Потенциал это в психологии определение: ПОТЕНЦИАЛ это

Глава 5. Духовный потенциал личности

Определение понятия духовного потенциала. Под потен­циалом личности понимают определенный уровень ее психи­ческих возможностей и внутренней энергии, направленной на творческое самовыражение и самоутверждение. Психические возможности личности складываются в конечном итоге из ее интеллектуального, эмоционального и волевого потенциалов.

Они, в свою очередь, предполагают наличие у личности ; развитого сознания и самосознания, способности критического восприятия поведения окружающих и собственного поведения, способности сознательного выбора своей позиции в жизни. В процессе принятия обоснованного, социально ответственного решения и его реализации проявляются активность, самостоятельность, индивидуальность человека, его наиболее глубокие индивидуально-типологические черты и особенности.

Духовный потенциал как проявление уникальности лич­ности. Есть основание предполагать, что на степень разверну­тости духовного, творческого потенциала личности наряду с другими факторами влияет уровень развития ее социально зна­чимого мироощущения, мировосприятия и умонастроения, про­являющейся в индивидуально-неповторимой форме.

Именно этими качествами может быть измерен вклад творческой лич­ности в ту или иную область науки, литературы, искусства. «Талант, — отмечал Ги де Мопассан, — порождается ориги­нальностью, которая представляет собой особую манеру мыс­лить, видеть, понимать и оценивать» [I, с. 7].

В сочетании индивидуальной неповторимости формы с со­циальной значимостью и богатством содержания — один из сек­ретов бессмертия гениальных творений. «В своих симфониях, в частности в Героической симфонии, — писал академик Т. Пав­лов, — Бетховен действительно выразил ряд настроений, переживаний, мечтаний, стремлений, которые волновали его само-ч го в его личной жизни. Но одновременно в Героической симфо­нии (и не только в ней) Бетховен… отразил гениальным художественным способом соответствующие настроения, чув­ства, стремления и идеи если не всего, то значительной части тогдашнего общества и времени» [2, с. 23].

Таким образом, не в оригинальности и нетрадиционности любой ценой, а в социально значимой самобытности творчес­кой личности, в цельности и глубине ее мировосприятия, в орга­ничности связи между ее мировосприятием и умонастроением эпохи — секрет влияния личности, ее духовной неповторимости.

Кратко смысл рассматриваемого здесь понятия духовно­го потенциала личности можно было бы выразить так: это есть интегральная характеристика психических возможностей (ин­теллектуальных, эмоциональных, энергетических и волевых) ее самореализации.

Факторы, определяющие духовный потенциал личности. По своей природе духовный потенциал личности является ре­зультатом всей ее жизнедеятельности (труда, познания и обще­ния), в том числе и деятельности, специально направленной на его формирование, развитие и обогащение. Он складывается и формируется на протяжении всего жизненного пути человека под влиянием окружающих его социальных условий, особо зна­чимых для него обстоятельств.

Вместе с тем исходные конституционно-психологические предпосылки индивидуального своеобразия даны в определен­ной мере каждому человеку уже от природы, генетически.

На богатство и бесконечное разнообразие генофонда че­ловеческой индивидуальности обращает внимание Н. П. Дуби­нин. «Можно твердо сказать, — пишет он, — что в современном человечестве за всю прошлую историю и в будущем не было и не будет двух наследственно идентичных людей» [3, с. 38].

Закономерный характер генетической неповторимости че­ловека подчеркивают и другие исследователи. В частности, то обстоятельство, что эволюция живого — это творческий процесс в том смысле, что «она создает новое, которое никогда ни существовало в прошлом… Генотип, генетические возможности каждого из нас абсолютно уникальны; они никогда не существовали раньше у другой личности, и в высшей степени невероятно, чтобы они снова сформировались у кого-нибудь а будущем» [4, с. 19].

Это генетическое разнообразие человеческой индивидуальности так или иначе отражается и на многообразии психических свойств личности. Это, однако, не означает тождественности ге­нотипа и духовно-психической индивидуальности личности7.

Самосознание личности как фактор развития ее духовно­го потенциала.

Механизм самосознания, который является ус­ловием развертывания духовного потенциала личности, богатства ее внутреннего мира, уходит своими корнями уже в самочувствие ребенка, который научается отделять себя от окружающего, у которого формируется стремление сохранять внутреннюю сбалансированность и себетождественность. «…Из детского самочувствия, — писал И. М. Сеченов, — родится в зрелом возрасте самосознание, дающее человеку возможность относиться к актам собственного сознания критически, т. е. отделять все свое внутреннее от всего приходящего извне, ана­лизировать его и сопоставлять (сравнивать) с внешним, — сло­вом, изучать акт собственного сознания» [5, с. 504].

Однако при всей важности генетических, физиологичес­ких предпосылок и общепсихологических механизмов, которые обеспечивают реализацию духовного потенциала личности, его природа далеко не исчерпывается этим.

Духовный потенциал личности не есть результат простой реализации генетических предпосылок. Гораздо в большей сте­пени он, как уже отмечалось, продукт всего жизненного пути человека, обусловленный сложным переплетением обстоя­тельств его социального бытия. Это значит, что правомерно говорить не только о реализации и развертывании социально-психологических предпосылок духовного потенциала личнос­ти, но и об их формировании, которое представляет собой столь же закономерный и естественный процесс, как и развитие ее задатков, потребностей и способностей.

Между духовным потенциалом личности как внутренней, психической возможности ее развития и практической реализа­цией последней всегда существует определенная дистанция. Ее преодоление зависит от целого ряда факторов, важнейшим из которых является активная практическая деятельность чело­века, направленная на развитие и реализацию его творческих сил и способностей.

что такое личностный потенциал и как его развивать вместе со школой

У каждого человека есть потенциал, и очень важно реализовать его.
Но как потенциальная внутренняя энергия становится кинетической? Кажется, что-то подобное нам говорили на уроках физики. Но в жизни всё не так просто. А как именно, давайте разбираться вместе. Мы привыкли, что учителя, родители, образовательная система в целом и даже сами дети оценивают свои способности как нечто фиксированное и заданное заранее: гуманитарий или технарь, талантливый или бездарный. Математические, социально-экономические классы точно так же делят учеников на тех, у кого «получается» и «не получается». Мы делим детей на одарённых и нет, часто не думая о том, сколько мы сделали, чтобы дать ребёнку возможность раскрыться и показать себя вне шаблона. А современная система оценок и экзаменов только усугубляет ситуацию, оценивая лишь знания и игнорируя особенности личности и потенциала ребёнка.

Что такое личностный потенциал?

Согласно исследованиям, самодисциплина больше влияет на академические успехи, чем IQ. И даже для творчества личность важнее, чем одаренность.
Способности важны, но куда важнее умение использовать свои способности — это и называется личностным потенциалом.

Он нужен для решения ключевых вызовов, с которыми человек сталкивается каждый день: принять решение в ситуации неопределенности, достичь поставленной цели, а в ситуации угрозы и давления — сохранить себя и измениться, при этом не изменяя себе. В этом помогают разные компоненты личностного потенциала, в том числе эти три:

  • Жизнестойкость — способность справляться со стрессовыми ситуациями, сохраняя самообладание. Жизнестойкий человек уверенно принимает решения, берёт на себя ответственность за них и получает удовольствие от ощущения контроля за собственной жизнью. Он осознаёт, что рисков не избежать, и принимает их. А ещё творчески мыслит, умеет договариваться и сотрудничать с другими людьми.
  • Мотивационная направленность — то, что движет человеком. Стимулы могут быть как внешними, так и внутренними. К примеру, кому-то важнее получить признание и награду за достижение, а другому достаточно чувства выполненного долга и удовлетворения.
  • Оптимизм — не только «стакан заполнен наполовину». Оптимисты куда реже сталкиваются с выученной беспомощностью, им легче налаживать контакты и строить долгосрочные отношения, договариваться с другими. А ещё они ведут более здоровый образ жизни и раньше пессимистов обращаются к врачу.

Как личностный потенциал связан с обучением?

По результатам исследований российских психологов Тамары Гордеевой, Дмитрия Леонтьева и Евгения Осина, у школьников и студентов, которые ориентированы на состояние потока и получение высоких оценок, целеустремлённы, настойчивы (всё это — элементы личностного потенциала), успехи в учёбе в целом гораздо лучше и заметнее. Особенно если сравнивать их со сверстниками, чей личностный потенциал не так развит.

Тем не менее исследователи обнаружили и неблагополучных студентов, которые достигали неменьших академических высот. При этом их показатели жизнестойкости, целеустремлённости и ощущения осмысленности жизни были ниже, чем у других респондентов.



В качестве примера они приводят ситуацию с участниками школьных олимпиад: те дети, которые стремятся к призовым местам ради внешнего признания и славы, льготного поступления в вуз, оказываются менее успешны в учёбе в целом. Куда более высокий уровень личностного потенциала показывают их сверстники, для которых олимпиада — это интересное испытание, которое ценно само по себе. Стабильно высоких результатов в учёбе обычно добиваются те, кто осознаёт её важность, учится с удовольствием и интересом.

«Победители олимпиад высокого уровня сложности отличаются определёнными особенностями мышления — критичностью и независимостью. В отличие от героя Вольтера, они не склонны считать, что „всё к лучшему в этом лучшем из миров“, критически оценивая своё будущее и окружающий мир, школу и жизнь в целом. Они принимают вызовы, бросаемые жизнью, будучи убеждены в том, что всё то, что с ними случается, способствует их развитию за счёт приобретаемого опыта — позитивного или негативного».

Отдельно учёные выделяют оптимистический стиль — подход к жизни, благодаря которому человек оценивает успехи и достижения не как случайное стечение обстоятельств, а как закономерный результат усердной и кропотливой работы. Тем не менее у многих олимпиадников стиль как раз пессимистический. Они ждут худшего исхода, а потому готовятся ко всем возможным (в том числе самым сложным) вариантам заданий.

Как же его можно развить

Личностный потенциал состоит из множества компонентов, которые связаны друг с другом. Кроме того, хотя они и развиваются на протяжении всей жизни, многие закладываются в раннем детстве, внутри семьи. И чем раньше родители начнут заниматься с ребёнком, тем лучше.

При этом принудительные занятия арифметикой и чтением, дисциплина и муштра — совсем не главное. Родитель должен видеть в ребёнке личность, возможности которой практически безграничны. Его главная задача — показать те перспективы и направления, в которых ребёнок может развиваться. Ведь составляющие, из которых складывается личностный потенциал, универсальны, то есть их можно применять в любой сфере. Следовательно, и развивать их можно с помощью разных активностей.

«Что такое школа? Один из могучих вечных институтов приобщения человека к культуре человечества. А говоря на скучном языке исследования, один из институтов социализации личности. Это главная характеристика. Для меня на первый план выходит школа, которая помогает в общении с учителями и сверстниками обрести своё „я“. Вещи, связанные со знаниями, умениями и навыками, — второстепенный момент в этом процессе. Школа должна давать картину мира. И сегодняшняя школа должна быть школой неопределённости, школой обучения поведению в сложных ситуациях, школой, учитывающей разнообразие». Александр Асмолов Психолог
Ещё в начале прошлого века советский психолог Лев Выготский подчёркивал важность окружающей среды для гармоничного развития ребёнка. Он утверждал, что человек формирует высшие психические функции, приобретает навыки и знания в тот момент, когда переносит их из внешнего мира во внутренний. Этот процесс он называл интериоризацией (да, мы понимаем, сложное слово, но за ним стоит важное понятие). Продолжая традицию легендарного психолога, современные методисты и педагоги разработали концепцию личностно-развивающей среды.

Её суть в том, что ребёнок живёт и учится в условиях, где всё создано для самостоятельного обучения и саморазвития. Здесь каждая деталь играет свою роль: учебные классы, школьный двор, игровые площадки, проблемно-ориентированный подход к преподаванию, доверительные и открытые отношения с учителями, — важно всё.

Находясь в такой среде, детям комфортно общаться друг с другом и со взрослыми, они охотно проявляют инициативу и учатся быть проактивными, ставят перед собой волнующие их вопросы и ищут на них ответы. Дружественная атмосфера позволяет каждому ребёнку спокойно высказывать своё мнение, делиться желаниями, страхами, планами и мечтами.

Такая школа идёт по пути развития навыков в комплексе с достижением личностных результатов. Причём очень важно, чтобы эта среда начиналась не с первого класса, а ещё с дошкольного этапа. И чтобы в ней вместе с детьми на равных работали и родители, и педагоги. Создание такой среды — это первый шаг к созданию школы возможностей, школы, в которой развивается личностный потенциал ребенка.


Данный материал является частью большого проекта, посвященного развитию у детей личностного потенциала и ключевых компетенций XXI века. О чем проект? Мы рассказываем о ребенке и его развитии как о личности, а не объекте образовательного процесса. Мы объясняем, как меняется мир, и показываем, какие навыки помогут ребенку гармонично жить в меняющейся реальности. Другие материалы проекта раскрывают темы развития социально-эмоционального интеллекта, финансовой и цифровой грамотности, когнитивного развития, инклюзии в школе и др. Проект подготовлен совместно с сайтом об образовании и воспитании детей Мел.

автор материала

Кирилл Матюпатенко

#развитие личностного потенциала #личностно-развивающая образовательная среда #мотивация #психология #школа

Назад

Потенциал действия: определение и функция

Каждый потенциал действия длится всего миллисекунды и действует по принципу «все или ничего». Потенциал действия либо срабатывает полностью, либо нет — частичной или слабой реакции не бывает.

Нейроны являются основными строительными блоками нервной системы. Чтобы информация передавалась в мозг и из него, нейроны должны иметь способ передачи сигналов от одного нейрона к другому. Возбуждение нейрона запускает потенциал действия, который переносит нервные сигналы от мозга к областям тела, позволяя телу реагировать на раздражители в окружающей среде.

Содержание

Потенциал покоя

Перед возбуждением нейрона внутренняя часть клетки имеет отрицательный заряд по сравнению с положительным зарядом снаружи клетки. В состоянии покоя клетки некоторые ионы могут свободно проходить через клеточную мембрану, в то время как другие не могут пройти.

Разница между напряжением внутри клетки и снаружи называется потенциалом покоя. Хотя он варьируется, типичный потенциал покоя нейрона составляет около -70 милливольт. Это означает, что заряд внутри элемента на 70 милливольт ниже, чем заряд снаружи элемента.

Нервный импульс

Когда клетка получает нервный импульс, это вызывает изменение потенциалзависимых ионных каналов в клеточной мембране. Положительно заряженные ионы натрия устремляются в клетку, после чего открываются калиевые ионные каналы, которые позволяют калию выйти из клетки. Это вызывает изменение заряда внутри клетки. Как только он достигает порогового потенциала, который составляет около -55 милливольт, срабатывает потенциал действия.

Затем сообщение проходит по аксону к концу клетки. Импульс достигает конца клетки, где вызывает высвобождение нейротрансмиттеров в синапс. Эти химические мессенджеры проходят через синаптическую щель к следующей клетке, где они могут оказывать либо возбуждающее, либо тормозящее действие.

Если нейротрансмиттер оказывает возбуждающее действие, он активирует потенциал действия в следующей клетке. Если это тормозной нейротрансмиттер, он предотвратит срабатывание следующей клетки.

Рефрактерный период

После потенциала действия наступает период покоя, когда клетка не может снова запуститься. Этот рефрактерный период обычно длится около миллисекунды.

Период покоя позволяет ячейке вернуться в предыдущее состояние. Потенциал покоя восстанавливается, что позволяет клетке снова активироваться, если она получает еще один нервный импульс.

Резюме

Проще говоря, потенциал действия представляет собой последовательность изменений напряжения клеточной мембраны, которая позволяет электрическому сигналу передавать информацию. Эти сигналы переносят сообщение от тела клетки к дендритам, где оно запускает высвобождение нейротрансмиттеров в синапс.

Потенциал действия быстрый, что позволяет клеткам быстро передавать информацию. Только нейроны и мышечные клетки способны распространять потенциалы действия. Это приводит к передаче информации в мозг и из него, а также к передаче сигналов, которые приводят либо к сокращению, либо к расслаблению мышечных волокон.

Потенциал покоя Определение и примеры

Потенциал покоя
сущ., множественное число: потенциалы покоя
[ˈrɛstɪŋ po(ʊ)ˈtɛnʃəl]
Определение: Электрический потенциал внутри клетки относительно ее окружения

Содержание

Определение потенциала покоя

Потенциал покоя клетки определяется как разность электрических потенциалов на плазматической мембране, когда клетка не стимулируется или когда ячейка находится в состоянии в состоянии расслабления . Различия между внутренним и внешним электрическим потенциалом клетки традиционно выражались в процентах.

Потенциал покоя — это количество энергии, доступное клетке для поддержания ее гомеостатического состояния. Обычно его измеряют с точки зрения мощности нейрона, которая представляет собой наименьшее количество электрического заряда, которое может быть произведено нейроном. Пока клетка находится в состоянии покоя, она может продолжать самоподдерживаться. Если клетке не удается поддерживать гомеостаз, она в конце концов погибает.

В биологии потенциал покоя — это потенциал, который поддерживает нейрон в активном состоянии. Потенциал покоя можно определить как потенциал ниже порога активности нейронов (Chrysafides, Bordes, & Sharma, 2019).

Потенциал покоя (определение в нейронной психологии): Когда нейрон находится в состоянии покоя, его натриевых каналов закрываются. Потенциал покоя нейрона обычно находится в пределах от -50 до -100 мВ для нейронов позвоночных. Это показывает избыток отрицательно заряженных ионов на внутренней стороне мембраны. В отличие от других типов клеток, нейроны и мышечные клетки способны переходить из состояния покоя в более активное. (Ассоциация, 2022 г.)

Часто задаваемые вопросы

Давайте рассмотрим часто задаваемые вопросы о потенциале покоя:

Что такое потенциал покоя?

Потенциал покоя или просто мембранный потенциал покоя (ПМП) определяется как покоящийся нейрон, имеющий положительное напряжение по всей мембране. Градиент концентрации ионов через мембрану используется для определения потенциала покоя. Проницаемость мембраны для различных типов ионов.

Градиент концентрации K+ и Na+ доступен по всей мембране покоящегося нейрона. Ионы спускаются по своим градиентам по каналам, что вызывает разделение зарядов и приводит к созданию потенциала покоя.

Относительно статический мембранный потенциал считается базовой величиной трансмембранного напряжения. Напряжение покоя или мембранный потенциал покоя (RMP) покоящейся клетки (необратимое состояние клетки) также известно как относительный статический мембранный потенциал. Это противоположно динамике электрохимического процесса, который называется градиентным мембранным потенциалом и потенциалом действия. (Академия, 2022)

Как насчет оцениваемого потенциала? Что такое градуированный потенциал?

Изменения мембранного потенциала известны как градуированные потенциалы . Они показывают различия в своих размерах.

Что такое нормальный мембранный потенциал покоя?

Мембранный потенциал покоя характерен не только для нейронов, но и для почти всех животных клеток. Его значение колеблется примерно от -5 мВ (в эритроцитах) до -9 мВ.5 мВ (в скелетных мышцах). Потенциал покоящейся мембраны нейрона обычно составляет -65 милливольт. Внутренняя часть клетки имеет более отрицательный заряд по сравнению с внешней частью клетки. (Rudolph, 2015)

Концентрация каких двух ионов самая высокая вне клетки?

Как правило, внутри клетки присутствует более высокий уровень ионов калия K+. Снаружи клетки концентрация ионов натрия и хлорида (Na+ и Cl-) выше. (Академия, 2022)

Укажите потенциал покоя пирамидных нейронов гиппокампа мыши:

Расчетное значение RMP пирамидных клеток гиппокампа СА3 составляет –84 ± 3 мВ. (Tyzio et al., 2003)

Биологическое определение:
061 в покое » . Потенциал в этом смысле относится к «электрическому потенциалу» . Электрический потенциал представляет собой дисбаланс электрических зарядов, например, происходящий в плазматической мембране электрически возбудимой клетки. Внутренняя и внешняя части плазматической мембраны могут генерировать электрический потенциал в результате различий в энергии, необходимой для движения электрически заряженных молекул (ионов) через мембрану. Примером электрически возбудимой клетки является нейрон . В состоянии покоя нейрон имеет отрицательных зарядов по отношению к окружающей среде. Это связано со следующими событиями:

  • В покое отрицательно заряженный ион Cl и положительно заряженный ион Na + не могут легко пересечь плазматическую мембрану нейрона.
  • Отрицательно заряженные белки также не могут легко покинуть нейрон.
  • Мембранный насос перемещает три Na + на каждые два K + , входящие в ячейку. В результате больше Na 9Ионов 0162 + снаружи, чем внутри, и больше ионов K + внутри, чем вне клетки.

Это приводит к мембранному потенциалу покоя примерно -70 мВ , что означает, что внутренняя часть нейрона примерно на 70 мВ меньше, чем его окружение. Но когда поступает стимул, натриевые каналы нейрона « открываются », позволяя ионам Na + пассивно перемещаться в клетку. Это приведет к тому, что нейрон станет менее отрицательным, то есть -55 мВ, который может выйти за пределы порога, пока не станет положительным (например, 30 мВ) — как в случае потенциал действия .

История

Наблюдения и описания токов покоя в нервах были впервые опубликованы в 1902 году J Юлиусом Бернштейном , который предложил «Мембранную теорию» . Теория говорит нам о потенциале покоя мышц, а также нейронов как о диффузионном потенциале в мембране. (Википедия, 2022b)

Электронейтральность

Большинство количественных обработок мембранного потенциала. В частности, случай получения Уравнение Гольдмана основано на предположении об электронейтральности, которое гласит, что «нет заметного избыточного заряда с обеих сторон мембраны».

Из-за различных зарядов на мембране возникает разность электрических потенциалов. Нет заметной разницы в уровнях отрицательных и положительных ионов на обеих сторонах мембраны, что означает, что ни одна из сторон не имеет фактического измеримого избытка заряда.

Основная причина в том, что влияние заряда на электрохимический потенциал сравнительно велико по сравнению с влиянием на концентрацию. Следовательно, колебания электрического потенциала вызваны изменением концентрации.

Генерация потенциалов покоя

Мембранный потенциал повышается в состоянии покоя, поскольку ионы калия K+ в основном проникают через мембрану. Вследствие деполяризации нейрона потенциал действия начинается на аксонном бугорке. Открытие потенциалзависимых Na+-каналов ионов натрия в результате электрического раздражения при деполяризации. Благодаря положительному заряду Na+, когда он снова входит в клетку, он изменяет потенциал клетки с отрицательного заряда на избыточный положительный заряд.

Рисунок 1: Диаграмма, показывающая фазы потенциала действия по отношению к мембранному напряжению во времени. Изображение предоставлено:teachmephysiology.com

При пересечении порогового потенциала генерируется потенциал действия. Потенциал действия возникает только при пересечении порога. Кроме того, при пересечении порога всегда генерируется одинаковый ответ, независимо от силы стимула. Итак, потенциалы действия определяются как «все или ничего» .

Потенциалзависимые каналы ионов натрия Na+ начинают закрываться, когда клетка деполяризуется. Потенциалзависимые каналы ионов калия K+ открываются положительным потенциалом внутри клетки. Ионы К+ двигались к выходу из клетки с помощью электрохимического градиента. Когда К+ выходит из клетки, мембранный потенциал смещается в сторону более отрицательного и начинает приближаться к потенциалу покоя.

Обычно реполяризация (восстановление поляризованного состояния) превышает потенциал покоящейся клеточной мембраны. Это приводит к более отрицательному мембранному потенциалу. Это явление называется гиперполяризацией. Важно подчеркнуть, что натрий-калиевый насос нейрона (Na+/K+-АТФаза) не участвует в процессе реполяризации. Сразу после каждого потенциала действия следует огнеупорная фаза . Это время может быть далее подразделено на следующие категории:

  • Абсолютное рефрактерное время, возникающее после закрытия натриевых каналов после потенциала действия. Затем натриевые каналы переходят в неактивное состояние, которое необратимо вновь открывается, несмотря на мембранный потенциал.
  • Относительное время рефрактерности, в течение которого каналы ионов натрия окончательно реактивируются. В этот промежуток времени для стимуляции нейрона требуется больше импульсов, чем обычно требуется для генерации потенциала действия. Необходимая сила стимула довольно велика на ранних стадиях относительного рефлекторного периода. Он постепенно уменьшается в размере по сравнению с относительно рефрактерной фазой по мере реактивации большего количества натриевых каналов. (Сериал, 2022)
Рисунок 2: Потенциал действия и различные ионы, пересекающие мембрану нейрона. Изображение предоставлено: Washington.edu.

Мембранные транспортные белки

Ионные транспортеры и ионные каналы являются двумя наиболее важными видами мембранных транспортных белков, которые также определяют мембранные потенциалы.

Белки ионных каналов устанавливают пути через клеточные мембраны таким образом, что ионы бесстрастно диффундируют, не требуя метаболической активности. Они проявляют селективность к ионам; следовательно, существуют хлоридные, натриевые и калийселективные ионные каналы.

Количество транспортного белка в разных клетках и разных частях одних и тех же клеток, таких как клеточные тела, узелки Ранвье и дендриты, различается. Для регуляции потенциала действия очень важен уровень калиевых каналов. Разница в зарядах на клеточной мембране вызвана нейроном натрий-калиевой помпы (Na+/K+-АТФаза), который является электрогенным. Вносит вклад в мембранный потенциал. Для правильного функционирования помпы использовали метаболическую энергию в виде аденозинтрифосфата (АТФ).

Потенциалы равновесия

Для потенциала покоя во многих животных клетках ионы калия очень важны, K+. Уровень иона калия (K+) больше внутри, чем снаружи, благодаря активному транспорту. Большинство клеток имеют селективные калиевые каналы. Каналы остаются открытыми постоянно. По этим каналам происходит движение ионов калия (К+), в результате чего внутри клетки возникает избыточный отрицательный заряд. Путем диффузии положительно заряженный К+ выходит из клетки. Этот шаг выполняется до тех пор, пока внутри клетки не увеличится максимальный отрицательный заряд, создавая мембранный потенциал, способный сбалансировать уровень калия внутри и снаружи клетки.

Электрический потенциал или сила генерируется из-за накопления ионных зарядов, а также препятствует процессу диффузии. Этот цикл продолжается до тех пор, пока он не станет эквивалентным по величине, но противоположным по направлению движению калия, который диффундирует наружу. Равновесный потенциал для ионов калия определяется как точка, в которой весь трансмембранный поток ионов калия равен нулю. Температура и уровень иона по обе стороны мембраны необходимы для создания равновесного потенциала.

Потенциалы покоя

Мембранный потенциал покоя или ПМП не считается равновесным потенциалом, поскольку для его восстановления постоянно требуется энергия (посредством ионных насосов). Это динамический диффузионный потенциал, противоположный равновесному потенциалу. Ионные частицы системы с самой высокой проводимостью через мембрану способствуют доминированию RMP. Поскольку ион калия К+ имеет самый отрицательный равновесный потенциал среди всех остальных ионов, потенциал покоя не может быть ниже равновесного потенциала калия. Уравнение напряжения Гольдмана-Ходжкина-Каца используется для расчета потенциала покоя. Это можно сделать, используя уровень равновесного потенциала, а также относительную проницаемость каждой ионной частицы. Считается, что только ионы хлорида, натрия и калия вносят значительный вклад в потенциал покоя при типичных обстоятельствах.

Измерение потенциалов покоя

В некоторых клетках, таких как клетки кардиостимулятора, мембранный потенциал постоянно колеблется. Это теоретическое мнение, что для такого типа клеток нет потенциала покоя или покоя. Некоторые другие клетки имеют мембранный транспортный потенциал, который колеблется. Мембранный потенциал покоя таких клеток можно измерить, поместив в клетку электрод. Предполагаемый потенциал покоя кардиомиоцитов составляет -90 мВ.

Кроме того, оптические измерения трансмембранных потенциалов могут быть выполнены с использованием красителей, которые изменяют свои оптические характеристики в ответ на потенциал.

Рисунок 3: Диаграмма, показывающая мембранный потенциал покоя. Изображение предоставлено: lumenlearning, 2021.

Сводка значений потенциала покоя в различных типах клеток

Типы ячеек Значения
Хондроциты -8 мВ
Клетки скелетных мышц -95 мВ
Эритроциты -8,4 мВ
Астроглия от -80 до -90 мВ
Улитка от -15 до -40 мВ
Нейроны от -60 до -70 мВ
Фоторецепторы -40 мВ
Непроизвольные мышцы -60 мВ
Гладкие мышцы аорты -45 мВ

 


Попробуйте ответить на приведенный ниже тест, чтобы проверить, что вы уже узнали о потенциале покоя.

Викторина

Выберите лучший ответ.

1. Что такое потенциал покоя?

Восстановление поляризованного состояния

Процесс устранения полярности

Электрический потенциал электрически возбудимой клетки в состоянии покоя

2. Дайте определение деполяризации

Восстановление поляризованного состояния

Процесс устранения полярности

Электрический потенциал электрически возбудимой клетки в состоянии покоя

3. Мембранный потенциал нейрона составляет -70 мВ

Гиперполяризация

Потенциал действия

Потенциал покоя

4. Когда мембранный потенциал нейрона более отрицателен, например, -75 мВ

Гиперполяризация

Потенциал действия

Потенциал покоя

5.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *