Пословицы для дошкольников – Пословицы для детей дошкольного возраста

Картотека пословиц для дошкольников.

РОДИНА

Всякая птица свое гнездо любит

Всякому мила родная сторона

Где кто родится, там и пригодится

Дома и стены помогают

Нет в мире краше Родины нашей

Своя земля и в горсти мила

Родимая сторона – мать, чужая — мачеха

ЧЕЛОВЕК

СУЩНОСТЬ, ВНЕШНОСТЬ

Не тот хорош, кто лицом пригож,

А тот хорош, кто для дела гож

Велик телом, да мал делом

Веселого нрава не купишь

Видно сокола по полету,

А добра молодца по поступи

Глаза – зеркало души

Глаза на мокром месте

Душа у него нараспашку

Ему палец в рот не клади

Идет – словно павушка плывет

Мал – да удал

На сердитых воду возят,

А на дутых – кирпичи

Надулся как сыч

Первый парень на деревне,

А в деревне один дом

С ним каши не сваришь

У тебя память девичья

УМ, ГЛУПОСТЬ

Встречают по одежке, провожают по уму

Всяк Еремей про себя разумей

Мудрость и города берет

Одна голова хорошо, а две – еще лучше

У умной головы сто рук

Умную голову почитают смолоду

Умный любит учиться, а умный учить

Умный молчит, когда дурак ворчит

ЭГОИЗМ, РАВНОДУШИЕ

Всякому своя рубаха к телу ближе

Коли конь, да не мой, — так волк его ешь!

У кого что болит, тот про то и говорит

ТЩЕСЛАВИЕ, СПЕСЬ, ПОХВАЛЬБА

Вздулся пузырь, да и лопнул

Все равны бобры, один я соболек

Вырос наш жук больше медведя

Не хвались сам, а жди когда люди похвалят

Хвалилась овца, что у нее хвост как у жеребца

Хвастлива собака была, да волки съеле

ХИТРОСТЬ, ЛИЦЕМЕРИЕ, ЛЕСТЬ

Волк и каждый год линяет, а все сер бывает

И нашим и вашим за копейку спляшем

На языке мед, а под языком лед

Сам себе на уме

ЖАДНОСТЬ, ЗАВИСТЬ

Влез кот на сало и кричит: «Мало!»

Глаза завидущие, руки загребущие

За маленьким погнался, большое потерял

Завидущие глаза не знают стыда

Злой плачет от зависти, а добрый от жалости

Ни сам не гам, ни другому не дам

Ни себе, ни людям

МОЛОДОСТЬ, СТАРОСТЬ

Дважды молоду не бывать

Молодость горы шатает

Не смейся над старым, и сам будешь стар

Молод – с игрушками, стар – с подушками

Молодость плечами покрепче, а старость головою

Не смейся над старым, и сам будешь стар

Смолоду прорешка – под старость дыра

Старый ворон не каркнет мимо

ЛЕНЬ, НЕРАДИВОСТЬ

Авось и как-нибудь до добра не доведут

Видно неряху по грязной рубахе

Делать спустя рукава

Длинная нитка – ленивая швея

Долго спать – добра не видать

Долог день до вечера, коли делать нечего

Есть калачи – не сиди на печи

Идет Емеля, да ждать его неделю

Из рук вон полохо

И готово, да бестолково

Как на охоту идти, так и собак кормить

Какова пряха, такова на ней и рубаха

Ленивого хорошо за смертью посылать

Один пашет, а семеро руками машут

Под лежач камень вода не течет

Сбил, сколотил – вот колесо,

Сел, да поехал – ах, хорошо1

Оглянулся назад — одни спицы лежат

Сделать на скорую руку

У ленивой пряхи и для себя нет рубахи

У него лень за пазухой гнездо свила

ЧЕЛОВЕК И СЕМЬЯ

ХОЗЯЙСТВЕННОСТЬ ДОСТАТОК ДОМ

Всякий дом хозяином держится

Дом вести — не головой трясти6 все надо припасти

Дом –полная чаша

Дома и стены помогают

Не красна изба углами, а красна пирогами

ХЛЕБ, СОЛЬ

Без капусты щи негусты

Без каши обед не в обед

Будет день-будет и пища

Был бы пирог , найдется едок

Был бы обед, а ложка сыщется

Все полезно, что в рот полезло

Всякому нужен и обед, и ужин

Горе наше – гречневая каша: поел бы такой,

Да нет никакой

Если ложкой не наелся – языком не налижешься

Кашу маслом не испортишь

Когда я ем, я глух и нем

Крупинка за крупинкой гоняется с дубинкой

Лакомый кусочек скорее в роточек

Любимая весть,как скажут, что пора есть

Мы люди не гордые: нету хлеба, давай пироги

Наелся как бык – не знаю как быть

Наварила ,ровно на Маланьину свадьбу

Наш Мирошка ест и без ложки

Не будет хлеба, не будет и обеда

Не поглядев на пирог, не говори, что сыт

Ни маковой росинки во рту не было

Остатки сладки

Пошел проведать, да и остался обедать

С маслом да со сметаной бабушкин лапоть съешь

Серчай,сердись, а за стол садись

Солнце выше ели, а мы еще не ели

Хороша кашка, да мала чашка

Что есть в печи – все на стол мечи

Щи да каша – мать наша

ХЛЕБ – ВСЕМУ ГОЛОВА

Без соли, без хлеба – половина обеда

Без хлеба сыт не будешь

Гречневая каша – матушка наша,

А хлебец ржаной – отец родной

Если хлеба ни куска, так и в тереме тоска

Умный детина: знает, что хлеб – не мякина

Хлеб да вода – молодецкая еда

Хлеб – кормилец

Хлеб наш насущный: хоть черный, но вкусный

Чья земля, того и хлеб

ГОСТЕПРИИМСТВО

Будь как дома

В гости ходить – надо и к себе водить

В гостях хорошо, а дома лучше того

Встречают гостя по платью, а провожают по уму

Гостей – со всех волостей

Гость доволен – хозяин рад

Гость не много гостит, да много видит

Гость хозяину не указчик

Гостю щей не жалей, а погуще влей

Добрый гость всегда в пору

Званому гостю – первое место

Каков гость, таково ему и угощение

Каковы гости, таков и пир

Люби дома, что захочешь, а в людях – что дают

Много гостей – много и новостей

Не для того в гости едут, что дома нечего обедать

По усам текло, а в рот не попало

Праздник придет, гостей приведет

Рад не рад, а говори: «Милости просим»

Спасибо этому дому – пойдем к другому

ПРАВДА, ЛОЖЬ

Всяк про правду трубит, да не всяк правду любит

Лучше горькая правда, чем сладкая ложь

Правда в огне не горит и в воде не тонет

Правда глаза колет

Враки доводят до драки

Кто вчера соврал, тому и завтра не поверят

Наврал с три короба

Не любо – не слушай, а врать не мешай

Обвели вокруг пальца

ДОБРО, ЗЛО

Доброму и добрая слава

Добрые слова дороже богатства

Доброму добро, а худому пополам ребро

Ложка дегтя испортит бочку меда

На добрый привет добрый и ответ

Жизнь дана на добрые дела

Как волка ни корми, он все в лес глядит

Камень за пазухой держать

Пожалел волк кобылу – оставил хвост, да гриву

Как поживешь, так и прослывешь

СОВЕСТЬ, ЧЕСТЬ

Когда совесть раздавали, его дома не было

Совесть спать не дает

Стыд не дым, а глаза ест

Береги платье снову, а честь смолоду

Добрая слава лежит, а дурная – далеко бежит

ДРУЖБА

Без друга в жизни туго

Верный друг лучше сотни слуг

Горе на двоих – полгоря, радость на двоих – две радости

Дерево живет корнями, а человек – друзьями

Друга ищи, а найдешь – береги

Дружба крепка не лестью, а правдой и честью

Дружные – водой не разольешь

Какову дружбу заведешь, такову и жизнь поведешь

Кто скуп да жаден, тот в дружбе неладен

На что с тем дружиться, кто охоч браниться?

С кем поведешься, от того и наберешься

Сам пропадай, а товарища выручай

Скажи, кто твои друзья, и я скажу, кто ты

УЧЕНИЕ, ЗНАНИЕ, НАУКА

Без терпенья нет ученья

И медведя плясать учат

Ученье – путь к уменью

Ученье – свет, а неученье – тьма

Кто грамоте горазд, тому не пропасть

С грамотой вскачь, а без грамоты хоть плачь

Незнайка лежит, а знайка далеко бежит

СЛОВО, РЕЧЬ

Говорит до вечера, а слушать нечего

Говорят про Фому, а он про Ерему

Держи язык на привязи

Доброе слово железные ворота отопрет

Доброе слово и кошке приятно

Дурное слово – что смола: пристанет – не отлепишь

Ешь пирог с грибами, а язык держи за зубами

За словом в карман не полезет

За твоим языком не поспеешь босиком

За худые слова слетит и голова

Из одних слов шубы не сошьешь

Из пустого в порожнее переливает

Коротко, да ясно, оттого и прекрасно

Кто мало говорит, тот больше делает

Мели, Агаша, изба-то наша

Молчит – как воды в рот набрал

Не в бровь, а в глаз

Не давши слово – крепись, а давши – держись

Нем как рыба

Никто за язык не тянет

Слово – не воробей, вылетит – не поймаешь

У него на всякий спрос есть ответ

У него рот без застежек

У него что на уме, то и на языке

У него язык – как бритва

У языка костей нет, как хочет, так и ворочается

Это камень в наш огород

Язык до Киева доведет

Язык и то поведает, чего голова не ведает

Языком молоть – не дрова колоть, спина не заболит

СМЕЛОСТЬ, ТРУСОСТЬ

Смелость города берет

Либо пан, либо пропал

На смелого собака лает, а трусливого кусает

Бояться несчастья-и счастья не будет

Волков бояться – в лес не ходить

У страха глаза велики

Храброму смерть не страшна

Трусливому зайцу и пенек волк

Молодец против овец, а против молодца и сам овца

Храбр после рати, как залез на полати

ОСТОРОЖНОСТЬ, ТОРОПЛИВОСТЬ

Береженого и бог бережет

Кабы знал, где упал, тут соломки подостлал

Не плюй в колодец: пригодится воды напиться

Поспешишь – людей насмешишь

Сделать на скорую руку

Тише едешь – дальше будешь

ТЕРПЕНИЕ, КРОТОСТЬ, ВЕЖЛИВОСТЬ

Всякому терпенью бывает конец

И в мое оконце засветит солнце

И темна ночь не навек

Не под дождем – подождем

Терпи казак – атаманом будешь

Что ни делается – все к лучшему

Тише воды, ниже травы

Хоть горшком назови, только в печку н е ставь

За спасибо кума пешком в Москву шла

На всякие приветы надобно иметь ответы

Хлеб-соль кушай, а хозяина слушай

УПРЯМСТВО, НАЗОЙЛИВОСТЬ

Всю ночь просижу, а ночевать не стану

Ему говорят – стрижено, а он – брито

Нашла коса на камень

Не будь упрям, а будь прям

Что в лоб, что по лбу

Липнет – как банный лист

Льнут как мухи

Как оса лезет в глаза

Наш пострел везде поспел

Не мытьем – так катаньем

Не стой надо мной, как черт над душой

ЗДОРОВЬЕ, БОЛЕЗНЬ

Аппетит от больного бежит

А к здоровому катится

Береги платье снову,

А здоровье смолоду

Болен-лечись, а здоров-берегись

Быстрого и ловкого болезнь не догонит

До свадьбы заживет

Здоровье дороже богатства

Чистая вода – для хвори беда

Лук семь недугов лечит

Хрен, да редька, лук, да капуста

Лихого не допустят

ЧЕЛОВЕК И ТРУД

ЗЕМЛЕДЕЛЬЧЕСКИЙ КАЛЕНДАРЬ

Без хозяина земля –круглая сирота

Земля заботу любит

Земля – кормилица

ВЕСНА

весенний день год кормит

апрель с водой, а май с травой

В апреле земля преет

Весна, да осень-погод восемь

Весна днем красна

До поры до времени не сеют семени

Кто пахать не ленится, у того и хлеб родится

Кукушка закуковала – пора сеять лен

Лягушка с голосом – сей овес

Март с водой, апрель с травой, а май с цветами

Март сухой, да мокрый май-будет каша и каравай

Увидел грача – весну встречай

Что посеешь, то и пожнешь

ЛЕТО

В августе серпы греют, вода холодит

В июле на дворе пусто, а в поле густо

Июнь с косой по лугам прошел,

А июль с серпом по хлебам побежал

Кукушка приносит весточку о лете,

Ласточка – теплые дни

Рожь говорит –колошусь, а мужик –не нагляжусь

Что летом родится – зимой пригодится

ОСЕНЬ

Осень – перемен восемь

В сентябре одна ягода, и та – горькая рябина

Мужика не шуба греет, а цеп

Октябрь ни колеса, ни полоза не любит

Погода такая, что добрый хозяин собаку со двора не выгонит

ЗИМА

Береги нос в большой мороз

Декабрь год кончает, а зиму начинает

Зима без снега – лето без хлеба

Мороз невелик, да стоять не велит

Первый снег выпадает за 40 дней до зимы

Прилетели белые мухи

Февраль месяц лютый: спрашивает, как обутый

Февраль три часа дня прибавит

Холодная зима – жаркое лето

Январь- году начало, зиме середина

Январю-батюшке – морозы, февралю-метели

ТРУД, МАСТЕРСТВО, ОРУДИЯ ТРУДА

Без дела жить – только небо коптить

Без работы день годом станет

Без сноровки и ложку мимо рта пронесешь

Без труда и отдых не сладок

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда

Без труда нет плода

Была бы охота – заладится всякая работа

Быть занятым по горло

Взялся за гуж – не говори, что не дюж

Все скоро сказывается, да не все скоро делается

Глаза страшатся, а руки делают

Глину не мять – горшков не видать

Грибов ищут- по лесу рыщут

Дело ломаного гроша не стоит

Дело мастера боится

Делу время, потехе – час

Играй, играй, да дело знай

Каков мастер, такова и работа

Кончил дело – гуляй смело

Кто ест скоро, тот и работает споро

Любишь кататься, люби и саночки возить

Не бывает скуки, коли заняты руки

Не говори, что делал, а говори, что сделал

Не откладывай дела в долгий ящик

Не привыкай к безделью – учись рукоделью

Пошло дело как по маслу

ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО

ЧЕЛОВЕК И КОЛЛЕКТИВ

Берись дружно, не будет грузно

В одиночку не одолеешь и кочку

В согласном стаде волк не страшен

В тесноте, да не в обиде

Веника не сломаешь, а прутья по одному все переломаешь

Вместе тесно, а врозь скучно

Все за одного, один за всех

Дружно – не грузно, а врозь – хоть брось

Дружные сороки и гуся утащат

Как медведь в берлоге

Не копай другому яму – сам в нее попадешь

Как аукнется, так и откликнется

Один в поле не воин

Один и дома горюет, а двое и в поле воюют

Свет не без добрых людей

Согласье крепче каменных стен

Тот не хорош, другой не пригож,

Погляди-ка на себя: сама-то какова?

ВРАЖДА, ССОРА

Безрогая корова хоть шишкою да боднет

Бодливой корове бог рог не дает

Браниться – бранись, а рукам воли не давай

Где двое бранятся, тут третий не суйся

Лежачего не бьют

Мир да лад – большой клад

Нашла коса на камень

Нелады да свары хуже пожара

Одна задириха, а другая неспустиха

С людьми браниться никуда не годиться

Собака лает – ветер носит

ВИНА, НАКАЗАНИЕ, РАСКАЯНИЕ

Били Фому за Еремину вину

Вали с больной головы на здоровую

Виноват медведь, что корову съел,

А неправа и корова, что за поле ходила

Головы повинной не секут, не рубят

Держать в ежовых рукавицах

Знает кошка, чье мясо съела

Кто плут, для того сделан кнут

На ошибках учимся

Не за то волка бьют, что сер, а за то что овцу съел

МУДРОСТИ НАЧАЛА

НАЧАЛО-КОНЕЦ

Где тонко, там и рвется

Лес рубят-щепки летят

Лучше синица в руках, чем журавль в небе

Назвавшись груздем – полезай в кузов

ИНОМУ МИЛО, А ДРУГОМУ ПОСТЫЛО

Кто плачет, а кто пляшет

Мал золотник, да дорог

На вкус, на цвет товарища нет

На свой аршин не меряй

Не по Сеньке шапка

У каждого Федорки свои отговорки

ДОБРЫЙ КОНЕЦ – ВСЕМУ ДЕЛУ ВЕНЕЦ

Было бы начало, будет и конец

Как веревочка ни вьется, а кончику быть

Кончил дело – гуляй смело

Не говори гоп, пока не перескочишь

ПОРА ДА ВРЕМЯ ДОРОЖЕ ЗОЛОТА

Будет день, будет и ночь

Что было, то сплыло

Время подойдет, так и лед пойдет

Всему свое время

День на день не приходится

День придет – и заботу принесет

Дорога ложка к обеду

Лучше поздно, чем никогда

Много воды утекло с тех пор

На будущую осень – годов через восемь

Перемелется – мука будет

После дождичка в четверг

Ранняя пташка носок прочищает, а поздняя глазок продирает

Утро вечера мудренее

Упустишь огонь – не потушишь

Искру туши до пожара, беду отводи до удара

Упустив гриву, трудно за хвост удержать

ПОСЛОВИЦА, ПОГОВОРКА

Без углов дом не строится, без пословицы речь не молвится

И на твою спесь пословица есть

Красна речь пословицей

На всякого Егорку есть поговорка

На пословицу не обижаются

Пословица – всем делам помощница

Пень не околица, глупая речь не пословица

infourok.ru

Консультация (старшая группа) на тему: Пословицы и поговорки в воспитании старших дошкольников

Пословицы  и поговорки в воспитании старших дошкольников

                                                                                                 Пословица – коротенькая притча.

                                                                                                Это  суждение, приговор, поучение.  

                                                                                                      Поговорка  –  сложное, короткое                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       —                                                                                                высказывание  которое бытует в

                                                                                                  народе, но не составляет полной                                                                                                         —                                                                                                  пословицы                                                

                                                                                                         

                                                                                                                                                         В. Даль

                                                                                                       

В работе с детьми дошкольного возраста пословицы и поговорки давно заняли прочное место как одно из эффективных средств воспитания. С их помощью можно         выразить не только своё восхищение, но и деликатно высказывать осуждение.  Пословицы и поговорки отличаются простотой и сжатостью, логической завершённостью, образной выразительностью. Всё в них целесообразно, экономно. Каждое слово на месте. Они вводят ребёнка в мир чувств, глубоких переживаний и эмоциональных открытий. Пословицы учат —   В  них осуждается лень, хвастовство, нерадивость.  Восхваляются  скромность, ум, трудолюбие. Пословицы и поговорки  раскрывают разные стороны поведения человека, черты его характера, помогают воспитывать в ребёнке и чувство любви к родной земле, родине, Отечеству.  В них обобщён опыт нашего народа, сформулирован его кодекс. По определению   Я.О. Каменского:  «Пословица или поговорка есть краткое  и ловкое высказывание,  в котором одно говорится и иное подразумевается, т.е. слова говорят о некотором внешнем физическом, знакомом предмете, а намекают на нечто внутреннее, духовное, незнакомое».   Можно создать копилку пословиц и поговорок по разным темам:  «Родина»,  «Смелость, трусость», «Терпение,  вежливость, кротость», «Совесть и честь», «Правда, ложь».       Такая «копилка»  позволяет более  эффективно использовать их в работе, практически    во всех видах деятельности.  Так, удачное применение  пословиц и поговорок способствует исправлению тех или иных личностных недостатков ребёнка. Образность пословиц делает их эффективным средством убеждения, а определённый ритм облегчает детям их запоминание.  

       Пословицы и поговорки          благодаря своему  разнообразию – прекрасный материал для развития речи.  Их систематическое использование  в работе с детьми способствует формированию умения выделять смысловые связи слов и словосочетаний.  Стараясь  объяснить  их значение,  дети совершенствуют навыки связной речи, а постигая смысл пословиц, развивают мыслительные способности.  Кроме того, для умственного использования пословицы ребёнок  должен         в уме соотнести         сложившуюся ситуацию с имеющейся у него запасом пословиц и подобрать соответствующую.

      Организуя работу с детьми, необходимо продумывать упражнения, специальные и творческие задания с использованием пословиц и поговорок. Давать задания в привлекательной форме, используя игровые, соревновательные и другие мотивационные установки. При этом уделить внимание развитию понимания прямого и переносного значения слов, иносказательного содержания пословиц и поговорок, а также совершенствованию таких типов речи, как рассуждение,  объяснение, доказательство. Упражнения:

 1. Упражнение:  «Закончи пословицу»

Воспитатель произносит пословицу, пропуская одно слово, а дети должны подобрать соответствующее. В случае затруднения помочь ребёнку выбрать правильный ответ из нескольких предложенных вариантов.

 2. Упражнение: «Завиральные пословицы»

 Воспитатель проговаривает пословицы, при этом одна из них искажена. Дети, услышав её, должны хлопнуть в ладоши и сказать пословицу правильно.

 3.  Упражнение:  «Кто знает, пусть продолжает»

 Первый ребёнок произносит пословицу, следующий — проговаривает другую, но обязательно соответствующую заданной теме.

 4.  Упражнение:  «Обьяснялки»

  Дети объясняют значение той или иной пословицы, поговорки. Вариантом может быть подбор к пословице соответствующих иллюстраций, картинок, фотографий и т.д. Уместно и использование вопросов типа:  «О ком можно сказать, что он дрожит как осиновый лист? «,  «Кому следует говорить: не спеши языком  — торопись делом?»,  «Кому и в каком случае мы скажем:  что посеешь, то и пожнёшь?»,  «Почему голова без ума — лукошко?».

5.  Иллюстрирование пословиц:

 При выполнении данного задания детям можно кроме изобразительных средств предложить разнообразные картинки для выкладывания сюжета на фланелегафе или магнитной доске.

6. Моделирование пословиц:

 С помощью кукол дети разыгрывают разнообразные ситуации. С этой целью они с удовольствием используют персонажей разных видов театра.

7. Инсценирование пословиц:

 Дети с помощью мимики, жестов показывают то, как они понимают содержание пословицы.

8. Подбор пословиц к определённому тексту:

 Это могут быть знакомые сказки, рассказы. Можно придложить детям несколько пословиц, а они должны выбрать только одну, подходящую по смыслу к тексту. Дети любят придумывать ситуации или  подбирать соответствующие иллюстрации, которые бы подтвердили прозвучавшие пословицы или поговорки. Эффективно сочетать работу по введению тех или иных правил поведения детей с изучением соответствующих пословиц. Например, закрепляя правило о том, что вещи нужно убирать на место, произносим: «Каждой вещи — своё место». А можно идти от обратного: сначала проговорить пословицу (например, «Кончил дело — гуляй смело»), а потом предложить детям попытаться сформулировать правила поведения. Пословицы как дидактический материал применяются при подготовке к обучению грамоте.

 

 9. Упражнение: «Восстанови пословицу и объсни её»:

 Век живи тем больше дров.  Как аукнется твоя неделя. Делу время людей насмешишь. Мели, Емеля так и откликнется. Чем дальше в лес век учись. Поспешишь потехе час.

10. Упражнение: «Соедини слова в предложение и объясни значение пословицы».

 Даются слова, например: дороже. добрая, слава, богатства. Из них нужно составить пословицу. (Например, «Добрая слава дороже богатства»).

 11. Упражнение:  «Добавь слог в конец слов и прочитай всё предложение свекрху вниз». (по усмотрению воспитателя).

 Вра + ки = Враки,  дово + дят = доводят,   до   дра + ки =драки.

 12. Упражнение: «Собери слоги в слова, слова в предложения».

 Детям предлагаются, например, слоги: чил, кон, до, де — ляй, гу, ло, сме («Кончил дело — гуляй смело»).

       Введение пословиц в речь детей требует определённой системы. Прежде всего надо проводить работу над отдельными словами и их значением. Объяснять  детям смысл пословиц и поговорок, используя приём сравнения, сопоставления предметов или явлений. И только потом переходить к объяснению переносного значения всей пословицы.  Хороший результат даёт приём «переделывания» пословиц с помощью таких слов, которые делают пословицу понятной всем. Сравниваем звучание полученной фразы и пословицы  приходим к выводу, что последняя за счёт использования необычных волшебных слов звучит красивее.

       Следует заметить, что на начальном этапе работы с детьми надо  использовать  наиболее простые, доступные их пониманию пословицы и поговорки.

      Проводимая работа позволила  сделать вывод, что пословицы и поговорки — эффективное средство приобщения детей к народной культуре, воспитание нравственных качеств, культуры поведения, развитию речи, психических процессов;  формирования рече-мыслительной деятельности детей, обогащение и уточнение их словарного запаса, улучшение понимания речи окружающих за счёт ознакомления с образностью  и многозначностью русского языка.

Литература:

 

Даль В.И.  «Пословицы русского народа».  М., 1984.

Кузнецов С.А. «Современный толковый словарь русского языка».  М., 2004.

Круглов Ю.Г. «Русские народные загадки, пословицы, поговорки. М., 1990.

Мулько И.Ф. «Социально — нравственное воспитание детей 5-7 лет».  М., 2007.

Тарабарина Т.И.  «Пословицы, потешки, скороговорки». Ярославль, 1996.

новая книга:  «500 скороговорок, пословиц, поговорок для детей»

 

                                                                                                                                                         

     

               

nsportal.ru

Пословицы для детей дошкольного возраста

Образовательный процесс детей дошкольного возраста предполагает формирование правильного понимания окружающего мира, явлений, действий и других факторов. Важную роль в обучении играют различные художественные произведения и народное творчество. Использование таких элементов позволяет развить у детей интерес к художественному слову, стихам и литературе.

Различные пословицы для детей дошкольного возраста широко применяются в образовательном процессе в детском саду, но при этом важно употреблять поговорки правильно и объяснять их смысл.

Особенности использования

Существуют различные средства и технологии умственного воспитания для детей. Одним из эффективных и простых способов является применение художественного слова. Простые пословицы и поговорки развивают мышление, ведь ребенку необходимо осмыслить фразу, понять ее содержание и значение. Также народные произведения способствуют воспитанию любви к творчеству, знакомству с литературными произведениями своего народа.

Пословицы — это краткие и точные высказывания, которые несут в себе определенный смысл. Такие элементы имеют следующие особенности:

  • аллегорический стиль суждения;
  • четкая форма;
  • обобщение;
  • выразительность.

Народные поговорки очень схожи с пословицами, что позволяет использовать такие произведения для образования, развития и воспитания ребенка. Поговорки существуют на самые различные темы, например, о дружбе или о труде, о честности и времени.

Для детей в дошкольный возрастной период занятия, в которых используются пословицы и поговорки, начинаются со средней группы детского сада. Программа обучения предполагает не только чтение педагогом таких произведений, но и совместная работа с детьми над пониманием смысла высказывания, ведь это развивает мышление и другие качества. Данный возрастной период является наиболее важным, так как в этот момент ребенок стремится получить новые знания и умения, применить навыки на практике и понять суть того или иного слова, действия или выражения. Народные поговорки являются оптимальным средством для достижения таких целей и улучшения образования.

Использование пословиц в различных образовательных занятиях для детей обеспечивает воспитание следующих качеств:

  • отработка звуков, тренировка чистоты произношения и речи;
  • обучение четкости и ясности выражения мыслей;
  • навыки творческого использования слова;
  • умение обсуждать, находить смысл поговорки.

Образовательные занятия могут проводиться как в форме беседы, так и с творческим подходом. Начинать лучше всего с объяснения смысла той или иной поговорки. Для этого ребенок должен попытаться выразить основную мысль изречения своими словами. Такие занятия можно проводить ежедневно, изучая по две поговорки. Также можно разделить выражения на тематические блоки, например, о дружбе и силе. При этом важно заинтересовать ребенка процессом обучения, ведь именно это обеспечивает качество усвоения информации.

Освоение любой поговорки может проводиться в виде активных занятий. Такой вариант оптимален в том случае, когда дети уже хорошо знакомы с такими произведениями. Для этого педагог произносить поговорку, а ребенок должен продолжить ее. При этом используется мяч. Игровой подход обеспечивает заинтересованность детей.

Очень важно обеспечить правильное формирование и понимание окружающего мира, творчества и действий. Народные поговорки являются простым, но эффективным методом для интересных обучающих занятий.

deti.center

Картотека пословиц дошкольников.docx — Картотека пословиц и поговорок для …

 И лекарство в излишке – яд.
 И сахарная болезнь не сладкая.
 Крепок телом – богат и делом.
 Кто день пропустил зарядку, тот на день постарел.
 Кто зря сердит, у того голова болит.
 Кто от жира еле дышит – здоровьем не пышит.
 Кто хочет много знать, тому надо меньше спать.
 Лекарством можно излечить болезнь, но нельзя укрепить здоровье.
 Лечи легкую болезнь, пока она тяжелой не стала.
 Ложись спать с голодным желудком – проснешься бодрым.
 Люди друг для друга и лекарство, и болезни.
 Мало хотеть, надо уметь.
 Мельница сильна водой, а человек едой.
 Мозоль не пуля, а с ног валит.
 На руке нарыв, а все тело болит.
 Научись ценить здоровье, прежде чем заболеешь.
 Не бранись – состаришься.
 Не все в рот, что око видит.
 Не всякое лекарство на пользу, как и не всякая пища.
 Не глотай, не прожевавши, не болтай, не подумавши.
 Не горячись: на черепе трещина будет.
 Не думай быть нарядным, а думай быть опрятным.
 Не зная броду, не суйся в воду.
 Не пей воды из грязного источника, не отдыхай в тени ядовитого дерева.
 Не пей воды из посуды, в которой не видно дна.
 Не рад больной и золотой кровати.
 Не тот спортсмен, кто в детстве прыгает, а тот, кто под старость бегает.
 Небо желтеет – к дождю, а человек – к болезни.
 Нога споткнется, а голове достается.
 От радости старики молодеют, от печали молодые худеют.
 От умеренной еды – сила, а от обильной могила.
 Поздно поднялся – день потерял, в молодости не учился – жизнь потерял.
 Посочувствовать больному – вернуть ему половину здоровья.
 Правильное дыхание так же необходимо, как и пища.
 Про болезни говорить, себе вредить.
 Работай сидя, отдыхай стоя.
 Раньше начнешь, раньше и поспеешь.
 Река начинается с ручейка, а спорт с зарядки.
 Самая острая боль та, что беспокоит сейчас.
 Скажи мне как ты спишь, и я скажу, как ты утомляешься.
 Соблюдай режим труда и быта – будет здоровье крепче гранита.

znanio.ru

Пословицы и поговорки для дошкольников

Тема сборки — пословицы и поговорки для дошкольников:

  • И медведя люди учат.
  • Всякой вещи — свое место.
  • Азбука наука, а ребятам бука.
  • Готовь сани летом, а телегу зимой.
  • Яблоко от яблони недалеко падает.
  • Зимой тулуп всякому люб.
  • Здоровье не купишь — его разум дарит.
  • И птица, высидев да выкормив птенца, его летать учит.
  • Книга — маленькое окошко, через него весь мир видно.
  • Добрым быть — долго жить.
  • Жизнь дана на добрые дела.
  • Идеальная пословица для дошкольников: Книга — лучший друг.
  • Кнут (Плеть) не мука, а вперед наука.
  • Корень учения горек, да плод его сладок.
  • Косой кривого не учи! Заика заику дразнит (учит).
  • Красна птица перьем, а человек ученьем.
  • Красную речь красно и слушать.
  • Кто больше знает, тому и книги в руки.
  • Кто к чему родится, тот к тому и пригодится.
  • Кто на молоке ожегся, тот и на воду дует.
  • Лето работает на зиму, а зима — на лето.
  • Лучше поздно, чем никогда.
  • Любовь да совет, так и горя нет.
  • Не зная броду, не лезь в воду.
  • Нет друга — ищи, а нашел — береги.
  • Окончил дело — гуляй смело.
  • По дважды в год лета не бывает.
  • После драки кулаками не машут.
  • Свет не без добрых людей.
  • Слово — серебро, молчание — золото.
  • Слово не воробей: вылетит не поймаешь.
  • Сядем рядком да потолкуем ладком.
  • Талант трудом добывают.
  • Тише едешь — дальше будешь.
  • У страха глаза велики.
  • Укатали сивку крутые горки.
  • Умную речь приятно и слушать.
  • Умный бы ты был человек — кабы не дурак.
  • Хорошо там, где нас нет.
  • Чем богаты, тем и рады.
  • Чище мойся, воды не бойся.
  • Знаменитая пословица для дошкольников — Что в лоб, что по лбу.
  • Лук семь недугов лечит, а чеснок семь недугов изводит.

Данная подборка посвящена одной теме: пословицы и поговорки для дошкольников они собрана специально для детей дошкольного возраста.


Поделитесь с друзьями:
А вот ещё интересные материалы:

pogovorki-poslovicy.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *