Позиция автора – | 100 % 15 | VK

Как написать позицию автора в сочинении ЕГЭ по русскому языку?

За верно написанную авторскую позицию ученик получает один первичный балл. Кажется глупостью, но только не при поступлении. Перевод первичных баллов во вторичные делает разницу более заметной: в стобалльной системе это уже не один, а два-три балла. И для поступления разница ощутима, ведь даже один балл может решить судьбу, не дав поступить в учебное заведение мечты.

Что такое позиция автора? Об этом мы уже писали на сайте и обещали разобраться с ее правильным написанием. Приступаем. Все, что нам потребуется — 15 минут времени, шаблон для написания сочинения с нашего сайта и желание учиться.

 

Что выражает позиция автора?

Ученик, приступивший в написанию авторской позиции, должен понимать ее суть. Позиция — это выражение мнения автора по заявленной проблеме. Мнение может быть любым, в том числе отличным от общепринятого или вашего собственного взгляда на проблему.

 

Как понять позицию автора?

В первую очередь обратите внимание на чувства и эмоции автора. Если текст публицистический, в нем могут быть прямо выражены чувства, эмоции, переживания. Автор может поддерживать, сочувствовать или осуждать. Если текст художественный, позиция автора не выражена открыто. Но она четко видна в смысле фрагмента. Трудные для понимания художественные тексты на ЕГЭ не дают. Не поняли после первого прочтения — читайте текст еще раз. Нет случаев, когда верно определить позицию невозможно.

 

Чтобы правильно написать позицию автора, спросите у себя: «Что думает автор об этом случае? Как он относится к сформулированной мной проблеме? В чем проявляется это отношение?». Ответьте на каждый из этих вопросов. Ответили? Поздравляю, вы почти у цели! Запишите ответы и читайте эту статью дальше.

 

Как записать позицию автора?

Воспользуйтесь шаблоном. Можно использовать фразы, предложенные нами, или воспользоваться советом учителя. Это нужно для помощи эксперту: так человек, проверяющий работу, будет гораздо лучше ориентироваться в структуре сочинения. Еще раз напишем вам фразы для написания авторской позиции.

Автор уверен, что …

Читая текст, я понял позицию автора. Он считает, что …

Позиция автора выражена открыто: …

Позиция автора очевидна: …

На месте многоточия нужно вписать мнение автора по заявленной проблеме. В этом и помогут записанные вами ранее ответы на вопросы.

 

Обязательно ли использовать именно эти фразы? Нет! Можете написать по-своему. Но так, чтобы это было понятно. Словосочетание «позиция автора» можно и не использовать, но лучше написать, чтобы проверяющий точно понял.

 

Приведем пример

Читая текст, я понял позицию автора. Он считает, что человек должен заботиться о природе, потому что природа — главное богатство. Автор уверен, что нынешнее поколение делает недостаточно для сохранения окружающей среды.

 

Лайфхак

Как человек, несколько месяцев назад сдавший ЕГЭ на 100 баллов, дам совет. Читая текст, сначала напишите позицию автора, а потом уже проблему. Речь идет про черновик. В чистовом варианте проблема идет сразу после вступления, позиция — после комментария. Запутались? Смотрите шаблон.

 

Многие сначала формулируют проблему и из-за этого путаются, выражая верную позицию, но по другой проблеме. Лучше «подогнать» проблему под позицию. Когда начнете писать сочинения, поймете, о чем я говорю.

ege-soch.ru

Автор, авторская позиция — Психологос

Фильм «Ликвидация»

Здесь два автора. Два нормальных, смелых и ответственных человека, не играющих ни Дурика, ни Жертву.
скачать видео

Фильм «Глянец»

Авторы своей жизни не святые, они бывают и такими. Пить не надо.
скачать видео

Если вы знаете, что такое смелость делать свое и что такое личная ответственность, вы знакомы с Автором и авторской позицией. Эти два пункта должны быть обязательно вместе: если вы не осмелились быть решительным, не сделали то, что сами считали необходимым, то даже когда вы взяли за это ответственность — вы не Автор. Если вы действовали смело, но в случае неуспеха предпочитаете думать, что во всем виноваты другие люди или обстоятельства — это тоже не авторская позиция. Даже реагируя, Автор делает свое, отвечая за свои действия. Выполняя чьи-то распоряжения, Автор также разрешает себе действовать самостоятельно и творчески — не из любви к своеволию, а чтобы задание было выполнено. Автор — одно из центральных понятий синтон-подхода.

Людей в авторской позиции немало, более этого, это и есть большинство нормальных, душевно здоровых и деятельных людей, самостоятельно решающих свои жизненные ситуации, не разыгрывающие при трудностях ни Дурика, ни несчастную Жертву.

Автор своей жизни — говорят о людях сильных, о тех, кто свою жизнь делает, творит сам. Позиция Автора превращает человека, живущего только как организм — в личность. Однако не стоит приукрашать человека в позиции Автор: такой человек — вовсе не святой и не обязательно сильно умный, среди них могут быть и бандиты, и чудики… Это просто тот, кто решает в жизни действовать по возможности осмысленно и за свои поступки, по крайней мере перед собой, отвечать.

Сильно упрощая, можно сформулировать так: если человек в позиции Жертвы, то человека еще нет. Есть нечто, чем заведуют внешние силы. Если человек перешел в позицию «Я Автор своей жизни!» — самостоятельный человек появился, но какой человек и какие его ориентиры, еще не определено. Он будет Потребителем? Станет Творцом?

Быть автором — не всегда легко. Когда малыш оказывается автором разбитой чашки, на вопрос: «Кто разбил чашку?» он чаще ответит: «Я ее не разбивал, она сама разбилась». Признавать свою, авторскую ответственность за то, что ты сделал плохо или неудачно — не хочется. Если это сделал ты, ты за это отвечаешь, а это может быть уже и неприятно, и тяжело.

Антипод авторской позиции — позиция Жертвы, когда человек уходит от ответственности, делая несчастное лицо, оправдываясь и прикрываясь «обстоятельствами». Жертва — тот, с кем сделали, чьи действия или переживания оказались следствием и кто за происшедшее не отвечает. Человек переходит в позицию Жертвы тогда, когда в трудной ситуации (или тем более в принципе по жизни) ссылается на свою беспомощность и отрицает, что он может что-либо изменить. Когда позиция Жертвы становится привычной, беспомощность уже человека не покидает, становится его привычным ощущением.

У авторской позиции есть и второй антипод — роль Дурика. Эта роль, также знакомая нам из детства, когда достаточно было в трудной ситуации отключить мозги, ни о чем не думать и не беспокоиться, делая вид, что ничего не произошло, и они вообще не понимают, из-за чего проблема: играют роль Дурика.

Помните всегда неунывающего Карлсона? У него всегда все в порядке, «дело житейское».

В чем проявляется авторская позиция по жизни? В первую очередь в привычке в трудных ситуациях не переживать, а действовать. Переживания — способ привлечения к себе сочувственного внимания, попытка получить себе заранее прощение на случай возможной неудачи: «Вы же не будете добивать того, кому и так плохо?» Автор не играет в эти игры, он предпочитает не «попу себе защищать», а искать возможности действительно решать жизненные задачи.

Человек в авторской позиции живёт будущим. Прошлое — прошло, настоящее — с нами, а наше будущее мы можем сделать себе сами. Насколько мы сами творцы своего будущего, настолько мы Авторы своей жизни. Автор по жизни не склонен бездумно подчиняться обстоятельствам и не торопится склонять голову перед препятствиями, он готов бороться, максимально используя свою волю и свой разум. Автор своей жизни не склонен принимать данность по типу «раз это есть, то и ладно», он всегда примеряет имеющееся к своим целям и задачам, он привык кроить свою жизнь «по своим лекалам». Он по возможности сам формирует свое окружение, ищет и заводит отношения с теми, кто ему интересен и прекращает отношения с теми, с кем отношения не перспективны. Человек в позиции Автор — не обязательно эгоист, просто он сам решает, когда ему правильно заботиться о себе, а когда — о других.

Неверно, что человек-автор живет без эмоций, он активно использует свои эмоции, поставив себе их на службу. Он готов заражать своим энтузиазмом друзей, приободрить своей собственной энергией своих коллег и сотрудников, передать свою любовь своим близким. Тут пока все просто: когда вы используете свои эмоции для решения своих задач — вы Автор. Когда эмоции подчиняет вас себе — вы Жертва.

Сложнее разобраться тогда, когда человек осознанно включает обиду и разыгрывает беспомощность, чтобы заставить другого человека сделать то, что хочет он. Вопрос — этот человек Автор или Жертва? Снаружи — Жертва, изнутри — вполне авторская позиция. Такое поведение «псевдожертвы» — чаще женское, оно вполне социально принято и поддерживается в первую очередь мужчинами, которым нравится демонстрировать собственную компетентность на фоне женской якобы беспомощности. Аналогично, если девушка вовремя умеет прикинуться глупенькой, мужчина сам возьмет ответственность за решение непростой ситуации… Наверное, вам все это хорошо знакомо.

Понятно, что авторская жизненная позиция предполагает владение своими эмоциями, но человек в позиции Автора – не тот, кто живет безукоризненно, а тот, кто готов этому учиться. В достаточной мере не просто встать в позицию Автора в отношении собственных эмоций, научиться отвечать за свои эмоции и настроение, владеть собой. Однако то, что трудно подросткам, уже умеют взрослые люди. Талантливый переговорщик отвечает за свои эмоции на переговорах так же, как за цифры, которые он озвучивает. Настоящий руководитель отвечает за свои эмоции так же, как за качество своих распоряжений. Любящая мать естественным образом отвечает за то, что своих детей она любит всегда, а не по настроению.

​​​​​​​​​​​​​​Более всего подталкивает людей к позиции Автора чей-то живой и сильный образец — и своевременное требование: «Ты можешь, ты — справишься, ты — должен!» Один из ключевых моментов в формировании нового поведения и образа жизни, это момент принятия внутреннего решения: «Да, я хочу быть автором своей жизни!» Это решение важно сделать запоминающимся, ярким событием, которое будет поддерживаться не только решением в душе, но и запоминающимся внешним антуражем: обязательствами, произнесенными перед аудиторией, громкими аплодисментами в ответ. Воплотится ли обязательство человека в его жизнь? Можно назвать условия, которые этому способствуют. Главное — это красивый, сильный образец авторского поведения, и чем чаще этот образец находится перед глазами, тем лучше. Второе условие — это компания единомышленников, которые подталкивают человека к подобному образу жизни, поддерживают его, напоминают ему о его решении, подчеркивают его успехи, относятся к нему, как — к Автору.

Если такой компании нет, позицию Автора можно нарабатывать в себе самостоятельно. Чтобы становиться Автором своей жизни, достаточно начать делать достаточно простые вещи. Но важно – их действительно делать! Если вы решили взять обязательства перед самим собой – запишите их. И выполните их!

Автор и Жертва в практической психологии

Как правило, смена клиентом своей позиции на авторскую должна быть подготовлена как установлением контакта с психологом, так и нормализацией состояния клиента. Если девушка совсем в разобранных чувствах, глаза плавают или в слезах, то требовать от нее позиции Автора — преждевременно, до этого нужна работа с эмоциями и состоянием клиента.



​​​​​​​​​​​​​​

www.psychologos.ru

Позиция автора текста в сочинении ЕГЭ по русскому языку. » Рустьюторс

Авторская позиция в тексте (критерий К3)

Достаточным и необходимым условием успешного выполнения задания в этой части работы считается умение экзаменуемого адекватно вос​принять позицию автора (позитивное, негативное, двоякое и т.п. отношение к рассказанному и дать предлагаемый ответ автора на поставленный им в тексте вопрос).

Вернуться в раздел Сочинение ЕГЭ

Информация к тексту С. Михалкова:   
Примерный круг проблемАвторская позиция
1. Роль чтения в детстве — в период
 становлении личности человека. (Какую
 рол играет чтение в детстве?)
1. Общение с книгой особенно важно
 в детстве, в период формирования
 личности.
2. Проблема влияния книги на судьбу
 человека. (Каким образом книги влияют на
 судьбу человека?)
2. Вовремя прочитанная книга может
 определить психологию, мировоззрение,
 нравственные принципы человека.

Информация к тексту Бражина:
Примерный круг проблем:
Авторская позиция:
Проблема патриотизма творческих людей. (В чем проявляется патриотизм творческих людей в годы войны?)
В годы войны творческие люди защищают Родину от врага, не только
лично участвуя в военных походах и сражениях, но и создавая патриотические произведения.
1 балл выставляется экспертом, если «экзаменуемый верно сформулировал позицию автора (рассказчика) исходного текста по прокомментированной проблеме.
Фактических ошибок, связанных с пониманием позиции автора исходного текста, нет».

ПРИМЕРЫ по тексту Михалкова  
«Автор считает, что «вовремя прочитанная книга может решить судьбу человека, стать его путеводной звездой, на всю жизнь определить его идеалы».

«Я полностью согласен с мнением автора о том, что какой бы интересной ни была жизнь ребёнка, не прочти он этих драгоценных книг, он духовно обворован».

«Автор считает, что «важно… не упустить минуты и вовремя прочесть эти прекрасные книги». Он называет детей, оторванных от художественной литературы, «обворованными».

ПРИМЕР по тексту Бражина
«Авторская позиция четко прослеживается в данном тексте: творческие люди во время «великих народных бедствий» защищают свою Родину, не только непосредственно участвуют в боевых действиях, но и создают произведения, которые помогают победить».

0 баллов ставится, если «позиция автора исходного текста экзаменуемым сформулирована неверно, или позиция автора исходного текста не сформулирована».

ПРИМЕРЫ по тексту

Сочинения по тексту С. Михалкова  
«Автор выступает против неучтивого отношения к великим творениям Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Фета, Тютчева, Блока и других выдающихся русских поэтов».

«Позиция автора такова, что, если вовремя прочесть какую-либо книгу, то воспоминания о ней останутся на всю жизнь».

«Автор считает, что детство длится сравнительно недолго и оно уже никогда не возвращается к людям».


Большинство ошибок по критерию КЗ  связаны с неумением определять проблему текста (К1). Очевидно, что авторскую позицию невозможно адекватно сформулировать, если нет ясного понимания поставленных автором проблем.

В исходном тексте позиция автора может не формулироваться в явном виде, поэтому участник экзамена вынужден конструировать ее, опираясь на собственное понимание ключевых слов. В этом случае недочеты вызваны тем, что понимание текста ограничивается поверхностным истолкованием его сути.

В сочинениях встречаются также ошибки, обусловленные фрагментарностью, рассогласованностью понимания текста, когда проблема и авторская позиция не соотносятся.

Источник: Методические материалы для председателей и членов предметных комиссий субъектов Российской Федерации по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ ЕГЭ 2019 года. ФИПИ.

rustutors.ru

VIII. Позиция автора и способы ее выражении.

Авторская позиция может проявляться в:

       Положительном

       Отрицательном

       Саркастическом

       Ироничном

       Осуждающем неоднозначном

       Двойственном

       Небезразличном

       Скептичном

       Юмористическом отношении к изображаемому.

Материал к заданию 1

 

Основные проблемы

1)   Проблема противостояния литературы тоталитарному режиму.

2)   Проблема насилия и нравственной стойкости, лжи и правды.

3)   3) Проблема внутренней духовной свободы писателя.

Позиция автора

1)   Открытое насилие немыслимо без лжи.

2)   2) Каждый должен противостоять злу, не участвуя во всеобщей лжи.

3)   3) Писатели ответственны за судьбу мира, их долг – быть честным даже в самых бесчеловечных условиях.

 

Авторская позиция может быть выражена

 

1)   Четко, прямо, непосредственно:

       В названии текста.

       В отдельных предложения текста.

       Через ряд аргументов.

2)   Через модальный план текста:

       Риторические вопросы

       Риторические восклицания

       Порядок слов

       Лексические повторы

       Оценочную лексику

       Модальные слова и частицы

       Ряд вводных слов, словосочетаний и предложений.

Словарь

Различные способы формулирования позиции автора:

       Позиция автора такова…

       Автор считает, что…

       Автор стремится донести до читателя мысль о том, что…

       Автор убеждает нас в том, что…

       В тексте доказывается мысль о том, что…

       Основная мысль текста заключается в том, что…

 

IX. Что такое аргументация?

 

В сочинении ЕГЭ тезис – это позиция автора текста, которую вы стараетесь обосновать, доказать или опровергнуть.

Аргументы– это доказательства, приводимые в поддержку тезиса: факты, примеры, утверждения, объяснения, — словом, все, что может подтвердить тезис.

От тезиса к аргументам можно поставить вопрос «Почему?», а аргументы отвечают: «Потому что…»

Основные типы аргументов:

       Факты, события

       Ссылки на авторитетных людей, цитаты из их трудов и произведений

       Пословицы и поговорки

       Примеры из личной жизни         и жизни окружающих

       Примеры из художественной литературы.

 

Образцы аргументации

 

1)Тезис. Человек должен воспитывать в себе «талант доброты».

Аргумент(на примере худ. произведений). Я думаю, каждый здравомыслящий человек согласиться с автором. Русская классическая литература всегда защищала нравственные ценности. Именно «таланту доброты» учили своих читателей многие русские писатели. Например, Ф.М.Достоевский в романе «Преступление и наказание» изображает героя, которого, как это ни странно, толкает на преступление желание помочь окружающим. Однако писатель показывает, что Раскольников, стремящийся облагодетельствовать человечество, не задумывается о том, что в душе его нет добра, а есть только эгоистическое желание стать властелином судьбы. Так Достоевский дает своим читателям нравственный урок: подлинное добро – это искреннее, бескорыстное желание помочь другому, а с этими поступками в нас крепнет и растет тот самый «талант доброты», о котором рассуждает автор.

studfiles.net

Позиция автора в сочинении ЕГЭ по русскому языку: что это такое?

Разобравшись, что такое проблема, можно приступать к дальнейшему детальному изучению структуры сочинения. Был проведен опрос, итог которого следующий: почти половина выпускников не понимает, что такое позиция автора и как ее определить. Отметим, что в этом нет ничего страшного. Вопросы всегда имеют место быть.

 

Понятно, но непонятно

При знакомстве с таким структурным элементом сочинения, как позиция автора, большинство учеников выглядит подобно человечку на картинке выше. И происходит это не из-за недостатка интеллектуальных способностей, а по вполне объяснимым причинам. Само слово «позиция» сбивает с толку. О способе ее поиска уже и говорить не приходится.

 

Что такое позиция автора?

Позиция автора — это мнение автора по выделенной учеником проблеме исходного текста ЕГЭ. Не официальная или общепринятая, а частная точка зрения. Она может быть нейтральной, а может быть и радикальной — все зависит от мировоззрения автора.

 

Занимаясь выделением авторской позиции, ученик должен мысленно спросить себя: «Что думает автор на это счет? Какая точка зрения ему близка?». Ответ на эти вопросы должен быть не додуман, а подтвержден фразами из текста. Подробнее о том, как сформулировать позицию автора, читайте в других статьях нашего сайта. Забегая вперед скажем, что можно использовать фразы из шаблона для сочинения ЕГЭ.

 

В чем сложность?

Сложность выделения авторской позиции зависит от типа исходного текста. В публицистических статьях все просто: обычно автор прямо выражает свою точку зрения. Если вам попался текст, являющийся отрывком художественного произведения, дела обстоят хуже. В художественных текстах позиция автора часто скрыта. Но если тренироваться, а не отлынивать, вы будете четко выделять позицию автора в текстах любого типа.

ege-soch.ru

Речевые клише для обозначения авторской позиции

Авторская позиция выражена ПРЯМО

(публицистический текст)

Авторская позиция выражена КОСВЕННО

(художественный текст)

Позиция автора текста по поднятой проблеме выражена ясно и однозначно: …

Автор текста, оставляя читателю право выбор, достаточно четко обозначает свое отношение к проблеме (чего?). NN убежден: …

Позиция автора по поднятой проблеме выражена ясно и однозначно. NN подводит читателя к выводу о том, что …

Автор текста не выражает прямо свою точку зрения относительно поднятой проблемы, но исподволь подводит читателя к мысли о том, что …

Позиция NN относительно поднятой проблемы становится понятной лишь после прочтения текста. Автор, рассказывая читателям эту историю, будто говорит:..

Позиция NN относительно поднятой проблемы становится понятной лишь после внимательного прочтения текста. Автор убежден: …

Писатель прямо не высказывает своего отношения к происходящему, однако мы, читатели, прекрасно понимаем, что NN…

Хотя позиция автора на выражена явно, логика текста Ф.Кривина убеждает читателя в том, что правильное воспитание должно закалять характер, приучать ребенка к труду, к самостоятельной жизни.

V. Выражаем и аргументируем свою точку зрения (3 балла)

Согласие или несогласие пишущего с автором исходного текста – это и есть тот тезис, который следует аргументировать.

Речевые клише, помогающие выразить своё согласие с автором исходного текста

Речевые клише, помогающие выразить своё несогласие с автором исходного текста

1.Я согласен с позицией автора исходного текста и тоже считаю: …

2.Мысль, высказанная NN, близка, безусловно, и мне. Я так же, как и автор, полагаю: …

3.С мнением автора текста трудно не согласиться. Я тоже считаю, что …

1.Я с большим интересом прочитал текст публициста NN, однако не все аргументы автора показались мне достаточно убедительными. Хочется выразить сомнение в том, что …

2.В целом доводы автора исходного текста достаточно убедительны, однако я не вполне согласен с тем, что …

Аргумент = источник + иллюстрация + микровывод

Аргументы, основанные на читательском опыте (2 балла)

Пример из художественной литературы

Я согласен с позицией автора исходного текста по поднятой проблеме и тоже считаю: памятники культурного и исторического наследия прошлого требуют к себе бережного отношения.

Об этом неоднократно говорили в своих произведениях русские и зарубежные писатели-классики.

Вспомним фантастический рассказ Рэя Брэдбери «Улыбка». В этом произведении автор показал жалкую и трудную жизнь людей, уцелевших после атомной катастрофы. В порыве отчаяния они развлекаются тем, что уничтожают последние сокровища искусства прошлых веков. Власти разрешили каждому желающему плюнуть на картину Леонардо да Винчи «Джоконда». Среди толпы, в порыве ненависти разорвавшей на куски живописный шедевр прошлого, оказался подросток. Он отказался вместе со всеми осквернять красоту, подобрал обрывок холста и свято хранил его, украдкой любуясь улыбкой Моны Лизы. Следовательно, когда Том вырастет, он, возможно, сможет убедить других людей в том, как важно бережно относиться к культуре прошлого.

Пример из публицистической

литературы

Я согласен с позицией автора исходного текста по поднятой проблеме и тоже считаю: книга всегда была и остается важным источником познания окружающей действительности, средством совершенствования внутреннего мира человека. Поэтому отношение к ней должно быть соответствующим, уважительным.

В доказательство своей точки зрения приведу следующий пример из публицистической литературы. Вспомним «Письма о добром и прекрасном» Д.С.Лихачёва. В дном из них академик говорит о том, что литература даёт колоссальный опыт жизни. Она делает человека интеллигентным, развивает в нем не только чувство красоты, но и понимание жизни, всех ее сложностей, служит проводником в другие эпохи и к другим народам, раскрывает перед нами сердца людей. Таким образом, в книгах сосредоточена вековая мудрость человечества, поэтому их стоит уважать и беречь.

Речевые клише, помогающие ввести в текст сочинения первый аргумент – пример из русской или зарубежной литературы

  1. Об этом неоднократно говорилось в русской классической литературе. Вспомним, например, произведение NN…

  2. В доказательство своей точки зрения приведу следующий литературный пример. Вспомним произведение NN…

  3. Не случайно многие русские (зарубежные) писатели в своих произведениях искали ответ на этот вопрос. Вспомним, например, произведение NN…

  4. В доказательство справедливости всего вышесказанного приведу следующий литературный пример. Вспомним произведение NN…

  5. Эту непреложную истину подтверждает опыт русской классической литературы. Вспомним произведение NN…

Банк аргументов (все аргументы необходимо дорабатывать)

http://5-ege.ru/ege/

http://bugaga.net.ru/

http://www.openclass.ru/node/438078

http://neznaika.pro/itogovoe/

http://velicanishe.narod.ru/index/0-3

http://rozagilmanova.ru/банк-аргументов-для-сочинений-егэ/

http://www.ctege.info/russkiy-yazyik-teoriya-ege/podborka-argumentov-k-sochineniyu-na-ege-po-russkomu-yazyiku.html

http://4ege.ru/russkiy/5879-bank-argumentov-dlya-sochineniy-ege.html

http://bergamotblog.blogspot.ru/2013/11/blog-post_30.html

http://rus-lang.blogspot.ru/2014/02/blog-post.html

Приводим аргументы, основанные на жизненных впечатлениях (1 балл)

Аргументы, основанные на жизненных впечатлениях

Образцы написания подобных аргументов и введения их в текст экзаменационного сочинения

Примеры из собственного жизненного опыта

Хочу рассказать об одном случае из моей жизни, который, как мне кажется, является дополнительным аргументом в пользу того, что произведения искусства воспринимаются каждым человеком по-разному. Недавно я беседовал с сестрой о смысле цикла живописных полотен Дега «Танцовщицы». По мнению Лены, художник хотел показать, что балерины на самом деле некрасивы, только танец и сценические костюмы даруют им изящество. Но ведь картины не об этом! Лена не видит: танцовщицы не то, что некрасивы. – они уставшие. Пропорции их тел специально искажены художником для того, чтобы показать эту усталость, подчеркнуть тяжесть каждодневных тренировок, постоянных диет. Моя сестра не понимает, что кости танцовщиц давно изменены под балетный шаг, их невероятно трудно будет вернуть в нормальное положение. Балерины на картинах Дега уже не похожи на реальных женщин. Художник хочет сказать: людям, посвятившим себя балету, слишком трудно заводить семьи, рожать и воспитывать детей. Их жизнь такая же надломленная, как и тела. Беседуя с Леной, я понял: Лена до тех пор не увидит всего этого, пока не осознает, что картина – это не просто рисунок, а чувства, мысли, переживания художника, выраженные при помощи карандаша и красок.

Примеры из жизни других людей

Приведу еще один пример, который показывает, как малейший знак внимания со стороны окружающих может придать отчаявшимся людям уверенность в себе, согреть их душу. В Нью-Йорке жил человек. В один день этот американец потерял всё: его семья распалась; компания, в которой он работал, обанкротилась; жильё его собирались забрать за долги. Тогда герой от отчаяния, а может, от недостатка любви и душевного тепла написал на куске картона слова «Бесплатные объятья» и вышел на улицы города. Он стоял, подняв плакат над головой, а мимо проходили люди, не обращая на него никакого внимания. Но через час к нему подошла женщина, сказал, что сегодня умерла ее собака и ей нужно, чтобы ее кто-нибудь обнял, поделился душевным теплом. Через несколько дней на улицы выходили десятки людей с такими же плакатами. Всем жителям города стало теплее и радостней жить. У многих, по их собственным словам, наладилась жизнь, отступили проблемы. Таким образом, этот жизненный пример показывает: любовь и неравнодушие к судьбе человека помогают ему выйти из душевного кризиса.

Исторические примеры

В начале марта 1613 года совершил свой бессмертный подвиг крестьянин села Домнино Иван Сусанин. Его самоотверженный поступок навсегда остался в памяти потомков как приме истинного патриотизма. Иван Сусанин пожертвовал своей жизнью, чтобы спасти от польских захватчиков юного Михаила Фёдоровича Романова. Один из отрядов польских интервентов намеревался схватить и убить только что избранного на престол русского царя. Поляки сделали Сусанина своим проводником, а тот обманом завел врагов и лесную глушь и погубил их, погибнув при этом сам. Так ценой своей жизни простой крестьянин спас юного царя Михаила Романова.

Поучительные события из жизни выдающихся личностей

Приведу жизненный пример, который показывает, что надо быть верным своим идеалам пи принятому решению. Вспомним факты из биографии итальянского философа Джордано Бруно. Восемь лет этот человек провел в застенках инквизиции. От него требовали, чтобы он отрекся от своих убеждений, и за это обещали сохранить жизнь. Но ни обещания инквизиторов, ни пытки не сломили духа Джордано Бруно. Он был верен принятому решению о последнего отстаивать идеи Николая Коперника, отказался ради сохранения жизни торговать своими убеждениями и мужественно принял смерть на костре. Такая верность идеалам заслуживает уважения.

Жизненные истории, освещавшиеся в СМИ

Рассказы о собачьей преданности – это не выдумки. В 1995 году в Тольятти в автомобильной катастрофе погибла супружеская пара. Вместе с молодыми людьми в машине находилась немецкая овчарка, которая чудом осталась жива. Собака, наверное надеялась, что хозяева вернутся, и со дня трагедии круглый год в любую погоду ждала их у обочины. Верного, как прозвали пса жители города, пытались забирать к себе домой сердобольные люди, однако он каждый раз возвращался на свой пост. Несколько раз псу строили будку прямо у дороги, но он игнорировал удобства, мок под дождем и мерз на ветру целых семь лет. Наверное, когда Верный умирал, он еще надеялся увидеть близких ему людей. После смерти собаки горожане поставили у дороги щит с надписью – «Псу, научившему нас любви и преданности».

Ссылки на мнение известного, уважаемого человека – ученого, философа, психолога, политического деятеля

Приведу еще один пример, который показывает, что человек сможет обрести утрачено радостное мировосприятие, если не так болезненно начнет относиться к жизненным неурядицам. Известный американский психолог Дейл Карнеги говорил: « Когда судьба преподносит вам лимон, постарайтесь сделать из него лимонад». И действительно, наше настроение зависит от нас самих. Стоит всего лишь по-другому взглянуть на то, что тебя окружает, и тогда, возможно, твое настроение улучшится.

Примеры из художественных фильмов

О бескорыстной любви собаки к своему хозяину рассказывается в художественном фильме «Хатико: самый верный друг». Не каждый человек способен на столь искренне чувство верности кому-либо, которым отличался пёс главного героя. После того как его хозяин скоропостижно умирает, Хатико в течение девяти лет каждый день в одно и то же время приходил на вокзал. Пёс ждал до самого вечера и надеялся, что вот-вот его хозяин выйдет из очередного поезда. Несмотря на то, что Хатико пытались забрать родственник профессора, он неизменно продолжал возвращаться на станцию. Здесь преданный пёс и умер, так и не дождавшись хозяина. Таким образом этот пример показывает: преданность собаки человеку – смысл её существования.

Совет для тех, кто не читает.

Если бы я не любила читать, то вот какой выход я бы нашла: прочитала бы только две книги:

  1. Биографию великого человека (полководца, писателя, поэта и т.д., в зависимости от моих интересов) я бы изучила досконально. Это был бы жизненный аргумент.

  2. Вторую книгу выбрала бы тоже по желанию (взяла бы не классику, а что-то современное, лучше военной тематики) и внимательно ее прочитав 2-3 раза, выписала бы из нее всевозможные проблемы. Это был бы литературный аргумент.

studfiles.net

Презентация к уроку русского языка (11 класс) по теме: Подготовка к ЕГЭ. Часть С. Позиция автора.

Слайд 1

МБОУ СОШ № 28 с т. Тамань Саглай Ирина Владимировна Часть С. Позиция автора. Готовимся к ЕГЭ

Слайд 2

Авторская позиция Итак, в начале сочинения мы сформулировали одну из проблем, над которой размышлял автор текста, затем в комментарии мы показали, как именно раскрывается эта проблема в исходном тексте, следующий этап – выявление позиции автора. Это итог размышлений, вывод, к которому приходит автор. Помните, если проблема текста – это некоторый вопрос, то позиция автора – это ответ на вопрос, поставленный в тексте, то, в чем автор видит решение проблемы. Таким образом, проблема и позиция автора теснейшим образом связаны: проблема и позиция автора должны соотноситься как вопросно-ответное единство.

Слайд 4

Как выявить позицию автора? Авторская позиция проявляется ,прежде всего, в отношении автора к изображаемым явлениям, событиям, героям и их поступкам. При выявлении авторской позиции важно учитывать, что в тексте может использоваться такой прием, как ирония – употребление слова или выражения в таком контексте, который придает слову (выражению) прямо противоположное значение. Читая художественные тексты, обращайте внимание на речь, портрет и , самое главное, на поступки героев.

Слайд 8

Советы: Обычно позиция автора содержится в заключительной части текста, там, где автор подводит итог сказанному, размышляет над приведенными выше событиями, поступками героев и т.п. Обращайте внимание на оценочную лексику текста, лексические повторы, вводные слова, восклицательные и побудительные предложения – все это средства выражения авторской позиции. Формулировку позиции автора обязательно выделите отдельным абзацем сочинения Старайтесь формулировать авторскую позицию своими словами, избегая сложных метафор. При цитировании подбирайте предложения, в которых мысль автора выражена четко и ясно, если это возможно. (Помните, что не в любом тексте можно найти цитаты, точно выражающие мнение автора!)

Слайд 9

1 утверждения с ледующее задание

Слайд 10

ответ к тексту

Слайд 11

2 утверждения с ледующее задание

Слайд 12

ответ к тексту

Слайд 13

3 утверждения с ледующее задание

Слайд 14

ответ к тексту

Слайд 15

Ах, как спешат мои кони! Я не гоню их, но и не удерживаю ; дни мелькают , как верстовые столбы, и мне неведом их конечный счет . И это прекрасно, и надо каждый день начинать так, будто он – последний, а ложась спать, с ликованием ощущать, что впереди – целая жизнь. Да ещё и непочатая. Я всю жизнь мечтал передохнуть . Долго – долго – с мая по октябрь – бродить по селам и рекам, встречаться с людьми, собирать грибы, ловить рыбу, с уютной думою глядеть в ночной костер и просыпаться от капель росы. А вместо этого я все бегу и бегу, неизвестно куда , бегу, задыхаясь и падая, и все никак не могу добежать. Ах, как быстро летят мои кони! (Ю. Бондарев) 4

Слайд 16

5 ответ

Слайд 17

6 ответ

Слайд 18

7 ответ

Слайд 19

Готовимся к КДР С3. В одном-двух предложениях сформулируйте позицию автора по названной вами проблеме . Готовимся к КДР Внимательно прочитайте текст и выполните по нему задание C3.

Слайд 20

(1) Нынешнее телевидение может всё. (2) В один день сменить правительство, в два — целый народ. (3) В одночасье построить капитализм на отдельно взятом этаже своего офиса. (4) Или перейти к первобытнообщинному строю прямо у себя в эфире. (5) Телевидение перестало быть служанкой в средствах массовой информации. (6) Невоспитанная муза объявила себя «столбовой дворянкой». ( 7) Телевидение не осознаёт, а потому и не выполняет своей главной роли. (8) Оно не объединяет людей в единую этическую систему. (9) Телевидение формирует менталитет народа. (10) А учитывая безответственность и безрассудство нашей элиты, может невзначай так крутануть ручку, что все мы окажемся в глухом овраге, из которого и не выбраться. (11) Теперь, чтобы выбраться, мало политических декретов, мало экономических бросков. (12) Нужен всенародный Подвиг. (13) Единение всех духовных и человеческих сил. (14) Самопожертвование. (15) Ни лавочник, ни чиновник с этой задачей не справятся. (16) Вот почему, кроме маски равнодушного информатора и разухабистого шоумена, телевидению надо взять на службу Пастыря. (17) Пришла пора осознать, что деятель телевидения — прежде всего служитель Культуры, а не член общества «Долой стыд!». (И. Беляев.) проблема Проблема роли телевидения в формировании менталитета народа 1 По мнению автора, телевидение не выполняет своей главной роли – воспитательной. Оно только информирует и развлекает зрителя. п озиция автора

Слайд 21

(1) Американская нация кристаллизовалась Голливудом. (2) Россия могла бы подняться телевидением. (3) Если бы подлинная интеллигенция перестала относиться к нему, как к вульгарному промыслу. (4) А литература, театр и кино вернулись в плоть самого вещания. (5) Но для этого надо изменить саму формулу телевидения. (6) Оно должно не только информировать и развлекать, но стать народообразующей силой. ( 7) Нельзя создать полноценную личность без чувства национального достоинства. (8) Безвизовый обмен туристами вовсе не означает безоговорочного слияния народов. (9) Необходимость национального самосознания приходит на ум не только политикам, но и художникам, вообще всей интеллигенции, которая ещё недавно хвасталась своей интернациональностью. (10) Это означает, что население постепенно возвращается к пониманию народа как целостной общности. (11) Не единое информационное пространство, а единое духовное пространство определяет эту общность. (12) Когда новый Калита возьмётся собирать Россию, ему придётся задуматься над отечественным телевидением. (И. Беляев.) проблема Проблема роли телевидения в объединении нации 2 п озиция автора По мнению автора, телевидение должно формировать у людей чувство национального достоинства, без которого невозможно понимание народа как целостной общности.

Слайд 22

(1) «Береги честь смолоду», — завещал Пушкин в своей «Капитанской дочке». (2) «А зачем?» — спросит иной современный «идеолог» нашей рыночной жизни. (3) Зачем беречь товар, на который есть спрос; если мне за эту самую «честь» хорошо заплатят, то я её продам. (4) И единственным препятствием на пути этой сделки является вопрос цены. (5) Люди переступают через совесть только потому, что считают её чем-то эфемерным, придуманным, а ассигнации, которые они получают в руки, вполне материальной основой благополучия. (6) Но к чему приводит эта куцая философия, какие страшные, совсем уже материальные, вполне осязаемые беды приносит нам эта скудная премудрость, эта беспринципность, это «бесчестье»? (7) Нравственные принципы русских писателей многие воспринимают как нудное поучение, не сознавая, что в их основе лежит стремление спасти человека. (8) И судьба нашей страны, у которой есть все материальные предпосылки для того, чтобы стать одной из самых богатых стран мира, но которая почему-то до сих пор остаётся бедной, как раз говорит о том, как важна душа человека, как важно быть честным и совестливым. (По С. Кудряшову.) проблема Проблема формирования нравственных устоев общества 3 п озиция автора По мнению автора, важнейшее условие процветания страны – приоритет чести и совести в обществе.

Слайд 23

(1) Есть психологическое явление, которое я называю «комплексом бедного родственника». (2) Бедному родственнику кажется, что у богатого всё лучше, чем у него, в том числе и язык. (3) Теперь любимое «русское» слово не «авось», а «проблема». (4) Слово- аппликация без красок, оттенков, запахов, без своего неповторимого звучания, без какого-либо точного значения. (5) Чуть позже появилось и сразу попало в разряд любимых ещё одно слово — « супер », без которого средний горожанин уже не мыслит существования. (6) Мы услужливо сократили набор чувств и ощущений, которые прежде испытывали: больше не впадаем в столбняк, не падаем в обморок, не цепенеем от ужаса, не кричим от страха, не рыдаем от горя, не переживаем горечь потери, не теряем рассудок от невосполнимой утраты, сердца наши не сжимаются от тоски, не бьются учащённо от волнения, не замирают от дурных предчувствий. (7) Мы лишь испытываем шок. (8) Самое страшное то, что язык съёживается. (9) Порча лишь сопутствует его уничтожению. (10) Почитайте словарь Даля, и вы увидите, какой разнообразный, богатейший мир, а вместе с ним и язык мы потеряли. ( ПоЮ . Вронскому.) проблема Проблема сокращения, сжатия активного словаря русского человека 4 п озиция автора По мнению автора, вытеснение исконно русских слов и оборотов из активного употребления ведёт к уничтожению языка.

Слайд 24

(1) Гений борется и побеждает, талант борется и не побеждает. (2) Гений любит истину, чувствуя своё величие над ней. (3) Талант любит немногих и боится истины. (4) Гений часто хочет быть аристократичным – по существу он всегда бессознательно демократичен. (5) Талант часто хочет быть демократичным, но инстинктивно обращается не к толпе, а к избранным. (6) Впрочем, победа гениев даёт им мало радости. (7) Толпа подчиняется силе ненадолго, пока она кажется новой, а потом, привыкнув к ней и не поняв её, равнодушно уходит и даже мстит за своё невольное подчинение. (8) Толпа помнит имена гениев и забывает имена талантов. (9) Величайший трагизм жизни писателя в том, что он никогда не может убедиться в своём таланте. (10) Признание большинства (число распроданных экземпляров книги и хвалебные рецензии?) убеждает только самых пошлых и поверхностных писателей, ибо по статистике больше всего расходятся именно они. (11) Нет ничего более комичного и жалкого, чем эта самоотверженная, и бескорыстная, и святая вера в себя бездарных людей. (По Д. Мережковскому.) проблема Проблема оценки писателем собственного талант 5 п озиция автора По мнению автора, талантливый писатель не должен идти на поводу у толпы, так как признание большинства не всегда является мерилом таланта.

Слайд 25

(1) Недопустимо называть эрзац-культуру, заменители, суррогаты искусством. (2) Кесарю кесарево, классика вечна, а всякий эрзац — не более чем удовлетворение искалеченного вкуса. (3) Это как дождь в жару: прошёл — всё мгновенно высохло, а потом никто и не догадается, что моросило. (4) Вы ведь спрашиваете в магазине, рассматривая изящную сумку или красивые ботинки: «Что это — кожа или заменитель?» (5) Так и здесь: на всю продукцию безумного конвейера певцов под «фанеру» и сериалов для узколобых надо ставить маркировку «эрзац» с разъяснением: «Смотреть, если хочешь стать дебилом ». (6) Классика тем и неповторима, что спустя эпохи ты в ней улавливаешь созвучие времени, в котором живёшь. (7) И не стоит её обвешивать модернистскими блёстками. (8) Не надо Городничего в «Ревизоре» одевать в костюм десантника, полагая, что этим вы осовременили Гоголя. (9) Это свидетельство не прорыва, а полной режиссёрской беспомощности. (10) Чем быстрее мы опомнимся, восстановим значимость всего истинного, по-настоящему талантливого, непреходящего, классического, тем больше у нас будет шансов отстоять духовность России. (11) Оболваненная нация никогда не совершит прорыва. (По О. Попцову.) проблема Проблема подмены подлинного искусства эрзац-культурой 6 п озиция автора По мнению автора, подмена истинного искусства суррогатом ведёт к оболваниванию нации, к утрате духовности.

Слайд 26

Использованная литература Н.А. Сенина. А. Г. Нарушевич . Русский язык. Сочинение на ЕГЭ. Курс интенсивной подготовки: учебно — методическое пособие. Ростов – на-Дону . «Легион».2010. Краевая диагностическая работа по РУССКОМУ ЯЗЫКУ. Департамент образования и науки Краснодарского края. Краснодарский краевой институт дополнительного профессионального педагогического образования. Апрель 2011.

nsportal.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *