Потенциалы личности: Потенциал личности — Психологос

2.2. Потенциалы личности

Личность человека можно охарактеризовать пятью основными потенциалами (они играют роль динамических доминант, задающих направленность процессу развития личности).

1) Познавательный потенциал. Определяется объемом и качеством информации, которой располагает личность. Кроме этого, он включает в себя психологические качества, обеспечивающие продуктивность познавательной деятельности человека.

2) Морально-нравственный потенциал. Обусловливается приобретенными личностью в процессе социализации нравственно-этическими нормами, жизненными целями, убеждениями, устремлениями. Речь идет о единстве психологических и идеологических моментов в сознании и самосознании личности, которые вырабатываются с помощью эмоцоинально-волевых и интеллектуальных механизмов и реализуются в ее мироощущении, мировоззрении, мироустремлениях.

3) Творческий потенциал. Определяется репертуаром умений и навыков, способностями к действию (созидательному и/или разрушительному, продуктивному или репродуктивному) и мерой их реализации в определенной сфере (или сферах) деятельности или общения.

4) Коммуникативный потенциал. Зависит от общительности, характера и прочности контактов, устанавливаемых ею с другими людьми. Содержательно-динамически эта способность выражается в систематичности и разнообразии социальных ролей, которые играет личность.

5) Эстетический потенциал личности обусловливается уровнем содержания и интенсивностью ее потребностей в прекрасном, а также тем, как она их удовлетворяет. Эстетическая активность личности реализуется и в творчестве (профессиональном или самодеятельном), и в «потреблении» произведений искусства.

Таким образом, личность определяется следующим: 1) что она знает; 2) что она ценит; 3) что и как она созидает; 4) с кем и как она общается; 5) каковы ее эстетические потребности и как она их удовлетворяет.

2.3. Фундаментальные потребности личности

Среди многообразия потребностей личности можно выделить две фундаментальные, взаимосвязанные между собой:

– потребность быть личностью (потребность персонализации),

– потребность самореализации.

Потребность персонализации обеспечивает активное включение индивида в социальные связи и вместе с тем оказывается обусловленной этими связями, общественными отношениями и т.п. Как и любая потребность, она может иметь многоуровневую выраженность и проявляется как стремление субъекта быть идеально представленным в жизнедеятельности других людей.

Потребность самореализации проявляется в стремлении реализовать свой личностный потенциал (запас жизненной энергии, задатки, способности). Подлинной сутью хорошего образования должно являться освоение путей, посредством которых человек может стать тем, кем он способен стать, т.е. самореализоваться.

2.4. Характеристика структуры личности

Существуют многочисленные классификации, рассматривающие личность с различных точек зрения. Комплексное их рассмотрение позволяет получить целостное представление о структуре личности.

1. Наиболее распространенной является структура личности, предложенная К. К. Платоновым. Она включает четыре подструктуры.

Направленность личности. Объединяет направленность, отношения, моральные черты личности, ее мотивацию. Формируется путем воспитания.

Подструктура опыта. Включает знания, навыки, умения, привычки. Приобретается путем обучения, но уже с заметным влиянием биологически обусловленных свойств человеческого организма.

Подструктура форм отражения. Охватывает индивидуальные особенности отдельных психических процессов или психических функций (ощущений, восприятий, мышления, воображения, речи, внимания, памяти). Влияние биологически обусловленных особенностей в этой подструктуре по сравнению с описанными выше, усиливается. Формируется путем упражнения;

Биологически обусловленная подструктура. Объединяет задатки, особенности высшей нервной деятельности, свойства темперамента, половые, возрастные свойства личности, ее органические изменения. Формируется путем тренировки.

2. А.Г. Ковалев предложил свою структуру личности, состоящую из четырех компонентов.

Направленность.

Способности (субъективные условия успешного осуществления определенного рода деятельности; не сводятся к имеющимся у индивида знаниям, умениям, навыкам; обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приемами деятельности).

Система управления, осуществляющая саморегуляцию – «Я» (Я – это представление о своей индивидуальности, идентичности, это определенное единство интересов, склонностей, ценностных ориентаций, это самооценка и самоуважение).

Психические процессы и состояния, на основе которых образуются психические свойства личности (умственные, эмоциональные, волевые).

3. Д.А. Леонтьев в структуре личности выделил три уровня.

Высший уровень – это уровень ядерных структур личности (свобода, ответственность, духовность), тот психологический скелет или каркас, на который впоследствии наслаивается, нанизывается все остальное.

Второй уровень – это отношения личности с миром, взятые с их содержательной стороны, то есть, по сути, то, что обозначается понятием «внутренний мир человека» (потребности и ценности, отношения, конструкты, смысл жизни).

Hижний уровень – это экспрессивно-инструментальные структуры (характер, способности, роли, характеризующие типичные для личности формы или способы внешнего проявления, взаимодействия с миром, ее внешнюю оболочку.

4. По мнению А.В. Петровского, структура личности не может быть ограничена только пространством ее интраиндивидной жизни. Он предлагает при изучении личности фиксировать и ее интериндивидные свойства, которые проявляются и существуют в межиндивидуальных процессах, включающих, по меньшей мере, два индивида.

Пространство интраиндивидной жизни личности (интерпретация личности как индивидуального качества, присущего индивидуальному субъекту).

Интериндивидные свойства, которые проявляются и существуют в межиндивидуальных процессах, включающих, по меньшей мере, два индивида.

Метаиндивидные свойства личности. При таком рассмотрении личность индивида выносится за рамки не только индивидуального субъекта, но и актуальных связей этого субъекта с другими индивидами, за пределы совместной деятельности с ними. Личность исследуется через ее реальные вклады в других людей, благодаря ее идеальной представленности в них.

личностный потенциал — зачем, что и как?

ПОЛЕ СМЫСЛОВ

Три мишени:
личностный потенциал — зачем, что и как?*

* Работа выполнена при поддержке
Российского научного фонда, проект № 16−18−10 439
«Системно-динамический анализ регуляции
деятельности».

Дмитрий Леонтьев

д. п. н., профессор НИУ ВШЭ и МГУ им. Ломоносова

Зачем нужно понятие ЛП?

Понятие личности довольно часто используют как универсальную ёмкость, в которую складывается всё — и наследственность, и темперамент, и характер, и мотивация, и внутренний мир смыслов. Ещё в самой первой попытке описать структуру личности (Леонтьев, 1993) я разделил экспрессивно-инструментальную оболочку личности (характер, способности и роли), внутренний мир (смысловую сферу) и ядерные структуры личности (жизненную позицию, механизмы свободы и ответственности). Последние были описаны тогда довольно поверхностно. В течение 1990-х годов я работал преимущественно над анализом природы смысла и строения смысловой реальности. Выпустив обобщающую монографию на эту тему (Леонтьев, 1999), я вернулся к проблеме ядерных структур, стержня личности, того, что можно было бы назвать личностным в личности, и именно тогда в этой связи прозвучало словосочетание «личностный потенциал» (Леонтьев, 2002), ещё не проработанное как научное понятие.

Во многом переломным моментом стало осознание мною роли саморегуляции как сути работы личности и понимание личностного потенциала как потенциала саморегуляции (Леонтьев, 2006), как того, что помогает личности преодолеть навязчивое воздействие внутренних импульсов и внешних давлений и прокладывать свой непрямой путь в изменчивом мире, руководствуясь своими целями и смыслами. К этому времени сформировалась исследовательская группа, силами которой были выпущены два специальных журнальных выпуска по теме «Диагностика личностного потенциала» (2007, 2010) и фундаментальная коллективная монография «Личностный потенциал: структура и диагностика» (Леонтьев, 2011).

Понятие личностного потенциала было построено как синтетическое, обобщающее некоторую сложную реальность, но недостаточно отграниченное от других понятий и не оформленное в виде строго операционализируемых переменных. Это ставит передо мной новую задачу, новый вызов — реконструировать это понятие и осмыслить его на новом витке, на котором оно стало бы более пригодным для использования не только в исследованиях, но и в практике, прежде всего образовательной.

Любое развитие, образование, обучение основывается на развитии не только и не столько познавательных, но в первую очередь личностных структур. Сейчас уже понятно, что просто «загрузка» содержания, контента в головы учеников механическим образом не работает, если не сопровождается развитием личности. Знания остаются мёртвым грузом, не интегрируются в картину мира. Познание не самодостаточно, оно лишь средство, а не самоцель.

Даже в исследованиях креативности, не говоря уже о других областях, подтверждается, что от личности и мотивации в конечном итоге зависит больше, чем от интеллекта и одарённости (Amabile, 2001). Одарённость в отрыве от личностного развития служит источником кризисов и проблем, причём чем больше одарённость, тем сильнее кризисы. Есть люди, которые не справляются со своей одарённостью, если личность за ней не поспевает. Проблемы Л П поэтому надо рассматривать в более широком контексте проблем развития личности.

Новый вызов — реконструировать понятие ЛП и осмыслить его на новом витке

Если максимально обобщить современные представления о развитии личности, можно выделить три измерения, три вектора этого развития, характеризующихся своими механизмами, критериями и динамикой (Леонтьев, 2013).

Каждый из нас является живым существом, биологической единицей. Как все живые существа, мы обречены заниматься тем же, что и всё живое: актуализировать то, что в нас заложено, и взаимодействовать с окружающей средой в соответствии с заложенной биологической программой — всё это сводится к решению задач самосохранения, обмена веществ и прокреации, то есть размножения. Конечная цель этого развития — морфологическое и функциональное созревание и биологическое приспособление к тем условиям, в которые нам повезло или не повезло попасть. Это РАЗВИТИЕ 1 — созревание в соответствии с заложенной биологической программой, итогом которой является зрелый и хорошо функционирующий организм.

Во-вторых, каждый из нас (это общее у всех людей, в отличие от других живых существ) есть социальное существо, являющееся не вполне самостоятельной частью социальной системы, даже не одной, а многих. И главная задача, которую мы решаем, — достичь гармонии с социальными группами, к которым мы принадлежим, или, по крайней мере, удовлетворительной адаптации к ним. Это задача социализации, аспект развития, который связан с усвоением социального опыта, ожиданий, требований и позволяет индивиду вписаться в группу. РАЗВИТИЕ 2 — социализация в соответствии с социальными матрицами. Итогом этого развития выступает социальный индивид — индивидуальный отпечаток социальных матриц.

Третье измерение развития касается уже собственно личностного в личности. Оно более индивидуально и касается всех, но не в одинаковой мере. В этом измерении человек выступает как автономный субъект, личность, решающая задачи выбора и самодетерминации собственной жизни, которая уникальна, как и личность. Суть того, что происходит в этом измерении, — постепенное развитие механизмов взаимодействия с миром, механизмов саморегуляции в широком смысле слова (подробнее о них ниже).

И это третье измерение делится на два этапа.

РАЗВИТИЕ 3А — до совершеннолетия — это развитие механизмов личностной саморегуляции, становление вменяемого субъекта. Управление собой в соответствии с требованиями своей культуры и в её интересах. Этот этап является более или менее обязательным или универсальным, потому что мы не можем быть хорошими, добропорядочными гражданами, если не усвоим механизмы самоконтроля, подчинения сигналам: останавливаться на красный свет светофора, ходить на выборы и опускать бюллетень. Мы должны научиться предсказуемо реагировать на социальные ожидания и требования, социальные сигналы так, как ожидают от нас данная культура и данное сообщество.

Личностное развитие после совершеннолетия — РАЗВИТИЕ 3Б — становится личным делом в собственных интересах, необязательным, факультативным, исключительно по личному выбору. Цель этого развития — стать субъектом собственной жизни и прожить собственную жизнь, а не просто какую-нибудь.

Три описанных измерения развития личности соотносятся как длина, ширина и высота трёхмерного тела, дополняя друг друга. Основное содержание Развития 3 на обоих его этапах и есть развитие личностного потенциала.

Чем ЛП не является?

ЛП — обобщающее понятие. К примеру, есть такое понятие, как «погода». Мы можем достаточно точно определить, погода хорошая или плохая, и прийти к консенсусу по этому вопросу. Мы можем выразить в точных цифрах температуру, скорость ветра, осадки и так далее, но измерить погоду в целом нельзя, её можно только экспертно оценить. Так же обстоит дело и с ЛП — оценить его в целом можно только экспертно.

Прежде всего, к ЛП не относятся способности, знания, умения, компетенции, интеллект. Всё это хорошо, полезно, но не является решающим, потому что по всем этим параметрам мы заведомо проигрываем искусственному интеллекту. ЛП характеризуют не сами способности, а способность использовать свои способности. Таланты, способности могут лежать мёртвым грузом, более того, могут создавать их обладателю одни проблемы. В экономике известно понятие «ресурсное проклятие». Им характеризуются государства, обладающие огромными природными ресурсами, запасами полезных ископаемых, которые «подсаживаются» на свои ресурсы и перестают развивать экономику, довольствуясь извлечением ренты из этих природных ресурсов. То же может происходить с людьми. Человек, который заранее обозначен как имеющий способности, может на всю жизнь остаться человеком со способностями, потому что если есть способности, есть ресурсы, есть таланты, то что ещё надо? Всё хорошо — можно расслабиться.

Скорее, ЛП может усиливать эффект способностей и других ресурсов или компенсировать их недостачу. К примеру, теннисисты Марат Сафин и Николай Давыденко в 2000-е годы достигли примерно одинаковых успехов в спортивной карьере. Сафин имел яркие способности, был одним из самых талантливых теннисистов своего времени, но блестящие победы у него всё время чередовались с провалами и срывами. Он не мог справиться со своими способностями и ушел из тенниса несколько раньше, чем мог бы. Личность у него не поспевала за компетенциями. Николай Давыденко — обратная картина. У него был достаточно умеренный потолок возможностей. Он не хватал звёзд с неба, но выжимал максимум из того уровня, которым владел, благодаря организации своей личности, самодисциплине, самоуправлению. Хотя он так и не поднялся до самых вершин, но на протяжении почти десяти лет был одним из самых стабильных теннисистов в первой десятке мирового рейтинга.

Есть данные, убедительно подтверждающие, что самодисциплина лучше предсказывает академические успехи, чем уровень интеллекта, причём, в отличие от интеллекта, способна предсказать не только их стабильность, но и их изменения (Duckworth, Seligman, 1985).

ЛП характеризуют не сами способности, а способность использовать свои способности

То, о чём сейчас шла речь, можно обобщить понятием «ресурсы». Ресурсы — это понятие не объяснительное, а описательное. Это средства, наличие или достаточность которых способствует достижению цели и поддержанию благополучия, а отсутствие или недостаточность — затрудняет (см. Иванова и др., 2018). Наличие ресурсов коррелирует с успешностью достижения конкретных целей, но не предсказывает её однозначно, тем более не предсказывает благополучия.

Ту же природу имеет вошедшее в психологический обиход в последнее время понятие капитала (социального капитала, психологического капитала, человеческого капитала). Капитал — это совокупность ресурсов. Однако в соответствии с исходным экономическим смыслом этого понятия капитал нуждается в умелом инвесторе, ведь капитал сам себя никуда не вкладывает. Вспомним библейскую притчу о двух рабах, каждый из которых получил от своего хозяина по таланту, то есть капитал. Рабы обошлись с этим ресурсом по-разному. Один зарыл его в землю, а другой пустил в оборот и в результате извлёк из него прибыль. Одними и теми же ресурсами можно распоряжаться по-разному. Не так важно, сколько у вас ресурсов. Если вы не знаете, как их использовать, их всегда будет недостаточно.

ЛП не тождествен ресурсам личности, потому что это понятие характеризует не «капитал», а скорее «инвестора», который им управляет. Человек как носитель ЛП распоряжается собой как носителем человеческого капитала. Говоря про человеческий капитал, мы рассматриваем человека как средство для кого-то другого. А ЛП — это то, что позволяет нам самим стать хозяином себя самого как собственного ресурса. При развитом ЛП наши ресурсы становятся нашими ресурсами, то есть происходит приватизация собственного человеческого капитала. При низком ЛП его ресурсы пропадают или используются другими.

И ещё один момент, важный для понимания ЛП: диагностически значимо не столько текущее состояние того, что мы изучаем (например, личности), сколько динамические тенденции, способности развития. Куда идёт траектория? Как отметил С. Кьеркегор в книге «Болезнь к смерти» здоровье может вести к жизни или к смерти, и болезнь тоже может вести к смерти или к жизни. Важно быть на траектории выздоровления, а не на траектории умирания. Известно, что профессиональные спортсмены в спорте высших достижений, как правило, далеко не самые здоровые люди, а их перспективы продолжительности жизни после завершения спортивной карьеры гораздо хуже, чем у физически менее развитых людей. Это пример «здоровья к смерти», а есть и примеры обратные. Например, в случае жара не рекомендуется сбивать температуру. Организм борется — это «болезнь к жизни». Это примеры того, что значимо не столько состояние, сколько некоторые перспективы. ЛП не предсказывает поведение, он предсказывает возможности поведения, его перспективы, точно так же, как если интеллект характеризует сиюминутный уровень, то мышление, в отличие от него, предсказывает динамическую перспективу.

Что же такое личностный потенциал?

Если капитал — понятие, заимствованное из экономики, то потенциал — понятие, заимствованное из физики, физико-энергетическая метафора. Потенциальная энергия — это, как известно из школьного курса физики, способность выполнять работу. ЛП — это способность выполнять работу личности. Пьер Жане писал, что личность и есть работа личности. Многие авторы писали про разные виды такой работы: Л. С. Выготский — про труд восприятия искусства; З. Фрейд — про работу бессознательного; Э. Линдеманн — про работу горя; Ф. Василюк — про работу переживания и т. д. Все эти виды работы — это различные формы саморегуляции.

Саморегуляция сопряжена с энергозатратами. В частности, когда человек решает какую-то задачу, связанную с саморегуляцией, снижается его способность выполнять физические усилия, и наоборот, приложение физических усилий снижает способность выполнять работу саморегуляции, поскольку и то и другое основано на одних и тех же источниках энергии (Baumeister a. o., 1998).

Личностный потенциал — это потенциал саморегуляции, система индивидуальных различий, связанных с успешностью управления психологической энергетикой.

Саморегуляция — это универсальный объяснительный принцип активности живых и квазиживых систем, направляемых целями или другими высшими критериями желательного, альтернатива идее линейной причинности (см. Леонтьев, 2011; 2016). Основа саморегуляции — механизм целесообразной коррекции активности в движении от менее благоприятных к более благоприятным результатам. Это движение, которое постоянно управляется нашим контактом с реальностью. Для саморегуляции нужен передаточный механизм от наших желаний и намерений к действиям. Этот механизм нарушается в случае выученной беспомощности (разрыв связи между усилиями и результатом). Необходимо также постоянное тестирование реальности, контакт с реальностью, понимание того, что есть на самом деле, — то, чего очень не хватает в современном мире. Не случайно одна из самых острых проблем массового сознания — проблема размывания реальности, трудность различения того, что является истиной, реальностью, а что — фейком.

Когда младенец появляется на свет, у него есть способность воспринимать внешнюю стимуляцию, если у него всё в порядке с органами чувств, есть способность делать спонтанные движения, есть внутренние ощущения, которые вызывают у ребёнка плач, если что-то не так, но все они не связаны между собой. Система саморегуляции возникает, когда все они связаны воедино, когда ребёнок уже в состоянии связать свои внутренние чувства, которые идут от желудка или откуда-то ещё, с той стимуляцией, которая приходит из внешнего мира, и с теми действиями, которые делаются для того, чтобы сначала спонтанно, а потом постепенно более и более целенаправленно избавиться от неприятных ощущений и приобрести приятные. Другими словами, саморегуляция — это складывающаяся при жизни функциональная система, соединяющая воедино разные компоненты наших отношений с миром. Соответственно, ЛП является складывающимся прижизненно системным образованием, но не формируемым, а эмерджентным, складывающимся в ходе самоорганизации. Саморегуляцию и ЛП нельзя сформировать, но можно поддержать этот процесс (или помешать ему).

Личностный потенциал — это те особенности личности, которые стоят за хорошей саморегуляцией и позволяют предсказывать успешную саморегуляцию. При хорошей саморегуляции система непрерывно совершенствуется до полного исчерпания ресурсов, которые определяются понятиями «старость» и «смерть». Плохая саморегуляция приводит к саморазрушению системы при достаточных ресурсах.

Обобщая, можно определить ЛП как систему динамического управления психологической энергией, её распределения и перераспределения. Начать действие, изменить, скорректировать, притормозить, отказаться, выждать, развернуться, сконцентрироваться, расслабиться, не идя на поводу ни у собственных импульсов, ни у внешних стимулов, — это всё проявления результата работы нашего ЛП. При высоком ЛП всё работает в системной взаимосвязи, а при низком отдельные действия и функции между собой не увязаны.

Людям с высоким ЛП присущи такие психологические характеристики, как активность, продуктивность, субъектность (agency), резилентность и продуктивное совладание (coping), самодетерминация, целенаправленность, гибкость. Соответственно, для людей с низким ЛП характерна пассивность, зависимость, конформность, уязвимость (vulnerability), виктимность, непродуктивные защиты, ригидность (Леонтьев, 2011б).

Некоторые данные, полученные мной и моими коллегами (Гордеева, Леонтьев, Осин, 2011), говорят о том, что специфика ЛП в сфере академических достижений проявляется в том, что учащиеся с высоким ЛП способны одновременно достичь успехов в учёбе и психологического благополучия. Люди с низким ЛП могут достигать успеха, но платят за это высокую цену. Они не могут быть успешны и счастливы одновременно. Или субъективное благополучие, или успех. ЛП не предсказывает благополучие напрямую, но опосредует влияние на него других ресурсов, а также благоприятных и неблагоприятных условий.

ЛП в образовательной практике

В последние лет двадцать заслуженную популярность получила прекрасная и мудрая молитва, которую приписывают разным авторам: «Господи, дай мне терпение принять то, чего я не могу изменить, дай мне мужество изменить то, что я могу изменить, и дай мне мудрость отличить одно от другого». То, что просит автор этой молитвы, и есть личностный потенциал.

Каждому приходится сталкиваться с проблемными ситуациями трёх типов:

Ситуация неопределённости, когда мы не знаем, что делать. Мы не можем выбрать направление собственных действий, приложения усилий.

Ситуация, когда нам дана цель и надо её достичь.

Ситуация, когда нам ничего не нужно, но при наличии угрозы или давления нам необходимо с ними справиться, сохранить себя.

Этим трём типам ситуаций соответствуют три главные функции саморегуляции:

Функция самоопределения в ситуации неопределенности. При неудачном самоопределении остается только подчиняться внешним требованиям или спонтанным импульсам.

Функция достижения и реализации при наличии цели. При неспособности достичь цели возникает бессилие.

Функция сохранения в ситуации давления. Если не удаётся себя сохранить в условиях давления, возникает травма.

Недостаток резилентности выражается понятием «уязвимость»

Во власти конкретных школ и образовательных систем — обогащение образовательной среды, среды возможностей. Выше говорилось, что ЛП предсказывает использование нами тех возможностей, которые у нас есть. Там, где возможности заведомо ограниченны, от ЛП зависит мало. Его роль и значение во многом зависят от тех возможностей, тех вызовов, которые предъявляет среда.

Второе, что может быть предметом развивающей практики, — это навыки работы личности, «заботы о себе» (см. Иванченко, 2009), которые по мере их использования и практического совершенствования будут кристаллизоваться в структурах личностного потенциала. Школьные уроки труда давали практически каждому начальные основы деятельности по изготовлению тех или иных предметов, пусть даже у большинства ничего не получалось и они не стремились совершенствоваться в этом дальше. По аналогии с ними тренинги заботы о себе могут принести пользу всем, хотя размер этой пользы может сильно различаться.

Из концепции личностного потенциала вытекают три мишени практической работы этого рода.

Первая мишень относится к потенциалу самоопределения. Стоит задача разработать средства и инструменты, которые помогут человеку поддержать его автономию, способность и умение делать выбор в конкретной ситуации. Вторая мишень — потенциал достижения, продуктивность в осуществлении цели. Неудача оставляет субъекта в состоянии бессилия. Вопросами содействия в целедостижении, в частности психологическими тренингами, направленными на повышение эффективности достижения, занимается огромное число специалистов в разных сферах практики.

Третья мишень работы, относящаяся к потенциалу сохранения в ситуации давления, — резилентность. Сам термин заимствован из физики упругих деформаций, где он означает способность упругого тела (например, резинового мячика) после прекращения нажима на него возвращаться в прежнее состояние. Соответственно, недостаток резилентности выражается понятием «уязвимость». Одной из наиболее богатых концепций резилентности является теория жизнестойкости (hardiness) американского психолога Сальваторе Мадди, который, в частности, разработал и проводит тренинги жизнестойкости (см. Рассказова, Леонтьев, 2016).

Эти три мишени отчасти независимы друг от друга. Человек может обладать достаточно хорошей способностью ориентироваться, выбирать, решать задачи на смысл, но плохо достигать тех целей, к которым он стремится. Или наоборот: человек может быть идеальным исполнителем и прекрасно решать любые задачи, но он может решать только чужие задачи. Он не может сам ставить себе цели и ставить под сомнение те задачи, которые ему спускают. Вместе с тем они имеют отчасти единую основу, и хорошо развитый личностный потенциал проявляется в решении всех трёх классов задач.

Соответственно, можно ставить задачу разработки трёх мини-школ, обучающих трём видам работы личности: школы выбора и самоопределения; школы достижения; школы жизнестойкости.

Заключение

Задачей данной статьи была систематизация и уточнение основных положений концепции личностного потенциала в расчёте на специалистов-практиков, прежде всего в сфере образования. Наряду с ранее сформулированными представлениями о личностном потенциале как ядре личности, связанном со способностью к саморегуляции и имеющем трёхчленную структуру, а также о соотношении личностного потенциала с психологическими ресурсами были развёрнуты положения, которым ранее не уделялось внимания или которые звучали лишь мимоходом, — о системной природе личностного потенциала. Особое внимание было уделено ограничениям и возможностям развивающей работы с личностным потенциалом, что позволяет вписать эту концепцию в контекст обсуждения образовательной политики. Вместе с тем изложенные в статье идеи продолжают оставаться ещё на ранней стадии разработки, не говоря уже о практическом применении. Можно рассчитывать, что резко усилившийся за последние два года интерес к этим идеям послужит двигателем их дальнейшего развития и оформления в подходы и методы, ориентированные на прикладное применение.

Литература

  1. Гордеева Т.О., Леонтьев Д.А., Осин Е.Н. Вклад личностного потенциала в академические достижения // Личностный потенциал: структура и диагностика / под ред. Д. А. Леонтьева. М.: Смысл, 2011. С. 642−668.
  2. Иванова Т. Ю., Леонтьев Д. А., Осин Е. Н., Рассказова Е. И., Кошелева Н. В. Современные проблемы изучения личностных ресурсов в профессиональной деятельности // Организационная психология. 2018. № 1. С. 85−121.
  3. Иванченко Г. В. Забота о себе: история и современность. М.: Смысл, 2009.
  4. Леонтьев Д.А. Очерк психологии личности. М.: Смысл, 1993.
  5. Леонтьев Д.А. Психология смысла. М.: Смысл, 1999.
  6. Леонтьев Д.А. Личностное в личности: личностный потенциал как основа самодетерминации // Учёные записки кафедры общей психологии МГУ им. М. В. Ломоносова Вып. 1 / под общ. ред. Б. С. Братуся, Д. А. Леонтьева. М.: Смысл, 2002а. С. 56−65.
  7. Леонтьев Д.А. Личностный потенциал как потенциал саморегуляции // Учёные записки кафедры общей психологии МГУ им.  М. В. Ломоносова, вып. 2 / под ред. Б. С. Братуся, Е. Е. Соколовой. — М.: Смысл, 2006. С. 85−105.
  8. Леонтьев Д.А. Промежуточные итоги: от идеи к концепции, от переменных к системной модели, от вопросов к новым вопросам // Личностный потенциал: структура и диагностика / под ред. Д. А. Леонтьева. М.: Смысл, 2011б. С. 669−675.
  9. Леонтьев Д.А. Саморегуляция как предмет изучения и как объяснительный принцип // психология саморегуляции в XXI в. / Под ред. В. И. Моросановой. СПб.; М.: Нестор-История, 2011 В. С. 74−89.
  10. Леонтьев Д.А. Личностное изменение человеческого развития // Вопросы психологии. 2013. № 3. C. 67−80.
  11. Леонтьев Д.А. Саморегуляция, ресурсы и личностный потенциал // Сибирский психологический журнал. 2016. № 62. С. 18−37.
  12. Личностный потенциал: структура и диагностика / под ред. Д. А. Леонтьева. М.: Смысл, 2011а.
  13. Рассказова Е.И., Леонтьев Д.А. Жизнестойкость и её диагностика. М.: Смысл, 2016.
  14. Селигман М. Путь к процветанию. Новое понимание счастья и благополучия. М.: Манн Иванов Фербер, 2013.
  15. Amabile T.M. Beyond Talent: John Irving and the Passionate Craft of Creativity // American Psychologist, 2001, vol. 56, no. 4, p. 333−336.
  16. Baumeister, R. F., Bratslavsky, E., Muraven, M., Tice, D. M. Ego depletion: Is the active self a limited resource? // Journal of Personality and Social Psychology, 1998, 74(5), 1252−1265.
  17. Csikszentmihalyi M. Good Business: Leadership, Flow, and the Making of Meaning. — N.Y.: Penguin, 2003.
  18. Duckworth A.L., Seligman M.E.P. Self-discipline outdoes IQ predicting academic performance in adolescents. // Psychological Science, 2005, 16(12), 939−944.

Комментировать

Если статья была для вас полезной, расскажите о ней друзьям. Спасибо!

Личности с высоким потенциалом

5 минут

Личность с высоким потенциалом не всегда определяется высоким интеллектом. На самом деле, эти личности известны своей любознательностью, талантом и способностью к инновациям. Они делают это, будучи добросовестными, смелыми и конкурентоспособными.

Написано и проверено психологом Валерия Сабатер .

Последнее обновление: 02 мая 2022 г.

Если вы спросите кого-нибудь, что имеется в виду под высокопотенциальными личностями, скорее всего, они ответят: высокий интеллект. Это потому, что мы по-прежнему склонны ассоциировать талант с высокими интеллектуальными способностями. Однако истинный человеческий потенциал не всегда подразумевает высокий IQ. О чем свидетельствовал гениальный Стивен Хокинг.

Гениальная личность — это тот, кто осмеливается изменить реальность, выходя за рамки привычного. Иметь потенциал означает видеть то, чего не видят другие, и вдохновлять их следовать. Быть исключительным означает использовать трудности и ставить на горизонте новаторские цели, которые никто не ставил перед собой.

На самом деле, эту черту личности можно определить по-разному. Впрочем, за нас это уже сделали немало фигур. Настолько, что несколько компаний начали использовать типологическую инвентаризацию Майерс-Бриггс, основанную на теориях Карла Юнга, для выявления определенных черт личности с высоким потенциалом.

«Инвестиции в знания приносят наибольшую прибыль».

-Бенджамин Франклин-

Обществу нужны не только умные люди. Мы ценим присутствие людей, которые знают, как использовать свой ум с пользой, независимо от их интеллекта. Потому что иногда талант заключается в умственной гибкости того, кто знает, как найти лучший ответ, когда он больше всего нужен. Кроме того, те, кто знает, как использовать свои навыки для создания счастливых и мотивированных рабочих групп, преследующих одну цель.

На самом деле лидерство пересматривается, равно как и концепция личности с высоким потенциалом. Действительно, не так давно мы ассоциировали это понятие с управленческим качеством. Мы связали это с теми, кто произвел больше всего, был самым общительным и достиг лучших результатов в организации.

Сегодня многие из этих измерений были переформулированы. Потому что качества, которые нам сейчас нужны в лидере, — это динамизм, человечность, связь, эффективность и способность к инновациям.

Доктора Ян Макрей и Адриан Фернэм из Университетского колледжа Лондона провели исследование, чтобы определить факторы, определяющие личность с высоким потенциалом. Это оказались интересные качества, которые мы все способны развивать.

1. Добросовестность, ценность самодисциплины

Тот, кто добивается успеха, не делает этого случайно. На самом деле за их триумфом кроются дисциплина, самообладание и вкус к тяжелой работе. Достижение этой компетенции требует овладения импульсивностью и использования стратегического планирования. Этим людям нравится, когда работа хорошо сделана.

Они одержимы не совершенством, а такой требовательностью к себе, которая заставляет их всегда выкладываться по полной.

Добросовестность означает лучшие решения. Это потому, что они всегда воспринимаются разумно с утонченной интуицией, которая ничего не оставляет на волю случая

2. Эмоциональная адаптация

Мы все знаем о важности регулирования наших эмоций, а также о том, как правильно их использовать. Эмоциональная адаптация личности с высоким потенциалом является ключевой. Это потому, что это включает в себя способность контролировать ежедневный стресс и тревогу, которые, как правило, составляют неотъемлемую часть жизни, работы и человеческих отношений.

Люди с высоким потенциалом умеют действовать в любой среде. Они спокойны, улучшают рабочую среду и умеют работать в команде.

Они не только знают, как справляться со своими тревогами, тревогами и негативом. Они также облегчают другим людям в их окружении адаптацию к такой эмоциональной гармонии.

3. Принятие неопределенности и двусмысленности

Одна вещь, в которой личность с высоким потенциалом ясна, это то, что вещи никогда не будут такими, как они хотят. Действительно, организации и мир в целом почти всегда представляют собой хаотичную среду. Поэтому часто появляются трудности и вместе с ними неуверенность.

Личности с высоким потенциалом нисколько не возражают против возникновения непредвиденных событий. Это потому, что они готовы к ним. Действительно, их активный ум заранее принимает трудности. Следовательно, они мотивированы иметь дело с ними.

Вместо того, чтобы зацикливаться на том, что они не могут изменить, они без колебаний проявляют творческий подход. На самом деле, они найдут тысячи предложений и возможностей для решения своих проблем.

4. Любопытство узнавать и открывать новые пути

Кем бы мы были, люди, без любопытства? Однако этот инструмент жизни и нашего человеческого потенциала с годами теряет обороты. На самом деле само образование, рутина и даже очень жесткая рабочая среда могут полностью уменьшить эту способность.

Тем не менее, личности с высоким потенциалом поддерживают эту добродетель. Фактически, они используют свое любопытство, чтобы учиться, открывать и применять новые подходы.

5. Мужество

Мужество позволяет нам идти своим путем, когда наступают трудные времена. На самом деле смелость — это то, что помогает нам выйти за рамки установленного, чтобы уступить место новому, чтобы улучшить нашу реальность.

Поэтому личности с высоким потенциалом отличаются тем, что не боятся противостоять вещам. Они уравновешенно сталкиваются с рисками, потому что верят в свои способности.

6. Конкурентоспособность для улучшения

Конкурентоспособность иногда может создавать трения и даже конфликты в организации. Однако в этих случаях личности с высоким потенциалом используют конкурентное мышление, чтобы совершенствоваться и преодолевать препятствия. Кроме того, они без колебаний объединяют свои команды, чтобы сделать их более конкурентоспособными. Это помогает организациям, в которых они работают, продвигаться вперед и занимать хорошие позиции на рынке.

Наконец, следует отметить, что личности с высоким потенциалом заслуживают доверия. Они опытные фигуры, когда дело доходит до того, чтобы заставить других работать с ними в том же направлении. На самом деле, они заставляют каждый сценарий расцветать инновациями, прогрессом и устойчивостью.

Это может вас заинтересовать…

Если у вас есть эти 6 черт, исследования показывают, что у вас высокий потенциал личности

Жизнь

by Кристин Феллизар

Эшли Бэтц/Бастл

Что отличает хорошего лидера? Способны ли они объединять людей? Проблема решена? Идти на разумный риск? Независимо от того, что вы конкретно цените в лидерах, исследования показали, что у лучших лидеров есть одна очень важная общая черта: они обладают высоким потенциалом.

«У людей с высоким потенциалом есть послужной список последовательного и значительного превосходства своих сверстников на протяжении всей жизни», — рассказывает Bustle Кларисса Сильва, ученый-бихевиорист и создатель метода гипотезы вашего счастья. «Они пользуются большим спросом в компаниях, потому что они могут делать это быстрее и эффективнее, чем их коллеги».

Поскольку личность часто стабильна и ее нелегко изменить с течением времени, вы можете думать о личностях с высоким потенциалом как о прирожденных лидерах. Они обладают определенными качествами, необходимыми для успеха.

По словам Рэйчел Энн Дайн, лицензированного профессионального консультанта и владельца компании Humanitas Counseling and Consulting, LLC, черты личности с высоким потенциалом часто оцениваются официально с помощью Описи черт с высоким потенциалом. «Есть шесть оцениваемых черт, которые, как часто считают, предсказывают положительные черты лидеров», — говорит она.

Так как же узнать, что у тебя высокий потенциал? Исследования говорят, что эти шесть следующих черт могут определить, являетесь ли вы личностью с высоким потенциалом.

1

Добросовестность

Эшли Батц/Суета

Насколько вы стремитесь к успеху? По словам Сильвы, люди с высоким потенциалом ориентированы не только на результат, но и на превосходство. «Совершенство личности с высоким потенциалом не достигается за счет кого-то другого», — говорит она. «Совершенство считается стандартом, который создает для них более высокое доверие». Если у вас высокая степень добросовестности, это означает, что вы более склонны мыслить стратегически. Вы ставите цель, составляете план и достаточно дисциплинированы, чтобы довести его до конца. Люди с высокой добросовестностью также мотивированы внутренне, тогда как люди с более низкой добросовестностью мотивированы людьми и обстоятельствами.

2

Конкурентоспособность

Эндрю Зах для Bustle

Насколько вы конкурентоспособны? Конкурентоспособность может быть полезной, если не доводить ее до крайностей. Если у вас есть «полезная конкурентоспособность», вы можете сосредоточиться на успехе команды в целом и принимать решения, которые отражают это. По словам Сильвы, люди с высоким потенциалом — это сильные сотрудники, которые могут работать с людьми как в своей организации, так и за ее пределами. «Они сосредотачиваются на привлечении и общении с нужными людьми для коллективного достижения целей, а не на эгоистичных похлопываниях по спине», — говорит она.

3

Принятие двусмысленности

Эшли Батц/Бастл

Как вы относитесь к неопределенности и сложности? «Личность с высоким потенциалом процветает в условиях неопределенности, создавая контроль над ситуацией, в которой они находятся», — говорит Сильва. Если у вас высокий уровень принятия двусмысленности, у вас есть возможность выслушать разные точки зрения, прежде чем принимать решение. Вы не торопитесь, чтобы разобраться в сложных вопросах, и вы очень восприимчивы к обратной связи. Лица с низким уровнем принятия двусмысленности, как правило, являются токсичными лидерами, предпочитающими четкие ответы и зачастую временные решения.

4

Риск-подход

Эндрю Заех для Bustle

Насколько вы готовы решать сложные проблемы? У личности с высоким потенциалом будет более рискованный подход к решению проблем. Это означает, что они более активны, чем реактивны. «Они готовы идти на риск, нести ответственность за свои решения и преуспевать», — говорит Сильва. «Некоторые даже любят хаос, потому что они способны быстро отличиться».

5

Любознательность

Эндрю Заех для Bustle

Насколько вам любопытно узнавать и понимать людей и вашу организацию? Личности с высоким потенциалом очень любопытны. Они знают, что хорошая стратегия основывается на глубоком понимании тонкостей людей и компании. «Они создают «социальные мосты» со своими сетями и искренне заинтересованы в личном знакомстве с людьми», — говорит Сильва. Когда у них есть вся необходимая информация, они могут принимать правильные решения, которые принесут пользу всем в будущем.

6

Корректировка

Андрей Заех для Bustle

Как вы реагируете на стресс? Высокопотенциальные личности обладают способностью справляться с высоким уровнем стресса.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *