Понятие представлений
Представление — это психический процесс отражения в сознании человека объектов окружающей действительности, чувственно-наглядные образы которых сохранились благодаря его предшествующему перцептивному опыту.
В повседневной жизни под представлением понимают разновидность внутреннего опыта, т.е. картины, открывающиеся «мысленному взору». Представления относятся также к опыту, полученному в других областях восприятия, таких как слух, вкус и кинестезия.
Обычно представления характеризуют как блеклые и быстротечные, лишенные деталей и фрагментарные внутренние образы. В. Вундт рассматривал представления как один из трех основных элементов сознания — наряду с ощущениями и чувствами — как ранее испытанные и восстановленные в памяти сенсорно-перцептивные впечатления.
После того как Дж. Уотсон назвал их «призраками ощущений», представления постепенно утратили свою привлекательность в качестве объектов исследования. Интерес к ним вновь возник в 60-70-е гг. XX в., когда в рамках когнитивной парадигмы проводились исследования по проблемам научения, восприятия, мышления и смыслообразования.
Наиболее полно в современной психологии исследования представлений рассмотрены в книге Ф.А. Йейтс «Искусство памяти». По ее мнению, представления играют важную роль в мнемотехнике — когда приемы запоминания основываются на внутренних образах уже известных событий. Представления изучают также в нейропсихологии.
Так, при исследованиях мозга было обнаружено, что правое полушарие сильнее вовлечено в обработку визуальных форм и структур по сравнению с левым полушарием, причем мысленное вращение фигуры испытуемыми занимает приблизительно то же время, которое потребовалось бы для осуществления ее реального вращения.
Б.Р. Бугельски приводит результаты исследования запоминания образных слов и слов, имеющих высокий индекс значения.
Было обнаружено, что слова, характеризующиеся высокой образностью, заучиваются быстрее и дольше удерживаются в памяти человека.
Вместе с тем по поводу сущности представлений по-прежнему есть разногласия, а их использование в практической деятельности опережает возможности теоретических и эмпирических исследований. Предмет собственно представлений трудно определить: он «размыт» в психологии восприятия, памяти, мышления и воображения.
Как утверждает Е.Б. Старовойтенко, представления, называемые по их близости к перцептам «вторичными образами», существуют во множестве форм, приближающихся, с одной стороны, к сенсорно-перцептивным феноменам, а с другой — к феноменам мышления.
Таким образом, в широком смысле термин «представления» включает в себя собственно представления, образы и понятия, а также связанные с ними оценки и коннотации. По мнению A.M. Шахнаревича и Н.М. Юрьевой, представление — это субъективное отражение связи и эмоциональных отношений действительности. Они характеризуются образностью, функциональной компенсаторностью, эмоциональной окрашенностью и оценочностью.
Изучение представлений
Представление как психический процесс занимает особое место среди других познавательных процессов. Л. М. Веккер — известный теоретик в области психических процессов — предлагал считать представления вторичными образами. Экспериментально-психологическое исследование этих самых вторичных образов, вопреки его теоретической и прикладной актуальности, несоизмеримо отстаёт от изучения первичных, сенсорно-перцептивных образов.
Разные теоретические школы позволяют по-разному интерпретировать тот или иной фактический материал в области представлений. Мало такого эмпирического материала, который признавался бы всеми исследователями. Имеющиеся данные чрезвычайно фрагментарны и разрозненны.
Исследования представлений являются актуальной и вместе с тем так и не решённой полностью проблемой. Есть такие, например, темы, к которым в экспериментальной психологии так и не было подобрано своего ключика: скажем, проблема исследование процессов формирования представлений человека о самом себе.
Представления это такой психический познавательный процесс, который является опосредующим звеном между первосигнальными психическими процессами, организованными в форму образов различных видов, и второсигнальными мыслительными (речемыслительными) психическими процессами. Последние составляют уже сугубо человеческий уровень отражения психической информации.
У представлений выделяют такую характеристику, как обобщённость, которая является «сквозным» параметром всех психических процессов. Исследование обобщённости представлений привело к вопросу о необходимости взаимосвязи восприятия и памяти. Обобщённость образа выражает отнесённость отображаемого в нём объекта к определённому классу, а класс при этом не может быть содержанием актуального, т, е. в данный момент совершающегося отражения.
Поэтому обязательным посредствующим звеном выступает включённость апперцепции, т. е. образов, сформированных в прошлом опыте и воплощённых в тех извлекаемых из памяти эталонах, с которыми сличается каждый актуальный перцепт. Такие эталоны и есть представления, аккумулирующие в себе признаки различных единичных образов. На основе этих признаков строится «портрет класса объектов». Тем самым обеспечивается возможность перехода от перцептивно-образного к понятийно-логическому отображению структуры класса предметов, однородных по какой-либо совокупности своих признаков.
Представление может рассматриваться как звено между восприятием и памятью. Вторичные образы (представления) соединяют восприятие с мышлением. Однако эта связка мало исследуется психологами-экспериментаторами. Причины:
— в экспериментах нельзя «пощупать» наличный, непосредственный объект-раздражитель представления,
— представление очень «летучая», то есть неустойчивая структура,
— сложности с описанием основных эмпирических характеристик представлений,
— сложности с формулировкой гипотез, описывающих предполагаемые закономерности.
Литература
Веккер Л. М. Психические процессы: В 3-х тт. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1974.
См. также
Представление
- Ассоциации представлений
- Виды представлений
- Индивидуальные особенности представления
- Основные характеристики представления
- Пространственные представления
- Функции представления
Что такое мысленные представления? | Оксфорд Академик
Иконка Цитировать Цитировать
Разрешения
- Делиться
- Фейсбук
- Твиттер
- Электронная почта
Укажите
Сморчкова, Юлия, Кшиштоф Доленга и Тобиас Шлихт (редакторы), Что такое мысленные представления? (
New York, 2020; онлайн-издание, Oxford Academic, 17 июня 2021 г. ), https://doi.org/10.1093/oso/9780190686673.001.0001, по состоянию на 19май 2023 г.
Выберите формат Выберите format.ris (Mendeley, Papers, Zotero).enw (EndNote).bibtex (BibTex).txt (Medlars, RefWorks)
Закрыть
Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicЧто такое ментальные репрезентации?МетафизикаФилософия разумаОксфордская стипендия онлайнКнигиЖурналы Мобильный телефон Введите поисковый запрос
Закрыть
Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicЧто такое ментальные репрезентации?МетафизикаФилософия разумаОксфордская стипендия онлайнКнигиЖурналы Введите поисковый запрос
Расширенный поиск
Abstract
Ментальная репрезентация является одной из основных теоретических конструкций в рамках когнитивной науки и, вместе с введением компьютера в качестве модели разума, ответственна за «когнитивный поворот» в психологии и смежных областях.
Представление о когнитивных процессах, таких как восприятие, двигательный контроль и рассуждение, как о процессах, состоящих в манипулировании содержательными проводниками, представляющими мир, позволило нам уточнить наши объяснения поведения и привело к огромным эмпирическим достижениям. Несмотря на центральную роль, которую понятие играет в когнитивной науке, не существует единогласно принятой характеристики ментальной репрезентации. Технологический и методологический прогресс в когнитивных науках породил множество вычислительных моделей мозга и разума, многие из которых ввели несовместимые друг с другом понятия ментальной репрезентации. Это распространение заставило некоторых философов усомниться в метафизическом статусе и объяснительной полезности этого понятия. Эта книга содержит современные главы по теме ментальной репрезентации, собирая некоторых ведущих экспертов в этой области и позволяя им участвовать в содержательном обмене мнениями по некоторым из наиболее спорных вопросов.Ключевые слова: ментальная репрезентация, когнитивная наука, психология, неврология, функционализм, дефляционизм, натурализация содержания, интенциональность, механистическое объяснение, естественный вид
Субъект
Метафизика Философия Разума
Коллекция: Оксфордская стипендия онлайн
Содержание
Передняя часть
- Страница авторского права
- Предисловие
- Авторы
- Расширять Введение
- Расширять 1
Дефляционный счет ментальной репрезентации
- Расширять 2
Защита репрезентативного реализма
- Расширять 3
Дефляционный дефляционизм в отношении ментальной репрезентации
- Расширять 4
Представление как согласование с отсутствием
- Расширять 5
Овеществление представлений
- Расширять 6
Расположенные ментальные репрезентации: зачем нам нужны ментальные репрезентации и как мы должны их понимать
- Расширять 7
Репрезентативные виды
- Расширять 8
Функционалистские взаимосвязи психологических состояний человека Inter Se , то же самое для марсиан
- Расширять 9
Неестественное ментальное представление
- Расширять 10
Обнаружение ошибок и репрезентативные механизмы
Конечная Материя
- Индекс
Войти
Получить помощь с доступом
Получить помощь с доступом
Доступ для учреждений
Доступ к контенту в Oxford Academic часто предоставляется посредством институциональных подписок и покупок. Если вы являетесь членом учреждения с активной учетной записью, вы можете получить доступ к контенту одним из следующих способов:
Доступ на основе IP
Как правило, доступ предоставляется через институциональную сеть к диапазону IP-адресов. Эта аутентификация происходит автоматически, и невозможно выйти из учетной записи с IP-аутентификацией.
Войдите через свое учреждение
Выберите этот вариант, чтобы получить удаленный доступ за пределами вашего учреждения. Технология Shibboleth/Open Athens используется для обеспечения единого входа между веб-сайтом вашего учебного заведения и Oxford Academic.
- Нажмите Войти через свое учреждение.
- Выберите свое учреждение из предоставленного списка, после чего вы перейдете на веб-сайт вашего учреждения для входа.
- Находясь на сайте учреждения, используйте учетные данные, предоставленные вашим учреждением. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
- После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.
Если вашего учреждения нет в списке или вы не можете войти на веб-сайт своего учреждения, обратитесь к своему библиотекарю или администратору.
Вход с помощью читательского билета
Введите номер своего читательского билета, чтобы войти в систему. Если вы не можете войти в систему, обратитесь к своему библиотекарю.
Члены общества
Доступ члена общества к журналу достигается одним из следующих способов:
Войти через сайт сообщества
Многие общества предлагают единый вход между веб-сайтом общества и Oxford Academic. Если вы видите «Войти через сайт сообщества» на панели входа в журнале:
- Щелкните Войти через сайт сообщества.
- При посещении сайта общества используйте учетные данные, предоставленные этим обществом. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
- После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.
Если у вас нет учетной записи сообщества или вы забыли свое имя пользователя или пароль, обратитесь в свое общество.
Вход через личный кабинет
Некоторые общества используют личные учетные записи Oxford Academic для предоставления доступа своим членам. См. ниже.
Личный кабинет
Личную учетную запись можно использовать для получения оповещений по электронной почте, сохранения результатов поиска, покупки контента и активации подписок.
Некоторые общества используют личные учетные записи Oxford Academic для предоставления доступа своим членам.
Просмотр учетных записей, вошедших в систему
Щелкните значок учетной записи в правом верхнем углу, чтобы:
- Просмотр вашей личной учетной записи и доступ к функциям управления учетной записью.
- Просмотр институциональных учетных записей, предоставляющих доступ.
Выполнен вход, но нет доступа к содержимому
Oxford Academic предлагает широкий ассортимент продукции. Подписка учреждения может не распространяться на контент, к которому вы пытаетесь получить доступ. Если вы считаете, что у вас должен быть доступ к этому контенту, обратитесь к своему библиотекарю.
Ведение счетов организаций
Для библиотекарей и администраторов ваша личная учетная запись также предоставляет доступ к управлению институциональной учетной записью. Здесь вы найдете параметры для просмотра и активации подписок, управления институциональными настройками и параметрами доступа, доступа к статистике использования и т. д.
Покупка
Наши книги можно приобрести по подписке или приобрести в библиотеках и учреждениях.
Информация о покупке
Реклама
Реклама
Важность репрезентации в психологии
Этот пост в блоге был написан Дэмиеном В. Риггсом, Элизабет Пил и Соней Эллис.
На протяжении более века психологи пытались разобраться с темами секса, гендера и сексуального разнообразия. Начиная с работы Фрейда и продолжая добавлением полового, гендерного и сексуального разнообразия в различные версии Диагностического и статистического руководства по психическим расстройствам, психологические дисциплины, к лучшему или к худшему, играли заметную роль в том, как лесбиянок, геев, бисексуалов, трансгендеров, интерсексуалов и квир (ЛГБТИК) понимают.
Источник: использовано с разрешения Cambridge University Press
В частности, в области психологии ранние исследования в значительной степени использовали патологический подход, стремясь продемонстрировать семейные «причины» гомосексуализма или гендерного разнообразия. Хотя из этого есть заметные исключения, например, в работах Эвелин Хукер и Джун Хопкинс, психология в середине 20-го века была питательной средой для теорий, которые были либо менее чем положительными, либо полностью патологизирующими лесбиянок и геев в частности. В то же время психологи играли все большую роль в обеспечении доступа трансгендеров к услугам.
Таким образом, с точки зрения репрезентации, первые набеги психологии на жизнь ЛГБТИК-людей были в основном негативными и служили закреплению в обществе воображаемых стереотипов о ЛГБТИК-людях, которые существуют и по сей день. К ним относятся предположения о беспорядочных половых связях среди геев и бисексуалов, мнение о том, что принадлежность к полу определяет пол, убеждение, что гендерное и сексуальное разнообразие можно «исправить» с помощью терапии, а также предположение, что гомосексуальность представляет собой психическое расстройство.
Однако с 1980-х годов развилось новое течение психологии, главной целью которого было утверждение жизни ЛГБТИК-людей. Часто (хотя и не всегда) под руководством самих ЛГБТИК-исследователей и клиницистов это утверждающее направление психологии бросало вызов стереотипам, изложенным выше, и выступало за изменения как внутри дисциплины, так и в обществе в целом. В этот же период психологические ассоциации сформировали свои собственные группы, сети и формальные структуры, которые стремились признать изучение жизни ЛГБТИК-людей отдельной областью психологии.
Второе издание нашего учебника «Психология лесбиянок, геев, бисексуалов, трансгендеров, интерсексуалов и квир-психологов: введение» во многом знаменует собой важный момент в развитии этой области психологии. Он служит для того, чтобы подчеркнуть, как много было сделано с момента первоначального утверждения психологических подходов к жизни ЛГБТИК-людей. Это также подчеркивает, как далеко нам еще предстоит зайти, особенно в том, что касается инклюзивных и утверждающих представлений о жизни людей, рожденных с интерсексуальными вариациями, людей с небинарным полом и квир-людей.
Центральное место в нашей книге занимает репрезентация: как жизнь ЛГБТИК представлена в психологии, как психология может играть важную пропагандистскую роль с точки зрения создания позитивных и подтверждающих представлений о ЛГБТИК, и как психология как дисциплина понимает свою отношение к области психологии ЛГБТИК. Представительство, как мы утверждаем, — это не просто нечто большее. Скорее, речь идет о лучшем, большем и критическом представлении людей ЛГБТИК: представлениях, которые бросают вызов идее о том, что существует одно единственное ЛГБТИК-повествование, представлениях, которые признают разнообразие в жизнях ЛГБТИК-людей, и представлениях, которые принимают во внимание дисциплину психология по своим историческим (а в ряде случаев и продолжающимся) менее чем положительным представлениям.
Важно отметить, что, как мы уже говорили в первом издании нашей книги, гетеросексуальный и/или цисгендерный психолог или исследователь может быть «ЛГБТИК-психологом». Хотя, как мы предположили выше, в области ЛГБТИК в основном лидируют ЛГБТИК-люди, это не ограничивает область какой-либо определенной группой, и, безусловно, гетеросексуальные и/или цисгендерные люди внесли жизненно важный вклад в психологическое изучение жизни ЛГБТИК-людей. . Действительно, мы бы предположили, что для того, чтобы репрезентация в рамках психологии действительно включала ЛГБТИК-людей, необходимы голоса всех.