание и физическое здоровье во время ухода: роль положительного и отрицательного аффекта. Журнал личности и социальной психологии, 79 , 131–142.

    Карвер, CS (1998). Устойчивость и процветание: проблемы, модели и связи. Журнал социальных вопросов, 54 , 245–266.

    Карвер, К.С., Шайер, М.Ф., и Вайнтрауб, Дж.К. (1989). Оценка стратегий выживания: теоретически обоснованный подход . Журнал личности и социальной психологии, 56 , 267–283.

    Кэннон, WB (1932). Мудрость тела. Нью-Йорк: В.В. Нортон.

    Фози, Ф., и Фози, Н. (1994). Психообразовательные вмешательства и последствия для здоровья. В Р. Глейзер и Дж. К. Киколт-Глейзер (ред.). Справочник по стрессу и иммунитету человека (стр. 365–402). Сан-Диего: Академическая пресса.

    Fawzy, F.I., Fawzy, N.W., Hyun, C., Elashoff, R., Guthrie, D., Fahey, J.L., & Moron, D.L. (1993). Злокачественная меланома: влияние раннего структурированного психиатрического вмешательства, преодоления трудностей и аффективного состояния на рецидив и выживаемость шесть лет спустя. Архив общей психиатрии, 50 , 681–689.

    Фози, Ф.И., Казинс, Н., Фози, Н.В., Кемени, М., и Мортон, Д.И. (1990). Структурированное психиатрическое вмешательство для больных раком: I. Изменения с течением времени в методах совладания и аффективных расстройствах. Архив общей психиатрии, 47 , 720–725.

    Fawzy, F.I., Kemeny, M., Fawzy, N.W., Elashoff, R., Morton, D., Cousins, N., & Fahey, J.L. (1990). Структурированное психиатрическое вмешательство для больных раком: II. Изменения во времени иммунологических показателей. Архив общей психиатрии, 47 , 729–235.

    Фолкман, С. и Лазарус, Р.С. (1980). Анализ преодоления в выборке сообщества среднего возраста. Журнал здоровья и социального поведения, 21 (3), 219-239.

    Фолкман, С., Лазарь, Р. С. (1988). Копинг как медиатор эмоций. Журнал личной и социальной психологии. 54, 466-75.

    Холмс, Т., и Рэй, Р. (1967). Шкала социальной адаптации. Журнал психосоматических исследований, 12, (4), с. 213–233.

    Джекс, С.М., Близ, П.Д., Баззелл, С., и Примо. Дж. (2001). Влияние самоэффективности на отношения между стрессором и напряжением: стиль совладания как объяснительный механизм. Журнал прикладной психологии 86 (3), 401.

    Джонсон, Дж. Х., и Сарасон, И. Г. (1979). Модераторные переменные в исследовании жизненного стресса. В I. Sarason & C. Spielberger (Eds.), Стресс и тревога,  6, 151–167.

    Кобаса, Южная Каролина (1979). Стрессовые жизненные события, личность и здоровье – исследование выносливости. Журнал личности и социальной психологии, 37 (1), 1–11.

    Кобаса, Южная Каролина (1982). Выносливая личность: к социальной психологии стресса и здоровья. В G. Sanders & J. Suls (Eds), социальная психология здоровья и болезней (стр. 3-32). Хиллсдейл, Нью-Джерси: Эрлбаум.

    Кобаса, С.К., Мадди, С.Р., и Курингтон, С. (1981). Личность и конституция как посредники в отношениях стресс-болезнь. Журнал здоровья и социального поведения 22 (4), 368–378.

    Кобаса, С.К., Мадди, С.Р., и Кан, С. (1982). Выносливость и здоровье: проспективное исследование. Журнал личности и социальной психологии 42 (1), 168–177.

    Кобаса, С.К., Мадди, С.Р., Пуччетти, М.К., и Зола, Массачусетс (1985). Эффективность выносливости, физических упражнений и социальной поддержки как ресурсов против болезни. Журнал психосоматических исследований 29 (5), 525–533.

    Лазарь, Р. С. (1966). Психологический стресс и процесс преодоления. Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: McGraw-Hill.

    Лазарь, Р. С. (1999). Стресс и эмоции: новый синтез. Нью-Йорк: Спрингер.

    Лазарус, Р. С., и Фолкман, С. (1984). Стресс, оценка и преодоление . Нью-Йорк: Спрингер.

    Лазарь, Р. С., и Фолкман, С. (1987). Транзакционная теория и исследования эмоций и преодоления трудностей. Европейский журнал личности, 1, 141–169 .

    Мадди, С.Р., и Кобаса, С.К. (1984). Выносливый руководитель: здоровье в условиях стресса . Хоумвуд, Иллинойс: Dow Jones-Irwin.

    Механик, Д. (1978). Студенты в условиях стресса: исследование по социальной психологии адаптации . Мэдисон: Издательство Висконсинского университета.

    Рэй, Р. Х. и Артур, Р. Дж. (1978). Изменения в жизни и исследования болезней: история прошлого и направления в будущем. Журнал человеческого стресса, 4, 3–15.

    Рэй Р. Х., Махан Дж. Л. и Артур Р. Дж. (1970). Прогнозирование изменений здоровья в ближайшем будущем на основе изменений в предыдущей жизни субъектов. Журнал психосоматических исследований, 14 (4), 401–6.

    Рот, С., и Коэн, Л.Дж. (1986). Подход, избегание и преодоление стресса. Американский психолог, 41 , 813-819.

    Роттер, Дж. Б. (1966) Обобщенные ожидания внутреннего и внешнего контроля подкрепления. Психологические монографии, 80 Sanders, GS & Suls, J. (Eds.), Социальная психология здоровья и болезней (стр. 1–25).

    Шайер, М.Ф., и Карвер, К.С. (1985). Оптимизм, преодоление трудностей и здоровье – оценка и последствия обобщенных ожидаемых результатов. Психология здоровья, 4 (3), 219–247.

    Селье, Х. (1956). Стресс жизни . Нью-Йорк: Макгроу Хилл.

    Селье, Х. (1983). Концепция стресса: прошлое, настоящее и будущее. В К.Л. Купер (ред.). Исследование стресса: проблемы восьмидесятых годов. Нью-Йорк: Джон Уайли.

    Шепперд, Дж. А., Марото, Дж. Дж., и Пберт, Л. А. (1996). Диспозиционный оптимизм как предиктор изменений здоровья у кардиологических больных. Журнал исследований личности 30 , 517–534.

    Спрейцер Г., Сатклифф К., Даттон Дж., Соненшайн С. и Грант А. (2005). Социально встроенная модель процветания на работе. Организационная наука 16 (5): 537-549.

    Валинга, Дж. (2008). Готовность к изменениям: роль оценки, фокуса и воспринимаемого контроля. Journal of Applied Behavioral Science, 44 (3),   315–347.

    Вернер, Э. Э. (1993). Риск, устойчивость и восстановление: взгляды продольного исследования Кауаи. Развитие и психопатология, 5 , 503-515.

    Длинные описания

    Подробное описание рисунка 12.9: Методы управления стрессом.

    Познавательный Физический Окружающая среда Другое
    • Терапия
    • Хобби
    • Медитация
    • Внимательность
    • Планирование
    • Чтение
    • Тайм-менеджмент
    • Художественное выражение
    • Глубокое дыхание
    • Натуральная медицина
    • Физические упражнения
    • Расслабление
    • Йога
    • Музыка
    • Природа
    • Домашние животные
    • спа-посещений
    • Разрешение конфликтов
    • Молитва

    Подробное описание рисунка 12.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *