Представители экзистенциальная психология – Экзистенциальная психология — Википедия

Содержание

Экзистенциальная психология — Википедия. Что такое Экзистенциальная психология

Экзистенциа́льная психоло́гия — направление в психологии, которое исходит из уникальности конкретной жизни человека, несводимой к общим схемам, возникшее в русле философии экзистенциализма. Её прикладным разделом является экзистенциальная психотерапия. Экзистенциальную психологию относят к гуманистическим направлениям в психологии.

На возникновение этого направления повлияли философия экзистенциализма Сёрена Керкегора, Мартина Хайдеггера и Жана Поля Сартра и феноменологическая психология Эдмунда Гуссерля.

Классификация

В настоящее время основными направлениями экзистенциальной психологии считаются[источник не указан 1916 дней]:

Происхождение и история развития

Согласно Р. Мэй, первым этапом развития экзистенциальной психологии следует считать феноменологию[1]. Представителями феноменологической стадии экзистенциальной психологии являются Юджин Минковски, Эрвин Страус, В. Е. фон Гебсаттел[2].

От феноменологии экзистенциальная психология взяла, в частности, идею отказа рассматривать человека (клиента) в рамках наших предварительных концепций и представлений

[3].

Вторая, собственно экзистенциальная стадия развития экзистенциальной психологии, согласно Р. Мэй представлена работами Л. Бинсвангера, А. Сторча, М. Босса, Дж. Бэлли, Роланда Куна, Дж. ван ден Бергма, Ф. Бьютендика и др[2].

Российские корни

Идеи Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевского и других российских мыслителей внесли большой вклад в развитие европейской, а затем и американской культуры и философии, и до сих пор оказывают влияние на ведущих представителей экзистенциально-гуманистических подходов обоих континентов[4]. Российский религиозный экзистенциализм в лице Н. А. Бердяева и Л. Шестова по времени возникает даже раньше европейского[5].

Понимание мира

Для экзистенциальной психологии и экзистенциализма в целом важным понятием является понятие мира человека, который (мир), например, согласно Р. Мэй, является структурой значимых связей, в которой существует человек, и паттернов, которые он использует. Мир в экзистенциальной психологии понимается именно как мир человека. Мир человека, в отличие от закрытых миров животных и растений, характеризуется своей открытостью. Он, согласно Л. Бинсвангеру, не является чем-то данным, статичным, к чему человек просто приспосабливается; это скорее некая динамическая модель, благодаря которой человек находится в процессе формирования и планирования, поскольку обладает осознанием себя

[6]. Экзистенциальные аналитики выделяют 3 модуса (одновременно сосуществующих аспекта) мира[7]:

  • Umwelt, букв. мир вокруг — материальный — «биологический» и «физический» мир, окружающая человека среда, мир объектов. Мир, в который человек «заброшен» фактом своего рождения и к которому адаптируется в течение своей жизни.
  • Mitwelt, букв. с миром — мир существ одного вида, мир близких человеку людей, мир взаимоотношений между людьми, в ходе которых они меняются.
  • Eigenwelt, букв. свой мир — мир самости, мир самосознания и самоосмысления, мир «для меня».

Из такого понимания мира в частности следует, что реальность бытия в мире оказывается утраченной (редуцируется), если акцент делается на каком-то из миров, а другие исключаются[8]. Часто так происходит в научных, в том числе психологических, социологических и прочих подходах к пониманию человека.

Понимание времени

Экзистенциальная психология и экзистенциализм в целом разделяют точку зрения А. Бергсона на понимание времени — оно есть «сердце существования»; отличительная особенность переживаний человека[9]. Экзистенциальные терапевты отмечают, что особенно глубокие психологические переживания «расшатывают» позиции человека по отношению ко времени. Например, сильная тревога и депрессия уничтожают время, делая невозможным будущее[10].

Человек, согласно экзистенциальным психологам и психотерапевтам, таким как М. Босс, Р. Мэй и других, в своём существовании, бытии в мире (Dasein), обладает, в отличие от других живых существ, способностью к трансцендированию (выходу) из текущей, сиюминутной ситуации

[11].

Понимание человека

В экзистенциальной психологии, согласно Р. Мэй, человек воспринимается всегда в процессе становления, в потенциальном переживании кризиса[12], который свойственен Западной культуре, в которой он переживает тревогу, отчаяние, отчуждение от самого себя и конфликты[13].

Фундаментальным вкладом экзистенциальной психотерапии и психологии, согласно Р. Мэй, является «понимание человека как бытия»[14], понимание «человека-в-его-мире»[15].

Человек является способным мыслить и осознавать своё бытие, а следовательно рассматривается в экзистенциальной психологии как ответственный за своё существование. Человек должен осознавать себя и быть ответственным за себя, если он хочет стать самим собой

[16].

Согласно Р. Мэй, основная декламация экзистенциалистов такова: независимо от того, насколько могущественные силы влияют на человеческое существование, человек способен узнать, что его жизнь детерминирована, и тем самым изменить к ней своё отношение. Сила человека в способности занять определённую позицию, принять конкретное решение, не важно, каким бы незначительным оно ни было. Именно в этом смысле человеческое существование состоит в конечном итоге из свободы: как сказал П. Тиллих, «Человек по-настоящему становится человеком только в момент принятия решения»[17].

Понимание экзистенциальных эмоций

В экзистенциальной психологии некоторые эмоции, в частности такие как тревога, чувство вины, рассматриваются как онтологические характеристики человека, укоренённые в его существовании[18].

В частности, тревога согласно Р. Мэй — это угроза самому ядру бытия человека, это переживание угрозы надвигающегося небытия. Тревога, согласно К. Гольдштейну, это не то, что мы «имеем», а скорее то, что «мы представляем собой». Тревога (в первую очередь как нем.

Angst, используемое З. Фрейдом, Л. Бинсвангером, К. Гольдштейном, С. Кьеркегором, а не как значительно менее нейтральное и менее выразительное англ. anxiety) наносит удар непосредственно по чувству собственного достоинства человека и его ценности как личности, что является самым важным аспектом его переживания себя как самостоятельного существа. Она подавляет потенциальные возможности бытия человека, уничтожает его чувство времени, притупляет воспоминания, вычёркивает будущее[19].

Чувство вины является онтологической характеристикой существования человека; он испытывает её в различных формах (разновидностях)[20]:

  • отрицание, отказ и/или невозможность реализовать свои потенциальные возможности;
  • вина перед своими близкими, возникающая из-за того, что человек воспринимает их через шоры своей ограниченности и предубеждённости, что всегда в какой-то мере есть надругательство над тем, что они представляют собой, а также невозможность (в первую очередь, связанная с тем, что каждый представляет собой особую индивидуальность и может смотреть на мир только своими глазами) до конца понять потребности других людей и удовлетворить их;
  • вина сепарации от природы в целом, или иначе — онтологическая вина, связанная с тем, что человек может представлять себя тем, кто может делать выбор, и тем, кто может отказаться от выбора.

Согласно М. Боссу, вообще следует говорить не о чувстве вины (как, например, это делается в психоанализе), но о виновности человека, подчёркивая этим всю серьёзность и уважительность отношения к опыту и жизни человека[21].

Примечания

  1. Мэй Р. Происхождение экзистенциальной психологии // Экзистенциальная психология. Экзистенция / Пер. с англ. М. Занадворова, Ю. Овчинниковой. — М.: Апрель Пресс : ЭКСМО-Пресс, 2001. — С. 11.
    Мэй Р. Истоки экзистенциального направления в психологии и его значение // Экзистенциальная психология. Экзистенция / Пер. с англ. М. Занадворова, Ю. Овчинниковой. — М. : Апрель Пресс : ЭКСМО-Пресс, 2001. — С. 106.
  2. 1 2 Мэй Р. Истоки экзистенциального направления в психологии и его значение // Экзистенциальная психология. Экзистенция / Пер. с англ. М. Занадворова, Ю. Овчинниковой. — М. : Апрель Пресс : ЭКСМО-Пресс, 2001. — С. 106.
  3. Мэй Р. Истоки экзистенциального направления в психологии и его значение // Экзистенциальная психология. Экзистенция / Пер. с англ. М. Занадворова, Ю. Овчинниковой. — М. : Апрель Пресс : ЭКСМО-Пресс, 2001. — С. 111.
  4. Андрюшин В. В. История развития экзистенциально-гуманистических школ на постсоветском пространстве // hpsy.ru, 21.08.06.
  5. Лифинцева Т. П. Философия диалога Мартина Бубера
  6. Мэй Р. Открытие Бытия. — М. : Институт Общегуманитарных Исследований, 2004. — С. 137—143.
  7. Мэй Р. Открытие Бытия. — М. : Институт Общегуманитарных Исследований, 2004. — С. 145—148.
  8. Мэй Р. Открытие Бытия. — М. : Институт Общегуманитарных Исследований, 2004. — С. 149.
  9. Мэй Р. Открытие Бытия. — М. : Институт Общегуманитарных Исследований, 2004. — С. 157.
  10. Мэй Р. Открытие Бытия. — М. : Институт Общегуманитарных Исследований, 2004. — С. 159.
  11. Мэй Р. Вклад экзистенциальной психотерапии // Экзистенциальная психология. Экзистенция / Пер. с англ. М. Занадворова, Ю. Овчинниковой. — М. : Апрель Пресс : ЭКСМО-Пресс, 2001. — С. 177—183.
  12. Мэй Р. Открытие Бытия. — М. : Институт Общегуманитарных Исследований, 2004. — С. 61.
  13. Мэй Р. Открытие Бытия. — М. : Институт Общегуманитарных Исследований, 2004. — С. 64-65.
  14. Мэй Р. Вклад экзистенциальной психотерапии // Экзистенциальная психология. Экзистенция / Пер. с англ. М. Занадворова, Ю. Овчинниковой. — М. : Апрель Пресс : ЭКСМО-Пресс, 2001. — С. 141.
  15. Мэй Р. Вклад экзистенциальной психотерапии // Экзистенциальная психология. Экзистенция / Пер. с англ. М. Занадворова, Ю. Овчинниковой. — М. : Апрель Пресс : ЭКСМО-Пресс, 2001. — С. 162.
  16. Мэй Р. Открытие Бытия. — М. : Институт Общегуманитарных Исследований, 2004. — С. 107—109.
  17. Мэй Р. Происхождение экзистенциальной психологии // Экзистенциальная психология. Экзистенция / Пер. с англ. М. Занадворова, Ю. Овчинниковой. — М. : Апрель Пресс : ЭКСМО-Пресс, 2001. — С. 34.
  18. Мэй Р. Открытие Бытия. — М. : Институт Общегуманитарных Исследований, 2004. — С. 123.
  19. Мэй Р. Открытие Бытия. — М. : Институт общегуманитарных исследований, 2004. — С. 124—127.
  20. Мэй Р. Открытие Бытия. — М. : Институт Общегуманитарных Исследований, 2004. — С. 127, 129—132.
  21. Мэй Р. Открытие Бытия. — М. : Институт Общегуманитарных Исследований, 2004. — С. 130.

Литература

  • Экзистенциальная психология. Экзистенция / Пер. с англ. М. Занадворова, Ю. Овчинниковой. — М. : Апрель Пресс : ЭКСМО-Пресс, 2001. — 624 с. — (Серия «Психологическая коллекция»). — ISBN 5-04-088227-0.
  • Шумский В. Б. Экзистенциальная психология и психотерапия: теория, методология, практика : учеб. пособие. — М. : Изд. дом «Высшая школа экономики», 2010. — 182 с. — ISBN 978-5-7598-0794-0

Ссылки

wiki.sc

Экзистенциальная психотерапия это

Чтобы понять, что представляет собой такое научное течение, как экзистенциальная психология, нужно рассмотреть основные положения экзистенциальной психологии.

Из истории

Эта отрасль психологической науки появилась в последние годы 19 века, а основателем ее принято считать датского философа Сёрена Кьеркегора, который обозначил главные парадигмы нового философского направления — экзистенциализма. Позже, уже в начале 20 века, рассматриваемый нами метод был существенно укреплен и развит.

На существование данного философского и психологического течения огромное влияние оказали тяжелые времена – многочисленные войны, экономические и социальные кризисы, духовные волнения людей. Не удивительно, что многие представители экзистенциализма работали над своими теориями, находясь в заключении в тюрьмах и лагерях, зачастую испытывая в те моменты серьезные личные трагедии. Получается, что экзистенциальная психология стала своего рода проекцией настроения большинства людей в 20 веке.

Изначально экзистенциальная психология и психотерапия появились, как и многие другие философские и психологические течения, в Европе, поэтому именно там экзистенциализм больше всего распространился. Но после окончания Второй мировой войны теория постепенно стала перекочевывать в Америку и другие страны и там заняла свое определенное пространство в науке.

Психология в лицах

Чтобы наиболее полным образом понять, что представляет собой рассматриваемая нами теория, нужно подробнее поговорить о тех великих людях, которые ее основали. Итак, Сёрен Кьеркегор – это, пожалуй, главная личность в экзистенциализме. Сёрен – получивший теологическое образование датский философ. Ему принадлежит огромное количество трудов по религиоведению и философии.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Рекомендуем: Что такое индивидуальность?

Именно он первым стал рассуждать о том, что индивидуальность первична, и о том, что к поступкам и действиям любого человека нужно относиться не так, как это было принято раньше. Кьеркегор прожил относительно небольшое количество лет, при этом довольно-таки тяжелых, поэтому совсем не случайно он в кризисные и проблемные моменты задумывался о том, что такое смысл жизни, для чего люди существуют на этом свете, о том, что такое смерть.

Другим ярким представителем учения был Виктор Франкл. Он занимался изучением основных трудов Адлера и Фрейда, именно они помогли ему понять и раскрыть собственные психологические теории. В своих трудах он опирался на трудные жизненные ситуации, в процессе которых люди задумываются о смысле собственного бытия.

К примеру, такое часто случается, когда человек или кто-то из его близких тяжело заболел или попал в тюрьму. Только в такие моменты как никогда человек начинает ценить собственное существование в этом мире. Самому Франклу пришлось пережить пять тюремных заключений и потерять при этом свою семью, зато взамен этого он стал гениальным психологом. Одной из главных заслуг Франкла считают введенное им понятие «экзистенциальный вакуум», которое означает полное отсутствие у человека смысла жизни, нежелание жить, равнодушие и опустошение, что может привести к глубокой депрессии или вовсе суициду.

Рекомендуем: Интенция — это

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Нельзя обойти стороной Джеймса Бьюдженталя, который вывел основные положения экзистенциальной психологии:

  • Проблемы любого человека всегда имеют более глубокий смысл, чем это кажется на первый взгляд.
  • Следует непременно в каждой личности уважать ее автономию и самостность.
  • Каждая личность является субъективной, поэтому у каждого человека свои переживания, тревоги, радости, мысли и чувства, и у разных людей они не похожи. Поэтому удивляться, что люди могут по-разному реагировать на одни и те же жизненные обстоятельства, не приходится.
  • Главная роль в человеческом поведении отводится настоящему, хотя имеется зависимость и от прошлого, и от будущего.

Одним из сильнейших представителей, изучающих экзистенциальный подход, можно назвать Ролло Мэя. Он на протяжении всей своей жизни был весьма увлечен литературой и искусством, что существенно повлияло на его психологические теории.

Стартовой точкой его учений стало то, что Мэй заболел такой страшной болезнью, как туберкулез. Только в тот момент он понял, что человек сам является хозяином своей жизни и может ее менять, а если он надеется на судьбу и сам ничего не делает, это не приводит ни к чему хорошему. Большую роль в его теориях играло понятие «тревожность». Мэй считал, что она может быть нормальной, то есть необходимой для того, чтобы человек оставался бдительным, и нервозной, которая не приводит ни к чему хорошему.

Рекомендуем: Причины тревоги и как от нее избавиться?

Школа экзистенциальной психологии не представляется полной без такого психолога, как Бинсвангер. Он жил в Швейцарии и учился у великих психологов: Юнга, Фрейда и др. Стоит отметить, что Бинсвангер был не просто психологом, но и врачом-психотерапевтом, использующим на практике техники экзистенциализма.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Из ныне живущих самых ярких представителей экзистенциального направления в психологии можно назвать такого психотерапевта, как Ирвин Ялом. Его главная идея состоит в том, что для каждого человека нужно придумывать индивидуальную психотерапию, поскольку здесь не может быть какого-то универсального метода.

Основные положения

Если постараться кратко описать суть экзистенциального направления в психологии, то она заключается в том, что каждый человек в определенный момент времени является индивидуальностью. Поэтому в психологии рассматривать каждого человека нужно всегда отдельно, а не выводить какие-то общие, усредненные законы человечества.

Идеи экзистенциализма также во многом зависят от кризисных моментов в жизни людей. Получается, что человек может себя хорошо понять только в моменты катарсисов, только в сложной жизненной ситуации он начинает ценить то, что имеет, понимать настоящий смысл своего пребывания в мире.

Рекомендуем: Инициация — что это такое?

Представления о личности в экзистенциальной психологии фокусируются прежде всего на тех, кто в определенный момент переживает серьезные трагедии в жизни. Но к каждому такому клиенту психотерапевт должен находить особенный подход, учитывая его личностные особенности. Ни при каких условиях экзистенциалисты не станут предлагать своим клиентам решать их личные проблемы, основываясь при этом на примере других людей.

Экзистенциальная психотерапия основана на том, что психотерапевт обязательно должен подтолкнуть человека увидеть свою индивидуальность и стать способным выбраться из прошлого, перестать мечтать о будущем и начать при этом жить настоящим.

Ученые, занимающиеся экзистенциализмом, находят ответы (и показывают их своим клиентам) на следующие животрепещущие вопросы: в чем заключается смысл жизни, для чего я существую, что я собой представляю, в чем состоит ценность моего существования, что такое смерть, за что я несу ответственность и т.п.

Экзистенциализм не применяет методы так называемого вознаграждения от других людей в общении, как это, например, делается в теории актуализации. В рассматриваемой нами психологической теории акцент ставится исключительно на личность и на то, что человек не зависит от других людей, а сам является центром собственной жизни и ее хозяином. Мало того, развитие личности в любом плане, в том числе и в психологическом, прежде всего зависит от самого человека, а не от того, кто его окружает. Автор: Елена Рагозина

Если вы любите давать советы и помогать другим женщинам, пройдите бесплатное обучение коучингу у Ирины Удиловой, освойте самую востребованную профессию и начните получать от 70-150 тысяч:

www.grc-eka.ru

Экзистенциальная психология Википедия

Экзистенциа́льная психоло́гия — направление в психологии, которое исходит из уникальности конкретной жизни человека, несводимой к общим схемам, возникшее в русле философии экзистенциализма. Её прикладным разделом является экзистенциальная психотерапия. Экзистенциальную психологию относят к гуманистическим направлениям в психологии.

На возникновение этого направления повлияли философия экзистенциализма Сёрена Керкегора, Мартина Хайдеггера и Жана Поля Сартра и феноменологическая психология Эдмунда Гуссерля.

Классификация

В настоящее время основными направлениями экзистенциальной психологии считаются[источник не указан 2270 дней]:

Происхождение и история развития

Согласно Р. Мэй, первым этапом развития экзистенциальной психологии следует считать феноменологию[1]. Представителями феноменологической стадии экзистенциальной психологии являются Юджин Минковски, Эрвин Страус, В. Е. фон Гебсаттел[2].

От феноменологии экзистенциальная психология взяла, в частности, идею отказа рассматривать человека (клиента) в рамках наших предварительных концепций и представлений[3].

Вторая, собственно экзистенциальная стадия развития экзистенциальной психологии, согласно Р. Мэй представлена работами Л. Бинсвангера, А. Сторча, М. Босса, Дж. Бэлли, Роланда Куна, Дж. ван ден Бергма, Ф. Бьютендика и др[2].

Русские корни

Идеи Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевского и других русских мыслителей внесли большой вклад в развитие европейской, а затем и американской культуры и философии, и до сих пор оказывают влияние на ведущих представителей экзистенциально-гуманистических подходов обоих континентов[4]. Русский религиозный экзистенциализм в лице Н. А. Бердяева и Л. Шестова по времени возникает даже раньше европейского[5].

Понимание мира

Для экзистенциальной психологии и экзистенциализма в целом важным понятием является понятие мира человека, который (мир), например, согласно Р. Мэй, является структурой значимых связей, в которой существует человек, и паттернов, которые он использует. Мир в экзистенциальной психологии понимается именно как мир человека. Мир человека, в отличие от закрытых миров животных и растений, характеризуется своей открытостью. Он, согласно Л. Бинсвангеру, не является чем-то данным, статичным, к чему человек просто приспосабливается; это скорее некая динамическая модель, благодаря которой человек находится в процессе формирования и планирования, поскольку обладает осознанием себя[6]. Экзистенциальные аналитики выделяют 3 модуса (одновременно сосуществующих аспекта) мира[7]:

  • Umwelt, букв. мир вокруг — материальный — «биологический» и «физический» мир, окружающая человека среда, мир объектов. Мир, в который человек «заброшен» фактом своего рождения и к которому адаптируется в течение своей жизни.
  • Mitwelt, букв. с миром — мир существ одного вида, мир близких человеку людей, мир взаимоотношений между людьми, в ходе которых они меняются.
  • Eigenwelt, букв. свой мир — мир самости, мир самосознания и самоосмысления, мир «для меня».

Из такого понимания мира в частности следует, что реальность бытия в мире оказывается утраченной (редуцируется), если акцент делается на каком-то из миров, а другие исключаются[8]. Часто так происходит в научных, в том числе психологических, социологических и прочих подходах к пониманию человека.

Понимание времени

Экзистенциальная психология и экзистенциализм в целом разделяют точку зрения А. Бергсона на понимание времени — оно есть «сердце существования»; отличительная особенность переживаний человека[9]. Экзистенциальные терапевты отмечают, что особенно глубокие психологические переживания «расшатывают» позиции человека по отношению ко времени. Например, сильная тревога и депрессия уничтожают время, делая невозможным будущее[10]. «Когда страшно, время идёт медленно; когда очень страшно замедляется и само мгновение, когда же смертельно страшно, время окончательно останавливается», — утверждает Сёрен Кьеркегор. Именно поэтому Ролло Мэй, Мартин Хайдеггер и Карл Ясперс уделяет в своих фундаментальных трудах особое внимание трактату Кьеркегора «Понятие страха».

Человек, согласно экзистенциальным психологам и психотерапевтам, таким как М. Босс, Р. Мэй и других, в своём существовании, бытии в мире (Dasein), обладает, в отличие от других живых существ, способностью к трансцендированию (выходу) из текущей, сиюминутной ситуации[11].

Понимание человека

В экзистенциальной психологии, согласно Р. Мэй, человек воспринимается всегда в процессе становления, в потенциальном переживании кризиса[12], который свойственен Западной культуре, в которой он переживает тревогу, отчаяние, отчуждение от самого себя и конфликты[13].

Фундаментальным вкладом экзистенциальной психотерапии и психологии, согласно Р. Мэй, является «понимание человека как бытия»[14], понимание «человека-в-его-мире»[15].

Человек является способным мыслить и осознавать своё бытие, а следовательно рассматривается в экзистенциальной психологии как ответственный за своё существование. Человек должен осознавать себя и быть ответственным за себя, если он хочет стать самим собой[16].

Согласно Р. Мэй, основная декламация экзистенциалистов такова: независимо от того, насколько могущественные силы влияют на человеческое существование, человек способен узнать, что его жизнь детерминирована, и тем самым изменить к ней своё отношение. Сила человека в способности занять определённую позицию, принять конкретное решение, не важно, каким бы незначительным оно ни было. Именно в этом смысле человеческое существование состоит в конечном итоге из свободы: как сказал П. Тиллих, «Человек по-настоящему становится человеком только в момент принятия решения»[17].

Понимание экзистенциальных эмоций

В экзистенциальной психологии некоторые эмоции, в частности такие как тревога, чувство вины, рассматриваются как онтологические характеристики человека, укоренённые в его существовании[18].

В частности, тревога согласно Р. Мэй — это угроза самому ядру бытия человека, это переживание угрозы надвигающегося небытия. Тревога, согласно К. Гольдштейну, это не то, что мы «имеем», а скорее то, что «мы представляем собой». Тревога (в первую очередь как нем. Angst, используемое З. Фрейдом, Л. Бинсвангером, К. Гольдштейном, С. Кьеркегором, а не как значительно менее нейтральное и менее выразительное англ. anxiety) наносит удар непосредственно по чувству собственного достоинства человека и его ценности как личности, что является самым важным аспектом его переживания себя как самостоятельного существа. Она подавляет потенциальные возможности бытия человека, уничтожает его чувство времени, притупляет воспоминания, вычёркивает будущее[19].

Чувство вины является онтологической характеристикой существования человека; он испытывает её в различных формах (разновидностях)[20]:

  • отрицание, отказ и/или невозможность реализовать свои потенциальные возможности;
  • вина перед своими близкими, возникающая из-за того, что человек воспринимает их через шоры своей ограниченности и предубеждённости, что всегда в какой-то мере есть надругательство над тем, что они представляют собой, а также невозможность (в первую очередь, связанная с тем, что каждый представляет собой особую индивидуальность и может смотреть на мир только своими глазами) до конца понять потребности других людей и удовлетворить их;
  • вина сепарации от природы в целом, или иначе — онтологическая вина, связанная с тем, что человек может представлять себя тем, кто может делать выбор, и тем, кто может отказаться от выбора.

Согласно М. Боссу, вообще следует говорить не о чувстве вины (как, например, это делается в психоанализе), но о виновности человека, подчёркивая этим всю серьёзность и уважительность отношения к опыту и жизни человека[21].

Примечания

  1. Мэй Р. Происхождение экзистенциальной психологии // Экзистенциальная психология. Экзистенция / Пер. с англ. М. Занадворова, Ю. Овчинниковой. — М.: Апрель Пресс : ЭКСМО-Пресс, 2001. — С. 11.
    Мэй Р. Истоки экзистенциального направления в психологии и его значение // Экзистенциальная психология. Экзистенция / Пер. с англ. М. Занадворова, Ю. Овчинниковой. — М. : Апрель Пресс : ЭКСМО-Пресс, 2001. — С. 106.
  2. 1 2 Мэй Р. Истоки экзистенциального направления в психологии и его значение // Экзистенциальная психология. Экзистенция / Пер. с англ. М. Занадворова, Ю. Овчинниковой. — М. : Апрель Пресс : ЭКСМО-Пресс, 2001. — С. 106.
  3. Мэй Р. Истоки экзистенциального направления в психологии и его значение // Экзистенциальная психология. Экзистенция / Пер. с англ. М. Занадворова, Ю. Овчинниковой. — М. : Апрель Пресс : ЭКСМО-Пресс, 2001. — С. 111.
  4. Андрюшин В. В. История развития экзистенциально-гуманистических школ на постсоветском пространстве // hpsy.ru, 21.08.06.
  5. Лифинцева Т. П. Философия диалога Мартина Бубера
  6. Мэй Р. Открытие Бытия.: Институт Общегуманитарных Исследований, 2004. — С. 137—143.
  7. Мэй Р. Открытие Бытия. — М. : Институт Общегуманитарных Исследований, 2004. — С. 145—148.
  8. Мэй Р. Открытие Бытия. — М. : Институт Общегуманитарных Исследований, 2004. — С. 149.
  9. Мэй Р. Открытие Бытия. — М. : Институт Общегуманитарных Исследований, 2004. — С. 157.
  10. Мэй Р. Открытие Бытия. — М. : Институт Общегуманитарных Исследований, 2004. — С. 159.
  11. Мэй Р. Вклад экзистенциальной психотерапии // Экзистенциальная психология. Экзистенция / Пер. с англ. М. Занадворова, Ю. Овчинниковой. — М. : Апрель Пресс : ЭКСМО-Пресс, 2001. — С. 177—183.
  12. Мэй Р. Открытие Бытия. — М. : Институт Общегуманитарных Исследований, 2004. — С. 61.
  13. Мэй Р. Открытие Бытия. — М. : Институт Общегуманитарных Исследований, 2004. — С. 64-65.
  14. Мэй Р. Вклад экзистенциальной психотерапии // Экзистенциальная психология. Экзистенция / Пер. с англ. М. Занадворова, Ю. Овчинниковой. — М. : Апрель Пресс : ЭКСМО-Пресс, 2001. — С. 141.
  15. Мэй Р. Вклад экзистенциальной психотерапии // Экзистенциальная психология. Экзистенция / Пер. с англ. М. Занадворова, Ю. Овчинниковой. — М. : Апрель Пресс : ЭКСМО-Пресс, 2001. — С. 162.
  16. Мэй Р. Открытие Бытия. — М. : Институт Общегуманитарных Исследований, 2004. — С. 107—109.
  17. Мэй Р. Происхождение экзистенциальной психологии // Экзистенциальная психология. Экзистенция / Пер. с англ. М. Занадворова, Ю. Овчинниковой. — М. : Апрель Пресс : ЭКСМО-Пресс, 2001. — С. 34.
  18. Мэй Р. Открытие Бытия. — М. : Институт Общегуманитарных Исследований, 2004. — С. 123.
  19. Мэй Р. Открытие Бытия. — М. : Институт общегуманитарных исследований, 2004. — С. 124—127.
  20. Мэй Р. Открытие Бытия. — М. : Институт Общегуманитарных Исследований, 2004. — С. 127, 129—132.
  21. Мэй Р. Открытие Бытия. — М. : Институт Общегуманитарных Исследований, 2004. — С. 130.

Литература

  • Экзистенциальная психология. Экзистенция / Пер. с англ. М. Занадворова, Ю. Овчинниковой. — М.: Апрель Пресс : ЭКСМО-Пресс, 2001. — 624 с. — (Серия «Психологическая коллекция»). — ISBN 5-04-088227-0.
  • Шумский В. Б. Экзистенциальная психология и психотерапия: теория, методология, практика : учеб. пособие. — М.: Изд. дом «Высшая школа экономики», 2010. — 182 с. — ISBN 978-5-7598-0794-0.
  • Сапогова Е. Е. Экзистенциальная психология взрослости. — М.: Смысл, 2013. — 768 с. — ISBN 978-5-89357-321-3.

Ссылки

wikiredia.ru

Экзистенциальная психология

В годы, последовавшие сразу за второй мировой войной, вперед выдвинулось популярное течение, известное как экзистенциализм, сначала в Европе, а затем быстро распространилось в Соединенных Штатах. Течение родилось в недрах французского сопротивления немецкой оккупации, и его первыми видными глашатаями стали Жан Поль Сартр и Альбер Камю. Сартр был блистательным выпускником Сорбонны, которому предстояло стать выдающимся философом, писателем и политическим журналистом. Камю, уроженец Алжира, стал знаменит как романист и эссеист. Оба были удостоены Нобелевской премии по литературе, хотя Сартр отказался ее принять. Жизнь Камю завершилась трагически – в автомобильной катастрофе, когда ему было сорок шесть лет.

Как часто случается с авангардными движениями, в которых участвуют самые разнообразные люди, – художники, писатели, интеллектуалы, духовенство, студенты университетов, фальсификаторы, диссиденты, бунтари различного рода, – экзистенциализму приходилось отстаивать много разных вещей. (Камю даже отрицал, что он экзистенциалист). Учитывая его общедоступную основу, его клише и слоганы, многие его ереси, он вполне мог растратить себя за несколько лет, как произошло с многими другими интеллектуальными предприятиями. Тот факт, что его судьба была иной – в реальности возникла могучая сила в современной мысли, включая психологию и психиатрию, – соотносится с тем, что экзистенциализм имеет как прочную традицию и выдающихся предшественников, так и серьезных современных сторонников, помимо Сартра. Наиболее примечательным предшественником был датский чудак Серен Кьеркегор (1813-1855). Этот человек с измученной душой был плодовитым и страстным писателем-полемистом, чьи книги теперь представляют что-то вроде священных текстов для экзистенциалистов. К генеалогическому древу экзистенциализма добавляется долгий перечень знаменитых имен, включая Ницше, Достоевского и Бергсона. Из современных авторов с экзистенциализмом соотносятся Бердяев, Бубер, Хайдеггер, Ясперс, Кафка, Марсель, Мерло-Понти и Тиллих. (Прекрасное введение в экзистенциализм представляет книга «Irrational man, a study in existential philosophy», Бэрретта (Barrett, 1962)).

Для нас, в соответствии с нашими задачами, наиболее важно имя немецкого философа Мартина Хайдеггера. Бэрретт считает его и Карла Ясперса (1889-1969) создателями экзистенциальной философии этого столетия. Что более важно, Хайдеггер – своего рода мост к психологам и психиатрам, чьи взгляды на человека мы обсудим в этой главе. Центральная идея Хайдеггеровской онтологии (онтология – ветвь философии, рассматривающая бытие или существование) заключается в том, что индивид есть бытие-в-мире. Он не существует как Я или субъект в отношении внешнего мира; равным образом человек не есть вещь, объект или тело, взаимодействующее с другими вещами, составляющими мир. Люди существуют через бытие-в-мире, а мир обретает свое существование, поскольку есть раскрывающее его Бытие. Бытие и мир суть одно. Бэрретт называет Хайдеггеровскую онтологию полевой теорией бытия. Философия существования Хайдеггера изложена в его книге «Being and time» (1962), которая считается одной из наиболее влиятельных – и наиболее сложных – книг современной философии.

Хайдеггер был также феноменологом, а феноменология сыграла важную роль в истории психологии. Хайдеггер был студентом Эдмунда Гуссерля (1859-1938), создателя современной феноменологии, а Гуссерль, в свою очередь, был студентом Карла Штумпфа (Karl Stumpf), одного из лидеров «новой» экспериментальной психологии, возникшей в Германии во второй половине девятнадцатого века. Келер и Коффка, основавшие вместе с Вертгеймером гештальтпсихологию, также были студентами Штумпфа и использовали феноменологию как метод анализа психологических феноменов. Мы выделили эти исторические факты для того, чтобы подчеркнуть наличие общих предшественников психологии, феноменологии и экзистенциализма.

Феноменология есть описание данных (буквально – «данностей») непосредственного опыта. Она старается не объяснить феномены, а понять их. Ван Каам (Van Kaam, 1966) определяет ее как «метод психологии, который стремится раскрыть и пролить свет на феномены поведения, как они явлены в своей воспринимаемой непосредственности» (с. 15). Феноменологию иногда рассматривают как метод, служащий всякой науке, так как наука начинается с наблюдения того, что есть в непосредственном опыте (Boring, 1950, с. 18). Эта идея о феноменологии красиво выражена в параграфе, открывающем «Gestalt psychology» Келера (1947).

«Это представляется единственной начальной точкой для психологии, как и для всех других наук: мир, такой, каким мы его наивно и непрактично воспринимаем. Наивность в процессе нашего развития может теряться. Могут обнаруживаться проблемы, которые сперва были полностью скрыты от наших глаз. Для их разрешения может оказаться необходимым создавать представления, которые, как кажется, имеют мало связи с первичным прямым опытом переживаний. Тем не менее, развитие в целом должно начинаться с наивной картины мира. Этот источник необходим, так как нет другой основы, из которой может взрасти наука. В моем случае, который можно рассматривать как репрезентативный относительно многих других, эта наивная картина в данный момент представляет голубое озеро, окруженное темными лесами, большую серую скалу, твердую и холодную, избранную мною для сидения, бумагу, на которой я пишу, слабый шум ветра, тяжело раскачивающего деревья, и сильные запахи судов и рыбалки. Но в мире есть и иное: теперь я отчего-то замечаю, хотя это и не смешивается с голубым озером в настоящем, другое озеро, чей голубой цвет мягче, на берегу которого я стоял несколько лет назад в Иллинойсе. Я вполне привык видеть тысячи образов такого рода, возникающих, когда я один. И есть еще что-то в мире: например, моя рука и пальцы, легко движущиеся по бумаге. Теперь, когда я перестаю писать и вновь оглядываюсь вокруг, есть чувство здоровья и энергии. Но в следующий момент я чувствую нечто вроде темной силы, гнетущей меня изнутри, которая превращается в чувство, что за мной гонятся – я обещал подготовить эту рукопись за несколько месяцев» (ее. 3-4).

Одним из наиболее явных и утонченных современных феноменологов является Эрвин Строе (Erwin Straus, 1963, 1966). Сжатое, грамотное обсуждение феноменологии одного из ее ведущих приверженцев-психологов в Соединенных Штатах представлено у Мак-Леода (MacLeod, 1964).

Феноменология, представленная в работах гештальтпсихологов и Эрвина Строса, первоначально использовалась для исследования феноменов таких психических процессов, как восприятие, научение, запоминание, мышление, чувствование, но не для изучения личности. Со своей стороны, экзистенциальная психология использовала феноменологию для освещения тех феноменов, что часто рассматриваются как принадлежащие к сфере личности. Экзистенциальную психологию можно определить как эмпирическую науку о человеческом существовании, использующую метод феноменологического анализа.

По многим причинам в этой главе мы в первую очередь будем рассматривать экзистенциальную психологию в том виде, в которой она представлена в трудах швейцарских психиатров Людвига Бинсвангера (Binswanger, L.) и Медарда Босса (Boss, М.). Они близки к истокам европейской экзистенциальной мысли и прочно отождествляют себя с экзистенциализмом. Их перевод Хайдеггеровской онтологии абстрактного Бытия на проблемы изучения бытия индивидуального тщательно разработан, часто в сотрудничестве с самим Хайдеггером. (Та часть южной Германии, где жил Хайдеггер, граничит со Швейцарией). Практикующие психиатры, они собрали богатейший эмпирический материал анализа пациентов. Наконец, оба ясно и живо писали о сложных материях и многие их труды доступны в английском переводе.

Есть много американских экзистенциальных психологов, но их взгляды по большей части вторичны по отношению к Бинсвангеру и другим европейским психологам и психиатрам. Одним из наиболее ревностных сторонников экзистенциализма в Америке является Ролло Мэй (Rollo May) и его вводные главы к книге «Existence» (1958), а также его книга «Existential psychology» (втор. изд. 1969) были для американских психологов основным источником информации об экзистенциализме. Продуктивно пишет по проблемам феноменологии и экзистенциализма Адриан Ван Каам. Его преимущество в том, что он изучал экзистенциализм и феноменологию и в университетах Европы, и в Соединенных Штатах. Его книга «Existential foundations of psychology» (1966) представляет исчерпывающую разработку предмета. Другой видный американский экзистенциальный психолог – Джеймс Бьюдженталь (James Bugental, 1965).

Некоторые из других теоретиков, представленных в этой книге, испытали влияние экзистенциализма – Олпорт, Ангьял, Фромм, Гольдштейн, Левин, Маслоу, Роджерс.

Людвиг Бинсвангер родился 13 апреля 1881 года в Крейцлингене, Швейцария, и получил медицинскую степень в Цюрихском университете в 1907 году. Он учился у ведущего швейцарского психиатра Эугена Блейлера вместе с Юнгом. Он был одним из первых последователей Фрейда, и эта дружба продолжалась до конца дней. (Эти отношения описаны Бинсвангером, 1957). Бинсвангер сменил своего отца (а ранее тот – деда) на посту медицинского руководителя санатория Беллевю в Крейцлингене. Он скончался в 1966 г.

В начале 20-х годов Бинсвангер стал одним из первых приверженцев применения феноменологии в психиатрии. Десять лет спустя он стал экзистенциальным аналитиком. Бинсвангер определяет экзистенциальный анализ как феноменологический анализ актуального человеческого существования. Цель – реконструкция внутреннего мира опыта. Его система представлена в главной работе, «Grand formen and Erkenntnis menschlichen Daseins» (1943, второе изд. 1953), не переведенной на английский язык. Источник для англоязычного читателя – три главы Бинсвангера (1958а, 1958Ь, 1958с) в книге «Existence» (May, R., Angel, E., and Ellenberger, H.f. (Eds.)), и работа «Being-in-the-world: selected papers of Ludwig Binswanger» (1963). Последняя книга содержит большое критическое введение издателя и переводчика Needleman.

Хотя основное влияние на Бинсвангера оказал Хайдеггер, его взгляды впитали также идеи Мартина Бубера (1958).

Медард Босс родился 4 октября 1903 года в Сент-Галлене, Швейцария. Когда ему было два года, родители переехали в Цюрих, где Босс с тех пор ^ жил. После неудачной попытки стать художником. Босс решил изучать медицину. Он получил медицинскую степень в университете Цюриха в 1928 году. До того он учился в Париже и Вене, его анализировал Зигмунд Фрейд. С 1928 по 1932 год Босс был ассистентом Эугена Блейлера, знаменитого директора психиатрической больницы Бургхольци в Цюрихе. Затем в течение двух лет Босс прошел дальнейшую психоаналитическую подготовку в Лондоне и Германии у таких выдающихся психоаналитиков, как Эрнст Джонс, Карен Хорни, Отто Фенихель, Ганс Сакс и Вильгельм Райх (Reich, W.). В Германии, кроме того, он работал с Куртом Гольдштейном. После такой блистательной подготовки Босс в возрасте 32 лет начал практиковать как психоаналитик. Примерно в это время он вместе с несколькими другими психотерапевтами начал участвовать в ежемесячных встречах в доме Карла Юнга.

1946 год стал поворотным в интеллектуальной жизни Босса. Он лично познакомился с Мартином Хайдеггером. В результате их тесного сотрудничества Босс создал экзистенциальную форму психологии и психотерапии, которую он назвал Daseinanalysis. Dasein – немецкое слово, переводимое сложным выражением «бытие-в-мире». (В этой главе названия «экзистенциальная психология» и Daseinanalysis используются как взаимозаменяемые).

На мировоззрение Босса сильно повлияло и знакомство с мудростью Индии, куда он предпринял путешествия в 1956 и 1958 годах. Он описывает свои впечатления в книге «.A psychiatrist discovers India» (Boss, 1965).

В течение многих лет Босс был президентом Международной Федерации медицинской психотерапии – ныне он ее почетный президент. С 1954 года он профессор психотерапии в Цюрихском университете. Он президент Института экзистенциальной психотерапии и психосоматики в Цюрихе.

Чему противостоит экзистенциальная психология – так, как она представлена в работах Бинсвангера и Босса – в других психологических системах и с чем она не согласна? В первую очередь – и это главное – она возражает против переноса из естественных наук в психологию принципа причинности. В человеческом существовании нет причинно-следственных отношений. В основном есть лишь последовательность поведенческих событий, но недопустимо из последовательности выводить причинность. Нечто, происходящее с ребенком, не является причиной его более позднего взрослого поведения. Оба события могут иметь тождественный экзистенциальный смысл, но это не означает, что событие А – причина события В. Говоря коротко, экзистенциальная психология, отвергая каузальность, отвергает также позитивизм, детерминизм и материализм. Она утверждает, что психология не походит на другие науки и не должна строиться по той же модели, что они. Она требует собственного метода – феноменологии – и собственных понятий – бытие-в-мире, модусы существования, свобода, ответственность, становление, трансцендирование, пространственность, темпоральность – и многих других, взятых из онтологии Хайдеггера.

На место понятия «каузальность» экзистенциальный психолог ставит понятие «мотивация». Мотивация всегда предполагает понимание (верное или неверное) отношений между причиной и следствием. Чтобы проиллюстрировать различие между причиной и мотивом. Босс приводит пример: окно, захлопнутое ветром, и окно, закрытое человеком. Ветер – причина того, что окно закрылось, человек же мотивирован закрыть окно, так как знает, что, когда окно закрыто, в комнату не проникнет дождь, либо будет приглушен шум с улицы, или не будет так пыльно. Можно сказать, что давление руки на окно было причиной того, что оно закрылось – и это будет правда, но при этом упускается целостный мотивационный и когнитивный контекст, завершением – и только! – которого является финальный акт. Даже сам по себе акт давления требует понимания того, куда следует поместить руку, что означает толкать или тянуть что-то и т.п. Следовательно, каузальность имеет очень мало отношения – или вообще никакого – к поведению человека. Мотивация и понимание – действенные принципы при экзистенциальном анализе поведения.

С этим первым возражением тесно связано твердое противостояние экзистенциальной психологии дуализму субъекта (духа) и объекта (тела, среды, материи). Это разделение, приписываемое Декарту, нашло воплощение в объяснении человеческих переживаний и поведения в терминах стимулов среды или телесных состояний. «Думает человек, а не мозг» (Straus, 1963). Экзистенциальная психология утверждает единство индивида-в-мире. Любой взгляд, разрушающий это единство, – фальсификация и разрыв на осколки человеческого существования.

Экзистенциальная психология также отрицает, что за феноменами стоит нечто, что их объясняет или служит причиной их существования. Объяснения человеческого поведения через представления о Я, бессознательном, психической или физической энергии, о таких силах, как инстинкты, электрические процессы мозга, влечения и архетипы – не принимаются. Феномены есть то, что они есть во всей непосредственности; они – не фасад или дериваты чего-то еще. Дело психологии – возможно более тщательное описание феноменов. Цель психологической науки – феноменологическое описание или экспликация, а не объяснение и не доказательство.

Экзистенциальная психология с подозрением относится к теоретизированию, так как теория – любая теория – предполагает, что нечто невидимое создает то, что видно. Для феноменолога реально то, что может быть увидено или прожито. К истине не приходят путем интеллектуальных упражнений; она обнаруживается или раскрывается в самих феноменах. Более того, теория (или любое предвзятое мнение) слепа к раскрывающейся истинности проживания. Эта истинность может быть доступна лишь человеку, полностью открытому для мира. По мнению экзистенциального психолога, изучать – значит видеть без каких-либо гипотез или предвзятости.

«…Хайдеггер вручает психиатру ключ, при помощи которого он может, не будучи связанным предубеждениями какой-либо научной теории, установить и описать исследуемые им феномены в полном их феноменальном содержании и соответствующем контексте» (Binswanger, 1963, с. 206).

Бинсвангер и Босс преуспели в сбрасывании с себя одеяний сложного аппарата фрейдовской и юнговской теории, несмотря на то, что были квалифицированными аналитиками и много лет практиковали. При чтении их работ возникает впечатление, что это саморазоблачение стало для них тем переживанием, которое продвинуло их к свободе.

Анатомирование не приветствуется, так как сводит человека к груде кусочков, то есть разрушает – наподобие Шалтая-Болтая. Цель экзистенциальной психологии, как указывает Босс, – проявить связную структуру человеческого существа. «Связность возможна лишь в контексте целого, не подвергавшегося повреждению; связность как таковая происходит из целостности» (Boss, 1963, с. 285).

Наконец, экзистенциальная психология твердо противостоит взглядам на индивида как на вещь, наподобие камня или дерева. Такой взгляд не только не дает психологу возможности понять людей в свете их существования-в-мире, но и воплощается в дегуманизации людей. Экзистенциальные психологи выходят на арену социальной критики, выступая против отчуждения, отстранения и разрушения людей техницизмом, бюрократизмом и механизацией. Когда с людьми общаются как с вещами, они начинают и себя считать вещами, которыми можно владеть, которых можно контролировать, придавать им форму, эксплуатировать; им невозможно оказывается жить истинно человеческой жизнью. Человек свободен и один ответствен за свое существование. Свобода, указывает Босс, не есть нечто, чем люди обладают, она есть нечто, что они есть. Именно этот принцип экзистенциальной психологии связывает ее с гуманистическим движением в американской психологии.

Было бы неверно, однако, заключить, что экзистенциальная психология в основе своей оптимистична относительно человека. Достаточно немного почитать Кьеркегора, Нищие, Хайдеггера, Сартра, Бинсвангера или Босса, чтобы понять, что это далеко от истины. Экзистенциальная психология озабочена проблемой смерти не меньше, чем проблемой жизни. Ничто всегда на пути человека. В трудах экзистенциалистов страх обретает не меньшее значение, чем любовь. Не может быть света без тени. Психология, полагающая вину исконной и неизбежной чертой человеческого существования, не слишком утешительна. «Я свободен» означает в то же время «Я полностью ответствен за свое существование.» Значение связи «свобода – ответственность» подробно рассмотрена в книге Эриха Фромма «Escape from freedom» (1941). Становление человеком – сложный проект, и немногим удается его выполнить. Во многом этот мрачный оттенок был отброшен или принижен в американских ответвлениях экзистенциальной психологии.

Теперь мы обсудим некоторые основные представлении экзистенциальной психологии (Daseinanalysis), сформулированные Бинсвангером и Боссом.

studfiles.net

Экзистенциальная психология — Википедия

Экзистенциа́льная психоло́гия — направление в психологии, которое исходит из уникальности конкретной жизни человека, несводимой к общим схемам, возникшее в русле философии экзистенциализма. Её прикладным разделом является экзистенциальная психотерапия. Экзистенциальную психологию относят к гуманистическим направлениям в психологии.

На возникновение этого направления повлияли философия экзистенциализма Сёрена Керкегора, Мартина Хайдеггера и Жана Поля Сартра и феноменологическая психология Эдмунда Гуссерля.

В настоящее время основными направлениями экзистенциальной психологии считаются[источник не указан 2245 дней]:

Происхождение и история развития[править]

Согласно Р. Мэй, первым этапом развития экзистенциальной психологии следует считать феноменологию.[1] Представителями феноменологической стадии экзистенциальной психологии являются Юджин Минковски, Эрвин Страус, В. Е. фон Гебсаттел.[2]

От феноменологии, экзистенциальная психология взяла, в частности, идею отказа рассматривать человека (клиента) в рамках наших предварительных концепций и представлений.[3]

Вторая, собственно экзистенциальная стадия развития экзистенциальной психологии, согласно Р. Мэй, представлена работами Л. Бинсвангера, А. Сторча, М. Босса, Дж. Бэлли, Роланда Куна, Дж. ван ден Бергма, Ф. Бьютендика и др.[2]

Российские корни[править]

Идеи Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевского и других российских мыслителей внесли большой вклад в развитие европейской, а затем и американской культуры и философии, и до сих пор оказывают влияние на ведущих представителей экзистенциально-гуманистических подходов обоих континентов[4]. Российский религиозный экзистенциализм в лице Н. А. Бердяева и Л. Шестова по времени возникает даже раньше европейского[5]

Понимание мира[править]

Для экзистенциальной психологии и экзистенциализма в целом важным понятием является понятие мира человека, который (мир), например, согласно Р. Мэй является структурой значимых связей, в которой существует человек, и паттернов, которые он использует. Мир в экзистенциальной психологии понимается именно как мир человека. Мир человека, в отличие от закрытых миров животных и растений, характеризуется своей открытостью. Он, согласно Л. Бинсвангеру, не является чем-то данным, статичным, к чему человек просто приспосабливается; это скорее некая динамическая модель, благодаря которой человек находится в процессе формирования и планирования, поскольку обладает осознанием себя.[6] Экзистенциальные аналитики выделяют 3 модуса (одновременно сосуществующих аспекта) мира:[7]

  • Umwelt, букв. мир вокруг — материальный — «биологический» и «физический» мир, окружающая человека среда, мир объектов. Мир, в который человек «заброшен» фактом своего рождения и к которому адаптируется в течение своей жизни.
  • Mitwelt, букв. с миром — мир существ одного вида, мир близких человеку людей, мир взаимоотношений между людьми, в ходе которых они меняются.
  • Eigenwelt, букв. свой мир — мир самости, мир самосознания и самоосмысления, мир «для меня».

Из такого понимания мира, в частности следует, что реальность бытия в мире оказывается утраченной (редуцируется), если акцент делается на каком-то из миров, а другие исключаются.[8] Часто так происходит в научных, в том числе психологических, социологических и пр. подходах к пониманию человека.

Понимание времени[править]

Экзистенциальная психология и экзистенциализм в целом, разделяют точку зрения А. Бергсона на понимание времени — оно есть «сердце существования»; отличительная особенность переживаний человека[9] Экзистенциальные терапевты отмечают, что особенно глубокие психологические переживания «расшатывают» позиции человека по отношению ко времени. Например, сильная тревога и депрессия уничтожают время, делая невозможным будущее.[10]

Человек, согласно экзистенциальным психологам и психотерапевтам, таким как М. Босс, Р. Мэй и др., в своём существовании, бытии в мире (Dasein), обладает, в отличие от других живых существ, способностью к трансцендированию (выходу) из текущей, сиюминутной ситуации.[11]

Понимание человека[править]

В экзистенциальной психологии, согласно Р. Мэй, человек воспринимается всегда в процессе становления, в потенциальном переживании кризиса,[12] который свойственен Западной культуре, в которой он переживает тревогу, отчаяние, отчуждение от самого себя и конфликты[13].

Фундаментальным вкладом экзистенциальной психотерапии и психологии, согласно Р. Мэй, является «понимание человека как бытия»,[14] понимание «человека-в-его-мире».[15]

Человек является способным мыслить и осознавать своё бытие, а следовательно, рассматривается в экзистенциальной психологии как ответственный за своё существование. Человек должен осознавать себя и быть ответственным за себя, если он хочет стать самим собой.[16]

Согласно Р. Мэй, основная декламация экзистенциалистов такова: независимо от того, насколько могущественные силы влияют на человеческое существование, человек способен узнать, что его жизнь детерминирована, и тем самым изменить к ней своё отношение. Сила человека в способности занять определённую позицию, принять конкретное решение, не важно, каким бы незначительным оно ни было. Именно в этом смысле человеческое существование состоит, в конечном итоге из свободы: как сказал П. Тиллих, «Человек по-настоящему становится человеком только в момент принятия решения».[17]

Понимание экзистенциальных эмоций[править]

В экзистенциальной психологии, некоторые эмоции, в частности, такие как тревога, чувство вины, рассматриваются как онтологические характеристики человека, укоренённые в его существовании[18].

В частности, тревога, согласно Р. Мэй — это угроза самому ядру бытия человека, это переживание угрозы надвигающегося небытия. Тревога, согласно К. Гольдштейну, это не то, что мы «имеем», а скорее то, что «мы представляем собой». Тревога (в первую очередь как нем. Angst, используемое З. Фрейдом, Л. Бинсвангером, К. Гольдштейном, С. Кьеркегором, а не как значительно менее нейтральное и менее выразительное англ. anxiety) наносит удар непосредственно по чувству собственного достоинства человека и его ценности как личности, что является самым важным аспектом его переживания себя как самостоятельного существа. Она подавляет потенциальные возможности бытия человека, уничтожает его чувство времени, притупляет воспоминания, вычёркивает будущее.[19]

Чувство вины является онтологической характеристикой существования человека; он испытывает её в различных формах (разновидностях)[20]:

  • отрицание, отказ и/или невозможность реализовать свои потенциальные возможности;
  • вина перед своими близкими, возникающая из-за того, что человек воспринимает их через шоры своей ограниченности и предубеждённости, что всегда в какой-то мере есть надругательство над тем, что они представляют из себя, а также невозможность (в первую очередь, связанная с тем, что каждый представляет собой особую индивидуальность и может смотреть на мир только своими глазами) до конца понять потребности других людей и удовлетворить их;
  • вина сепарации от природы в целом, или, иначе — онтологическая вина, связанная с тем, что человек может представлять себя тем, кто может делать выбор, и тем, кто может отказаться от выбора.

Согласно М. Боссу, вообще, следует говорить не о чувстве вины (как, например, это делается в психоанализе), но о виновности человека, подчёркивая этим всю серьёзность и уважительность отношения к опыту и жизни человека.[21]

  1. Мэй Р. Происхождение экзистенциальной психологии // Экзистенциальная психология. Экзистенция / Пер. с англ. М. Занадворова, Ю. Овчинниковой. — М.: Апрель Пресс : ЭКСМО-Пресс, 2001. — С. 11.
    Мэй Р. Истоки экзистенциального направления в психологии и его значение // Экзистенциальная психология. Экзистенция / Пер. с англ. М. Занадворова, Ю. Овчинниковой. — М. : Апрель Пресс : ЭКСМО-Пресс, 2001. — С. 106.
  2. 2,02,1 Мэй Р. Истоки экзистенциального направления в психологии и его значение // Экзистенциальная психология. Экзистенция / Пер. с англ. М. Занадворова, Ю. Овчинниковой. — М. : Апрель Пресс : ЭКСМО-Пресс, 2001. — С. 106.
  3. Мэй Р. Истоки экзистенциального направления в психологии и его значение // Экзистенциальная психология. Экзистенция / Пер. с англ. М. Занадворова, Ю. Овчинниковой. — М. : Апрель Пресс : ЭКСМО-Пресс, 2001. — С. 111.
  4. Андрюшин В. В. История развития экзистенциально-гуманистических школ на постсоветском пространстве // hpsy.ru, 21.08.06.
  5. Лифинцева Т. П. Философия диалога Мартина Бубера.
  6. Мэй Р. Открытие Бытия. — М. : Институт Общегуманитарных Исследований, 2004. — С. 137—143.
  7. Мэй Р. Открытие Бытия. — М. : Институт Общегуманитарных Исследований, 2004. — С. 145—148.
  8. Мэй Р. Открытие Бытия. — М. : Институт Общегуманитарных Исследований, 2004. — С. 149.
  9. Мэй Р. Открытие Бытия. — М. : Институт Общегуманитарных Исследований, 2004. — С. 157.
  10. Мэй Р. Открытие Бытия. — М. : Институт Общегуманитарных Исследований, 2004. — С. 159.
  11. Мэй Р. Вклад экзистенциальной психотерапии // Экзистенциальная психология. Экзистенция / Пер. с англ. М. Занадворова, Ю. Овчинниковой. — М. : Апрель Пресс : ЭКСМО-Пресс, 2001. — С. 177—183.
  12. Мэй Р. Открытие Бытия. — М. : Институт Общегуманитарных Исследований, 2004. — С. 61.
  13. Мэй Р. Открытие Бытия. — М. : Институт Общегуманитарных Исследований, 2004. — С. 64-65.
  14. Мэй Р. Вклад экзистенциальной психотерапии // Экзистенциальная психология. Экзистенция / Пер. с англ. М. Занадворова, Ю. Овчинниковой. — М. : Апрель Пресс : ЭКСМО-Пресс, 2001. — С. 141.
  15. Мэй Р. Вклад экзистенциальной психотерапии // Экзистенциальная психология. Экзистенция / Пер. с англ. М. Занадворова, Ю. Овчинниковой. — М. : Апрель Пресс : ЭКСМО-Пресс, 2001. — С. 162.
  16. Мэй Р. Открытие Бытия. — М. : Институт Общегуманитарных Исследований, 2004. — С. 107—109.
  17. Мэй Р. Происхождение экзистенциальной психологии // Экзистенциальная психология. Экзистенция / Пер. с англ. М. Занадворова, Ю. Овчинниковой. — М. : Апрель Пресс : ЭКСМО-Пресс, 2001. — С. 34.
  18. Мэй Р. Открытие Бытия. — М. : Институт Общегуманитарных Исследований, 2004. — С. 123.
  19. Мэй Р. Открытие Бытия. — М. : Институт Общегуманитарных Исследований, 2004. — С. 124—127.
  20. Мэй Р. Открытие Бытия. — М. : Институт Общегуманитарных Исследований, 2004. — С. 127, 129—132.
  21. Мэй Р. Открытие Бытия. — М. : Институт Общегуманитарных Исследований, 2004. — С. 130.
  • Экзистенциальная психология. Экзистенция / Пер. с англ. М. Занадворова, Ю. Овчинниковой. — М. : Апрель Пресс : ЭКСМО-Пресс, 2001. — 624 с. — (Серия «Психологическая коллекция»). — ISBN 5-04-088227-0.
  • Шумский В. Б. Экзистенциальная психология и психотерапия: теория, методология, практика : учеб. пособие. — М. : Изд. дом «Высшая школа экономики», 2010. — 182 с. — ISBN 978-5-7598-0794-0

www.wiki-wiki.ru

54. Экзистенциальная психология: основные идеи и положения

«Важно не то, что жизнь сделала с тобой, а важно то, что ты сделал из того, что жизнь сделала с тобой» Сартр. Экзистенционализм интересует не сущность вещей, а их существование (экзистенция), как оно дано в опыте каждому конкретному человеку, а прежде всего – в нерациональном опыте.

Ролло Мэй, Виктор Франкл (логотерапия — один из видов экзистенциальной психотерапии, основанный на анализе смыслов существования), Джеймс Бюдженталь – у истоков направления.

Экзистенциальная психология — направление в психологии, которое исходит из уникальности конкретной жизни человека, несводимой к общим схемам, возникшее в русле философииэкзистенциализма. Её прикладным разделом являетсяэкзистенциальная психотерапия. Экзистенциальную психологию относят кгуманистическим направлениям в психологии.

На возникновение этого направления повлияли философияэкзистенциализмаСёрена Керкегора,Мартина ХайдеггераиЖана Поля Сартраифеноменологическая психологияЭдмунда Гуссерля.

В настоящее время основными направлениями экзистенциальной психологии считаются:

  • Экзистенциальный анализЛюдвига Бинсвангера.

  • Dasein-анализ(дазайн-анализ)Медарда Босса.

  • Dasein-анализ(дазайн-анализ)Алисы Хольцхей-Кунц.

  • Экзистенциальный анализ(логотерапия)Виктора Франкла.

  • Экзистенциальный анализ Альфрида Лэнгле.

  • Экзистенциальное консультирование Джеймса Бьюдженталя,Ирвина Ялома,Ролло Мэя.

Согласно Р. Мэй, первым этапом развития экзистенциальной психологии следует считать феноменологию. Представителями феноменологической стадии экзистенциальной психологии являютсяЮджин Минковски,Эрвин Страус, В.Е. фон Гебсаттел.

От феноменологии, экзистенциальная психология взяла, в частности, идею отказа рассматривать человека (клиента) в рамках наших предварительных концепций и представлений.

Вторая, собственно экзисенциальная стадия развития экзистенциальной психологии, согласно Р. Мэй, представлена работамиЛ. Бинсвангера, А. Сторча,М. Босса, Дж. Бэлли,Роланда Куна, Дж. ван ден Бергма, Ф. Бьютендика и др.

55. Когнитивная психология.

Человек — система, занятая поиском сведений об объектах и событиях окружающего мира, перерабатывающая и хранящая поступающую информацию.

Психика – система переработки информации

Человек вовсе не автоматически реагирует на те или иные стимулы или раздражители. И его поведение зависит не только от окружающей среды, но и от субъективных факторов, в частности — от способов восприятия окружающего.

Предшественники —

Пиаже (1896 — 1980), занимался развитием интеллекта у детей, структурой интеллекта.

+Теория личностных конструктов Келли (1905-1967). Точка зрения Келли, который рассматривал человека как исследователя, стремящегося понять, интерпретировать и контролировать себя и окружающий мир, во многом стимулировала интерес когнитивной психологии к процессу осознания и переработки людьми информации о своем мире.

+ Что-то похожее было у Толмана (ввел понятие «ментальные карты», исследуя крыс, и т.п.) (вообще он — необихевиорист) (1886 – 1959) в 40-50 годы. Тогда его идеи не были в полной мере приняты.

+ Эдвин Рэй Гатри (1886-1959) под конец своей успешной бихевиористической карьеры стал критиковать бихевиоризм. «Для того, чтобы оценить подлинное значение тех или иных стимулов для реагирующего организма, психологи должны описывать их в перцептивных или когнитивных терминах» Гатри, 1859

В 1960 году Джордж Миллер (1920 — 2012) и Джером Брунер (1915 — ?) создали при Гарвардском университете исследовательский центр по изучению когнитивных процессов. В Центре изучали разнообразные познавательные процессы — восприятие, память, мышление, речь. Проводили анализ их генезиса. В каком-то смысле, центр создавался «против» бихевиоризма, а не «для» когнитивной психологии. Поэтому некоторое время их научная позиция не была сформирована достаточно четко.

Для Брунера ведущим стал генетический аспект познания (формирование когнитивных навыков). Особенно занимался формированием понятий, овладение речевыми навыками.

Для Миллера и других когнитивистов приоритетной оставалась ориентация на анализ функционирования уже сформированных процессов и их структурный анализ.

Ульрих Найссер (1928 — 2012) выпустил в 1967 г. книгу «Когнитивная психология», в которой изложил основные положения этого направления. Это помогло когнитивной психологии «осознать свой предмет».

Найссер определил познание как процесс, при помощи которого «входящие сенсорные данные подвергаются трансформации, редукции, обработке, накоплению, воспроизведению и в дальнейшем используются. Таким образом, когнитивная психология имеет дело с ощущениями, восприятием, воображением, памятью, мышлением и всеми остальными видами психической активности.

В когнитивной психологии психика рассматривается как система когнитивных реакций и постулируется связь этих реакций не только с внешними стимулами, но и с внутренними переменными, например с самосознанием, когнитивными стратегиями, селективностью внимания и т.д. Главным принципом, на основании которого рассматривается когнитивная система человека, является аналогия с компьютером, т.е. психика трактуется как система, предназначенная для переработки информации.

Методом анализа этой системы стал микроструктурный анализ психических процессов (по мнению Марцинковской). Можно также сказать, что когнитивистам приходится использовать метод интроспекции. «Правда, современные психологи предпочитают пользоваться более наукообразным эвфемизмом — феноменологическое суждение.» (Шульц).

Другие видные представители:

Дональд Норман(1935 — ?) — Память, внимание + usability

Леон Фестингер (1919 — ?) — Автор теории когнитивного диссонанса

Фриц Хайдер — Теория структурного баланса – теория, объясняющая поведение человека его стремлением к сбалансированности и его потребностью поиска причин для объяснения поведения другого, своих действий на уровне житейской психологии.

Герберт Саймон (1916 — 2001) — Его работы в области вычислительной техники и искусственного интеллекта оказали существенное влияние на развитие кибернетики. Основное — фундаментальные исследования организационного поведения и процессов принятия решений.

Аврам Ноам Хомский (1928 — ?) — лингвист, близок к когнитивизму (психолингвистика).

studfiles.net

Экзистенциальная психология. Гуманистическая и экзистенциальная психология

Гуманистическое и экзистенциальное направления возникли в середине прошлого столетия в Европе как результат развития философской и психологической мысли двух последних веков, будучи, по сути, следствием сублимации таких течений, как «философия жизни» Ницше, философский иррационализм Шопенгауэра, интуитивизм Бергсона, философская онтология Шелера, психоанализ Фрейда и Юнга и экзистенциализм Хайдеггера, Сартра и Камю. В трудах Хорни, Фромма, Рубинштейна, в их идеях отчетливо прослеживаются мотивы этого течения. Довольно скоро экзистенциальный подход в психологии приобрел большую популярность в Северной Америке. Идеи были поддержаны видными представителями «третьей революции». Одновременно с экзистенциализмом в психологической мысли этого периода развивалось и гуманистическое течение, представленное такими видными психологами, как Роджерс, Келли, Маслоу. Обе эти ветви стали противовесом уже закрепившимся направлениям в психологической науке – фрейдизму и бихевиоризму.

Экзистенциально-гуманистическое направление и другие течения

Основатель экзистенциально-гуманистического направления (ЭГП) — Д. Бюдженталь — часто критиковал бихевиоризм за упрощенное понимание личности, пренебрежение к человеку, его внутреннему миру и потенциальным возможностям, механизацию поведенческих шаблонов и желание управлять личностью. Бихевиористы же критиковали гуманистический подход за придание сверхценности понятию свободы, рассматривая его как объект экспериментального исследования и настаивали на том, что свободы нет, а основным законом существования является стимул-реакция. Гуманисты настаивали на несостоятельности и даже опасности такого подхода для человека.

К последователям Фрейда у гуманистов также были свои претензии, несмотря на то что многие из них начинали как психоаналитики. Вторые отрицали догматизм и детерминизм концепции, выступали против фатализма, характерного фрейдизму, отрицали бессознательное как универсальный объяснительный принцип. Несмотря на это, следует отметить, что экзистенциальная психология личности все же в определенной степени близка к психоанализу.

Суть гуманизма

В данный момент нет единого мнения в отношении степени самостоятельности гуманизма и экзистенциализма, но большинство представителей этих течений предпочитают разделять их, хотя все признают их принципиальную общность, поскольку основная идея этих направлений — признание свободы личности в выборе и построении своего бытия. Экзистенциалисты и гуманисты солидарны в том, что осознание бытия, прикосновение к нему преобразует и преображает человека, поднимая его над хаосом и пустотой эмпирического существования, раскрывает его самобытность и благодаря этому делает смыслом его самого. Кроме того, безусловное достоинство гуманистической концепции состоит в том, что не абстрактные теории внедряются в жизнь, а, наоборот, реальный практический опыт служит фундаментом для научных обобщений. Опыт рассматривается в гуманизме как приоритетная ценность и основной ориентир. И гуманистическая, и экзистенциальная психология оценивают практику как важнейшую составляющую. Но и здесь прослеживается отличие этого метода: для гуманистов важна практика реального опыта переживания и решения вполне конкретных личностных проблем, а не использование и внедрение методических и методологических шаблонов.

Человеческая природа в ГП и ЭП

В основе гуманистического подхода (ГП) лежит понятие сущности человеческой природы, которая объединяет его многообразные течения и отличает от других направлений психологии. По Рою Кавалло, суть человеческой природы состоит в том, чтобы непрерывно быть в процессе своего становления. В процессе становления человек автономен, активен, способен к самоизменению и творческой адаптации, ориентирован на внутренний выбор. Уход от непрерывного становления есть отказ от подлинности жизни, «человеческого в человеке».

Экзистенциальный подход психологии (ЭП) гуманизма характеризуется, прежде всего, качественной оценкой сущности личности и взглядом на природу источников процесса становления. Согласно экзистенциализму, сущность личности не задана ни позитивной, ни негативной — она изначально нейтральна. Особенности личности же обретаются в процессе поиска им его уникальной идентичности. Обладая как позитивным, так и негативным потенциалом, личность выбирает и несет за свой выбор персональную ответственность.

Экзистенция

Экзистенция – существование. Ее главная характеристика – отсутствие предначертанности, предзаданности, которая может влиять на личность, определять, как она разовьется в перспективе. Исключается откладывание на будущее, перенаправление ответственности на плечи других, нации, социума, государства. Человек решает сам – здесь и сейчас. Экзистенциальная психология определяет направление развития личности исключительно выбором, который он делает. Личностно-центрированная же психология рассматривает сущность личности как заданную позитивной изначально.

Вера в человека

Вера в личность – базисная установка, отличающая гуманистический подход в психологии от иных течений. Если в основе фрейдизма, бихевиоризма и подавляющего большинства концепций советской психологи лежит неверие в личность, то экзистенциальное направление в психологии, напротив, рассматривает человека с позиции веры в него. В классическом фрейдизме природа индивидуума изначально негативна, цель влияния на нее – исправление и компенсация. Бихевиористы оценивают человеческую природу нейтрально и влияют на нее путем формирования и коррекции. Гуманисты же видят природу человека либо безусловно-позитивной и видят целью влияния помощь в актуализации личности (Маслоу, Роджерс), либо оценивают личностную природу как условно-позитивную и основной целью психологического воздействия видят помощь в выборе (экзистенциальная психология Франкла и Бюдженталя). Таким образом, в основу своего учения институт экзистенциальной психологии ставит понятие индивидуального жизненного выбора человека. Личность рассматривается как изначально нейтральная.

Проблемы экзистенциальной психологии

В основу гуманистического подхода помещено понятие осознаваемых ценностей, которые человек «выбирает для себя», разрешая ключевые проблемы бытия. Экзистенциальная психология личности декларирует первичность существования человека в мире. Индивидуум с момента рождения беспрерывно взаимодействует с миром и находит в нем смыслы своего бытия. Мир содержит как угрозы, так и позитивные альтернативы и возможности, которые может выбирать человек. Взаимодействие с миром порождает у личности основные экзистенциальные проблемы, стресс и тревогу, неспособность совладать с которыми приводит к дисбалансу в психике индивида. Проблематика разнообразна, но схематично ее можно свести к четырем основным «узлам» полярностей, в которых личности в процессе развития необходимо делать выбор.

Время, жизнь и смерть

Смерть – наиболее легко осознаваемая, поскольку самая очевидная неизбежная конечная данность. Осознание предстоящей смерти наполняет человека страхом. Желание жить и одновременное осознание временности существования – главный конфликт, который изучает экзистенциальная психология.

Детерминизм, свобода, ответственность

Понимание свободы в экзистенциализме также неоднозначно. С одной стороны, человек стремится к отсутствию внешней структуры, с другой – испытывает страх перед ее отсутствием. Ведь существовать в организованной, подчиняющейся внешнему плану Вселенной проще. Но, с другой стороны, экзистенциальная психология настаивает на том, что человек сам создает свой мир и полностью за него отвечает. Осознание отсутствия заготовленных шаблонов и структуры порождает страх.

Общение, любовь и одиночество

В основе понимания одиночества лежит понятие экзистенциальной изоляции, то есть отстраненности от мира и общества. Человек приходит в мир один и так же его оставляет. Конфликт порожден осознанием собственного одиночества, с одной стороны, и потребностью человека в общении, защите, принадлежности к чему-то большему — с другой.

Бессмысленность и смысл бытия

Проблема отсутствия смысла жизни проистекает из первых трех узлов. С одной стороны, находясь в непрерывном познании, человек сам творит свой смысл, с другой – осознает свою изолированность, одиночество и предстоящую смерть.

Аутентичность и конформизм. Вина

Психологи-гуманисты, основываясь на принципе личного выбора человека, выделяют две основные полярности – аутентичность и конформизм. В аутентичном мировосприятии человек проявляет свои уникальные персональные качества, видит себя как личность, которая способна влиять на собственный опыт и общество через принятие решений, поскольку социум создается выбором отдельных индивидуумов, следовательно, способно изменяться в результате их усилий. Аутентичному стилю жизни присущи внутренняя направленность, новаторство, гармония, утонченность, мужество и любовь.

Человек же, ориентированный внешне, не имеющий смелости взять на себя ответственность за собственный выбор, выбирает путь конформизма, определяя себя исключительно как исполнителя социальных ролей. Действуя по заготовленным общественным шаблонам, такая личность мыслит стереотипно, не умеет и не хочет признавать свой выбор и давать ему внутреннюю оценку. Конформист смотрит в прошлое, опираясь на готовые парадигмы, вследствие чего у него возникает неуверенность и чувство собственной никчемности. Происходит накопление онтологической вины.

Ценностный подход к человеку и вера в личность, ее силу позволяют более глубоко ее изучить. Об эвристичности направления свидетельствует и наличие разнообразных углов зрения в нем. Основные из них — традиционно-экзистенциальная, экзистенциально-аналитическая и гуманистическая экзистенциальная психология. Мэй и Шнайдер также выделяют экзистенциально-интегративный подход. Кроме того, существуют такие подходы, как диалогическая терапия Фридмана и логотерапия Франкла.

Несмотря на ряд концептуальных расхождений, личностно-центрированное гуманистическое и экзистенциальное течения солидарны в доверии к человеку. Важное достоинство этих направлений состоит в том, что они не стремятся «упростить» личность, помещают ее наиболее сущностные проблемы в центр своего внимания, не отсекают трудноразрешимые вопросы соответствия бытия человека в мире и его внутренней природы. Признавая, что общество влияет на формирование личности и ее бытие в нем, экзистенциальная психология тесно соприкасается с историей, культурологией, социологией, философией, социальной психологией, одновременно являясь целостной и перспективной ветвью современной науки о личности.

fb.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *