Поведение личности определяется: ЛИЧНОСТИ ПОВЕДЕНИЕ это

8. Коммуникативное поведение человека

Коммуникативное поведениечеловека – это его поведение в процессе общения, регулируемое коммуникативными нормами и традициями, которых он придерживается как личность.

Существует коммуникативное поведение личности, социальной, профессиональной, гендерной, возрастной группы, а также национальное коммуникативное поведение. Термин “коммуникативное поведение” в указанном смысле впервые был предложен нами в 1989 г. (И.А.Стернин. О понятии коммуникативного поведения // Kommunikativ-funktionale Sprachbetrachtung. Halle, 1989, S. 279 – 282).

Есть групповые, то есть профессиональные,, возрастные и т. д. коммуникативные нормы: учителя громко говорят, у них часто возбужденный вид, врачи циничны в общении, военные грубы и прямолинейны (солдатская прямота), маленькие дети много говорят о себе, пытаясь привлечь внимание, закрывают взрослым рот ладошкой, если не хотят слышать возражение; очень много особенностей в коммуникативном поведении мужчин и женщин.

Для каждого народа характерна определенная коммуникативная культура.

Под коммуникативной культуройпонимается коммуникативное поведение народа как компонент его национальной культуры; как фрагмент национальной культуры, отвечающий за коммуникативное поведение нации.

Особая коммуникативная культура может быть характерна и для личности, как и особое коммуникативное мышление — устойчивая совокупность мыслительных процессов, определяющих коммуникативное поведение личности. Существует также, разумеется, коммуникативное мышление группы и коммуникативное мышление личности. Коммуникативное поведение личности сохраняет черты национального и группового коммуникативного поведения, но привносит в него и собственные индивидуальные черты.

Для коммуникативного поведения характерны определенные коммуникативные нормы – коммуникативные правила, рассматриваемые как обязательные для выполнения данной личностью или обществом (знакомого надо приветствовать, за услугу благодарить и т.

д.) , а также коммуникативные традиции – правила, не обязательные для выполнения, но соблюдаемые большинством людей и рассматриваемые индивидом или обществом как желательные для выполнения (спросить старика о здоровье, поинтересоваться успеваемостью школьника).

Коммуникативное поведение характеризуется определенными нормами, которые позволяют охарактеризовать конкретное коммуникативное поведение как нормативное или ненормативное.

Нормативное коммуникативное поведение — поведение, принятое в данной среде и соблюдаемое в стандартных коммуникативных ситуациях большей частью языкового коллектива.

Ненормативное коммуникативное поведение — нарушающие принятые нормы. Коммуникативное поведение человека , нарушающее принятые нормы, рассматривается как неадекватное, при соблюдении основных норм говорят об адекватном коммуникативном поведении. Как уже отмечалось выше, адекватное коммуникативное поведение – это проявление человеком коммуникативной грамотности, неадекватное – демонстрация коммуникативной неграмотности.

Важным элементом современной коммуникативной лингвистики является понятие культура общения. Это понятие интегрирует ряд более частных понятий, рассмотренных нами выше.

Языковая грамотность— это безошибочность и культура речи.

Коммуникативная грамотность– это знание человеком принятых норм общения (речевой этикет) и правил эффективного общения в сочетании с умением применять их в практике собственного общения в стандартных коммуникативных ситуациях.

Человек может обладать коммуникативной грамотностью – уметь хорошо убеждать своих собеседников, но не обладать языковой грамотностью (говорить и писать с существенными нарушениями языковых норм) и наоборот – очень грамотный и культурно говорящий человек может не владеть навыками эффективного общения .

Наличие же того и другого одновременно определяется нами как коммуникативная культура личностииликультура общения личности.

Оба выражения используются нами как синонимы, но первое – как научный термин, а второе – как его популярный синоним, который проще для восприятия неподготовленным читателем или слушателем, более понятен широким слоям населения. Так, в Воронежской области нами введен региональный школьный предмет «Культура общения» — было бы, видимо, неразумно назвать его «Коммуникативная культура.

Таким образом, коммуникативная культура личности– это ее коммуникативная грамотность плюс языковая грамотность и культура речи (то есть безошибочность и выразительность речевого оформления мысли).

Коммуникативная культура личности, культура общения – важный показатель развития конкретной личности, уровня ее развития в современном обществе, и формирование коммуникативной культуры личности должно стать важнейшим предметом заботы общества.

Типы «непростых» личностей и способы общения с ними

Как внешность одного человека отличается от внешности другого, так и психика каждого человека отлична от психики других людей. Однако некие схожие черты, по которым человека можно включить в определенную категорию подобных личностей, можно отследить у многих. Типологию людей полезно знать при любых обстоятельствах, особенно в кризисы и критические времена. Какие личности окружают нас? Общение к кем создает для нас наибольшую нагрузку? Разберем наиболее типичные категории «непростых» личностей.

Людей отличают друг от друга не только врожденные индивидуальные черты, но также особенности развития, связанные с течением их жизни. Поведение человека зависит от того, в какой семье он вырос; как и кто его воспитывал; в какой школе он учился; кто он по профессии и какое у него окружение. Люди отличаются друг от друга независимо от того, как такое отличие возникает. Как внешность одного человека отличается от внешности другого, так и психика каждого человека отлична от психики других людей. Однако некие схожие черты, по которым человека можно включить в определенную категорию подобных личностей, можно отследить у многих. Типологию людей полезно знать при любых обстоятельствах, особенно в кризисы и критические времена. Какие личности окружают нас? Общение к кем создает для нас наибольшую нагрузку? Разберем наиболее типичные категории «непростых» личностей.

1. Истероидные личности

Резкая смена настроения — от оглушительного хохота до визгливого крика по любому пустяку, демонстративное поведение и вечное недовольство. «Истерик» или «истеричка» — говорят за спиной такого человека. Однако истерия — это не однократное неуместное поведение человека, игнорирование чужих прав и интересов. Она — пример сложного психического расстройства.

Человек, страдающий истерией, характеризуется чрезмерной эмоциональностью, самодраматизацией, театральностью и стремлением привлечь к себе внимание. Такие люди постоянно ищут или требуют поддержки, одобрения или похвалы от других. Истерики активно добиваются внимания других через яркое, привлекающее поведение. Они чрезмерно обеспокоены своим внешним видом, часто привлекательны и чувствуют себя наиболее комфортно, когда находятся в центре внимания.

Их эмоциональность кажется неадекватно преувеличенной, лабильной и поверхностной, они склонны к общим высказываниям и имеют импрессивный стиль речи и поведения. Они чрезмерно, до навязчивости, инициативны, интенсивны и напористы, эмоционально возбудимы и жаждут стимуляции, часто отвечая на незначительные раздражители (как отрицательные, таки положительные) неоправданно сильными эмоциональными вспышками. Их речь часто энергична, эмоционально насыщена, театральна, сопровождается драматической жестикуляцией и включает много преувеличений. Из-за зависимости от внимания окружающих личности с истерией особенно склонны к тревоге расставания и могут идти на различные уловки и манипуляции, едва почувствовав его угрозу.

Женщина с истерическим расстройством личности определяется скорее как карикатура на то, что принято считать женственностью: тщеславие, поверхностность, демонстративность, незрелость, чрезмерная зависимость и эгоцентризм. Истерию можно рассматривать как карикатуру на сексуальные роли вообще, относя к нему не только крайне выраженную женственность, но и крайне выраженную мужественность — например, образ ярко выраженного «мачо», который демонстративен, ищет острых ощущений, поверхностен, тщеславен и эгоцентричен. У мужчин характерными масками истероидности часто выступают антисоциальные тенденции, у женщин истерия прячется за психосоматическими реакциями и болезнями.

Одна из основных идей человека с истерией такова: «Я неадекватен и неспособен жить самостоятельно». Истероидные личности приходят к выводу, что поскольку они неспособны заботиться о себе, то должны найти способ устроиться так, чтобы другие заботились о них. Затем они начинают активно искать внимания и одобрения, для того чтобы убедиться, что окружающие достаточно удовлетворяют их потребности. Убеждение, что для их выживания все окружающие должны любить их, приводит к сильному страху отвержения.

Необходимость искать одобрения часто выражается в чрезмерном проявлении своей сексуальной роли. Истероидные женщины с раннего возраста вознаграждались за изящность, физическую привлекательность и обаяние, а не за компетентность или любые усилия, требующие систематического мышления, планирования и терпения. Истероидные мужчины научились играть крайне маскулинную роль, получая вознаграждение за мужество, крутость нрава и силу, а не за фактическую компетентность или способность решать проблемы.

Стремление понравиться само по себе не обязательно патологично. Однако истероидные личности настолько увлечены этой стратегией, что на самом деле используют ее далеко не эффективно. Увлеченные своей ролью и привлечением внимания, они теряют из вида свою реальную цель и начинают искать возбуждения и драматизации ради них самих.

Истероиды считают себя людьми общительными, дружелюбными и приятными. В начале отношений их часто воспринимают как очень обаятельных. Но постепенно обаяние теряется, и таких начинают считать чрезмерно требовательными и нуждающимися в поддержке. В стремлении к принятию и одобрению они склонны прибегать к различным хитростям, часто используют манипуляции. Если более тонкие методы терпят неудачу, они прибегают к принуждению, шантажу, вспышкам раздражения и угрозам самоубийства. Они особенно подвержены дихотомическому («черно-белому») мышлению. Они реагируют интенсивно и спонтанно, поспешно делая крайне негативные или крайне позитивные выводы.

2. Педантические личности

Так называемые педантические личности были в свое время блестяще описаны немецким психиатром Карлом Леонгардом в его известной книге «Акцентуированные личности». Эту категорию отличают:

  • чрезмерная склонность к сомнениям и осторожности;
  • озабоченность деталями, правилами, перечнями, порядком, организацией или графиками;
  • перфекционизм (стремление к совершенству), препятствующий завершению задач;
  • чрезмерная добросовестность, скрупулезность и неадекватная озабоченность продуктивностью в ущерб удовольствию и межличностным связям;
  • повышенная педантичность и приверженность социальным условностям;
  • ригидность (неготовность к изменениям) и упрямство;
  • необоснованные настойчивые требования того, чтобы другие все делали в точности, как и он сам; неблагоразумное нежелание позволять другим людям что-либо выполнять;
  • появление настойчивых и нежелательных мыслей и влечений.

Подобные люди часто вязнут в деталях, затрудняясь выделить главное или принимая за главное почти все. Излишняя тщательность выполнения различных по важности и значимости дел заставляет такие личности всегда находить себе много работы. Если поступки истериков характеризуются отсутствием разумного взвешивания, то педанты тянут с решением, даже когда стадия предварительного обдумывания окончательно завершена.

Вообще такие лица очень серьезно страдают под бременем ответственности: невозможность все выполнить так, как требует их добросовестность, делает их несчастными. Вследствие этого они могут не только не стремиться к повышению по службе, но иногда даже отказываться, когда им предлагают более ответственную высокооплачиваемую должность. Педант часто добровольно работает сверхурочно, чтобы наверстать потерянное время.

Ключевые слова и ведущие мотивы для обсессивно-компульсивных личностей: «контроль» и «должен». В рамках этих идей структурируется вся их жизнь и поведение. Они воспринимают большинство других людей как слишком легкомысленных, нередко безответственных, потакающих своим желаниям или как некомпетентных, неопытных. Поэтому под огнем их критики многие чувствуют себя некомфортно в общении.

В попытке потворствовать собственным слабостям педанты щедро применяют слово «должен» к другим. Они упрекают многих из своего окружения за недостаточное соблюдение правил, норм и обязательств, навязчиво требуют соблюдения массы условностей и нередко избыточных действий. Из-за своих перфекционистских стандартов эти люди особенно склонны к долгим сожалениям, разочарованию и наказанию себя и других. Наиболее частой их эмоциональной реакцией, особенно в случае ожидания несоответствующего стандартам выполнения работы, является тревога. Когда же случается серьезная «неудача», у них может развиться выраженная депрессия.

В целом можно сказать, что поведение педантической личности обычно не выходит за пределы разумного. В этих случаях окружающие часто выигрывают — сказываются преимущества, связанные с тенденцией к основательности, четкости, законченности. На производстве хорошо знают работника с этой стороны: на него можно положиться, ему всегда и охотно доверяют работу, при выполнении которой необходима большая точность, тщательность или аккуратность. Позитивное начало педантической личности проявляется и в том, что такой человек любит свое производство, хорошо осознает обязательства по отношению к нему и не меняет место работы без веских оснований. Нередко такие люди много лет, а иногда и всю жизнь, работают на одном и том же предприятии. Педанты в большинстве случаев верны традициям, правилам, семье.

3. Возбудимые личности

Личности, обладающие такими чертами характера, обычно отличаются недостаточной управляемостью. Это выражается в том, что типичными для образа жизни и поведения возбудимого человека часто являются не благоразумие, не логическое взвешивание своих поступков, а импульсивные влечения, инстинкты, трудно контролируемые побуждения. То, что подсказывается разумом, обычно не принимается во внимание, направляют такого человека его текущие желания, идеи и интересы. Само понятие влечения можно свести у возбудимых личностей, главным образом, к стремлению разрядки в большей мере физического плана, чем психологического свойства.

Реакции возбудимых личностей очень импульсивны. Если что-либо им не нравится, они не ищут возможности примириться, им чужда терпимость. В мимике и словах они дают волю раздраженности, жестко или со злостью заявляют о своих требованиях, а иногда со скандалом удаляются. В результате такие личности по самому незначительному поводу вступают в ссору с начальством и сотрудниками, грубят; они агрессивны. Причины недовольства могут оказаться самыми разными: то им не нравится, как с ними обращаются, то зарплата мала, то рабочий процесс их не устраивает.

По мере возрастания гнева личности с повышенной возбудимостью от слов обычно переходят к рукоприкладству. Бывает, что рукоприкладство у возбудимых личностей опережает слова, так как такие люди не склонны обмениваться мнениями. Импульсивность патологического характера относится также и к влечениям. Возбудимые личности могут быть совершенно неразборчивы в еде и неумеренны в ее количестве, полностью поддаваясь своему текущему желанию. Многие из них становятся хроническими алкоголиками.

Признаки возбудимой личности могут несколько сглаживаться наличием природного ума, однако оно не снимает движущую силу инстинкта. Особенно это заметно у возбудимых детей. Ни в одном из случаев акцентуации воспитательное воздействие не является столь труднодостижимым. Впрочем, по мере созревания личности наблюдается некоторое улучшение ситуации. При различных возбуждениях и соблазнах повседневной жизни у этих людей оказывается достаточно самоконтроля, чтобы удержаться от безрассудства.

4. Избегающие личности

Люди с избегающим расстройством личности хотели бы быть ближе к другим и соответствовать их интеллектуальному и профессиональному потенциалу, но боятся быть обиженными, отвергнутыми и потерпеть неудачу. Поэтому они избегают общения или активного участия в чем-либо. Они воспринимают себя как социально неприспособленных и некомпетентных. Других же людей они воспринимают обычно как весьма критически настроенных, незаинтересованных и унижающих.

Люди с этим расстройством часто имеют такие внутренние твердые убеждения: «Я плохой, никчемный, непривлекательный». Эти убеждения питают следующие суждения: «Если люди приблизятся ко мне, они обнаружат «настоящего меня» и отвергнут, что будет невыносимо и ужасно». Или: «Если я предприму что-либо новое, но у меня не получится, это будет катастрофой».

Следующий уровень, который определяет их поведение, состоит из внутренних незаметных инструкций самому себе, таких как «Лучше не участвовать в рискованных делах», «Я должен любой ценой избегать неприятных ситуаций», «Если я чувствую что-то неприятное или думаю об этом, я должен попытаться забыть об этом, отвлекшись или приняв дозу чего-то, что меня успокоит или отвлечет».

Главной угрозой им представляется то, что люди будут считать их обманщиками, некомпетентными или ничтожествами; их осудят, унизят или отвергнут. Они стараются избегать ситуаций, в которых их могут оценивать. Так, они склонны держаться особняком в социальных группах и не привлекать к себе внимание. На работе они избегают новых обязанностей и продвижения по службе из-за опасения неудачи и последующих репрессий со стороны других.

Основная и типичная эмоция избегающих личностей — дисфория, то есть сочетание постоянной тревоги с печалью. Тревогу вызывает возможность подвергнуться критике, а печаль — отсутствие близких отношений и успехов.

Их низкая устойчивость к дисфории препятствует развитию методов преодоления застенчивости и более эффективного самоутверждения.Их низкая терпимость к своим переживаниям наряду с повышенной чувствительностью к неудаче и отвержению влияет на все их действия и определяет их характер. Избегающие личности просто понижают свою планку и избегают любой активности и деятельности, которые связаны с риском неудачи или отвержения.

5. Зависимые личности

Люди с зависимым расстройством личности считают себя беспомощными и поэтому пытаются привязаться к более сильному человеку, который обеспечит их средствами для выживания и счастья.

Они чувствуют себя остро нуждающимися в поддержке и опоре, слабыми, беспомощными и некомпетентными. Такие личности идеализируют образ сильного опекуна, воспринимая его как заботливого, благосклонного и компетентного во всем. В отличие от избегающей личности, которая остается свободной от сложных отношений и не получает социальной поддержки, зависимая личность может действовать довольно успешно, пока рядом находится сильный человек. Зависимые личности полагают: «Я нуждаюсь в других сильных людях, чтобы выжить. Без «защитника» я пропаду». Они уверены, что их счастье зависит от наличия такого человека. Они полагают, что нуждаются в устойчивом и непрерывном потоке поддержки и поощрения. От зависимых женщин, к примеру, часто можно услышать: «Я не могу жить без мужчины» или «Я не могу быть счастлива, если меня не любят».

Поведением такого человека руководят внутренне неосознаваемые инструкции типа: «Не обижай своего защитника», «Держись к нему ближе», «Поддерживай как можно более близкие отношения», «Будь зависимым, чтобы привязать его или ее». Главная угроза или травма связана с отвержением или отказом.

Основная стратегия зависимых личностей состоит в том, чтобы культивировать зависимые отношения. Они часто будут делать это, подчиняясь сильному человеку и пытаясь успокоить этого человека или угодить ему. Их ведущей эмоцией является тревога — беспокойство по поводу возможного разрыва зависимых отношений. Они периодически испытывают сильную тревогу, когда чувствуют, что отношения действительно напряженные. Если человек, от которого они зависят, исчезает, они могут погрузиться в депрессию. С другой стороны, они испытывают радость или эйфорию, когда их зависимые желания удовлетворены.

6. Параноидные личности

Ключевое слово для параноидного расстройства личности — «недоверие». Параноидная личность занимает эту позицию в большинстве ситуаций в жизни, включая даже наиболее благоприятные и безопасные.

Параноидные личности полагают, что они добродетельны и с ними незаслуженно плохо обращаются. По сути, они воспринимают других людей как заблуждающихся, нечестных, вероломных и скрыто манипулирующих. Полагая, что окружающие хотят вмешиваться в их дела и критиковать их, параноики относятся к ним пристрастно и делают все это скрытно и под маской невинности.

Скрытые внутренние убеждения параноидных личностей состоят из представлений типа: «Я уязвим для других людей», «Людям нельзя доверять», «Их мотивы подозрительны», «Они замышляют недоброе», «Они обманщики», «Они что-то скрывают и настроены против меня», «Они собираются навредить мне или унизить меня». Их поведение определяется идеями типа: «Если я не буду осторожен, люди будут управлять, злоупотреблять или пользоваться мною», «Если люди настроены дружелюбно, они пытаются использовать меня», «Если люди ведут себя сдержанно, это доказывает, что они недружелюбны и скрывают что-то». Инструкции параноидной личности самому себе: «Будь начеку», «Не доверяй никому», «Ищи скрытые мотивы».

Главные страхи связаны с тем, что ими тайно манипулируют, их контролируют, унижают или относятся к ним пристрастно. Считая, что другие люди настроены против них, параноидные личности вынуждены всегда оставаться начеку. Они осторожны, подозрительны и все время ищут признаки «коварных планов» своих противников. Время от времени они могут обвинять этих противников в причинении вреда и, следовательно, вызывать некоторую враждебность к себе со стороны окружающих, что лишь подкрепляет болезненные убеждения.

Их ведущая эмоция — гнев по поводу предполагаемых бесчинств и козней, направленных против них. Но некоторые параноидные личности дополнительно могут также испытывать постоянную тревогу и по поводу воспринимаемых угроз.

7. Антисоциальные личности

Антисоциальное расстройство личности может принимать разнообразные формы. Проявление этого поведения может варьироваться — от коварства, манипуляции и эксплуатации до прямой агрессии.

Люди с таким расстройством считают себя одинокими, независимыми и сильными. Некоторые из них полагают, что общество и отдельные его представители злоупотребляют ими или обращаются с ними жестоко. Они считают себя притесняемыми и оправдывают этим притеснение окружающих со своей стороны.

Другие могут принимать на себя роль хищника в «жестоком» мире, где нарушение правил общества является нормальным и даже желательным. Они воспринимают окружающих людей либо как эксплуататоров (и поэтому «заслуживающих» эксплуатации), либо как слабых и уязвимых (и поэтому «заслуживающих» роли жертвы).

Убеждения людей с антисоциальным расстройством личности носят эгоцентрический характер и в сути своей таковы: «Я должен быть начеку», «Я должен быть агрессором, иначе я буду жертвой». «Если я не буду помыкать людьми (манипулировать ими, эксплуатировать их, даже нападать на них), я никогда не получу то, что заслуживаю», «Ты заслуживаешь всего, чего хочешь», «Возьми это, ты это заслуживаешь».

Такой человек считает, что он вправе нарушать правила, которые, по его мнению, произвольны и предназначены для защиты имущих от неимущих. Эти взгляды отличаются от представлений людей с нарциссическим расстройством личности, считающих себя настолько особенными, уникальными, что они стоят выше правил — привилегия, которую все должны признавать и уважать.

Единственное открытое проявление эмоций у таких личностей — гнев по поводу того, что окружающие люди имеют что-то такое, чего у них нет, но чего они, по их мнению, заслуживают гораздо больше.

8. Нарциссическое расстройство личности

Ключевое поведение для такого типа личностей — возвеличивание себя. Нарциссические личности искренне воспринимают себя как особенных и уникальных. Такое отношение к себе возникает у нарциссической личности без каких-либо биологических, социальных или родовых предпосылок. Они полагают, что занимают особое положение, которое ставит их выше массы обычных людей и общепринятых правил. Себя они рассматривают как лучших представителей рода людского, которые имеют право на особое расположение и благосклонное обхождение.

Всех прочих людей нарциссы считают хуже себя, но иначе, чем антисоциальные личности. Нарциссы расценивают других людей как своих подчиненных или почитателей. В то же время им приходится становиться зависимыми от окружающих, поскольку они ожидают и даже ищут их восхищения. Последнее им жизненно необходимо для подтверждения собственного величия и сохранения своего имиджа.

Ведущие нарциссические убеждения таковы: «Так как я особенный, я заслуживаю особых льгот, привилегий и прав», «Я выше других и выше правил. Остальные должны признавать это», «Если люди не признают моего особого положения, они должны быть наказаны», «Всегда стремись настаивать на своем превосходстве или демонстрировать его».

Главные стратегии нарциссов состоят в том, чтобы делать все возможное для укрепления своего более высокого положения и расширения своего влияния. Они склонны соперничать с теми, кто претендует на такое же высокое положение. Они также весьма часто прибегают к манипуляционным стратегиям, чтобы достичь своих целей. В отличие от антисоциальной личности у них отсутствует циничное отношение к правилам поведения: они просто считают себя свободными от них. Они рассматривают себя как часть общества, но всегда относят себя к высшему слою.

Их самая частая эмоция — раздражение или гнев, возникающие, когда другие люди не проявляют восхищения ими или уважения к ним, либо когда люди спорят с ними или перечат им. Если их стратегиям препятствуют, нарциссы склонны впадать в депрессию.

Как взаимодействовать с «непростыми» людьми

Предлагайте сотрудничество. Люди редко меняются. Вы не можете изменить их внутреннюю сущность. Если вы примете этот постулат, ваша эффективность повысится. Опираясь на сотрудничество, вы можете помочь им изменить поведение. Если вы пытаетесь изменить людей, вы провоцируете обиду и раздражение у обеих сторон, когда ваши усилия не срабатывают. Если же вы принимаете человека и работаете с ним, ваш собеседник начинает чувствовать, что его понимают и уважают. Это первый и самый важный шаг к сотрудничеству.

Развивайте свои навыки. Возможно, такой человек счастлив оттого, что он «сложен», поскольку собственное поведение его устраивает. Поэтому вам надо вооружиться необходимыми навыками. Первый из них — это решительность: обращение с другими людьми как с равными себе, а также признание своего права на обращение как с равным со стороны других. Простой способ стать решительным — искренне выражать свои чувства, быть честными и стоять на своем. Такое поведение, конечно, не разрешит любую сложную ситуацию незамедлительно. Однако оно будет иметь два ключевых последствия: сократит количество возникающих у вас проблем с окружающими и позволит вам постоять за себя, когда нужно разобраться со сложными людьми.

Сохраняйте спокойствие. Даже когда вы уже раздражены, рассержены или огорчены, напомните себе, к какому состоянию вам следует стремиться. Проявление ваших эмоций приведет лишь к конфликту и нарастанию враждебности. Вы можете выразить свое отношение так, чтобы собеседник не занял оборонительную позицию, а пошел на сотрудничество. Используйте различные техники общения, чтобы избежать серьезных конфликтов.

Есть также ряд общеметодологических подходов для общения со всеми типами сложных людей:

  • будьте позитивны;
  • чаще улыбайтесь;
  • проявляйте заботу о других людях;
  • активно слушайте;
  • сопереживайте;
  • отмечайте успехи других людей;
  • демонстрируйте уважение к другим людям;
  • просите совета и участия других людей;
  • не высказывайте суждений, пока не соберете всю информацию;
  • старайтесь не жаловаться, а предлагать решения;
  • рассматривайте мнения и идеи, которые отличаются от ваших собственных.

Aндpeй Геннaдьeвич Kaмeнюкин — врач-псиxoтеpaпевт, соавтор программ повышения стрессоустойчивости в системе МЧС России, эксперт центра дистанционного образования «Элитариум»

Если вы заметили опечатку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Личность и поведение | Организационное поведение и человеческие отношения

РЕЗУЛЬТАТЫ обучения

  • Обсудить, как личностные черты могут влиять на поведение или прогнозировать его

Как мы уже говорили в предыдущем разделе, черты характера не подпадают под одну универсальную категорию. У каждого человека есть своя уникальная личность, которая помогает формировать его взгляды на жизнь и формирует его взаимодействие с другими людьми. Представьте, что вы можете взять отпечаток личности человека и предсказать, как он будет действовать в том или ином сценарии. Хотя заглянуть в будущее невозможно, использование личностных черт для предсказания поведения человека находится в спектре возможностей.

Личности изучались и обсуждались еще со времен Древней Греции и Рима. Исследования проводились в течение многих лет, чтобы попытаться определить, как правильно предсказать поведение, используя черты личности человека. Однако в 1970-х годах, после многих лет исследований и испытаний, психологи Дэрил Бем и Уолтер Мишель добились ограниченных успехов в последовательно успешных предсказаниях [1] . Их разочарование заставило их поверить в то, что ситуационные факторы и стрессоры в большей степени ответственны за решения, чем личность человека.

Так что это? Личность или ситуация играет ведущую роль во влиянии на поведение человека? Короткий ответ: и то, и другое. Многие люди ожидают четкого ответа на вопрос. Однако это невыполнимая задача, когда речь идет о прогнозировании поведения. Важно принимать во внимание личность человека в дополнение к ситуации, в которой он оказался. В следующем разделе будет обсуждаться, как ситуации могут влиять на поведение, но в целях этого раздела давайте рассмотрим преимущества и ограничения использования личности для прогнозирования. поведение.

Все черты характера находятся в спектре. Чем более экстремальным является человек в спектре, тем легче предсказать его поведение. Поскольку многие личностные тесты сосредоточены на общих чертах (например, ОКЕАН), существует широкий диапазон интерпретаций. Давайте посмотрим на интровертов и экстравертов в качестве примера. Все находятся где-то на шкале интровертов и экстравертов. Даже если вы скорее экстраверт, чем интроверт, вас все равно нельзя считать очень общительным человеком. В зависимости от группы людей, с которыми вы оказались, также может измениться восприятие вас другими. Например, если вы окружены чрезвычайно экстравертными людьми, вы можете казаться интровертом, даже если считаете себя экстравертом. Подобно весу или росту, у каждого есть свои уникальные измерения, но они могут казаться выше или ниже по сравнению с другими. По словам МакЭндрю, [2]

Исследования показали, что чем больше человек склоняется к одной из крайностей, тем более последовательно эта черта будет фактором его или ее поведения.

Также важно учитывать, что наблюдение за личностными чертами в нескольких сценариях может быть более точным при прогнозировании поведения. Попытка сделать прогноз на основе одного взаимодействия не дает абсолютно точной картины человека. Возможность наблюдать различные степени личности человека может помочь лучше понять человека и определить наилучший способ максимизировать его сильные стороны и поддержать его слабости.

PRactice Question

Так чем же полезно прогнозирование поведения на рабочем месте? Использование личностных качеств для формирования рабочих групп и команд может быть чрезвычайно полезным в долгосрочной перспективе. Как мы обсуждали в предыдущих модулях, разнообразие важно для успеха. В то же время объединение единомышленников может помочь повысить эффективность и сотрудничество. Использование личностных качеств и тестов для формирования команд может помочь собрать прекрасно сбалансированную группу. Важно иметь в виду; однако многократное наблюдение за личностью человека может дать дополнительное представление о том, как он действует. Чрезвычайно важно использовать новую информацию и наблюдения, чтобы изменить динамику команды.

Черты характера сами по себе не могут успешно предсказать поведение. Ситуации также играют важную роль в определении того, как человек будет действовать. Давайте перейдем к следующему разделу, чтобы лучше оценить и понять роль, которую играют ситуации в определении поведения и влиянии на личность.

Ссылки

Робертс, Брент В., Натан Р. Кунсель, Ребекка Шайнер, Авшалом Каспи и Льюис Р. Голдберг. «Сила личности: сравнительная достоверность личностных качеств, социально-экономического статуса и когнитивных способностей для прогнозирования важных жизненных результатов». Перспективы психологической науки , декабрь 2007 г., стр. 313–45. По состоянию на 16 апреля 2019 г. doi:10.1111/j.1745-6916.2007.00047.x.

Поддержите!

У вас есть идеи по улучшению этого контента? Мы будем признательны за ваш вклад.

Улучшить эту страницуПодробнее


  1. McAndrew, Frank T. , Ph.D. «Когда черты личности предсказывают поведение?» Психология сегодня. 2 октября 2018 г. По состоянию на 16 апреля 2019 г. https://www.psychologytoday.com/us/blog/out-the-ooze/201810/when-do-personality-traits-predict-behavior. ↵
  2. Там же. ↵

11.S: Личность (Резюме) — Социальные науки LibreTexts

  1. Последнее обновление
  2. Сохранить как PDF
  • Идентификатор страницы
    38283
    • Анонимный
    • LibreTexts

    Личность определяется как последовательные модели чувств, мышления и поведения человека. Ранние теории личности, включая френологию и соматологию, в настоящее время дискредитированы, но есть по крайней мере некоторые научные доказательства физиогномики — идеи о том, что личность можно оценить по чертам лица.

    Личности характеризуются чертами, которые являются относительно устойчивыми характеристиками, влияющими на наше поведение во многих ситуациях. Психологи исследовали сотни черт, используя подход самоотчета.

    Полезность самоотчетных показателей личности зависит от их надежности и достоверности конструкции. Некоторые популярные меры личности, такие как индикатор типа Майерс-Бриггс (MBTI), не обладают надежностью или конструктной валидностью и, следовательно, не являются полезными мерами личности.

    Подход к изучению личности с помощью черт был впервые предложен ранними психологами, в том числе Олпортом, Кеттеллом и Айзенком, и их исследования помогли создать Пятифакторную (Большую пятерку) модель личности. Измерения Большой пятерки являются кросс-культурными и точно предсказывают поведение. Факторы Большой пятерки также все чаще используются, чтобы помочь исследователям понять аспекты психологических расстройств.

    Трудность подхода к изучению личности на основе черт заключается в том, что часто существует лишь низкая корреляция между чертами, которые человек проявляет в одной ситуации, и чертами, которые он или она проявляет в других ситуациях. Однако психологи также обнаружили, что личность лучше предсказывает поведение, когда поведение усредняется по разным ситуациям.

    Люди могут верить в существование черт, потому что они используют свои схемы, чтобы судить о других людях, заставляя их верить, что черты более стабильны, чем они есть на самом деле. Примером может служить эффект Барнума — наблюдение, согласно которому люди склонны верить описаниям своей личности, которые якобы описывают их самих, но на самом деле могут описать практически любого человека.

    Важным личностным тестом является Миннесотский многофазный личностный опросник (MMPI), используемый для выявления личностных и психологических расстройств. Другой подход к измерению личности заключается в использовании проективных показателей, таких как тест чернильных пятен Роршаха и тест тематической апперцепции (ТАТ). Преимущество проективных тестов заключается в том, что они менее прямолинейны, но эмпирические данные, подтверждающие их надежность и конструктную валидность, неоднозначны.

    Существуют бихевиористская, социально-когнитивная, психодинамическая и гуманистическая теории личности.

    Психодинамический подход к пониманию личности, начатый Зигмундом Фрейдом, основан на идее, что любое поведение предопределено мотивами, лежащими вне нашего сознания, в бессознательном. Фрейд предположил, что разум делится на три компонента: ид, эго и суперэго, и что взаимодействия и конфликты между компонентами создают личность. Фрейд также считал, что психологические расстройства, и в частности переживание тревоги, возникают, когда существует конфликт или дисбаланс между мотивациями Ид, Эго и Супер-Эго, и что люди используют защитные механизмы, чтобы справиться с этой тревогой.

    Фрейд утверждал, что личность развивается через ряд психосексуальных стадий, каждая из которых сосредоточена на получении удовольствия от различных частей тела, и что соответствующее разрешение каждой стадии имеет значение для последующего развития личности.

    Фрейд, вероятно, оказал большее влияние на общественное понимание личности, чем любой другой мыслитель, но его теории во многих случаях не выдержали испытания эмпиризмом.

    Теория Фрейда привела к ряду последователей, известных как неофрейдисты, включая Адлера, Юнга, Хорни и Фромма.

    Гуманистические теории личности сосредотачиваются на глубинных мотивах, которые, по их мнению, движут личностью, фокусируясь на природе самооценки и развитии самооценки. Идея безусловного положительного отношения, отстаиваемая Карлом Роджерсом, отчасти привела к движению позитивной психологии и является основой почти всей современной психологической терапии.

    Черты личности людей и животных в значительной степени определяются их генетической структурой. Личность определяется не каким-то одним геном, а действиями многих генов, работающих вместе.

    Роль природы и воспитания в личности изучается с помощью исследований поведенческой генетики, включая семейные исследования, исследования близнецов и исследования усыновления. Эти исследования делят изменчивость личности на влияние генетики (известной как наследственность), общей среды и неразделенной среды. Хотя эти исследования показывают, что многие личностные черты сильно наследуются, генетика не определяет все. Основное влияние на личность оказывают неразделяемые воздействия окружающей среды.

    В дополнение к использованию поведенческой генетики наше понимание роли биологии в личности в последнее время значительно улучшилось благодаря использованию молекулярной генетики, изучающей, какие гены связаны с какими чертами личности у животных и людей.


    Эта страница под названием 11.S: Personality (Summary) публикуется в соответствии с лицензией CC BY-NC-SA 3.0 и была создана, изменена и/или курирована Anonymous с использованием исходного контента, который был отредактирован в соответствии со стилем и стандартами Платформа LibreTexts; подробная история редактирования доступна по запросу.

    1. Наверх
      • Была ли эта статья полезной?
      1. Тип изделия
        Раздел или страница
        Автор
        анонимно
        Лицензия
        CC BY-NC-SA
        Версия лицензии
        3,0
        Программа OER или Publisher
        Издатель, имя которого нельзя называть
        Показать оглавление
        нет
      2. Теги
        1. source@https://2012books.

      Добавить комментарий

      Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *