Что такое потребности человека? На какие виды они делятся и какие бывают?
Человек, развиваясь, как личность, ориентируется на свои желания и потребности. Психологи, социологи и другие ученые сходятся во мнении, что потребности присущи только человеку, они являются основной «движущей силой», направляют взрослого человека, координируют его действия и дают энергию для свершений. В этой статье мы расскажем о том, что такое человеческие потребности и на какие виды они подразделяются.
Общая информация
Потребность, по сути, это нужда человека в чем-либо — в ресурсах, возможностях, обстоятельствах или иных факторах.
По мере взросления наши желания и необходимости видоизменяются, замещаются одни другими, переформулируются или вовсе исчезают.
Базовые потребности, такие как еда, сон, вода, безопасность, заставляют нас работать, искать средства для пропитания, крышу над головой и т.д. Более высокие группы жизненных нужд (в пример, можно привести необходимость в самосовершенствовании и развитии) заставляют нас искать способы самоактуализации.
Потребность взрослого человека — это материальные и нематериальные ресурсы, действия и т.д., наличие и выполнение которых несет чувство удовлетворенности или счастья.
Если необходимость в чем-либо не удовлетворяется, то человек испытывает дискомфорт, агрессию, тоску, злость, гнев, грусть и другие негативные эмоции.
При этом удовлетворение потребности (как в сам момент удовлетворения желания, так и после него) несет только положительные эмоции.
Испытывая нужду в чем-либо, обычный человек направляет все силы на предмет желания, он фиксирует свое внимание на предмете, действии или обстоятельстве.
Важно! Существует несколько видов иерархий потребностей. Самая известная из них — пирамида Маслоу, она представляет собой перевернутый треугольник нужд личности — от базовых до возвышенных.
Какие бывают потребности
Специалисты делят все нужды на три главные группы потребностей. Для каждой группы характерны свои критерии. Рассмотрим подробнее.
Группа потребностей |
Виды потребностей |
Биологические |
В этой группе выделяют все низменные нужды для того, чтобы обеспечить собственную безопасность, продолжение рода и его выживание. Сюда входит пища, питье, сон, комфортные условия жизни, секс. |
Социальные |
Основные виды социальных нужд зависят от чувства собственной значимости — это самоидентификация, самоутверждение, альтруизм и т.д. |
Духовные |
Бывают связаны как с духовными ценностями, так и с моральными качествами. Каждому человеку приятно приобщаться к культурным традициям, созерцать предметы искусства, слушать музыку. Но, помимо этого, для гармонично развитой личности нам не хватает широкого кругозора, знаний, новых увлечений и т.д. |
Особенности классификации по Маслоу
Согласно разработанной теории Абрахама Маслоу, в основе человеческих нужд лежат биологические потребности, уровнем выше расположились социальные и на самом верху пирамиды — духовные.
При этом человек может начать удовлетворять потребности следующего уровня только после того,как он «закроет» все базовые потребности предыдущего уровня.
При этом:
- человек получает больше удовлетворения от реализации высших (духовных) потребностей
- чем выше человек находится к вершине пирамиды, тем лучше его качество жизни, он не испытывает серьезных проблем со здоровьем, у него не нарушен сон и режим бодрствования
- необходимость самореализации впервые проявляются в подростковом возрасте
- высшую необходимость легче «перенести на потом», чтобы «закрыть» насущные проблемы
Важно! Градация по Маслоу чаще всего используется маркетологами и рекламщиками для того, чтобы влиять на наш с вами выбор и управлять сознанием. В некоторых источниках можно встретить от 7 до 10 ярусов этой пирамиды.
Что о потребностях говорит психология
Потребности человека имеют следующие особенности:
- все они делятся на осознанные или нет
- чем острее была неудовлетворенная потребность, тем сильнее будет разочарование, дискомфорт и негативные проявления
- когда человек понимает, что он хочет на самом деле, у него рождается мотив для реализации потребности
- как только человек рождается, у него возникают желания. Поток потребностей безграничен, он заканчивается только после того, как он покидает этот мир
- в жизни каждого хоть раз была ситуация, когда в один момент возникали сразу две потребности. Расставляя приоритет, человек «закрывает» сначала одну, а затм другую.
Если вы испытываете внутренний конфликт от того, что не можете удовлетворить свои потребности или сделать выбор между той или иной нуждой, то это состояние (особенно, если оно частое) влияет на вашу психику. От когнитивного диссонанса нужно избавляться и делать это лучше с грамотным специалистом.
Получить консультацию психолога
Standard
Персональный пакет для круглосуточного общения с российскими врачами по телефону
1105 ₽/мес
13 256 ₽
Подробнее
Family
Семейный пакет для круглосуточного общения с российскими врачами по телефону
1819 ₽/мес
21 830 ₽
Premium
Максимальный пакет безлимитного круглосуточного общения с российскими врачами по телефону
2555 ₽/мес
30 661 ₽
Подробнее
Частые вопросы
Что такое потребность индивида?
+
Потребностью называется нужда в чем-либо — в действиях, в предмете, в резервах. Понятие необходимости можно также выразить в «требовании» организма.
Какие потребности есть?
+
Различные нужды и потребности, если говорить кратко, делят на основные и второстепенные, высшие и низшие, врожденные или приобретенные.
Что можно назвать основной необходимостью?
+Необходимость можно считать основной, если ее неудовлетворение приводит к болезни человека, если ее нельзя отложить «на потом». Например, это нужда в еде или наличии дома (места проживания).
Заключение эксперта
В качестве итога можно сказать, что потребности — это наш с вами двигатель. Только понимая свои истинные желания, необходимости и нужды, мы можем поставить себе четкие и понятные цели, разработать структурированный план по их достижению, оценить пройденный путь и скорректировать свои действия. У каждого человека список потребностей будет свой и не стоит ориентироваться на кого-то другого, живите своей жизнью.
Публикуем только проверенную информацию
Монахова Альбина Петровна клинический психолог
Стаж 17 лет
Консультаций 1439
Статей 317
Специалист в области клинической психологии. Помощь в поиске инструментов для самореализации, проработка убеждений, страхов и тревог. Работа с самоотношением, внутренними границами, понимание взаимодействия с социумом через осознанные личностные изменения.
- 2007 — 2008 год МУЗ Детская поликлиника №4 — педагог психолог
- 2008 — 2009 ООО Здоровая страна — клинический психолог
- 2009 — 2021 год Республиканский наркологический диспансер — психолог
- 2012 — 2013 год Профессиональная медицина — психолог
- 2013 — 2015 год ООО Возрождение — психолог
- 2019 по настоящее время ООО Теледоктор24 — психолог
Что такое потребности человека? На какие виды они делятся и какие бывают?
11 августа 2022
11.08
4 минуты
4 мин.
33191
47
1
Обновлено: 11 января 2023
Обновлено 11.
Человек, развиваясь, как личность, ориентируется на свои желания и потребности. Психологи, социологи и другие ученые сходятся во мнении, что потребности присущи только человеку, они являются основной «движущей силой», направляют взрослого человека, координируют его действия и дают энергию для свершений. В этой статье мы расскажем о том, что такое человеческие потребности и на какие виды они подразделяются.
Содержание статьи
- Общая информация
- Виды потребностей
- Классификация по Маслоу
- Психологические особенност
- Частые вопросы
- Заключение эксперта
Общая информация
Потребность, по сути, это нужда человека в чем-либо — в ресурсах, возможностях, обстоятельствах или иных факторах.
По мере взросления наши желания и необходимости видоизменяются, замещаются одни другими, переформулируются или вовсе исчезают.
Базовые потребности, такие как еда, сон, вода, безопасность, заставляют нас работать, искать средства для пропитания, крышу над головой и т.д. Более высокие группы жизненных нужд (в пример, можно привести необходимость в самосовершенствовании и развитии) заставляют нас искать способы самоактуализации.
Потребность взрослого человека — это материальные и нематериальные ресурсы, действия и т.д., наличие и выполнение которых несет чувство удовлетворенности или счастья.
Если необходимость в чем-либо не удовлетворяется, то человек испытывает дискомфорт, агрессию, тоску, злость, гнев, грусть и другие негативные эмоции.
При этом удовлетворение потребности (как в сам момент удовлетворения желания, так и после него) несет только положительные эмоции.
Испытывая нужду в чем-либо, обычный человек направляет все силы на предмет желания, он фиксирует свое внимание на предмете, действии или обстоятельстве.
Важно! Существует несколько видов иерархий потребностей. Самая известная из них — пирамида Маслоу, она представляет собой перевернутый треугольник нужд личности — от базовых до возвышенных.
Какие бывают потребности
Специалисты делят все нужды на три главные группы потребностей. Для каждой группы характерны свои критерии. Рассмотрим подробнее.
Группа потребностей |
Виды потребностей |
Биологические |
В этой группе выделяют все низменные нужды для того, чтобы обеспечить собственную безопасность, продолжение рода и его выживание. Сюда входит пища, питье, сон, комфортные условия жизни, секс. |
Социальные |
Основные виды социальных нужд зависят от чувства собственной значимости — это самоидентификация, самоутверждение, альтруизм и т. д. |
Духовные |
Бывают связаны как с духовными ценностями, так и с моральными качествами. Каждому человеку приятно приобщаться к культурным традициям, созерцать предметы искусства, слушать музыку. Но, помимо этого, для гармонично развитой личности нам не хватает широкого кругозора, знаний, новых увлечений и т.д. |
Особенности классификации по Маслоу
Согласно разработанной теории Абрахама Маслоу, в основе человеческих нужд лежат биологические потребности, уровнем выше расположились социальные и на самом верху пирамиды — духовные.
При этом человек может начать удовлетворять потребности следующего уровня только после того,как он «закроет» все базовые потребности предыдущего уровня.
При этом:
- человек получает больше удовлетворения от реализации высших (духовных) потребностей
- чем выше человек находится к вершине пирамиды, тем лучше его качество жизни, он не испытывает серьезных проблем со здоровьем, у него не нарушен сон и режим бодрствования
- необходимость самореализации впервые проявляются в подростковом возрасте
- высшую необходимость легче «перенести на потом», чтобы «закрыть» насущные проблемы
Важно! Градация по Маслоу чаще всего используется маркетологами и рекламщиками для того, чтобы влиять на наш с вами выбор и управлять сознанием. В некоторых источниках можно встретить от 7 до 10 ярусов этой пирамиды.
Что о потребностях говорит психология
Когда личность начинает удовлетворять свою потребность, он целенаправленно тратит свои ресурсы, ищет средства, предпринимает какие-либо действия. То есть с точки зрения психологии, процесс удовлетворения нужды характеризуется тем, что его действия направлены на совершение определенной цели.
Потребности человека имеют следующие особенности:
- все они делятся на осознанные или нет
- чем острее была неудовлетворенная потребность, тем сильнее будет разочарование, дискомфорт и негативные проявления
- когда человек понимает, что он хочет на самом деле, у него рождается мотив для реализации потребности
- как только человек рождается, у него возникают желания. Поток потребностей безграничен, он заканчивается только после того, как он покидает этот мир
- в жизни каждого хоть раз была ситуация, когда в один момент возникали сразу две потребности. Расставляя приоритет, человек «закрывает» сначала одну, а затм другую.
Если вы испытываете внутренний конфликт от того, что не можете удовлетворить свои потребности или сделать выбор между той или иной нуждой, то это состояние (особенно, если оно частое) влияет на вашу психику. От когнитивного диссонанса нужно избавляться и делать это лучше с грамотным специалистом.
Получить консультацию психолога
Standard
Персональный пакет для круглосуточного общения с российскими врачами по телефону
1105 ₽/мес
13 256 ₽
Подробнее
Family
Семейный пакет для круглосуточного общения с российскими врачами по телефону
1819 ₽/мес
21 830 ₽
Подробнее
Premium
Максимальный пакет безлимитного круглосуточного общения с российскими врачами по телефону
2555 ₽/мес
30 661 ₽
Подробнее
Частые вопросы
Что такое потребность индивида?
+
Потребностью называется нужда в чем-либо — в действиях, в предмете, в резервах. Понятие необходимости можно также выразить в «требовании» организма.
Какие потребности есть?
+
Различные нужды и потребности, если говорить кратко, делят на основные и второстепенные, высшие и низшие, врожденные или приобретенные.
Что можно назвать основной необходимостью?
+
Необходимость можно считать основной, если ее неудовлетворение приводит к болезни человека, если ее нельзя отложить «на потом». Например, это нужда в еде или наличии дома (места проживания).
Заключение эксперта
В качестве итога можно сказать, что потребности — это наш с вами двигатель. Только понимая свои истинные желания, необходимости и нужды, мы можем поставить себе четкие и понятные цели, разработать структурированный план по их достижению, оценить пройденный путь и скорректировать свои действия. У каждого человека список потребностей будет свой и не стоит ориентироваться на кого-то другого, живите своей жизнью.
Публикуем только проверенную информацию
Автор статьи
Монахова Альбина Петровна клинический психолог
Стаж 17 лет
Консультаций 1439
Статей 317
Специалист в области клинической психологии. Помощь в поиске инструментов для самореализации, проработка убеждений, страхов и тревог. Работа с самоотношением, внутренними границами, понимание взаимодействия с социумом через осознанные личностные изменения.
- 2007 — 2008 год МУЗ Детская поликлиника №4 — педагог психолог
- 2008 — 2009 ООО Здоровая страна — клинический психолог
- 2009 — 2021 год Республиканский наркологический диспансер — психолог
- 2012 — 2013 год Профессиональная медицина — психолог
- 2013 — 2015 год ООО Возрождение — психолог
- 2019 по настоящее время ООО Теледоктор24 — психолог
Источники
- … Эдит Ева Эгер Выбор. О свободе и внутренней силе человека — МИФ, 2017
- . .. Татьяна Мужицкая Брать, давать и наслаждаться. Как оставаться в ресурсе, что бы с вами ни происходило — Эксмо, 2021
- … Анциферова Л.И. Личность и деятельность / Проблема личности: Материалы симпозиума — Москва, 1970
- … Ковалёв А.Г. Психология и личность. 3-е изд.М.: Просвещение, 1970
Поделиться:
Категория: Психология
Про здоровье Беременность и роды Про детей ЗОЖ Психология Неврология Гастроэнтерология Уход за собой Лекарства и БАДПредыдущая статья
Синдром крампи
Следующая статья
Адекватность. В чем выражается такое …
Другие статьи по теме
Есакова Екатерина Юрьевна
17.10.22
Печеночная энцефалопатия: причины, симптомы, лечение
Гастроэнтерология
Монахова Альбина Петровна
11.11.22
Визуализация желаний
Психология
Пружинин Марк Юльевич
26.03.22
Прививка от пневмококка детям
Про детей
Знаете ли вы свои основные потребности? Есть больше, чем вы думаете
Маслоу (Maslow, 1962) указал на существенную человеческую природу или внутреннее ядро, которое является биологически обоснованным и внутренним, если оно не разочаровано или не обескуражено.
«Чем больше мы будем узнавать о природных склонностях человека, тем легче будет ему подсказать, как быть хорошим, как быть счастливым, как быть плодотворным, как уважать себя, как любить, как исполнять свои высшие возможности. Это сводится к автоматическому решению многих личностных проблем будущего. Кажется, что нужно выяснить, каковы вы на самом деле внутри, в глубине души, как представитель человеческого вида и как конкретный индивидуум». (стр. 4)
Но такая самоактуализация в современном обществе встречается редко. Он и психоаналитики того времени считали, что болезнь самопрезрения, обитающая в бессознательном (в значительной степени сконструированная в перинатальном и довербальном периоде жизни), подрывает потенциал самоактуализации. Он выделил два конкретных невротизма:
- Желание доминировать над другими или подчиняться им
- Желание причинить боль (садизм) — признаки глубокой травмы.
Оба эти желания предполагают стремление к самозащите от недостаточного ухода или неразрешенной травмы.
Сходящиеся данные указывают на то, что эти невротизмы имеют отношение к травмирующему раннему детству, деградировавшему развитому гнезду, которое подрывает благополучие и здоровую траекторию в долгосрочной перспективе. В своей работе я указываю, как деградировавшее гнездо приводит к диспозиции, которая работает против благополучия в себе и других (Narvaez, 2014, 2018).
Маслоу приписал невротизм культуре, в которой живут люди:
«Больные люди созданы больной культурой; здоровые люди становятся возможными благодаря здоровой культуре. Но так же верно и то, что больные люди делают свою культуру еще более больной, а здоровые люди делают свою культуру более здоровой». (Маслоу, 1962, стр. 5)
К сожалению, наша культура может быть жестокой по отношению ко многим гражданам и негражданам. Я полагаю, что это происходит из-за того, что дети переживают непреодолимую травму и переносят ее в свою жизнь через травму развития (van der Kolk, 2014) и, возможно, через эпигенетическую наследственность к следующим поколениям. Почти у каждого сегодня есть предки, с которыми так или иначе жестоко обращались, и не только личная жизненная травма, но и межпоколенческая травма может нуждаться в лечении с помощью терапевтических средств.
Как я указывал в другом месте (Narvaez, 2018), иерархия потребностей Маслоу на самом деле непоследовательна; потребности должны удовлетворяться одновременно для правильного развития ребенка. То есть ребенок ориентирован на самореализацию, но нуждается в опекунах, чтобы обеспечить безопасность, любовь, уважение и т. д. для надлежащего нейробиологического развития и реализации. В идеале и считается само собой разумеющимся в традиционных обществах, люди растут в развитом гнезде, в поддерживающем, позитивном сообществе, которое ориентировано на удовлетворение основных потребностей каждого.
Каковы наши основные потребности?
Во-первых, важно понимать, что основные потребности представляют собой встроенный компас для оптимизации своего развития и благополучия. Удовлетворение потребностей не означает «избаловать ребенка» или сделать из него слабака — верно как раз обратное. Также как когда ваше тело указывает на жажду и вы пьете воду, потребность удовлетворяется, и вы становитесь сильнее для этого.
Различные теоретики описывали одну или несколько основных потребностей.
ФИЗИЧЕСКОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ
- Физическая безопасность (например, еда, кров, сон; Maslow, 1970)
- Позитивное прикосновение, особенно интенсивное в молодости (Field, 2002; Montagu, 1986)
- Телесная неприкосновенность (например, отсутствие телесных наказаний или сексуального насилия; Gershoff & Grogan-Kaylor 2016; Nussbaum, 2013)
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ
- Чувство психологической безопасности (Maslow, 1970), отсутствие эмоционального насилия или травли
- Чувство веры в то, что мир благожелателен (Эриксон, 19 лет)50)
- Безусловная любовь по крайней мере от трех человек в детстве (van Izjzendoorn, Sagi & Lambermon, 1992)
- Чувство принадлежности к гостеприимному сообществу (Маслоу, 1970; Нарваез, 2013; Нуссбаум, 2013)
- Чувство автономии (Деси и Райан, 1985)
- Чувство контроля (Fiske, 2003)
- Чувство компетентности (Deci & Ryan, 1985)
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ:
- Самостоятельная социальная свободная игра (Burghardt, 2005)
- Погружение в мир природы и связь с ним (Louv, 2016)
- Самоактуализация (Маслоу, 1970)
Как мы с коллегами утверждаем, младенцам необходимо удовлетворять все эти потребности одновременно, как это происходит в контексте наших предков (Narvaez, 2013, 2018a; Tarsha & Narvaez, в печати).
С возрастом появляются другие психологические потребности:
- Осознанное понимание жизни и смыслообразование (Fiske, 2004)
- Целеустремленность (Штауб, 2003)
- Личность (Эриксон, 1950)
Несомненно, существуют и другие основные потребности, которые прямо не названы и не изучены. Все они способствуют благополучию и способности полностью раскрыться как личность и построить крепкие кооперативные сообщества.
Попытка самореализации без здоровых ранних начинаний требует усилий. Это похоже на приближение к развитию мудрости после жестокого или небрежного детства. Большая часть тела и ума ориентирована на механизмы самозащиты, а не на открытость, которая требуется мудрости (и самореализации).
Подчеркнуто Маслоу отделил самореализацию от других основных потребностей и считал, что только пожилые люди могут самореализоваться, потому что молодые люди все еще работают над своими основными потребностями (например, идентичность, призвание). Это могло бы описать индустриальное общество, в котором многие вещи разделены, а молодые отделены от старых. Но в контексте наших предков, вложенной жизни, все потребности могли быть удовлетворены одновременно (Narvaez, 2013). По мере того, как человек взрослел, источники для удовлетворения потребностей в развитии находились прямо в сообществе. Все потребности были удовлетворены как сообщество.
С его акцентом на старших можно подумать, что Маслоу описывает себя как самоактуализирующегося. Кажется, это так. В этом фильме историк Джессика Гроган, автор книги « Встреча с Америкой », рассказала об основных моментах жизни Маслоу. Она указала, что в последние годы жизни он обнаружил, что его собственные тенденции к самореализации стимулируются встречами с внуком, который продемонстрировал несколько ключевых характеристик: спонтанность, свежесть понимания, принятие, автономию и демократическую ориентацию. Таким образом, если дети демонстрируют характеристики самоактуализации, то представление о существовании иерархии потребностей подрывается.
Ссылки
Burghardt, G.M. (2005). Генезис игры с животными: проверка пределов. Кембридж, Массачусетс: MIT Press.
Деси, Э., и Райан, Р. (1985). Внутренняя мотивация и самоопределение в поведении человека. Нью-Йорк: Академическая пресса.
Эриксон, Э. Х. (1950). Детство и общество. Нью-Йорк: Нортон.
Филд, Т. (2002). Потребность младенцев в прикосновениях. Человеческое развитие, 45(2), 100-103.
Фиске, С. (2003). Социальные существа. Нью-Йорк: Уайли.
Гершофф, Э. Т., и Гроган-Кейлор, А. (2016). Шлепки и последствия для детей: старые споры и новые метаанализы. Журнал семейной психологии, 30(4), 453.
Лув, Р. (2005). Последний ребенок в лесу: спасение наших детей от синдрома дефицита природы. Нью-Йорк: Рабочий.
Маслоу, А. Х. (1962/1998). К психологии бытия (3-е изд.). Нью-Йорк, Уайли.
Маслоу, А. (1970). Мотивация и личность, 2-е изд. Нью-Йорк: Харпер и Роу.
Монтегю, А. (1986). Прикосновение: человеческое значение кожи. Нью-Йорк: Харпер и Роу.
Нарваэс, Д. (2013). 99% — Развитие и социализация в эволюционном контексте: взросление, чтобы стать «хорошим и полезным человеком». В Д. Фрай (ред.), Война, мир и человеческая природа: конвергенция эволюционных и культурных взглядов (стр. 643-672). Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета.
Нарваэс, Д. (ред.) (2018a). Базовые потребности, благополучие и нравственность: реализация человеческого потенциала. Нью-Йорк: Палгрейв-Макмиллан.
Нуссбаум, М.К. (2009). Создание возможностей: подход человеческого развития. Кембридж, Массачусетс: Белкнап.
Штауб, Э. (2003). Психология добра и зла: почему дети, взрослые и группы помогают и вредят другим. Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета.
Тарша, М.С., и Нарваес, Д. (в печати). Нейробиология развития моральных установок: основные потребности и детский опыт. В М. Берг и Э. Чанг (ред.), Мотивация и мораль: биопсихосоциальный подход. Вашингтон, округ Колумбия: Книги APA.
Ван дер Колк, Б. (2014). Тело ведет счет. Нью-Йорк: Пингвин.
van Izjzendoorn, M., Sagi, A., & Lambermon, M. (1992). Парадокс нескольких опекунов: данные из Голландии и Израиля. В Р.К. Пианта (ред.), Помимо родителей: роль других взрослых в жизни детей, Новые направления развития ребенка, 57, 5–24. Сан-Франциско: Джосси Басс.
Конфликт и 6 основных человеческих потребностей
Когда речь идет о выживании и процветании человека, наше внимание должно быть направлено на удовлетворение человеческих потребностей. Есть шесть основных физиологических потребностей и шесть основных психологических потребностей. Эти потребности универсальны для людей, необходимы всем людям повсюду, независимо от культуры, пола или возраста. Человеческие потребности являются важной темой для управления конфликтами, потому что многие теоретики конфликта предполагают, что все конфликты проистекают из угрозы, отсутствия или восприятия угрозы и отсутствия потребностей, даже если стороны в конфликте не знают об этом. Другими словами, все конфликты могут быть связаны с тем, что отдельные лица или группы лиц не удовлетворяют свои потребности.
Физиологические потребности
Шесть физиологических потребностей, вероятно, достаточно очевидны: кислород, пища, вода, тепло, сон и гомеостаз (правильное функционирование внутренних систем и регуляторных систем). Если основные физиологические потребности не удовлетворяются, почти наверняка пострадает ваша умственно-эмоциональная и физическая стабильность. Однако, как только они будут удовлетворены и вы окажетесь в конфликте, будет полезно установить, какие из ваших психологических потребностей не удовлетворяются.
Психологические потребности
Шесть психологических потребностей могут быть немного более туманными, и, безусловно, обсуждались многими теоретиками потребностей, от Маслоу до Макса-Нифа, от Фишера и Ури до Райана и Деси. Однако, если вы посмотрите на исследования этих и других выдающихся экономистов, психологов, антропологов и специалистов по конфликтам в различных исследовательских дисциплинах, вы, как правило, обнаружите, что они часто по-разному обозначают одни и те же шесть основных психологических потребностей. Метаанализ теорий человеческих потребностей может выявить следующие 6 основных психологических потребностей.
1) Автономия
Потребность в автономии удовлетворяется фундаментальной верой в то, что человек может сам выбирать свою судьбу. Это основное понятие свободы воли — ощущение способности принимать собственные решения относительно образа жизни. Чтобы узнать, чувствуете ли вы или другой человек, что эта потребность находится под угрозой или отсутствует, спросите: Насколько свободно вы чувствуете себя, делая свой собственный выбор и живя так, как считаете нужным?
2) Безопасность
Потребность в безопасности выходит за рамки реальной физической безопасности; скорее, это чувство или вера в то, что человек будет в безопасности и защищен сейчас и в будущем. Этот человек сможет жить и процветать без экзистенциальной угрозы смерти или страданий, вызванных волей других. Чтобы определить, удовлетворена ли эта потребность, спросите: Насколько безопасно и защищенно вы себя чувствуете?
3) Личная значимость
Потребность в личной значимости связана с глубинной идентичностью. Человек должен чувствовать, что он или она имеет значение в этом мире, что у него есть личность, в которой можно закрепиться, что он знает, кто он/она, и что он/она законен и уважаем другими людьми. Чтобы понять, насколько удовлетворена эта потребность, спросите: В какой степени вы чувствуете, что имеете значение в этом мире?
4) Подлинное подключение и приемка
У всех нас есть потребность чувствовать себя частью чего-то большего, чем мы сами, и это начинается с чувства связи с нашим сообществом — будь то семья, друзья, нация или другая группа. Мы должны чувствовать, что нас принимают и достойны быть частью нашего социального окружения. Чтобы убедиться, что вы удовлетворяете эту потребность, спросите: В какой степени вы чувствуете себя связанными с другими и принятыми ими?
5) Прогресс
Вера в то, что человек делает успехи, особенно в том направлении, в котором он наиболее ценен, чрезвычайно важна для психологического благополучия. Стагнация подобна небытию. Чтобы процветать, мы должны верить, что растем или учимся, преодолеваем важные вехи и регулярно прокладываем путь к новым жизненным целям. Чтобы узнать об исполнении этой потребности, спросите: Насколько, по вашему мнению, вы продвинулись в жизни?
6) Стимуляция/развлечение
Ощущение вызовов, стимулов и/или веселья является ключом к психологическому здоровью. С первых недель жизни нам нужна стимуляция; когда у нас нет чего-то, что кажется по-настоящему стимулирующим, мы часто обращаемся к разрушительным или отупляющим привычкам и пристрастиям. Чтобы оценить, удовлетворяется ли эта потребность, спросите: Насколько вы заинтересованы и испытываете трудности на регулярной основе?
В следующий раз, когда вы окажетесь в конфликте, помните об этих основных потребностях и соответствующих вопросах. Когда вы чувствуете конфликт, попытайтесь выяснить, какие из вышеперечисленных потребностей вы считаете находящимися под угрозой или отсутствующими.