Приемы мнемотехники: Мнемотехника: что это, методы, приемы

Мнемотехнические приемы для лучшего запоминания сложной информации

Первый курс вуза — очень сложный период во всех смыслах. Дело не только в необходимости вживаться в новый, более взрослый статус. Трудности связаны также и с самим процессом обучения: вы начинаете осваивать совершенно новую информацию, которая слабо связана со школьной программой.

Необходимость заучивать большие объемы информации, среди которой сложные термины, неведомые до сих пор понятия и формулы, заставляет задуматься, существуют ли приемы быстрого запоминания. На счастье они есть: об этом уже позаботились педагоги и психологи.

Что такое мнемоника

Мнемоника — или мнемотехника — это набор специально разработанных приемов, благодаря которым значительно упрощается процесс запоминания и увеличивается объем памяти.

Сложности при запоминании научных терминов в основном связаны с тем, что слова эти абстрактны и мозг не может подобрать к ним четкий визуальный образ. А ведь именно наглядность дает наибольший эффект. Скажите себе слово «арбуз», и он тут же всплывет на вашем внутреннем экране в виде яркой картинки. А теперь произнесите слово «парадигма». Почувствовали разницу?

Никакой «парадигмы» среди картинок нашей памяти нет, как и нет картинок к словам «сингулярность», «бифуркация», «плюрипотентность» и т.д. В том и причина сложностей усвоения этих терминов: мозгу попросту не на что опереться.

Образное мышление у человека формируется гораздо раньше, чем словесно-логическое. Мозгу значительно проще оперировать визуальными представлениями, нежели речевыми конструкциями, которые появились в его арсенале несколько позже. Плюс ко всему образные представления, заключенные в предметах и явлениях, всегда эмоциональны. Тот же арбуз вызывает воспоминания о теплом лете и целую цепочку дополнительных ассоциаций, в том числе чувственных, чего не скажешь о какой-то там парадигме с сингулярностью.

Мнемотехнические приемы значительно упрощают процесс запоминания терминов и понятий благодаря добавлению образного, действенного или даже эмоционального компонента. Комплекс этих приемов помогает сначала запомнить само слово, а потом привязать к нему его значение, которое крепко зафиксируется в вашей памяти.

Заметьте, речь идет вовсе не о зубрежке. Приемы мнемотехники предполагают также углубление понимания значения термина.

Популярные приемы мнемотехники

На самом деле вы их хорошо знаете, но имеет смысл напомнить.

Образное мышление

Знаете ли вы последовательность цветов радуги? Конечно! Скорее всего, благодаря фразе про охотника, который хотел бы обнаружить фазана. Вот это и есть самый настоящий мнемотехнический прием.

Источник: pixabay.com

Чтобы окончательно понять специфику этих приемов, потренируйтесь на простых примерах. Сформируйте мысленно образы следующих понятий:

  • рост;
  • движение;
  • успех;

Скорее всего, это было совсем несложно, потому что эти слова вы знаете с детства и к ним уже давно простроена цепочка образов. Например, у кого-то к слову «рост» возникла ассоциация с деревом, растущим под лучами солнца, кто-то представил ребенка, который становится все выше, а кому-то, возможно, явился образ жирафа.

Пример №1

А теперь возьмем уже упомянутое выше слово «бифуркация». Допустим, вы слышите его впервые, и, конечно, понятия не имеете, что это. Сложно представить себе этот образ наглядно, но если углубиться в термин, становится ясно, что речь идет о раздвоении. Представьте реку, которая в какой-то точке делится на две ветви. А если учесть, что есть даже термин «бифуркация рек», становится еще проще запомнить это понятие. 

Пример №2

С «плюрипотентностью» все тоже очень просто. Первая часть этого слова знакома вам по термину «плюрализм», который вы слышали еще в школе, и знаете, что это. Вторая часть намекает на какой-то потенциал. Термин этот означает возможность клетки организма превращаться в абсолютно любую ткань. Теперь представляем себе наглядно процесс превращения и образ надежно фиксируется в памяти.  

Рифмизация

К этому часто прибегают дети. Создание рифмы подключает к процессу запоминания творческий компонент, что значительно повышает интерес и дает лучший результат.

Можно, конечно, воспользоваться стихами чужого авторства, но прием гораздо лучше сработает, если это стихи вашего собственного сочинения.

Источник: ppt-online.org

Последовательные ассоциации

Суть в том, чтобы составить предложение или даже целый рассказ, который поможет запомнить цепочку понятий: 

Источник: ppt-online.org

При помощи этого метода можно, например, противопоставить понятия друг другу: 

Источник: ppt-online.org

Опорный конспект

Это практически картина маслом. В том смысле, что в нем очень мало текста, зато довольно много образов. Такой конспект состоит из фигурок, значков, условных обозначений, цепляясь за которые мозг сразу распознает, о чем речь.

Источник: ppt-online. org

Метод локусов

Этот способ запоминания новой информации использовался еще в античные времена. В частности Цицерон прибегал к нему, когда требовалось уложить памяти большой текст или схему понятий.

Суть в том, чтобы представить свое внутреннее мыслительное пространство в виде помещения, так называемого «дворца памяти». Всю новую информацию необходимо мысленно «расставить» по полкам. 

Можно потренироваться на простейшем. Допустим, задача в том, чтобы запомнить ФИО нового преподавателя. Пусть это будет Петровская Юлия Ивановна. Мысленно представляем свой дворец и размещаем эту информацию там, где она уместнее всего: «Петровская» пусть висит на стене рядом с портретом Петра I, «Юлию» можно положить в книжный шкаф, туда, где хранятся все книги о Цезаре, «Ивановна» — это же ваша бабушка, вон она на фотографии в альбоме.  

Метод Айвазовского

Суть метода знаменитого пейзажиста в том, чтобы в течение длительного времени с предельной внимательностью изучать изображение, текст или предмет, находящийся перед глазами.

Допустим, это формула. Откройте ее на компьютере, напишите на листе бумаги или найдите в учебнике. В течение нескольких минут разглядывайте ее отвлеченно, обращая внимание на шрифт, округлости букв, четкость знаков. Изучите эти символы вплоть до мелочей. Затем нужно убрать изображение и воспроизвести его по памяти максимально подробно, с педантичной точностью.

Говорят, таким способом художник представлял волны, которые впоследствии изображал на холстах. Созерцание и воспроизведение стали инструментами воплощения его таланта.

Это всего лишь несколько простейших приемов, к которым может обратиться любой студент, столкнувшийся с проблемой запоминания сложных терминов, понятий и формул. Никто не сумеет запомнить всю нужную информацию за вас, но помощь с выполнением письменных учебных работ можно получить в сервисе ФениксХелп.

Мнемотехника и её виды | Статья:

Что такое мнемотехники?

Большинству людей сложно запомнить слова с неизвестным, абстрактным значением. Зазубренная информация, исчезает из памяти через несколько дней. Для прочного и лёгкого запоминания следует наполнить слово содержанием. Это и позволяют сделать мнемотехники. Мнемотехника состоит из специальных приёмов и способов, которые облегчают запоминание нужной информации. Приёмы мнемотехники не совершенствует память, они только облегчают запоминание, как бы увеличивая объем памяти. Задача мнемотехники — связать запоминаемое понятие с конкретными яркими зрительными, звуковыми образами, с сильными ощущениями.

Кому нужны мнемотехники?

В жизни. Любому человеку приходится помнить определенное количество точных сведений. Мы привыкли все это записывать в электронные или записные книжки. Приучите себя записывать нужные вам сведения в свой мозг. Тогда вы не будете зависеть от батареек в телефоне или планшете. Вы не сможете потерять информацию. Это очень удобно — помнить все, что нужно. Иногда в память записать и найти там информацию гораздо быстрее.

Ораторам. Без этого ораторское искусство вообще не имеет смысла. Профессиональные ораторы изучают мнемотехнику, поэтому их речи льются так плавно.

Школьникам и студентам. Мнемотехника позволит лучше запомнить информацию. На экзаменах вы будете списывать из своей памяти. Это намного безопаснее. К тому же, если вы захотите, информация может сохраняться в вашей памяти надолго. Это может потребоваться в случае, если вы захотите стать высококлассным специалистом, профессионалом в своей области. Мнемотехника существенно сократит вам время подготовки к экзаменам.

Преподавателям. Когда преподаватель заглядывает в конспект — это не добавляет ему уважения. Запомнив материал лекции, вам больше вообще никогда не придется тратить время на подготовку.

Деловым людям. У бизнесменов обширный круг контактов. Благодаря мнемотехникам вы можете лучше запомнить информацию о людях, с которыми вы поддерживаете деловые отношения.

Для сохранения здоровья. Все, что мы не используем в организме, рано или поздно атрофируется. Представьте себе человека, который пролежал в гипсе целый год. Что случится с его мышцами? Они станут тонкими и слабыми. А что произойдет с человеком, который не пользуется своей памятью? Память также начнет «отмирать» за ненадобностью. Занимаясь мнемотехникой даже для профилактики, как физкультурой, вы сохраните свою память в отличной форме до преклонных лет.

Виды мнемонической информации

В мнемотехнике вся запоминаемая информация условно делится на три вида:

  • образную,
  • речевую (текстовую)
  • точную.

К образной информации относятся воспринимаемые человеком зрительные образы, к речевой — воспринимаемая устная речь и читаемые тексты.

К точной информации относятся сведения, которые не имеет смысла запоминать приблизительно, которые должны запоминаться со 100 %-ной точностью. Это телефонные номера, даты исторических событий, адреса, термины и понятия, номера автомобилей, шифры и коды, фамилии и имена, другие аналогичные сведения.

Чем они отличаются друг от друга? Почему один вид запоминается хорошо (образы), другой хуже (тексты), а третий — точные сведения — у многих людей очень плохо запоминаются, если не применять специальную технику?

Образная информация.  Наш мозг «настроен» на образы, оперирует образами и запоминает образы «автоматически». Любой человек может точно вспомнить обстановку своей квартиры, дорогу от дома до работы. Достаточно увидеть первые кадры кинокартины, чтобы сделать заключение, смотрели мы этот фильм или нет. Образы (объекты) воспринимаемого нами мира имеют взаимосвязи, фиксируемые мозгом без нашего сознательного участия и хорошо сохраняющиеся в памяти.

Речевая (текстовая) информация. Далеко не любое воспринимаемое человеком слово преобразуется в мозгу в образ. Воссоздающее воображение рисует в нашем представлении образы, которые в языке обозначаются словами-существительными. Но в языке много слов, передающих не сами образы, а различные отношения между ними. Слова можно условно разделить на две большие группы: слова, передающие конкретные зрительные образы, и слова, управляющие этими образами в нашем воображении (это служебные части речи, предлоги, глаголы и прилагательные).

Воссоздающее воображение — это процесс самопроизвольного перевода воспринимаемой речи в зрительные представления с пространственной организацией образов. Это и обеспечивает понимание речи.

Почему же речь запоминается хуже, чем образы? 

  1. В речи содержится намного меньше слов-образов, чем в реально воспринимаемом нами мире.
  2. Образы, создаваемые нашим мозгом на основе слов, не такие мощные, как образы, воспринимаемые через зрительный анализатор. Поэтому при восприятии информации на слух или посредством текста в мозгу образуется меньше взаимосвязей, чем при работе зрения, и эти взаимосвязи намного слабее.

Здесь, как и везде, возможны исключения, у некоторых людей слуховые анализаторы развиты лучше, чем зрительные.

Точная информация. Она представляет особый интерес для мнемотехники. Точная информация принципиально отличается от образной и речевой (текстовой). Если рассмотреть ряд случайных цифр, мы не обнаружим в нем ни образов, ни пространственных операторов. При восприятии цифрового ряда в воображении не возникают образы, и аппарат мышления оказывается «выключенным». Мозг пропускает числовой ряд через себя (как бегущая строка движется по экрану) и ничего не запоминает. Он просто не реагирует на такого рода сведения. Человек может лишь воспроизвести последний кусочек информации (5-9 цифр) из только что просмотренного числового ряда.

Именно точная информация создает человеку проблемы в процессе обучения и в повседневной жизни. Школьники и студенты решают их с помощью шпаргалок. Преподаватели же стараются не спрашивать у своих учеников то, чего они сами запомнить не могут. Другими словами, неспособность запоминать точные сведения по молчаливому согласию давно считается нормой.

Приемы мнемотехники

Ассоциация.

         Психика человека устроена таким образом, что любая новая информация затрагивает, как-то связывается с уже знакомой. Эти процессы присущи всем людям и называются ассоциациями. Главная задача для запоминания– создать ассоциацию. И чем смешней, комичней и нереальней она будет, тем больше вероятность, что она запомнится, и быстрее и легче она в нужный момент возникнет в Вашем сознании. Муж моей подруги, собираясь в аптеку за лекарством под названием «5нок», нарисовал в голове образ. Но что-то у него, вероятно, не дорисовалось в памяти. В итоге, придя в аптеку, он попросил: «Мне нужно лекарство… что-то там про окорочка…»

Пример 1: Через 8 дней вы собираетесь поехать поездом, чтобы проведать родителей или друзей. Вы хотите не забыть купить шоколад. Каким образом нужно поступить, чтобы не забыть это сделать?

Создать ассоциацию между каким-то действием, в котором у вас есть уверенность, что оно произойдет, и покупкой, о которой вы можете забыть.

В этом примере Вы не забудете и обязательно купите билет на поезд. Каким же образом ассоциировать покупку данного билета с покупкой шоколада?

Решение: Вы должны представить себе, что находитесь у окошка кассы, где продают билеты, и получаете от кассира «гору» шоколада. Эту сцену вы себе сможете вообразить мгновенно. Хорошо увидеть мысленно деталь — кассира, подающего вам в окошко «гору» шоколада. Когда спустя неделю вы придете на вокзал и окажетесь у билетной кассы, можете быть уверены: перед вашим мысленным взором предстанет большое количество шоколада и заставит вспомнить о покупке.

Пример 2: Вам нужно не забыть положить в дорогу в дорогу станок или эпилятор, ну или мужу электробритву. Как не забыть положить её?

Решение: Быстро представьте себе, что Вы хотите побрить волосы на чемодане. Когда вы будете собирать чемодан в дорогу, эта картина самопроизвольно возникнет в вашем сознании.

Поначалу старайтесь удерживать в памяти придуманную картину в течение 20-30 секунд. Позже Вы заметите, что на это у вас уходит гораздо меньше времени. Предпочтительно выбирать картинки в движении. Подумайте о том, что Вам необходимо сделать завтра. Затем постарайтесь связать эти дела с какими-то событиями (Вашими обычными действиями), которые обязательно произойдут завтра. Или попытайтесь связать запланированные дела с предметами, на которые Вы обязательно завтра посмотрите (ваша зубная щетка, шнурок на ботинке, дверь вашего кабинета и т. д.) Таким образом, Вы создадите ассоциации, которые завтра самопроизвольно напомнят Вам о том, что и в какой последовательности Вы должны сделать.

Варианты метода ассоциаций:

Цепочка  — это самый сложный метод, при котором элементы какого-то списка стараются ассоциировать друг с другом при помощи образов.

Пример: у Вас список продуктов: кофе, масло, ветчина, цыпленок, капуста, яйца, хлеб.

Решение: Исходя из первого же образа, который приходит в голову придумываем ассоциации. Допустим цыпленок, клюющий кофейные зерна. Пусть он вылупляется из яйца, которое находится в капусте, листья которой представляют собой бутерброды с маслом и ветчиной. Запомнив такой сюрреалистический образ, Вы совершенно точно купите все, что хотели.

Метод «мест». При подготовке своих речей древнегреческие и римские ораторы использовали именно этот метод. Они вспоминали все объекты, которые они видели по дороге,  по которой часто ходили в город. А потом к каждому «месту» они «привязывали» какой-то тезис или аргумент своей речи. Например, первый тезис соответствовал какой-то лавочке, второй – фонарю и т.д. А, произнося речь, они мысленно «проходили» этой дорогой и «забирали» у каждого объекта свою часть. С таким же успехом этот прием можно использовать и со списком покупок или дел на завтра.

Символизация. 

Прием символизации применяется для запоминания абстрактных понятий, не имеющих четкого образного значения. Одно и то же слово может быть по-разному закодировано в образы разными людьми. Но, как правило, удается использовать для кодирования символы, хорошо закрепленные в сознании большинства людей. Символы окружают нас со всех сторон.

Переводя дорожные знаки в смысл, мы занимаемся мнемотехникой. Когда первоклассник заучивает взаимосвязь между значком «А» и звуком «А», он тоже занимается мнемотехникой. Олимпийские пиктограммы символизируют различные виды спорта; всем хорошо знакомы символы мира («Белый голубь»), смерти («Череп»), медлительности («Черепаха»), власти («Корона»), что-то бьющееся «Рюмка» и многие другие.

При кодировании слова этим приемом следует задать себе вопрос: «Каким зрительным образом я могу это обозначить?»

Метод группировки

Человеческая кратковременная память не может удержать, как уже говорилось выше,  больше 5-9 элементов. По этому если нужно удержать в памяти информацию мозг её непроизвольно будет делить на части так, чтобы не превысить допустимую норму. Т.е. номер банковской карты 30637402710 в памяти будет разделен 30 63 740 27 10.

Метод акронимов – очень распространенный и простой прием, основанный на составлении сокращенных названий из первых букв слов. Этот метод в частности используется в названии многих организаций – ЮНЕСКО, ООН, РОО

Акростихи – это стихи, первые буквы каждого слова которых образуют слово, фразу или соответствуют первым буквам каких-то других слов.

  • Каждый охотник желает знать, где сидит фазан
  • Как однажды Жак-звонарь городской сломал фонарь
  • Каждый оформитель желает знать, где скачать фотошоп
  • Иван родил девчонку, велел тащить пеленку…

Схематизация – изображение чего- либо в виде схем, чертежей, таблиц. Это не всегда упрощение, это может быть и обобщением информации.

Запоминание имен и лиц

Очень часто нам необходимо запоминать людей, с которыми мы только познакомились. Для воспитателя это наиболее актуальная тема. Все мы знаем, что первый способ расположить к себе человека – это улыбнувшись, назвать его по имени – отчеству. Мы обычно склонны хорошо относиться к тем, кто помнит наше имя. Для того чтобы быстро и точно запоминать имена и лица людей, существуют следующие мнемотехники.

Проявить интерес к человеку, немного пообщаться, обращаясь к нему по имени. Здесь работают несколько правил запоминания. Во-первых, вы проявляете интерес к человеку, а также получаете о нем информацию, которая может послужить основой для построения ассоциаций с ним. Во-вторых, вы несколько раз повторяете его имя, что также улучшает запоминание.

Ассоциация с другим хорошо известным вам человеком с таким же именем. Например, многие из нас легко запомнят имя человека, если он является вашим тезкой. Также легко запоминаются имена людей, которые совпадают с именами ваших родителей и хороших знакомых. Но даже если у вас нет знакомых с именем человека, которого нужно запомнить, постарайтесь вспомнить известных личностей с такими же именами: актеров, политиков, музыкантов.

Подбор других модификаций его имени. Например, у имени Александр есть несколько модификаций Саша, Сань, Шура. Как только человек представился, попробуйте про себя назвать несколько модификаций его имени.

Написание имени. Подумайте над тем, как пишется имя человека – представьте себе это визуально. Сколько в этом имени букв? Какая буква первая? Ответы на эти вопросы еще прочнее закрепят образ имени человека в вашем визуальном восприятии. Если есть возможность, вы можете даже написать имя человека на бумаге для усиления восприятия.

Запоминание фамилий. Запоминать фамилии можно, пользуясь мнемоническими приемами, основанными на зрительных ассоциациях. Начинать нужно с поиска мысленной замены или модификации фамилии. Например, моя фамилия Буянов может ассоциироваться с островом Буяном из детских сказок, а также с буйным темпераментом. Затем выбирается какая-то заметная особенность человека, например, черта лица или особенность характера (что больше подходит для фамилии Буянов), которую нужно привязать к выбранной ассоциации фамилии.

Тренируем память на работе

Упражнение 1. В начале рабочего дня, спросите себя: «Что я должен(а) сделать сегодня в первую очередь, во вторую, в третью и т.д.?» Если вам не удается в полном объеме ответить на этот вопрос, мысленно воспроизведите страницу ежедневника или электронного календаря, заполненную на данный день. Постарайтесь вспомнить все детали: особенности сокращений, сделанных вами, порядок записей, помарки. Упражнение можно модифицировать следующим образом: в конце рабочего дня вы зрительно «фотографируете» страницу, заполненную на следующий день.

Упражнение 2. Разбейте ваш рабочий день на четыре равных промежутка. В каждом из этих промежутков постарайтесь мысленно «сфотографировать» какую-либо конкретную рабочую ситуацию или лицо одного из ваших коллег. Делать это нужно следующим образом. При возникновении определенной ситуации на рабочем месте мысленно «поместите» ее в рамку, наподобие той, что имеют фотографии. Удерживайте ситуацию в «рамке» в течение 3-5 секунд. По прошествии каждого из четырех временных промежутков снова воспроизведите ключевую ситуацию, а затем все события, которые имели место за это время. На следующий день, чтобы вспомнить о своих задачах, вам достаточно будет воспроизвести вчерашнюю ключевую ситуацию. «Ключом» может являться также мысленный портрет одного из ваших коллег.

Упражнение 3. На своем рабочем столе расставьте предметы не в обычном порядке, а так, чтобы их расположение заставило вас впоследствии обратить на них активное внимание. Соотнесите положение каждого предмета с определенным действием, которое вы должны совершить в скором будущем.

Искусство памяти: мнемонические приемы

Анн-Лора Ле Кунф

•   Время чтения: 6 минут.

В настоящее время, когда мы хотим что-то вспомнить, мы в основном используем наш телефон, чтобы сделать быструю заметку, создать напоминание, отправить сообщение самому себе в Slack или просто добавить это в наш календарь. Конечно, хорошая память может быть не такой полезной, как раньше, но есть много исследований, показывающих, что тренировка памяти полезна для вашего мозга и, в конечном счете, для вашего долголетия. Старые добрые мнемоники — это приемы, которые вы можете использовать для лучшего запоминания и запоминания материала.

Слово «мнемоника» происходит от Мнемозины («воспоминание»), имени богини памяти в греческой мифологии. Мнемоника уже использовалась в древности для практики того, что древние греки и римляне называли искусством памяти, о котором много писали Аристотель и Цицерон. Очевидно, что ораторам было важно помнить, что они должны были сказать, обращаясь к толпе.

Принципы мнемоники

Искусство запоминания настолько древнее, что существует множество мнемоник, которые можно использовать для лучшего запоминания, но все они примерно следуют одному и тому же набору из пяти принципов.

  1. Визуальный принцип: концепция прикрепления звуков к визуальным изображениям. «Чтобы помочь вспомнить то, что мы слышали, а не видели, мы должны привязать к их словам внешний вид, мимику и жесты говорящего, а также внешний вид комнаты», — пишет профессор Мэри Каррутерс, специалист по средневековой литературе. , риторика, память и мнемонические приемы.
  2. Принцип порядка: концепция упорядочивания элементов, которые вы хотите запомнить, в порядке, облегчающем их запоминание. Этот порядок должен быть жестким, составленным таким образом, чтобы вы могли заметить, если элемент отсутствует или находится не на своем месте.
  3. Принцип ограниченного набора: концепция разбиения длинного ряда на более управляемые наборы. Эта концепция известна в современной когнитивной психологии как фрагментация.
  4. Принцип ассоциации: концепция создания отправной точки для начала цепочки воспоминаний. В своем эссе «De Memoria et Reminiscentia» Аристотель пишет: «Причина этого в том, что люди быстро переходят с одной ступени на другую; например, от молочного к белому, от белого к воздушному, от воздушного к сырому; после чего вспоминают осень, предполагая, что пытаются вспомнить время года».
  5. Принцип аффекта: концепция использования эмоционально поражающих образов для лучшего сохранения образов в памяти. Вы можете связать то, что хотите запомнить, с самой странной вещью, которую только можете придумать. В современной психологии это подтверждается так называемым эффектом фон Ресторффа, который показывает, что причудливая, шокирующая или просто необычная информация запоминается легче.

Методы мнемоники

Мнемоники чаще всего используются для запоминания списков элементов, часто в слуховой или текстовой форме, например, с использованием акронимов, запоминающихся предложений или даже коротких стихотворений. Но они также могут работать, используя ваше зрение или движения тела. Для мнемоники довольно обычно преобразовывать довольно сухую и абстрактную информацию во что-то более интересное и понятное, что человеческий разум легче запоминает. Вот некоторые из самых популярных категорий мнемонических приемов:

  • Архитектурная мнемоника: они состоят в том, чтобы создать в вашей голове здание — дом, замок, что угодно, что щекочет ваше воображение — и «поместить» вещи, которые вы хотите запомнить, в определенные места в этом здании.
    Эти методы иногда называют методом локусов. Например, допустим, вы хотите запомнить чей-то номер телефона. Повторяешь его про себя несколько раз, потом надежно кладешь в ящик тумбочки в своей «спальне разума». Когда вы хотите восстановить это конкретное воспоминание, вы просто открываете воображаемый ящик и читаете число.
  • Слуховые мнемоники: эти мнемоники используют мелодии — например, из песен вашего детства или даже популярных джинглов — для запоминания материала. Затем вы запоминаете новые тексты. Но будьте осторожны: это может сработать так хорошо, что вам будет сложно запомнить оригинальный текст.
  • Графическая мнемоника: эта мнемоника заключается в создании таблиц, диаграмм и символов в уме для лучшего извлечения информации. Например, представьте, что вы открываете Photoshop у себя в голове и рисуете звезду с пятью точками, соответствующими пяти элементам, которые вы хотите запомнить. Символы могут быть довольно абстрактными или конкретными, нужно просто создавать свои собственные.
  • Физическая мнемоника: самая известная физическая мнемоника, вероятно, та, в которой вы используете костяшки пальцев, чтобы запомнить количество дней в каждом месяце григорианского календаря, где каждый костяшка представляет 31-дневный месяц. Прикосновение к частям тела для каждого элемента в списке или прослеживание их формы пальцами в воздухе также является физической мнемоникой.
  • Текстовая мнемоника: эти мнемонические приемы часто используются в школе, например, для определения порядка операций с PEMDAS («Пожалуйста, извините, моя дорогая тетя Салли»), обозначающим круглые скобки, показатели степени, умножение, деление, сложение и вычитание. Вы также можете использовать короткие стихотворения и аллитерации, например: «День памяти в мае; День труда отмечается позже в этом году». Существует даже мнемоническая техника написания мнемоники — «Память нуждается во всех способах взращивания ее емкости».
  • Визуальная мнемоника: они работают, связывая изображение с элементами, которые необходимо запомнить. Например, маленьких детей иногда учат запоминать цифры на основе их формы. 0 выглядит как яйцо, 1 — как карандаш, 2 — как лебедь, 3 — как ухо, 4 — как парус и т. д. Другой пример — вспомнить, что спина дромадера имеет форму буквы D.

Один из Наиболее приятным аспектом мнемоники является творческий подход при разработке собственных. Конечно, у нас есть телефоны и множество приложений для запоминания вещей, но тренировать свой мозг и память на самом деле может быть весело.


Присоединяйтесь к 50 000 осознанных творцов!

Maker Mind — это еженедельный информационный бюллетень с научно обоснованными идеями о творчестве, осознанной продуктивности, лучшем мышлении и обучении на протяжении всей жизни.

Одно письмо в неделю, никакого спама. Ознакомьтесь с нашей Политикой конфиденциальности.

5 мнемонических стратегий, которые помогут учащимся преуспеть в школе

В какой-то момент своей жизни вы, вероятно, вспомнили важный факт с помощью мнемотехники: стратегий улучшения памяти, которые связывают новое слово или понятие с уже известной вам информацией. Использование мнемотехники — очень эффективный способ помочь учащимся (с инвалидностью и без) вспомнить и извлечь новую информацию, которую вы преподаете. Они забавны, просты в освоении и использовании, и их реализация ничего не стоит. И как только вы научите детей мнемотехнике, они смогут использовать и адаптировать эти инструменты до конца своей жизни, чтобы важная информация не ускользала у них из рук.


В сегодняшней публикации мы расскажем о 5 конкретных мнемонических стратегиях, которые вы можете сразу же использовать в своем классе. Выдержки и адаптированные из Подростковая грамотность (под редакцией Ричарда Т. Буна и Вики Спенсер), эти предложения помогут всем вашим учащимся освоить новый академический контент и преуспеть в школе. (Есть ли у вас своя любимая мнемоническая стратегия? Поделитесь ею в комментариях ниже!)0019

Изучение новых словарных слов и фактов может быть проще, если учащиеся связывают новую информацию с чем-то, что им уже знакомо. Метод ключевых слов связывает новое слово или понятие с легко распознаваемым известным словом, которое звучит похоже. Учащийся создает визуальный образ, изображающий эту связь, что упрощает хранение и извлечение новой информации по мере необходимости.

Примеры мнемоники ключевых слов:

  • Предположим, вашим учащимся нужно выучить слова, обозначающие две разные части мозга: головной мозг и мозжечок. Поскольку головной мозг больше мозжечка, ключевое слово для головного мозга может быть 9.0089 барабан (большой инструмент), а ключевым словом для мозжечка может быть колокол (маленький инструмент). Помогите своим ученикам запомнить, что головной мозг является самой большой частью мозга, связав его с изображением барабана, который издает сильный звук и занимает много места. Вы даже можете нарисовать большой барабан в мозгу, где находится головной мозг.
  • Чтобы помочь учащимся запомнить, что Олимпия является столицей штата Вашингтон, присвойте обоим словам ключевые слова или ключевые фразы. Скажем, ключевая фраза для Вашингтона — «мытье тонны», а ключевое слово для Олимпии — Олимпийские игры. Ваши ученики могут подумать о людях на Олимпийских играх, стирающих тонны белья — необычный образ, который поможет новому факту «закрепиться».
  • Эта стратегия особенно хорошо работает, когда вы учите сложные новые словарные слова. Например, если вы учите слово «нападение», используйте «парусник» в качестве ключевого слова, с которым будет ассоциироваться новое слово. Студенты могут подумать о паруснике, врезающемся в кого-то, чтобы помнить, что «нападение» означает нападение на кого-то словами или действиями.

 

Рифмованные мнемоники

Ключевые слова — слова, на которых может «висеть» новая информация, — еще один эффективный способ связать новую информацию со знакомой. Используя эту стратегию, учащийся выучивает рифмы, которые можно легко связать с новыми словами, фактами или числами.

Примеры мнемоники рифмовки ключевых слов:

  • Чтобы помочь учащимся запомнить три закона движения Ньютона, составьте рифмы ключевых слов, соответствующие каждому из трех шагов. Один из них — «булочка»: булочка не двигается, пока кто-то или что-то не коснется ее (инерция). Два — «полетели»: самолет летел с той же скоростью, пока ветер не усилился (объект сохраняет скорость, пока на него не действует что-то, увеличивающее скорость). Три – это «ликование»: ребенок одно мгновение радовался, а потом начинал плакать (на каждое действие есть противоположное и равное противодействие).
  • Учащихся, которые борются с фактами умножения, можно научить ключевым словам для умножения чисел. Чтобы научить математическому факту 6 x 6, научите ученика связывать ключевое слово палочек с шестью. Мнемоника «палки умножить на палки» побуждала ученика думать о шести палочках, соединенных вместе шесть раз. Дополнительные ключевые слова («30 — это грязно») могут помочь учащимся запомнить ответы на факты умножения; например, 6 х 6 (палочки х палочки) = 36 (грязные палочки).
  • Использование рифмованных словечек на уроках обществознания может помочь учащимся запомнить важные даты и факты. Иногда использование рифмованных слов может облегчить запоминание и сделать его более увлекательным. Например, чтобы помочь учащимся вспомнить, когда последние два штата были приняты в Союз, научите их стишку: ’59 — дата/Когда Аляска и Гавайи стали новыми штатами.

 

Акроним Мнемоника

Акронимы — одна из самых популярных и широко используемых мнемонических стратегий. Используя этот метод, учащиеся запоминают одно слово, в котором каждая буква связана с важной частью информации. Эта стратегия буквенных ассоциаций особенно полезна для запоминания коротких списков элементов или шагов.

Примеры мнемоники аббревиатуры:

  • Чтобы помочь учащимся запомнить названия пяти Великих озер, поделитесь с ними мнемоникой аббревиатуры ДОМА: H uron, O ntario, 9090 090 090 E 0, E 9009 ри, S выше.   Вы можете помочь учащимся создать связь между мнемоникой и новой информацией с помощью такого сценария: » Если вы избавитесь от всех букв озер, кроме первой буквы в каждом имени, вы получите ДОМА. Подумайте обо всех домах, в которых живут люди рядом с Великими озерами. Поскольку на севере очень холодно, нужно жить в доме, чтобы оставаться в тепле и уюте. Когда вы подумаете обо всех ДОМАХ возле Великих озер, вы вспомните их имена».
  • Если вы обучаете различным этапам научного метода, учащиеся могут использовать мнемоническую аббревиатуру ГОМЕР, чтобы помочь им запомнить этапы по порядку: h выдвинуть гипотезу, o реализовать, m облегчить, e оценить, а r повторить.

 

Мнемотехника акростихов-предложений

Мнемотехника акростих-букв аналогична аббревиатурам, за исключением того, что учащиеся запоминают простое глупое предложение вместо слова, чтобы активировать свою память. Первая буква каждого слова в предложении соотносится с важным фактом, который они пытаются запомнить. Это еще один отличный способ помочь учащимся запомнить несколько фрагментов взаимосвязанной информации.

Примеры акростического письма Мнемоноки:

  • Используйте предложение S ARA’s H IPPO M UST E в O RANGE размер: S uperior, H uron, M ichigan, E rie, O ntario. (Чтобы помочь учащимся связать предложение с озерами, попросите их представить, что Сара живет рядом с одним из озер, и подумать о том, как глупо, что там также живет бегемот, питающийся апельсинами.)
  • The sentence N ever E at S our W atermelon can help students remember the directions on a compass: N orth, E ast, S outh, W est ● Научите учащихся начинать с верхней части компаса и произносить глупое предложение, обозначая точки направления по часовой стрелке.
  • Чтобы помочь учащимся визуализировать и запомнить порядок первых пяти американских президентов, научите их предложению 9. 0089 W Ashington’s A rmy J ogged M любой M iles. Это поможет им вспомнить первых пяти президентов: Вашингтона, Адамса, Джефферсона, Мэдисона и Монро.

 

Комбинированная мнемоника

Мнемонические методы также можно комбинировать — например, использовать вместе ключевые слова и аббревиатуры для формирования сверхэффективной мнемонической суперстратегии.

Допустим, ваши ученики пытаются запомнить ключевые факты о Гражданской войне. Вы можете создать отображение, похожее на карту, и дополнить его мнемоникой, чтобы помочь им вспомнить информацию. Используйте ключевые слова для названий сражений, предложения с буквами акростиха, чтобы помочь им запомнить события по порядку, и рифмованные слова, чтобы ассоциировать их с важными фигурами Гражданской войны. Проявите творческий подход и проконсультируйтесь со своими учениками в поисках идей!

***

Для начала дайте учащимся четкие инструкции по этим и другим мнемоническим стратегиям.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *