Понятие взаимодействия в психологии: 2.1. Понятие взаимодействия в социальной психологии

Содержание

Типы взаимодействия

В психологии такое понятие как взаимодействие раскрывается, как действия людей, направленные друг на друга. Такие действия могут рассматриваться как совокупность некоторых поступков направленных на достижение своих целей, решение практических задач и реализацию ценностных ориентиров.

Основные типы взаимодействия людей

Выделяются различные типы взаимодействия в зависимости от вызвавшей его ситуации. Именно это и послужило поводом к возникновению их различных классификаций.

Наиболее распространённой является классификация, основанная на результативной направленности.

Типы взаимодействия в процессе общения

  1. Кооперация — это такое взаимодействие, при котором его участники достигают взаимного соглашения о том, как необходимо действовать для достижения общих целей и стараются не нарушать его, пока совпадают сферы их интересов.
  2. Конкуренция — это взаимодействие, которое характеризуется достижением своих личных или общественных целей и интересов в условиях противостояния интересов между людьми.

Типы межличностного взаимодействия зачастую определяют характер взаимоотношений между людьми. В основу деления на типы, можно положить намерения и действия людей, которые указывают на то, как каждый из участников взаимодействия понимает смысл происходящего. В таком случае выделяют ещё 3 типа.

Типы и виды взаимодействия

  1. Дополнительное. Такое взаимодействие, при котором партнеры спокойно и объективно относятся к позиции друг друга.
  2. Пересекающееся. Взаимодействие, во время которого участники, с одной стороны, демонстрируют нежелание понимать позицию и мнение других партнёров по взаимодействию. При этом с другой стороны активно проявляют свои собственные намерения по этому поводу.
  3. Скрытое взаимодействие. Такой тип включает в себя сразу два уровня: внешний, выраженный словестным образом, и скрытый, проявляющийся в помыслах человека. Оно предполагает либо очень хорошее знание участника взаимодействия, либо вашу восприимчивость к невербальным средствам общения. К ним можно отнести тон голоса, интонацию, мимику и жесты, в общем, всё то, что может придать разговору скрытый смысл.

Стили и типы взаимодействия их особенности

  1. Сотрудничество. Оно направленно на полное удовлетворение партнёрами по взаимодействию своих потребностей и стремлений. Здесь реализуется один из мотивов приведённых выше: кооперация, либо конкуренция.
  2. Противодействие. Такой стиль предполагает ориентацию на свои цели, без учета при этом каких- либо интересов другой участвующей стороны. Проявляется принцип индивидуализма.
  3. Компромисс. Реализуется в частичном достижении целей и интересов обеих сторон.
  4. Уступчивость. Предполагает принесение в жертву собственных интересов для достижения целей партнера или же отказ от мелких потребностей для достижения какой-либо более значимой цели.
  5. Избегание. Такой стиль представляет собой уход или избегание контакта. При этом возможна потеря собственных целей для исключения выигрыша.

Иногда деятельность и общение рассматриваются как две составляющие социального бытия общества. В других случаях общение обозначается как определенная сторона деятельности: оно включено в любую деятельность и является её частью. Сама же деятельность представляется нам в виде условия и основания общения. Более того в психологии понятие «взаимодействие» «общение» находятся на том же уровне что и «личность» « деятельность» и являются основополагающими.

Типы взаимодействия в психологии играют огромную роль не только при межличностной коммуникации, но и в процессе развития человека и как следствие, общества в целом. Без общения человеческое общество не смогло бы полноценно функционировать, и мы бы никогда не достигли таких высот социально- экономического развития как сейчас.

 

Статьи по теме:

Коммуникативная компетенция

О многих людях сегодня мы можем услышать, что они не умеют общаться.

И дело здесь не только в их поведении или неправильности речи. Чтобы эффективно общаться с окружающими, важно обладать целым набором разнообразных качеств. Именно их принято называть коммуникативной компетенцией. Давайте рассмотрим, что же это за качества.

Невербальная коммуникация

Всем нам известно, что между людьми существует два вида общения — вербальное и невербальное. В первом случае речь идет живом языковом взаимодействии. Во втором случае — о жестах и мимике. Как происходит невербальная коммуникация и можно ли ей научиться? Об этом мы расскажем далее.

Структура общения

Здороваясь и прощаясь, спрашивая о погоде или просто молча глядя на собеседника, мы даже не предполагаем, что наши действия давно поделены и ранжированы. У общения есть своя структура, которая существует уже не первый десяток лет. Из чего же состоит банальный, как казалось, обмен информацией? Это мы и решили выяснить.

Барьеры общения

В жизни каждого человека встречаются такие знакомые, с которыми никак не удается найти общий язык. И часто возникает ощущение, что при общении с такими людьми словно стоит стена. Подобные преграды принято называть барьерами общения. В чем их причина и как разрушить эти барьеры? Подробности читайте далее.

Межличностное взаимодействие — это… Определение, основные понятия, виды и уровни общения

Типы взаимодействия

В психологии такое понятие как взаимодействие раскрывается, как действия людей, направленные друг на друга. Такие действия могут рассматриваться как совокупность некоторых поступков направленных на достижение своих целей, решение практических задач и реализацию ценностных ориентиров.

Основные типы взаимодействия людей

Выделяются различные типы взаимодействия в зависимости от вызвавшей его ситуации. Именно это и послужило поводом к возникновению их различных классификаций.

Наиболее распространённой является классификация, основанная на результативной направленности.

Типы взаимодействия в процессе общения

  1. Кооперация — это такое взаимодействие, при котором его участники достигают взаимного соглашения о том, как необходимо действовать для достижения общих целей и стараются не нарушать его, пока совпадают сферы их интересов.
  2. Конкуренция — это взаимодействие, которое характеризуется достижением своих личных или общественных целей и интересов в условиях противостояния интересов между людьми.

Типы межличностного взаимодействия зачастую определяют характер взаимоотношений между людьми. В основу деления на типы, можно положить намерения и действия людей, которые указывают на то, как каждый из участников взаимодействия понимает смысл происходящего. В таком случае выделяют ещё 3 типа.

Типы и виды взаимодействия

  1. Дополнительное. Такое взаимодействие, при котором партнеры спокойно и объективно относятся к позиции друг друга.
  2. Пересекающееся. Взаимодействие, во время которого участники, с одной стороны, демонстрируют нежелание понимать позицию и мнение других партнёров по взаимодействию. При этом с другой стороны активно проявляют свои собственные намерения по этому поводу.
  3. Скрытое взаимодействие. Такой тип включает в себя сразу два уровня: внешний, выраженный словестным образом, и скрытый, проявляющийся в помыслах человека. Оно предполагает либо очень хорошее знание участника взаимодействия, либо вашу восприимчивость к невербальным средствам общения. К ним можно отнести тон голоса, интонацию, мимику и жесты, в общем, всё то, что может придать разговору скрытый смысл.

Стили и типы взаимодействия их особенности

  1. Сотрудничество. Оно направленно на полное удовлетворение партнёрами по взаимодействию своих потребностей и стремлений. Здесь реализуется один из мотивов приведённых выше: кооперация, либо конкуренция.
  2. Противодействие. Такой стиль предполагает ориентацию на свои цели, без учета при этом каких- либо интересов другой участвующей стороны. Проявляется принцип индивидуализма.
  3. Компромисс. Реализуется в частичном достижении целей и интересов обеих сторон.
  4. Уступчивость. Предполагает принесение в жертву собственных интересов для достижения целей партнера или же отказ от мелких потребностей для достижения какой-либо более значимой цели.
  5. Избегание. Такой стиль представляет собой уход или избегание контакта. При этом возможна потеря собственных целей для исключения выигрыша.

Иногда деятельность и общение рассматриваются как две составляющие социального бытия общества. В других случаях общение обозначается как определенная сторона деятельности: оно включено в любую деятельность и является её частью. Сама же деятельность представляется нам в виде условия и основания общения. Более того в психологии понятие «взаимодействие» «общение» находятся на том же уровне что и «личность» « деятельность» и являются основополагающими.

Типы взаимодействия в психологии играют огромную роль не только при межличностной коммуникации, но и в процессе развития человека и как следствие, общества в целом. Без общения человеческое общество не смогло бы полноценно функционировать, и мы бы никогда не достигли таких высот социально- экономического развития как сейчас.


Общение как процесс взаимодействия и взаимовлияния людей



Общение как процесс взаимодействия и взаимовлияния людей — Мегаобучалка

Главная | О нас | Обратная связь
  • Автоматизация
  • Автостроение
  • Антропология
  • Археология
  • Архитектура
  • Астрономия
  • Предпринимательство
  • Биология
  • Биотехнология
  • Ботаника
  • Бухгалтерский учет
  • Генетика
  • География
  • Геология
  • Государство
  • Демография
  • Деревообработка
  • Журналистика и СМИ
  • Зоология
  • Изобретательство
  • Иностранные языки
  • Информатика
  • Информационные системы
  • Искусство
  • История
  • Кинематография
  • Кораблестроение
  • Кулинария
  • Культура
  • Лексикология
  • Литература
  • Логика
  • Маркетинг
  • Математика
  • Математический анализ
  • Материаловедение
  • Машиностроение
  • Медицина
  • Менеджмент
  • Металлургия
  • Метрология
  • Механика
  • ОБЖ
  • Охрана Труда
  • Педагогика
  • Политология
  • Правоотношение
  • Программирование
  • Производство
  • Промышленность
  • Психология
  • Радио
  • Разное
  • Социология
  • Спорт
  • Статистика
  • Строительство
  • Теология
  • Технологии
  • Туризм
  • Усадьба
  • Физика
  • Физиология
  • Философия
  • Финансы
  • Химия
  • Черчение
  • Экология
  • Экономика
  • Электротехника

⇐ Предыдущая17Следующая ⇒

Интерактивная сторона общения – это условный термин, обозначающий характеристику тех компонентов общения, которые связаны с взаимодействием людей, с непосредственной организацией их совместной деятельности.

Взаимодействиеэто процесс непосредственного или опосредованного воздействия социальных объектов (субъектов) друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и связь

.

Социальное взаимодействие представляет собой процесс, в котором люди действуют и реагируют на действие других.

Социальное взаимодействие изучается на двух уровнях: макроуровень

включает такие крупные структуры, как правительство и торговля; такие институты, как религия и семья.
Микроуровень
состоит из самых мелких элементов межличностного общения. Хотя при любых социальных условиях люди взаимодействуют на обоих уровнях.

Теории взаимодействия:

1) Психоаналитическая

. Индивиды образуют социальные группы и остаются в них отчасти потому, что у них формируются чувства преданности и покорности лидерам группы. Это происходит не потому, что лидеры обладают какими-то особыми чертами, а обусловлено тем, что мы отождествляем лидеров с богоподобными личностями, какими в детстве казались наши отцы. Межличностное взаимодействие в основном определяется представлениями, усвоенными в раннем детстве, и конфликтами, пережитыми в том периоде.

2) Основой теории обмена

стало представление о социальном взаимодействии; он уделил главное внимание воздействию вознаграждений и затрат на поведение людей. Согласно этой теории, поведение человека обусловлено 4 принципами:

a) Чем чаще поступок вознаграждается, тем чаще он повторяется;

b) Если в прошлом в определенной ситуации имело место вознаграждение, люди стремятся снова создать такую ситуацию;

c) Если вознаграждение велико, люди готовы затрачивать для его получения больше усилий;

d) Когда потребности человека почти полностью удовлетворяются, он в меньшей степени стремится прилагать усилия ради их удовлетворения (ученые, удостоенные Нобелевской премии, в дальнейшем работают менее продуктивно).

3) Концепция социальной драматургии

(теория управления впечатлениями) трактует социальные ситуации как драмы в миниатюре, по ходу действия которых люди стремятся создать и поддержать о себе определенные впечатления, как правило, хорошие. Люди с плохой репутацией могут испытывать трудности в процессе управления впечатлениями.

4) Символический интеракционизм

. Сущность теории: взаимодействие людей – это непрерывный диалог, в процессе которого они наблюдают друг друга, намерения друг друга, осмысливают эти намерения, проводят их, на них реагируют. Взаимодействие на уровне символов и значений этих символов. Люди учатся одинаково интерпретировать значение определенных символов. Часто интерпретативный аспект общения отрывается от содержания предмета.

a) Поведение людей по отношению друг к другу и к предметам внешнего мира определяется тем значением, которое они им придают.

b) Люди реагируют не только на поступки других людей, но и на предшествующие им намерения.

5) Теория этнометодологии

рассматриваются принимаемые на веру правила, регулирующие взаимодействия людей (эти правила могут определять, когда уместно что-то сказать или промолчать, или пошутить и т.д.).

6) Транзактный анализ –

направление, предлагающее регулирование действий участников взаимодействия через регулирование их позиций, а также учет характера ситуаций и стиля взаимодействия.

С точки зрения транзактного анализа, каждый участник взаимодействия в принципе может занимать одну из трех позиций, которые условно можно обозначить как Родитель, Взрослый, Ребенок. Они условно обозначены «Эго-состояниями

» («состояниями Я»). Эти позиции ни в коей мере не связаны обязательно с соответствующей социальной ролью: это лишь чисто психологическое описание определенной стратегии во взаимодействии (позиция Ребенка может быть определена как позиция «Хочу!», позиция Родителя как «Надо!», позиция Взрослого – объединение «Хочу» и «Надо»).

Транзакция

– единица общения, в которой инициатор общения выступает транзакционным стимулом, а собеседник проявляет транзактную реакцию.

Взаимодействие эффективно тогда, когда транзакции носят «дополнительный

» характер, т.е. совпадают: если партнер обращается к другому как Взрослый, то и тот отвечает с такой же позиции.

Если же один из участников взаимодействия адресуется к другому с позиции Взрослого, а тот отвечает ему с позиции Родителя, то взаимодействие нарушается и может вообще прекратиться. В данном случае транзакции являются «пересекающимися

». Житейский пример приводится в следующей схеме (рис. 7.2.).

Жена обращается к мужу с информацией: «Я порезала палец» (апелляция к Взрослому с позиции Взрослого). Если он отвечает: «Сейчас перевяжем», то это ответ также с позиции Взрослого (I). Если же следует сентенция: «Вечно у тебя что-то случается», то это ответ с позиции Родителя (II), а в случае: «Что же я теперь должен делать?», демонстрируется позиция Ребенка (III). В двух последних случаях эффективность взаимодействия невелика.

Второй показатель эффективности – адекватное понимание ситуации (как и в случае обмена информацией) и адекватный стиль действия в ней. Э. Берн уделяет особое внимание различным ритуалам

,
полуритуалам
(имеющим место в развлечениях) и
играм
(понимаемым весьма широко, включая интимные, политические игры и т.п.). Каждая ситуация диктует свой стиль поведения и действий: в каждой из них человек по-разному «подает» себя, а если эта самоподача не адекватна, взаимодействие затруднено. Различают три основных стиля действий:
ритуальный
,
манипулятивный
и
гуманистический
. На примере использования ритуального стиля особенно легко показать необходимость соотнесения стиля с ситуацией. Ритуальный стиль обычно задан некоторой культурой. Например, стиль приветствий, вопросов, задаваемых при встрече, характера ожидаемых ответов. Так, в американской культуре принято на вопрос: «Как дела?» отвечать «Прекрасно!», как бы дела ни обстояли на самом деле. Для нашей культуры свойственно отвечать «по существу», притом не стесняться негативных характеристик собственного бытия («Ой, жизни нет, цены растут, транспорт не работает» и т.д.). Человек, привыкший к другому ритуалу, получив такой ответ, будет озадачен, как взаимодействовать дальше.

Типы взаимодействия. Наиболее распространенным является дихотомическое деление: кооперация и конкуренция (согласие и конфликт, приспособление и оппозиция). Кооперация

– это такое взаимодействие, при котором его субъекты достигают взаимного соглашения о преследуемых целях и стремятся не нарушать его, пока совпадают их интересы.
Конкуренция
– это взаимодействие, характеризующееся достижением индивидуальных или групповых целей и интересов в условиях противоборства между людьми.

В обоих случаях как тип взаимодействия (сотрудничество или соперничество), так и степень выраженности этого взаимодействия (успешное или менее успешное сотрудничество) определяет характер межличностных отношений между людьми.

В процессе осуществления этих типов взаимодействия, как правило, проявляются следующие ведущие стратегии поведения:

1. Сотрудничество

, направленное на полное удовлетворение участниками взаимодействия своих потребностей (реализуется либо мотив кооперации, либо мотив конкуренции).

2. Противодействие

, предполагающее ориентацию на свои цели без учета целей партнеров по общению (индивидуализм).

3. Компромисс

, реализующийся в частном достижении целей партеров ради условного равенства.

4. Уступчивость

, предполагающая жертву собственных интересов для достижения целей партнера (альтруизм).

5. Избегание

, которое представляет собой уход от контакта, потерю собственных целей для исключения выигрыша другого.

7.4. Общение как восприятие людьми друг друга

Как уже было установлено, в процессе общения должно присутствовать взаимопонимание между участниками этого процесса. Само взаимопонимание может быть здесь истолковано по-разному: или как понимание целей, мотивов, установок партнера по взаимодействию, или как не только понимание, но и принятие, разделение этих целей, мотивов, установок. Однако и в том, и в другом случаях большое значение имеет тот факт, как воспринимается партнер по общению, иными словами, процесс восприятия одним человеком другого выступает как обязательная составная часть общения и условно может быть назван перцептивной

стороной общения.

Взаимопониманиесоциально-психологический феномен, сущность которого проявляется в: 1) согласовании индивидуального осмысления предмета общения и 2) взаимоприемлемой двусторонней оценке и принятии целей, мотивов и установок партнеров по взаимодействию, в ходе которых наблюдается близость или схожесть (полная или частичная) когнитивного, эмоционального и поведенческого реагирования на приемлемые для них способы достижения результатов совместной деятельности.

Причинами недопонимания могут быть:

· отсутствие или искажение восприятия людьми друг друга;

· различия в структуре подачи и восприятия речевых и иных сигналов;

· дефицит времени для умственной переработки получаемых и выдаваемых сведений;

· умышленное или случайное искажение передаваемой информации;

· отсутствие возможности исправить ошибку или уточнить данные;

· отсутствие единого понятийного аппарата для оценки личностных качеств партнера, контекста его речи и поведения;

· нарушение правил взаимодействия в процессе выполнения конкретной задачи;

· потеря или перенос на другую цель совместных действий и др.

Для достижения взаимопонимания между людьми необходимо создавать специальные условия. Важнейшими условиями взаимопонимания являются:

u понимание речи взаимодействующей личности;

u осознание проявляющихся качеств взаимодействующей личности;

u выявление влияния на личность ситуации взаимодействия с партнером;

u выработка соглашения и практическое его выполнение по установленным правилам.

Соблюдение условий взаимопонимания на практике, в жизни является критерием достигнутого взаимопонимания. Оно будет тем выше, чем более приемлемы для совместной деятельности разработанные правила взаимодействия. Они не должны сковывать партнеров. Для этого их необходимо периодически исправлять, т.е. согласовывать совместные усилия людей и обстоятельства их реализации. Лучше всего это делать в ситуации равноправного положения индивидов.

Социальная перцепцияэто процесс восприятия социальных объектов, под которыми обычно подразумеваются люди и социальные группы.

Особенностями социальной перцепции являются:

1. Активность

субъекта социальной перцепции, означающая, что он (индивид, группа и т.д.) не пассивен и не безразличен по отношению к воспринимаемому, как это имеет место при восприятии неодушевленных предметов. И объект и субъект социального восприятия воздействуют друг на друга, стремятся трансформировать представления о себе в благоприятную сторону.

2. Целостность

воспринимаемого, показывающая, что внимание субъекта социальной перцепции сосредоточено прежде всего не на моментах порождения образа как результата отражения воспринимаемой реальности, а на смысловых и оценочных интерпретациях объекта восприятия.

3. Мотивированность

субъекта социальной перцепции, которая свидетельствует, что восприятие социальных объектов характеризуется большой слитностью его познавательных интересов с эмоциональными отношениями к воспринимаемому, явной зависимостью социальной перцепции от мотивационно-смысловой ориентированности воспринимающего.

Функции социальной перцепции: а) познание себя; б) познание партнеров по взаимодействию; в) установление эмоциональных отношений; г) организация совместной деятельности.

Виды социальной перцепции. Она обычно проявляется как:

1. Восприятие членами группы: а) друг друга; б)членов другой группы.

2. Восприятие человеком: а) самого себя; б) своей группы; в) «чужой группы».

3. Восприятие группой: а) своего человека; б) членов другой группы.

4. Восприятие группой другой группы (или групп).

Процесс социальной перцепции

представляет собой деятельность его субъекта (наблюдателя) по оценке внешнего облика, психологических особенностей, действий и поступков наблюдаемого лица или объекта, в результате которой у субъекта социальной перцепции складывается конкретное отношение к наблюдаемому и формируются определенные представления о возможном поведении конкретных людей и групп.

В зависимости от этих представлений субъект социальной перцепции прогнозирует и свои отношения, и поведение в различных ситуациях взаимодействия и общения с другими людьми.

Эффекты социальной перцепции. Более всего исследованы три таких «эффекта»: эффект ореола («галоэффект»), эффект новизны и первичности, а также эффект, или явление, стереотипизации.

1) Эффект установки

играет значительную роль при формировании первого впечатления о незнакомом человеке, что было выявлено в экспериментах.

Двум группам студентов была показана фотография одного и того же человека. Но предварительно первой группе было сообщено, что человек на предъявляемой фотографии является закоренелым преступником, а второй группе о том же человеке было сказано, что он очень крупный ученый. После этого каждой из групп было предложено было предложено составить словесный портрет сфотографированного человека. В первом случае были получены соответствующие характеристики: глубоко посаженные глаза свидетельствовали о затаенной злобе, выдающийся подбородок – решимости «идти до конца» в преступлении и т.д. Соответственно во второй группе те же глубоко посаженные глаза «говорили» о глубине мысли, а выдающийся подбородок – о силе воли в преодолении трудностей на пути познания и т.д.

Аналогичные эксперименты были осуществлены с формированием установки «учительница» и «актриса» при предъявлении женских фотографий.

2) Сущность эффекта ореола

заключается в тенденции переносить предварительно полученную благоприятную или неблагоприятную информацию о каком-либо человеке на реальное его восприятие. Воспринимаемые черты как бы накладываются на тот образ, который уже был создан заранее. Этот образ, ранее существовавший, выполняет роль «ореола», мешающего видеть действительные черты и проявления объекта восприятия. Эффект ореола проявляется при формировании первого впечатления о человеке в том, что общее благоприятное впечатление приводит к позитивным оценкам и неизвестных качеств воспринимаемого и, наоборот, общее неблагоприятное впечатление способствует преобладанию негативных оценок. В экспериментальных исследованиях установлено, что эффект ореола наиболее явно проявляется тогда, когда воспринимающий имеет минимальную информацию об объекте восприятия, а также когда суждения касаются моральных качеств. Эта тенденция затемнить определенные характеристики и высветить другие и играет роль своеобразного ореола в восприятии человека человеком.

3) Тесно связаны с этим эффектом и эффект «первичности и новизны»

. Он касается значимости определенного порядка предъявления информации о человеке для составления представления о нем: ранее предъявленная информация рассматривается как «первичная», а поздно предъявленная как «новая».

4) На восприятие других людей большое влияние оказывает процесс стереотипизации

. Под социальным стереотипом понимается устойчивый образ или представление о каких-либо явлениях или людях, свойственное представителям той или иной социальной группы.

Для человека, усвоившего стереотипы своей группы, они выполняют функцию упрощения и сокращения процесса восприятия другого человека. Стереотипы представляют собой инструмент «грубой настройки», позволяющий человеку «экономить» психологические ресурсы. Они имеют свою «разрешенную» сферу социального применения. Например, стереотипы активно используются при оценке групповой национальной или профессиональной принадлежности человека.

⇐ Предыдущая17Следующая ⇒

Рекомендуемые страницы:

I II IIIР
ДД

Транзакции

«Дополнительные» «Пересекающиеся» «Пересекающиеся»

Рис. 7.2. Распределение позиций во взаимодействии (транзактный анализ)

Урок 6.

Социальная психология

Любой человек, если только он не принял аскетизм и не живёт жизнью отшельника, является частью социума. Он взаимодействует с другими людьми и выполняет свою социальную роль. И, как правило, общение разных людей друг с другом всегда различается. Все люди разные и они могут относиться к различным социальным группам, занимать разное социальное положение, иметь разный статус и т.д.

На общение и отношения людей влияют многие факторы и нашей задачей, как людей, стремящихся к саморазвитию и лучшему пониманию природы человека, является разобраться в том, что же это за факторы и каковы вообще особенности взаимодействия людей и их поведения. И в этой теме нам поможет разобраться социальная психология, которой мы посвящаем очередной урок нашего курса.

В представленном уроке мы разберёмся в том, что такое прикладная социальная психология, знания из области которой мы сможем успешно применять на практике. Мы узнаем, на чём основываются взаимоотношения людей, разберёмся в том, каковы задачи и проблемы социальной психологии, поговорим о её предмете, объекте и методах. И начнём мы с объяснения самого понятия социальной психологии.

Содержание:

  • Понятие социальной психологии
  • Проблемы, предмет и объект
  • Методы
  • Законы социальной психологии
  • Литература
  • Проверочный тест

Понятие социальной психологии

Социальная психология – это раздел психологии, который посвящён изучению поведения человека в обществе и различных группах, его восприятия других людей, общения с ними и влияния на них. Знание основ социальной психологии представляется очень важным для психологически правильного воспитания человека и организации взаимодействия личности и коллектива.

Социальная психология является наукой, которая находится на стыке психологии и социологии, поэтому и изучает социальная психология аспекты, характерные для этих обеих наук. Если быть конкретнее, то можно сказать, что социальная психология изучает:

  • Социальную психологию личности
  • Социальную психологию групп людей и общения
  • Социальные отношения
  • Формы духовной деятельности

Социальная психология имеет и свои разделы:

  • Политическая психология
  • Организационная психология
  • Психология восприятия
  • Этнопсихология
  • Историческая психология
  • Гендерная психология

По мнению Галины Андреевой – человека, с именем которого связывают развитие социальной психологии в СССР, данная наука разделяется на три основных раздела:

  • Социальная психология групп
  • Социальная психология общения
  • Социальная психология личности

Исходя из этого, можно описать круг проблем социальной психологии.

Проблемы, предмет и объект социальной психологии

Социальная психология, рассматривая, главным образом, личность в социуме, ставит своей задачей определить, в каких условиях личность усваивает социальные влияния и в каких условиях она реализует свою социальную сущность. Выявляется то, каким образом формируются социально-типические черты, почему в одних случаях они проявляются, а в других появились какие-то новые.

При изучении в расчёт берётся система межличностных отношений, поведенческая и эмоциональная регуляция. Кроме этого, поведение и деятельность личности рассматриваются в конкретных социальных группах, изучается вклад отдельного человека в деятельность всей группы и причины, влияющие на величину и ценность этого вклада. Главным ориентиром в исследовании личности для социальной психологии является взаимоотношения личности и группы.

Предмет социальной психологии – это закономерности возникновения, функционирования и проявления социально-психологических явлений на микро-, среднем и макроуровнях, а также в разных областях и условиях. Но это больше относится к теоретической стороне науки. Если же говорить о практической стороне социальной психологии, то её предметом будет выступать совокупность закономерностей психодиагностики, консультирования и применения психотехнологий в области социально-психологических явлений.

К объектам социальной психологии относятся сами носители социально-психологических явлений:

Личность в группе и системе отношений.
Взаимодействие человека с человеком (родственники, коллеги, партнёры и т.п.)
Малая группа (семья, класс, компания друзей, рабочая смена и т.п.)
Взаимодействие человека с группой (лидеры и ведомые, начальники и подчинённые, учителя и ученики и т.п.)
Взаимодействие групп людей (соревнования, дебаты, конфликты и т.п.)
Большая социальная группа (этнос, социальный слой, политическая партия, религиозная конфессия и т. п.)

Чтобы было понятнее, чем занимается социальная психология и что она изучает, вы можете задаться вопросами на тему того, почему, например, одни ученики в классе ведут себя одним образом, а другие – другим? Как влияет на становление личности человека, к примеру, то, воспитывают его родители-алкоголики или родители-спортсмены? Или почему одни люди склонны давать указания, а другие склонны их выполнять? Если вам интересно узнать психологические детали общения людей или взаимодействия групп людей друг с другом, то ваши потребности в этом вопросе как нельзя лучше удовлетворит именно социальная психология.

И, конечно же, чтобы изучение предмета и объекта социальной психологии было наиболее эффективным, и чтобы исследования давали максимальные результаты, социальная психология, как и любая другая наука должна иметь в своём арсенале определённый набор методов. О них мы и побеседуем ниже.

Но прежде чем перейти к теории давайте попробуем испытать на себе один эксперимент из области социальной психологии.

1 Методы эмпирического исследования (наблюдение, эксперимент, аппаратурные методы, социометрия, анализ документов, тесты, опрос, групповая оценка личности).
2 Метод моделирования.
3 Методы управленческо-воспитательного воздействия.
4 Методы социально-психологического воздействия.

1

 

Первое – это техническая имитация процессов, механизмов и результатов психической деятельности, т.е. моделирование психики.

2

 

Второе – это организация и воспроизведение какой-либо деятельности, посредством искусственного создания среды этой деятельности, т. е. психологическое моделирование.

Убеждения, формирующие определённые психические проявления (взгляды, понятия, представления).
Упражнения, организующие деятельность и стимулирующие позитивные мотивы.
Оценку и самооценку, определяющие поступки, стимулирующие деятельность и оказывающие помощь в регуляции поведения.