Поведения понятие – Поведение — Википедия

Понятие поведения. Стой, кто ведет? [Биология поведения человека и других зверей]

Понятие поведения

О психических явлениях объективный наблюдатель судит не непосредственно, а измеряя их проявления в активности живого организма, в первую очередь в поведении. Поэтому остановимся подробнее на этом понятии.

Термин «поведение» для обозначения биологического понятия начал распространяться только в начале XX в.[53], в связи с интенсивным развитием объективной психологии в России, Европе и США. Рассмотрим несколько определений этого понятия.

Поведением мы называем такую целостную реакцию организма, которая направлена на 1) его приспособление к внешней среде для удовлетворения той или иной потребности; 2) такое изменение внешней среды, благодаря которому эта среда приспосабливается к потребностям организма[54].

Поведение включает все те процессы, при помощи которых животное ощущает внешний мир и внутреннее состояние своего тела, а также реагирует на ощущаемые им изменения[55].

Поведение – форма жизнедеятельности, увеличивающая вероятность контакта с объектами, служащими для удовлетворения актуальной потребности[56].

Поведение – это самые разнообразные движения или их изменения, в том числе и полная неподвижность, короче говоря, все внешние характеристики движения[57].

Поведение – вся совокупность проявлений внешней, преимущественно двигательной, активности животного, направленной на установление жизненно необходимых связей организма со средой[58].

Поведение – система взаимосвязанных реакций, осуществляемых живым организмом для приспособления к среде[59].

Поведение – присущее живым существам взаимодействие с окружающей средой, включающее их двигательную активность и ориентацию по отношению к этой среде[60].

Поведение – способность животных изменять свои действия, реагировать на воздействие внутренних и внешних факторов[61].

Поведение – извне наблюдаемая двигательная активность живых существ, включающая моменты неподвижности, исполнительное звено высшего уровня взаимодействия целостного организма с окружающей природой[62].

Все эти, как и другие определения поведения не претендуют на математическую точность и однозначность, и, таким образом, каждое из них не исключает других определений. Недаром Н. Тинберген пишет: «По мере того как мы углубляемся в исследование, казалось бы, простых и доступных непосредственному наблюдению явлений и все более представляем себе те внутренние механизмы, которые стоят за поведением животного, само это понятие становится все более расплывчатым и нечетким».

Следует обратить внимание на три момента, присущие, хотя и в разной степени, большинству определений: 1) поведение – это движение; 2) поведение – это удовлетворение потребностей; 3) поведение подразумевает управление – собственным организмом, внешней средой, другими живыми существами (тот же корень, что и в русских словах поведение, поводок

и т. п., обнаруживается в термине «поведение» в других европейских языках, например в немецком – Verhalten, испанском – conducta, английском – behaviour, французском – comportement, голландском – gedrag). Поэтому в качестве рабочего мы примем следующее определение поведения: поведение человека или животного – это двигательная активность, цель которой – удовлетворение потребности, возникшей в результате изменения среды, внутренней или внешней (физической или социальной), и которая направлена на возвращение среды к прежнему состоянию либо на приспособление к новому состоянию среды.

Возвращение среды к прежнему состоянию называется поведением типа А, а приспособление к новой среде – поведением типа Б.

Разделение поведения на два типа А и Б весьма важно. Как правило, у человека есть возможность удовлетворить возникшую потребность двумя альтернативными способами. Наиболее оптимальный зависит от многих обстоятельств, в частности, от конкретного социального партнера. Например, при общении с собакой и кошкой оптимальными являются различные типы поведения. Если собака пытается заняться чем-нибудь, с точки зрения хозяина, ненужным, то лучше всего использовать поведение типа А, т. е. вернуть среду к прежнему состоянию. Достаточно скомандовать «Фу!», и собака выплюнет башмак, а после команды «Место!» уляжется на коврик.

Если же кошка хочет сделать что-то мешающее человеку, например войти в кабинет во время напряженных занятий, то оптимальным будет поведение типа Б. Бесполезно выставлять ее и запираться, так как она будет скрести дверь, кричать и даже может на вас обидеться. Проще всего впустить кошку, уделить ей несколько минут внимания, предложить поесть, выделить несколько листов бумаги, чтобы она могла на них лечь, и тогда можно будет продолжать занятия. Невозможно возвратить среду к прежнему состоянию, если имеешь дело с кошкой, – нужно приспосабливаться.

Я садился к столу… Заинтересованная кошка садилась на газеты, но роман интересовал ее чрезвычайно, и она норовила пересесть с газетного листа на лист исписанный. И я брал ее за шиворот и водворял на место.

М. Булгаков.

Театральный роман

Хотя, как было сказано, чаще всего можно подумать, какой тип поведения – А или Б – предпочтителен, при высокой степени новизны ситуации или при дефиците времени на принятие решения такой выбор происходит бессознательно. Склонность к поведению типа А либо к поведению типа Б – компонент поведенческого типа человека или животного, т. е. является врожденной характеристикой поведения (см. раздел «Психологические типы А и Б»).

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

bio.wikireading.ru

Общее понятие о поведении человека. — КиберПедия

Поведение человека — предмет исследований современной психологии, включающий способность человека к деятельности в материальной, интеллектуальной и социальной сферах жизни. Поведение человека развивается на протяжении всей его жизни. Так же как тело подвержено непрерывным изменениям от младенчества до старости, поведение никогда не достигает стадии, на которой развитие прекращается. Причем поведенческое и телесное развитие тесно связаны друг с другом, и этапы того и другого в значительной степени совпадают. Наиболее распространена точка зрения, согласно которой на поведение комбинированно влияют природные и средовые факторы: индивид генетически предрасположен к определенным поведенческим проявлениям, которые в большей или меньшей степени формируются под воздействием среды. Большой вклад в исследование поведения человека от рождения до юности внес швейц. психолог Жан

Пиаже, который связал умственное развитие с физическим взрослением. Сенсомоторная стадия умственного развития охватывает первые два года жизни ребенка и включает в себя постепенное усовершенствование изначально рефректорного поведения. Несмотря на то что младенец с момента рождения обладает зрением, способность фиксировать взгляд на определенном объекте развивается на протяжении первых месяцев жизни по мере овладения умением классифицировать различные визуальные стимулы. Развитие слуха происходит сходным образом. Двигательное развитие новорожденного соответствует стадиям созревания нервно-мускульной системы. Младенец умеет кричать с момента рождения, а к двухмесячному возрасту осваивает гуление и лепет, постепенно становящиеся основой осмысленной речи. Развитие детей в дошкольном и младшем школьном возрасте (дооперациональная стадия, по Пиаже) проявляется в познавательной, мотивационной и нравственной сфере и происходит в основном во взаимодействии ребенка с семьей. Интеллектуальное развитие ребенка приводит к тому, что он начинает применять символы, что является уже признаком абстрактного мышления: от собственных наименований предметов и их свойств он переходит к формированию понятий, т.е. к абстрагированию и классификации по признаку общности широкого спектра символов и представлений. Формирование у ребенка начального понимания закономерностей отражает его способности воспринимать взаимоотношения между различными сторонами явления. По мере освоения речи, начинающегося на втором году жизни, увеличивающиеся в объеме и дифференцирующиеся представления ребенка получают названия и могут использоваться в возрастающих взаимодействиях со взрослыми. Рост словарного запаса сопровождается овладением построением фраз, от простейших, состоящих из двух слов, к более сложным, грамматически правильным предложениям, построенным самостоятельно. В решении встающих перед ребенком задач играют роль восприятие, память и развитие новых представлений и закономерностей. Сильны стремления избежать одиночества или опасности, ведущих к возникновению тревоги. Еще более интенсивна мотивация ребенка к обретению любви, защиты и заботы со стороны окружающих взрослых, особенно матери. Удовлетворение этих осн. потребностей является предпосылкой роста интереса к окружающему миру и стремления к деятельсности, особенно к использованию игрушек. Быстро развивается в младшем и среднем школьном возрасте нравственная чувствительность ребенка. Амер. психолог Лоуренс Колберг исследовал прохождение ребенком нескольких стадий развития нравственности, характеризующихся, ориентацией на наказание, поощрение и, наконец, формирование личной позиции. Родители оказывают решающее влияние на развитие нравственных представлений детей в первые шесть лет жизни. Юность приходит с началом созревания репродуктивной системы. На этой стадии, согласно Пиаже, мышление обретает упорядоченность и логичность и индивид учится оперировать абстрактными идеями. Психологическими характеристиками этого периода являются независимость, половая идентификация, профессиональное самоопределение. Группа сверстников приобретает очень большое значение, обеспечивая подростка возможностью самовыражения, самооценки, самоопределения, одобряя или порицая его поведение. Из характера изменений, происходящих в поведении взрослого человека, следует отметить тот динамичный процесс, при котором собственная личность оценивается с точки зрения верности принципам, достижения цели и социального вклада. Подобным же образом поведение человека в пожилом возрасте, тесно связанное с телесными изменениями, окрашивается чувством цельности и полноты (или отсутствия таковых) применительно к предшествующим этапам.



 

cyberpedia.su

Понятие и основные виды правомерного поведения

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«ЧИТИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ЧитГУ)

Институт переподготовки и повышения квалификации

Кафедра теории государства и права

ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

Реферат

На тему: «Понятие и основные виды правомерного поведения»

Выполнил: студент гр.: ЮС-06-1

Бабкин С.П.

Проверил: ________________

__________________________

__________________________

Чита — 2007

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

§ 1. Понятие правового поведения. Понятие и виды правомерного поведения.

§ 2. Понятие и признаки правонарушений.

§ 3. Понятие и элементы состава правонарушения.

§ 4. Виды правонарушений.

Заключение.

Список используемой литературы

Введение

Деятельность людей в обществе складывается из разнообразных действий (поступков) индивидов. Все человеческие поступки можно подразделить на две основные группы: поступки общественно-полезные (правомерное поведение) и поступки общественно-вредные (неправомерное поведение).

Правомерное поведение – это такое поведение, которое соответствует (не противоречит) нормам права. Оно способствует укреплению законности и правопорядка.

Антиподом правомерного поведения является противоправное поведение. Оно нарушает предписание правовых норм и наносит вред обществу, в силу чего это поведение признается правонарушением.

В теории права и государства правонарушение рассматривается как виновное, противоправное, общественно-вредное или общественно-опасное деяние (действие или бездействие) деликтоспособного лица (лиц), влекущее за собой юридическую ответственность.

Для уяснения понятия правонарушения большое значение имеет такая юридическая конструкция, как состав правонарушения.

§ 1. Понятие правового поведения. Понятие правомерного поведения

Объектом правового регулирования являются общественные отношения. Но сами общественные отношения складываются из разнообразных поведенческих актов отдельных индивидов, к воле и сознанию которых адресованы правовые установления. Поэтому нормы права регулируют общественные отношения, воздействуя на поведение конкретных людей.

Социально значимое поведение людей, предусмотренное нормами права и влекущее юридические последствия, является правовым поведением. Субъектами правового поведения выступают индивиды (граждане, иностранцы, лица без гражданства) и социальные общности (государственные и общественные организации, государство в целом). Правовое поведение может соответствовать, а может и противоречить интересам общества. Нормы права призваны санкционировать одни виды поведения, отвечающие интересам государства и общества, и запрещать другие, наносящие ущерб этим интересам. Выполнение правовых требований может сопровождаться различной степенью активности и относительной самостоятельности действий субъектов права, правовые нормы либо предписывают, либо запрещают, либо разрешают определенные виды поведения. Степень правовой регламентации поведения зависит также от природы и важности тех или иных видов поведения для интересов государства, общества и отдельных индивидов. Но в любом случае с точки зрения права юридически значимое поведение может быть правомерным или неправомерным.

Поведение людей, соответствующее требованиям правовых норм, является правомерным, нарушающее эти требования — неправомерным.

Социальной сущностью правомерного поведения является его общественная значимость, полезность и необходимость для общества. Через правомерное поведение осуществляется упорядочение общественных отношений, необходимое для нормального функционирования и развития общества.

Поскольку право в обществе выражает волю и интересы всего народа, поэтому и правомерное поведение является результатом сознательного отношения населения к своим правам и обязанностям.

В самой общей форме правомерное поведение можно разграничить на два вида. Во-первых, выделяется правомерное поведение, основанное на сознательно-творческом отношении людей к своим правам и обязанностям, на понимании роли и значения правовых установлении в индивидуальной и общественной жизни. Во-вторых, правомерное поведение может быть связано с конформистским подчинением правовым требованиям, основанным на пассивно-приспособленческом принятии существующего правопорядка.

Поведение человека представляет собой систему действий, в которой проявляются его внутренние побуждения и устремления. Понятие “поведение” охватывает как личную жизнь человека, так и его общественную деятельность. Поведение человека состоит из действий, которые можно разделить на три вида. Во-первых, это простые двигательные действия, которые человек совершает, как правило, бессознательно, автоматически. Например, перемещение человеком собственного тела в пространстве. Во-вторых, интеллектуальные действия, под которыми понимается внутренняя, мыслительная деятельность человека, не имеющая внешней формы выражения. В-третьих, социальные действия. Это внешне выраженные и сознательно осуществляемые акты человеческой активности, направленные на осуществление социально значимой цели. Целью социальных действий являются изменения объективной действительности. Эти изменения могут касаться окружающей среды или самого человека, но в любом случае они затрагивают интересы других людей. Именно эти действия характеризуют человека как субъекта общественных отношений.

Право имеет дело лишь с теми действиями, которые имеют внешне наблюдаемую форму выражения и в которых проявляется отношение индивида к интересам общества или других людей, т. е. право регулирует только социальные действия.

Свое отношение к общественным или индивидуальным интересам человек может выразить не только в действии, но и в определенном бездействии. Например, неисполнением определенных обязанностей. Для характеристики сознательно осуществляемого социально значимого действия или бездействия используется понятие поступка.

Поступок — акт поведения, выражающийся в действии или бездействии, социальное значение которого осознается индивидом, его совершающим. В этом же смысле в юридической науке и практике используется термин “деяние”.

Поступок (деяние) всегда представляет собой единство социально- значимого и субъективно-личного. Поступок субъективен, поскольку совершается в соответствии с волей и целями человека. Но поступок и объективен, так как осуществляется в действии, результаты которого приобретают то или иное значение для общества.

При анализе конкретного поступка важно установить не только внешне фиксируемые формы его проявления, но и мотивы, цели его совершения. В соответствии с этим в структуре поступка выделяют объективную и субъективную стороны. Объективная сторона характеризуется фактическими действиями (бездействием) индивида, способом их совершения, использованными средствами, действительным или возможным результатом. Субъективную сторону поступка составляют мотивы и цели его совершения, степень осознания возможных последствий и внутреннее отношение к ним индивида.

Объективная сторона правомерного поведения раскрывает внешнюю сторону согласования действий индивида с требованиями правовых норм. Субъективная сторона показывает внутренний, психологический механизм этого согласования, мотивы, которые побуждают и направляют поведение человека, придают его поступкам личный смысл и индивидуальный характер.

В более широком смысле правомерное поведение — это следование праву в целях достижения социально полезного результата, это соответствие поведения предписаниям норм права, т.е. субъективным правам и субъективным юридическим обязанностям, возникающим на их основе.

Следует выделить следующие признаки правомерного поведения:

1. Соответствие требованиям норм права;

2. Является в той или иной степени осознанным поведением;

3. Необходимость — т.е. соблюдение и исполнение юридических обязанностей;

4. Желательность — т.е. исполь

mirznanii.com

Охарактеризуйте понятия: действие, поведение, деятельность.

Поделись с друзьями

Нужна помощь в написании работы?

Понятие «деятельность» значительно шире понятия «поведение» и включает его как составную часть. Поведение- осознанное действие. Поведение-совокупность осознанных действий субъекта, обладающие характерной для него особенностью, которая повторяется в различных ситуациях. Единица поведения — поступок. Единица деятельности — действие. В отличие от собственно деятельности действия не имеют самостоятельного мотива, а подчиняются мотиву той деятельности, содержание которой они образуют. Относительная же самостоятельность действий выражается в том, что одно и то же действие может входить в состав разных деятельностей. Сохраняя при этом свою прямую цель, оно меняется лишь по своей мотивации и, собственно, по своему смыслу для субъекта, а значит, и по своей напряженности, эмоциональной окраске и т. д. Действие по определению С. Л. Рубинштейна, составляет основу поступков (а следовательно, и поведения), ибо поступок — это действие, которое воспринимается и осознается самим действующим субъектом как общественный акт, как проявление субъекта, которое выражает отношение человека к другим людям. И в основе поведения, и в основе деятельности лежит некий психологический феномен, называемый мотивом.

Всякое действие должно происходить по определенным правилам, каждый человек в своих действиях руководствуется определенными правилами — нормами. Нормы бывают внутренние и внешние.

Внутренние нормы — это информация, которая сформировалась в сознании человека в результате его взаимодействия с окружающей средой. Часть этих норм воспринимается личностью как собственный кодекс, правила поведения, другая — может меняться, чтобы соответствовать внешним нормам.

Внешние нормы — это нормы, которые отражают порядок, правила жизни окружающего человека мира.

Деятельность — это форма взаимодействия человека с окружающей средой, благодаря которой он познает и изменяет мир, а также самого себя и условия своего существования.

students-library.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *