§ 7. Социальные санкции в пространстве кинопроцесса . Кино и коллективная идентичность
Второй ключевой, вопрос, в который упирается совершенствование системы социального контроля кинопроцесса, касается социальных санкций, с помощью которых осуществляется «притирка» интересов создателей фильмов, их импортеров, распространителей и зрителей. Что это за санкции, коими партнеры по кинопроцессу воздействуют друг на друга?
Начнем с конца кинематографического процесса. Зрители, как и их партнеры, сознательно или бессознательно оценивают фильмы, предлагаемые им в кинотеатре. Положительные и отрицательные оценки вызывают соответственно позитивные и негативные социальные санкции зрительской аудитории по отношению к другим субъектам кинопроцесса. Формы санкций и способы, которыми они достигают своих адресатов, разные. Так, условно говоря, моральные, санкции выражаются в характере зрительской молвы о фильме, сочетающей в себе в определенных пропорциях «устную рекламу» картины и ее антирекламу. Финансовые санкции проявляются в покупке входных билетов в кинотеатр, в размере кассовой выручки. Распространяются эти санкции одновременно и на создателей фильма, и на его распространителей.
Дистрибьюторы и демонстраторы проявляют свои оценки в таких санкциях, как покупка или не покупка фильма на кинорынке, включение или не включение его в репертуарную афишу, сумма, поступающая создателям картины от ее проката.
Какие санкции применяет по отношению к партнерам по кинопроцессу создатель фильма? Что касается экономического поведения кинозрителей, положительная санкция может заключаться в том, что созданием определенных фильмов поощряются и закрепляются те или иные вкусы и предпочтения. Отказ от создания фильмов, соответствующих существующей кинопотребности, означает применение негативной санкции.
Особое внимание привлекает к себе соотношение негативных санкций по отношению друг к другу со стороны главных субъектов кинопроцесса – создателей фильмов и зрителей.
Некоторые кинематографисты сознательно отказываются снимать фильмы, которые хотела бы видеть определенная часть публики. Со своей стороны часть публики, иногда очень большая, отказывается смотреть уже созданные картины и, следовательно, экономически вознаграждать кинематографистов. Подобная нестыковка в принципе неизбежна. Проблема в том, каковы масштабы взаимных негативных санкций. В сегодняшнем российском кинопроцессе они приобрели катастрофические размеры. Слишком много зрителей отказываются смотреть фильмы российских режиссеров, а последние либо не способны, либо не хотят откликнуться на актуальные эмоциональные и духовные запросы зрителей. Теоретически «примирить» обе стороны могла бы кинокритика. Но функция более или менее объективного посредника ей в подобной ситуации вряд ли под силу. Критики в основном жестко придерживаются стороны творцов элитарной ориентации. Не может не сказываться и инерция. На протяжении многих лет зрители тем больше посещали конкретный фильм, чем больше кинокритика его ругала.Третий ключевой вопрос, в который упирается совершенствование системы социального контроля за производством, импортом, хранением и распространением фильмов, сводится к концептуальному уяснению и созданию таких социальных механизмов, которые сделали бы более эффективными социальные санкции субъектов кинопроцесса по отношению друг к другу. Эффективными в том плане, чтобы фильм представлял собой, по возможности, большую ценность по сумме названных выше четырех измерений. Чтобы, скажем, кинематографисты были вынуждены реагировать соответствующим образом на отказ зрителей морально и материально поддерживать профессионально слабые картины. Чтобы, напротив, максимально были вознаграждены те дистрибьюторы и демонстраторы, которые стремятся работать с достойными произведениями российского кино, отдают предпочтение отечественным картинам перед зарубежными при формировании кинопрограмм.
Прогресс в организации такого социального контроля, который способствовал бы росту интегральной общественной ценности производимых фильмов, – дело крайне сложное и требующее достаточно много времени. В этой связи, а также памятуя о том, что история – наука о будущем, уместно бросить беглый взгляд на критерии, по которым в нашей стране в разное время оценивалась и, соответственно, позитивно и негативно санкционировалась деятельность кинематографистов, деятельность киностудий. Конечно, копировать прежнюю идеологию регулирования кинопроцесса «сверху» нельзя, но извлечь из нее определенные уроки можно.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Социальные санкции и нормы
Одним и самых важных условий нормального функционирования общества (или другой социальной единицы) является предсказуемость действий людей. В обратном случае ему угрожает полное разрушение.
Для того чтобы поддерживать необходимые нормы социального поведения, общество использует специальные механизмы воздействия на сознание людей с целью обеспечения постоянства существующих взаимодействий и отношений.
Одним из этих механизмов является социальный контроль, функции которого заключаются в создании условий для социальной стабильности.
Существует точка зрения, что личность формируется как способ выживания в обществе вследствие контроля над поведением человека, который осуществляют окружающие люди.
Именно они обучают человека определенным нормам и правилам, принятым в этом обществе. Постепенно, осваивая и закрепляя полученные образцы поседения, человек становится личностью. Т.е. он обучается соответствовать социальным нормам исходя из собственных индивидуальных особенностей.
В случае нарушения принятых в сообществе норм, личность ожидают социальные санкции, которые представляют собой любые средства, стимулирующие человека соблюдать установленные порядки. Чаще всего под санкциями понимают некие средства наказания, которым подвергается человек, отступивший от определенных правил.
Однако социальные санкции могут выглядеть и как поощрение или поддержка правильного поведения.
Социальные нормы и санкции всегда взаимосвязаны, одно не существует без другого. Постепенное смягчение санкций может привести к полному исчезновению нормы.
С помощью них осуществляется социальный контроль над соблюдением норм, которые, в свою очередь, стоят на страже ценностей, принятых в обществе. Например, процветание семьи является важной ценностью для общества. Значит, все, что способствует благу семьи, воспринимается как норма, в том числе способность мужчины защитить своих близких. Поэтому общественный стереотип подразумевает, что он должен быть сильным. Слабость подвергается санкциям в виде презрения и насмешек окружающих, а сила поощряется, что ярко видно на примере традиционных обществ, где мужчина всегда был главой семьи, и ему принадлежала власть. Если нормы начинают «расплываться», теряют четкие границы, возникает нестабильность. Например, в современном обществе роль мужчины как лидера и защитника уже не столь очевидна. Отношения в семьях, соответственно, далеко не так стабильны, как в традиционных культурах.
Можно выделить 4 вида санкций: позитивные, негативные, неформальные и формальные.
Последние подразумевают поощрение или наказание, исходящее от официальных организаций.
Неформальные позитивные или негативные санкции – публичное одобрение или осуждение, не носящее официальный характер. Это может быть дружеская похвала, молчаливое одобрение или, напротив, игнорирование и насмешки.
Позитивные социальные санкции всегда подразумевают поощрение какой-либо деятельности, а негативные – наказание.
В зависимости от серьезности санкций, применяемых в случае нарушения той или иной нормы, можно выделить типы социальных норм. Первый имеет отношение к особенностям поведения человека в той или иной ситуации. Это манеры и этикет. Следующий тип подразумевает более глубокий уровень изменения личности. Сюда относят традиции и нравы, а также групповые привычки. И третий пункт, подразумевающий жесткое наказание за отклонение – это законы и табу.
Неподчинение нормам в некоторой степени характерно для любого сообщества. Всегда существуют люди, по тем или иным причинам отвергающие не только традиции, но и законы. Обычно они подвергаются наказанию, но на их место приходят другие. По мнению социологов, процент людей, нарушающих нормы, постоянен в любом сообществе. Именно за счет этого достигается равновесие и гибкость системы, а также появляется возможность для развития социальной единицы. Нарушители всегда выявляют слабые места всей общественной системы и показывают, что может угрожать ей.
Социальный контроль и социальные санкции в ходе воспитания «закрепляются» в сознании человека. Если неосознаваемая часть психики является хранилищем неконтролируемых импульсов, то сознание должно обеспечивать сдерживающую функцию. Но это не всегда так. Глубоко заложенные общественные запреты также могут уходить в сферу бессознательного и оттуда управлять поведением человека. Таким образом формируется культура того или иного общества. Запреты и табу становятся частью коллективного бессознательного и не требуют постоянного контроля.
Чрезмерный внешний контроль приводит к тому, что общество деградирует, так как человек перестает нести ответственность за свою жизнь и поступки. В обществе должны быть созданы условия для самоопределения личности с учетом необходимых норм. В этом и заключается основная задача гармоничного социума.
Справочник по экономическим санкциям
- Предыдущая глава
- Следующая глава
Эта короткая глава проливает свет на ряд идей, которые в конечном итоге могут быть использованы для разработки всеобъемлющей основы для перехода от негативных санкций к позитивным. Для этого я сначала кратко представлю известные элементы дебатов об эффективности негативных санкций и доказательства эмбарго на поставки оружия. Наконец, опираясь на некоторые выводы из предыдущих разделов, я представляю некоторые моменты, которые следует учитывать при разработке успешных позитивных санкций. В частности, я представляю пять моментов, которые необходимо учитывать: (i) роль групп интересов (ii) правила игры в экономической интеграции; (iii) политический комплекс, включая разоружение; (iv) роль гражданского общества; (v) доверие к правительствам отправителей.
Передний вопрос
Авторские права
Содержание
Авторы
-
Сокращения
Глава 1: Введение в Исследовательский справочник по экономическим санкциям
Часть I: ЦЕННОСТЬ ИСТОЧНИКОВ ДАННЫХ С БОЛЬШИМ N
Глава 2: Экономические санкции в двадцать первом веке
Глава 3: Проект данных об угрозе и введении экономических санкций: ретроспектива
Глава 4: Глобальная база данных о санкциях (GSDB): обновление, включающее годы президентства Трампа
Глава 5: Адресные санкции ООН: историческое развитие и современные вызовы
Глава 6: Публикационная предвзятость исследования экономических санкций: метаанализ влияния торговых связей, продолжительности и предшествующих отношений на успех санкций
Часть II: МЕХАНИЗМЫ САНКЦИЙ
Глава 7: Подход общественного выбора к международным санкциям: ретроспектива и перспектива
Глава 8. Заставить санкции работать: способствовать соблюдению требований, наказывать за нарушения и препятствовать нарушению санкций
Глава 9: Экономические санкции и политическая стабильность и насилие в целевых странах
Глава 10: Эффект внутренней оппозиции международных санкций: выводы из качественного сравнительного анализа
Глава 11: Новый взгляд на механизм вторичных санкций: случай санкций США против Северной Кореи
Глава 12: Исследование фирм и санкций: теоретические и методологические соображения
Часть III: ВИДЫ САНКЦИЙ
Глава 13: Введение санкций или позирование в одежде санкционистов: санкции ЕС против России и российские контрсанкции
Глава 14: Приостановка торговых преференций как экономические санкции
Глава 15: Экономические санкции и ВТО
Глава 16: Негативные и позитивные санкции
Глава 17: Экономические санкции в графовой модели разрешения конфликтов
Часть IV: НАМЕРЕННЫЕ И НЕПРЕДНАМЕРЕННЫЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ
Глава 18: Влияние санкций на банковскую систему: новые доказательства из Ирана
Глава 19: Туризм и санкции
Глава 20: ПИИ и санкции
Глава 21: В штрафной и вне ее: санкции США и их влияние на международную торговлю
Глава 22. Определение времени воздействия санкций на торговлю
Глава 23: Санкционировано голодать? Влияние экономических санкций на продовольственную безопасность в государствах, на которые они направлены
Отправить этот контент по электронной почте
Скопируйте эту ссылку или нажмите ниже, чтобы отправить ее другу по электронной почте
Отправить этот контент по электронной почте
или скопируйте ссылку напрямую:
https://www. elgaronline.com/display/edcoll/9781839102714/9781839102714.00024.xml
Ссылка не скопирована. Ваш текущий браузер может не поддерживать копирование с помощью этой кнопки.
Ссылка успешно скопирована
Нормы — Социология — Оксфордские библиографии
Введение
Нормы — это фундаментальное понятие в социальных науках. Чаще всего они определяются как правила или ожидания, которые навязываются обществом. Нормы могут быть предписывающими (поощряющими положительное поведение, например, «будь честен») или предписывающими (не поощряющими отрицательное поведение, например, «не обманывай»). Этот термин также иногда используется для обозначения моделей поведения и усвоенных ценностей. Нормы важны из-за их вклада в социальный порядок. Утверждается, что правительства (и другие иерархии) и рынки вносят свой вклад в порядок, как и индивидуальные просоциальные мотивы. Но нормы, навязываемые через группы и сети, также играют важную роль. Нормы уже давно используются для объяснения поведения, но в последние годы ученые все больше внимания уделяют объяснению самих норм, в частности их возникновения и соблюдения.
Общий обзор
Хотя во многих работах упоминаются нормы и делаются общие утверждения о них, относительно немногие содержат подробные обсуждения. В этом разделе описаны некоторые из этих более подробных частей. Elster 1989 исследует социальные нормы в контексте более широкой проблемы социального порядка. Более поздняя работа, Elster 2009, отличает нормы от других типов правил и обсуждает важность эмоций для обеспечения соблюдения норм. Hechter and Opp 2001 включает вводные главы, в которых обсуждаются нормы в целом, а также основные главы, посвященные конкретным нормам. Bicchieri 2006 определяет и объясняет нормы. Наконец, Mollborn 2017 обсуждает наборы норм в контексте сексуального поведения подростков.
Биккьери, Кристина. 2006. Грамматика общества: природа и динамика социальных норм . Кембридж, Великобритания: Кембриджский унив. Нажимать.
Относится к нормам как к ожиданиям в отношении поведения других и внутренней мотивации, чтобы соответствовать тому, что человек ожидает от других. Полагается на теорию игр и экспериментальные данные для объяснения норм.
Эльстер, Джон. 1989. Цемент общества: исследование социального порядка . Кембридж, Великобритания: Кембриджский унив. Нажимать.
DOI: 10.1017/CBO9780511624995
Книга посвящена социальному порядку; в одной главе (стр. 97–151) конкретно обсуждаются нормы. Элстер утверждает, что нормы разделяются и поддерживаются с помощью социальных санкций. Он отличает социальные нормы от морали, законов, условностей, личных правил, привычек, традиций и психологических особенностей и приводит эмпирические примеры норм.
Эльстер, Джон. 2009. Нормы. In Оксфордский справочник по аналитической социологии . Под редакцией Питера Хедстрема и Питера Бирмана, 195–217. Оксфорд: Оксфордский ун-т. Нажимать.
Отличает социальные нормы от моральных норм, квазиморальных норм (возникающих при наблюдении за поведением других), правовых норм и условностей. Обсуждается роль презрения и негодования со стороны третьих лиц, а также стыда и вины девианта. Анализирует распространенные нормы, в том числе регламентирующие перебор на рабочем месте, чаевые и стояние в очередях.
Хехтер, Майкл и Карл-Дитер Опп, ред. 2001. Социальные нормы . Нью-Йорк: Фонд Рассела Сейджа.
Помимо вводной главы, написанной редакторами, в четырех главах представлены взгляды на нормы социологии, юридической академии, экономики и теории игр. Последующие эмпирические главы содержат иллюстрации и анализ ряда существенных норм, включая нормы в журналистике, общественных движениях, сексе и браке, а также национальном самоопределении.
Моллборн Стефани. 2017. Смешанные сообщения: нормы и социальный контроль в отношении подросткового секса и беременности . Нью-Йорк: Оксфордский ун-т. Нажимать.
DOI: 10.1093/acprof:oso/9780190633271.001.0001
Разрабатывает концепцию наборов норм и обсуждает обоснование норм и конфликты норм, а также стратегии, используемые сторонниками норм, и цели норм. Описывает, как нормы сообщаются и используются в семьях, школах, сообществах и группах сверстников.