Постановка цели smart: Расшифровка + 10 примеров (на все случаи)

Содержание

Постановка целей по системе SMART

Заводсков Сергей Вадимович

Зачем нужна цель?

Этот вопрос вызывает непонимание и удивление, ведь так? Неужели непонятно, что цель — это ориентир, направление, в котором мы двигаемся и исходя из которого выстраиваем свой путь?

Да, цель — это незаменимый помощник и правая рука руководителя и бизнесмена. Но так ли часто мы уделяем внимание анализу и продумыванию своих целей?

«Я подумаю об этом завтра.»

Именно так. У нас есть время на решение срочных задач, на незапланированные встречи и «разруливание» возникшего форс-мажора. Мы легко находим время на внезапно зазвонивший телефон.

А есть ли у нас время на НАШИ ЦЕЛИ? ДА!?

Прямо сейчас! Вы ведь читаете эту статью, значит, уже нашли несколько свободных минут. Давайте используем их рационально, на пользу.
Все, что Вам необходимо, это готовность к работе и небольшой «кофе-брейк».

Налейте себе ароматного чаю или кофе и начнем. Всего 10 минут, и Вас удивит полученный результат. Сейчас мы очень близко подойдем к нашим целям и внимательно с ними поработаем.

Обратите внимание, задание ВЫПОЛНЯЕМ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНО, ПО ШАГАМ. Итак, начнем.

Шаг 1. Возьмите чистый лист формата А4 и запишите ближайшую цель в бизнесе/в работе вашего отдела, так, как Вы обычно определяете для себя цель.

Шаг 2. Читаем внимательно записанную цель и отвечаем на вопрос: что конкретно необходимо сделать? Ответ на этот вопрос формулируйте как можно точнее и записываем под целью.

Шаг 3. Ориентируясь на цель, определяем и записываем: по каким критериям Вы будете оценивать результат? Как будет измеряться результат?

Записали? Отлично, двигаемся дальше.

Шаг 4. Определите и запишите, что Вам необходимо для достижения этой цели? Какие ресурсы у Вас есть? Какие еще нужны?

Шаг 5. Подумайте и запишите. Зачем выполнять эту цель? Почему достижение этой цели важно для Вас? К чему она приведет? Что Вы получите, достигнув конкретных показателей?

Шаг 6.

Вновь перечитываем записанную цель и отвечаем на вопросы. В какие сроки необходимо достигнуть Вашей цели? Сколько времени Вам необходимо? К какой дате необходим результат?

Шаг 7. Итак, цель описана подробно и учтены все детали. Грамотный подход к делу!

Скорее всего, по ходу выполнения шагов Вам потребовалось изменить формулировку Вашей цели, это здорово! Она изменилась и стала более точной и сфокусированной на том, что Вам действительно ВАЖНО и НЕОБХОДИМО.

 

Давайте еще раз вернемся к изначальной формулировке Вашей цели и проанализируем ее.

Прочитайте Вашу первоначальную цель и оцените ее по критериям постановки цели. Определите, насколько полно отражен в поставленной цели каждый из критериев. Исходя из этого выберите заслуженный балл:

0 — не описан, 1 — в общих чертах, 2 — подробно, 3 - максимально полно

Критерий Баллы Goal
Конкретность 3 2 1 0 Specific
Измеримость 3 2 1 0 Measurable
Достижимость 3 2 1 0 Achievable
Целесообразность 3 2 1 0 Result-oriented
Определенность во времени 3 2 1 0 Timed

Обратите внимание на те критерии, которым Вы уделяете меньше всего внимания — это то, с чем Вам стоит работать в первую очередь.

Шаг 8. При постановке целей учитывайте только что проделанную Вам работу. Тогда Ваши цели становятся более ясными и понятными, а, следовательно, достигать их приятнее и легче.

Ваша памятка: SMART

Конкретность цели (S — Specific)
Цель должна быть чётко сформулирована и понятна. Чем четче сформулирована и яснее описана цель, тем легче с ней работать и тем больше она мотивирует.

Измеримость цели (M - Measurable)
Если у цели нет каких-либо измеримых параметров, то невозможно определить, достигнут ли результат и как происходит движение к нему. Предусмотрите возможность измерения/проверки результата.

Достижимость цели (A — Achievable)
При постановке цели важно учитывать наличие внешних и внутренних ресурсов для их выполнения. Достижимость создается декомпозицией до уровня задач. Задачи должны быть выполнимы для конкретного исполнителя. Укажите, как именно можно добиться цели (что для этого нужно сделать).

Целесообразность/ ориентированность на результат цели (R — Result-oriented)
Цели должны характеризоваться исходя из результата, а не проделываемой работы. Обычно сотрудники хорошо понимают, что они должны делать (обязанности), но не представляют, что они должны сделать (результаты). Выделите желаемый результат и декомпозируйте (разложите) его на результаты для каждого подразделения.

Определенность во времени цели (T — Timed)
Важно точно определять время, необходимое на выполнение поставленной цели и сроки, в которые цель должна быть достигнута, а также контролировать процесс движения к цели.

! Принцип SMART используется не только в стратегической проработке целей, но и при постановке задач подчиненным, что позволяет исключить неверное понимание и возможности для «увиливания».

Шаг 9. Работа с целями проведена. Мы успешно выделили самые значимые моменты и проанализировали детали. Что дальше? Цель в ожидании результата. Ответьте себе прямо сейчас на вопрос: что сделаете в первую очередь по достижению вашей цели?

Вы замечаете, что процесс уже идет? Движение к цели целенаправленно и сфокусировано на результате.

Я уверена, что попадание в цель будет на 100 %, в десятку. Достигайте Ваших целей и делайте это с удовольствием. Вы этого достойны!

→ В Базу знаний | К началу страницы

Кадровая политика | Управляй грамотно

Технология SMART (СМАРТ) — современный подход к постановке работающих целей. Система постановки smart — целей позволяет на этапе целеполагания обобщить всю имеющуюся информацию, установить приемлемые сроки работы, определить достаточность ресурсов, предоставить всем участникам процесса ясные, точные, конкретные задачи.

SMART являетсяаббревиатурой, расшифровкакоторой: Specific, Measurable, Achievable, Relevant, Time bound. Каждая буква аббревиатуры SMART означает критерий эффективности поставленных целей. Рассмотрим каждый критерий smart цели более подробно.

Specific: Конкретный.

Цель по SMART должна быть конкретной, что увеличивает вероятность ее достижения. Понятие «Конкретный» означает, что при постановке цели точно определен результат, который Вы хотите достичь. Сформулировать конкретную цель поможет ответ на следующие вопросы:

Какого результата я хочу достичь за счет выполнения цели и почему?

Кто вовлечен в выполнение цели?

Существуют ли ограничения или дополнительные условия, которые необходимы для достижения цели?

Всегда действует правило: одна цель — один результат. Если при постановке цели выяснилось, что в результате требуется достичь нескольких результатов, то цель должна быть разделена на несколько целей.

Measurable: Измеримый

Цель по SMART должна быть измеримой. На этапе постановки цели необходимо установить конкретные критерии для измерения процесса выполнения цели. В постановке измеримой цели помогут ответы на вопросы:

Когда будет считаться, что цель достигнута?

Какой показатель будет говорить о том, что цель достигнута?

Какое значение у данного показателя должно быть для того, чтобы цель считалась достигнутой?

Achievable or Attainable: Достижимый

Цели по SMART должны быть достижимы, так как реалистичность выполнения задачи влияет на мотивацию исполнителя. Если цель не является достижимой — вероятность ее выполнения будет стремиться к 0. Достижимость цели определяется на основе собственного опыта с учетом всех имеющихся ресурсов и ограничений.

Ограничениями могут быть: временные ресурсы, инвестиции, трудовые ресурсы, знания и опыт исполнителя, доступ к информации и ресурсам, возможность принимать решения и наличие управленческих рычагов у исполнителя цели.

Relevant: Значимый

Для определения значимости цели важно понимать, какой вклад решение конкретной задачи внесет в достижение глобальных стратегических задач компании. В постановке значимой цели поможет следующий вопрос: Какие выгоды принесет компании решение поставленной задачи? Если при выполнении цели в целом компания не получит выгоды — такая цель считается бесполезной и означает пустую трату ресурсов компании.

Иногда Relevant заменяют на Realictic (реалистичный).

Time bound: Ограниченный во времени

Цель по SMART должна быть ограничена по выполнению во времени, а значит должен быть определен финальный срок, превышение которого говорит о невыполнении цели. Установление временных рамок и границ для выполнения цели позволяет сделать процесс управления контролируемым. При этом временные рамки должны быть определены с учетом возможности достижения цели в установленные сроки.

Примеры SMART целей

Приведем несколько примеров постановки SMART целей в компании:

Направление задачи Пример цели по SMART Комментарии автора
Увеличение продаж Увеличить продажи бренда А на территории России к концу года на 25% Конкретность цели определяется указанием % роста, региона продаж и названия бренда. Цель ограничена по времени годовым периодом, может быть измерена с помощью статистики продаж компании. Достижимость цели может быть определена только специалистами компании. Но предположим, что бренд получит необходимый уровень инвестиций для роста продаж. Цель значима, так напрямую связана с эффективностью бизнеса.
Продвижение товара Достичь уровня знания товара А среди молодой аудитории на уровне 51% через 3 года, после запуска товара на рынок. Цель конкретна, так как указана целевая аудитория и название бренда. Цель ограничена во времени и может быть измерена с помощью опроса. Достижимость может быть определена только специалистами компании, но предположим, что компания выделит необходимый уровень инвестиций для достижения планового показателя. Цель значима, так как знание товара имеет прямую корреляцию с продажами продукта.
Увеличение дистрибуции Завести бренд компании в количестве 3 SKU в ТОП-10 ключевых торговых сетей до июля 2014 года. Конкретность цели подтверждается указанием количества позиций и списка сетей. Цель имеет четкий срок выполнения и может быть явно измерена с помощью проверки отгрузок компании в данные сети. Достижимость цели может оценить только специалист по продажам, но предположим, что компания обеспечит отдел продаж необходимым бюджетом и рекламными материалами для листинга. Цель значима, так как дистрибуция в ключевые сети имеет прямое влияние на рост продаж.

5 ШАГОВ К ПОСТАНОВКЕ ЦЕЛЕЙ SMART.

Specific          Конкретные цели
Вам нужно задать шесть вопросов: что, почему, кто, где, когда и как?
«Что» вы хотите достичь? Я хочу развивать свой бизнес, больше зарабатывать, стать лидером, а не просто руководителем, написать больше статей, увеличить продажи, открыть клинику или выйти замуж.
Запишите и постарайтесь быть максимально конкретными.
«Почему?» Какие внутренние и внешние мотиваторы у вас есть? Почему это вам важно? Что это вам даст? Что изменится, если вы достигните своей цели?
Предположим, вы хотите быть лидером, а не просто руководителем. Это может принести с собой ряд преимуществ: более близкая связь с работниками, их уважение и вера в вас, что приведет к повышению мотивации, это приведет к увеличению вовлеченности работников в рабочий процесс, что приведет к раскрытию потенциала работников, что в конечном итоге приводит к меньшей ротации на рабочем месте и в качестве бонуса увеличит производительность.
«Кто?» Определите, кто вовлечен? Если вы хотите заняться фитнесом, возможно, вы единственный участник. Но советую принять во вниамние всех, кого это касается и тех, кто может вас поддержать. Может ли ваш партнер взять какие то обязанности на себя(дети, их тренировки, прогулки с собакой), пока вы будете ходить в фитнес клуб? Может он может помочь вам проснутся пораньше, чтобы вы успели на пробежку? Даже если цель исключительно персональная — вы можете создать группу поддержки, которая будет подбадривать вас и помогать достигнуть вашей цели. Составьте список, кто может помочь вам в достижении вашей цели. Это поможет сосредоточиться и облегчит задачу.
«Где?» При создании новой привычки полезно делать вещи в одной и той же обстановке. Если вы учитесь, это может быть определенный стол, в определенной комнате. Если ваша цель заняться фитнесом 3 раза в неделю, приготовьте все вещи накануне, поставьте спортивную сумку у входной двери, чтобы вы могли проснуться и сразу отправиться на тренировку.

что такое постановка задач по смарт, примеры методики

12.04.2021


Что такое SMART? Если вы учитесь или учились в колледже/университете, наверняка помните, как вас заставляли писать цель курсовой работы. Обычно точную формулировку этой цели делают уже в самом конце научного труда и выглядит она настолько длинно и непонятно, что хочется быстро закрыть её и больше никогда не видеть. На самом деле хорошо поставленная цель может не просто показывать вектор движения, но и неплохо мотивировать.  

Самая популярная схема постановки цели  ― принцип SMART.

Термин SMART ―  это аббревиатура. Расшифровка SMART отражает главные правила постановки цели.

Критерии SMART:

  • S – specific (точность, конкретность),

  • M – measurable (измеримость),

  • A – attainable (достижимость),

  • R – relevant (актуальность),

  • T – time-bound (ограниченность по времени).

Стоит сказать, что цель, созданная по SMART, хороша при краткосрочном планировании. Этот метод подойдёт как для бизнес-задач, так и для личных целей. Однако, если создавать глобальные цели, соответствовать некоторым критериям очень трудно и порой неэффективно.

Конкретность

Первый критерий хорошей цели, которая предлагает методика Смарт ― конкретность, или точность. Поставленная цель должна быть чётко сформулирована. В ней не должно быть двусмысленности, разных трактовок. Особенно единство понимания цели актуально для бизнеса. Каждый член команды должен иметь одинаковое представление о том, к какой цели движется компания.

Менеджеры нередко грешат красивыми высказываниями. Они хотят вдохновить команду на плодотворную работу. Но ничто так не вдохновляет на работу, как понятная конечная точка. Давайте сравним две цели: 

  1. Стать успешной компанией. 

  2. Увеличить продажи на 40% к следующему кварталу. 

Какая цель понятнее? Конечно же вторая. Понятие успешности у всех разное. Когда есть точная цифра, непонимание между людьми в команде уходит, так как нет предмета для споров и все силы бросаются на достижение цели. 

Этот критерий также работает и с личными целями. Например, можно поставить себе цель «стать умнее в следующем месяце», а можно «прочитать 2 книги и пройти 1 вебинар в следующем месяце». Второй вариант конкретен. Ты либо прочитал книги, либо нет.

Человеческий мозг боится неизвестности, даже той, которую он придумал себе сам. Нам сложнее приступить к абстрактной задаче. Как только конечный пункт определён, сесть в поезд продуктивной работы проще.

Измеримость

В предыдущем пункте мы отчасти уже затронули этот критерий. Конкретность и измеримость всегда стоят рядом. Важно определить показатели, по которым будет ясно, что вы достигли цели. Можно измерять охват аудитории (подписчики, просмотры, посетители сайта), количество заработанных или сэкономленных денег, количество положительных отзывов и привлечённых лидов и т. д. По сути любой показатель, качественный или количественный, можно выразить в цифрах.

Числовое выражение цели поможет увидеть прогресс (или регресс) в движении к результату. 

Достижимость 

Конкретные цифры ― это хорошо, но они должны быть ещё и достижимы. Представим, у вас небольшая компания по производству деревянных столов ручной работы. В штате 10 хороших профессионалов, которые выпускают по 5 столов в неделю. И вы хотите продать за месяц 100 столов. Цель конкретна? Да. Измерима? Да. Но реальна ли? Возможно, отдел продаж сможет привлечь 100 покупателей, но производственный цех никак не выпустит столько столов.

Безусловно, цель лучше ставить амбициозную. Она будет мотивировать на работу. Но если ресурсов объективно не хватает, цель нужно скорректировать. Недостижимые цели не мотивируют, а, наоборот, отбивают желание действовать. Недостижимую цель лучше разбить на несколько маленьких. 

Актуальность

Поставленная цель не должна конфликтовать с другими целями. Этот критерий часто вызывает трудности при постановке личных целей. Нельзя одновременно копить на огромный дачный участок и планировать отдых на Сейшелах (если вы не богаты). Нужно выбрать что-то одно. 

Или например, насмотревшись умилительных видео со щенками, вы хотите. начать их разводить. При этом у вас однокомнатная квартира и двое детей. Кажется, будет тесновато. 

В бизнесе этот критерий тоже очень важен. Например, у компании есть проблемы с процессом производства (мало работников, проблемы с поставщиками деталей), а цель ставится на увеличение продаж. Зачем пытаться продать то, что невозможно сделать.

Перед постановкой цели по Смарт посмотрите, какие ресурсы у вас есть и какие ещё задачи перед вами стоят. 

Ограниченность по времени

Этот параметр мы тоже частично затрагивали в первом пункте. Из цели должно быть понятно, до какого момента нужно достичь результата. Если нет конечной точки во времени, можно бесконечно пытаться добиться нужных показателей.

Дедлайн стимулирует работать и помогает отслеживать скорость движения к цели. Например, вы хотите прочитать 3 книги за 3 месяца. Если прошёл месяц и вы не дочитали даже одной, нужно ускориться или понять, что мешает читать быстрее.

Смарт-система: плюсы и минусы

Технология Смарт имеет 3 главных преимущества:

  1. Простота. Для работы с этой системой не нужны сложные расчёты и анализы. Достаточно только трезво оценивать свои силы. 

  2. Универсальность. Метод подходит для крупных и малых бизнесов, а также для личных целей. SMART-задачи можно устанавливать как для команды, так и для одного человека.

  3. Точность. Постановки цели по SMART привлекательны своей конкретикой. Какой бы творческий человек ни был по своей натуре, его мозг всё равно любит порядок и конкретную точку, к которой нужно стремиться. 

Техника Смарт часто озвучивается в рамках изучения тайм-менеджмента. В какой-то степени она уже даже входит в ранг мейнстримных теорий. Однако она имеет недостатки, которые нужно учитывать при её использовании. 

Трудно поставить долгосрочную цель. Наша жизнь состоит из множества препятствий и возможностей, которые никак нельзя предугадать. Даже за квартал может случиться всё что угодно. Чем больше мы берём промежуток для выполнения цели, тем меньше мы уверены в прогнозах. Модель SMART заставляет делать негибкие цели. Если что-то изменится вовне, поставлена цель может стать недостижимой. Например, с 1 апреля  компании-производители смартфонов, ПК и телевизоров обязаны устанавливать на устройства российские программы. Могли ли они предугадать такое развитие событий при планировании целей на год? Может быть, они и догадывались, так как об этом говорят уже не первый год, но знать точно никак не могли. 

Не учитывает человеческие особенности. Речь идёт о человеческом факторе, который может значительно повлиять на результат. Особенно это актуально для творческих профессий и личных целей. Например, вы писатель, и установили для себя цель дописать книгу до конца года. Безусловно, вам нужно будет рассчитать, сколько страниц писать в день или неделю, чтобы успеть подготовить материал. Но книга ― это творческий процесс. Вы можете легко потерять вдохновение. Вы снизите темпы письма и можете не успеть к дедлайну. В этом случае чёткая цель может, наоборот, давить на творца и только ухудшить продуктивность. 

Не считает другие важные дела. Когда компания ставит цель ― это не говорит о том, что каждый сотрудник будет работать только над одной задачей. Есть множество других дел, которые обязательно нужно выполнять ежедневно. Например, администраторы сайта поставили себе цель разработать новый дизайн для существующего сайта до конца года. Однако пока они готовят новый интерфейс им нужно поддерживать старый, чтобы пользователи продолжали пользоваться ресурсом. При постановке цели можно прогнозировать, сколько времени будет занимать ежедневная рутинная поддержка существующего сайта, но предвидеть возможные баги в системе будет невозможно. Работа над ошибками может также занять много времени.

Чтобы поставить цель, не нужно начинать с критерия конкретности. Лучше начать с актуальности. Если вы менеджер, проанализируйте проблемы и точки роста организации. Если методология SMART используется для личных целей, подумайте над тем, что вы хотите, чего вам не хватает. На этом этапе цель необязательно будет конкретная. Достаточно просто наметить вектор движения.

Как только вы определите путь, поработайте над дедлайнами. За какое время вы бы хотели достичь цели. Чем цель масштабнее, тем больше времени вам нужно. 

Дальше подумайте над измеримостью и конкретностью. Что будет являться мерилом успешности выполнения цели?

Последний штрих ― проверка на достижимость. Хватит ли вам ресурсов для получения нужного результата? Не слишком ли короткий дедлайн вы установили? Всегда можно вернуться и подкорректировать цель. Возможно, стоит уменьшить цифру желаемого результата. Помните, цель может быть амбициозной, но изматывать себя и команду не стоит.

Для примера давайте попробуем разработать правильную SMART-цель для небольшого бренда одежды. 

Открытие прошло недавно, продажи идут бодро. В день продаётся не менее 5 изделий. Однако на складе значительно больше одежды. Нужно увеличивать продажи. Итак, мы наметили путь. Дальше ограничим цель по времени. Обновление коллекции происходит раз в два месяца. Следовательно, через два месяца нужно уже продать большую часть изготовленного товара. Мы хотим решить проблему за 2 месяца. Посчитав товар на складе, мы понимаем, что нам нужно продавать не менее 10 изделий в день. Это будет наша конкретная цель. 

Соберём всё вместе. Мы планируем, что через 2 месяца компания будет продавать не менее 10 товаров в день. Теперь осталось проверить цель на достижимость. Подумаем, за счёт чего мы можем увеличить продажи. Товар реализуется только в офлайн-магазинах. Мы можем создать онлайн-магазин и завести Instagram, чтобы охватить больше платформ для реализации. Отличный план! Но на создание интернет-магазина точно потребует как минимум один месяц. А для Instagram нужно найти новых работников и устроить фотосессии. Становится понятно, что за 2 месяца мы можем успеть подготовить новые платформы, но выйти на постоянный поток больших продаж точно не успеем. Продлеваем свою цель ещё на месяц. То есть, мы планируем через 3 месяца продавать не менее 10 товаров в день. Вот и всё. Цель поставлена. 

Целеполагание  ― важная часть бизнес-процесса. Как видите, постановка задач по SMART ― это просто. Но такой простой шаг может хорошо замотивировать на результат.

расшифровка, примеры задач, описание технологии

Поделиться в соцсетях

У вас часто возникает чувство внутреннего конфликта при виде успешного человека, который успевает зарабатывать миллионы, заниматься любимым хобби, отдыхать с семьей и помогать другим в реализации их собственных целей? Модель жизни таких людей очень проста, если в ней разобраться.

Попробуем?

Предлагаем разобраться с постановкой и достижением собственных целей, чтобы перестать удивляться всеохватывающим возможностям успешных и богатых.

Технология СМАРТ постановки целей – вот что позволяет упорядочить свою жизнь, планировать и ставить достижимые цели. Допустим, вы хотите запустить новый бизнес при условии, что в первый месяц работы он уже будет прибыльным. Реально? Конечно. Постановка задач по СМАРТ научит вас многому, а дополнив технику эффективными инструментами, Вы сможете добиться желаемых результатов.

Постановка целей по СМАРТ. Наглядные примеры

Давайте разберемся с самим понятием «smart». В переводе с английского «smart» — «умный». Аббревиатуру SMART ввел в 1954 году Питер Друкер, где каждая буква имела свою расшифровку и отвечала за один из пяти критериев постановки целей.

Уже через пару минут, которые вы с пользой потратите на прочтение статьи, SMART технология станет вашим эффективным инструментом на каждый день. И Вы больше не будете удивляться многофункциональности успешных людей. Готовы «принимать» инструмент в свое пользование? Тогда начнем.

СМАРТ цели: расшифровка

Specific (S) – конкретная.

Правильная постановка цели начинается с конкретики. К примеру, для менеджера по продажам важно увеличить количество продаж за текущий месяц. Если поставить цель: «Хочу увеличить продажи» — эффективность ее будет нулевой. Если речь идет о продажах и доходе, укажите значение в долларах, процентах и т.д. Важно ставить цель в виде конкретного результата, к которому Вы хотите прийти. В случае с увеличением продаж правильно цель будет выглядеть так: «Хочу увеличить продажи за сентябрь месяц на 1000 долларов».

Measurable (M) – измеримая.

Например: «Стать богатым». Цель? Да. Измеримая? Нет. Чтобы в данной цели появилась измеримость, она должна выглядеть следующим образом: «Заработать за полгода минимум 10 000 долларов». Слово «минимум» здесь выполняет роль своеобразной планки. Постановка задач по SMART с измеримостью может иметь за основу цифровую шкалу. К примеру, 1 – цель не достигнута, 10 – достигнута, 5 – достигнута на 50%.

Achievable (A) – достижимая.

Будьте честны сами с собой. К примеру, если вы хотите запустить бизнес, и уже через месяц получить чистый доход в размере 5 000 долларов, что вы сделали для достижения этой цели? Вложили в рекламу, нашли новых клиентов, подписали выгодные контракты? Цель должна быть достижимой с учетом тех реалий, который вы сами же и создаете. Достижимость цели зависит от тех инструментов, которые вы будете использовать в процессе. Вот так выглядит самый простой пример:

Хочу! Получить от бизнеса 5 000 долларов чистой прибыли через 2 месяца.

Что использую для этого? Активно рекламирую продукт на ЦА, посещаю тематические тренинги и семинары, нахожу бизнес-партнеров, постоянно расширяю клиентскую базу.

Правила для всех одинаковы: чтобы достигать – нужно в процессе использовать действенные методы, способы, инструменты и т.д. Конкретизация цели в виде указанной суммы без инструментов для ее достижения – пустой звук.

Realistic (R) – реалистичная, значимая.

Для вашей будущей цели важна «экологичность». Как это? Очень просто. Задайте себе вопрос и дайте на него честно ответ: «Действительно ли поставленная цель так важна для вас?», «Не противоречит ли она другим целям и планам?». Честность с самим собой позволит получить правдивый ответ. Важно, чтобы критерии формулирования не «перечеркивали» значимость других целей. «Одно другому не мешает», — возможно, но не в данном случае.

Timed (T) – определенная по времени.

Здесь можно сказать, что буква «S» — конкретика, и этого достаточно. Но нет. Временной промежуток — вот что еще важно точно определить. Укажите для своей цели конкретную дату достижения. Например: «Хочу пройти серию тренингов по личностному росту до 3 апреля этого года».

Или другой пример: «Я отложу 10 000 долларов до 30 мая этого года и использую их для продвижения бизнеса и расширения ассортимента товара». SMART техника постановки цели должна иметь временную точку достижения. В этом и есть большая разница с обычными желаниями и мечтами. Мечтать можно сколько угодно, но какой в этом толк, если вы не используете технику SMART для эффективного планирования и достижения поставленных целей?

Как видите SMART цели и их расшифровка достаточно просты в теории, и также доступны на практике.

Теперь сделайте следующее:

  • Возьмите лист бумаги
  • Пропишите цели с учетом SMART технологии
  • Половина целей могут сами собой «отсеяться», так как окажутся неосуществимыми с учетом всех критериев SMART
  • Оставшиеся цели – ваши. Дерзайте!

SMART задачи – это отличный вариант для кратковременного планирования. Долгосрочное планирование имеет мало общего с технологией SMART. К примеру: «Хочу через 20 лет купить дом» — это не цель для планирования с использованием SMART методики.

Важно! Методика SMART предусматривает наличие активных действия для достижения прописанных целей. Если вы заранее знаете, что есть цель, но отсутствуют действия – можно не ожидать большого эффекта. Его, скорее всего, не будет.

СМАРТ цели и их расшифровка, уверены, будут вам полезны для собственного планирования. Можете не терять время зря, а прямо сейчас найти лист бумаги, взять ручку и протестировать SMART методику лично. Результатами поделитесь с нами, а мы, в свою очередь, всегда готовы делиться самыми актуальными темами digital marketing.


Поделиться в соцсетях

SMART – цели. Постановка цели по smart. Примеры

SMART цели. Постановка цели по smart 

SMART цели — исключительно полезный инструмент для руководителя.  Это требования к постановке цели как для подчиненных так и для себя.

Суть SMART целей. Любая цель, которую мы ставим, или с которой работаем, должна быть SMART («умной»). Это означает, что цель должна быть:

  •  Specific (конкретной)
  •  Measurable (измеримой)
  •  Attainable (достижимой)
  •  Relevant (сопоставимой, уместной)
  •  Time-bound (определенной во времени)

Только когда цель отвечает всем требованиям SMART, только тогда она начинает работать как инструмент управления.

Давайте разберем подробнее. Для удобства возьмем  — альтернативную аббревиатуру SMART-целей на кириллице ДИСКО- цели. Итак цели должны быть:

Достижимимыпри постановке цели подчиненный должен понимать, что цель может быть достигнута и при этом результат достаточно амбициозен. Цель должна попадать под определение «трудно, но выполнимо».

Измеримыми — цель должны бать измерима, чтобы можно было узнать, что она достигнута.

Сопоставимыми —  подчиненному должно быть понятно, каким образом поставленная цель соотносится с целями отдела (подразделения) и другими целями сотрудника.

Конкретными подчиненный  должен понимать, в чем эти цели состоят.
Ограниченными во времени и других ресурсах для каждой цели должны быть обозначены границы ресурсов.

Давайте рассмотрим несколько примеров постановки SMART целей

Как нужно ставить SMART цели

Smart цели пример:

Самостоятельно к 15 августа 2013 г. осуществить подбор не менее 3-х кандидатов на замещение освобождающейся должности менеджера по обеспечению производства, удовлетворяющих квалификационным требованиям по должности.

Smart цели пример:

Снизить к концу 4-го квартала 2012 г.  количество сверхурочных часов отрабатываемых сотрудниками в период подготовки налоговой отчетности на 30% по сравнению с имеющимися на сегодняшний день  без привлечения дополнительных средств.

Постановка цели по smart пример:

Иванова (старший кладовщик сырьевого склада) ложится на плановую операцию. В срок до 1 апреля 2011 г. Ивановой самостоятельно подготовить кладовщика  Петрову для передачи ей обязанностей по выполнению функций старшего кладовщика.

 

Как не нужно ставить СМАРТ цели:

Примеры смарт целей (как нельзя ставить цели)

Для увеличения объема продаж, завершить работы с клиентской базой до конца 2013 г.

Смарт цели (антипример)

По результатам аудиторской проверки выявлено 18 замечаний. Необходимо их срочно исправлять.

Смарт цели (антипример)

Провести анализ причин, ведущих к возникновению ошибок в учете отгруженной готовой продукции без привлечения внутренних аудиторов.

*****

Посмотрите мини-лекцию Евгения Неделина «SMART цели»

Обратите внимание на программу тренинга Эффективное руководство, в котором подробно разбираются инструменты эффективного руководителя, в том числе и  SMART – цели.

Статьи по теме: