Приемы развития мышления: Ваш браузер не поддерживается

Содержание

5 приемов развития критического мышления

12+

Мастер-классы для педагогов
от сетевого издания «Росконкурс»

Выбрать Мастер-класс

Вам понравилась статья?

Да

108

Нет

2

Чтобы уверенно жить в этом мире, мало подвергать все сомнению и задавать вопросы. Каждый день нас ожидает миллион решений и окружает океан информации. Если мы начнем подвергать сомнению любые данные, то утонем в информационном потоке, так и не приняв решения, а значит иногда сомнения только мешают. Что же делать в этом случае?

Прежде всего необходимо научиться распознавать, в какой ситуации дополнительная информация и скрупулезный анализ необходимы, а в какой достаточно принять на веру некоторые сведения.

Согласитесь, выбор учебного заведения и выбор между двумя видами хлеба — это разные по степени значимости выборы. Для принятия взвешенного решения об одном необходимо больше информации, чем при выборе второго.

Поэтому первый шаг, которому нужно научиться, это определение необходимости глубинного анализа и вообще его глубины. Для покупки хлеба вам достаточно сравнить цену и прочесть состав продукта, это уже будет считаться глубоким анализом ситуации.

Выбирая университет, мало познакомиться с тем, что будет изучаться, нужно задаться вопросом, а сможете ли вы быть хорошим специалистом после выпуска, и что предлагают другие учебные заведения. То есть в этой ситуации вам нужно значительно больше информации для решения.

Критическое мышление требует постоянной тренировки и заточки. Первое время сложно заставлять себя задавать вопросы, подвергать сомнению и анализу информацию, но еще сложнее подвергать сомнению собственную позицию и действия.

Прием 1. Анализируйте себя

Один из эффективных способов развития критического мышления — это анализ собственного дня. Попробуйте проанализировать, что вы сделали за день, на что тратили время, правильно ли вы его тратили, рационально ли подходили к решению задач и прочее.

Повторяйте процедуру из дня в день, сделайте своим ритуалом вроде чистки зубов, и вскоре вы будете подходить к многим вопросам именно с позиции анализа и осмысления.

Более того, скорее всего ваша производительность значительно вырастет, так как вы заметите, где у вас возникали сложности и проблемы.

Прием 2. А что будет, если…?

Очень важным приемом, который позволяет принимать решения, является оценка последствий. Вопрос «А что будет, если я все же так сделаю?» должен стать первым в списке ваших вопросов. Сформулируйте несколько возможных вариантов и обдумайте, хотите ли вы получить эти последствия. Каждое решение и действие ведет за собой последствия, поэтому этот вопрос очень полезен. Например, когда вы хотите похудеть, но неосознанно покупаете шоколадные батончики, не лишне будет спросить себя: «А что будет, если я это съем?». Думается, после этого вы сами положите батончик на прилавок.

Прием 3. Анализируйте источник данных

В решениях мы нередко опираемся на наши знания, опыт, а также на знания других людей. Большая часть когнитивных ошибок, которые совершают люди, связана не с тем, что решение было принять безосновательно, а с тем, что опорой для принятия решения была устаревшая или неверная информация.

Так, например, большое количество людей отказываются от вакцинации, ссылаясь на то, что «где-то, кто-то, когда-то сделал исследование, которое доказало, что вакцинация может вызвать синдром внезапной смерти младенца». Звучит как-то не слишком убедительно. Вы не знаете источник исследования, вероятно, не знакомы с содержанием, можно ли такую информацию считать проверенной и верной? Ни в коем случае! Исследование в приведенном примере действительно существовало, но затем автор, опубликовавший работу, провел дополнительные эксперименты и вскоре опубликовал опровергающую статью. А вот в народе мысль, что вакцинация может убить, закрепилась, и люди в спорах часто приводят ее в качестве аргумента.

Чтобы развивать критическое мышление задавайте себе вопросы «Откуда я это узнал? и «Почему я этому верю?». Первые же вопросы покажут вам, что часто данные, на которые вы опираетесь, это досужие домыслы, где-то услышанная, не всегда проверенная информация, а иногда попросту слухи.

Прием 4. Всегда находите плюсы и минусы

Ни одно решение не может быть исключительно положительным или исключительно отрицательным. Поэтому в нашем мире работает принцип «меньшего зла». Приучите себя выделять плюсы и минусы в каждом ситуации, а также находить убедительные аргументы против и в пользу того или иного действия, и вы заметите, как диалектичен наш мир. Такая методика поможет вам приучить ленивый мозг думать.

Прием 5. Оценивайте аргументацию, а не человека

Пожалуй, этот прием один из самых сложных. Мы привыкли переносить симпатию или неприязнь к человеку на его действия или рассуждения. Если он нам не нравится, то часто все его доводы и решения кажутся неправильными. Если же мы испытывают к человеку положительные эмоции, наоборот не обращаем внимание на нелогичность, непоследовательность его действий и аргументации. Поэтому старайтесь оценивать не человека, а теории, факты, мысли и идеи. Это поможет не поддаваться когнитивным искажениям, а также конструктивно и этично критиковать чужие мысли.

Мы перечислили далеко не полный перечень приемов развития критического мышления. Однако этот набор поможет вам начать мыслить критически и обезопасит от некоторых наиболее распространенных ошибок мышления, которым мы все подвержены. Главное контролировать собственное сознание и чаще задавать вопросы не окружающим, а себе.

Наша команда заинтересовалась темой критического мышления и хочет ее продолжить. Предлагаем и вам принять участие в формировании тематического плана блога. Поделитесь в комментариях, что вам хотелось бы еще узнать про критическое мышление. Один из вариантов — это приемы формирования критического мышления на уроках. Ждем вашего мнения.

Понравилась статья? Ставьте лайки и пишите комментарии.

Всего: 8 RSS Ответить

от 1 ноября 2015 года

1. Общие положения

1. 1. Настоящий Договор является официальным предложением (публичной офертой) ИП Максименкова Алексея Андреевича (ОГРНИП 315420200006514, ИНН 420206996759), именуемого в дальнейшем «Исполнитель», и, в соответствии со ст. 437 Гражданского кодекса РФ, является публичной офертой Исполнителя, адресованной физическим лицам, о предоставлении возможности участия в Конкурсах на условиях Договора. 

1.2. Договор считается заключенным без подписания в каждом конкретном случае, так как акцепт оферты приравнивается к заключению договора на указанных ниже условиях.

1.3. Действующая редакция Договора на постоянной основе размещена на сайте Исполнителя по адресу: «roskonkursy.ru/oferta», и обязательна для ознакомления Участником до момента совершения акцепта.

1.4.  Настоящие условия оферты могут быть изменены и/или дополнены Исполнителем в одностороннем порядке без какого-либо специального уведомления. Изменения содержания Договора вступают в законную силу с момента их публикации по адресу постоянного размещения Договора в виде обновленного текста Договора.

1.5.  Адресом проведения Конкурсов (далее по тексту — Сайт) является указатель страницы в сети Интернет «http://roskonkursy.ru», а почтовым адресом электронной почты Конкурса (далее по тексту — Адрес) является «[email protected]». 

2. Термины и определения, применяемые в Договоре.

2.1. В целях настоящей Оферты нижеприведенные термины используются в следующем значении:

  • «Исполнитель» — Индивидуальный Предприниматель Максименков Алексей Андреевич, действующий на основании Устава;
  • «Оферта» — настоящий Договор-Оферта о предоставлении консультационно-информационных услуг;
  • «Акцепт Оферты» — полное и безоговорочное принятие условий Оферты методом выполнения действий, указанных в п. 3 настоящей Оферты.
  • «Заказчик» — лицо, осуществившее Акцепт Оферты, и являющееся таким образом Заказчиком услуг Исполнителя по заключенному договору оферты и может принимать участие в мероприятиях настоящего сайта;
  • «Конкурс» — мероприятие по выявлению лучших из присылаемых работ, которое проводится ежемесячно, по итогам которого, Участники получают наградные документы;
  • «Тестирование» — мероприятие, проводимое в онлайн режиме, направленное на выявление знаний Участников в определенном направлении профессиональной деятельности;
  • «Наградной документ» — документ, подтверждающий участие в мероприятии, который содержит информацию о месте, которое занял данный Участник, о номинации, также в документе содержатся данные об участнике, подпись и печать председателя комиссии.

3. Предмет Договора

3.1. Согласно Договору-оферте Исполнитель предоставляет Заказчику услуги по предоставлению необходимой информации, относящейся к мероприятиям, под которыми понимаются различные Конкурсы и Тестирования, проводимые дистанционно (далее Услуги).

3.2. Исполнитель оказывает Услуги Заказчику только в случае подачи Заказчиком соответствующей заявки на Услуги на сайте «http://roskonkursy.ru» в соответствии с утвержденными правилами, а так же оплаты Услуги, согласно действующим тарифам.

3.3. Акцептом договора-оферты является факт оплаты Заказчиком выбранной Услуги.

3.4. Для заказчика доступны следующие услуги:

3.4.1. Конкурс.
3.4.1.1. Сроки проведения Конкурса определяются Исполнителем и длятся с первого по последнее число каждого месяца, если иное не указано на Сайте «http://roskonkursy.ru».

3.4.1.2. Каждая конкурсная работа рассматривается и оценивается  членами жюри. По истечении 10 рабочих дней со дня приема заявок на Конкурс, Наградные документы публикуются на сайте в разделе «http://roskonkursy.

ru/rezultatyi.html», где хранятся в течение 2-х лет со дня их публикации. 

3.4.2. Тестирование.

3.4.2.1. Тестирование проводится ежедневно и круглосуточно в режиме онлайн.

3.4.2.2. Каждый Участник после совершения оплаты получает письмо на электронную почту с ссылкой на прохождение тестирования.

3.4.2.3. После прохождения тестирования Участник получает электронную версию Наградного документа.

3.4. По желанию Заказчика, возможна отправка Наградного документа заказным письмом Почтой России. Стоимость данной услуги указана на сайте. При этом Исполнитель отправляет заказное письмо на адрес учебного заведения Заказчика. В случае, если Заказчик желает, чтобы письмо пришло на другой адрес об этом необходимо сообщить на почту «[email protected]».

3.4.5. Почтовая корреспонденция отправляется еженедельно по субботам.

3.5. Конкурсные работы не редактируются, не рецензируются Организатором конкурса и комиссией.

3.6. Информирование участников обо всех событиях, связанных с проведением конкурса осуществляется на Сайте «http://roskonkursy. ru». Каждый участник считается информированным надлежащим способом с момента публикации информации на Сайте «http://roskonkursy.ru». Отчеты об итогах Конкурсов, публикуются на Сайте «http://roskonkursy.ru».

3.7. Участник обязуется не нарушать авторские права третьих лиц. 
3.8. Основания для исключения участника с конкурса: 

  • нарушение правил участия в Конкурсах, изложенных в Договоре; 
  • проявление неуважения к Организаторам конкурса и Конкурсной комиссии; 
  • непредставление конкурсной работы в порядке и сроках, указанных в Договоре и на Сайте;

4. Права и обязанности сторон.

4.1. Исполнитель обязуется:

4.1.1. Зарегистрировать Заказчика при получении от него заявки на оказание Услуг на сайте «http://roskonkursy.ru».

4.1.2. Предоставить Услуги Заказчику по выбранному мероприятию, проводимому дистанционно, при условии оплаты Услуги Заказчиком в полном объеме и выполнении всех правил проведения данного мероприятия.

4.1.3. Оперативно и своевременно информировать Заказчика о перечне предоставляемых Услуг, об условиях и стоимости проведения дистанционных мероприятий, размещая данную информацию на Сайте «http://roskonkursy.ru», а также используя электронную почту.

4.1.4. В целях оказания Услуги производить доставку информации Заказчику по электронной почте или «Почте России» по адресам, указанным Заказчиком при подаче заявки на оказание Услуг.

4.2. Исполнитель имеет право:

4.2.1. Отказать Заказчику в предоставлении Услуги

  • в случае неоплаты (неполной оплаты) Услуги в установленные сроки;
  • при несвоевременном предоставлении заявки на оказание Услуги;
  • при нарушении правил участия в мероприятии.

4.2.2. В одностороннем порядке определять стоимость всех предоставляемых услуг на сайте «http://roskonkursy.ru».

4.2.3. Изменять условия данного Договора в одностороннем порядке.

4.3. Заказчик обязуется:

4. 3.1. Самостоятельно и своевременно знакомиться на сайте «http://roskonkursy.ru» с установленными Услугами, ценами на Услуги, порядком и сроками их предоставления.

4.3.2. Своевременно оплачивать выбранные Услуги Исполнителя в соответствии с установленными на момент оплаты ценами.

4.3.3. В соответствии с правилами подать заявку на Услуги на сайте «http://roskonkursy.ru».

4.3.4. При подаче заявки предоставить конкурсные работы и указывать достоверные и полные данные.

4.4. Заказчик вправе:

4.4.1. Получать от Исполнителя оплаченные Услуги в соответствии с условиями настоящего Договора-оферты.

4.4.2. Получать от Исполнителя полную и достоверную информацию, связанную со сроками и условиями проведения дистанционных мероприятий на сайте «http://roskonkursy.ru»

4.5. Заказчик дает согласие:

4.5.1. На обработку персональных данных в соответствии с федеральным законом от 27.07.2006 №152-ФЗ «О персональных данных»

4. 5.2. На периодическую рассылку электронной почты на указанный контактный адрес.

5. Стоимость Услуг.

5.1. Стоимость предоставляемых Услуг определяется Исполнителем в одностороннем порядке в российских рублях и размещается на сайте «http://roskonkursy.ru».

5.2. Исполнитель вправе в одностороннем порядке изменять цены на предоставляемые Услуги.

6. Порядок и сроки проведения расчетов.

6.1. Оплата Услуг Исполнителя Заказчиком производится денежными средствами по безналичному расчету на расчетный счет Исполнителя или иным способом, указанным на сайте «http://roskonkursy.ru».

6.2. Услуги предоставляются Заказчику на условиях 100% предоплаты стоимости выбранной Услуги.

6.3. Реквизиты для оплаты услуг размещены на сайте «http://roskonkursy.ru».

6.4. Оплаченный Участником организационный взнос, в случае прекращения действия  Договора, не возвращается. 

7. Ответственность Сторон.

7.1. Стороны несут ответственность за ненадлежащее исполнение своих обязанностей в соответствии с законодательством Российской Федерации и условиями настоящего Договора.

7.2. Исполнитель не несет ответственности:

7.2.1. за сбои в работе почты, Интернета, сетей связи, возникшие по независящим от Исполнителя причинам и повлекшие за собой несвоевременное получение или неполучение Участником уведомлений Исполнителя; 
7.2.2. в случае технических сбоев (отключение/повреждение электропитания и сетей связи, сбои программного обеспечения процессингового центра и технические сбои в платежных системах), повлекших за собой невыполнение Исполнителем условий Договора;

7.2.5. за временное отсутствие у Участника доступа к средствам связи, обеспечивающим взаимодействие с Исполнителем в рамках Договора, а также связанные с этим убытки Участника;

7.2.6. за нарушение участником авторских прав третьих лиц;

7.2.7. за неполную или не верную информацию, предоставляемую Заказчиком.

7.3. Стороны освобождаются от имущественной ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по Договору, если такое нарушение вызвано действием обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажор), включая: действия органов государственной власти, пожар, наводнение, землетрясение, другие стихийные действия, отсутствие электроэнергии, забастовки, гражданские волнения, беспорядки, любые иные обстоятельства, не ограничиваясь перечисленным, которые могут повлиять на выполнение Исполнителем договора Оферты.

7.4. Настоящий договор публичной оферты имеет силу акта об оказании услуг. Приемка производится без подписания соответствующего акта. Услуги считаются оказанными надлежащим образом и в полном объеме, если в течение трех дней с момента оказания услуги Заказчик не предъявил претензию.

8. Порядок информационного взаимодействия Сторон.

8.1. Участник при заключении Договора обязан предоставить Исполнителю достоверную информацию для связи с Участником и направления ему уведомлений о ходе Конкурса. Участник несет ответственность за обеспечение постоянного соответствия указанных данных действительности. 
8.2. По умолчанию надлежащим способом информирования Участника об операции с его заявкой и конкурсной работой является отправка уведомления на адрес электронной почты, указанный Участником.

8.3. Результаты конкурса и наградные документы размещаются на сайте в соответствующем разделе «http://roskonkursy.ru/rezultatyi.html» не позднее чем через 10 рабочих дней со дня окончания приема заявок на конкретный конкурс.

8.4. В случае отказа Участника от всех предложенных Исполнителем способов отправки Участнику уведомлений об операциях с заявкой и конкурсной работой, Участник признается не предоставившим надлежащим образом информацию для связи с Участником в соответствии с п. 8.1., а Исполнитель считается исполнившим свои обязательства по информированию Участника о совершенных операциях с заявкой и конкурсной работой. Участник не вправе в таком случае предъявлять Исполнителю претензии, связанные с ненадлежащим информированием Участника об операциях.

8.5. Уведомление считается полученным Участником в течение трех часов с момента отправки.

8.6. Исполнитель не несет ответственности за отсутствие у Участника доступа к средствам, с использованием которых Участник может получить уведомление, либо несвоевременное получение уведомления, в том числе за сбои в работе Интернета, сетей связи, возникшие по независящим от Исполнителя причинам и повлекшие за собой несвоевременное получение или неполучение Участником уведомлений Исполнителя.

8.7. Претензии Заказчика по предоставляемым Услугам принимаются Исполнителем к рассмотрению по электронной почте, в индивидуальном порядке  в течение пяти дней с момента возникновения спорной ситуации.

8.8. Заказчик, в случае появления вопросов, может обратиться к Исполнителю используя контактные данные, указанные по ссылке «http://roskonkursy.ru/kontakty».

9. Техническая поддержка Участников Конкурса и Обработка персональных данных.

9.1. Организатор готов проводить техническую поддержку Участников Конкурсов до тех пор, пока будет проводиться Конкурс. Сроком завершения Конкурса считается дата опубликования результатов Конкурса на Сайте. 
9.2. Поддержка пользователей осуществляется по электронным каналам связи (электронной почте) и/или путем размещения определенной информации на Сайте.

9.3. Доступность опубликованных результатов Конкурса и списка Участников на Сайте конкурса обеспечивается не менее чем в течение одного месяца с момента завершения Конкурса.

9.4. Заключая Договор и внося персональные данные в форму заявки, Заказчик выражает согласие на предоставление своих персональных данных и их обработку Исполнителем.

10. Заключение, изменение, расторжение договора.

10.1. Моментом заключения данного Договора считается момент зачисления оплаты на расчетный счет Исполнителя за выбранные Заказчиком Услуги, при условии получения от него заявки на Услугу по форме, размещенной на сайте «http://roskonkursy.ru».

10.2. Заказчик вправе в любое время в одностороннем порядке отказаться от Услуг Исполнителя. В случае одностороннего отказа Заказчика от услуг Исполнителя произведенная оплата не возвращается.

10.3. Исполнитель оставляет за собой право изменять или дополнять любые из условий настоящего Договора-оферты в любое время, опубликовывая все изменения на сайте. Если опубликованные изменения для Заказчика неприемлемы, то он в течение семи дней с момента опубликования изменений должен уведомить об этом Исполнителя. Если уведомления не поступило, то считается, что Заказчик продолжает принимать участие в договорных отношениях.

10.4. По всем вопросам, не урегулированным настоящим Договором, стороны руководствуются действующим законодательством Российской Федерации.

Реквизиты.

Исполнитель: ИП Максименков Алексей Андреевич
ИНН: 420206996759
ОРГНИП 315420200006514
Наименование Банка: Сибирский Филиал ОАО КБ «Региональный кредит»
БИК: 045003734
КПП: 540243002
к/с № 30101810300000000734 в РКЦ Советский
р/с 40802810221410000027

Развитие мышления — логического, критического, творческого

Развитие мышления человека – это многоплановый процесс, отличающийся длительностью, систематичностью и целенаправленностью. Ведь что являет собой мыслительная деятельность? Мышление – это специфическая операционная функция психики, направленная на цельное и опосредованное постижение объективной реальности через выявление отношений и взаимосвязей, наличествующих между постигаемыми объектами, предметами или явлениями.

Развитие мышления является ключевой задачей взрослого окружения крохи, педагогов и необходимостью для всякого индивидуума не зависимо от его социальной или возрастной принадлежности. Поэтому было рождено множество технологических средств и разработаны рекомендации, сконцентрированные на выработке всесторонне развитого мышления индивида, например, существуют методики, направленные на приумножение его скорости, образности и осмысленности. Так, к примеру, развитие словесно-логического мышления у малышей способствует правильному совершению мыслительных операций, поэтапному нахождению решений, грамотному владению речью. Данная разновидность мыслительной деятельности необходима при «солировании» на публике, написании сочинений, ведении споров и в любых случаях, где необходимо собственные мысли излагать с помощью устной вербалики.

Развитие логического мышления

Умение мыслить, используя логику, позволяет находить более верные пути решения, быстрее их принимать, выстраивать взаимосвязи между разными объектами или предметами, предопределять итоги принятого решения в максимально короткие сроки. Кроме этого, именно за счет натренированного логического мышления любой индивидуум способен подвергать анализу поведение окружающего социума и определять побудительные стимулы его поступков.

Развитие логического мышления у детей не является врожденным даром. Умение мыслить логично достигается при помощи специальных средств, методик, игр и регулярных упражнений.

Игры на развитие логического мышления сегодня приобретают новый смысл, так как с появлением компьютеров и иной игровой техники детей просто невозможно оторвать от устройств. Поэтому родителям рекомендуется свести негативное воздействие от постоянного «сидения за компьютером» к минимуму. Для этого нужно увлечь детей играми, направленными на тренировку мыслительной деятельности, которые активизируют формирование стратегического мышления, развитие логики и снимают усталость или стресс.

Логически мыслить – это означает отделить значимое от второстепенного, находить аргументы, опровержения и делать выводы. Это умение быть убедительным и не ощущать себя легковерным. Каждый индивидуум периодически мыслит логически. Однако большинство людей думает шаблонами, «вбитыми» в детстве родителями, «вколоченными» педагогами и вдалбливаемыми ежедневно с голубых экранов. Поэтому нужно стараться развивать логическую мыслительную деятельность, тренировать ее. Заниматься развитием логики следует начинать практически с пеленок. А для этого необходимо понимать, что каждый возрастной период соответствует определенному виду мыслительной деятельности. Например, маленьким деткам еще не свойственно абстрактно обдумывать что-то в уме. У малышей первичными стадиями формирования логики являются наглядное мышление – действенное и образное. Другими словами, чтобы постигнуть – необходимо увидеть и потрогать.

На следующей стадии зарождается словесно-логическая мыслительная функция. На этом этапе кроха уже может говорить и думать о предмете, который не находится перед его глазами. У взрослых лиц подобное логическое мышление трансформируется в умение овладевать поставленной задачей и назначать цели, планировать и находить способы ее достижения. Наивысшим пилотажем мыслительной деятельности является умение мыслить творчески, то есть без использования готовых знаний, придумывать и изобретать.

Для развития умения мыслить логически, необходимо осознать три ключевых постулата. Первый – гласит о том, что никогда не бывает поздно равно, как и рано для формирования навыков логического мышления. Поэтому не следует ожидать, пока кроха научиться думать мысленно, чтобы начать заниматься с ним. Также не нужно считать себя старым для совершенствования мышления.

Второй – говорит, что уровню умственной деятельности подходят соответственные упражнения, которые направлены на формирование способностей производить логические операции, вопреки тому, что они могут представляться излишне примитивными или чересчур простыми. К примеру, наглядное мышление у малышей является ступенькой на пути к логическому, которую игнорировать нельзя. Поэтому не стоит сразу требовать от крохи абстрактных мыслительных операций.

Третий постулат сообщает о том, что воображение и логика не являются исключающими друг друга понятиями, а потому невозможно заменить одно другим. Воображение способствует развитию мыслительных способностей, а не мешают ему. Именно поэтому используются для тренировки логики помимо стандартных упражнений еще и средства развития логического мышления, которые одновременно направлены на стимулирование воображения и интеллекта.

Ниже представлены наиболее популярные упражнения на развитие логического мышления. Самым известным методом тренировки логики является разгадывание анаграмм, представляющих собой слово с переставленными местами в нем буквами. Например, из слова «ласка» можно сделать слово «скала».

Задания на исключения лишнего либо слова, либо предмета из логического ряда также способствуют развитию логики.

Также одним из довольно распространенных методов развития логической функции мышления считаются упражнения, заключающиеся в определении последовательности. Другими словами необходимо последовательно выстроить понятия в цепочку, начиная от конкретного и сводя его к общему. Такие упражнения обучают выстраиванию логических цепочек.

При помощи придумывания загадок также можно развить не только произведение логических операций, но и воображение. Для их составления следует представить какой-либо предмет, вспомнить все его качества и по ним создать загадку.

Упражнения на развитие логического мышления направлены на выработку навыков активной переработки в уме информации при помощи приемов логико-аналитического мышления.

Развитие словесно-логического мышления у детей возможно при помощи упражнений, в которых требуется из набора букв или конкретного слова составить другие слова. И чем больше будет придуманных слов, тем лучше.

Также популярностью пользуются различные головоломки или ребусы. Кроме этого разработаны компьютерные игры на развитие логического мышления. К примеру, «сапер» или «шахматы». Вдобавок можно взять в обиход игру в «шашки» в качестве эффективного средства развития логического мышления у дошкольников. Однако лучше выбирать средства, направленные на выработку у малышей логики, учитывая поставленные цели и ориентируясь на индивидуальных особенностях и предпочтениях крохи.

Развитие мыслительной деятельности обнаруживается в поэтапном расширении содержания мыслей, в последовательной выработке форм и приемов мыслительных операций и трансформации их в процессе общего личностного формирования. У детей одновременно с этим происходит усиление и побуждение к мыслительным операциям.

Развитие критического мышления

Осознанное и продуктивное развитие невозможно без наличия одного существенного элемента – критического мышления. Без его наличия невозможно всесторонне развитие личности.

Критическая мыслительная деятельность представляет собой сложную систему ориентирования, позволяющей субъекту самому находить так называемые «пробелы» в собственном развитии и устремлять его в нужное русло. Умение анализировать и способность совершать выбор считаются неотъемлемой частью всесторонне развитой личности. Без них индивид будет вынужден постоянно основываться на мнениях экспертов или иных авторитетов. Отсюда и выходит первое условие всесторонне развитой личности, которое заключается в наличии критического мышления. Следовательно, критичностью ума называют способность индивидов подвергать объективному оцениванию собственные мысли и чужие думы, тщательно и исчерпывающе проверять все вносимые предложения и выдвигаемые выводы.

Критическое мышление:

— помогает субъектам в установлении приоритетов в собственной личной жизни и профессиональном самоопределении;

— предполагает принятие персональной ответственности за совершенный выбор;

— приумножает уровень субъективной культуры работы с различной информацией;

— формирует способность анализировать и производить самостоятельные выводы;

— прогнозировать следствия собственных решений;

— позволяет в совместной деятельности вырабатывать культуру диалога.

Критическая мыслительная деятельность человека – это нахождение здравого смысла. Другими словами, как умозаключить и поступить логично, учитывая собственную позицию и мнения других субъектов. Таким образом, критическим мышлением называется также и умение отказываться от своих предубеждений. Поэтому весьма существенным при разрешении проблем является критическое мышление, которое способно выдвинуть свежие идеи и лицезреть более новые возможности.

Технология развития критического мышления.

В ходе саморазвития приобретение критического мышления является мощнейшим толчком, помогающим приблизиться к достижению целей и передвинуться на качественно новый этап сознания. Однако развить критическую мыслительную деятельность не совсем просто. Итак, для этого нужно пересмотреть свой дневной распорядок. Большинство людей в течение светового дня некоторое время тратят впустую, при этом, не используя его ни для отдыха, ни для продуктивной деятельности. Технология развития критического мышления состоит в использовании такого времени с целью проведения самоанализа. Для этого необходимо вечером вместо бездумного переключения каналов телевизора, оценить прошедший день, позитивные аспекты и отрицательные качества, проявляемые индивидом на протяжении дня. С этой целью рекомендуется поставить перед собой вопросы, следующего характера: «когда я пользовался собственным мышлением максимально продуктивно», «какая ситуация, происшедшая сегодня, может стать примером наихудшего проявления мышления», «чтобы я изменил сегодня, если бы имел возможность еще раз пережить этот день» и т. д. Важную роль играет предоставление себе немного времени для обдумывания ответа. Именно таким образом развивается аналитический ум, из которого вырастает критическая мыслительная деятельность. Кроме этого, необходимо вести ежедневные записи. Они помогут обнаружить паттерны мышления, подчеркивая в течение определенного интервала времени повторяющиеся реакции.

Следующим этапом будет проработка проблем. В день необходимо прорабатывать по одному проблемному вопросу. Каждое утро, по дороге в учебное заведение либо на работу следует прорабатывать выбранную на сегодня задачу. Нужно выявить логику проблемного вопроса и его структурные элементы. Другими словами, следует четко определить проблему, выявить ее отношение к ценностям индивида, его целям и потребностям. Работать с проблемным вопросом необходимо по определенному плану. Формулировать проблему следует максимально четко и предельно ясно. Затем ее нужно изучить, чтобы понять, представляет ли она собой подконтрольную зону для индивида или нет. Определить круг возможных действий, с которыми столкнется индивид в процессе решения. Следует отдавать предпочтение тем проблемным вопросам, которые можно разрешить уже сегодня, а те проблемы, для решения которых необходим дополнительный арсенал средств, лучше отложить. Нужно выделить время на активный поиск информации, необходимой для разрешения проблемы, ее анализа, интерпретации и совершения разумных выводов. Кроме этого, рекомендуется выявить собственные возможности, позволяющие произвести определенные действия с целью разрешения проблемного вопроса в кратковременной и долгосрочной перспективе? Исходя из выявленных преимуществ и негативов, необходимо оценить варианты действий. После этого нужно определить, общую стратегию и обрисовать пути решения проблемы. Продуманной стратегии следует придерживаться до завершения работы. После начала работы, следует отслеживать ситуацию. Наблюдать за тем, какие последствия действий индивида проявятся и каким образом. Нужно быть готовым своевременно изменить стратегию в соответствии с появившейся новой информацией.

Кроме этого следует уделять время и развитию интеллекта. Следует регулярно работать над развитием одной из сторон интеллекта, например, ясностью мышления или концентрацией внимания.

Критический интеллект характеризуется избеганием поверхностных обобщений и легкомысленных выводов, стремлением смотреть вглубь, уклонением от категоричности в подходах. Научиться думать критически – это означает следовать нормам логики, проявлять любознательность, иметь собственное мнение, умение пользоваться исследовательскими и творческими средствами для отстаивания своей позиции.

В связи с интенсивно прогрессирующим обществом в области получения и анализа информации, требованиями среды были разработаны приемы развития критического мышления, представляющие собой единую систему, которая целенаправлена на формирование способностей работы с информацией во время письма и чтения.

Мыслить критически означает естественным образом взаимодействовать с идеями и данными. Ведь индивидам необходимы навыки не только овладения данными, но и умения их подвергнуть критической оценке, осмыслить и применить.

Критическая мыслительная деятельность является одной из форм интеллектуальных функций субъектов, которая характеризуется значительным уровнем перцепции, осознания, объективности подходов к информационному полю, окружающему его. Критическое мышление объединяет в себе комплекс навыков и способностей, вырабатывающихся поэтапно вследствие развития и в процессах учебной деятельности. Таким образом, приемы развития критического мышления вырабатывают самостоятельную мыслительную деятельность, вооружают методами и средствами самостоятельной работы. Критический ум обладает своими признаками.

Критическое мышление, в первый черед, является самостоятельной операцией, а информация – это отправной, а абсолютно не заключительный пункт назначения критической мыслительной деятельности. Знания формируют мотивацию, без которой индивид не способен мыслить критически.

Критическое мышление берет свое начало с постановки круга вопросов и определения проблем, которые необходимо решить. Критическая мыслительная операция устремлена на убедительную аргументацию. Критическая мыслительная деятельность человека является мышлением социальным.

Развитие творческого мышления

Лишь благодаря возникновению свежих идей человеческая цивилизация имеет возможность развиваться. Практически было доказано, что творческий потенциал можно развить практически у всех индивидуумов с нормальным уровнем интеллектуальной сформированности. Однако для этого необходимо совместно целенаправленные силы родителей и педагогов. Часто взрослое окружение требует от детей моментального быстрого выполнения задачи. При этом они не совершенно оставляют им времени подумать и возможности поэкспериментировать. Вследствие чего малыши зачастую стараются припомнить знакомую им вариацию решения или бездумно скопируют действия взрослых.

Творческое мышление детей и взрослых требует максимальной самостоятельности и большей независимости от знакомых решений. Именно поэтому развитие способностей к творческим операциям требует временных затрат и терпения от малышей и взрослых.

Способы развития творческого мышления неразрывно связаны с тренировкой следующих операционных функций психики: восприятия и воображения, памяти и речи.

На дошкольном возрастном этапе особый смысл приобретает развитие навыков опознавания чувственных впечатления и именование их. Малыш, знакомясь с качествами предметов или объектов, таких как форма, цвет, размер, запах может находить решения к творческим заданиям на поиск предмета по определенным характеристикам. К шестилетнему возрасту крохи уже умеют самостоятельно создавать загадки о различных предметах либо объектах, обрисовывая их чувственные характеристики и свойства. Семилетний ребенок уже способен подвергать сравнению и сопоставлению свойства и характеристики различных предметов. Малышам в этом возрастном периоде становятся доступны такие структуры речи, как метафора и аллегория.

Прямое обучение творческой мыслительной деятельности невозможно, однако вполне реальным является косвенное воздействие на нее посредством сотворения условий, стимулирующих или замедляющих творческую активность индивидов. Такие условия бывают ситуативными и личностными. Личностные условия охватывают черты характера, свойства личности, которые могут воздействовать на состояния, спровоцированные различными событиями.

Ситуативные факторы, негативно воздействующие на творческий потенциал субъекта, включают: дефицит времени, нахождение в стрессовом состоянии, повышенную тревожность, излишне сильную или чересчур слабую мотивацию и т.п.

К факторам личностного характера, негативно воздействующим на произведение творческих операций, относят неуверенность в себе или гиперуверенность, конформизм, эмоциональную подавленность и ряд других.

С целью совершенного раскрытия творческого потенциала рекомендуется использовать следующие методы развития творческого мышления. В первый черед следует минимизировать негативное воздействие устоявшихся моральных табу и культурных запретов, снятие влияния установок, выработавшихся в деятельности. В этом помогут такие способы, как расширение сферы интересов индивида, самоидентификация с иным индивидом, переключение внимания или смена деятельности.

Так как для проявления творчества необходимо обладать высоким уровнем самооценивания, то целесообразным будет воздействие на нее посредством минимизации внешней отрицательной и повышения положительной мотивации.

Большинство исследователей биографий известных личностей заметили, что творческое мышления выражается более слабо, когда в эмоциональной зоне устанавливается довольно продолжительное постоянство.

Способы развития творческого мышления. Таких способов разработано множество. Из них наиболее несложными в исполнении являются ниже приведенные. Через определенный промежуток времени можно подбирать ассоциации к неоконченным рисункам. При этом не нужно стесняться полета фантазии. Ведь этим индивид занимается для развития собственных способностей, а не с целью получения оценки от окружения. Поэтому во время данного упражнения не желательно присутствие посторонних.

Также можно находить различное применение общеизвестным предметам. Данное задание не только интересно, но и может сойти за игру в кругу друзей. Кроме этого, отлично развивают фантазию и творческое мышление придумывание рассказа из ограниченного набора слов за определенное количество времени.

Методы развития творческого мышления человека, в первый черед, направлены на снятие преград или ослабление барьеров, находящихся между осознанным и бессознательным.

Для эффективного развития творческой деятельности необходимо соблюдение следующих условий: критичность ума, способность подвергать качественному анализу информацию, умение находить причинно-следственные связи, понимание вероятного развития дальнейших событий, умение выстраивать логический ряд, способность «фантанировать» идеями, наличие возможности не ограничиваться привычными схемами, шаблонными решениями и традиционными действиями, моментальное разрешение проблемных вопросов, выбор адекватного решения, уравновешенность и спокойствие в подходе к проблемам.

Умение удивляться и способность к креативу являются главными составляющими развития творческого мышления.

Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

IdeaConnection: Методы мышления

Мозговой штурм

Мозговой штурм — самый известный и популярный метод генерирования идей для групп. Мозговой штурм полезен на всех этапах более крупного процесса решения проблем.

Шаррет

Формальная версия Charrette включает творческие зубрежки в течение нескольких дней, в которых участвуют архитекторы, их творческие поставщики, муниципальные чиновники, застройщики и жители. Такие сеансы также называют исследованием по замыслу.

Креативное решение проблем

С момента появления ставшей уже классической структуры Осборна-Парнеса многие академические и коммерческие организации пересортировали и переименовали этапы и фазы того, что мы теперь называем творческим процессом решения проблем (CPS).

Критическое мышление

Критическое мышление – это объективный анализ фактов для формирования суждения. Критическое мышление — это самонаправленное, самодисциплинированное, самоконтролируемое и самокорректирующее мышление. Это влечет за собой способность эффективно общаться и решать проблемы, а также стремление преодолеть наш врожденный эгоцентризм и социоцентризм.

Мечтать

Это метод следования за своими мыслями одна за другой, заставляющий человека дрейфовать в потоке идей, которые в конечном итоге принимают коническую форму: то, что, казалось бы, началось как случайные мысли, закончится как вершина конуса: окончательная идея.

Диалектические подходы

Некоторые подходы к решению проблем используют дебаты для исключения предположений и генерирования оригинальных идей.

Анализ силового поля

Анализ силового поля определяет конкурирующие силы, связанные с проблемой, и использует мозговой штурм для поиска решений

Инновационный метод FORTH

Инновационный метод FORTH — это ориентированный на клиента вдохновляющий практический инновационный метод, состоящий из пяти шагов для создания новых продуктов и услуг. В течение 14 недель после запуска вы создаете 4 новых мини-бизнес-кейса с кросс-функциональной командой.

Интерактивное планирование и идеализированный дизайн

Интерактивное планирование, как оно определено и распространено Расселом Л. Акоффом, фокусируется на создании будущего путем проектирования желаемого настоящего.

Метод К-Дж

Метод К-Дж был разработан Дзиро Кавакита в 1960-х годах как диаграмма сходства и стал одним из семи инструментов управления и планирования, используемых в комплексном контроле качества

Нестандартное мышление

Латеральное мышление — это преднамеренный, систематический процесс творческого мышления, в ходе которого проблемы преднамеренно рассматриваются с совершенно разных сторон.

Микрореальность

Микро-реальность — это метод развития ума, который изучает и анализирует проблемы и проблемы с целью предоставления новых, индивидуальных и динамичных решений.

Интеллект-карты

Интеллект-карта — это, по сути, нелинейная форма описания. Идея состоит в том, чтобы составить органически связанную диаграмму слов, понятий, идей, задач, решений или другой информации и связать отдельные элементы в соответствии с требованиями их ассоциаций.

Морфологический анализ

Морфологический анализ обеспечивает систему и формат для изучения параметров сложных проблемных ситуаций для новых комбинаций, которые могут быть преобразованы в творческие решения.

Продуктивное мышление

Productive Thinking — это система решения проблем и поиска возможностей, разработанная для включения таких творческих методов, как мозговой штурм и латеральное мышление, по мере необходимости.

Генератор случайных слов

Использование генератора случайных слов — это простой способ заставить свой разум отвлечься от его обычной рутины и переключиться на касательные, которые в противном случае он бы не принял.

СКАМПЕР

SCAMPER — это аббревиатура от семи приемов мышления, которые помогают тем, кто их использует, находить нестандартные решения проблем. Техники мышления настолько распространены в творческом поведении человека, что правильнее было бы назвать SCAMPER мнемоникой для набора техник, а не отдельной техникой.

Шесть мыслящих шляп

Метод Шести Мыслящих Шляп определяет шесть способов мышления, которые должны быть параллельно направлены на решение решаемой проблемы. Этот подход параллельного мышления активно препятствует и заменяет аргументативный подход, при котором члены группы выступают за противоположные решения.

SWOT-анализ

SWOT-анализ хорошо известен как бизнес-инструмент для планирования, но вы можете найти его очень полезным для общего мышления.

Синектика

В основе синектики лежит значение названия. На протяжении всего сеанса синектики фасилитатор отвечает за объединение и руководство различными людьми, их различными идеями и случайной стимуляцией.

Системное мышление

В этой серии статей о системном мышлении я делюсь ключевыми идеями и инструментами, необходимыми для развития и развития системного мышления для решения сложных проблем.

Теория устранения неполадок

Эта Теория необходима для выяснения первопричин любой проблемы в любой системе/машине. Когда вы прочитаете его, вы оцените тот факт, что до сих пор никто не решил ни одной проблемы в любой системе/машине без непреднамеренного использования этого метода; который я тщательно исследовал и задокументировал.

ТРИЗ

Исходя из гипотезы о существовании универсальных принципов творчества или моделей изобретательства, следует, что все решения уже найдены. Методология ТРИЗ опирается на базу знаний таких моделей изобретения.

Критическое мышление > Образовательные методы (Стэнфордская философская энциклопедия)

Эксперименты показали, что образовательные вмешательства могут улучшить способности и склонности к критическому мышлению, измеряемые стандартизированные тесты. Глейзер (1941) разработал учебные материалы. подходит для старших классов начальной школы, средней школы и студентов колледжей. Чтобы проверить их эффективность, он разработал вместе со своим спонсором Goodwin Уотсона Тесты критического мышления Уотсона-Глейзера, чьи потомки широко используются во всем мире под названием «Watson-Glaser». Оценка критического мышления» (Watson & Glaser 1980а, 1980б, 1994). Он обнаружил, что учащиеся старших классов средней школы, получившие 10 недель обучения с использованием этих материалов улучшили свои оценки по эти тесты больше, чем другие такие студенты, получающие стандарт Учебная программа по английскому языку в течение 10 недель, до степени, которая была статистически значимы (т. е., вероятно, не случайны). Более недавно Abrami et al. (2015) резюмировали в метаанализе лучшие Имеющиеся данные об эффективности различных стратегий обучение учащихся критическому мышлению. Метаанализ, используемый в качестве мера эффективности модифицированная версия статистической меры известный как «d Коэна»: отношение разницы в средний балл к статистическому отклонению (SD) баллов в контрольная группа. Разница в 0,2 SD — это небольшой эффект, т.к. разница в 0,5 SD — умеренный эффект, а разница в 0,8 — большой эффект (Коэн 1988: 25–27). Абрами и др. (2015) нашли средневзвешенная величина эффекта 0,30 среди 341 величины эффекта, с эффектом размеры от -1 до +2. Это методологически тщательное метаанализ предоставляет убедительные статистические доказательства того, что явные инструкция по критическому мышлению может улучшить критическое мышление способности и наклонности, измеряемые стандартными тестами.

Хотя современный метаанализ дает более обоснованный вердикт на заявления о причинно-следственной эффективности, чем другие методы расследования, это не дает читателю интуитивного понимания того, в чем разница конкретное вмешательство в жизнь тех, кто его получает. К получить оценку этой разницы, это помогает прочитать свидетельство преподавателей и студентов Лабораторной школы Чикаго, где Идеи Дьюи приобрели конкретность. История школы, написанный двумя его бывшими учителями в сотрудничестве с Дьюи, делает следующее заявление о последствиях своего подхода:

В результате этой охраны и управления своей свободой дети сохранили силу инициативы, естественно присущую юным детей через их любознательные интересы. Этот дух исследования было предоставлено множество возможностей и разработано с большинством дети привыкают что-то пробовать сами. Таким образом, они постепенно освоились и в той или иной степени овладели в, использование экспериментального метода для решения задач во всех областях своего опыта. ( Мэйхью и Эдвардс 1936: 402–403)

Учитель естественных наук в школе написал:

Я думаю, что дети получили научный настрой. Они узнали кое-что для себя. Решали самые простые задачи который, возможно, включал в себя самый банальный и повседневный факт в образом, что действительно научный исследователь идет на работу. (Мэйхью и Эдвардс 1936: 403)

Выпускница школы рассказала о характере своих бывших учеников следующим образом:

Мне трудно быть сдержанным в построении характера Результаты школы Дьюи. По прошествии лет и как я наблюдал за жизнью многих учеников школы Дьюи, я всегда был поражены легкостью, которая приспосабливает их ко всем родам и условиям чрезвычайных ситуаций. Они не колеблются и не барахтаются под неустойчивыми эмоции; они идут вперед и решают проблему в руках, руководствуясь их позитивно сформированные рабочие привычки. Разочарование для них несуществующий, почти до абсурда. Именно за это достижение в повседневной жизни неизбежно. Тот, кто получил работу модель решения проблем имеет мужество, рожденное уверенностью в себе и достигает. ( Мэйхью и Эдвардс 1936: 406–407)

В отсутствие контрольных групп, стандартизированных тестов и статистические методы контроля смешанных переменных, такие как свидетельства являются слабым доказательством эффективности образовательной вмешательство в развитие способностей и предрасположенностей критический мыслитель — в концепции Дьюи научный отношение. Но они дают яркое представление о том, что может быть осуществляется в образовательной системе, которая берет на себя развитие критическое мышление как цель.

Дьюи создал Лабораторную школу явно как эксперимент, чтобы проверить свою теорию познания, которая

подчеркивал роль в развитии мысли проблем, которые возникшие в активных ситуациях, а также необходимость тестирования мысль действием, если мысль должна перейти в знание. (Дьюи 1936: 464)

Поэтому учебная программа школы начиналась с ситуаций, знакомых детей от их домашней жизни (например, от приготовления пищи и одежду) и ставили задачи, которые дети должны были решить, выполняя вещи и отмечая последствия. Эта учебная программа была скорректирована в свет своих наблюдаемых результатов в классе.

Школа продолжает экспериментировать с предметом начальной учебной программы доказали, что результаты в классе были лучшими когда деятельность соответствовала изменениям ребенка интересы, его растущее сознание отношения средств и цели, и его растущая готовность совершенствовать средства и откладывать удовлетворения, чтобы достичь лучших результатов… Важный вопрос для тех, кто руководит этим процессом роста и продвижения согласование и сотрудничество интересов и усилий, вот что. Что конкретный предмет или вид мастерства имеет такую ​​жизненно важную связь с интересами ребенка, имеющимися силами и способностями расширит один [интерес – Д. Х.] и будет стимулировать, тренировать, и нести вперед другие [силы и возможности — Д. Х.] в прогрессивный порядок действий? ( Мэйхью и Эдвардс 1936: 420–421)

В приложении к истории Лабораторной школы Дьюи (1936: 468–469) признает, что школа не решила проблему находить вещи в настоящем опыте ребенка, из которых будет расти более сложное, техническое и организованное знание. Пассмор (1980: 91) отмечает одну трудность начинать с детского возраста. внешкольный опыт: они сильно отличаются от одного ребенка к другой. Более того, повседневный внешкольный опыт ребенка дают мало ссылок на систематическое знание природы и человеческой истории, что человечество разработало и что школы должны проходить к следующему поколению. Если дети получат такие знания через исследование проблем, учителя должны сначала обеспечить информация как основа для формулирования интересующих их проблем (Пасмор 1980: 93–94).

Со времени эксперимента Дьюи прошло более века. в Тем временем исследователи усовершенствовали методологию экспериментов. с людьми, в образовательных исследованиях и в других местах. У них есть также разработал методологию метаанализа для объединения результаты различных экспериментов, чтобы составить полную картину того, что был обнаружен. Абрами и др. (2015) сообщают о результатах такого метаанализ всех экспериментальных и квазиэкспериментальных исследований опубликованные или заархивированные до 2010 г., которые использовались в качестве переменных результата стандартизированные меры способностей или склонностей к критическому мышлению типа, перечисленного в Facione 1990а и описаны в разделах 8 и 9 основного входа. Под экспериментальным исследованием они понимают исследование, в котором участники случайным образом делятся на две группы, одна из которых получает образовательное вмешательство, предназначенное для улучшения критического мышление и другая из которых служит управлением; они нашли несколько такие эксперименты из-за сложности достижения рандомизации в аудиториях, где проводились занятия. По квазиэксперимент, они означают исследование с группой вмешательства, которая получает образовательное вмешательство, предназначенное для улучшения критического мышление и контрольная группа, но без случайного распределения на две группы. Первоначально они включали также то, что они называли «предэксперименты» с одногрупповым претестом-посттестом конструкции, но решили на этапе анализа не включать эти исследования. Под нормированной мерой понимают испытание с нормами полученные в результате предыдущего проведения теста, как указано в руководство к тесту, такое как Watson-Glaser Critical Thinking Оценка (Watson & Glaser 1980a, 1980b, 1994), Корнелл Тесты критического мышления (Эннис и Миллман, 1971; Эннис, Миллман, и Томко 1985; 2005), Калифорнийский тест навыков критического мышления. (Facione, 1990b, 1992) и Калифорнийского критического мышления. Инвентаризация диспозиций (Facione & Facione 1992; Facione, Facione, и Джанкарло 2001). Они включали все такие исследования, в которых воспитательное вмешательство длилось не менее трех часов, а участникам было не менее шести лет.

В этих исследованиях они обнаружили 341 величину эффекта. Они оценили каждый образовательное вмешательство в зависимости от степени его участия диалог, закрепленная инструкция и наставничество. Они обнаружили, что каждый из эти факторы повысили эффективность образовательной вмешательство, и что они были наиболее эффективными в сочетании. Они объяснил эти три фактора следующим образом.

Диалог : В критическом диалоге, который исторически восходит к Согласно Сократу, люди обсуждают проблему вместе. Диалог может быть устным или письменным, а также кооперативным или враждебным. Это может занять форма задавания вопросов, обсуждения или дебатов. Некоторые учебные программы предназначен для поощрения критического мышления, создать «сообщества опрос» среди студентов. Такие общины были видным особенность Лабораторной школы Дьюи, включенной как средство продвижение основной моральной цели воспитания духа социального сотрудничества между детьми.

Важный аспект этого процесса кондиционирования посредством ежедневная практика школы заключалась в том, чтобы помочь каждому ребенку сформировать привычка думать, прежде чем делать во всех его различных предприятиях. ежедневная процедура в классе начиналась с личного обсуждения работа дня и ее связь с работой предыдущего периода. затем столкнулись с новой проблемой, проанализировали возможные планы и ресурсы для ее решения, предложенного членами группы. Дети скоро стал любить этот метод. Это давало как индивидуальному, так и групповому смысл способность быть разумным, знать, что они хотят сделать, прежде чем они сделал это, и осознать причины, по которым один план был предпочтительнее, чем другой. Он также приложил все усилия, чтобы доказать обоснованность свое суждение, проверяя план в действии. Каждый член группы таким образом приобрел привычку наблюдать, критиковать и интегрировать ценности в мыслях, чтобы они направляли действие, которое интегрировать их на самом деле. Ценность такого предвидения последствия действия до того, как они стали фиксированными, поскольку был подчеркнут факт в философии школы. Социальный подтекст очевиден. Сознательное направление своих действий на обдуманные социальные цели стал верным показателем прогресса ребенка в зрелость. ( Мэйхью и Эдвардс 1936: 423–424)

Исследовательские сообщества также являются особенностью метода Монтессори. описан Тайером-Бэконом (2000) и Философией для детей. программа, разработанная Мэтью Липманом (Splitter, 1987). Липман (2003) теоретически исследует, что связано с созданием сообществ расследование. Хичкок (2021) утверждает, что наиболее очевидный путь для школ развивать критическое мышление — способствовать развитию сообществ расследования.

Прикрепленная инструкция : В закрепленной инструкции, защита которой восходит к Руссо (1762) и Дьюи (1910), предпринимаются попытки представить учащимся проблемы, которые имеют для них смысл, вовлечь их, и стимулировать их к поиску. Симуляторы, ролевые игры и представления этических или медицинских дилемм являются методами анкеровка.

Наставничество : Наставничество — это отношения один на один, в которых кто-то с более соответствующим опытом (наставник) взаимодействует с кто-то с меньшим (подопечный). Наставник действует как модель и как критик, исправляющий ошибки подопечного. Примеры наставничества советник разговаривает со студентом, врач моделирует процедуру для студент-медик и сотрудник, исправляющий интерна. Абрами и др. (2015) определили три вида наставничества в исследованиях, которые они проанализированы: взаимодействие учителя и ученика один на один, диады сверстников и стажировки.

Абрами и др. (2015) также сравнили образовательные вмешательства с в отношении того, были ли они частью предметного обучения. Для С этой целью они использовали различие между четырьмя типами вмешательства. сформулировано Эннисом (1989). Общий подход пытается научить критическое мышление отдельно от преподавания предмета. Ан инфузионный подход сочетает в себе глубокое предметное обучение, в котором учащиеся поощряются к критическому мышлению с явной ссылкой на принципы критического мышления. Метод погружения обеспечивает глубокое преподавание предмета с поощрением мыслить критически, но без явной ссылки на принципы критического мышления. смешанный подход сочетает общий подход либо с инфузией, либо с иммерсионный подход; студенты объединяют отдельный поток или курс, направленный при обучении общим принципам критического мышления с глубоким предметная инструкция, в которой их поощряют думать критически относиться к предмету. Хотя средний размер эффекта в исследованиях с использованием смешанного вмешательства (+0,38) был выше, чем средние величины эффекта в исследованиях с использованием общего (+0,26), инфузионного (+0,29) и иммерсионным (+0,23) вмешательствах разницы не было. статистически значимый; Другими словами, это могло быть связано с шанс.

Клегхорн (2021 г.), Макайо (2021 г.) и Хайнер (2021 г.) предложения по развитию критического мышления соответственно в начальное, среднее и послесреднее образование. Винсент-Ланкрэн и др. др. (2019) сообщают о результатах проекта Организации по Экономическое сотрудничество и развитие для развития с учителями и школы в 11 странах ресурсы для развития творчества и критическое мышление в начальной и средней школе.

Эннис (2013, 2018) сделал подробное предложение для смешанного подхода. для обучения критическому мышлению в рамках учебной программы бакалавриата образование. Попытки реализовать такой подход натолкнулись сложности. Weinstein (2013: 209–213) описывает попытку Государственный университет Монклера в Монклере, штат Нью-Джерси, с 1987 г. по 1990-е годы. Он сообщает, что требование университета включить критическое мышление во все общеобразовательные курсы, что привело к использование концепции при определении тем и задач в учебных программах курсов, но без объединяющей теоретической базы. Комиссия, утвердившая курсы, как удовлетворяющие общеобразовательным требованиям, игнорировали отношение учебных результатов к критическому мышлению и вместо этого на рабочих требованиях с отношением prima facie к рефлексивным мысли: курсовые работы, проекты, групповая работа и диалог. Шеффилд (2018) сообщает о подобных трудностях, с которыми он столкнулся в своей должности с С 2012 по 2015 год в качестве первого председателя Юджина Х.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *