Поведение индивида в условиях конкуренции: Поведение индивида в условиях конкуренции

Историческое развитие соревновательных потребностей человека

О чем цикл

Любовь к соревнованиям у людей заложена генетически. Стремление каждого живого существа удовлетворить свои потребности – первичная движущая сила развития всей живой природы.

В первобытно-общинном строе выживали более быстрые и сильные. По мере развития общества больше стали соревноваться не на физическом уровне, а на интеллектуальном, не отдельные люди, а целые страны.

Истинное назначение соревнования — не победа, а повышение эффективности с целью выживания

Движущей силой экономики капитализма является стремление получить максимальную прибыль. Погоня за прибылью идет по линии уменьшения издержек производства, в частности, путем улучшения управления производством, образования концернов, монополий, транснациональных корпораций с переводом производств в регионы с дешевой рабочей силой, посредством автоматизации.

Управление развивается, кроме прочего, за счет того, что получает обратную связь из разнообразных источников.

Одним из таких источников являются соревновательные практики в деле развития производственных систем, которые получили наибольшее распространение в 80-90-х годах XX века.

В этом цикле статей рассмотрим их развитие, проанализируем те, что уже есть, а также представим, какими они должны быть в России в нынешних экономических условиях и учитывая, что целью должно стать повышение качества жизни населения.

Древний дух соперничества

Очень давно, 50 тыс. лет назад, основная цель каждого индивида была – выжить. От прочесывания саванны до драки за кусты, чтобы спрятаться от саблезубого тигра, этот мотив определял поведение человека. Дэниел Пинк называет это  Мотивацией 1.0 .

Юваль Ной Харари в своей книге Sapiens выдвигает гипотезу, что первые войны за выживание привели к тому, что неандертальцы исчезли, не выдержав конкуренции с Homo Sapiens. Сапиенсы явились в Балканскую долину, где сотни лет жили неандертальцы.

Пришельцы начали охотиться на оленей, собирать орехи и ягоды, которыми всегда питались местные жители. Как охотники и собиратели они более ловкие, лучше организованы, быстро размножаются, захватывают новые территории. Неандертальцы уже не могут толком прокормиться, популяция сокращается и постепенно вымирает. Так, сапиенсы выиграли в соревновании за физическое выживание и продолжили свое развитие.

Аграрная революция привела людей к оседлости, все больше побуждая их селиться вместе, сперва в разросшихся деревнях, потом в городах, а затем и в мегаполисах. Но и в городах люди делят между собой землю, воду и другие ресурсы. Без прочного согласия начинаются раздоры.

Долгое время войны остаются единственным инструментом в борьбе за выживание

Определенной исторической достоверностью обладает предание, по которому элидский правитель Ифит, уставший от постоянных междоусобиц и раздоров, обратился к дельфийскому оракулу с вопросом, как их прекратить. И получил ответ: возобновить забытые Олимпийские игры. Ифит предложил царю воинственной Спарты Ликургу учредить состязания, во время которых бы устанавливалось священное перемирие — экейхерия. По условиям заключенного договора за нарушение перемирия налагался крупный денежный штраф и, что было еще страшнее, виновные лишались права участвовать в Олимпийских играх.

Постоянное участие в Олимпийских играх позволяло человеку совершенствовать и ум, и тело. Конечной целью было достижение арете — добродетель, доблесть, достоинство. Арете, или достижение совершенства через соперничество, стало для древних греков главной добродетелью. Арете считалось характерной чертой олимпийских богов, а смертные лишь стремились достичь его.

Греческие полисы, раздираемые междоусобицами, могли сохранять единство и противостоять внешним врагам только благодаря единой религии и культуре, тесным экономическим и политическим связям. Олимпийские же игры включали в себя все эти объединяющие элементы.

Спортивные соревнования способствовали дальнейшему совершенствованию людей

Эксперимент Триплетта


В XIX веке психология трансформируется в экспериментальную науку. В 1898 году психолог Норман Триплетт заметил, что спортсмены демонстрируют лучшие результаты не тогда, когда «соревнуются с секундомером», а когда участвуют в коллективных заездах. Для проверки своих соображений Триплетт провел исследование, которое считается первым в истории социально-психологическим экспериментом. Исследователь предложил детям скручивать спиннинг на скорость. В одной ситуации дети делали это в пустой комнате, в другой — в обществе сверстников.

Гипотеза Триплетта заключалась в том, что конкуренция каким-то образом повышает эффективность действий человека, поскольку даже просто присутствие других людей, выполняющих ту же задачу, заставляет его работать еще упорнее.

При соответствующих обстоятельствах соревновательная среда пробуждает в людях самое лучшее

Конкуренция всегда была краеугольным камнем политической и экономической теории, в том числе в трудах  Сунь-цзы ,  Макиавелли ,  Томаса Гоббса  и  Адама Смита . За сорок лет до публикации работы Триплетта идею о том, что борьба — движущая сила эволюции, уже высказывал Чарльз Дарвин. Однако Триплетт, не выдвигая никаких теорий по этому поводу, первым провел количественные измерения последствий конкуренции.

Опираясь на данные, полученные в процессе испытаний, Триплетт разделил всех участников эксперимента на категории. Он обнаружил, что половине детей соперничество пошло на пользу, четверть — не изменили своего поведения в условиях конкуренции, а четверть — вообще не справились со своей задачей в условиях соперничества.

Результаты эксперимента Триплетта представляют собой типичную модель поведения людей. Почти все исследователи, изучавшие влияние конкуренции на поведение обычных людей, приходили к одному и тому же выводу: среди участников экспериментов большинство активизирует свои усилия в условиях конкуренции, некоторые остаются невосприимчивыми к ней, а часть прилагает даже меньше усилий для выполнения поставленной задачи.

Истинное преимущество конкуренции — не победа, а повышение эффективности.

Конкуренция высвобождает скрытые резервы и помогает прилагать больше усилий

Участники конкурентной борьбы находят в себе дополнительные силы. А при правильном подходе это происходит даже в тех случаях, когда не удается победить.

Конкуренция способствует совершенствованию

Мотивация к конкуренции

В эксперименте Триплетта дети состязались друг с другом, то есть они являлись относительно равными конкурентами, но совсем другое дело — вступать в борьбу со множеством соперников с разными возможностями.

Участвовать или не участвовать в конкурентной борьбе — это наш личный мотивационный выбор. Выбор в пользу конкуренции — это осознанное стремление победить противника, т.е. доказать, что ты «лучше», или хотя бы не проиграть в борьбе, доказать, что «не хуже».  

Стремление победить противника ограничено «порогом удовольствия». Насколько большое удовольствие я получу, если докажу, что я лучше противника? А если я и так достаточно хорош, а противник кажется мне несерьезным, то мы получаем «безразличие к конкуренции».  

Стремление не проиграть в борьбе ограничено «порогом боли». Насколько неприятно мне будет, если я проиграю, если не смогу доказать, что я не хуже данного противника?  Если противник кажется мне слишком сильным, а субъективная цена проигрыша высока, то мы получаем «неприятие конкуренции».

Наш мотивационный выбор в пользу конкуренции находится в диапазоне между «безразличием к конкуренции», когда теряется удовольствие от соревновательного процесса, и «неприятием конкуренции», когда проигрыш наносит слишком болезненный ущерб нашей самооценке.

У любого человека есть индивидуальный порог удовольствия, то есть сколько ему требуется наслаждения, и индивидуальный болевой порог, то есть сколько боли он способен вытерпеть. Однако всем людям свойственно стремиться получать удовольствие и избегать боли, то есть работает ориентация на достижение и ориентация на предотвращение.

От того, какая именно склонность присуща человеку, в значительной степени зависит его готовность конкурировать с другими людьми

На этом стала базироваться Мотивация 2.0 по Дэниелу Пинку.

Соревнование пробуждает мотивацию в любом случае: и когда участник стремится одержать победу, и когда он просто не желает проигрывать. Даже если мы втянуты в конкурентную борьбу, от которой предпочли бы уклониться, тот факт, что нас сравнивают с другими, пробуждает инстинкт соперничества, и мы прилагаем еще больше усилий.

При этом, желательно, чтобы соперников было немного, иначе возникает «N-эффект»: чем больше потенциальных соперников, тем ниже шансы на успех и тем меньше желание конкурировать с ними. Толпа подавляет конкуренцию в зародыше. Чем больше число  N , тем более низкий результат показывает каждый из них. Может, в этом иногда кроется причина низкой эффективности работы сотрудников в больших корпорациях?

Есть также различия: какими способами люди хотят выиграть. Для кого-то все способы хороши, а кто-то ограничен рамкам

и воспитания. Это приводит к делению конкурентоспособности на адаптивную и неадаптивную.

  1. Люди, которым свойственна адаптивная склонность к соперничеству, отличаются упорством и решимостью принять любой вызов, но ограничены неизменным соблюдением правил. Даже в случае проигрыша они проявляют способность испытывать истинное удовлетворение от потраченных усилий. Им нет необходимости быть лучшими во всем; они стремятся быть лучшими только в той области, в которой у них есть необходимая подготовка. Эти люди могут быть перфекционистами на работе, но им совершенно безразлично, что их результаты в теннисе самые худшие. Здоровая склонность к соперничеству характеризуется постоянным стремлением к совершенству, а не чрезмерной озабоченностью занимаемым положением.

    Именно адаптивная конкурентоспособность побуждает совершать великие, героические дела, которые вдохновляют всех нас

    Адаптивная конкуренция начинается с принятия «вызова» — задачи, которая в целом соответствует вашим основным компетенциям, но которая требует от вас максимальной отдачи, усилий. «Вызов» — это задача «на пределе» ваших текущих возможностей. Правильный конкурентный «вызов» — один из надежных способов войти в состояние «потока» по  Михаю Чиксентмихайи .
  2. Негативный оттенок значения слова «конкуренция» связан с неадаптивным вариантом стремления человека быть первым во всем. Неадаптивная склонность к соперничеству свойственна людям с такими качествами, как психологическая уязвимость и мотивационное смещение. Они не способны примириться с тем, что проигрыш является неотъемлемой частью жизни, и продолжают соревноваться даже тогда, когда с ними уже никто не конкурирует. Они никогда не останавливаются при звуке финального свистка.

На самом деле человек постоянно соревнуется и в повседневной жизни на субъектном уровне, даже не всегда осознавая это. Мы с детства участвуем в различных соревнованиях. В садике – конкурс детского рисунка и поделки. В школе и вузе — спортивные соревнования и предметные олимпиады. На работе – доска почета. Построить карьеру, купить комфортную машину, воздвигнуть дом со всеми удобствами, нанять детям репетиторов для поступления в престижный вуз – все это элементы соревнования, хотя некоторые могут это назвать просто желанием лучшей жизни.
Страны, в частности, соревнуются за качество жизни. Почему лучшие люди из России уезжают в Америку, Европу? Можно интерпретировать это так, что Америка и Европа выиграли соревнования по этому виду спорта.

Не пора ли нам тоже посоревноваться за качество жизни?

 

Материал входит в спецпроект: «Качество и конкурентоспособность»


Аннотированный указатель статей «Национального психологического журнала»

Психологические характеристики культуры безопасности работников нефтеперерабатывающей компании

Национальный психологический журнал 2023. № 1. c.126-137

Кузьмин А.Ю. Родионова Е.А.

подробнееСкачать PDF

358

Связь риска суицидального поведения и личностных ресурсов обучающихся

Национальный психологический журнал 2023. № 1. c.114-125

Васягина Н.Н. Баринова Е.С. Григорян Е.Н. Шемпелева Н.И.

подробнееСкачать PDF

362

Применение культурно-исторической методологии к анализу анамнеза группы мальчиков-подростков с самоповреждающим поведением

Национальный психологический журнал 2023. № 1. c.101-113

Бурлакова Н.С. Олешкевич В.И.

подробнееСкачать PDF

371

Роль взаимоотношений подростков с социальным окружением как фактор защиты от рисковых форм поведения

Национальный психологический журнал 2023. № 1. c.88-101

Булычева Е.В.

подробнееСкачать PDF

288

Анализ психофизиологических механизмов и подходов в коррекции звукопроизношения

Национальный психологический журнал 2023. № 1. c.77-87

Морковина А.Д. Шевченко А.О. Строганова В.В. Вартанов А.В.

подробнееСкачать PDF

273

Новые подходы в постановке и решениях проблемы сознания

Национальный психологический журнал 2023. № 1. c.66-76

Акопов Г.В.

подробнееСкачать PDF

130

Связь установок гендерного неравенства у партнеров и эмоциональных состояний женщин в близких отношениях

Национальный психологический журнал 2023. № 1. c.55-65

Опекина Т.П. Шипова Н.С. Крюкова Т.Л.

подробнееСкачать PDF

142

Влияние гормональной терапии на субъективное качество жизни у транссексуалов

Национальный психологический журнал 2023. № 1. c.44-54

Кумченко С.К. Тхостов А.Ш. Рассказова Е.И.

подробнееСкачать PDF

141

Жизнестойкость и выбор способов реагирования на стрессовые ситуации в подростковом возрасте в связи с детско-родительскими отношениями

Национальный психологический журнал 2023. № 1. c.32-43

Данилова М.В.

подробнееСкачать PDF

211

Профиль интеллекта и личностные особенности у взрослых пациентов с высокофункциональным аутизмом

Национальный психологический журнал 2023. № 1. c.18-31

Козунова Г.Л. Новиков А.Ю. Чернышев Б.В.

подробнееСкачать PDF

147

Нейропсихологическая диагностика и реабилитация пациентов с нарушениями праксиса при поражениях головного мозга различной этиологии

Национальный психологический журнал 2023. № 1. c.3-17

Баулина М.Е. Варако Н.А. Зинченко Ю. П. Ковязина М.С. Микадзе Ю.В. Скворцов А.А. Фуфаева Е.В.

подробнееСкачать PDF

166

Риски психологической безопасности личности в условиях внедрения цифровых образовательных технологий на этапе профессионального обучения

Национальный психологический журнал 2022. № 4. c.132–143

Худякова Т. Л. Гридяева Л.Н. Клепач Ю.В. Петросянц В.Р.

подробнееСкачать PDF

725

Система профессиональной подготовки психологов МЧС России

Национальный психологический журнал 2022. № 4. c.116–131

Шойгу Ю. С.

подробнееСкачать PDF

577

Трудовые интересы как ключевой фактор вовлеченности и эффективности работников образовательных технологий

Национальный психологический журнал 2022. № 4. c.102–115

Лобанова Т. Н.

подробнееСкачать PDF

382

Психологические предикторы прокрастинации студентов-психологов

Национальный психологический журнал 2022. № 4. c.91–101

Бояринов Д.М. Губайдулина Л.М. Новикова Ю.А. Качина А.А. Барабанщикова В.В.

подробнееСкачать PDF

914

Индивидуальное поведение и конкурентное преимущество

Автор

Перечислено:

  • Мария Гуадалупе Баррера Гарсия
  • Вернер Варела Кастро
  • Джером Паолаччи
  • Рамон Эредиа Мартинес

Зарегистрировано:

    Abstract

    Организации могут основывать свой успех в основном на создании конкурентных преимуществ, которые помогают им добиться дифференциации и, следовательно, позиционирования. Конкурентное преимущество помогает нам оставаться на рынке, потому что потребности и желания клиентов удовлетворяются лучше, чем это могут сделать конкуренты. Если персонал является очень важной частью организации и необходим для надлежащего функционирования организации, мы можем утверждать, что поведение отдельных сотрудников влияет на эффективность организации. Счастливые сотрудники предлагают лучший сервис для клиентов. Помимо удовлетворенности сотрудников, сотрудники должны обладать знаниями, навыками и отношением, необходимыми для выполнения своей работы. Это исследование определяет, какие индивидуальные характеристики, личность, ценности, принципы и навыки сотрудников влияют на эффективность организации и, следовательно, обеспечивают конкурентные преимущества.

    Предлагаемое цитирование

  • Мария Гуадалупе Баррера Гарсия и Вернер Варела Кастро и Джером Паолаччи и Рамон Эредиа Мартинес, 2016. « Индивидуальное поведение и конкурентное преимущество », Revista Internacional Administracion & Finanzas, Институт исследований бизнеса и финансов, vol. 9(1), страницы 15-31.
  • Обработчик: RePEc:ibf:riafin:v:9:y:2016:i:1:p:15-31

    как

    HTMLHTML с абстрактным простым текстомпростой текст с абстрактнымBibTeXRIS (EndNote, RefMan, ProCite)ReDIFJSON

    Скачать полный текст от издателя

    URL-адрес файла: http://www.theibfr2.com/RePEc/ibf/riafin/riaf-v9n1-2016/RIAF-V9N1-2016-2.pdf
    Ограничение на загрузку: no
    —>

    Ссылки в списке IDEAS

    как

    HTMLHTML с абстрактным простым текстомпростой текст с абстрактнымBibTeXRIS (EndNote, RefMan, ProCite)ReDIFJSON

    1. repec:hal:spmain:info:hdl:2441/53r60a8s3kup1vc9k70kl290n не указан в IDEAS
    2. Этьен Васмер, 2012 г. Неудовлетворенность работой: sortir de l’exception française ,» публикации Sciences Po информация: hdl:2441/53r60a8s3ku, Sciences Po.
      • Этьен Васмер, 2012 г. « Неудовлетворенность работой: sortir de l’exception française «, Рабочие бумаги хал-01064480, хал.

    Полные ссылки (включая те, которые не соответствуют элементам в IDEAS)

    Наиболее связанные элементы

    Это элементы, которые чаще всего цитируют те же работы, что и этот, и цитируются теми же работами, что и этот.

      Подробнее об этом изделии

      Ключевые слова

      Индивидуальное поведение; Личность; Конкурентное преимущество;
      Все эти ключевые слова.

      Классификация JEL:

      • M1 — Бизнес-администрирование и экономика бизнеса; Маркетинг; Бухгалтерский учет; Экономика персонала — — Деловое администрирование
      • M2 — Деловое администрирование и экономика предприятия; Маркетинг; Бухгалтерский учет; Экономика персонала — — Экономика бизнеса
      • М3 — Деловое администрирование и экономика предприятия; Маркетинг; Бухгалтерский учет; Экономика персонала — — Маркетинг и реклама

      Статистика

      Статистика доступа и загрузки

      Исправления

      Все материалы на этом сайте предоставлены соответствующими издателями и авторами. Вы можете помочь исправить ошибки и упущения. При запросе исправления укажите дескриптор этого элемента: RePEc:ibf:riafin:v:9:y:2016:i:1:p:15-31 . См. общую информацию о том, как исправить материал в RePEc.

      По техническим вопросам, касающимся этого элемента, или для исправления его авторов, названия, реферата, библиографической информации или информации для загрузки, обращайтесь: . Общие контактные данные провайдера: .

      Если вы создали этот элемент и еще не зарегистрированы в RePEc, мы рекомендуем вам сделать это здесь. Это позволяет связать ваш профиль с этим элементом. Это также позволяет вам принимать потенциальные ссылки на этот элемент, в отношении которых мы не уверены.

      Если CitEc распознал библиографическую ссылку, но не связал с ней элемент в RePEc, вы можете помочь с помощью этой формы .

      Если вы знаете об отсутствующих элементах, ссылающихся на этот, вы можете помочь нам создать эти ссылки, добавив соответствующие ссылки таким же образом, как указано выше, для каждого ссылающегося элемента. Если вы являетесь зарегистрированным автором этого элемента, вы также можете проверить вкладку «Цитаты» в своем профиле RePEc Author Service, так как некоторые цитаты могут ожидать подтверждения.

      По техническим вопросам относительно этого элемента или для исправления его авторов, названия, реферата, библиографической информации или информации для загрузки обращайтесь: Mercedes Jalbert (адрес электронной почты доступен ниже). Общие контактные данные провайдера: .

      Обратите внимание, что фильтрация исправлений может занять пару недель. различные услуги RePEc.

      Сотрудничество с конкурентами | Природа Поведение человека

      Сотрудничество с конкурентами

      Скачать PDF

      Скачать PDF

      • Основные результаты исследований
      • Опубликовано:

      ЭКОНОМИКА

      • Аиша Брэдшоу 1  

      Природа Поведение человека том 2 , страница 803 (2018)Процитировать эту статью

      • 1387 доступов

      • 9 Альтметрический

      • Сведения о показателях

      Предметы

      • Экономика
      • Поведение человека
      • Социальная эволюция

      Науч. Доп. 4 , eaat2201 (2018)

      Просоциальное поведение, такое как доверие и сотрудничество, является фундаментальной чертой человеческого общества. Несмотря на его повсеместное распространение и важность, нет научного консенсуса относительно происхождения просоциальности.

      scusi/Alamy Stock Vector

      В новой статье Патрика Франсуа из Университета Британской Колумбии и его коллег представлены современные доказательства того, что просоциальное поведение развилось в результате динамики конкуренции на групповом уровне. Столкнувшись с конкурентной средой, группы, которые внутренне сотрудничают, могут конкурировать более эффективно. Конкуренция выбирает просоциальное поведение, отсеивая менее склонные к сотрудничеству группы и поощряя подражание нормам более успешных групп. Авторы представляют данные опроса, показывающие, что люди, работающие в более конкурентоспособных отраслях, живущие в районах с усилением конкуренции и переключающиеся на работу в более конкурентоспособных секторах, выражают более высокий уровень доверия к другим.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *