Причинно-следственная связь: понятие и примеры
Причинно-следственная связь: понятие и примеры
Причинно-следственная связь: понятие и примеры
Всех приветствую! Помню, как в 2015 году выступал А. Безбородов в какой-то новостной передаче по ЕГЭ по истории. И там его какая-то учительница спросила, что такое причинно-следственная связь и как их в эссе по истории формулировать? Сам вопрос от данной молодой учительницы произвел лично на меня неизгладимое впечатление.
Мне всегда думалось, что уж вузе то ты, четыре — пять лет по изучав историю, уж точно должен это знать… Оказалось, что не все такие образованные. В связи с этим вот и написал этот пост, чтобы ребята, будущие выпускники точно узнали, что такое эти причинно-следственные связи.
Что такое эти связи?
Причинно-следственная связь — это сцепка причин, событий и последствий, к которым все это привело. Эти связи есть везде: в криминалистике, в административном праве, в истории. Любой человек должен уметь определять: прочему произошли какие-то события и какие последствия они за собой несут.
Эти связи можно представить в виде дерева, корни которого — это причины, ветки — события, а листва — последствия. Если ты посадил дерево — будь готов к последствиям, которые мы, например описывали в случае подачи негаторного иска в суд.
Также рекомендую прочесть статью «Как я пошел учиться на программиста с нуля»=>>
Один мальчик заехал другому по носу. Почему? Потому что второй (которому заехали по носу), должен был денег. А почему получил по носяку именно сейчас? Потому что посмотрел с высока на своего кредитора. Вот, чтобы не зазнавался и знал свое место и отоварился.
Почему нацистская Германия напала на Советский союз в июне 1941 года? Потому что исповедовала нацизм, была агрессивной по своей природе. Повода как такового не было. Немецкий посол заявил, что якобы СССР накануне обстрелял румынские аэродромы, а Румыния — союзница Германии, вот потому и Германия напала на СССР.
Чтобы корректно изучить историю на должном уровне, нужно представлять себе причинно-следственные связи практически всех наиболее важных событий. Вы это можете сделать самостоятельно, как описано в этом посте. А можете воспользоваться уже готовым разбором в видеоуроках на наших курсах подготовки к ЕГЭ по истории.
Вы можете скачать видео, выложенное выше и презентацию к нему, поставив лайк:
[pwal description=»Чтобы закачать видео с презентацией, поставьте лайк:»]СКАЧАТЬ ВИДЕО И ПРЕЗЕНТАЦИЮ=>>[/pwal]
С уважением, Андрей Пучков
ege59.ru
Причинно-следственная связь в мире | Pod-Zodiakom.ru
- Вот я взял список из Вики других законов сохранения:
Закон сохранения энергии
Закон сохранения импульса
Закон сохранения момента импульса
Закон сохранения массы
Закон сохранения электрического заряда
Закон сохранения лептонного числа
Закон сохранения барионного числа
Закон сохранения чётности
В общем, куда ни кинь, везде клин. Ничто не появляется ниоткуда и не исчезает никуда. Если принимать эти законы за истину, то как можно ставить под сомнение причинно-следственную связь между явлениями и событиями в мире.
Споры о предопреленности событий идут веками. Но логика нам говорит о том, что если не принять то, что у всего происходящего есть причина, точнее, набор причин, остается только одно. Признать, что многое в нашем мире происходит случайно, без причины, ни с того, ни сего…
Примеры. Лежал на обочине дороги камень, потом вдруг случайно подпрыгнул и перелетел на пару метров. Плывут облака по небу, тихо и спокойно, с запада на восток, и вдруг одно облако случайно изменило траекторию и погнало себе на север.
Однако, основную роль в разногласиях сторонников детерминизма и противников, возникает из-за присутствия в этом мире нас с вами. То есть, любой, здравомыслящий человек, должен осознавать, что если бы не наличия у нас разума и сознания, все, без исключения процессы были бы абсолютно предопределены.
Теоретически, траекторию каждой пылинки, поведение каждой капельки воды, можно рассчитать, и точно предсказать, что с ними будет в определенный момент времени в той или иной точке пространства. В этом разрезе, наглядным примером может служить пояс астероидов, который находится между орбитами Марса и Юпитера.
Астероидов миллионы, они постоянно сталкиваются друг с другом, меняют направления полета. Казалось бы, все их столкновения случайны. Но, на самом деле, если учесть абсолютно все детали этих тел, их массы, траектории, то можно с абсолютной точностью сказать, что случится с каждым их них через некоторое время.
И никаких случайностей там нет. Случайность, это всего лишь действие непонятых нами законов и принципов. Практически невозможно просчитать все, что происходит в мире. Из-за этой невозможности люди придумали слово — «случайность». Понятно ведь, что никакой астероид, ни самый маленький, ни самый большой, не может просто так, взять и полететь в произвольном направлении.
Думаю, с причинно-следственной связью неживого каменного мира все понятно. Дальше, если мы населим мир животными и растениями. Поменяет ли это на причинно-следственные связи в обитаемом мире? Казалось бы, растительный мир не может изменить ход событий, а вот животные же имеют право выбора.
Но, так только кажется. Мы ставим перед собакой две миски, одну с едой, другую с водой. И вот, можно сказать, что у нее есть выбор, пить ей, или есть. Выбор есть, но относительный. Абсолютного выбора это животное не имеет.
Голодная псина начнет сначала есть, тогда как, сытая, но мучимая жаждой плевать хотела на еду. Ей нужна вода. И так всегда, везде и во всем. Этот небольшой пример, может показать умеющим думать, то, что наш физический мир находится в тисках причинно-следственных связей.
Итак, надеюсь, большинство из читателей согласны со мной в том, что если бы Земля была населена только флорой и фауной, то все события на ней были бы подчинены строгой причинно-следственной связи.
Давайте теперь добавим сюда человека, в смысле человечество вообще. Теперь, скажут многие, совсем другое дело. Люди же умеют планировать жизнь, просчитывать свои шаги, большинство вообще, на каждом углу кричит, что человек сам кузнец своего счастья.
О, если бы это было так. Во-первых, мы бы никогда не спотыкались, не болели, не травмировались, не умирали бы, в конце концов. Мы, в смысле, человечество, до сих пор не можем, ни понять, ни объяснить, как функционирует наше тело.
А если браться за сознание и разум с памятью, то это вообще, по выражению одного известного нейрохирурга: — Тьма дремучая. Исследования последних лет показали, что решение что-либо сделать, появляется у нас в мозгу, как светящаяся часть в определенной области, на несколько десятков секунд раньше, чем мы это решение осознаем.
Но мы остаемся в полной уверенности в том, что это мы додумались сами. Да вспомните, разве не было у вас такого, что не можешь вспомнить какое-то слово, имя, фамилию. Забыл, и все. Проходит несколько минут и оно, забытое слово, вдруг всплывает, так сказать, из глубин памяти.
Однако, как это происходит, где хранится, каким образом упаковано, мы не имеем ни малейшего представления. Что там говорить еще об обменных процессах, частоте дыхания и пульса. В общем и целом, имеющаяся у нас свобода выбора, как и у собаки перед двумя мисками, только кажущаяся, относительная.
И находится она в той же причинно-следственной зависимости от обстоятельств. Каждый наш выбор между несколькими действиями, уже сделан за нас. К такому выводу приходишь, если честно задаешь вопрос — почему и честно наго отвечаешь.
Ну и, несколько слов тем, кто полагает, что человек свободен, на основании того, что Господь сотворил его свободным.. Эти люди забывают, что Бог не делал нас такими, какими мы видим сейчас с вами друг друга. Данную нам свободу мы потеряли, когда нас выгнали из Рая.
Так что не нужно путать божий дар с яичницей. Ясно, что поймет то, о чем я говорю, малая часть, но все равно добавлю, для еще меньшей части, главная задача человечества вообще, вновь стать свободными, и выйти из оков причинно-следственных связей. И религии этому активно способствуют.
Да, и раз я уж коснулся духовной темы, еще вот что. Уверен, кое для кого это будет откровением. Мир, весь мир, а не та малюсенькая его часть, которую мы видим, называя материальной, имеет многоплановую структуру.
Яркий пример звук и свет. Звуки мы начинаем воспринимать примерно с 16 гц (колебаний в секунду) и заканчиваем слышать после 20 тысяч гц. Все, до и после, для нас тишина. Со светом, относящимся нашими учеными к электромагнитным волнам, хотя, справедливости ради, никто и здесь не может даже приблизительно, сказать, что такое, эти волны. Ну, да ладно…
Так вот, любое мало-мальски нагретое тело испускает инфракрасные лучи. Мы их не видим. После нагревания до примерно 500 градусов лучи становятся красными, увеличение температуры дает прохождение всех цветов радуги до фиолетового. И дальше, снова привет, уже ультрафиолет нашему зрению недоступен. Не говоря уже о большей частоте.
То есть, видим мы только небольшой кусочек всего существующего излучения. Существуют миры с большей частотой, чем наш, уже поэтому мы их видеть не можем. Это так, упрощенно. И количество вселенных с разной частотой вибраций, ничем не ограниченно.
Устроено так, что высшие миры могут управлять и менять что-либо в низших мирах. Наоборот — нет. В нашем с вами физическом мире может что-то изменить только тот, кто находится на более высоком плане. А на его мир, тот, кто находится на еще более высоком плане.
Таким образом, есть много планов причинности, чем выше, тем больше свободы для волеизъявления. Наш мир на достаточно низком уровне, чтобы можно было всерьез говорить о нашей свободе от привязанности к причинно-следственным связям.
Но, нужно учесть, сам человек тем и отличается от всего остального, что содержит в себе все существующие планы бытия. Ну, или существую одновременно сразу во всех. Но, пока он захвачен иллюзией материальности, его более тонкоматериальные составляющие спят.
При таком раскладе, говорить о том, что мы свободны, крайне наивно. Мы, в абсолютном большинстве своем, рабы своих желаний, чувств, страстей… И это много печально и мало комично. Какая уж тут свобода..
Кое-кто старается отстоять свою точку зрения, утверждает, что, будто бы , в Библии сказано, что мы свободны. Зашел у нас со старым знакомым разговор, он как раз и решил привести мне такой аргумент. Я спросил, в каком месте Писание об этом говорится?
Можно привести места, в которых подчеркивается, что мы не свободны, а где идет речь о нашей свободе выбора?
Не найдя других аргументов, н ответил примерно так:
— Я не помню, точно, где. Ну может, да, в отдельных местах и идет речь о предопределенности, но в целом Библия говорит что мы свободны в выборе.
Тогда мне пришлось сказать своему знакомому следующее:
— Ты понимаешь, что ты говоришь? Что забор, в котором каждая отдельная доска зеленая, в целом красный!
pod-zodiakom.ru
Примеры причинно-следственной связи в школьной программе :: SYL.ru
Примеры причинно-следственной связи помогают преподавателю любой учебной дисциплины выстраивать логические цепочки между событием и его последствиями. Что они собой представляют? Это связи, с помощью которых можно одно явление считать причиной, а второе назвать его следствием.
Особенности обучения
В настоящее время основой для формирования глубоких знаний у подрастающего поколения является причинно-следственная связь. Примеры для детей, позволяющие понять значимость изучаемых битв и сражений, развития живых организмов, сути химических процессов подбирает учитель. Например, если смешать между собой кислоту и щелочь, они вступят в реакцию нейтрализации. Следствием будет образование в качестве продукта реакции воды, а причиной выступит смешивание растворов. На этом моменте учитель заостряет внимание, чтобы проиллюстрировать суть причинно-следственных связей.
Цели и задачи
В курсе любой учебной дисциплины, изучаемой в рамках школьной программы, перед педагогом поставлены следующие цели и задачи:
- превратить образование в мотивированный и целеустремленный процесс;
- продумать виды самостоятельного контроля, выстроить для каждого школьника индивидуальную образовательную траекторию;
- использовать внутренние дополнительные резервы, а также методические приемы для повышения качества знаний.
Разнообразные примеры причинно-следственной связи, используемые преподавателем, помогают ему объединять активные и интерактивные методы, формы, технологии познавательной деятельности школьников на уроках биологии, истории, географии, физики.
Например, если толкнуть с горы сани, они покатятся вниз. Причиной явления будет сила толчка и действие земного притяжения, а следствием – движение саней с горы. Работая с различными учебными дисциплинами, учитель подбирает примеры связей типа «причина-следствие» для более качественного усвоения детьми предложенного материала.
Возможные приемы
Разнообразные примеры причинно-следственной связи способствуют углублению знаний, осознанию отдельных событий. Наглядность является основным приемом, используемым педагогом для установления вместе с воспитанниками логической цепочки, касающейся определенного явления или события.
Под наглядностью принято подразумевать такой вариант обучения, который предполагает формирование знаний на основе конкретных изображений. Для детей младших классов при объяснении сути природных явлений примеры причинно-следственной связи могут быть наглядно проиллюстрированы учителем с помощью понятных картинок. Например, из-за понижения температуры воздуха капельки воды превращаются в снежинки, поэтому на землю выпадает снег. Весь процесс может быть отображен на соответствующем плакате.
Наглядность может иметь различные формы. Среди способов изучения различных явлений и событий особое внимание уделяют просмотру тематических кинофильмов, картин.
Значение причинно-следственных связей
Почему так важна в образовательном процессе причинно-следственная связь? Примеры в психологии, касающиеся этого вопроса, поясняют значимость выявления связи между событием и его последствиями.
Это особенно актуально для активизации познавательной деятельности школьников. Например, после знакомства с фотографией Екатерины II, представленной в школьном учебнике истории, ребята находят связь между взглядом, надменным выражением лица императрицы и особенностями ее характера, который отражался в нюансах управления государством. То есть особенности нрава императрицы, психологические аспекты ее личности были причиной многих исторических решений, повлекших за собой определенные последствия. Безусловно, для выстраивания логической связи, осознания всех личностных характеристик исторического лица, побудительных причин его решений необходима квалифицированная консультация учителя.
По тому же алгоритму педагог действует, объясняя азы иных дисциплин. По мере изучения любого предмета, действия или явления учениками обнаруживается причинно-следственная связь. Примеры в истории, химии, физике, связанные с подобными действиями, найти достаточно легко. Любое взаимодействие органических или неорганических веществ, изучаемое на уроках, предполагает не только составление химических реакций, но и указание признаков их протекания. Например, при разложении перманганата калия происходит выделение кислорода. Это является причиной возгорания тлеющей лучинки, вносимой в колбу. Таким же образом причинно-следственные связи выделяются при изучении всех жизненных явлений.
Заключение
Школьник учится связывать строение и свойства веществ, понимать логику поступков исторических персон, опираясь на психологические аспекты, пробует находить между ними причинно-следственные звенья. Любой учитель, который по-настоящему любит свой предмет, старается включать в объяснение нового материала максимальное количество наглядных примеров.
Так, при рассмотрении вопросов, связанных с традициями и культурой русского народа, можно провести урок в краеведческом музее. Ребята, рассматривая живое свидетельство истории, познакомятся со своими историческими корнями, будут бережно относиться к традициям и обычаям предков, понимать глубинные причины исторического развития собственного этноса.
Логическая связь необходима для доказательства различных теорем на уроках алгебры и геометрии, рассмотрения особенностей химических и физических процессов, анализа и понимания исторических пластов, личностных психологических аспектов. Прежде чем приступать к установлению причинно-следственной связи, необходимо запастись определенной теоретической базой по анализируемому вопросу. Только в этом случае можно рассчитывать на желаемый результат.
www.syl.ru
Примеры причинно-следственной связи в уголовном праве
В соответствии с законодательством Российской Федерации установление причинно-следственных связей является обязательным пунктом расследования преступлений. Оно является звеном между определенными событиями или условиями и конечным результатом противоправного действия или бездействия. Такой тип связи имеет место только в тех случаях, когда преступление доведено до конца, а именно наступили негативные последствия.
Основная информация
Причинно-следственная связь в уголовном праве используется для обнаружения вины того или иного лица в конкретном преступлении. По закону ответственность несут только за опасные для общества последствия, связанные с действием или бездействием нарушителя. Следовательно, если негативные последствия для общества наступили из-за поступков (или их отсутствия) гражданина, то он должен быть привлечен к уголовной ответственности. В случае когда общественно опасные последствия наступили из-за действий или поведения других лиц, к гражданину не могут быть применены какие-либо санкционные меры. В связи с этим важное значение имеет вопрос о том, может ли поступок лица стать причиной наступления негативных или преступных последствий.
Уголовное право как наука
Эта гуманитарная дисциплина опирается на материалистическую философию. Научная теория о причинно-следственной связи между действием лица (или отсутствием таковых) и их негативным результатом для общества исходит из того, что в природе все события взаимосвязаны и обусловлены.
Любые поступки или отсутствие действий лица чем-то обусловлены. Для того чтобы понять, явилось ли поведение гражданина поводом для наступления опасных последствий для общества, в уголовном праве применяется особый метод. Два этих события искусственно изолируют друг от друга, после чего становится ясно, какое из них стало причиной, а какое следствием. Такой способ в материалистической философии и законодательстве Российской Федерации является отправным действием при проведении расследования и решении вопроса о том, есть ли причинно-следственная связь. В уголовном праве теория исходит из учения о закономерностях и стихийных событиях.
Философско-материалистическая теория
Данное учение предполагает обоснование необходимости процессами и явлениями, которые связаны между собой. То есть в конкретных условиях события развиваются планомерно.
Случайность же, напротив, не имеет существенной привязанности к предыдущим событиям. Это скорее побочное явление, которое необязательно наступит и не может быть предсказано.
Философско-материалистическая теория рассматривает необходимость как совокупность случайностей. В результате случайность — неотъемлемая часть и проявление необходимости.
Учитывая все обстоятельства происшествия, уголовное право рассматривает его, как результат необходимости и случайности. То есть преступления могут быть закономерными и стихийными, но ответственность за них наступает только при проявлении необходимости. Это обусловлено тем, что человек способен правильно отражать, познавать только закономерные события.
Вывод о том, что преступление стало следствием действий конкретного лица, делается на основании временной последовательности. Например, если действие лица происходило после наступления результата, то оно не может рассматриваться, как причина.
Виды связи
В настоящее время есть две категории, по которым характеризуют состав преступления. Примеры причинно-следственной связи:
- Прямая. При этом развитие события спровоцировано поведением лица, которое несло опасность для общества. Никакие иные силы и люди не влияли на процесс. Например, преступник выстрелил потерпевшему прямо в сердце.
- Осложненная отличается тем, что конечный результат — это действие не только злоумышленника, но и сторонних сил. Например, один человек слегка оттолкнул другого, пострадавший поскользнулся и угодил под колеса автомобиля.
Во втором случае примеры причинно-следственной связи характеризуются наличием возможности для совершения преступления и действием сторонних сил.
При расследовании ответственность лица за происшествие уменьшается в зависимости от количества стороннего воздействия на событие, учитывается преступный умысел и прочие обстоятельства.
Примеры причинно-следственной связи
Для того чтобы можно было считать поведение лица основанием для преступления, оно должно формировать вероятность наступления негативных последствий. То есть муж не виноват в том, что жена утонула на курорте, даже если он приобрел ей путевку на море. Соединительное звено в этой цепочки отсутствует, ведь действия заботливого супруга не формировали опасности для пострадавшей.
Примеры причинно-следственной связи, где отправной точкой стало бездействие лица в судебном разбирательстве, считаются спорными. Дело в том, что бездействие граждан не формирует ситуацию, а позволяет случиться тому, что закономерно.
В любом случае данный момент является очень важным в расследовании и устанавливается посредством судебной экспертизы и прочего, для предъявления правильного обвинения. Особенно это актуально, когда имеет место смертельный исход. Следствием выясняется, как именно можно квалифицировать действия виновного: умышленное убийство, превышение необходимой обороны, причинение смерти по неосторожности. Каждый вариант имеет свою меру пресечения, основания и относится к отдельному пункту законодательства.
fb.ru
Причинно-следственная связь — Психологос
Причинно-следственная связь — связь между явлениями, при которой одно явление, называемое причиной, при наличии определенных условий порождает другое явление, называемое следствием.Если собаке давали мясо одновременно с включением лампочки, то через несколько повторений выделение слюны у собаки начиналось не только на само мясо, но и на включение лампочки. Образовался условный рефлекс. Повторение совпадений двух раздражителей — причина, рефлекс — следствие.
Корреляция или причинно-следственная связь
Частая ошибка — в корреляции разглядеть причинно-следственную связь.
Наибольшая продолжительность жизни отмечается в регионах Шотландии с наименьшей плотностью населения и самым низким уровнем безработицы. В США продолжительность жизни коррелирует с уровнем дохода (жизнь бедняков и людей невысокого социоэкономического статуса чаще обрывается преждевременно). В современной Великобритании профессиональный статус коррелирует с продолжительностью жизни. Согласно результатам исследования, проводившегося в течение 10 лет с участием 17 350 государственных служащих Великобритании, количество смертей среди работников управленческого аппарата в 1,6 раза больше, а среди конторских служащих и рабочих — соответственно в 2,2 и 2,7 раза больше, чем среди управленцев высшего звена (Adler et al., 1993, 1994). Складывается впечатление, что в разное время и в разных географических точках между статусом и здоровьем существует вполне определенная взаимозависимость.
Приведенный выше пример взаимосвязи статуса и продолжительности жизни иллюстрирует наиболее распространенную как среди любителей, так и среди профессионалов ошибку мышления: когда два фактора «идут рука об руку», как статус и состояние здоровья, трудно не поддаться искушению и не сделать вывод о том, что один является причиной другого. Можно предположить, что статус каким-то образом защищает человека от того, что может причинить вред его здоровью. Или все совсем не так, и хорошее здоровье не следствие, а причина активности и успеха? Может быть, долгожители успевают накопить больше денег, и именно поэтому на их могилах стоят более дорогие надгробия? Корреляционное исследование позволяет нам сделать прогноз, но оно не может ответить на вопрос о том, вызовет ли изменение одного параметра (например, социального статуса) изменение другого параметра (например, состояния здоровья).
Факт: те дети, которых родители часто били, обычно хуже учатся и чаще демонстрируют асоциальное поведение. Значит ли, что одно следует из другого? Совершенно не очевидно. Скорее, и жестокие наказания детей, и плохая учеба вместе с асоциальным поведением — следствие того, что это дети росли в неблагополучных семьях.
Факт: дети с развитым чувством собственного достоинства обычно учатся лучше, чем дети с низким самоуважением. Значит ли это, что чувство собственного достоинства является причиной, а хорошая успеваемость — следствием? Нет, корреляция здесь еще ничего не говорит о том, что является причиной, а что — следствием. См.→
www.psychologos.ru
Причинная связь в уголовном праве: теории, виды, примеры
Перейти к контенту- +7(499) 288-17-41 — Москва
- +7(812) 317-60-13 — Санкт-Петербург
Поиск:
- Уголовная ответственность
- Виды наказаний за совершение преступлений
- Уголовная ответственность несовершеннолетних
- Преступления
- Преступления в сфере компьютерной информации
- Преступления в сфере экономической деятельности
- Преступления против жизни и здоровья людей
- Преступления против свободы, чести и достоинства
- Преступления против семьи и несовершеннолетних
- Преступления против собственности
- Уголовное законодательство
- Уголовное дело
- Уголовный кодекс
- Уголовный процесс
ugolovnoe.com
Примеры причинно-следственной связи в уголовном праве
В соответствии с законодательством Российской Федерации установление причинно-следственных связей является обязательным пунктом расследования преступлений. Оно является звеном между определенными событиями или условиями и конечным результатом противоправного действия или бездействия. Такой тип связи имеет место только в тех случаях, когда преступление доведено до конца, а именно наступили негативные последствия.
Причинно-следственная связь в уголовном праве используется для обнаружения вины того или иного лица в конкретном преступлении. По закону ответственность несут только за опасные для общества последствия, связанные с действием или бездействием нарушителя. Следовательно, если негативные последствия для общества наступили из-за поступков (или их отсутствия) гражданина, то он должен быть привлечен к уголовной ответственности. В случае когда общественно опасные последствия наступили из-за действий или поведения других лиц, к гражданину не могут быть применены какие-либо санкционные меры. В связи с этим важное значение имеет вопрос о том, может ли поступок лица стать причиной наступления негативных или преступных последствий.
Уголовное право как наука
Эта гуманитарная дисциплина опирается на материалистическую философию. Научная теория о причинно-следственной связи между действием лица (или отсутствием таковых) и их негативным результатом для общества исходит из того, что в природе все события взаимосвязаны и обусловлены.
Любые поступки или отсутствие действий лица чем-то обусловлены. Для того чтобы понять, явилось ли поведение гражданина поводом для наступления опасных последствий для общества, в уголовном праве применяется особый метод. Два этих события искусственно изолируют друг от друга, после чего становится ясно, какое из них стало причиной, а какое следствием. Такой способ в материалистической философии и законодательстве Российской Федерации является отправным действием при проведении расследования и решении вопроса о том, есть ли причинно-следственная связь. В уголовном праве теория исходит из учения о закономерностях и стихийных событиях.
Философско-материалистическая теория
Данное учение предполагает обоснование необходимости процессами и явлениями, которые связаны между собой. То есть в конкретных условиях события развиваются планомерно.
Случайность же, напротив, не имеет существенной привязанности к предыдущим событиям. Это скорее побочное явление, которое необязательно наступит и не может быть предсказано.
Философско-материалистическая теория рассматривает необходимость как совокупность случайностей. В результате случайность — неотъемлемая часть и проявление необходимости.
Учитывая все обстоятельства происшествия, уголовное право рассматривает его, как результат необходимости и случайности. То есть преступления могут быть закономерными и стихийными, но ответственность за них наступает только при проявлении необходимости. Это обусловлено тем, что человек способен правильно отражать, познавать только закономерные события.
Вывод о том, что преступление стало следствием действий конкретного лица, делается на основании временной последовательности. Например, если действие лица происходило после наступления результата, то оно не может рассматриваться, как причина.
Виды связи
В настоящее время есть две категории, по которым характеризуют состав преступления. Примеры причинно-следственной связи:
- Прямая. При этом развитие события спровоцировано поведением лица, которое несло опасность для общества. Никакие иные силы и люди не влияли на процесс. Например, преступник выстрелил потерпевшему прямо в сердце.
- Осложненная отличается тем, что конечный результат — это действие не только злоумышленника, но и сторонних сил. Например, один человек слегка оттолкнул другого, пострадавший поскользнулся и угодил под колеса автомобиля.
Во втором случае примеры причинно-следственной связи характеризуются наличием возможности для совершения преступления и действием сторонних сил.
При расследовании ответственность лица за происшествие уменьшается в зависимости от количества стороннего воздействия на событие, учитывается преступный умысел и прочие обстоятельства.
Примеры причинно-следственной связи
Для того чтобы можно было считать поведение лица основанием для преступления, оно должно формировать вероятность наступления негативных последствий. То есть муж не виноват в том, что жена утонула на курорте, даже если он приобрел ей путевку на море. Соединительное звено в этой цепочки отсутствует, ведь действия заботливого супруга не формировали опасности для пострадавшей.
Примеры причинно-следственной связи, где отправной точкой стало бездействие лица в судебном разбирательстве, считаются спорными. Дело в том, что бездействие граждан не формирует ситуацию, а позволяет случиться тому, что закономерно.
В любом случае данный момент является очень важным в расследовании и устанавливается посредством судебной экспертизы и прочего, для предъявления правильного обвинения. Особенно это актуально, когда имеет место смертельный исход. Следствием выясняется, как именно можно квалифицировать действия виновного: умышленное убийство, превышение необходимой обороны, причинение смерти по неосторожности. Каждый вариант имеет свою меру пресечения, основания и относится к отдельному пункту законодательства.
autogear.ru