Предмет в психологии это – .

1.Определение психологии как науки (предмет, задачи, структура).

Любая наука всегда имеет свой объект и предмет, свои задачи. Ее объектом, как правило, являются носители тех явлений и процессов, которые она исследует, а предметом - специфика формирования, развития и проявления этих феноменов. Задачами конкретной науки выступают основные направления ее исследования и развития, а также те цели, которые она ставит перед собой для достижения определенных результатов.

Предмет психологии

Любой учебник по основам какой-либо науки начинается обычно с определения ее предмета. Но по отношению к психологической науке дать такое определение крайне сложно по следующим причинам: Во-первых, предмет любой науки не дан (задан) исследователю раз и навсегда, а меняется с развитием науки. На протяжении своего исторического пути психологическая наука также изменяла свой предмет, однако — в отличие от многих иных дисциплин — так и не достигла стадии более или менее общепринятого решения этого вопроса. Одни психологи на вопрос о предмете психологии отвечают, что это душа, другие говорят, что психология изучает явления и функции (акты) сознания, третьи — поведение, четвертые — деятельность и т.д. Таким образом, современная психология развивается в условиях крайнего плюрализма точек зрения на решение как проблемы предмета исследования, так и других фундаментальных вопросов, и пока психологи не создали единой общепсихологической теории, способной охватить своими объяснениями все изучаемые в психологии феномены и соединить в целостную непротиворечивую систему все имеющиеся в ней подходы и точки зрения (многие психологи сомневаются в том, что такое вообще возможно).

Во-вторых, психологическая наука — одна из самых сложных наук вообще. «Ни в одной науке, — писал известный отечественный психолог Лев Семенович Выготский (1896—1934), — нет стольких трудностей, неразрешимых контроверз, соединения различного в одном, как в психологии. Предмет психологии — самый трудный из всего, что есть в мире, наименее поддающийся изучению; способ ее познания должен быть полон особых ухищрений и предосторожностей, чтобы дать то, чего от него ждут». Широко известны также слова А.Эйнштейна о том, что решение физических проблем — это детская игра по сравнению с научно-психологическими исследованиями детской игры.
В-третьих
, психология находится в тесной взаимосвязи едва ли не со всеми иными науками о природе, обществе и человеке, и поэтому всегда имеется опасность подмены собственно психологического исследования физиологическим, социологическим и т.д., что в конечном счете может привести психологию к утрате собственного предмета. В истории психологии неоднократно встречались попытки подобного рода, и поэтому психологическая наука должна четко отграничивать свой предмет от предмета другой науки, даже если объекты этих наук совпадают.

Предметом психологии является изучение психики человека. Однако психика присуща не только человеку, она имеется и у животных. Следовательно, объектом психологии является не только человек. В ней всегда учитывается общность психики животных и человека.

Задачи психологии

Основными задачами психологии как науки являются следующие:

1. изучение объективных закономерностей формирования, развития и проявления психических явлений и процессов как отражения непосредственных воздействий объективной действительности и взаимодействия людей;

2. изучение качественных (структурных) особенностей психических явлений и процессов;

3. изучение физиологических механизмов, лежащих в основе психических явлений, для правильного овладения практическими средствами их формирования и развития;

4. внедрение научных знаний и представлений психологической науки в жизнь и деятельность людей, изучение их взаимодействия и взаимопонимания (разработка научных и практических методик обучения и воспитания, рационализация процесса труда в различных видах деятельности людей).

Структура психологии как науки

Психология на современном уровне развития представляет собой весьма разветвленную систему научных дисциплин, подразделяющихся на фундаментальные и прикладные.

Фундаментальные отрасли психологии разрабатывают общие проблемы и изучают общие закономерности психики, проявляющиеся у людей вне зависимости оттого, какой деятельностью они занимаются. В силу универсальности знания фундаментальных отраслей психологии объединяют термином «общая психология».

Общая психология исследует индивида, выделяя в нем психические познавательные процессы и личность. Психология познавательных процессов изучает такие психические процессы, как ощущения, восприятие, внимание, память, воображение, мышление, речь. В психологии личности исследуется психическая структура личности и психические свойства личности, определяющие дела и поступки человека.

Прикладные отрасли включает в себя целый ряд специальных психологических дисциплин, находящихся на разных ступенях формирования, связанных с различными областями человеческой жизни и деятельности.

Среди специальных отраслей психологии, изучающих психологические проблемы конкретных видов деятельности, выделяют: психологию труда, педагогическую психологию, медицинскую психологию, юридическую психологию, военную психологию, психологию торговли, психологию научного творчества, психологию спорта и т.д.

Психологические аспекты развития изучают возрастная психология и психология аномального развития.

Психологические аспекты отношений личности и общества исследует социальная психология.

Теория и практика обучения и воспитания подрастающего поколения тесно связана как с общей психологией, так и со специальными отраслями психологии.

Научной основой для понимания законов психического развития ребенка являются генетическая, дифференциальная и возрастная психология. Генетическая психология изучает наследственные механизмы психики и поведения ребенка. Дифференциальная психология выявляет индивидуальные различия между людьми и объясняет процесс их формирования. В возрастной психологии исследуются этапы психического развития индивидуума.

Для психически грамотной организации воспитания нужно знать психологические закономерности взаимодействия людей в группах, таких, как семья, ученический и студенческий коллективы. Взаимоотношения в группах являются предметом изучения социальной психики.

Психология аномального развития имеет дело с отклонениями от нормы в поведении и психике человека и крайне необходима при педагогической работе с детьми, отстающими в психическом развитии.

Педагогическая психология объединяет всю информацию, связанную с обучением и воспитанием. Предмет педагогической психологии — психологические закономерности обучения и воспитания человека.

Для современной психологии характерен как процесс дифференциации, порождающий многочисленные специальные отрасли психологии, так и процесс интеграции, в результате которого происходит стыковка психологии с другими науками, например, через педагогическую психологию с педагогикой.

Психологическая феноменология

Слово «феноменология», вынесенное в заглавие параграфа, означает в данном случае «совокупность феноменов». Феномен — философская категория, служащая для обозначения явления, которое постигается в чувственном (иногда говорят «непосредственном») опыте. Феномен противопоставляется «ноумену» — категории, обозначающей сущность вещи, которая, хотя и проявляется в феноменах, несводима к ним, познается иным — опосредствованным — образом и требует рациональных способов ее осмысления.

1. Психические явления - явления «внутреннего мира», точнее, явления сознания, о которых мы все знаем по собственному опыту и можем отдавать себе в этом отчет. Многие психологи считали, что для познания явлений сознательной жизни не существует иного метода, кроме метода интроспекции. Интроспекция — это особый тип самонаблюдения, который предполагает наблюдение за своими внутренними переживаниями, происходящее в процессе их осуществления.

2. Постепенно в психологической науке накапливались факты, говорящие о том, что кроме сознательных явлений, о которых субъект может дать себе отчет, существуют еще бессознательные психические процессы. О них субъект может даже не догадываться, но эти процессы играют существенную роль в его поведении и определяют особенности его сознательной психической жизни. Проявления бессознательного психического очень многообразны. З.Фрейд был убежден в том, что в психической жизни не может быть ничего случайного, т. е. ничем не обусловленного: любые ошибочные действия (обмолвки, описки т.п.) являются результатом значимых для субъекта желаний, которые остаются для его сознания скрытыми, и только специальное толкование указанных ошибочных действий может открыть их истинный смысл.

3. В начале XX в. некоторые американские психологи предложили в качестве явлений, которые могут быть изучены объективно, различные формы поведения. Под поведением они понимали все внешне наблюдаемые реакции человека (и животных) на раздражители из окружающей среды. Так возникло мощное психологическое направление, названное бихевиоризмом. Основатель этого направления Джон Уотсон писал: «С точки зрения бихевиоризма подлинным предметом психологии (человека) является поведение человека от рождения до смерти... И поскольку при объективном изучении человека бихевиорист не наблюдает ничего такого, что он мог бы назвать сознанием, чувствованием, ощущением, воображением, волей, постольку он больше не считает, что эти термины указывают на подлинные феномены психологии».Таким образом, бихевиористы предложили изучать не явления сознания, которые, по их мнению, недоступны объективному исследованию, а феномены поведения, которые могут наблюдаться несколькими психологами одновременно и поэтому изучаться объективно.

4. В свое время ученые обратили внимание и на то, что невозможно понять психологию отдельного человека без понимания особенностей той общественной среды, в которой человек воспитывался, и той культуры, которую человек усвоил. Таким образом, в поле зрения психологов попадают различные феномены общественных отношений (политических, нравственных, религиозных и т.п.).

5. Общественные отношения на психологическом уровне проявляются прежде всего в межличностном общении и совместной деятельности, которые опосредованы различными предметами материальной и духовной культуры. Они также заслуживают внимания психологов. Зачем психологу обращаться к изучению предметов материальной и духовной культуры? Потому что в них «опредмечены» человеческая деятельность, человеческие представления о мире, его переживания и размышления, его желания (Пример: архитектура).

6. Наконец, в поле зрения психологов попадают различные психосоматические явления (внешне-телесные и физиологические процессы, выражающие в той или иной форме психические состояния). Говорят, М.И.Кутузов следовал при подборе офицеров на должности младшего командного состава следующему правилу: ввести офицера в реальный бой и посмотреть, каким будет его лицо во время этого боя. Если лицо бледнеет — значит, человек испытывает страх и его брать на должность командира нельзя; если краснеет — значит, человек, вполне пригоден для командной должности. Научную основу под это житейское наблюдение подвел психофизиолог Е. Н. Соколов: он установил, что покраснение лица (т.е. расширение кровеносных сосудов головы) является признаком ориентировочного рефлекса, тогда как бледность лица (сужение сосудов) говорит о наличии оборонительного рефлекса.

Связь психологии с другими науками. Философия. Родоначальником психологии считается величайший философ древности – Аристотель. Философия есть система взглядов на мир и человека, а изучением человека занимается именно психология. Поэтому до недавнего времени психологию изучали на философских факультетах университетов, и ее некоторые разделы, тесно переплетаются с философией. Это две самостоятельные науки, которые могут взаимно обогащать и дополнять друг друга. На стыке философии и психологии располагается такая отрасль последней, как «Общая психология». Естествознание тесно связано с психологией. Развитие теоретической и практической психологии в последние годы было бы невозможно без успехов в биологии, анатомии, физиологии, биохимии и медицине. Благодаря этим наукам психологи лучше понимают строение и работу мозга человека, который является материальной основой психики. На стыке физиологии и психологии располагается «Психофизиология». Социология как самостоятельная наука тесно связана с социальной психологией, которая является тем мостиком, который связывает мысли, чувства и установки отдельных людей с феноменами массового сознания. Кроме того, социология предоставляет психологии факты социальной деятельности людей, которые затем используются психологией. Связь между психологией и социологией обеспечивает «Социальная психология». Технические науки также связаны с психологией, так как у них зачастую возникает проблема «стыковки» сложных технических систем и человека. Данными вопросами занимаются «Инженерная психология» и «Психология труда». История. Современный человек – есть продукт исторического развития, при котором происходило взаимодействия биологических и психических факторов – начиная от биологического процесса естественного отбора до психических процессов речи, мышления и труда. Историческая психология изучает изменение психики людей в процессе исторического развития и влияние психологических качеств исторических деятелей на ход истории. Медицина помогает психологии лучше понять возможные механизмы нарушения психики людей и находить пути для ее лечения (психокоррекции и психотерапии). На стыке медицины и психологии находятся такие ветви психологии, как «Медицинская психология» и «Психотерапия». Педагогика предоставляет психологии информацию об основных направлениях и закономерностях обучения и воспитания людей, позволяющую вырабатывать рекомендации по психологическому обеспечению этих процессов. Связь между этими близкими науками обеспечивают «Педагогическая психология» и «Возрастная психология».

Проблема соотношения научной и житейской психологии

Любая наука имеет в качестве своей основы некоторый житейский, эмпирический опыт людей. У каждого из нас есть запас житейских психологических знаний. Об этом можно судить по тому, что каждый человек в какой-то мере может понять другого, повлиять на его поведение, предсказать его поступки, учесть его индивидуальные особенности, помочь ему.

1) Житейские психологические знания, конкретны; они характеризуются конкретностью, ограниченностью задач, ситуаций и лиц, на которые они распространяются. Научная же психология стремится к обобщениям. Для этого она использует научные понятия. Отработка понятий - одна из важнейших функций науки. В научных понятиях отражаются наиболее существенные свойства предметов и явлений, общие связи и соотношения.

2) Житейские психологические знания состоят в том, что они носят интуитивный характер. Это связано с особым способом их получения: они приобретаются путем практических проб. В отличие от этого научные психологические знания рациональны и вполне осознанны. Обычный путь состоит в выдвижении словесно формулируемых гипотез и проверке логически вытекающих из них следствий.

3) Третье отличие состоит в способах передачи знаний и даже в самой возможности их передачи. Передача житейского опыта. В сфере практической психологии такая возможность весьма ограничена.

4) Разные методы получения знаний в сферах житейской и научной психологии. В житейской психологии мы вынуждены ограничиваться наблюдениями и размышлениями. В научной психологии к этим методам добавляется эксперимент.

5) Научная психология располагает обширным, разнообразным и подчас уникальным фактическим материалом, недоступным во всем своем объеме ни одному носителю житейской психологии.

studfiles.net

Предмет психологии

К теме: Различные представления о предмете психологии. Термин «Психология» в переводе на русский язык с греческого означает «наука о душе». В научном употреблении термин «Психология» впервые появился в 16 в. Сначала он относился к особой науке, которая занималась изучением душевных (психических явлений). Позже, в 17-19 вв. область, изучаемая психологией, расширяется и включает не только осознанные, но и неосознанные явления. Психология – это наука о психике и психических явлениях. Психические явления – это 1) психические процессы 2) психические состояния 3) психические свойства личности. 1) Психич процессы выступают в качестве первичных регуляторов поведения человека, имеют определенное начало, течение и конец. На основе этих процессов формируются знания, умения, навыки. 2) На основе психических процессов формируются психические состояния, которые характеризуют состояние психики в целом и имеют свою динамику (длительность, направленность, устойчивость, интенсивность). Эти состояния влияют на результат психических процессов и могут способствовать или тормозить деятельность. Это подъем, угнетенность, страх, бодрость, уныние. 3) Психические свойства личности – наиболее существенные особенности личности, обеспечивающие определенный количественый и качественный уровень деятельности и поведения человека (направленность, темперамент, способности, характер). Они характеризуются большей устойчивостью и постоянством. Уровень развития психических свойств, особенности развития психических процессов и преобладающие психические состояния определяют неповторимость человека, его индивидуальностьть. Предметом психологии является психика и психические явления как одного конкретного человека, так и психические явления, наблюдаемые в группе и коллективах.Главная задача – исследованиее психических явлений.

Гальперин П.Я.Эволюция предмета. Душа признавалась всеми до начала 18 в., до того, как сложились основные представления, а затем и первая система психологии современного типа. Представления о душе были главным образом идеалистическими. Но были и материалистические теории души. Они вели свое начало от представлений

Демокрита и описывали душу как тончайшую материю, пневму, частицы которой — круглые, гладкие и чрезвычайно активные — проникали между более крупными и менее подвижными атомами и, толкая, приводили их в движение. Душа считалась причиной всех процессов в теле, включая и собственно «душевные движения».

Явления сознания как предмет психологии. Место души заняли явления, которые мы фактически наблюдаем, находим «в себе», оборачиваясь на свою «внутреннюю душевную деятельность». Это наши мысли, желания, чувства, воспоминания и т. д. Джон Локк – его можно считать основоположником такого понимания предмета психологии, указывал на то, что, в отличие от души, явления сознания суть нечто не предполагаемое, а фактически данное, и в этом смысле такие же бесспорные факты внутреннего опыта, какими являются факты внешнего опыта, изучаемые прочими науками. Поведение как предмет психологии.

Поведение как предмет психологии

Бихевиоризм (от англ. behaviour – поведение) — психологическое направление, начало которого было положено публикацией в 1913 г. статьи американского психолога Дж. Уотсона «Психология с точки зрения бихевиориста». В качестве предмета психологии в нем фигурирует не субъективный мир человека, а объективно фиксируемые характеристики поведения, вызываемого какими–либо внешними воздействиями. При этом в качестве единицы анализа поведения постулируется связь стимула (S) и ответной реакции (R). 

Представители бихевиоризма оказались перед жестким выбором: или перейти к изучению физиологических механизмов поведения, т. е. стать физиологами и сказать: нет никакой психологии, есть только физиология поведения; или изучать механизмы поведения без физиологии, т. е. только как соотношение стимулов и реакций. Такова была фундаментальная позиция «классического» бихевиоризма. Но очень скоро, уже в конце 20-х годов, стало очевидно, что нельзя объяснить ни поведение человека, ни поведение животного одним сочетанием наличных стимулов и прошлого опыта; что в промежутке между действием стимулов и поведенческими реакциями происходит какая-то активная переработка поступающей информациикоторую нельзя свести к влиянию следов прошлого опыта; что это какие-то активные процессы, без учета которых не удается объяснить реакцию животного на наличные стимулы. Так возникает «необихевиоризм» с его важнейшим понятием «привходящих (или промежуточных) переменных» и отменяется основное положение первоначального бихевиоризма (который теперь нередко называют наивным). Бихевиоризм оказался дважды несостоятелен: он не смог выделить психологическое содержание поведения и не сумел объяснить поведение без помощи традиционных психологических «переменных». Ориентировочная деятельность как предмет психологии. Все формы психической деятельности представляют собой различные формы ориентировки субъекта в проблемных ситуациях. Эти различные формы возникают потому, что существенно различны обстоятельства, в которых оказывается субъект, различны встающие перед ним задачи и средства, с помощью которых решаются эти задачи.Если все формы душевной жизни представляют собой разные формы ориентировочной деятельности, то другая сторона этого положения заключается в том, что психология во всех так называемых психических процессах или функциях изучает именно эту их ориентировочную сторону. Это значит, что неправильно было бы сказать, что психология изучает мышление, чувства, воображение, волю и т. д неправильно, прежде всего, потому, что психология изучает вовсе не все стороны (аспекты) мышления, чувства, воли и других психических функций. Предмет психологии заключается в исследовании именно ориентировочной стороны любого психического процесса.

Современная психология и её место в системе наук. В силу своей специфики психология занимает особое место в системе современных наук, изучающих природу и человека. В настоящий момент существует не как единая наука, а как ряд направлений, отличных по предмету, но условно объединенных объектом, хотя и различно трактуемым. Психология и медицина, биологические науки: Человек – это социальное и биологическое существо одновременно.

Большинство психических явлений, психических процессов имеют физиологическую обусловленность, поэтому знания, полученные физиологами и биологами, используются в психологии, для лучшего понимания тех или иных психических явлений. Непосредственно с физиологией высшей нервной деятельности соотносится такая отрасль психологии, как психофизиология, изучающая психику в единстве с мозгом. Среди биологических дисциплин прикладного плана выделяется медицина, прежде всего невропатология и психиатрия. Особо выделяют основанную А.Р.Лурия нейропсихологию, которая существует на стыке психологии, физиологии и медицины и изучает мозговые механизмы высших психических функций на основе локальных поражений мозга. Тесно связана с медициной, так называемая специальная психология, изучающая различные варианты патологии психического развития. Связь психологии с естественными науками. Психологи и история: С историей психологию сближает интерес к особенностям душевного облика человека в различные исторические эпохи и в различных культурах (особенности личности, мировосприятия, мышления, формирования эталонов поведения, взаимоотношений, особенности складывающихся групп и т. д.). С социологией — наукой о социальных системах и процессах — психология связана через изучение закономерностей взаимодействия личности и ее социального окружения, внутригрупповых и межгрупповых отношений. Социальная психология изучает психологические особенности человека, обусловленные его существованием в группе, и характеристики самих групп. Этнопсихология изучает особенности психики людей различных народов и культур, разрабатывая проблемы национального характера, самосознания, национальных особенностей мировосприятия, взаимоотношений, формирования сообществ и др. Политическая психология изучает особенности человека и групп, обусловленную их включенностью в политическую жизнь — на уровне индивида и на уровне малых и больших групп различного плана. Языковедение – проблема формирования речи на основе усвоения языковых структур, анализ языка в связи с мышлением, возникла психолингвистика.

Психология и философия: вопросы психологии очень долго решались в рамках философии, и лишь в середине 19 в. психология стала самостоят наукой, отделилась от философии, и, тем не менее, сохранила тесную связь с философией. Существуют психологические теории, которые носят характер психолого-философских: теоретические работы современных последователей З. Фрейда – неофрейдистов (Э.Фромм). В психологии известны ученые, такие как Аристотель, Р. Декарт, Дж. Локк – они, прежде всего крупные философы, основатели философских школ. Психология и педагогика: на первый взгляд эти науки неразделимы между собой, поскольку воспитание и обучение детей не может не учитывать психологических особенности личности. Педагогика формировалась как самостоятоятельная наука.В результате психология и педагогика оформились как самостоят науки и существуют раздельно. В начале 20 века существовала и развививалась комплексная наука о детях, их обучении и воспитании – педология. В рамках данной науки успешно сотрудничали педагоги, психологи, медики, физиологи и др.

Физика – представление об атомарном строение мира привели к переносу принципа – об атомарном строении души. Пришли такие понятия: энергия, поле. Связь психологии и химии. Химические процессы рассматриваются при анализе важных для психологии биологических явлений; Психология тесно связана с техническими науками, в частности разработка социо-технических систем (космический корабль), предполагает учет психических и психофизических возможностей человека (авиатренажеры). Основные отрасли психологии: Общая психология – объединяет фундаментальные психологические знания и решает задачи по исследованию индивида.

Педагогическая психология – изучает психологические проблемы обучения и воспитания.

Возрастная психология – закономерности этапов психич развития и формирования лич-ти от рождения до старости. Дифференцированная психология – различия между индивидами, группами, причины различий. Социальная психология – закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные фактом включения их в социум. Политичесая психология – психологические компоненты политической жизни и деятельности людей.

Психология искусства – свойства личности, группы лиц, обусловливающие создание художественных ценностей. Инженерная психология – процессы и средства взаимодействия между человеком и машиной. Клиническая психология – бнейропсихолгия, патопсихология, соматопсихология, специальная психология и т.д.

Задачи современной психологии: 1.изучение закономерностей психических процессов и состояний; 2.разработка критериев оценки уровней развития психических процессов; 3. изучение взаимосвязи особенностей психического отражения и форм поведения;4.изучение закономерностей механизмов функционирования психики

studfiles.net

Предмет психологии как науки

Предмет психологии

Интерес к природе человеческого бытия лежит в основе развития психологии, предметом изучения которой являются конкретные факты психической жизни, имеющие качественные и количественные характеристики.

Любая наука, а психология тем более, не может ограничиться только описанием психологических фактов, потому что любое явление подчиняется законам и требует объяснения, а это значит, что в психологии предметом изучения являются психологические законы.

Задача, над которой работает психология, заключается в изучении законов психической деятельности в её развитии, выявление связей социальных и природных свойств человека. Психология как наука должна раскрывать сущность изучаемых явлений, в этом состоит её цель.

Главные категории психологии выдвинул Б.Ф. Ломов:

  • Отражение;
  • Деятельность;
  • Личность;
  • Общение;
  • Понятия «социальное» и «биологическое».

Для создания научной базы психологии, решения общественных задач большое значение имеет исследование системы психических явлений, которые направлены на раскрытие объективных законов.

Душа, как предмет психологии в разное историческое время имела разный смысл, и главное её назначение заключалось в придании телу активности. Душа считалась основой мира и первоосновой тела в эпоху Античности, а само тело, по представлениям ученых психологов, было инертной массой, которое необходимо приводить в движение.

В Средние века душа становится предметом богословия и областью исследования является изучение всех видов активности тела и всего чувственного познания мира. Не к материальной душе, а к прерогативе божественной воли относили волевое поведение, логическое мышление.

Предметом психологии в Новое время становится сознание, поэтому психология стремится стать объективной и рациональной, основанной на разуме и доказательствах, а не на вере. Научная психология свое официальное оформление получила сравнительно недавно, в 1879 г., когда немецкий психолог Вундт открыл первую лабораторию в Лейпциге. До появления психологии развивались две большие области знания: естественные науки и философия. Получается, что психология является наукой особого типа.

Интригующей для психологов была задача понять, чем определяются причины и закономерности поступков человека, его внутренний мир, законы поведения в обществе. Как у человека возникают мысленные образы, что такое сознание, творчество и каковы их механизмы. Психология, которая с момента своего возникновения должна найти ответы на многие и многие вопросы, балансирует между наукой, искусством и верой.

Трудности становления психологии

Эта разветвленная система наук прошла в своем становлении целый ряд трудностей:

  • Наука о душе, а душа – это самое сложное, что сегодня известно человеку;
  • Человек в психологии одновременно выступает как субъект и объект познания, в результате образуется уникальное явление – научное сознание человека становится научным самосознанием;
  • В психологии остро стоит трудная и неоднозначно решаемая проблема объективности научного познания. Исходя из этого, многие ученые отказывались признавать психологию объективной научной дисциплиной. В качестве аргумента был выдвинут тезис о том, что внутренний мир человека только ему одному непосредственно открыт для познания и объективно изучать субъективный мир невозможно.

Те методы в научной психологии, при помощи которых она получает знания, рациональны, осознанны, целенаправленны. Богатство этих методов дает ей обширный и разнообразный материал. Разрабатываются и организуются специальные эксперименты для проверки выдвигаемых гипотез.

Теория эволюции Ч. Дарвина, работы Г. Спенсера, развитие биологии дали возможность психологии отделиться от философии и соединиться с естественными дисциплинами. Кроме познавательных процессов к предмету психологии теперь относятся поведение и эмоциональные процессы.

Психология как наука

По сравнению с другими науками развитие психологической науки было более трудным. Это несложно понять, потому что объекты физики, химии, естественных наук, видимы, осязаемы, материальны. В отличие от них, психология имеет дело с субстанцией, которая обнаруживает себя и в то же время отличается от материальной реальности своей невидимостью, неосязаемостью, невещественностью. Зафиксировать психологические явления сложно, что с самого начала затрудняло развитие психологического знания и превращение его в самостоятельную науку, история которого насчитывает более 2000 лет.

Значение психологии значительно возросло на рубеже XX-XXI веков, потому что она все больше вовлекалась в различные виды практической деятельности. Своеобразие объекта психологической науки привело к появлению большого числа научных школ и теорий, которые дополняя друг друга, нередко друг другу и противоречили.

Психология – единственная наука, выделяющаяся среди других наук тем, что названа именем греческой богини Психеи. Греческий миф о любви Психеи и Эрота представляется несколько наивным для характеристики науки, но, тем не менее, содержит в себе глубокую догадку о нерасторжимом единстве духовного начала бытия души с материальным, телесным началом, которое выражает Эрот.

Основой представлений современной материалистической философии и психологии о сущности человеческой психики, как свойства высокоорганизованной материи, является глубокая мысль о целостности универсума, включающего в себя два главных начала – материальное и духовное.

На уровне человека психика приобретает качественно новый характер по причине того, что биологическую природу человека преобразуют социокультурные факторы. Благодаря этим факторам появляется сознание – обширный внутренний план жизнедеятельности, в результате чего человек становится личностью.

Нельзя не учитывать того, что на протяжении многих веков психика обозначалась термином «душа» и представлялась как бесплотная сущность. До наших дней сохранились религиозные вероучения, в которых история и судьба души зависит от внеземных, сверхприродных начал и недоступных нашему пониманию потусторонних сил. В основе всех современных мировых религий, включая христианство, лежит именно такое представление о сущности психического и поддерживается некоторыми направлениями современной психологической науки.

Психика, с точки зрения других психологических учений, является высшим продуктом процессов самоорганизации природы, выступая в качестве посредника между субъективным, человеческим и объективным внешним миром. Она обеспечивает грандиозный взлет эффективности человеческой деятельности по преобразованию окружающей природной и социальной среды.

Но как бы ни было, основу современной психологии составляют представления о соответствии психического и материального миров, субъективного и объективного бытия.

spravochnick.ru

предмет психологии - это... Что такое предмет психологии?


предмет психологии

закономерности, тенденции, особенности развития и функционирования психики человека.

Энциклопедический словарь по психологии и педагогике. 2013.

  • ПРЕДМЕТ КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
  • Предметная деятельность детская

Смотреть что такое "предмет психологии" в других словарях:

  • ПРЕДМЕТ — всякий объект, выступающий как ограниченный или завершенный; то, чему могут принадлежать свойства и что может состоять в определенных отношениях с др. объектами. П. в логике все, что может стать объектом рассуждения и что в формализованном языке… …   Философская энциклопедия

  • предмет — сущ., м., употр. часто Морфология: (нет) чего? предмета, чему? предмету, (вижу) что? предмет, чем? предметом, о чём? о предмете; мн. что? предметы, (нет) чего? предметов, чему? предметам, (вижу) что? предметы, чем? предметами, о чём? о предметах… …   Толковый словарь Дмитриева

  • ПРЕДМЕТ ИНЖЕНЕРНОЙ ПСИХОЛОГИИ — изучаемые инженерной психологией объективные законы окружающего нас мира. К ним относятся прежде всего закономерности информационного взаимодействия человека с техническими устройствами в единой СЧМ. Значение инженерной психологии определяется… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • Предмет философии — «Мыслитель», Огюст Роден Философия (др. греч. φιλοσοφία  «любовь к мудрости», «любомудрие», от φιλέω  люблю и σοφία  мудрость)  наиболее общая теория …   Википедия

  • ПРЕДМЕТ КОНФЛИКТОЛОГИИ — – закономерности возникновения, развития и завершения конфликтов, а также принципы, способы и приемы управления ими. Конфликт – многоуровневое явление. В 1924 г. в нем нашли свой предмет две науки: правоведение и социология. В 2000 г. по проблеме …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • ПРЕДМЕТ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ — – если под объектом познания имеют в виду реальные фрагменты бытия, подвергающиеся научному исследованию, то  под  предметом познания имеют  в  виду  конкретные аспекты  этой  области действительности, на которые направлено непосредственно… …   Философия науки и техники: тематический словарь

  • предмет исследования (в психологии) — область психических явлений и факторов, влияющих на них, на выявление закономерностей, тенденций развития и просто на изучение которых направлены усилия исследователя; наиболее существенные в данном исследовании психологические аспекты обьекта… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД (в психологии) — (англ. activity approach) совокупность теоретико методологических и конкретно эмпирических исследований, в которых психика и сознание, их формирование и развитие изучаются в различных формах предметной деятельности субъекта, а у некоторых… …   Большая психологическая энциклопедия

  • Методы исследования в психологии — Экспериментальная психология область психологии, упорядочивающая знания об общих для большинства психологических направлений проблемах исследований и способах их решения. Экспериментальную психологию называют научной дисциплиной о методах… …   Википедия

  • МЕТОДОЛОГИЯ ИНЖЕНЕРНОЙ ПСИХОЛОГИИ — (от греч. methodos путь исследования, познания, logos учение) это те позиции, которые определяют назначение, направление и содержание всех ее исследований. Разработка М. и. п. позволяет определить объект и предмет исследования, цель и методы их… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

Книги

  • Воля как предмет функциональной психологии, М. Я. Басов. Впервые переиздаются наиболее значительные работы выдающегося отечественного психолога, представителя петербургской психологической школы Михаила Яковлевича Басова, ученика А. Ф. Лазурского.… Подробнее  Купить за 675 руб
  • Человек как предмет познания, Б. Г. Ананьев. Книга выдающегося отечественного психолога, основателя Петербургской школы психологии Бориса Герасимовича Ананьева (1907-1972 гг.) посвящена психологическим проблемам, имеющим принципиальное… Подробнее  Купить за 630 руб
  • Добро и зло в этической психологии личности, Попов Л.М., Голубева О. Ю., Устин П. Н.. Добро и зло - центральные категории этической психологии личности, формирующейся отрасли психологии. В монографии определен предмет исследования, описаны экспериментальные методы получения… Подробнее  Купить за 539 руб
Другие книги по запросу «предмет психологии» >>

psychology_pedagogy.academic.ru

Определение предмета психологии - Book-Science

Предметом психологии является психика и некоторая деятельность человека. Их изучение идет на двух уровнях:

1) высший, на котором изучается сознание;

2) низший, на котором изучается бессознательное.

В системе наук психологии отведено особое место, так как, во-первых, - это наука о самом сложной, высоко организованной материи - о мозге человека. Во-вторых, в ней сливается субъект и объект познания.

В первобытном обществе человек боролся за свое существование и получал начальные знания о природе. Постепенно росли силы и возможности человечества. Люди начали создавать материальную и духовную культуру. В один прекрасный день перед ними встал вопрос о том, какие силы помогают исследовать мир, создавать предметы быта, как организованна внутренняя жизнь человека, т.е. люди заметили, что жизнь протекает на двух уровнях: вещественном и невещественном, к которому относятся мысли, сны, воспоминания, различные чувства. Эти явления казались таинственными. Считалось, что они существуют сами по себе и абсолютно не зависят от окружающего мира. Так появилось представление о душе и теле, о материи и психике.

Вообще слово "психология" с древнегреческого переводится как наука о душе: "псюхе" - душа, "логос" - учение.

Итак, психология - это наука о внутреннем психологическом мире человека, одновременно познающая и созидающая.

Современная психология - это наука, "обслуживающая" человека.

Исходя из специфики предмета, перед ней становятся задачи:

1) изучение законов психологической деятельности человека;

2) изучение определяющих условий и основных закономерностей развития человека;

3) разработка психопедагогических основ, методик обучения и воспитания детей;

4) конкретная психологическая помощь человеку.

Принципы современной психологии

1. Принцип детерминизма: психика определяется образом жизни человека и изменяется со сменой внешних условий.

2. Принцип единства сознания и деятельности: сознание формируется в деятельности и в ней же проявляется.

3. Принцип развития: психика человека рассматривается в непрерывном развитии как процесс и результат деятельности.

Статья создана при содействии информационного ресурса "Студенту.рф", на котором собраны отзывы о компаниях, предоставляющих услуги в сфере образования, включая написание дипломных, курсовых работ и рефератов.

book-science.ru

Предмет психологии

Курсовая работа

на тему

Предмет психологии

(автор Вячеслав Орлов)

1.Происхождение слова "психология" и её история.

2. Явления, изучаемые в психологии.

3. Проблемы психологии.

4. Методы исследования в психологии.

5. Отрасли психологии.

6. Человек как предмет общей психологии.

Заключение.

Психология – наука о духовной

жизни человека во плоти.

В. И. Даль

Каждый знает, что люди различаются по характеру, способности запоминать и мыслить, действовать мужественно или трусливо и т. психология. Такие обыденные представления о различиях между людьми складываются у нас с малых лет и обогащаются по мере накопления жизненного опыта.

Иногда хорошим психологом называют писателя или судью, а то и просто того, кто лучше других разбирается в окружающих людях, в их вкусах, предпочтениях, мотивах их поступков и т. д. В этом случае под психологом подразумевают знатока человеческих душ (независимо от того, читал ли он книги по психологии, обучался ли специальному анализу причин поведения или душевной смуты), т. е. здесь мы имеем дело с житейскими представлениями о психике.

Однако житейскую мудрость следует отличать от научного знания. Именно благодаря ему люди овладели атомом, космосом и компьютером, проникли в тайны математики, открыли законы физики и химии... И не случайно научная психология стоит в одном ряду с этими дисциплинами. Более того, ее предмет неизмеримо сложнее, ибо сложнее человеческой психики нет ничего в известной нам Вселенной.

При делении наук на группы по признаку предмета изучения выделяют естественные, гуманитарные и технические науки. Первые изучают природу, вторые - общество, культуру и историю, третьи связаны" с изучением и созданием средств производства и орудии труда. Человек - существо социальное, и все его психические явления в значительной мере социально обусловлены, поэтому психологию принято относить к гуманитарным дисциплинам. Научная психология изучает факты, механизмы и закономерности той формы жизни, которую обычно называют душевной или психической.

Уже в раннем детстве ребенок говорит "я хочу", "я думаю", "я чувствую". Эти слова свидетельствуют о том, что маленький человек, не отдавая себе отчета в том, чем он занимается, исследует свой внутренний мир. На протяжении всей жизни каждый человек, осознанно или неосознанно, изучает себя и свои возможности. Следует отметить, что уровень познания своего внутреннего мира во многом определяет то, насколько человек может понять других людей, насколько успешно может построить с ними взаимоотношения.

Человек - это социальное существо, и он не может жить вне общества, без контактов с окружающими. В практике живого общения каждый человек постигает многие психологические законы. Так, каждый из нас уже с детства умеет "читать" по внешним проявлениям - мимике, жестам, интонации, особенностям поведения - эмоциональное состояние другого человека. Таким образом, каждый человек - своего рода психолог, поскольку в обществе невозможно жить без определенных представлений о психике людей. Житейские психологические знания очень приблизительны, расплывчаты и во многом отличаются от научных знаний.

Во-первых, житейские психологические знания конкретны, привязаны к конкретным ситуациям, людям, задачам. Научная же психология стремится к обобщению, для чего используются соответствующие понятия.

Во-вторых, житейские психологические знания носят интуитивный характер. Это обусловлено способом их получения - случайным опытом и его субъективным анализом на бессознательном уровне. В отличие от этого научное познание основано на эксперименте, а полученные знания вполне рациональны и осознаваемы.

В-третьих, существуют различия в способах передачи знаний. Как правило, знания житейской психологии передаются с большим трудом, а часто эта передача просто невозможна. Как пишет Ю. Б. Гиппенрейтер, "вечная проблема "отцов и детей" состоит как раз в том, что дети не могут и даже не хотят перенимать опыт отцов". В то же время в науке знания аккумулируются и передаются намного легче.

В-четвертых, научная психология располагает обширным, разнообразным и подчас уникальным фактическим материалом, недоступным во всем объеме ни одному носителю житейской психологии.

Таким образом, предметом психологии являются психика и психические явления как одного конкретного человека, так и психические явления, наблюдаемые в группах и коллективах. В свою очередь, задачей психологии является исследование психических явлений. Характеризуя задачу психологии, С. Л. Рубинштейн пишет: "Психологическое познание - это опосредованное познание психического через раскрытие его существенных, объективных связей".

Итак, в первом, дословном своем значении психология - это знание о психике, наука, изучающая ее. Психика есть свойство высокоорганизованной живой материи, субъективное отражение объективной мира, необходимое человеку (или животному) для активной деятельности в нем и управления своим поведением. Область психологического широка и многообразна: это и отражение простейшими животными тех отдельных свойств окружающей среды, которые оказываются значимыми для поиска жизненно важных веществ, и сознательные представления сложных связей природного и социального мира, в котором живет и действует человек. Сознанием обычно называют высшую форму психики, необходимую для организации общественной и индивидуальной жизни людей, для их совместной трудовой деятельности.

Во втором, наиболее распространенном значении, слово "психология" относят и к самой психической, "душевной" жизни, выделяя тем самым особую реальность. Если свойства психики, сознания, психические процессы обычно характеризуют человека вообще, то особенности психологии - конкретного индивида. Психология проявляется как совокупность типичных для человека (или групп людей) способов поведения, общения, познания окружающего мира, убеждений и предпочтений, черт характера. Так, подчеркивая различия людей того или иного возраста, профессиональной, половой принадлежности, говорят, например, о психологии школьника, студента, рабочего и ученого, женской психологии и т. психология

Понятно, что общей задачей психологии является изучением как психики субъекта, так и его психологии.

1.Происхождение слова "психология" и её история.

Своим названием и первым определением психология обязана греческой мифологии.

Эрот, сын Афродиты, влюбился в очень красивую молодую женщину Психею. К сожалению, Афродита была очень недовольна, что ее сын, небожитель, хотел соединить свою судьбу с простой смертной, и прилагала все усилия, чтобы разлучить влюбленных, заставляя Психею пройти через целый ряд испытаний. Но любовь Психеи была так сильна, а ее стремление вновь встретиться с Эротом так велико, что это произвело глубокое впечатление на богинь и богов, и они решили помочь ей выполнить все требования Афродиты. Эроту в свою очередь удалось убедить Зевса - верховное божество греков - превратить Психею в богиню, сделав ее бессмертной. Таким образом, влюбленные были соединены навеки.

Для греков этот миф был классическим образцом истинной любви, высшей реализации человеческой души. Поэтому Психея-смертная, обретшая бессмертие, - стала символом души, ищущей свой идеал. Что касается слова "психология", образованного из греческих слов "psyche" (душа) и "logos" (учение, наука), то оно появилось впервые только в XVIII в работе немецкого философа Христиана Вольфа.

Предпосылки научных воззрений на психику возникли в древнем мире (Индия, Китай, Египет, Вавилон, Греция, Грузия) в противовес религиозно-мифологическому представлению о душе как особой сущности, внешним и случайным образом связанной с телом. Древнегреческими врачами Алкмеоном, Гиппократом, Эрасистратом и др. было открыто, что органом психики является мозг, и развито учение о темпераменте, согласно которому психическиме свойства человека зависят от различных форм смешения материальных процессов ("соков") в организме. Это естественнонаучное направление было связано с воззрением на душу человека как на вещественную (огненную, воздушную и т. психология) частицу космоса (Анаксимен, Гераклит, Демокрит и др.). Трудности объяснения с этих позиций проблем теории познания и этики, в частности происхождения абстрактных понятий и нравственных норм, явились одной из предпосылок развития идеалистич. концепций в психологии. Телу, изменчивой природе была противопоставлена бессмертная душа, способная к созерцанию идей и следованию идеалам (пифагореизм, Платон, неоплатонизм ).

Вершиной психологии в период античности явилось учение Аристотеля (трактаты "О душе", "Происхождение животных" и др.), в котором душа трактуется как форма организации способного к жизни тела. Аристотель дал первую, систему психологических понятий, выработанных на основе объективного и генетического методов. Однако при объяснении высших форм умственной активности (в учении о разуме) он покидал естественнонаучную почву и склонялся к дуализму.

В феодальную эпоху развитие конкретно-научных знаний о психике резко замедлилось, но не прекратилось. Врачи и мыслители арабоязычного мира (Ибн Сина, Ибн аль-Хайсам, Ибн Рушд и др.) подготовили своими идеями последующий расцвет естественнонаучной психологии в Западной Европе, где с развитием буржуазных отношений укрепляется тенденция к опытному исследованию человека как природного существа, поведение которого подчиняется естественным законам (Леонардо да Винчи, X. Вивсс, X. Уарте и др.). В 17-18 вв. складывается принципиально новый подход к психической деятельности с позиций строгого детерминизма. Психологич. мышление обогащается рядом фундаментальных категорий. Р. Декарт открывает рефлекторную природу поведения (см. Рефлексы), а понятие о душе преобразует в понятие о сознании как непосредственном знании субъекта о собственных психических актах. Складывается ряд важнейших психологических учений: об ассоциации как закономерной связи психических явлений, определяемой связью телесных явлений (Декарт, Т. Гоббс), об аффектах (Б. Спиноза), об апперцепции и бессознательном (Г. Лейбниц), о происхождении знания из индивидуального чувственного опыта (Дж. Локк). Конкретно-научная разработка в 18 в. принципа ассоциации английским врачом Д. Гартли сделала этот принцип на полтора столетия главным понятием психологии. Несмотря на попытки Дж. Беркли и Д. Юма трактовать ассоциацию как чисто духовную связь, господствующим в ту эпоху являлось представление об её неотделимости от телесного механизма. Учению об ассоциациях противостояло учение о способностях (шотландская школа, школа нем. философа X. Вольфа) как первичных функциях души. Франц. материализм 18 в. поставил проблему различных уровней нервно-психической организации (Д. Дидро, П. Ж. Кабанис) и проблему развития интересов и способностей личности под воздействием социальной среды (Дидро, К. Гельвеций).

mirznanii.com

предмет исследования (в психологии) - это... Что такое предмет исследования (в психологии)?


предмет исследования (в психологии)

область психических явлений и факторов, влияющих на них, на выявление закономерностей, тенденций развития и просто на изучение которых направлены усилия исследователя; наиболее существенные в данном исследовании психологические аспекты обьекта исследования.

Энциклопедический словарь по психологии и педагогике. 2013.

  • ПРЕДМЕТ ИНЖЕНЕРНОЙ ПСИХОЛОГИИ
  • ПРЕДМЕТ КОНФЛИКТА

Смотреть что такое "предмет исследования (в психологии)" в других словарях:

  • Методы исследования в психологии — Экспериментальная психология область психологии, упорядочивающая знания об общих для большинства психологических направлений проблемах исследований и способах их решения. Экспериментальную психологию называют научной дисциплиной о методах… …   Википедия

  • ПРЕДМЕТ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ — – если под объектом познания имеют в виду реальные фрагменты бытия, подвергающиеся научному исследованию, то  под  предметом познания имеют  в  виду  конкретные аспекты  этой  области действительности, на которые направлено непосредственно… …   Философия науки и техники: тематический словарь

  • ПРЕДМЕТ — всякий объект, выступающий как ограниченный или завершенный; то, чему могут принадлежать свойства и что может состоять в определенных отношениях с др. объектами. П. в логике все, что может стать объектом рассуждения и что в формализованном языке… …   Философская энциклопедия

  • предмет — сущ., м., употр. часто Морфология: (нет) чего? предмета, чему? предмету, (вижу) что? предмет, чем? предметом, о чём? о предмете; мн. что? предметы, (нет) чего? предметов, чему? предметам, (вижу) что? предметы, чем? предметами, о чём? о предметах… …   Толковый словарь Дмитриева

  • Исследования гомосексуальности Кинси — Альфред Кинси Alfred Kinsey Американский биолог Дата рождения: 23 июня 1894 Мес …   Википедия

  • Исследования сексуальных предпочтений — Альфред Кинси Alfred Kinsey Американский биолог Дата рождения: 23 июня 1894 Мес …   Википедия

  • Исследования сексуальных предпочтений (Альфред Кинси) — Альфред Кинси Alfred Kinsey Американский биолог Дата рождения: 23 июня 1894 Мес …   Википедия

  • Предмет философии — «Мыслитель», Огюст Роден Философия (др. греч. φιλοσοφία  «любовь к мудрости», «любомудрие», от φιλέω  люблю и σοφία  мудрость)  наиболее общая теория …   Википедия

  • МЕТОДОЛОГИЯ ИНЖЕНЕРНОЙ ПСИХОЛОГИИ — (от греч. methodos путь исследования, познания, logos учение) это те позиции, которые определяют назначение, направление и содержание всех ее исследований. Разработка М. и. п. позволяет определить объект и предмет исследования, цель и методы их… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • Наблюдение в психологии — Наблюдение описательный психологический исследовательский метод, заключающийся в целенаправленном и организованном восприятии и регистрации поведения изучаемого объекта. Содержание 1 Общие сведения 1.1 Предмет наблюдения 1 …   Википедия

Книги

  • Добро и зло в этической психологии личности, Попов Л.М., Голубева О. Ю., Устин П. Н.. Добро и зло - центральные категории этической психологии личности, формирующейся отрасли психологии. В монографии определен предмет исследования, описаны экспериментальные методы получения… Подробнее  Купить за 539 руб
  • Добро и зло в этической психологии личности, Попов Л.М.. Добро и зло центральные категории этической психологии личности, формирующейся отрасли психологии. В монографии определен предмет исследования, описаны экспериментальные методы получения… Подробнее  Купить за 525 грн (только Украина)
  • Добро и зло в этической психологии личности, Л. М. Попов, О. Ю. Голубева, П. Н. Устин. Добро и зло центральные категории этической психологии личности, формирующейся отрасли психологии. В монографии определен предмет исследования, описаны экспериментальные методы получения… Подробнее  Купить за 410 грн (только Украина)
Другие книги по запросу «предмет исследования (в психологии)» >>

psychology_pedagogy.academic.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о