Право и лево где: Где право, где лево — Берестов. Полный текст стихотворения — Где право, где лево

Где право, где лево? Консультация для родителей. | Консультация:

Где право, где лево?

Консультация для родителей

Воспитатель Бакутова А.В.

Научить ребенка различать, где право, где лево, родители считают чуть ли не первоочередной задачей. Однако, несмотря на все усилия родителей и педагогов, дети иногда до школьного возраста путают эти понятия, хотя рук и ног у них всего две.

С самого раннего возраста мы заставляем малышей делать наиболее значимые вещи именно правой рукой: держать ложку, здороваться за руку, писать, рисовать и т.д.

Если ребенок рождается левшой, этот факт воспринимается почти как трагедия: он не такой как все, ему будет трудно в жизни. Каких только домыслов не услышишь! Ничего подобного. Левша, так же как и правша, может добиться в жизни больших успехов, если приложит к этому максимум усилий. Да, не совсем удобно писать за одной партой с правшой в школе, люди как-то по-особому смотрят, когда используешь левую руку, а не правую. А в остальном – ничего страшного нет. Это лишь наши предрассудки, уходящие в глубину веков, когда левая сторона считалась нечистой: нельзя было здороваться, подавать еду, кушать левой рукой, поскольку левая сторона, по поверьям, принадлежала дьяволу. Правая, наоборот, олицетворяла добро, справедливость, праведность. Поэтому она и правая. Отсюда и наше подсознательное стремление все делать правой рукой. Так что заставлять не нужно, а вот дать понятие о существовании право-лево, конечно, надо. Чтобы ускорить этот процесс, есть множество игр для разного возраста. Приведем здесь некоторые из них.

Существует самый древний, и, наверное, самый проверенный метод научить человека определять, где право, где лево. Его использовали еще полковые командиры, обучавшие поступивших в армию крестьян. К ногам новобранцев привязывали пучки сена и соломы. Дело в том, что различия между этими двумя понятиями были важнее для крестьян, чем знать, где право, где лево. Командиры и применяли команды: сено-солома. Так солдаты и запоминали стороны.

Воспользуемся бесценным опытом военных и, модернизировав, применим его по отношению к детям. Сено и солому можно заменить яркими ленточками разных цветов и привязать их к рукам или ногам. Если малыш еще не знает названия цветов, привяжите ленточку только к одной ноге или руке и, называя право или лево, заставьте ребенка каждый раз вспоминать, на какой руке у него ленточка. Постепенно это войдет в привычку, и малыш начнет свободно ориентироваться. Особенно эффективно применять такой способ обучения на уроках физкультуры, в танцевальных коллективах, где можно даже поставить танцевальную композицию с разноцветными ленточками, шариками, предназначенную специально для запоминания сторон.

Как еще можно научить ребенка различать, где право, где лево?

Ясно одно: делать это нужно незаметно для самого малыша, иначе вы рискуете вызвать протест против своих действий. Пока ребенок еще совсем маленький, одевая его, комментируйте: надеваем сапожок на правую ножку, надеваем рукавичку на левую ручку и т. д.

Тем самым, даже если малыш еще не говорит, вы закладываете нужные понятия в его сознании и подсознании. Впоследствии все накопленное в памяти начнет выдаваться ребенком, и вот тут ваши труды будут видны. Останется только закрепить знания с помощью игр и повседневной практики. То же проделываем, когда кормим ребенка.

Часто педагоги, да и некоторые родители, учат детей различать право-лево в зеркальном отражении. Это означает, что если взрослый стоит к ребенку лицом, то называет левую руку правой и наоборот, чтобы дети повторяли движения зеркально. Однако делать этого не следует. Если в два года малыш еще не замечает этой путаницы, то в три-четыре года обязательно заметит, и тогда создавшуюся ситуацию трудно будет пояснить.

Какие упражнения могут помочь ускорить процесс запоминания, где право, где лево?

  1. Попросите малыша поднять левую или правую руку. Если действие выполнено правильно, вознаградите его игрушкой и попросите назвать руку (если ребенок уже может это делать). Далее просим другой рукой (левой или правой) коснуться частей тела (носа, рта, щеки и т.д.), при этом называя их.
  2. Следующая игра называется «Бравый солдатик». Дайте ребенку в руки шарики или игрушки разных цветов. Взрослый выступает в роли командира, а малыш – в роли солдатика. Солдат выполняет различные приказы командира. Например: поднять правую руку, шагнуть левой ногой, опустить левую руку и другие. Команды можно давать какие угодно, связанные с понятиями право-лево или с определением местонахождения частей тела. Если ребенок плохо ориентируется и в том, и в другом, соедините различные команды в одной игре. Затем взрослый и ребенок меняются местами. Когда малыш отдает приказы, мама или папа иногда должны ошибаться. Ребенок исправляет ошибку взрослого. Второй вариант игры доставляет удовольствие детям даже большее, чем первый.
  3. Игра в мяч дает возможность детям научиться ориентироваться в пространстве. Взрослый дает малышу команду бросить мяч вправо, влево, вперед, назад и т. д. Затем взрослый и ребенок, как и в предыдущей игре, меняются местами.

Данные игры можно использовать в общении с трехлетними детьми. До 3 лет заниматься с малышом подобным образом будет сложно, процесс обучения 2-х летних детей скорее односторонний, когда мама или папа постоянно акцентируют внимание ребенка на пространственных понятиях, используя каждый подходящий случай. Ждать осознанной рефлексии вряд ли придется. Поэтому не торопитесь и наберитесь терпения.

Ребятам, которые уже неплохо ориентируются в определении сторон, предложите скрестить руки и назвать, какая из них правая, а какая левая. Попросите порассуждать, почему, если человек стоит к нам лицом, его правая рука для нас будет левой и т.д. Такого рода логические задачи расширяют пространственные представления детей, заставляют задуматься об устройстве этого мира. Используйте картинки, где изображены люди, звери в различных позах и просите малыша показать правое ухо кролика, левую лапу козлика и т.п.

Если ваш малыш подвижный и любит бегать, прыгать, станцуйте с ним буги-вуги. Это простой танец, который легко запоминается и, главное, обучает определению сторон. Под веселую музыку выполняем следующие движения: правую руку вытягиваем вперед, отводим ее назад и трясем ею, затем опять выводим вперед и трясем. Так поступаем и с левой ногой. Подобные движения можно проделать с ногами, плечами.

Чаще комментируйте происходящие вокруг ребенка действия и явления. Когда вы поднимаетесь или спускаетесь по лестнице, говорите: «Поднимаем правую ногу, поднимаем левую ногу». Если вы гуляете и наблюдаете машину или идущего человека, отметьте для ребенка, что машина или человек движет по правую (левую) сторону от нас. Так же можно следить за поворотами автобуса, троллейбуса, сидя в общественном транспорте, машине.

Используйте в своей практике игрушки. Разложите на полу различные машинки, зверей и, как в старой сказке, приговаривайте: «Направо пойдешь – кошечку найдешь, налево пойдешь – куклу найдешь». Ребенок может двигаться к месту назначения с помощью игрушечных машинок и грузить на них найденные предметы. Таким образом, малыш не только учит, где право, где лево, но и ориентируется в пространстве.

Для детей 4-5 лет можно использовать графический диктант. Поставьте на плоскости две игрушки и нарисуйте между ними запутанный ход. По вашим подсказкам, отмечая палочками каждый шаг, ребенок должен помочь игрушкам встретиться. Конечно, подсказки будут ориентированы на определение сторон.

И запомните! Никогда не заставляйте малыша делать что-то против его воли. Лучше дождитесь подходящего настроения или момента. В крайнем случае, всегда можно организовать комментарий на основе создавшейся ситуации, а не устраивать специальный показательный урок.

Играйте, ведь мир познается человеком в игре, – так говорили древние!


А эти материалы, надеюсь, помогут Вам в развитии Вашего малыша, а главное, в понимании, где право, а где лево.

1. Игра с лягушкой – здесь нужно раскрасить ладошки в два цвета – правые в синий, левые — в красный.

2. Здесь нужно определить, какие из машинок едут направо и обвести их в кружочек.

3. Здесь нужно определить, какие из рыбок плывут налево и обвести их в кружочек.

4. Здесь нужно определить, какие животные в какую сторону смотрят и в какую сторону едут машинки.

           

5. Здесь нужно определить животных и геометрические фигуры, которые находятся по правую сторону и по левую сторону.

             

6. Определяем и обводим в кружочек животных, смотрящих налево и направо.

       

7. Тоже самое, что и про животных только с машинками.

           

8. Играем с котиком. Определяем, где он слева, а где справа?

9. Здесь нужно определить, какой из мишек идет налево, а какой направо.

10. Зеркальные карточки для игр на определение понятий направо и налево.

11. Ладошки плакат. Вы можете распечатать и повесить их на стену на уровне глаз ребенка. Когда малыш будет проходить мимо плаката предложите ему приложить ручки и определить, где его правая рука, а где левая.

какая болезнь имеет такие признаки :: Здоровье

Фото: pixabay. com

продолжениеКак отсрочить старость: российский геронтолог поделился советами

Некоторым в таком случае следует оперативно обратиться к врачу

Известно, что иногда людям сложно быстро определить, где находится право, а где лево. Оказалось, что оперативное принятие решения в таком вопросе зависит от интеллектуального развития человека. При этом иногда подобного рода затруднения сигнализируют о серьезном заболевании.

Профильные эксперты давно определили, что понятия «право» и «лево» достаточно сложно поддаются нашему мозгу. Как пояснила известный нейропсихолог Анна Кутькова, эти понятия не являются абсолютными. Например, ни у кого не возникнет проблем с определением верха и низа – простого опыта с подкидыванием любой вещицы будет достаточно для того, чтобы прийти к единственно верному выводу.

А вот с право– и левосторонней ориентацией в пространстве все не так-то просто. Опытным путем определить направления невозможно. Мы выделяем два этих понятия только потому, что обучались этому с детства.

Специалист отметила, что иногда к таким проблемам приводит неправильный обучающий процесс, с которым ребенку пришлось столкнуться в юные годы.

Однако, если человек всю жизнь спокойно ориентировался, но в какой-то момент стал испытывать трудности с определением где право, а где лево, это серьезный повод задуматься о его здоровье. Такие сложности могут быть признаками заболевания головного мозга, передает «Пятый канал».

Кутькова добавила, что при проблемах с мозгом дезориентация обычно сопровождается нарушением речи и письма. В любом случае, как подчеркнула эксперт, при возникновении странных отклонений от привычного поведения организма и работы головного мозга необходимо срочно обратиться к врачам. Невролог проверит работу сосудов мозга, а нейропсихолог может провести полное обследование организма по своей специфике.

Источник: Пятый канал ✓ Надежный источник

Ольга ФЕДОРОВА

Киев получит ракеты большей дальности – Reuters

На неслыханную «щедрость» готовы пойти американцы

  • ru/news/ukraine/2023/01/31/1523062.shtml»> Украинцы бросились форсировать Днепр в районе Херсона
  • Народ Франции после слов Макрона предложил дать Киеву ядерное оружие
  • Военная коалиция: в Британии придумали способ «разделаться» с Россией
Египет передал Лаврову тайное послание США по Украине

В роли посыльного выступил глава МИД африканской страны

  • ru/news/ukraine/2023/01/31/1523072.shtml»> Попали в ловушку: Европа может пересмотреть позицию по Украине
  • «Красные линии должны быть пересечены»: Литва сделала выпад в адрес России
  • Россияне решили массово уехать из страны: раскрыто главное направление

Почему некоторые люди не могут отличить лево от права

Загрузка

Психология

(Изображение предоставлено BBC)

слева направо, и ученые только начинают понимать, почему.

W

Когда британский нейрохирург Генри Марш после операции сел рядом с кроватью своего пациента, плохие новости, которые он собирался сообщить, были связаны с его собственной ошибкой. У мужчины был защемлен нерв в руке, что потребовало операции, но, сделав срединный разрез на шее, Марш высверлил нерв не на той стороне позвоночника.

Врачебные ошибки, которые можно было бы предотвратить, часто связаны с операцией на неправильной стороне: например, инъекция не в тот глаз или биопсия не той груди. Эти «никогда не происходившие события» — серьезные и в значительной степени предотвратимые несчастные случаи, связанные с безопасностью пациентов, — подчеркивают, что, хотя большинство из нас в детстве учатся отличать правое от левого, не все понимают правильно.

В то время как для некоторых людей отличить слева направо так же просто, как отличить верх от низа, значительное меньшинство — согласно недавнему исследованию, примерно каждый шестой человек — испытывает трудности с этим различием. Даже тем, кто считает, что у них нет проблем, отвлекающие факторы, такие как окружающий шум или необходимость отвечать на не относящиеся к делу вопросы, могут помешать сделать правильный выбор.

«Ни у кого не возникнет затруднений в том, чтобы сказать [что-то] спереди и сзади, или сверху и снизу», — говорит Инеке ван дер Хам, профессор нейропсихологии Лейденского университета в Нидерландах. Но отличить лево от правого — другое дело, говорит она. «Это из-за симметрии и потому, что когда вы поворачиваетесь, все наоборот, и это сбивает с толку».

Различение левого и правого на самом деле довольно сложный процесс, требующий памяти, языка, визуальной и пространственной обработки и ментального вращения. На самом деле, исследователи только начинают докапываться до сути того, что именно происходит в нашем мозгу, когда мы это делаем, и почему одним людям это дается намного легче, чем другим.

Бывший президент США Дональд Трамп был на короткое время сбит с толку, когда лидеров попросили скрестить руки на саммите на Филиппинах в 2017 году. (Фото: AFP/Getty Images)

Как левша меняет ваш мозг люди левши, и исследования близнецов показали, что генетика играет определенную роль.

Исследование, проведенное в Оксфордском университете, недавно выявило четыре участка ДНК человека, которые, по-видимому, играют роль в определении того, левша человек или правша.

У левшей были обнаружены «мутации» в четырех генах, кодирующих цитоскелет тела — сложный каркас, который находится внутри клеток и помогает им организоваться. Сканирование людей с этими мутациями показало, что белое вещество их мозга имеет другую структуру. Левое и правое полушария мозга левшей также были лучше связаны, чем у правшей.

«Некоторые люди могут отличить правое от левого от природы, просто могут делать это, не задумываясь», — говорит Джерард Гормли, врач общей практики и клинический профессор Королевского университета Белфаста в Северной Ирландии. «Но другие должны пройти через процесс». Стремясь понять, что происходит при неправильных врачебных ошибках, Гормли и его коллеги провели исследование опыта студентов-медиков в принятии левых и правых решений и изучили этот процесс.

«Прежде всего, ты должен ориентироваться в себе справа налево», — говорит он.

Когда ответ не приходит мгновенно, участники описывают различные приемы, от создания буквы L большим и указательным пальцами до размышлений о том, какой рукой они пишут или играют на гитаре. «Для некоторых людей это татуировка на теле или пирсинг», — говорит Гормли.

Затем, при выяснении того, какая сторона является чьей-то левой или правой, следующим шагом будет мысленное вращение себя таким образом, чтобы вы смотрели в том же направлении, что и другой человек. «Если я повернусь к вам лицом, моя левая рука окажется напротив вашей правой», — говорит Гормли. «Идея мысленного вращения объекта добавляет дополнительную сложность». Другие исследования показывают, что людям, как правило, легче судить, изображена ли на изображении левая или правая рука, представляя, как вращается их собственная рука или тело.

Исследование, опубликованное Ван дер Хам и ее коллегами в 2020 году, показало, что около 15% людей считают себя неспособными различать левое и правое. Почти половина из четырехсот участников исследования сказали, что они использовали стратегию, связанную с руками, чтобы определить, что есть что.

Исследователи использовали так называемый тест Бергена на различение правого и левого, чтобы глубже понять, как работают эти стратегии. Участники смотрели на изображения людей-палочек, обращенных к ним или от них, с руками в разных положениях, и должны были идентифицировать свою выделенную руку как левую или правую. «Это кажется простым, но это немного расстраивает, если вам нужно сделать сотню из них так быстро, как вы можете», — говорит Ван дер Хэм.

В первом эксперименте участники сидели, положив руки на стол перед собой. «От того, как была расположена эта маленькая фигурка, был очень четкий эффект», — говорит Ван дер Хэм. «Если бы вы смотрели на затылок, чтобы он был выровнен с вами, люди были бы намного быстрее и точнее». Точно так же, когда человек с палкой был обращен к участнику, но скрестил руки, так что его левая рука была на той же стороне, что и левая рука участника, люди, как правило, добивались большего успеха.

«Это говорит нам о том, что в этом действительно замешано тело», — говорит Ван дер Хам. Следующий вопрос заключался в том, использовали ли участники сигналы своего тела во время теста, чтобы идентифицировать левое и правое, или вместо этого ссылались на сохраненное представление о своем теле.

Чтобы ответить на этот вопрос, исследователи повторили свой эксперимент, но на этот раз проверили четыре разных сценария: участники сидели со скрещенными или не скрещенными руками на столе перед собой, и их руки были либо видны во время теста, либо покрыты черная ткань.

Но исследователи обнаружили, что ни одно из этих изменений не повлияло на результаты теста. Другими словами, участникам не нужно было видеть свои руки, чтобы использовать собственное тело, чтобы отличить правое от левого.

«Мы не полностью решили проблему, — говорит Ван дер Хэм. «Но мы смогли идентифицировать наши тела как ключевой элемент в определении левого и правого, и что мы консультируемся с нашим представлением тела, поскольку оно у нас есть более статичным образом».

Ошибки, допущенные во время медицинских процедур из-за ошибок лево-право, заставили некоторых хирургов предпринять дополнительные шаги, чтобы убедиться, что они оперируют в нужном месте (Фото: Tommy London/Alamy)

В экспериментах Ван дер Хэма повышение производительности, вызванное тем, что они шли в ногу с человеком с палкой, было более выраженным у людей, которые сказали, что они используют стратегию, связанную с рукой, чтобы отличить слева направо в своей повседневной жизни, а также в женщины вообще.

Исследователи также обнаружили, что мужчины, как правило, реагируют быстрее, чем женщины, но данные не подтверждают предыдущие исследования, показывающие, что мужчины в целом лучше справляются с тестами на различение левого и правого.

Вам также может понравиться:

  • Почему время идет вперед, а не назад
  • Быть левшой заложено в вашей ДНК
  • Что будет, если проснуться во время операции

Неясно, почему именно люди различают левое и правое, хотя исследования показывают, что чем более асимметрично чье-то тело (например, с точки зрения предпочтения руки при письме), тем легче им отличить левое и правое Кроме. «Если одно полушарие вашего мозга немного больше другого, вы, как правило, лучше различаете правое и левое», — говорит Гормели.

Но это может быть и то, чему мы учимся в детстве, как и другие аспекты пространственного познания, говорит Ван дер Хам. «Если дети отвечают за то, чтобы найти дорогу, если вы просто позволяете им пройти пару метров перед вами и принять решение, это дети, которые в конечном итоге станут лучшими навигаторами», — говорит она.

Исследование, проведенное Элис Гомес и ее коллегами из Лионского исследовательского центра неврологии во Франции, намекает на то, что дети могут быстро усвоить дискриминацию левых и правых. Гомес разработал двухнедельную программу вмешательства, проводимую учителями, предназначенную для улучшения репрезентации тела и двигательных навыков в возрасте от пяти до семи лет.

Когда их проверяли на способность определить правильную часть тела на себе или партнере, например, на правом колене, после программы количество ошибок различения левого и правого уменьшилось почти вдвое. «Нам было очень легко повысить способности детей находить [часть тела] по имени», — говорит Гомес.

Одна из причин этого может заключаться в том, что детей учили стратегии — думать о своей руке, когда они не могут вспомнить, что справа, а что слева. Сосредоточенность программы на собственных телах детей — еще одно возможное объяснение, тем более что другие исследования показывают, что эгоцентрическая система отсчета является ключевой, когда мы принимаем решения влево-вправо.

В обычном классе дети могут обозначать части тела на диаграмме, а не собственное тело, потому что последнее требует больше времени и труднее для оценки учителем, говорит Гомес. «Очень редко у них есть время быть эгоцентричными», — говорит она.

Большинство из нас может различать верх и низ интуитивно, но определение слева направо требует больше умственной гимнастики. это абсолютно критично. Нейрохирург Марш смог исправить операцию на защемленном нерве, но, например, хирург, удаляющий не ту почку или ампутировавший не ту конечность, имел бы разрушительные последствия.

Медицина — не единственная область, где ошибки влево-вправо могут решить вопрос жизни и смерти: возможно, рулевой, повернувший корабль вправо, а не влево, был одним из факторов, способствовавших затоплению «Титаника».

Но в то время как некоторым людям приходится прикладывать больше усилий, чтобы судить о левом и правом, у всех есть способность принимать неправильные решения относительно левого и правого, говорит Гормли. Он надеется, что большее осознание того, как легко совершить такую ​​ошибку, приведет к меньшему осуждению тех, кому нужно перепроверить свое решение.

«Как медицинские работники, мы тратим много времени на определение пространственной ориентации: проксимальная, дистальная, верхняя, нижняя, но на самом деле не обращаем внимания на правую или левую сторону», — говорит он. «Но на самом деле из всех пространственных ориентаций это самое сложное».

Присоединяйтесь к миллиону поклонников Future, поставив лайк нам на Facebook или подпишитесь на нас на Twitter или 0059 .

Если вам понравилась эта история, подпишитесь на еженедельный информационный бюллетень bbc.com под названием «Основной список» — подборка историй от BBC Будущее Культура , Worklife , Travel и Reel .

Защита либерализма справа и слева

Обзор Фрэнсиса Фукуямы, «Либерализм и его недовольство» (Farrar, Straus and Giroux, 2022).

***

Американская либеральная демократия находится в серьезном беспорядке. Ничто лучше не символизирует и не иллюстрирует этот беспорядок, чем тот факт, что Вашингтон, округ Колумбия, резиденция федерального правительства, превратился в вооруженный лагерь. Конгресс, Верховный суд и Белый дом защищают различные полицейские силы, высокотехнологичные неразборные заборы, автомобильные заграждения и столбы, обыскивающие пункты, рентгеновские аппараты и практически все другие устройства безопасности, известные человечеству. . Все это необходимая реакция на вторжение в Капитолий 6 января 2021 года толпы, стремящейся отменить выборы. Учитывая, что большое количество вооруженных американцев охвачены теориями заговора и продолжают рассматривать администрацию Байдена как незаконную тиранию, нельзя сбрасывать со счетов возможность повторения насилия.

Картина еще более омрачается предстоящими выборами в Конгресс, на которых любое количество противников выборов — тех, кто цепляется за большую ложь о том, что выборы 2020 года были украдены у Дональда Трампа, — выдвинуты на голосование за должности, контролирующие сами выборы. И, конечно же, на заднем плане вырисовывается призрак возвращения Трампа на пост президента в 2024 году, что вполне может означать конец двух с половиной столетий американского эксперимента с конституционным самоуправлением.

Именно в этой мрачной атмосфере Фрэнсис Фукуяма написал небольшую книгу «Либерализм и его недовольство» в защиту либерализма от «серьезной» угрозы, с которой он сталкивается не только в Америке, но и во всем мире. Если институты либеральной демократии подвергаются нападкам, то и идеи, лежащие в основе этих институтов, также подвергаются нападкам, и именно с этими идеями борется Фукуяма.

Проблема, по мнению Фукуямы, возникает не из-за недостатков самой либеральной доктрины, а, скорее, из-за того, как развивался либерализм в последние десятилетия, когда «некоторые здравые либеральные идеи… доведены до крайности». Эти искажения привели к вызовам, исходящим как от левых, так и от правых, авторитарному популизму, с одной стороны, и авторитарному прогрессивизму, с другой. Но сдвоенные угрозы «не симметричны. Тот, что идет справа, более непосредственный и политический; тот, что слева, в первую очередь культурный и поэтому действует медленнее».

Одно из искажений либерализма распространяется под именем неолиберализма. Дерегулирование и приватизация, проводимые Рональдом Рейганом и Маргарет Тэтчер в 1980-х годах, оказали благотворное влияние на экономический рост. Но то, что начиналось как «достоверное понимание превосходящей эффективности рынков, — пишет Фукуяма, — превратилось в нечто вроде религии, в которой государственное вмешательство было принципиальным противником». За границей это привело к катастрофе. Например, когда неолиберальный «Вашингтонский консенсус» был применен к бывшему Советскому Союзу, где не существовало инфраструктуры верховенства права, «большие куски советской экономики были поглощены умными олигархами, чье пагубное влияние продолжается и по сей день». день.»

Здесь, дома, дерегулирование финансового сектора привело к кризису 2008 года, который принес лишения миллионам американцев. Нечто подобное можно сказать о свободной торговле и открытой иммиграции, обе из которых обещали — и, вероятно, привели — улучшение совокупного экономического благосостояния, но имели пагубные последствия второго порядка. Были неблагоприятные «распределительные последствия», принявшие форму деиндустриализации, и «социальная реакция», которая является одним из факторов, лежащих в основе политического кризиса, с которым сегодня столкнулись Соединенные Штаты.

Если неолиберализм подталкивал либеральные предпосылки в неблагоприятном направлении, то аналогичный процесс происходил слева, где либерализм, по словам Фукуямы, «эволюционировал в современную политику идентичности, версии которой затем начали подрывать предпосылки самого либерализма». Политика идентичности стала своего рода пугалом для консерваторов всех мастей. Но Фукуяма одновременно сочувствующий и критический. Когда дело дошло до различных групп — женщин, афроамериканцев, гомосексуалистов, — исторически либерализм не оправдал своих универсальных обещаний. «Понимаемая таким образом, — пишет Фукуяма, — политика идентичности стремится завершить либеральный проект и добиться того, что, как надеялись, станет обществом с «дальтонизмом».

Беда в том, что сама политика идентичности превратилась в крайнюю доктрину. Фукуяма прослеживает путь от Герберта Маркузе, философа «новых левых», к критической теории, которая нацеливалась на само понятие индивидуализма как на западное изобретение, продукт зашоренного европоцентризма, не способного «принять во внимание тот факт, что реальная мировые общества организованы в невольные группы, в которых люди классифицируются в соответствии с такими характеристиками, как раса или пол, над которыми они не властны». Но Фукуяма предлагает убедительную защиту либерализма от этого обвинения, демонстрируя, что индивидуализм «едва ли можно назвать «белой» или европейской характеристикой». И даже в той мере, в какой либеральный индивидуализм «может быть исторически случайным побочным продуктом западной цивилизации», в то же время «он оказался очень привлекательным для людей разных культур, как только они столкнулись с той свободой, которую он приносит. ”

В одном из самых острых разделов своей книги, главе под названием «Существуют ли альтернативы», Фукуяма обращает внимание на множество «законных критических замечаний» в адрес либеральных обществ:

Они снисходительно относятся к потреблению; они не дают сильного чувства общности или общей цели; они слишком снисходительны и не уважают глубоко укоренившиеся религиозные ценности; они слишком разнообразны; они недостаточно разнообразны; они слишком равнодушны к достижению подлинной социальной справедливости; они терпят слишком большое неравенство; в них доминируют манипулятивные элиты, и они не реагируют на желания простых людей.

Однако в ответ на такую ​​критику всегда следует задавать вопрос: по сравнению с чем? Обе основные альтернативы либерализму в ХХ веке — коммунизм и фашизм — имели довольно вопиющие недостатки: драконовские репрессии, геноцид и экспансионистскую агрессию. Что еще предлагается в эти дни? Фукуяма использует современные альтернативы либерализму, выдвигаемые как правыми, так и левыми.

Справа различные постлиберальные теоретики разделяют убеждение, что либеральное общество — это моральная пустошь и что свободный рынок, экономическая составляющая либерализма, только усугубляет проблему, безжалостно разрушая узы семьи, религии и традиции, подрывая саму цивилизацию. Фукуяма с готовностью признает, что «либеральные общества не обеспечивают прочного общего морального горизонта, вокруг которого может быть построено сообщество», указывая, что это «особенность, а не ошибка либерализма». Вопрос, который он ставит, заключается в том, даже если бы это было желательно, существует ли «реалистичный способ отбросить секуляризм современных либеральных обществ и восстановить более жесткий моральный порядок». Он утверждает, что во все более светском и разнообразном обществе, таком как американское, «восстановление общего морального горизонта, определяемого религиозными убеждениями» — навязанного убеждением или принуждением — «практически не имеет смысла».

Слева Фукуяма рассматривает возможность «огромного усиления существующих тенденций», при котором «расовые, половые, гендерные предпочтения и другие категории идентичности будут внедрены во все сферы повседневной жизни и становятся главными соображениями при приеме на работу, продвижении по службе, доступе к здравоохранению, образованию и другим секторам». Но Фукуяма, указывая на «сильные ограничения» принятия электоратом этой культурной программы, считает маловероятным, что что-то подобное будет реализовано.

«Либерализм и его недовольство» — десятая книга Фукуямы. В рамках обзора трудно отдать должное масштабу аргумента, который, опираясь на философию, историю и экономику, занимает всего 178 страниц. Эта книга еще больше укрепляет заслуженную репутацию Фукуямы как одного из самых вдумчивых и проницательных американских исследователей политической, социальной и интеллектуальной жизни.

Несмотря на то, что Фукуяма указывает на устойчивость либерализма, было бы глупо обвинять его в самоуспокоенности по поводу возможности реализации левой или правой альтернативы либерализму.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *