Представители стоики: Школа стоиков | ГРЕЦИЯ — ΕΛΛΆΔΑ

Школа стоиков | ГРЕЦИЯ — ΕΛΛΆΔΑ

Стоицизм — одна из философских школ античной Греции. Идеи стоицизма возникли в Афинах в 300 г до н. э. Родоначальником стоицизма в философии является Зенон Китийский. Названа так школа была в честь портика (Стоа Поикиле — от греч. – расписной портик) — место, где впервые выступил основатель стоицизма.

Философский стоицизм

Выделяют три периода существования стоицизма:

Зенон
  • Древний – Древняя стоя (IV – середина II в до н. э.) Представители: Зенон Китийский, Клеанф, Хрисип, Зенон Тарсский, Диоген Вавилонский и Антипатр из Тарса. Представителями школы стоицизма в Древнем Риме были Марк Аврелий, Эпиктет, Сенека.
  • Средний — Средняя стоя или стоический платонизм (II – I вв до н. э.) Представители: Панетий Родосский и Посидоний представляли школу стоиков в Риме. Архедем из Тарса распространил стоицизм в парфянском Вавилоне. Еще представители: Дардан, Мнесарх, Диодот, Гекатон Родосский, Антипатр из Тира, Гемин, Афинодор и др.
  • Новый — Поздняя стоя или римский стоицизм (I – III вв н. э.) Представители: Сенека, Эпиктет и Марк Аврелий. Также: Муссоний Руф, Гиерокл, Корнут, Евфрат, Секст Херонейский, Клеомед, Юний Рустик и др.

В последнее время своего существования течение стоицизма слилось с неоплатонизмом, а потом и вовсе погрязло в омуте последнего.

Суть стоицизма


Философское учение школы стоицизма было разделено Диогеном Лаэртским на три составляющие. Согласно Э. Целлеру, такой способ деления был заимствован стоиками у платоников. Философия сравнивалась с фруктовым садом, где логика — это ограда, физика — растущее дерево, а тика — это плоды. Еще было распространено сравнение системы классификации с животным и яйцом. В случае с животным: логика — это кости, мясо — это физика, а этика — это душа животного. в случае с яйцом: логика — скорлупа, физика — белок, этика — желток.

Логика

Логика стоиков подразделялась на риторику и диалектику. Логика постулировала идеи теории познания и утверждала на первый план доказательства, умозаключения и представления. У стоиков одной из основных концептуальных категорий теории познания является материя. Античные стоики считали материальной даже душу человека, утверждая, что восприятие оставляет на ней след словно на воске.

Физика


Философы стоики полагали, что первоначалом живого мира, находящегося в вечном движении является закон или логос. Согласно стоикам жизнь человека являет из себя проецированное бытие этого самого логоса. Препятствовала же пути возникновению гармонии со своей судьбой по мнению стоиков лишь страсть. Невозмутимость мудрого человека составляла идеал стоицизма. Древнегреческие стоики так же утверждают, что материя, обуславливающая собой все существующее в мире дает вещам в различии своем лишь степень тонкости или грубости ее. Силу стоики не принимали за что-то нематериальное либо же отвлеченное, метафизическое , наоборот говоря, что она просто тоньше, нежели все остальное, когда либо существующее из материи. За подобную силу правящую всем существующим, за тонкую материю стоики принимали Бога. Вся материя – это лишь определенный прототип вечно изменяющейся божественной силы. Теология стоиков ставит в центр логос. Материя связана с логосом. Всеобщая взаимная связь сущего с сущим принимается как «осмысленный порядок», который реализуется волей логоса. Этот порядок называется роком.

Этика

Этика стоиков очень близка по своей сути к этическому учению киников. Единственное отличие — стоики не принимали презрения киников к культуре. Этика стоиков утверждала, что все равны перед единым космосом и мировым законом. Все нравственные деяния, по стоикам, являют собой самосохранение, самоутверждение, что в свою очередь является значимым благом.



Что такое Стоицизм — Узнай Что Такое

Стоицизм — философская школа эпохи эллинизма. Философы-стоики утверждают, что добродетель (такая, как например, мудрость) — это счастье, а суждение должно основываться не на людских словах, а на их поступках. Также они утверждают, что нельзя контролировать или полагаться на внешние события, а только на себя и свои реакции.

Стоицизм был основан Зено́ном Кити́йским в Афинах примерно в 308 году до н. э., но с этим учением связаны такие философы, как: Эпиктет, Сенека и Марк Аврелий.

Зенон Китийский (около 335 г. до н. э. – 263 г. до н. э.)

Своё название стоицизм получил от греческого stoikos, в частности от Stoa Poikile — дословно «галерея разнообразия» или «расписной портик», большой зал в Афинах (украшенный фресками с изображением битвы при Марафоне), место в котором находилась школа стоиков и Зенон преподавал свои учения.

В чём суть учения стоицизма?

Самые главные принципы стоицизма заключаются в том, что наш мир может быть непредсказуемым, а жизнь скоротечна.

Стоицизм призывает человека к стойкости, силе и самоконтролю. И предполагает, что источник нашей неудовлетворённости кроется в нашей импульсивной зависимости от наших спонтанных чувств. Мы должны полагаться больше на логику.

Стоицизм был создан для того, чтобы действовать, а не для бесконечных разговоров о мироздании. Он пытается помочь преодолеть разрушающие эмоции и воздействовать в соответствии на то, на что можно воздействовать.

Стоическая этика

Стоицизм — это не просто набор убеждений или этических утверждений. Это образ жизни с постоянной практикой и обучением, включающий постоянную практику логики.

Эта этическая доктрина учит безразличию и «пассивной» реакции на внешние события на том основании, что никакие события и ничто внешнее вообще, не может быть ни добром, ни злом. Она учит достичь хладнокровие перед лицом жизненных взлётов и падений.

Целью стоицизма является освобождение от страстей (в смысле: мучений или страданий) посредством стремления к разуму и апатии (в смысле: объективности, неэмоциональности и чёткого суждения).

Стоики считают, что когда человек станет ясным, непредвзятым и самодисциплинированным мыслителем, то сможет понять «логос«.

Логос — это естественная универсальная причина всех вещей.

Для философов-стоиков, несчастье и зло являются результатом невежества. И если кто-то недобр, то это потому, что он не осознаёт своего собственного универсального разума.

Разрешение этой проблемы, этого зла и несчастья, можно достигнуть, практикуя стоическую философию и изучить собственные суждения и поведения, чтобы определить, где человек мог отклониться от универсального разума природы.

Широко известно одно изречение стоиков: «Жить в согласии с природой», которое нужно воспринимать, как в смысле законов Вселенной, так и в отношении сущностной природы человека и разума.

Цитаты стоиков

«Беден не тот, у кого мало что есть, а тот, кто хочет иметь больше».
Луций Анней Сенека

«Если вас беспокоит что-то внешнее, боль связана не с самой вещью, а с вашей оценкой; и это у вас есть право отозвать в любой момент».

Марк Аврелий, Медитации

«Жалобы — это не жизненная стратегия. Каждому из нас отпущен определённый запас времени и сил. Тратя время на жалобы, мы не достигаем своих целей.»
Рэнди Пауш, «Последняя лекция»

«Что нас действительно пугает и тревожит, так это не сами внешние события, а то, как мы о них думаем. Нас тревожат не вещи, а наше понимание их значимости».
Эпиктет

«Стоик – это тот, кто превращает страх в благоразумие, боль в трансформацию, ошибки в инициацию и желание в начинание».
Нассим Николас Талеб

Представители стоицизма

За исключением основоположника, Зенона Китийского (которого ещё называют Зенон-стоик), у стоицизма было три главных лидера, но есть и другие.

Марк Аврелий, император Римской империи. Считается, что он садился каждый день и работал над своими заметками о сдержанности, сострадании и смирении.

Эпиктет перенёс ужасы рабства в Риме, но был освобождён и основал свою собственную школу.

Также древнегреческий философ-стоик Хрисипп обычно считается наиболее важным влиянием на стоицизм. Более поздняя, знаменитая фраза в стоицизме гласила: «Не будь Хрисиппа, не было бы и Стои».

Хрисипп защищал и развивал эмпирическую эпистемологию, психологию и проводил многие другие исследования.

Конечно же Сенека. У этого харизматичного оратора были многолетние проблемы со здоровьем. Что однако не помешало ему стать всемогущим советником и получить безграничную власть. Но одновременно его ненавидел и сенат, и римский народ.

А вот американский профессор Массимо Пильюччи — уже философ-стоик нашего времени. Он преподаёт философию в Городском колледже Нью-Йорка (City College of New York) и публикует книги. Одна из этих книг стала довольно популярной: о том, как быть стоиком в современном мире.

А умер ли философ от смеха?

Хрисипп (279 г. до н. э. – 206 г. до н. э.)

Многие источники пишут, что философ-стоик Хрисипп умер от слишком сильного смеха. Но другой философ, по имени Диоген Лаэртский, писал, что по его мнению, он умер от того, что выпил слишком много неразбавленного вина, т. е. его смерть была вызвана алкогольным отравлением.

Криминалистика была довольно ограничена в то время, и мы никогда не сможем узнать истинную причину его смерти.

Смотрите также значения Эллинизма, Экзистенциализма, Этики и Релятивизма.

Кем были философы-стоики?

Профили

В этой статье представлен краткий обзор основных лидеров стоической философии. Если вы новичок в стоицизме, мы приглашаем вас записаться на наш бесплатный 7-дневный курс, который предлагает введение, стоические упражнения, интервью, бесплатную главу из культового стоического бестселлера «Препятствие — это путь» и многое другое!

***

Древние философы-стоики происходили почти из всех мыслимых слоев общества. Один был рабом, другой был императором. Один был водоносом, другой известным драматургом. Некоторые были купцами, другие были независимо богатыми. Некоторые были сенаторами, а другие солдатами. Общим для всех них была философия, которую они практиковали. Изнемогали ли они от оков рабства или руководили римской армией, они сосредоточивались не на внешнем мире, а на том, что было исключительно в их власти: на своих мыслях, своих действиях, своих убеждениях. Ниже приведены краткие биографии некоторых из наиболее влиятельных стоиков, включая Марка Аврелия, Сенеку, Эпиктета, Катона, Зенона, Клеанфа, Гекатона, Мусония Руфа. Важно помнить, что это только те стоики, чьи имена дошли до нас — на каждого из них приходится десятки или сотни других блестящих, смелых умов, чье наследие для нас утеряно.

***

МАРК АУРЕЛИЙ

Римский император Марк Аврелий, родившийся почти два тысячелетия назад, пожалуй, самый известный стоический лидер в истории. Он родился в знатной семье, но никто в то время не мог предположить, что однажды он станет Императором Империи. Мало что известно о его детстве, но он был серьезным молодым человеком, увлекавшимся борьбой, боксом и охотой. Примерно в подростковом возрасте правящий император Адриан, бездетный и близкий к смерти, выбрал своего преемника Антонина. Он был сенатором, который также был бездетным и должен был усыновить Маркуса в соответствии с условием Адриана. В конце концов Антонин умер в 161 году, и именно тогда началось правление Марка.

Марк правил почти два десятилетия до 180 г., и его правление было далеко не легким: войны с Парфянской империей, варварские племена, угрожавшие империи на северной границе, подъем христианства, а также чума, унесшая множество жизней.

Важно осознавать серьезность этого положения и величину силы, которой обладал Маркус. В то время он занимал самую влиятельную должность в мире. Если бы он захотел, ничто не было бы запретным. Он умел предаваться и поддаваться искушениям, никто не мог удержать его ни от одного из его желаний. Есть причина, по которой поговорка о том, что власть в абсолюте абсолютно развращает, была клише на протяжении всей истории. И все же, как заметил эссеист Мэтью Арнольд, Марк доказал, что достоин занимаемого им положения. Как писал известный историк Эдвард Гиббон, при Марке, последнем из «пяти хороших императоров», «Римская империя управлялась абсолютным силой, под руководством мудрости и добродетели».

Руководство мудростью и добродетелью. Именно это отличает Маркуса от большинства бывших и нынешних мировых лидеров. Только подумайте о дневнике, который он оставил после себя, который теперь известен как его Медитации : это, по сути, личные мысли самого могущественного человека в мире, наставляющего себя о том, как быть более добродетельным, более справедливым, более невосприимчив к искушению, мудрее. Это исчерпывающий текст о самодисциплине, личной этике, смирении, самореализации и силе. Если вы прочитали только одну книгу в этом году, сделайте ее Медитации.

Чтобы узнать больше о Марке Аврелии, прочитайте наш полный профиль о нем, который также содержит его стоические упражнения, рекомендуемые чтения и многое другое! Чтобы мудрость Марка Аврелия оставалась в центре вашей жизни, рассмотрите наш ограниченный тираж, на котором изображено его вечное изречение, которое он сам себе написал: «Не трать больше времени на споры о том, каким должен быть хороший человек. Будь один.» Кроме того, на оборотной стороне нашего популярного медальона memento mori есть цитата Марка Аврелия: «Вы можете уйти из жизни прямо сейчас. Пусть это определяет, что вы делаете, говорите и думаете».

 

СЕНЕКА МЛАДШИЙ

Вторым по значимости стоиком в истории является Сенека, родившийся на юге Испании более 2000 лет назад и получивший образование в Риме. Он был сыном Сенеки Старшего, известного римского писателя, а позже дядей поэта Лукана. Сенека сделал карьеру в политике и стал высокопоставленным финансовым клерком.

В его жизни произошел крутой поворот в 41 году нашей эры, когда Клавдий стал императором и сослал Сенеку на остров Корсика на основании предполагаемого прелюбодеяния с племянницей императора. Во время ссылки он написал письмо матери, утешая ее во время ссылки. Восемь лет спустя, по другому сценарию, Агриппина, мать будущего императора Нерона и жена Клавдия, добилась разрешения Сенеке вернуться и стать наставником и советником ее сына. Позже Нерон стал одним из самых печально известных и тиранических императоров в истории Римской империи, что вызвало еще больше вопросов о характере Сенеки. Тем не менее смерть Сенеки в 65 году нашей эры наступила по приказу самого Нерона (который думал, что Сенека был частью заговора против него).

Во все эти неспокойные периоды стоицизм оставался постоянным в его жизни. Знакомство Сенеки с этой философией произошло от Аттала, философа-стоика, который был ранним учителем Сенеки. Сенека также был поклонником Катона, имя которого регулярно появляется в его трудах.

После своей смерти Сенека оказал влияние на таких известных деятелей, как Эразм, Фрэнсис Бэкон, Паскаль, Монтень и до наших дней. «Письма стоика» Сенеки обязательны к прочтению для активных мужчин и женщин, предлагая вечные философские советы о горе, о богатстве, о власти, о религии и о жизни, которые всегда рядом, когда они вам нужны. Среди них такие вечные советы, как: «Поверьте мне, лучше понимать баланс собственной жизни, чем торговли зерном». «Нам не дана короткая жизнь, но мы делаем ее короткой, и мы не бедствуем, а расточаем ее». «Продумай свой путь через трудности: суровые условия можно смягчить, ограничения можно расширить, а тяжелые могут облегчить жизнь тому, кто умеет их выносить».

Чтобы узнать больше о Сенеке, прочитайте наш полный профиль о нем, который также содержит его стоические упражнения, рекомендуемые чтения и многое другое!

 

ЭПИКТЕТ

Что делает стоицизм интересным для изучения, так это то, что трое его наиболее известных практиков занимали самые разные позиции в обществе. Подумайте о двух стоиках, которых мы только что изучали. Марк Аврелий был императором Римской империи, занимавшим одно из самых влиятельных мест в мире. Сенека был советником императора, известным драматургом и одним из богатейших людей Римской империи. А еще есть Эпиктет, полная противоположность, который родился рабом. Вот что делает стоицизм таким могущественным: он может предложить вечные принципы, которые помогут нам как в удаче, так и в неудаче, независимо от нашего положения в жизни.

Эпиктет родился почти 2000 лет назад в Иераполисе (современный Памуккале в Турции) рабом в богатой семье. Епафродит, его владелец, дал ему разрешение заниматься гуманитарными науками, и именно так Эпиктет открыл для себя философию через стоика Мусония Руфа, который стал его учителем и наставником. Позже Эпиктет получил свободу вскоре после смерти императора Нерона и почти 25 лет преподавал философию в Риме. Так продолжалось до тех пор, пока император Домициан не изгнал всех философов из Рима. Эпиктет бежал в Никополь в Греции, где основал философскую школу и преподавал там до самой смерти.

Эпиктет придумал несколько самых запоминающихся цитат стоиков: «Использовать лучшее из того, что в наших силах, а остальное принимать по мере возможности». «Пусть смерть и изгнание и все другие вещи, которые кажутся ужасными, будут ежедневно перед вашими глазами, но главным образом смерть; и вы никогда не будете питать ни одной низменной мысли и не будете слишком жадно желать чего-либо».

Он оказал ключевое влияние на Марка Аврелия и многих других влиятельных мужчин и женщин за последние два тысячелетия. Удивительно то, что это влияние пришло по чистой случайности. Эпиктет никогда ничего не записывал. Именно через его ученика Арриана мы получили письменный отчет о его уроках. И если все, от императоров до героев войны, были благодарны за то, что нашли руководство, утешение и силу в уроках Эпиктета, то должно быть что-то и для нас. Но только если мы выберем это.

Чтобы узнать больше об Эпиктете, прочитайте наш полный профиль о нем, который также содержит его стоические упражнения, рекомендуемые чтения и многое другое!

 

КАТО МЛАДШИЙ

Катон — четвертый стоик, на которого мы смотрим, и он всегда считался одним из людей, которые каждый день действительно жили стоическими ценностями. Хотя он никогда ничего не писал, его действия громко говорят о том, что значит жить философской жизнью. В свое время он был солдатом и аристократом, сенатором и стоиком. Последний в роду выдающихся государственных деятелей, Катон провел всю жизнь в глазах общественности как знаменосец римских оптиматов, традиционалистов, которые считали себя защитниками древней римской конституции, хранителями многовековой системы правления, которая ускорил рост Рима из грязного города в могущественную империю.

История помнит Катона как самого грозного, вызывающего ярость врага Юлия Цезаря — временами лидера оппозиции, временами оппозиционной партии самому себе, но всегда равного Цезарю по красноречию, убеждениям и силе характера, человека столь же способного о полномасштабной речи от рассвета до заката перед сенатом Рима и о 30-дневном пешем походе по пескам Северной Африки.

Для Джорджа Вашингтона и всего революционного поколения Катон был Свободой — последним человеком, оставшимся в живых после падения Римской республики. На протяжении столетий философы и богословы считали Катона добрым самоубийцей — самым принципиальным, самым убедительным исключением из правила против самоубийства.

Джордж Вашингтон и его коллеги изучали жизнь Катона в форме самой популярной пьесы той эпохи: «Катон: трагедия в пяти действиях» Джозефа Аддисона. Великие люди того времени цитировали эту пьесу о Катоне в публичных заявлениях и в частной переписке. Когда Бенджамин Франклин открыл свой личный дневник, его встретили строки из пьесы, которую он выбрал в качестве девиза. Джон и Эбигейл Адамс цитировали Катона друг другу в своих любовных письмах. Когда Патрик Генри осмелился на короля Георга дать ему свободу или смерть, он воровал у Катона. Когда Натан Хейл пожалел, что отдал за свою страну только одну жизнь — за несколько секунд до того, как британская армия повесила его за государственную измену, — он переманивал слова прямо у Катона.

Мы оставляем вас с одним уроком от Катона. Когда его критиковали за молчание, он говорил: «Я начинаю говорить только тогда, когда уверен, что то, что я скажу, не лучше оставить недосказанным». Подумайте об этом уроке сегодня, когда вы импульсивно стремитесь добавить свое мнение или мысли ко всем без исключения вопросам в вашей жизни.

Чтобы узнать больше о Катоне, прочитайте наш полный профиль о нем, который также содержит его стоические упражнения, рекомендуемые чтения и многое другое!

 

ЗЕНОН ЦИТИУМ

Из всех стоиков у Зенона одна из самых захватывающих историй открытия философии. Во время путешествия между Финикией и Пиреем его корабль затонул вместе с грузом. Он оказался в Афинах и во время посещения книжного магазина познакомился с философией Сократа, а позже и с афинским философом по имени Кратес. Эти влияния резко изменили ход его жизни, приведя его к развитию мышления и принципов, которые мы теперь знаем как стоицизм. Согласно античному биографу Диогену Лаэртскому, Зенон шутил: «Теперь, когда я потерпел кораблекрушение, я в хорошем путешествии», или, согласно другому рассказу, «Ты хорошо поступила, Фортуна, подтолкнув меня таким образом к философии, Сообщается, что он сказал.

Зенон начал преподавать в Стоа Пойкиле, которая располагалась на Древней Агоре в Афинах. Это знаменитое крыльцо, в честь которого был назван стоицизм, которое вы, вероятно, кратко упоминали на уроках философии в старшей школе или колледже. Но не всегда так называли его учеников — ведь сначала его учеников называли зенонианцами, а лишь потом они стали известны как стоики.

Конечно, стоицизм развивался с тех пор, как Зенон впервые изложил философию, но в основе его лежит то же самое послание. Как он выразился, «счастье — это хороший поток жизни». Как этого достичь? Душевный покой, который приходит от добродетельной жизни в соответствии с разумом и природой.

Чтобы узнать больше о Зеноне, прочитайте наш полный профиль о нем, который также содержит его стоические упражнения, рекомендуемые чтения и многое другое!

 

КЛАНФ

Клеант был преемником Зенона и вторым главой стоической школы. Родившись в Ассосе, он прибыл в Афины и начал посещать лекции Зенона. Чтобы поддержать свои философские занятия и стремление к мудрости в течение дня, он работал водоносом (его прозвище было Колодец-водосборщик, Φρεάντλης по-гречески), что вызвало вызов в суд. Как мог человек тратить целый день на изучение философии, недоумевал суд. Доказав ночью свое трудолюбие и трудолюбие, его отпустили (суд был настолько впечатлен, что даже предложили ему деньги, но Зенон заставил его отказаться).

Но нам нужно отступить. Кем был этот трудолюбивый философ? Клеанф из Ассоса (ок. 330 г. до н.э. — ок. 230 г. до н.э.) изначально был боксером, приехавшим в Афины. Согласно Диогену Лаэртию, Клеанф прибыл всего с четырьмя драхмами в кармане и начал посещать лекции киника Кратеса, а лишь позже стал появляться у Зенона. Позже он стал его преемником на посту главы школы стоиков — этот пост он занимал впечатляющий период в 32 года, — а ученик Клеанфа, Хрисипп, позже стал одним из самых важных мыслителей-стоиков.

Читая о Клеанфе, можно найти любопытный урок, переданный Диогеном Лаэртиусом: «Когда кто-то спросил его, какой урок он должен преподать своему сыну, Клеанф в ответ процитировал слова из «Электры»: Молчи, молчи, светлая да будет твоя стопа». И как стоик он также считал, что жить согласно природе — значит жить добродетельно.

Чтобы узнать больше о Клеанфе, прочитайте наш полный профиль о нем, который также содержит его стоические упражнения, рекомендуемые чтения и многое другое!

 

ГЕКАТО РОДОССКАЯ

В трудах Сенеки снова и снова появляется один философ. Хотя упоминаются Катон, Эпикур и многие другие выдающиеся философы, вероятно, именно Гекатон заслужил наибольшее количество цитат в трудах Сенеки. Несколько примеров, которые использовал Сенека: «Перестаньте надеяться, и вы перестанете бояться. «Какого прогресса, спросите вы, я добился? Я стал другом самому себе». «Я могу показать вам снадобье, приготовленное без лекарств, трав и всяких колдовских заклинаний: «Хочешь быть любимым — люби».

Хотя Гекатон в свое время был плодовитым писателем, мы знаем несколько трактатов его имени, в том числе «О благах», «О добродетелях», «О страстях», «О концах», «О парадоксах», «Максимы. — ни один из них не сохранился.

 

ГАЙ МУЗОНИУС РУФ

Выше вы можете видеть, как Эпиктет оказал ключевое влияние на Марка Аврелия, но кто был наставником философии Эпиктета? Это был Гай Мусоний Руф, родившийся около 30 г. н.э. в Вольсинии, Этрурия. Он стал выдающимся учителем стоицизма в Риме, пока правивший в то время император Нерон не обнаружил заговор против него и не изгнал Мусония на пустынный остров Гиарос в Эгейском море — подобно изгнанию Сенеки и трудностям Эпиктета. жизнь. Мусоний в конце концов вернулся в Рим при Гальбе в 68 г., но снова был изгнан, на этот раз Веспасианом. В то время как Веспасиан первоначально изгнал всех философов в 71 году, сам Мусоний был сослан в 75 году, что говорит о том, насколько высоко его репутация была в Риме в то время. Он вернется в Рим только после смерти Веспасиана и будет жить там до конца своих дней.

Для Мусония философия касалась практических вопросов, как прожить свою жизнь. Речь шла о добродетели и доброте — все остальное не имело значения. Мы можем подняться над болью и удовольствием, смертью и злом. Без сомнения, Мусоний был одним из самых практичных философов. Профессор Уильям О. Стивенс, один из профессоров-стоиков, с которыми мы беседовали, описал философию и подход Мусония следующим образом: «…философ изучает добродетель не только как теоретическое знание. Скорее, Мусониус настаивает на том, что практика важнее теории, поскольку практика более эффективно ведет нас к действию, чем теория. Он считал, что, хотя каждый по своей природе расположен жить без ошибок и обладает способностью быть добродетельным, от того, кто на самом деле не научился навыкам добродетельной жизни, нельзя ожидать, что он будет жить без ошибок больше, чем от того, кто не является квалифицированным врачом, музыкантом. можно ожидать, что ученый, рулевой или спортсмен безошибочно будут практиковать эти навыки».

Греческий ученый Ориген более чем через столетие после смерти Мусония заметил, что «в качестве примера лучшей жизни» мы видим его и Сократа. Вот почему Мусония часто называют «римским Сократом». И, как и в случае с Сократом, нам всем было бы лучше помнить о характере Мусония как о образце для подражания в жизни. Один пример: будучи изгнанным несколько раз, он восклицал: «Как изгнание может быть препятствием для собственного совершенствования человека или для достижения добродетели, если никто никогда не был отрезан от обучения или практики того, что необходимо изгнанием?»

Чтобы узнать больше и последовать примеру Мусония Руфуса о хорошей жизни, закажите его лекции и высказывания, переведенные Синтией Кинг.

***

Хотите узнать больше? Мы приглашаем вас записаться на наш бесплатный 7-дневный курс, который предлагает введение, стоические упражнения, интервью, бесплатную главу из культового стоического бестселлера «Препятствие — это путь» и многое другое!


Посетите наш ежедневный стоический магазин

8 Философы стоицизма, которых вы должны знать

Вид на Римский форум, 1735 год, Джованни Паоло Панини, через Детройтский институт искусств; с Мраморным бюстом Марка Аврелия, ок. 170–180 гг. н.э., через Christie’s

 

Стоицизм был (и остается) практической философией, занимающейся этикой, политикой и социальными вопросами. Первый из стоиков начал преподавать в Афинах в 3 веке до н.э., во главе с Зеноном из Китиона. Одна из основных греческих философий эллинистического периода, стоицизм стремился научить людей, как достичь эвдемония, или счастье. Для стоиков это могло быть достигнуто только путем ведения добродетельной жизни «в согласии с природой».

 

После того, как делегация греческих философов посетила Рим, стоицизм был широко принят римлянами на протяжении веков. Под влиянием учений Зенона и его учеников некоторые из величайших философов Рима, такие как Сенека, Эпиктет и император Марк Аврелий, называли себя стоиками.

 

Что такое стоицизм: кем были стоики и во что они верили?
Натюрморт Memento Mori с музыкальными инструментами, книгами, нотами, скелетом, черепом и доспехами , автор Карстиан Люкс, ок. 1650, через Koller International Auctions

 

После смерти Александра Македонского в 323 г. до н. э. появилось несколько философских школ, пытавшихся выяснить, как достичь eudaimonia, или счастья. Стоицизм был одной из самых известных из этих философий. Начиная с Зенона из Китиона примерно в 300 г. до н. э., стоики охватывали целый ряд философских сфер: этику, логику и метафизику.

 

Теория метафизики стоицизма помогает объяснить ее основные принципы. Стоики верили, что Бог и вселенная представляют собой единую сущность, именуемую «божественным логосом», которая действует посредством своего рода божественного огня, называемого pneuma.  Все во вселенной произошло из логоса. Планеты, звезды, люди и животные рассматривались как пассивная материя, и все они были подчинены судьбе, определенной для них божественным разумным логосом.

 

Получайте последние статьи на свой почтовый ящик

Подпишитесь на нашу бесплатную еженедельную рассылку новостей

Эта вера в божественную судьбу занимает центральное место в ключевых идеях стоицизма. Пассивные объекты во вселенной следовали цепочке судьбы и жили в соответствии со своей сущностной природой. Именно это стоики подразумевали под «жизнью в согласии с природой». В стоическом мышлении судьба и свобода воли сосуществуют. Человек должен решить принять судьбу своей сущностной природы разумного животного.

 

Поскольку вселенная была предопределена божественным логосом, стоики рассудили, что нам не следует беспокоиться о вещах, которые мы не можем контролировать. Негативно реагировать на событие, находящееся вне нашего контроля, посредством гнева или страха — иррационально. Таким образом, стоицизм учит, что как разумное существо человек должен контролировать свои эмоции, чтобы не делать иррациональный выбор и не подвергать опасности свою добродетель.

 

Добродетель — движущая сила стоицизма, состоящего из четырех основных идеалов; мужество, справедливость, умеренность и мудрость. Стоики считали, что зло не присуще людям, а просто происходит от незнания божественного Логоса и нашей сущностной природы. Философы-стоики не выступали за полное устранение эмоций. Но, стремясь к внутреннему миру, они верили, что мы можем избежать зла, невежества и несчастья, что позволит нам вести добродетельную жизнь.

 

Зенон из Китиона: основатель стоицизма
Гравюра Зенона из Китиона, основанная на «Афинской школе» Рафаэля, Пьетро Гиджи, ок. XIX век, через Royal Collection Trust, Лондон

 

Стоицизм зародился в Афинах, когда Зенон из Китиона основал свою собственную философскую школу примерно в 300 г.

до н. э. До открытия своей академии Зенон был богатым финикийским купцом. Однако, пережив кораблекрушение во время торгового путешествия, Зенон отправился в Афины в поисках лучшей жизни. Стоя в книжном магазине, просматривая некоторые философские тексты о Сократе, Зенон спросил продавца, где он мог бы найти кого-то похожего. Лавочник указал на странную фигуру, похожую на отшельника, идущую мимо — Циник Кратес. Как циник, Кратес отверг материальный комфорт и вместо этого жил аскетической жизнью, не стыдясь своей неопрятной внешности.

 

Несмотря на то, что он учился у Крейтса, Зенон не мог избавиться от смущения по поводу образа жизни циников, поэтому Крейтс придумал урок. Он приказал Зенону носить по городу горшок с чечевичной похлёбкой. Смущенный Зенон попытался спрятать горшок, поэтому Кратес взмахнул тростью и разбил урну. Покрытый тушеным мясом, Зенон от стыда бежал, а Кратес кричал: «Зачем бежать, мой маленький финикиец? Ничего страшного с тобой не случилось». Зенон хотел создать философию, сочетающую учения киников с более скромным и цивилизованным образом жизни, который принес бы счастье ее последователям.

После обучения у различных других философов Зенон начал преподавать свои собственные идеи из-под 9-го века.0190 Stoa Poikile , расписная колоннада в Афинах. Постепенно число его учеников стало расти, и родилась школа стоицизма.

 

В те ранние дни Зенон установил многие основные идеи стоицизма, такие как вера в то, что Бог и вселенная являются одной и той же сущностью. Он также установил курс стоицизма как философии, призванной найти «хорошую жизнь», прожитую в соответствии с природой и добродетелью. Но именно ученики Зенона превратили стоицизм в одну из самых устойчивых философий древнего мира.

 

Клеанф: прилежный преемник Зенона
Мраморный бюст Клеанфа, ок. 3 век до н.э., глиптотека Карлсберга в Нью-Йорке, через Wikimedia Commons

 

Когда Зенон скончался в 262 г. до н. э., Клеанф сменил его на посту лидера школы стоиков. Бывший боксер, получавший удовольствие от работы руками, Клеант приехал в Афины изучать философию. Посетив лекции Кратеса и Зенона, Клеанф тяготел к стоицизму.

 

Клеант приступил к дальнейшему развитию стоицизма, объединив свои идеи по этике, логике и метафизике в единую философию. Он признал существование души, включив эту концепцию в стоические представления о том, как устроена жизнь. Опираясь на идею Зенона о божественном логосе, Клеанф предположил, что солнце было создано из божественного огня, или pneuma

, из которого состоит вселенная. Он рассудил, что, поскольку солнце дало жизнь земным вещам, оно должно быть продолжением божественного логоса.

 

Позиция Клеанфа в отношении этики отличалась от позиции Зенона. Он считал, что удовольствие противоречит природе и что эмоции — это слабости, которым не хватает силы душ, созданных божественным логосом. Вместо того чтобы стремиться к счастливой жизни, Клеанф выступал за постоянную жизнь. Для Клеанфа единственными постоянными качествами были разум и логика. Это означало принять универсальный разум божественного логоса и подчиниться судьбе.

 

Хрисипп: второй основатель стоицизма
Портрет Хрисиппа работы Роджера Фентона, ок. 1856 г., через биржу Мичиганского университета

 

.

В то время как Зенон и Клеанф основали стоицизм, именно Хрисипп действительно развил эту философию в ту, которая пленит римлян. Хрисипп приехал в Афины учиться и был одним из лучших учеников Клеанфа, преуспев на посту главы школы стоиков, когда его наставник умер в 230 г. до н. э.

 

Стоическое представление о судьбе достигло огромных успехов при Хрисиппе, считавшем, что судьба определяет все во вселенной. Хрисипп использовал свою собственную революционную систему логических утверждений, чтобы проиллюстрировать, что, поскольку вещи могут быть только истинными или ложными, ничто не может произойти без определенной причины. Философы-конкуренты заявили, что детерминистическая вселенная отрицает идею свободы воли, но Хрисипп не согласился, объяснив, что есть простые судьбы и сложные судьбы. Действия человека могли повлиять на ход якобы неизбежных событий и повлиять на последствия.

 

Мы можем испытать что-то вроде болезни из-за предопределенной судьбы, но наша реакция на событие полностью зависит от нас, что дает нам свободу действий. Эти реакции составляют часть нашей внутренней природы, дарованной нам божественным Логосом. При Хрисиппе стоическая этика перешла от безличных, рациональных целей Клеанфа к чему-то более индивидуальному. Для Хрисиппа целью жизни стало жить в соответствии с присущими нам рациональными наблюдениями за природой.

 

Однако, как и Клеанф, Хрисипп также выступал за полный контроль над своими эмоциями, чтобы достичь состояния внутреннего покоя, называемого атараксией. Хрисипп считал, что мы можем использовать разум и логику, чтобы подготовиться к ситуациям, когда мы сталкиваемся со страстными эмоциями, чтобы они не переполняли нас.

 

г. Теперь, когда стоицизм взял курс на превращение его в господствующую философию поздней Римской империи, Хрисипп умер в 206 г. до н. э. Во многих источниках утверждается, что, выпив слишком много неразбавленного вина, Хрисипп рассмеялся до смерти.

 

Диоген Вавилонский: связь стоицизма Греции и Рима
Вид на Римский форум , Джованни Паоло Панини, 1735, через Детройтский институт искусств, Детройт

 

Примерно с 200 г. до н.э. Римская республика начала бороться с греческими народами за господство в Средиземноморье, подчинив себе этот регион в 146 г. до н.э. До и после греческие идеи влияли на римлян, которые строили на основах эллинистического мира. Одной из греческих концепций, которой воспользовались римляне, была философия, и трое претендентов пытались завоевать популярность в Риме.

 

Примерно в 155 г. до н. э. греки отправили в Рим трех конкурирующих философов в знак протеста против большого штрафа, наложенного римлянами. Этими философами были Карнеад Скептик, Критолай Перипатетик и Диоген Вавилонский, представлявшие стоиков. Каждый философ выступил с речью, надеясь убедить римский сенат отменить штраф.

 

Карнеад произнес две речи; один хвалит римскую систему правосудия, а другой ее опровергает. Это обеспокоило римлян, и он был уволен. Критолай утверждал, что удовольствие было пороком, что не устраивало собрание. Но речь Диогена хвалили за ее спокойное и скромное изложение, и римляне начали интересоваться стоицизмом.

 

Штраф был снят, и Диоген вернулся в Афины. Он оставался на своем посту главы школы стоиков, пока не умер около 140 г. до н.э. Несмотря на то, что он был плодовитым писателем, величайшим достижением Диогена было привнесение идей стоицизма в Рим.

 

Панетий Родосский: радикальный стоик
Колосс Родосский , Иоганн Бернард Фишер фон Эрлах, 1721, через Королевскую академию, Лондон

 

В то время как Диоген Вавилонский, возможно, познакомил римлян с концепциями стоицизма, по-настоящему рассеял эти идеи Панетий Родосский. Панэций родился на Родосе примерно в 185 г. до н. э. В молодости переехал в Афины и начал учиться у Диогена и других философов-стоиков.

 

Узнав все, что мог у стоиков, Панэций познакомился с заезжим римским государственным деятелем Сципионом Эмилианом. Когда Сципион вернулся в Рим, Панетий последовал за своим покровителем и начал писать несколько выдающихся стоических текстов. Эти сочинения начали распространяться в Риме, оказав влияние на влиятельных политиков, таких как Цицерон.

 

Панэций был чем-то вроде радикала в стоицизме, отвергая многие традиционные идеи и развивая свои собственные теории. Он пересмотрел стоическую метафизику, упростив ее. До Панэция большинство стоиков считали, что основным элементом вселенной является pneuma, божественный огонь. Они утверждали, что вселенная пройдет через циклический процесс разрушения и возрождения, называемый пожаром, когда все будет стерто с лица земли и вселенная начнется снова с нуля. Панетий не согласился с этой фаталистической идеей и перестал ее учить.

 

Панэций также столкнулся с другой традиционной стоической идеей: апатией или практикой контроля над эмоциями. Он утверждал, что некоторые эмоции и удовольствия не противоречат жизни в соответствии с рациональной природой человека. Учитывая, что Панэций сильно повлиял на следующих нескольких римских стоиков, он, несомненно, является одним из самых важных мыслителей школы. Панэций был одним из последних мастеров стоической школы и умер около 110 г. до н.э.

Сенека Младший: самый противоречивый мыслитель стоицизма
Смерть Сенеки , Домингес Санчес Мануэль, 1871 г., через Музей Прадо, Мадрид

 

Сенека — один из самых известных и противоречивых философов-стоиков. Один из величайших римских писателей, Сенека родился в Испании примерно в 4 г. до н. э. В юности он переехал в Рим, чтобы изучать философию, и его преподавал стоик Аттал. Постепенно он стал клерком и, в конце концов, сенатором.

 

Но жизнь Сенеки была полна преследований и парадоксов. В 41 году н.э. Сенека был сослан на Корсику императором Клавдием после обвинений в прелюбодеянии с сестрой бывшего императора Калигулой. Восемь лет спустя Сенека был отозван в Рим женой Клавдия Агриппиной, которая хотела, чтобы философ стал воспитателем ее сына Нерона. Нерон, конечно же, стал одним из самых печально известных императоров Рима, печально известным своей жестокостью. Как стоик, Сенека философски стремился к добродетельной жизни, но также консультировал деспота и накопил огромное состояние. Трудно примирить действия Сенеки с некоторыми ценностями стоицизма. В 65 г. н.э. Сенека был замешан в заговоре с целью свергнуть и убить Нерона.

 

Хотя обвинения, несомненно, были ложными, разгневанный параноик Нерон приказал своему бывшему наставнику покончить с собой. Сенека повиновался, порезав себе запястья и приняв яд. На протяжении всего испытания стоическое мышление Сенеки отражало принцип апатии. Он контролировал свои эмоции и принял то, что уготовила ему судьба.

 

На протяжении всей своей карьеры Сенека написал серию писем друзьям и семье. Многие из этих писем, особенно собранные в О краткости жизни , говорил о том, чтобы не беспокоиться о событиях вне нашего контроля. Сенека обычно утешал членов своей семьи, когда с ним случались плохие вещи, вместо того, чтобы эмоционально реагировать на это сам. Хотя мнения о Сенеке часто противоречат друг другу, никто не может отрицать, что философ был образцом стоического контроля перед лицом крайних невзгод.

 

Эпиктет: образцовый философ-стоик
Гравюра Эпиктета по Рафаэлю Антонио Регоны, 1775–1853 гг., Британский музей, Лондон

 

Один из самых известных практиков стоицизма, Эпиктет родился в современной Турции в 55 г. н.э., калека и раб богатого государственного деятеля. Несмотря на это, Эпиктету было разрешено изучать стоическую философию. Получив свободу, Эпиктет начал преподавать философию. Однако в 93 г. н.э. император Домициан объявил философию вне закона, поэтому Эпиктет покинул Рим, чтобы основать философскую академию в греческом городе Никополь. Эпиктет вел простой образ жизни и избегал материальных благ, посвятив себя обучению стоицизму.

 

Несмотря на трудный жизненный старт, Эпиктет был воплощением стоического духа. Он учил своих учеников не жаловаться и не волноваться о событиях, которые они не могли контролировать, утверждая, что у них не было отнято ничего, что не принадлежало бы вселенной. Эпиктет стремился преподавать стоицизм как практическую философию, которую можно использовать в реальной жизни, полагая, что у людей есть судьба как разумных существ, завещанная богами. Используя наши разумные способности, мы должны были выполнить эту цель, живя добродетельно и в соответствии со своей природой.

 

Для Эпиктета стоическая идея о том, что зло не присуще людям, была одной из важнейших концепций. Зло возникло только из-за невежества и иррационального поведения. Эпиктет считал, что наше стремление к добродетельной жизни должно затрагивать не только нас, но и нашу семью и соотечественников. Эпиктет утверждал, что мы должны быть готовы помогать ближнему, и он воплощал этот принцип в своих делах. Когда он был стариком, Эпиктет охотно усыновил брошенного ребенка друга и заботился о мальчике, как о своем собственном. Эпиктет был образцовым стоиком, и его учение оказало влияние на одного из самых известных философов всех времен.

 

Марк Аврелий: император стоицизма
Мраморный бюст Марка Аврелия, ок. 170–180 гг. н.э., через Christie’s

 

« размышлений » Марка Аврелия — один из самых известных философских текстов. Написанный как серия ежедневных утверждений, Meditations представляет собой ансамбль стоических максим, которым жил император Марк Аврелий во время своего правления. Источником вдохновения для этих журналов послужили « бесед» Эпиктета. 0191 , который сильно повлиял на Марка Аврелия, когда он изучал философию в годы своего становления.

 

У Марка Аврелия было неспокойное правление, он унаследовал трон в 161 году н.э. Аврелий пережил несколько голодовок и войн с парфянами и германскими племенами, прежде чем столкнулся с неудачным переворотом в 175 г. н.э. Вскоре после этого он потерял свою жену Фаустину. В течение нескольких лет Аврелий назначил своего сына Коммода править вместе с ним, прежде чем скончался в 180 г. н.э.

 

Во время этих испытаний Аврелий размышлял о событиях через свои Медитации , повторение стоических мантр, чтобы удержаться на земле. Аврелий часто говорит о том, чтобы смотреть внутрь себя, оценивать свои суждения, чтобы найти свое естественное место во вселенной, и жить в соответствии со своей природой. Он отстаивал версию апатии , сопротивляясь порывам эмоций как иррациональной реакции на кризис. Вместо этого Аврелий пытался подходить к проблемам с рациональным мышлением и чувством внутреннего спокойствия, которое приходит с контролем эмоций.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *