Пословицы, поговорки, сказки | Консультация по художественной литературе (старшая группа):
Пословицы, поговорки, сказки, свидетельствующие о накоплении знаний о воспитании детей.
Воспитательный потенциал народных сказок, пословиц, поговорок.
Одним из наиболее действующих средств народной педагогики являются сказки, половицы и поговорки.
Народное педагогическое наследие — пословицы и поговорки о воспитании детей. Они несут в себе огромный опыт, передаваемый из уст в уста. Безусловно, нам, современным родителям, чрезвычайно полезно знакомство с мудростью предков. Это поможет избежать ошибок и воспитать детей в соответствии с культурными традициями русского народа. Подборка самых интересных русских пословиц о воспитании для размышления:
Пословицы и поговорки.
Пословицы и поговорки удовлетворяли многие духовные потребности трудящихся: познавательно-интеллектуальные (образовательные), производственные, эстетические, нравственные и др.
Пословицы и поговорки – не старина, не прошлое, а живой голос народа: народ сохраняет в своей памяти только то, что ему необходимо сегодня и потребуется завтра. Когда в пословице говорится о прошлом, оно оценивается с точки зрения настоящего и будущего — осуждается или одобряется в зависимости от того, в какой мере прошлое, отраженное в афоризме, соответствует народным идеалам, ожиданиям и чаяниям.
Пословицы и поговорки прочно ложатся в память. Их запоминание облегчается игрой слов, разными созвучиями, рифмами, ритмикой, порой весьма искусной. В данном случае поэзия выступает как форма сохранения и распространения мудрости, опыта познавательной деятельности, моделирующей воспитание и его результат — поведение.
Наиболее распространенная форма пословиц и поговорок – наставления. С педагогической точки зрения интересны наставления трех категорий:
— поучения, наставляющие детей и молодежь в добрых нравах, в том числе и правила хорошего тона;
— поучения, призывающие взрослых к благопристойному поведению,
— наставления особого рода, содержащие педагогические советы, констатирующие результаты воспитания, что является своеобразной формой обобщения педагогического опыта. В них содержится огромный образовательно-воспитательный материал по вопросам воспитания.
РУССКИЕ ПОСЛОВИЦЫ ПРО СВОЕВРЕМЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ
Кто без призора с колыбели, тот всю жизнь не при деле.
Дитятко — что тесто: как замесил, так и выросло.
И к худу и к добру приучаются смолоду.
К чему ребёнка приучишь, то от него и получишь.
Выкормил змейку на свою шейку.
Чему Ваня не научился, того Иван не выучит.
Как постелешь — так и поспишь.
Что посеешь — то и пожнешь.
Гни дерево, пока гнется, учи дитя, пока слушается.
Учи сына, когда поперек лавки лежит, вдоль вытянется — трудно будет.
Гни дерево, пока гнется, учи дитятко, пока слушается.
Кто учится смолоду, не знает на старости голоду.
Оттого парень с лошади свалился, что отец криво посадил.
РУССКИЕ ПОСЛОВИЦЫ ПРО МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ
Детей наказывай стыдом, а не кнутом.
Наказывать легче, воспитывать труднее.
Хороший пример – наилучшая проповедь.
Верная указка — не кулак, а ласка.
Водила за ручку — получила белоручку.
Побои мучат, а не учат.
Не корми калачом, да не бей кирпичом.
Немой упрёк тяжелее сказанного.
Неразумная опека хуже беспризорности.
У семи нянек дитя без глаза.
Без строгости и щенка не вырастишь.
Пусти детей по воле, сам будешь в неволе.
Что у взрослого на уме, то у малого на языке.
Добрый пример лучше ста слов.
К чему ребёнка приучишь, то от него и получишь.
Кто собою не управит, тот и другого на разум не наставит.
Родители трудолюбивы — и дети не ленивы.
Где в семье лад, там ребят хорошо растят.
Пожалеешь розгу — испортишь ребенка.
Хорошая порка еще никому не помешала.
Как постелешь — так и поспишь.
Что посеешь — то и пожнешь.
Каков привет — таков ответ.
Умному слово пуще дубины.
Немой упрёк тяжелее сказанного.
Сидя у матушки на сарафане умён не будешь.
Добрый пример лучше ста слов.
Живое слово дороже мертвой буквы.
Учись доброму, так худое на ум не пойдет.
И слепая лошадь везет, коли зрячий на возу сидит.
Добро добро покрывает.
На хотенье есть терпенье.
Кто детям потакает, тот потом слезу проливает.
Чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плакало.
СОВРЕМЕННЫЕ ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ О ВОСПИТАНИИ
Когда дети стоят на голове, родители встают на уши.
Лучший способ сделать детей хорошими — сделать их счастливыми.
Любовь — это не обязательно дети, но дети — это обязательно любовь.
На детские вопросы обычно требуются недетские ответы.
Непросто поставить детей на ноги — особенно ранним утром.
Родился сам — помоги другому.
Счастливые родители — выспавшиеся родители.
Сынок! Послушайся маму и сделай, как сказал папа!
Хорошо воспитанные дети — это не клад, а клад из кладов.
Хорошо еще, когда на детях природа отдохнула, хуже, когда посмеялась.
Русские народные и современные пословицы о воспитании
- Дитятко, что тесто: как замесил, так и выросло.
- Живое слово дороже мертвой буквы.
- Хорошему надо учиться три года, а дурному — одного часа достаточно.
- Воспитать ребенка — не выпустить цыпленка.
- Голодное брюхо к ученью глухо.
- Выкормил змейку на свою шейку.
- Пороки ребенка не рождаются, а воспитываются.
- Побои мучат, а не учат.
- Смолоду прореха — под старость дыра.
- Из одной хворостины трудно разжечь огонь, одного сына трудно воспитать.
- Человек без воспитания — тело без души.
- Ученье в детстве так же прочно, как гравировка на камне.
- Дитятко — что тесто: как замесил, так и выросло.
- К чему ребенка приучишь, то от него и получишь.
- Что вспоено, что вскормлено, то и выросло.
- Человек без воспитания — что тело без души.
- Вещи моют водой, человека воспитывают поучением.
- Незнайка лежит, а знайка далеко бежит.
- Что посеешь, то и пожнешь.
- Наказывать легче, чем воспитывать.
- Кто собою не управит, тот и другого на разум не наставит.
- Дурака учить — решетом воду носить.
- Сумел родить, сумей и воспитать.
- Повторенье — мать ученья.
- Идти в науку — терпеть муку. Без муки нет и науки.
- Спасибо тому, кто на ноги поставил; да спасибо и тому, кто на ум наставил.
- Так гни, чтоб гнулось, а не так, чтоб лопнуло.
- Наказывать легче, воспитывать труднее.
- Понукание — не воспитание.
- Не штука проучить, а штука научить.
- Не нужен ученый, а нужен смышленый.
- Воспитывай лаской, а не таской.
- Не всё таской, нужно и лаской.
- Не хлебом единым сыт человек.
- Ум и воспитание — братья-близнецы.
- Паси, чтобы вскормить; не паси, чтобы озолотить.
- Учение образует ум, воспитание — нравы.
- Кто от кого, тот и в того.
- Не выучит школа, выучит охота.
- Верная указка — не кулак, а ласка.
- Воспитай старшего, а младший сам научится.
- Доброму одно слово пуще дубины.
- Человек не для себя родился.
- Воспитание и вежливость в лавочке не купишь.
- Из молодого, как из воска: что хочешь, то и вылепишь.
- Капризен в детстве — уродлив в старости.
- Беда вымучит, беда и выучит. Что вымучит, то и выучит.
- Сын хорошим не родится, а воспитывается.
- У семи нянек дитя без глазу.
- Красна птица перьем, а человек ученьем.
- Послушному сыну отцов приказ не в тягость.
- Написано пером — не вырубишь топором.
- Человек неученый — что топор неточеный.
- Глядя на людей хоть и не растешь, а тянешься.
- Детушек воспитать — не курочек перещипать.
- Не тот родитель, кто родил, а тот, кто выкормил.
- Диплом имеет, а дела не разумеет.
- Не гонкой волка бьют, а уловкой.
- Гни дерево, пока гнется, учи дитятко, пока слушается.
- Камень и тот отшлифовать можно, а человека воспитать и подавно.
- Учи других и сам научишься.
- У доброго батюшки добры и детки.
- Учиться никогда не рано и никогда не поздно.
- Один добрый пример лучше ста слов.
- Не выучит школа — выучит охота.
- Не тот отец, что вспоил, вскормил, а тот, что уму-разуму научил.
- Чему научился в молодости, то пригодится в старости.
- Верная указка — не кулак, а ласка.
- Не силою дерутся, а умением.
- Детушек воспитать — не курочек пересчитать.
- По ученику и об учителе судят.
- Пусти детей на волю, сам будешь в неволе.
- Учись доброму, так худое на ум не пойдет.
- Всяк мастер на выучку берет, да не всякий доучивает.
- Красен обед пирогами, река берегами, а сходка головами.
- Кто много знает, с того много и спрашивается.
- Не та мать хорошая, которая родила, а та, которая воспитала.
- Сытое брюхо к ученью глухо.
- И слепая лошадь везет, коли зрячий на возу сидит.
- Кто не закалит своего сердца, не воспитает ребенка.
- Кто хочет много знать, тому надо мало спать.
- От умного научишься, от глупого разучишься.
- Воспитывай детей с детства.
- Неразумная опека хуже беспризорности.
- Не тот грамотен, кто читать умеет, а тот, кто слушает да разумеет.
- Кто не мог взять лаской, не возьмет и строгостью.
- Гни дерево, пока гнется; учи дитятко, пока слушается.
- И к худу и к добру приучаются смолоду.
- Пока сын мал, будь ему воспитателем; когда вырастет — братом.
- Ум не имеет цены, а воспитание — предела.
- Умел дитя родить — умей и научить.
- Сперва аз да буки, а потом науки.
- Не учась и лаптя не сплетешь.
- Водила за ручку — получила белоручку.
- Не тот отец, кто родил, а тот, кто вспоил, вскормил да в люди вывел.
- Недалеко от дерева яблочко падает.
- Кто учится смолоду, не знает на старости голоду.
- Кто без призора с колыбели, тот всю жизнь не при деле.
- К чему ребёнка приучишь, то от него и получишь.
- Чему Ваня не научился, того Иван не выучит.
- Как постелешь — так и поспишь.
- Что посеешь — то и пожнешь.
- Гни дерево, пока гнется, учи дитя, пока слушается.
- Учи сына, когда поперек лавки лежит, вдоль вытянется — трудно будет.
- Оттого парень с лошади свалился, что отец криво посадил.
- Детей наказывай стыдом, а не кнутом.
- Хороший пример – наилучшая проповедь.
- Не корми калачом, да не бей кирпичом.
- Немой упрёк тяжелее сказанного.
- У семи нянек дитя без глаза.
- Без строгости и щенка не вырастишь.
- Пусти детей по воле, сам будешь в неволе.
- Что у взрослого на уме, то у малого на языке.
- Добрый пример лучше ста слов.
- Родители трудолюбивы — и дети не ленивы.
- Где в семье лад, там ребят хорошо растят.
- Пожалеешь розгу — испортишь ребенка.
- Хорошая порка еще никому не помешала.
- Каков привет — таков ответ.
- Умному слово пуще дубины.
- Сидя у матушки на сарафане умён не будешь.
- Добро добро покрывает.
- На хотенье есть терпенье.
- Кто детям потакает, тот потом слезу проливает.
- Чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плакало.
- Когда дети стоят на голове, родители встают на уши.
- Лучший способ сделать детей хорошими — сделать их счастливыми.
- Любовь — это не обязательно дети, но дети — это обязательно любовь.
- На детские вопросы обычно требуются недетские ответы.
- Непросто поставить детей на ноги — особенно ранним утром.
- Родился сам — помоги другому.
- Счастливые родители — выспавшиеся родители.
- Сынок! Послушайся маму и сделай, как сказал папа!
- Хорошо воспитанные дети — это не клад, а клад из кладов.
Отражение народной педагогической культуры в устном народном творчестве
История педагогической мысли любого народа начинается с народной педагогики: дети всегда мысли и остаются объектом особого внимания и заботы всех народов Земли.
Фольклор был одним из важнейших средств сохранения национальной самобытности, культуры, традиций, обычаев. Благодаря устному народному творчеству ребенок узнавал простые, но очень важные сведения о явлениях внешнего мира, взаимоотношениях между людьми; в процессе общения в семье и за ее пределами у детей формировалась любовь к труду, уважение к земле и хлебу, развивалась находчивость, умение преодолевать трудности. Однако следует отметить, что народная педагогика не была свободна от недостатков, обусловленных влиянием господствующей церковной идеологии, суеверий, патриархальным образом жизни и пр. В целом же, несмотря на то, что в разные эпохи влияние народного мировоззрения на воспитание детей проявлялось по-разному, оно всегда формировало любовь к родине, к труду и человеку труда.
Народная педагогика рассматривала ребенка не только как объект, но и как субъект воспитания, о чем свидетельствует детская субкультура, выражавшаяся в детских играх, считалках данного возраста, при помощи которых дети утверждали себя в качестве общности, отличной от взрослых своей автономией и психологической самостоятельностью.
Составной частью народной педагогики была народная дидактика – содержание, методы и средства обучения, передачи детям трудовых, бытовых, агротехнических навыков и умений, математических, медицинских и других знаний.
Народная педагогика находила свое выражение в конкретном показе трудовых операций, в усвоении народных примет погоды, наблюдении за ростом и развитием растений, определении сроков сбора ларов природы (грибов, ягод, орехов), в сочинительстве загадок-задач, развивавших логическое мышление.
Сказки, являясь художественно-литературными произведениями, одновременно были для трудящихся и областью теоретических обобщений по многим отраслям знаний. Они – сокровищница народной педагогики, более того, многие сказки суть сочинения педагогические, т.е. в них содержатся педагогические идеи.
Велика образовательная роль сказок. Встречается утверждение, что педагогическое значение сказок лежит в плоскости эмоциональной и эстетической, но не познавательной. С этим нельзя согласиться. Уже само противопоставление познавательной деятельности эмоции в корне неверно: эмоциональная сфера и познавательная деятельность неотделимы, без эмоции, как известно, познание истины невозможно.
В сказках, особенно в исторических, прослеживаются межнациональные связи народов, совместная борьба трудящихся против иноземных врагов и эксплуататоров. В ряде сказок имеются одобрительные высказывания о соседних народах. Во многих сказках описываются путешествия героев в чужие страны, и в этих странах они, как правило, находят себе помощников и доброжелателей трудящиеся всех племен и стран могут договориться между собой, у них общие интересы. Если сказочному герою приходится вести в чужих странах ожесточенную борьбу со всевозможными чудовищами и злыми волшебниками, то обычно победа над ними влечет за собой освобождение людей, томящихся в подземном царстве или в темницах чудовищ. Причем освобожденные так же ненавидели чудовище, как и сказочный герой, но освободиться самим сил не хватало. Да и интересы и желания освободителей и освобожденных оказывались почти одинаковыми.
Положительным сказочным героям, как правило, в их трудной борьбе помогают не только люди, но и сама природа: густолистое дерево, скрывающее беглецов от врага, река и озеро, направляющие погоню по ложному пути, птицы, извещающие об опасности, рыбы, ищущие и находящие кольцо, уроненное в реку, и передающие его другим помощникам человека — кошке и собаке; орел, поднимающий героя на недоступную человеку высоту; не говоря уже о преданном быстроходном коне и др. Во всем этом отразилась вековая оптимистическая мечта народа о том, чтобы подчинить силы природы и заставить их служить себе.
Многие народные сказки внушают уверенность в торжестве правды, в победе добра над злом. Как правило, во всех сказках страдания положительного героя и его друзей являются преходящими, временными, за ними обычно приходит радость, причем эта радость — результат борьбы, результат совместных усилий. Оптимизм сказок особенно нравится детям и усиливает воспитательное значение народных педагогических средств.
Увлекательность сюжета, образность и забавность делают сказки весьма эффективным педагогическим средством.
Сказка — это особый, вкусно интригующий воображение, жанр литературного творчества, которому присуща феноменальная особенность: сказки любят и мал, и велик, и дети, и взрослые, и бедняк, и богач, и глупец, и умница, и наоборот…
Сказки делятся на два вида: народные (или, как их называют заумные филологи, — фольклорные сказки) и авторские, то есть сказки литературные, написанные конкретным писателем-сказочником. Попробуем посмотреть на сказку со стороны народа и со стороны автора. Итак, что говорят о народных сказках и сказках авторских учебники филологов:
1. Народные сказки
Сказка фольклорная — эпический жанр письменного и устного народного творчества: прозаический устный рассказ о вымышленных событиях в фольклоре разных народов. Вид повествовательного, в основном, прозаического фольклора (сказочная проза), включающий в себя разножанровые произведения, тексты которых опираются на вымысел. Сказочный фольклор противостоит «достоверному» фольклорному повествованию (несказочная проза).
2. Авторские сказки
Сказка литературная — эпический жанр: ориентированное на вымысел произведение, тесно связанное с народной сказкой, но, в отличие от нее, принадлежащее конкретному автору, не бытовавшее до публикации в устной форме и не имевшее вариантов. Литературная сказка либо подражает фольклорной (литературная сказка, написанная в народнопоэтическом стиле), либо создаёт дидактическое произведение на основе нефольклорных сюжетов. Фольклорная сказка исторически предшествует литературной.
А лучше всего сказки не исследовать, а сказку читать и сказкой наслаждаться!
Русские народные сказки
Посмотрите на ребенка, который слушает, как мама читает ему русские народные сказки. И вы увидите умные глаза и одухотворенное лицо.
Байка про тетерева (Русские народные сказки)
Как волк птичкой стал (Русские народные сказки)
Кобылье яйцо (Русские народные сказки)
Конь, скатерть и рожок (Русские народные сказки)
Кочеток и курочка (Русские народные сказки)
Курочка (Русские народные сказки)
Курочка, мышка и тетерев (Русские народные сказки)
Лиса и тетерев (Русские народные сказки)
Мертвая мать (Русские народные сказки)
Черт и мужик (Русские народные сказки)
Архиерей (Русские народные сказки)
Арысь-поле (Русские народные сказки)
Как лиса волку шубу шила (Русские народные сказки)
Волк и коза (Русские народные сказки)
Петр Великий и кузнец (Русские народные сказки)
Барин-кузнец (Русские народные сказки)
Ямщик и купец (Русские народные сказки)
Бабушка, внучка и курочка (Русские народные сказки)
Барин и мужик (Русские народные сказки)
Барин и плотник (Русские народные сказки)
Глупый мужик (Русские народные сказки)
Мужик и мошенники (Русские народные сказки)
Мужик и поп (Русские народные сказки)
Петр Первый и мужик (Русские народные сказки)
Барин и собака (Русские народные сказки)
Волк и дурень (Русские народные сказки)
Глупый волк (Русские народные сказки)
Глухой муж (Русские народные сказки)
Иванушка и домовой (Русские народные сказки)
Лисичка-сестричка и волк (Русские народные сказки)
Барин лает в церкви (Русские народные сказки)
Черт и солдат (Русские народные сказки)
Барин-слуга (Русские народные сказки)
Клад (Русские народные сказки)
Дурак и берёза (Русские народные сказки)
Как Иван-Дурак дверь стерег (Русские народные сказки)
Безрукий и безногий богатыри (Русские народные сказки)
Притворная болезнь (Русские народные сказки)
Афонька! Где был-побывал? (Русские народные сказки)
Журавль и цапля (Русские народные сказки)
Мужик, журавли и медведь (Русские народные сказки)
Деревянный орел (Русские народные сказки)
Месяц, солнце и ворон (Русские народные сказки)
Ворона и рак (Русские народные сказки)
Лиса и дрозд (Русские народные сказки)
Кот, петух и лиса (Русские народные сказки)
Пословицы и поговорки, народные приметы / Лунтики.
Развиваем детей. Творчество и игрушкиВ этом разделе будут пословицы и поговорки — о дружье, о труде, о здоровье, народные приметы — о временах года
- Anna
Пословицы о семье для детей
Обучение и развитие Пословицы и поговорки, народные приметы
Пословицы о семье для детей
Вся семья вместе, так и душа на месте.
Мать кормит детей, как земля людей.
Семья сильна, когда над ней крыша одна.
Семейное согласие всего дороже.
В семье…
Читать дальше →
- Ona
Народные приметы о погоде
Обучение и развитие Пословицы и поговорки, народные приметы
Народные приметы о погоде:
Кошка лижется — к ненастью.
В пятницу дождь — в воскресенье ясно.
Если цветок календулы не раскроется до семи часов утра — будет буря.
Ветер, который дует в Вербное Воскресенье, будет преобладать в течение всего лета. … Читать дальше →
- Zosya
Пословицы и поговорки, крылатые выражения Крылова И.А
Обучение и развитие Пословицы и поговорки, народные приметы
Пословицы и поговорки, крылатые выражения Крылова И.А.
А Васька слушает да ест.
А ларчик просто открывался.
А только кинь им кость, так что твои собаки!… Читать дальше →
- Zosya
Пословицы и поговорки о гостях и гостеприимстве
Обучение и развитие Пословицы и поговорки, народные приметы
Пословицы и поговорки о гостях и гостеприимстве:
Гостям дважды радуются: встречая и провожая.
Что есть в печи, все на стол мечи.
Умел в гости звать, умей и угощать. … Читать дальше →
- Zosya
Афоризмы о воспитании детей
Обучение и развитие Пословицы и поговорки, народные приметы
Небольшое собрание афоризмов о воспитании детей от известных личностей.
Главный смысл и цель семейной жизни — воспитание детей. Главная школа воспитания детей — это взаимоотношения мужа и жены, отца и матери.
Сухомлинский В. А.
Своеволие следует гасить скорее, чем пожар. … Читать дальше →
- malika
Народные приметы и суеверия лета
Обучение и развитие Пословицы и поговорки, народные приметы
А теперь о народных приметах и суевериях лета.
Народные приметы на начало лета, ИЮНЬ
Первый туман лета — верная грибная примета.
Если во время грозы долго слышатся раскаты грома, жди затяжного ненастья. … Читать дальше →
- lina
Пословицы и поговорки о времени, для детей
Обучение и развитие Пословицы и поговорки, народные приметы
Еще одна тема для пословиц и поговорок — о времени:
Деньги пропали — наживешь, время пропало — не вернешь.
Лучше поздно, чем никогда.
Время — деньги.
Всему свое время…. Читать дальше →
- lina
Пословицы и поговорки про времена года
Обучение и развитие Пословицы и поговорки, народные приметы
Коллекция пословиц и поговорок про времена года для детей:
Летом пролежишь, а зимой с сумой побежишь.
Летит лето на крыльях.
Май холодный — год хлебородный. … Читать дальше →
- lina
Русские пословицы и поговорки о труде, о работе. Для детей
Обучение и развитие Пословицы и поговорки, народные приметы
Собрание русских пословиц и поговорок о работе и о труде.
***
Любишь кататься — люби и саночки возить.
Уменье и труд все перетрут.
Дело мастера боится…. Читать дальше →
- Tamila
Народные приметы о весне, для детей.
Пословицы и поговоркиОбучение и развитие Пословицы и поговорки, народные приметы
Сегодня 1 марта! Начало весны, начнем тему про народные приметы о весне. Пословицы и поговорки на эту тему.
Хороший год по весне видно.
Щедра весна на тепло, да скупа на время.
В марте день с ночью меряется, равняется.
В марте облака плывут быстро и высоко — к хорошей погоде…. Читать дальше →
- lina
Пословицы и поговорки о родине
Обучение и развитие Пословицы и поговорки, народные приметы
И я добавлю в общую копилочку — пословицы и поговорки о родине.
Человек без Родины – что соловей без песни.
На чужбине и собака тоскует.
Нет на свете ничего краше, чем Родина наша.
Родная сторона — мать, чужая — мачеха…. Читать дальше →
- malika
Пословицы и поговорки о школе, об учебе, знаниях
Обучение и развитие Пословицы и поговорки, народные приметы
Небольшая коллекция пословиц и поговорок о школе, знаниях, об учебе.
Учись чужому уму, но своего не потеряй.
Одна книга тысячи людей учит.
Мудрым ни кто не родился, а научился…. Читать дальше →
- lina
Русские народные пословицы и поговорки о здоровье
Обучение и развитие Пословицы и поговорки, народные приметы
Эта тема посвящена русским народным пословицам и поговоркам о здоровье!
Где здоровье, там и красота.
Грамота не болезнь — годы не уносит.
От здоровья не лечатся.
Человека лень не кормит, а здоровье только портит…. Читать дальше →
- Arina
Русские народные пословицы и поговорки о семье и взаимопонимании
Обучение и развитие Пословицы и поговорки, народные приметы
В этой теме собрана небольшая коллекция народных пословиц и поговорое о семье и о взаимопонимании.
В недружной семье добра не бывает.
Семья — опора счастья.
В хорошей семье хорошие дети растут…. Читать дальше →
Народная литература | Определение, характеристики, примеры, значение и факты
Смотреть все СМИ
- Ключевые люди:
- Зора Нил Херстон Вук Стефанович Караджич Эфуа Сазерленд Франческа Александр Джеральдо Бесса Виктор
- Похожие темы:
- баллада городская легенда пословица басня загадка
Просмотреть весь связанный контент →
народная литература , также называемая фольклором или устной традицией , предания (традиционные знания и верования) культур, не имеющих письменности. Она передается из уст в уста и состоит, как и письменная литература, как из прозаических, так и из стихотворных повествований, стихов и песен, мифов, драм, обрядов, пословиц, загадок и тому подобного. Почти все известные народы, сейчас или в прошлом, производили его.
Примерно до 4000 г. до н. э. вся литература была устной, но начиная с 4000–3000 г. до н. э. письменность развивалась как в Египте, так и в месопотамской цивилизации Шумера. С того времени появляются записи не только о практических вопросах, таких как право и бизнес, но и о все большей письменной литературе. По мере того, как область, в которой обычное использование письма распространилось на Азию, Северную Африку и Средиземноморье, а затем и на большую часть всего мира, произошел быстрый рост состава письменной литературы, так что в некоторых частях мира литература в письменной форме стала в значительной степени нормальной формой выражения для рассказчиков и поэтов.
Тем не менее, в течение всех столетий, в течение которых мир научился пользоваться письмом, наряду с растущим числом письменных источников существовала большая и важная деятельность, которой занимались фактически неграмотные и не слишком привыкшие к чтению и писать.
Происхождение и развитие
О происхождении народной литературы, как и о происхождении человеческого языка, узнать невозможно. Ни одна доступная сегодня литература не является примитивной в каком-либо смысле, и можно наблюдать только современные результаты практик, простирающихся на многие тысячи лет. Следовательно, спекуляции могут касаться только таких человеческих потребностей, которые могут породить устную литературу, а не ее конечного происхождения.
Природа устных традиций
Ни о каком развитии народной литературы или общем развитии нельзя говорить явно. Каждая группа людей, независимо от того, мала она или велика, относилась к своей народной литературе по-своему. В зависимости от того, как это происходит, при передаче от человека к человеку и в зависимости от навыков или отсутствия навыков тех, кто передает его, а также от многих влияний, физических или социальных, которые сознательно или бессознательно влияют на традицию, что можно наблюдать это история постоянных изменений. Произведение народной литературы иногда проявляет относительную устойчивость, а иногда претерпевает резкие преобразования. Если посмотреть на эти изменения с современной западной точки зрения, можно сделать этноцентрические суждения о том, являются ли они в целом благоприятными или неблагоприятными. Но следует помнить, что люди, слушающие или участвующие в ее устной литературе, имеют совершенно иные стандарты, чем стандарты их интерпретаторов.
Тем не менее, в этом постоянно меняющемся человеческом движении можно наблюдать два направления. Иногда талантливый певец или рассказчик, или, возможно, группа из них, может разработать приемы, которые с течением времени приводят к улучшению с любой точки зрения и к фактическому развитию новой литературной формы. С другой стороны, многие произведения народной литературы из-за исторических течений, подавляющего иностранного влияния или просто из-за отсутствия умелых практиков традиции становятся все менее и менее важными и иногда вымирают из устного репертуара. Детали таких изменений представляли большой интерес для всех изучающих народную словесность.
Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подписаться сейчас
Зарождение письменной литературы в Шумере и Египте 5000 или 6000 лет назад произошло в мире, который знал только народную литературу. В течение тысячелетий, прошедших с тех пор, письменная литература была окружена, а иногда и полностью подавлена более скромной деятельностью неграмотных. Появление автора и его бережно хранимой рукописи происходило медленно и неуверенно и поначалу лишь в нескольких местах — литературное авторство, процветавшее в Афинах Перикла или ветхозаветном Иерусалиме, представляло лишь очень небольшую часть мира. своего времени. Почти везде преобладал устный сказитель или эпический певец, и все то, что называется литературным выражением, сохранялось в памяти народа, и особенно одаренных сказителей.
Все общества произвели на свет мужчин и женщин с большими природными способностями — шаманов, жрецов, правителей и воинов — и от них повсюду исходит величайший стимул к созданию и прослушиванию мифов, сказок и песен. К ним простой человек прислушивался с таким эффектом, что иногда сам становился бардом. И короли и советники, еще не умевшие писать, сидели в восторге, когда он развлекал их на их пиршествах.
Выпишите пословицы. Народные пословицы и поговорки для детей
Баба в телеге легче кобыле. (Смысл пословицы в том, что если избавиться от ненужных людей или ситуаций, то все будет только лучше.)
Бабушка сказала надвое. (Смысл поговорки в том, что человек двояко объяснил суть происходящего и непонятно, или непонятно изложил ситуацию.)
Просьба мастера — строгий приказ. (Смысл пословицы в том, что если ты зависишь от человека, то невозможно не выполнить его просьбу, раз ты зависишь от него.)
Беда в деревне, раз лебеда на столе. (Русская народная пословица. Означает, что если на столе есть лебеда (это разновидность травы), то в деревнях неурожай и кроме травы есть нечего.)
Бедные Кузенька — тоже плохая песня. (Раньше на Руси песнь с дифирамбами пели женихам, чтобы представить невесте все свои достоинства. Если жених был жадным, то на свадьбе пели ему песню не со всеми дифирамбами, в ответ на свою жадность.)
Нищих собрать — только опояшь. (Русская пословица означает, что бедному человеку очень легко собраться в дорогу, ведь взять нечего.)
Неприятности мучают, но уму учат. (Русская народная пословица. Означает, что когда приходит беда, то это конечно очень плохо, но из каждой такой ситуации надо делать выводы, чтобы не допустить повторения беды в будущем. Неприятности учат человека делать выводы , анализируйте каждое его действие, чтобы не иметь больше неприятностей.)
Убежал от дыма и попал в огонь. (Русская пословица. Означает, что если бездумно спешить и торопиться в сложной ситуации, можно только ухудшить положение.)
Бежит как будто земля в огне. (Пословица. Означает, что человек очень быстро бегает в конкретный момент времени, или просто очень быстро бегает по жизни, как олимпийский чемпион. ) По просьбе Алисы.
Без букв и грамматики математику не выучить. (Пословица означает, что если не знать букв, то выучить математику практически невозможно, так как буквы — неотъемлемая часть математики, и без них математики не было бы.)
Земля без воды — пустошь. (Тут и без расшифровки все понятно.))) Без воды ничто не может расти и выживать.)
Неделя без года. (Говорят, когда очень мало времени прошло, или век очень мал.)
Жить без работы — это только небо коптить. (Пословица гласит, что каждый человек в жизни должен заниматься тем, что у него получается лучше всего. Если человек в жизни ничего не делает, то такая жизнь лишена большого смысла.)
Без денег сон крепче. (Русская пословица. Означает, что богатому человеку трудно удержать свои деньги, всегда найдутся желающие их забрать. А если их нет, то и забрать нечего.)
Они поженили меня без меня . (Поговорку говорят, когда человек отсутствовал на каком-либо действии или мероприятии, а за него все решили другие.)
Без науки, как без рук. (Простая, но очень мудрая поговорка. Означает, что если человек не учится, не пытается получить новые знания, то в жизни мало чего хорошего добьется.)
Без штанов, но в шапке . (Поговорка о человеке, который надел новую красивую вещь вместе со старыми безобразными штанами, туфлями или другой нехорошей старой одеждой.)
Обсуждение: 74 комментария
ЛИБО НЕ ВРИТЕ, ЭТО НЕ ХОРОШО
что смысл? помогите пожалуйстаОтветить
Наука — море, знание — лодка в его просторах
Ответить
Пословицы и поговорки расположены в алфавитном порядке.
ЧЕМ ОТЛИЧАЕТСЯ ПОСЛОВИЦА ОТ ПОСКАЗАНИЯ? Все очень просто:
Пословица – это самостоятельное законченное предложение, несущее в себе смысл. (Пример: Без труда и рыбку из пруда не вытащишь. Есть смысл? Да, нужно постараться, чтобы получить результат.
Пословица – это слово или фраза (два-три слова), характеризующая человека, действие или ситуацию. Практически никогда не используется самостоятельно. Используется в разговорах для разнообразия, юмора, характеристики человека или поступка. (Пример: Легко запомнить — только что про него вспомнили, он появился. Не соленый прихлебывая — вернуться ни с чем. Пошалить — ничего не делать, делать вид.)
P.S. Все толкования смысла пословиц и поговорок носят исключительно субъективный характер и не претендуют на звание Вселенской Истины, а также являются авторской собственностью, которая охраняется Законом об авторском праве. При использовании материалов из других источников обязательно ссылайтесь на этот сайт.
Если вам нужно расшифровать ту или иную пословицу, напишите ее в комментариях.
Веселись!
А Васька слушает и ест. (Цитата из басни И. А. Крылова. Смысл поговорки в том, что говорят, объясняют, толкуют, пытаются «достучаться до Васьки», а Васька все пропускает и все делает по-своему.)
И ничего не изменилось. (Цитата из басни И. А. Крылова. Смысл поговорки в том, что несмотря на все разговоры и обещания в любом случае кроме болтовни ничего не сделано.)
А где щи, ищите нас здесь тоже (Русская пословица означает, что человек старается стремиться туда, где хорошо, где жизнь сытая, богатая.)
И ларчик только открылся. (Цитата из басни И.А. Крылова. Сказано в том случае, когда на самом деле все было намного проще, чем думали и делали люди.)
А там хоть трава не растет. (Смысл поговорки в том, что человек, сказавший эту фразу, выражает полное безразличие к тому, что будет после его поступка или какой-либо ситуации, и к тем, кто страдает в результате его действий.)
Ой, о да . (Смысл поговорки в том, что говорящий ее не хочет сам ничего делать для улучшения или исправления ситуации, а просто ждет дальнейшего развития ситуации самостоятельно, без его участия. Честно говоря, пара раз в жизни такое отношение выручало, но всего пару раз….)))). Во многих случаях такое отношение приводит к плохим последствиям.)
Вы можете увидеть алмаз в грязи. (Пословица означает: как ни выгляди, а если ты достойный человек, то люди оценят это с уважением к тебе.)
Аппетит приходит во время еды. (Говорят в том случае, когда нет желания заниматься каким-либо делом. Смысл в том, что как только начнешь дело, желание продолжать его непременно придет само собой.)
Апрель с водой — май с травой. (Смысл пословицы в том, что если ранней весной будет много дождя, то все растения и урожай очень хорошо испортятся.)
Страниц: 1
Обсуждение: 74 комментария
ЛИБО НЕ ЛГАТЬ, ЭТО НЕ ХОРОШО
в чем смысл? помогите пожалуйстаОтветить
Наука — море, знание — лодка в его просторах
Ответить
Пословицы и поговорки и полезны, и опасны,
как и любые другие стереотипы»
Краткое пояснение
Пословица — это целое предложение со смыслом, а пословица — просто красивая фраза или словосочетание. Это главный признак, отличающий пословицы от поговорок.
Пословица содержит нравоучение, примета, предостережение или наставление Поговорка – это всего лишь красноречивое выражение, которое легко заменить другими словами
Примеры
Пословицы и поговорки часто путают
В Интернете очень часто пишут «Пословицы и поговорки», и при этом имеют в виду только пословицы.
Чаще всего сайты дают список «Пословиц и поговорок», в котором на самом деле только пословицы. Очень редко в таких списках могут попадаться какие-то поговорки. Нередко можно найти список пословиц, озаглавленный как список поговорок.
Как не перепутать слова пословиц и поговорок?
Чтобы не путать эти понятия друг с другом, воспользуйтесь следующими советами:
1. Есть словосочетание «Пословицы и поговорки».
Слово « пословицы » всегда идет первым, потому что пословица полное предложение , с моралью и глубоким смыслом.
А слово « поговорки всегда на втором месте, потому что это всего лишь красивое и символическое словосочетание , не способное выступать в качестве самостоятельного предложения.
2. Читайте отдельные статьи о поговорках и поговорках на этом сайте. Почувствуйте разницу между им.
3. Вы всегда можете зайти на эту страницу, чтобы еще раз вспомнить отличия пословиц от поговорок.
пословица полное предложение
Пословица – это короткое предложение, содержащее народную мудрость. Она написана простым народным языком, часто имеет рифму и ритм.
Примеры
Даже рыбку в пруду не поймаешь без труда.
Пустая бочка гремит громче.
Не зная брода, не суй голову в воду.
За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.
Краткость — душа остроумия.
Маленькая катушка, но дорогая.
Пословица – символическое словосочетание или словосочетание
Пословица – это устоявшееся словосочетание или словосочетание, образное выражение, метафора. Не используется самостоятельно.
Поговорки используются в предложениях для придания яркой художественной окраски фактам, вещам и ситуациям.
Примеры поговорок
«навести свинью» (напакостить)
«медвежья услуга» (помочь обернуться во вред)
«оставаться с носом» (быть обманутым)
«оставаться у разбитое корыто » (что-то потерять из-за глупого поведения)
«когда рак на горе свистит» (никогда)
«свадебный генерал» (важное лицо, от которого нет собственно толку)
Примеры употребления поговорок в предложения
Я подарю тебе эту машину когда рак на горе свистнет .
Незаконно уволенный сотрудник подарил нам свинью .
Кот Базилио и лиса Алиса оставили Пиноккио с носом .
Наш новый директор ходит вокруг важных, интересуется всякой ерундой, делает вид, что что-то понимает, и при этом задает самые глупые вопросы, короче — очередной свадебный генерал .
Для более полного знания пословиц и поговорок рекомендуем следующие статьи на нашем сайте.
«Гений, дух и характер народа проявляются в его пословицах» (Ф. Бэкон)
Народные пословицы и поговорки – часть духовного наследия, доставшегося нам от предков. Это поистине золотой кладезь народной мудрости, накопленной за многие века. Они охватывают практически все стороны нашей жизни, поэтому очень полезно знакомить малыша с пословицами и поговорками с раннего детства, запоминать, рассказывать их значение, где и в каких случаях они употребляются, учиться прибегать к ним при каждом удобном случае. .
РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРИ.
Прожить жизнь — это не поле пересечь.
У каждого Егора есть поговорка.
Пословица-цветок, пословица-ягода.
Не зная брода, не суй голову в воду.
Жизнь дается за добрые дела.
Красная речь пословица.
Доверься Богу, но сам не ошибись.
Без углов дом не строится, без пословицы речи не произносится.
Мокрый дождь не боится.
Небольшой, но удаленный.
На чужой стороне я доволен своей маленькой воронкой.
Кто обжигается молоком, тот дует на воду.
Трусливый зайчик и пенек — волк.
Был бы обед, да ложка нашлась.
Испокон веков книга воспитывает человека.
Земля своя и в горсти сладка.
Ах да ой помощи не даст.
Ложно приобретенное впрок не пойдет.
Однажды он солгал, но на век стал лжецом.
Мать замахивается высоко и нежно бьет, мачеха низко замахивается и больно бьет.
На родной стороне и камешек знаком.
Лучше простить десять виновных, чем казнить одного невиновного.
Где сосна выросла, там и красна.
Плохо тому, кто никому не делает добра.
Полынь без корня не растет.
Жало острое, а язык острее.
Без друга в сердце метель.
Лучше синица в руке, чем в кустах.
Нет друга, так что ищи, а есть, так что береги.
Лжец всегда неверный друг, он тебя везде обманет.
Родная сторона — мать, чужая сторона — мачеха.
Где жить, там быть известно.
По одежке встречают, а по уму провожают.
В гостях хорошо, а дома еще лучше.
Глупая птица, которая не любит свое гнездо.
Ходить в гости — надо водить к себе.
Беда бедой, а еда пищей.
С той стороны и родник не красный.
Каждый человек кузнец своего счастья.
С другой стороны, даже сокола называют вороной.
Бог промокнет, Бог высохнет.
Учить детей без людей.
Буря обрушивается на высокое дерево.
Алтын серебро ребра не ломает.
Обманывая, ты не разбогатеешь, ты станешь беднее.
Ходишь на день, берешь хлеба на неделю.
Если любишь кататься — люби возить санки.
Какая пряжа, такая и рубашка на ней.
Тот губит себя, кто не любит других.
Лучше молчать, чем лгать.
Если не умеешь шить золотом, то бей молотком.
Рука дающего не подведет.
Если бы он только знал, куда упал, он расстелил здесь соломинку.
Глаза боятся, а руки делают.
Лето работает на зиму, а зима работает на лето.
Кто детей балует, тот и слезу прольет.
За ученого дают три неученых, да и то не берут.
В тесноте, но не в ярости.
Что посеешь, то и пожнешь.
Готовь сани летом и телегу зимой.
Кто много знает, о многом и спросят.
Вставать рано, разумно понимать, усердно работать.
Возможно, до добра как-то не доведут.
Работа мастера боится.
Играй, играй, но знай дело.
Закончил дело — иди смело.
Даже рыбку из пруда не вытащишь без труда.
Завистливый глаз видит далеко.
Здоровье не купишь — разум дает.
Время работы, час веселья.
День длинный до вечера, если нечего делать.
Кто не работает, тот не ест.
Летом накачаешься — зимой проголодаешься.
Умелые руки не знают скуки.
Терпение и немного усилий.
Ты любишь кататься, любишь возить санки.
Будет день — будет еда.
Труд кормит человека, а лень портит.
Собери вместе, тяжело не будет.
Остерегайтесь неприятностей, пока их нет.
Крафт не просит пить и есть, а кормится сам.
Снег белый, да ногами топчутся, мак черный, а люди едят.
Хоть ребенок и кривой, но папа-мама милый.
Не топор забавляет, а плотник.
Не сидите сложа руки, и не будет скуки.
Скучный день до вечера, если нечем заняться.
Катящийся камень не покрывается мхом.
Без работы жить только небо курить.
Откладывай безделье, но не откладывай дела.
Не спеши языком, спеши делами.
Искусно справляться с любой задачей.
Была бы охота — работа пойдет.
Встречают по платью, провожают по уму.
Учиться читать и писать всегда полезно.
И сила духа уступает.
Прислали умного — одно слово скажи, три дурака, а сам иди за ним.
У умной головы сто рук.
Ум хорошо, а два лучше.
Без солнца нельзя, без сладкого нельзя.
Каковы мысли, таковы и речи.
В умной беседе набраться ума, в глупой сойти с ума.
Знай больше и говори меньше.
Глупый скиснет, а умный все обеспечит.
Птица красна в пении, а человек в обучении.
Неученый подобен незаточенному топору.
Незнайка лжет, а всезнайка далеко убегает.
Если хочешь есть калачи, не сиди на плите.
Из окна на весь мир нельзя оглянуться.
Учение — свет, а невежество — тьма.
Алфавит — наука, а ребята — бук.
Старый друг лучше двух новых.
Друг спорит, а враг соглашается.
Не узнаешь друга в три дня, узнаешь в три года.
Друг и брат — великая вещь: не скоро получишь.
Был у друга, пил воду — слаще меда.
Друга нет, так что ищи, а найдешь, так что береги.
Заводи новых друзей, но не теряй старых.
Для друга семь миль не пригород.
Сирота без друга, семьянин с другом.
Семеро одного не ждут.
Конь познается в горе, а друг в беде.
Когда солнышко греет, когда маме хорошо.
Нет друга лучше матери.
Какое сокровище, если в семье гармония.
Братская любовь лучше каменных стен.
Птица рада весне, а дитя матери.
Детский домик веселый.
Вся семья вместе, и душа на месте.
Материнская нежность не знает конца.
Материнский гнев подобен весеннему снегу: и много его выпадает, да скоро растает.
У милого ребенка много имен.
Бабушка — только один дедушка не внук.
Хороша доченька Аннушка, если мама с бабушкой похвалят
Из той же печи, но булочки не те.
И от хорошего отца родится бешеная овца.
Птица в гнезде до осени, а дети в доме до старости.
От дурного семени не жди хорошего племени.
Капризный в детстве, некрасивый в годах.
Все дети равны — и мальчики, и девочки.
Детский домик веселый.
Картина художника Питера Брейгеля «Притчи».
Картина художника Питера Брейгеля (1525/30–1569) «Поговорки». Название говорит само за себя, на картинке изображено более двух десятков различных поучительных изречений.