Понятие установки в психологии: Установка (психология) | это… Что такое Установка (психология)?

Установка | Мир Психологии

УСТАНОВКА

Установка — см. Аналитическая психология, Аттитюд, Иллюзии восприятия, Узнадзе Д.Н.

Психологический словарь. А.В. Петровского М.Г. Ярошевского

Установка — готовность, предрасположенность субъекта, возникающая при предвосхищении им появления определенного объекта и обеспечивающая устойчивый целенаправленный характер протекания деятельности по отношению к данному объекту.

Понятие Установка первоначально было введено в экспериментальной психологии немецкими психологами для обозначения обусловленного прошлым опытом фактора готовности действовать тем или иным образом, определяющего скорость реагирования на воспринимаемую ситуацию и нек-рые иллюзии восприятия (Г. Мюллер, Т. Шуман, 1889), а также для описания возникающего при постановке задачи неосознаваемого состояния готовности, обусловливающего направленность различных психических процессов (Н.

Ах, 1905). Позднее понятие социальной У. — аттитюда — вводится в социальную психологию и социологию для обозначения субъективных ориентаций индивидов как членов группы (или общества) на те или иные ценности, предписывающих индивидам определенные социально принятые способы поведения (У. Томас, Ф. Знанецкий, 1918–1920).

В качестве объяснительного принципа изучения психических явлений У. наиболее глубоко разработана Д.Н. Узнадзе и его школой (см. Установки теория). В общей психологии У. применяется при исследовании целенаправленного поведения животных, психофизиологических механизмов приспособления организма к предвосхищаемым ситуациям, избирательности и направленности психических процессов, механизмов неосознаваемой регуляции деятельности личности, формирования характера.

В социальной психологии У. используется при изучении отношений личности как члена группы к тем или иным социальным объектам, механизмов саморегуляции, устойчивости и согласованности социального поведения, процесса самореализации и изменения У.

, например, под влиянием пропаганды (см. Психология пропаганды), а также при прогнозировании возможных форм поведения личности в определенных ситуациях. Функция У., ее эффекты и содержание раскрываются при изучении ее роли в регуляции деятельности.

Основные функции Установка в деятельности:

  • а) Установка определяет устойчивый, последовательный, целенаправленный характер протекания деятельности, выступает как механизм ее стабилизации, позволяющий сохранить ее направленность в непрерывно изменяющихся ситуациях;
  • б) Установка освобождает субъекта от необходимости принимать решения и произвольно контролировать протекание деятельности в стандартных, ранее встречавшихся ситуациях;
  • в) Установка может выступить и в качестве фактора, обусловливающего инертность, косность деятельности и затрудняющего приспособление субъекта к новым ситуациям.

Эффекты У. непосредственно обнаруживаются только при изменении условий протекания деятельности. Вследствие этого общим методическим приемом изучения феноменов У. является прием «прерывания» деятельности. Содержание У. зависит от места объективного фактора, вызывающего эту У., в структуре деятельности. В зависимости от того, на какой объективный фактор деятельности направлена У. (мотив, цель, условие деятельности), выделяются три иерархических уровня регуляции деятельности — уровни смысловых, целевых и операциональных У.

Смысловая установка выражает проявляющееся в деятельности личности отношение ее к тем объектам, к-рые имеют личностный смысл. По происхождению смысловые У. личности производны от социальных У. Смысловые У. содержат информационный компонент (взгляды человека на мир и образ того, к чему человек стремится), эмоционально-оценочный компонент (антипатии и симпатии по отношению к значимым объектам), поведенческий компонент (готовность действовать по отношению к объекту, имеющему личностный смысл). С помощью смысловых У. индивид приобщается к системе норм и ценностей данной социальной среды (инструментальная функция), они помогают сохранить статус-кво личности в напряженных ситуациях (функция самозащиты), способствуют самоутверждению личности (ценностно-экспрессивная функция), выражаются в стремлении личности привести в систему содержащиеся в них личностные смыслы знаний, норм, ценностей (познавательная функция).

В отличие от целевых и операциональных У., изменяющихся в ходе обучения под влиянием речевых воздействий, инструкций, изменение смысловых У. всегда обусловлено изменением самой деятельности субъекта. Целевые У. вызываются целью и определяют устойчивый характер протекания действия. В случае прерывания действия целевые У. проявляются в виде динамических тенденций к завершению прерванного действия (см. Эффект незавершенного действия).

Операциональная У. имеет место в ходе решения задачи на основе учета условий наличной ситуации и вероятностного прогнозирования этих условий, опирающегося на прошлый опыт поведения в подобных ситуациях. Они обнаруживаются в стереотипности мышления, конформности личности и т.п. Психофизиологические механизмы, реализующие различные операциональные У., проявляются в общем тонусе организма, выражающем позу субъекта в целом, определенную преднастройку в сенсорной и моторной области, что предшествует развертыванию тех или иных способов осуществления действия.

Словарь психиатрических терминов. В.М. Блейхер, И.В. Крук

Установка — см. Узнадзе теория установки.

Неврология. Полный толковый словарь. Никифоров А.С.

нет значения и толкования слова

Оксфордский толковый словарь по психологии

Установка — любое состояние, диспозиция или тенденция организма реагировать определенным образом. Обратите внимание, что термин «реакция» здесь может включать ряд действий. Таким образом, можно иметь перцептивную установку на определенные виды стимулов (см. Einstellung), установку, ориентированную на задачу (см. Aufgabe), функциональную установку, которая определяет способ использования объектов (см. функциональную стереотипность), мышечную установку, в которой оптимизируется определенное моторное действие (см. подготовительная установка), и т.д.

Чтобы различать эти способы употребления, многие авторы используют определяющие слова, как в некоторых из следующих статей. Этот термин обычно используется с коннотацией, что рассматриваемая установка является временной (хотя потенциально повторяемой), таким образом, это значение противопоставляется таким терминам, как привычка и черта, которые относятся к длительным диспозициям или состояниям, а также различается с термином план (1), который используется для обозначения более общей ориентации в ситуации.

Термин определяющая установка часто используется синонимично, особенно в отношении установок, в которых проявляется некоторая степень контроля за тем, как организм должен реагировать.

предметная область термина

УСТАНОВКА НА ОППОНЕНТА – готовность, предрасположенность субъекта, возникающая при предвосхищении им конфликтного поведения оппонента и обеспечивающая устойчивый целенаправленный характер поведения по отношению к нему. Частые конфликты между субъектами, негативный опыт общения в напряженных ситуациях формируют негативную У. на о., которая, в свою очередь, выступает социально-психологическим фактором возникновения конфликтов.

Отношение (установка) — гипотетический конструкт (т.е. нечто, не поддающееся непосредственному измерению, а выводимое логическим путем), обозначающий состояние готовности, основанное на прошлом опыте, которое направляет, искажает или иным образом воздействует на наше поведение. Установки можно подразделить на три компонента.

Когнитивный компонент представляет собой наше мнение об объекте, эмоциональный — наши чувства по отношению к объекту, а поведенческий — наше фактическое поведение по отношению к объекту. Не имея определенных установок, мы больше полагаемся на эмоциональный компонент и высказываем свое отношение в простых терминах типа «нравится» или «не нравится».

Установки выполняют несколько мотивационных функций: — Защитная функция: установки, защищающие нас от негативных чувств по отношению к самим себе, когда мы проецируем негативные чувства на других людей (см. Предрассудки). — Оценочно-экспрессивные функции: установки являются способом выразить отношение к тем предметам и явлениям, которые имеют для нас важное значение. — Инструментальные функции: мы принимаем определенные установки и выражаем их как свое отношение, если они помогают добиться признания или избежать неодобрения окружающих. — Функции познания: установки помогают нам упорядочивать окружающий мир в сравнительных терминах (например, «нравится» и «не нравится») и позволяют предсказывать некоторые события.

УСТАНОВКА СТОМАТОЛОГИЧЕСКАЯ (dental unit) — комплекс стоматологического оборудования, в состав которого входят: бормашины, аспиратор, шприц для продувания зубной полости сжатым воздухом и ультразвуковой инструмент для удаления зубного камня.

СУИЦИДОГЕННАЯ УСТАНОВКА — личностное представление, убеждение о большей, чем собственная жизнь, значимости какой-либо иной ценности (отрицательное отношение пациента к собственной жизни и чаще положительное к собственной добровольной смерти).

назад в раздел : словарь терминов  /  глоссарий  /  таблица

11. Понятие установки: формирование и изменение установок.

Социальная установка – процесс психологического переживания человека ценности значения и смысла определенного социального объекта; состояние созн, основан на предыдущ опыте, регулир отнош и повед чел.. Особенности форм-ия соц установок связано с тем, что они обладают некоторой устойчивостью и несут в себе функции облегчения, алгоритмизации, познания, а также инструментальную функцию. Установка может помогать воспринимать образ др чел-ка более правильно, действуя по принципу «увеличительного стекла», а может и блокировать нормальное восприятие, подчиняясь принципу «искажающего зеркала».

Д. Н. Узнадзе полагал, что установка лежит в основе избирательной активности чел-ка, а значит, является показателем возможных направлений деят-ти. Зная соц установки чел-ка, можно прогнозировать его действия. Изменение установок преследует цель добавить знание, изм-ть отнош, взгляды. Зависит от новизны информации, индивид-х особенностей субъекта, порядка поступления информации и системы установок, которые уже имеются у субъекта (бихевиор-ты–от подкреплении, когнитив-ты–от несоответствие в когнит стр-ре.). Годфруа выделил 3 этапа формирования соц установок: 1) период детства до 12 лет – соответствует родительским моделям. 2) с 12-20 лет – установки приобретают более конкретную форму, связанную с усвоением соц ролей. 3) 20-30 лет – кристаллизация соц установок, формирование на их основе системы убеждений, которая явл весьма устойчивым психич новообразованием.

Установка регулирует деят-ть на 3х иерархических уровнях: на смысловом уровне установки носят наиболее обобщенный хар-р и определяют отношение личности к объектам, имеющим личностное значение для индивида. Целевые установки связаны обычно с конкретными действиями и стремления чел-ка довести начатое дело до конца. Эффект незавершенного действия был открыт К. Левиным. На операциональном уровне установка обуславливает принятие решения в конкретной ситуации. Она способствует восприятию и интерпретации обстоятельств прежде всего на основе прошлого опыта поведения субъекта в подобной ситуации и соответствующего прогнозирования возможностей адекватного и эффективного поведения.

Данная концепция характеризует социальное поведение личности в зависимости от состояния ее готовности к определенному способу действий. Связывает готовность личности к поведению в данной социальной ситуации с социальными условиями предшествующей деятельности, в которых формируется устойчивая предрасположенность к реализации определенных потребностей субъекта в соответствующих условиях.

Концепция предложена В. Ядовым, рассматривает диспозиции личности как иерархическую систему, вершина которой- общая направленность интересов и система ценностных ориентаций, средние уровни- система обобщенных социальных установок на многообразные социальные объекты и ситуации, нижний уровень- ситуативные социальные установки как готовность к оценке и действию в конкретных условиях деятельности.

Высшие диспозиции наиболее устойчивы, что соответствует относительно большей стабильности общих социальных условий деятельности личности; они активно воздействуют на диспозиции нижележащих уровней. Однако ситуативные социальные установки, в отличие от обобщенных, относительно самостоятельны, что обеспечивает адаптацию личности к изменчивым условиям деятельности при сохранении устойчивой целостности ее высших генеральных диспозиций. Последние регулирует общую направленность социального поведения, а диспозиции других уровней- поведение в той или иной сфере деятельности и направленность поступков относительно определенных соц-х объектов и ситуаций. В принципе роль ведущей диспозиции принимает на себя та, которая наиболее полно соответствует данным условиям и цели деятельности в данном «масштабе».

Диспозционная концепция позволяет установить связи между социологическими, социально- психологическими и общепсихологическими подходами к изучению социального поведения личности.

Отношение: Социальная психология — PsychicMotivator

Психолог Никита 0 Комментарии отношение, отношения поведения отношения, изменение отношения, формирование отношения, характеристики отношения, когнитивный диссонанс, компоненты отношения, разница между убеждением отношения и ценностями, явное отношение, факторы, влияющие на изменение отношения, факторы, влияющие на формирование отношения, особенности отношения, Фриц Хайдер , функции установки, имплицитная установка, леон фестингер, психическое здоровье, осведомленность о психическом здоровье, свойства установок, психообразование, психология, см. мохсин, социальная психология, теории установок, типы установок, способы обеспечения согласованности установок, почему установки важно

Отношение — это состояние ума, набор взглядов или мыслей относительно некоторой темы (называемой «объектом отношения»), которые имеют оценочный признак (положительное, отрицательное или нейтральное качество). Психологи определяют отношение как приобретенную склонность оценивать вещи определенным образом. Это может включать оценку людей, проблем, объектов или событий. У людей могут быть разные процессы и условия обучения, что приводит к разным установкам. Социальные психологи часто называют отношением оценку людьми почти любого аспекта мира.

Мерфи и Мерфи объясняют отношение как способ настроить себя на определенные вещи или против них. Согласно Балвину, отношение — это определенный образец готовности к вниманию или действию. По мнению Уоррена, отношение относится к умственной предрасположенности к входящему опыту, которая определяет, как этот опыт модифицируется или степень подготовки к нему. Отношение, по Кэнтрилу, — это состояние готовности психической организации, которое все больше указывает на характерный способ, которым человек будет реагировать на тот или иной объект или ситуацию.

Разница между отношением, убеждением и значениями:
Отношение Вера Значения
мнение. Убеждение или признание того, что что-то существует или является правдой, особенно без доказательств. Моральные принципы или моральная этика или нормы поведения.
Непосредственно зависит от личных ценностей. Развивайтесь на основе того, что мы переживаем и о чем думаем. Непосредственно зависит от семьи, друзей, культуры, религии и социальных взаимодействий.
Часть личности человека. Предположения, которые мы делаем о других и о себе. Часть характера человека.
Мы можем контролировать, изменять и учиться. Влияет на мораль и ценности. Влияет на поведение и характер.
Пример: Уверенность (может/не может). Пример: Ложь — это плохо, Обман — аморально, Бог создал мир и т. д. Пример: Верность, справедливость, мужество, уважение и т. д.

Почему важно отношение?

Отношения сильно влияют на два основных аспекта нашей жизни:

  • Социальное мышление – то, как мы думаем о социальной информации и социальное поведение – например: протесты, голосование и межличностные отношения.
  • Повсеместное отношение: у нас есть отношение практически ко всем темам, от серьезных до второстепенных.

Компонент отношения:

Отношение сопровождается мыслительным компонентом, называемым когнитивным аспектом, эмоциональным компонентом, известным как аффективный аспект, и склонностью к действию, называемой поведенческим (или волевым) аспектом. В совокупности эти три аспекта были названы A-B-C (аффективными, поведенческими, когнитивными) компонентами отношения.

  • Аффективный: Чувства по отношению к объекту отношения
  • Поведенческий: Предрасположенность действовать по отношению к объекту отношения определенным образом.
  • Когнитивные: Вера в объект установки. Любое данное отношение может быть основано в меньшей или большей степени на любом из этих компонентов.

Например, человек, у которого есть сильное отношение к психическому здоровью, будет увлечен этой темой, продвигать и вести себя в соответствии с этим, и его / ее мысли будут отражать это.

Функции ориентации:
  1. РЕГУЛИРОВКА/УТИЛИТАРНЫЕ ФУНКЦИИ: Отношение человека регулируется утилитарной/инструментальной функцией, направленной на получение социального признания и поддержки семьи, друзей и соседей путем приспособления к окружающей среде. Это помогает нам получать награды и воздерживаться от наказаний.
  2. ВЫРАЖЕНИЕ ЦЕННОСТЕЙ ФУНКЦИИ: Дети приобретают определенные ценности и представления о себе в результате их признания родителями и другими родственниками. Затем эти ценности выражаются в нескольких отношениях. Такое отношение отражает ценности. Человек чувствует себя удовлетворенным, когда он выражает отношение, соответствующее его ценностям, и предоставляет свободу выражения того, кто мы есть и во что мы верим.
  3. ФУНКЦИЯ ЗНАНИЯ: Это происходит от желания воспринимать, придавать смысл и устанавливать адекватную структуру во вселенной. Отношения имеют познавательную функцию, которая помогает понять вещи с мотивом быстрой адаптации.
  4. ЗАЩИТНАЯ ФУНКЦИЯ ЭГО: Обеспечивает знание и принятие основных ужасных истин о болезни, смерти, слабости, незащищенности, разочаровании, безработице, болезнях и различных других тяжелых реалиях жизни. Таким образом, мы можем проецировать туда внутренние конфликты (например, гомофобию).

Характеристики установок:

Установки представляют собой анализ различных аспектов социального мира. Степень, в которой мы выражаем положительные/отрицательные ответы на проблемы, планы, людей и т. д., более настойчива, чем выбор предпочтений, и также крайне невосприимчива к изменениям. Другими характерными чертами являются:

  • Валентность (положительная или отрицательная): Это говорит нам о том, является ли отношение положительным или отрицательным по отношению к объекту отношения.
  • Экстремальность: Указывает, насколько позитивным или негативным является отношение.
  • Простота или сложность (Многогранность): Определяет количество позиций в более широкой позиции.
  • Центральность или значимость отношения: Определяет роль определенного отношения в системе отношений. Отношение с большим центральным положением будет влиять на другие отношения в системе больше, чем нецентральные (или периферийные) отношения.

Мы также должны изучить направление и степень изменения отношения. Изменение отношения может быть конгруэнтным, если оно изменяется в том же направлении, что и существующее отношение. С другой стороны, изменение установки может быть неконгруэнтным, если оно изменяется противоположно существующей установке.

Типы отношений:
 Тест имплицитных ассоциаций обычно используется для определения положительных или отрицательных ассоциаций людей между группой или объектом. 

Как происходит формирование отношения:
  1. ОТНОШЕНИЕ К ОБУЧЕНИЮ ПО АССОЦИАЦИИ: Учащиеся часто проявляют интерес к определенному предмету благодаря учителю. Потому что положительные качества учителя связываются с предметом и в конечном итоге приводят к симпатии к предмету. Следовательно, позитивное отношение приобретается через позитивную связь между учителем и учеником.
  2. ОБУЧЕНИЕ ОТНОШЕНИЮ С ПОМОЩЬЮ НАГРАЖДЕНИЯ/НАКАЗАНИЯ:  Если человека хвалят за проявление определенного отношения, велики шансы, что он/она разовьет это отношение дальше. Например: если ребенок постоянно болеет из-за того, что ест нездоровую пищу вместо правильного питания, то у ребенка, скорее всего, выработается негативное отношение к нездоровой пище и положительное отношение к здоровой пище.
  3. ОБУЧЕНИЕ ЧЕРЕЗ МОДЕЛИРОВАНИЕ (наблюдение за другими): Часто мы учимся отношениям не через общение или вознаграждение и наказание. Вместо этого мы изучаем их, наблюдая, как другие вознаграждаются или наказываются за выражение мыслей или за проявление определенного поведения по отношению к объекту установки. Например, дети могут формировать уважительное отношение к старшим, наблюдая, что их родители проявляют уважение к старшим и ценятся за это.
  4. ОТНОШЕНИЕ К ОБУЧЕНИЮ ЧЕРЕЗ ГРУППОВЫЕ ИЛИ КУЛЬТУРНЫЕ НОРМЫ: Очень часто мы учимся отношениям через нормы нашей культуры/группы. Со временем эти нормы могут стать частью нашего социального познания в форме установок.
  5. ОБУЧЕНИЕ ЧЕРЕЗ ВОЗДЕЙСТВИЕ ИНФОРМАЦИИ: Многие отношения усваиваются в социальном контексте, но не обязательно в физическом присутствии других. Сегодня при огромном количестве информации, которая предоставляется через различные СМИ, формируются как положительные, так и отрицательные установки.

Факторы, влияющие на формирование отношения:
  1. Семья и школьная среда: Играют важную роль в раннем возрасте. Учебник школьного уровня и группа сверстников оказывают большое влияние на формирование отношения. Люди учатся, наблюдая за окружающими. Когда кто-то, к кому вы привязаны или которым вы восхищаетесь, демонстрирует определенное отношение, у вас, скорее всего, возникнут убеждения, связанные с ним. Например: дети прекрасно проводят время в детстве, наблюдая за поведением своих родителей и подражая им.
  2. Референтные группы: Относится к приемлемому поведению и образу мышления в обществе. Социальные нормы/социальные роли могут сильно влиять на отношение. Социальные нормы — это стандартизированные правила того, что считается приемлемым, а что нет. Социальные роли — это то, как люди должны вести себя в определенной роли/контексте.
  3. Личный опыт: Многие взгляды формируются через непосредственный личный опыт, который влияет и направляет отношение к людям и нашей собственной жизни.
  4. Влияние средств массовой информации: Развитие технологий сделало аудиовизуальные средства массовой информации и Интернет очень эффективным источником информации, который также способствует формированию и изменению отношения.
  5. Классическая обусловленность : То, как рекламодатели используют ее, чтобы направить наше отношение к определенному объекту/продукту. В телерекламе мы видим молодых красивых людей/актеров/влиятельных лиц, которые веселятся на пляже, наслаждаясь спортивным напитком. Такие привлекательные и привлекательные образы создают положительную ассоциацию с этим конкретным напитком. Например: Салман Кхан продвигает Thums up.
  6. Оперантное обусловливание: Это также можно использовать для воздействия на то, как развивается установка. Например, представьте мужчину, который только начал пить. Всякий раз, когда он приносит алкоголь, люди/члены семьи жалуются, критикуют и просят его покинуть их окрестности. Такой негативный отзыв у закрытого, скорее всего, вызовет неблагоприятное мнение о выпивке и в конечном итоге отказ от привычки.

Способы достижения последовательности в установках (теории установок):

1. Концепция баланса:

Фриц Хайдер (1958) описал треугольник P-O-X, который представляет отношения между 3 аспектами/компонентами отношения. Основная идея заключается в том, что отношение меняется, если существует состояние дисбаланса между отношением Р-О, отношением О-Х и отношением Р-Х. Это потому, что дисбаланс логически неудобен. Поэтому отношение меняется в сторону баланса. P — человек, отношение которого изучается, O — другой человек, X — тема, к которой изучается отношение (объект отношения). Также возможно, что все трое являются личностями. Сбалансированное состояние — это такое состояние, в котором сущности, составляющие ситуацию, и чувства, связанные с ними, соответствуют друг другу.

Мы предпочитаем баланс в окружающей среде дисбалансу. Мы познаем баланс, когда видим его. Система, которую мы подавляем, так или иначе становится сбалансированной. Когда в окружающей среде возникает дисбаланс, возникает стресс, требующий изменений.

Найден баланс Дисбаланс обнаружен
Когда все 3 стороны положительны,0023 Когда две стороны отрицательные, а одна положительная. Две стороны положительные, а одна отрицательная.
 Например, в семье ребенок  (P)  хочет заниматься психологией (  отношение тема X  ), означает иметь положительное отношение к психологии. Но отец (  O  ) не хочет, чтобы его ребенок занимался психологией, поэтому негативно относится к психологии (  O-X отрицательный  ).
Если O положительно относится к P, ситуация будет неуравновешенной. Р-Х положительный, О-П положительный, Но О-Х отрицательный.
Значит, в треугольнике будет два положительных и один отрицательный, и ситуация станет разбалансированной.
Таким образом, одно из трех отношение должно измениться. Это может иметь место в отношениях П-Х (П начинает не любить психологию), или в отношениях О-Х (О начинает не любить психологию как носителя), или в отношениях О-П (О начинает не любить П).
Следовательно, должно произойти изменение отношения, чтобы в треугольнике было 3 положительных отношения или 2 отрицательных и одно положительное отношение. 
 

Следовательно, должно произойти изменение отношения, чтобы в треугольнике было 3 положительных отношения или 2 отрицательных и одно положительное отношение. Теория проста и широко используется.

2. Концепция когнитивного диссонанса:

Теория когнитивного диссонанса, предложенная Леоном Фестингером (1957), предполагает, что у нас есть внутреннее стремление поддерживать все наши взгляды и убеждения в гармонии и избегать дисгармонии (или диссонанса). Эта теория исходит из идеи, что мы ищем согласованности в наших убеждениях и установках в любой ситуации, когда два знания несовместимы. Основная идея состоит в том, что когнитивные компоненты установки должны быть «созвучны» (противоположны диссонансу), т. е. должны быть логически согласованы друг с другом. Если человек обнаружит, что познание в отношении диссонансно, то одно из них будет изменено в сторону диссонанса.

Когнитивный диссонанс относится к ситуации, связанной с противоречивыми установками, убеждениями или поведением. Это вызывает чувство дискомфорта, ведущее к изменению одной из установок, убеждений или поведения с целью уменьшения дискомфорта и восстановления баланса и т. д. дезадаптивное поведение. Согласно Фестингеру, мы многое знаем о мире и о себе; когда они сталкиваются, возникает несоответствие, что приводит к состоянию напряжения, известному как когнитивный диссонанс. Поскольку переживание диссонанса неприятно, у нас есть мотивация уменьшить или устранить его и достичь созвучия. Концепция когнитивного диссонанса подчеркивает когнитивный компонент

 Например,
  Познание1:  Алкоголь вреден для здоровья.
  Познание2:  Я употребляю алкоголь.
Удерживание как идей, так и познания заставит любого человека почувствовать, что что-то «не в ладу» или диссонирует в отношении к алкоголю.
Поэтому одна из идей должна будет измениться, чтобы можно было достичь созвучия.
И в этом примере, чтобы убрать или уменьшить диссонанс, Он перестанет принимать алкоголь (изменит сознание2), что будет здоровым, логичным и разумным способом уменьшения диссонанса. 
 

Фестингер и Карлсмит, два социальных психолога, провели эксперимент, который показал, как работает когнитивный диссонанс. И баланс, и когнитивный диссонанс являются примерами когнитивной согласованности (двухкомпонентные аспекты/элементы отношения или системы отношения должны быть в одном направлении). Каждый элемент должен логически соответствовать другим элементам. Если этого не происходит, то человек испытывает своеобразный душевный дискомфорт, т. е. ощущение, что «что-то не так в системе установок». В таком состоянии какой-то аспект системы установок изменяется в сторону согласованности, потому что наша когнитивная система требует логической согласованности

  ЭКСПЕРИМЕНТ ФЕСТИНГЕРА И КАРЛСМИТА:
  «Врать за двадцать долларов»
После участия в очень скучном эксперименте группу студентов попросили рассказать другой группе студентов, ожидающих снаружи, что эксперимент был очень интересным. И за эту ложь группе студентов дали 1$, а некоторым по 20$. 
Объяснение было таким: студенты 1$ изменили свое отношение к эксперименту, потому что у них возник когнитивный диссонанс.
В группе 1$
Начальное познание будет:
(Диссонантная составляющая)
«Эксперимент был очень скучным»
«Я сказал ожидающим студентам, что это интересно»
«Я солгал всего за 1 доллар»
Измененное сознание будет:
(Диссонанс уменьшен)
«Эксперимент был на самом деле интересным» «Я сказал ожидающим студентам, что это было интересно»
«За 1 доллар я бы не стал лгать»
Группа 20$ не испытывала когнитивного диссонанса. ТАК, они не изменили своего отношения к эксперименту и оценили его как очень скучный.
 Когниция в группе 20 $ (без диссонанса) будет:
«Эксперимент был очень скучным»
«Я сказал ожидающим студентам, что это интересно»
«Я солгал, потому что мне заплатили 20 $»
 

3. Двухэтапная концепция:

Согласно С.М. Мохсина, индийского психолога, изменение отношения происходит в два этапа. Целью является человек, чье отношение должно быть изменено. Источником является лицо, под влиянием которого должно произойти изменение.

  1. Идентификация: Цель изменения идентифицирует себя с источником, означает, что цель испытывает симпатию и уважение к источнику. Он/она ставит себя на место мишени и пытается почувствовать себя ей/ним. Источник должен иметь положительное отношение к цели, уважение и влечение становятся взаимными.
  2. Сам источник демонстрирует изменение отношения, фактически меняя свое поведение по отношению к объекту отношения. Наблюдая за изменившимся отношением и поведением источника, объект также демонстрирует изменение отношения через поведение. Это разновидность имитации или обучения через наблюдение.
 Например, Прити читает в газете, что какой-то безалкогольный напиток, которым она наслаждается, чрезвычайно вреден, а также рекламируется ее любимым спортсменом, с которым она отождествляет себя. Теперь, если он хочет изменить отношение людей к напитку с положительного на отрицательное. 
 Для этого он должен сначала проявить позитивное отношение к фанатам, а затем изменить свою привычку пить, заменив ее здоровым напитком (ШАГ 1).
И если спортсмен изменит свое отношение, то и Прити, скорее всего, изменит свое поведение и отношение к напитку (ШАГ 2).
 

Факторы, влияющие на изменение отношения:

1. Характеристики существующего отношения: Свойства отношения, т. е. валентность (позитивность/негативность), крайность, простота или сложность (многогранность) и центральность или значимость отношения , определить изменение отношения. Необходимо также учитывать направление и степень изменения отношения. Изменение установки может быть конгруэнтным — оно может измениться в том же направлении, что и существующая установка, или неконгруэнтным — оно может измениться в направлении, противоположном существующей установке.

 Например, плакат, описывающий важность чистки зубов, укрепит положительное отношение к стоматологической помощи.  Но если людям показывают пугающие изображения кариеса зубов, они могут не поверить этим картинкам и стать менее позитивными в отношении ухода за зубами.
 

2. Характеристики источника: Достоверность источника и привлекательность — две характеристики, влияющие на изменение отношения. Отношение с большей вероятностью изменится, когда сообщение исходит из источника с высокой степенью доверия, а не из источника с низким уровнем доверия.

 Например, если взрослый хочет купить смартфон, то он будет более убежден, если взрослый укажет на его особенности в рекламе, а не школьник. Но если покупатель сам ребенок, то его больше убедит реклама. В некоторых случаях продажи таких продуктов, как шампунь/крем, могут увеличиться, если они будут рекламироваться не обязательно экспертами, а популярными деятелями телевидения/кино.
 

3. Характеристики сообщения: Сообщение представляет собой информацию, которая предоставляется для того, чтобы вызвать изменение отношения. Отношение изменится, когда количество информации, предоставленной по теме, будет достаточным, ни слишком большим, ни слишком маленьким. Имеет значение и то, содержит ли сообщение рациональный или эмоциональный призыв.

 Например, реклама солнечных батарей может указывать на то, что они экономят электроэнергию и экономичны (рациональная привлекательность). В качестве альтернативы в рекламе может быть сказано, что заработная плата за солнечные батареи намного дешевле, чем за электричество, и экономит деньги (эмоциональное обращение).
 

Мотивы, активируемые сообщением, также определяют изменение отношения. Например, можно сказать, что употребление в пищу зеленых овощей делает человека здоровым и красивым или делает его более энергичным и успешным в работе.

Наконец, важную роль играет способ распространения сообщения. Передача сообщения лицом к лицу обычно более эффективна, чем непрямая передача, например, через письма и брошюры или даже через средства массовой информации. В наши дни передача через визуальные средства, такие как телевидение и Интернет, похожа на общение лицом к лицу, но не заменяет последнее.

4. Характеристики цели: Такие качества цели, как убедительность, сильные предубеждения, самооценка и интеллект, влияют на вероятность и степень изменения отношения. Люди с более открытым и гибким характером меняются легче. Люди с сильными предубеждениями менее склонны к изменению отношения, чем те, кто не придерживается сильных предубеждений. Люди с низкой самооценкой и недостаточной уверенностью в себе меняют свое отношение легче, чем люди с высокой самооценкой. Более умные люди могут с меньшей легкостью изменить свое отношение, чем люди с более низким интеллектом.

Взаимосвязь установки и поведения:

Психологи обнаружили, что между установками и поведением должно быть соответствие, когда:

  1. Установка сильна и занимает центральное место в системе установок,
  2. Человек осознает, ее отношение,
  3. Внешнее давление, побуждающее человека вести себя определенным образом, очень незначительно или отсутствует,
  4. Другие не наблюдают за поведением человека и не оценивают его, и
  5. Человек считает, что такое поведение будет иметь положительные последствия, и поэтому намерен вести себя так.
 Например, во времена, когда высшая каста выступала против низшей касты, семья из низшей касты получала арендную плату от семьи из высшей касты, не давая им знать, что они принадлежат к низшей касте, а представители высшей касты вели себя хорошо с ними и демонстрировал положительное отношение к ним. Когда-то мало кто спрашивал высшую касту, позволили бы они на самом деле кому-то, кто принадлежал к низшей касте, остаться в их доме, поэтому люди из более высокой касты просто сказали никогда.
Этот ответ показал отрицательную реакцию на низшую касту, что несовместимо с положительным поведением, которое на самом деле проявлялось по отношению к арендованной низшей касте.
Таким образом, установки не всегда могут предсказывать фактические модели поведения человека. 

ЕСЛИ ВЫ ДУМАЕТЕ, ЧТО МОЖЕТЕ, ИЛИ ЕСЛИ ВЫ ДУМАЕТЕ, ЧТО НЕ МОЖЕТЕ, ВЫ ПРАВЫ.

ВАШЕ ОТНОШЕНИЕ ОПРЕДЕЛЯЕТ ВАШИ РЕЗУЛЬТАТЫ.

Поделиться с другими

Теория отношения и измерения в науке о внедрении: вторичный обзор эмпирических исследований и возможности для продвижения

1. Фишман Дж., Лушин В., Манделл Д.С. Прогнозирование реализации: сравнение проверенных мер намерения и оценка роли мотивации при разработке поведенческих вмешательств. Внедрить Sci Commun. 2020;1:81. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

2. Мартинес Р.Г., Льюис К.С., Вайнер Б.Дж. Проблемы приборостроения в науке о реализации. Реализовать науч. 2014;9:118. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

3. Wolk CB, Becker-Haimes EM, Fishman J, et al. Вариативность намерений клинициста по внедрению конкретных компонентов когнитивно-поведенческой терапии. БМС Психиатрия. 2019;19:406. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

4. Фишман Дж., Бейдас Р., Райзингер Э., Манделл Д.С. Полезность измерения намерений использовать лучшие практики: лонгитюдное исследование среди учителей, поддерживающих учащихся с аутизмом. Дж. Ш. Здоровье. 2018;88(5):388–395. [PubMed] [Google Scholar]

5. Спенсер Х. Первые принципы. 2. Лондон: Уильямс и Норгейт; 1867. [Google Scholar]

6. Allport GW. Отношения. В: Мерчисон С., редактор. Справочник по социальной психологии. Вустер: издательство Университета Кларка; 1935. стр. 798–844. [Google Scholar]

7. Zanna MP, Rempel JK. Отношения: новый взгляд на старую концепцию. В: Бар-Таль Д., Круглански А.В., редакторы. Социальная психология познания. Кембридж: Издательство Кембриджского университета; 1988. С. 315–334. [Академия Google]

8. Игли А.Х., Чайкен С. Исследование отношения в 21 веке: современное состояние знаний. В: Albarracín D, Johnson BT, Zanna MP, редакторы. Справочник отношений. Махва: Эрлбаум; 2005. стр. 743-767.

9. Айзен И., Фишбейн М. Отношение отношение-поведение: теоретический анализ и обзор эмпирических исследований. Психологический бык. 1977; 84: 888–918. [Google Scholar]

10. Айзен И., Фишбейн М. Понимание отношений и предсказание социального поведения. Энгл-вуд-Клиффс: Прентис-Холл; 1980. [Google Scholar]

11. Фишбейн М., Рэйвен Б.Х. Шкалы AB: рабочее определение веры и отношения. Ворон. 1962; 15: 35–44. [Google Scholar]

12. Петерсон Р., Терстон Л. Влияние кино на социальные установки старшеклассников. Макмиллан; 1932. [Google Scholar]

13. Игли А.Х., Чайкен С. Психология отношений. Орландо: Харкорт Брейс; 1993. [Google Scholar]

14. Francis J, Johnston M, Eccles M, Walker A, Grimshaw JM, Foy R, et al. Составление анкет на основе теории запланированного поведения: пособие для исследователей служб здравоохранения. В кн.: Качество жизни и управление живыми ресурсами. Центр: Исследования служб здравоохранения; 2004. [Google Академия]

15. Фишбейн М., Айзен И. Отношения и мнения. Анну Рев Психол. 1972; 23: 487–544. [Google Scholar]

16. Фишбейн М., Айзен И. Отношение к объектам как предикторы одного и нескольких критериев поведения. Psychol Rev. 1974; 81: 59–74. [Google Scholar]

17. Thurstone LL. Отношение можно измерить. Am J Социол. 1928; 33: 529–554. [Google Scholar]

18. Armitage CJ, Conner M. Эффективность теории запланированного поведения: метааналитический обзор. Br J Soc Psychol. 2001; 40: 471–49.9. [PubMed] [Google Scholar]

19. Фишбейн М., Айзен И. Прогнозирование и изменение поведения: подход обоснованных действий. 1. Психология Пресс; 2009. [Google Scholar]

20. Albarracín D, Johnson BT, Fishbein M, Muellerleile PA. Теории обоснованного действия и запланированного поведения как модели использования презерватива: метаанализ. Психологический бык. 2001; 127: 142–161. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

21. Eccles MP, Hrisos S, Francis J, Kaner EF, Dickinson HO, Beyer F, et al. Предсказывают ли намерения, о которых сообщают сами, поведение клиницистов: систематический обзор. Реализовать науч. 2006; 1:28. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

22. Ширан П. Отношения намерение-поведение: концептуальный и эмпирический обзор. В: Stroebe W, Hewstone M, редакторы. Европейский обзор социальной психологии. Чичестер: Уайли; 2002. С. 1–36. [Google Scholar]

23. Фишбейн М., Айзен И. Прогнозирование и изменение поведения: подход обоснованных действий. Нью-Йорк: Психология Пресс; 2010. [Google Scholar]

24. Presseau J, McCleary N, Lorencatto F, et al. Действие, актор, контекст, цель, время (AACTT): основа для определения поведения. Реализовать науч. 2019;14:102. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

25. Фишбейн М., Айзен И. Вера, отношение, намерение и поведение: введение в теорию и исследования. 1975. [Google Scholar]

26. Валуа П., Годин Г. Важность выбора подходящих пар прилагательных для измерения отношения на основе метода семантического дифференциала. Квант. 1991; 25: 57–68. [Google Scholar]

27. Альбаррасин Д., Джонсон Б., Занна М. Справочник по установкам. Махва: Эрлбаум; 2005. [Google Академия]

28. Эдвардс А.Л. Методы построения шкалы отношения. (PsycBOOKS (EBSCO).) Нью-Йорк: Appleton-Century-Crofts; 1957. [Google Scholar]

29. Эптон Т., Норман П., Харрис П., Уэбб Т., Сноусилл Ф.А., Ширан П. Разработка теоретических сообщений о здоровье: трехэтапная программа формирующих исследований. Health Promot Int. 2015;30(3):756–768. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

30. Sutton S, French DP, Hennings SJ, et al. Выявление основных убеждений в исследованиях теории запланированного поведения: эффект формулировки вопроса. Курс психол. 2003; 22: 234–251. [Академия Google]

31. Миддлштадт С., Ледерер А.М., Смит Н.К., Досс Д., Хунг С., Стивенсон Л.Д. и соавт. Детерминанты учеников средней школы, просящих родителей о фруктах и ​​овощах: основанное на теории выявление явных убеждений. Нутр общественного здравоохранения. 2012; 16:1971–1978. [PubMed] [Google Scholar]

32. Ханна Э. Франк; Бриана С Ласт; Джессика Фишман; Бриттани Н. Радд; Хилари Э Крац; Коллин Харкер; Сара Фернандес-Маркоте; Камила Джексон; Кэрри Комо; Сосунмолу Шойинка; Ринад Бейдас. Понимание определяющих факторов использования травматического повествования терапевтами. Внедрить Sci Commun. В прессе. ISCM-D-21-00116

33. Presseau J, Byrne-Davis L, Hotham S, Lorencatto F, Potthoff S, et al. Улучшение перевода исследований изменения поведения в отношении здоровья на практику: выборочный концептуальный обзор синергии между наукой о внедрении и психологией здоровья. Health Psychol Rev. 2021:1–28 Предварительная онлайн-публикация. [PubMed]

34. Fernandez M, et al. Картирование реализации: использование картирования вмешательства для разработки стратегий реализации. Фронт общественного здравоохранения. 2019. [Бесплатная статья PMC] [PubMed]

35. Lewis CC, Boyd MR, Walsh-Bailey C, et al. Систематический обзор эмпирических исследований, изучающих механизмы реализации в здоровье. Реализовать науч. 2020;15:21. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

36. Godin G, Bélanger-Gravel A, Eccles M, Grimshaw J. Намерения и поведение медицинских работников: систематический обзор исследований, основанных на социальных когнитивных теориях. Реализовать науч. 2008;3(1). [Бесплатная статья PMC] [PubMed]

37. Макинтайр С.А., Фрэнсис Дж.Дж., Гулд Н.Дж., Лоренкатто Ф. Использование теории в оценке процессов, проводимой наряду с рандомизированными испытаниями вмешательств по внедрению: систематический обзор. Трансл Бехав Мед. 2020;10(1):168–178. [PubMed] [Академия Google]

38. Гарнер Б.Р., Годли С.Х., Бэр К.М.Л. Влияние оплаты по результатам на намерения терапевтов предоставлять высококачественное лечение. J Subst Злоупотребление Лечить. 2011;41(1):97–103. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

39. Bonetti D, Eccles M, Johnston M, Steen N, Grimshaw J, Baker R, et al. Руководство разработкой и выбором вмешательств, влияющих на внедрение доказательной практики: экспериментальное моделирование испытания сложного вмешательства. соц. мед. 2005;60(9): 2135–2147. [PubMed] [Google Scholar]

40. Carrera PM, Lambooij MS. Внедрение амбулаторного мониторинга артериального давления в Нидерландах: от клинических руководств до внедрения инноваций пациентами. Лекарство. 2015;94(43):e1813. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

41. Брюстер А.Л., Карри Л.А., Черлин Э.Дж., Талберт-Слэгл К., Хорвиц Л.И., Брэдли Э.Х. Интеграция новых практик: качественное исследование того, как больничные инновации становятся рутинными. Реализовать науч. 2015;10:168. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

42. Бонетти Д., Джонстон М., Кларксон Дж., Тернер С. Применение нескольких моделей для прогнозирования поведенческих намерений врачей и объективного поведения при лечении детских зубов. Психическое здоровье. 2009;24(7):843–860. [PubMed] [Google Scholar]

43. Мичи С., Джонстон М., Абрахам С., Лоутон Р., Паркер Д., Уокер А. и др. Использование психологической теории для реализации практики, основанной на доказательствах: консенсусный подход. Квалифицированное здравоохранение Saf. 2005;14(1):26–33. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

44. Кейн Дж., О’Коннор Д., Мичи С. Проверка теоретической основы предметной области для использования в исследованиях по изменению поведения и внедрению. Реализовать науч. 2012;7:37. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

45. Rohrbach LA, Graham JW, Hansen WB. Распространение школьной программы профилактики злоупотребления психоактивными веществами: предикторы реализации программы. Пред. мед. 1993;22(2):237–260. [PubMed] [Google Scholar]

46. Williams NJG C. Роль организационной культуры и климата в распространении и реализации эмпирически подтвержденных методов лечения молодежи. Распространение и внедрение основанных на фактических данных практик в области психического здоровья детей и подростков. Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета; 2014. с. 61–81.

47. Чоу А.Ф., Вон Т.Е., Маккой К.Д., Доббелинг Б.Н. Внедрение практики, основанной на фактических данных: применение системы приверженности цели. Health Care Manag Rev. 2011;36(1):4–17. [PubMed] [Google Scholar]

48. Kauth MR, Sullivan G, Blevins D, Cully JA, Landes RD, Said Q, et al. Использование внешнего содействия для реализации когнитивно-поведенческой терапии в клиниках VA: пилотное исследование. Реализовать науч. 2010;5(1):75. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

49. Rye M, Torres EM, Fribourg O, et al. Шкала отношения к практике, основанной на фактических данных-36 (EBPAS-36): краткая и прагматичная мера отношения к практике, основанной на доказательствах, подтвержденная в выборках США и Норвегии. Реализовать науч. 2017;12:44. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

50. Stockdale SE, Rose D, Darling JE, Meredith LS, Helfrich CD, Dresselhaus TR, et al. Общение между членами команды в медицинском центре, ориентированном на пациента, и удовлетворенность пациентов поставщиками: посредническая роль в общении между пациентом и поставщиком. Мед уход. 2018;56(6):491–496. [PubMed] [Google Scholar]

51. Edmunds JM, Read KL, Ringle VA, Brodman DM, Kendall PC, Beidas RS. Поддержание врачебного проникновения, отношения и знаний в когнитивно-поведенческой терапии тревоги молодежи. Реализовать науч. 2014;9. [PMC бесплатная статья] [PubMed]

52. Beets MW, Flay BR, Vuchinich S, Acock AC, Li KK, Allred C. Школьный климат и убеждения и отношение учителей, связанные с реализацией программы позитивных действий: распространение модель инноваций. Предыд. науч. 2008;9(4):264–275. [PubMed] [Google Scholar]

53. Дейн А.В., Шнайдер Б.Х. Целостность программы в области первичной и ранней вторичной профилактики: выходят ли последствия реализации из-под контроля? Clin Psychol Rev. 1998; 18:23–24. [PubMed] [Академия Google]

54. Проктор Э.К., Ландсверк Дж., Ааронс Г., Чемберс Д., Глиссон С., Миттман Б. Исследования по внедрению в службах охраны психического здоровья: новая наука с концептуальными, методологическими и обучающими задачами. Admin Pol Ment Health. 2009; 36: 24–34. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

55. Presseau J, Grimshaw JM, Tetroe JM, Eccles MP, Francis JJ, Godin G, et al. Теоретическая оценка процесса наряду с рандомизированным контролируемым исследованием печатных образовательных сообщений для увеличения количества назначений врачами первичного звена тиазидных диуретиков для лечения гипертонии [ISRCTN72772651] Implement Sci. 2016;11(1):121. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

56. Ааронс Г.А., Зоммерфельд Д.Х., Уолрат-Грин К.М. Внедрение практики, основанной на фактических данных: влияние типа организации государственного и частного сектора на организационную поддержку, отношение поставщиков и внедрение практики, основанной на фактических данных. Реализовать науч. 2009; 4:83. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

57. Potthoff S, Presseau J, Sniehotta FF, Johnston M, Elovainio M, Avery L. Планирование рутины: привычка как посредник отношений планирования и поведения в медицинские работники. Реализовать науч. 2017;12(1):24. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

58. Birken SA, Lee S-YD, Weiner BJ, Chin MH, Chiu M, Schaefer CT. От стратегии к действию: как поддержка топ-менеджеров повышает приверженность менеджеров среднего звена внедрению инноваций в организациях здравоохранения. Health Care Manag Rev. 2015;40(2):159–168. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

59. Simmonds MJ, Derghazarian T, Vlaeyen JW. Знания, отношение и нетерпимость к неопределенности физиотерапевтов влияют на принятие решений при болях в пояснице. Клин Джей Пейн. 2012;28(6):467–474. [PubMed] [Академия Google]

60. Миллер М. Насколько хорошо указано целевое поведение в отчетах о вмешательствах по изменению поведения для медицинских работников? Систематический обзор практики отчетности [магистерская диссертация]: Городской университет Лондона. 2015. [Google Scholar]

61. Hom PW, Katerberg R, Hulin CL. Сравнительный анализ трех подходов к прогнозированию товарооборота. J Appl Psychol. 1979; 64: 280–290. [Google Scholar]

62. Спербер Б.М., Фишбейн М., Айзен И. Прогнозирование и понимание профессиональных ориентаций женщин: факторы, лежащие в основе намерений выбора. В: Фишбейн М., Айзен И., редакторы. Понимание установок и предсказание социального поведения. Энглвудские скалы: Прентис-Холл; 1980. стр. 113–129. [Google Scholar]

63. Экклс М., Гримшоу Дж. , Уокер А., Джонстон М., Питтс Н. Изменение поведения медицинских работников: использование теории для популяризации результатов исследований. Дж. Клин Эпидемиол. 2005. [PubMed]

64. Айзен И. Теория запланированного поведения. Organ Behav Hum Decis Process. 1991;50(2):179–211. [Google Scholar]

65. Guilamo-Ramos V, Jaccard J, Dittus P, Gonzalez B, Bouris A. Концептуальная основа для анализа рискованного и проблемного поведения: случай сексуального поведения подростков. Социальная рабочая рез. 2008;32(1):30–45. [Академия Google]

66. Fishbein M, Bandura A, Triandis HC, Kanfer FH, Becker MH, Middlestadt SE, et al. Факторы, влияющие на поведение и изменение поведения: итоговый доклад-практикум теоретика. Бетесда: НИМХ; 1992. [Google Scholar]

67. Айзен И. Установочные и нормативные сообщения: исследование различных эффектов убедительной коммуникации на поведение. Социометрия. 1971; 34: 263–280. [Google Scholar]

68. Айзен И., Фишбейн М. Прогнозирование поведения на основе установочных и нормативных переменных.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *