Поведение девиантное в педагогике это: Девиантное поведение это

Девиации как социально-педагогическая проблема, Реферат

метки:Поведение, Социальный, Воспитание, Девиация, Девиантный, Предполагать, Жизнь, Норма

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

МОСКОВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

УНИВЕРСИТЕТ

ФАКУЛЬТЕТ СОЦИОЛОГИИ, ЭКОНОМИКИ И ПРАВА

КАФЕДРА ТЕОРИИ И ИСТОРИИ СОЦИОЛОГИИ

ДИСЦИПЛИНА — СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА

РЕФЕРАТ

ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ КАК СОЦИАЛЬНО — ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

Выполнила:

студентка 5 курса специалитета

отделения социологии управления

Дорохина Дарья Владимировна

Москва 2014

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ДЕВИАЦИИ КАК СОЦИАЛЬНО — ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

Проблема девиации, девиантного поведения является одной из наиболее значимых в социальной педагогике. Это обусловлено как особенностями самого социально-педагогического знания, предметом которого является процесс социализации человека, так и явной социально-педагогической опасностью девиаций как для общества, так и для самого человека.

Острота проблемы девиаций в современном российском обществе обуславливает необходимость дальнейших исследований в данной области.

ДЕВИАЦИИ КАК СОЦИАЛЬНО — ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

Проблематика девиации, девиантного поведения является предметом изучения целого ряда наук, что обуславливает возможность комплексного рассмотрения данного феномена.

Следует отметить, что социально-педагогический подход предполагает описание девиации в рамках поведенческих, социальных проявлений, не затрагивая девиаций психических, чем занимается клиническая психология и психиатрия.

Среди отечественных специалистов в области социальной работы и социальной педагогики девиантное поведение рассматривается чаще всего как одно из проявлений социальной дезадаптации

Под девиантным поведением следует понимать поведение, нарушающее социальные нормы определенного общества. Такое поведение выражается в поступках, поведении (действиях или бездействии) как отдельных индивидов, так и социальных групп, отступающих от установленных законодательно или сложившихся в конкретном социуме общепринятых норм, правил, принципов, образцов, обычаев, традиций [8, C.205].

6 стр., 2602 слов

Методы социально-психологической диагностики проблем семьи

… которого семья оказывает влияние на поведение своих членов, регулирует его (ригидный контроль, хаотический, гибкий и др.). МЕТОДЫ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ ПРОБЛЕМ СЕМЬИ Социально-психологические проблемы семьи можно свести к …

Таким образом, девиация в социальной педагогике рассматривается в основном как характеристика поведения, отклоняющегося от социальной нормы.

Все поведенческие девиации можно разделить на две группы: нестандартное и деструктивное поведение, а в рамках этих групп выделяют дополнительные подвиды девиаций.

Нестандартное поведение может иметь форму нового мышления, новых идей, а так же действий, выходящих за рамки социальных стереотипов поведения.

Типология деструктивного поведения выстраивается в соответствии с его целями. В одном случае это внешнедеструктивные цели, направленные на нарушения социальных норм и соответственно внешнедеструктивное поведение. Во втором случае это внутридеструктивные цели, направленные на дезинтеграцию самой личности, ее регресс и внутридеструктивное поведение.

В группе внутридеструктивного поведения выделяют ряд проявлений антисоциального поведения: суицидное, конформистское, нарциссическое, фанатическое и аутическое поведение.

Внешнедеструктивное поведение, в свою очередь, включает такие подтипы как аддиктивное и антисоциальное.

Аддиктивное поведение предполагает использование каких-либо веществ или специфической активности с целью ухода от реальности и получения желаемых эмоций.

Антисоциальное поведение заключается в действиях, нарушающих существующие законы и права других людей в форме противоправного, аморально-безнравственного поведения.

Указанные выше типы деструктивного поведения связаны с ухудшением качества жизни, снижением критичности к своему поведению, когнитивными искажениями, т.е. искажениями восприятия и понимания действительности, снижением самооценки и эмоциональными нарушениями.

Проявления девиантного поведения могут быть классифицированы и иначе, в соответствии с локализацией социальной нормы [5, C.104 — 106]:

·антисоциальное;

·асоциальное;

·аутодеструктивное поведение.

Антисоциальное (делинквентное) поведение связано с проявлениями поведения, противоречащими правовым (юридическим) нормам. Такое поведение угрожает социальному порядку и безопасности окружающих людей. Оно предполагает любые действия, которые пресекаются в рамках законодательства.

Аутодеструктивное (саморазрушительное) предполагает такие поведенческие проявления, которые отклоняются от медицинских, психологических норм и угрожают целостности, развитию, а иногда и жизни самой личности.

Аутодеструктивное поведение, как правило, проявляется в виду суицидального поведения, пищевой зависимости, химической зависимости, фанатического поведения, аутического поведения, деятельности с необоснованным риском для жизни (экстремальных видов спорта, существенного превышения скорости автомобиля и т.д.).

9 стр., 4453 слов

Глава 1. Девиантное поведение как проблема социальной работы

… 1. Девиантное поведение как проблема социальной работы 1.1 Понятие и причины девиантного поведения Оценка любого поведения подразумевает его сравнение с какой то нормой. Нестандартное отклоняющееся от нормы поведение часто называют девиантным. Девиантное поведение (лат. …

Отдельные типы девиаций зачастую сочетаются, и каждое конкретное проявление девиантного поведения оказывается индивидуальным. Некоторые формы девиантного поведения могут переходить из пограничного состояния в собственно заболевание. В частности, эпизодическое употребление наркотиков, обоснованное медицинскими целями, со временем может перейти в злоупотребление и развитие в наркоманию.

Таким образом, в рамках социальной педагогики можно выделить такие основные виды девиаций, как нестандартное и деструктивное поведение, а в рамках этих групп выделяют дополнительные подвиды девиаций. К деструктивному поведению, которое в целом и обозначают как собственно девиантное, относят аддиктивное поведение, антисоциальное поведение и аутодеструктивное поведение.

Одним из ключевых вопросов относительно проблемы девиации являются те факторы и условия, которые обуславливают возникновение девиантного поведения. Традиционно выделяют биологические, социальные, личностные (психологические и психо-патологические) факторы формирования отклоняющегося поведения [2, C. 236 — 237].

К биологическим причинам относят органические поражения головного мозга вследствие патологии беременности и родов, родовых травм, внутриутробных и ранних постнатальных вредностей, интоксикаций, мозговых инфекций, черепно-мозговых травм, патологию нервной системы; соматическую ослабленность, врожденные уродства и косметические дефекты, а также наследственную (генетическую) отягощенность психическими, наркологическими, соматическими заболеваниями.

Социальные причины девиантного поведения представляют собой специфическое сочетание условий социальной ситуации развития человека. Социальные причины включают как общую характеристику макросреды, в которой находится личность, так и частные характеристики микросреды, которые описывают непосредственно жизнь личности.

Факторы макросреды заключаются в отсутствии целостной государственной идеологии, безработице (явной и скрытой), отсутствии социальных гарантий, отсутствии государственной поддержки семьи и детей, оставшихся без попечения родителей, разрушении и кризисе естественных институтов социализации ребенка (например, это детские и юношеские организации, школа), пропаганде насилия и жестокости в СМИ, недоступности бесплатного и качественного дополнительного образования (кружки, секции и др.), доступности табака, наркотиков и т.д..

К факторам более узкого круга, но оттого наиболее важных, относится семья. К семейным причинам девиантного поведения подростков относятся нарушения детско-родительских отношений (эмоциональная холодность, отвержение, авторитаризм, сверхконтроль, гипо- или гиперопека, воспитание по типу «кумир семьи»), нарушения супружеских взаимоотношений (частые конфликты, измены, развод и т. д.), жестокое обращение, насилие в семье, безнадзорность, невнимание родителей к ребенку, низкий социальный статус семьи, асоциальное или криминальное поведение близких членов семьи, психические заболевания родителей, хроническая психологическая травматизация, серьезные изменения или стрессы, переживаемые семьей.

5 стр., 2169 слов

Факторы формирования социально-психологического климата

… социального развития. Уровень жизни населения – баланс между заработной платой уровнем цен, потребительская способность населения. Организация жизни населения – система бытового и медицинского обслуживания. Социально-демографические факторы … на них. В управленческой литературе способность оказывать влияние на поведение людей называется властью. Власть может относиться к индивиду, группе и …

Кроме того, следует отметить, что большое значение имеет и школьная дезадаптация как фактор формирования девиантного поведения в подростковом возрасте [7, C.112]. К основным затруднениям в школьном обучении, провоцирующим девиантное поведение подростков, можно отнести следующие: несовершенство организации управления процессами обучения и воспитания, отсутствие налаженной, систематической связи школы с семьей учеников и рычагов воздействия на родителей, не занимающихся воспитанием ребенка через общественность, неудовлетворительная организация внеклассной работы, отсутствие детских организаций в школе, профессиональная несостоятельность части учителей, выражающаяся в незнании детской, возрастной психологии, авторитарный или попустительский стиль взаимоотношений в системе «ученик — учитель».

Кроме того, значимым представляется и влияние группы сверстников, как наиболее значимой социальной группы в подростковом возрасте. Наличие девиантной подростковой группы облегчает совершение девиантных действий, если личность к ним внутренне готова, обеспечивает психологическую поддержку и поощрение за участие в таких действиях и уменьшает эффективность личных и социальных контрольных механизмов, которые могли бы затормозить проявление девиантных склонностей.

Особую группу факторов составляют факторы психологические. К ним относятся специфические личностные особенности, качества (низкая самооценка, впечатлительность, внешний локус контроля и т.д.), а также наличие у ребенка психопатологии или акцентуации отдельных черт характера [1, C.361].

Итак, девиации формируются как результат воздействия таких факторов, как биологические, социальные и психологические. Биологические факторы включают особенности физического становления человека, обусловливающие склонность к девиации. Социальные факторы описывают негативные условия макро- и микросреды, в которой развивается личность. Психологические факторы представляют собой специфическое сочетание протекания психических процессов и черт личности, обусловливающих девиацию.

Таким образом, девиантное поведение предстает как нормальная реакция на ненормальные для ребенка или группы подростков условия, в которых они оказались и, в то же время, как язык общения с социумом, когда другие социально — приемлимые способы общения исчерпали себя или недоступны и решение этой проблемы является задачей социальной педагогики.

В данном ключе правильным будет рассмотрение превентивного воспитания. Данное воспитание предполагает реализацию социально-педагогических мероприятий, направленных на предупреждение преступности, совершенствования образа жизни учащихся без нарушений норм морали, развитие условий, способствующих сохранению здоровья и жизни детей, выявление негативных изменений в поведении учащихся, изучение причин и условий, способствующих совершению преступлений, предотвращения их дальнейшего развития [3, C. 74].

16 стр., 7906 слов

Стиль родительского воспитания и социальной адаптации ребёнка …

… – это собственно семейное воспитание, некий комплекс целенаправленных педагогических воздействий. Объект исследования – социальная адаптация ребёнка в … от природы определенными способностями, чертами характера, формами поведения. В рамках биологизаторского направления возникла теория … Факторы, которые влияют в семье на личность ребёнка, условно подразделяются на три группы. Первая – это социальная …

Осуществлению превентивного воспитания способствуют социально-педагогическая и психолого-педагогическая профилактика и коррекция отклонений в поведении учащихся, использование нестандартных форм воспитания, обеспечения занятости и содержательного отдыха детей во время каникул, помощь социально дезадаптированным категориям детей, профилактика детской безнадзорности, просветительская работа по предотвращению противоправного поведения, наркомании, алкоголизма, правильное половое воспитание.

Одним из приоритетных направлений социально-педагогической воспитательной работы является содействие творческому развитию личности [6, C.92]. Оно направлено на развитие познавательных интересов в определенной области знаний, изобретательства, содействие интеллектуальному, эмоциональному и эстетическому развитию учеников. Основными путями развития детских талантов является рациональная организация внеурочных форм работы и эффективное взаимодействие семьи и школы. Эти направления педагогического воспитания тесно взаимосвязаны между собой и образуют целостную систему, которая обеспечивает воспитание всесторонне развитой личности.

Сложный процесс социально-педагогического воспитания осуществляется с помощью различных форм работы, выбор которых зависит от содержания и задач воспитательной работы, возрастных особенностей воспитанников.

Итак, социально-педагогическая превентивная деятельность направлена на преодоление негативных проявлений в поведении подростков и обеспечивает творческое и культурное развитие ребенка, а также способствует поддержанию его здоровья.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Девиация в социальной педагогике рассматривается в основном как характеристика поведения, отклоняющегося от социальной нормы.

В рамках социальной педагогики можно выделить такие основные виды девиаций как нестандартное и деструктивное поведение, а в рамках этих групп выделяют дополнительные подвиды девиаций. К деструктивному поведению, которое в целом и обозначают как собственно девиантное, относят: аддиктивное поведение (связанное с употреблением психоактивных веществ, а также с зависимостью от определенных видов деятельности), антисоциальное поведение (связанное с нарушением социальных и правовых норм в деятельности и поведении) и аутодеструктивное поведение (связанное с причинением вреда себе, своему здоровью и благосостоянию).

Девиации формируются как результат воздействия таких факторов, как биологические, социальные и психологические. Биологические факторы включают особенности физического становления человека, обусловливающие склонность к девиации. Социальные факторы описывают негативные условия макро- и микросреды, в которой развивается личность. Психологические факторы представляют собой специфическое сочетание протекания психических процессов и черт личности, обусловливающих девиацию.

14 стр., 6540 слов

Социальная работа с гражданами без определенного места жительства

… и, тем самым опосредованное оказание им социальной помощи. Цель: выявить содержание социальной работы с гражданами без определенного места … его формированию как единого культурно – исторического и социально – психологического пространства. В отечественной литературе сложилось стойкое … но тогда профессиональные роли не были частью поведения и деятельности нищих. А. Бахтияров описал несколько …

Таким образом, девиация в социальной педагогике рассматривается как сложное явление, результат воздействия нескольких факторов и требующее организации системы специальных социально-педагогических мер по профилактике и коррекции девиантного поведения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Василькова Ю. Н. Реабилитационная педагогика — М.: Наука, 2011 — 562с.

. Горячев М. Д. Социальная педагогика. — М.: ВАДОС, 2013. — 479с.

. Галагузова Е. В. Превентивное воспитание. — М.: Педагогика, 2012. — 271с.

. Демичева А. С. Социальная педагогика — М.: Академия, 2012. — 305с.

. Змановская Е. В Девиантология. — М.: Академия, 2011. — 288 с.

. Короленко И. П. Профилактика девиантного поведения. — М.: Педагогика, 2012. — 175с.

. Никитин В. А. Основы социально — педагогической реабилитации подростков. — СпБ: Питер, 2013. — 308с.

. Столяренко А. В. Социальная педагогика. — Ростов: Феникс, 2012. — 568с.

Шамрицкая И.А. ЛОЖЬ КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ПРОЯВЛЕНИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ

Шамрицкая И.А. ЛОЖЬ КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ПРОЯВЛЕНИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ

УДК  376.

4

 

И.А. Шамрицкая,

студентка 3 курса педагогического факультета

(научный руководитель – А.И. Экстерович, магистр педагогических наук, преподаватель)

 

ЛОЖЬ КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ПРОЯВЛЕНИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ

 

В статье представлен анализ и краткий обзор некоторых теоретических работ отечественных и зарубежных психологов, социологов и педагогов по проблеме формирования подростковой лжи как одной из форм девиантного поведения, а также результаты экспериментального исследования. Адресуется широкому кругу читателей и прежде всего тем, кто интересуется данной проблемой.

 

Девиантное поведение, понимаемое как нарушение социальных норм, приобрело в последние годы массовый характер и поставило эту проблему в центр внимания социологов, социальных психологов, медиков, работников правоохранительных органов.

Чтобы понять сущность девиантного поведения, необходимо уточнить такое понятие, как «норма» («социальная норма»). «Социальная норма, – отмечает Я.И. Гилинский, – определяет исторически сложившийся в конкретном обществе предел, меру, интервал допустимого (дозволенного или обязательного) поведения, деятельности людей, социальных групп, социальных организаций».

Тогда, когда одни социальные нормы разрушаются, а другие не создаются и возникает понятие девиантное поведение. Под девиантным (лат. Deviatio – уклонение) поведением М.А. Паздников понимает поступок, действия человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам (стандартам, шаблонам) [1, c. 46]. Существуют такие основные формы девиантного поведения, как преступность, алкоголизм, суицид, а также девиантное поведение на почве сексуальных отклонений, бродяжничество, вандализм, граффити, проституция и ложь. Подробнее остановимся на феномене лжи.

Ложь есть раздвоение, дисгармония в человеке [2, c. 78]. Мы живем в обществе, где конкуренция и соревнование проникли во все сферы нашей жизни. Неудивительно, что многие дети, начиная уже с двух лет, стремятся во всем быть первыми и хорошо сознают важность победы. Именно это желание – быть удачливей и успешней других – и является одной из основных причин того, что ребенок начинает обманывать. Среди причин детской (подростковой) лжи выделяют следующие:

1. Ложь – манипуляция. Дети рано понимают, что ложь выгодна, и посредством лжи пытаются добиться того, чего хотят.

2. Ложь ради самоутверждения. Таким образом, ребенок старается показать свое превосходство над остальными.

3. Ложь из страха. Это очень частая разновидность детской лжи. Ребенок говорит неправду, потому что боится наказания или унижения.

4. Ложь-протест. Подросток отстаивает свою свободу и независимость. Действовать силой он не может: взрослые сильнее. Остается один способ – обман. Чем настойчивее разгневанный родитель требует «чистосердечного» признания, тем упрямее ребенок стоит на своем, обмирая от страха [3, c. 55].

В результате исследования, проводимого на базе СШ № 5 г. Гродно, было выяснено, что подростки больше всего доверяют родителям, в частности маме (71,7 %), однако для мальчиков вторыми по авторитету людьми после мамы (67,8 %) являются бабушки/дедушки (64,2 %). Девочки также указали, что более всего доверяют маме (78,3 %), бабушкам/дедушкам (50,4 %) и друзьям (39,2 %). Менее всего, как выяснилось, подростки доверяют одноклассникам (2,1 %).

На вопрос «Часто ли вы говорите неправду?» абсолютное большинство опрошенных учащихся ответило «иногда» (74 %). Таким образом, можно сделать вывод, что рано или поздно почти каждый подросток сталкивается с необходимостью говорить неправду. Мотивы у всех разные, но в большинстве случаев это боязнь показаться «неудачником» в глазах других людей (52,1 %), либо же чтобы скрыть какие-то свои недостатки или комплексы (52,0 %). Следует отметить, что некоторый процент опрашиваемых указал ответ «получаю от этого удовольствие» (19,6 %), притом среди этого количества оказалось подавляющее большинство мальчиков.

Наибольшее количество опрошенных учеников указали, что лживость, по их мнению, – отрицательное качество (67,4 %).

Таким образом, можно сделать вывод, что у большинства подростков сформировано негативное отношение к такому качеству личности, как лживость, однако они зачастую прибегают ко лжи в целях психологической защиты, повышения своего статуса, самооценки.

Именно правильные установки у подростков, правильное отношение ко лжи, критическое отношение к самому себе, формирование адекватной самооценки позволит нивелировать данную форму девиации. Безусловно, мир, в котором развиваются наши дети, переполнен и ложью, и лицемерием, однако очень важно помочь подросткам разобраться, каких ценностей и идеалов придерживаться, чтобы быть достойным членом нашего с вами общества.

 

Given article represents the analysis and the short review of some theoretical works of domestic and foreign psychologists, sociologists and teachers on a problem of forming child’s lie, and as results of an experimental research. It is addressed to a wide range of readers and first of all by that who is interested in the given problem.

 

Список литературы

 

1.         Каптерев, П.Ф. О детской лжи / П.Ф. Каптерев // Народное образование. – 2000. – № 1. – С. 214–228.

2.         Ужасная правда о лжи // Семья и школа. – 2000. –  № 4. – С. 27–29.

3.         Паздников, М.А. Девиантное поведение подростков как педагогический феномен / М.А. Паздников // Сацыяльна-педагагiчная работа. – 2007. – № 8. – С. 41–46.

 

Управление классом и теории отклонений

Отклонения — это то, с чем учителя и администраторы сталкиваются каждый день, управляя учениками. Девиантность — это просто модное слово для обозначения нарушения социальных норм и правил. Другими словами, в контексте управления классом девиантность — это повседневное плохое поведение учащихся.

Есть два типа отклонений. Первичное отклонение — это неправильное поведение, которое не имеет долгосрочных последствий с точки зрения восприятия или репутации человека. Например, учащийся, говорящий вне очереди, может быть первичным отклонением, если это не слишком распространено. Вторичное отклонение — это плохое поведение, которое может дать учащемуся ярлык, который сильно вредит тому, как его воспринимают другие. Например, драки, употребление наркотиков и нечестность в учебе часто создают у студента плохую репутацию, которую трудно исправить. Когда это происходит, статус учащегося связывают с девиантным поведением.

Борьба с девиациями

Школы работают над поддержанием общественного контроля над своим кампусом путем соблюдения правил и норм. Это помогает поддерживать общественный порядок и стабильность организации. Общие инструменты, используемые для достижения этого, включают использование санкций, как позитивных, так и негативных.

ad

Положительные санкции — это вознаграждение; те, кто знаком с бихевиоризмом, могут быть более знакомы с положительным/отрицательным подкреплением. Отрицательная санкция — это наложение последствий в бихевиоризме. Другой термин для этого — положительное/отрицательное наказание. Другим типом санкции является формальная санкция, которая представляет собой официальный способ поощрения или наказания. Например, предоставление гражданства может быть официальной положительной санкцией, а временное отстранение — формальной отрицательной санкцией.

Теории отклонений

Теории — это несколько теорий, пытающихся объяснить отклонения. Теория напряжения утверждает, что наличие способа достижения цели влияет на отклонение. Например, отсутствие денег на колледж может привести студента к преступной жизни, поскольку он не видит других вариантов. Однако это не единственный возможный ответ. Студенты могут подтверждать и откладывать свою цель до тех пор, пока не появится возможность, если вообще когда-либо. Учащиеся могут вводить новшества, как, например, в нашем примере с преступной жизнью. Учащиеся могут понизить свою цель, чтобы достичь всего, чего они могут, например, закончить среднюю школу и изучить профессию. Студенты также могут просто сдаться. Наконец, студенты могут восстать с желанием разрушить систему. Это последнее действие частично объясняет протесты во многих местах.

Теория деформации не должна касаться таких важных вопросов, как поступление в колледж. Студенты могут просто отклониться, потому что им не разрешается выходить на улицу и играть. Таким образом, учитель может предвидеть определенное поведение учеников, зная теорию деформации.

Теория культурных отклонений утверждает, что ученики могут отклоняться, если они соответствуют нормам общества низшего класса. Это подразумевает, что разница в классе является основным средством отклонения. Например, учащиеся, выросшие в среде бандитов, скорее всего, научатся поведению, которое учителя из среднего класса считают девиантным. Это приведет к проблемам в классе.

Теория культурных отклонений поддерживается как минимум двумя другими теориями. Теория дифференциальных ассоциаций утверждает, что учащиеся учатся девиантному поведению от других, а теория навешивания ярлыков утверждает, что те, кто обладает властью (учителя), определяют приемлемое поведение. Большинство учителей считают культуру банд девиантной, но считают ли ее члены банды девиантной?

Наконец, теория контроля утверждает, что сила социальных связей влияет на желание учащегося проявлять девиантное поведение. Другими словами, студенты не любят подчиняться незнакомцам, но будут реагировать на людей, которых они знают и уважают.

Теория контроля предлагает несколько способов ограничения девиантного поведения. Привязанность, если ученики рядом с вами, они не захотят отклоняться. Приверженность, если вы, как учитель, заинтересованы в учениках, они не захотят отклоняться. Вовлеченность, если вы участвуете в мероприятиях со студентами, они не захотят отклоняться. Поверьте, если ученики согласятся с тем, что вы хотите или думаете, они не захотят отклоняться.

Заключение

Ожидается отклонение. Студенты хотят раздвинуть границы, и работа учителя — справиться с этим. Однако учащиеся должны учиться на своих ошибках, чтобы их отклонения не стали серьезной проблемой ни для них самих, ни для опыта обучения других.

Нравится:

Нравится Загрузка…

Роль школьного образования в профилактике девиантного поведения у детей

Аннотация

Сложная проблема, стоящая в настоящее время перед общим образованием, заключается в обеспечении успеваемости всех учащихся. Школьный успех – постоянная задача педагогики, с которой учителя сталкиваются каждый день в своей работе. Сегодня школа изо дня в день сталкивается с многочисленными формами школьных отклонений, прогулами, отсевом из школы, словесным, физическим и психологическим насилием, воровством в худших формах, которые санкционированы законом. Участвующие субъекты — это учащиеся, учителя и родители, а также другие люди, с которыми они вступают в контакт различными путями. Цель этой статьи — указать, что феномен девиантности вовсе не простой, а скорее сложный; выявить причины, которые приводят к такому поведению; определить роль школы в ее предупреждении, а также определить соответствующие средства профилактики, контроля, терапии и восстановления девиантного поведения.

В большинстве случаев неуспеваемость в школе является результатом двойной неадекватности, а именно: ребенка в школе и школы в отношении факторов окружающей среды ребенка, т. е. семьи и школьной среды. Таким образом, постоянный контроль за поведением ребенка лежит как на семье, так и на школе, ведь процесс воспитания личности и социализации ребенка является постоянным процессом. Принятие девиантного поведения в школе и за ее пределами становится препятствием для аффективного и интеллектуального развития учащегося, что будет иметь для него негативные последствия как сейчас, так и в будущем.

Ключевые слова: Детишкольное образованиедевиантное поведениесоциализация

Введение

Школа должна обеспечивать и подготавливать учащихся к успеху в школе, обеспечивать оптимальные условия обучения, формировать будущее взрослое общество, предотвращать и бороться с девиантным поведением в школе. Знание условий, определяющих школьную успешность, а также выявление причин неуспеваемости или причин, приводящих к возникновению девиантного поведения, направляет деятельность педагога, который может принять определенные меры для повышения интеллектуального потенциала и предотвращения школьных потерь, особенно .

Обучение и воспитание учащихся в духе сотрудничества и просоциального поведения является одной из главных задач учителей.

Таким образом, образовательная деятельность направлена ​​на то, чтобы сблизить учащихся, научить их работать в команде, развивать их отношения и эмоции, сотрудничать в поиске решений и развивать позитивное поведение. Учащиеся, с трудом адаптирующиеся к школьным требованиям и учебным планам — трудности, возникающие в связи со школьными результатами и неспособностью адаптироваться к школьным правилам, — требуют повышенного внимания со стороны школы, результатом чего является разработка специальных и индивидуализированных психолого-педагогических требований, направленных на восстановление баланса между учащимися и школа и, конечно же, предотвращение принятия девиантного поведения.

Постановка проблемы

Stănișor (2008) утверждает, что трудно провести абсолютную классификацию причин, побуждающих ребенка к девиантному поведению, поскольку личная эволюция, которая ведет его к девиантному поведению, в каждом случае объясняется определенным условием, которое подходит в собственный жизненный опыт и основные закономерности, в которых развивается каждый ребенок: семья, окружение, школа.

Митрофан (2003) объясняет некоторые причины, приводящие к возникновению детских расстройств, а именно:

  • «Неадекватное детское воспитание, которое достигается за счет преувеличенной свободы или, наоборот, слишком авторитетного;

  • Расстройства личности педагогов, здесь педагоги либо эмоционально нестабильны, либо слишком ригидны;

  • Неблагоприятные условия внешней среды;

  • Генетические факторы», но в данном случае их роль еще не ясна. Отмечено, что часть детей с девиантным поведением проявлялась вскоре после рождения без регулярной и легко раздражаемой программы.

Проводя анализ школьной девиантности, мы отмечаем, что это частный случай девиантного поведения, но проявляющийся в школьной среде. Таким образом, школьная девиантность включает в себя все виды поведения, отклоняющиеся от норм, предусмотренных школьной средой. Эти правила конкретизированы и представлены в правилах внутреннего и школьного распорядка.

Кассон (1990) составил типичный портрет девианта: «Это мальчик, выросший у довольно занятой матери-одиночки, которая баловала его, уступала его прихотям, но не развила в себе достаточной любви к работе. Он учится в профессиональном училище, где учителя без большого опыта облегчают ему школьную неуспеваемость.

Однако, вопреки этим подходам, социологи утверждают, что школьная девиантность — это нормальное явление, поведение, нарушающее правила, — это попытки учащихся сопротивляться конкретным школьным ситуациям, в которых они оказались.

Исследовательские вопросы

Образование – это способ организации влияния социально-человеческой среды на индивидов. Поэтому ребенок становится социальной личностью только через воспитание. С помощью образования он осваивает: язык, нравственное поведение, формирует мировоззрение и готовится к социально-профессиональной интеграции.

Ребенку полезно как спонтанное образование, которое действует на него привычно, так и организованное образование, осуществляемое специализированными учреждениями, причем школа является самым важным из всех. Вот почему так важно, чтобы воспитательные факторы очень хорошо знали личность ребенка, его потенциал, его образовательный уровень и на этой основе определяли весь воспитательный процесс. Таким образом, наследственность может давать или не давать потенциал психофизиологического развития, среда создает или не создает определенные условия, а воспитание через процесс обучения направляет гармоничное формирование личности, являясь определяющим фактором.

Для достижения полного успеха в «уменьшении числа оставшихся без присмотра и невыходов на работу, социально-педагогических тревожных явлений, обусловленных правовыми, экономическими и культурными последствиями, школа считает себя обязанной выявлять, поддерживать и полностью удовлетворять потребности в обучении детей, подростков и подростков. (Ваидеяну, 1996).

Цель исследования

Для того, чтобы атмосфера в классе способствовала обучению, а результаты усилий учителя были видны, необходимо очень четко установить правила, которые необходимо соблюдать, и санкции в случае их нарушения. Педагог также должен создать условия для диалога с учащимися, выявить причины принятия девиантного поведения, поддерживать связь с родителями, а если семья является определяющим фактором в девиантном поведении ребенка, довести этот случай до сведения учреждения, уполномоченные защищать и продвигать права ребенка.

Целью исследования является выявление учащихся с девиантным поведением в отношениях с коллегами, в связи с чем преследуются следующие цели: анализ интереса родителей к школьной ситуации; выявление уровня образования учащегося с девиантным поведением в семье; анализ ситуации в школе.

Методы исследования

В нашем исследовании мы сформулировали следующие рабочие гипотезы: если школьник проявляет девиантное поведение, то отношения с коллегами будут более сложными; если уровень образования родителей низкий, то ребенок будет открыт для принятия девиантного поведения; если ученик демонстрирует девиантное поведение, то у него будут плохие результаты в школе. Именно поэтому мы провели социометрический тест с двумя вопросами, попросив студентов указать по два имени коллег на каждый вопрос. Эти вопросы относятся к различным аспектам или областям интересов: участие в профессиональной деятельности и свободное время.

Поскольку многие дети с девиантным поведением стесняются говорить на эту тему или в большинстве случаев не хотят в этом признаваться, мы подумали, что социометрический тест будет приветствоваться учащимися 5-х классов. В ходе исследования мы хотели увидеть степень группового влечения и отторжения этих детей как в классе, так и вне его. В классе 13 учеников, двое из них с девиантным поведением. Ограниченные небольшим числом индивидуумов, малые группы наиболее приспособлены для комплексного и многостороннего изучения, основанного на наблюдениях и даже опыте, немыслимом на уровне общества в целом. Исследование таких социальных групп позволяет получить точные данные.

Тест прошел каждый ребенок, выбрав по два имени коллег в классе в порядке предпочтения. Тестовые вопросы были следующими: 1 A Если бы вы могли работать с другими коллегами над данной темой, с кем бы вы хотели работать? 2 A Если вы можете работать с другими коллегами по данной теме, с кем бы вы не хотели работать? (Стол 01 ). 1.B С кем в классе ты бы хотел дружить в свободное время? 2.B С кем в классе ты не хочешь дружить в свободное время? (Стол 02 ). Данные социометрического теста заносятся в таблицу, где по вертикали мы записали учеников, которых мы пронумеровали от 1 до 13.

Вот таблицы оценок за привлекательность и отклонение: Первый коллега, номинированный на первый вопрос, получает +2 балла, а второй +1 балл. Первый коллега, номинированный на второй вопрос, получает -2 балла, а второй -1 балл.

По горизонтали в начале каждой таблицы записали столбцы: «притяжение» с примечаниями 2 и 1; «отказ» с примечаниями 2 и 1; «оценка» с + и -, а также столбец, где мы рассчитали «Индекс преимущественного статуса» (IspX). Чем выше значение, тем больше человек интегрирован в группу.

IspX= н А + — н А — Н — 1 где X= человек/человек/учащийся

н А + = количество положительных вариантов (+)

н А — = количество отрицательных вариантов (-)

N = количество членов группы

Для заполнения каждой таблицы мы подсчитали баллы. Для этого:

— мы искали столбец, где перечислены достопримечательности, и мы определили количество раз и выбранную позицию. Например, в вопросе 1.А студент номер 9 (ПК) имеет 5 вариантов ответа (на первой позиции социометрического теста) по 2 балла и 2 варианта ответа (на второй позиции) по 1 баллу. Мы умножили 5 на 2 и 2 на 1, получив 12 баллов, которые будут занесены в колонку «SCORE» под «+». Что касается отказов, у учащегося есть только один отказ с -2 и ни одного отказа с -1, оценка в поле отказа, столбец «-» равен -2. Две оценки, 12-2 = 10, с 10 в качестве окончательного результата, считались «ИТОГОМ» со знаком «+». Наконец, мы рассчитали «Индекс предпочтительного статуса» (IspX), используя приведенную выше формулу (оценка 0,83).

Таблица 1 — Посмотреть полный размер > Таблица 2 — Посмотреть полный размер >

Находки

Следующий этап основан на оценочных таблицах, которые приводят к выводу исследования относительно реляционной системы в экспериментальной группе. Неформальный лидер находится в розыске. Это тема с наивысшим положительным баллом в Scoreboard. В нашем случае в 5 классе П.К. является социометрическим лидером, так как имеет наивысший положительный балл (+12) и его выбирают 7 из 13 студентов. Как можно заметить, П.В. тоже играет немаловажную роль, находясь в числе «фаворитов» группы, суммируя 9баллов, будучи избранным 6 людьми из 13.

Насколько F.D. обеспокоен, он набирает (-16) баллов из 10 зарегистрированных против него отказов из общего числа 13. Поэтому мы можем сделать вывод, что Ф.Д. отвергается группой студентов. Основная причина, по которой его не принимают, заключается в том, что он является студентом, который имеет девиантное поведение, проявляет агрессию по отношению к коллегам и грубость по отношению к преподавательскому составу. Также были сообщения о случаях, когда он/она присваивал вещи, которые ему/ей не принадлежали.

Из беседы с директором выяснилось, что в его семье недавно был развод, он из неполной семьи с тяжелым материальным положением.

В этом случае высказывание Худитаняну (2001), согласно которому учащийся, переживающий опыт разлуки родителей, становится виноватым в том, что происходит вокруг него, школьная деятельность ухудшается, поскольку у него нет: строгая программа, душевное спокойствие, чтобы сосредоточиться на учебе, поддержка матери, которая становится все более востребованной, будь то работа или домашние дела. В случае Ф.Д. подтверждается гипотеза: «если у школьника девиантное поведение, то отношения с коллегами будут более сложными».

Еще одна ученица с девиантным поведением — М.И. набравшие (-6) баллов из 5 зарегистрированных отказов из общего числа 13 детей. В то же время, анализируя зафиксированное им количество отказов на вопрос «С кем в классе ты не хочешь дружить в свободное время?», мы замечаем, что он получает 3 ответа. из общего числа 13. Из бесед с другими студентами и с преподавателями мы выяснили, что М.И. — студент, имеющий нарушения поведения, но чаще всего такое поведение проявляется в отношениях с коллегами во время пауз (толкается, бьет, плюется). На занятиях тихий ученик, но иногда отказывается выполнять поставленные задачи. Он/она принадлежит к цыганской семье, родители которой имеют низкий уровень образования, не заинтересованы в школьном обучении. В данном случае подтверждается гипотеза о том, что «если уровень образования родителей низкий, то у ученика будет формироваться девиантное поведение», таким образом, учет интереса родителей к школе является важным фактором школьной адаптации детей, поскольку процесс Формирование личности и социализация — это перманентный процесс.

Kulcsar (1978) утверждает, что школьную неадаптивность нельзя свести к одному причинному фактору. Ученик не становится неадекватным просто потому, что он «латентный» или «забывчивый», «ленивый» или «медлительный», как иногда говорят.

Об этих учениках, помимо того, что они оба проявляют девиантное поведение, можно сказать, что они могут испытывать трудности в школьной интеграции и потому, что у них очень плохие результаты в обучении.

Обращаясь к лидеру группы П.С., набравшему (10) баллов из семи, можно сказать, что он/она высоко ценится коллегами и преподавателями за очень высокие результаты, зафиксированные в обучении, принадлежность к солидная семья.

Что касается J.C., мы выяснили, что он/она происходит из семьи с одним родителем и что его/ее отец не заботился о его/ее школьной ситуации, и это также является причиной плохой успеваемости.

Студент Н.С. состоит в сожительстве, к которому его/ее отец не проявляет никакого интереса. Это могло быть причиной его/ее изоляционного ретрита, объясняя, почему его/ее не выбрали его/ее коллеги.

Заключение

В школе члены группы имеют предпочтения по критериям обучения и поведения, в то время как эти критерии остаются в силе в основном в свободное время. Для большинства студентов нормально работать или быть частью лучшей команды. Стоит отметить, что двое школьников и другие с девиантным поведением не были избраны в учебно-досуговой деятельности и фиксировали большое количество отказов в обоих видах деятельности. Таким образом, мы видим, что учащиеся с девиантным поведением сталкиваются с трудностями в школьной интеграции (в том числе в интеграции в свободное время, в оценке со стороны учителей).

Применение теста на разных стадиях покажет нам, в каком направлении развивается группа, повышается сплоченность, стагнирует или регрессирует. Явления, которые могут привести к таким изменениям, многочисленны, поэтому не только целесообразно, но и необходимо периодически применять социометрический тест и косвенно сравнивать результаты и выявлять факторы, вызвавшие соответствующие изменения.

Мы также рекомендуем, чтобы эти дети с девиантным поведением в школьной среде вовлекались в как можно больше групповых занятий и получали задания вместе с другими коллегами. Таким образом, их интеграция и социализация могут быть достигнуты в группе, а позже и в обществе.

По нашему мнению, если будет более тесное сотрудничество между учителем, психологом/школьным консультантом и родителями, этим детям будет легче интегрироваться в класс, потому что они будут чувствовать себя в большей безопасности и поддержке. По результатам социометрического теста мы заметили, что во всех случаях учащиеся с девиантным поведением были отвергнуты как в школьной деятельности, так и в досуговой деятельности. Следовательно, их принятие и интеграция в значительной степени зависят от поведения, которое они демонстрируют в школе, а также от их школьных результатов.

Стоит отметить, что неформальный лидер происходит из солидной семьи, родители активно участвуют в школьном обучении. Отсюда важность поддержания тесной связи школы и семьи, а также активного участия родителей в деятельности ребенка для его гармоничного развития и обеспечения качественного будущего.

Поэтому, с учетом вышеизложенного, считаем, что основная забота школы должна быть направлена ​​на воспитательные действия по воздействию на учащихся с целью привития им социального поведения в соответствии с социальными нормами, тем самым предоставляя детям возможности адаптации к школьным требованиям. .

Ссылки

  1. Кассон, М. (1990). Croissance et décroissance ducrime [Рост и упадок преступности]. Париж: Les Presses Universitaires de France.
  2. Худицану, А. (2001). Devianța comportamentală la elevi. Cunoașterea, prevenirea și soluționarea devierilor comportamentale la elevi [Девиантное поведение у учащихся. Знание, профилактика и разрешение поведенческих отклонений у студентов. Сибиу: Издательство Psihomedia.
  3. Кульчар, Т.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *