Пояснительная записка по самопознанию 4 класс: КТП по самопознанию 1-4 классы, требования и пояснительная записка

Самостоятельное объяснение – серьезное отношение к обучению

В этом учебном пособии для самостоятельного изучения показано, как использовать самообъяснение в качестве стратегии обучения. Он включает:

  1. объяснение того, как и почему самообъяснение улучшает обучение
  2. примеров пояснений
  3. как эффективно использовать самообъяснение

Самостоятельное объяснение

Что вы делаете, когда читаете новый материал курса и не понимаете его? В этот момент вы можете перечитать информацию, пропустить ее или сделать паузу и попытаться все обдумать. Если вы сделаете паузу и попытаетесь все обдумать, вы вовлечетесь в то, что исследователи могли бы назвать пояснение .

Самообъяснение включает в себя попытку осмыслить новую информацию, связав ее с тем, что вы уже знаете, и делая выводы, чтобы восполнить недостающую информацию. Вероятно, вы прибегаете к какой-либо форме самообъяснения, не осознавая этого, когда думаете о значении информации во время лекции, читаете текст или смотрите на диаграмму или график.

Самообъяснение может быть мощной стратегией обучения, и вы можете использовать его в своих интересах в учебе, объясняя новый материал себе или кому-то другому.

Почему и как самообъяснение улучшает обучение?

  1. Самостоятельное объяснение поможет вам пересмотреть и расширить свои знания по предмету. Вы разрабатываете и устанавливаете новые связи между идеями. Вы строите лучшее понимание или ментальную модель темы. Лучшее понимание помогает запоминать, использовать и применять знания более гибко в новых ситуациях.
  2. Объяснение помогает выявить пробелы в вашем понимании и восполнить недостающую информацию. Подумайте об этом так. Объясняя идею себе или другому человеку, вы можете застрять или понять, что то, что вы говорите, не имеет смысла. Это явный признак того, что вы не до конца понимаете идею; чего-то не хватает. Вы можете вернуться к материалу и поискать недостающие фрагменты.

Как утверждает один исследователь,

Даже если учебные материалы неадекватны (например, не в идеальной последовательности, с большим количеством недостающей информации), учащиеся могут учиться даже более эффективно, если они попытаются объяснить материалы самим себе. Это позволяет им сделать вывод об отсутствующей информации, синтезировать представленную информацию, даже если она не по порядку, и так далее. Это было придумано эффект самообъяснения. (Chi, 2017, стр. 1)

Поначалу у вас может не быть глубокого понимания нового материала, но попытки объяснить его продвигают ваше понимание вперед. Объяснение — это способ развить более глубокое обучение. Объяснение также помогает вам отслеживать и распознавать пробелы в вашем понимании. Осознание того, чего вы не знаете, является важным шагом в переосмыслении, пересмотре и расширении вашего понимания.

Исследования показали, что учащиеся с более высокими достижениями спонтанно занимаются самообъяснением, когда читают и изучают. Они делают выводы о материале, связывают новую информацию со своими предыдущими знаниями и следят за своим пониманием. Например, одно исследование показало, что опытные читатели обнаруживают в 9 раз больше ошибок понимания, чем неквалифицированные читатели. Другими словами, они замечали, когда не понимали прочитанного, в 9 раз чаще, чем неквалифицированные читатели. Эффективные читатели, как правило, объясняют сами себя во время чтения. (Чи, Бассок, Льюис, Райманн и Глейзер, 19 лет)89).

Даже учащиеся с очень высокой успеваемостью могут извлечь пользу из самообъяснения. Исследование со студентами-медиками показало, что студенты, которым было предложено придумать самообъяснение случаев, лучше диагностировали незнакомые случаи, чем студенты, которым не было поручено придумывать самообъяснения (Chamberland et al., 2011).

На основе метаанализа 64 исследований с участием 6000 человек Bisra, Liu, Nesbit, Salimi, & Winne (2018) пришли к выводу

Наши выводы имеют важное практическое значение. Прежде всего, то, что учащиеся придумывают объяснения, часто более эффективны, чем предоставление им объяснений. Еще одно важное значение для преподавания и обучения заключается в том, что благотворное влияние самообъяснения оказывается доступным для большинства предметных областей, изучаемых в школе, а также для концептуальных (декларативных) и процедурных знаний. Самое мощное применение самообъяснения может возникнуть после того, как учащиеся сделали первоначальное объяснение, а затем им предлагается пересмотреть его, когда новая информация выявляет пробелы или ошибки.  (Bisra et al., 2018, стр. 720)

Лично для вас . . .
Много раз во время преподавания я понимал, что мое объяснение концепции или идеи не имеет смысла или в чем-то ошибочно. Слушание себя может быть просветляющим опытом.

Примеры самообъяснения

Обозначение «самообъяснения» как стратегии обучения создает впечатление, что это что-то новое, что учащиеся никогда не делали и им нужно научиться. Однако самообъяснение включает умственную деятельность, которой мы все занимаемся, когда читаем, смотрим или слушаем новую информацию. В самом широком смысле самообъяснения — это попытки осмыслить и сконструировать значение новой информации.

Мы создаем новое значение с помощью ряда процессов, таких как:

  • Мониторинг понимания. Мы отслеживаем наше понимание, когда получаем новую информацию, и замечаем, когда мы чего-то не понимаем, например, вы чувствуете, что отрывок, который вы читаете, не имеет для вас смысла, или что вы не знаете значения слова и поэтому не понимаю предложения.
  • Делаем выводы. Чтобы интерпретировать новые концепции и идеи, нам необходимо предсказать или сделать вывод о значении, основанном на наших предыдущих знаниях. Мы делаем это все время, читая литературу, например, мы делаем вывод о внутреннем эмоциональном состоянии персонажа на основе его поведения или мы ожидаем, что определенные события произойдут на основе нашего опыта в подобных ситуациях. Мы также делаем выводы при изучении технической информации, как мы увидим ниже.
  • Связь новой информации с предыдущими знаниями. Наши знания развиваются по мере того, как мы связываем и интегрируем новую информацию с нашими предыдущими знаниями, т. Е. Мы связываем новую информацию с тем, что мы уже знаем по теме. Если мы не связываем новую информацию с релевантными предыдущими знаниями, мы получаем отдельные фрагменты или факты, которые не имеют большого значения и, как правило, забываются.

Самообъяснение включает в себя попытку объяснить новые идеи, концепции, процессы и т. д. Как обсуждалось ранее, акт объяснения расширяет знания человека, а также выявляет пробелы в понимании.

Ниже приведен пример исследования, в ходе которого ученики 8-го класса читали о системе кровообращения и при этом размышляли вслух. Вот очень небольшой отрывок от одного студента, который сам объясняет короткий отрывок в тексте. Текстовый пассаж был

Перегородка делит сердце по длине на две стороны. Правая сторона качает кровь в легкие, а левая сторона качает кровь в другие части тела.

Ниже приведен стенограмма студента, который самостоятельно объясняет отрывок.

Итак, перегородка является разделителем, чтобы кровь не смешивалась. Итак, правая сторона — к легким, а левая — к телу. Итак, перегородка подобна стене, разделяющей сердце на две части. . . она как бы разделяет ее, чтобы кровь не смешивалась (Chi, de Leeuw, Chiu, LaVancher, & Glaser, 1994, p.

454)

Учащийся представляет идею перегородки как разделителя. Эта идея является выводом, не заявленным явно в отрывке. Этот пример иллюстрирует тип мышления, который имеет место при самообъяснении. Учащийся следит за своим пониманием, устанавливает новые связи между идеями, выводит недостающую информацию и расширяет знания по теме. Самообъяснение сильно отличается от простого чтения и попытки вспомнить, о чем говорится в тексте.

Ниже приведен еще один пример объяснения. Учащиеся читают короткий абзац о том, почему люди мерзнут, когда у них жар, а затем пытаются разгадать это.

У людей с лихорадкой повышена температура тела. Жара затрудняет выживание бактерий. Тело нагревается, сжимая вены близко к коже. Суженные вены несут меньше крови. Кровь охлаждается, когда находится у поверхности кожи. Без крови возле кожи люди чувствуют холод и дрожь.

На рисунке S.1 показаны этапы процесса самообъяснения одного учащегося. Первоначально студент предполагает, что жар может быть вызван трением более узких вен. Однако ученик понимает, что это не так, потому что меньше крови и, следовательно, меньше трения. Студент понимает, что лихорадка вызвана не тем, что тело производит больше тепла, а результатом ограничения процесса охлаждения.

Источник: Schwartz, Tsang, & Blair, 2016, p. 237

Этот пример показывает, что понимание не обязательно является процессом, в котором учащийся автоматически воспринимает значение новой информации. Вместо этого учащемуся необходимо использовать предварительные знания для интерпретации новой информации, и ему может потребоваться собрать воедино информацию посредством предположений и выводов.

В исследовании со студентами колледжа исследователи научили их использовать 6 стратегий самообъяснения для интерпретации и объяснения новой информации. Рисунок 2 содержит стратегии и дает примеры каждой из студентов, которые пытались понять это предложение: «Митоз гарантирует, что вся генетическая информация в ядерной ДНК родительской клетки будет передана каждой дочерней клетке» (Macnamara, 2004).

Рис. 2. Стратегии самообъяснения (Источник: McNamara, 2004, стр. 3)

Исследователи обучили студентов колледжа использовать эти стратегии при чтении научных материалов. Стратегии были особенно полезны для учащихся с низким уровнем знаний, т. е. для учащихся, у которых было очень мало фоновых знаний по темам, но не для учащихся с высокими знаниями. Это говорит о том, что самообъяснение — это мост к лучшему пониманию, когда вы пытаетесь выучить незнакомый материал.

Этот пример иллюстрирует многогранную природу самообъяснения. В этом случае шесть различных процессов являются частью самообъяснения. Их объединяет то, что все они способствуют тому, чтобы помочь вам осмыслить новую информацию. Это означает, что самообъяснение — это не единый унитарный процесс, в котором вы придумываете емкое объяснение понятия или идеи. В нем также подчеркивается, что для понимания новой сложной информации может потребоваться время, поскольку вы строите или конструируете значение понятий из различных фрагментов информации.

Использование самообъяснения

Как вы можете использовать самообъяснение в качестве эффективной стратегии обучения

    • Напишите ответы на вопросы к заданиям по чтению.
    • Отвечайте на вопросы кликера в классе.
    • Объясните свои идеи однокласснику и внимательно слушайте, как другие объясняют те же идеи.
    • Сделайте паузу и объясните сами себе, если вы не понимаете, что читаете. Выработайте привычку делать паузы, когда не понимаете новый материал. Попробуйте объяснить свой путь через трудности. Проговорите это вслух. Если это все еще не имеет смысла, планируйте получить помощь от одноклассника, репетитора или инструктора или обратитесь за помощью к дополнительным источникам.
    • Подготовьтесь к преподаванию материала. Готовясь к экзаменам, представьте, что вы преподаете материал кому-то. Представьте свои объяснения вслух или запишите основные моменты и то, как бы вы их представили. Исследования показали, что учащиеся улучшают свое обучение, готовясь к преподаванию материала, даже если на самом деле у них нет возможности представить его.
    • По очереди объясняйте материалы курса друг другу в учебных группах. Послушайте объяснения ваших партнеров по изучению и сравните их со своими. Когда вы заметите важные различия, обсудите их в группе и попытайтесь устранить расхождения.

Возможные ограничения и проблемы с самообъяснением

Вы не можете быстро или сразу усвоить сложную новую информацию. Думайте о самообъяснении как о стратегии накопления знаний. Тем не менее, есть некоторые потенциальные проблемы.

Ваше собственное объяснение неверно. Если вы работаете над сложными концепциями самостоятельно, вы можете неправильно понять или истолковать некоторые аспекты темы и дать неверное объяснение. Ваше объяснение может иметь для вас смысл, но может быть и неверным. Попытайтесь подтвердить точность своих объяснений. По возможности получайте обратную связь и проверяйте правильность своих идей.

Самоочевидность замедляет вас . Вы можете охватить больше материала, перечитывая и делая заметки, но эти действия не так эффективны, как самообъяснение. Выгода от самообъяснения заключается в лучшем понимании предмета.

Самообъяснение не будет очень эффективным, если у вас очень мало знаний о материале . Возможно, вы не знаете достаточно, чтобы разработать объяснение. В таких случаях лучше всего попытаться выучить новую терминологию или процедуры, а затем постепенно начать объединять идеи в короткие объяснения, даже если это касается одного предложения за раз. Если у вас по-прежнему возникают трудности, возможно, лучше проконсультироваться со своим инструктором, поговорить с репетитором или спросить одноклассника, который, кажется, лучше усвоил информацию.

Домен 1: Я-концепция | Illinois Early Learning Project

Я-концепция включает мысли и чувства детей о самих себе. Дети не рождаются со способностью распознавать свои собственные чувства и мысли и зависят от своих ранних отношений и опыта с опекунами, чтобы сформировать и повлиять на развитие их самооценки. Возникающее у детей осознание себя как отдельных людей со своими мыслями и чувствами имеет решающее значение для формирования позитивных отношений с другими людьми, а также для укрепления уверенности в своих силах.

Я-концепция сначала отмечена физическим осознанием того, что дети отделены от своих основных опекунов. 1 В первые несколько месяцев жизни дети видят себя частью основного опекуна, обычно матери. В возрасте около пяти месяцев дети осознают, что могут быть отдельными личностями, и следующие несколько месяцев развивают чувство самосознания. 2 Младенцы старшего возраста могут отзываться на свое имя, а в возрасте около 18 месяцев дети демонстрируют самопознание, поскольку они могут идентифицировать себя в зеркале и на фотографиях.

Социальное развитие детей в эти годы также подтверждает идею о том, что дети строят свою психическую самооценку. Впервые это проявляется в способности детей идентифицировать части своего тела, когда их спрашивают, и обращаться к себе от первого лица. Примерно в то же время дети демонстрируют самопознание, они начинают использовать такие слова, как «я» и «мое». 3 У детей продолжает развиваться самооценка, поскольку они демонстрируют осознание своих собственных особенностей и начинают определять свои собственные чувства и предпочтения в повседневном общении.

Почему «Ужасные двойки» не такие уж и ужасные

Дети начинают заметно проявлять свою независимость в раннем возрасте. Часто эта борьба между желаниями детей и желаниями их опекунов приводит к крикам, слезам и разочарованию. Этот возрастной период обычно называют «ужасными двойками». Понимая, как развиваются дети, мы знаем, что ожидания в отношении поведения определяются социальным и культурным контекстом. «Ужасные двойки» страшны не в каждом обществе, поскольку ожидания взрослых в отношении маленьких детей отличаются. 4 В западной культуре мы поощряем независимость и ожидаем, что очень маленькие дети будут контролировать поведение и эмоции, с которыми они не могут справиться в их возрасте. Реалистичные ожидания, терпение и чуткое руководство со стороны воспитателей важны для маленьких детей и могут помочь сделать «ужасных двоек» просто потрясающими!

От рождения до 9 месяцев

Дети начинают осознавать себя как личность, отдельную от других. Сначала маленькие младенцы не осознают, что они отдельные существа. Однако в возрасте от шести до девяти месяцев появляется осознание того, что они разные люди.

Показатели для детей включают:

  • Демонстрирует интерес к лицам и голосам других
  • Исследует свои руки и ноги его/ее имя
  • Узнает и предпочитает знакомых взрослых, братьев и сестер, например, наклоняется к опекуну, когда его держит кто-то другой
  • Инициирует взаимодействие с другими, например, имитирует действия, играет в прятки
  • Начинает демонстрировать начало совместного внимания, например, указывает на предметы и людей
  • Демонстрирует тревогу разлуки, например, плачет, когда опекун выходит из комнаты на сигналы ребенка
  • Использовать имя ребенка во время взаимодействия
  • Предоставить ребенку зеркало, чтобы он мог смотреть на себя
  • Вместе читать книги, отражающие культуру ребенка
  • Признание попыток ребенка инициировать и вовлечь, например, смотреть туда, куда указывает ребенок, и называть то, на что он или она указывает

От 7 до 18 месяцев

Дети начинают лучше осознавать свои особенности и начать выражать себя своими мыслями и чувствами.

Показатели для детей включают:

  • Демонстрирует осведомленность о значимых людях, называя их по имени, например, «папа»
  • Занимается совместным вниманием со знакомыми людьми, например, смотрит и взаимодействует с объектами и людьми
  • Реагирует вокализацией или жестами, когда слышит имя
  • Демонстрирует интерес к тому, чтобы смотреть в зеркало
  • Использует жесты и некоторые слова для выражения чувств, например, «нет»
  • Использует социальные ссылки для руководства действиями и начинает проверять пределы
  • Указывает и идентифицирует части своего тела, например, указывает на глаза, когда его спрашивают: «Где твои глаза?»

Стратегии взаимодействия

  • Используйте имена при обращении к значимым людям в жизни ребенка
  • Используйте аффективную настройку, чтобы соответствовать чувствам ребенка, например, используйте выражение лица и язык тела, чтобы выразить те же эмоции, что и ребенок вокализирует
  • Позвольте ребенку выражать желания и потребности; предоставить выбор, чтобы дать ему или ей некоторый контроль
  • установить ограничения и границы для ребенка
  • использовать песни и игры с пальцами, которые помогают ребенку узнавать названия различных частей тела

От 16 месяцев до 24 месяцев

Дети начинают осознавать себя отличными от других как физически, так и эмоционально. В этот период дети часто борются с балансом между независимостью и потребностью в заботе со стороны опекунов.

Показатели для детей включают:

  • Демонстрирует осознание себя, например, касается собственного носа в зеркале
  • Способен выразить свое имя
  • Обращается к себе жестами и языком
  • Демонстрирует понимание и использование понятий с помощью таких слов, как «мое», «мне» и «ты»
  • Указывает на себя на изображениях и других типах медиа
  • Часто проверяет ограничения
  • Просит помощи у знакомых взрослых, но может начать пытаться выполнять задания самостоятельно

Стратегии взаимодействия

  • Подбирать слова к эмоциям, которые выражает ребенок; подтвердите свои чувства
  • Обеспечьте лелеющий уход, особенно когда ребенок ищет утешения
  • Чаще разговаривайте с ребенком; предоставить ребенку возможность рассказать о себе в осмысленном контексте
  • Установите границы вместе с ребенком и предоставьте ему возможность выбора в течение дня.
  • Используйте перенаправление, например, передайте предмет ребенку, который вот-вот начнет плакать, потому что у другого ребенка есть предмет, который он или она хочет

От 21 до 36 месяцев

Дети начинают определять и обсуждать свои связи с другими людьми и вещи. Дети также могут определять свои чувства и интересы и сообщать о них другим.

Показатели для детей включают:

  • Называет членов своей семьи и рассказывает истории о них
  • Просит помощи у знакомых взрослых, но отталкивает и отказывается от помощи
  • Играет роли членов семьи в игре
  • Начинает проявлять интерес к описанию физических характеристик, например, «У меня голубые глаза»
  • Демонстрирует предпочтения, например, «Я хочу зеленую чашку»
  • Сообщает о чувствах, например, может сказать «Мне грустно» или топает ногами когда злюсь
  • Начинает понимать концепцию владения, например, «твой», «ее», «его»

Стратегии взаимодействия

  • Слушать и с интересом отвечать, когда ребенок делится значимой информацией о своей жизни
  • Спрашивайте ребенка о его/ее дне, друзьях и любимых вещах
  • Отмечайте усилия ребенка по обмену историями, мыслями и вопросами, например, комментируйте и отвечайте быстро и искренне
  • Помните и уважайте культурные различия в отношении независимость
  • Предложите ребенку принести фотографию своей семьи; храните его в доступном для ребенка месте

Notes

  1. Stern, Daniel (1985).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *