Познавательные потребности это – , —

познавательная потребность — это… Что такое познавательная потребность?


познавательная потребность

Psychology: cognitive need, cognizance need

Универсальный русско-английский словарь. Академик.ру. 2011.

  • познавательная ошибка
  • познавательная психология

Смотреть что такое «познавательная потребность» в других словарях:

  • потребность познавательная — точнее потребность во внешних впечатлениях. Как таковая как потребность в приобретении новых знаний складывается лишь в ситуациях, способствующих осознанию необходимости этих знаний для жизни и деятельности. Развитие потребности в знаниях тесно… …   Большая психологическая энциклопедия

  • потребность — (в психологии) состояние индивида, создаваемое испытываемой им нужной в объектах, необходимых для его существования и развития, и выступающее источником его активности. П. выступает как такое состояние личности, благодаря к рому осуществляется… …   Большая психологическая энциклопедия

  • Потребность познавательная — ощущаемая челове­ком необходимость в отсутствующем знании, способе или условиях действия, требуемых для достижения постав­ленной цели при выполнении теоретического или практического задания [60, c. 427] …   Современный образовательный процесс: основные понятия и термины

  • Кино для детей и юношества —     область киноискусства. Термины детское кино , подростковое кино , кино для детей и юношества носят достаточно условный характер и употребляются по аналогии, например, с термином детская литература , гл.о. для удобства в профессиональном… …   Педагогический терминологический словарь

  • Теория Эпистемического Любопытства — (от греч. theoria исследование и eрistemоlоgia теория познания) теория мотивации поведения. В соответствии с ней считается, что внутренняя познавательная потребность возрастает по мере увеличения понятийного конфликта , обусловленного… …   Психологический словарь

  • проблемное обучение — организованный преподавателем способ активного взаимодействия субъекта с проблемно представленным содержанием обучения, в ходе к рого он приобщается к объективным противоречиям научного знания и способам их разрешения, учится мыслить, творчески… …   Большая психологическая энциклопедия

  • теория эпистемического любопытства — Этимология. Происходит от греч. theoria исследование и eрistemоlоgia теория познания. Автор. Б.Берлайн (1954 г.) Категория. Теория мотивации поведения. Специфика. В соответствии с ней считается, что внутренняя познавательная потребность… …   Большая психологическая энциклопедия

  • Психопатической личности клинические варианты — – разграничение вариантов психопатического характера с учётом конкретных характерологических проявлений и нарушений поведения в сфере межличностных отношений. «Чистых» вариантов психопатии, при которых всецело доминирует какой либо один… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • Методика «Нерешаемая задача». Н. Н. Александрова, Т. И. Шульга — Методика позволяет диагностировать индивидуальные особенности эмоциональной реакции и проявлений, т. наз., интеллектуального волевого усилия в ответ на трудности, возникающие в процессе деятельности и О. Особенности этой реакции представляет… …   Психология общения. Энциклопедический словарь

  • Предметная деятельность — это целенаправленная форма активности ребенка, в основе которой лежит его познавательная потребность, а основным ее содержанием является овладение объектом как предметом культуры, в котором аккумулирован общественно исторический опыт данного… …   Психология человека: словарь терминов

  • КОГЕН — (Cohen) Герман (1842 1918) немецкий философ, основатель и виднейший представитель марбургской школы неокантианства. Основные работы: ‘Теория опыта Канта’ (1885), ‘Обоснование Кантом этики’ (1877), ‘Обоснование Кантом эстетики’ (1889), ‘Логика… …   История Философии: Энциклопедия

universal_ru_en.academic.ru

познавательная потребность — это… Что такое познавательная потребность?


познавательная потребность
adj

psych. gnostisches Bedürfnis

Универсальный русско-немецкий словарь. Академик.ру. 2011.

  • познавательная информация
  • познавательная способность

Смотреть что такое «познавательная потребность» в других словарях:

  • потребность познавательная — точнее потребность во внешних впечатлениях. Как таковая как потребность в приобретении новых знаний складывается лишь в ситуациях, способствующих осознанию необходимости этих знаний для жизни и деятельности. Развитие потребности в знаниях тесно… …   Большая психологическая энциклопедия

  • потребность — (в психологии) состояние индивида, создаваемое испытываемой им нужной в объектах, необходимых для его существования и развития, и выступающее источником его активности. П. выступает как такое состояние личности, благодаря к рому осуществляется… …   Большая психологическая энциклопедия

  • Потребность познавательная — ощущаемая челове­ком необходимость в отсутствующем знании, способе или условиях действия, требуемых для достижения постав­ленной цели при выполнении теоретического или практического задания [60, c. 427] …   Современный образовательный процесс: основные понятия и термины

  • Кино для детей и юношества —     область киноискусства. Термины детское кино , подростковое кино , кино для детей и юношества носят достаточно условный характер и употребляются по аналогии, например, с термином детская литература , гл.о. для удобства в профессиональном… …   Педагогический терминологический словарь

  • Теория Эпистемического Любопытства — (от греч. theoria исследование и eрistemоlоgia теория познания) теория мотивации поведения. В соответствии с ней считается, что внутренняя познавательная потребность возрастает по мере увеличения понятийного конфликта , обусловленного… …   Психологический словарь

  • проблемное обучение — организованный преподавателем способ активного взаимодействия субъекта с проблемно представленным содержанием обучения, в ходе к рого он приобщается к объективным противоречиям научного знания и способам их разрешения, учится мыслить, творчески… …   Большая психологическая энциклопедия

  • теория эпистемического любопытства — Этимология. Происходит от греч. theoria исследование и eрistemоlоgia теория познания. Автор. Б.Берлайн (1954 г.) Категория. Теория мотивации поведения. Специфика. В соответствии с ней считается, что внутренняя познавательная потребность… …   Большая психологическая энциклопедия

  • Психопатической личности клинические варианты — – разграничение вариантов психопатического характера с учётом конкретных характерологических проявлений и нарушений поведения в сфере межличностных отношений. «Чистых» вариантов психопатии, при которых всецело доминирует какой либо один… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • Методика «Нерешаемая задача». Н. Н. Александрова, Т. И. Шульга — Методика позволяет диагностировать индивидуальные особенности эмоциональной реакции и проявлений, т. наз., интеллектуального волевого усилия в ответ на трудности, возникающие в процессе деятельности и О. Особенности этой реакции представляет… …   Психология общения. Энциклопедический словарь

  • Предметная деятельность — это целенаправленная форма активности ребенка, в основе которой лежит его познавательная потребность, а основным ее содержанием является овладение объектом как предметом культуры, в котором аккумулирован общественно исторический опыт данного… …   Психология человека: словарь терминов

  • КОГЕН — (Cohen) Герман (1842 1918) немецкий философ, основатель и виднейший представитель марбургской школы неокантианства. Основные работы: ‘Теория опыта Канта’ (1885), ‘Обоснование Кантом этики’ (1877), ‘Обоснование Кантом эстетики’ (1889), ‘Логика… …   История Философии: Энциклопедия

universal_ru_de.academic.ru

«ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ПОТРЕБНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА КАК ОСНОВА ДУХОВНОЙ ГЛОБАЛИЗАЦИИ»

Сейчас уже ни у кого не вызывает сомнений наличие относительно самостоятельного исследовательского поведения не только у человека, но и у высших животных. Ориентировочное, исследовательское поведение имеет врожденный характер как у животных, так и у человека. Кроме того, у человека познавательная потребность вплетена во все другие. Ученые единодушны в том, что основным условием, вызывающим ориентировочно-исследовательскую деятельность, является новизна раздражителя.
Отмечается следующий ряд особенностей данной потребности: врожденный характер, автономность от физиологических потребностей, ненасыщаемость, доминирование среди других потребностей у человека, т. е. возрастание ее роли в филогенезе в системе потребностей, предмет этой потребности — новизна раздражителя — информация. По поводу последней особенности познавательной потребности у нас имеется существенное уточнение.

Согласно нашей концепции самоорганизующихся систем, в основе ориентировочно-исследовательской деятельности лежит не потребность в самой по себе новой информации, новизне, а потребность в оптимальном уровне функционирования, т. е. в устойчивости. Нервная система все время стремится к этому, но такое состояние является лишь моментом в ее деятельности, так как постоянно приходящая информация как извне, так и из самого организма (флуктуации) выводит ее и из этого состояния. Нужна не сама по себе информация, новизна, она необходима как недостающее звено в уже складывающейся информационной системе. Поэтому идет поиск не просто новой, а соответствующей этой системе информации. Чем более высокоразвита нервная система, психика, тем больше ее способность к восприятию более дифференцированной информации, а следовательно, тем труднее упорядочить, привести в непротиворечивую систему всю поступающую информацию. Это главная причина того, почему человек не может перестать думать, мыслить, и в этом суть познавательной потребности и причина ее ненасыщаемости. Упорядочивание информации приводит систему в стабильное состояние, приносит большое удовлетворение, положительные эмоции, радость, а незаконченность информационной системы приводит к перевозбуждению нервной системы, отрицательным эмоциям. Эти рассуждения легко согласуются с экспериментальными данными и явлениями в повседневной жизни.
Е.Н.Соколов показал, что ориентировочная реакция не возникает как прямой результат приходящего возбуждения, а порождается сигналами рассогласования, появляющимися при компарации афферентных сигналов со сложившимся в нервной системе следом ранее нанесенного стимула . Ориентировочная реакция является реакцией на неопределенность ситуации и длится до тех пор, пока неопределенность сохраняется. «Сама ориентировочная реакция, — пишет Е.Н.Соколов, — направлена на устранение неопределенности данной ситуации путем сбора дополнительной информации или изменения способа ее переработки» .
Г.А.Голицын, исследующий восприятие с позиций теории информации, отмечает, что основной целью и законом восприятия является формирование представления, наиболее близкого к объекту. «На языке термодинамики достижение этого результата можно было бы описать как равновесие между объектом и представлением», — пишет он . Рассогласование же между параметрами стимула и представления, по его мнению, переживается как потребность и порождает соответствующую мотивацию. Удовлетворение этой потребности происходит путем ассимиляции представлений близких стимулов.
Гештальтпсихологи, изучив врожденные механизмы перцептивных процессов, сформулировали несколько законов, убедительно показывающих, что нервная система стремится к стабильности через упорядоченность. В основе этих законов лежит центральный принцип прегнантности, в соответствии с которым наши восприятия стремятся быть настолько простыми и «хорошими», насколько позволяют условия стимуляции. И самым убедительным доказательством этого является пример науки. Ее суть — поиск общих закономерностей, упорядочивающих всю систему знаний.
Следовательно, как в основе простых сенсорных процессов, так и в основе высших психических функций (абстрактное мышление) лежит единый механизм, а именно стремление нервной системы к упорядочиванию поступающей информации, т. е. к максимальной устойчивости. Удовлетворение познавательной потребности может вызывать сильные положительные эмоции, что говорит о том, что данная потребность, как и все другие, напрямую связана с центром эмоций в гипоталамусе.
Таким образом, в основе познавательной потребности, как и в основе всех витальных потребностей, лежит потребность в устойчивости организма.
Какие выводы могут быть сделаны из изложенного?
Первое. Человек, как самоорганизующаяся система, рационален по своей природе, иначе — эгоистичен, а следовательно, призывы к человечеству изменить себя, чтобы избежать экологической катастрофы и построить гуманное общество, утопичны (никто еще не отменял всеобщий принцип наименьшего действия).
Второе. Процесс глобализации и развитие духовных потребностей человека подчиняются одним закономерностям, и механизмом их взаимодействия является обратная положительная связь, что позволяет делать дальнейшие выводы.
Третье. Так как создаваемые технические средства предназначены для все более полного, дифференцированного и быстрого удовлетворения потребностей (факторы скорости и площади развития систем в нашей концепции), то процесс психического пресыщения будет ускоряться и, как следствие этого, возможны потеря смысла жизни и нарастание психического напряжения.
Четвертое. В силу ненасыщаемости познавательной потребности и все ускоряющегося темпа и увеличения возможностей ее сиюминутного удовлетворения человек современной цивилизации все в большей мере становится «человеком играющим» — Homo ludens. Даже «самое серьезное» занятие — бизнес — в значительной степени для многих, по существу, является игрой. Это тоже может приводить как к росту психического напряжения, так и к потере смысла жизни. Возникновение постмодернистского мировоззрения является следствием этой закономерности.
Пятое. Рациональная природа развития как человека, так и цивилизации с неизбежностью приведет к возникновению новой — техногенной — формы движения материи. На матрице психобиологических и социальных особенностей человека развивается техногенная самоорганизующаяся система, в которой человек будет выступать ее элементом. Таким образом, происходит переход геологической формы движения в биологическую и затем в социальную.

spkurdyumov.ru

Определение интенсивности познавательной потребности

⇐ ПредыдущаяСтр 8 из 9Следующая ⇒

1. Как часто ученик подолгу занимается какой-нибудь умственной работой (час-полтора ў для младшего школьника; несколько часов подряд, не отрываясь ў для подростков и т. д.)?

а. Часто.

б. Иногда.

в. Очень редко.

2. Что предпочитает ребенок, когда задан вопрос Їна сообразительность¦ ?

а. ЇПомучиться¦, но самому найти ответ.

б. Когда как.

в. Получить готовый ответ от других.

3. Много ли читает дополнительной литературы?

а. Постоянно много.

б. Неровно. Иногда много, иногда ничего не читает.

в. Мало или совсем ничего не читает.

4. Насколько эмоционально относится к интересному для него занятию, связанному с умственной работой?

а. Очень эмоционально.

б. Когда как.

в. Эмоции ярко не выражены (здесь надо учитывать общую эмоциональность ребенка).

5. Часто ли задает вопросы?

а. Часто. б. Иногда. в. Очень редко.

Примечание. Ответы Їа¦ свидетельствуют о сильно выраженной познавательной потребности, Їб¦ ў об умеренной, Їв¦ ў о слабо выраженной.

Анкета ¦ 2

Определение уровня познавательной потребности

1. Связаны ли интересы ученика с выбором будущей профессии?

а. Связаны очень тесно.

б. Связаны, но мало сопровождаются соответствующей организацией деятельности.

в. Никак не связаны.

2. Обращается ли ученик к серьезным источникам: пользуется научной (а не только научно-популярной) литературой, работает со словарями и т.д.?

а. Постоянно.

б. Иногда.

в. Очень редко.

3. Ставит ли в своей работе задачи, выполнение которых невозможно в один присест, требует кропотливой работы в течение многих дней и даже месяцев?

а. Большинство занятий подчинено этому принципу.

б. Ставит такие задачи, но редко выполняет.

в. Не ставит долговременных задач.

4. В какой мере, занимаясь любимым делом, может делать Їчерную¦, неинтересную для него интеллектуальную работу (например, выполнять длительные вычисления при решении интересной задачи)?

а. Делает всегда столько, сколько нужно.

б. Делает периодически.

в. Не любит выполнять неинтересную для него работу.

5. Способен ли при необходимости заниматься продолжительное время интеллектуальной деятельностью, жертвуя развлечениями, а иногда и отдыхом.

а. Всегда, когда это нужно. б. Только изредка. в. Не способен.

Примечание. Рассчитана только на старшеклассников. Шкалирование такое же, как и в анкете ¦ 1.

Рассуждения о лени

Нет и не может быть детей, которые бы не хотели учиться с самого начала учения.

В. А. Сухомлинский

Как узнать лентяя?

Несомненно, что наряду с потребностью в познании есть потребность в умственной лени, в умственном покое.

Один популярный психиатр представил в своих книгах эмоциональную жизнь человека как движение маятника от Їада¦ к Їраю¦. С некоторой долей упрощения и познавательную деятельность можно представить как движение от потребности в деятельности к потребности в покое. Своего рода единый континуум с двумя полюсами: на одном ў энтузиасты науки, жрецы бескорыстного познания, служители Его Величества Знания, а на другом ў закоренелые умственные лентяи, полные интеллектуальные бездельники, законченные ревнители своего мозгового покоя.

Вообще говоря, та или иная потребность в лени есть у всех и тоже вполне нормальна. После работы нужен отдых. После удовольствия деятельности нужно удовольствие покоя.

Однако есть люди, у которых удовольствие умственного покоя наступает без всякой усталости от деятельности. Это как обжорство: ведь обжорам, чтобы есть, совсем не надо быть голодными. Вот такие энтузиасты умственного ничегонеделания и есть лентяи.

Как считает известный ученый Н. А. Амосов, некоторые люди специально тренируют Їудовольствие от расслабления. (Ведь, как известно, и животные, и особенно человек, могут тренировать себя в любом направлении, даже зная, что до добра это не доведет.) Такое тренированное удовольствие от расслабления есть не что иное, как воспитание лени¦*.

Людей, не любящих умственный труд, не так уж мало. И надо сказать, что диагностика умственной лени, как и любого другого качества личности, ў дело весьма сложное и не имеющее арифметически простых действий.

Сама по себе хорошая успеваемость школьника не может служить свидетельством интенсивной познавательной потребности. Есть немало хорошо успевающих учеников, у которых одно желание ў лишь бы не получить плохой отметки. А специфическая умственная лень отличников! По наблюдениям многих учителей, некоторым отличникам свойственна своего рода Їмашинообразность¦ деятельности, когда все едино, ни к чему нет интереса, а есть тренированное умение Їделать¦ хорошие отметки.

В качестве показателя познавательной потребности не может использоваться и трудолюбие ребенка, его старательность. Есть целая и весьма обширная категория Їстарательных лентяев¦. Более того, по наблюдениям некоторых психологов (Л. С. Славина), многие интеллектуально пассивные дети отличаются как раз трудолюбием ў ведь только трудолюбие дает возможность умственно пассивному ребенку как-то переходить из класса в класс. Судя по всему, у детей с низкой познавательной потребностью даже чаще встречается специфически школьное трудолюбие, чем у детей умственно активных.

Даже общая живость человека, его мимика иногда, серьезно подводят. Бывают медлительные, внешне даже заторможенные дети с яркой, безудержной познавательной потребностью.

Чтобы узнать, страдает ли ученик умственной ленью, нужно знать этого ученика, прежде всего его отношение к умственной деятельности, его интересы, склонности.

Как правило, учителя хорошо знают, кто из учеников пассивен, а кто активен- Группа учителей оценивала познавательную потребность учеников с помощью сконструированной нами специальной анкеты. Оказалось, что оценки, данные разными учителями одному и тому же ученику, достаточно хорошо соответствовали друг другу (несмотря на то, что учителя вели разные предметы).

Сложнее вопрос о причинах, вызывающих умственную пассивность. Почему потребность в лени становится сильнее потребности в деятельности? Почему ребенок Їзаболевает¦ умственной ленью? Вопрос стоит именно так. Не создавать, конструировать познавательную потребность ребенка (она есть у каждого), а не допускать искажения этой потребности.

Ниже рассматриваются причины опасной и широко распространенной болезни ў умственной лени.

Лень ў болезнь эмоций

Мы уже говорили о том, что познавательная потребность тесно связана с радостью, удовольствием- Но связь между интеллектуальной деятельностью и эмоцией радости иногда разрушается, причем очень рано.

Ребенок идет в первый класс. Он хочет в школу, радуется своему новенькому портфелю, форме, замечательному пеналу. Школа для него праздник (правда, есть малыши с более скептическим взглядом на жизнь, но их, слава Богу, немного).

Начинается учение. Учиться нелегко: то грязно напишешь, то забудешь, что и как сказали. Первое время отметок не ставят, но рано или поздно их начинают ставить. И бывает, что не пятерки, и даже не четверки. Ребенок ведь не сразу умеет учиться (но об этом позже).

Приходит первоклассник домой с этой непохвальной отметкой и слышит: ЇТы что же это, а? Не стараешься, не хочешь учиться?¦ Ребенок слушает и заявляет: ЇНе пойду в школу¦. (Действительно, зачем идти в школу, от которой одни только неприятности.) А родители ему в ответ: ЇМало ли что ты не хочешь! Мы, может, тоже не всегда хотим идти на работу, но это ведь наш долг, наша обязанность. А твой долг, твоя обязанность ў учиться¦.

И в школе часто бывает то же самое. ЇУчиться ў ваш долг, ваша обязанность¦, ў говорят учителя.

Маленькому ребенку, который еще только начал учиться, который еще считает (и правильно считает), что учиться ў это радость, сразу начинают внушать, что учиться он обязан. Учение ў вид принуждения- Так считают многие, иногда сознательно, иногда бессознательно. И это представление хотят закрепить в голове ребенка.

Хочешь поехать с интересной экскурсией ў надо хорошо учиться. Хочешь, чтобы тебя не ругали дома и в школе, не рисовали карикатуры в газетах, не Їразбирали¦ и не Їпесочили¦ ў надо хорошо учиться.

Вот и возникает та система, которую Д. И. Писарев больше ста лет назад назвал Їпонукательной¦. ЇПонукатель-ная¦ педагогика.

И маленький человечек, не узнав еще как следует, какой радостью может быть умственный труд, уже твердо знает, что учение ў тяжелая обязанность. И не радости надо ждать от ученья, а наказанья, если ты стараешься плохо, или похвалы, если стараешься хорошо. Получается, что лень ў Їинфекция¦, которой заражают ребенка взрослые.

Вот с чего надо начинать борьбу с ленью. С представления об учении как о чем-то, что делается по принуждению-Собственно, такое представление, идущее из глубины веков, и закреплено в пословице: ЇКорень учения горек, зато плоды его сладки¦. Именно потому, что корень учения для некоторых горек, не оказывается потом и сладких плодов (если, конечно, не считать сладкими плодами аттестат, диплом и прочее).

Многие педагоги и психологи (Н. Г. Морозова, Н. А. Менчинская и др.) считают, что развитие познавательных интересов, умственной активности, любви к умственной деятельности (т. е. познавательной потребности) неотъемлемо от обучения. Никакое обучение не будет по-настоящему полноценным, если ребенок не любит умственную деятельность.

Высказываемая здесь мысль ў одна из самых старых в педагогике. Еще Ян Амос Коменский призывал сделать труд школьника источником умственного удовлетворения и душевной радости. Л. Н. Толстой считал, что учение должно быть радостью для детей, а В, А. Сухомлинский советовал беречь детский огонек пытливости, любознательности, жажды знаний. Все прогрессивные педагоги считали необходимым, чтобы учение было для ребенка радостью, вдохновением, а не только обязанностью.

ЇГоворить хорошо, ў возражают на это многие родители и учителя, ў а попробуйте воспитывать, когда дети ничего не хотят¦.

Подобная ситуация ярко описана Д. И. Писаревым.

ЇПросвещенные педагоги… пишут целые статьи о том, что ребенка следует приохочивать к учению… Но так как писать статьи и уважать науку гораздо легче, чем водиться с шаловливыми ребятами, ў то при первом же столкновении с действительностью, то есть с живым, а не с воображаемым воспитанником, просвещенные педагоги тотчас заменяют слово Їприохочивать¦ словом Їприневоливать¦. Хорошие слова вставляются по-прежнему в книжки и в рассуждения, а ребенок все-таки учится для виду, и педагог, изучивший детскую натуру и уважающий науку, видит это очень хорошо, но смотрит на это дело сквозь пальцы или утешает себя тем известным рассуждением, что самая верная теория непременно должна пускаться на уступки при столкновениях с практикой¦*.

И потому еще действует Їпонукательная¦ педагогика, еще трепещут (Ївызовут ў не вызовут¦) восьми- и девятилетние (как, впрочем, и все остальные) школьники, еще… Словом, еще корень учения горек…

Да, для убеждения, что учение ў не радость, а один только тяжкий и черный труд, были когда-то свои причины. Историки, социологи, социальные психологи исследуют проблемы того, как это возникло и на каких основаниях держалось. Но мы живем в обществе, где высшей ценностью является сам человек, полное развитие его духовных сил. Учение ў источник полноценного развития человека, а познавательная потребность, радость умственного труда ў фундамент, на котором должно строиться учение (и, кстати сказать, понятие об ученом долге, которое, конечно, тоже нужно воспитывать).

Первая причина умственной лени детей, искажения нормальной познавательной потребности ў в неправильных представлениях об умственном труде. Представлениях родителей, учителей, а потом и детей.

Лень ў недостаток умственной пищи

Очевидно, что для развития и правильного функционирования познавательной потребности необходима соответствующая среда, которая стимулировала бы любознательность ребенка и давала возможность для ее удовлетворения.

Как считают некоторые психологи, познавательная потребность у ребенка на ранних этапах развивается в результате подражания взрослым. Взрослые с удовольствием читают, думают, находя в этом радость, ў и ребенок видит в этом радость. Взрослые интересуются различными интеллектуальными вопросами ў и ребенок тоже.

Хотя эта точка зрения небесспорна, тем не менее все же несомненно, что для развития потребности в познании нужны и книги, в которых ребенок мог бы найти ответы на одни вопросы и пищу для других, новых вопросов; нужны беседы со взрослыми, где бы разгорался огонек детской любознательности. Нужны цирк и зоопарк, театры и концерты, выставки и ежемесячный журнал. Это все известно из повседневного опыта, но есть и более строгие наблюдения и эксперименты, подтверждающие эти закономерности.

Родители 9ў10-летних детей обследовались по специальному вопроснику. Вопросы касались характера их деятельности, количества книг в доме, посещения членами семьи выставок, концертов, спектаклей и т. д. Словом, изучался Їклимат¦ семьи с точки зрения условий для развития любознательности ребенка. Затем опрашивали и наблюдали детей. Подавляющее большинство детей с высокой познавательной потребностью были из семей, где был соответствующий интеллектуальный Їклимат¦. Дети любознательных родителей обычно тоже любознательны.

Самая серьезная роль в обеспечении ребенка пищей для ума отводится учителю.

Нами были разработаны специальные методики, с помощью которых можно судить о любознательности учеников пятого-шестого классов. Исследовались два класса разных школ-интернатов.

Один класс вел воспитатель, ставящий перед собой как прямую цель воспитание любознательности у своих учеников. Для этого он сделал многое. Ученики регулярно слушали лекции о музыкантах, художниках, ученых (при этом старались, чтобы эти лекции нравились детям). Все дети имели выбор книг и регулярно читали. Более того, два раза в неделю ученики этого класса готовили уроки прямо в библиотечном зале.

В другом классе воспитательная работа велась довольно формально. Многие дети месяцами не брали никаких внепрограммных книг из библиотеки, и их кругозор расширялся главным образом за счет телевизора.

Конечно, и в том и в другом классе были дети с высокой познавательной потребностью. Но в первом было меньше умственных лентяев, и, что самое главное, они были далеко не такие Їбеспросветные¦, как в другом классе. Иначе говоря, любознательность у них было вызвать легче.

Уже говорилось о том, что в определенный период все дети любознательны и это проявляется, в частности, в большом количестве задаваемых ими вопросов. А если взрослые никак не отвечают на эти вопросы? Оказывается, что через некоторое время ребенок перестает их задавать.

Опытные учителя не только стараются, чтобы ребенок находил ответы на свои вопросы (с помощью взрослого, но все же сам), но и учат задавать новые, более сложные и серьезные вопросы.

Лень ў результат неумения учиться

Очень часто умственная лень начинается с неумения учиться.

Уметь учиться ў это не значит только уметь писать, считать, читать. Уметь учиться ў это уметь распределять свое время, уметь выделять учебную задачу, уметь владеть своим вниманием и многое другое. Уметь учиться ў это и развитая мелкая моторика. У многих детей в 7 ў 8 лет еще весьма недостаточна координация тонких движений, прежде всего движений кисти, и им при всем старании трудно писать красиво. А сколько из-за этого порицаний в школе и неприятностей дома!

Не умея учиться, ребенок плохо усваивает материал, медленно продвигается в обучении. Но хуже всего другое. ЇНеумение трудиться, ў писал В. А. Сухомлинский, ў порождает нежелание, нежелание ў лень. Каждое новое звено в этой цепи пороков становится все крепче, и разрывать его все труднее¦.

Не имея возможности остановиться на всем обилии проблем, связанных с неумением учиться, мы хотим затронуть только одну из наиболее важных, с нашей точки зрения, ў внимание.

Целый ряд психологических исследований показывает, что развитие внимания детей часто отстает от других психических функций.

Ребенку тысячи раз повторяют: ЇБудь внимателен¦, а он не знает, что это такое, он не умеет, не научился владеть своим вниманием. Более того, он не знает, не подозревает, что очень часто именно от внимания зависит, поймет он урок или нет, допустит ошибки или нет.

Учеников второго класса спрашивали, как они понимают слова Їбыть внимательным¦. Вот типичные ответы: ЇЭто значит тихо сидеть¦; ЇЭто значит не баловаться¦; ЇБыть внимательным ў это значит: сидеть прямо и глядеть на учительницу¦.

У учащихся седьмого класса картина ненамного лучше:

ЇСидеть хорошо на уроках¦; ЇНе глядеть по сторонам и не глядеть в окно¦. И все же, наконец: ЇСлушать учителя, стараясь ничего не пропустить¦.

Плохое внимание ў это масса мелких и крупных неприятностей для школьника; порицания, замечания и, конечно, плохие отметки. Все основания для Їшколобоязни¦, для Їшкольного невроза¦. А они, в свою очередь, еще больше ухудшают внимание ребенка: ведь трудно быть внимательным к тому, что неприятно, чего боишься. Снежный ком, который растет от года к году, от класса к классу.

Есть некоторые специалисты, психологи и педагоги, считающие, что специально учить быть внимательным не надо. Ребенок учится быть внимательным самим содержанием обучения. Ему интересно, вот он и научается быть внимательным.

Однако это вызывает возражения. Внимание, когда ребенку интересно, ў это внимание непроизвольное, а наряду с ним постепенно нужно вырабатывать и произвольное внимание тоже. Возможно, что таким Їестественным¦ образом можно все-таки развить и произвольное внимание, но это и долго, и при современной системе оценки учения чревато возникновением разного рода отрицательных эмоций.

Еще несколько достаточно простых способов привлечь внимание учеников к этому таинственному процессу ў вниманию. Заставить их понять, в чем суть.

В психологии хорошо известен метод Їкорректурной¦ пробы. Состоит он в следующем. Испытуемому дается лист, на котором имеются ряды букв. Он должен зачеркивать (или подчеркивать) одну определенную букву, тщательно выбирая ее из множества разных букв. Задание можно варьировать (например, предъявляются не буквы, а цифры, выбирать нужно не один знак, а два и т. д.). При всех изменениях смысл методики остается один: тщательно следить за знаками, выбирая из них те, на которые по инструкции надо обращать внимание.

Приведем историю работы по этой методике с семилетним мальчиком.

Бралась любая детская книжка с крупным шрифтом. Ребенку торжественно объявляли, что сейчас будет новая игра Їна внимание¦: на этой странице нужно зачеркнуть все буквы, например Їн¦. При этом говорилось, что работа легкая только на вид, а на самом деле найти все нужные буквы очень трудно и даже невозможно обязательно пропустишь хоть несколько. Интересно знать, сколько букв он найдет, а сколько пропустит. Время могло быть фиксированным (7ў10 минут), а мог определяться только объем работы.

Ребенок брался за дело с увлечением, твердо считая, что все нужные буквы он Ївыловит¦ без труда. Каково же было его удивление, когда оказывалось, что он пропустил их довольно много ў не меньше 25ў30%, а той 40ў45%. Он немедленно требовал повторить эксперимент, но чаще всего ему предлагали подождать: ЇВ следующий раз, наберись терпения¦. В следующий раз пропущенных букв было немного меньше. Высчитывался процент Їприроста внимания¦.

Занятия продолжались месяц, постепенно усложняясь и удлиняясь. Вместо 7ў10 минут они продолжались по 12 ў 15 минут. Вместо зачеркивания одной буквы теперь требовалось, например, в одной строчке букву Їа¦ зачеркивать, в следующей обводить кружочком и т. д- Ребенок каждый раз ревностно следил за итогом и принимал участие в выведении Їпроцента достижений¦.

В конце месяца и учитель, и родители, и сам ребенок отметили резкое улучшение внимания- Месяц, назад этот мальчик на вопрос: ЇЧто значит быть внимательным?¦ ў ответил самым стандартным образом: ЇХорошо себя вести¦ ў и, немного подумав, добавил: ЇИ не рисовать танки¦.

После занятий по улучшению внимания ему был задан тот же вопрос (никаких Їтеоретических¦ бесед о внимании с ним не проводилось). ЇБыть внимательным ў это следить, как правильно все делать, это думать о том, что нужно делать¦.

Внимание ў только одна составная часть (хотя и очень важная) умения учиться. Есть, как говорилось, и другие.

Главный же вывод таков: важно учить ребенка учиться, а не взыскивать с него за то, что он этого не умеет сразу.

Лень ў болезнь развития личности

Познание осуществляется целостной личностью. Поэтому не приходится удивляться, что при сравнении детей с высокой и низкой познавательной потребностью были обнаружены значительные различия во многих чертах личности. Главное различие между этими детьми было в самооценке, т. е. в том, как они оценивали и воспринимали себя, свои способности, возможности, результаты деятельности.

Был проведен следующий эксперимент.

Ребенку на очень короткое время предъявляют картинку с изображением множества предметов; за такое время правильно определить их количество практически невозможно. Однако ребенку предлагали все же назвать это количество (Їугадать¦). Таких картинок предлагалось 22. Независимо от того, какую цифру назовет ребенок, 11 раз из 22 ему говорили, что он назвал правильную цифру, а остальные 11 раз ў неправильную. Положительные ответы (Їда¦, Їугадал¦) были перемешаны с отрицательными (Їнет¦, Їне угадал¦), а ребенок, конечно, не считает, сколько раз ему сказали Їда¦, а сколько Їнет¦.

Всем детям, таким образом, дают одинаковое количество Їположительных¦ и Їотрицательных¦ подкреплений и всем задают один и тот же вопрос: ЇНу, как ты думаешь, каких ответов у тебя было больше ў правильных или неправильных?¦ И тут оказывается, что дети по-разному оценивают совершенно одинаковую ситуацию.

Одни дети заявляют, что, конечно, правильных ответов у них было больше, другие с той же уверенностью говорят, что больше у них неправильных ответов, и лишь некоторые ў что и тех, и других ответов у них было поровну. Опыт варьировали самым разным образом, результаты каждый раз были близкими.

Таким образом, в эксперименте четко выделялись испытуемые, достаточно уверенные в себе (Їбольше Їпобед¦), с высокой самооценкой, и неуверенные в себе (Їбольше Їпоражений¦), с низкой самооценкой.

Применяются и другие методы определения самооценки.

Можно предложить ребенку проранжировать своих учеников и определить в этом списке свое место. В этом случае ученики с низкой самооценкой отводят себе место где-то внизу списка, а ученики с высокой самооценкой ў поближе к его началу.

Психологи, изучая связь самооценки с любознательностью, пришли к выводу, что у детей с низкой самооценкой значительно снижается и познавательная потребность. Дети с низкой самооценкой неуверены в себе, в своих силах, они боятся, школы, и потому познавательная потребность у них разрушается. Неуверенность в себе, страх в ситуации умственного напряжения, т. е. то, что вызывается низкой самооценкой, может принимать самые разные формы и иногда очень тяжелые, вплоть до так называемых школьных неврозов.

Школьные неврозы проявляются по-разному. Одни дети озлоблены, ожесточены, не любят школу, другие равнодушны, третьи агрессивны, четвертые ў тревожны и беспокойны, каждый урок вызывает у них стрессовое состояние.

Повышенная тревожность ведет к торможению познавательной потребности.

Также и агрессивность ребенка, снижающая, по некоторым данным, его любознательность, связана со скрытой неуверенностью в своих силах.

Что же является причиной низкой самооценки ребенка? Главным образом в этом повинны окружающие взрослые, прежде всего учитель.

Многие психологи (А. И. Липкина, Л. С. Славина, Б. И. Савонько и другие) отмечают, что именно учитель, воздействуя на ученика своей оценкой его труда, формирует у него представление о самом себе, о своих возможностях, т. е. самооценку.

Как показали исследования А. И. Липкиной, начальные неуспехи в учении, Їподкрепляемые¦ систематическими отрицательными оценками главного авторитета в классе ў учителя, ведут к формированию низкой самооценки. А низкая самооценка, в свою очередь, ведет к новым, еще большим неудачам в учении и к еще большему снижению самооценки. Порочный круг, следствием которого является крайне искаженная познавательная потребность. Ребенок не хочет, не любит учиться, так как не верит, что он учиться может. При этом искажается вся личность ребенка: ведь самооценка ребенка ў это и его надежды на будущее, мечты о профессии. В самооценке человек, по словам А. И. Липкиной, проектирует себя. Школьник с низкой самооценкой видит себя как отстающего от других, как человека хуже других. У него опускаются руки, он не верит в успех. Именно это и вызывает заболевание ленью.

Следует специально подчеркнуть, что всякая умственная пассивность, нелюбовь к умственной деятельности связана с изменениями в личности. Либо это происходит под влиянием оскорбляющего ребенка равнодушия взрослых к его работе, либо под нажимом старших, пытающихся слишком жестко воспитать у него чувство учебного долга при недостаточно укрепившейся познавательной потребности, либо в результате неудач, вызванных неумением учиться. Во всех этих случаях ребенок теряет веру в себя, страдает его самооценка, искажается личность, а значит, и познавательная потребность.

Вместе с тем искажение познавательной потребности ведет, в свою очередь, к дальнейшему искажению личности. Ведь если ребенок не любит учиться, то школа для него не радость, а либо кнут (если ребенок учится плохо), либо пряник (если хорошо). Резко меняется система мотивов; на первый план выходят разного рода Їотметочные¦ мотивы.

Все названные выше причины умственной лени (Їболезнь эмоций¦, Їнедостаток умственной пиши¦, Їнеумение учиться¦) рассматривались отдельно лишь для удобства изложения. На самом деле эти причины действуют, как правило, вместе, будучи связаны лишь друг с другом. При анализе причин умственной лени важно выделить основные неблагоприятные факторы, которые Їзаводят¦ все остальные.

Бывают и случаи лени в результате физической болезни ребенка, точнее ў неполного здоровья.

Надо сказать, что физическая болезнь и умственная пассивность, конечно, не всегда совпадают. По наблюдениям многих психологов, весьма яркие интеллектуальные достижения возникали нередко именно вследствие некоторой физической неполноценности ребенка, как бы в качестве компенсации.

Не отрицая такого рода случаев, отметим, что в определенный период развития (прежде всего, в младшем школьном возрасте) особенно важно для интеллектуального формирования ребенка полноценное функционирование его нервной системы. В. А. Сухомлинский считал, что примерно у 85% всех неуспевающих учеников главная причина отставания в учебе ў плохое состояние здоровья. Причем эти заболевания (вернее, отклонения) чаще всего совершенно незаметны, однако они ведут к тому, что у ребенка понижается способность к сосредоточенному умственному труду.

Многие родители и педагоги недооценивают возможности таких незаметных отклонений от нормы. Как показывают наблюдения, во многих семьях (а здоровье ребенка это прежде всего семья) нет еще подлинной физической культуры. Однако здоровье ребенка нуждается в ежедневных и разумных заботах. Недаром писал В. А. Сухомлинский: ЇЕсли измерить все мои заботы и тревоги о детях в течение первых четырех лет обучения, то добрая половина ихўо здоровье¦.

ЧАСТЬ IV

ТЕСТЫ ДЛЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛОВ

Предлагаемые тесты взяты из книги Виктора Серебрякофф ЇРуководство по интеллектуальному и личностному тестированию¦ (Лондон, 1988). Эта книга в переводе должна вскоре появиться в печати, потому мы даем своего рода пробные тесты для тех, кто хочет узнать немного о том, как они устроены, как их выполнять.

Мы не даем подсчетов коэффициентов интеллекта, так как для такого рода подсчетов необходима работа со специалистом ў квалифицированным психологом. Задача предлагаемых тестов — только ознакомительная.

Эти тесты не ограничены по времени и предназначены для измерения интеллекта у самых умных. Именно поэтому эти тесты невозможно стандартизировать на обычной популяции, и мы это делали на членах общества ЇМенса¦ — специально отобранной группы, куда входят только те, кто этого стоит. Ключи теста и нормы соответствуют кандидатам в это общество и в этом отношении хорошо предсказывают результаты для высоких уровней интеллекта. Несмотря на это трудность заданий увеличивается постепенно. Каждый может попробовать выполнить этот тест, хотя немногие дойдут до конца. Вопрос не в том, сумеете ли вы дойти до конца, а в том, как далеко вам удастся дойти.

Батарея состоит из семи тестов, каждый из которых выявляет различные способности, вы можете выполнять тесты так долго, как вам хочется, но все же лучше разумно распределить свое время; в противном случае это может сказаться на конечном результате.

Делайте все тесты по порядку- Не торопитесь. Внимательно читайте каждый вопрос и продвигайтесь с той скоростью, которая вам больше подходит. Не сидите над одной задачей, если она никак не получается, идите дальше, к этой можете вернуться позднее. Вполне разумно высказать догадку, если вы не знаете точно, как ответить правильно. Штрафов за неправильные ответы нет. Если вы хотите заменить ответ, точно укажите, на каком ответе вы в конечном итоге остановились. Сомнительные ответы не учитываются.

Тесты будут такие:

Тест 1. Найди лишнее слово.

Тест 2. Найди синонимы.

Тест 3. Найди антонимы.

Тест 4. Вставь недостающее слово.

Тест 5. Двойные значения.

Тест 6. Дополнение.

Тест 7. Логические задачи (проблемы).

Тест 1. Найди лишнее слово

Этот тест выявляет наиболее важную характеристику умственных способностей ў способность к классификации, замечательное средство, которое выработал теоретический интеллект, чтобы объединить вещи в некие единства-

В каждом ряду дается пять слов. Их можно классифицировать различным образом- При правильном ‘Їраскладе¦ остается лишнее слово, которое не подходит к остальным четырем. Существует один, наиболее верный способ, все остальные варианты менее очевидны. Имеется качество или характеристика, которому удовлетворяют четыре слова, но не удовлетворяет одно, которое и должно быть изъято из ряда. Подчеркните это слово.

Например: нож, вилка, ложка, шляпа, чашка.

Ответ: Їшляпа¦ (потому что все остальные слова имеют отношение к еде).

1. Птица, самолет, пчела, машина, бабочка.

2. Смотреть, глядеть, таращиться, моргать, наблюдать.

3. Дождь, снег, град, молния, изморось.

4. Хлопок, шерсть, нейлон, лен, шелк.

5. Безжизненный, апатичный, вялый, оцепенелый, чувствительный.

6. Бросать, пинать, швырять, метать, раскидывать.

7. Бук, ясень, ель, ива, клен.

8. Вишневый, алый, красный, малиновый, шафрановый.

9. Мерин, волчица, лань, кобыла, овца.

10. Чума, бруцеллез, карбункул, температура, язва.

11. Превосходный, поэтичный, величавый, грандиозный, величественный.

12. Жемчуг, сапфир, агат, изумруд, рубин.

13. Канатоходец, акробат, клоун, шут, жонглер.

14. Растирать, нарезать, толочь, измельчать, дробить.

15. Нарцисс, гладиолус, подснежник, хризантема, тюльпан.

Ответы к тесту 1:

1) машина, 2) моргать, 3) молния, 4) нейлон, 5) чувствительный, 6) пинать, 7) ель, 8) шафрановый, 9) мерин, 10) температура, 11) поэтичный, 12) агат, 13) шут, 14) нарезать, 15) подснежник.

Тест 2. Найди синонимы

Этот тест выявляет ваше чувство слова. В каждом ряду шесть слов: два из них более тесно связаны между собой, чем остальные, означают практически одно и то же. Найди эти два слова. Подчеркни их.

Пример: гулять, бегать, ехать, летать, сидеть, прогуливаться.

Ответ: гулять и прогуливаться ў синонимы.

1. Вскоре, почти, едва, частично, часто, отдельно.

2. Отрекаться, забывать, ненавидеть, оставлять, владеть, презирать.

3. Бесчеловечный, жестокий, мужественный, осторожный, жалостливый, добродетельный.

4. Больной, необычный, странный, усталый, напыщенный, забавный.

5. Духовный, отвратительный, благообразный, стройный, ужасный, безвкусный.

6. Капризный, посредственный, отталкивающий, нелепый, абсурдный, значительный-

7. Общий, смешанный, много, главный, сплошной, полный.

8. Покровительствующий, наблюдающий, приводящий, сопровождающий, аккомпанирующий, вступающий.

9. Сражаться, осуществлять, сопротивляться, существовать, воздействовать, применять.

10. Препона, допущение, мотив, препятствие, скорбь, эффект.

11. Дельный, дерзкий, абсурдный, уместный, нетерпеливый, навязчивый.

12. Полдень, село, сумерки, день, степь, потемки.

13. Ссориться, ассистировать, демонстрировать, скандалить, разрушать, отдавать.

14. Пересекающийся, непристойный, непостоянный, меняющийся, значимый, аргументированный.

15. Расщепить, трещина, менеджер, устоять, сомнительный, разрушить.

Ответы к тесту 2:

1) почти, едва; 2) забывать, оставлять; 3) бесчеловечный, жестокий; 4) необычный, странный; 5) отвратительный, ужасный; 6) нелепый, абсурдный; 7) сплошной, полный;

8) сопровождающий, аккомпанирующий; 9) сражаться, сопротивляться; 10) препятствие, препона; 11) дельный, уместный; 12) сумерки, потемки; 13) ссориться, скандалить; 14) непостоянный, меняющийся; 15) расщепить, разрушить.

Тест 3. Найти антонимы

Опять тест, выявляющий ваше чувство слова. Два слова в каждом ряду являются противоположными по своему значению в большей степени, чем остальные. Найдите эти антонимы и подчеркните их.

Пример: кривой, длинный, большой, маленький, широкий.

Ответ: большой и маленький являются антонимами.

1. Вращаться, подниматься, нырять, приближаться, опускаться.

2. Течь, переливаться, открывать, спастись, приближаться, отходить.

3. Разрушать, разбрасывать, всплывать, переливаться, опускаться.

4. Холодный, бездеятельный, расслабленный, занятый, оцепенелый.

5. Разъединенный, притупленный, жесткий, сжатый, острый.

6. Оперативный, диссонированный, плавный, синкопированный, мелодичный.

7. Разъединять, скручивать, сбросить, собирать, связывать.

8. Думать, узнавать, считать, сокращать, забывать.

9. Оппозиционер, оппортунист, враг, соперник, партнер.

10. Тощий, непостоянный, средний, чрезмерный, обильный.

11. Подвижный, глупый, ленивый, инертный, смущенный.

12. Отделяться, шутить, разбрасывать, развенчивать, восторгаться.

13. Малыш, девушка, юноша, подросток, старик.

14. Нежный, учтивый, простоватый, грубый.

15. Расшатывать, платить, требовать, получать, обеспечивать.

16. Грешный, благородный, святой, любящий, болезненный.

17. Кушак, рама, разбойник, парик, ходули.

18. Карликовый, приземистый, коренастый, гигантский, короткий.

Ответы к тесту 3:

1) подниматься, опускаться; 2) приближаться, отходить; 3) всплывать, опускаться; 4) расслабленный, оцепенелый; 5) притупленный, острый; 6) диссонансный, мелодичный; 7) разъединять, связывать; 8) узнавать, забывать; 9) оппозиционер, партнер; 10) тощий, обильный; 11) подвижный, инертный; 12) развенчивать, восторгаться; 13) малыш, старик; 14) нежный, грубый; 15) требовать, получать; 16) грешный, святой; 17) парик, ходули; 18) карликовый, гигантский.




infopedia.su

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *