Конспект урока по обществознанию на тему «Познание окружающего мира»
Обществознание 10 класс
Урок № 1
Тема: Познание окружающего мира
выяснить сущность процесса познания, особенности чувственного и рационального познания, изучить особенности научного познания, его уровни; сравнить понятия истина и ложь;
совершенствовать умения анализировать, обобщать и делать выводы; закрепить навыки работы с учебным текстом;
воспитывать у учащихся чувство толерантности.
Ход урока
Оргмомент
Актуализация знаний
Знание – сила (в чем суть?)
Изучение новой темы
Познание – это отражение и воспроизведение действительности в мышлении субъекта, результатами которого является новое знание о мире.
Знание – это проверенный практикой результат познания действительности, верное её отражение в мышлении человека
Как видите эти оба термина (познание и знание) сильно между собой связаны. В чем разница? (Знание — результат, а познание — процесс)
Знания не возникают сами по себе. Они результат особого процесса – познавательной деятельности людей.
Знание понимается:
В широком смысле – любой род информации
В узком смысле – подтвержденная научными средствами информация
Познание проходит две главные ступени – чувственное и рациональное (логическое) познание. (работа по вариантам, стр. 8-9 уч.)
Чувственное познание – осуществляется в форме ощущений, восприятия и представлений.
Фиксируется внешняя сторона проявлений
Рациональное познание – происходит выявление общего, существенного с помощью мышления и разума. (из данных, полученных органами чувств, человек, строя суждения, познает закономерности окружающего мира)
Для лучшего понимания давайте рассмотрим примеры рационального и чувственного познания. Рациональное познание происходит когда:
вы читаете научную статью;
проводите эксперимент;
выдвигаете теорию;
доказываете теорему;
проводите социологический опрос и т.д.
пробуете вкусную пищу;
наблюдаете прекрасный пейзаж;
слушаете музыку;
наслаждаетесь ароматом чудесных духов и т.д.
Эти две ступени познания находятся в единстве. Если одно господствует за счет другого – объективно верное знание не получите – одна форма.
Сенсуализм – направление в теории познания, согласно которому ощущения, восприятия – основа и главная форма достоверного познания. «Нет ничего в разуме, чего не было бы в чувствах»
Рационализм – философское направление, признающее разум основной и главной формой познания
Процесс познания включает в себя следующие формы мыслительной деятельности:
Научное познание – особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о природе, человеке и обществе.
Методом получения научного знания выступает научное исследование (процесс научного изучения какого-либо объекта с целью выявления его закономерностей)
Научное познание универсально в том смысле, что может сделать предметом исследования любой феномен, может изучать все в человеческом мире — будь то деятельность сознания, психика или же хозяйственная деятельность человека.
Уровни научного познания:
Эмпирический и теоретический уровни научного познания различаются по средствам познания. Эмпирическое исследование основывается на непосредственном взаимодействии исследователя с изучаемым объектом. Теоретическое исследование, вообще говоря, не предполагает такого непосредственного взаимодействия исследователя с объектом: здесь он может изучаться в той или иной мере опосредованно, а если и говорится об эксперименте, то это «мысленный эксперимент» , т. е. идеальное моделирование.
Итог любого исследования – получение истины
Истина – отражение в сознании человека предметов и явлений такими, какими они существуют вне и независимо от познающего субъекта.
Вечных неизменных истин не существует! Истина всегда относительна!
Критерием истины является практика.
Ложь – это неправда, искажение действительного состояния дел, имеющее целью ввести кого-либо в заблуждение. (неверные факты)
Дедукция и индукция (сам. стр. 13 – 14)
Индукция — это вид рассуждений «от частного к общему».
Дедуктивный метод Шерлока Холмса при каждом его конкретном применении даёт пример ИНДУКТИВНОГО рассуждения: Шерлок Холмс от частного (грубо говоря, от конкретных улик) приходил к общему пониманию картины происшедшего.
все грачи, которых мне доводилось видеть, чёрные, то ВСЕ грачи чёрные»
2. Дедукция — это вид рассуждений «от общего» (обычно к частному) .
Все люди смертны – я тоже смертный
3. Есть ещё трансдукция — вид рассуждений от частного к частному (так часто рассуждают дети).
Он до конца дороги не доходит, потому что конца у нее нет
Повторение
Выставление оценок
Д\З П. 1, записи
infourok.ru
Познание ребенком окружающего мира
Если задуматься над вопросом о том, что должно в себя включать дошкольное образование, то на ум приходят классические навыки обучения: чтение, письмо, воспитание, развитие речи и мелкой моторики. Список может быть очень длинным и содержать большое количество различных навыков и знаний. Но мало кто задумывается, что все эти навыки являются частью одного более широкого навыка – познания окружающего мира.
Каким образом ребенок познает окружающий мир?
Наделенный с рождения возможностью слышать, видеть, чувствовать ребенок жадно глотает информацию и познает скрытые от него секреты мира. Взрослым порою сложно понять и подстроится под то, что ребенку все в новинку. То, что кажется обыденным или даже скучным, может представляться ребенку невероятным приключением. Важно не упустить эту возможность и поддержать интерес к открытиям надолго.
Каждый день глядя на один и тот же предмет ребенок изучает его с разных сторон. Внешний вид, тактильные качества, со временем ребенок начинает искать то, каким образом этот предмет взаимодействует с другими. Пытается узнать, какие звуки получаются при воздействии на разные объекты, какие они на вкус.
Главными в жизни ребенка до 6 лет являются два вида времяпровождения. Игра и деятельность, направленная на извлечение новых знаний.
Эти два типа познания во многом определяют то, насколько в дошкольном периоде ребенок сможет подготовиться к школьной и взрослой жизни. Игра неразрывно связана с деятельностью по познанию мира, а все занятия должны проходить в форме игры. Но такая связь не говорит о том, что каждая игра ребенка должна быть наполнена видимым для взрослого смыслом. Ребенок должен иметь возможность выражать свои внутренние позывы самостоятельным проявлением игровой активности.
Влияние младшего возраста на дальнейшую жизнь и характер ребенка существенно. Очень важно для родителей разобраться в том, что и как нужно делать, что бы помочь малышу чувствовать себя комфортно и постигать мир без страха и неуверенности.
Основой для понимания процессов происходящих с ребенком лежит в понимании:
- каким образом ребенок воспринимает информацию;
- и как она становится теми знаниями, которыми мы пользуемся не задумываясь.
Основные инструменты восприятия
Каждый здоровый ребенок с рождения наделен пятью сильными и наиболее полными инструментами для восприятия им окружающего мира.
- Слух;
- Зрение;
- Осязание;
- Обоняние;
- Вкус.
Именно эти пять инструментов становятся тем мостиком между миром и ребенком. Используя различные механизмы для познания, благодаря этим инструментам, стимулируется полноценное развитие нового человека.
Для того чтобы помочь ребенку овладеть всеми необходимыми навыками родители должны понимать какими механизмами пользуется ребенок.
Механизмы познания окружающего мира
Первичный механизм, которым пользуется ребенок сразу после рождения это – чувственное восприятие. Новорожденный еще не осознает, но слышит, видит и чувствует все то, что происходит вокруг него.
Благодаря этому механизму он составляет первое впечатление об окружающих предметах, запоминает свои ощущения и формирует базовый опыт. Этот опыт приводит в действие механизм наблюдения. Еще не умеющий передвигаться в пространстве ребенок получает новый опыт, сравнивая и отмечая разницу в окружающем его мире.
Стремление к изучению новых сторон жизни побуждает ребенка развиваться физически и стремиться освоить новые навыки, которые позволят ему достигнуть новых горизонтов. Таким образом, ребенок начинает двигаться и изучать предметы, которые ранее ему были недоступны. Мир наполняется огромным количеством разнообразных новых ощущений и опыта.
Накопление большого количества знаний стимулирует логическое мышление для обработки постоянно поступающих знаний. Включение логики побуждает малыша экспериментировать и моделировать, используя то, что было получено ранее для получения новых знаний.
Уже с получением первого опыта от экспериментов в голове ребенка начинает работать механизм постижения мира при помощи дополнительных средств, технических приспособлений и орудий деятельности.
Таким образом, от первых звуков, ощущений и картинок ребенок переходит к полноценному изучению окружающего. Способный пользоваться пятью механизмами ребенок, может понять большое количество информации, а при помощи родителей обработать ее быстрее и качественнее.
Сроки и скорость включения различных механизмов в жизни ребенка зависят от того, какой из инструментов восприятия является основным от природы.
Одни дети больше любят слушать, другие рассматривать, а третьи непоседливы и стремятся что-нибудь разобрать или сломать. Различие детей по темпераменту заложено от природы и вызвано тем, что у разных детей восприятие нового идет по разным каналам. Кто-то лучше понимает услышанное слово или музыку, кто-то жаждет увидеть. В зависимости от того, что лежит в основе и формируется характер исследования мира ребенком.
Правильным способом помощи в изучении окружающего мира ребенком будет определение того, какой канал восприятия мира наиболее развит у ребенка.
Все статьи по теме
kukuriku.ru
Познание
3. ПОЗНАНИЕ
3.1. Познание мира. Формы познания: чувственное и рациональное.
Познание – совокупность процессов, процедур и методов приобретения знаний о явлениях и закономерностях объективного мира. Познание является основным предметом науки гносеологии (теории познания).
Первая ступень познания представляет собой чувственное познание. Чувственное познание основано на опыте человека, который он приобретает, воздействуя на познаваемые объекты с помощью органов чувств (вкус, обоняние, осязание, зрение, слух). Оно всегда субъективно, осуществляет связь человека с внешним миром.
Формы чувственного познания:
Ощущение – отражение отдельных признаков и свойств предметов (температура, цвет, вкус).
Восприятие – целостный образ предмета или явления.
Представление – сохранение образов предметов в памяти.
Вторая ступень познания – рациональное познание. Рациональное познание позволяет человеку постигнуть внутреннее в вещах – их структуру, сущность, законы.
Формы рационального познания:
Понятие – отражение общих принципов и свойств предметов (в словах, символах, знаках).
Суждение – связь понятий, с помощью которой отражаются зависимости между вещами (в предложениях, формулах).
Умозаключение – связь между несколькими суждениями (в более сложных предложениях, формулах, где присутствуют причинно-следственные связи).
Чувственное познание | Рациональное познание |
Ощущение Восприятие Представление | Понятие Суждение Умозаключение |
Наглядный образ предмета | Понятие о предмете |
Степень обобщения невелика | Степень обобщения высокая |
Процессу познания присущи некоторые противоречия:
1. Противоречие между субъектом и объектом. Оно представляет собой несоответствие между потребностями человека в практическом преобразовании мира и недостатком знаний о нем.
2. Иногда познанию присуще противоречие между данными органов чувств и мысленным отражением внешнего мира.
3. Противоречие между сложившейся теорией и сложившимися новыми научными фактами.
4. Противоречия между течениями в науке, между теориями.
В процессе познания большую роль играют такие внерациональные формы познания как воображение, фантазия, эмоции, вера, интуиция. Интуиция – способность прямого (непосредственного) постижения истины, то есть без опоры на рассуждения и доказательства.
3.2. Истина, ее критерии. Относительность истины.
Целью любого познания является истина. Истина – соответствие знания предмету познания.
Для истины характерны объективность (соответствие знания об объекте самому объекту), процессуальность (истина может измениться в процессе познания, т.к. познаваемый мир неисчерпаем), конкретность (истина определяется конкретными условиями места, времени, ситуации).
Абсолютная истина – полное, исчерпывающее знание об объекте. Например, все люди смертны.
Относительная истина – неполное, неточное, недостаточное знание об объекте. В основе относительности истины лежит понимание, что познаваемый мир безграничен, а человеческие познавательные возможности ограничены.
Знание, не соответствующее познаваемому объекту, называется заблуждением. Заблуждения можно разделить на три вида:
Ошибка – заблуждение, возникающее в результате невнимательности или глупости.
Ложь – преднамеренное заблуждение, возникающее в случае, когда выгодно выдать за истину то, что ею не является.
Иллюзия – заблуждение, не зависящее от личных качеств субъекта.
3.3. Виды человеческих знаний
Познавательное отношение человека к миру осуществляется в различных формах – в форме обыденного познания, мифологического, художественного, религиозного, философского, наконец, в форме научного познания. Первые три области познания рассматриваются как вненаучные формы.
Мифологическое знание – исторически первая форма познания, направленная на постижение природы и общества, опыт поколений через смысловое родство с познаваемой действительностью.
Обыденно-практическое (житейское) знание – форма познания, в основе которой является здравый смысл, жизненный опыт, повседневная практическая жизнь.
Художественно-образное знание – форма познания, проявляющаяся в искусстве через создаваемые образы.
Религиозное знание – форма познания, основанная на вере в сверхъестественное.
Философское знание – форма познания, особенностью которой является универсализм (общий характер) и критицизм (проверка результатов доводами разума).
Особое место в познавательной деятельности занимает самопознание (рефлексия) – осмысление человеком своей мыслительной деятельности, слов и поступков, с целью выявления собственной сущности.
3.4. Научное познание. Социальное познание. Социальные науки, их классификация. Социальное и гуманитарное знание
Научное познание – познание, целью которого является открытие объективных законов на основе обобщения реальных фактов и их взаимосвязи.
Черты научного познания:
исследование существенных, типичных, устойчивых связей, свойств и отношений;
объективность;
строгая доказательность, опытная проверка, воспроизведение, повторение результатов;
систематичность знания, формирование целостной системы понятий, символов, формул, теорий;
использование полученных знаний в реальной жизни.
В структуре научного познания выделяются два уровня – эмпирический и теоретический.
Эмпирическое познание ориентировано на явления, в нем преобладает чувственный опыт, рациональное познание подчинено чувственному. Главные методы эмпирического познания – наблюдение, сравнение, эксперимент.
Теоретическое познание ориентировано на сущность явлений, оно основано на рациональном познании. Главные методы теоретического познания – абстрагирование, формализация, моделирование, мысленный эксперимент, системный подход, идеализация.
Основные формы научного познания:
Научный факт – предложение, фиксирующее эмпирическое (опытное) знание.
Научная проблема – затруднение, преодоление которого возможно только с помощью научного исследования.
Научная идея – интуитивное объяснение явления.
Гипотеза – допущение или предположение, нуждающееся в доказательстве.
Закон – отображение существенной, необходимой или повторяющейся связи между объектами или явлениями.
Теория – наиболее развитая форма научного познания, дающая целостное представление о закономерностях определенной области действительности.
Социальное познание – познание общества, социальных отношений. В данном виде познания субъект и объект познавательной деятельности совпадают. Социальное познание ориентировано на исследование качества (значимость явлений), а не количества (типичность, повторяемость). Социальное познание направлено на исследование единичного, уникального на основе общего, закономерного. Социальное познание изучает не только общественные связи, но и человека, поэтому его часто называют социально-гуманитарным.
Основными социальными науками считаются история, социология, политология, юриспруденция. Социально-гуманитарные науки – психология, культурология, филология, лингвистика, религиоведение.
studfiles.net
Чувственное познание окружающего мира — урок. Информатика, 6 класс.
С первых минут жизни человек воспринимает реальную действительность или окружающий мир (тепло, холод, звуки, свет и другие его проявления). Все окружающие нас объекты воздействуют на наши органы чувств.
Органы чувств человека — средства приёма сигналов из внешнего мира для передачи их в мозг.
Отдельные свойства объектов окружающего мира вызывают у нас ощущения. Например, мы ощущаем запах цветка, вкус земляники, тепло или холод.
Каждый объект имеет не одно, а множество свойств. Поэтому объект мы узнаем не по одному ощущению (сладкий или гладкий), а по их совокупности. Примеры:
- жёлтый, овальный, кислый, сочный, ароматный — это лимон;
- зелёная, колючая, пахнет смолой — ёлка.
Восприятие — это целостное отражение объекта, непосредственно воздействующего на наши органы чувств. Оно складывается из отдельных ощущений.
Предположим, вас угостили яблоком. С помощью глаз вы воспринимаете его форму и цвет; с помощью языка определяете, кислое оно или сладкое; с помощью носа ощущаете его аромат.
В результате создается целостное отражение этого объекта. Но восприятие одного и того же объекта разными людьми может быть различным.
Так, скорее всего, взглянув на зелёный луг, художник восхитится его красотой, формой и красками, биолог увидит различные виды растений, а крестьянин прикинет, сколько с него можно получить сена.
Из этого примера видно, что восприятие каждого человека очень сильно переплетается с его прежним опытом и знаниями.
Услышав слово «снег», каждый из нас может мысленно его представить, описать его свойства.
Представление — это чувственный образ объекта, в данный момент нами не воспринимаемого, но воспринятого ранее.
С помощью органов чувств мы познаем отдельные предметы и явления окружающего мира. Такое познание называют чувственным познанием. Возможности чувственного познания ограничены.
Законы мира, сущность предметов и явлений, общее в них мы познаем с помощью мышления.
Источники:
Босова Л. Л. Информатика: Учебник для 6 класса / Л. Л. Босова. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. — 208 с.: ил.
www.yaklass.ru
Способы познания окружающего мира
Главная | Информатика и информационно-коммуникационные технологии | Планирование уроков и материалы к урокам | 6 классы | Планирование уроков на учебный год (ФГОС) | Способы познания окружающего мира
Содержание урока
Презентация «Как мы познаём окружающий мир»
Информация и знания
Чувственное познание окружающего мира
Абстрактное мышление
Вопросы и задания
Компьютерный практикум. Работа 6 «Создаём компьютерные документы». Задание 1
Компьютерный практикум. Работа 6 «Создаём компьютерные документы». Задание 2
Компьютерный практикум. Работа 6 «Создаём компьютерные документы». Задание 3
Компьютерный практикум. Работа 6 «Создаём компьютерные документы». Задание 4
Компьютерный практикум. Работа 6 «Создаём компьютерные документы». Задание 5
Чувственное познание окружающего мира
С первых минут жизни человек воспринимает реальную действительность, или окружающий мир (тепло, холод, звуки, свет и другие его проявления). Все окружающие нас объекты воздействуют на наши органы чувств. Органы чувств человека — средства приёма сигналов из внешнего мира для передачи их в мозг (рис. 21).
Отдельные свойства объектов окружающего мира вызывают у нас ощущения.
Например, мы ощущаем запах цветка, вкус земляники, тепло или холод.
Каждый объект имеет не одно, а множество свойств. Поэтому объект мы узнаем не по одному ощущению (сладкий или гладкий), а по их совокупности. Примеры:
— жёлтый, овальный, кислый, сочный, ароматный — это лимон;
— зелёная, колючая, пахнет смолой — ёлка.
Восприятие — это целостное отражение объекта, непосредственно воздействующего на наши органы чувств. Оно складывается из отдельных ощущений.
Предположим, вас угостили яблоком. С помощью глаз вы воспринимаете его форму и цвет; с помощью языка определяете, кислое оно или сладкое; с помощью носа ощущаете его аромат. В результате создаётся целостное отражение этого объекта.
Но восприятие одного и того же объекта разными людьми может быть различным. Так, взглянув на зелёный луг, художник, скорее всего, восхитится его красотой, формой и красками, биолог увидит различные виды растений, а фермер прикинет, сколько с него можно получить сена. Из этого примера видно, что восприятие каждого человека очень сильно переплетается с его прежним опытом и знаниями.
Услышав слово «снег», каждый из нас может мысленно его представить, описать его свойства.
Представление — это чувственный образ объекта, в данный момент нами не воспринимаемого, но воспринятого ранее.
С помощью органов чувств мы познаём отдельные предметы и явления окружающего мира. Такое познание называют чувственным познанием. Возможности чувственного познания ограничены.
xn—-7sbbfb7a7aej.xn--p1ai
Способы познания окружающего мира. Теоретическая часть
Вопросы занятия:
· информация;
· приёмник;
· источник;
· свойства информации;
· виды информации;
· понятие;
· суждение;
· умозаключение.
Информацию человек начинает получать с раннего детства. Получая информацию, маленькие дети учатся понимать, говорить, играть. Когда человек идёт в школу, он начинает учиться писать, читать и считать, обрабатывать различную информацию.
Трудно представить, что случится, если человек лишится привычной для него информации и способов её получения: новостей по телевидению и радио; сведений из книг, газет, журналов и сети Интернет; разговор по телефону, бесед с друзьями и родственниками.
Информация – это сведения о предметах, событиях, явлениях и процессах окружающего мира.
В процессе общения с другими людьми человек передаёт и получает информацию.
Приёмник – это объект, который получает информацию.
Источник – это объект, который передаёт информацию.
Давайте рассмотрим несколько ситуаций и ответим на вопрос, кто является источником, а кто приёмником.
Первая ситуация: Мальчик смотрит телевизор. Источником является телевизор, приёмником – человек.
Вторая: Учитель объясняет ученикам тему. Источник – учитель, приёмники – ученики.
Третья ситуация: Человек по годовым кольцам определяет, сколько лет дереву. Источник – дерево, приёмник – человек.
Четвертая: Дрессировщик в цирке даёт команду тигру. Источник – дрессировщик, приёмник – тигр.
Обмен информацией происходит по-разному: с помощью жестов, сигналов, в письменной, устной и прочих формах. Для обмена информацией используется определённый язык (английский, русский и другие), главное, чтобы выбранный язык был понятен всем людям, которые участвуют в общении.
Без обмена информацией между людьми было бы невозможным возникновение и развитие общества. Человек научился накапливать информацию и хранить её не только в своей памяти, но и в книгах, блокнотах, электронных носителях информации (магнитные и лазерные диски, flаsh-накопители и прочие).
Например, историк собирает информацию человечества из книг, рассказов очевидцев и записывает все в одну книгу или на электронный носитель.
Информацией, кроме человека, могут обмениваться объекты живой природы и технические устройства. Но, в отличие от других живых существ человек способен обрабатывать информацию, то есть понимать её и делать выводы. К примеру, человек посмотрел прогноз погоды на следующий день, проанализировал и сделал вывод нужно ли одеться тепло, взять зонтик или нет.
Любая информация имеет свойства:
Полезная, то есть та информация, которая может пригодиться человеку в дальнейшем. Возьмём в качестве примера все тот же прогноз погоды. Данная информация полезна для человека, так как он будет знать, как ему одеться.
Понятная. Это та информация, которая доступна для восприятия человека и выражена на доступном языке. Например, шестиклассника Антона на уроке математики попросили рассказать таблицу умножения. Он сможет это сделать, так как понимает, что от него хочет учитель. А если попросить рассказать теорему Пифагора, то Антон не сможет ответить на данный вопрос, так как не знает, что это такое и не понимает, каким должен быть ответ.
Актуальная. Информация ценная в данный момент. И снова возвращаемся к примеру, с прогнозом погоды на завтрашний день: эта информация будет полезна только ближайшие сутки, а потом станет не актуальной.
Полная. Информация, которая раскрывает суть вопроса или описание объекта. Но это не вся информация об объекте. Например, для описания квадрата достаточно сказать, что у него четыре равных угла и четыре равных стороны.
Достоверная. Или другими словами правдивая. Не вся информация, находящаяся в интернете или рекламе достоверна. Некоторая информация может оказаться ложной.
Существуют две формы познания информации: чувственное (с помощью органов чувств) и логическое или абстрактное мышление.
С самого рождения человек воспринимает окружающий мир. Все окружающие нас объекты воздействуют на наши органы чувств. Органы чувств человека – это средства приёма информации из окружающего мира для передачи в мозг человека.
По способам восприятия информация бывает:
Визуальная (зрительная). Данная информация воспринимается при помощи органов зрения. Позволяет человеку воспринимать форму, размер и цвет предметов, наблюдать за перемещением объектов.
Звуковая. Воспринимается при помощи органов слуха. Они дают человеку возможность воспринимать звуки: речь, музыку, пение птиц, телефонные звонки и так далее.
Тактильная или осязательная. Получение такой информации осуществляется с помощью органов осязания. На ощупь человек может определить характер поверхности предмета: гладкая или шершавая, мокрая или сухая и другие.
Вкусовая. Восприятие данной информации происходит при помощи органов вкуса. С помощью языка человек определяет вкус пищи: сладкая, кислая, солёная и так далее.
Обонятельная. Получение данной информации происходит при помощи органов обоняния. С помощью носа человек различает запахи: как пахнет тот или иной цветок, фрукт и другие.
Давайте попробуем соотнести информацию с органами её восприятия.
Итак, на первом рисунке показано как мальчик ест клубнику. Информация воспринимается органом вкуса – языком. Значит это вид вкусовой информации.
На втором рисунке мальчик слушает музыку. Данный вид информации относится к звуковой, так как воспринимается при помощи органов слуха.
На третьем рисунке, девочка нюхает цветок. Это обонятельная информация, так как она воспринимается при помощи органов обоняния (носа).
На четвёртом рисунке показано, как ученик читает книгу. Восприятие информации происходит при помощи органов зрения (глаз), значит это визуальная информация.
Также информация по форме представления делится на текстовую, графическую, звуковую и комбинированную. Рассмотрим более подробно каждый из видов информации.
Итак, текстовая информация содержит в себе цифры, буквы и знаки. Пример данной информации можно обнаружить в ваших тетрадях по русскому языку.
Графическая информация может быть представлена в виде фотографий, картин, рисунков, которые не содержат текстов. Например, фотографии с отдыха с родителями или картины в музее или на выставке.
К звуковой информации относятся звук, речь, шум. К данному виду информации относятся песни, шум моря и другие.
Комбинированная или смешанная информация представляет собой сочетание нескольких её видов. Примером комбинированной информации является учебник по информатике – в нем содержится как текстовая, так и графическая информации. Или мультфильм, в котором сочетается как графическая, так и звуковая информации.
Рассмотрим рисунки и выберем, к какому типу по форме представления относится данная информация.
На первом рисунке показаны колонки, которые проигрывают песню. Значит это звуковая информация.
На втором изображена картина. Эта информация относится к графической.
На третьем рисунке человек смотрит телевизор. Видео относится к комбинированной информации.
На четвёртом находится математическая формула. Она состоит из букв и цифр. Значит это текстовая информация.
Все окружающие нас объекты воздействуют на наши органы чувств. Отдельные свойства объектов вызывают у нас ощущения. Например, мы ощущаем ветер, вкус яблока и так далее.
Каждый объект имеет не одно, а множество свойств. Объекты человек узнает не по одному ощущению или органу чувств, а по их совокупности.
Например, оранжевый, круглый, сладкий, с дольками – это апельсин. Или металлическая, открывается, с ручкой – это дверь. И прочие.
Восприятие – это представление объекта в целом, который воздействует на наши органы чувств. Оно складывается из отдельных ощущений. К примеру мальчик угостил девочку конфеткой. При помощи глаз она видит обёртку, форму и цвет, при помощи языка – шоколадная, леденец или карамелька, с начинкой или без. А если собрать это все в одно, то получим восприятие.
Каждый человек воспринимает один и тот же объект по-разному. Например, если ребёнку подарить игрушку, то он отнесётся к этому с радостью. А если взрослому человеку подарить игрушку, то он, конечно, не обрадуется так сильно.
Если человек услышит слово «Солнце», то он сможет мысленно изобразить и описать его свойства.
Представление – это образ объекта, которого в данный момент нет с нами, но ранее мы его видели.
Чувственное познание – это познание отдельных предметов и явлений окружающего мира при помощи органов чувств.
При помощи мышления мы можем составить планы на некоторый срок, сделать какое-то открытие или составить прогноз погоды и т. д. Во все времена умение правильно мыслить играло важную роль в жизни каждого человека.
Понятие – это форма мышления, в которой отражаются главные признаки отдельного объекта или некоторого множества объектов. Например, «солнце», «трава», «стол», «компьютер».
Суждение – это форма мышления, в которой что-либо утверждается или отрицается об объектах и их признаках.
Например, «Все стороны квадрата равны», «Масса грузовой машины составляет около 5 тонн» и так далее.
Умозаключение – это форма мышления, посредством которой из одного или нескольких суждений по определённым правилам вывода получается новое суждение. Например, размер диска CD-R 700 мегабайт. Одна энциклопедия в электронном варианте занимает 100 мегабайт. Значит на одном диске можно сохранить 7 копий энциклопедии.
Важно запомнить!
Информация – это сведения о предметах, событиях, явлениях и процессах окружающего мира.
Приёмник – это объект, который получает информацию.
Источник – это объект, который передаёт информацию.
Свойства информации: полезная, понятная, актуальная, полная, достоверная.
Виды информации классифицируются по способам её восприятия и по форме представления.
Понятие – это форма мышления, в которой отражаются главные признаки отдельного объекта или некоторого множества объектов.
Суждение – это форма мышления, в которой что-либо утверждается или отрицается об объектах и их признаках.
Умозаключение – это форма мышления, посредством которой из одного или нескольких суждений по определённым правилам вывода получается новое суждение.
videouroki.net
Статья по окружающему миру по теме: Способы познания окружающего мира
Способы познания окружающего мира
Ещё в младенчестве у каждого ребёнка может быть определён способ познания окружающего мира, который окажет влияние на его дальнейшую способность адаптироваться в обществе, умение держаться в коллективе сверстников, на его физическое развитие и успехи в учёбе.
С самого раннего детства каждый ребёнок явно обнаруживает свои сенсорные предпочтения — т. е. то, к какой именно информации его влечёт — зрительной, слуховой или тактильной. Выявлены три способа познания окружающего мира. Для их описания уместно будет пользоваться такими терминами, как «зритель», «слушатель» и «деятель». Важно напомнить, что способы познания не всегда бывают однозначно выражены и порой встречаются в комбинированном виде, например, зритель-деятель или зритель-слушатель. Вместе с тем значительное количество людей предпочитают один, четко выраженный способ познания.
Основные особенности «зрителя»
«Зрители» познают окружающий мир визуально, то есть при восприятии информации больше полагаются на зрительные ощущения. Они быстро схватывают, запоминают такие визуальные характеристики, как движение, цвет, форма и размеры. Большинство зрителей обладают великолепной зрительно-тактильной координацией и от рождения стремятся прежде всего рассмотреть объект, а затем при помощи жестов продемонстрировать своё понятие о нем. Действительно, большинство зрителей выделяются значительной моторикой, то есть движениями, которые задействуют одновременно глаза и мелкую мускулатуру, дети любят рассматривать картинки, им интереснее смотреть иллюстрации к сказке, чем слушать саму сказку. В детском саду они с удовольствием играют в кубики, складывают картинки из фрагментов, лепят, вырезают, одним словом, все их занятия рассчитаны на взаимодействие глаз и рук. Они быстро учатся рисовать и писать печатными буквами, а на самых первых уроках чтения с легкостью запоминают графику коротких слов. Ну а в более старшем возрасте зрители-дети предпочитают настольные горы, охотно рисуют, быстро осваивают компьютер.
Обладая развитой зрительно-тактильной координацией, зрители легко справляются с задачами, требующими наличия развитых тонкомоторных функций. Поскольку зрители, как правило, игнорируют все прочие раздражители в пользу визуальных, им необходимо особе внимание уделять развитию языковых навыков, коммуникабельности и общей физической координации.
Основные особенности «слушателя»
«Слушатели» познают окружающий мир, воспринимая голоса и звуки, предпочитают слуховые ощущения зрительным и осязательным. Поскольку речь воспринимается на слух, слушатели раньше, чем другие дети, начинают говорить и отличаются большим словарным запасом. Слушателей-младенцев успокаивает музыка знакомые голоса, они радостью воспроизводят простейшие звуки. Дети любят петь, рассказывать стихи, задают бесконечное количество вопросов, правильно и хорошо говорят. Они рано проявляют интерес к чтению, а в начальной школе охотно читают вслух и легко запоминают указания преподавателя. В более старшем возрасте они любят слушать магнитофонные кассеты и радио, бистро запоминают на слух, предпочитают разговорные игры, игры с отгадыванием слов. Слушатели получают удовольствие от чтения, часто вместе с друзьями придумывают различные истории и разыгрывают их в лицах.
При этом они могут отставать от сверстников в развитии навыков, связанных со зрительным и моторным восприятием.
Основные особенности «деятеля»
«Деятели» познают окружающий мир тактильным (или кинестетическим) способом, то есть путем непосредственно прикосновения или движения. Такой способ получения информации предполагает сильно развитую моторику, активнее движение, а значит, активность крупной мускулатуры — плечей, рук, ног, стопы и т.д. Большинство деятелей-младенцев не знает покоя. Они много двигаются сами и любят, когда их кружат или подбрасывают взрослые. Деятели раньше, чем другие дети начинают ползать, а потом ходить. В дошкольном возрасте они предпочитают активные игры, связанные с прыжками, лазаньем, бегом, любят кубики и движущиеся игрушки на колесах. Из-за врожденной координации и хорошей ориентации в пространстве «деятели» чаще подвергаются физическому риску, чем другие дети.
Основные проблемы, с которыми «деятелям» приходится сталкиваться уже в детском саду, связаны с их неспособностью на протяжении длительного времени оставаться в покое и концентрировать все свое внимание на одном предмете.
Их стиль — активные игры на открытом пространстве! В первом классе беспокойное поведение и невнимательность на уроках могут быть причиной плохой успеваемости, тогда как вне школы бесстрашные и сильные «деятели» неизменно завоевывают авторитет среди сверстников. В то же время, неистовый темперамент большинства «деятелей» обуславливает такие их черты характера, как раздражительность и ранимость. Они требуют немедленного удовлетворения желаний и не готовы бороться с трудностями. «Деятели» эмоционально неустойчивы — гнев и радость чередуются с непостижимой быстротой.
«Деятели» постарше предпочитают игры на свежем воздухе, занимаются спортом, например, играют в футбол, плавают, ходят в походы, ухаживают за животными. Их явное предпочтение физического восприятия восприятием зрительным и слуховым приводит к языковым проблемам и отставанию в школе.
Стоит ли вмешиваться в развитие способов познания?
Как быть с детьми, которые в своем развитии сталкиваются с определенными проблемами, но в целом развиваются нормально? Нужно ли с ними заниматься? Конечно, нет ничего плохого в том, что ребенок-зритель, предоставленный самому себе, станет несколько замкнутым, но великолепным программистом. Нет никакой катастрофы и в том, что слушатель-старшеклассник, чьи невысокие способности в определенной области также остаются невостребованными, всеми силами пытается уклониться от математики и естественных наук, потому что его оценки по этим предметам ухудшают его средний балл успеваемости. И трудно найти такой класс, где не было бы хотя бы нескольких детей, считающих минуты до звонка, который спасает их от унизительного сознания своей неспособности.
Вместе с тем, вполне возможно, что жизнь заготовила для этих детей немало чудесных сюрпризов, и потому было бы несправедливо обрекать их на скучное, ограниченное существование, в то время как совсем небольшие усилия со стороны родителей — несложные специальные занятия, неожиданный подход к тому или иному делу — могут сделать ребенка многогранной личностью, что в будущем откроет перед ним все возможные двери.
Немного информации, чуть больше организованности, обоснованно подобранные игрушки и методы — вот и все, что вам нужно для того, чтобы определить приоритетный способ познания вашего ребенка и развить его способности. Если вы хотите точно знать, каким образом вы можете открыть перед вашим ребенком как можно больше дорог в будущем, придав здоровое равновесие его навыкам в области познания, внимательно прочтите то, что следует дальше.
Приёмы закрепления и развития способа познания окружающего мира
Развитие зрительских навыков.
• Посоветуйте ребёнку попробовать собирать модели автомобилей и самолётов из наборов готовых деталей.
• Посмотрите с ребёнком географические карты. Детям нравиться видеть изображение своего города на карте.
• Покажите ребёнку книгу о звёздах и созвездиях, а потом помогите ему отыскать их на небе. Посетите с ребёнком планетарий.
• Спрячьте какой-нибудь маленький «клад» дома. Потом нарисуйте план с визуальными предметами, с помощью которых ребёнок сможет найти место, где находится «клад».
• Попробуйте с ребёнком собрать какую-нибудь несложную головоломку. Посоветуйте ему выбирать детали в соответствии с картинкой, а не по их форме.
• Приучайте ребёнка обращать внимание на предметы окружающей обстановки, выделяя в них от дельные детали, их форму, цвет и величину.
• Купите ребёнку детские журналы с несложными лабиринтами, головоломками.
• Научите ребёнка игре под названием «Морской бой». Эта игра способствует визуальному восприятию информации и помогает научиться узнавать цифры и буквы.
• По возможности как можно чаще посещайте выставки, музеи, позаботившись о том, чтобы он воспринимал информацию различными сенсорными путями.
• Научите ребёнка играть в шашки или в поддавки.
• Прочитав ребёнку сказку или рассказ, предложите выполнить задание на изображение действий разных персонажей, используя мимику и жесты.
• Включайте в общение с ребёнком игры на развитие воображения, памяти, внимания: «На что похоже?», «Что это может быть?», «Превращения», «Посмотри и запомни», «Чего не стало?», «Чем похожи и чем отличаются эти предметы?», Какую ошибку допустил художник?», «Чьи изображения спрятаны на рисунке?» и др.
Развитие слушательских навыков.
• Разрешайте ребёнку звонить по телефону родственникам и друзьям.
• Читая рассказ или сказку предложите ребёнку иллюстрировать их отдельные события.
• Почаще читайте стихи и играйте в игру «Подбери рифму к слову».
• Устраивайте прослушивание грамзаписей и аудио кассет со сказками и детскими песенками.
• Выполняйте задания на сочинение совместного рассказа. Запишите ваши голоса на магнитофон, прослушайте запись, о потом попробуйте рассказать вашу историю ещё раз с новыми подробностями и другими голосами.
• Посмотрев программу телепередач на неделю, найдите какую-нибудь познавательную передачу, которая по вашему мнению может заинтересовать ребёнка (динозавры, ураганы, жители дальних стран и т.д.). Посмотрите эту передачу вместе с ребенком, обсуждая с ним что вы только что увидели на экране.
• Почаще читайте детские журналы, обсуждайте с ребёнком содержание рассказов и задавайте ему вопросы по картинкам в журнале.
• Предложите нарисовать какую-нибудь картинку и помогите ребёнку придумать рассказ о том, что он нарисовал.
• Помогите ребёнку правильно произносить длинные слова, хлопая после каждого нового слога.
• Прикрепите на холодильник магнитную «Букву недели». Расположите вокруг неё вырезанные из журналов фотографии вещей названия которых начинаются с этих букв.
• Играйте с ребёнком в игры на подбор синонимов и антонимов. Например: «Как ещё можно назвать что-нибудь большое?» (огромное, великое, большущее, громадное и т.д.) или «Как наоборот?» (горькое — сладкое, грустное — весёлое).
Развитие деятельных навыков.
• Почаще играйте с детьми в игры с мячом, прыгалкой.
• Предлагайте ребёнку помогать вам сажать овощи или цветы или просто ухаживать за ними. Предоставьте в его распоряжение участок, где он может проводить опыты и проявлять творческую инициативу.
• Разрешите ребёнку посещать какой-нибудь кружок, спортивную секцию или бассейн.
• Сделайте вместе с ребёнком кормушку для птиц или воздушного змея.
• Научите ребёнка кататься на велосипеде, лыжах, коньках.
• Сходите с ребёнком в парк с аттракционами и предложите ему покататься на машинах.
• Привлекайте ребёнка к помощи по хозяйству, приготовлению простых блюд, сервировке стола.
• Давайте детям задания на завязывание бантиков, развязывание узелков, плетение косичек, застегивание пуговиц, крючков и молний.
• Давайте детям задания на выполнение упражнений на координацию движений.
Итак, мы выяснили, что существуют три способа познания окружающего мира и в зависимости от их наличия у каждого конкретного ребёнка, детей можно условно разделить на зрителей, слушателей и деятелей. Подкрепление любимого способа познания даёт ребёнку чувство уверенности в себе, в то время как стимулирование развития его слабых сторон будет просто необходимо ему в процессе дальнейшего обучения.
nsportal.ru