Типы взаимодействия
В психологии такое понятие как взаимодействие раскрывается, как действия людей, направленные друг на друга. Такие действия могут рассматриваться как совокупность некоторых поступков направленных на достижение своих целей, решение практических задач и реализацию ценностных ориентиров.
Основные типы взаимодействия людей
Выделяются различные типы взаимодействия в зависимости от вызвавшей его ситуации. Именно это и послужило поводом к возникновению их различных классификаций.
Наиболее распространённой является классификация, основанная на результативной направленности.
Типы взаимодействия в процессе общения
- Кооперация — это такое взаимодействие, при котором его участники достигают взаимного соглашения о том, как необходимо действовать для достижения общих целей и стараются не нарушать его, пока совпадают сферы их интересов.
- Конкуренция — это взаимодействие, которое характеризуется достижением своих личных или общественных целей и интересов в условиях противостояния интересов между людьми.
Типы межличностного взаимодействия зачастую определяют характер взаимоотношений между людьми. В основу деления на типы, можно положить намерения и действия людей, которые указывают на то, как каждый из участников взаимодействия понимает смысл происходящего. В таком случае выделяют ещё 3 типа.
Типы и виды взаимодействия
- Дополнительное. Такое взаимодействие, при котором партнеры спокойно и объективно относятся к позиции друг друга.
- Пересекающееся. Взаимодействие, во время которого участники, с одной стороны, демонстрируют нежелание понимать позицию и мнение других партнёров по взаимодействию. При этом с другой стороны активно проявляют свои собственные намерения по этому поводу.
- Скрытое взаимодействие. Такой тип включает в себя сразу два уровня: внешний, выраженный словестным образом, и скрытый, проявляющийся в помыслах человека. Оно предполагает либо очень хорошее знание участника взаимодействия, либо вашу восприимчивость к невербальным средствам общения. К ним можно отнести тон голоса, интонацию, мимику и жесты, в общем, всё то, что может придать разговору скрытый смысл.
Стили и типы взаимодействия их особенности
- Сотрудничество. Оно направленно на полное удовлетворение партнёрами по взаимодействию своих потребностей и стремлений. Здесь реализуется один из мотивов приведённых выше: кооперация, либо конкуренция.
- Противодействие. Такой стиль предполагает ориентацию на свои цели, без учета при этом каких- либо интересов другой участвующей стороны. Проявляется принцип индивидуализма.
- Компромисс. Реализуется в частичном достижении целей и интересов обеих сторон.
- Уступчивость. Предполагает принесение в жертву собственных интересов для достижения целей партнера или же отказ от мелких потребностей для достижения какой-либо более значимой цели.
- Избегание. Такой стиль представляет собой уход или избегание контакта. При этом возможна потеря собственных целей для исключения выигрыша.
Иногда деятельность и общение рассматриваются как две составляющие социального бытия общества. В других случаях общение обозначается как определенная сторона деятельности: оно включено в любую деятельность и является её частью. Сама же деятельность представляется нам в виде условия и основания общения. Более того в психологии понятие «взаимодействие» «общение» находятся на том же уровне что и «личность» « деятельность» и являются основополагающими.
Типы взаимодействия в психологии играют огромную роль не только при межличностной коммуникации, но и в процессе развития человека и как следствие, общества в целом. Без общения человеческое общество не смогло бы полноценно функционировать, и мы бы никогда не достигли таких высот социально- экономического развития как сейчас.
Статьи по теме:
Коммуникативная компетенция О многих людях сегодня мы можем услышать, что они не умеют общаться. И дело здесь не только в их поведении или неправильности речи. Чтобы эффективно общаться с окружающими, важно обладать целым набором разнообразных качеств. Именно их принято называть коммуникативной компетенцией. Давайте рассмотрим, что же это за качества. |
Невербальная коммуникация Всем нам известно, что между людьми существует два вида общения — вербальное и невербальное. В первом случае речь идет живом языковом взаимодействии. Во втором случае — о жестах и мимике. Как происходит невербальная коммуникация и можно ли ей научиться? Об этом мы расскажем далее. |
Структура общения Здороваясь и прощаясь, спрашивая о погоде или просто молча глядя на собеседника, мы даже не предполагаем, что наши действия давно поделены и ранжированы. У общения есть своя структура, которая существует уже не первый десяток лет. Из чего же состоит банальный, как казалось, обмен информацией? Это мы и решили выяснить. | Барьеры общения В жизни каждого человека встречаются такие знакомые, с которыми никак не удается найти общий язык. И часто возникает ощущение, что при общении с такими людьми словно стоит стена. Подобные преграды принято называть барьерами общения. В чем их причина и как разрушить эти барьеры? Подробности читайте далее. |
Межличностное взаимодействие — это… Определение, основные понятия, виды и уровни общения
Типы взаимодействия
В психологии такое понятие как взаимодействие раскрывается, как действия людей, направленные друг на друга. Такие действия могут рассматриваться как совокупность некоторых поступков направленных на достижение своих целей, решение практических задач и реализацию ценностных ориентиров.
Основные типы взаимодействия людей
Выделяются различные типы взаимодействия в зависимости от вызвавшей его ситуации. Именно это и послужило поводом к возникновению их различных классификаций.
Наиболее распространённой является классификация, основанная на результативной направленности.
Типы взаимодействия в процессе общения
- Кооперация — это такое взаимодействие, при котором его участники достигают взаимного соглашения о том, как необходимо действовать для достижения общих целей и стараются не нарушать его, пока совпадают сферы их интересов.
- Конкуренция — это взаимодействие, которое характеризуется достижением своих личных или общественных целей и интересов в условиях противостояния интересов между людьми.
Типы межличностного взаимодействия зачастую определяют характер взаимоотношений между людьми. В основу деления на типы, можно положить намерения и действия людей, которые указывают на то, как каждый из участников взаимодействия понимает смысл происходящего. В таком случае выделяют ещё 3 типа.
Типы и виды взаимодействия
- Дополнительное. Такое взаимодействие, при котором партнеры спокойно и объективно относятся к позиции друг друга.
- Пересекающееся. Взаимодействие, во время которого участники, с одной стороны, демонстрируют нежелание понимать позицию и мнение других партнёров по взаимодействию. При этом с другой стороны активно проявляют свои собственные намерения по этому поводу.
- Скрытое взаимодействие. Такой тип включает в себя сразу два уровня: внешний, выраженный словестным образом, и скрытый, проявляющийся в помыслах человека. Оно предполагает либо очень хорошее знание участника взаимодействия, либо вашу восприимчивость к невербальным средствам общения. К ним можно отнести тон голоса, интонацию, мимику и жесты, в общем, всё то, что может придать разговору скрытый смысл.
Стили и типы взаимодействия их особенности
- Сотрудничество. Оно направленно на полное удовлетворение партнёрами по взаимодействию своих потребностей и стремлений. Здесь реализуется один из мотивов приведённых выше: кооперация, либо конкуренция.
- Противодействие. Такой стиль предполагает ориентацию на свои цели, без учета при этом каких- либо интересов другой участвующей стороны. Проявляется принцип индивидуализма.
- Компромисс. Реализуется в частичном достижении целей и интересов обеих сторон.
- Уступчивость. Предполагает принесение в жертву собственных интересов для достижения целей партнера или же отказ от мелких потребностей для достижения какой-либо более значимой цели.
- Избегание. Такой стиль представляет собой уход или избегание контакта. При этом возможна потеря собственных целей для исключения выигрыша.
Иногда деятельность и общение рассматриваются как две составляющие социального бытия общества. В других случаях общение обозначается как определенная сторона деятельности: оно включено в любую деятельность и является её частью. Сама же деятельность представляется нам в виде условия и основания общения. Более того в психологии понятие «взаимодействие» «общение» находятся на том же уровне что и «личность» « деятельность» и являются основополагающими.
Типы взаимодействия в психологии играют огромную роль не только при межличностной коммуникации, но и в процессе развития человека и как следствие, общества в целом. Без общения человеческое общество не смогло бы полноценно функционировать, и мы бы никогда не достигли таких высот социально- экономического развития как сейчас.
Общение как процесс взаимодействия и взаимовлияния людей
Общение как процесс взаимодействия и взаимовлияния людей — Мегаобучалка
Главная | О нас | Обратная связь |
- Автоматизация
- Автостроение
- Антропология
- Археология
- Архитектура
- Астрономия
- Предпринимательство
- Биология
- Биотехнология
- Ботаника
- Бухгалтерский учет
- Генетика
- География
- Геология
- Государство
- Демография
- Деревообработка
- Журналистика и СМИ
- Зоология
- Изобретательство
- Иностранные языки
- Информатика
- Информационные системы
- Искусство
- История
- Кинематография
- Кораблестроение
- Кулинария
- Культура
- Лексикология
- Литература
- Логика
- Маркетинг
- Математика
- Математический анализ
- Материаловедение
- Машиностроение
- Медицина
- Менеджмент
- Металлургия
- Метрология
- Механика
- ОБЖ
- Охрана Труда
- Педагогика
- Политология
- Правоотношение
- Программирование
- Производство
- Промышленность
- Психология
- Радио
- Разное
- Социология
- Спорт
- Статистика
- Строительство
- Теология
- Технологии
- Туризм
- Усадьба
- Физика
- Физиология
- Философия
- Финансы
- Химия
- Черчение
- Экология
- Экономика
- Электротехника
⇐ Предыдущая17Следующая ⇒
Интерактивная сторона общения – это условный термин, обозначающий характеристику тех компонентов общения, которые связаны с взаимодействием людей, с непосредственной организацией их совместной деятельности.
Взаимодействие – это процесс непосредственного или опосредованного воздействия социальных объектов (субъектов) друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и связь
.
Социальное взаимодействие представляет собой процесс, в котором люди действуют и реагируют на действие других.
Социальное взаимодействие изучается на двух уровнях: макроуровень
включает такие крупные структуры, как правительство и торговля; такие институты, как религия и семья.
Микроуровень
состоит из самых мелких элементов межличностного общения. Хотя при любых социальных условиях люди взаимодействуют на обоих уровнях.
Теории взаимодействия:
1) Психоаналитическая
. Индивиды образуют социальные группы и остаются в них отчасти потому, что у них формируются чувства преданности и покорности лидерам группы. Это происходит не потому, что лидеры обладают какими-то особыми чертами, а обусловлено тем, что мы отождествляем лидеров с богоподобными личностями, какими в детстве казались наши отцы. Межличностное взаимодействие в основном определяется представлениями, усвоенными в раннем детстве, и конфликтами, пережитыми в том периоде.
2) Основой теории обмена
стало представление о социальном взаимодействии; он уделил главное внимание воздействию вознаграждений и затрат на поведение людей. Согласно этой теории, поведение человека обусловлено 4 принципами:
a) Чем чаще поступок вознаграждается, тем чаще он повторяется;
b) Если в прошлом в определенной ситуации имело место вознаграждение, люди стремятся снова создать такую ситуацию;
c) Если вознаграждение велико, люди готовы затрачивать для его получения больше усилий;
d) Когда потребности человека почти полностью удовлетворяются, он в меньшей степени стремится прилагать усилия ради их удовлетворения (ученые, удостоенные Нобелевской премии, в дальнейшем работают менее продуктивно).
3) Концепция социальной драматургии
(теория управления впечатлениями) трактует социальные ситуации как драмы в миниатюре, по ходу действия которых люди стремятся создать и поддержать о себе определенные впечатления, как правило, хорошие. Люди с плохой репутацией могут испытывать трудности в процессе управления впечатлениями.
4) Символический интеракционизм
. Сущность теории: взаимодействие людей – это непрерывный диалог, в процессе которого они наблюдают друг друга, намерения друг друга, осмысливают эти намерения, проводят их, на них реагируют. Взаимодействие на уровне символов и значений этих символов. Люди учатся одинаково интерпретировать значение определенных символов. Часто интерпретативный аспект общения отрывается от содержания предмета.
a) Поведение людей по отношению друг к другу и к предметам внешнего мира определяется тем значением, которое они им придают.
b) Люди реагируют не только на поступки других людей, но и на предшествующие им намерения.
5) Теория этнометодологии
рассматриваются принимаемые на веру правила, регулирующие взаимодействия людей (эти правила могут определять, когда уместно что-то сказать или промолчать, или пошутить и т.д.).
6) Транзактный анализ –
направление, предлагающее регулирование действий участников взаимодействия через регулирование их позиций, а также учет характера ситуаций и стиля взаимодействия.
С точки зрения транзактного анализа, каждый участник взаимодействия в принципе может занимать одну из трех позиций, которые условно можно обозначить как Родитель, Взрослый, Ребенок. Они условно обозначены «Эго-состояниями
» («состояниями Я»). Эти позиции ни в коей мере не связаны обязательно с соответствующей социальной ролью: это лишь чисто психологическое описание определенной стратегии во взаимодействии (позиция Ребенка может быть определена как позиция «Хочу!», позиция Родителя как «Надо!», позиция Взрослого – объединение «Хочу» и «Надо»).
Транзакция
– единица общения, в которой инициатор общения выступает транзакционным стимулом, а собеседник проявляет транзактную реакцию.
Взаимодействие эффективно тогда, когда транзакции носят «дополнительный
» характер, т.е. совпадают: если партнер обращается к другому как Взрослый, то и тот отвечает с такой же позиции.
Если же один из участников взаимодействия адресуется к другому с позиции Взрослого, а тот отвечает ему с позиции Родителя, то взаимодействие нарушается и может вообще прекратиться. В данном случае транзакции являются «пересекающимися
». Житейский пример приводится в следующей схеме (рис. 7.2.).
Жена обращается к мужу с информацией: «Я порезала палец» (апелляция к Взрослому с позиции Взрослого). Если он отвечает: «Сейчас перевяжем», то это ответ также с позиции Взрослого (I). Если же следует сентенция: «Вечно у тебя что-то случается», то это ответ с позиции Родителя (II), а в случае: «Что же я теперь должен делать?», демонстрируется позиция Ребенка (III). В двух последних случаях эффективность взаимодействия невелика.
Второй показатель эффективности – адекватное понимание ситуации (как и в случае обмена информацией) и адекватный стиль действия в ней. Э. Берн уделяет особое внимание различным ритуалам
,
полуритуалам
(имеющим место в развлечениях) и
играм
(понимаемым весьма широко, включая интимные, политические игры и т.п.). Каждая ситуация диктует свой стиль поведения и действий: в каждой из них человек по-разному «подает» себя, а если эта самоподача не адекватна, взаимодействие затруднено. Различают три основных стиля действий:
ритуальный
,
манипулятивный
и
гуманистический
. На примере использования ритуального стиля особенно легко показать необходимость соотнесения стиля с ситуацией. Ритуальный стиль обычно задан некоторой культурой. Например, стиль приветствий, вопросов, задаваемых при встрече, характера ожидаемых ответов. Так, в американской культуре принято на вопрос: «Как дела?» отвечать «Прекрасно!», как бы дела ни обстояли на самом деле. Для нашей культуры свойственно отвечать «по существу», притом не стесняться негативных характеристик собственного бытия («Ой, жизни нет, цены растут, транспорт не работает» и т.д.). Человек, привыкший к другому ритуалу, получив такой ответ, будет озадачен, как взаимодействовать дальше.
Типы взаимодействия. Наиболее распространенным является дихотомическое деление: кооперация и конкуренция (согласие и конфликт, приспособление и оппозиция). Кооперация
– это такое взаимодействие, при котором его субъекты достигают взаимного соглашения о преследуемых целях и стремятся не нарушать его, пока совпадают их интересы.
Конкуренция
– это взаимодействие, характеризующееся достижением индивидуальных или групповых целей и интересов в условиях противоборства между людьми.
В обоих случаях как тип взаимодействия (сотрудничество или соперничество), так и степень выраженности этого взаимодействия (успешное или менее успешное сотрудничество) определяет характер межличностных отношений между людьми.
В процессе осуществления этих типов взаимодействия, как правило, проявляются следующие ведущие стратегии поведения:
1. Сотрудничество
, направленное на полное удовлетворение участниками взаимодействия своих потребностей (реализуется либо мотив кооперации, либо мотив конкуренции).
2. Противодействие
, предполагающее ориентацию на свои цели без учета целей партнеров по общению (индивидуализм).
3. Компромисс
, реализующийся в частном достижении целей партеров ради условного равенства.
4. Уступчивость
, предполагающая жертву собственных интересов для достижения целей партнера (альтруизм).
5. Избегание
, которое представляет собой уход от контакта, потерю собственных целей для исключения выигрыша другого.
7.4. Общение как восприятие людьми друг друга
Как уже было установлено, в процессе общения должно присутствовать взаимопонимание между участниками этого процесса. Само взаимопонимание может быть здесь истолковано по-разному: или как понимание целей, мотивов, установок партнера по взаимодействию, или как не только понимание, но и принятие, разделение этих целей, мотивов, установок. Однако и в том, и в другом случаях большое значение имеет тот факт, как воспринимается партнер по общению, иными словами, процесс восприятия одним человеком другого выступает как обязательная составная часть общения и условно может быть назван перцептивной
стороной общения.
Взаимопонимание – социально-психологический феномен, сущность которого проявляется в: 1) согласовании индивидуального осмысления предмета общения и 2) взаимоприемлемой двусторонней оценке и принятии целей, мотивов и установок партнеров по взаимодействию, в ходе которых наблюдается близость или схожесть (полная или частичная) когнитивного, эмоционального и поведенческого реагирования на приемлемые для них способы достижения результатов совместной деятельности.
Причинами недопонимания могут быть:
· отсутствие или искажение восприятия людьми друг друга;
· различия в структуре подачи и восприятия речевых и иных сигналов;
· дефицит времени для умственной переработки получаемых и выдаваемых сведений;
· умышленное или случайное искажение передаваемой информации;
· отсутствие возможности исправить ошибку или уточнить данные;
· отсутствие единого понятийного аппарата для оценки личностных качеств партнера, контекста его речи и поведения;
· нарушение правил взаимодействия в процессе выполнения конкретной задачи;
· потеря или перенос на другую цель совместных действий и др.
Для достижения взаимопонимания между людьми необходимо создавать специальные условия. Важнейшими условиями взаимопонимания являются:
u понимание речи взаимодействующей личности;
u осознание проявляющихся качеств взаимодействующей личности;
u выявление влияния на личность ситуации взаимодействия с партнером;
u выработка соглашения и практическое его выполнение по установленным правилам.
Соблюдение условий взаимопонимания на практике, в жизни является критерием достигнутого взаимопонимания. Оно будет тем выше, чем более приемлемы для совместной деятельности разработанные правила взаимодействия. Они не должны сковывать партнеров. Для этого их необходимо периодически исправлять, т.е. согласовывать совместные усилия людей и обстоятельства их реализации. Лучше всего это делать в ситуации равноправного положения индивидов.
Социальная перцепция – это процесс восприятия социальных объектов, под которыми обычно подразумеваются люди и социальные группы.
Особенностями социальной перцепции являются:
1. Активность
субъекта социальной перцепции, означающая, что он (индивид, группа и т.д.) не пассивен и не безразличен по отношению к воспринимаемому, как это имеет место при восприятии неодушевленных предметов. И объект и субъект социального восприятия воздействуют друг на друга, стремятся трансформировать представления о себе в благоприятную сторону.
2. Целостность
воспринимаемого, показывающая, что внимание субъекта социальной перцепции сосредоточено прежде всего не на моментах порождения образа как результата отражения воспринимаемой реальности, а на смысловых и оценочных интерпретациях объекта восприятия.
3. Мотивированность
субъекта социальной перцепции, которая свидетельствует, что восприятие социальных объектов характеризуется большой слитностью его познавательных интересов с эмоциональными отношениями к воспринимаемому, явной зависимостью социальной перцепции от мотивационно-смысловой ориентированности воспринимающего.
Функции социальной перцепции: а) познание себя; б) познание партнеров по взаимодействию; в) установление эмоциональных отношений; г) организация совместной деятельности.
Виды социальной перцепции. Она обычно проявляется как:
1. Восприятие членами группы: а) друг друга; б)членов другой группы.
2. Восприятие человеком: а) самого себя; б) своей группы; в) «чужой группы».
3. Восприятие группой: а) своего человека; б) членов другой группы.
4. Восприятие группой другой группы (или групп).
Процесс социальной перцепции
представляет собой деятельность его субъекта (наблюдателя) по оценке внешнего облика, психологических особенностей, действий и поступков наблюдаемого лица или объекта, в результате которой у субъекта социальной перцепции складывается конкретное отношение к наблюдаемому и формируются определенные представления о возможном поведении конкретных людей и групп.
В зависимости от этих представлений субъект социальной перцепции прогнозирует и свои отношения, и поведение в различных ситуациях взаимодействия и общения с другими людьми.
Эффекты социальной перцепции. Более всего исследованы три таких «эффекта»: эффект ореола («галоэффект»), эффект новизны и первичности, а также эффект, или явление, стереотипизации.
1) Эффект установки
играет значительную роль при формировании первого впечатления о незнакомом человеке, что было выявлено в экспериментах.
Двум группам студентов была показана фотография одного и того же человека. Но предварительно первой группе было сообщено, что человек на предъявляемой фотографии является закоренелым преступником, а второй группе о том же человеке было сказано, что он очень крупный ученый. После этого каждой из групп было предложено было предложено составить словесный портрет сфотографированного человека. В первом случае были получены соответствующие характеристики: глубоко посаженные глаза свидетельствовали о затаенной злобе, выдающийся подбородок – решимости «идти до конца» в преступлении и т.д. Соответственно во второй группе те же глубоко посаженные глаза «говорили» о глубине мысли, а выдающийся подбородок – о силе воли в преодолении трудностей на пути познания и т.д.
Аналогичные эксперименты были осуществлены с формированием установки «учительница» и «актриса» при предъявлении женских фотографий.
2) Сущность эффекта ореола
заключается в тенденции переносить предварительно полученную благоприятную или неблагоприятную информацию о каком-либо человеке на реальное его восприятие. Воспринимаемые черты как бы накладываются на тот образ, который уже был создан заранее. Этот образ, ранее существовавший, выполняет роль «ореола», мешающего видеть действительные черты и проявления объекта восприятия. Эффект ореола проявляется при формировании первого впечатления о человеке в том, что общее благоприятное впечатление приводит к позитивным оценкам и неизвестных качеств воспринимаемого и, наоборот, общее неблагоприятное впечатление способствует преобладанию негативных оценок. В экспериментальных исследованиях установлено, что эффект ореола наиболее явно проявляется тогда, когда воспринимающий имеет минимальную информацию об объекте восприятия, а также когда суждения касаются моральных качеств. Эта тенденция затемнить определенные характеристики и высветить другие и играет роль своеобразного ореола в восприятии человека человеком.
3) Тесно связаны с этим эффектом и эффект «первичности и новизны»
. Он касается значимости определенного порядка предъявления информации о человеке для составления представления о нем: ранее предъявленная информация рассматривается как «первичная», а поздно предъявленная как «новая».
4) На восприятие других людей большое влияние оказывает процесс стереотипизации
. Под социальным стереотипом понимается устойчивый образ или представление о каких-либо явлениях или людях, свойственное представителям той или иной социальной группы.
Для человека, усвоившего стереотипы своей группы, они выполняют функцию упрощения и сокращения процесса восприятия другого человека. Стереотипы представляют собой инструмент «грубой настройки», позволяющий человеку «экономить» психологические ресурсы. Они имеют свою «разрешенную» сферу социального применения. Например, стереотипы активно используются при оценке групповой национальной или профессиональной принадлежности человека.
⇐ Предыдущая17Следующая ⇒
Рекомендуемые страницы:
I II III | Р |
Д | Д Транзакции «Дополнительные» «Пересекающиеся» «Пересекающиеся» |
Рис. 7.2. Распределение позиций во взаимодействии (транзактный анализ) |
Урок 6.
Социальная психологияЛюбой человек, если только он не принял аскетизм и не живёт жизнью отшельника, является частью социума. Он взаимодействует с другими людьми и выполняет свою социальную роль. И, как правило, общение разных людей друг с другом всегда различается. Все люди разные и они могут относиться к различным социальным группам, занимать разное социальное положение, иметь разный статус и т.д.
На общение и отношения людей влияют многие факторы и нашей задачей, как людей, стремящихся к саморазвитию и лучшему пониманию природы человека, является разобраться в том, что же это за факторы и каковы вообще особенности взаимодействия людей и их поведения. И в этой теме нам поможет разобраться социальная психология, которой мы посвящаем очередной урок нашего курса.
В представленном уроке мы разберёмся в том, что такое прикладная социальная психология, знания из области которой мы сможем успешно применять на практике. Мы узнаем, на чём основываются взаимоотношения людей, разберёмся в том, каковы задачи и проблемы социальной психологии, поговорим о её предмете, объекте и методах. И начнём мы с объяснения самого понятия социальной психологии.
Содержание:
- Понятие социальной психологии
- Проблемы, предмет и объект
- Методы
- Законы социальной психологии
- Литература
- Проверочный тест
Понятие социальной психологии
Социальная психология – это раздел психологии, который посвящён изучению поведения человека в обществе и различных группах, его восприятия других людей, общения с ними и влияния на них. Знание основ социальной психологии представляется очень важным для психологически правильного воспитания человека и организации взаимодействия личности и коллектива.
Социальная психология является наукой, которая находится на стыке психологии и социологии, поэтому и изучает социальная психология аспекты, характерные для этих обеих наук. Если быть конкретнее, то можно сказать, что социальная психология изучает:
- Социальную психологию личности
- Социальную психологию групп людей и общения
- Социальные отношения
- Формы духовной деятельности
Социальная психология имеет и свои разделы:
- Политическая психология
- Организационная психология
- Психология восприятия
- Этнопсихология
- Историческая психология
- Гендерная психология
По мнению Галины Андреевой – человека, с именем которого связывают развитие социальной психологии в СССР, данная наука разделяется на три основных раздела:
- Социальная психология групп
- Социальная психология общения
- Социальная психология личности
Исходя из этого, можно описать круг проблем социальной психологии.
Проблемы, предмет и объект социальной психологии
Социальная психология, рассматривая, главным образом, личность в социуме, ставит своей задачей определить, в каких условиях личность усваивает социальные влияния и в каких условиях она реализует свою социальную сущность. Выявляется то, каким образом формируются социально-типические черты, почему в одних случаях они проявляются, а в других появились какие-то новые.
При изучении в расчёт берётся система межличностных отношений, поведенческая и эмоциональная регуляция. Кроме этого, поведение и деятельность личности рассматриваются в конкретных социальных группах, изучается вклад отдельного человека в деятельность всей группы и причины, влияющие на величину и ценность этого вклада. Главным ориентиром в исследовании личности для социальной психологии является взаимоотношения личности и группы.
Предмет социальной психологии – это закономерности возникновения, функционирования и проявления социально-психологических явлений на микро-, среднем и макроуровнях, а также в разных областях и условиях. Но это больше относится к теоретической стороне науки. Если же говорить о практической стороне социальной психологии, то её предметом будет выступать совокупность закономерностей психодиагностики, консультирования и применения психотехнологий в области социально-психологических явлений.
К объектам социальной психологии относятся сами носители социально-психологических явлений:
✔ | Личность в группе и системе отношений. |
✔ | Взаимодействие человека с человеком (родственники, коллеги, партнёры и т.п.) |
✔ | Малая группа (семья, класс, компания друзей, рабочая смена и т.п.) |
✔ | Взаимодействие человека с группой (лидеры и ведомые, начальники и подчинённые, учителя и ученики и т.п.) |
✔ | Взаимодействие групп людей (соревнования, дебаты, конфликты и т.п.) |
✔ | Большая социальная группа (этнос, социальный слой, политическая партия, религиозная конфессия и т. п.) |
Чтобы было понятнее, чем занимается социальная психология и что она изучает, вы можете задаться вопросами на тему того, почему, например, одни ученики в классе ведут себя одним образом, а другие – другим? Как влияет на становление личности человека, к примеру, то, воспитывают его родители-алкоголики или родители-спортсмены? Или почему одни люди склонны давать указания, а другие склонны их выполнять? Если вам интересно узнать психологические детали общения людей или взаимодействия групп людей друг с другом, то ваши потребности в этом вопросе как нельзя лучше удовлетворит именно социальная психология.
И, конечно же, чтобы изучение предмета и объекта социальной психологии было наиболее эффективным, и чтобы исследования давали максимальные результаты, социальная психология, как и любая другая наука должна иметь в своём арсенале определённый набор методов. О них мы и побеседуем ниже.
Но прежде чем перейти к теории давайте попробуем испытать на себе один эксперимент из области социальной психологии.
Cтатистика На весь экран
Методы социальной психологии
Вообще, о конкретных методах социальной психологии нельзя сказать, что они являются независимыми от общих методов психологии. Поэтому, использование любого метода должно быть обусловлено спецификой представленной науки, т.е. любой метод должен применяться в определённом «методологическом ключе».
Сами же методы социальной психологии имеют свою классификацию и подразделяются на четыре группы:
1 | Методы эмпирического исследования (наблюдение, эксперимент, аппаратурные методы, социометрия, анализ документов, тесты, опрос, групповая оценка личности). |
2 | Метод моделирования. |
3 | Методы управленческо-воспитательного воздействия. |
4 | Методы социально-психологического воздействия. |
Рассмотрим каждую группу методов вкратце.
Методы эмпирического исследования
Метод наблюдения. Под наблюдением в социальной психологии подразумевается сбор информации, который осуществляется путём непосредственного, целенаправленного и систематического восприятия и регистрирования социально-психологических явлений в лабораторных или естественных условиях. Основной материал по вопросу наблюдения содержится в нашем втором уроке, из которого вы можете узнать о том, какие виды наблюдения существуют и чем они характеризуются.
О том, как работает метод наблюдения, вы можете узнать, проверив его на своём личном опыте. Например, вы хотели бы узнать, что вызывает наибольший интерес у вашего подрастающего ребёнка в процессе обычной жизни. Чтобы это выяснить, нужно всего лишь наблюдать за ним, его поведением, настроением, эмоциями, реакциями. Более всего внимание стоит обращать на речевые акты, их направленность и содержание, физические действия и их выразительность.
Наблюдение поможет вам выявить какие-то отдельные интересные черты в своём ребёнке или, наоборот, увидеть, что происходит закрепление каких-либо тенденций. Главной задачей во время организации наблюдения является точное определение того, что вы хотите увидеть и зафиксировать, а также умения выявить факторы, оказывающие на это влияние. При необходимости наблюдение можно проводить систематически, использовать для него определённые схемы, оценивать результаты по каким-либо системам.
Метод анализа документов это одна из разновидностей способов анализа продуктов человеческой деятельности. Документом считается любая информация, зафиксированная на каком-либо носителе (бумага, фотоплёнка, жёсткий диск и т.д.). Анализ документов позволяет составить достаточно точную психологическую характеристику личности человека.
Этот метод очень популярен среди психологов и простых людей. Например, многие родители, замечая некоторые отклонения в развитии своих детей и пытаясь выяснить их причину, обращаются за помощью к психологам. А те, в свою очередь, просят родителей, что бы они принесли рисунки, которые нарисовали их дети. На основе анализа этих рисунков психологи приходят к какому-то мнению и дают родителям соответствующие рекомендации.
Есть ещё пример: как известно, многие люди ведут дневники. На основе изучения этих дневников опытные специалисты могут составить психологический портрет их владельцев и даже определить, какие факторы повлияли на то, что личность человека сформировалась конкретным образом.
Метод опроса, а в частности, интервью и анкетирование, широко распространены в современном обществе. Причём, не только в психологических кругах. Интервью берутся у людей из совершенно разных социальных слоёв с целью получения разного рода информации. Анкетирования проводятся аналогично. Если вы, к примеру, являетесь руководителем отдела в какой-нибудь организации и стараетесь найти возможность улучшить показатели работы своего отдела или сделать обстановку в коллективе более дружественной, вы можете провести среди своих подчинённых анкетирование, предварительно составив список вопросов.
А подвидом интервью можно смело назвать собеседование при трудоустройстве на работу. Как работодатель, вы можете составить список вопросов, ответы на которые дадут вам объективную «картинку» соискателя, которая поможет принять верное решение. Если же вы соискатель, претендующий на серьёзную (и не только) должность, то это повод подготовиться к интервью, для чего сегодня есть множество полезной информации в Интернете.
Метод социометрии относится к способам социально-психологического исследования структуры малых групп и человека, как члена группы. С помощью данного метода изучают отношения людей между собой и внутри группы. Социометрические исследования могут быть индивидуальными и групповыми, а их результаты обычно представляют в виде социометрических матриц или социограмм.
Метод групповой оценки личности (ГОЛ) заключается в получении характеристики человека в определённой группе, основанной на опросе членов этой группы относительно друг друга. Используя этот метод, специалисты оценивают уровень выраженности психологических качеств человека, которые проявляются в его появлении, деятельности и взаимодействии с окружающими.
Метод тестов. Как и некоторые другие методы психологии, тесты уже рассматривались нами в одном из первых уроков и подробно ознакомится с понятием «тесты» вы можете там. Поэтому, коснёмся лишь общих вопросов. Тесты – это краткие, стандартизированные и, в большинстве случаев, ограниченные по времени испытания.
При помощи тестов в социальной психологии определяют различия между людьми и группами людей. Во время выполнения тестов испытуемый (или группа таковых) выполняет определённые задания или выбирает из перечня ответы на вопросы. Обработка и анализ данных выполняются в соотнесении их с определённым «ключом». Результаты выражаются в тестовых показателях.
Шкалы, измеряющие социальные установки, относятся к числу тестов, которым всё же уделяется особое внимание. Шкалы социальных установок применяют с самыми разными целями, но чаще всего их используют для характеристик следующих направлений: общественное мнение, потребительский рынок, выбор эффективной рекламы, отношение людей к работе, проблемам, другим людям и т.д.
Эксперимент. Ещё один метод психологии, которого мы касались в уроке «Методы психологии». Эксперимент подразумевает создание исследователем определённых условий взаимодействия между испытуемым (или группой таковых) и определёнными ситуациями с целью восстановления закономерностей этого взаимодействия. Хорош эксперимент тем, что позволяет моделировать явления и условия для исследования и воздействовать на них, измерять реакции испытуемых и воспроизводить результаты.
Моделирование
В предыдущем уроке мы уже касались метода моделирования в психологии и ознакомиться с ним вы можете, перейдя по ссылке. Стоит лишь заметить, что в социальной психологии моделирование развивается в двух направлениях.
1 |
Первое – это техническая имитация процессов, механизмов и результатов психической деятельности, т.е. моделирование психики. |
2 |
Второе – это организация и воспроизведение какой-либо деятельности, посредством искусственного создания среды этой деятельности, т. е. психологическое моделирование. |
Метод моделирования позволяет получить множество самых разных достоверных социально-психологических сведений о человеке или группе людей. Например, для того, чтобы узнать, как сотрудники вашей организации будут действовать в экстремальной ситуации, будут под воздействием панического состояния или станут действовать сообща, смоделируйте ситуацию возникновения пожара: включите тревогу, оповестите сотрудников о возгорании и наблюдайте за происходящим.
Полученные данные позволят вам определить, стоит ли уделить внимание работе с сотрудниками по поведению на рабочем месте в чрезвычайных ситуациях, понять, кто является лидером, а кто – ведомым, а также узнать о тех качествах и чертах характера ваших подчинённых, о которых вы, возможно, не знали.
Методы управленческо-воспитательного воздействия
Под управленческо-воспитательными методами подразумевается совокупность действий (мыслительных или практических) и приёмов, выполняя которые можно достигнуть нужных результатов. Это своеобразная система принципов, которая даёт установку на организацию продуктивной деятельности.
Влияние методов воспитания проявляется через непосредственное воздействие одного человека на другого (убеждение, требование, угроза, поощрение, наказание, пример, авторитет и т.п.), создание специальных условий и ситуаций, вынуждающих человека проявить себя (выразить мнение, сделать какое-то действие). Также влияние оказывается через общественное мнение и совместную деятельность, передачу информации, обучение, получение образования, воспитание.
Среди методов управленческо-воспитательного воздействия выделяют:
✔ | Убеждения, формирующие определённые психические проявления (взгляды, понятия, представления). |
✔ | Упражнения, организующие деятельность и стимулирующие позитивные мотивы. |
✔ | Оценку и самооценку, определяющие поступки, стимулирующие деятельность и оказывающие помощь в регуляции поведения. |
Отличным примером управленческо-воспитательного воздействия является воспитание ребёнка его родителями. Именно посредством воспитания в человеке зарождаются и формируются основные черты и свойства его личности. Нетрудно догадаться, что, если вы желаете, чтобы ваш ребёнок вырос самостоятельным, уверенным в себе и успешным человеком, обладающим набором положительных качеств (ответственность, целеустремлённость, стрессоустойчивость, позитивность мышления и т.п.), то и воспитывать его следует должным образом.
Это, конечно, лишь несколько примеров. Но важно понять, что только в случае правильного управленческо-воспитательного воздействия на личность человека становится возможным оказать на него положительное и конструктивное влияние.
И последней группой методов социальной психологии являются методы социально-психологического воздействия.
Методы социально-психологического воздействия
Методы социально-психологического воздействия это совокупность приёмов, оказывающих воздействие на потребности, интересы, склонности человека, его установки, самооценку, эмоциональное состояние, а также социально-психологические установки групп людей.
При помощи методов социально-психологического воздействия можно оказывать влияние на потребности людей и их мотивацию, изменять их желания, стремления, эмоции, настроение, поведение. Умело используя данные методы можно менять взгляды людей, мнения и установки, а также создавать новые.
Оказывая правильное социально-психологическое воздействие на человека, можно обеспечить максимально благоприятное положение человека в обществе, сделать его личность более устойчивой к воздействию различных факторов, сформировать у него здоровое мировоззрение и отношение к людям, миру, жизни. Иногда методы социально-психологического воздействия применяются с целью разрушения уже имеющихся свойств личности, остановки какой-либо деятельности, мотивации к поиску новых целей и т.п.
Как мы видим, методы социальной психологии – это одна из наиболее сложных тем в психологической науке. Чтобы детально разобраться в этих методах, нужно провести за их изучением не один месяц. Но, несмотря на это, можно сделать один точный вывод: учитывая все методологические трудности, в любом социально-психологическом исследовании должно присутствовать умение чётко обозначать и разграничивать решаемые задачи, выбирать объект, формулировать исследуемую проблему, уточнять используемые понятия и систематизировать весь спектр применяемых для исследования методов. Только так можно сделать социально-психологические исследования максимально точными и результативными.
Некоторые законы социальной психологии
Но для того, чтобы вы могли уже сейчас начать внедрять полученные знания в свою жизнь, не занимаясь углублённым изучением специализированных материалов, следует знать несколько важных законов и закономерностей социальной психологии, которые оказывают влияние на жизнь человека в обществе и его взаимодействие с этим обществом и другими людьми.
1
Люди всегда тем или иным образом воспринимают находящихся рядом людей.
Обычно мы приписываем людям, с которыми контактируем, определённые свойства, которые относятся к социальным стереотипам. Стереотипы могут приписываться людям по антропологическому признаку, т.е на основе особенностей той расы, к которой принадлежит человек. Есть также социальные стереотипы – это образы, приписываемые людям, занимающим определённые должности, имеющие разный статус и т.п. Стереотипы могут быть и эмоциональными, т. е. связанными с физиологическими свойствами людей.
Поэтому, общаясь с разными людьми, вы должны понимать, что ваше их восприятие может быть подсознательно основано на стереотипах. Так, например, красивый человек может оказаться тем, с кем лучше не связываться, а непривлекательный внешне может поразить вас красотой и глубиной своей души. Если вы предвзято относитесь к людям определённой расы, это совсем не значит, что они таковы, как вы о них думаете. Ведь люди любого цвета кожи, пола, вероисповедания, мировоззрения могут быть как хорошими, так и плохими. Важно научиться воспринимать людей, не основываясь на стереотипах, а только на личном опыте. Как говорится, не судите по одёжке, а судите по уму.
2
Люди легко присваивают навязанные им социальные роли.
Человек, находящийся в постоянном взаимодействии с обществом, выстраивает своё поведение согласно тому, какую социальную роль присвоило ему это общество. Это легко прослеживается на примере человека, которого вдруг повысили в должности: он становится очень важным, серьёзным, общается с людьми с высока, те, кто ещё вчера были с ним на равных, сегодня ему уже не под стать и т. д. Навязанные социумом социальные роли могут сделать человека и слабовольным, бессильным что-то изменить. Люди, на которых оказано такое воздействие, могут «опуститься» до самых скверных поступков (даже убийства) или сами вознести себя до высот.
3
Лучший собеседник – это тот, кто умеет слушать.
Беседа – это неотъемлемая часть человеческого общения. Встречаясь с другими людьми, мы начинаем разговор: о том, как у кого дела, о новостях, о переменах, интересных событиях. Беседа может быть дружеской, деловой, интимной, официальной или ни к чему не обязывающей. Но многие люди, если обратить на это внимание, гораздо больше любят говорить, чем слушать. Практически в каждой компании есть человек, который постоянно перебивает, хочет высказаться, вставить своё слово, никого не слушает. Согласитесь, это не очень приятно. Но это ярко выраженная потребность в разговоре. У других людей она может быть менее выражена, но, в любом случае, всегда существует.
Если человеку дать возможность говорить без умолку, то попрощавшись с вами, он будет испытывать только самые приятные эмоции от общения. Если же постоянно говорить будете вы, то ему, вероятнее всего, станет скучно, он будет кивать головой, зевать, и общение с вами станет для него непосильной ношей. Сильная личность – это человек, способный управлять своими эмоциями и желаниями. А лучший собеседник – это тот, кто умеет слушать и не говорить ни слова, даже если очень хочется. Возьмите это на вооружение и попрактикуйтесь – вы увидите, как приятно будет людям с вами общаться. К тому же, это будет тренировкой вашего самоконтроля, самодисциплины и внимательности.
4
Установки людей влияют на их восприятие действительности и окружающих.
Если у человека есть заранее сформированная предрасположенность реагировать на что-то определённым образом, то и делать это он будет в соответствии с ней. Вот, к примеру, вы должны встретиться с каким-то человеком и вам заранее рассказали о нём что-то очень нехорошее. При встрече вы будете испытывать к этому человеку острую неприязнь, нежелание общаться, негатив и отторжение, даже если этот человек на самом деле очень хороший. Любой, даже один и тот же человек, может предстать перед вами в совершенно разном свете, если перед этим вам будет дана определённая установка на его восприятие.
Не стоит брать на веру всё, что вы слышите, видите, узнаёте от кого-то другого. Главное всегда – это доверять только личному опыту и проверять всё самому, беря, конечно, во внимание всё, что вы узнали, но не основываясь на этом. Только личный опыт позволит вам узнать достоверную информацию и вынести объективные суждения по поводу других людей, событий, ситуаций, вещей и пр. В этом случае идеально подходит поговорка: «Доверяй, но проверяй!».
5
Поведение людей часто зависит от того, как их воспринимают другие.
В психологии это называется рефлексией. Это присуще, конечно же, не всем, но очень многим. Есть люди, которые всецело зависят от того, как их воспринимают окружающие. Гипертрофированное чувство важности чужого мнения приводит к тому, что человек начинает чувствовать постоянный дискомфорт, эмоциональное напряжение, зависимость от другого человека, неспособность отстоять свою позицию, выразить своё мнение и множество других довольно неприятных ощущений. Причём, проявляться эти ощущения могут по-разному: от небольших перепадов настроений в течение дня до затяжных и глубоких депрессий.
Чтобы избежать подобных ситуаций, нужно понимать, что чужое мнение – это всего на всего чужое мнение. Не зря успешные люди говорят, что чужое мнение никогда не накормит вас и ваших близких, не купит вам одежду, не принесёт успеха и счастья. Совсем наоборот, практически всегда чужое мнение заставляет людей опускать руки, переставать к чему-то стремиться, развиваться и расти. То, как вас воспринимают окружающие – это их личное дело. Вы не обязаны ни под кого подстраиваться и всегда должны оставаться самими собой.
6
Люди склонны к осуждению окружающих и оправданию себя.
Ситуации в жизни бывают разные, как и люди, которые в них попадают. Но реакции, вызываемые у людей, попавших в эти ситуации, могут восприниматься нами совершенно по-разному. Например, если вы стоите в очереди, чтобы совершить покупку и перед вами стоит человек, который очень долго что-то покупает, это вызывает негативные эмоции у вас, вы можете начать выражать недовольство, торопить впереди стоящего и т. д. В то же время, если вы по какой-то причине задержитесь на кассе, а стоящий за вами человек начнёт что-то вам выговаривать, вы начнёте приводить вполне разумные доводы по поводу того, почему вы так долго стоите. И будете правы. Люди попадают в подобные ситуации практически каждый день.
Существенным плюсом для вас в плане своего развития будет овладение навыком критической оценки ситуации и людей, в ней оказавшихся (других и себя). Всякий раз, когда вы чувствуете, что начинаете испытывать в силу каких-либо обстоятельств негативные эмоции, раздражение, желание выразить недовольство в сторону другого человека, абстрагируйтесь ненадолго. Взгляните на ситуацию со стороны, критически оцените себя и других, подумайте о том, виноват ли другой в сложившейся ситуации и как бы вы повели и чувствовали себя на его месте. Вероятнее всего, вы заметите, что ваша реакция не совсем верная и следует вести себя спокойнее, тактичнее, осознаннее. Если сделать такую практику систематической, жизнь станет гораздо приятнее, вы будете меньше раздражаться, начнёте испытывать больше положительных эмоций, станете позитивнее и т. д.
7
Люди часто идентифицируют себя с другими людьми.
В социальной психологии это называется идентификацией. Очень часто наша идентификация с другими происходит во время нашего общения с кем-то: человек рассказывает нам какую-то историю или описывает ситуацию, участником которой был, мы же подсознательно ставим себя на его место, чтобы почувствовать то, что чувствовал он. Также идентификация может происходить во время просмотра кинофильма, чтения книги и т.п. Мы отождествляем с себя с главным героем или другими участниками. Таким образом мы глубже погружаемся в ту информацию, которую изучаем (смотрим, читаем), понимаем мотивы поступков людей, оцениваем себя с ними.
Идентификацию можно производить осознанно. Это очень помогает и в нестандартных, сложных жизненных ситуациях, и в процессе обычной жизни.
8
Люди составляют первое впечатление о человеке в течение первых пяти минут.
Этот факт уже давно доказан психологами. Первое впечатление о другом человеке мы составляем в течение первых 3-5 минут общения с ним. Несмотря на то, что первое впечатление может быть обманчивым, этому моменту следует уделять особое внимание. При встрече с человеком впервые, мы смотрим на его внешний вид, осанку, поведение, речь, эмоциональное состояние. Также на первое впечатление влияет то, не чувствуем ли мы, что человек превосходит нас по каким-то параметрам, насколько привлекательна его внешность, какое отношение проявляет человек по отношению к нам. Другие люди составляют впечатления о нас по этим же критериям.
Нужно уметь производить первое впечатление. А для этого необходимо учитывать все вышеизложенные факторы его формирования. Поэтому, всегда, когда знаете, что у вас планируется первая встреча с человеком (собеседование, встреча в дружеской компании, свидание и т.д.), вы должны подготовиться к этому: аккуратно выглядеть, уверенно держаться, уметь найти что сказать, соблюдать манеры приличия и правила этикета, внятно говорить и т.п. Запомните, что первое впечатление – это фундамент для выстраивания всех дальнейших отношений.
9
Человек притягивает в свою жизнь то, что соответствует его мыслям.
Это называют по-разному: законом притяжения, «подобное притягивает подобное» или «мы это то, что мы думаем». Смысл таков: в течение жизни на пути человека встречаются такие люди и происходят такие события, которые находятся с ним в резонансе: соответствуют его мыслям, ожиданиям, убеждениям. Если человек излучает негатив, то и в его жизни происходит больше неприятностей, ему сопутствуют неудачи, встречаются плохие люди. Если же от человека исходят позитивные вибрации, то и жизнь его будет наполнена, по большей части, добрыми вестями, хорошими событиями, приятными людьми.
Многие успешные люди и духовные личности говорят о том, что всё в жизни зависит от того, как мы мыслим. Поэтому, если вы хотите, чтобы ваша жизнь изменилась в лучшую сторону, происходило больше положительных событий, встречались хорошие люди и т.д., то, в первую очередь, вы должны обратить внимание на образ своего мышления. Перестройте его на нужный лад: с негатива на позитив, с позиции жертвы на позицию победителя, с ощущения неудачи на ощущение успеха. Не ждите мгновенных перемен, но старайтесь быть на позитиве через некоторое время вы заметите изменения.
10
В жизни человека часто происходит то, чего он ожидает.
Вы, наверное, не раз замечали такую закономерность: то, чего вы опасаетесь больше всего, происходит с завидной регулярностью. Но дело здесь совсем не в том, что это что-то плохое, а в том, насколько сильную эмоциональную окраску вы этому придаёте. Если вы постоянно думаете о чём-то, переживаете об этом, ожидаете чего-то, то велика вероятность того, что это произойдёт. Любые ваши ожидания могут оказывать влияние и на людей, окружающих вас. Но отрицательные эмоции (страх, боязнь, опасения), как известно, в гораздо большей степени овладевают сознанием людей, нежели положительные. Поэтому и происходит то, чего мы не хотим, чаще, чем то, чего хотим.
Перестройтесь и перестаньте думать о том, чего вы опасаетесь, и ожидать этого, начните ждать от жизни и окружающих только самого лучшего! Но здесь главное не переусердствовать, чтобы не испытывать чувства разочарования. Создайте для себя привычку ждать только хорошего, но не идеализируйте свои ожидания. Отстранитесь от негатива и настройтесь на позитивный лад, но всегда оставайтесь реалистами и трезво смотрите на мир.
Закономерностей, которые действуют в общении между людьми, очень много, ведь психология – это наука, обладающая огромным количеством особенностей. Чтобы сделать свою жизнь лучше, а общение с другими людьми и взаимодействие с обществом приятнее и эффективнее, нужно развивать в себе внимательность ко всему, происходящему вокруг: поведению людей, их реакциям, причинам тех или иных ситуаций и событий. Никакая теория не изменит вас и вашу жизнь сама по себе. Только практическое применение новых знаний, оттачивание навыков своего общения и тренировка личных качеств смогут повлиять на вас и изменить то, что вы хотите изменить.
Что же касается непосредственно самого человека в социальной психологии, то можно с уверенностью заявить, что человек, как сформировавшаяся личность, играет здесь главную роль. Именно социальные и психологические особенности позволяют вообще существовать такой науке, как социальная психология. А знания о ней, которые мы теперь имеем, желаем углублять и стремимся применять на практике, дают нам возможность определить, осознать и понять факторы, влияющие на развитие личности, специфику взаимодействия людей между собой и в группах (а также этих групп).
И уже это позволяет сделать нашу жизнь, как отдельных личностей, так и частей социума, более комфортной и осознанной, а результаты наших поступков и действий лучше и эффективнее. Именно по этим причинам мы должны осваивать азы социальной (и не только) психологии и делать их использование частью своей повседневной жизни.
Литература
Для тех, у кого есть желание глубже погрузиться в изучение темы социальной психологии, ниже мы представляем небольшой, но очень хороший список литературы, к которой есть смысл обратиться:
- Агеев B.C. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. М., 1990
- Андреева Г.М. Социальная психология М., 2003
- Битянова М.Р. Социальная психология М., 2002
- Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком М. МГУ, 1982
- Бодалев А.А. Личность и общение М., 1995
- Донцов А.И. Психология коллектива М., 1984
- Леонтьев А.А. Психология общения М., 1998
- Коломенский Я.Л. «Дифференциация социальной психологии и некоторые проблемы психологии развития» Санкт-Петербург: Питер, 2000
- Мясищев В.Н. Психология отношений Москва-Воронеж,1995
- Основы социально-психологической теории / Под ред. А.А.Бодалева, А.Н. Сухова М., 1995
- Парыгин Б.Д. Социальная психология М., 1999
- Психология личности и образ жизни / Отв. ред. Е.В.Шорохова М. Наука, 1987
- Реан А.А., Коломенский Я.Л. Социальная педагогическая психология СПб., 1998
- Робер М., Тильман Ф. Психология индивида и группы М. , 1988
- Секун В.И. Психология активности. Минск, 1996
- Семенов В.Е. Метод изучения документов в социально-психологических исследованиях Л., 1983
- Современная зарубежная социальная психология Тексты / Под ред. Г.М.Андреевой и др. М., 1984
- Социальная психология / Под ред. А.Н.Сухова, А.А.Деркача М., 2001
- Социальная психология и общественная практика /Под ред. Е.В. Шороховой, В.П. Левкович. М., 1985
- Социальная психология классов / Под ред. Г.Г.Дилигенского М., 1985
- Спивак Д.Л. Измененные состояния массового сознания СПб., 1996
- Станкин М.И. Психология общения Курс лекций М.,1996
- Стефаненко Т.Г, Шлягина Е.И., Ениколопов С.Н. Методы этнопсихологического исследования. М., 1993
- Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. Вып. 1. М., 1998
- Сухарев В., Сухарев М. Психология народов и наций. М., 1997
- Фрейд 3. Групповая психология и анализ «ЭГО» М. , 1991
- Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании М., 1996
- Шихирев П.Н. Современная социальная психология в Западной Европе М, 1985
Проверьте свои знания
Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только один вариант. После выбора вами одного из вариантов система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.
Cтатистика На весь экран
Теперь вам предстоит пройти экзамен по теоретической части курса.
КириллЕвгений Буянов
← 5 Психология развития Экзамен по теории →
Понимание взаимодействий
Понимание взаимодействий
Находка Взаимодействия
Концепция взаимодействие может быть трудным для студентов, плохо знакомых с областью психологии исследований, тем не менее взаимодействия являются часто встречающимся и важным аспектом поведенческих наука. Следующий урок познакомит вас с концепцией статистического взаимодействия, предоставить примеры взаимодействий и показать вам, как обнаружить взаимодействие.
Что является взаимодействием?
Когда два или более независимые переменные участвуют в дизайне исследования, есть еще что рассмотреть чем просто «главный эффект» каждой из независимых переменных (также называемые факторами). То есть влияние одной независимой переменной интересующая зависимая переменная может быть неодинаковой на всех уровнях другая независимая переменная. Другой способ выразить это состоит в том, что эффект одна независимая переменная может зависеть от уровня другой независимой переменной.
Для того, чтобы найти взаимодействия, вы должны иметь факторный план, в котором два (или более) независимые переменные «скрещиваются» друг с другом так, что являются наблюдениями при каждой комбинации уровней двух независимых переменных.
Например, если вы интересовались влиянием практики и уровня стресса на выполнение задач памяти, вы можете решить использовать факторный план. Вы манипулируете практикой попросив участников прочитать список слов один или пять раз . Вы также манипулируете уровнем стресса , используя два условия: в одном (низкий стресс) , участникам сообщают, что количество слов, которые они вспоминают, неважно, а в другом (высокий стресс) участникам говорят что большинство людей могут вспомнить все слова в списке, и что они ожидается, что он тоже сможет это сделать. Ваша зависимая переменная — это число слов, воспроизведенных из списка из 30 слов.
В этот дизайн, вам нужно было бы иметь участников в каждой из четырех ячеек конструкции : низкий уровень стресса и одна практика, низкий уровень стресса и пять методов, высокий стресс и одна практика, и высокий стресс и пять практик. скажем вот что у вас было 25 участников в каждой из этих четырех ячеек.
Сейчас, если два фактора в исследовании (практика и стресс) взаимодействуют, это означает что влияние одного фактора зависит от уровня другого фактора. Давайте вставьте некоторые данные, чтобы увидеть, есть ли взаимодействие в этом исследовании.
В приведенной выше таблице указаны средние значения ячеек, а также предельные средние значения и большое значение, для исследования. Например, среднее количество воспоминаемых слов при низком уровне стресса одно практическое условие равно 8. Это среднее значение ячеек . Однако среднее количество слов, вспоминаемых во всех условиях с низким уровнем стресса (независимо от практики) равно 16. Это предельное среднее .
Итак, есть ли у нас доказательства взаимодействия в этом исследовании? Один из способов ответить на это Вопрос заключается в том, чтобы начать с описания основных эффектов: , если нам нужно пройти квалификацию наши заявления об основных эффектах, говоря «это зависит», тогда у нас есть доказательства того, что может быть взаимодействие . Оказывается, там может быть основным следствием стресса. В условиях сильного стресса вспоминается меньше слов, чем в условиях низкого стресса. Также представляется, что существует основная эффект практики: пять практик приводят к лучшему запоминанию слов, чем всего одна практика. Однако эффект практической переменной зависит на уровне стресса (и наоборот): в условиях низкого стресса, практика, кажется, имеет существенный положительный эффект (в среднем 8 слов вспоминается с одной практикой и 24 слова вспоминается с пятью практиками), но в условиях сильного стресса практика дает лишь небольшой эффект (4 против 6 слова в двух условиях практики соответственно).
Следовательно, у нас есть доказательства взаимодействия в этом исследовании. Конечно, вам понадобится провести соответствующий статистический тест, прежде чем вы сможете сделать вывод, что ваши доказательства достаточно убедительны, чтобы поддержать утверждение о наличии взаимодействия среди населения. Возможно, вы захотите узнать, есть ли другие способы обнаружения это взаимодействие помимо изучения клеточных средств.
Использование графики для обнаружения возможных взаимодействий
Визуально проверка данных с помощью гистограмм или линейных графиков — еще один способ поиска для доказательства взаимодействия. Каждый из приведенных ниже графиков (графики 1-8) изображает иная ситуация в отношении основных эффектов двух независимых переменные и их взаимодействие. Вы можете визуализировать основные эффекты и эффекты взаимодействия (если они есть) на обоих линейных графиках, как нарисовано и на гистограммах, которые становятся видимыми при наведении курсора на «Просмотр В качестве гистограммы « кнопка.
Упражнение
Изображение данные из примера задачи (влияние практики и ударения на слово вспомнить) как гистограмму, так и линейный график. Есть ли доказательства возможного взаимодействие? Откуда вы знаете?
Социальное взаимодействие | Психология Вики
Оценка |
Биопсихология |
Сравнительный |
Познавательный |
Развивающие |
Язык |
Индивидуальные различия |
Личность |
Философия |
Социальные |
Методы |
Статистика |
Клинический |
Образовательные |
промышленный |
Профессиональные товары |
Мировая психология |
Социальная психология: Альтруизм · Атрибуция · Отношения · Соответствие · Дискриминация · Группы · Межличностные отношения · Послушание · Предрассудки · Нормы · Восприятие · Индекс · Контур
Социальное взаимодействие — это динамичная изменяющаяся последовательность социальных действий между людьми (или группами), которые изменяют свои действия и реакции в результате действий своего партнера (партнеров) по взаимодействию. Другими словами, это события, в которых люди придают значение ситуации, интерпретируют то, что имеют в виду другие, и реагируют соответствующим образом.
В социальных науках социальное отношение , отраженное в социальном взаимодействии , относится к отношениям между двумя (т. е. диадой), тремя (т. е. триадой) или более индивидуумами (например, социальной группой). Социальные отношения, производные от индивидуальной деятельности, составляют основу социальной структуры.
Социальные взаимодействия можно разделить на:
- случайный (также известный как социальный контакт) — незапланированный и, вероятно, не повторяющийся. Например, спросить у незнакомца дорогу или у продавца о наличии товара.
- повторяется — не запланировано, время от времени должно происходить. Например, время от времени случайно встречая соседа во время прогулки по своей улице;
- регулярный — не запланированный, но очень распространенный, может вызвать вопросы при пропуске. Каждый рабочий день встречаться со швейцаром или охранником на рабочем месте, каждый день обедать в одном и том же ресторане и т. д.
- регламентировано — запланировано и регламентировано таможней или законом, обязательно вызовет вопросы при пропуске. Взаимодействие на рабочем месте (приход на работу, собрания персонала и т. д.), в семье и т. д.
В социологической иерархии социальное взаимодействие более развито, чем поведение, действие, социальное поведение, социальное действие и социальный контакт, и, в свою очередь, затем следует более продвинутая концепция социальных отношений. Другими словами, социальные взаимодействия, состоящие из социальных действий, составляют основу социальных отношений.
Итак, формы социальных отношений и взаимодействия в [[[социальной психологии]], социологии и антропологии можно описать следующим образом: первое и самое основное — это звероподобное поведение, т. е. различные физические движения тела. Затем идут действия — движения со смыслом и целью. Кроме того, есть социальное поведение или социальные действия, направленные (прямо или косвенно) на других людей и требующие ответа от другого агента. Далее идут социальные контакты, пара социальных действий, формирующих начало социальных взаимодействий. Социальные взаимодействия, в свою очередь, составляют основу социальных отношений. Это представлено графически ниже:
Эти подразделения показаны в таблице ниже:
Физическое движение | Значение | Направлено на других | Ждать ответа | Уникальное/редкое взаимодействие | Взаимодействия | Случайное, не запланированное, но повторное взаимодействие | Обычный | Взаимодействия, описанные законом, обычаем или традицией | Схема социальных взаимодействий | |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Поведение | Да | |||||||||
Действие | Да | Да | ||||||||
Социальное поведение | Да | Да | Да | |||||||
Социальная акция | Да | Да | Да | Да | ||||||
Социальный контакт | Да | Да | Да | Да | Да | |||||
Социальное взаимодействие | Да | Да | Да | Да | Да | Да | ||||
Повторное взаимодействие | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да | |||
Регулярное взаимодействие | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да | ||
Регулируемое взаимодействие | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да | |
Социальные отношения | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да |
== Формы социального взаимодействия, представляющие интерес для психологов, включают:
- Агрессивное поведение
- Запугивание
- Разрешение конфликта
- Поощрение
- Прощение
- Физический контакт
- Ненасилие
- Виктимизация
- Основная статья: Аспекты социального взаимодействия, связанные с развитием
Содержание
- 1 См. также
- 2 Ссылки и библиография
- 3 Ключевые тексты
- 3.1 Книги
- 3.2 Бумаги
- 4 Дополнительный материал
- 4.1 Книги
- 4.2 Бумаги
- 5 Внешние ссылки
См. также
- Формы деятельности и межличностные отношения
- Межличностное взаимодействие
- Взаимодействие#Социология
- Межличностное влечение
- Мир
- Психодинамика
- Самоконтроль (личность)
- Социальная тревожность
- Социальное познание
- Социальные сети
- Анализ социальных сетей
- Сети социальной поддержки
- Символический интеракционизм
Ссылки и библиография
Ключевые тексты
Книги
- Барон, Р.А. и Бирн, Д. (1984) Социальная психология: понимание человеческого взаимодействия, 4-е изд., Бостон, Массачусетс: Allyn & Bacon.
- Гахаган, Дж. (1984) Социальное взаимодействие и его управление, Лондон: Метуэн.
- Макс Вебер Природа социального действия в Runciman, WG ‘Weber: Selections in Translation’ Cambridge University Press, 1991.
- Петр Штомпка, Социология, Знак, 2002, ISBN 83-240-0218-9
Документы
- Кендон, А. (1967) Некоторые функции направления взгляда в
социальном взаимодействии, Acta Psychologica 26: 22-63. Кеннеди, А. (1984) Психология чтения, Лондон: Метуэн.
Дополнительные материалы
Книги
Статьи
- Google Scholar
- Курцбан Р. и Лири М. Р. (2001). Эволюционные истоки стигматизации: функции социальной изоляции. Психологический бюллетень , 127(2), 187-208.
Внешние ссылки
- Полный текст
На этой странице используется лицензированный Creative Commons контент из Википедии (просмотр авторов). |
Взаимодействие | Психология Вики | Фэндом
Оценка |
Биопсихология |
Сравнительный |
Познавательный |
Развивающие |
Язык |
Индивидуальные различия |
Личность |
Философия |
Социальные |
Методы |
Статистика |
Клинический |
Образовательные |
промышленный |
Профессиональные товары |
Мировая психология |
Социальная психология: Альтруизм · Атрибуция · Отношения · Соответствие · Дискриминация · Группы · Межличностные отношения · Послушание · Предрассудки · Нормы · Восприятие · Индекс · Контур
Взаимодействие — это действие, которое возникает, когда два или более объектов воздействуют друг на друга. Идея двустороннего эффекта существенна в концепции взаимодействия, а не одностороннего причинного эффекта. Комбинации многих простых взаимодействий могут привести к удивительным эмерджентным явлениям. В разных науках он имеет разное значение.
Случайные примеры взаимодействия за пределами науки включают:
- общение любого рода, например, общение двух или более людей друг с другом, или общение между группами, организациями, нациями или государствами: торговля, миграция, международные отношения, транспорт; и т. д.
- обратная связь во время работы машин, таких как компьютер или инструмент, например, взаимодействие между водителем и положением его или ее автомобиля на дороге: управляя рулем, водитель влияет на это положение, глядя на эту информацию, возвращается к Водитель;
В психологии этот термин может означать:
- Взаимодействие с двойной связью
- Лекарственные взаимодействия
- Взаимодействие сотрудников
- Гетеросексуальное взаимодействие
- Взаимодействие человека и животного
- Взаимодействие человека с компьютером
- Межполушарное взаимодействие
- Анализ взаимодействия (статистика)
- Дисперсия взаимодействия
- Межличностное взаимодействие
- Межвидовое взаимодействие
- Социальное взаимодействие
- Взаимодействие супервайзера с сотрудником
- Взаимодействие учителя и ученика
Содержание
- 1 Химия и медицина
- 2 Связь
- 3 Социология
- 4 Статистика
- 5 Внешние ссылки
- 6 См. также
Химия и медицина
В медицине большинство лекарств можно безопасно использовать с другими лекарствами, но определенные комбинации лекарств необходимо контролировать в течение взаимодействий , часто фармацевтом. В молекулярной биологии знания о взаимодействии генов/белков между собой и с их метаболитами называются молекулярными путями.
Взаимодействия между лекарствами обычно относятся к одной из двух основных категорий; фармакодинамический (включающий действие двух взаимодействующих препаратов) и фармакокинетический (включающий абсорбцию, распределение, метаболизм и выведение одного или обоих взаимодействующих препаратов друг с другом).
Иногда два или два лекарства используются вместе, чтобы создать дополнительный эффект, например. два разных обезболивающих, чтобы обеспечить более полный контроль над болью. Эти взаимодействия обычно являются преднамеренными, но должны контролироваться врачом, потому что пациенты могут получить больший эффект, чем на самом деле требуется.
Иногда два или более лекарства действуют друг против друга. Эти взаимодействия обычно хорошо известны, и их следует избегать, если оба лекарства не являются необходимыми. Тщательный мониторинг используется для предотвращения проблем из-за результатов взаимодействия.
Другие взаимодействия могут привести к тому, что одно лекарство будет иметь меньший или больший эффект, чем ожидалось, и это обычно регулируется путем корректировки дозировки.
В медицине большинство лекарств можно безопасно использовать с другими лекарствами, но определенные комбинации лекарств необходимо контролировать на предмет взаимодействия, часто фармацевтом. Взаимодействия между лекарствами (лекарственные взаимодействия) обычно попадают в одну из двух основных категорий:
- фармакодинамический : включает действие двух взаимодействующих препаратов.
- фармакокинетика : Включает абсорбцию, распределение, метаболизм и выведение одного или обоих взаимодействующих препаратов по отношению к другому.
С точки зрения эффективности, между лекарствами может быть три типа взаимодействия: аддитивное, синергическое и антагонистическое. Аддитивное взаимодействие означает, что эффект двух химических веществ равен сумме эффектов двух химических веществ, взятых по отдельности. Обычно это происходит из-за того, что два химических вещества действуют на организм одинаково. Примерами являются аспирин и мотрин, алкоголь и депрессант, транквилизатор и болеутоляющее. Синергическое взаимодействие означает, что действие двух химических веществ, взятых вместе, больше, чем сумма их раздельного действия в тех же дозах. Примером могут служить пестициды и удобрения, биологический эффект которых разрушительен. Антагонистическое взаимодействие означает, что эффект двух химических веществ на самом деле меньше, чем сумма эффектов двух препаратов, принимаемых независимо друг от друга. Это связано с тем, что второе химическое вещество увеличивает выведение первого или даже напрямую блокирует его токсическое действие. Антагонизм лежит в основе антидотов отравлений.
Коммуникации
В коммуникации интерактивная коммуникация происходит, когда источники по очереди передают сообщения друг другу. Это следует отличать от транзакционной коммуникации, при которой источники передают сообщения одновременно.
Социология
В социологии социальное взаимодействие — это динамичная, меняющаяся последовательность социальных действий между людьми (или группами), которые изменяют свои действия и реакции в результате действий своего партнера (партнеров) по взаимодействию. Социальные взаимодействия можно разделить на:
- случайное — не запланированное и, вероятно, не повторяющееся. Например, спросить у незнакомца дорогу или у продавца о наличии товара.
- повторяется — не запланировано, время от времени должно происходить. Например, время от времени случайно встречая соседа во время прогулки по своей улице;
- регулярный — не запланированный, но очень распространенный, может вызвать вопросы при пропуске.