Поведенческое направление | Psylist.net
Общая характеристика концепции
Поведенческое направление в психотерапии и консультировании ведет свое непосредственное начало от работ Дж. Вольпе и А. Лазаруса середины пятидесятых – начала шестидесятых годов двадцатого столетия, хотя корни его уходят в бихевиоризм Дж. Уотсона и Э. Торндайка, а в целом, как известно, история обусловливания поведения восходит к работам У. Бэлла (1774-1842) и И. Сеченова (1829-1905). Именно И. Сеченову принадлежит идея рефлекторной дуги с тремя компонентами (сенсорный вход, процесс передачи первичного возбуждения и эффектный выход), действие которой было положено в основу функционирования психики. После классических экспериментов И. Павлова, использовавшего сеченовскую модель, а также работ В. Бехтерева по рефлексологии появилась книга Дж. Уотсона «Поведение. Введение в сравнительную психологию» (1914). По словам М. Г. Ярошевского, она явилась первой попыткой представить психологию в терминах бихевиоризма, т. е. в трактовке психических процессов посредством наблюдаемых стимулреактивных отношений.
Дж. Уотсон, по его собственному признанию, пытался создать «объективную психологию», свободную от интроспекционизма, от чрезмерной перегруженности философией и религией. Основная идея бихевиоризма Дж. Уотсона о том, что каждый стимул связан с определенной реакцией, стала фундаментальным правилом поведенческой психологии и бихевиорального направления в консультировании и психотерапии.
Нельзя не отметить, что данное направление уже с первых шагов было перегружено представлениями о «научности», свойственными классическому, натуралистическому причинно-следственному научному самосознанию. Характерно, что уже первые достижения бихевиористов в психотерапии были связаны с применением эксперимента. В 1920 г. Дж. Уотсон с ассистенткой Р. Райнер с помощью метода обусловливания сформировали эмоцию страха у одиннадцатимесячного мальчика (Альберта) по отношению к белым крысам, применяя резкий звуковой сигнал всякий раз, когда ребенок пытался дотронуться до животного (Goldstein, p. 274). Четыре года спустя этот же механизм обусловливания был применен М. Джоунс для излечения трехлетнего ребенка от боязни кроликов. Так началось развитие бихевиоральной психотерапии.
В настоящее время в бихевиоральной психотерапии сосуществуют три основные тенденции: классическое обусловливание, восходящее к экспериментальным традициям И. Павлова; оперантное обусловливание, связанное с именем Б. Скиннера и его «модификацией поведения», а также мультимодальное программирование.
Представление о человеке. Во главе современных бихевиоральных представлений о человеке, по-видимому, находится представление о том, что человек – продукт и одновременно производитель своей окружающей среды. Иными словами, современные представители данного направления стремятся к преодолению механистического детерминизма ХIХ века, которым всегда сильно отдавал традиционный бихевиоризм. Следующим существенным отличием подхода является его ориентированность на реальные действия: человек трактуется как деятель, своими действиями изменяющий действительность. Не реакция, а акция, ее опосредованность ментальностью и ответственность за нее составляет третье отличие современной бихевиоральной психотерапии в ее трактовке человека. При этом строгая приверженность к модели классической науки нашла отражение в общей оценке методов бихевиоральной психотерапии его сторонниками, согласно которой важны четкие и обоснованные критерии: «какое лечение является наиболее эффективным для данного индивида с его конкретной проблемой и при каких обстоятельствах?». Иначе говоря, проверяемость, детерминизм, воспроизводимость и учет среды – таковы исходные представления и позиции.
Понятие личности. Следует сразу же признать, что в бихевиоральном направлении понятие личности не только не разработано, но попросту отсутствует. Основные понятия применяющиеся по отношению к личности, относятся все же к поведению. Дело в том, что, по-видимому, в бихевиоральной психотерапии личность и не могла являться предметом воздействия, поскольку изначально сознание было исключено из возможного предмета анализа, конституирующего данное научное направление. Тем не менее, исследовательскую работу, связанную с определением личности, понятия и входящих в него понятийных структур, осуществил известный представитель бихевиоральной психологии Г. Айзенк. Очевидно, под влиянием исследований Г. Олпорта, положившего в основу структуры личности устойчивые поведенческие черты («traits»), Г. Айзенк посредством факторизации выделил группу личностных черт, поддающихся учету. Среди них: депрессивность, навязчивость, социабельность, ригидность и спонтанность. Эти черты были названы им чертами первого порядка. Среди черт второго порядка – интроверсия, экстраверсия и невротизм. В соответствии с этим, едва ли не единственным описанием поведенческой структуры личности в бихевиоральной психотерапии, личностная типология выводится из величины коэффициентов нейротизма и экстра/интро/версии. Например, психопатия – результат высоких показателей по невротизму и экстраверсии, дистимичность – следствие высокого невротизма и средней экстраверсии. В свою очередь, данные показатели выводятся из взаимодействия между физиологическими структурами (мозговой активностью) и индивидуальными реакциями, опосредованными этими структурами.
Основные понятия. Поскольку вся бихевиоральная психотерапия непосредственно связана с научением, базисная терминология отражает основные концепции научения, как они сложились в бихевиоризме.
Обусловливание – понятие, охватывающее всю область воздействия на поведение. Различают два вида обусловливания: классическое (павловское), когда научение происходит благодаря подкрепляющему сочетанию стимулов, и оперантное (скиннеровское), когда оно осуществляется путем выбора стимула, сопровождающегося положительным (в противовес отрицательному) подкреплением. Различают также безусловное научение, которое происходит вне специально организованного обусловливания.
Генерализация (обобщение). Это понятие, восходящее еще к опытам И. Павлова и «закону ассоциативного сдвига» Э. Торндайка, отражает феноменологию, относящуюся к стимулу и обобщению воздействия. В начале 1950-х годов К. Ноубл, Дж. Лэйси и Р. Смит экспериментально доказали, что существует не только моторное, эмоциональное, но и вербальное, в частности, семантическое обобщение, а также – визуальное.
Затухание. Понятие отражает закономерности, связанные с исчезновением реакции, вызванной в результате обусловливания. Возвращаясь к классическому эксперименту Дж. Уотсона и Р. Райнер с одиннадцатимесячным Альбертом, можно проследить действие угасания, когда, постепенно снижая неприятный звук при приближении ребенка к животному, регистрируется и затухание вызванной реакции страха.
Контробусловливание. Понятие отражает действие обусловливания, не совместимое с первоначальным обусловливающим воздействием. Так, в упоминавшейся нами экспериментальной ситуации с трехлетним мальчиком М. Джоунс построила психотерапию на контробусловливании, ежедневно во время приема пищи ребенком помещая кролика на безопасном, но с каждым днем все сокращающемся расстоянии.
Эффект частичного подкрепления. Понятие отражает феномен поведения, при котором подкрепление, хотя и не постоянное, вызывает желаемое действие. Именно на этом психологическом эффекте основано действие игральных автоматов.
Вызванная эмоциональная реакция. Понятие фиксирует феномен, когда предъявление безразличного условного стимула в сочетании с болезненным безусловным стимулом вызывает страх при повторном предъявлении безразличного условного стимула.
Реакция избегания. Данное понятие характеризует явление исчезновения эмоции страха, когда субъект научается избегать действия болезненного стимула.
Конфликт в бихевиоральной психотерапии означает противоречия между потребностью и связанной с ней реакцией избегания. Например, реакция избегания, связанная с подавлением сексуальной потребности, вызывает фрустрацию и чувство одиночества.
Избыточное поведение (двигательное, эмоциональное или мыслительное) возникает как разновидность реакции избегания, при которой происходит генерализация действий, получивших ранее отрицательное подкрепление, или их замещение посредством направленности на другой объект («ожегшись на молоке, дуешь на воду»).
Бондаренко А.Ф. Психологическая помощь: теория и практика. – Изд. 3-е, испр. и доп. – М.: Независимая фирма «Класс», 2001. – 336 с.
Похожие материалы в разделе Психотерапия:
- Психологическое интервью как основная модель консультирования
- Близко и далеко
- Управляемое восприятие («Посмотри на себя глазами, полными любви»)
- Рисование как способ диагностики
- Обязанности и функции супервизора
- Психотерапия при нарушениях письменной речи
- 8.2. Использование медитации
- Сказкотерапия
- Здравствуй, моя юность!
- Что делать, если ребенок говорит, что вы разговариваете чудно
1.1.2. Поведенческое направление
Другое направление в психологии, послужившее теоретической основой для создания специфической психотерапевтической технологии, а также практики психологической коррекции и психологического консультирования – это поведенческое направление, или бихевиоризм.
Сторонники поведенческого подхода, в противоположность динамическим концепциям личности, рассматривают поведение пациента не как знак, символически выражающий реально существующие проблемы клиента, а как реальность, которую можно верифицировать, идентифицировать и измерить.
Поведенческое направление в психотерапии основано на психологии бихевиоризма и использует принципы научения для изменения когнитивных, эмоциональных и поведенческих структур. Основоположником бихевиоризма является Уотсон, который впервые ввел этот термин и опубликовал его первую программу. Значительное влияние на формирование бихевиоризма оказали также эксперименты Торндайка, а также труды И.П. Павлова и В.М. Бехтерева. Методологическими предпосылками бихевиоризма явились принципы философии позитивизма, в соответствии с которыми наука должна описывать только позитивные, то есть реально существующие феномены, доступные непосредственному наблюдению. Бихевиоризм во многом развивался в качестве альтернативы интроспективной психологии и исключил из области своего рассмотрения все психологические феномены, не подлежащие строгому научному исследованию, фиксации и измерению.
С точки зрения представителей бихевиоризма, психология должна была стать наукой о поведении, поскольку поведение является той единственной психологической реальностью, которая доступна непосредственному наблюдению и обладает параметрами, которые можно непосредственно измерить и на которые можно непосредственно воздействовать. Ортодоксальный бихевиоризм по сути дела отождествляет психику и поведение. Поведение понимается как совокупность реакций организма на воздействия внешней среды, на набор фиксируемых стимулов. Человек рассматривается как носитель определенных форм поведения, формирующихся по принципу «стимул – реакция». Жесткая схема «стимул – реакция» рассматривается в качестве основной единицы поведения. Все внутренние психологические звенья, все психологические феномены, опосредующие ответные реакции человека, сторонниками ортодоксального бихевиоризма, по сути, игнорировались как непосредственно не наблюдаемые. Однако в дальнейшем бихевиоризм обращается и к опосредующим процессам.
Программы прикладного анализа поведения– программы ABA
В Чикагской школе мы определяем Прикладной анализ поведения как процесс методичного применения вмешательств, основанных на основах теории обучения, с целью улучшения социально значимого поведения до значимого уровня и демонстрации того, что осуществляемые вмешательства несут ответственность за продвижение поведения.
История прикладного анализа поведения в Чикагской школе
Наш Прикладной анализ поведения (ABA) Магистр и доктор философии. программы дают выпускникам прочную основу в принципах поведенческой психологии. Выпускники обладают навыками, позволяющими добиться социально значимых изменений в поведении посредством принятия решений на основе данных и разработки программ.
Студенты Чикагской школы под руководством преподавателей-практиков должны стать лидерами в области прикладного анализа поведения. Имея доступ к лучшим современным технологиям, выпускники получают опыт и знания в широком спектре приложений и специальностей ABA, включая учебный дизайн, точное обучение и вербальное поведение.
Степени по прикладному анализу поведения, предлагаемые в Чикагской школе
Наши программы прикладного анализа поведения для аспирантов доступны во многих форматах, включая уровни докторантуры, магистра и сертификата.
Программы прикладного анализа поведения и концентрации Прикладной анализ поведения – Вашингтон, округ Колумбия,
.Карьера в области прикладного анализа поведения
Программы прикладного анализа поведения (ABA) Чикагской школы предоставляют выпускникам целый ряд эффективных методов лечения, помогающих детям и взрослым с аутизмом и другими нарушениями развития улучшить свои социальные, двигательные, вербальные и логические навыки. . Методы ABA легко применяются в бизнесе и на производстве (для обучения точным рабочим навыкам, повышения производительности и повышения безопасности).
Работодатели в государственном и частном секторах:
- Больницы и общественные клиники
- Корпоративные оздоровительные центры
- Подотчетные организации по уходу
- Школы
- Групповые дома
- Агентства психического здоровья
- Реабилитационные центры
- Местное правительство и правительство штата
- Центры амбулаторной помощи
Прикладной поведенческий анализ Должности:
- Поведенческий аналитик
- Поведенческий терапевт
- Заведующий больницей/администратор
- Велнес-менеджер
- Специалисты по поведению и здоровью
MA в области психологии социальных служб: прикладной анализ поведения — факультет психологии
Здравствуйте! Недавно мы провели день открытых дверей, чтобы описать и подробно описать нашу степень магистра в области прикладного анализа поведения.
https://umbc.webex.com/umbc/lsr.php?RCID=3a0818c6063ce9e4a48b66d280784a7b
Щелкните здесь, чтобы просмотреть слайды из приведенной выше презентации. Нажмите здесь, чтобы увидеть плакат с подробной информацией об этой программе.
Анализ поведения — это наука о причинах поведения. В прикладном поведенческом анализе эта наука применяется к важным проблемам человеческого поведения, как правило, на уровне индивидуума, а не группы. Сфера применения поведенческого анализа широка, включая работу с отклонениями в развитии, поведенческую медицину, образование и организации, и это лишь некоторые из приложений. Мастерство прикладного анализа поведения требует компетентности в базовой психологии, в подробных знаниях в области анализа поведения, в методах измерения для оценки существующего поведения и в разработке программ лечения для отдельных лиц, а также в различных навыках, необходимых для предоставления услуг и поддержания их эффективности.
Прикладной анализ поведения требует ответственности при предоставлении услуг. Трек UMBC MA отвечает на растущий спрос на такие услуги и заполняет пробел в доступности таких программ в среднеатлантическом регионе. Кафедра психологии UMBC вместе с кафедрой поведенческой психологии Института Кеннеди Кригера (KKI) уникально подходят для поддержки строгой программы прикладного анализа поведения. Трек аккредитован Международной ассоциацией поведенческого анализа и предлагает последовательность курсов, проверенную Советом по сертификации поведенческих аналитиков, так что студенты, получившие нашу степень магистра, имеют квалификацию и хорошо подготовлены к сдаче сертификационного экзамена BCBA.
Требования к заявкам
Параметры, рассматриваемые комитетом по заявкам, включают оценки (GPA), три рекомендательных письма (предпочтительно включая академические, а также связанные с работой рекомендации), опыт работы, связанный с прикладным анализом поведения, самооценка ( включая заявленные заявителем причины интереса к прикладному анализу поведения в UMBC, в ответах на вопросы дополнительного заявления) и другую информацию, представленную заявителем в заявлении или во время собеседований. Общий тест GRE — 9 баллов.0141 не требуется и не будет рассматриваться как часть чьего-либо заявления на программу ABA MA. Не существует механизма, позволяющего заявителю предоставить эти баллы, поскольку они не будут приняты в процессе подачи заявки. Собеседования могут проводиться виртуально, если заявители не могут посетить UMBC или объекты KKI. Решения комитета также учитывают пул кандидатов в сочетании с их соответствием имеющимся преподавателям.
Кандидаты, у которых есть вопросы об академических и клинических аспектах программы ABA MA, должны начать с отправки сообщения по электронной почте директору. Потенциальные кандидаты должны предоставить некоторую информацию как о своем образовании (может быть полезна прилагаемая неофициальная копия стенограммы заявителя), так и о характере их интереса к карьере в области прикладного анализа поведения (включая соответствующий опыт работы). Запросы также должны включать контактную информацию о телефоне (номера и удобное время для звонка) на тот случай, если обсуждение более уместно, чем ответ по электронной почте.