Пример физиологические потребности: Физиологические потребности человека — что это такое: список и примеры

что это такое, примеры, классификация

Опубликовано: Автор: Даниил Т.

Каждый человек является социальным существом, в связи с чем ему присущи определенные социальные потребности, которые являются не менее важными, чем биологические. В этой статье мы разберемся с тем, что такое социальные потребности, рассмотрим примеры социальных потребностей, их значение и разновидности.

Что такое социальные потребности?

Социальные потребности — потребности в принадлежности к обществу, социальном взаимодействии, привязанности и поддержки. В эту категорию входят труд, духовная культура, отдых, политическая, социальная и экономическая активность. Не менее важными факторами становятся семейная жизнь, взаимодействие в коллективах и группах.

Разумеется, социальные потребности являются второстепенными по отношению к биологическим, и наиболее острая необходимость в них возникает только в том случае, если человек полностью удовлетворяет свою нужду в отдыхе, питание и сне, поскольку нарушение данных факторов приводит к летальному исходу. Отсутствие реализации социальных потребностей также может вести к определенным негативным факторам для человека, но здесь речь не идет о летальном исходе, а только об определенных негативных последствиях для психологического здоровья.

В случае, если степень удовлетворения социальных потребностей находится на низком уровне, то это может приводить к понижению уровня жизни, а как следствие — к затруднению реализации биологических потребностей, поскольку зачастую социальные навыки позволяют нам более полно удовлетворять свои биологические потребности. Например, хорошие знакомства и связи помогают получать более высокие должности, как следствие — получать более высокий доход, что позволяет питаться более качественно, полноценно отдыхать. Таким образом, между социальными и биологическими потребностями прослеживается взаимосвязь.

Примеры социальных потребностей

Наиболее распространенными видами социальных потребностей можно выделить следующие:

  • Потребность в любви, дружбе, семье;
  • Потребность принадлежать к определенной социальной группе;
  • Необходимость занимать какое-то положение в социальной группе;
  • Необходимость соответствовать правилам и требованиям выбранной социальной группы.

Существует достаточно большая категория людей, которые сознательно определяют социальные потребности более приоритетными по сравнению с биологическими. Например, они жертвуют собственным сном или приёмом пищи, чтобы иметь возможность реализовать определенные социальные обязательства, проводить время с близкими и важными для них людьми.

Социальные потребности можно классифицировать на следующие основные группы:

  • Эстетические. Необходимость человека во всем выделять некоторую гармонию, баланс и красоту;
  • Личностные. Потребности, наиболее активно проявляющиеся на этапах взросления. Сюда входит самопознание, саморазвитие и самосовершенствование.
  • Эмоциональные. Категория факторов, отражающих необходимость человека выражать эмоции, а также получать их от других людей.
  • Интеллектуальные. Врожденное свойство каждой личности, которое заключается в непрерывном процессе познания окружающего мира.
  • Творческие. Поиск способов самовыражения и реализации внутреннего мира.

Виды социальных потребностей

В психологии выделяют классификацию в зависимости от направленности действия:

  • «На себя». Проявляется в стремлении человека завоевать авторитет, повысить социальный статус, получить признание со стороны других людей;
  • «На других людей». Проявляется в конкретных действиях, когда человек жертвуют личными интересами в пользу других людей.
  • Совместные. Человек стремится найти баланс между соблюдением интересов других людей и собственных. Также здесь подразумевается грань между вступлением в конкретную социальную группу и сохранением определенной независимости.

Однако Эрих Фромм выделил совершенно другой список социальных потребностей. Психолог представил собственный набор факторов:

  • Связи – непосредственное желание человека присоединиться к социальной группе;
  • Привязанности – желание человека любить, строить отношения;
  • Самоутверждение – потребность закрепления собственной значимости;
  • Самоосознание – необходимость в осознании внутреннего мира и собственной индивидуальности.
  • Ориентир – стремление человек хочет найти образец для подражания, на который он будет равняться при ведении собственной деятельности.

Значение социальных потребностей

Социальные потребности обладают меньшим приоритетом важности, чем физические потребности, однако для человека они все равно сохраняют огромное значение.

Важность социальных потребностей проявляется в следующем:

  • Развитие и становление каждого человека происходит только в общественной среде. Человек не может существовать полностью вне социума.
  • Отсутствие социальных потребностей приводит к тому, что человек уподобляется животному.
  • Для достижения успехов в социуме требуется наличие социальных потребностей и их успешная реализация.

Первичные и вторичные потребности. Большая российская энциклопедия

Термины

Области знаний:
Экономика и организация предприятия, Менеджмент и управление организацией
Другие наименования:
Для первичных потребностей — основные, базисные

Перви́чные и втори́чные потре́бности, 1) физиологические потребности в воде, воздухе, пище, укрытии (жилище), сне и размножении; 2) социальные потребности в уважении и самоуважении, красоте, самоактуализации, истине, успехе, обучении, саморазвитии (см. статью Личностный рост). 

Потребность – это ощущение недостатка в чём-либо, что необходимо для жизнедеятельности человека. Потребность вызывает побуждение (стимул) к действию, становится мотивом. Потребности, ставшие мотивом, невозможно наблюдать или измерять напрямую. Об их наличии можно судить лишь по поведению людей.

Потребности подразделяют на первичные и вторичные.

Первичные потребности – это те, без удовлетворения которых невозможно само существование и воспроизводство человека. К ним можно причислить также потребность в безопасности. Эти потребности существуют не только у людей, но и у высших животных. Они определяются условиями физиологического существования.

Вторичные потребности – это социальные потребности. К ним относятся потребность любить и принадлежать, потребность в истине, уважении и самоуважении, успехе, красоте, самоактуализации, обучении, саморазвитии. Список может быть достаточно обширным. Вторичные потребности формируются в процессе жизни человека по мере того, как он набирает опыт.  Поскольку люди различаются приобретённым опытом, набор и значимость вторичных потребностей для каждого человека могут сильно различаться.

Когда потребность ощущается человеком, она пробуждает в нём состояние устремлённости. Это состояние направлено на достижение цели. При этом цель, которую ставит себе человек, воспринимается им как способ удовлетворения потребности, а действия, совершаемые для достижения этой цели, рассматриваются как средство. В случае, когда человек достигает цели, возможны разные результаты. В одном случае потребность оказывается удовлетворённой, в другом – лишь частично удовлетворённой, в третьем – полностью неудовлетворённой. То, в какой степени человек удовлетворил свою потребность, определяет его поведение в будущем. Если потребность была удовлетворена, то человек будет стараться повторить соответствующее поведение или соответствующие действия. Если же в прошлом то или иное поведение не привело к удовлетворению потребности, тогда человек будет избегать соответствующего поведения. Учёт корреляции между степенью удовлетворения потребностей и тем или иным поведением представляет собой систему, которая, будучи принятой во внимание, служит залогом успешного менеджмента.

Эффективная мотивация использует как первичные, так и вторичные потребности. Мотивация, основанная на вторичных потребностях, диктует применение специальных методов осуществления, базирующихся на формировании и развитии корпоративной культуры.

Традиционный менеджмент в основном использует стимулы материальной или нематериальной природы, используя награды и поощрения как основу для формирования необходимых мотивов у людей. Примеры таких наград и поощрений – повышение заработной платы, квартальные и годовые бонусы, продвижение по службе, дополнительный отпуск, служебный автомобиль, оплата определённых расходов, медицинская страховка.

В организациях, которые отличаются более продвинутым менеджментом, достаточно широко используются методы мотивации на базе вторичных потребностей человека.  Мотивом для эффективной работы может стать возможность обучения, расширение зоны ответственности, благоприятная атмосфера в коллективе, ощущение значимости выполняемой работы, самоуважение, дружба и продуктивное общение, возникающие в процессе работы, и другие аналогичные мотивы.

Для того чтобы культивировать эти мотивы, применяют методы развития и укрепления корпоративной культуры, в частности методы формирования общих для всех сотрудников ценностей.

Так как структура потребностей человека определяется в значительной степени ранее приобретённым опытом, использование вторичных потребностей в процессе мотивации исходит из того, что вторичные потребности поддаются формированию и трансформации под воздействием нового опыта сотрудников. Для того чтобы более эффективно мотивировать работников на базе их вторичных потребностей, необходимо целенаправленно использовать специальные форматы взаимодействия внутри трудового коллектива, способствующие укреплению и развитию корпоративной культуры организации. Так, например, формируя новый опыт работы в команде и укрепляя общекорпоративную ценность «работа в команде», можно усилить мотивацию сотрудников компании, основанную на удовлетворении их потребности работать в атмосфере плодотворного сотрудничества с коллегами и друзьями.

Гапоненко Александр Лукич

Дата публикации:  22 мая 2022 г. в 17:51 (GMT+3)

Информация для студентов и преподавателей

«Мы предоставляем надежные, доступные и точные рецензируемые учебные пособия, которые отражают мнение экспертов — все на языке, понятном студентам университета!»


Крис Дрю, доктор философии
Основатель и главный редактор

О курсе «Уверенность в написании эссе»

Что говорят мои ученики

«ЛЮБОВЬ, ЛЮБОВЬ, ЛЮБОВЬ Крис. Один из лучших учителей, которые у меня когда-либо были. Мне нравится его легкий и понятный стиль преподавания».


Джессика Т.
Студент социальных наук

«Я был так впечатлен поддержкой и присутствием Криса. Крис такой вовлеченный, поддерживающий и энергичный. Без его замечательного руководства и энтузиазма я бы не учился так хорошо, как в университете».


Салли Р.
Бакалавр педагогических наук Студент

«Крис поддерживает и очень эффективно учит. У него отличный способ объяснить суть и разбить все на мелкие кусочки. Он изо всех сил старается помочь своим ученикам стать лучше».


Кристин С.
Молодежная студентка

«Крис выходит за рамки любого другого учителя, которого я когда-либо имел, очень доступный и в курсе всех мельчайших деталей. Большое спасибо Крису».


Джеймс Л.
Бакалавр гуманитарных наук Студент

Пройти курс написания эссе

Как показано в

The Economist

Readers Digest

Times Высшее образование

Журнал eLearn

Просмотр сайта


Академическое письмо Навыки

Поиск


Советы по учебе в колледже

Поиск


Тематические учебные пособия

Поиск


Поиск учебных пособий

Лучшие учебные пособия по академическому письму и обучению

Как написать введение, которое поразит вашего учителя

Практические советы о том, как написать введение для вашего следующего эссе.

Как избежать прокрастинации во время учебы

Вот 11 научно обоснованных советов о том, как не отвлекаться от учебы.

Как начать эссе (если не знаешь, что написать)

Иногда первое предложение самое сложное. Вот ваше решение.

Как найти научные источники в Интернете (бесплатно)

Простое руководство по поиску научных источников, необходимых для вашей следующей статьи.

Моя идеальная формула структуры абзаца

Это один из моих самых больших и лучших приемов для написания потрясающих глубоких эссе.

Должны ли вы получить Grammarly? Вот мое мнение.

Я смотрю на аргументы с обеих сторон этой темы.

Как перефразировать как профессионал, чтобы получить высшие оценки

Перефразировать сложно, но с помощью этой простой формулы я превратил это в искусство.

Как отредактировать эссе, чтобы получить на 13% более высокие оценки

Исследования показывают, что правильное редактирование повысит вашу оценку на 13%.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *