Понятие восприятия в психологии – , —

38. Понятие о восприятии. Шпаргалка по общей психологии

38. Понятие о восприятии

Процесс восприятия протекает в связи с другими психическими процессами личности: мышлением (мы осознаем то, что перед нами находится), речью (называем предмет восприятия), чувствами (определенным образом относимся к тому, что воспринимаем), волей (в той или иной степени произвольно организуем процесс восприятия).

В результате воздействия определенных предметов и явлений окружающего мира на наши органы чувств формируется предметность восприятия.

Восприятие характеризуется целостностью. Каждая часть, входящая в образ восприятия, приобретает значение лишь при соотнесении ее с целым и определяется им. Сам образ восприятия также зависит от особенностей составляющих его частей.

Воспринимая предмет, мы осмысливаем его как единое целое, имеющее определенную структуру. Мы воспринимаем не систему четырех отрезков прямых линий или определенную совокупность штрихов, кружков, а видим сразу же квадрат, окружность, треугольник.

Гештальтпсихологи объясняют целостность восприятия не свойствами объективной целостности предметов и явлений, а внутренними свойствами «духа», его изначальными целостными структурами. Они утверждают, что в акте восприятия совершается своеобразное формообразование, придается целостность и структурность отражаемым предметам. Они считают целостность только субъективным качеством, возникающим в отражательной деятельности. С точки зрения гештальтпсихологии в процессе восприятия хаотичность, беспорядочность мира преобразуется в определенные структуры, заключается в определенные формы, в результате чего предметы и выступают как целые.

Виды восприятия. Восприятие различается в зависимости от преобладающей роли того или иного анализатора в отражательной деятельности.

Можно говорить о зрительном

восприятии (рассматривание картины, скульптуры, выставки), о слуховом восприятии (слушание рассказа, вокального или инструментального концерта), об осязательном восприятии (отражение предмета, его основных частей путем ощупывания).

Любое восприятие определено деятельностью перцептивной системы, т. е. не одного, а нескольких анализаторов. Значение их может быть неравнозначно: какой-то из анализаторов является ведущим, другие дополняют восприятие предмета или явления.

Наблюдаются проявления сложных видов восприятия, если одинаково интенсивно мобилизуются несколько различных анализаторов. В сложных видах восприятия важнейшая роль принадлежит моторике.

Восприятие различается также и в зависимости от воспринимаемого объекта. Говорят о восприятии пространства, времени, движений, предмета, речи, музыки, восприятии человека человеком.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

psy.wikireading.ru

Понятие о восприятии

Если в результате ощущения человек получает знания об отдельных свойствах, качествах предметов (что-то горячее обожгло, что-то яркое блеснуло впереди, и т.д.), то восприятие дает целостный образ предмета или явления. Оно предполагает наличие разнообразных ощущений и протекает вместе с ощущениями, но не может быть сведено к их сумме. Восприятие зависит от определенных отношений между ощущениями, взаимосвязь которых, в свою очередь, зависит от связей и отношений между качествами и свойствами, различными частями, входящими в состав предмета или явления.

Восприятием называют психический процесс отражения предметов и явлений действительности в совокупности их различных свойств и частей при непосредственном воздействии их на органы чувств. Восприятие – это отражение комплексного раздражителя.

Выделяется четыре операции, или четыре уровня, перцептивного действия: обнаружение, различение, индентификация и опознание. Первые два относятся к перцептивным, последние – к опознавательным действиям.

Обнаружение – исходная фаза развития любого сенсорного процесса. На этой стадии субъект может ответить лишь на простой вопрос, есть ли стимул. Следующая операция восприятия-

различение, или собственно восприятие. Конечный результат ее – формирование перцептивного образа эталона. При этом развитие перцептивного действия идет по линии выделения специфического сенсорного содержания в соответствии с особенностями предъявляемого материала и стоящей перед субъектом задачи.

Когда перцептивный образ сформирован, возможно осуществление опознавательного действия. Для опознания обязательны сличение и идентификация.

Идентификация есть отождествление непосредственно воспринимаемого объекта с образом, хранящимся в памяти, или отождествление двух одновременно воспринимаемых объектов. Опознание включает также категоризацию (отнесение объекта к определенному классу объектов, воспринимавшихся ранее) и извлечение соответствующего эталона из памяти.

Таким образом, восприятие представляет собой систему перцептивных действий, овладение ими требует специального обучения и практики.

В зависимости оттого, в какой степени целенаправленна будет деятельность личности, восприятие разделяют на непреднамеренное (непроизвольное) и преднамеренное (произвольное).

Непреднамеренное восприятие может быть вызвано как особенностями окружающих предметов (их яркостью, необычностью), так и соответствием этих предметов интересам личности. В непреднамеренном восприятии нет заранее поставленной цели. Отсутствует в нем и волевая активность, почему оно и называется непроизвольным. Идя, например, по улице, мы слышим шум машин, разговоры людей, видим витрины магазинов, воспринимаем различные запахи и многое другое.

Преднамеренное восприятие с самого начала регулируется задачей – воспринимать тот или иной предмет или явление, ознакомиться с ним. Так, например, преднамеренным восприятием будет рассматривание электрической схемы изучаемой машины, слушание доклада, просмотр тематической выставки и т.д. Оно может быть включено в какую-либо деятельность (в трудовую операцию, в выполнение учебного задания и т. п.), но может выступать как самостоятельная деятельность – наблюдение.

Наблюдение – это произвольное планомерное восприятие, которое осуществляется с определенной, ясно осознанной целью с помощью произвольного внимания. Важнейшими требованиями, которым должно удовлетворять наблюдение, являются ясность задачи наблюдателя и планомерность и систематичность ведения. Существенную роль играет дробление задачи, постановка частных, более конкретных задач.

Если человек систематически упражняется в наблюдении, совершенствует культуру наблюдения, то у него развивается такое свойство личности, как наблюдательность.

Наблюдательность заключается в умении подмечать характерные, но малозаметные особенности предметов и явлений. Она приобретается в процессе систематических занятий любимым делом и поэтому связана с развитием профессиональных интересов личности.

Взаимосвязь наблюдения и наблюдательности отражает взаимосвязь между психическими процессами и свойствами личности.

psyvision.ru

Восприятие, Понятие о восприятии, Разновидности восприятия

Ключевые понятия темы:

восприятия, предметность, целостность, структурность, осмысленность, константность, апперцепция, иллюзия, восприятия пространства»восприятие движения, восприятие времени, наблюдения, наблюдательность, конверген нция, аккомодация, диспарантни точки, синкретическое восприятие

Понятие о восприятии

Непосредственно контактируя с окружающим миром, человек получает не только информацию об определенных свойствах и качествах тех или иных объектов или явлений через ощущения их, но и сведения о самих объекты как цил лесные образования. Целостное их отражения человеком характеризует второе звено единого процесса чувственного познания — восприятияя.

Восприятие — это психический процесс отражения человеком предметов и явлений в целом, в совокупности всех их качеств и свойств при непосредственном их воздействии на органы чувств

В восприятии предмета как своеобразного синтеза его свойств происходит реакция на комплексный раздражитель, рефлекс на соотношение между его качествами. В результате восприятия возникают образы объ тов, которые воспринимаются,-представлениея.

Процесс восприятия происходит во взаимосвязи с другими психическими процессами личности: мышлением (мы осознаем объект восприятия), языком (называем его словом), чувствами (обнаруживаем свое ставят ения к нему), волей (сознательным усилием организуем перцептивную деятельность.

Важную роль в восприятии играют эмоциональное состояние личности, ее стремления, переживания содержания воспринятого. Эмоции возникают как мотив, внутреннее побуждение к познанию предметов и явлений

В производительности восприятия предметов и явлений окружающего мира важную роль играют активность, действенность личности. Она проявляется уже в движениях органов чувств, направленных на объекты, которые спо иймаються, в их ощупывании, обследовании зрением их контуров, отдельных частин.

Во всех разновидностях восприятия моторный компонент способствует выделению предмета из других объектов. На это обращал внимание еще и. М. Сеченов, указывая, что сенсорный и моторный аппараты в приобретении опыта объе объединяются в единую отображающей системему.

Практические действия — это одна из главных предпосылок адекватного восприятия предметов и явлений объективной действительности

Разновидности восприятия

В чувственном познании ощущения и восприятия проявляются в их единстве воспринимаемые вне ощущениями не бывает

Различают восприятие по их сенсорными особенностями (зрительные, слуховые, обонятельные, осязательные, вкусовые, кинестетические, болевые и др.), по отношению к психической жизни (интеллектуальные, эмоциональные, эстеты ични), по сложности восприятия (восприятия пространства, движения, времени.

Сенсорный состав восприятия во многом совпадает с ощущением. Специфическим в восприятии, в отличие от ощущения, является то, что тот или иной аспект зрительного, слухового, тактильного восприятия становится предмет том осознание, понимание его значения для жизненноя.

Сенсорное восприятие предметов и явлений действительности происходит в комплексе, во взаимодействии органов чувств: зрения и кинестетических ощущений, зрения и слуха и т.д.. При этом один из разновидностей восприятия предстает есть как ведущий, а другие — как вспомогательные. В музыкальной деятельности, например, ведущим всегда есть слух, а затем кинестетическая чувствительность. В квалифицированного хирурга кинестетическая чувствительность играет значительную роль — она ??осуществляет контроль и регуляцию движений, что необходимо при обеспечении точности движений и дидій.

Восприятие по психической жизни личности приобретает особое значение,. В объекте восприятия могут специфически отразиться интеллектуальные или эмоциональные особенности человека, его восприняла

Научные знания требуют интеллектуального их восприятия, то есть восприятия содержания, понимание понятий и терминов, выполняемых действий, усиленного действия памяти, внимания, мышления. Эмоциональное восприятие ярко пост тает при восприятии произведений искусства.

При таком восприятии ведущую роль играет эмоциональный его аспект, непосредственное влияние объекта воспринимается на чувства — познавательные, нравственные, эстетические. Конечно, художественное восприятие происходит ся в единстве с интеллектуальнымм.

Понимание того, что воспринимается, является необходимым его условием, а эмоциональное переживание в художественном восприятии определяет его характер: возвышенность или подавленность настроения, переживания высокого, ком мучного, трагического, того, что именно возбуждается материалом, который воспринимается.

Восприятие по смыслу — это восприятие предметов и явлений в пространстве, движении, времени

В восприятие пространства, движения и времени принимают большую или меньшую участие различные анализаторы в их взаимосвязи

Восприятие пространства происходит при участии зрительного, кинестетического и слухового анализаторов. Объектом пространственных восприятий является дифференциация размеров и форм предметов, расстояний, размещение их в прост тори, глубины, рельефа. Восприятие размеров на зрение и осязание достигает значительной точноститі.

Восприятие горизонтальных линий точнее, чем восприятие вертикальных. В восприятии пространства большую роль играет глазомер. Пространственные явления довольно точно воспринимаются также тактильно и кинестетически. Слепые люди, например, изучая географию, работая, успешно ориентируются с помощью осязания на рельефном глобусе, в размещении деталей предметов рабоаці.

На слух человек довольно успешно воспринимает направление звуков в пространстве: далеко, близко, вверху, внизу, справа, слева. Направление на слух можно определить с точностью до 10 градусов. При моноуральному воспринимается. Анне звука точность восприятия направлений нарушаетсяся.

Восприятие расстояния, глубины и рельефности происходит по-разному при монокулярному и бинокулярному видении. При бинокулярном восприятии (восприятие двумя глазами) точность определения расстояния намного более ато больше, чем при монокулярному (восприятие одним глазом). Восприятие глубины и рельефа зависит от того, как отражается предмет на сетчатке глаза: в корреспондирующих или диспарантних точки сетчаткивки.

Если возбуждаются корреспондирующие точки сетчатки, т.е., симметрично размещены в правом и левом глазу от центральной ямки, то изображение воспринимается как один предмет, в одной плоскости. Если восприятий нятий предмет на сетчатке изображается диспарантно, т.е. в точках обоих глаз, удаленных по-разному от центральной ямки, тогда предмет видим или удвоенным, если диспарантнисть является значительной, или объемно, рельефно, если диспарантнисть является незначительною.

На этом принципе построено стереоскопы, стереоскопическое кино

При восприятии пространства, в зависимости от размещения предметов в пространстве, возникают зрительные иллюзии, т.е. неточное восприятие размеров, параллельности, выпуклости, вогнутости наружу или внутрь

Карандаш, погружен в стакан с водой, кажется нам изогнутым, размер солнца утром и вечером кажется большим по сравнению с тем, как оно воспринимается в зените, два одинаковых углы, одинаковых кружочки, од. Научно линии кажутся разными среди больших или меньших по размеру изображений таких же предметов тощ.

В восприятии пространства важную роль играют аккомодация и конвергенция органа зрения. Аккомодация — это изменение выпуклости хрусталика соответственно расстоянии предмета, а конвергенция — это направление глаз на предмет восприятия. Эти физические изменения в органе зрения связаны с восприятием расстояния и объема предметта.

Восприятие движения — это отражение изменения положения предметов в пространстве

Восприятие движения зависит от того, как воспринимается движущийся предмет относительно другого недвижимого или движимого предмета. В первом случае движение предмета воспринимается более адекватно, чем во втором

При восприятии движущегося предмета относительно другого предмета, движущегося в одном с ним направлении или в противоположных направлениях, может возникнуть иллюзия отсутствия или ускорения движения. Неподвижный предмет, в отношении которого рассматривается движение другого предмета, кажется движимым, но его движение воспринимается как движение в противоположном направленииу.

Если в поле зрения нет недвижимого предмета, относительно которого воспринимался бы движущийся предмет, то движение воспринимается в 15-20 раз медленнее. Движение самолета на фоне безоблачного неба кажется медленным

Восприятие времени заключается в отображении длительности и последовательности действия раздражителя на организм. Специального органа для восприятия временных явлений нет. В восприятии времени участвуют все анализаторы, от отражая продолжительность действия. Важную роль в восприятии времени играют различные органические изменения, ритмичность их действия (дыхание, сердцебиение и т.д.що).

Непосредственное восприятие продолжительности времени незначительно (0,75 секунды). Более длительные интервалы воспринимаем в результате деления и отсчета их равными частями в пределах одной секунды. Итак, большие интервалы времени воспринимаем опосредованноено.

Восприятие последовательности событий происходит благодаря перерывам в продолжительности действия раздражителей на анализаторы. Восприятие продолжительности зависит от отношения к содержанию, от характера предмета, воспринимается

Восприятие интересного вызывает иллюзию скорости течения времени, а восприятие неинтересно, неприятного, вынужденное ожидание создают иллюзию замедления продолжительности действия

Знание разновидностей восприятия и их закономерностей имеет важное значение для формирования профессиональных качеств специалиста

uchebnikirus.com

Общая психология — Понятие о восприятии. Виды восприятия

Понятие о восприятии. Виды восприятия

Восприятие – это отраженные в коре головного мозга предметы и явления окружающего мира, которые в данный момент действуют на анализаторы человека.

Виды восприятия.

Рассмотрим две существующие классификации.

1. Основана на неравноценном участии отдельных анализаторов в процессе восприятия, т. е. вид восприятия определяется по тому анализатору, который наиболее значим. Чаще всего выделяются такие виды как зрительное, слуховое, осязательное. Иногда сразу несколько анализаторов занимают ведущее место.

2. В основе классификации лежит объект восприятия Выделяются следующие виды

1) восприятие предметов;

2) восприятие отношений

3) восприятие движений;

4) восприятие пространства;

5) восприятие времени;

6) восприятие человека.

Рассмотрим подробнее особенности восприятия времени. Время объективно измеряется в секундах минутах, часах, сутках и т. д.

Однако субъективно каждый человек воспринимает время по-разному Если человек чем-то увлечен, ему интересно, то и время летит незаметно. Находясь в состоянии страха или подавленности, человек часто склонен переоценивать время. Однако не все так однозначно. Например, французский спелеолог М. Сифр провел почти 63 дня в пропасти Скарассон на глубине 135 м в пещере, где отсутствовал какой-либо свет и не было никаких указателей времени.

Когда прошло более 40 суток, ему казалось, что он находится в изоляции всего 25 дней.

Когда закончилось добровольное заточение и друзья пришли за ученым, то он сказал: «Если бы я знал, что конец так близок, я бы давно съел оставшиеся помидоры и фрукты».

Субъективное ускорение времени отмечали и другие исследователи пещер.

Парадокс такого явления заключается в его противоречии основному психологическому закону восприятия времени – время недооценивается, если оно заполнено интересной деятельностью, и переоценивается, если связано с ожиданием, скукой.

Некоторые профессии требуют умения точно оценивать время (летчики, парашютисты, космонавты и т. д.). С представителями этих профессий проводятся специальные тренировки, на которых обучают сохранять правильное чувство времени.

Пространство является неотъемлемой частью самого человека. Если другой человек вторгается в личное пространства, то при этом может нарушаться процесс общения (см. тему «Общение»).

Для человека очень важна и система организации пространства. Так, американского психолога Э. Холла пригласили для выяснения причин возникающих разногласий в филиалах американских фирм, находящихся в ФРГ и немецкой Швейцарии. В филиалах работали местные сотрудники и специалисты из США. Оказалось, что все дело в двери. Американцы привыкли работать в больших общих помещениях при открытых дверях. Таким образом создается ощущение, что все делают сообща одно общее дело. Однако согласно немецким традициям каждое помещение должно иметь надежные двери. Дверь, распахнутая настежь, – свидетельство полного беспорядка.

cribs.me

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *