Поведенческий акт: Поведенческий акт — Психологос

Содержание

СТРУКТУРА ПОВЕДЕНЧЕСКОГО АКТА. Теоретические основания дрессировки

СТРУКТУРА ПОВЕДЕНЧЕСКОГО АКТА

В процессе научения в дикой природе и в результате дрессировки, животные осваивают новые формы поведения — поведенческие акты, которые представляют собой и разграничивают элементы поведения животных от момента возникновения потребности в чем-либо до сигнала о ее удовлетворении. Поведенческий акт может быть различной степени сложности и состоять как из врожденных, так и приобретенных реакций животного. К тому же формируясь и осуществляясь в конкретных условиях он не может не зависеть от них.

С точки зрения известного физиолога П.К. Анохина, создателя теории функциональных систем, и его школы, структура поведенческого акта представляет собой последовательную смену следующих этапов или стадий: афферентного синтеза, принятия решения, акцептора результата действия, эфферентного синтеза, формирования самого действия и оценки достигнутого результата.

Стадия афферентного синтеза представляет собой анализ совокупности информационных сигналов, поступающих в центральную нервную систему и дающих основание животному принять решение о возможном поведении.

Другими словами, прежде чем начать что-нибудь делать или выполнить команду дрессировщика, собака оглянется по сторонам и подумает о том, что можно сделать в данной ситуации и каким образом.

Во время стадии афферентного синтеза, учитывается наличие потребности организма в чем-либо, возможных путей удовлетворения этой потребности, имеющихся во врожденной и приобретенной памяти, воздействие разнообразных факторов внешней среды (обстановочная афферентация) и сигналов, запускающих поведение (пусковая афферентация).

Потребность

Поведение живых организмов всегда направлено на удовлетворение какой-либо потребности. Влияние доминирующей (главной, наиболее важной, наиболее сильной) на данный момент потребности в построении поведения велико, так как любая информация, в том числе и команда дрессировщика, соотносится с существующей потребностью. Не имеющая отношение к ее удовлетворению информация не принимается во внимание. То есть потребность служит как бы фильтром, пропуская только необходимые сигналы.

Потребность также активирует память, именно те отделы памяти, в которых хранится информация о возможных путях ее удовлетворения и как бы делает их доступными. Кроме того потребность подготавливает к работе (активизирует) двигательные системы организма, которые могут быть задействованы в выполнении действий, необходимых для удовлетворения данной потребности.

Обстановочная афферентация

Но появление конкретного поведения определяется не только наличием соответствующей потребности. Возможность осуществления поведенческого акта зависит также от обстановки (условий, в которых приходится действовать животному). Факторы внешней среды (обстановочная афферентация) влияют на появление и характер поведенческого акта, а иногда и сами могут вызывать привычное для данной ситуации поведение. Значение обстановочной афферентации заключается в том, что создавая скрытое возбуждение, она приурочивает поведение к определенному месту, наиболее целесообразному для удовлетворения соответствующей потребности.

Как правило, поведение в несвойственной для него обстановке, не связанной с удовлетворением данной потребности, протекает менее выражено, неполно или неэффективно. Например, никому не придет в голову искать возможности удовлетворения пищевой потребности в вагоне метро, и даже если вам очень хочется есть, при условии что в вашем кармане нет дежурного бутерброда, сделать это практически невозможно. И собаки, в непривычной для них обстановке, подчиняются нашим командам неохотно, выполняют знакомые им навыки с трудом, часто неправильно, а иногда и вовсе отказываются.

Память

Память, это как библиотека в которой хранятся книги под названиями: «Как поймать кошку в кустах», «Как поймать кошку на открытой местности», «Где чаще можно встретить кошку», «Как искать пищу на газоне», «Как искать пищу у мусорного бачка» и так далее и тому подобное. То есть память хранит множество сценариев о том, что можно и нужно делать, если чего-нибудь очень хочется с учетом конкретной обстановки. Обстановка учитывается обязательно, ни одна собака не станет гонять кошку в кустах пользуясь методом охоты на открытой местности. Или вообще не станет ее гонять если она на поводке и не подберет пищу с земли если хозяин очень близко.

Множество сценариев поведения закодированы генами и тогда говорят о врожденном (инстинктивном) поведении, но и не меньшее количество осваивается и запоминается (записывается в памяти как еще один сценарий) собакой в процессе ее жизни. И прежде чем начать что-нибудь делать, собака обязательно просмотрит свою библиотеку сценариев возможного поведения и выберет наиболее подходящий с ее точки зрения.

В результате взаимодействия информации о потребности, обстановки и данных памяти формируется готовность организма к определенному действию, которое запускается соответствующими сигналами, стимулами или командами (пусковая афферентация). Пусковая афферентация, иногда ее называют санкционирующим стимулом, привязывает поведение к конкретному времени, конкретной обстановке и конкретной ситуации. Например, владелец с собакой подходит к барьеру или забору. Вид препятствия уже готовит собаку к возможному действию, а память услужливо предлагает к прочтению имеющие сценарии: «Оббежать вокруг», «Убежать», «Поставить лапы, а хозяин поможет перевалиться», «Активно сопротивляться», «А ничего не делать, сидеть и все», «Перепрыгнуть не касаясь», «Перепрыгнуть карабкаясь».

Но до команды владельца собака ничего не делает. Если бы собака подбежала к забору без владельца, то пусковым стимулом прыжковому поведению было бы расстояние до забора.

Стадия афферентного синтеза завершается переходом в стадию принятия решения, которая определяет тип и направление поведения. При этом формируется так называемый акцептор результата действия, представляющий собой образ будущих событий, результата, программы действия и представление о средствах достижения необходимого результата.

На стадии эфферентного синтеза формируется конкретная программа поведенческого акта, которая переходит в действие — то есть с какой стороны забежать, какой лапой толкнуться и с какой силой. Полученный животным результат действия по своим параметрам сравнивается с акцептором результата действия. Если происходит совпадение, удовлетворяющее животное, поведение в данном направлении заканчивается; если нет — поведение возобновляется с изменениями необходимыми, для достижения цели. Например, если скотчтерьер не может дотянуться до колбасы, лежащей на столе, — цель не достигнута, необходимо менять стратегию, он пытается подпрыгнуть, если и это не получается, то вспрыгивает на табурет, оттуда на стол и, удовлетворенный, с колбасой в пасти отправляется в укромное место расправляться с добычей.

Большую роль в целенаправленном поведении играют эмоции — как связанные с появлением и усилением потребностей, так и возникающие в процессе деятельности, (отражающие вероятность достижения цели или результаты сравнения реальных результатов с ожидаемыми).

Таким образом наиболее важным компонентом, определяющим поведение, является достижение биологически полезного результата, удовлетворения ведущих биологических потребностей: голода, жажды, страха, агрессии, половой, родительской и тому подобное. Только при наличии биологически важной цели, поведение становится целесообразным для животного, необходимым для него и повторяющимся с большой вероятностью в будущем. Таким образом и успех дрессировки определяется тем, насколько целесообразными для животного становятся навыки, предлагаемые ему человеком.

Согласно теории функциональных систем, хотя поведение и строится по рефлекторному принципу, оно не определяется как последовательность или цепь условных рефлексов. Действие животных определяется не только внешними раздражителями, но и внутренними потребностями и создается на основе опережающего отражения действительности — программирования, а ведущим фактором организации поведения, его целью, является получение биологически полезного результата.

На основе многолетнего изучения отдельного рефлекса и поведенческого акта П.К. Анохиным была предложена теория функциональных систем, которая сейчас плодотворно разрабатывается школой К.В. Судакова.

Основой теории функциональных систем являются следующие положения:

1. Определяющим моментом деятельности функциональных систем, обеспечивающих поведение, является не само действие, а полезный для организма результат.

2. Инициативная роль в формировании целенаправленного поведения принадлежит потребностям, организующим мотивации, врожденные и приобретенные программы действия.

3. Каждая функциональная система строится по принципу саморегуляции.

4. Функциональная система избирательно объединяет различные органы, ткани и структуры мозга для обеспечения результативной поведенческой деятельности.

5. В функциональных системах осуществляется постоянная оценка результата поведенческой деятельности с помощью обратной афферентации (связи).

6. Поведенческий акт, обеспеченный функциональной системой, имеет несколько стадий.

Рефлекс является только составной частью функциональной системы.

7. В системную организацию целенаправленного поведенческого акта включаются мотивации, память и эмоции.

8. При образовании функциональной системы складываются сложные структуры программирования и предвидения.

В отличие от рефлекторной теории, теория функциональных систем выдвигает следующие принципы:

1. Поведение живых существ детерминировано не только внешними стимулами, но и внутренними потребностями, генетическим и индивидуальным опытом, действием обстановочных раздражителей, которые создают так называемую предпусковую интеграцию возбуждений, вскрываемую пусковыми стимулами.

2. Поведенческий акт разворачивается с опережением реальных результатов поведения, что позволяет сравнивать реально достигнутое с запланированным на основе прошлого опыта и корректировать свое поведение.

3. Целенаправленный поведенческий акт заканчивается не действием, а полезным приспособительным результатом, удовлетворяющим доминирующую потребность.

Структура антител

Структура антител Теперь кратко рассмотрим структуру молекулы антитела. Все антитела имеют общий план строения — это белки, состоящие из нескольких субъединиц. На рис. 3.2 показано строение наиболее обычного антитела, называемого IgG. Эта структура была впервые описана в

1. Структура

1. Структура ВИЧ относится к семейству ретровирусов.Вирион имеет сферическую форму, диаметром 100–150 нм. Кубический тип симметрии. Наружная (суперкапсидная) оболочка вируса состоит из бимолекулярного слоя липидов, который имеет происхождение из клеточной мембраны клетки

7.5. Модифицируемость системной организации поведенческого акта в последовательных реализациях

7. 5. Модифицируемость системной организации поведенческого акта в последовательных реализациях Ещё Ф. Бартлетт предлагал полностью отбросить взгляды, в соответствии с которыми «воспроизведение из памяти» рассматривается как «повторное возбуждение неизменных «следов»

3.3. Структура хромосом

3.3. Структура хромосом Каждая хроматида содержит одну молекулу ДНК, связанную с белками-гистонами и негистоновыми белками. В настоящее время принята нуклеосомная модель организации хроматина эукариот (Kornberg R., 1974; Olins А., Olins D., 1974).Согласно этой модели, белки-гистоны (они

СТРУКТУРА ПОВЕДЕНЧЕСКОГО АКТА

СТРУКТУРА ПОВЕДЕНЧЕСКОГО АКТА В процессе научения в дикой природе и в результате дрессировки, животные осваивают новые формы поведения — поведенческие акты, которые представляют собой и разграничивают элементы поведения животных от момента возникновения потребности

6.

2.4. Структура шерсти

6.2.4. Структура шерсти Эксперт-кинолог во время выставочной экспертизы не упускает возможность не только осмотреть, но и пощупать собак. Для него важна фактура шерсти оцениваемых животных, особенно лидеров. В большинстве стандартов пород четко оговорены блеск, жесткость

1.2. Структура поведения

1.2. Структура поведения Совокупность возможного поведения животного называют поведенческим репертуаром. Единицей поведения считается поведенческий акт. Поведенческий акт представляет собой совокупность элементов поведения животного от момента возникновения

Поисковая и завершающая фазы поведенческого акта

Поисковая и завершающая фазы поведенческого акта Выше говорилось о том, что ключевые раздражители действуют принудительно, что животное вынуждено в своем поведении всецело повиноваться пусковой ситуации. Но значит ли это, что у животных нет никакой возможности

Благоприобретаемые компоненты инстинктивного акта

Благоприобретаемые компоненты инстинктивного акта Наряду с указанными в поисковой фазе любого инстинктивного акта всегда содержатся — в разной степени и в разных сочетаниях — и все элементы поведения, которые относятся к научению, не исключая и высших форм поведения,

Этапы поведенческого акта

Этапы поведенческого акта Любое сложное поведение может быть представлено как последовательность поведенческих актов. Схема такого акта приведена на рис. 3.10. Она совершенно одинакова для животных и

Гуморальные факторы на разных этапах поведенческого акта

Гуморальные факторы на разных этапах поведенческого акта Очевидно, что в организации поведения ведущее место принадлежит нервной системе. В головном мозге формируются психические процессы, а движение управляется нервными импульсами. Однако, как уже отмечалось,

Склонность к имитации и пластичность поведения представителей поведенческого типа Б

Склонность к имитации и пластичность поведения представителей поведенческого типа Б Способность к социальному обучению различна у представителей разных психологических типов. Еще одним преимуществом особей психологического типа Б является высокая склонность

Структура сна

Структура сна Ночной сон состоит из нескольких циклов, каждый из которых длится примерно полтора часа и включает в себя две качественно различные стадии, которые называются «медленный сон» и «быстрый сон». Стадии быстрого и медленного сна есть не только у человека, но и

Структура поведенческого акта.

Нейронные механизмы поведения

Функциональная система.

На сегодняшний день наиболее совершенная модель структуры поведения изложена в концепции функциональной системы П.К.Анохина. Изучая физиологическую структуру поведенческого акта, П.К.Анохин пришел к выводу о необходимости различать частные механизмы интеграции от самой интеграции, когда эти частные механизмы вступают между собой в сложное координированное взаимодействие. Рассматривая акт плавания личинки аксолотля (личинки хвостатого земноводного), он показал, что плавательные волнообразные движения тела возникают за счет интеграции более частных механизмов управления движениями. Волна возбуждения, вызывающая последовательное сокращение мышечных сегментов, многократно пробегает от начала туловища к хвосту вдоль обеих сторон тела. При этом возбуждению мышечного сегмента на одной стороне тела соответствует торможение одноименного сегмента на противоположной стороне. Это легко можно увидеть с помощью вкалывания регистрирующих электродов в мышцы.

Электромиограмма при движении аксотля от двух противоположных пунктов туловища в области прикрепления левой (1) и правой (2) конечностей. Видны реципрокные отношения регистрируемых мышц (по П.К.Анохину).

Такая сложная последовательность мышечных сокращений достигается, с одной стороны, за счет ритмичности в подаче нервных импульсов, а с другой стороны, за счет их скоординированности, обеспечивающей шахматный порядок поступления залпов импульсов на мышцы противоположных сторон тела и, следовательно, реципрокный характер их сокращения. Последовательные перерезки среднего мозга в направлении к спинному показали, что за эти два механизма, необходимые для осуществления плавательных движений, ответственны разные структуры мозга. Так, координация движений обеих сторон тела (т.е.интеграция сомого поведенческого акта) разрушается в результате перерезки более высокого уровня спинного мозга, тогда как сама ритмичность движений (частный механизм интеграции) нарушается при поражениях спинного мозга на более низком уровне.

Таким образом, частные механизмы объединяются, интегрируются в систему более высокого порядка, в целостную архитектуру приспособительного, поведенческого акта. Этот принцип интегрирования частных механизмов был им назван принципом «функциональной системы».

«Функциональная система — единица интегративной деятельности целого организма. Она осуществляет избирательное вовлечение и объединение структур и процессов на выполнение какого либо четко очерченного акта поведения или функции организма «. Другими словами, это — динамическая организация, в которой взаимодействие всех составляющих ее частей направлено на получение определенного и полезного для организма в целом приспособительного результата.

Функциональная система имеет разветвленный морфофизиологический аппарат, обеспечивающий за счет присущих ей закономерностей как эффект гомеостаза, так и саморегуляции. Выделяют два типа функциональных систем. Функциональные системы первого типа обеспечивают постоянство определенных констант внутренней среды за счет системы саморегуляции, звенья которой не выходят за пределы самого организма. Примером может служить функциональная система поддерживания постоянства кровяного давления, температуры тела и т.п. Такая система с помощью разнообразных механизмов автоматически компенсирует возникающие сдвиги во внутренней среде. Функциональные системы второго типа используют внешнее звено саморегуляции. Они обеспечивают приспособительный эффект благодаря выходу за пределы организма через связь с внешним миром, через изменения поведения. Именно функциональные системы второго типа лежат в основе различных поведенческих актов, различных типов поведения.

Стадии поведенческого акта.

Согласно П.К.Анохину, физиологическая архитектура поведенческого акта строится из последовательно сменяющих друг друга следующих стадий: афферентного синтеза, принятия решения, акцептора результатов действия, эфферентного синтеза (или программы действия), формирования самого действия и оценки достигнутого результата.

Схема центральной структуры целенаправленного поведенческого акта (по П.К.Анохину). ОА и ПА — обстановочная и пусковая афферентация.

Поведенческий акт любой степени сложности начинается со стадии афферентного синтеза. Дело в том, что возбуждение в центральной нервной системе, вызвано внешним стимулом, действует не изолированно. Оно непременно вступает в тонкое взаимодействие с другими афферентными возбуждениями, имеющими другой функциональный смысл. Головной мозг производит обширный синтез всех тех сигналов внешнего мира, которые поступают в мозг по многочисленным сенсорным каналам. И только в результате синтеза этих афферентных возбуждений создаются условия для осуществления определенного целенаправленного поведения. Какое будет осуществляться поведение, зависит от того, какие процессы разовьются во время стадии афферентного синтеза. Содержание же афферентного синтеза в свою очередь определяется влиянием нескольких факторов: мотивационного возбуждения, памяти, обстановочной афферентации, пусковой афферентации.

Мотивационное возбуждение появляется в центральной нервной системе с возникновением у животных и человека какой — либо потребности. Специфика мотивационного возбуждения определяется особенностями, типом вызывающей его потребности. Оно — необходимый компонент любого поведения, которое всегда направлено на удовлетворение доминирующей потребности: витальной, социальной, идеальной. Важность мотивационного возбуждения для афферентного синтеза видна уже из того, что условный сигнал теряет способность вызвать ранее выработанное пищедобывательное поведение (например, побежку собаки к определенной кормежки для получения пищи), если животное уже хорошо накормлено и, следовательно, у него отсутствует мотивационное пищевое возбуждение.

Мотивационное возбуждение играет особую роль в форматировании афферентнего синтеза. Любая информация, поступающая в центральную нервную систему, соотносится с доминирующим в данный момент мотивационным возбуждением, которое является как бы фильтром, отбирающим нужное и отбрасывающим не нужное для данной мотивационной установки.

Нейрофизиологической основой мотивационного возбуждения является избирательная активация различных нервных структур, создаваемая прежде всего лимбической и ретикулярной системами мозга. На уровне коры мотивационное возбуждение представлено своеобразной и всегда избирательной системой возбуждения.

Хотя мотивационное возбуждение является очень важным компонентом афферентного синтеза, это не единственный его компонент. Внешние стимулы с их разным функциональным смыслом по отношению к данному, конкретному организму также вносят свой вклад в афферентный синтез. Выделяют два класса внешних воздействий с функциями пусковой афферентации и обстановочной афферентации.

Условные и безусловные раздражители, ключевые стимулы ( например, вид ястреба — хищника для птиц, вызывающего поведения бегства) служат толчком к развертыванию определенного поведения или отдельного поведенческого акта. Этим стимулам присуща пусковая функция. Картина возбуждений, создаваемая этими биологически значимыми стимулами в сенсорных системах, и есть пусковая афферентация. Однако способность пусковых стимулов инициировать поведение не является абсолютной. Она зависит от той обстановки, условий, в которых действуют, применяются эти стимулы.

Зависимость получения условнорефлекторного эффекта от обстановки опыта была отмечена уже И.П.Павловым. Обычно подготовка собаки к опытам с условными рефлексами включала выполнение ряда последовательных операций: подготовку и распределение корма по кормушкам, наклейку баллона для регистрации слюноотделения, закрывание двери экспериментальной камеры. И только после этого экспериментатор предъявлял условный (пусковой) раздражитель. Было обнаружено, что если неожиданно внести изменения в подготовку эксперимента, например, пропустить подсыпку сухарного порошка в кормушку, то условный сигнал теряет способность вызывать условнорефлекторное слюноотделение, хотя рефлекс ранее был уже выработан.

Терапия принятия и приверженности | Психология сегодня

Отзыв от Psychology Today Staff

Терапия принятия и приверженности (ACT) представляет собой ориентированный на действие подход к психотерапии, основанный на традиционной поведенческой терапии и когнитивно-поведенческой терапии. Клиенты учатся перестать избегать, отрицать и бороться со своими внутренними эмоциями и вместо этого принимать, что эти более глубокие чувства являются адекватной реакцией на определенные ситуации, которые не должны мешать им двигаться вперед в своей жизни. С этим пониманием клиенты начинают принимать свои трудности и обязуются вносить необходимые изменения в свое поведение, независимо от того, что происходит в их жизни и как они к этому относятся.

ACT был разработан в 1980-х годах психологом Стивеном Хейсом, профессором Университета Невады. Идеи, которые объединились в ACT, возникли из собственного опыта Хейса, особенно из его истории панических атак. В конце концов, он поклялся, что больше не будет убегать от самого себя — он примет себя и свой опыт.

«Кажется, наша культура привержена идее о том, что «негативные» человеческие эмоции нужно исправлять, управлять ими или изменять их, а не переживать как часть всей жизни. Мы относимся к собственной жизни как к проблемам, которые необходимо решить. как будто мы можем сортировать наш опыт на те, которые нам нравятся, и отбрасывать остальные», — пишет Хейс в Психология Сегодня пост. «Принятие, внимательность и ценности являются ключевыми психологическими инструментами, необходимыми для этого преобразующего сдвига».

Содержимое
  • Когда это используется
  • Что ожидать
  • Как это работает
  • Что искать в терапевте

Когда это используется

Что ожидать

Работая с терапевтом, вы научитесь прислушиваться к своему собственному разговору с самим собой или к тому, как вы говорите сами с собой о травмирующих событиях, проблемных отношениях, физических ограничениях или других проблемах. Затем вы можете решить, требует ли проблема немедленных действий и изменений, или ее можно или нужно принять такой, какая она есть, пока вы учитесь вносить изменения в поведение, которые могут изменить ситуацию. Вы можете посмотреть на то, что не сработало для вас в прошлом, и терапевт может помочь вам перестать повторять модели мышления и поведения, которые могут вызвать у вас больше проблем в долгосрочной перспективе. После того, как вы столкнулись со своими нынешними проблемами и приняли их, вы можете взять на себя обязательство перестать бороться со своим прошлым и своими эмоциями и вместо этого начать практиковать более уверенное и оптимистичное поведение, основанное на ваших личных ценностях и целях.

ACT направлен на развитие и расширение психологической гибкости. Психологическая гибкость включает в себя эмоциональную открытость и способность адаптировать свои мысли и поведение, чтобы они лучше соответствовали вашим ценностям и целям.

Шесть основных процессов, способствующих психологической гибкости:

1. Принятие

Принятие включает в себя признание и принятие всего спектра ваших мыслей и эмоций, а не попытки их избежать, отрицать или изменить.

2. Когнитивное разъединение

Когнитивное разъединение включает дистанцирование и изменение способа вашей реакции на тревожные мысли и чувства, что смягчит их вредное воздействие. Техники когнитивного разделения включают в себя наблюдение за мыслью без осуждения, пропевание мысли и обозначение имеющейся у вас автоматической реакции.

3. Присутствие

Присутствие означает быть осознанным в настоящий момент и наблюдать за своими мыслями и чувствами, не осуждая их и не пытаясь изменить их; ясное и непосредственное переживание событий может способствовать изменению поведения.

4. Я как контекст

Я как контекст — это идея, расширяющая представление о себе и идентичности; он утверждает, что люди больше, чем их мысли, чувства и переживания.

5. Ценности

Ценности включают в себя выбор личных ценностей в различных областях и стремление жить в соответствии с этими принципами. Это контрастирует, например, с действиями, вызванными желанием избежать стресса или соответствовать ожиданиям других людей.

6. Целеустремленное действие

Целенаправленное действие включает в себя принятие конкретных мер по внесению изменений, которые будут соответствовать вашим ценностям и приведут к положительным изменениям. Это может включать постановку целей, знакомство с трудными мыслями или опытом, а также развитие навыков.

Как это работает

Теория, лежащая в основе ACT, заключается в том, что попытки контролировать болезненные эмоции или психологические переживания контрпродуктивны; подавление этих чувств в конечном итоге приводит к еще большему дистрессу. ACT придерживается точки зрения, что существуют действенные альтернативы попыткам изменить свой образ мышления, и они включают осознанное поведение, внимание к личным ценностям и приверженность действию. Предпринимая шаги по изменению своего поведения и в то же время учась принимать свой психологический опыт, клиенты могут в конечном итоге изменить свое отношение и эмоциональное состояние.

Что искать в терапевте принятия и приверженности

Ищите лицензированного, опытного терапевта, социального работника, профессионального консультанта или другого специалиста в области психического здоровья, прошедшего дополнительное обучение в области ACT. Специальной сертификации для практикующих ACT не существует. Навыки приобретаются посредством консультирования со сверстниками, семинаров и других обучающих программ. В дополнение к этим полномочиям важно найти терапевта, с которым вы чувствуете себя комфортно.

Ссылки

Форман Э.М., Герберт Дж.Д., Мойтра Э., Йоманс П.Д., Геллер П.А. Рандомизированное контролируемое исследование эффективности терапии принятия и приверженности и когнитивной терапии тревоги и депрессии. Модификация поведения. ноябрь 2007 г.; 31(6):772-799.

Хейс, С. О ACT. Ассоциация контекстуальной поведенческой науки. По состоянию на 6 февраля 2017 г.

Девейн, К. Азбука ACT. Социальная работа сегодня. сентябрь/октябрь 2008 г.; 8(5):34.

Long, D. Сертификация ACT. Доцент по контекстуальной поведенческой науке. По состоянию на 6 февраля 2017 г.

Последнее обновление: 21.03.2022

Терапия принятия и приверженности: трансдиагностическое поведенческое вмешательство при психических заболеваниях и заболеваниях

1. Barlow DH. Психологические методы лечения. Американский психол. 2004;59(9):869. doi: 10.1037/0003-066X.59.9.869. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

2. Селигман, член Европарламента. Эффективность психотерапии: исследование Consumer Reports. Я психол. 1995; 50: 965–974. doi: 10.1037/0003-066X.50.12.965. [PubMed] [CrossRef] [Академия Google]

3. Kroenke K, Swindle R. Когнитивно-поведенческая терапия соматизации и симптоматических синдромов: критический обзор контролируемых клинических испытаний. Психотер Психосом. 2000;69:205–215. doi: 10.1159/000012395. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

4. Барлоу Д.Х., Левитт Дж.Т., Буфка Л.Ф. Распространение эмпирически подтвержденных методов лечения: взгляд в будущее. Behav Res Ther. 1999; 37:S147–S162. doi: 10.1016/S0005-7967(99)00054-6. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

5. Бейкер Т.Б., Макфолл Р.М., Шохэм В. Текущее состояние и будущие перспективы клинической психологии в отношении научно обоснованного подхода к охране психического и поведенческого здоровья. Психологическая наука, представляющая общественный интерес. 2008;9(2): 67–103. doi: 10.1111/j.1539-6053.2009.01036.x. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

6. Wierzbicki M, Pekanik G. Мета-анализ выбывания из психотерапии. Профессор психологии: Res Pr. 1993; 24: 190–195. doi: 10.1037/0735-7028.24.2.190. [CrossRef] [Google Scholar]

7. Wierzbicki M, Pekanik G. Взаимосвязь между ожидаемой и фактической продолжительностью психотерапевтического лечения. Психотерапия. 1986; 23: 532–534. doi: 10.1037/h0085653. [CrossRef] [Академия Google]

8. Каздин А.Е. Медиаторы и механизмы изменений в психотерапевтических исследованиях. Энн Рев Клин Psychol. 2007; 3:1–27. doi: 10.1146/annurev.clinpsy.3.022806.091432. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

9. Dimidjian S, Arch JJ, Schneider RL, Desormeau P, Felder JN, Segal ZV. Учитывая метаанализ, значение и метафору: систематический обзор и критическое исследование когнитивной и поведенческой терапии «третьей волны». Поведение Тер. 2016; 47: 886–905. doi: 10.1016/j.beth.2016.07.002. [PubMed] [CrossRef] [Академия Google]

10. Барлоу Д.Х., Аллен Л.Б., Чоут М.Л. К единому лечению эмоциональных расстройств. Поведение Тер. 2004;35(2):205–230. doi: 10.1016/S0005-7894(04)80036-4. [CrossRef] [Google Scholar]

11. Фонд RWJ. Хронический уход: аргументы в пользу постоянного ухода. Принстон, Нью-Джерси: Фонд Роберта Вуда Джонсона; 2010. [Google Scholar]

12. Evans DL, Charney DS, Lewis L, et al. Расстройства настроения у соматически больных: научный обзор и рекомендации. Биол психиатрия. 2005; 58: 175–189.. doi: 10.1016/j.biopsych.2005.05.001. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

13. Lowe B, Spitzer RL, Williams JB, et al. Депрессия, тревога и соматизация в первичной медико-санитарной помощи: перекрытие синдромов и функциональные нарушения. Генерал Хосп Психиатрия. 2008;30:191–199. doi: 10.1016/j.genhosppsych.2008.01.001. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

14. Merikangas KR, Ames M, Cui L, et al. Влияние сопутствующих психических и физических состояний на ролевую инвалидность во взрослом населении домохозяйств США. Арх генерал психиатрия. 2007;64(10):1180–1188. doi: 10.1001/archpsyc.64.10.1180. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

15. Kroenke K, Spitzer RL, Williams JB, et al. Тревожные расстройства в первичной медико-санитарной помощи: распространенность, нарушения, коморбидность и выявление. Энн Интерн Мед. 2007; 146: 317–325. doi: 10.7326/0003-4819-146-5-200703060-00004. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

16. Митчелл А.Дж., Вейз А., Рао С. Клинический диагноз депрессии в первичной медико-санитарной помощи: метаанализ. Ланцет. 2009; 374: 609–619. doi: 10.1016/S0140-6736(09)60879-5. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

17. Лурье И.З., Манхейм Л.М., Данлоп Д.Д. Различия в расходах на медицинскую помощь для взрослых с депрессией по сравнению со взрослыми с серьезными хроническими заболеваниями. J Ment Health Policy Econ. 2009 г.;12:87–95. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

18. Domino ME, Beadles CA, Lichstein JC, et al. Неоднородность качества помощи больным с множественными хроническими заболеваниями по сочетанной психической патологии. Med Care 2014; 52 (3 Приложение 2): S101–S109. [PubMed]

19. ДиМаттео М.Р., Леппер Х.С., Кроган Т.В. Депрессия является фактором риска несоблюдения режима лечения: метаанализ влияния тревоги и депрессии на приверженность пациентов. Arch Intern Med. 2000;160:2101–2107. doi: 10.1001/archinte.160.14.2101. [PubMed] [CrossRef] [Академия Google]

20. Сплин А.М., Ленгерих Э.Дж., Камачо Ф.Т., Вандерпул Р.К. Избегание медицинской помощи среди сельского населения: результаты общенационального репрезентативного исследования. J Сельское здоровье. 2014; 30:79–88. doi: 10.1111/jrh.12032. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

21. Moos RH, Schaefer JA. Ресурсы и процессы преодоления: современные концепции и меры. В: Goldberger L, Breznitz S, редакторы. Справочник по стрессу: теоретические и клинические аспекты. 2. Нью-Йорк: Свободная пресса; 1993. стр. 234–257. [Google Scholar]

22. Carver CS, Pozo C, Harris SD, et al. Как совладание опосредует влияние оптимизма на дистресс: исследование женщин с раком молочной железы на ранней стадии. J Pers Soc Psychol. 1993; 65: 375–390. doi: 10.1037/0022-3514.65.2.375. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

23. Friedman LC, Nelson DV, Baer PE, et al. Приспособление к раку молочной железы: исследование репликации. J Psych Oncol. 1991; 8: 27–40. doi: 10.1300/J077v08n04_02. [CrossRef] [Google Scholar]

24. McCracken LM, Vowles KE. Принятие хронической боли. Curr Боль Головная боль. 2006;10:90–94. doi: 10.1007/s11916-006-0018-y. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

25. Vowles KE, McNeil DW, Gross RT, et al. Влияние стратегии принятия боли и контроля над болью на физические нарушения у людей с хронической болью в пояснице. Поведение Тер. 2007; 38: 412–425. doi: 10.1016/j.beth.2007.02.001. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

26. Viane I, Crombez G, Eccleston C, et al. Принятие неприятной реальности хронической боли: влияние на внимание к боли и вовлеченность в повседневную деятельность. Боль. 2004; 112: 282–288. doi: 10.1016/j.pain.2004.09.008. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

27. Hayes SC, Strosahl KD, Wilson KG. Терапия принятия и приверженности: эмпирический подход к изменению поведения. Нью-Йорк: Гилфорд Пресс; 1999. [Google Scholar]

28. Хейс С., Стросал К., Уилсон К. Терапия принятия и приверженности: процесс и практика осознанных изменений. Нью-Йорк: Гилфорд Пресс; 2011. [Google Scholar]

29. Hayes SC, Follette VM, M. LM. Внимательность и принятие: расширение когнитивно-поведенческой традиции. Нью-Йорк: Гилфорд Пресс, 2004.

30. A-Tjak J, Davis ML, Morina N, et al. Метаанализ эффективности терапии принятия и приверженности для клинически значимых проблем психического и физического здоровья. Психотер Психосом. 2015;84:30–36. doi: 10.1159/000365764. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

31. Forsyth JP, Eifert GH, Barrios V. Обусловливание страха в контексте регулирования эмоций: свежий взгляд на происхождение тревожных расстройств. В: Craske MG, Hermans D, Vansteenwegen E, редакторы. От основных процессов к клиническим последствиям. Вашингтон, округ Колумбия: Американская психологическая ассоциация; 2006. [Google Академия]

32. Arch JJ, Eifert GH, Davies C, Plumb JC, Rose RD, Craske MG. Рандомизированное клиническое исследование когнитивно-поведенческой терапии в сравнении с терапией принятия и приверженности для лечения смешанных тревожных расстройств. J Consult Clin Psychol. 2012;80(5):750–765. doi: 10.1037/a0028310. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

33. Craske MG, Niles AN, Burklund LJ, et al. Рандомизированное контролируемое исследование когнитивно-поведенческой терапии и терапии принятия и приверженности при социальном тревожном расстройстве: результаты и модераторы. J Clin Consult Psychol. 2014;82(6):1034–1048. doi: 10.1037/a0037212. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

34. Roemer L, Orsillo SM, Salters-Pedneault K. Эффективность основанной на принятии поведенческой терапии генерализованного тревожного расстройства: оценка в рандомизированном контролируемом исследовании. J Consult Clin Psychol. 2008;76(7):1083–1089. doi: 10.1037/a0012720. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

35. Hayes-Skelton SA, Roemer L, Orsillo SM. Рандомизированное клиническое исследование, сравнивающее поведенческую терапию, основанную на принятии, с прикладной релаксацией при генерализованном тревожном расстройстве. J Consult Clin Psychol. 2013;33(8):965–978. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

36. Landy LN, Schneider RL, Arch JJ. Терапия принятия и приверженности лечению тревожных расстройств: краткий обзор. Curr Opin Psychol. 2014;2:70–74. doi: 10.1016/j.copsyc.2014.11.004. [CrossRef] [Google Scholar]

37. McCracken LM, Vowles KE, Eccleston C. Лечение пациентов со сложной длительной хронической болью на основе принятия: предварительный анализ результатов лечения по сравнению с фазой ожидания. Behav Res Ther. 2005;43(10):1335–1346. doi: 10.1016/j.brat.2004.10.003. [PubMed] [CrossRef] [Академия Google]

38. Воулз К.Е., Маккракен Л.М. Принятие и основанные на ценностях действия при хронической боли: исследование эффективности и процесса лечения. J Consult Clin Psychol. 2008;76(3):397–407. doi: 10.1037/0022-006X.76.3.397. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

39. Воулз К.Е., Уэзерелл Дж.Л., Соррелл Дж.Т. Ориентация на принятие, внимательность и основанные на ценностях действия при хронической боли: результаты двух предварительных испытаний амбулаторного группового вмешательства. Cogn Behav Pr. 2009;16(1):49–58. doi: 10.1016/j.cbpra.2008.08.001. [Перекрестная ссылка] [Академия Google]

40. Маккракен Л.М., Гутьеррес-Мартинес О. Процессы изменения психологической гибкости в междисциплинарном групповом лечении хронической боли на основе терапии принятия и приверженности. Behav Res Ther. 2011;49(4):267–274. doi: 10.1016/j.brat.2011.02.004. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

41. Ruiz FJ. Обзор эмпирических данных по терапии принятия и приверженности (ACT): корреляционные, экспериментальные психопатологические исследования, исследования компонентов и результатов. Int J Psychol Psychol Ther. 2010;10:125–162. [Академия Google]

42. Грегг Д.А., Каллаган Г.М., Хейс С.К., Гленн-Лоусон Д.Л. Улучшение самоконтроля диабета посредством принятия, внимательности и ценностей: рандомизированное контролируемое исследование. J Consult Clin Psychol. 2007; 75: 336–343. doi: 10.1037/0022-006X.75.2.336. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

43. Sheppard SC, Forsyth JP, Hickling EJ, Bianchi J. Роман/применение терапии принятия и приверженности для психосоциальных проблем, связанных с рассеянным склерозом. Int J MS Care. 2010;12:200–206. doi: 10.7224/1537-2073-12.4.200. [Перекрестная ссылка] [Академия Google]

44. Лиллис Дж., Хейс С.К., Бантинг К., Масуда А. Обучение принятию и внимательности для улучшения жизни людей с ожирением: предварительная проверка теоретической модели. Энн Бехав Мед. 2009; 37: 58–69. doi: 10.1007/s12160-009-9083-x. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

45. Диндо Л. Однодневные обучающие семинары по принятию и приверженности для медицинских групп. Curr Opin Psychol. 2015;2:38–42. doi: 10. 1016/j.copsyc.2015.01.018. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

46. Mohr DC, Hart SL, Howard I, et al. Барьеры для психотерапии среди депрессивных и не депрессивных пациентов первичного звена. Энн Бехав Мед. 2006; 32: 254–258. doi: 10.1207/s15324796abm3203_12. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

47. Pietrzak RH, Johson DC, Goldstein MB, et al. Воспринимаемая стигматизация и препятствия для использования психиатрической помощи среди ветеранов OEF-OIF. Психиатр Серв. 2009;60(8):1118–1122. doi: 10.1176/ps.2009.60.8.1118. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

48. Аркури Т.А., Геслер В.М., Прейссер Дж.С., Шерман Дж., Спенсер Дж., Перин Дж. Влияние географии и пространственного поведения на использование медицинских услуг жителями сельской местности. . Health Serv Res. 2005;40(1):135–156. doi: 10.1111/j.1475-6773.2005.00346.x. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

49. Бакенштрасс М., Джоест К., Франк А. и соавт. Предпочтения в отношении лечения в первичной медико-санитарной помощи: сравнение недепрессивных, субсиндромальных и больших депрессивных пациентов. Генерал Хосп Психиатрия. 2006; 28: 178–180. doi: 10.1016/j.genhosppsych.2005.10.001. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

50. Bell RA, Franks P, Duberstein PR, et al. Страдание в тишине: причины, по которым депрессия не раскрывается в первичном звене. Энн Фам Мед. 2011; 9: 439–446. doi: 10.1370/afm.1277. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

51. Робинсон П.Дж., Стросал К.Д. Консультации по поведенческому здоровью и первичная помощь: извлеченные уроки. J Clin Psychol Med Settings. 2009;16(1):58–71. doi: 10.1007/s10880-009-9145-z. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

52. Hawkes AL, Chambers SK, Pakenham KI, et al. Влияние множественного вмешательства по изменению поведения в отношении здоровья (CanChange) по телефону на здоровье и поведенческие исходы у выживших после колоректального рака: рандомизированное контролируемое исследование. Дж. Клин Онкол. 2013;31:2313–2321. doi: 10.1200/JCO.2012.45.5873. [PubMed] [CrossRef] [Академия Google]

53. Брикер Дж., Вышински С., Комсток Б., Хеффнер Дж.Л. Пилотное рандомизированное контролируемое исследование веб-терапии принятия и приверженности для отказа от курения. Никотин Тоб Res. 2013;15(10):1756–1764. doi: 10.1093/ntr/ntt056. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

54. Bricker JB, Bush T, Zbikowski SM, Mercer LD, Heffner JL. Рандомизированное исследование терапии принятия и приверженности по телефону по сравнению с когнитивно-поведенческой терапией для отказа от курения: пилотное исследование. Никотин Тоб Res. 2014;16:1446–1454. дои: 10.1093/нтр/нту102. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

55. Bricker JB, Mull KE, Kientz JA, et al. Рандомизированное контролируемое пилотное исследование приложения для смартфонов для отказа от курения с использованием терапии принятия и приверженности. Наркотики Алкогольная зависимость. 2014; 143:87–94. doi: 10.1016/j.drugalcdep.2014.07.006. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

56. Hernández-López M, Luciano MC, Bricker JB, Roales-Nieto JG, Montesinos F. Терапия принятия и приверженности для прекращения курения: предварительное исследование его эффективность по сравнению с когнитивно-поведенческой терапией. Психозависимое поведение. 2009 г.;23(4):723–730. doi: 10.1037/a0017632. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

57. Арч Дж. Дж., Митчелл Дж. Групповая терапия принятия и приверженности для выживших после рака, испытывающих тревогу при возвращении. Психоонкология. 2016;25(5):610–615. doi: 10.1002/пон.3890. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

58. Dahl J, Wilson KG, Nilsson A. Терапия принятия и приверженности и лечение лиц с риском длительной инвалидности в результате стресса и болевых симптомов: предварительное рандомизированное исследование. . Поведение Тер. 2004;35(4):785–801. дои: 10.1016/S0005-7894(04)80020-0. [CrossRef] [Google Scholar]

59. Бах П., Гаудиано Б.А., Хейс С.К., Герберт Д.Д. Терапия принятия и приверженности психозу: намерение лечить, исход госпитализации и опосредование правдоподобностью. Психоз. 2013;5(2):166–74. doi: 10.1080/17522439.2012.671349. [CrossRef] [Google Scholar]

60. Juarascio AS, Forman EM, Herbert JD. Терапия принятия и приверженности в сравнении с когнитивной терапией для лечения сопутствующей патологии пищевого поведения. Модификация поведения. 2010; 34:175–190. doi: 10.1177/0145445510363472. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

61. Rosen GM, Davison GC. Психологи должны перечислять эмпирически подтвержденные принципы изменения (ESP), а не зарегистрированные зарегистрированные товарные знаки терапии или другие пакеты лечения. Модификация поведения. 2003;27(3):300–312. doi: 10.1177/0145445503027003003. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

62. Hayes SC, Luoma JB, Bond FW, et al. Терапия принятия и приверженности: модель, процессы и результаты. Behav Res Ther. 2006; 44:1–25. doi: 10.1016/j.brat.2005.06.006. [PubMed] [CrossRef] [Академия Google]

63. Кашдан Т.Б., Роттенберг Дж. Психологическая гибкость как фундаментальный аспект здоровья. Clinical Psychol Rev. 2010;30(7):865–878. doi: 10.1016/j.cpr.2010.03.001. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

64. Bond FW, Hayes SC, Baer RA, et al. Предварительные психометрические свойства Анкеты принятия и действия-II: пересмотренная мера психологической негибкости и эмпирического избегания. Поведение Тер. 2011;42(4):676–688. doi: 10.1016/j.beth.2011.03.007. [PubMed] [CrossRef] [Академия Google]

65. Hayes SC, Livein ME, Plumb-Vilardaga J, Villatte JL, Pistorello J. Терапия принятия и приверженности и контекстуальная поведенческая наука: изучение прогресса отличительной модели поведенческой и когнитивной терапии. Поведение Тер. 2013;44(2):180–198. doi: 10.1016/j.beth.2009.08.002. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

66. Чавла Н., Остафин Б. Эмпирическое избегание как подход функционального измерения к психопатологии: эмпирический обзор. J Clin Psychol. 2007;63(9): 871–890. doi: 10.1002/jclp.20400. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

67. Греко Л.А., Ламберт В., Баер Р.А. Психологическая негибкость в детстве и подростковом возрасте: разработка и оценка опросника избегания и слияния для молодежи. Психологическая оценка. 2008;20(2):93. doi: 10.1037/1040-3590.20.2.93. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

68. Howe-Martin LS, Murrell AR, Guarnaccia CA. Повторяющееся несуицидальное самоповреждение как эмпирическое избегание среди группы подростков из сообщества. J Clin Psychol. 2012;68(7):809–829. doi: 10.1002/jclp.21868. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

69. Вента А., Шарп С., Харт Дж. Связь между тревожным расстройством и эмпирическим избеганием у стационарных подростков. Психологическая оценка. 2012;24(1):240. doi: 10.1037/a0025362. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

70. Spinhoven P, Drost J, de Rooij M, van Hemert AM, Penninx BW. Является ли эмпирическое избегание опосредующим, смягчающим, независимым, перекрывающимся или прокси-фактором риска в возникновении, рецидиве и поддержании депрессивных расстройств? Cogn Ther Res. 2016;40(2):150–163. doi: 10.1007/s10608-015-9747-8. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

71. McCracken LM. Учиться жить с болью: принятие боли предсказывает приспособление у людей с хронической болью. Боль. 1998;74(1):21–27. doi: 10.1016/S0304-3959(97)00146-2. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

72. Батлер Дж., Чиаррочи Дж. Психологическое принятие и качество жизни пожилых людей. Качество жизни Res. 2007;16(4):607–615. doi: 10.1007/s11136-006-9149-1. [PubMed] [CrossRef] [Академия Google]

73. Диндо Л., Терви С., Марчман Дж., Рекобер А., О’Хара М. Депрессия и инвалидность при мигрени: роль принятия боли и жизни, основанной на ценностях. Int J Behav Med. 2014;22(1):109–117. doi: 10.1007/s12529-014-9390-x. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

74. Berking M, Neacsiu A, Comtois KA, Linehan MM. Влияние эмпирического избегания на уменьшение депрессии при лечении пограничного расстройства личности. Behav Res Ther. 2009;47(8):663–670. doi: 10.1016/j.brat.2009.04.011. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

75. Диндо Л.Н., Марчман Дж., Гриндес Х., Федорович Дж.Г. Краткое поведенческое вмешательство, нацеленное на факторы риска психического здоровья для сосудистых заболеваний: пилотное исследование. Психотер Психосом. 2014;84(3):183–185. doi: 10.1159/000371495. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

76. Wicksell RK, Olsson GL, Hayes SC. Психологическая гибкость как медиатор улучшения терапии принятия и приверженности у пациентов с хронической болью после хлыстовой травмы. Евр Джей Пейн. 2010;14:1059–е1. [PubMed] [Google Scholar]

77. Bayliss EA, Bonds DE, Boyd CM, et al. Понимание контекста здоровья людей с множественными хроническими заболеваниями: переход от важного к важному.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *