Причинно следственные связи примеры – Причинно-следственная связь — психология

Понимание причинно-следственных связей НА ПРИМЕРЕ ПРЕДМЕТА «ГЕОГРАФИЯ»

Понимание причинно-следственных связей НА ПРИМЕРЕ ПРЕДМЕТА «ГЕОГРАФИЯ»

Одной из задач обучения географии является установление причинно-следственных связей, так как их раскрытие позволяет понять сущность географических объектов, процессов и явле­ний. Если учитывать, что наглядное представление объекта, процесса и явления облегчает понимание, то работа со схемой обеспечит понимание причинно-следственных связей.

Рассмотрим пример работы со схемой на уроке географии в 8 классе по теме «Континентальный климат». В процессе по­строения схемы и рассуждения на тему «Почему для континен­тального климата характерно малое количество осадков?» уча­щимся предлагается представить и изобразить перемещение воздушных масс (на схеме они обозначаются символом – чело­вечком) и изменение влажности (на схеме – ведро с водой или без воды).

Рассуждение осуществляется с опорой на схему по следую­щей логике: континентальный климат формируется в централь­ных частях материков, удаленных от влияния морского воздуха, поэтому в течение всего года там господствуют континенталь­ные воздушные массы: летом – тропические, жаркие и очень сухие, зимой – умеренные, холодные и сухие. Зимний воздух более влажный, чем летний.

Вопрос: Почему летом господствуют тропические массы?

Континентальный умеренный климат характеризуется изме­нением климатических показателей с запада на восток (вглубь континента – суши), в том числе быстрым уменьшением годово­го количества осадков – от 700 до 150 мм.

Вопрос: Почему, чем дальше от влияния Атлантического океана, тем более сухой климат?

Главные факторы (условия) распределения атмосферных осадков:

  • Географическая широта местности – при продвижении к тро­пическим и субтропическим широтам количество осадков уменьшается (образуются ландшафты степей, полупустынь и пустынь).
  • Континентальность географического положения – удаленность территории от источника увлажнения: внутриконтинентальные районы получают намного меньше осадков, чем приморские.
  • Рельеф — горный барьер, встречающийся на пути воздушной массы, заставляет воздух подниматься вверх и тем самым спо­собствует конденсации. Поэтому на наветренных склонах, в вы­соких горах всегда выпадает больше осадков, чем на расположен­ных рядом равнинах.

Вопрос: Почему на юго-востоке Восточно-Европейской равнины образовались степи и полупустыни?

В центральных частях материков над сильно прогретой (летом) и сильно выхоложенной (зимой) поверхностью формируются сезонные антициклоны (например, Сибирский антициклон) – это нисходящие потоки холодного воздуха, образующие на поверх­ности область повышенного атмосферного давления. Нисходя­щий воздушный поток при приближении к земной поверхности прогревается (летом), воздух становится сухим, и осадков не выпадает. Не выпадает осадков и зимой – опускающийся воз­дух антициклона холодный, и поэтому содержит очень малое количество влаги.

Вопрос: Какую погоду приносит антициклон?

Приподнятый котловинный рельеф Центральной Азии (в том числе Южной Сибири) благоприятствует выхолаживанию по­верхности зимой и прогреванию летом, и, как следствие, накап­ливанию больших объемов континентального (сухого) воздуха.

Вопрос: Почему континентальный климат характеризует­ся пониженной влажностью?

В процессе рассуждения выясняется, где и почему на схеме изображены пустые ведра (на севере и юге), почему при при­ближении к определенному месту (с востока и запада) напол­ненные ведра «опустошаются».

Далее работа осуществляется в паре. Каждый учащийся должен воспроизвести предложенную логику рассуждений для напарника дважды. Первый раз можно пользоваться данным описанием с обязательной ссылкой на схему. За­тем учащийся воспроизводит это рассуждение во второй раз, своими словами, но пользуется уже не схемой, а картой.

Если материал новый, то напарник может делать то же са­мое, тогда действия детей в паре будут осуществляться пооче­редно. Если же это урок-повторение, то напарник может осуще­ствлять рассуждение только по поводу другого типа климата.

Работа со схемой (в совокупности с картой) продолжается при установлении причинно-следственных связей между типом климата и характеристиками территорий; можно сделать пред­положение, почему в определенных областях образовались сте­пи, пустыни, полупустыни.

Пример задания: Почему континентальный климат приво­дит к образованию степей, полупустынь и пустынь?

Работа осуществляется в группах. Группа должна ответить на вопрос, выстраивая логичное объяснение с опорой на схему. После того как логика рассуждения выстроена, она должна быть проверена на истинность. Для этого группа получает карточку с вопросами, ответы на которые должны сопоставляться с ос­новными пунктами выстроенного рассуждения. Если фиксиру­ются расхождения, то рассуждение корректируется.

Примерные вопросы для проверки выстроенной в груп­пе логики рассуждения по данной теме:

  1. На какой географической широте образовались степи (по­лупустыни) в России?
  2. Какие климатические показатели способствуют образова­нию степей (полупустынь)?
  3. Почему степи (полупустыни) образуются именно при недос­таточном увлажнении, а не избыточном?
  4. Как испаряемость влияет на образование почв степей?
  5. Почему именно в степи образуются самые плодородные поч­вы нашей страны – черноземы?
  6. Что общего у степи и тундры?
  7. Как засушливость климата и засоленность степных почв влияют на растительность степей?
  8. Почему степи – «царство трав»?
  9. Как степные растения приспособились к условиям недос­таточного увлажнения?
  10. Почему леса в степи встречаются только в поймах рек, на склонах долин и балок?
  11. Почему степные растения называют не только засухоус­тойчивыми, но и морозоустойчивыми?
  12. Почему в степи обитает много грызунов?
  13. Как степные животные приспособились к открытым про­странствам?
  14. Почему в степи мало крупных животных?
  15. Почему именно нора является для многих степных живот­ных убежищем от врагов, укрытием от зноя и стужи, местом для выведения потомства?

Следующий тип заданий, которые учащиеся могут выпол­нять с использованием предложенной схемы, обеспечивает по­нимание сути происходящих в природе процессов.

Работа осуществляется в паре. Учащиеся попеременно от­вечают друг другу на данные вопросы: например, первый уча­щийся отвечает на все нечетные вопросы, а второй – на все четные. Поскольку ответ на вопрос принимается только в том случае, если отвечающий, строя объяснение, опирался на схему, то это некоторым образом гарантирует, что формальных, заученных (не основанных на понимании) ответов не будет. Даже если пер­воначально школьник не до конца понимал суть происходящих в природе процессов, то само «привязывание» ответов к схеме обеспечивает более глубокое понимание.

Примерные варианты вопросов к предложенной схеме:

  1. В каком ведре в течение всего года набольшее количество воды? Почему?
  2. В каком ведре много воды только летом? Почему?
  3. В каком ведре наименьшее количество воды? Почему?
  4. Почему в ведре № 4 воды будет немного больше, чем в вед­ре № 2, и намного меньше, чем в ведре № 1 ?
  5. Почему при движении на восток уменьшается количество воды в ведре № 1?
  6. Вода какого океана будет в ведре № 1 ?
  7. Почему воды этого океана почти не будет в ведре № 1 за Ураль­скими горами?
  8. В какое время года воды почти не будет в ведре № 3?
  9. Почему количество воды уменьшается в ведре № 3 при про­движении вглубь материка?
  10. Сможет ли человечек с ведром № 3 донести воду до Ураль­ских гор? Почему?
  11. Почему Северный Ледовитый океан дает очень мало во­ды, ведь это же океан? Объясните противоречие данного факта с тем, что приморские районы получают всегда много воды.
  12. Как объяснить взаимосвязь между количеством воды в ведре № 2 и сильным выхолаживанием (промерзанием) по­верхности в этом районе Земли?
  13. Почему в Казахстане образовались степи? Как это связа­но с количеством воды в ведре № 4?
  14. Ученые уверяют нас, что основным источником влаги для России является Атлантический океан. А всё-таки для каких территорий он является основным источником влаги, а для ка­ких – нет?
  15. А в нашей местности «атмосферная вода» из какого «ведра»?

В зависимости от поставленных учителем задач после пер­вого такта работы может планироваться второй подобный такт, только в другой паре. Теперь пары формируются так, что уча­щийся будет отвечать на те вопросы, на которые он не отвечал в прежней парс.

Здесь искали:
  • 24 Сущность и содержание географических причинно-следственных связей в развитии России

sochineniye.ru

Причинно-следственные связи — МегаЛекции

Понимание последовательности событий и явлений осуществляется через понимание самих событий и явлений, усмотрение в них закономерностей, раскрытие причинно-следственных связей. Если суть самих событий и явлений бывает понятна, то в установлении причинно-следственных связей могут испытываться трудности.

Чаще легче установить связь от причины к следствию, чем от следствия к причине. Это объясняется тем, что при умозаключении от причины к следствию устанавливается прямая связь, а при умозаключении от случившегося следствия к вызвавшей причине, такая связь дана опосредованно, так как слу­чившийся факт может быть следствием различных причин, которые необходимо анализировать, чтобы определить верную.

Рис. 10 Рис. 11 Рис. 12 Рис. 13

 

На первом этапе для понимания причинно-следственных связей необходимо осознавать их внутреннюю связь. Необходимо осознавать обязательность причинно-следственной связи, что в основании любого следствия лежит причина. При объяснении можно использовать схему «дерево» (рис. 10), а затем она может быть трансформирована в схему причинно-следственной связи (рис. 11).

На втором этапе необходимо донести участникам, что у каждого свершившегося факта своя исключительная причина. Пример: «Что вырастет осенью, если весной посадить в землю ядрышко гороха? (рис. 12). Так и в причинно-следственной связи: необходима конкретная причина для того, чтобы случился какой-то конкретный факт (Рис. 13).

На третьем этапе труд, направленный на формирование у участников умения понимать причинно-следственные связи, заключается в формировании представления о том, что причины случившегося факта могут носить скрытый характер. Необходимость этого этапа труда объясняется тем, что встречаются случаи, когда для участника действительные причины события оказываются скрытыми, то есть «заслонёнными» другими, более яркими и в связи с этим выступающими в представлениях участника как основные причины события. Во многих случаях это приводит к тому, что участники вместо главных, существенных причин явлений называют второстепенные, случайные факторы. Схема позволяет участникам понять, что случившийся факт может быть обусловлен «совокупностью причин», но основная причина всегда одна.



Рис. 14

Логика рассуждений

Любая учебная дисциплина требует понимания логики рассуждения. Что такое рассуждение? Представим вначале его структурную единицу, которая состоит из предпосылки (А), логического перехода, заключения (В). (Рис. 15)

Рис. 15. Схема структурной единицы понятия «рассуждение»

 

Предпосылка, несколько логических переходов, заключение после последнего перехода составляют структуру размышления. (Рис. 16). Эта целостность и является предметом понимания при размышлении.

Рис. 16. Развёрнутая схема понятия «рассуждения».

 

Понимать размышление — это значит понимать предпосылку, заключение и путь перехода от одного к другому.

Если человек понимает предпосылку, вывод и механизм осуществления перехода от предпосылки к заключению (выводу), то он понимает всю целостность размышления.

Таким образом, понимать размышление — значит понимать логические переходы от предпосылки к заключению. Именно затруднения участников в осуществлении логических переходов и являются главной заботой ведущего. Как понять, что конкретно в рассуждении не понимает участник?

Представляем логику размышления в виде схемы на примере задачи по физике. (Рис. 17)

Рис. 17. Схема логики рассуждения при решении задачи

Задача. Имея график, показывающий зависимость между v и t, построй график зависимости между а и t.

При выполнении данного задания участник должен размышлять следующим образом:

— график движения не параллелен оси времени, значит, скорость изменяется;

— скорость изменяется, значит, движение ускоренное и имеет ещё одну характеристику — ускорение, и т. д.

Для того чтобы выявить, где у участника возникает затруднение, ему предлагается схема, на которой уже обозначены определённые логические переходы. Участник должен «пройти» по схеме и сформулировать вопросы, отвечая на которые, можно обосновать каждый логический переход. В результате получится примерно следующий набор вопросов:

1. Почему график движения не параллелен оси времени?

2. Каков характер движения при изменении скорости?

3. Какую ещё характеристику данного движения можно выделить?

4. Как определяется ускорение?

5. Чему равно ускорение в точках А и В (две любые точки на графике)?

6. Какова зависимость между t и а?

7. Как будет выглядеть график зависимости между t и а?

С одной стороны, формулируя именно вопросы, а не ответы, участнику действительно удаётся понять логику размышления при выполнении данного задания. С другой стороны, если в каком-то месте выявляется затруднение, это сразу указывает на разрыв в логике размышлений.

В организации труда с данной схемой возможны варианты. Продуктивный вариант требует определённого уровня навыков самообразования, в частности навыка, задавать вопросы. Наиболее простым является, например, вариант, когда участники в группе просто восстанавливают логику размышления, то есть на первом переходе участник фиксирует то, что изображено в конце перехода, и, добавляя «потому что», продолжает предложение:

— Скорость изменяется, потому что…

— Движение является ускоренным, потому что… и т. д.

Там, где участник не может закончить предложение, логика прерывается, следовательно, надо искать причину непонимания (или пробела в знаниях). Объяснить непонятное может напарник, или участники могут обратиться с вопросом к ведущему.

Непонятные слова

Непонятное слово останется непонятым пока не «прояснишь» его значения. Как только вы его поняли до конца, оно, как говорится, «прояснено». Процедура нахождения и «прояснения» слов, которые учащийся не понял во время занятий, называется прояснением слов. Есть несколько различных методов прояснения слов. Первое, что нужно усвоить, это — точную процедуру прояснения значения любого непонятого слова или символа, которые встречаются вам при чтении или во время занятий.

Как прояснить слово

1. При чтении держите под рукой словарь, чтобы можно было проверить по нему любое непонятое слово или символ, которые вам встретились. Можно найти простой, но хороший словарь, в дефинициях[9] которого нет других трудных слов, значение которых тоже пришлось бы выяснять.

2. Когда встречаете слово или символ, которые вы не понимаете, первое, что надо сделать, это — взять словарь и быстро просмотреть дефиниции, чтобы выбрать именно ту, которая подходит к контексту[10], где употреблено это слово. Прочтите эту дефиницию и составляйте предложения с этим словом, пока у вас не сложится чёткое представление о его значении. Может потребоваться десять или более предложений.

3. Затем выясните все остальные значения этого слова и с каждым из них составляйте предложения, пока не уясните себе всех его значений.

Когда слово имеет несколько разных значений, нельзя ограничивать своего понимания этого слова лишь одной дефиницией и считать, что вы его «поняли». Вы должны суметь понять это слово, если позже вы встретите его в другом значении.

Однако не выясняйте его технических или специальных (математических, биологических и т.д.) или устаревших значений (широко не употребляемых сейчас), если только это непонятое слово не встретилось вам именно в одном из этих специальных контекстов.

4. Затем следует выяснить этимологию слова, то есть объяснение, откуда оно первоначально пришло. Это поможет вам понять суть этого слова. Происхождение слова может быть очень важным для нашего полного понимания его значения. Слова меняются на протяжении веков. Узнав происхождение слова можно выяснить его первоначальное значение. Происхождение слов обычно проясняются по этимологическому словарю. Происхождение некоторых слов также даётся в других словарях, например в Большом энциклопедическом словаре.

5. Большинство словарей даёт идиомы слов. Идиома – это фраза или выражение, смысл которого нельзя понять, исходя из обычного значения составляющих его слов. Например, «вилами на воде писано» — это русская идиома, обозначающая неопределенность (в предложении её можно употребить так: «Поедем ли мы завтра на дачу — это вилами по воде писано»). Многие слова употребляются в идиоматическом значении, которое обычно объясняется в словаре сразу после дефиниции самого слова. Если на слово, которое вы выясняете, в словаре приводятся идиомы, их тоже надо выяснить.

6. Выясните любую другую информацию об этом слове, такую как его употребление, синонимы и т.д., чтобы до конца понять это слово.

7. Если вам встречается непонятое слово или символ в дефиниции выясняемого слова, вы должны сразу же выяснить и его, пользуясь этим же методом, а затем вернуться к дефиниции, которую вы выясняете. (Символы и аббревиатуры, употребляемые в словаре, обычно даются в начале словаря).

Однако, если вы увидите, что слишком много времени тратите на выяснение значений слов в самих дефинициях, вам следует взять более простой словарь. Хороший словарь поможет вам выяснить значение слова и без того, чтобы вы должны были смотреть ещё множество других слов в словаре в процессе прояснения нужного вам слова.

8. «Краткие словари» это словари карманного размера.

В изучении значения слов краткие словари часто приносят больше вреда, чем пользы. Они дают круговые дефиниции, типа: «Кошка – животное», «животное – кошка». Они не дают достаточно информации и не выпускают человека из замкнутого круга.

Значения слов, которые приводятся в таких словарях, часто не полностью отражают концепцию слова. В кратких словарях не хватает слов, даже общеупотребительные слова часто бывают пропущены.


Рекомендуемые страницы:


Воспользуйтесь поиском по сайту:

megalektsii.ru

Пример восстановления причинно-следственных связей — МегаЛекции

Восстановим реальные причинно-следственные связи в рекламе сигарет. Возьмём широко рекламируемую в СНГ пачку сигарет Лаки-Страйк.

 

 

 

Лаки-Страйк –

это настоящая Америка

 

 

Как мы видим, производится традиционное для религии денег введение в сознание товара через его совмещение с полуголым телом (тело ещё и принадлежит знаменитости).

 

Как мы знаем, курение отнюдь не способствует здоровью. Восстановим причинно-следственные связи в этой рекламе. Воспользуемся опытом канадского правительства, которое ввело закон, обязывающий на упаковке каждой пачки сигарет не менее половины площади отводить не просто под текст, но под фотографию, показывающую вред курения[417].

 

 

 

Это– настоящая Америка

 

Обратный инжиниринг телевизионной рекламы

В отличие от печатной рекламы, телевизионная использует комплексное воздействие одновременно на несколько каналов восприятия человека – изображение, звук, движение. Для обратного инжиниринга телерекламы надо разделить рекламу на каждую из этих составляющих.

 

Если у вас есть видеомагнитофон, запишите на него пару рекламных роликов. Если у вас нет видеомагнитофона, просто включите телевизор. Одна и та же реклама так часто повторяется, что вы сможете её внимательно изучить.

 

1) Просмотрите рекламу, отключив звук.

 

2) Просмотрите ту же рекламу со звуком, но закрыв глаза. Сравните свои впечатления.

 

3) Если на экране есть текст, мысленно игнорируйте его.

 

4) Просмотрите рекламу в замедленном повторе, по кадрам.

Обратите внимание на склейки между разными эпизодами в рекламе. Обратите внимание на движение камеры. Обратите внимание на появление и исчезновение разных объектов на экране. Обратите внимание на второстепенные объекты. Обратите внимание на выражение лиц разных персонажей в рекламе, особенно второстепенных.

 

5) Анализируя звук, мысленно отделите музыку и звуковые эффекты от речи диктора.



Для этого один раз прослушайте рекламу, фокусируясь на мелодии и звуках, второй раз – на том, что говорит диктор.

 

6) Просмотрите рекламу задом – наперёд.

 

7) Включите звук одной рекламы во время просмотра другой.

Можно смотреть, например, музыкальный клип с неграми и рэпом, без звука, но в это время включить на компьютере или магнитофоне звук русской поп-песни.

 

* * *

Даже простое отключение звука часто показывает полное отсутствие смысловых связей в рекламе. Попробуйте посмотреть незнакомую рекламу, выключив звук. До последнего кадра, на котором будет текстовая информация о фирме, не всегда удастся в принципе понять, что именно рекламируется.

 

Примените к телевизионной рекламе те же приёмы, которые мы описали для печатной рекламы. Определите, какие точки привязки вводятся, и от каких они вводятся (ключи). Мысленно замените эти объекты. Замените звук и изображение, введите анти-товары и анти-изображения. Придумайте свои комментарии, свой звук, свой текст[418].

 

Потренируйтесь в обратном инжиниринге рекламы. Это даст вам гораздо больше и пригодится гораздо чаще, чем умение брать интеграл. И это гораздо интереснее.

 

II.

Анти-идол

Сила современного рабовладельца, сила корпорации – не в её хозяине, не в её здании и даже не в её банковском счёте.

 

Чтобы уничтожить рабовладельца сознания, нет смысла прибегать к физическому насилию, нет смысла убивать тело бизнесмена[419], нет смысла взрывать здания, нет смысла бить витрины банков. На смену одному бизнесмену всегда готовы прийти десятки его подельников. Здания можно быстро отстроить, а витрины – застеклить заново.

 

Сила рабовладельца – в массовой вере в поганые культы, в идолы, в идола денег. Пока люди будут поклоняться брэндам и культам, всё остальное бесполезно.

 

Если цель политических партий – отнять часть брэндов у богатых и отдать их бедным, распределить брэнды справедливее, то это только усиливает привлекательность этих брэндов, усиливает спрос на них. Это всё равно подчинение партии культам, действие внутри религии денег, попытка занять в ней более высокое положение.

 

Если цель – деньги, и больше денег, это всё равно подчинение поганому идолу. Для достижения этой цели насилие, открытая рыночная экономика будет эффективнее, чем социальная справедливость и вмешательство государства.

 

* * *

Для победы над рабовладельцами сознания надо в первую очередь убить брэнды и слепую веру в идола денег.

 

Надо понимать, что сегодня каждый маркетёр, рекламист или пиар-работник – это полный аналог языческого колдуна или шамана, задуривающего сознание людям.

 

Это относится не только к поп-брэндам, но и к любым другим, включая компьютерные и технологические. Как мы отмечали в 9-й главе, корпорация в своём развитии эволюционировала от наёмной грабительской армии к культу и деструктивной секте.

 

Сегодня глава корпорации – не организатор производства, не знаток технологии или экономики. Глава корпорации – это в первую очередь глава культа. Глава культа Солнца, культа Яблока, культа Пророка[420].

 

Они и ведут себя именно как вожди, как маги, как волшебники, но не как «руководители производства». Более того, корпорации сами отлично осознают свою культовую сущность, вводя в штатное расписание должности, которые так и называются – Проповедник, Главный проповедник (Evangelist, Chief Evangelist).

 

* * *

Подобно античному храму Артемиды в Эфесе, сегодня можно строить храм Диора в Париже.

 

Показы мод как богослужения, продажа в храме косметики и благовоний. Раз в три месяца появление высших жрецов Диора, представляющих новые стили культовых одеяний. Периодические мессы с участием поп-идолов.

 

Допуск в храм только членов культа, определяемых по ношению одежды Диора и использованию косметики Диора. В храме – галерея для посетителей, желающих стать членами культа. Игральные автоматы с выигрышами в виде товаров Диора. Ночные службы в барах со жрицами секса, специально отобранными Диором.

 

Как и в древнем язычестве – всё внимание обнажённому телу.

 

* * *

Пора объявлять гражданскую войну брэндам. У людей должно выработаться сильнейшее презрение к поганым брэндам. Брэнды должны вызывать тошноту.

 

Для примера контратаки рассмотрим следующую серию анти-брэндов, связанных единой темой. Постреляем по идолам прямой наводкой.

 

 

 


Рекомендуемые страницы:


Воспользуйтесь поиском по сайту:

megalektsii.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *