Представление понятие – Представление (психология) — Википедия

Представление и его основные характеристики

При помощи ощущения и восприятия человек получает первичную информацию об окружающем мире. Какая-то часть этой возникшей информации сохраняется в течение некоторого времени в виде последовательных образов, но их роль для психической жизни невелика. Через какое-то время образ этого предмета может быть снова человеком вызван – случайно или намеренно. Данное явление получило название «представление».

Специалисты выделяют следующие представления:

  • Представления памяти. Эти представления возникают на основе непосредственного восприятия человеком какого-либо явления или предмета в прошлом.
  • Представления воображения. Эти представления формируются на основе информации, которую человек получил в прошлом и творчески её переработал. Например, воображение человека о тундре, рождается не на пустом месте. Он имеет о ней какие-то представления через фильмы, фотографии, уроки географии и др. На основе этого материала можно представить образ этой природной зоны. При звуках мелодии в сознании может возникнуть образ человека, с которым эту мелодию слушали, или то место, где эта мелодия звучала. От богатства прошлого опыта зависит полнота представлений.

Таким образом, человек, с помощью второй сигнальной системы – описания, словесные обозначения, может вызвать самые различные образы.

Представления возникают в результате практической деятельности, а не сами по себе и имеют огромное значение для всех психических процессов, которые обеспечивают познавательную деятельность человека. С представлениями связаны процессы восприятия, мышления, письменной речи.

Основные характеристики представления

Представления имеют свои основные характеристики:

  • Наглядность. Представления относятся к чувственно-наглядным образам действительности. В этом плане они близки к образам восприятия. Поскольку представления являются переработанными образами объектов прошлого, то они не имеют той степени наглядности, которая присуща образам восприятия. От других форм знания о предмете представление отличается именно своей наглядностью. Например, можно хорошо знать характеристики того или иного предмета – цвет, размер, объем, этажность и др., но не иметь о нем представления.
  • Но все-таки представления от восприятий отличаются, и это показывает психологический анализ:

  1. Представления бледнее восприятий. Люди отличаются друг от друга по степени яркости и живости представлений. Зрительные образы у одних очень бледны, у других достигают исключительной яркости. Но тем не менее какой бы ни была яркость представлений, она только приближается к восприятиям и никогда с ним не сравняется, а тем более не заменит его;
  2. Черты и признаки объекта представления с одинаковой яркостью никогда не передаются. Они отражают только некоторые стороны и черты;
  3. Представления текучи и изменчивы – на передний план выступают то одни, то другие детали и только у музыкантов и художников они бывают достаточно устойчивы и постоянны.
  • Фрагментарность. Данная характеристика говорит о том, что представления имеют много пробелов. Одни части представлены очень ярко, другие – смутно, третьи отсутствуют совсем. Представляя лицо знакомого человека, например, можно отчетливо воспроизвести только отдельные черты, остальные же детали выступают лишь слегка;
  • Неустойчивость и непостоянство. Образ вызванного предмета долго в сознании не удерживается и исчезает. Чтобы вызвать его снова, необходимо совершить очередное усилие.
  • Все представления, возникающие в сознании человека, являются не просто наглядными образами действительности, а в известной мере обобщенными образами. Характерно то, что в них с наибольшей яркостью подчеркнуты постоянные признаки объекта с одной стороны, а с другой – представлены бледно или отсутствуют признаки, характерные для частных воспоминаний. Степень обобщение образа может быть различна. Если эта степень обобщения большая – представления называются общими.

    Основные функции представления

    В психической регуляции поведения человека, представление, как любой познавательный процесс, осуществляет ряд функций. Исследователи выделяют следующие функции: сигнальную, регулирующую, настроечную:

    • Сигнальная функция. Сущность этой функции состоит в том, что В каждом конкретном случае представление состоит в отражении не только образа предмета, который воздействовал на органы чувств человека ранее, но и многообразной информации о предмете. Эта информация под влиянием конкретных воздействий преобразуется в систему сигналов, управляющих поведением. По-мнению И.П. Павлова, представления являются первыми сигналами действительности, которые лежат в основе сознательной деятельности человека. Ученый показал, что представления часто формируются по механизму условного рефлекса. Когда человек сталкивается с каким-то предметом или явлением, то формируется представление не только о предмете, но и его свойствах. Впоследствии эти знания выступают в качестве первичного ориентировочного сигнала. Например, представления о фруктах, как пище, дают сигнал, что с их помощью можно утолить голод;
    • Регулирующая функция. Данная функция представлений тесно связана с сигнальной функцией. Она состоит в отборе нужной информации о том или ином предмете, явлении, который раньше уже воздействовал на органы чувств человека. Отбор этот осуществляется с учетом реальных условий предстоящей деятельности. Данная функция помогает актуализировать те стороны, которые позволяют с наибольшим успехом решить поставленные задачи;
    • Настроечная функция. Проявляется она в ориентации деятельности человека в зависимости от характера воздействий окружающей среды. Еще И.П. Павлов, изучая физиологические механизмы произвольных движений, показал, что двигательный образ обеспечивает настройку двигательного аппарата на выполнение соответствующих движений. Настроечная функция обеспечивает определенный тренирующий эффект двигательных представлений.

    Среди психических познавательных процессов представление занимает особое место, поэтому Л.М. Веккер предлагает считать представления вторичными образами. Представление может рассматриваться как звено между восприятием и памятью, восприятием и мышлением.

    Но, к сожалению, исследований этого психического процесса, в настоящее время ведется очень мало. Исследование вторичных образов имеет существенные трудности, как при описании основных эмпирических характеристик, так и на этапе теоретического поиска закономерностей, которые определяют организацию данной категории «первых сигналов».

    В первую очередь трудности вызваны отсутствием наличного, непосредственно действующего объекта-раздражителя, поэтому само представление из-за его отсутствия трудно поддается фиксированию «летучей» структурой.

    В результате этого экспериментально-психологическое исследование вторичных образов отстает от изучения первичных, сенсорно-перцептивных образов. Эмпирического материала здесь очень мало, а те данные, которые имеются, обычно фрагментарны и разрозненны. Например, большой и значительной проблемой является исследование процессов формирования представлений о самом себе.

    Таким образом, исследования представлений являются актуальной проблемой и полностью еще не решенной.

    spravochnick.ru

    ПРЕДСТАВЛЕНИЕ — это… Что такое ПРЕДСТАВЛЕНИЕ?

    чувственный образ предметов и явлений действительности, ранее воздействовавших на органы чувств. П., в к-рых более или менее точно воспроизводится образ чего-то, прежде воспринятого, являются П. памяти. П., в к-рых прошлые восприятия настолько переработаны, что содержанию этих П. нет прямого соответствия ни в прошлом личном опыте, ни в окружающей жизни, являются П. воображения. Кроме научного, термин «П.» имеет обиходное значение неполного, приблизительного, предварительного знания.

    В процессе познания П. является переходной ступенью от ощущения и восприятия к мышлению. В состав П. « входят, помимо внешних признаков, такие, к-рые открываются не непосредственно, а только при детальном умственном и физическом анализе предметов и их отношений друг к другу и к человеку» (Сеченов И. М., Избранные филос. и психол. произв., 1947, с. 489). П. как чувственный образ содержит черты, к-рые открываются человеку при непосредственном созерцании. В отличие от ощущений и восприятий, П. носит более или менее обобщённый характер. При этом степень обобщённости может быть разной в разных П. в зависимости от того, отражается ли в нём единичное явление или целый класс их (напр., П. об отд. конкретном человеке или П. о человеке вообще), связывается ли П. об объекте с к.-н. одной частной ситуацией или, наоборот, не зависит от неё. В П. отражаются не все, а лишь нек-рые, обычно наиб. часто повторяющиеся особенности объектов.

    Отбор особенностей объектов, к-рые закрепляются в П., не случаен, а зависит от направленности личности и гл. обр. от характера деятельности человека. У каждого человека образуются характерные для него П. Напр., П. о доме, стуле и т. п. вещах складываются у каждого человека индивидуальным путём и поэтому имеют какие-то особые черты.

    Но всё-таки у всех этих П. есть и то одинаковое, что позволяет всем безошибочно отличать данные вещи от других. Это объясняется общностью содержания опыта всех людей в отношении одних и тех же предметов. Поэтому П., хотя и складываются в индивидуальном сознании, получают общезначимые для всех черты. Т. о., уже в П. становится возможным постепенное освобождение образа, остающегося ещё наглядным, от той единичности, конкретности (только данный предмет и только в данной ситуации), к-рая отличает восприятие и без освобождения от к-рой невозможен переход к мышлению.

    Исключительная роль П. в процессе познания состоит в том, что с их помощью мысленно воссоздаётся действительность тогда, когда её непосредственное восприятие невозможно. Вместе с понятиями П. составляют одно из условий, обеспечивающих ориентировку в действительности, дают основу для решения теоретич. и практич. задач. Однако, являясь формой чувственного познания, П. не проникает в сущность предмета.

    Существование П. объясняется тем, что образы предметов и явлений, возникшие в мозгу под влиянием наличных объектов, не пропадают бесследно. Под влиянием воздействий, как-то связанных с первонач. впечатлением, нервная ткань может вновь прийти в состояние возбуждения, что и вызывает П. об отсутствующем предмете. Для формирования и функционирования П. необходимо слаженное взаимодействие первой и второй сигнальных систем, без чего П. не могло бы быть выражено в речи и др. видах знаковой активности человека (муз. звуки, рисование, выразит, движения и др.). Слово и знак позволяют углубить П. о действительности.

    П. как чувственные образы предметов классифицируются по модальности и подразделяются на зрительные, слуховые, двигательные и др. У разных людей преобладают разные виды П., что связано с характером практич. опыта и особенностями психич. склада человека. П. различают также по степени яркости, отчётливости. Эта особенность П. в Значит. степени связана с силой первонач. впечатления. Предельной силы П. достигают в случаях, известных под назв. эйдетизма, когда П. по своей яркости, детали-зированности совпадают с непосредственным восприятием объекта, хотя и происходит в его отсутствие.

    В практике обучения П., как правило, выступают в роли чувственной опоры при формировании понятий. Напр., формированию понятий о хим. свойствах разл. веществ способствуют П. о протекании соответствующих хим. реакций, в к-рых обнаруживаются эти свойства. Для формирования ист. понятий полезно, напр., вызвать у учащихся П. о внешнем облике типичных представителей того или иного класса, используя для этого рисунки, в т. ч. и рисунки самих учащихся, и т. п. В качестве чувственной опоры выступают не только П., к-рые специально формируются в процессе обучения, но и П., стихийно сложившиеся в собственном опыте ребёнка. Эти обиходные П. обычно недостаточно обобщённые и прочно связаны с к.-н. одной ситуацией, поэтому не могут быть полноценной опорой для понятий. Их следует исправлять, насыщая новым, подлинно науч. содержанием.

    Для формирования правильных П. важно выделить те условия, к-рые обеспечивают их создание. Общим условием формирования П. является наблюдение объекта, сопровождаемое словесным пояснением. Для повышения точности и полноты П. полезно включить в сферу наблюдения вместе с объектом, П. о к-ром должно быть создано, другой объект, в чём-то сходный с первым. Сравнение этих объектов способствует образованию более содержательных П., сохраняющих характерные особенности воспринятого объекта. Напр., наиб. благоприятным условием для образования П. о форме листьев разл. пород деревьев является одновременное восприятие разных типов листьев. Путём их сравнения устанавливается П. об отличит, особенностях каждого. Там, где уч. материал не связан с конкретными предметами, используется только словесное описание. Так, при чтении худож. лит-ры П. возникают на словесной основе.

    Другим условием, обеспечивающим возможность использования П. в качестве опоры для соответствующих понятий, является абстрагирующая деятельность мышления. Так, наблюдение определённого чертежа, напр. треугольника, будет способствовать правильному П. о любом треугольнике лишь в том случае, если учащийся сумеет абстрагироваться от всех специфич. особенностей данного треугольника (величина, положение на бумаге) и будет принимать во внимание только существенный и всеобщий для всех треугольников признак — 3 стороны.

    Очень важно, чтобы П. формировались на основе собственной практич. деятельности ребёнка. Так, существует большой круг задач (арифметич., физич. и т. п.), решение к-рых опирается на П. предметной ситуации задачи. Правильное их решение зависит от качества этих П., т.е. от того, насколько они соответствуют реальной ситуации, предполагаемой текстом задачи. Прежде чем учащийся научится представлять осн. отношения задачи в уме, он обычно пользуется изображением их в виде условного рисунка или схемы. Следует добиваться, чтобы такое изображение учащийся умел делать сам. В этой связи выделяется спец. проблема научить ребёнка действиям и приёмам, способствующим воссозданию условий задачи в адекватных им П.

    Использование П. в уч. работе при достаточном внимании к выработке конкретных приёмов по их формированию — одно из условий, обеспечивающее всестороннее, полное знание материала. Дальнейшее его изучение должно отливаться в форму понятия, с к-рым связано глубокое отражение существенного в предмете, действительное познание его.

    Лит.: Рубинштейн С. Л, Основы общей психологии, M.; Ананьев Б. Г., Проблема представления в сов. психол. науке, «Филос. зап.», 1950, т. 5; его же, Психология чувственного познания, М., 1960; Психол. исследования представлений и воображения, ИАПН РСФСР, 1956, в. 76; Кругляк М. И., О формировании представлений у школьников V—VI кл., ВП, 1964, № 6; Брунер Дж., О действенном и наглядно-образном представлении мира ребенком, в кн.: Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления, под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. В. Петухова, М., 1981; Арнхейм Р., Визуальное мышление, там же; Давыдов В. В., Проблема развивающего обучения, М., 1986, гл. 4; Салмина Н. Г., Знак и символ в обучении, М., 1988. А. Н. Ждан.

     

    Российская педагогическая энциклопедия. — М: «Большая Российская Энциклопедия». Под ред. В. Г. Панова. 1993.

    pedagogicheskaya.academic.ru

    Понятие и представление. Понятие и термин. Определение и структура понятия.

    ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ ПО КУРСУ «ЛОГИКА» («ЛОГИКА И ДИСКРЕТНАЯ МАТЕМАТИКА»)

    1. Логика как наука, ее предмет, структура, значение.

    Логика используется как для обозначения совокупности правил, которым подчиняется процесс мышления, отражающий действительность, а также для обозначения науки о правилах рассуждения и тех формах, в которых оно осуществляется.
    Практическое значение логики — повышение культуры мышления, которое становится более аргументируемым, эффективным и продуктивным. Как следствие – получение из одних истинных суждений другие и опровержение ложных .

    Виды логик.

    Математическая логика изучает логические связи и отношения, лежащие в основе дедуктивного (логического ) вывода. Разрабатывает применение математических методов к анализу форм и законов доказательного рассуждения.

    Классическая логика — одно из направлений математической логики, которое вслед за традиционной логикой каждому высказыванию приписывает лишь одно из двух истинностных значений: истину или ложь.
    Неклассическая логика — направление математической логики, которое исключает применение двузначной логики в рассуждениях о бесконечных множествах. Основоположник — голландский математик Луитцен Ян Эгбертус Брауэр (1881-1966).
    Трехзначная логика-высказывание может быть «истинно», «ложно», «нейтрально», а многозначная — истинностные значения: «вероятность»,«возможность», «невероятность», «невозможность» и т.п.).

    Понятие как форма мышления.

    Понятие – форма мышления, в которой отражаются существенные признаки предмета или класса однородных предметов.

    Понятие и представление. Понятие и термин. Определение и структура понятия.

    Понятие – форма мышления, в которой отражаются существенные признаки предмета или класса однородных предметов.
    Признаки – это мысли о свойствах и отношениях предметов
    Признаки бывают существенные (необходимые признаки, без которых предмет не может существовать в своей качественной определенности) и несущественные (второстепенные по важности признаки, теряя которые предмет остается самим собой).
    Представление служит необходимой предпосылкой от чувственного познания к абстрактному мышлению в логической форме понятий. Представление связано с конкретным человеком с его знанием и опытом, оно индивидуализировано. Понятие — не зависит от данного лица и является обобщенным и опосредованным продуктом преобразования чувственного материала в голове человека.
    Терминами (от лат. terminus — граница, предел) называют слова и словосочетания, которые предназначаются для максимально строгого и точного выражения тех или иных понятий.



    5. Содержание и объем понятия.

    Объем понятия — это совокупность предметов (класс), объединенных в этом понятии. Объем понятия может быть конечным (планеты Солнечной системы, студенты РАНХ и ГС) и бесконечным (растение, товар).
    Содержание понятия – множество признаков предмета, объединенных в понятии.
    Например, содержанием понятия «ромб» является совокупность двух существенных признаков: «быть параллелограммом», «иметь равные стороны».

    Виды понятий.

    Виды понятий по объему: Единичными называются понятия, которые соответствуют классам (множествам), состоящим из одного элемента. Например, «столица России», «ООН».
    Общими называются понятия, которые соответствуют классам (множествам), состоящим из двух и более элементов. Например, «человек», «звезда».
    Пустыми называются понятия объемы которых представляют собой классы реально не существующих предметов и существование которых не возможно. Например, «Баба Яга», «вечный двигатель».
    По содержанию: Конкретными называются понятия, в которых отражены одноэлементные или многоэлементные классы предметов. Например, «дом», «поэма Маяковского «Хорошо!».
    Абстрактными называются понятия, в которых мыслится не сам предмет, а какой-либо из признаков предмета, взятый отдельно от самого предмета. Например, «смелость», «белизна».
    Относительные – это понятия, в которых мыслятся предметы, существование одного из которых предполагает существования другого. Например, «дети» — «родители», «студент»- «преподаватель».
    Безотносительные это понятия, в которых мыслятся предметы, существующие самостоятельно, вне зависимости от другого предмета. Например, «завод», «деревня», «доменная печь».
    Собирательным называются понятия, в которых класс однородных предметов мыслится как единое целое. Например, «толпа», «лес», «полк».
    Содержание разделительного понятия можно отнести к каждому предмету данного класса, мыслимого в понятии. Например, «дом», «театр», «студент».
    Положительные понятия характеризуют в предмете наличие того или иного качества или свойства. Например, «грамотный человек», «принципиальность», «ненастье», «беспечность». Нельзя сказать «настье», «печность».
    Отрицательными называются понятия, в содержании которых указывается на отсутствии у предмета определенных свойств. Например, «некрашеный дом», «бескорыстная помощь».



    Классификация понятий.

     

    8. Суждение. Виды суждений.Суждение — это форма мышления, в которой утверждается или отрицается что-либо относительно предметов и явлений, их свойств, связей или отношений и которая обладает свойством выражать либо истину либо ложь. Например, «Земля — это планета», «Эгейское море старше черного моря».

    Виды: Простые(один субъект и один предикат).«Дом есть здание».

    Сложные (состоит из нескольких простых суждений, соединенных логическими союзами «и», «или», «если.., то»). «Если через проводник пустить ток, то он нагреется».

    Виды простых суждений, которые классифицируются

    по следующим основаниям.

    Умозаключения.

    Умозаключение — это форма мышления, посредством которой из одного или нескольких суждений выводится суждение, заключающее в себе новое знание.

    Суждения, из которых делается вывод, называется посылками умозаключения.

    Суждение, являющееся выводом умозаключения, называется заключением.

    Дедуктивные умозаключения.

    Умозаключения делятся на следующие основные виды: дедуктивные и индуктивные.

    Умозаключение называется дедуктивным, если между его посылками и заключением есть отношение логического следования. В дедуктивных умозаключениях процесс рассуждения направлен от общего к частному.

    В дедуктивных умозаключениях, если посылки истинны и при этом соблюдены соответствующие правила логики, то заключение тоже будет истинным.

    Если заключение выводится из одной посылки,

    то оно называется непосредственным

    умозаключением.

    Если заключение выводится из двух и более

    посылок, то такое умозаключение называется

    опосредованным.

    Одним из видов опосредованного

    умозаключения, состоящего из двух посылок, является силлогизм.

    Силлогистика. Основные понятия.

    Силлогизм — это дедуктивное умозаключение, в

    котором вывод совершается на основе соотношения

    терминов в одном или более категорических

    суждениях.

    Силлогизм может быть категорическим, условным,

    разделительным.

    Простой категорический силлогизм – это дедуктивное

    умозаключение, в котором из двух категорических

    суждений выводится новое категорическое суждение.

    Человек смертен;

    Сократ — человек;

    Сократ смертен.

    Условными силлогизмами называются силлогизмы, в

    которых обе посылки и заключение — условные суждения.

    Например.

    Если изучаешь логику, то правильно излагаешь свои мысли;

    Если правильно излагаешь свои мысли, то уважаем в обществе;

    Следовательно, если изучаешь логику, то уважаем в обществе.

    Если в силлогизме одна посылка является условным

    суждением, а вторая и заключение категорическим, силлогизм

    называется условно-категорическим.

    Например.

    Если ракете дана скорость выше 11, 2 км/сек, то такая ракета выйдет из

    зоны притяжения Земли;

    Данной ракете дана скорость выше 11,2 км/сек;

    Данная ракета выйдет из зоны притяжения Земли.

    Первая посылка имеет условное суждение, вторая –

    категорическое.

    Разделительными силлогизмами называются

    силлогизмы, в которых первая посылка

    разделительное суждение, а вторая посылка и

    заключение представляют собою разделительные и

    категорические суждения.

    Выделяют разделительно-категорический силлогизм

    (одна из посылок — разделительное суждение, другая

    и заключение — категорическое) и условно –

    разделительный или лемматический (одна посылка

    состоит из двух и более условных суждений, а другая

    является разделительным суждением ).Например, разделительно-категорический силлогизм :

    Суждение может быть либо утвердительным либо отрицательным;

    Это суждение не является утвердительным;

    Это суждение является отрицательным.

    В зависимости от числа членов в разделительной

    посылке этот силлогизм может быть дилеммой

    (разделительная посылка содержит два члена),

    трилеммой (разделительная посылка содержит три

    члена) и вообще полилеммой (разделительная посылка

    содержит более трех членов ).

    Наиболее используемой в практике мышления является

    дилемма.

    Дилемма бывает простой, сложной,конструктивной

    и деструктивной.

     

    III. Научная индукция.

    Научной индукцией называется такое умозаключение, в котором на основании познания необходимых признаков или необходимой связи части предметов класса делается общее заключение обо всех предметах этого класса.

    Научная индукция, так же как полная индукция и математическая индукция, дает достоверное заключение.

    Достоверность заключений научной индукции объясняется тем, что учитывается важнейшая из необходимых связей — причинная.

    Причиной называется такая объективная связь между двумя явлениями, когда одно из них вызывает другое, называемое следствием.

    Например, с помощью научной индукции делается заключение: «Всем людям для жизнедеятельности необходима влага».

    Применение научной индукции позволило сформулировать научные законы, например физические законы Архимеда, Кеплера, Ома и др.

    Закон тождества

    Рассуждая о каком-либо предмете, необходимо мыслить именно этот предмет с присущими ему существенными признаками.

    Мысль о предмете должна иметь определенное, устойчивое содержание, сколько бы раз она ни повторялась. Это важнейшее свойство мышления — его определенность — выражает закон тождества, согласно которому всякая мысль в процессе рассуждения должна быть тождественной самой себе.

    Закон тождества обычно формулируется как «А есть А», или «всякий предмет есть то, что он есть»,где под А понимается любая мысль. Из закона тождества вытекает важное требование: нельзя отождествлять различные мысли, нельзя тождественные мысли

    принимать за нетождественные.Это связано с тем, что любая мысль выражается словами,

    причем одна и та же мысль может быть выражена по-разному.

    С другой стороны, употребление многозначных слов и слов омонимов может привести к отождествлению различных мыслей. Отождествление различных мыслей может произойти в результате того, что разные люди в зависимости от профессии, жизненного опыта и т.д. вкладывают в одно и то же понятие разный смысл.

    Закон противоречия выражает одну из особенностей логического мышления –

    непротиворечивость. Он содержит в себе запрет мыслить и рассуждать

    противоречиво, квалифицирует противоречие как серьезную логическую ошибку, несовместимую с логическим мышлением. Противоречия затрудняют мысль, разрушают процесс познания.В общем виде противоречие может быть описано следующей

    формулой: «неверно, что А и не-А«, то есть неверно, что могут быть вместе истинными две мысли, одна из которых отрицает другую.

    Существует несколько форм противоречий:

    Логическое противоречие представляет собой соотношение взаимоисключающих суждении, взятых в одном контексте. Строго говоря, логическое противоречие есть противоречие между фрагментами зафиксированного знания.

    К примеру, суждение «Иванов — отличник» и «Иванов — задолжник», если в контексте не оговорено, что речь идет об одном и том же субъекте, противоречием не является.

    Диалектическое противоречие — противоречие развивающегося (изменяющегося) знания.

    Закон исключенного третьего действует только в отношении противоречащих (контрадикторных) суждений и формулируется следующим образом: два противоречивых (контрадикторных) суждения не могут быть одновременно ложными, одно из них необходимо истинно. Этот закон выражается формулой «А есть либо В, либо не-В «.

    Закон исключенного третьего формулирует важное требование к нашим мыслям: нельзя уклоняться от признания истинным одного из двух противоречащих друг другу суждений и искать нечто третье между ними.

    Если одно из них признано истинным, то другое необходимо признать ложным, а не искать третье, несуществующее суждение, так как третьего не дано.

    Значение закона состоит в том, что он указывает направление в отыскании истины: возможно только два решения вопроса, причем одно из них (и только одно) необходимо является истинным. Всякое среднее, третье решение исключено.

    Таблица истинности для рассмотренных операций логики высказываний

    a b _ a (a/\b) (aVb) (a=>b) (a<=>b)
    И И Л И И И И
    И Л Л Л И Л Л
    Л И И Л И И Л
    Л Л И Л Л И И

     

    Логические законы.

    Сложное высказывание х называется логическим законом или тавтологией, если оно истинно при всех комбинациях логических значений входящих в него простых высказываний. Логические законы играют исключительно важную роль при

    построении математических теорий: применяя логические законы, из верных утверждений получаем верные (доказываем теоремы).

    Основные логические законы

    22. Одноместные предикаты: основные понятия.

    Рассмотрим внутреннее строение высказываний. В каждом

    высказывании можно выделить некоторый предмет и свойство

    этого предмета. Например, “6<9”можно рассматривать как высказывание о предмете

    “число 6”, которое обладает свойством “быть меньше 9”. Вместо 6 можно подставить другие числа, получая при этом другие высказывания: “5<9”, “3<9” и др.

    Записав “х<9” и указав, какие значения может принимать переменная х, мы полностью опишем такие высказывания. Выражение типа “х<9” и “х-это город” называются одноместными предикатами и обозначаются Р(х), Q(х).

    Множество значений, которые принимает переменная х, входящая

    в предикат Р(х), называется полем этого предиката (обозначать

    будем М). При одном и том же свойстве предмета задавая разные множества

    значений, которые принимает х, мы получаем разные предикаты. При подстановке в предикат какого-то значения переменной х, мы получаем высказывание, которое будет истинным или ложным в зависимости от того, какое именно значение мы подставили.

    Таблицы, в которых указываются значения высказываний,

    получаемых из предикатов путём подстановки в них конкретных

    значений переменных называются матрицами предиката.

    Пример: Р(х) — “х имеет хвост”, М={обезьяна, кабан, человек}.

    Построим матрицу предиката.

    Или

    и истинно тогда, когда М имеется хотя бы одно значение переменной

    х, при подстановке которого в Р(х) получается истинное

    высказывание.

    Если таких переменных нет, то высказывание

    является ложным. Оно является истинным высказыванием, если в

    соответствующей строке матрицы предиката Р(х) имеется хотя бы

    одно значение “И”. Если же строка состоит только из “Л”, то

    высказывание ложно.

    24. Двухместные предикаты: основные понятия.

    В двухместных предикатах Р(x,y) выделяются две переменные, у

    которых есть свои поля Мх и Мy.

    Пример: Р(x,y) -“x>y” ; Mx={2;4}, My={0;1;3}. Матрица предиката

    имеет вид:

     

    ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ ПО КУРСУ «ЛОГИКА» («ЛОГИКА И ДИСКРЕТНАЯ МАТЕМАТИКА»)

    1. Логика как наука, ее предмет, структура, значение.

    Логика используется как для обозначения совокупности правил, которым подчиняется процесс мышления, отражающий действительность, а также для обозначения науки о правилах рассуждения и тех формах, в которых оно осуществляется.
    Практическое значение логики — повышение культуры мышления, которое становится более аргументируемым, эффективным и продуктивным. Как следствие – получение из одних истинных суждений другие и опровержение ложных .

    Виды логик.

    Математическая логика изучает логические связи и отношения, лежащие в основе дедуктивного (логического ) вывода. Разрабатывает применение математических методов к анализу форм и законов доказательного рассуждения.

    Классическая логика — одно из направлений математической логики, которое вслед за традиционной логикой каждому высказыванию приписывает лишь одно из двух истинностных значений: истину или ложь.
    Неклассическая логика — направление математической логики, которое исключает применение двузначной логики в рассуждениях о бесконечных множествах. Основоположник — голландский математик Луитцен Ян Эгбертус Брауэр (1881-1966).
    Трехзначная логика-высказывание может быть «истинно», «ложно», «нейтрально», а многозначная — истинностные значения: «вероятность»,«возможность», «невероятность», «невозможность» и т.п.).

    Понятие как форма мышления.

    Понятие – форма мышления, в которой отражаются существенные признаки предмета или класса однородных предметов.

    Понятие и представление. Понятие и термин. Определение и структура понятия.

    Понятие – форма мышления, в которой отражаются существенные признаки предмета или класса однородных предметов.
    Признаки – это мысли о свойствах и отношениях предметов
    Признаки бывают существенные (необходимые признаки, без которых предмет не может существовать в своей качественной определенности) и несущественные (второстепенные по важности признаки, теряя которые предмет остается самим собой).
    Представление служит необходимой предпосылкой от чувственного познания к абстрактному мышлению в логической форме понятий. Представление связано с конкретным человеком с его знанием и опытом, оно индивидуализировано. Понятие — не зависит от данного лица и является обобщенным и опосредованным продуктом преобразования чувственного материала в голове человека.
    Терминами (от лат. terminus — граница, предел) называют слова и словосочетания, которые предназначаются для максимально строгого и точного выражения тех или иных понятий.

    5. Содержание и объем понятия.

    Объем понятия — это совокупность предметов (класс), объединенных в этом понятии. Объем понятия может быть конечным (планеты Солнечной системы, студенты РАНХ и ГС) и бесконечным (растение, товар).
    Содержание понятия – множество признаков предмета, объединенных в понятии.
    Например, содержанием понятия «ромб» является совокупность двух существенных признаков: «быть параллелограммом», «иметь равные стороны».

    Виды понятий.

    Виды понятий по объему: Единичными называются понятия, которые соответствуют классам (множествам), состоящим из одного элемента. Например, «столица России», «ООН».
    Общими называются понятия, которые соответствуют классам (множествам), состоящим из двух и более элементов. Например, «человек», «звезда».
    Пустыми называются понятия объемы которых представляют собой классы реально не существующих предметов и существование которых не возможно. Например, «Баба Яга», «вечный двигатель».
    По содержанию: Конкретными называются понятия, в которых отражены одноэлементные или многоэлементные классы предметов. Например, «дом», «поэма Маяковского «Хорошо!».
    Абстрактными называются понятия, в которых мыслится не сам предмет, а какой-либо из признаков предмета, взятый отдельно от самого предмета. Например, «смелость», «белизна».
    Относительные – это понятия, в которых мыслятся предметы, существование одного из которых предполагает существования другого. Например, «дети» — «родители», «студент»- «преподаватель».
    Безотносительные это понятия, в которых мыслятся предметы, существующие самостоятельно, вне зависимости от другого предмета. Например, «завод», «деревня», «доменная печь».
    Собирательным называются понятия, в которых класс однородных предметов мыслится как единое целое. Например, «толпа», «лес», «полк».
    Содержание разделительного понятия можно отнести к каждому предмету данного класса, мыслимого в понятии. Например, «дом», «театр», «студент».
    Положительные понятия характеризуют в предмете наличие того или иного качества или свойства. Например, «грамотный человек», «принципиальность», «ненастье», «беспечность». Нельзя сказать «настье», «печность».
    Отрицательными называются понятия, в содержании которых указывается на отсутствии у предмета определенных свойств. Например, «некрашеный дом», «бескорыстная помощь».

    Классификация понятий.

     

    8. Суждение. Виды суждений.Суждение — это форма мышления, в которой утверждается или отрицается что-либо относительно предметов и явлений, их свойств, связей или отношений и которая обладает свойством выражать либо истину либо ложь. Например, «Земля — это планета», «Эгейское море старше черного моря».

    Виды: Простые(один субъект и один предикат).«Дом есть здание».

    Сложные (состоит из нескольких простых суждений, соединенных логическими союзами «и», «или», «если.., то»). «Если через проводник пустить ток, то он нагреется».

    Виды простых суждений, которые классифицируются

    по следующим основаниям.

    cyberpedia.su

    Понятие и его отличия от представления

    Понятие – это опосредованное и обобщенное знание о предмете, раскрывающее его существенные объективные связи и отношения. Главным признаком понятия и понятийного мышления является родовидовая структура, в которой расчленены и соотнесены более частные и более общие компоненты.

    Понятие следует отличать от представления. Представление образно-наглядно; выражает по преимуществу единичное. Содержание понятия нельзя наглядно представить, но его можно мыслить или знать, т.е. понятие абстрактно. Понятие выходит за пределы непосредственной наглядности, выражает общее, раскрывая существенные стороны и их взаимосвязи. Представление – это образ, возникший в индивидуальном сознании, формой существования понятия является слово, понятие — продукт исторического развития научного знания на основе развития общественной практики.

    Содержание представления может быть выражено одним словом, а содержание понятия раскрывается лишь в суждении («окружность есть геометрическое место точек, равноудаленных от центра»). Суждение – результат мыслительного процесса, устанавливающий отношение субъекта к предмету его мысли.

    Образ, также как и понятие, обладает обобщенностью, может быть носителем смысла, значения предмета (художественное мышление, метафоры). Но это разные обобщения. В образе отражаемое отношение между предметами неотделимо от ситуации в целом. Обобщенность же понятия заключается в том, что оно отражает отношение между объектами независимо от того, видоизменяются ли сами объекты; существующее между ними отношение сохраняется как неизменное.

    Генетически первичной формой мышления является суждение, элементами которого служат представления, а вторичной – понятие. Аналогично этому у ребенка первоначально возникают фразы, а затем отдельные слова. Если структурной единицей суждения является образ, то структурная единица понятия носит трехчленный характер: отражение соотносимых объектов (два компонента) и отражение отношения между ними (третий компонент). Речевой эквивалент понятия аналогично состоит из трех компонентов – двух предметных эквивалентов (подлежащее и сказуемое) и эквивалента их связывания или соотнесения (связка, которая может присутствовать также в скрытой форме).

    Специфическая характеристика понятийного мышления – понимание (понятность мысли).  Заключается в возможности выражения одной и той же мысли разными способами (логическими и грамматическими средствами). Субъект и предикат суждения могут меняться местами, но смысл (отношение между ними) сохраняется – Солнце освещает Землю, Земля освещается Солнцем, Землю освещает Солнце. Чем больше понимания данного отношения, тем большим числом способов оно может быть выражено.

    В реальном же процессе мышления понятия и представления даны в единстве. Понятие и представление выражают разные, но взаимосвязанные стороны действительности. Взаимосвязь понятий и представлений явственно выступает в моменты затруднений, когда человек обращается к представлениям, чтобы на них непосредственно проследить мысль. Включаясь в мыслительный процесс, образ интеллектуализируется, переходя от вещного представления к схеме (несущественное, случайное в образе отступает на задний план).
     

    psyera.ru

    понятие представление — это… Что такое понятие представление?

    
    • поношенный носил поддерживаемый
    • понятный

    Смотреть что такое «понятие представление» в других словарях:

    • понятие — Представление, идея. См. мнение, мысль иметь понятие, прививать правильные понятия… Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. понятие мнение, суждение, соображение, взгляд,… …   Словарь синонимов

    • представление как репрезентация — /ВЛЕЧЕНИЯ/ Нем.: Vorstellungsreprдsentanz или tant. Франц.: Reprйsentant reprйsentation. Англ.: ideational representative. Исп.: reprйsentante ideativo. Итал.: rap presentanza data da una rappresentazione. Португ.: reprйsentante ideativo. •… …   Словарь по психоанализу

    • Представление (психология) — У этого термина существуют и другие значения, см. Представление. В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение …   Википедия

    • ПОНЯТИЕ — общее имя с относительно ясным содержанием и сравнительно четко очерченным объемом. П. являются, напр., «химический элемент», «закон», «сила тяготения», «астрономия», «поэзия» и т.п. Отчетливой границы между теми именами, которые можно назвать П …   Философская энциклопедия

    • представление — См. воззрение, зрелище, изображение, мнение, мысль, понятие, просьба… Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. представление понятие; зрелище; воззрение, изображение, мнение,… …   Словарь синонимов

    • Представление знаний — Представление знаний  вопрос, возникающий в когнитологии (науке о мышлении), в информатике и в исследованиях искусственного интеллекта. В когнитологии он связан с тем, как люди хранят и обрабатывают информацию. В информатике  с подбором …   Википедия

    • Представление информации — Представление знаний  вопрос, возникающий в когнитологии (науке о мышлении), в информатике и в искусственном интеллекте. В когнитологии он связан с тем, как люди хранят и обрабатывают информацию. В информатике  основная цель  подбор представления …   Википедия

    • ПОНЯТИЕ — ПОНЯТИЕ, понятия, ср. 1. Логически расчлененная общая мысль о предмете, включающая ряд взаимносвязанных признаков (научн.). Определение понятия. Понятие квадрата. Понятие прибавочной стоимости. Содержание понятия. Противоречащие друг другу… …   Толковый словарь Ушакова

    • представление — наглядные образы предметов, сцен и событий, возникающие на основе припоминания или продуктивного воображения. В отличие от восприятий, могут носить обобщенный характер. Если восприятия относятся только к настоящему, то представления к прошлому и… …   Большая психологическая энциклопедия

    • ПРЕДСТАВЛЕНИЕ — ПРЕДСТАВЛЕНИЕ, воспроизведенный памятью образ от бывших ранее раздражений. Прежняя психология проводила резкую грань между ощущением (см.) и П. Ощущение получается при непосредственном воздействии на нас предмета, напр. мы ощущаем красный цвет… …   Большая медицинская энциклопедия

    • Представление — наглядный образ предмета, воспроизведенный по памяти в воображении . Образы представлений, как правило, менее ярки и менее детальны, чем образы восприятия , но в них находит отражение самое характерное для данного предмета. При этом степень… …   Психологический словарь


    dic.academic.ru

    Понятие и представление. Основы общей психологии

    Понятие и представление

    Понятие и связано с многообразными взаимопереходами с представлением, и вместе с тем существенно отлично от него. В психологической литературе их обычно отожествляют, сводя понятие к общему представлению, либо внешне противополагают, отрывая понятие от представления, либо, наконец, — в лучшем случае — внешне же соотносят друг с другом.

    Первая точка зрения представлена в учении эмпирической ассоциативно-сенсуалистической психологии.

    Еще Дж. Локк сформулировал этот взгляд. Особенную наглядность придает ему коллективными фотографиями Ф.Гальтон, в которых он на одной и той же пленке делал один снимок поверх другого; накладывание их друг на друга приводило к тому, что индивидуальные признаки стирались и сохранялись лишь общие черты. По этому образцу мыслил ряд психологов, придерживавшихся этой концепции на природу понятий и процесс их образования. Общее понятие, с их точки зрения, будто бы отличается от единичного наглядного образа только как коллективная гальтоновская фотография от портрета. Но именно это сравнение очень наглядно обнаруживает и несостоятельность этой теории.

    Результат механического наложения различных наглядных образов-представлений, выделяющего общие для них черты, никак не может быть отожествлен с подлинным понятием. В таком общем представлении сплошь и рядом не вскрыто существенное и утеряно единичное и особенное. Между тем для общности подлинного понятия необходимо, чтобы оно брало общее в единстве с особенным и единичным и вскрывало в нем существенное. Для этого оно, не порывая с чувственной наглядностью представления, должно выйти за его пределы. Понятие гибко, но точно, общее же представление расплывчато и неопределенно. Общее представление, образованное посредством выделения общих черт, является лишь внешней совокупностью признаков, настоящее же понятие берет их во взаимосвязях и переходах.

    Вторую точку зрения особенно заостренно проводила вюрцбургская школа и психология, находящаяся под влиянием ее идей.

    Третья реализуется в различных вариантах психологами разных школ.

    В действительности понятие нельзя ни сводить к представлению, ни отрывать от него. Они не тожественны, но между ними существует единство; они исключают друг друга, как противоположности, поскольку представление образно-наглядно, а понятие не наглядно, представление — даже общее — связано более или менее непосредственно с наглядной единичностью, отражает явление в его более или менее непосредственной данности, а в понятии преодолевается ограниченность явления и раскрываются его существенные стороны в их взаимосвязи. Тем не менее понятие и представление взаимосвязаны и взаимопроникают друг в друга, явление и сущность, общее и единичное в самой действительности. В реальном процессе мышления представление и понятие даны поэтому в некотором единстве. Наглядный образ-представление в процессе мышления обычно все более схематизируется и обобщается. Эта схематизация не сводится к обеднению представления признаками, к простой утрате некоторых черт, — она обычно превращается в своеобразную реконструкцию наглядного образа, в результате которой в самом образе выступают на передний план те наглядные черты предмета, которые объективно наиболее характерны и практически существенны для него; несущественные же черты как бы стушевываются и отступают на задний план.

    В результате той обработки и преобразования, которой неизбежно подвергается образное содержание представлений, будучи включенным в мыслительную деятельность, образуется целая ступенчатая иерархия все более обобщенных и схематизированных представлений, которые, с одной стороны, воспроизводят восприятия в их индивидуализированной единичности, а с другой — переходят в понятия. Таким образом, само представление имеет тенденцию к понятию, к тому, чтобы в единичном представить общее, в явлении — сущность, в образе — понятие.

    С другой стороны, мышление в понятиях, реально протекающее в сознании людей, всегда связано с представлениями. Экспериментальное исследование с полной очевидностью показало как то, что мышление в понятиях не сводится к течению представлений, так и то, что мышление в понятиях реально всегда связано с включающимися в него представлениями. Представления в процессе мышления в понятиях даны в слишком отрывочном, фрагментарном виде, чтобы можно было к ним свести весь ход мысли; вместе с тем их наличие слишком закономерно для процесса мышления, чтобы их можно было считать совершенно случайным, не связанным с самой природой мышления, явлением. При этом понятие и представления не просто сосуществуют и сопутствуют друг другу; они взаимосвязаны по существу. Представление, наглядный образ выражают по преимуществу единичное, понятие — общее. Они отражают разные, но необходимо взаимосвязанные стороны действительности.

    Взаимосвязь понятия с представлением особенно явственно выступает в моменты затруднений. Встречаясь с трудностями, протекающая в понятиях мысль часто обращается к представлениям, испытывая потребность «сличить мысль и вещи», привлечь наглядный материал, на котором можно было бы непосредственно проследить мысль. Принцип наглядности в преподавании является не просто внешним дидактическим приемом; он имеет глубокие гносеологические и психологические основы в природе мыслительного процесса. Зрелая мысль, особенно в моменты затруднений, с внутренней закономерностью реализует этот принцип наглядности в своем протекании. Она включает наглядные представления либо с тем, чтобы отдельные детали, данные в представлении и утраченные в абстрактном понятии, как бы натолкнули мысль на решение задачи, указали выход из затруднения, либо с тем, чтобы закрепить отдельные этапы и облегчить этим сознанию возможность следить за сложным ходом мысли. Выполняя в мыслительной деятельности индивида эту двойную функцию, представления внутренне сочетаются с понятиями. 122 При всем том понятие остается существенно, качественно отличным от представления. Основное различие между ними заключается в конечном счете в том, что представление является образом, возникающим в индивидуальном сознании, понятие же — опосредованное словом образование, продукт исторического развития.

    Методика экспериментального психологического исследования мышления в понятиях определялась в значительной мере общей концепцией понятия. В соответствии с этим основное внимание ряда исследователей было сосредоточено на процессе абстракции общих свойств или признаков в ряде данных предметов.

    Наряду с методами исследования абстракции значительное место в изучении понятий занял метод определений: природу понятий, которыми оперирует испытуемый, должно вскрыть определение, которое они этому понятию дают. Основной недостаток метода определений заключается в том, что, взятый сам по себе, он не учитывает возможного расхождения между словесным определением, которое испытуемый в состоянии дать понятию, и тем самым значением, которое реально приобретает у испытуемого это понятие в процессе его употребления, особенно в связи с наглядным контекстом. Можно относительно хорошо владеть понятием и испытывать затруднения при его словесном определении. С другой стороны, можно усвоить словесное понятие и тем не менее не уметь им оперировать. Метод определения, таким образом, исследует только одно, и притом не действенное, проявление понятия. Этот недостаток лишь ограничивает значимость, но не исключает возможности использования метода определения.

    Суждениеявляется основным актом или формой, в которой совершается мыслительный процесс. Мыслить — это прежде всего судить. Всякий мыслительный процесс выражается в суждении, которое формулирует его более или менее предварительный итог. Суждение отражает в специфической форме ступень человеческого познания объективной действительности в ее свойствах, связях и отношениях. Отношение суждения к его предмету, т. е. истинность суждения, является проблемой логики.

    В плане психологическом суждение — это некоторое действие субъекта, которое исходит из определенных целей и мотивов, побуждающих его высказать или принять. Оно является результатом мыслительной деятельности, приводящей к установлению определенного отношения мыслящего субъекта к предмету его мысли и к суждениям об этом предмете, установившимся в окружении индивида. Суждение имеет в своей основе действенный характер и необходимо заключает в себе социальный аспект.

    Социальный аспект суждения в значительной степени обусловливает структуру суждения: большая или меньшая его усложненность обусловлена, по крайней мере отчасти, отношением к чужой мысли.

    Суждение первично формируется в действии. Всякое действие, поскольку оно носит избирательный характер, поскольку оно что-то принимает и утверждает и что-то устраняет, отвергает, является по существу практическим суждением; это суждение действием или суждение в действии.

    Суждение реального субъекта редко представляет собой только интеллектуальный акт в том «чистом» виде, в каком оно фигурирует в трактатах логики. Выражая отношение субъекта к объекту и другим людям, суждение обычно в большей или меньшей степени насыщено эмоциональностью. В суждении проявляется личность, ее отношение к происходящему, как бы приговор ее. Суждение является вместе с тем и волевым актом, поскольку субъект в нем нечто утверждает или отвергает; «теоретические» акты утверждения и отрицания заключают в себе и практическое отношение.

    Это отношение к другим людям устанавливается в суждении на основе познавательного отношения к объективной действительности. Поэтому заключающееся в суждении положение объективно истинно или не истинно; субъективно, как высказывание субъекта, оно обладает для него той или иной достоверностью. Оно в сугубо психологическом плане правдиво или ложно, в зависимости от того, адекватно или неадекватно оно выражает убеждение субъекта в истинности или неистинности того или иного положения; оно истинно или не истинно в зависимости от того, адекватно ли оно отражает свой объект.

    Всякое суждение притязает на истинность. Но ни одно суждение не является само в себе безусловной истиной. Поэтому возникает необходимость в критике и проверке, в работе мышления над суждением. Рассуждение— это и есть работа мысли над суждением, направленная на установление и проверку его истинности. Суждение — и исходный, и конечный пункт рассуждения. И в одном и в другом случае суждение извлекается из изолированности, в которой не может быть установлена его истинность, и включается в систему суждений, т. е. в систему знания. Рассуждение является обоснованием, когда, исходя из суждения, оно вскрывает посылки, которые обусловливают его истинность и таким образом обосновывают его. Рассуждение принимает форму умозаключения, когда, исходя из посылок, оно раскрывает ту систему суждений, которая из них следует.

    Поделитесь на страничке

    Следующая глава >

    psy.wikireading.ru

    представление (1.понятие) — это… Что такое представление (1.понятие)?

    
    представление (1.понятие)

    представление (1.понятие)

    מוּשָׂג ז’

    Русско-ивритский словарь. Академик. 2013.

    • представиться
    • представление (2.театр.)

    Смотреть что такое «представление (1.понятие)» в других словарях:

    • ПРЕДСТАВЛЕНИЕ — одна из форм чувственного познания, наряду с ощущением и восприятием, но в отличие от них возникающая при отсутствии непосредственного контакта с отражаемым объектом. В этом смысле представление приближается к понятию и иногда характеризуется как …   Профессиональное образование. Словарь

    • ПОНЯТИЕ — общее имя с относительно ясным содержанием и сравнительно четко очерченным объемом. П. являются, напр., «химический элемент», «закон», «сила тяготения», «астрономия», «поэзия» и т.п. Отчетливой границы между теми именами, которые можно назвать П …   Философская энциклопедия

    • понятие — Представление, идея. См. мнение, мысль иметь понятие, прививать правильные понятия… Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. понятие мнение, суждение, соображение, взгляд,… …   Словарь синонимов

    • представление — См. воззрение, зрелище, изображение, мнение, мысль, понятие, просьба… Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. представление понятие; зрелище; воззрение, изображение, мнение,… …   Словарь синонимов

    • Представление знаний — Представление знаний  вопрос, возникающий в когнитологии (науке о мышлении), в информатике и в исследованиях искусственного интеллекта. В когнитологии он связан с тем, как люди хранят и обрабатывают информацию. В информатике  с подбором …   Википедия

    • Представление информации — Представление знаний  вопрос, возникающий в когнитологии (науке о мышлении), в информатике и в искусственном интеллекте. В когнитологии он связан с тем, как люди хранят и обрабатывают информацию. В информатике  основная цель  подбор представления …   Википедия

    • ПОНЯТИЕ — ПОНЯТИЕ, понятия, ср. 1. Логически расчлененная общая мысль о предмете, включающая ряд взаимносвязанных признаков (научн.). Определение понятия. Понятие квадрата. Понятие прибавочной стоимости. Содержание понятия. Противоречащие друг другу… …   Толковый словарь Ушакова

    • представление — наглядные образы предметов, сцен и событий, возникающие на основе припоминания или продуктивного воображения. В отличие от восприятий, могут носить обобщенный характер. Если восприятия относятся только к настоящему, то представления к прошлому и… …   Большая психологическая энциклопедия

    • ПРЕДСТАВЛЕНИЕ — ПРЕДСТАВЛЕНИЕ, воспроизведенный памятью образ от бывших ранее раздражений. Прежняя психология проводила резкую грань между ощущением (см.) и П. Ощущение получается при непосредственном воздействии на нас предмета, напр. мы ощущаем красный цвет… …   Большая медицинская энциклопедия

    • Представление — наглядный образ предмета, воспроизведенный по памяти в воображении . Образы представлений, как правило, менее ярки и менее детальны, чем образы восприятия , но в них находит отражение самое характерное для данного предмета. При этом степень… …   Психологический словарь

    • ПОНЯТИЕ — ПОНЯТИЕ, я, ср. 1. Логически оформленная общая мысль о классе предметов, явлений; идея чего н. П. времени. П. качества. Понятия науки. 2. Представление, сведения о чём н. Иметь, получить п. о чём н. 3. обычно мн. Способ, уровень понимания чего н …   Толковый словарь Ожегова


    russian_hebrew.academic.ru

    Отправить ответ

    avatar
      Подписаться  
    Уведомление о