Поведение как предмет психологии. Исследования поведения в классическом бихевиоризме (Э.Торндайк, Дж.Уотсон) и в необихевиоризме (Э.Толмен, Б.Скиннер). Виды научения.
Истоки бихевиоризма следует искать в исследованиях психики животных. В случае с животными не приходится говорить о явлениях сознания. С их точки зрения бихевиористов предметом научного исследования должно быть только то, что доступно для прямого наблюдения. Только поведение, наблюдаемое со стороны, поддается объективному описанию. Поэтому только на него и ни на что другое должна полагаться психология, если она желает идти действительно научным путем.
Бихевиоризм как самостоятельное научное течение опирается на работы Торндайка (1874-1949), который, основываясь на изучении поведения кошек, сформулировал два основных закона научения. Закон упражнения – чем чаще повторяется действие, тем прочнее оно закрепляется. Закон эффекта указывает на роль «наград» и «наказаний» в построении или разрушении различных форм поведения. Торндайк считал, что «награды» более эффективные регуляторы поведения, чем «наказания». Торндайк проводил исследования над кошками и собаками и изобрел специальный аппарат — «
Отцом бихевиоризма считается Дж.Уотсон. Задачу психологии он видел в изучении поведения живых существ, адаптирующихся в физической и социальной среде. Цель психологии – в создании средств для контроля над поведением.
Основным механизмом поведения является связь между стимулом и реакцией. То, что психологи прежде называли «сознанием» также является поведением, только внутренним, и происходит из поведения внешнего. Внутреннее поведение отличается от внешнего тем, что в этом случае реакции столь слабы, что не могут быть замечены наблюдателем (например, мышление – это речь минус звук). В центр интересов Уотсона стала педагогика. Он полагал, что правильное воспитание, т.е. выработка полезных сочетаний стимулов и реакций, может направить формирование ребенка по любому строго определенному пути. Провел эксперимент с мальчиком Альбертом, где сформировал реакцию страха на белую крысу (предъявление крысы и резкий звук). В результате ребенок начал реагировать плачем на похожие предметы (генерализация стимула). Уотсон пытался показать, что нерациональное поведение (например, алкоголизм, курение, антисоциальные поступки) имеют в своей основе «неправильные» замыкания стимулов и реакций, закрепившиеся в детстве.Оперантный бихевиоризм Б.Скиннера (1904-1990) был подчинен главной задаче — предсказывать и контролировать поведение конкретных индивидов. В нем впервые наметился переход от «линейного» представления о поведении к утверждению роли обратной связи в построении форм реакций (4).
Адекватная формула, описывающая взаимодействие организма со средой, всегда должна содержать три компонента:
а) событие, по поводу которого происходит реакция,
б) саму реакция,
в) подкрепляющие последствия
В своих исследованиях Скиннер во многом опирается на результаты И.П.Павлова. Именно Павлов впервые назвал все события, усиливающие поведенческие проявления «подкреплением», а все возникающие в связи с подкреплением изменения — «обусловливанием». В экспериментах Павлова подкрепление сочеталось со стимулом, а в исследованиях бихевиористов — подкрепление зависит от реакции.Поэтому в первом случае происходит увеличение уже существующей реакции или уменьшение интервала между стимулом и реакцией.
Во втором случае увеличивается вероятность или частота появления реакции.Б.Скиннер выделил в дополнение к классическому обусловливанию, которое он обозначил как респондентное, второй тип обусловливания – оперантное обусловливание. Оперантное научение имеет в своей основе активные действия («операции») организма в окружающей среде. Если какое-то спонтанное действие оказывается полезным для достижения цели, оно подкрепляется достигнутым результатом. Голубя, например, можно научить играть в пинг-понг, если игра становится средством получения пищи. Подкрепление – необходимое следствие действия, которое выполняет живое существо. К оперантному научению Скиннер относит все формы психической жизни человека: восприятие, внимание, мышление. Например, восприятие есть особое поведение, которое заключается в рассматривании, слушании, ощупывании. Подкрепление такого поведения – усиление действия воспринимаемого объекта на организм. Голуби не сумеют играть в пинг-понг, если не сформировать у них это поведение методом «дискриминационного научения», т.
В начале 1930-х гг. появились первые попытки расширить предмет бихевиоральной психологии за счет учета в исследовании не наблюдаемых прямо явлений. Э.Толмен пришел к выводу о необходимости введения понятия «промежуточных переменных» (намерения, ожидания и знания – прошлого опыта, зафиксированного в системе сложившихся реакций). Поведение трактовалось как функция стимулов окружающей среды, промежуточных переменных, наследственности и возраста. Только рассматривая факторы в совокупности можно адекватно описать поведение.
Толмен – промежуточная переменная. Стимул 1 а реакции могут быть разные. Ввел понятие «когнитивной карты», которая представляет собой целостные структуры представления мира. Наличие «когнитивных карт» было показано на примере поведения животных. Крыса, изучив устройство лабиринта, бежит к месту, где расположен корм вне зависимости от того, из какой точки начинает движение (использует целостное представление об устройстве лабиринта). Латентное научение – когнитивная карта помогла быстрее выйти тем, кто уже был в лабиринте раньше. Объективно не только то, что мы можем наблюдать извне, но и то, без чего невозможно объяснить наблюдаемое.
Виды научения:
1. Реактивное научение — организм непроизвольно реагирует на внешние воздействия. Формой реактивного научения в рамках инстинктивного поведения является импринтинг – мгновенное и необратимое запечатление некоторых свойств среды, по отношению к которым разворачивается поведение. Также классический условный рефлекс, открытый Павловым. Образование ассоциации между специфическим стимулом, вызывающим безусловную реакцию, и непосредственно предшествующим ему во времени нейтральным (условным) стимулом. Динамика условного рефлекса: угасание условного рефлекса, генерализация условного стимула, дифференциация условного стимула (пример: реакция слюноотделения не на звонок конкретной тональности).
2. Оперантное научение (инструментальный условный рефлекс). Награда следует не автоматически за сочетанием безусловного и условного стимула, а зависит от правильной реакции организма. Инструментальное научение(Торндайк, Скиннер). – подчиняется закону эффекта. Стремление к желанному результату.
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.
Расчет стоимостиГарантииОтзывы
3. Когнитивное научение. (Толмен). Субъект предвосхищает цель, поверяет отдельно каждый фрагмент поведения. Научение понимается не как изменение поведения, а как приобретение нового знания. Вариантом когнитивного научения является инсайт. При инсайте разнородная информация, как находящаяся в памяти, так и воспринимаемая непосредственно, объединяется в одно целое и используется в новой ситуации (пример с шимпанзе и палкой).
4. Социальное научение (через наблюдение, подражание). Бандура предложил концепцию научения путем наблюдения. Чистое подражание – копируется поведение модели без осознания последствий этого поведения (пример с обезьянами, которые мыли фрукты, повторяя за людьми). Викарное научение (заместительный) — субъекты осознают последствия действий, которым они подражают. Подражание происходит в надежде достичь тех же результатов, что и образец для подражания (пример Бандуры, где детям показывали видео с агрессией и нет).
Русский физиолог И. П. Павлов и его группа при изучении данных, полученных при исследовании поведения животных в лаборатории, очень скоро натолкнулась на ряд трудностей, связанных с искусственными условиями, в которых проводятся эксперименты. Так, утверждения бихевиористов о том, что любое поведение всецело обусловлено научением, подверглись сомнению со стороны этологов, проводящих полевые исследования в природе. Этологи выяснили врожденную основу большинства форм поведения, наблюдаемых у различных животных.
Оперантное научение
• Реакции могут быть разными на 1стимул, приятными или неприятными организму по последствиям. Если приятны – вероятность их воспроизведения больше.
• Оперант – реакции, ориентированные на возможное вознаграждение (подкрепление).
• Наказание не учит.
• Подкрепление есть позитивное (дать что-то приятное) и негативное (убрать что-то неприятное).
• Программированное обучение – программа шагов, каждый правильный вознаграждается.
Принципы подкрепления:
1.следуетсразуза нужной реакцией
2.частота от 100% подкрепления к случайному
3.наказания не эффективны.
Критика — недоучет сложности психической деятельности человека, сближение психики животных и человека, игнорирование процессов сознания, высших форм научения, творчества, самоопределение личности.
Поможем написать любую работу на аналогичную тему
Реферат
Поведение как предмет психологии. Исследования поведения в классическом бихевиоризме (Э.Торндайк, Дж.Уотсон) и в необихевиоризме (Э.Толмен, Б.Скиннер). Виды научения.
От 250 руб
Контрольная работа
Поведение как предмет психологии. Исследования поведения в классическом бихевиоризме (Э.Торндайк, Дж.Уотсон) и в необихевиоризме (Э.Толмен, Б.Скиннер). Виды научения.
От 250 руб
Курсовая работа
Поведение как предмет психологии. Исследования поведения в классическом бихевиоризме (Э.Торндайк, Дж.Уотсон) и в необихевиоризме (Э.Толмен, Б.Скиннер). Виды научения.
От 700 руб
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту
Узнать стоимостьПоведение как предмет психологии в бихевиоризме
Все же было бы несправедливым обвинять критиков бихевиоризма в том, что они не способны освободиться от исторических предрассудков. Так как должны быть иные причины тому, что бихевиоризм как теория науки о поведении все еще связан с сильными недоразумениями.
Тому есть следующее объяснение: эту науку неправильно понимают как таковую. Есть целый ряд наук о поведении. Некоторые из них определяют свою предметную область, не касаясь при этом главных тем бихевиоризма.
Вышеприведенная критика могла бы лучше всего относиться к особой дисциплине, которую можно было назвать экспериментальной наукой о поведении. Она изучает поведение отдельных организмов в тщательно оберегаемой окружающей среде и на основе этого исследования определяет отношения между определенным поведением и его окружением.
К сожалению, эта форма анализа поведения получила очень скромную известность. Ее важнейшие представители, а их сотни, очень редко поддаются стремлению объяснить свой путь публике, интересующейся наукой.
Помимо этого значение бихевиоризма, безусловно. Насущные проблемы, с которыми сегодня сталкивается мир, могут быть решены только в том случае, если мы будем постоянно увеличивать своё понимание человеческого поведения. Можно отказаться от традиционных теорий, которые сохранились через века. Именно они в значительной степени ответственны за наше сегодняшнее положение. Бихевиоризм в состоянии предложить многообещающую альтернативу.
Важные заслуги бихевиоризма следующие:
1) он внес в психологию сильный крен в естественнонаучную сторону;
2) он ввел
объективный метод,
3) был чрезвычайно
расширен класс исследуемых
4) в его работах были значительно продвинуты отдельные разделы психологии, в том числе проблемы научения, образования навыков и др.
Исследователи считаю, что основной недостаток бихевиоризма состоит в недоучете сложности психической деятельности, излишнем сближении психики животных и человека, игнорировании процессов сознания, высших форм научения, творчества, самоопределения личности и т. п.
2.5 Стимул, реакция и их классификация
Выражаясь психологическими терминами, можно определить искусство обучения как искусство создавать и задерживать стимулы (в русской психологической литературе это же понятие обычно обозначается равносильным термином «раздражитель») с тем, чтобы вызвать, или предотвратить те или другие реакции. В этом определении слово «стимул» употреблено в широком смысле и означает всякое явление, оказывающее какое-либо влияние на человека, — слово, к нему обращенное, взгляд, фразу, которую он прочтет, воздух, которым он дышит, и т. д.
Термин «реакция» употреблен в смысле всякой новой мысли, чувства, интереса, физического действия или какого-либо умственного или физического состояния, вызванного этим стимулом. Рассмотрим это на педагогическом примере: Задача учителя — вызвать желательные и предотвратить нежелательные изменения в природе человека, вызывая или предотвращая известные реакции. Средства, которыми располагает учитель, — это те стимулы, которые могут воздействовать на ученика: слова, жесты и вид учителя, состояние и обстановка класса, учебники, употребляемые учеником, предметы, которые он видит, и тому подобный ряд вещей и событий, на которые распространяется влияние учителя. Реакции со стороны ученика — это разнообразные мысли, чувства и физические движения, возникающие во всевозможных комбинациях.
Стимулы, исходящие от учителя с целью вызвать и руководить реакциями со стороны ученика, могут быть классифицированы следующим образом:
A) Стимулы, находящиеся
под непосредственным его
B) Стимулы, находящиеся под косвенным контролем:
Физические условия школы: воздух, свет, тепло и т. д.
Оборудование школы: книги, приборы, пособия. Общественные условия школы: действия (включая слова) учеников и дух, который ими руководит. Общая среда: действие родителей, законы, библиотеки и т. д.
Реакции могут быть классифицированы так:
A) Физиологические
реакции, как, например, более
глубокое дыхание, более
B) Реакции умственные
(здесь выражение «умственные
реакции» употреблено в
C) Реакция в
настроении, как, например, связь
внимания, интереса, предпочтения, убеждения
с известными общими
D) Реакции эмоциональные, как связь симпатии, любви, ненависти с известными состояниями.
Е) Реакция действий или поведения и навыков, связывающая известные поступки или движения с известным умственным состоянием.
2.6 Процесс размыкания условной связи
Ввиду исключительной практической важности вопроса, бихевиористами были проведены эксперименты в области размыкания условной связи или переключения ее. Нижеприведенный простой эксперимент иллюстрирует сказанное. У ребенка 1,5 лет была выработана условная отрицательная реакция: при виде сосуда с золотыми рыбками он отходил либо убегал. Приводим слова экспериментатора: «Ребенок как только увидит сосуд с рыбками, говорит: «Кусается». С какой бы быстротой он ни шел, он замедляет шаг, как только приблизится к сосуду на 7 — 8 шагов. Когда я хочу задержать его силой и подвести к бассейну, он начинает плакать и пытается вырваться и убежать. Никаким убеждением, никакими рассказами о прекрасных рыбках, о том, как они живут, движутся и т. д., нельзя разогнать этот страх. Пока рыбок нет в комнате, вы можете путем словесного убеждения заставить ребенка сказать: «Какие милые рыбки, они вовсе не кусаются», но стоит показать рыбку, и реакция страха возвращается. Испробуем другой способ. Подведем к сосуду старшего брата, 4-летнего ребенка, который не боится рыбок. Заставим его опустить руки в сосуд и схватить рыбку. Тем не менее младший ребенок не перестанет проявлять страх, сколько бы он ни наблюдал, как безбоязненно его брат играет с этими безвредными животными. Попытки пристыдить его также не достигнут цели. Испытаем, однако, следующий простой метод. Поставим стол от 10 до 12 футов длиной. У одного конца стола поместим ребенка во время обеда, а на другой конец поставим сосуд с рыбками и закроем его. Когда пища будет поставлена перед ребенком, попробуем приоткрыть сосуд с рыбками. Если это вызовет беспокойство, отодвиньте сосуд так, чтобы он больше не смущал ребенка. Ребенок ест нормально, пищеварение совершается без малейшей помехи. На следующий день повторим эту процедуру, но пододвинем сосуд с рыбками несколько ближе. После 4 — 5 таких попыток сосуд с рыбками может быть придвинут вплотную к подносу с пищей, и это не вызовет у ребенка ни малейшего беспокойства. Тогда возьмем маленькое стеклянное блюдо, наполним его водой и положим туда одну из рыбок. Если это вызовет смущение, отодвинем блюдо, а к следующему обеду поставим его снова, но уже поближе. Через три-четыре дня блюдо уже может быть поставлено вплотную к чашке с молоком. Прежний страх преодолен, произошло размыкание условной связи, и это размыкание стало уже постоянным. Я думаю, что этот метод основан на вовлечении висцерального компонента общей реакции организма; другими словами, для того, чтобы изгнать страх, необходимо включить в цепь условий также и пищеварительный аппарат. Я полагаю, что причина непрочности многих психоаналитических методов лечения заключается в том, что не воспитывается условная реакция кишечника одновременно с вербальными и мануальными компонентами. По-моему, психоаналитик не может при помощи какой бы то ни было системы анализа или словесного увещевания вновь включить в цепь условий пищеварительный аппарат потому, что слова в нашем прошлом обучении не служили стимулами для кишечных реакций» (Уотсон). Бихевиорист полагает, что факты такого рода окажутся ценными не только для матерей и нянь, но и. для психопатолога.
3. Заключение
Таким образом, мы видим – эволюция бихевиоризма показала, что его исходные принципы не могут стимулировать прогресс научного знания о поведении. Даже психологи, воспитанные на этих принципах, приходят к выводу об их недостаточности, о необходимости включить в состав главных объяснительных понятий психологии понятия образа, внутреннего, «ментального» плана поведения и т.д., а также обращаться к физиологическим механизмам поведения. Ныне лишь немногие из американских психологов (наиболее последовательно и непримиримо – американский психолог Скиннер и его школа) продолжают защищать постулаты ортодоксального бихевиоризма. Бихевиоризм прошел путь от сугубо механистических концепций до теорий, выдвигаемых современными необихевиористами. Хотя некоторые аспекты этого направления выглядят упрощенными и неспособными объяснить поведение во всей его полноте, главная заслуга его – в том, что оно внесло в изучение человеческой деятельности научную строгость и показало, как ею можно управлять.
4. Список используемой литературы
Григорович Л.А., Марцинковская Т.Д. Педагогика и психология. – М.: Издательство «Гардарики», 2004.
Гуткина Н. И. Несколько случаев из практики школьного психолога. М.: Знание, 1991.
Еникеев М.И. Общая, социальная и юридическая психология. Учебник для ВУЗов. – СПб.: Издательство «Питер», 2003.
Журевич Л.А. Социально-психологический тренинг для учащейся молодежи. – М., 2002.
Истратова О.Н., Эксакусто Т.В. Справочник психолога средней школы. – М., 2004.
Пример эссе по теории обучения [обновлено]
Бихевиоризм
Бихевиоризм — это теория обучения, которая концентрируется в основном на объективно наблюдаемом поведении человека. Он обесценивает все другие независимые вклады разума в обучение. Согласно бихевиоризму, обучение происходит через приобретение нового поведения, которое подчиняется окружающей среде. Другими словами, научение — это продукт поведения, которое возникает в результате рефлекторной реакции на стимул или на основе истории человека. Человека можно заставить вести себя определенным образом посредством подкрепления или наказания. Хотя сторонники этой теории не полностью упускают из виду роль генетики в определении поведения, они в основном сосредотачиваются на роли окружающей среды в формировании того, как люди ведут себя в жизни.
СКИДКА 15% на первый заказ
Мы предоставим индивидуальную бумагу Learning Theories , соответствующую вашим требованиям, с хорошей скидкой бихевиоризма
Поведение может формироваться двумя способами – классическим обусловливанием и оперантным обусловливанием. В классическом обусловливании условный стимул (CS) связан с безусловным стимулом (US), чтобы вызвать поведенческую реакцию, которая называется условной реакцией (CR). В этом случае CR представляет собой выученное поведение и возникает из-за до сих пор нейтрального стимула. В норме УЗ является биологически значимым раздражителем, таким как боль или страх, и вызывает безусловную реакцию (УР). Первоначально в этом случае CS в целом нейтрален и, таким образом, не вызывает какой-либо конкретной реакции до тех пор, пока не будет обусловлен, при котором он вызывает CR. Одним из хороших примеров классической обусловленности является страх учащихся перед публичными выступлениями, который является естественной реакцией на страх перед сценой.
Основа классического обусловливания
Классическое обусловливание возникло в знаменитом исследовании собак Павлова, в ходе которого наблюдалось слюноотделение собак в присутствии пищи (Reimann, 2018). Хотя Павлов изначально стремился изучить связь между слюной собаки и пищеварением, он понял, что каждый раз, когда он входил в комнату с едой, у них начиналось слюноотделение. Таким образом, он пришел к выводу, что собаки ассоциировали его вход в комнату с кормлением, а значит, со слюнотечением. В серии опытов Павлов вместе с пищей вводил звук зуммера, а затем убирал пищу и проводил наблюдения. Безусловной реакцией в данном случае было естественное слюноотделение собак при виде пищи, а условным раздражителем был вид пищи. Условным раздражителем служил звук зуммера, первоначально не связанный с пищей. Наконец, условной реакцией было слюноотделение собак при звуке зуммера даже в отсутствие пищи.
Оперантное обусловливание
Оперантное обусловливание возникает из-за усиленного раздражителя. Это простой механизм обратной связи в ответ на определенный усиленный стимул, положительный или отрицательный. Эта теория стала кульминацией работы Б. Ф. Скиннера, известного психолога, который связан с концепцией оперантного обусловливания. В основе этой концепции лежит то, что поведение или реакция человека или животного на стимул усиливается при наличии подкрепления, за которым затем следует желаемое последствие. С другой стороны, такое же поведение ослабляется, если его наказывать или игнорировать. Таким образом, люди могут «учиться новому поведению и тому, когда его демонстрировать, и отказываться от существующего поведения» (Snowman & McCown, 2014, стр. 239).). По сути, термин оперантное обусловливание происходит от идеи, что люди или животные могут научиться действовать в своей среде, чтобы получить или избежать определенных последствий.
Основные принципы оперантного обусловливания
Концепция оперантного обусловливания основана на понимании того, что любое поведение обычно связано с определенными последствиями. Эти результаты во многом определяют вероятность повторения или предотвращения такого поведения, а также уровень вовлеченной интенсивности. Как правило, последствия определенного поведения желательны и приятны, например, оценка «отлично» на экзамене, или неприятны и неприятны, например, провал на экзамене на «пятерки». С одной стороны, в первом случае, когда результаты положительны и желательны, они усиливают ассоциированное поведение. С другой стороны, неприятные последствия ослабляют связанное с этим поведение. Это понимание лежит в основе концепции подкрепления. Например, вознаграждение может быть использовано для мотивации студентов усердно работать и сдавать экзамены, что является формой поощрения.
Положительное подкрепление
Подкрепление может быть как положительным, так и отрицательным. Положительное подкрепление возникает, когда человек мотивирован определенным стимулом, например вознаграждением, для достижения определенного желаемого результата. Например, при организации класса учащимся можно пообещать, что если они сдадут экзамены, они будут вознаграждены определенным образом. Поэтому такие ученики будут усердно работать, чтобы достичь поставленных целей, хорошо сдать экзамен и выиграть приз.
Своевременная доставка!
Получите индивидуальную и 100% свободную от плагиата бумагу всего за 3 часа
Приступим
322 специалисты онлайн
В этом случае имело место положительное подкрепление, так как оно укрепляет поведение упорного труда среди студентов. Согласно Snowman and McCown (2014), положительное подкрепление «включает в себя усиление целевого поведения, то есть увеличение и поддержание вероятности того, что определенное поведение будет повторяться, путем предоставления стимула (называемого положительным подкреплением) сразу после того, как поведение произошло. (с. 240). Позитивным подкреплением может быть все, что мотивирует, включая похвалу и признание среди других связанных элементов.
Отрицательное подкрепление
Отрицательное подкрепление работает так же, как и положительное подкрепление, только в этом случае желаемым результатом является ослабление целевого поведения. Сноумен и МакКаун (2014) утверждают, что при отрицательном подкреплении «вместо того, чтобы давать желаемый стимул, человек удаляет нежелательный и неприятный стимул всякий раз, когда проявляется целевое поведение» (стр. 240). Следовательно, желаемая реакция или поведение усиливается за счет избегания, устранения или прекращения нежелательного результата. Стимул, применяемый здесь, обычно включает некоторую форму физического или психологического дискомфорта. Другими словами, человек предпринимает определенное действие в стремлении предотвратить возникновение определенного нежелательного результата. Например, учащийся может решить усердно учиться (целевое поведение), чтобы избежать провала на экзаменах (результат). Однако не следует путать негативное подкрепление с наказанием.
Планирование поощрения
В контексте обучения учитель может использовать различные стратегии поощрения, чтобы обеспечить установление желаемого поведения. Первоначально рекомендуется непрерывный график подкрепления, и он в основном применим при стремлении установить новое поведение, при котором каждая желаемая реакция подкрепляется, а негативная игнорируется. Однако после того, как поведение было сформировано, учитель может использовать график фиксированных интервалов, согласно которому подкрепление происходит через определенный период. Также можно использовать график с переменным интервалом, который включает подкрепление через случайные промежутки времени. В фиксированном графике рациона подкрепление делается после определенного количества ответов. Другим методом является график с переменным соотношением, при котором подкрепление происходит каждый раз после разного количества ответов (Snowman & McCown, 2014).
Применение бихевиоризма на уроках и занятиях
Применение бихевиоризма на уроках и занятиях в учебной среде зависит от четырех предписаний Скиннера, основанных на его лабораторных исследованиях оперантного обусловливания. Согласно Snowman and McCown (2014), учителя должны
Получить заказную работу
Всего за 13,00 11/стр. вы можете получить заказную академическую работу согласно вашим инструкциям
Позвольте нам помочь вам
322 специалисты онлайн
- Иметь четкое представление о том, чему учить,
- Учить сначала вещам,
- Представлять последующие материалы небольшими логическими шагами,
- Позволить учащимся учиться в своем собственном темпе» (стр. 245).
Эти методы составляют основу широко используемых подходов и процедур, которые учителя применяют, чтобы помочь учащимся освоить подходящее поведение в классе, которое обычно называют модификацией поведения. Конечной целью применения оперантного обусловливания в классе является обеспечение того, чтобы учащиеся развивали желательное поведение, связанное с положительными результатами, такими как повышение успеваемости, участие в физических упражнениях и играх или выполнение заданий среди других связанных аспектов.
Формирование
Учителя могут использовать технику лепки в классе, чтобы закрепить желательное поведение. В этом случае действия, способствующие достижению желаемого результата, подкрепляются, а действия, уводящие человека от такого терминального поведения, игнорируются. Прогресс в формировании должен быть постепенным, гарантируя, что вовлеченные студенты осознают важность каждого шага в последовательности. Сноумен и МакКаун (2014) предлагают несколько шагов, которым можно следовать для формирования желаемого поведения. Первым шагом является определение целевого поведения с последующим получением надежных исходных данных. На третьем этапе учитель выбирает потенциальные и подходящие поощрения, прежде чем использовать их для подкрепления желаемого поведения небольшими последовательными шагами. На шестом этапе новое поведение закрепляется каждый раз, когда оно происходит. Наконец, целевое поведение подкрепляется по подходящему графику подкрепления.
Экономика жетонов
Другой метод, который могут использовать учителя, — это экономия жетонов, «которая была представлена людям, которые были госпитализированы из-за эмоциональных расстройств, а затем учащимся в специальных учебных классах» (Snowman & McCown, 2014, стр. 249). . Идея, лежащая в основе этой концепции, проста и основана на понимании того, что токен — это нечто, не имеющее внутренней ценности, но его можно использовать для приобретения ценных вещей. В классе учитель может позволить учащимся накапливать баллы за счастливые лица или золотые звезды, а затем использовать их для любых доступных подкреплений. Например, учитель может раздавать ученикам жетоны, чтобы уменьшить разрушительное поведение в классе, такое как драки или невыполнение задания. Их также можно использовать для повышения успеваемости.
Контракт на случай непредвиденных обстоятельств
Учителя также могут использовать контракт на случай непредвиденных обстоятельств, чтобы усилить желаемое поведение. В этом случае учитель и ученик могут заключить договор, письменный или устный. Ученик соглашается вести себя определенным образом, как указано в контракте, а учитель соглашается предложить определенное подкрепление после того, как ученик достигнет поставленных целей. Например, ученик может согласиться оставаться на своем месте без движения в течение 20 минут и заниматься арифметикой, и если ему удается достичь этой цели, учитель подкрепляет поведение, награждая жетоном или любой другой формой благодарности. Когда такое поведение повторяется, в конечном итоге достигаются положительные результаты, поскольку ученик учится оставаться за партой в течение оговоренного времени и заниматься продуктивной работой.
Влияние на управление классом
Оперантное обусловливание, положительное или отрицательное, по-разному влияет на управление классом, поскольку оно основано на простых для понимания руководящих принципах и причинно-следственных связях. В конечном счете, это влияет на успеваемость учащихся и влияет на поведение в классе, способствуя достижению целей обучения. Предотвращая деструктивное поведение учащихся, которое может негативно сказаться на бесперебойной доставке учебного контента, бихевиоризм облегчает управление классом.
Например, если учащиеся поощряются и мотивируются оставаться за партами в течение определенного периода времени, учитель имеет возможность давать инструкции, не прерываясь и не ставя под угрозу. В конце концов, учащиеся учатся эффективно, поскольку у учителей есть благоприятная среда, чтобы преподавать хорошо и понятно большинству. Эта цель может быть достигнута с помощью различных стратегий, как показано на следующих двух слайдах.
Включение бихевиоризма в дизайн курса
Одним из способов, с помощью которого учителя могут добиться наилучших результатов от бихевиоризма, является его включение в разработку курса. Этот метод может включать использование взвешенных оценок за участие в классе, экзамены или задания. Например, учитель может присвоить больше баллов определенным действиям, применимым для поощрения определенного поведения. Таким образом, студенты будут прилагать больше усилий к этой деятельности, что в конечном итоге приводит к желаемым результатам. Например, если учитель хочет, чтобы учащиеся узнали о важности командной работы, он может присвоить больше баллов групповой работе по сравнению с индивидуальными заданиями. Следовательно, учащиеся будут участвовать в групповой работе и в процессе узнают о важности командной работы и командного духа. Таким образом, управление классом способствует достижению поставленных целей обучения.
Создание системы поощрения в классе
Как обсуждалось ранее, учителя могут выбирать из множества систем поощрения, основанных на основных потребностях учащихся и целевых результатах обучения. Важно выбрать наиболее подходящую систему вознаграждения, которую можно легко применять и которая находит отклик у учащихся. Например, во многих ситуациях заключение контрактов с первоклассниками может оказаться неприменимым. Однако использование экономики токенов принесет желаемые результаты. Цель здесь состоит в том, чтобы выбрать систему вознаграждения, которая обеспечивает оптимальные результаты в зависимости от основных обстоятельств. Выбрав правильную систему вознаграждения, управление классом становится легким, потому что ученики сосредоточены и мотивированы на достижение поставленных целей. В конце концов, обучение становится увлекательным, и в процессе достижимы академические цели.
Заключение
Бихевиоризм — это теория обучения, которая фокусируется на наблюдаемом поведении человека. Он работает на предпосылке, что обучение происходит через приобретение новых моделей поведения под влиянием окружающей среды. Поведение в основном формируется посредством классического обусловливания или оперантного обусловливания. Подкрепления, как положительные, так и отрицательные, играют важную роль в формировании желаемого поведения. В классе учителя могут использовать различные подкрепления расписания для достижения определенных результатов. Некоторые из методов, которые могут быть применены, включают формирование, экономию токенов и заключение контрактов на случай непредвиденных обстоятельств. В конечном счете, бихевиоризм положительно влияет на управление классом, прививая учащимся желаемое поведение для получения благоприятных результатов.
Ссылки
Снеговик, Дж., и Маккаун, Р. (2014). Психология применительно к обучению (14 -е -е изд.). Cengage Learning.
Рейманн, А. (2018). Бихевиористская теория обучения . Энциклопедия преподавания английского языка TESOL, 1-6. Веб.
Бихевиоризм – уголок тренеров-инструкторов
Что такое теория обучения бихевиоризму? Теория обучения бихевиоризму во многом основана на работах Ивана Павлова (1849–1936), Эдварда Торндайка (1874–1919).49), Дж. Б. Уотсона (1878–1958) и Б. Ф. Скиннера (1904–1990). Каждый бихевиорист проводил эксперимент с животным, которому давали награду за решение головоломки или задачи. Каждое животное, получая вознаграждение, в свою очередь, решало задачу быстрее каждый раз, когда оно получало вознаграждение, в конечном итоге немедленно решая головоломку. Бихевиоризм фокусируется на наблюдаемом, измеримом поведении и взаимодействии со стимулами, как положительными, так и отрицательными, которые можно улучшить с помощью практики и вознаграждений. Повторение, разбивающее обучение на более мелкие последовательные шаги, и положительное подкрепление являются ключевыми в этой теории обучения.
Иван Павлов
Классическое обусловливание относится к тому, как мы воспринимаем окружающую среду, интерпретируем стимулы и взаимодействуем или ведем себя. Иван Повлов исследовал классическую обусловленность. Классическая обусловленность — это идея о том, что когда мы учимся, мы изменяем то, как мы воспринимаем окружающую среду. Это меняет то, как мы реагируем на предъявляемые стимулы, тем самым изменяя наше поведение.
Павлов открыл классическую обусловленность, изучая пищеварительные паттерны у собаки. Во время своих экспериментов он помещал мясной порошок в рот собаке, чтобы посмотреть, как реагируют различные органы. Через некоторое время у собаки началось слюноотделение, как только человек, кормивший ее, вошел в комнату. Павлов решил изменить свое исследование на то, почему это произошло. В своем исследовании он начал сочетать кормление собаки со звуком колокольчика. Каждый раз, когда он кормил собаку, он звонил в колокольчик. В конце концов, у собаки выделялось слюноотделение, когда она слышала звук колокольчика (раздражители). Павлов обнаружил, что многие из наших действий связаны со стимулами, с которыми мы связываем обучение.
Джон Б. Уотсон
Дж. Б. Уотсон (1913) позже провел дальнейшие исследования классического обусловливания, экспериментируя с ребенком и крысой в спорном эксперименте под названием «Маленький Альберт». Он хотел посмотреть, можно ли применить теорию классической обусловленности к страху у людей. В своем эксперименте он представил 11-месячному мальчику по имени Альберт белую крысу и заметил, что мальчик не боится. Затем он подарил мальчику ту же белую крысу, но добавил громкий лязг железного прута. Малыш ответил плачем. Он повторил это несколько раз. В конце концов он подарил Маленькому Альберту белую крысу без лязга. Маленький мальчик ответил плачем, даже без шума.
Ватсон заменил крысу другими животными, такими как кролик, собака и шуба. Все получают плачущий ответ. Это исследование продемонстрировало, как эмоции могут стать условными реакциями. В бихевиористской теории обучения учащиеся являются пассивными участниками и полагаются на то, что учитель передает информацию ученику.
Эдвард Торндайк
Оперативное обусловливание относится к тому, как организм реагирует на то, что ему предъявляют в окружающей среде. Эдвард Торндайк (1898) работа с кошкой и коробкой-головоломкой иллюстрирует концепцию оперантного обусловливания. Торндайк построил коробки-головоломки, которые были сконструированы таким образом, что кошка, которая была внутри, могла покинуть коробку, если нажала на перекладину или потянула за рычаг (стимул), в результате чего веревка, прикрепленная к двери, подняла вес, чтобы открыть дверь (вознаграждение). ). Торндайк давал кошке лакомство (награду) каждый раз, когда она успешно открывала дверь. Каждый раз, когда кошка получала лакомство, в следующий раз она открывала дверь быстрее. В конце концов, они смогли сразу же открыть дверь, как только их поместили в коробку. Он попробовал несколько разных животных, чтобы увидеть, имеет ли значение тип животного. Он обнаружил, что это не так.
Торндайк открыл процесс постепенного обучения. В классах мы используем это как модель постепенного выпуска, когда навык вводится, практикуется с учениками, а затем предоставляется ученикам для самостоятельной практики. Исследования показали, что положительное подкрепление является самой мощной оперантной реакцией на обусловливание.
Burrrhus Фредерик Скиннер
Бихевиорист Б. Ф. Скиннер (1974) позже изобрел камеру оперантного кондиционирования под названием «Ящик Скиннера», которая использовалась для изучения реакций организмов и их реакции на окружающую среду. Он оснастил коробку рычагом, подносом для еды, громкоговорителем, светом и амортизатором. Скиннер поместил крысу в ящик Скиннера. Он заметил, что когда голодную крысу впервые поместили в коробку, она начала бродить, обнюхивая и исследуя. Он случайно нажимал на рычаг, который помещал пищевой шарик в коробку. После первого шарика скорость нажатия на штангу увеличилась. Крыса научилась нажимать на планку для еды до тех пор, пока не перестанет быть голодной. Это было положительное подкрепление.
Он протестировал отрицательное подкрепление, поместив крысу в коробку с постоянным электрическим током. На этот раз вместо того, чтобы нажимать на стержень для еды, если нажимать на стержень, то шок прекращался. Прекратив электрошок в первый раз, крыса быстро поняла, что если она нажмет на планку, то электрошок прекратится. Крыса смогла остановить удар быстрее после того, как узнала, что стержень останавливает удар. Скиннер открыл обучение бегству или избеганию. По словам Скиннера, вознаграждение увеличивает вероятность повторения положительного поведения, а наказание снижает вероятность повторения отрицательного поведения. Без положительного подкрепления выученные реакции быстро угаснут. Скиннер и Уотсон считают, что учащиеся будут постоянно изменять свое поведение, пока не получат награду или положительное подкрепление.
Бихевиоризм в классе фокусируется на наблюдаемой успеваемости учащегося, гарантирует, что учащийся обладает предварительными навыками, необходимыми для выполнения задания, вызывает правильную быструю реакцию и использует соответствующую обратную связь или последствия после выполнения задания.
Этот метод иногда называют упражнением «навыки и тренировки», которое обеспечивает последовательное повторение и вознаграждение за желаемый результат. Другие методы, связанные с бихевиористской теорией обучения, включают структуру вопроса (стимула) и ответа (ответа), в которой вопросы постепенно усложняются, управляемая практика. Бихевиористские методы обычно в значительной степени полагаются на систему положительного вознаграждения, которая может включать положительную похвалу, призы и поощрение хорошей оценкой. Я испытал теорию бихевиоризма несколькими различными способами в классе. Я использовал его в качестве метода управления классом, для обучения процедурам и планирования уроков.
Управление классом
Во-первых, я использовал теорию бихевиоризма в качестве метода управления классом для обучения процедурам и распорядку. Учителя часто используют методы бихевиоризма для обучения процедурам (выстраивание в очередь, хождение по коридорам…), а также распорядку дня (учебные станции и центры, самостоятельная работа…) в течение учебного года. Для начала они делятся ожиданиями желаемого поведения, просматривая правила. Они напрямую моделируют, как выглядят ожидания, и заставляют студентов моделировать, как они выглядят и на что не похожи. Затем они отпускают учеников практиковаться и вызывают их снова, чтобы просмотреть правила столько раз, сколько необходимо. Этот процесс повторяется до тех пор, пока учащиеся не выполнят процедуру правильно. Этот подход действительно полезен при управлении классом учащихся всех возрастов.
Наблюдаемый сценарий: Вы когда-нибудь заходили в класс, который, по вашему мнению, был похож на хорошо смазанный механизм? Где студенты вовлечены в учебный процесс, точно знают, что и как делать? Это произошло не случайно. Этот учитель должен был обучать студентов в процессе явного обучения правилам, ожиданиям и процедурам.
Войдя в начальные классы в начале учебного года, вы можете увидеть это в действии при обучении в классе. Преподаватель сначала объясняет ожидания в очереди, затем моделирует их, «думая вслух» в пошаговом процессе, разбивая его визуально и устно для учащихся. Учитель может сказать: «Сначала я медленно выдвигаю свой стул из-под стола, затем задвигаю его внутрь. Я удостоверяюсь, что использую ноги для ходьбы, когда иду к двери. Когда я стою в очереди, я держу руки по бокам. Я смотрю вперед, и мой рот молчит. Я никого и ничего не трогаю. Я спокойно жду в очереди и жду дальнейших указаний от моего учителя». Учащиеся наблюдают за моделью учителя и рассказывают, что они заметили о том, как учитель шел к двери. Затем учитель вызывает учеников одного за другим для практики (стимул), указывая на то, что они замечают или что им нравится в том, что делает ученик, давая положительную похвалу (вознаграждение) и немедленную обратную связь каждому ученику. Учитель может позвать всех учеников на свои места, а затем попросить их выстроиться в очередь, чтобы проверить уровень владения языком.
Если хотя бы один учащийся не выполнил процедуру должным образом, он может позвать класс на свои места и обсудить то, что они заметили в классе в целом. Затем учитель возвращался к правилам/процессу и предлагал ученику моделировать правильную процедуру, обязательно указывая на то, что, как они заметили, ученик делает правильно, а также положительно хвалил, чтобы закрепить желаемое поведение. Этот процесс может повторяться до тех пор, пока все учащиеся не выполнят процедуру должным образом, каждый раз давая обратную связь, либо положительную, либо отрицательную. Положительная похвала — наиболее эффективная форма обратной связи в этом сценарии, и она работает с людьми любого возраста. Обратная связь подкрепляет желаемое поведение. В течение всего учебного дня класс отрабатывает эту процедуру каждый раз, когда выстраивается в очередь, что довольно часто происходит в начальной школе.
По словам Скиннера, поощрения увеличивают вероятность повторения положительного поведения, а наказания уменьшают вероятность повторения отрицательного поведения. Без положительного подкрепления выученные реакции быстро угаснут. Скиннер и Уотсон считают, что учащиеся будут постоянно изменять свое поведение, пока не получат награду или положительное подкрепление.
Вмешательство и поддержка позитивного поведения (PBIS)
В нашей школе используется система PBIS (Вмешательство и поддержка позитивного поведения), которая представляет собой систему вознаграждения, основанную на теории бихевиоризма. Студенты вознаграждаются положительной похвалой, угощениями и зарабатывают билеты, используемые для покупки материальных вознаграждений. Учителям рекомендуется хвалить положительное поведение в классах и во всем здании. Учителя используют учащихся для моделирования положительного поведения и указывают на желаемые результаты.
Планирование урока
Учителя используют теорию бихевиоризма при планировании урока. Бихевиористы, такие как Скиннер и Уотсон, считают, что источник всех неудач в обучении можно определить, проанализировав внутренние условия, такие как необходимые навыки, и внешние условия, такие как учебные мероприятия или планы уроков. Неудачи не возлагают вину на ученика.
Эта теория подчеркивает, что учащийся не испытывает недостатка в способностях, способностях или интеллекте, а скорее фокусируется на обучении. Если у учащегося возникают трудности с умножением, это может быть связано с тем, что его нужно научить складывать. Или, если у них возникают трудности с вычитанием многозначных чисел, их, возможно, нужно научить, как перегруппировывать, или вернуться и научиться определять, какое число больше. При планировании урока мы должны быть сосредоточены на том, чтобы у учащегося были необходимые знания, необходимые для изучения материала. Например, прежде чем учить студентов писать абзац, мы должны сначала убедиться, что они могут написать полное предложение или на более базовом уровне убедиться, что они могут правильно произносить слова.
Оценка на основе стандартов:
Наша школа недавно внедрила структуру SRG (оценка на основе стандартов). Это включает в себя сосредоточение внимания на стандартах обучения, разработку шкал квалификации, создание согласованных оценок и разработку инструкций на основе данных учащихся. Теория бихевиоризма вступает в игру в процессе планирования. Прежде чем обучать и оценивать студентов, наши учителя должны создать шкалы квалификации. Шкалы профессионального мастерства предназначены для организации обучения на начальном уровне, развивающемся уровне, профессиональном уровне и расширенном профессиональном уровне. Каждый навык основывается на предыдущем навыке. Эти шкалы действительно помогают нашим учителям получить предварительные знания, необходимые для достижения мастерства. Наши преподаватели используют шкалы мастерства для построения обучения с использованием модели обучения с постепенным высвобождением (я делаю, мы делаем, вы делаете). Кроме того, мы используем данные для управления нашей инструкцией. При анализе результатов предварительной оценки или формирующей оценки мы основываем (или корректируем) основные инструкции всей группы, чтобы сосредоточиться на том, где 80% баллов класса. Обучение запланировано и изменено, чтобы соответствовать потребностям большинства класса. Дополнительное обучение в малых группах проводится для удовлетворения потребностей тех, кто набрал больше или меньше баллов, чтобы дифференцировать обучение. Учащимся предоставляется множество возможностей показать свое обучение с помощью формативного оценивания. Инструкция корректируется по результатам формативного оценивания. «Немедленная обратная связь — простейшая форма кондиционирования».
Бихевиоризм с учебным дизайном
Учителя — дизайнеры. Важным актом нашей профессии является разработка учебного плана и опыта обучения для достижения определенных целей. Мы являемся разработчиками оценок, которые мы используем для диагностики потребностей учащихся, чтобы направлять наше обучение, используя данные для принятия наших учебных решений. Дизайнеры учебных программ и инструкций и дизайнеры времени. Как и другие дизайнерские профессии, такие как архитектура, проектирование, графический дизайн и любой корпоративный менеджмент, мы должны помнить о нашей аудитории. Профессионалы в этих областях сильно ориентированы на клиента. Эффективность их замыслов соответствует тому, достигли ли они своих целей. В сфере образования студенты являются нашими основными клиентами. Все, что мы планируем и делаем, определяет обучение и достижения учащихся.
Все эти профессии используют набор стандартов для формирования нашей работы. Архитектор руководствуется строительными нормами, бюджетом и конечным продуктом. Учителя руководствуются национальными, государственными и районными образовательными стандартами, которые определяют, что должны знать и уметь наши ученики. Мы не вольны учить чему угодно. Эти стандарты обеспечивают основу для разработки учебных программ и оценок.
Модель обратного проектирования
Бихевиористский подход фокусируется на том, чтобы направлять учащихся к достижению заранее определенной цели. Обучение считается состоявшимся, когда учащийся показывает, что он достиг желаемого результата. Цель стратегии бихевиористского обучения для электронного обучения должна предоставить учащемуся несколько (стимулов) возможностей для демонстрации своего обучения (вознаграждение).
Наиболее эффективной моделью разработки учебных программ в образовании является модель обратной разработки. Используя эту модель, дизайнеры-педагоги начинают проектирование своих модулей, имея в виду конечную цель или определяя желаемый результат. Это начинается с первого определения стандартов и целей обучения. Это помогает сфокусировать устройство. Дизайнер продолжает ссылаться на критерии проектирования, чтобы сузить фокус устройства, определяя основные навыки, необходимые для профессионального мастерства. Конечный продукт — это единица, обрамленная существенным вопросом, который указывает на большую идею. Затем педагогический дизайнер работает над созданием оценок, соответствующих стандартам (предварительной, формирующей и итоговой), и разрабатывает учебную программу на основе результатов, в которых большинство оценок класса. Образовательные цели, стандарты и данные учащихся являются критериями, по которым отбираются материалы и планируется обучение. Это обеспечивает согласованность стандартов, оценки и инструкций. Оценки даются перед обучением, если это уместно (предварительная оценка), в течение всего учебного процесса (формирующие оценки, которые я люблю называть проверкой навыков) и в конце модуля (суммативная оценка). Это позволяет учителю основывать обучение на учебных потребностях, используя доказательства, корректировать обучение по всему блоку и дает как ученикам, так и учителям последовательную и своевременную обратную связь (вознаграждение).
Логика обратного проектирования предлагает последовательность планирования учебного плана и фокусируется на том, чтобы учащиеся обладали предварительными знаниями, необходимыми для достижения мастерства.
Геймификация — это растущий подход к изменению поведения в современных школах как лично, так и в виртуальной среде. Студенты учатся, играя в игры. Геймификация — это процесс превращения обычной учебной деятельности в интерактивную игру с подсказками, наградами, таблицами лидеров и соревнованиями между игроками. Геймификация основана на веб-интерфейсе, интерактивна и дает учащимся немедленную обратную связь. Это стало популярным вариантом для привлечения студентов к онлайн-обучению и смешанному обучению.
Плюсы и минусы теории бихевиоризма:
Плюсы теории обучения бихевиоризму:
- Эксплицитное обучение с помощью строительных инструкций с использованием модели постепенного высвобождения и положительной обратной связи является очень эффективной стратегией.
- Теория бихевиоризма подчеркивает, что у учащегося нет недостатка в способностях, способностях или интеллекте, скорее, основное внимание уделяется инструкции и наблюдаемым данным. Данные являются важным ключом в процессе планирования и должны использоваться для управления обучением.
Минусы теории бихевиоризма:
- Отрицательная обратная связь может оказаться неэффективной и усилить негативное поведение. Это может оттолкнуть некоторых учащихся и может быть не лучшей стратегией для социально-эмоционального обучения или подхода, учитывающего травму.
- Бихевиористская теория обучения основана на убеждении, что обучение происходит только в том случае, если его можно наблюдать. Идея, что мне нужно увидеть это, чтобы поверить, что это так. По моему опыту работы со студентами с ограниченными возможностями, а также со студентами с любыми способностями, это не всегда так. Студенты «демонстрируют» обучение разными способами. Вот почему для учителя важно собрать несколько точек данных по всему блоку, а также по-настоящему узнать своих учеников. Бихевиористская теория исключает мыслительную обработку, когнитивные изменения в памяти, способности и мышление. Различия между истинным обучением и выполнением навыка важны как в преподавании, так и в обучении, что, в свою очередь, может сообщить учителям, что решение проблем, познание (размышление о своем мышлении) не являются важной частью процесса обучения. Учителя, которые сосредотачиваются только на теории бихевиоризма, могут обучать только тем навыкам, на которые, как они знают, они могут получить наблюдаемую реакцию. Вот почему важно использовать различные теории обучения в качестве основы обучения.
Ссылки:
Skinner, B.F. (1976). О бихевиоризме . Нью-Йорк: Винтажные книги.
Скиннер, Б. Ф. (1938). Поведение организмов: экспериментальный анализ . Оксфорд, Англия: Appleton-Century.
Скиннер, Б. Ф. (1974). О бихевиоризме . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Рэндом Хаус.
Торндайк, Эдвард Ли. (1898 г.). Интеллект животных . Принстон, Нью-Джерси: Макмиллан.
Торндайк, Эдвард (1932). Основы обучения .